Министерство социальной политики украины готовит пересмотр пенсий


Пенсионеров с небольшим трудовым стажем уже со следующего года могут оставить вообще без денег.

На этапе запуска пенсионной реформы в 2017 году были обновлены нормы стажа для выхода на пенсию. Так, чтобы выйти на заслуженный отдых в 60 лет, нужно иметь не менее 27 лет стажа. Если вы можете подтвердить стаж в 17-27 лет, то время выхода на пенсию — в 63 года, если 15-17 лет - в 65 лет.

Но тогда же установили переходной период до 1 января 2021 года. Если стажа не хватало до выхода на заслуженный отдых в 60 лет, назначалась так называемая социальная пенсия. Ее человек получал до достижения 65 лет (если было хотя бы 15 лет стажа) или дольше (если стаж был меньше).

Со следующего года все эти выплаты отменяются.

"Человек, который за всю жизнь не заработал нужного стажа, рискует вообще остаться без денег и жить на улице, без средств к существованию", – говорит руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.

В Украине, по состоянию на 2020 год, социальные пенсии получают порядка 75,3 тысячи человек. То есть речь идет о десятках тысяч стариков, которые уже с нового года могут остаться без копейки.

"Но это только вершина айсберга. Многие украинцы сейчас работают без оформления, многие – за заработках за границей. Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ платят только 11 млн, то есть половина. Это значит, что в будущем уже миллионы граждан не будут получать пенсий", – отмечает Пендзин.

В целом же это тревожный звонок о грядущих проблемах с выплатами пенсий. Впервые в истории Украины люди остаются без права на выплаты на старости лет. Весьма многозначительное событие с учетом заявления Шмыгаля о том, что в будущем на пенсии денег не будет.

"Страна" разбиралась, почему в Украине появится армия пенсионеров без пенсий.

Как будут отменять социальную пенсию

В постановлении Кабмина №1098, принятом еще в 2017 году, когда запускалась пенсионная реформа, были изменены нормы страхового стажа для выхода на пенсию, а также прописано, что делать с гражданами, не имеющими нужного стажа.

Для них предусматривалась временная социальная пенсия.

Размеры таких пенсий – разные. Они привязаны к прожиточному минимуму для нетрудоспособных лиц (на сегодня – 1712 гривен в месяц, а с 1 декабря 2020 года будет 1769 гривен).

"Размер выплаты определяется следующим образом: берется средний доход семьи на человека и, если он меньше прожиточного минимума, то оплачивается разница. Скажем, если получается тысяча гривен в месяц, то пенсия - 712 гривен. Если дохода вообще нет, человек получает 1712 гривен. Эту сумму платят до тех пор, пока пенсионер не выйдет на "заработанную пенсию". К примеру, если есть стаж 15 лет, и человек ушел на заслуженный отдых в 60 лет (хотя, согласно нормам по стажу, имеет право выйти на пенсию лишь в 65 лет), ему платят социальную пенсию 5 лет. А при достижении им 65 лет начинают платить ту пенсию, которую человек заработал", – пояснил Пендзин.

Если человек не имеет стажа даже в 15 лет, он продолжает получать социальную пенсию.

При этом есть ограничения. Помощь не выплачивается, если средний доход семьи превышает прожиточный минимум на каждого, человек в течение 12 месяцев до обращения за выплатами приобрел земельный участок, квартиру, дом, авто, строительные материалы или оплатил услуги более чем на 50 тысяч гривен.

Не дают денег также, если пенсионер продолжает работать или по результатам "выборочного обследования" материально-технических условий обнаружилось, что он имеет дополнительные источники дохода, скажем сдает жилье, выращивает и продает скот или сельскохозяйственную продукцию и прочее.

Но это сейчас. С начала 2021 года схема меняется – вы будете получать лишь свою, заработанную и подтвержденную стажем пенсию.

"То есть, если человек с 15 годами стажа выйдет на пенсию в 60 лет, хотя имеет право на выплаты лишь с 65 лет, то пять лет ему ничего не будут платить. И только с 65 лет пойдут начисления", – пояснил Пендзин.

А если нет даже 15 лет стажа, то рассчитывать на пенсию вообще не приходится.

"В теории можно докупить стаж – 22 тысячи гривен за год. Но, во-первых, докупить реально год-два, а не десять. Во-вторых, если у вас есть такие деньги, зачем вообще пенсия", – отмечает Пендзин.

600 гривен в месяц или ничего

По словам заместителя главы Федерации профсоюзов Украины Александра Шубина, проблема заложена даже не в самом постановлении Кабмина №1098 – он прописывает лишь порядок начисления и выплаты временной помощи.

"Проблема – в законе о пенсионном обеспечении. Именно в нем обозначен переходной период до 31 декабря 2020 года. Чтобы решить этот вопрос, нужно либо еще продлевать переходной период, либо переписывать пенсионное законодательство, но на это власти вряд ли пойдут», – говорит Шубин. Он считает, что профсоюзы уже давно пытаются привлечь внимание властей к этой проблеме, и в правительстве обещали продлить переходной период. Но пока этого не сделали. "Мы понимаем, что до даты "Ч" осталось немногим больше месяца. Так что проблема, когда тысячи пенсионеров останутся без средств к существованию, вполне реальна", – отмечает Шубин.

В Минсоцполитики утверждают: люди без денег не останутся. Советник министра Николай Шамбир пояснял: социальные пенсии отменят, но вместо них тем, у кого нет необходимого минимального стажа, станут выплачивать государственную помощь.

Начисления будут проходить не через Пенсионный фонд, а через соцслужбу.

Но сумма такой помощи будет мизерной.

"Тем, кто старше 65 лет, предложат 30% от прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц, на сегодня это меньше 600 гривен в месяц. Прожить на такие деньги попросту нереально. Хуже всего придется пенсионерам до 65 лет – им вообще ничего не будут платить", – отмечает Шубин.

Пенсионеры без пенсий

На сегодняшний день социальные пенсии получают больше 75 тысяч украинцев. То есть вообще без средств к существованию могут остаться десятки тысяч граждан.

И с каждым годом проблема будет обостряться.

Во-первых, планируется повышение необходимого для пенсии страхового стажа. Если сейчас это 27 лет, то к 2028 году будет уже 35 лет. Заработать их, даже если всю жизнь честно трудиться, не так просто.

Во-вторых, многие украинцы работают без оформления – на родине или за границей. Следовательно, ЕСВ не отчисляют и стаж им не набегает.

"Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ перечисляют только 11 млн. Что будет с пенсиями остальных 11 млн человек – вопрос открытый", – говорит Пенздин.

"Те, кто сейчас работает неофициально, на пенсии вообще могут не рассчитывать", – полагает Шубин.

По его словам, в такой ситуации люди, чтобы выжить, будут вынуждены работать до последних дней жизни. "Или жить под мостами и побираться на свалках, если нет родственников, которые могут докормить", – добавил Пендзин.

По словам экономиста Алексея Куща, фактически "отменяя" пенсии для части населения, власти преследуют сразу несколько целей.

Во-первых, снять нагрузку с и без того дефицитного Пенсионного фонда. Во-вторых, примирить общество с тотальной фискализацией.

"Уже сейчас власти озвучивают идеи обложить налогом деньги заробитчан и ввести нулевые декларации для всех, чтобы люди заполняли декларации и платили налоги, если их реальные доходы не совпадают с официальными. Но пока все это вызывает резкий негатив среди украинцев. Если пенсии "десоциализируют", и мы увидим стариков, которые попросту окажутся на улице без средств к существованию, государство может вернуть социальные пенсии, и этим аргументировать жесткую фискализацию для всех остальных граждан", – считает Кущ.

Пенсионеров с небольшим трудовым стажем уже со следующего года могут оставить вообще без денег. 1 января 2021 года заканчивается переходный период пенсионной реформы, при котором лицам, не имеющим нужного объема стажа, выплачивалась так называемая социальная пенсия. Со следующего года все эти выплаты отменяются. При этом в Украине сейчас социальные пенсии получают порядка 75,3 тыс. человек, передает «Страна.UA».

На этапе запуска пенсионной реформы в 2017 году были обновлены нормы стажа для выхода на пенсию. Так, чтобы выйти на заслуженный отдых в 60 лет, нужно иметь не менее 27 лет стажа. Если вы можете подтвердить стаж в 17-27 лет, то время выхода на пенсию – в 63 года, если 15-17 лет – в 65 лет.

Согласно постановлению КМУ от 27.12.2017№1098, до 1 января 2021 года установили переходный период. Если стажа не хватало до выхода на заслуженный отдых в 60 лет, назначалась так называемая социальная пенсия. Ее человек получал до достижения 65 лет (если было хотя бы 15 лет стажа) или позже (если стаж был меньше).

Размеры таких пенсий – разные. Они привязаны к прожиточному минимуму для нетрудоспособных лиц (на сегодня – 1 712 грн в месяц, а с 1 декабря 2020 года будет 1 769 грн).

«Размер выплаты определяется следующим образом: берется средний доход семьи на человека и, если он меньше прожиточного минимума, то оплачивается разница. Скажем, если получается 1000 грн в месяц, то пенсия – 712 грн. Если дохода вообще нет, человек получает 1 712 грн. Эту сумму платят до тех пор, пока пенсионер не выйдет на "заработанную пенсию". К примеру, если есть стаж 15 лет, и человек ушел на заслуженный отдых в 60 лет, ему платят социальную пенсию 5 лет. А при достижении им 65 лет, начинают платить ту пенсию, которую человек заработал», – поясняет руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.

Если человек не имеет стажа даже в 15 лет, он продолжает получать социальную пенсию.

Но с начала 2021 года схема меняется – человек будет получать лишь свою, заработанную и подтвержденную стажем пенсию.

«То есть, если человек с 15-ю годами стажа выйдет на пенсию в 60 лет, хотя имеет право на выплаты лишь с 65 лет, то 5 лет ему ничего не будут платить. И только с 65 лет пойдут начисления», — пояснил Пендзин.

А если нет даже 15 лет стажа, то рассчитывать на пенсию вообще не приходится.

«В теории можно докупить стаж – 22 тыс. грн за год. Но, во-первых, докупить реально год-два, а не 10. Во-вторых, если у вас есть такие деньги, зачем вообще пенсия», – считает Пендзин.

По словам заместителя главы Федерации профсоюзов Украины Александра Шубина, проблема заложена даже не в самом постановлении Кабмина №1098 – оно прописывает лишь порядок начисления и выплаты временной помощи.

«Проблема – в законе о пенсионном обеспечении. Именно в нем обозначен переходной период до 31 декабря 2020 года. Чтобы решить этот вопрос, нужно либо еще продлевать переходной период, либо переписывать пенсионное законодательство, но на это власти вряд ли пойдут», – говорит Шубин.

Он считает, что профсоюзы уже давно пытаются привлечь внимание властей к этой проблеме, и в правительстве обещали продлить переходной период. Но пока этого не сделали.

В Минсоцполитики утверждают: люди без денег не останутся. Советник министра Николай Шамбир пояснял: социальные пенсии отменят, но вместо них тем, у кого нет необходимого минимального стажа, станут выплачивать государственную помощь. Начисления будут проходить не через Пенсионный фонд, а через соцслужбу. Но сумма такой помощи будет мизерной.

«Тем, кто старше 65 лет, предложат 30% от прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц, на сегодня это меньше 600 грн в месяц. Прожить на такие деньги попросту нереально. Хуже всего придется пенсионерам до 65 лет – им вообще ничего не будут платить», – отмечает Шубин.

По словам экономиста Алексея Куща, фактически «отменяя» пенсии для части населения, власти преследуют сразу несколько целей. Во-первых, снять нагрузку с и без того дефицитного Пенсионного фонда. Во-вторых, примирить общество с тотальной фискализацией.

«Уже сейчас власти озвучивают идеи обложить налогом деньги заробитчан и ввести нулевые декларации для всех, чтобы люди заполняли декларации и платили налоги, если их реальные доходы не совпадают с официальными. Но пока все это вызывает резкий негатив среди украинцев. Если пенсии "десоциализируют", и мы увидим стариков, которые попросту окажутся на улице без средств к существованию, государство может вернуть социальные пенсии, и этим аргументировать жесткую фискализацию для всех остальных граждан», – считает Кущ.

Подпишись на наш Telegram и Facebook и следи за самым важным!


Украинское правительство обнародовало основные пункты очередного этапа так называемой «пенсионной реформы» в стране. Согласно официальной информации, уже с 1 января 2021 года сотни тысяч украинцев преклонного возраста, не имеющих минимального трудового стажа, а также целые категории граждан, получающих выплаты по потере трудоспособности, будут лишены финансовой поддержки со стороны государства. Чиновники утверждают, что именно такие меры позволят сохранить в нищей казне «свободные средства». Чем чревата новая инициатива официального Киева, выяснял корреспондент ФАН.

Местное отделение Пенсионного фонда уведомило киевлянку Римму Владимировну С. о том, что декабрьские выплаты на ее социальный банковский счет станут для нее последними. Дескать, у 67-летней женщины недостаточно «выслуги лет», поэтому рассчитывать даже на минимальную сумму содержания она больше не может.

«У меня и вправду «пропали» 10 лет стажа, когда я работала сначала в Польше, а затем в Италии и Португалии, — пожаловалась женщина. — Но разве я могла предположить, что под старость лет останусь нищей?»


О нищете речь не идет, сказали Римме Владимировне в государственной районной администрации. Там порекомендовали, образно выражаясь, «выкупить недостающие трудовые годы»: по действующему законодательству Украины, каждый гражданин пенсионного возраста имеет право заплатить за «пробелы» в стаже. Сумма оплаты в зависимости от региона на сегодняшний лень составляет от 10 тысяч до 50 тысяч гривен за каждый год подобного «пробела» (примерно от 27 тысяч до 140 тысяч рублей). На возмущение женщины, заявившей, что лично у нее таких денег нет, сотрудник администрации парировал:

«У государства тоже нет денег [вас всех] содержать».

Как отмечалось в постановлении кабинета министров Украины под номером 1098, принятом еще в конце 2017 года, для лиц, не имеющих в момент выхода на заслуженный отдых необходимых 15 лет стажа, назначалась «социальная пенсия» (СП) в размере 900-1200 гривен. Сегодня официальный Киев соответствующий параграф в этом документе решил аннулировать.

«Дополнительных средств [на содержание такой категории пенсионеров] в бюджете денег не предусмотрено», — констатировал украинский премьер-министр Денис Шмыгаль.


Аналитики отмечают, что система начислений «социальный пенсий» на Украине, действительно, носит временный характер и рано или поздно должна быть упразднена.

«Срок действия СП истекает именно 31 декабря нынешнего года, и продлевать его власти не хотят, — сказал в комментарии корреспонденту ФАН юрист Владимир Боровой. — «Под нож» пойдут также и специальные выплаты инвалидам, ранее получавшим ряд надбавок за потерю трудоспособности. Получается, что привыкать к новым реалиям на Украине придется нескольким сотням тысяч человек».

Это мнение разделяет и руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.

«Человек, не заработавший себе достаточный стаж, вообще рискует остаться без средств к существованию и в итоге оказаться на улице, — заявил эксперт журналистам в Киеве. — И это только вершина айсберга: учитывая, что многие наши сограждане трудятся без оформления соответствующих документов, в обозримом будущем пенсий будут лишены миллионы украинцев».


В то же время украинские власти отчаянно пытаются «сгладить острые углы» создавшейся ситуации. Как подчеркнули в Министерстве социальной политики Украины, в отдельно взятых случаях пожилым гражданам положена «точечная финансовая помощь». Но вот ведь в чем дело: указанная помощь будет составлять всего 30% от размера минимальной пенсии (около 550 гривен) и оказывать ее станут после «тщательно изучения всех предоставленных документов». Римма Владимировна прогнозирует:

«На такую подачку даже самый экономный человек на Украине может от силы прожить всего два-три дня».

«Пусть малоимущих стариков кормят и содержат их родственники или, на худой конец, волонтеры», — отметил на основе полной конфиденциальности один из высокопоставленных украинских чиновников.

Пенсионный фонд уже много лет находится в банкротном состоянии, из года в год сводя концы с концами лишь с помощью дотаций из Госбюджета. Но такое "счастье" не может длиться вечно. Премьер Шмыгаль пригрозил, что через 15 лет пенсии украинцам будет нечем платить. 112.ua разбирался, что будет, если казны Пенсионного фонда не хватит на всех, и могут ли пенсионеров оставить без денег.



Ирина Шостак


Ирина Шостак

Пенсионный фонд уже много лет находится в банкротном состоянии, из года в год сводя концы с концами лишь с помощью дотаций из Госбюджета. Но такое "счастье" не может длиться вечно. Премьер Шмыгаль пригрозил, что через 15 лет пенсии украинцам будет нечем платить. 112.ua разбирался, что будет, если казны Пенсионного фонда не хватит на всех, и могут ли пенсионеров оставить без денег.

Продуктовая корзина украинского пенсионера не может похвастаться изобилием продуктов. Не приходится "шиковать" и на плановые ежегодные проиндексированные "полтинники". Но что если и этого не будет? Да, вы не ослышались: Оказывается, украинские пенсионеры могут вообще остаться без государственной поддержки.

Мизерные пенсии станут еще меньше?

По крайней мере, именно об этом не так давно во время своего выступления перед студентами Львовской политехники заявил премьер-министр Украины Денис Шмыгаль, объясняя, что уже через 15 лет в связи со старением нации (уменьшение количества работоспособного населения) у государства просто не хватит ресурсов для подобных выплат.

"Нация стареет. Есть проблема с человеческим капиталом… Украина как часть старой Европы не воссоздает свое население… Это обычная математика и экономическая демография", — заявил он.

Дальше – больше. Не менее пессимистическими прогнозами "порадовали" и в Минсоцполитики, заявив, а точнее, предупредив украинцев, что без господдержки Пенсионный фонд сможет обеспечивать пенсии только в размере 1850 грн (почти что минимальная выплата). Об этом в эфире "UA: Українське радіо" заявила министр социальной политики Украины Марина Лазебная.

И что мы имеем? Пенсионеры потихоньку будут отказывать себе в еде, постепенно выкладывая из корзинки все больше продуктов, пока в один прекрасный момент казна не опустеет настолько, что останется лишь буханка хлеба?

Стоп. Пенсионный фонд действительно хронически дефицитный и уже много лет находится в банкротном состоянии. К примеру, в 2020 году из госбюджета будет выделено 202 млрд грн на покрытие дефицита Пенсионного фонда. В связи с этим заявление главы Минсоцполитики полностью обосновано в отличие от прогнозов главы Кабмина, ведь именно правительство несет ответственность за то, чтобы не допустить пенсионного дефолта.

В чем состоит проблема? В Украине действует солидарная пенсионная система: пенсия выплачивается пенсионерам за счет ежемесячных налогов, которые платят сегодня работающие.

То есть будущий пенсионер всю свою жизнь работает и платит налоги, с этих налогов платят пенсию действующим пенсионерам, а в будущем он сам выходит на пенсию и ему начисляют выплаты по формуле, где заработная плата умножается на коэффициент страхового стажа.

Поскольку сегодня в Украине примерно 11,5 млн пенсионеров и 11 млн легально работающих – официально трудоустроены и платят ЕСВ (18,5% от зарплаты), на одного украинского пенсионера приходится менее одного работающего.

Таким образом, с помощью нехитрых расчетов можно прийти к выводу, что сегодня каждый официально работающий платит в среднем 1850 грн в Пенсионный фонд ежемесячно – те самые 1850 грн, о которых предупреждали в Минсоцполитики.

"В этом году средняя зарплата, на основании которой мы делаем расчеты, составляет 9200 грн, а в следующем будет 10 120 грн. А взнос в ПФУ – 18,5% от зарплаты. И если взять условно, то от средней зарплаты в 10 тыс. грн 18,5% составит 1850 грн", – отмечала Марина Лазебная.

Все остальные недостающие средства на более высокие выплаты ПФУ получает в виде дотаций из госбюджета. Для иллюстрации: из 11,5 млн пенсионеров около 5 млн получают на руки меньше 2 тыс. грн пенсии. То есть они практически попадают в тот максимум, который очертили в Минсоцполитики. Но есть еще 6,5 млн пенсионеров, которые получают более 2 тысяч. Да и средняя пенсия в стране сейчас составляет 3166,53 грн. Если не будет трансфертов из госбюджета, платить эти суммы будет нечем, а значит 6,5 млн человек, если верить Минсоцу, находятся под угрозой уменьшения пенсий? Реально ли это?

Почему не стоит паниковать? Первое, что нужно сказать: охрана, отмена сушить сухари. Ведь каждый из украинцев имеет конституционное право на свои социальные выплаты (ст. 46 Конституция Украины).

"Если в ПФУ не будет хватать денег, государство обязано выплачивать эти деньги с помощью прямого бюджетного трансфера на покрытие дефицита. Иначе нужно объявлять о банкротстве самой страны", — объясняет в комментарии 112.ua экономист Алексей Кущ.

Более того, говоря о подобных проблемах, глава правительства должен понимать, что их решение целиком и полностью в его руках: от вывода теневого бизнеса на свет до планирования стабильной экономической стратегии, в которой подобные дефициты исключены.

"Когда премьер-министр начинает говорить, что через 15 лет у нас количество пенсионеров и работающих будет таково, что государство не сможет выплачивать пенсии, он забывает одно: именно он, премьер-министр, отвечает за вывод теневого бизнеса на свет", — объясняет ситуацию экономический эксперт Олег Пендзин.

Речь идет о том, что на сегодня в Украине примерно 20 млн трудоспособного населения, из них только 11 млн работают легально. По словам эксперта, Кабмин имеет все полномочия, чтобы создать соответствующую законодательную инициативу, которая выведет экономику из тени.

Да, выдыхаем, оставить своих граждан без социальных выплат государство не может. Но и в таком виде пенсионную систему оставлять нельзя, иначе она реально будет висеть дамокловым мечом над госбюджетом.

Так, рассматривается вопрос о введении еще одного вида пенсионного обеспечения – обязательных накопительных пенсионных отчислений. Обсуждается вариант, при котором за счет уменьшения налога на доходы физлиц в накопительную систему будут отчисляться 2% самим работником; еще 2% за счет ЕСВ будет отчислять работодатель.

Так что рано или поздно, но Украина сдвинется с мертвой точки и к 2035 году точно изменит вектор политики пенсионных выплат.

Как считают эксперты, ключевой проблемой Украины является текущая экономическая модель, которая направлена не на развитие государства, а на создание рабочей силы, которая будет работать за пределами страны.

" src="https://static.life.ru/tmp/TASS_32489597-1589380133282.jpg" loading="lazy" style="width:100%;height:100%;object-fit:cover"/>

Министр социальной политики Украины Марина Лазебная заявила, что украинская пенсионная система больше не позволяет осуществлять выплаты в полном объёме и нуждается в срочной реформе. Предполагается, что взамен существующей будет введена накопительная система пенсионного страхования. Причиной того, что действующая пенсионная система больше непригодна, министр назвала сокращение трудоспособного населения на Украине. Согласно официальной статистике, сегодня на Украине на одного работающего приходятся два пенсионера.

Банкротство или китайские производства. Что получит Украина после пандемии

Профессор ВШЭ Андрей Суздальцев полагает, что ключевой проблемой является неспособность Украины перезапустить экономику, чтобы она смогла бы перейти от солидарной к накопительной системе.

— Главная беда Украины заключается в том, что огромное количество талантливых, трудоспособных людей зарабатывают за её пределами. Чтобы работала накопительная система, нужна экономика, нужны высокооплачиваемые работы, нужны налоги, тогда всё будет. Не сразу, должно будет пройти время. Всего этого на Украине нет. Республика сейчас является крупнейшим экспортёром труда, поэтому отойти от модели пенсионного обеспечения, когда государство собирает налоги с тех, кто работает, и помогает выживать тем, кто на пенсии, она не может, — рассказал Суздальцев.

Политолог Дмитрий Родионов считает, что ситуация будет только усугубляться. В условиях глубокого экономического кризиса, вызванного в том числе и эпидемией коронавируса, вполне вероятно, что пенсионная система на Украине будет формальностью.


Фото © ТАСС / Антон Ваганов

— Диспропорцию между работниками и пенсионерами преодолеть в условиях нынешней экономической модели невозможно, она будет только расти. Примерно ⅓ работоспособного населения Украины планируют находиться на постоянных заработках за границей, и вряд ли они будут платить налоги в бюджет Украины. Поэтому, я думаю, пенсии будут постепенно сокращаться. Возможно, не напрямую, но через уровень инфляции, пока от них не останется и фигового листка. Если до 2014 года украинская экономическая система держалась за счёт кооперации с Россией, то теперь всё кончилось, экономические цепочки порваны, торговые пути не действуют, — отметил политолог.

Проблема в новой реформе заключается в том, что она начинается не с чистого листа, а принимать меры нужно уже сейчас, заметил экономист Александр Роджерс.

— Если бы на Украине не было пенсионеров, все были бы молодые и красивые, то реформа легла бы как нельзя лучше. Люди бы работали, постепенно состарились и получили бы свои накопления обратно. Но на Украине прямо сейчас около 12 миллионов пенсионеров, цифра постоянно увеличивается, а количество работающих людей падает. При этом им ещё и негде работать, так что как решать эту проблему, сказать сложно. По уму, срочно прекратить войну в Донбассе, помириться с Россией и всеми силами восстанавливать производство. Но будем реалистами: этого ожидать не приходится, — заявил экономист.

Застрявшие на Украине. Как Зеленский будет решать проблему гастарбайтеров

Роджерс напомнил, что проблема с пенсионным фондом возникла не сегодня и даже не после Майдана, а значительно раньше, отчего решать её ещё сложнее.

— На Украине стабильно дефицит пенсионного фонда равняется 150 млрд гривен, то есть около шести млрд долларов. Раньше эту разницу государство могло покрывать, теперь уже почти не получается. Государственный долг — величина конечная, вечно его пополнять не получится, а у теперешней Украины не получается даже обслуживать, — подчеркнул Александр Роджерс.

Напомним, в этом году Украине предстоит выплатить по ранее взятым займам МВФ 17,059 млрд долларов. Тело долга составляет 13,06 млрд долларов, а 3,99 млрд — это проценты по кредиту. Ранее президент Владимир Зеленский сообщил, что в случае если МВФ не одобрит новый кредит, Украина будет вынуждена признать себя банкротом.

Собираетесь ли вы сделать прививку от коронавируса?

  • Да, и мне не важно, сколько это будет стоить
  • Сделаю только, если она будет бесплатной
  • Нет, я не верю в ее эффективность

Реклама у нас

  • Все новости
  • Мелитополь
  • Область
  • Украина
  • Мир

Помогут не всем. В Украине готовится реформа соцзащиты

06 июля 2020, 06:10 | Просмотров:


В Министерстве социальной политики утверждают, что в нашей стране уже давно назрела реформа системы социальной защиты населения. Это требование времени. И оно уже в ближайшее время будет реализовано. Не исключено, что – к концу 2020 года. Новое положение о Национальной социальной сервисной службе сейчас находится на согласовании в центральных органах исполнительной власти, и недалек тот час, когда его презентуют обществу.

«Мы формируем новую социальную политику, модернизируем и приближаем ее к людям, ведь те, о ком мы заботимся, являются наиболее уязвимыми категориями граждан, совместными действиями мы достигнем настоящего европейского уровня жизни для каждого украинца», - заявила министр соцполитики Марина Лазебная на встрече с Чрезвычайным и Полномочным Послом Федеративной Республики Германия в Украине Анкой Фельдгузен, касающейся вопросов развития сотрудничества.

В профильном министерстве слова о том, что соцгарантии после реформирования станут выше, подтверждают цифрами. Например, уже с 1 сентября этого года минимальная зарплата будет повышена с нынешних 4730 грн до 5 тыс. грн, в планах с 1 января 2021-го – повышение до 6 тыс. грн, а с 1 июля 2021-го – до 6,5 тыс. грн. По словам министра, планомерное повышение «минималки» - это:

повышение уровня жизни работающих людей, но имеющих маленькие доходы;

борьба с бедностью;

борьба с материальным неравенством в обществе;

детенизация зарплат «в конвертах».

Кроме того, дополнительные поступления в Пенсионный фонд Украины от повышения минимальной зарплаты только к концу этого года могут составить почти 1 млрд грн. А с 1 июля уже повышен прожиточный минимум на 4,5%, и соответственно увеличены размеры соцгарантий и пособий. В связи с изменением прожиточного минимума выросли минимальные пенсии с 1638 до 1712 грн, надбавки и повышения к пенсиям, которые тоже зависят от прожиточного минимума. В этом году, в декабре, планируется еще одно такое же повышение прожиточного минимума, и, соответственно, будут повышены некоторые пенсии и соцпособия. Также с 1 июля 2020 увеличен уровень помощи детям, воспитывающимся в малообеспеченных семьях, с 85% до 130% от прожиточного минимума (для соответствующей возрастной группы).

Нуждающихся проверят

Что уже известно о реформировании сферы соцуслуг? Из соответствующего проекта можно узнать, что планируется создание Национальной сервисной службы с разветвленной сетью территориальных отделений. Новая служба будет наделена огромными полномочиями. Предполагается, что Национальняа сервисная служба будет заниматься такими вопросами:

предоставлением соцуслуг и работой с семьями с детьми;

оздоровлением и отдыхом детей из малообеспеченных семей;

усыновлением и защитой прав детей;

социальной адаптацией лиц после тюремного заключения;

домашним насилием и торговлей людьми;

вопросами, касающимися внутренне перемещенных лиц;

соцзащитой людей с инвалидностью, чернобыльцев, ветеранов, в том числе, и денежными выплатами для этих категорий граждан;

социальной и профессиональной адаптацией бывших военных.

Кроме того, некоторые соцуслуги будут предоставляться на платной основе – для тех, кто в состоянии их оплатить. В этом плане, конечно, интересны подробности, которые мы узнаем чуть позже – ведь хотелось бы, чтобы была четкая грань, и те услуги, которые должны быть бесплатными, не «продавались».

Известно также, что новая служба будет заниматься еще и верификацией получателей субсидий и соцвыплат, и отсеиванием тех из них, которые будут пытаться оформить и получать помощь незаслуженно, обманным путем. Очевидно, акцент в этом плане сделают на том, что инспекторы-соцработники будут собирать все нужные данные (покупки, расходы, неофициальные доходы) непосредственно на месте, посещая жилища претендентов на помощь и беседуя со всезнающими бабушками-соседками.

Новая струя в работе соцслужб будет и в том, что они будут активно задействовать в своих мероприятиях получателей помощи от государства. В принципе, все идет к тому, что у нас граждан, живущих за счет помощи от государства, будет, как и в Европе, – от 5 до 10%. Сейчас же у нас всевозможных льготников гораздо больше, по некоторым оценкам – до 50%.

Но, как бы не изменялся формат соцслужбы, и сейчас, и в будущем достаточно внимания будет уделяться детям-сиротам и детям, лишенным родительской опеки, которые имеют инвалидность. Минсоцполитики совместно с народными депутатами работают над законопроектами по улучшению соцзащиты этих детей и усовершенствованию механизмов защиты их жилищных прав.

«Ситуация по обеспечению жильем детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, критическая, и она требует немедленного решения», - заявила на заседании Комитета Верховной Рады по вопросам гуманитарной и информационной политики М. Лазебная.

По ее словам, количество детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, которые имели право на внеочередное получение жилья на начало 2019 года, составило 28 708 человек, а по данным на начало 2020-го их уже 30 684 человека.

Наверное, большинство украинцев за то, чтобы при нашем скудном бюджете деньги шли на помощь только тем, кто в ней действительно нуждается. Скорее всего, после переформатирования соответствующей службы льготников и получателей соцвыплат поубавится. Но станет ли при этом помощь нуждающимся более эффективной, станет ли она реальной гарантией достойной жизни? К подробностям переформатирования соцслужбы мы еще вернемся после того, как будет принят во всех инстанциях окончательный вариант изменений.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.


Галина Третьякова возглавляет комитет Рады по вопросам соцполитики (Фото: Александр Сенько / Галина Третьякова via Facebook)

В среду, 4 марта, Верховная Рада может назначить министром социальной политики Галину Третьякову — главу парламентского комитета по вопросам соцполитики и защиты прав ветеранов.

Ранее источники Украинской правды сообщили, что ожидаемые кадровые перестановки коснутся и руководства Минсоцполитики. Его может возглавить депутат от Слуги народа Галина Третьякова, полагает известный украинский политолог Владимир Фесенко, о чем он сообщил в комментарии Главреду. В таком случае с должности уйдет нынешний министр соцполитики Юлия Соколовская.

НВ рассказывает главные факты биографии Третьяковой.

Досье

Галине Третьяковой 57 лет, она родилась в Новокубанке ( Казахская ССР).

Высшее образование получила в Украине — окончила Харьковский авиационный институт по специальности « инженер-механик авиационных двигателей».

Впоследствии также получила дипломы Международного института рыночных отношений и предпринимательства ( магистр финансов) и Института международных отношений КНУ им. Шевченко.

Третьякова была гендиректором Украинской федерации страхования, а до этого — членом правления Пенсионного фонда ( ПФ) и главой общественного совета при ПФ.


Также входила в состав общественных советов при разных министерствах ( Минздраве, Минсоцполитики, Минфине, Министерстве доходов и сборов Украины).

В 2017 основала и возглавила общественную организацию Институт гражданских свобод.

Кроме того, была экспертом Реанимационного пакета реформ — крупнейшего объединения общественных организаций в Украине.

Сторонница проведения пенсионной реформы в Украине и накопительной пенсионной системы — в частности на индивидуальные счета физических лиц.

Политическая карьера

На досрочных парламентских выборах в июле 2019 года Галина Третьякова была избрана народным депутатом по списку партии Слуга народа ( № 54 в списке).

В новом созыве Рады возглавила комитет по вопросам социальной политики и защиты прав ветеранов.

  • отчисления на персональные счета украинцев помимо обязательных отчислений в солидарную пенсионную систему;
  • изменение системы социального страхования;
  • введение добровольного выхода на пенсию и выбора такого возраста ( если человек достиг 70-летнего возраста, то его не смогут уволить с работы по причине достижения пенсионного возраста);
  • продолжение индексации пенсий ( «Мы должны индексировать пенсии как минимум на индекс инфляции, а лучше — по той формуле, которая была введена в октябре 2017 года. Которая состоит на 50% из роста инфляции и на 50% - из роста фонда заработной платы. Мы это будем делать. Такая индексация должна проходить каждый год. В марте каждого года мы должны индексировать пенсии для того, чтобы они не утрачивали своей стоимости»).

Также известна заявлением о том, что пенсионеры на оккупированных территориях Украины имеют право получать как украинскую пенсию, так и выплаты со стороны оккупантов.

Мы не признаем оккупанта и его действия, мы не признаем те «пенсии» и «документы», мы не признаем то, что там происходит. На техническом уровне мы не будем выяснять, что человеку там платят, а будем обеспечивать его пенсией, потому что это наш гражданин и у нас с ним, как у государства, есть связь", — заявила Третьякова.

По ее словам, получение выплат от Пенсионного фонда РФ в оккупированном Крыму и «пенсионных фондов» боевиков « ЛНР» и «ДНР» не может стать основанием для невыплаты пенсий Украиной.


МВФ убежден, что переход к накопительному уровню пенсионной системы требует реформы системы солидарной, и настаивает на повышении пенсионного возраста.

Министерство социальной политики — против. Там довольны и солидарной системой, и пенсионным возрастом, и ими же предложенным вариантом накопительной системы, который много месяцев пылится в парламенте и уже морально устарел. Министерство, на долю которого приходится треть государственного бюджета, уверенно заявляет о намерениях, но неуверенно отчитывается о результатах. Приоритетная в прошлому году пенсионная реформа перестала быть таковой в 2016-м и вообще может не состояться в ближайшем будущем. А дефицит Пенсионного фонда тем временем перевалил за 100 млрд грн.

В Меморандуме о сотрудничестве с фондом пункты, касающиеся пенсионной реформы, постоянно меняются. Не потому, что мы их выполняем, а потому что противимся их выполнению. Да, взгляд МВФ на реформу солидарной системы тоже достаточно поверхностный, а требования сводятся к тому, чтобы вдвое сократить количество тех, кто может выходить на пенсию досрочно, и повысить пенсионный возраст. При этом повышение пенсионного возраста перенесено на 1 января 2017 г., с этого момента он будет плавно повышаться ежегодно на шесть месяцев, пока не достигнет 62 лет. Аргумент МВФ прост: люди в странах, которые посредством фонда предоставляют Украине финансовую помощь, выходят на пенсию в среднем в 65 лет, и будет справедливо, если украинцы последуют их примеру. Средняя продолжительность жизни после выхода на пенсию при этом не сравнивается. Хотя демографические прогнозы и их влияние на систему госфинансов в расчет берутся. И утешительного в этих расчетах крайне мало — и ниже мы остановимся на этом подробнее.

По мнению отечественных экспертов, выполнение вышеупомянутых условий для введения второго уровня пенсионной системы не является обязательным. Однако и альтернативных условий мы МВФ не предлагаем. «Запуск второго уровня требует только имеющихся компенсаторов в государственном бюджете. Например, деньги от приватизации могут перекрыть недополученные средства, которые пойдут в собственность каждого гражданина на его собственную пенсию, — убеждена эксперт инициативы «Реанимационный пакет реформ» Галина Третьякова. — Повышать пенсионный возраст по моральным соображениям власти могут только тогда, когда будут найдены альтернативы первому уровню. А именно — накопительные составляющие. Именно они дают возможность гражданам самостоятельно выбирать пенсионный возраст. Вот почему первоочередным является запуск второго уровня. И одновременно наведение порядка в первом. В частности, приведение размера пенсии в полное соответствие с уплаченными в ПФУ взносами, «подтяжка» пенсий из государственного бюджета».

Позиция Минсоцполитики менее конструктивна, там убеждены, что повышение пенсионного возраста даст мизерную экономию, и сначала нужно повысить продолжительность жизни.

Но как ее повысить, что делать с коллапсирующей солидарной системой, пока мы будем это повышение осуществлять, а главное, когда мы запустим накопительный уровень пенсионной системы, — неизвестно. Минсоцполитики не хочет раскачивать и лодку и брать на себя ответственность за непопулярный, но необходимый шаг. Но сделать это все равно придется и гораздо быстрее, чем надеются чиновники. Ждать для этого повышения продолжительности жизни наивно.

Если экономическая ситуация не ухудшится, средняя продолжительность жизни в Украине, согласно Демографическому прогнозу ООН, к 2050 г. увеличится на целых три года (с 70,7 до 73,8). К этому времени количество населения в возрасте от 15 до 59 лет сократится на 10%, а число тех, кому за шестьдесят, вырастет с 22,6 до 31,5% от общей численности украинцев. То есть нагрузка на солидарную систему будет увеличиваться интенсивно, а вот продолжительность жизни — расти очень скромно. Использовать ее в качестве индикатора невозможно, при сохранении статус-кво мы будем тратить на покрытие пенсионных расходов в 2050-м свыше 20% ВВП. И это не означает, что выплаты станут больше, — больше станут расходы, так как количество пенсионеров увеличится, а число трудоспособных, платящих социальные взносы, уменьшится. Соответственно вырастет и налоговая нагрузка на плательщиков, опять загоняя их в «тень». Нынешняя кампания по детенизации — попытка исправить последствия недальновидной и популистской пенсионной политики прошлых лет, когда на годы вперед давались обещания, выполнить которые невозможно.

В последние годы на финансирование пенсий мы тратим 12–14% ВВП, а средняя пенсия едва дотягивает до 1700 грн. К 2050 г. на пенсию начнут уходить те, кому сейчас по 25, количество пенсионеров вырастет на 11%. Они получат хоть какие-то выплаты? А если и получат, то за счет чего мы будем финансировать другие статьи расходов — оборону, медицину, образование? Для того чтобы сохранить даже нынешний, удручающий, баланс, пенсионный возраст все-таки придется повысить, и не до 62, а до 65 лет минимум.

«Опыт других стран свидетельствует, что нужно повышать возраст выхода на пенсию как для мужчин, так и для женщин. Причем принимая во внимание не ожидаемую продолжительность жизни при рождении, а при возрасте выхода на пенсию, в частности 60 лет, и в соответствии со старением населения (снижением уровня соотношения трудоспособного населения к пожилому). Поэтому в Украине уже нужно говорить о необходимости постепенного повышения возраста выхода на пенсию для мужчин и женщин. Да, это не сократит расходы Пенсионного фонда, но это ограничит во времени темпы их роста», — объяснила эксперт Института экономических исследований и политических консультаций Александра Бетлий.

Фактически солидарная система не может нормально функционировать при отрицательном приросте населения. Для того чтобы выйти в плюс в долгосрочной перспективе, у одной женщины в среднем должно быть двое и больше детей. В последний раз такая рождаемость фиксировалась в Украине в конце 70-х прошлого столетия. Тенденций, позволяющих предположить стремительный рост рождаемости, нет. Даже выплаты при рождении не стали стимулом для украинок. К 50-м годам уже этого столетия, по прогнозам ООН, мы показателя в двое детей на одну женщину не достигнем. И это без учета трудовой миграции украинцев. А по данным Международной организации по миграции, 12% трудоспособного населения Украины уже работает в других странах. И чем хуже экономическая ситуация в стране, тем больше желающих эту страну покинуть. По результатам социологического опроса, проведенного исследовательским центром кадрового портала HeadHunter, 72% респондентов не видят своего будущего и будущего своей семьи в Украине.

В 2015-м на пенсионные выплаты направлено 14% ВВП (свыше 272 млрд грн). Это вдвое больше, чем на образование, и втрое больше, чем на медицину. Дефицит Пенсионного фонда, покрываемый из госбюджета, тогда составил почти 80 млрд грн. В этом году Пенсионный фонд получит из казны свыше 145 млрд грн. Правительство по такому случаю даже планирует предпринять шаги по экономии расходов ПФ и других фондов обязательного страхования. Речь о верификации, ограничении максимальной пенсии, пенсионных выплат работающим, ограничении индексации пенсий, о правилах расчета и прочих инициативах, которые в сумме(!) сэкономят государству 10 млрд грн. И уже понятно, что отмена спецпенсий, которой так гордятся в Минсоцполитики, является лишь формальностью. Правительство, приняв норму, так и не удосужилось разработать необходимые подзаконные акты. Да, пенсии не начисляются, но, по уверениям юристов, спецпенсионеры могут легко оспорить это в судах, что и делают.

А ведь мы абсолютные рекордсмены по объемам пенсионных трат не только в Восточной Европе, но и в мире, хотя еще в 2000-м на выплату пенсий уходило не более 8% ВВП, что является средним показателем для развитых, в отличие от Украины, европейских стран. Но наши расходы продолжали расти, чего нельзя сказать о размерах самих пенсий.

«Пенсионные выплаты в Украине чрезвычайно высокие по отношению к ВВП по сравнению с другими странами, но размер пенсий остается незначительным по ряду причин. Во-первых, из-за низкого доверия к пенсионной системе (в частности, возможности получать пенсию в будущем) и, соответственно, низкой заинтересованности участия в ней (из-за низкого уровня пенсий). Во-вторых, из-за роста числа пенсионеров по сравнению с количеством работающих, что еще больше снижает вероятность получения пенсий в будущем. В-третьих, из-за низкой численности тех, кто платит взносы: а это только наемные работники (которых в Украине, по данным Госстата, 10,6 млн человек) и их работодатели. При этом численность занятого населения составила 18,1 млн человек», — объясняет Александра Бетлий.

По ее словам, разницу между этими двумя показателями работников составляют самозанятые или неформально занятые лица (те, кто не трудоустроен официально). Так, предприниматели, работающие на упрощенной системе налогообложения, платят пенсионные взносы на уровне минимального, который в 2015 г. более чем вдвое, а в 2016 г. — втрое меньше, чем минимальная пенсия. Неформально занятые лица вообще не платят взносов в солидарную пенсионную систему.

Учитывая, что значительную часть заработных плат люди получают «в конвертах», снижение ЕСВ призвано способствовать детенизации и увеличению поступлений в среднесрочной перспективе. Но в краткосрочном периоде это приводит к падению доходов Пенсионного фонда, а точнее, к увеличению его дефицита. Все большая часть расходов фонда финансируется за счет трансферта из государственного бюджета.

Пока оценить эффект детенизации сложно. После снижения ЕСВ с 40 до 22% поступления взноса в бюджет сократились на 12% (к январю 2015-го), или на 1,5 млрд грн. Объем незначительный, если учесть, что в январе 2015-го (к январю 2014-го) они сократились на 10,5%, хотя тогда ставка ЕСВ не снижалась. В то же время очевиден позитивный эффект бруттизации, так как поступления от НДФЛ в январе выросли на 35%, или на 1,7 млрд грн. Объективно о детенизации либо ее отсутствии можно будет говорить не раньше конца этого года, учитывая не только объемы поступлений, но и годовую инфляцию. Надеяться на ощутимый рост поступлений ЕСВ можно, но лишь через несколько лет и при условии относительной стабильности в системе налогообложения. А пока нужно предпринимать шаги по реальному реформированию солидарной системы и дорабатывать модель системы накопительной.

Накопительная система — не панацея. Да, она может обеспечить экономику дополнительными финансовыми ресурсами, поскольку перечисляемые в нее средства будут направлены на инвестиции. Но при нынешней экономической ситуации это может быть очень рисковым предприятием. Накопления второго уровня может банально съесть инфляция. Кроме того, формирование накопительной системы на первых порах потребует отвлечения средств из системы солидарной. Так что в любом случае реформу нужно начинать с нее. И не потому, что так хочет МВФ.

Эксперты неоднократно предлагали перейти от солидарной к солидарно-учетной модели или «условно накопительной» системе. Она заключается в том, что ПФУ рассчитывает индекс для каждого пенсионера, исходя из объемов его отчислений, уровня цен, средней зарплаты на момент отчислений. В результате таких подсчетов каждый человек получает коэффициент, который в итоге будет влиять на объемы его пенсионных выплат. Если совсем упростить, то чем больше вы платили в Пенсионный фонд во время трудовой деятельности, тем больше сумма, которую получите, выйдя на пенсию. В отличие о нынешнего подхода, учитывающего лишь стаж работы, данный индикатор выглядит более справедливым, а главное, мотивирующим для тех, кто от уплаты социальных взносов уклоняется либо предпочитает платить «минималку». Кстати, при такой системе пенсионный возраст отходит на второй план, так как человек по сути заинтересован в том, чтобы сумма уплаченных им взносов, а соответственно, и стаж были больше.

И кадровый, и ресурсный потенциал Минсоцполитики и ПФ позволяют перейти к такому варианту солидарной системы. Более того, стран, в которых она работает, в Европе немало, и опытом внедрения они поделятся, если мы попросим. Но мы не просим.

Мы предпочитаем облагать налогом пенсии работающих, перекраивать нормы страхового стажа, менять базу начисления, ограничивать повышение выплат. И разыгрывать спектакль, в котором «злой» МВФ притесняет наших пенсионеров, а «доброе» правительство их защищает. Это может сработать в других сферах, но не в пенсионной. Шансы, что реальный эффект (а не его инфляционная имитация) от детенизации оправдает явно завышенные правительственные ожидания, на фоне беспросветно стагнирующей экономики выглядят пока призрачно. А если так, то уже через год-два катастрофически быстро растущая пропасть между лишь номинально повышаемой пенсией и реальным прожиточным минимумом так далеко забросит за черту бедности подавляющее большинство сегодняшних пенсионеров и других малоимущих, что угроза новых майданов станет мелочью по сравнению с массовыми голодными бунтами. Но сегодня, видимо, это никого на Печерских холмах пока особенно не пугает. Им бы до выборов простоять, да до сентября продержаться…

Читайте также: