Международная практика по пенсионному обеспечению

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Терехова В.А.

Текст научной работы на тему «Учет затрат на пенсионное обеспечение: международная и Российская практика»

УЧЕТ ЗАТРАТ НА ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: МЕЖДУНАРОДНАЯ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА

доктор экономических наук; профессор Финансовая академия при Правительстве РФ

Затраты на пенсионные пособия являются неотъемлемой частью бухгалтерского учета затрат в любом обществе.

В мировой практике такие затраты отражаются в международном стандарте IAS 19 "Затраты по пенсионному обеспечению", принятому в 1995 году.

Цель данного стандарта состоит в том, чтобы дать рекомендации относительно признания пенсионного обеспечения в качестве затрат.

Программы по пенсионному обеспечению в международной практике - это соглашения, согласно которым компания обеспечивает работников пенсией в течение или после окончания срока службы (либо в форме ежегодного дохода или в форме единовременно выплачиваемой суммы).

Такие программы могут проводиться предприятием (организацией) самостоятельно или в соответствии с требованиями законодательства определенной страны.

Как правило, для финансирования программ пенсионного обеспечения формируется отдельный фонд.

Такие фонды являются независимыми институтами и обычно управляются третьими лицами, которые могут назначаться компанией либо непосредственно служащими компании.

В практике зарубежных стран обычно функционируют два типа программ пенсионного обеспечения:

- программа формирования пенсионного фонда за счет отчислений, производимых работодателями;

- программа формирования пенсионного фонда за счет взносов служащих.

Существует также комбинированный вариант, обладающий признаками как первого, так и второго типа пенсионных программ.

Первый тип программ формирования фонда представляет собой такие программы, согласно которым суммы, выплачиваемые в качестве пенсий, определяются на основе отчислений в фонд и поступлений прибыли от инвестиций. Согласно программам формирования пенсионного фонда за счет отчислений работодателей, обязательства компаний включают сумму, которую они согласны вносить в специальный фонд для выплаты пенсий работникам. При этом отчисления компаний в счет программы пенсионного обеспечения признаются как расход или обязательство в том периоде, в котором они были произведены. С точки зрения бухгалтерского учета данный тип программ пенсионного обеспечения вызывает меньше проблем, так как взносы компаний являются фиксированными и начисляются исходя из того, работал ли работник в компании в течение отчетного периода.

Второй тип пенсионных программ - это программы, согласно которым суммы, выплачиваемые в виде пенсионных пособий, определяются на основе заработной платы работников и (или)

стажа их работы. При этом работники могут вносить денежные средства в фонд пенсионного обеспечения. Если компания не имеет соответствующего пенсионного фонда, то выплаты пенсий работникам зависят от возможности компании погашать пенсионные обязательства.

Если же фонд существует, то платежи производятся работниками на регулярной основе в течение всего времени их работы в компании, что, с точки зрения учета, вызывает много сложностей. Так, работник может иметь стаж работы 40 лет и более. В этой ситуации становится проблематичной предварительная оценка его конечной заработной платы. Для решения проблемы отчисления работодателем определенной суммы в пенсионный фонд необходимо максимально достоверно спрогнозировать будущий фонд заработной платы.

Финансовая отчетность в части пенсионных фондов, формируемых за счет отчислений компаний, должна отражать:

- общее описание каждой программы;

- сумму, признанную как расход в течение отчетного периода;

- прочие значимые вопросы, связанные с пенсионными пособиями, которые влияют на сопоставимость информации с предыдущим отчетным периодом.

Финансовая отчетность в части пенсионных фондов, формируемых за счет взносов работников, должна включать:

- общее описание каждой программы;

- учетную политику организации, принятую для учета затрат на пенсионное обеспечение;

- факт наличия или отсутствия соответствующего фонда;

- текущую стоимость гарантированных пособий, оцененную независимым оценщиком;

- любые другие важные вопросы, которые влияют на сопоставимость информации с предыдущим периодом.

В нашей стране вопросы формирования и использования средств Пенсионного фонда регулируются Федеральными Законами РФ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения и в фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год" (№ 197-ФЗ от 20 ноября 1999 года) и "О внесении изменений и дополнений в Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражда-

нами в Пенсионный фонд Российской Федерации" (№ 38-Ф3 от 2 января 2000 года).

В соответствии с этими законодательными актами вносятся определенные изменения в Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд РФ.

Все плательщики страховых взносов, осуществляющие прием на работу по трудовому договору (контракту), заключающие договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг, а также авторские договоры, должны зарегистрироваться в соответствующих органах Пенсионного фонда РФ в течение 30 дней со дня регистрации юридического лица по месту его нахождения или по месту жительства физических лиц (индивидуальные предприниматели; нотариусы, занимающиеся частной практикой, и другие).

На 2000 год установлены следующие тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд РФ:

а) для работодателей-организаций - 28%;

б) для работодателей-организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции,

- 20,6% выплат в денежной или натуральной форме. При этом, если производство носит сезонный характер, то начисление и уплата страховых взносов осуществляются ежемесячно в размере минимальной оплаты труда;

в) для индивидуальных предпринимателей, в том числе для иностранных граждан, лиц без гражданства, проживающих на территории РФ,

- 20,6% дохода от предпринимательской или иной деятельности за вычетом расходов, связанных с его извлечением;

г) для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, - не более 30% доходов, определяемых исходя и стоимости патента;

д) для граждан (физических лиц), осуществляющих прием на работу по трудовому контракту или по договорам гражданско-правового характера, а также по авторским договорам, -28% выплат в денежной или натуральной форме;

е) для граждан (физических лиц), работающих по трудовым договорам (контрактам), по договорам гражданско-правового характера, по авторским договорам, - в размере 1% выплат, начисленных в пользу указанных граждан по всем основаниям;

ж) плательщики страховых взносов, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности,

уплачивают страховые взносы в порядке, установленном Федеральным Законом "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".

Все юридические лица, являющиеся плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд, обязаны сообщать в соответствующие органы данного фонда по месту его регистрации следующую информацию:

- о принятом в установленном законодательством РФ порядке решении о своей ликвидации или реорганизации - в течение трех дней с момента принятия указанного решения;

- об изменении своих учредительных документов в отношении порядка образования или ликвидации филиалов и представительств, места нахождения, банковских реквизитов, а для организаций, имеющих льготы по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд, в части изменений состава учредителей (собственников), условий и порядка приема в члены некоммерческой организации - в течение пяти дней с даты внесения изменений;

- о создании дочернего или зависимого хозяйственного общества - не позднее одного месяца со дня его государственной регистрации, а для филиалов и представительств - со дня внесения соответствующих изменений в учредительные документы юридического лица, создавшего эти подразделения;

- обо всех открытых (закрытых) банковских счетах (расчетных, бюджетных, депозитных, валютных и иных) организации - в течение пяти дней со дня их открытия в банках и иных кредитных организациях.

Следует отметить, что с 2000 года плательщики страховых взносов в Пенсионный фонд РФ уплачивают указанные взносы одновременно с получением этих средств, включая авансовые и единовременные суммы, на счета в банках. При этом окончательный расчет должен производиться не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем начисления страховых взносов. Подобным образом работодатели должны начислять и удерживать обязательные страховые взносы работников, включая пенсионеров, в Пенсионный фонд РФ.

Работодатели, не имеющие счетов в банках, а также работодатели, производящие выплаты работникам наличными деньгами или в иной форме, уплачивают страховые взносы в дни фактической выдачи заработной платы (аванса), но

не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем начисления страховых взносов в фонд.

Те работодатели, которые в силу специфики условий труда используют оплату труда по конечным результатам работы, уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд с авансовых выплат оплаты труда работников в день фактического осуществления расчетов с работниками, но ежемесячно - не менее суммы взносов, начисленных на основе минимальных размеров оплаты труда. При окончательном расчете по оплате труда уплата взносов в Пенсионный фонд производится в срок фактического получения в банках средств на оплату труда. При этом платеж по взносам должен быть произведен не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, когда был осуществлен окончательный расчет по оплате труда.

Если расчеты по авансам выданным не производятся, то страховые взносы, исчисленные ежемесячно исходя из минимального размера оплаты труда, уплачиваются не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором не производилась оплата труда.

По истечении сроков уплаты соответствующих взносов неуплаченная сумма рассматривается как недоимка, с которой взыскивается сумма пеней. Пени начисляются за каждый день про-

срочки в размере одной трехсотой

ствующей на данный момент ставки рефинансирования ЦБ РФ.

При несвоевременном перечислении банком страховых взносов, пеней, штрафов на счета Пенсионного фонда последний взыскивает с банков пени за каждый день просрочки в размере

рования ЦБ РФ, но не более 0,2% за каждый день просрочки.

Пенсионный фонд РФ и его органы могут взыскивать в бесспорном порядке суммы недоимок и пеней со всех счетов плательщиков -юридических лиц, в том числе и с валютных счетов, а взыскание финансовых санкций осуществляется только в судебном порядке.

Пенсионному фонду предоставлено право (ст. 1, пункт 7 ФЗ № 38 от 2 января 2000 года) применять к плательщикам финансовые санкции в виде взыскания:

- всей сокрытой или заниженной сумы страховых взносов с суммы выплат работникам по всем основаниям, а при повторном нарушении -штрафа в двойном размере;

- 10% суммы страховых взносов, причитающихся к уплате в фонд со дня государственной регистрации или получения лицензии (для граждан, осуществляющих лицензируемые виды деятельности), при несвоевременной регистрации в качестве плательщика в органах Пенсионного фонда;

- 10% суммы страховых взносов за отчетный год исходя из фактического дохода плательщика за непредставление или представление недостоверных сведений о суммах доходов, необходимых для исчисления авансовых платежей в Пенсионный фонд;

- 10% суммы страховых взносов за отчетный квартал за непредставление в установленный срок расчетной ведомости либо за представление неполных или недостоверных сведений об оплате труда.

В соответствии с действующим законодательством (ст. 6 ФЗ № 197 от 20 ноября 1999 года) от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ освобождаются:

- организации любых организационно-правовых форм в части выплат в пользу работников, являющихся инвалидами I, II и III групп и

получающих пенсии по инвалидности в соответствии с Законодательством РФ;

- общероссийские общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун, попечитель) составляют не менее 80%, а также организации (с численностью инвалидов не менее 50% общей численности и с долей в фонде оплаты труда -не менее 25%), уставный капитал которых полностью состоит из взносов указанных общественных организаций, и организации, в которых единственным собственником имущества являются указанные общественные организации;

- индивидуальные предприниматели, в том числе иностранные граждане или лица без гражданства, которые проживают на территории РФ, занимаются частной практикой (нотариусы, адвокаты) и являются инвалидами I, II и III групп, получающими пенсии по инвалидности в соответствии с Законодательством РФ.

Таким образом, действующий Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд России базируется на действующем в международной практике стандарте IAS 19 в части программ формирования Пенсионного фонда, что отвечает требованиям интеграционных процессов в бухгалтерском учете.

автор Максимова Е.А., с тарший преподаватель кафедры гражданского права Уральского филиала Российской академии правосудия г.Челябинск, Россия


Проблемы пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из стран СНГ

Аннотация

Анализируются некоторые проблемы пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из стран СНГ, основанные на примерах судебной практики по таким делам. Проблемы и выводы, изложенные автором, могут быть использованы в совершенствовании законодательства в данной сфере

Распад СССР и возникшие геополитические в связи с этим процессы значительно затруднили жизнь людей, особенно тем, кто вынужден по тем или иным причинам переезжать из одной страны СНГ в другую. Сложности возникают во многих сферах, в том числе и в области пенсионного обеспечения и реализации прав граждан по получение пенсии по старости. Российским судам нередко приходится разрешать пенсионные споры о назначении и выплате пенсий гражданам Российской Федерации и гражданам государств – участников СНГ, постоянно проживающим в Российской Федерации.

В регулировании данного вопроса большое значение имеет Соглашение «О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», заключенного 13 марта 1992 г. Правительствами Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины(1).

В соответствии со ст. 1 этого Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств – участников вышеуказанного Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

При назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств – участников Соглашения от 13.03.1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств – участников Соглашения от 13.03.1992 года.

Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах – участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

В случае, если в государствах – участниках Соглашения от 13.03.1992 года введена собственная валюта, размер заработка (дохода) определяется путем перевода иностранной валюты в рубли по текущему курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на день обращения за назначением пенсии – независимо от того, за какие периоды представляется заработок для исчисления пенсии. Курс валюты публикуется в “Российской газете”. (Письмо Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994 N 1-369-18 “О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР”)(2).

При обращении за установлением пенсии после 1 января 2002 г. перевод национальной валюты осуществляется на дату конвертации пенсионных прав, то есть по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на 1 января 2002 г. (период выплаты заработной платы в переходной валюте заменяется другими месяцами, непосредственно предшествующими или следующими за ним (п. 11 Распоряжения Правления ПФ РФ от 22.06.2004 N 99р “О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР”(3).

При этом чаще всего размер пенсии в таких случаях для граждан, обращающихся за назначением пенсии в Российской Федерации, оказывается значительно ниже, чем для граждан, работавших в Российской Федерации. Дело в том, что, рассчитывая средний размер заработной платы, подразделения Пенсионного фонда РФ переводят его суммы в российскую валюту на дату конвертации, при этом ещё учитывают деноминацию в России в 1998г. деля сумму заработка до 1998г. на 1000. В связи с этим, естественно, размер пенсии оказывается унизительно маленьким.

Так, гражданка Ткачёва Н.В. обратилась в Тракторозаводский районный суд г. Челябинска с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Тракторозаводском районе г.Челябинска о включении периодов работы в страховой стаж, перерасчёте пенсии и взыскании невыплаченных сумм пенсии. Пенсионерка в своём заявлении ссылалась на то, что ответчиком был неправильно рассчитан размер заработка в период работы с 1994 г. по 1999г. в Белоруссии, так как он необоснованно применил деноминацию рубля в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 1997г. №1182 «О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен»(4), поделив суммы заработка на 1000 после перевода его из белорусской валюты в российскую по состоянию на 01 января 2002г. И это при том, что по состоянию на 01.01.2002 года Центральный банк РФ установил следующий курс белорусского рубля: 1000 Белорусских рублей – 18.7985 рублей российских. Однако, суд отказал в удовлетворении исковых требований гражданки(5). Аналогичное решение принял и вышестоящий суд, оставив решение районного суда в силе.

Существуют и иные проблемы, с которыми сталкивают граждане, прибывшие из стран СНГ. Министерство социальной защиты населения Российской Федерации своим указанием от 29 октября 1992 г. N 1-91-У разъяснило, что лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из республик, ранее входивших в состав СССР, органы социальной защиты населения производят назначение социальных выплат только в случаях их прописки на территории России или признания их в установленном порядке беженцами либо вынужденными переселенцами. Назначение социальных выплат производится при предъявлении заявителем подтверждающего соответствующий факт документа. В связи с принятием Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”(6) реализация права на пенсионное обеспечение по нормам международных соглашений граждан, снявшихся с регистрационного учета по прежнему месту жительства, стала затруднительной, так как возникли серьезные проблемы относительно сроков назначения и получения пенсии при переезде из одного государства так называемого ближнего зарубежья в другое. Естественно, что применение пенсионного законодательства с учетом норм о гражданстве привело к существенным нарушениям пенсионных прав и к массовым обращениям за их судебной защитой(7).

Так, гражданин Казахстана, переехавший на постоянное жительство к дочери в г. Ярославль, при выезде с прежнего места жительства был снят с учета в органах социального обеспечения. В том же месяце он был зарегистрирован по месту пребывания и обратился в орган Пенсионного фонда (ПФР), где ему объяснили, что иностранные граждане имеют право на трудовую пенсию при постоянном проживании на территории Российской Федерации, а признать их таковыми можно при получении вида на жительство, который выдается лишь по истечении одного года с момента получения разрешения на временное проживание. Разрешение же, в свою очередь, может быть выдано паспортно-визовой службой по истечении шести месяцев с момента обращения. Таким образом, с учетом правил и процедуры получения вида на жительство право на пенсионное обеспечение в России возникает не ранее чем через 25 – 27 месяцев после переезда.

Пенсионер обратился в районный суд г. Ярославля с иском к отделению ПФР о признании недействительным решения об отказе в назначении ему пенсии по старости. Суд, исследовав материалы дела, счел толкование пенсионного законодательства органами ПФР неправильным(8).

Однако нередко судами принимались и прямо противоположные решения. Так, В.А. Немцев, являясь гражданином Узбекистана, в октябре 2002 г. приехал в Ульяновскую область, где приобрел в собственность квартиру, зарегистрированную на имя жены, оформил регистрацию в данной квартире. Районный суд своим решением от 29 января 2003 г. обязал УПФР назначить ему пенсию с 26 ноября 2002 г. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда это решение было оставлено без изменения. По надзорной жалобе ответчика дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, который Определением от 4 октября 2005 г. передал его для рассмотрения по существу в Президиум Ульяновского областного суда на предмет отмены состоявшихся судебных постановлений. При этом Верховным Судом было отмечено, что на момент рассмотрения дела истец имел статус временно пребывающего в Российской Федерации, поэтому вывод суда о том, что он в соответствии с законодательством приобрел право на пенсию, являлся преждевременным(9).

Таким образом, по-прежнему, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, назначают и выплачивают пенсию и гражданам стран ближнего зарубежья лишь после получения ими вида на жительство или – в единичных случаях – при наличии решений судов, подтверждающих факт их постоянного проживания на территории России. При этом возможность обращения в суд за установлением такого факта органами ПФР не разъясняется.

При этом в ч. 3 ст. 3 Закона о трудовых пенсиях, прямо сказано, что наравне с гражданами Российской Федерации имеют право на трудовую пенсию иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, за исключением случаев, установленных международным договором Российской Федерации. Следовательно, приоритет отдается нормам международного договора. Ссылка на международный договор со всей очевидностью свидетельствует о том, что им может быть установлено и более льготное условие предоставления права на пенсию иностранным гражданам по сравнению с Законом, т.е. в данном случае и без факта их постоянного проживания в России.

Итак, судебная практика по пенсионным делам граждан СНГ довольно распространена и в то же время неоднозначна. Разумеется, что в суд за защитой своих пенсионных прав обращается лишь незначительная часть пенсионеров, переезжающих в Россию. Остальная же часть, как правило, мирится с низким размером пенсии либо с многомесячной невыплатой им пенсии. Становится очевидным, что законодатель должен своим волевым решением защитить права пенсионеров, приехавших их стран СНГ, урегулировав спорные вопросы в законодательстве Российской Федерации.

Литература

(1)Соглашение стран СНГ от 13.03.1992 “О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения”// Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ “Содружество”. – N 3. – 1992.

(2)Письмо Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994 N 1-369-18 “О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР” // Российские вести.- N 36. – 01.03.1994.

(3)Распоряжение Правления ПФ РФ от 22.06.2004 N 99р “О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР”// Пенсия. – N 10. – 2004.

(4)Постановление Правительства РФ от 18.09.1997 N 1182 “О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен” // Собрание законодательства РФ. – 22.09.1997. – N 38. – Ст. 4389.

(5)Решение Тракторозаводского районного суда г.Челябинска по делу №2-304/2010 от 16 декабря 2011г.// Архив Тракторозаводского районного суда г. Челябинска

(6)Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” // Собрание законодательства РФ. – 29.07.2002. – N 30. – Ст. 3032.

(7)Азарова Е.Г. Разрешение пенсионных споров граждан государств СНГ // Комментарий судебной практики. Вып. 15 / под ред. К.Б. Ярошенко. – М.: Юридическая литература, 2010. – С. 94 – 113.

(8)Судом защищены права пенсионера, прибывшего из ближнего зарубежья // Сайт Ярославского обл. суда: http://oblsud.yar.ni/lctynz, 1 сентября 2004 г.

(9)Судебный вестник Ульяновского областного суда. 2006.







Опыт и практика мирового развития пенсионного обеспечения дают немалые основания для исследования проблем и путей их развития в условиях рыночных реформ, осуществляемых в Казахстане.

В мировой практике выделяются три модели пенсионного обеспечения – государственная, смешанная (государственно-частная) и частная (негосударственная), которые различаются между собой главный образом объемом перераспределяемых пенсионных ресурсов и источниками финансирования пенсионных программ.

Государственная модель покоится на общей и обязательной пенсионной системе, когда размер пенсии пропорционален размеру заработной платы. В этой модели возможно сочетание со слаборазвитой, фрагментарной и добровольной частной системой, охватывающей очень маленькую часть населения. Лишь небольшое число стран руководствуются этой моделью – Бельгия, Люксембург, Португалия, и Испания. Все они испытывают бремя этой системы. В Люксембурге макроэкономическая ситуация более устойчива, а соответствующие показатели ниже, в Португалии государственная система не столь щедра, как в Испании, а в Бельгии выше соотношение между численностью тех, кто осуществляет взносы в систему социального страхования и пенсионерами. Трудности особенно серьёзны для Бельгии, где размер государственного долга и сумм обязательств, взятых государством по пенсионной системе, в 3,3 раза превышают размер ВВП (Внутренний Валовый Продукт).

Государственно-частная модель почти в равной пропорции опирается на доходы государственного и частного сектора. Эту модель приняли многие страны (Германия, Греция, Италия, Голландия, Ирландия, Великобритания и США), но почти все они по мере нарастания демографического давления постепенно увеличивают зависимость от частных пенсий.Так, в США благодаря развитию системы социального обеспечения, основанной на многосторонней ответственности государства, частного сектора, общественных структур и граждан, старость перестала быть синонимом бедности, обреченности в случае болезни, социальной изоляции.

Тем не менее, несмотря на то, что по возрастной структуре населения США находятся в относительно благоприятном положении среди развитых стран, а уровень пенсионной нагрузки там значительно ниже, чем в западноевропейских странах, такое положение сохранится, по официальным оценкам, вплоть до 2011 года, после чего США начнут пожинать демографические плоды «бума старости», и нагрузка пенсионеров на трудоспособных членов общества резко возрастет. Американцы крайне озабочены экономическими последствиями старения населения.Все это заставляет уже сейчас искать пути решения проблем материального и медицинского обеспечения будущих пенсионеров. По официальным оценкам, в первой половине нынешнего столетия расходы по пенсионному и медицинскому обеспечению относительно ВВП увеличатся с 8,6 до 19,3 %. Для сохранения пенсионных выплат на достигнутом уровне потребуются существенные коррективы как доходной, так и расходной части бюджета социального обеспечения. В США уже принято решение о повышении возраста, начиная с которого американцы могут получать полную пенсию,- с 65 до 67 лет. Но происходить это будет постепенно. Сначала возрастная планка выхода на пенсию будет увеличена до 66 лет для тех, кому исполнится 62 в 2005 году, и только в 2020 году она возрастет до 67 лет.

Два других принципиальных направления реформы связаны с реализацией в той или иной степени концентрации приватизации социального обеспечения. Первое предполагает размещение до 40 % активов страховых фондов на рынке недвижимости и создание системы индивидуальных пенсионных счетов при одновременном повышении налогов на социальное обеспечение на 1,6 %. Второе направление предполагает формирование обязательных персональных накопительных счетов и преобразование государственных страховых фондов в инвестиционные. Решающим фактором нагрузки является пенсионный возраст. Именно он определяет соотношение численности пенсионеров и лиц, занятых в народном хозяйстве. В процессе постарения населения пенсионеров возрастает. С целью преодоления чрезмерной для экономики нагрузки в зарубежной практике осуществляются программы постепенного повышения общего пенсионного возраста, даже в тех странах, где он уже на 5-10лет выше

Будущие пенсионные обязательства по всей Европе, например, повысятся, как прогнозируют, на 3-5 % от валового национального продукта, притом, что 10 % ВНП большинство государств ЕС уже сейчас тратит на государственные пенсии. Расход до 15 % ВНП на одни только государственные пенсии – это огромное и, вероятно, неподъемное экономическое бремя.

Подобно большинству других стран Европы, Германия стоит перед лицом 50 процентного увеличения числа пенсионеров в ближайшие 30-50 лет. Если не будет проведена существенная реформа, необходимо будет либо увеличить налоги на 30-60 %, либо резко понизить пенсии. Ни один из этих вариантов не кажется приемлемым или жизнеспособным. Предлагаемые меры особенно трудно осуществить в стране, известной своей щедрой государственной пенсией.

Таким образом, государственное пенсионное обеспечение в этих высокоразвитых странах убеждает, что эта модель устарела и в ХХI веке следует разработать новую модель.

Частная модель - накопительная система, которая охватывает всех работающих по найму, построенная на принципе индивидуального финансирования пенсии каждым работником за счет выплаты определенного процента от заработной платы и инвестиционной прибыли. При этом личные пенсионные счета работников являются их собственностью. Таким образом, частная модель может включать в себя выплаты частного сектора самым нуждающимся пенсионерам, но она практически полностью подчинена обязательной частной системе с комплексной системой норм, при этом размер пенсии зависит от уровня доходов. Пионером негосударственной (частной) пенсионной системы является Чили. Эта модель обычно называется «чилийской системой».

Попытки сослаться на примеры стран Латинской Америки (в том числе и Чили) как на модели, которым должен следовать Казахстан, не состоятельны. Все хвалят «чилийское чудо», но умалчивают о том, какой ценой оно досталось. Пример Чили – это реформа кровавым путем, под дулом автомата, а не социально-экономическими методами. Казахстан как демократическое государство не может (да и нет необходимости) точно копировать «чилийскую реформу». Условия проведения казахстанской и чилийской пенсионных реформ во многом схожи, но имеется целый ряд существенных различий. К схожим условиям относятся страховая природа пенсий в рамках, не реформированных систем, высокий уровень расходов на выплату пенсий и обеспечение финансовой сбалансированности солидарной пенсионной системы, а также бесперспективность попыток улучшения последней. Наиболее существенные различия: пенсионная реформа была начата в период военной диктатуры Пиночета; пенсионное обеспечение Чили при введении накопительных систем не было зрелым. Почти 80 % экономически активного населения в первую очередь крестьянство не было охвачено пенсионным обеспечением. Вследствие этого государственные гарантии по страхованию приобретенных пенсионных прав обошлись государству значительно дешевле. Решению этой задачи, безусловно, способствовало относительно незначительное число пенсионеров: один пенсионер в стране приходился на 12 работающих

Пенсионная реформа в Чили имела и политическое воздействие, во-первых, через инвестиции пенсионных фондов граждане стали совладельцами достаточно большого сектора экономики. Во-вторых, Чили – страна, которая не имеет глубоких традиций демократии, а взаимодействие участников пенсионной системы как равноправных участников, свобода выборов вкладчиков, честная конкуренция между фондами, законодательная защита прав вкладчиков позволяет сделать вывод о том, что миллионы людей включены в процесс демократизации. Таким образом, одной из составляющей Чилийской реформы является присутствие сильной демократии, что во многом обеспечило успех пенсионной реформы в Чили посредством того, что таким образом удалось избежать нерыночных подходов, обеспечивающих приоритет тем или иным отдельным субъектам, чем изобилует Новейшая история экономических и в том числе пенсионных реформ в Казахстане.

Одним из основных принципов накопительной пенсионной системы в Чили являются неограниченные права вкладчика в выборе пенсионного фонда, как на добровольной, так и на обязательной основах. Частное администрирование пенсионных активов и персональных счетов, доверие к способностям управления частного сектора и признание индивидуальных усилий являлись основой накопительной системы Чили. Таким образом, накопительная система пенсионного обеспечения в значительной степени способствовало развитию Чили, как в области социального обеспечения, так и в области экономики. Анализируя достижения Чили в реформировании пенсионной системы, можно сделать вывод, что для дальнейшего повышения роли накопительных пенсионных фондов в экономическом и социальном развитии страны необходимо развитие отечественного рынка капитала.Подводя итог, следует сказать, что при рассмотрении вопросов совершенствования пенсионного обеспечения следует учитывать, что сегодня в мире налицо кризис государственной системы пенсионного обеспечения, а число неработающих постоянно растет, выход иностранным специалистам видится в увеличении либо взносов, либо пенсионного возраста. Так зачем же брать за основу зарубежные модели, которые находятся в кризисном состоянии? Нам нет смысла проходить все, что прошел Запад, так как мы можем этот опыт изучить и творчески использовать.

О ГАРАНТИЯХ ПРАВ ГРАЖДАН ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ

СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ В ОБЛАСТИ

(Москва, 13 марта 1992 года)

Правительства государств - участников настоящего Соглашения,

руководствуясь статьями 2, 4 этого Соглашения о создании Содружества Независимых Государств,

исходя из необходимости защиты прав граждан в области пенсионного обеспечения,

сознавая, что каждое государство - участник Содружества должно нести непосредственную ответственность за пенсионное обеспечение своих граждан,

признавая, что государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения,

признавая необходимость неукоснительного соблюдения обязательств по международным соглашениям, заключенным СССР по вопросам пенсионного обеспечения,

согласились о нижеследующем:

Пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств-участников Содружества и порядок выделения средств на их пенсионное обеспечение регулируются специальным Соглашением.

До заключения специального Соглашения пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества осуществляется в соответствии с законодательством, действовавшим к моменту подписания государствами настоящего Соглашения.

Все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.

Государства - участники Соглашения проводят политику гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении.

Настоящее Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения.

1. Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.

2. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

3. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.

В случае, если в государствах - участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии.

При переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.

Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства - участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 настоящего Соглашения.

Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение в государствах - участниках Соглашения, сотрудничают друг с другом в порядке, определяемом по соглашению между их центральными органами.

Стороны уполномачивают свои компетентные органы заключить указанные соглашения в течение не более шести месяцев со дня подписания настоящего Соглашения.

Государства - участники Содружества рассматривают вопросы, не урегулированные настоящим Соглашением, а также связанные с его применением, путем переговоров.

Государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.

Настоящее Соглашение вступает в силу с момента подписания.

1. Каждый участник настоящего Соглашения может выйти из него, направив соответствующее письменное уведомление депозитарию. Действие Соглашения в отношении этого участника прекращается по истечении 6-ти месяцев со дня получения депозитарием такого уведомления.

2. Пенсионные права граждан государств - участников Содружества, возникшие в соответствии с положениями настоящего Соглашения, не теряют своей силы и в случае его выхода из Соглашения государства - участника, на территории которого они проживают.

Совершено в г. Москве 13 марта 1992 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит государствам, подписавшим настоящее Соглашение, его заверенную копию.

Соглашение подписано Правительством Республики Молдова с замечанием: "Эти вопросы регулируются двусторонними соглашениями".

Судебная практика и законодательство — "Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (Заключено в г. Москве 13.03.1992)

Вопросы пенсионного обеспечения работников и членов их семей регулируются Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года или (и) двусторонними соглашениями.

В отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в Российскую Федерацию из бывших республик СССР, которые являются участниками Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.92 либо с которыми заключены двусторонние соглашения в области пенсионного обеспечения (с Грузией, Молдовой, Литвой), необходимо отметить следующее.

продолжение работы по введению в действие Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения и подписанию соглашений по вопросам социального обеспечения с теми государствами нового зарубежья, с которыми подобного рода соглашения не заключены;

Прокурор Нижегородской области в связи с жалобой Н.Д. Пирожкова на нарушение его пенсионных прав обратился в Нижегородский областной суд с заявлением о признании пунктов 9 и 10 статьи 7 Закона Нижегородской области "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Нижегородской области" недействующими как противоречащих требованиям федеральных законов и Соглашению государств - участников СНГ от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения". Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда решением от 18 октября 2005 года заявление прокурора Нижегородской области удовлетворила, однако Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определением от 22 февраля 2006 года данное решение отменила и вынесла новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора Нижегородской области отказано.

24. Разработать меры по поддержке со стороны России социально незащищенных категорий соотечественников. Добиваться введения в действие Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения. Подготовить и подписать соглашения по вопросам социального обеспечения с теми государствами ближнего зарубежья, с которыми подобного рода соглашения не заключены.

Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины);

37. Пенсионные дела лиц, выехавших на жительство в государства - участники Соглашения от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (Бюллетень международных договоров, 1993, N 4) и в государства - участники двусторонних договоров о социальном (пенсионном) обеспечении, могут направляться органам, осуществляющим пенсионное обеспечение на территории соответствующего государства, в порядке, установленном договаривающимися сторонами.

основываясь на Соглашении о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года,

выражая желание сотрудничать в области социального обеспечения сотрудников органов внутренних дел, лиц, уволенных из органов внутренних дел, и их семей,

4. Лицам, обратившимся за назначением пенсии на территории России, представившим все необходимые документы, за исключением документа о сроках прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, ее назначение производится с месяца регистрации по месту жительства на территории России либо признания беженцем или вынужденным переселенцем, если в соответствии со ст. 118 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" от 20.11.90 до истечения 3 месяцев со дня обращения за назначением пенсии соответствующий документ не поступил. Изложенный порядок применяется в отношении лиц, прибывших из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.92 .

Однако в соответствии с двусторонними межправительственными соглашениями о трудовой деятельности и социальной защите граждан между Российской Федерацией и Украиной и между Российской Федерацией и Белоруссией вопросы пенсионного обеспечения граждан Украины и Белоруссии, работающих на территории Российской Федерации, регулируются Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.

Читайте также: