Модели пенсионного обеспечения либеральная модель

Государственное социальное страхование наемных работников возникло в конце XIX в. В Германии. Вопросами пенсионного обеспечения по старости и инвалидности ведали специальные страховые органы. Фонды на эти виды пен­сионного обеспечения формировались путем взносов, уплачиваемых в равных долях застрахованными и предпринимателями.Вслед за Германией законы об обязательном государственном страхова­ван были приняты и в других странах Европы. Вначале они охватывали сферу страхования от несчастных случаев на производстве, затем – по болезни, инва­лидности, старости, безработице.Начиная с 20-30-х г. XX в. Государственное социальное страхование стало доминирующей формой социального обеспечения во всех развитых стра­нах, хотя сами условия предоставления и размеры отдельных пенсий и пособий впоследствии многократно изменялись и дополнялись. В период после второй мировой войны многие страны осуществили ре­форму социального обеспечения. Примером такой реформы может служить за­конодательство, принятое английским правительством в 1946-1948 гг. Оно предусматривало охват социальным обеспечением всех лиц наемного труда и членам их семей, а также лиц, занятых самостоятельным трудом, уста­новление пенсий и пособий в твердых размерах вне зависимости от заработка на уровне национального минимального стандарта. Была устранена диспропор­ция в размерах пособий по болезни, безработице и пенсий по старости. Подоб­ные реформы заложили базу современных систем социального, в том числе и пенсионного обеспечения. В мировой практике преобладают две модели по­строения пенсионных систем: распределительная (солидарная) и накопительная (сберегательная); также они могут комбинироваться в разных вариантах. Полностью распределительная (солидарная) модель устанавливает зависимость раз­мера пенсии от стажа, уровня оплаты труда, суммы страховых взносов и т. Д. сама пенсия образуется по следующему принципу: последующее поколение финансирует предыдущее, то есть по принципу «работающий платит за пенсионера». Собранные страховые взносы, уплачиваемые рабо­тодателями и гражданами, все имеющиеся в наличии финансовые ресурсы, поступившие в пенсионный фонд в соответствующем периоде, целиком расходуются на выплату пенсий в текущее время. Следовательно, уровень благополучия пенсионеров целиком и полно­стью зависит от экономического благополучия именно этого поколения, на ко­торое они уже никак не могут повлиять. Пенсия в распределительных системах имеет социальную природу, и ее выплата обязательно гарантируется государст­вом. В такой системе уровень пенсии не зависит от предыдущих заработков и целиком зависит от финансовой обеспеченности пенсионного фонда. Если финансов не хватает, надо либо уменьшить размер выплат, либо увеличить налоги, либо повышать пенсионный возраст.

Полностью накопительная модель является полной противоположностью распреде­лительной системе финансирования пенсий. При ней страховые взносы на текущие выплаты не тратятся, а зачисляются на личные счета граждан и затем инвестируются в порядке, который в большинстве стран установлен законом. Таким образом, гражданин самостоятельно накапливает свою пенсию в течение трудовой жизни, а ее размер зависит только от объема взносов, уплаченных в накопительную составляющую и дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений. Накопительная система отлича­ется от распределительной тем, что при этом каждый человек формирует себе пенсию сам. Его взносы идут не на оплату пенсии другому застрахованному лицу, а на индивидуальный счет в специализиро­ванной страховой компании.

Считается, что накопительная система имеет ряд существенных преимуществ: не зависит от проблем демографического плана, угрожающих практически во всем мире существованию распределительных механизмов и систем; дает возможность эффективно использовать аккумулируемые деньги для нужд экономического развития; обеспечивает дифференциацию размеров пенсий в зависимости от того, сколько сумел накопить тот или иной человек и как эф­фективно были инвестированы его накопления.

В целом можно сказать, что накопительная система в большей степени соответствует принципам рыночного хозяйства, чем распределительная. Более того, накопительный, в отличие от распределительного, вполне соче­тается с системой конкурирующих между собой пенсионных фондов, что по­зволяет внедрить рыночные начала в само пенсионное страхование. Однако переход к накопительной системе связан с серьезными трудно­стями финансового и организационного плана. Наиболее широкое распространение накопительные пенсионные системы получили в странах Латинской Америки и Азии. При этом функция государства в данной системе сводится только к контролю за деятельностью пенсионных фондов, а гарантии самим гражданам по размерам и условиям пенсионных вы­плат имеют очень локальный характер. Как показала практика работы частных пенсионных фондов, они стано­вятся активными участниками финансового рынка и благоприятствуют эконо­мическому росту в этих странах. В большинстве же промышленно развитых стран главное место в органи­зации обязательных пенсионных систем занимают распределительные схемы. Накопительные схемы обычно носят добровольный (дополнительный) харак­тер. Объем накопленных взносов во многих промышленно развитых странах не велик и зависит от уровня пенсионного обеспечения, предусмотренного по обя­зательным распределительным схемам.

В последнее десятилетие очевидность доминирования как полностью распределительной, так и полностью накопительной систем поставлена под сомнение во многих странах. Во мно­гих из них в большей или меньшей степени используется иной принцип по­строения пенсионной системы – накопительный. Независимость от демографических тенденций оборачивается зависимо­стью от темпов роста экономики страны.

Однако невозможен обратный путь в полностью распределительную систему даже в том слу­чае, если общество по каким-либо объективным или субъективным при­чинам “передумает” реформироваться. Риск в накопительной системе возлагается полностью на его участников. Однако система подходит лишь для высокооплачиваемых специалистов, которые одни лишь могут накопить достаточную для получения пенсии сумму де­нег. Система подвергается эрозии при значительных темпах инфляции.

Наличие данных проблем наряду с некоторыми другими соображениями вынуждает многие страны воздерживаться от коренного реформирования распределительных систем, несмотря на осознание преимуществ систем накопительных.

Каждая из рассмотренных моделей может быть использо­вана для решения конкретных экономических и социальных вопросов, но наи­более эффективным инструментом поддержания финансовой устойчивости пенсионного обеспечения считается их совместное функционирование. Опти­мальное решение задачи пенсионного обеспечения заключается не в альтерна­тивном выборе одной из моделей, во взаимодействии основной (доминирую­щей) и дополнительной пенсионных схем. Существенные различия в точках зрения на этот счет зависят в конечном итоге от целей, которые определены в социальной политике государства.

Таким образом, с учетом комбинирования, в современном мире можно выделить следующие основные формы финансирования пенсионной системы:

1. Полностью распределительная система.

2. Распределительная система с элементами накоплений.

3. Условно-накопительная система.

4. Полностью накопительная система.

Рассмотрим более подробно вторую и третью формы (первую и четвертую см. выше).

Условно-накопительная пенсионная система представляет собой также систему, основанную на распределительном принципе ее финансирования, однако размер выплачиваемой пенсии ставится в зависимость от заработка пенсионера за какой-либо промежуток трудовой деятельности. По существу, это означает всего лишь измененную форму расчета пенсии, позволяющую производить дифференциацию выплачиваемых пенсий в зависимости от предыдущих заработков. Вместе с тем, все проблемы и способы их решений идентичны полностью распределительной системе.

Распределительная система с элементами накоплений – это система, основу которой составляет либо полностью распределительная система, либо условно-накопительная система финансирования пенсий, однако на текущие выплаты расходуются не все средства, собираемые пенсионным фондом. Остатки средств направляются на создание специального накопительного резерва, который инвестируется с целью сохранения средств и получения дохода в установленном порядке. Однако этот резерв не является персонифицированным и может быть израсходован на выплаты пенсий в случае их индексации или в случае появления дефицита фонда по иным обстоятельствам.

Первые три системы составляют единый принцип организации пенсионного обеспечения с так называемой «установленной выплатой», когда законом устанавливается размер выплачиваемой пенсии, а система финансирования пенсий жестко привязана к необходимости обеспечения гарантий по выплате пенсий.

Обычно в полностью накопительных системах предполагается, что в случае смерти владельца лицевого счета все накопленные средства могут наследоваться его родственниками или указанными им самим лицами.

Этот принцип характеризует т.н. систему пенсионного страхования с «установленным взносом», когда законом устанавливается размер уплачиваемого взноса, а размер пенсии зависит от результатов инвестирования средств.

Как мы можем увидеть далее, конструкция трудовой пенсии РФ содержит в равной степени почти все вышеупомянутые элементы: базовая часть трудовой пенсии финансируется на полностью распределительных принципах, страховая часть трудовой пенсии финансируется по принципу условно-накопительного финансирования пенсий, накопительная часть трудовой пенсии действует на принципах полностью накопительной составляющих. Разработчики объясняют это как результат балансирования рисков, связанных с финансовой устойчивостью системы пенсионного обеспечения и страхования в целом.

Сравнение факторов риска (демографических – старения населения, безработицы, инфляции, финансовых рисков и страновых рисков) распределительной и накопительной систем говорит о том, что распределительная система более уязвима с точки зрения демографических факторов. Старение населения, как и высокий уровень безработицы приводят к повышению финансовой нагрузки на систему в силу необходимости финансирования раннего выхода на пенсию. В то же время, чем выше уровень безработицы, тем меньше работающих формируют финансовую базу распределительной системы. Сторонники реформ получение в последнее время пенсионерами заниженных доходов объясняют именно этими негативными аспектами российской экономики.

Инфляция оказывает примерно одинаковое влияние как на распределительную, так и на накопительную составляющие пенсионной системы. В первом случае индексация пенсий производится с запаздыванием по отношению к росту инфляции, что снижает реальный доход пенсионеров. Во втором случае инфляция может стать причиной обесценения пенсионных сбережений в случаях, когда она может являться причиной отрицательной реальной доходности.

Влияние странового риска на финансовую устойчивость распределительной и накопительной составляющих различно в силу специфики формирования их финансовой базы. Полностью зависящая от состояния отечественной экономики распределительная составляющая в полной мере примет на себя все негативные последствия, возникшие в результате принятия тех или иных решений, страновых и финансовых кризисов. В то же время зависимость от странового риска накопительной составляющей зависит от доли пенсионных резервов, размещенных на территории России.

Дата добавления: 2015-04-24 ; Просмотров: 3253 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исламов Ф.Ф., Шарифьянова Л.Ш.

В статье рассматриваются существующие модели пенсионного обеспечения в разных странах. Проанализированы их особенности и влияние той или иной модели на экономическую составляющую государства.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Исламов Ф.Ф., Шарифьянова Л.Ш.

Текст научной работы на тему «Модели пенсионного обеспечения зарубежных стран»

МОДЕЛИ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

1 2 © Исламов Ф.Ф. , Шарифьянова Л.Ш.

1Кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики и управления;

2студент экономико-математического факультета.

Нефтекамский филиал Башкирского государственного университета

В статье рассматриваются существующие модели пенсионного обеспечения в разных странах. Проанализированы их особенности и влияние той или иной модели на экономическую составляющую государства.

Ключевые слова: пенсионное обеспечение, трудовой стаж, модель, пенсия. Keywords: pension provision, work experience, the model of pension provision, pension.

Проблема пенсионного обеспечения в мире с каждым годом все актуальнее, так как основной причиной надвигающегося кризиса системы государственно пенсионного обеспечения является быстрое старение населения, негативно влияющее на экономическое развитие не только Российской Федерации, но и многих других государств. Все страны, в которых обострился вопрос о реформировании пенсионной системы, стоят перед выбором: либо увеличить налоги и взносы на социальное страхование, либо сократить государственные пенсии.

За рубежом используются различные модели пенсионных систем, включающие в себя разнообразные институты социальной защиты - государственное социальное обеспечение, обязательное социальное страхование, личное пенсионное страхование и др. Как правило, построенные по «накопительной» или «распределительной» схеме модели в чистом виде встречаются редко. В основном, используются комбинированные модели, отличия которых заключаются в доминировании одного из институтов.

Сейчас в мире существует три базовые стратегии пенсионного обеспечения: это накопительная, солидарная и комбинированная (смешанная).

Во многих европейских странах применяется смешанная стратегия, которая предполагает комплексное использование в пенсионной модели элементов солидарной и накопительной стратегий, а также систем пенсионного страхования. Сейчас солидарная и накопительная стратегии в чистом виде используются достаточно редко.

Рассмотрим более детально модели, используемые в разных государствах, так как существуют определенные различия в моделях пенсионных систем. Каждая из них имеет свои специфические особенности. В таблице 1 представлены основные отличительные черты пенсионных моделей.

Модели пенсионного обеспечения в странах мира

Страна Система предоставления защиты Пенсионный возраст Страховые взносы

Германия Первый уровень - обязательная система пенсионного обеспечения Второй -добровольное обеспечение по старости от предприятий 60-женщины 67- мужчины 20,3% уплачивается в равных долях работником и работодателем

© Исламов Ф.Ф., Шарифьянова Л.Ш., 2016 г.

Третий - добровольное частное

США Первый уровень - 67- женщины 10,7% уплачивает в равных

распределительная пенсионная система 67 -мужчины долях компания и работники

Швеция Первый уровень - условно- 65- женщины 16% от всех доходов

накопительный 65- мужчины граждан;

Второй - персональный 2,5% от зар платы

накопительный 10% от зарплаты

Чили Первый уровень - обязательные отчисления в один из частных пенсионных фондов Второй - страховка на случай наступления инвалидности и потери кормильца. 60-женщины 65- мужчины 10% от зарплаты

Россия Первый уровень - базовое 55- женщины 22% от фонда оплаты труда

обязательное пенсионное обеспечение 60- мужчины (6, 10, 6% соответственно)

Второй - страховое пенсионное обеспечение

Проанализировав таблицу, можно сказать, что для разных государств характерны значительные различия в ставках обязательных платежей на пенсионное обеспечение, в порядке уплаты и в распределении страховой нагрузки между работниками и работодателями. Например, стабильное экономическое и социальное развитие Германии поддерживается благодаря ответственности государства перед пенсионерами. Система пенсионного страхования финансируется не только страховыми взносами граждан и работодателей, но и дотациями от государства.

Крупнейшая государственная пенсионная система в США (так называемая Общая федеральная программа - ОФП), охватывающая почти всех занятых в частном секторе экономики, построена по распределительному принципу. Средства фондов ОФП не могут использоваться ни на какие другие цели, кроме установленных законом. Для 2/3 пенсионеров государственные пенсии составляют 50% и более их дохода, остальную сумму составляют накопительные взносы [1].

Пенсионное обеспечение в Швеции предоставляет национальная базовая пенсия с небольшим дополнительным компонентом - национальная дополнительная пенсия. Кроме того, в дополнение к государственному комбинированному пенсионному обеспечению созданы: квази-обязательные профессиональные схемы, которые охватывают 90% работников, аннуитеты страховых компаний, индивидуальные пенсионные сберегательные счета и другие виды частных сбережений. Таким образом, население Швеции имеет диверсифицированный набор источников пенсионных выплат.

Пенсионное обеспечение в 34 странах ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), куда входит и Швеция, в общем случае осуществляется за счет трех источников[2]:

- обязательной пенсии, которая установлена государством во всех странах, кроме Новой Зеландии и Ирландии (там всем пожилым людям выдаются пособия из бюджета в размере около 40% среднего по стране заработка). В 27 странах используется солидарная

пенсионная система, причем в пяти из них (Эстония, Норвегия, Польша, Словакия и Швеция) она дополняется небольшим накопительным (фондированным) компонентом с тарифом взноса в пределах 2-7% заработка (при полном тарифе пенсионных взносов в среднем по странам ОЭСР 19,6%). Остальные пять стран (Австралия, Чили, Дания, Израиль и Мексика), в которых проживает 14% населения и которые производят 8% ВВП всех стран ОЭСР, применяют в качестве основной фондированную пенсионную систему;

- квази-обязательных, т.е. профессиональных пенсий, установленных национальными законами, отраслевыми соглашениями или коллективными договорами и финансируемых работодателями, иногда с участием работников;

- добровольных пенсий профессиональных (в 20 странах работодатель может назначить и профинансировать пенсию для работников) или персональных.

Одной из самых новаторских пенсионных систем в мире считается чилийская пенсионная система, опыт которой использовался различными странами. Чили успешно осуществила переход на новую систему, поскольку правительство подкрепило реформы укреплением бюджетной дисциплины и снизил налоги на фонд заработной платы. Исходя из схемы этой модели, ответственность за формирование пенсионных накоплений переносится на работающих граждан. У каждого из них существует свой пенсионный счет, ежемесячно пополняющийся взнос в размере 10% от заработной платы. В дальнейшем перечисленные средства капитализируются частной управляющей компанией по выбору гражданина.

Русская солидарно-накопительная модель пенсионного обеспечения - классический пример смешанной стратегии. Именно на основе этих моделей разработана реформа, например, украинской пенсионной системы, в которой присутствуют все три уровня -солидарная, страховая и накопительная. Такая система является эффективной, что подтверждено практикой функционирования данных систем в России.

Следует отметить, что подавляющее большинство стран сокращает государственные пенсионные системы и перенаправляет взносы в новую систему индивидуальных счетов под коммерческим управлением.

В результате мирового демографического кризиса старения населения, началось активное реформирование пенсионных систем большинством развитых стран.

Таким образом, можно сделать вывод, что пенсионные системы постоянно развиваются адекватно политическим и социально-экономическим условиям страны. И поэтому в нашей стране было необходимо выстроить новую модель отношений субъектов пенсионной системы, основанную как на перераспределении доходов для предотвращения нищеты среди престарелых, так и на механизмах и технологиях реального страхования, что позволит повысить уровень пенсионного обеспечения граждан, а также финансовую устойчивость пенсионной системы.

1. Уайтхауз, Э. Пенсионная панорама. Пенсионные системы 53 стран / Э. Уайтхауз; пер. О.В. Демидов, Д.И. Артемьева, А.А. Кулагина, Э.М. Манучарян и др. - М.: Весь Мир, 2008. -387 с.







Ответ 4 (начало) Либеральная модель функционирует в таких странах, как США, Канада, Австралия и Великобритания. Исторически эта модель формировалась под влиянием либеральной трудовой этики в условиях преобладания рыночных отношений. Либеральная модель также рассматривает рынок как наиболее важную сферу для организации человеческого взаимодействия, но отличается от консервативной по крайней мере в двух отношениях. Во-первых, предусмотрено социальное обеспечение остаточного типа, т.е. люди, как правило, должны быть способны существовать в обществе и без социального обеспечения. Во-вторых, в настоящее время правительство несет ограниченную, и, тем не менее, всеобщую ответственность за социальное обеспечение всех граждан. Соответственно социальное обеспечение связано с большими вложениями, приводящими, таким образом, к малой отдаче. Из-за остаточного характера финансирования реализация модели зависит от наличия большого объема добровольной и неформальной помощи.

Таким образом, либеральная модель характеризует наименьшее вмешательство государства в рыночные отношения. В этой модели граждане удовлетворяют свои потребности через страховую защиту. Государство не вмешивается в этот процесс до тех пор, пока не наступает особая необходимость для этого, причем только ограниченными мероприятиями и ограниченное время. Помощь индивиду требует обязательной проверки нуждаемости. Государственные органы дают незначительные трансферты и существует социальная страховая система с низкими выплатами.

В странах с либеральной моделью поддерживается частная благотворительность через щедрое снижение налога для дарителя с подобными намерениями. За трудящимися остается право вести коллективные переговоры через представительные организации (профсоюзы) относительно последствий решений администрации и отстаивания интересов трудящихся.

Социальное страхование в США гораздо моложе континентального и началось с Закона о социальном страховании 1935 г. Толчком для его появления была драматическая ситуация во время мирового экономического кризиса 1929-1933 гг., когда миллионы людей потеряли работу, а пособий по безработице не получали. Федеральный закон 1935 г. установил два вида социального страхования: пенсии по старости и пособие по безработице. США в 1948 году приняли закон о трудовых отношениях («закон Вагнера»). Так, администрация предприятия в случае сокращения производства или его модернизации может уволить работника без предупреждения или с минимальным периодом уведомления за 2-3 дня. При этом не учитывается ни стаж работы, ни квалификация работника.

Со временем закон обрастал дополнениями и поправками, вводящими новые формы страхования и расширяющими круг страхуемых: пенсии в случае утраты кормильца, медицинское страхование «Медикейд» и т.п. Сложились уровни, на которых действовали определенные виды страхования: например, страхование по инвалидности в результате производственной травмы или болезни действовало на уровне штатов, учитывая их специфику.

Сегодня в США существует ряд категорий занятых, не охваченных социальным страхованием. Это сельскохозяйственные рабочие, поденщики, работники предприятий, численностью менее 50 чел. 35 млн. чел вообще не имеют медицинской страховки. Учитывая, что возраст выхода на пенсию единый – 65 лет со стажем для полной пенсии 35 лет, многие не имеют полной пенсии.

Наиболее характерные черты модели:

· Минимальное вмешательство государства в рыночные отношения;

· Ограничение сферы государственного регулирования проведением макроэкономической политики;

Небольшой объем государственного бюджета в ВВП. Ответ 4 (конец)

Государственная социальная помощь, финансируемая не из бюджета, а из предварительно выплаченных взносов-страховок, начала развиваться в США параллельно со страхованием и достигла сейчас расцвета. Толчок к ее развитию был дан президентом Д. Кеннеди, а затем молодежным движением «зеленеющей Америки» (термин Ч. Рейча). Критерий для получения социальной помощи один – малообеспеченность, бедность. Точное число программ социальной помощи в США установить трудно, так как среди них есть федеральные, федерально-штатные, штатные и муниципальные. По оценкам, их около 8 тыс. Характерно, что критерии нуждаемости варьируются от штата к штату, а пособие ни по одной программе не дотягивает до прожиточного минимума. Зато каждый нуждающийся может получить помощь по нескольким программам сразу: муниципальное жилье плюс продуктовые талоны плюс медицинская помощь «Медикер» и т.п. Это позволяет с достаточной полнотой и гибкостью учитывать потребности разных групп клиентов, но приводит к многочисленные злоупотреблениям со стороны клиентов и ошибкам социальных работников в начислении пособий. В известной мере «играет на руку» недобросовестным просителям и отсутствие в США института прописки, что позволяет получать помощь в нескольких штатах одновременно. Так, власти Нью-Йорка недавно организовали работу целого отряда детективов, которые займутся проверкой условий быта клиентов и правильности оформления документов, выявлением нелегальных доходов. Содержание детективов обойдется городской казне в 50 млн. дол. в год, но их работа сохранит в городском бюджете примерно 250 млн.дол.

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 11:03, реферат

Описание работы

В условиях формирования социально-экономической ответственности государства перед гражданами, закончившими трудовую деятельность в связи со своим возрастом, вопрос пенсионного обеспечения является одним из самых актуальных. Поэтому формирование оптимальной модели пенсионного обеспечения, учитывающей социальные и экономические аспекты жизни общества, является важной задачей многих государств. В ходе реформирования пенсионных систем были сформированы две основных модели пенсионного обеспечения: распределительная (солидарная) и накопительная (сберегательная).

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Формы, подсистемы, схемы пенсионного обеспечения ………………. …..5
2. Модели пенсионных систем …………………………………………………10
3. Пенсионное обеспечение в Республике Беларусь ………………………. 13
4. Модели пенсионных систем в мире ……..…………………………………..19
4.1 Модель пенсионной системы Германии…………………………….….19
4.2 Модель пенсионной системы Германии………………………………..20
4.3 Модель пенсионной системы Великобритании ……………………….22
4.4 Модель пенсионной системы Швеции ………………………………. 24
4.5 Модель пенсионной системы Японии ………………………………….25
4.6 Модель пенсионной системы Казахстана …………………………..….26
4.7 Модель пенсионной системы Российской Федерации ………………..27
4.8 Модель пенсионной системы Чили …………………………………….28
4.9 Модель пенсионной системы Китая ………………………………. ….28
Заключение ………………………………………………………………………30
Список используемой литературы ……………………………………………..32
Приложение А …………………………………………………………………. 33
Приложение Б …………………………………………………………………. 34

Работа содержит 1 файл

Пенсии_Катя.doc

Министерство образования Республики Беларусь

«УО» Белорусский государственный экономический университет

Кафедра экономики предпринимательства и права

На тему: Модели пенсионного обеспечения

Выполнил: Е.А. Герасимчик

Студент ф-та «Консалтторгцентр»

Проверил: Н.А. Мельникова

1. Формы, подсистемы, схемы пенсионного обеспечения ………………. …..5

2. Модели пенсионных систем …………………………………………………10

3. Пенсионное обеспечение в Республике Беларусь ………………………. 13

4. Модели пенсионных систем в мире ……..…………………………………..19

4.1 Модель пенсионной системы Германии…………………………….….19

4.2 Модель пенсионной системы Германии………………………………..20

4.3 Модель пенсионной системы Великобритании ……………………….22

4.4 Модель пенсионной системы Швеции ………………………………. 24

4.5 Модель пенсионной системы Японии ………………………………….25

4.6 Модель пенсионной системы Казахстана …………………………..….26

4.7 Модель пенсионной системы Российской Федерации ………………..27

4.8 Модель пенсионной системы Чили …………………………………….28

4.9 Модель пенсионной системы Китая ………………………………. ….28

Список используемой литературы ……………………………………………..32

Наличие системы социальной защиты населения характерно практически для всех стран. Необходимость в ней для конкретного гражданина обусловлена наступлением обстоятельств, исключающих возможность создания его трудом условий, обеспечивающих ему основные жизненные потребности.

Значение и уровень системы социальной защиты населения предопределены факторами личного характера, системными изменениями экономико-политического плана, природно-географическими и культурно-историческими особенностями государств. В период обострения экономических проблем и социальной напряженности необходимость ее расширения и совершенствования становится наиболее значимой и актуальной.

Исходя из уровня социальных услуг, предоставляемых в той или иной стране населению, все системы социальной защиты комиссией Европейского сообщества условно поделены на две группы: систему Бисмарка, названную в честь ее основоположника – немецкого канцлера Бисмарка, и систему Бевериджи.

В первой группе установлена жесткая связь между степенью участия в общественном производстве и уровнем социальной защищенности. Это значит, что размер социальных выплат прямо пропорционален тем страховым взносам, которые делает человек на протяжении всей его активной жизни. Такой принцип социальной защищенности носит накопительный характер. Помимо этого, в системе Бисмарка существует защита солидарного характера, когда работающие содержат неработающих. Она предназначена для семей с недостаточным уровнем трудового участия в производственной деятельности в виде помощи, реализуемой через социальные муниципальные службы.

Социальная защита по системе Бевериджи дает право на минимальную защищенность любому человеку, теряющему по ряду причин свой доход. При этом для оказания помощи в случае болезни установлено обязательное страхование, а всем престарелым выплачиваются социальные пенсии, независимо от уровня отчислений от заработной платы, в рамках минимального дохода. Данная система основана на концепции социальной справедливости и принципе солидарности.

В мировой практике «бисмарковская» и «бевериджская» системы реализуются в различных вариантах либеральной, социально-демократической и консервативной моделей социальной защиты. Общим для них является принцип самообеспечения, означающий обязанность всех граждан трудоспособного возраста зарабатывать на себя, и гибкой системы социальных гарантий по случаю болезни, инвалидности, ухода на пенсию, потери кормильца, безработицы и т.д.

Пенсионное обеспечение населения в разных странах состоит из форм, образующих сложную социально-экономическую систему. Практически во всех странах мира система пенсионного обеспечения состоит из подсистем, взаимно дополняющих друг друга. Каждая система имеет свои особенности и свой опыт реформирования, исследование которого необходимо для решения проблем и выявления возможных сценариев развития российской системы пенсионного обеспечения.

В условиях формирования социально-экономической ответственности государства перед гражданами, закончившими трудовую деятельность в связи со своим возрастом, вопрос пенсионного обеспечения является одним из самых актуальных. Поэтому формирование оптимальной модели пенсионного обеспечения, учитывающей социальные и экономические аспекты жизни общества, является важной задачей многих государств. В ходе реформирования пенсионных систем были сформированы две основных модели пенсионного обеспечения: распределительная (солидарная) и накопительная (сберегательная).

1 Формы, подсистемы, схемы пенсионного обеспечения

Основные формы, в которых осуществляется пенсионное обеспечение населения, составляют ее систему. Большинство пенсионных систем, существующих в мире, представляют собой единство трех подсистем [13]:

- подсистема государственного пенсионного обеспечения, гарантирующая выплату государственных пенсий, которые должны удовлетворять хотя бы минимальные потребности при потере трудоспособности человека;

- подсистема государственного пенсионного страхования, которая обеспечивает всем гражданам или большей части экономически активного населения доход, заменяющий прежний заработок, после прекращения трудовой деятельности. Размер пенсий связан с величиной страховых взносов, отчисляемых застрахованным лицом в период своей трудовой деятельности;

- подсистема дополнительного (добровольного) пенсионного страхования. В данном случае человек сам берет на себя заботу об обеспечении себе дополнительного дохода в конце активной трудовой деятельности путем индивидуального накопления средств и использования частного страхования.

Исследование эволюции сущности и функций пенсионного обеспечения, как элемента социальной защиты в рыночной экономике, позволяет сформулировать основные цели, стоящие перед ним:

- защита от бедности в случае утраты трудоспособности;

- предоставление дохода, размер которого обычно пропорционален сумме

заработка, имеющегося непосредственно перед выходом на пенсию;

- защита этого дохода от последующего снижения реального уровня

жизни в результате инфляции.

В организации пенсионного обеспечения, можно выделить:

- по степени достаточности — уровни (уклады или ярусы);

- по принципам финансирования — модели пенсионных систем.

По степени достаточности пенсионное обеспечение осуществляется, как правило, на трех уровнях, по так называемой трехуровневой системе. Основная задача первого уровня — защита от бедности, то есть гарантия некоторого прожиточного минимума, реализуемая, как правило, в виде государственной системы. Государственная система пенсионного обеспечения гарантирует выплату пенсий, которая должна удовлетворять хотя бы минимальные потребности в старости, то есть защиту от их неплатежеспособности. Государственная система предполагает, помимо пенсий по старости, широкий набор других выплат (по случаю потери кормильца, в связи с инвалидностью и др.). В одних странах основной целью государственных пенсионных систем является обеспечение прожиточного минимума для пенсионеров и обычно отсутствует обязанность граждан платить взносы в пенсионную систему или осуществлять сбережения. По таким системам все лица, прожившие в стране достаточное количество лет, имеют право на пенсию по старости или по инвалидности. Предполагается, что такие системы удовлетворяют лишь минимальные потребности. Эти системы называются универсальными или всеобщими и имеются, например в Данин, Канаде, Новой Зеландии, Великобритании, Австралии, Ирландии и ряде стран Северной Европы. Главным инструментом борьбы с бедностью пожилых людей являются пособия, финансируемые из бюджета за счет общих налогов или базовые пенсии. Основная цель данной модели — борьба с бедностью на основе перераспределения доходов между богатыми и бедными посредством налоговой системы. Среди институтов социальной защиты главную роль играет государственное социальное обеспечение, финансируемое из бюджета, а остальные дополняют ее. Положительным в этой модели является то, что пенсионеры получают определенные социальные гарантии.

Второй уровень призван обеспечить достойную старость. Он рассчитан на работающих и стимулирует, а иногда и обязывает их участвовать в формировании дополнительных пенсий. На этом уровне действуют профессиональнее системы пенсионного обеспечения, связанные с трудовой

деятельностью. Право на трудовые пенсии возникает при вступлении человека в трудовые отношения, а размер выплат зависит от стажа и за- работка работника. Государство выступает гарантом того, что пенсии будут выплачиваться независимо от бюджета социального страхования или банкротства отдельных предприятий. Системы финансируются за счет взносов предпринимателей и работников, в некоторых случаях в фонды пенсионного обеспечения осуществляет взносы только предприниматель.

Третий уровень пенсионных систем — уровень частной инициативы, где действуют системы дополнительных производственных пенсий и личных пенсионных сбережений. Модель личного (коллективного) пенсионного страхования занятого населения несет черты индивидуальной защиты с сильной мотивацией зажиточных слоев населения к накоплению достаточных материальных средств на старость. Развитая система личного страхования характерна для США и стран Латинской Америки. Частные формы защиты приобретают все большее значение в качестве замены или дополнения к государственным формам защиты с точки зрения сохранения привычных жизненных стандартов в старости и в других странах, хотя этот уровень важен для них не в такой степени, как первые, и в меньшей степени стимулируется государством. Частные пенсии могут предоставляться в рамках пенсионных систем компаний или частного страхования. Системы дополнительных производственных пенсий, получившие широкое распространение во Франции и Германии, означают, что предприятие берет обязательство страховать своих работников не только в кассе социального страхования, но и дополнительно в частных страховых кассах. Системы личных пенсионных сбережении — это добровольные системы, основанные полностью на личной инициативе и собственных средств застрахованного лица. При наличии личного капитала требуется более низкий уровень защиты в рамках обязательных государственных пенсионных систем.

Развитие частных пенсий определяется такими факторами, как действующий механизм экономики, конкуренция, коллективные соглашения, внутренние потребности предприятия. Во многих странах акцент делается на добровольную основу — никакому предпринимателю не запрещается создание частной пенсионной системы, вместе с тем трудящиеся, которые не охвачены системой пенсий, поощряются с помощью налоговых льгот к созданию на индивидуальной базе своих собственных программ дополнительной пенсионной защиты. Дополнительные пенсионные системы часто сосуществуют с системами обязательного государственного страхования. Роль дополнительных пенсионных систем заключается в том, что с их помощью можно удовлетворять индивидуальные потребности граждан в социальной защите. Их роль во многом совпадает с ролью базовых




В современной России (на сегодня ) в качестве основы главных экономических реформ выбрали "чистый " капитализм.

Что он в себя включает? Это отказ от социальных обязательств, пенсий, пособий и тд. Хочу представить вам одного из авторов данной экономической стратегии. Знакомьтесь Владимир Назаров http://blog-gazeta.com/2018/06.

Главным разработчиком пенсионной реформы назван директор Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) Министерства финансов РФ Владимир Назаров. Владимир Станиславович Назаров родился 23 декабря 1982 года. Помимо Института управления Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации (красный диплом, 2005), окончил курсы магистра государственного управления в Университете Западного Онтарио (Канада), после чего стажировался в Министерстве финансов Канады. Также окончил English Language Institute (Великобритания).

Хотел бы обратить внимание что среди экономистов продолжаются споры, насчет капиталистических систем, какая из них менее зловещая для человечества. Одни говорят что "чистый капитализм" сам все "разрулит", другая что это жестоко по отношению к незащищенным слоям населения. Как я понял чувака учили "чистые капиталисты" на западе.

Но он впитав идея глобализации смотрит еще дальше.

Выдержки из заметки об этом докладе на сайте Polit.ru: «Назаров начал своё выступление с цитаты из «Апокалипсиса» Иоанна Богослова (Откр. 21:1 – «И увидел я новое небо и новую землю…»). Назаров пояснил, что в своём выступлении он представит «обзорную картинку видения будущего», к которому, вероятно, ведут наблюдаемые им макроэкономические и демографические процессы. Новизна, по версии Назарова, состоит в том, что институты, некоторые из которых существовали тысячелетиями (например, семья или церковь) или столетиями (например, пенсионная система), теперь потеряют актуальность и либо сильно изменятся, либо вообще исчезнут. …Назаров отметил, что в развитых странах теперь почти абсолютная гарантированность выживания. И одновременно с этим в большинстве стран растёт продолжительность жизни. В итоге людям больше не нужно цепляться за те институты, которые гарантировали выживание (например, семья, церковь или корпорация) и подразумевали жёсткие иерархические системы. …Произойдёт изменение институтов. В частности, наступит глокализация, когда национальная проблематика потеряет актуальность, а вместо этого в основном будут актуальны либо глобальные, либо локальные вопросы. Потеряют значение национальные границы государств. При этом будет расти конкуренция за капитал и креативный класс. Также будет сокращаться опекающая роль государства. Это, например, выразится в том, что образование станет платным. На самом деле платное образование – это хорошо, считает Назаров. Бесплатное образование – это признак чрезмерной государственной опеки населения. …Пенсионной системы тоже не будет, а вместо неё будет система накоплений. Назаров подробно объяснил, почему распределительная пенсионная система – это плохо. Во-первых, пенсионная система подрывает стимулы к труду: чем выше пенсии, тем больше у людей мотивации перестать работать с наступлением пенсионного возраста и предаться праздности. Во-вторых, население проявляет безответственность и не занимается накоплением средств на старость. …В-четвёртых, пенсионная система – это ущерб для демократии: «на выборах неизбежно побеждают те, кто предлагают новые повышения пенсий за счёт увеличения налогов и заимствований». В-пятых, из-за наличия пенсионного возраста как рубежа ограничивается потенциал полноценного функционирования человека в качестве трудовой рыночной единицы. …Наконец, Назаров рассказал, что и трудовое законодательство в большинстве развитых стран устарело. В России оно тоже устаревшее, просто оно гораздо хуже соблюдается, и поэтому уровень безработицы в России заметно ниже, чем в развитых странах. Но в идеале нужно не нарушать законы, а реформировать систему, как это произошло, например, в Грузии. В Грузии была проведена радикальная реформа труда, в результате чего регулирование на государственном уровне практически исчезло. В отсталом варианте государство пытается как-то гарантировать права наёмных работников. Например, их нельзя увольнять, не предупредив заранее, и им нужно в случае увольнения выплачивать компенсацию. Это приводит к тому, что работодателям невыгодно действовать на таких условиях. …В идеале, считает Назаров, должно быть так, чтобы государство не гарантировало трудящимся никаких прав«

Но вернемся к пенсионной реформе. Что произойдет если поднять возраст?

Однозначного сценария изменений смертности Росстата оценил шансы россиян дожить до нового пенсионного возраста. Результаты неутешительные: среди первого поколения жителей страны, которое достигнет пенсионного возраста в 65 и 63 года, не дожить до пенсии рискуют 17,4% мужчин 1963 года рождения и 6,5% женщин 1971 года рождения.

Пенсионная реформа для мужчин будет длиться 10 лет (с 2019 по 2028 год) и коснется мужчин 1959 года рождения и моложе. С каждым годом возраст выхода на пенсию будет повышаться на один год. Согласно результатам исследования, ежегодно шансы дожить до пенсионного возраста будут падать. Так, для представителей сильного пола 1959 года рождения вероятность дожить до 61 года составляет 95,8%, для родившихся в 1960 году дожить до 62 лет – уже 91,7%, в 1961 году до 63 лет – 88,9%, а в 1962 году до 64 лет – 85,6%.

Первое поколение мужчин, которые выйдут на пенсию в 65 лет, родилось в 1963 году. Их шанс дожить до 60 – 91,8%, а вот дождаться выхода на пенсию в 65 лет уже гораздо ниже – 82,6%.

Повышение пенсионного возраста у женщин будет проходить в течение 16 лет и затронет россиянок 1964–1971 годов рождения. Вероятность дожить до нового пенсионного возраста для 1964 года рождения составляет 98,9%, для 1965-го – 97,8%, для 1966-го – 97%. Однако, как и в случае с мужчинами, этот показатель ниже вероятности дожития до действующего пенсионного возраста, кроме того, он падает каждый год.

Для женщин 1971 года рождения шанс дожить дожить до 55 лет составляет 97,4%, а вот дождаться новой пенсии в 63 года – 93,5%. Снижение не такое существенное, как для мужчин, но тоже заметное.

В июне премьер-министр РФ Дмитрий Медведев сообщил, что с 2019 года в России начнется поэтапное увеличение пенсионного возраста – до 63 лет для женщин в течение 16 лет и до 65 лет для мужчин в течение 10 лет. Тогда же стало известно, что пенсионная реформа коснется и медицинских работников.

Министр здравоохранения России Вероника Скворцова отреагировала на инициативу, заявив, что женщина 55 лет в народном менталитете «считается молодой» и 60-летний мужчина «не представляется списанным». В связи с этим она поддерживает увеличение пенсионного возраста и полагает, что отсрочка выхода на пенсию может привести к продлению активного долголетия.

Главный внештатный гериатр Министерства здравоохранения РФ Ольга Ткачева также считает, что сегодня у активного человека процессы старения замедляются , так что 60-летнего россиянина далеко не всегда можно назвать пожилым.
Подробнее: https://vademec.ru/news/2018/06/27/analitiki-vshe-podschitali-shansy-rossiyan-dozhit-do-pensii-posle-reformy/

Какие преференции получает государство? 1. Они сокращают "базу" которой нужно платить пенсии. 2. Отнимают невыплаченные деньги пенсионеров за 5 лет мужчинам и 8 лет женщинам. 3. Не дают копить самим на пенсию и не предоставляют гарантий накоплений. Так как при накоплении пенсионных денег без участия государства денег было бы у пенсионера значительно больше.

Что же ждет экономику от таких реформ? В первой время 1-3 года будет положительный эффект экономии, затем значительный спад в экономике, который будет усугубляться с каждым финансовым кругооборотом. Спрос упадет, а за ним и производство. Далее по нарастающей. То что творится сегодня в экономике РФ это уже было в США до великой экономической депрессии. Сегодня это Олимпиады, чемпионаты и другие гульки растрачивающие финансы. Население кажется незащищенным перед великой депрессией в РФ. Не будут выплачиваться пенсии, з\пл, начнется голод и войны. Вырастет преступность. Но вначале упадут цены на продукты и несколько лет дадут пожить хорошо (за счет сокращения издержек на пенсии, медицину, образование и тд). (прямо как в предсказании написано.) Но затем начнется голод. И великая российская депрессия. Побегут все из городов. Да деревня уже не примет. Жрать будет нечего. И для кучи чтобы отвлечь население от всего этого, начнется 3я мировая война.

PS Мы живем во времена Апокалипсиса, не зря ученики амеров любят повторять их цитаты. Самое главное эо не противоречит не экономике, ни религии, ни мировым трендам на сегодня.

Читайте также: