Министр о повышении пенсионного возраста


МОСКВА, 19 июля. /ТАСС/. В Госдуме в четверг прошел в первом чтении предложенный правительством законопроект об изменениях в пенсионной системе, предполагающий, в частности, повышение возраста выхода на пенсию до 65 лет для мужчин и до 63 - до женщин. Основным докладчиком выступил министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин, который объяснил, почему дальше тянуть с решением этого вопроса было нельзя и что это даст нынешним пенсионерам.

При голосовании проект закона в целом поддержали 328 депутатов, 104 выступили против, воздержавшихся не было.

Первое чтение подразумевает рассмотрение лишь концепции документа. После ее утверждения масштабное обсуждение инициативы продолжится, предложения по доработке проекта закона будут собраны и впоследствии зафиксированы в виде поправок ко второму чтению, которое состоится осенью. Срок представления поправок продлен с 18 августа до 24 сентября.

Время пришло

Глава Минтруда рассказал, что растущая продолжительность жизни и увеличение числа людей пенсионного возраста привели к тому, что сегодня на одного пенсионера приходится только два работающих. В условиях солидарной пенсионной системы, когда выплаты нынешним пенсионерам производятся из страховых взносов будущих, это ставит под угрозу устойчивость всей конструкции. В советское время на одного пенсионера приходилось около четырех работающих.

Топилин отметил, что решение об увеличении выхода на пенсию назрело давно, однако в силу экономических условий его нельзя было принять раньше.

"В 90-е годы это решение не могло быть принято, наверное, потому, что резко снижались доходы, росла смертность, резко упала рождаемость, все показатели снижались, это были серьезные изменения. Наверное, на этом фоне принимать решение о повышении пенсионного возраста было практически невозможно", - сказал министр.

"Сейчас мы имеем серьезные успехи: мы зафиксировали уровень пенсионного обеспечения, но он нас не устраивает, мы должны идти вперед", - добавил он.

Прибавка к пенсии

Топилин подчеркнул, что средства, которые даст увеличение пенсионного возраста будут направлены на увеличение доходов пенсионеров. Он напомнил, что принятие документа позволит начиная с 2019 года обеспечить "увеличение пенсий неработающим пенсионерам в среднем на 1 тыс. рублей, в среднегодовом исчислении это 12 тыс. рублей в год". "Когда я говорю в среднем, это очень важно, потому что конкретная прибавка каждому пенсионеру будет соответствовать его пенсии, и будет пропорциональный рост", - уточнил министр.

  • Топилин: рост пенсий после перемен в законодательстве будет беспрецедентным в истории РФ
  • Счетная палата не нашла концептуальных недостатков в законопроекте о пенсионных изменениях
  • Топилин: повышение пенсионного возраста не коснется мам, воспитавших пятерых детей

По его словам, предполагаемый законопроектом об изменениях в пенсионной системе рост выплат будет беспрецедентным в истории России. В целом, сумма, которую за шесть лет направят на индексацию пенсий неработающим пенсионерам, составит 3 трлн рублей.

"Все средства от повышения пенсионного возраста идут исключительно на увеличение пенсий неработающих пенсионеров. Мы сейчас с коллегами из комитетов готовим проекты федеральных законов о федеральном бюджете на 2019 год и о бюджете Пенсионного фонда на 2019-2021 годы. Безусловно, в этом процессе все эти цифры видны, они видны в параметрах, в проектировках, на них можно посмотреть и не говорить, что цифр каких-то нет. Они все есть", - сказал Топилин.

Ранее глава Счетной палаты Алексей Кудрин в письме на имя председателя комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослава Нилова отметил, что материалы к этому законопроекту "не содержат расчетов, определяющих взаимосвязь между повышением пенсионного возраста и созданием условий для ежегодной индексации пенсий выше уровня инфляции, в том числе, при каких условиях пенсионная система РФ будет считаться сбалансированной и долгосрочно финансово устойчивой".

Ситуация на рынке труда

По мнению Топилина, принятие законопроекта не приведет к росту безработицы в силу плавного увеличения возраста выхода на пенсии и объективных демографических условий, в которых оказалась Россия, - на рынок выходит меньше новых работников из-за падения рождаемости в 1990-х годах.

"Выходящих на рынок труда поколений - их меньше. Мы сегодня исходим из того, что всплесков никаких (безработицы - прим. ТАСС) не должно быть и не будет", - сказал министр.

По оценкам Минтруда, в 2019 году из-за увеличения пенсионного возраста на рынке труда останутся порядка 300 тыс. человек. В то же время приток молодых кадров из-за демографической ямы 1990-х снизится на 900 тыс. человек.

Поддержка людей предпенсионного возраста

Минтруд обещает выделить порядка 5 млрд рублей на программы повышения квалификации и переподготовки людей предпенсионного возраста. "Сейчас эту программу дорабатываем, и как раз ко второму чтению данного закона она будет готова, и на все вопросы получим ответы", - уточнил Топилин.

Кроме того, правительство России готовит план защиты прав работающих граждан, а также законопроект об изменении размера пособий по безработице, он будет внесен в Госдуму вместе с проектом бюджета на 2019 год.

По словам замминистра труда и соцзащиты Андрея Пудова, максимальный размер пособия по безработице, составляющий сегодня 4,9 тыс. рублей, будет доведен до уровня прожиточного минимума. Прожиточный минимум пенсионера в целом в России за I квартал 2018 года составил 8269 рублей, средний размер прожиточного минимума трудоспособного гражданина - 10842 рубля.

Вопрос досрочных пенсий

Топилин в очередной раз отметил, что пересмотра требует система назначения досрочных пенсий для педагогов, медицинских работников и представителей творческих профессий.

Законопроект предусматривает досрочный выход на пенсию по стажу только для тех медработников, которые работают во вредных для здоровья условиях, за которые платятся дополнительные взносы в пенсионный фонд. В целом же, согласно документу, особые условия будут у педагогических, медицинских, творческих работников: стаж для выхода на льготную пенсию сохраняется, но возраст выхода на досрочную пенсию будет повышен пошагово на восемь лет. Сейчас этим категориям работников для выхода на пенсию необходимо выработать специальный стаж длительностью от 15 до 30 лет в зависимости от конкретной категории льготника.

"Я здесь не вижу никакого ущемления, это общие правила. Если медик - рентгенолог, работает в ожоговых, противочумных станциях, там, где есть вредный фактор, и он относится к спискам, - ничего не меняется. А если он работает на обычном рабочем месте, у него возраст пенсионный с точки зрения досрочной пенсии именно стажевой, только стажевой, да, он будет увеличиваться как у всех", - отметил Топилин.

Ранее медики и педагогические работники отмечали в беседе с корреспондентами ТАСС, что должны сохранить право на досрочный выход на пенсию, поскольку их труд связан с серьезными эмоциональными перегрузками.

Мнение фракций

Позиции фракций по законопроекту разделились. Фракция "Единая Россия", которая имеет в палате конституционное большинство, высказалась за предложение правительства, в то время как три оппозиционные фракции КПРФ, ЛДПР и "Справедливая Россия" - против.

По словам лидера коммунистов Геннадия Зюганова, предложенные правительством изменения негативно скажутся на женщинах. Эти опасения разделяет и лидер справороссов Сергей Миронов, который вместе с тем предложил "дать гражданам самостоятельно определять время выхода на пенсию". "То есть мужчина, начиная с 60 до 65 лет, может в любое время выйти на пенсию, женщина - с 55 до 63 лет", - озвучил он свою позицию.

Первый заместитель руководителя думских единороссов Андрей Исаев отметил, что с момента, когда была установлена действующая возрастная планка выхода на пенсию в 1956 году, "в России выросла продолжительность жизни и продолжительность реальной работы человека до пенсии". По его словам, законопроектом об изменении пенсионной системы "правительство предложило новый общественный договор", который "заключается с нынешним поколением работников".

"Нам предстоит широкое обсуждение. Мы прекрасно понимаем, что это решение не может быть принято в одиночку", - заявил он, добавив, что Госдуме в дальнейшем предстоит принять "пакет мер, направленных на то, чтобы люди предпенсионного возраста чувствовали себя достойными уважения тружениками, чтобы их не выгоняли с работы, чтобы была предоставлена возможность переквалификации, чтобы об их здоровье заботились особо и отразили в национальной проекте здравоохранения отдельными строками поддержку этой категории".


Рунет продолжают будоражить слухи о том, что российские власти планируют новое повышение пенсионного возраста. Предыдущее повышение вступило в силу лишь в 2019 году, а в Госдуме уже якобы обсуждают новые поправки. Anews собрал последние новости и мнения экспертов о возможном повышении возраста выхода на пенсию в стране.

Новая пенсионная реформа? Кто первым заговорил об этом

Поводом для волны слухов послужили сделанные в начале сентября заявления чиновников российского правительства. Тогда глава Минздрава Вероника Скворцова сообщила на Восточном экономическом форуме, что Россия бьет рекорды по темпам увеличения продолжительности жизни. Примерно в то же время глава Минтруда Максим Топилин заявил на встрече министров труда стран G20, что в России за последние пять лет выросла доля предпенсионеров среди общего числа занятых.

На этом фоне депутат Госдумы от КПРФ Валерий Рашкин сообщил «Свободной прессе» о подготовке второго этапа пенсионной реформы в России. «Его задача - повысить возраст выхода на пенсию до 70 лет. Причем и мужчинам, и женщинам», - говорил парламентарий в начале сентября, ссылаясь на неназванные источники.

По его словам, первый этап реформы не решил никаких крупных проблем и к тому же породил рост безработицы среди предпенсионеров. Цель второго этапа - чтобы как можно меньше граждан доживали до пенсии, а уже собранные деньги уходили бы в ПФР на текущие расходы, предположил Рашкин.

В конце сентября о новом повышении пенсионного возраста рассказал «Свободной прессе» еще и член экспертного совета общественной организации «Деловая Россия» Владислав Жуковский, но цифры привел другие.

«Если говорить о ближайших инициативах, то, во-первых, сейчас в коридорах власти, в кабинетах «единороссов» ходят устойчивые разговоры о повышении пенсионного возраста еще на три года - до 68 лет для мужчин и до 63 лет для женщин. Видимо, потому, что последнее пятилетнее повышение обошлось без перекрытия федеральных трасс, решили повышать и дальше», - заявил эксперт.

«Во-вторых, рассматривается вариант повышения момента выплаты базовой пенсии также еще на 3 года. Наконец, самое фееричное. Взамен украденных у россиян после 2014 года пенсионных накоплений власть намеревается ввести еще один добровольно-принудительный платеж с работника и работодателя в размере 6%. То есть, давайте-ка, ребята, увеличим вам страховые взносы с 30 до 36 процентов», - сказал экономист.

Кремль: повышение пенсионного возраста не обсуждается

В конце сентября заявления об очередном повышении пенсионного возраста опровергли в Кремле. «Нет, у нас нет такой темы на повестке дня, такие вопросы не обсуждаются», - сказал журналистам пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков и посоветовал обратиться за пояснениями к автору заявления, передавал «Интерфакс».

Впрочем, однажды Кремль уже обманул ожидания граждан. Президент РФ Владимир Путин некогда уверял, что при нем пенсионный возраст не повысится. «Я против увеличения сроков пенсионного возраста. И пока я президент, такого решения принято не будет», - обещал глава государства в ходе «Прямой линии» в 2005 году.

После решения правительства повысить пенсионный возраст Песков объяснил, почему не считает обещание нарушенным. Представитель Кремля сказал, что Путин не имеет к реформе никакого отношения. К тому же с момента обещания президента прошло 13 лет, за это время произошли изменения в экономике и международной конъюнктуре, а также вырос показатель продолжительности жизни.

Политики и эксперты: новая реформа - «полный бред»

Политики и эксперты сомневаются, что власти решатся на второй этап пенсионной реформы, пишет «Московский комсомолец». «Предположения депутата Рашкина мы можем назвать полным бредом. Иначе никак», - сообщил изданию источник в аппарате правительства.

Вице-спикеру Госдумы и первому замруководителя фракции «Единая Россия» Андрею Исаеву «ничего не известно о подобных планах». «С моей точки зрения, никто такого предлагать сейчас не будет. Когда в прошлом году обсуждалась пенсионная реформа, объявлялось, что это трудное решение окончательное, тем более что и оно имело определенные социальные и политические издержки». «Просто есть беспокойные сердца», - уверен единоросс.

Глава думского Комитета по труду и социальной политике Ярослав Нилов (ЛДПР) назвал слова Рашкина «вбросом». По его словам, реформа «дорого обошлась в политическом смысле власти, переходный период далеко еще не закончен, и до конца непонятно, каковы будут последствия и итоги этой реформы».

Сопредседатель «Деловой России», экономист Антон Данилов-Данильян уверен, что как минимум «в ближайшие 3-5 лет такого решения не будет».

Власти вряд ли снова пойдут на повышение пенсионного возраста в преддверии выборов в Госдуму 2021 года, считает директор института стратегического анализа компании «Финансовые и бухгалтерские консультанты» Игорь Николаев. «Они видят, что происходит на выборах - люди все чаще голосуют за кого угодно, только не за представителей власти. (. ) Играть с огнем никто не хочет, и вряд ли что-то подобное всерьез обсуждается», - убежден эксперт.

Пенсионная реформа в России 2019 года: суть и последние новости

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев объявил о повышении пенсионного возраста в июне 2018 года, за три часа до старта Чемпионата мира по футболу в России. Решение было принято, несмотря на массовые протесты граждан и предупреждения экспертов о росте безработицы среди людей предпенсионного возраста с принятием реформы.

В октябре закон о пенсионной реформе подписал президент РФ Владимир Путин. В соответствии с ним пенсионный возраст в России будет повышаться поэтапно в течение десятилетия - до 60 лет для женщин и до 65 лет для мужчин. Переходный период пенсионной реформы стартовал 1 января 2019-го и завершится в 2028 году.

Пенсионный возраст поэтапно увеличится и для работников, имеющих право выйти на пенсию досрочно (граждане, работающие в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, педагоги, медики, творческие работники, женщины со стажем не менее 37 лет и мужчины со стажем не менее 42 лет, многодетные матери).

На время переходного периода реформы предпенсионный возраст увеличивается с двух до пяти лет до наступления пенсии. Для работодателей вводится административная и уголовная ответственность за увольнение или отказ в трудоустройстве предпенсионеров по причине возраста.

Тем временем правительство внесло в Госдуму законопроект об увеличении периода выплаты накопительной пенсии - так называемого срока дожития. 23 сентября документ рассмотрел профильный комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов и предложил включить его в осеннюю сессию для рассмотрения в ноябре.

Законопроектом предлагается с 2020 года увеличить ожидаемый период выплат до 258 месяцев (21,5 года). До 2016 года он составлял 228 месяцев (то есть 19 лет). С 1 января 2016 года этот показатель ежегодно определялся федеральным законом на основании официальных статистических данных о продолжительности жизни мужчин и женщин в возрасте 60 и 55 лет соответственно.

Накопления на старость - это фиксированная сумма, которая будет делиться на общее количество месяцев периода дожития. То есть если законопроект примут, граждане, сами собравшие себе накопления на старость, будут ежемесячно получать меньшие суммы. Поправки в случае принятия вступят в силу с 1 января 2020 года.

«При таких раскладах от половины до трех четвертей сделанных людьми пенсионных накоплений останутся у государства. Люди просто не доживут до пенсий. Недовыплаченные деньги пойдут не детям и внукам, а пойдут на повышение зарплат чиновникам, сотрудникам ПФР, депутатам Госдумы и членам Совета Федерации», - предупреждает экономист Владислав Жуковский.


В четверг, 14 июня, пока весь мир ждал матча открытия чемпионата мира по футболу на московском стадионе «Лужники», правительство Дмитрия Медведева объявило о пенсионной реформе: возраст выхода на пенсию мужчин повышается с 60 до 65 лет, женщин — с 55 до 63 лет. Новость мало кого оставила равнодушным и наряду со сводками с футбольных полей постоянно находилась в топе новостей.

«Пенсионный возраст — это идол, образ, а под красками — фанера. Может, есть, но я давно не видел не во сне, а наяву пенсионера», — иронизировал лидер группы «Ленинград» Сергей Шнуров в написанном по случаю стихотворении. По стране прокатилась волна протестов. Такими сплоченными россияне не были давно, свидетельствует июньский опрос «Левада-центра»: против повышения пенсионного возраста выступили 89% граждан.

Как решали

Объявление пенсионной реформы в день открытия чемпионата мира многие СМИ, эксперты и чиновники восприняли как попытку провернуть реформу под прикрытием футбола. «Пока мы радовались успехам наших футболистов, — негодовал глава КПРФ Геннадий Зюганов на думских слушаниях по поводу закона, — правительство решило забить гол всей стране».

Дата — всего лишь случайное совпадение, уверяет источник Forbes в кабинете министров, осведомленный о ходе реформы. Заседания правительства проходят каждый четверг. На 7 июня была назначена прямая линия с президентом, которого максимально дистанцировали от пенсионной реформы, поэтому судьбоносное объявление назначили на 14 июня — ближайший четверг после прямой линии. Но решение о реформе было принято значительно раньше.

Еще до выборов президента на многочисленных совещаниях обсуждался пакет реформ, который правительству предстояло реализовать в новом политическом цикле, рассказывает один из федеральных чиновников. В обсуждении повышения пенсионного возраста участвовали Дмитрий Медведев, министр финансов Антон Силуанов, министр экономического развития Максим Орешкин, возглавлявший в то время Центр стратегических разработок Алексей Кудрин, председатель Центробанка Эльвира Набиуллина, помощник президента Андрей Белоусов. Социальный блок, которым в прежнем правительстве руководила Ольга Голодец, в этом не участвовал.

В ведомствах эту информацию не прокомментировали. С объявлением о реформе решили повременить до выборов и последующей смены правительства. Новый кабинет министров Путин представил 18 мая. Ответственной за социальные вопросы стала бывший председатель Счетной палаты Татьяна Голикова, поэтому основной груз проблем, связанных с реформой, лег на ее плечи.

Кто был автором

Шум вокруг реформы не утихал все лето. Депутаты в Госдуме спорили до хрипоты, Антон Силуанов дал подробное интервью Владимиру Познеру и пытался объяснить на пальцах зрителям «Первого канала», почему они должны будут выходить на пенсию позже.

Люди искали виновных и строили догадки. Одна из популярных версий: на реформу Путина уговорили Кудрин и первый замглавы администрации президента Сергей Кириенко. А в авторы текста законопроекта о пенсионной реформе народная молва записала молодого экономиста Владимира Назарова, который работает в Институте Гайдара и возглавляет финансовый НИИ при Минфине.

Писал документ, конечно, не Назаров, хотя проблемами пенсионной системы он занимается уже 10 лет и прямолинейно поддерживает повышение пенсионного возраста. «Вынужден развеять этот миф, — смеется попавший под удар экономист. — Автор реформы — правительство, оно подготовило законопроект и внесло его в Думу».

«Человека, конкретное лицо, которое отвечало за эту реформу, мы за все лето так и не увидели. Но понятно, что ответственность несут первые лица [страны]», — считает заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия» и член комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Олег Шеин.

Конкретного лица за реформой не видно, но очевидно одно: впервые о повышении пенсионного возраста объявили в самом жестком из всех обсуждавшихся вариантов — 63 года для женщин и 65 лет для мужчин, и это была идея Минфина, который формально не имел отношения к подготовке законопроекта. Чиновник, знакомый с ходом подготовки закона, подтвердил, что на гораздо более мягком сценарии настаивала Татьяна Голикова — взять паузу и посвятить какое-то время адаптации населения. И тем не менее именно ее блоку пришлось подготовить текст закона в жестком варианте — этим занимались специалисты из Минтруда и Пенсионного фонда.

Подарок от Путина

Президент глубоко вздыхает и проникновенно смотрит в камеру: «Нам предстоит принять трудное, непростое, но необходимое решение. Прошу вас отнестись к этому с пониманием». В своем обращении к народу по поводу повышения пенсионного возраста Путин поведал о неотвратимости реформы, но пообещал смягчить ее. Срок выхода на пенсию женщин снижен до 60 лет, многодетные матери могут выйти на пенсию досрочно, а те, кого реформа должна коснуться в ближайшие два года, могут выйти на пенсию на полгода позже. Также президент ввел понятие предпенсионного возраста (пять лет до возраста выхода на пенсию), указал на необходимость ввести уголовную и административную ответственность бизнеса за увольнение предпенсионеров, обещал предпенсионерам специальную систему повышения квалификации и два дня бесплатной диспансеризации в год с сохранением зарплаты. По данным компании Mediascope, телетрансляцию, которую показали по федеральным каналам 29 августа, смотрели почти 7 млн человек.

В том, как Путин отечески успокаивал нацию с экранов телевизоров и предложил смягченный вариант реформы, вновь заподозрили подвох — якобы и это тоже было срежиссировано заранее. В интервью радио «Коммерсантъ FM» эксперт Института гуманитарно-политических исследований Владимир Слатинов предполагал, что такой сценарий мог быть продуман в общих чертах как вариант отступления при слишком негативной реакции общества. Но два источника Forbes в правительстве говорят, что как минимум для Минфина, продвигавшего жесткий сценарий, смягчение стало неожиданностью. Чиновник, знакомый с ходом подготовки закона, подтверждает, что Голикова обсуждала с Путиным варианты смягчения. Именно поэтому после обращения Путина она стала официальным представителем президента по этому законопроекту и защищала поправки к нему в Госдуме и в Совете Федерации.

Зачем все это

«Силуанов призвал «срочно повысить» пенсионный возраст» — гласит заголовок статьи в «Российской газете». Статья посвящена выступлению министра финансов на «правительственном часе» в Госдуме задолго до реформы, в сентябре 2015 года. Тогда призыв Силуанова не нашел поддержки, хотя в его обращении уже фигурировало слово «срочно».

В течение многих лет эксперты из РАНХиГС, ВШЭ, ЦСР, Экономической экспертной группы и НИФИ говорили о необходимости повысить пенсионный возраст, делали соответствующие расчеты, писали научные статьи и выступали в СМИ. Главным публичным сторонником реформы был глава ЦСР Алексей Кудрин. Настойчиво из выступления в выступление он повторял, что пенсионный возраст нужно повышать немедленно, «иначе будет поздно». «Предпосылки для повышения пенсионного возраста были и раньше», — соглашается замдиректора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрий Горлин.

Доводы в пользу повышения с тех пор не изменились. В России резко уменьшается соотношение пенсионеров и работников, за которых платятся социальные страховые взносы. Иначе говоря, тех, кто оплачивает пенсии ныне живущим пенсионерам, становится все меньше. Сейчас, по расчетам исследователей ВШЭ, на одного пенсионера приходится 2,3 человека трудоспособного возраста. Учитывая теневую занятость, по расчетам РАНХиГС, на одного пенсионера приходится всего 1,1 работающего, за которого работодатель выплачивает взносы. Через 10 лет этот показатель составит 1,2 благодаря повышению пенсионного возраста, в противном случае он скатился бы к единице к 2030 году, поясняет Юрий Горлин.

От этого соотношения напрямую зависит возможность повышать пенсии. Согласно «майскому указу» президента в ближайшие шесть лет индексация пенсий должна проходить выше уровня инфляции. Чтобы это делать, нужно где-то брать деньги, а источников всего два: бюджетные средства и взносы от работодателей.

«Можно было, конечно, ничего не делать и не повышать пенсионный возраст. Но тогда вариантов оставалось бы немного», — рассуждает Владимир Назаров из НИФИ. Если оставить все как есть, сильно увеличится разница между пенсией и заработной платой. Сейчас неработающие пенсионеры получают порядка 34% средней заработной платы работающего человека, и если не вмешаться, то через пару лет показатель будет около 30–25%. «Уровень меньше 30% общество уже посчитало неприемлемо низким», — объясняет Назаров. Второй вариант — для финансирования пенсий повышать налоги или тарифы страховых взносов. Но такой рост нагрузки на граждан был бы несовместим с желанием ускорить рост российской экономики.

При росте экономики около 1,5% в год (на конец 2018 года Минэкономразвития прогнозирует рост ВВП на 1,8%, а на конец 2019-го — 1,3%) индексировать размер пенсий по уровню инфляции или чуть выше можно было бы и без повышения пенсионного возраста, подсчитал Горлин. Но обеспечить устойчивый рост пенсий уже не получится без дополнительных мер, потому что зарплаты будут расти быстрее и пенсии потеряют свою основную функцию — быть страховкой от утраты заработка. Именно поэтому страховые пенсии в ближайшие шесть лет будут повышаться темпами, значительно превышающими прогнозируемый уровень инфляции.

По оценкам экспертов, итоговые траты бюджета окажутся даже выше, чем экономия от повышения пенсионного возраста. По расчетам, которые представляла Татьяна Голикова, деньги, полученные от повышения пенсионного возраста, не покроют траты на пенсионное обеспечение. Реформа сэкономит бюджету 2,9 трлн рублей, но пенсионное обеспечение потребует затрат в 3,3 трлн рублей за шесть лет.

Что сделали не так

Высокая скорость реализации реформы — это российский опыт, который оказался весьма болезненным. От официального объявления о реформе до подписания закона Путиным прошло всего 112 дней, а реализация нововведений начнется уже с 1 января 2019 года. В ОЭСР, например, средний период между принятием закона о пенсионной реформе и его реализацией составляет около 9 лет.

Вторая особенность — очень высокие, даже агрессивные темпы повышения пенсионного возраста: каждый год возраст выхода на пенсию будет становиться на год выше. В ОЭСР средний рост повышения пенсионного возраста составляет три месяца в год, а в СНГ — по шесть месяцев в год. «Понятно, конечно, что чем быстрее поднимается возраст, тем раньше возникает большая «бухгалтерская» экономия», — рассуждает Юрий Горлин.

Сторонники реформы спешат заверить: сравнивать опыт России с опытом США или Европы некорректно. Более адекватное сравнение — с другими восточноевропейскими странами и странами СНГ. Когда повышение пенсионного возраста запоздало, приходится проводить реформу относительно высокими темпами и без длительного подготовительного периода, рассуждает Владимир Назаров. В большинстве восточноевропейских стран и в СНГ пенсионный возраст повысили в конце 1990-х — начале 2000-х годов и темпы роста составляли, как правило, 6–12 месяцев в год. К 2018 году лишь в двух странах СНГ, России и Узбекистане, пенсионный возраст сохранился на советском уровне.

Российские показатели пенсионной реформы далеки от рекордных, указывают экономисты. Чехия несколько лет назад начала повышение пенсионного возраста с 60 до 67 лет для мужчин и с 55 до 67 лет для женщин, а в Армении в 2001 году пенсионный возраст мужчин был за один год повышен сразу на три года.

Армия безработных

Есть один спорный вопрос: сможет ли экономика создать новые рабочие места для предпенсионеров. По оценкам Минэкономразвития, прирост занятых из-за повышения пенсионного возраста составит в 2019 году 137 200 человек, а суммарно к 2024 году — 1,8 млн человек. В министерстве верят, что этот выплеск рабочей силы добавит к росту ВВП 1,3 процентного пункта, то есть по 0,2–0,3 процентного пункта в год. Эксперты НИФИ более оптимистичны и прогнозируют прирост в 0,3–0,5 процентного пункта ВВП ежегодно.

Эти расчеты основаны на том, что не вышедшие на пенсию люди найдут работу. А в этом экономисты и противники реформы, да и сами будущие предпенсионеры не уверены. По мнению депутата Олега Шеина, инициатива правительства выпустит на рынок армию безработных. В мире идет процесс автоматизации производства. В таких условиях повышение пенсионного возраста — это просто выбрасывание на рынок труда абсолютно ненужной рабочей силы.

«Куда пойдут эти люди? — беспокоится Шеин. — Они останутся без средств к существованию, а следствием может оказаться рост безработицы, падение доходов населения и снижение темпов роста экономического развития».

Юрий Горлин: «Предпосылки для увеличения пенсионного возраста могут возникнуть только через 20 лет»

В январе исполнится два года с начала пенсионной реформы. Ее принятие было спорным, неоднозначным и уж точно непопулярным у населения. Повышение пенсионного возраста не раз критиковали, указывая, что проблему дефицита Пенсионного фонда оно не решит, а эффект увеличения пенсий действующих пенсионеров (в среднем на 1 тысячу на протяжении нескольких лет) быстро пройдет. В последнее время пенсионную систему ругают все чаще, а власти все чаще обещают ее усовершенствовать, изменить, подправить. Такие обещания заставляют население понервничать: что опять «нахимичат» с пенсиями? О том, в каком состоянии находится пенсионная система России и что ее ждет в будущем, «МК» поговорил с одним из ведущих экспертов в этой области, заместителем директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрием ГОРЛИНЫМ.


— Через десять лет размер пенсий в России опять начнет снижаться, если правительство не примет новых мер для повышения финансовой устойчивости пенсионной системы. К такому выводу вы пришли в своем недавнем исследовании «Факторы роста уровня пенсионного обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективе». Значит ли это, что повышение пенсионного возраста не помогло системно повысить доходы пенсионеров?

— В связи с повышением пенсионного возраста на период 2019–2024 годов были законодательно утверждены размеры индексации пенсий, которые существенно превышают инфляцию. Если уровень инфляции в этот период прогнозируется в пределах 4%, то размер индексации составляет 5,5–7%. Без повышения пенсионного возраста такой рост пенсий вряд ли был бы возможен.

Наши же расчеты, приведенные в докладе, показывают, что даже без принятия новых дополнительных мер уровень пенсий в реальном выражении будет неуклонно увеличиваться и после 2024 года, то есть их рост будет превышать инфляцию при условии хотя бы минимального, но главное, устойчивого экономического роста. Поэтому нельзя утверждать, что повышение пенсионного возраста не помогло увеличить доходы пенсионеров.


— Одним из главных позитивных последствий поднятия пенсионного возраста называлась возможность повысить коэффициент замещения (уровень пенсий по отношению к зарплатам). В вашем исследовании подсчитано, что, благодаря переходу к более позднему выходу на пенсию, этот показатель останется на уровне 2018 года (34%) до 2030 года, а потом начнет снижаться и через 30 лет может составить только 27%. Означает ли это, что в ближайшем будущем пенсионный возраст поднимут снова?

— Когда в 2018 году на уровне правительства и президента обсуждался и обосновывался вопрос повышения пенсионного возраста, то, насколько я помню, о коэффициенте замещения как целевом показателе не говорилось. Гарантировались ускоренная индексация страховых пенсий, обеспечивающая их ежегодное увеличение для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тысячу рублей, и достижение к 2024 году среднего размера такой пенсии в 20 тысяч рублей в месяц. За горизонтом 2024 года говорилось о ежегодном увеличении страховых пенсий выше инфляции.

Хочу обратить внимание, что в общественном сознании имеет место смешение понятий «коэффициент замещения» и «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты». Это разные показатели. Коэффициент замещения — это отношение размера пенсии на момент ее назначения к величине зарплаты, зафиксированной непосредственно перед выходом на пенсию. При расчете этого показателя, как правило, принимается средняя по стране зарплата и продолжительный трудовой стаж — 30–35 лет. Согласно нашим оценкам, коэффициент замещения уже сейчас в России составляет около 40% и будет сохраняться на этом уровне до середины 2040-х годов. Отмечу, что величина показателя «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты», как правило, примерно на 5–10 процентных пунктов меньше величины коэффициента замещения.

— Так все-таки повышение возраста выхода на заслуженный отдых решило пенсионные проблемы страны или нет?

— Я бы предостерег от упрощенного представления о том, что повышение пенсионного возраста должно раз и навсегда решить все пенсионные проблемы. Это, конечно, облегчило ситуацию, по крайней мере, купировало накопившиеся проблемы и создало заделы на будущее. По нашим прогнозам, благодаря повышению пенсионного возраста соотношение пенсий и зарплат действительно удастся сохранить на уровне 34% до 2030 года. Если гипотетически рассматривать дальнейшую динамику этого показателя в рамках инерционного сценария (без принятия дополнительных мер), то после 2030 года она будет понижательной. Это обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, будет продолжаться старение населения, а прогнозируемые изменения на рынке труда будут вести к относительному росту нестандартных форм занятости и размыванию фонда оплаты труда как базы пенсионных взносов. Во-вторых, постепенно исчерпывается эффект увеличения пенсий работникам, имеющим стаж до 1991 года, обеспеченный проведенной в 2010 году их валоризацией (разовая переоценка пенсионных прав граждан. — «МК»). В-третьих, отвлечение 6% страховых взносов на формирование накопительной пенсии в период до 2014 года, учитывая их пониженную доходность в сравнении с индексацией страховой пенсии, обусловили относительное снижение размеров пенсий. В-четвертых, предоставление льгот по страховым взносам не компенсировалось адекватным образом за счет трансфертов федерального бюджета. Собственно, чтобы противостоять этим негативным с точки зрения уровня пенсий тенденциям, и необходимы меры по совершенствованию пенсионной системы, рассматриваемые в нашем докладе. И среди этих мер, начало реализации которых не выходит за пределы 2035 года, дальнейшего повышения пенсионного возраста не заложено.

— Но решение на этот счет принимаете не вы, а правительство. Сколько лет, на ваш взгляд, можно не беспокоиться о новом повышении пенсионного возраста?

— Думаю, что в ближайшие как минимум 15 лет демографические и социальные условия вряд ли позволят вернуться к вопросу повышения пенсионного возраста. Если же в результате развития медицины, улучшения условий проживания средняя продолжительность жизни и период здоровой активной жизни будут расти, а пенсионная система будет в этом нуждаться, то, возможно, за горизонтом 2040-х годов появятся какие-то предпосылки для еще большего повышения пенсионного возраста. Но пока что это чисто гипотетическая возможность. При этом надо отметить, что во многих развитых странах люди уже сейчас выходят на пенсию в 67 лет и вопрос увеличения этой планки обсуждается. В нашем докладе обосновывается, что условно с 2030 года целесообразно начать повышать трудовой стаж, необходимый для получения страховой пенсии по старости, например, по 1 году в год до 30 лет. Это одна из мер, которая позволяет обеспечить рост пенсий не только выше инфляции, но и относительно заработной платы.


— Каков в целом потенциал реформирования пенсионной системы в ближайшие годы? Какие меры помогут финансовой устойчивости пенсионной системы? К каким нововведениям готовиться будущим пенсионерам и бизнесу, который платит за сотрудников страховые взносы?

— В нашем исследовании мы определили исчерпывающий перечень факторов, за счет которых может быть повышен уровень пенсий, как в абсолютном выражении, так и по отношению к зарплатам. Во-первых, это соотношение численности лиц, за которых уплачиваются взносы, и численности пенсионеров. Во-вторых, размер эффективной ставки страховых взносов. В-третьих, уровень бюджетного трансферта, который предоставляется страховой пенсионной системе, соотнесенный с доходами от страховых взносов. Это три источника и три составные части, за счет которых могут расти пенсии. Все меры, которые могли бы содействовать более позитивной динамике пенсий, должны быть направлены на улучшение этих факторов. Такими мерами могли бы быть: повышение трудового стажа, легализация неформально занятых, обеление «конвертных» зарплат, изменение порядка формирования и выплаты пенсий работающим пенсионерам. Росту пенсий в абсолютном выражении способствовали бы также повышение доли фонда оплаты труда в ВВП, общего уровня заработных плат и снижение характерного для России высокого уровня зарплатного неравенства.

— С критикой пенсионной системы не так давно выступил в Госдуме Сергей Миронов. Он призвал вернуться к выплатам пенсий из бюджета, а нынешнюю систему страхования назвал «людоедской», поскольку она отнимает у россиян 22% доходов. Считаете ли вы пенсионную систему в нынешнем виде неэффективной?

— Я не могу согласиться с позицией депутата Миронова. Пенсионную систему, которая обеспечивает стабильные и регулярные выплаты 40 миллионам пенсионеров, являющиеся для многих из них единственным источником денежного дохода, нельзя назвать неэффективной. Ставка страховых взносов в 22% тоже не может быть признана высокой, потому что во многих странах (если учитывать взносы не только работодателей, но и работников) она выше. В совокупности с большим уровнем доходов граждан, меньшей нелегальной занятостью, более высоким пенсионным возрастом и стажем, требуемым для назначения пенсии, это действительно обеспечивает более высокий доход пенсионеров в этих странах. Чудес ведь не бывает — раз доходов больше, а расходов меньше, то и пенсии выше. Это чистая арифметика.

— Сейчас часто можно услышать мнение, что нынешним 20–30-летним не стоит надеяться на государственную пенсию: ее либо отменят вовсе, либо она будет совсем мизерная. А вы как думаете?

— Если говорить о поколении 20-летних, то они начнут выходить на пенсию только в 2060–2065 годах, а мы в нашем прогнозе так далеко не заглядываем — он ограничен 2050 годом. Но если будет реализована большая часть мер, о которых я говорил выше, то для нынешних 35-летних к 2050 году в принципе обеспечивается соотношение пенсий и зарплат на уровне 40%, а коэффициент замещения на уровне 50%. Это подтверждается нашими расчетами.

— Каковы перспективы развития накопительной компоненты пенсий? Старая государственная система накопительной пенсии себя изжила, а новая — гарантированный пенсионный план — так и не внедрилась.

— Бесспорно, было бы очень хорошо, чтобы люди имели возможность формировать пенсионные накопления, которые могли бы служить дополнительным источником дохода при выходе на пенсию. Но пока я не вижу каких-то значимых предпосылок для позитивных изменений. Проблема в том, что в России пока нет объективных условий для того, чтобы накопительный компонент мог активно развиваться. Во-первых, потому что у подавляющей части работников уровень доходов таков, что они не могут постоянно, на протяжении десятилетий отчислять на свою пенсию хотя бы условные 6% от своей зарплаты. Во-вторых, качество работы пенсионных фондов в условиях экономической турбулентности не позволяет обеспечить эффективность пенсионных накоплений в долгосрочном периоде с точки зрения интересов будущих пенсионеров. Это показала история предыдущих 15 лет. По нашим оценкам, в среднем доходность пенсионных накоплений за этот период была практически в полтора раза ниже инфляции. На купирование проблем в целом ряде крупных НПФ пришлось потратить сотни миллиардов рублей. В-третьих, необходимым условием для развития пенсионных накоплений является достаточно высокий уровень доверия к соответствующим финансовым институтам. Пока что они вряд ли могут похвастаться таким доверием, им нужна длительная «история успеха», чтобы его заработать.

Вообще у российской пенсионной системы есть потенциал для развития и совершенствования, но, учитывая инерционность пенсионных процессов и целесообразность постепенной — небольшими «шагами» — реализации соответствующих мер, необходимы их заблаговременная детальная проработка и широкое общественное обсуждение. Тем более что пенсии — это институт, основанный на общественном договоре.

Читайте также: