Мораторий на продление пенсионного возраста

Страшно даже представить себе сколько действующая власть «родит» законов, от принятия которых станет лучше только федеральному бюджету, так как им полностью распоряжается действующее правительство и Госдума.

Исходя из опыта такого периодического озвучивания «необходимости повышения пенсионного возраста» можно сказать практически однозначно о том, что его повысят. Вскоре после выборов. В самой скорости принятия законопроектов Госдумой, народ уже не сомневается.

В частности, мы скоро узнаем на все 100% о повышении пенсионного возраста. Узнаем из решения по законопроекту №388109-7 внесенного 13.02.2018 о моратории на это повышение, внесенное в Госдуму фракцией КПРФ. Если законопроект будет одобрен и принят, значит граждане смогут спать спокойно до 2025 года. Если отклонен — значит все понятно — пройдут выборы и пенсионный возраст повысят. Все просто!
Проект

О внесении изменения в Федеральный закон «О страховых пенсиях»

Дополнить статью 35 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6965; 2015, N 27, ст. 3964; 2016, N 1, ст. 5, 2016, № 22, ст.3091) частью 10 следующего содержания:

«10. На период до 1 января 2025 года установить мораторий на повышение возраста, при достижении которого граждане из числа застрахованных лиц имеют право на страховую пенсию по старости, сохранив на этот период действие части 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», устанавливающей право на назначение страховой пенсии по старости мужчинам, достигшим возраста 60 лет, и женщинам, достигшим возраста 55 лет.».

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года.

Президент Российской Федерации

к проекту федерального закона «О внесении изменения вФедеральный закон «О страховых пенсиях»

Необходимость внесения изменения в Федеральный закон «О страховых пенсиях» вызвана тем обстоятельством, что в настоящее время в Правительстве России, бывшими руководителями финансового блока Правительства России, а также некоторыми экспертами негосударственных финансово-аналитических организаций все настойчивее обсуждается вопрос о необходимости повышения пенсионного возраста в стране, мотивируя тем, что дефицит в бюджете Пенсионного фонда России (далее – ПФР) с каждым годом увеличивается и объем средств, перечисляемых в бюджет ПФР в порядке трансферта из федерального бюджета, достигает 50 процентов. По сути, это продолжение ранее выбранной стратегии снижения социальных обязательств государства перед гражданами. Увеличивая пенсионный возраст, государство сокращает на определенном этапе объем текущих выплат на пенсии. Частично эта стратегия уже реализована при принятии Федерального закона от 23.05.2016 N 143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан», в соответствии с которым закреплено повышение пенсионного возраста при установлении права на государственную пенсию государственным гражданским служащим.

В то же время необходимо помнить, что подход к этой проблеме у Международной организации труда (МОТ) совершенно иной: если принимать решение о повышении пенсионного возраста, то только в результате того, что в стране увеличилась продолжительность жизни, люди объективно стали дольше находиться на пенсии после назначения пенсии. МОТ никогда не предлагала увеличивать возраст выхода на пенсию по старости в странах, где граждане не доживают до пенсионного возраста.

Принятие решения о повышении пенсионного возраста в России свыше 60 и 55 лет (соответственно мужчинам и женщинам) неизбежно вызовет рост безработицы среди молодых граждан в связи с тем, что многие пенсионеры будут оставаться на прежней работе, так как прожить на нынешнюю страховую пенсию, особенно в городах, становится все труднее из-за роста цен на товары и услуги, в том числе в сфере ЖКХ, за проезд на транспорте всех видов, роста налогов и других платежей.

В этих условиях многим выпускникам институтов, колледжей и школ и других образовательных организаций будет еще сложнее трудоустроиться, что катастрофически скажется в будущем на восполнении и ротации квалифицированных специалистов на предприятиях и организациях страны.

Дефицит бюджета ПФР в основном связан с деформацией структуры занятости в экономике страны. В 2013 году заместитель Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец вынуждена была отметить, что из 75 млн. человек экономически активного населения около 26 млн. человек непонятно где работают. На самом деле они вынуждены работать в серой и теневой экономике, не уплачивая при этом налогов и страховых взносов в социальные фонды, включая Пенсионный фонд России.

В настоящее время под видом реформы населению предлагается набор мер по фактическому урезанию пенсий и ухудшению условий выхода на пенсию, в данном случае предлагая повысить пенсионный возраст при том, что реальная продолжительность жизни мужчин в России менее официальной. С 2008 года из-за внутреннего и внешнего финансово-экономического кризисов в стране резко упал уровень жизни людей и оснований для утверждения, что продолжительность жизни граждан в стране благодаря принятым мерам в социальной сфере выросла и стала выше 63 лет, нет.

Учитывая изложенное, в законопроекте предлагается установить мораторий на повышение пенсионного возраста, при достижении которого назначается страховая пенсия по старости, на период до 1 января 2025 года, внеся соответствующие дополнения в статью 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», а также определив условия отмены моратория или его продления после 1 января 2025 года.

В дальнейшем принятие законов о пересмотре параметров пенсионного возраста возможно будет по результатам актуарных и научных исследований, проведенных независимыми научными-исследовательскими организациями, а также при наличии благоприятных демографических показателей (срока дожития, продолжительности жизни в России) и с учетом всех факторов, влияющих на уровень жизни в стране.

С 1956 года до настоящего времени серьезных исследований по данному вопросу не проводилось, и ни у одной организации нет научно доказанных данных, чтобы утверждать о необходимости повышения пенсионного возраста в ближайшие годы сразу на несколько лет.

Для объективного рассмотрении данного законопроекта необходимо обратить внимание на результаты актуарного анализа демографических условий повышения пенсионного возраста, опубликованные в статье «Актуарный анализ демографических условий повышения пенсионного возраста» (журнал «Пенсия», № 36 за июнь 2016 года) по результатам исследований данных, имеющихся в информационной базе ПФР, проведенной группой актуариев Пенсионного фонда Российской Федерации.

Результаты актуарных исследований, изложенные в данной статье показывают, что:

«несмотря на тенденцию старения населения, значения ключевых демографических показателей, непосредственно влияющих на функционирование пенсионной системы, сложившиеся на сегодняшний день и на предстоящие десятилетия, не дают основания для повышения действующего норматива пенсионного возраста;

основным ограничителем для обеспечения достойного размера пенсий являются не низкий пенсионный возраст, а низкие размеры зарплаты и предельно высокая дифференциация работников по её уровню. Только при зарплате, равной и выше средней в экономике, человек может заработать пенсию в размере прожиточного минимума (1,0 ПМП) за 16,4 года, в размере 2 ПМП – за 33 года, а для получения пенсии в размере 3 ПМП – 49 лет. Работники с меньшей зарплатой вообще не будут иметь возможности сформировать достойную пенсию за разумную продолжительность жизни. До тех пор, пока проблема повышения заработной платы не будет решена, любые параметрические преобразования внутри самой пенсионной системы не принесут ни экономического, ни социального эффекта;

актуарное моделирование показывает, что в условиях подлинно страховой системы при сложившейся и прогнозируемой продолжительности жизни, при установлении тарифа страховых взносов на уровне 25-26% (даже при полном его учете в пенсионных правах) обоснованным является повышение к середине 2040 годов пенсионного возраста до 62-63 лет, но не более;

проблему экономии бюджетного трансферта и долгосрочной финансовой устойчивости страховой пенсионной системы повышение пенсионного возраста решить в принципе не может»

11.02.2020


Фракция «Единая Россия» в Госдуме в первом чтении заблокировала законопроект о полном запрете на повышение пенсионного возраста до 2030 года. Как передает корреспондент РИА «Новый День», документ был подготовлен депутатами от КПРФ и «Справедливой России», которые высказали опасения, что скандальная реформа может быть продолжена, а ответ на отказ в поддержке со стороны партии власти предложили вынести этот вопрос на всероссийский референдум одновременно с поправками в Конституцию РФ.

Обсуждение законопроекта было весьма жарким и обличительным для «ЕР», представители которой продавили пенсионную реформу в 2018 году. В частности, депутат Госдумы от КПРФ Олег Смолин заявил, что документ был внесен в Госдуму еще в мае 2018 года – до повышения пенсионного возраста, и мог быть рассмотрен одновременно с реформой, как альтернативный – однако в повестку дня в первом чтении он вошел только сегодня. Парламентарий также обратил внимание, что увеличение возраста выхода на пенсию не дало того экономического эффекта, о котором говорили его сторонники из партии власти и правительства РФ.

«Нам говорили, что пенсионеры благодаря повышению пенсионного возраста будут жить, как в Европе. Нам это говорили неоднократно», – подчеркнул депутат и призвал сравнить европейские пенсии с российской – в Германии эта сумма составляет 2 650 евро, в Польше – 510 евро, а в России – 235 долларов. «Вот вам и жить в Европе», – констатировал Смолин, подчеркнув, что после 2024 года регулярные повышения пенсий на тысячу рублей в год «не сделают наших пенсионеров благополучными европейцами». Срок дожития в России значительно ниже, чем в странах ЕС – к примеру, во Франции – 22 года, а в России – лишь 12,5 лет.

В то же время Смолин выразил сомнения, что к 2030 году в России продолжительность жизни вырастет до 80 лет, как это значится в указе президента РФ. «Будет ли [пенсионная реформа] способствовать повышению продолжительности жизни? Сейчас в РФ до 65 лет не доживают 43% граждан, а с повышением пенсионного возраста их число увеличится, так как им здоровье не позволит работать, – отметил Смолин. – А мы их заставляем».

По оценке парламентария, до 65 лет в результате пенсионной реформы не доживут порядка 50% мужчин и около 20% женщин. Пострадали и молодые поколения – у них еще до выхода на пенсию отнимают примерно по миллиону рублей, отметил депутат.

Между тем, думский комитет по труду ожидаемо инициативу забраковал. В частности, депутат от «Единой России» Светлана Бессараб заявила, авторы законопроекта не уточнили термин «мораторий», к тому же документ утратил актуальность, а предложенное регулирования представляется избыточным.

В ответ депутат от «Справедливой России» Дмитрий Ионин назвал принятие закона о повышении пенсионного возраста ошибкой, допущенной Госдумой. «Мы предупреждали, что никакого положительного эффекта он не даст. Он и не дал – даже того обещанного повышения пенсий на тысячу рублей», – указал он.

Эту позицию поддержал депутат Госдумы от КПРФ Алексей Куринный, напомнив еще раз «единороссам», что ни одна из целей, поставленных «пенсионным» законом, не была достигнута. «Предлагаем поставить вопрос при проведении референдума о возвращении к прежнему пенсионному возрасту, – заявил парламентарий. – Этот плебисцит позволит сделать вполне конкретные выводы – раз уж не получилось ни с экономикой, ни с другими обещаниями, которые это властью давались».

Депутат Госдумы от «Справедливой России» Олег Шеин со своей стороны заявил о преступности проведенной пенсионной реформы с точки зрения развития экономики и человеческой этики. «Только 29% людей предпенсионного возраста имеют работу. По оценкам ПФР, 40% российских предпенсионеров не имеют работы и это при возрасте 57-61 год. То есть работа этих людей на рынке труда не нужна», – констатировал он.

Депутат от ЛДПР Александр Шерин, в свою очередь, подчеркнул, что заверениям чиновников и депутатов, что пенсионный возраст больше никто повышать не будет, население уже не верит. «У нас люди живут как на пороховой бочке, не зная, чего дальше ждать – то ли повышения тарифов, то ли заморозки вкладов в банке», – заявил парламентарий.

При этом один из авторов законопроекта Олег Смолин не преминул напомнить, что пенсионный возраст в России повышен пока не для всех. «У нас есть кандидаты на повышение пенсионного возраста – это сотрудники силовых структур. Все это отрицают – но до этого отрицали и повышение пенсионного возраста в целом», – обратил внимание депутат.

Однако в итоге за законопроект проголосовало всего 98 депутатов. Самая крупная фракция в Госдуме вообще не стала принимать участия в голосовании.

Москва, Татьяна Дорофеева

Москва. Другие новости 11.02.20

Коронавирус рискуют подхватить 80% населения Земли – прогноз ведущего эпидемиолога Гонконга. / Вирусы наступают: в Госдуме ограничат экскурсии. / Минобороны РФ в 30 раз нарастило число высокоточных крылатых ракет. Читать дальше

Юрий Горлин: «Предпосылки могут возникнуть только через 20 лет»

В январе исполнится два года с начала пенсионной реформы. Ее принятие было спорным, неоднозначным и уж точно непопулярным у населения. Повышение пенсионного возраста не раз критиковали, указывая, что проблему дефицита Пенсионного фонда оно не решит, а эффект увеличения пенсий действующих пенсионеров (в среднем на 1 тысячу на протяжении нескольких лет) быстро пройдет. В последнее время пенсионную систему ругают все чаще, а власти все чаще обещают ее усовершенствовать, изменить, подправить. Такие обещания заставляют население понервничать: что опять «нахимичат» с пенсиями? О том, в каком состоянии находится пенсионная система России и что ее ждет в будущем, «МК» поговорил с одним из ведущих экспертов в этой области, заместителем директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрием ГОРЛИНЫМ.


— Через десять лет размер пенсий в России опять начнет снижаться, если правительство не примет новых мер для повышения финансовой устойчивости пенсионной системы. К такому выводу вы пришли в своем недавнем исследовании «Факторы роста уровня пенсионного обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективе». Значит ли это, что повышение пенсионного возраста не помогло системно повысить доходы пенсионеров?

— В связи с повышением пенсионного возраста на период 2019–2024 годов были законодательно утверждены размеры индексации пенсий, которые существенно превышают инфляцию. Если уровень инфляции в этот период прогнозируется в пределах 4%, то размер индексации составляет 5,5–7%. Без повышения пенсионного возраста такой рост пенсий вряд ли был бы возможен.

Наши же расчеты, приведенные в докладе, показывают, что даже без принятия новых дополнительных мер уровень пенсий в реальном выражении будет неуклонно увеличиваться и после 2024 года, то есть их рост будет превышать инфляцию при условии хотя бы минимального, но главное, устойчивого экономического роста. Поэтому нельзя утверждать, что повышение пенсионного возраста не помогло увеличить доходы пенсионеров.


— Одним из главных позитивных последствий поднятия пенсионного возраста называлась возможность повысить коэффициент замещения (уровень пенсий по отношению к зарплатам). В вашем исследовании подсчитано, что, благодаря переходу к более позднему выходу на пенсию, этот показатель останется на уровне 2018 года (34%) до 2030 года, а потом начнет снижаться и через 30 лет может составить только 27%. Означает ли это, что в ближайшем будущем пенсионный возраст поднимут снова?

— Когда в 2018 году на уровне правительства и президента обсуждался и обосновывался вопрос повышения пенсионного возраста, то, насколько я помню, о коэффициенте замещения как целевом показателе не говорилось. Гарантировались ускоренная индексация страховых пенсий, обеспечивающая их ежегодное увеличение для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тысячу рублей, и достижение к 2024 году среднего размера такой пенсии в 20 тысяч рублей в месяц. За горизонтом 2024 года говорилось о ежегодном увеличении страховых пенсий выше инфляции.

Хочу обратить внимание, что в общественном сознании имеет место смешение понятий «коэффициент замещения» и «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты». Это разные показатели. Коэффициент замещения — это отношение размера пенсии на момент ее назначения к величине зарплаты, зафиксированной непосредственно перед выходом на пенсию. При расчете этого показателя, как правило, принимается средняя по стране зарплата и продолжительный трудовой стаж — 30–35 лет. Согласно нашим оценкам, коэффициент замещения уже сейчас в России составляет около 40% и будет сохраняться на этом уровне до середины 2040-х годов. Отмечу, что величина показателя «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты», как правило, примерно на 5–10 процентных пунктов меньше величины коэффициента замещения.

— Так все-таки повышение возраста выхода на заслуженный отдых решило пенсионные проблемы страны или нет?

— Я бы предостерег от упрощенного представления о том, что повышение пенсионного возраста должно раз и навсегда решить все пенсионные проблемы. Это, конечно, облегчило ситуацию, по крайней мере, купировало накопившиеся проблемы и создало заделы на будущее. По нашим прогнозам, благодаря повышению пенсионного возраста соотношение пенсий и зарплат действительно удастся сохранить на уровне 34% до 2030 года. Если гипотетически рассматривать дальнейшую динамику этого показателя в рамках инерционного сценария (без принятия дополнительных мер), то после 2030 года она будет понижательной. Это обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, будет продолжаться старение населения, а прогнозируемые изменения на рынке труда будут вести к относительному росту нестандартных форм занятости и размыванию фонда оплаты труда как базы пенсионных взносов. Во-вторых, постепенно исчерпывается эффект увеличения пенсий работникам, имеющим стаж до 1991 года, обеспеченный проведенной в 2010 году их валоризацией (разовая переоценка пенсионных прав граждан. — «МК»). В-третьих, отвлечение 6% страховых взносов на формирование накопительной пенсии в период до 2014 года, учитывая их пониженную доходность в сравнении с индексацией страховой пенсии, обусловили относительное снижение размеров пенсий. В-четвертых, предоставление льгот по страховым взносам не компенсировалось адекватным образом за счет трансфертов федерального бюджета. Собственно, чтобы противостоять этим негативным с точки зрения уровня пенсий тенденциям, и необходимы меры по совершенствованию пенсионной системы, рассматриваемые в нашем докладе. И среди этих мер, начало реализации которых не выходит за пределы 2035 года, дальнейшего повышения пенсионного возраста не заложено.

— Но решение на этот счет принимаете не вы, а правительство. Сколько лет, на ваш взгляд, можно не беспокоиться о новом повышении пенсионного возраста?

— Думаю, что в ближайшие как минимум 15 лет демографические и социальные условия вряд ли позволят вернуться к вопросу повышения пенсионного возраста. Если же в результате развития медицины, улучшения условий проживания средняя продолжительность жизни и период здоровой активной жизни будут расти, а пенсионная система будет в этом нуждаться, то, возможно, за горизонтом 2040-х годов появятся какие-то предпосылки для еще большего повышения пенсионного возраста. Но пока что это чисто гипотетическая возможность. При этом надо отметить, что во многих развитых странах люди уже сейчас выходят на пенсию в 67 лет и вопрос увеличения этой планки обсуждается. В нашем докладе обосновывается, что условно с 2030 года целесообразно начать повышать трудовой стаж, необходимый для получения страховой пенсии по старости, например, по 1 году в год до 30 лет. Это одна из мер, которая позволяет обеспечить рост пенсий не только выше инфляции, но и относительно заработной платы.


— Каков в целом потенциал реформирования пенсионной системы в ближайшие годы? Какие меры помогут финансовой устойчивости пенсионной системы? К каким нововведениям готовиться будущим пенсионерам и бизнесу, который платит за сотрудников страховые взносы?

— В нашем исследовании мы определили исчерпывающий перечень факторов, за счет которых может быть повышен уровень пенсий, как в абсолютном выражении, так и по отношению к зарплатам. Во-первых, это соотношение численности лиц, за которых уплачиваются взносы, и численности пенсионеров. Во-вторых, размер эффективной ставки страховых взносов. В-третьих, уровень бюджетного трансферта, который предоставляется страховой пенсионной системе, соотнесенный с доходами от страховых взносов. Это три источника и три составные части, за счет которых могут расти пенсии. Все меры, которые могли бы содействовать более позитивной динамике пенсий, должны быть направлены на улучшение этих факторов. Такими мерами могли бы быть: повышение трудового стажа, легализация неформально занятых, обеление «конвертных» зарплат, изменение порядка формирования и выплаты пенсий работающим пенсионерам. Росту пенсий в абсолютном выражении способствовали бы также повышение доли фонда оплаты труда в ВВП, общего уровня заработных плат и снижение характерного для России высокого уровня зарплатного неравенства.

— С критикой пенсионной системы не так давно выступил в Госдуме Сергей Миронов. Он призвал вернуться к выплатам пенсий из бюджета, а нынешнюю систему страхования назвал «людоедской», поскольку она отнимает у россиян 22% доходов. Считаете ли вы пенсионную систему в нынешнем виде неэффективной?

— Я не могу согласиться с позицией депутата Миронова. Пенсионную систему, которая обеспечивает стабильные и регулярные выплаты 40 миллионам пенсионеров, являющиеся для многих из них единственным источником денежного дохода, нельзя назвать неэффективной. Ставка страховых взносов в 22% тоже не может быть признана высокой, потому что во многих странах (если учитывать взносы не только работодателей, но и работников) она выше. В совокупности с большим уровнем доходов граждан, меньшей нелегальной занятостью, более высоким пенсионным возрастом и стажем, требуемым для назначения пенсии, это действительно обеспечивает более высокий доход пенсионеров в этих странах. Чудес ведь не бывает — раз доходов больше, а расходов меньше, то и пенсии выше. Это чистая арифметика.

— Сейчас часто можно услышать мнение, что нынешним 20–30-летним не стоит надеяться на государственную пенсию: ее либо отменят вовсе, либо она будет совсем мизерная. А вы как думаете?

— Если говорить о поколении 20-летних, то они начнут выходить на пенсию только в 2060–2065 годах, а мы в нашем прогнозе так далеко не заглядываем — он ограничен 2050 годом. Но если будет реализована большая часть мер, о которых я говорил выше, то для нынешних 35-летних к 2050 году в принципе обеспечивается соотношение пенсий и зарплат на уровне 40%, а коэффициент замещения на уровне 50%. Это подтверждается нашими расчетами.

— Каковы перспективы развития накопительной компоненты пенсий? Старая государственная система накопительной пенсии себя изжила, а новая — гарантированный пенсионный план — так и не внедрилась.

— Бесспорно, было бы очень хорошо, чтобы люди имели возможность формировать пенсионные накопления, которые могли бы служить дополнительным источником дохода при выходе на пенсию. Но пока я не вижу каких-то значимых предпосылок для позитивных изменений. Проблема в том, что в России пока нет объективных условий для того, чтобы накопительный компонент мог активно развиваться. Во-первых, потому что у подавляющей части работников уровень доходов таков, что они не могут постоянно, на протяжении десятилетий отчислять на свою пенсию хотя бы условные 6% от своей зарплаты. Во-вторых, качество работы пенсионных фондов в условиях экономической турбулентности не позволяет обеспечить эффективность пенсионных накоплений в долгосрочном периоде с точки зрения интересов будущих пенсионеров. Это показала история предыдущих 15 лет. По нашим оценкам, в среднем доходность пенсионных накоплений за этот период была практически в полтора раза ниже инфляции. На купирование проблем в целом ряде крупных НПФ пришлось потратить сотни миллиардов рублей. В-третьих, необходимым условием для развития пенсионных накоплений является достаточно высокий уровень доверия к соответствующим финансовым институтам. Пока что они вряд ли могут похвастаться таким доверием, им нужна длительная «история успеха», чтобы его заработать.

Вообще у российской пенсионной системы есть потенциал для развития и совершенствования, но, учитывая инерционность пенсионных процессов и целесообразность постепенной — небольшими «шагами» — реализации соответствующих мер, необходимы их заблаговременная детальная проработка и широкое общественное обсуждение. Тем более что пенсии — это институт, основанный на общественном договоре.

Закон о продлении заморозки накопительной части пенсии будет действовать до 2024 года. Для граждан это значит, что до конца 2023 г. все перечисляемые в ПФР взносы будут направляться только на формирование страховой части пенсии. При этом пенсионные накопления (будущая накопительная пенсия) формироваться не будут, так как взносы на эти цели не перечисляются. Законопроект о продлении заморозки до 2023 года включительно Госдума уже одобрила в трех чтениях.

Отменять мораторий на формирование накоплений Правительство не планирует, так как вместо этого уже разрабатывается система гарантированного пенсионного продукта. Она должна будет заменить собой накопительную пенсию. Разрабатывают эту концепцию еще с 2014 года, но до сих пор так и не представили в окончательном виде.

Заморозку накопительной части пенсии продлили до 2023 года

16 декабря 2019 г. Президент В. Путин подписал закон № 435-ФЗ об установлении моратория на формирование пенсионных накоплений до 2022 года. Однако на рассмотрение в Госдуму внесли законопроект № 1027751-7 о продлении этих мер и на 2023 год. ГД РФ уже одобрила его в третьем чтении.

Напомним, что впервые такой мораторий был введен в 2014 г. из-за дефицита бюджета Пенсионного фонда. Сначала это решение рассматривалось как временное, но впоследствии мораторий регулярно продлевался.

  • В 2017 г. было принято решение о «заморозке» до конца 2020 г.
  • Потом было решено продлить эти меры еще на один год — до 2021 г. включительно.
  • В 2019 году к вопросу накопительных пенсий снова вернулись, чтобы продлить мораторий до 2022 года.
  • И вот теперь предлагается распространить мораторий и на 2023 год.

Что это значит для граждан?

Предусмотренная в законе «заморозка» пенсионных накоплений предполагает, что за счет взносов, направляемых работодателем в ПФР, будут финансироваться только страховые пенсии. Дополнительные взносы для формирования пенсионных накоплений в этом случае не поступают. Фактически это значит, что все страховые взносы перечисляются в ПФР, а не УК и НПФ, выбранные гражданином.

И здесь стоит отметить следующее:

  • Как таковой возврат к обязательной накопительной пенсии больше не планируется. По сути, и после 2023 г. она разморожена не будет.
  • На замену НЧП предлагается система добровольных пенсионных накоплений — гарантированный пенсионный план.

Концепция гарантированного пенсионного плана предполагает, что гражданин самостоятельно будет формировать свою накопительную часть пенсии (НЧП). Участнику программы можно будет выбрать, какой процент от заработка он будет перечислять для формирования своих пенсионных накоплений (от 1% до 6% от зарплаты). При этом уплата страховых взносов в ПФР в размере 22% не отменяется.


Что еще будет с накопительной пенсией

Помимо продления моратория на формирование пенсионных накоплений, в системе накопительных пенсий ожидается еще несколько важных изменений. Причем некоторые из них были озвучены еще во время обсуждения пенсионной реформы в 2018 году.

  1. К примеру, «разморозка» накопительной пенсии как в 2021 году, так и в последующие годы не планируется. Вместо нее будет внедряться система гарантированного пенсионного плана, законопроект о котором обещали рассмотреть в течение 2020 г. Однако пока к решению этого вопроса так и не приступили.
  2. Из-за процедуры постепенного повышения пенсионного возраста были изменены правила получения выплат накопительной пенсии. Так до конца 2018 г. законом было предусмотрено, что оформить выплаты можно только при достижении пенсионного возраста. Но с 2019 г. оформить накопительную часть пенсии (НЧП) можно при достижении фиксированного возраста — в 55 лет женщинам и 60 мужчинам.

При расчете размера накопительной части пенсии в 2020 году применяется величина ожидаемого периода выплаты, составляющая 258 месяцев. В 2021 году этот параметр составит уже 264 месяца. Отметим, что этот параметр напрямую влияет на выплачиваемый гражданам размер ежемесячной выплаты НЧП. Накопительная пенсия рассчитывается по формуле:

  • ПН — это сумма пенсионных накоплений на дату оформления выплат;
  • Т — ожидаемый период выплаты.

Узнать сумму пенсионных накоплений можно в Личном кабинете на сайте ПФР или в НПФ, если средства формируются там.


Люди предпенсионного возраста оказались одной из самых уязвимых групп в период коронакризиса

Повышение порога выхода на заслуженный отдых продолжает бурно обсуждаться в политических и экспертных кругах. Пенсионная реформа, запущенная полтора года назад, по словам ее противников, не дала ожидаемых результатов, а, напротив, серьезно ударила по доходам граждан, подорвав их и без того хрупкое финансовое положение. В начале этого года две партии (КПРФ и «Справедливая Россия») даже включили пункт о пенсионном возрасте в свои проекты поправок к Конституции. Оба движения настаивали на том, чтобы вернуть параметры 2018 года (мужчины имеют право на социальную пенсию с 60 лет, женщины — с 55) и закрепить это в Основном законе. Однако тогда сопредседатель рабочей группы Павел Крашенинников отметил, что место таким поправкам не в Конституции, а в федеральных законах.

В условиях экономического кризиса идея об отмене реформы зазвучала снова. По словам депутата Мосгордумы Евгения Ступина, в столь непростой обстановке наиболее уязвимыми оказались люди предпенсионного возраста.

«Люди хоть и проходят переподготовку, да она организована за государственный счет, но они не могут никуда устроиться», — говорит депутат, добавляя, что трудоустроуство при переподготовке не обеспечивается, так что толку от нее нет. Работодатели, боясь наказания за увольнение людей предпенсионного возраста, просто не нанимают их. И человек оказывается в подвешенном состоянии, и без зарплаты, и без пенсии, так как выход на заслуженный отдых перенесли.

Стоит отметить, что далеко не все «предпенсионеры» смотрят в будущее столь пессимистично. Как сообщает «Российская газета» со ссылкой на Союз «Молодые профессионалы (Вордскиллс Россия)», спрос на обучение новым навыкам среди граждан старше 50 лет неуклонно растет. Выбрать можно из 125 компетенций: от поварского дела и дошкольного воспитания до предпринимательства и веб-дизайна.

За первые 7 месяцев этого года бесплатно получить образование по стандартам «Вордскиллс» пожелали 25 тысяч человек. И 22 тысячи уже освоили выбранные компетенции. А в резерве у организации — еще 20 тысяч заявлений. Квота на образование была выбрана в этом году еще 1 июня, тогда как годом ранее за этот период набиралось только 30% от планируемого количества студентов.

Вернуть, как было

Между тем, столичный депутат разработал законопроект, предполагающий не только вернуть параметры выхода на пенсию к уровню 2018 года, но и компенсировать гражданам, чей заслуженный отдых был отложен, недополученные пособия. По подсчетам инициаторов проекта, по итогам первых полутора лет, таких оказалось 800 тысяч человек. И выплатить им нужно будет порядка 1,6 трлн рублей.

Взять средства Ступин предлагает из ФНБ, указывая на то, что на начало года там было 8 триллионов. Кроме того, есть немалых размеров золотовалютные резервы. По словам депутата, сейчас это оказало бы необходимую поддержку экономике, ведь выплаченные компенсации вылились бы в те же потребительские расходы, а значит, и в поддержку бизнеса.

Предполагалось, что законопроект в Госдуму направит Мосгордума, и, как сообщала «Литературная газета», после парламентских каникул документ будет рассмотрен депутатами. Однако, как сообщил «Эксперт-онлайн» Евгений Ступин, данная инициатива была отклонена. Правда, политик отметил, что проектом заинтересовались в ряде регионов.

Однако, сомнительно, что субъекты Федерации также будут выступать за полную отмену реформы. По словам первого-вице президента Опоры России Павла Сигала, хоть предложения вернуть прежние параметры и звучат все чаще, возврат прежнего пенсионного возраста рассматривается как антикризисная мера. По его словам, есть прецеденты, когда гражданам разных категорий в отдельных российских регионах сокращают срок выхода на пенсию.

По словам научного руководителя Института экономики РАН, сопредседателя Московского экономического форума Руслана Гринберга, вариант «заморозки» действительно обсуждается политиками. И это может стать адекватным компромиссом.

«По оптимистичным прогнозам, рост экономики и занятости может начаться через два года. Поэтому и возникло предложение на эти два года приостановить повышение возраста выхода на пенсию. Например, с 1 января 2021 года «заморозить» его на уровне 61,5 лет для мужчин и 56,5 лет для женщин. А спустя два года подумать о том, пора ли его «размораживать». Я думаю, что это было бы разумным промежуточным решением», — цитирует экономиста ЛГ.

Присмотреться к перспективе

«В перспективе возможно, что пенсионная реформа все же будет пересмотрена в масштабах всей страны, однако экономические последствия должны быть тщательно просчитаны», — полагает Павел Сигал. Он указывает на то, что проблема старения населения сохраняется, как и вопросы снижения доходов граждан и бизнеса, делающих отчисления в фонды.

Собственно, дефицит средств ПФР и стал основной причиной начавшейся реформы. Пенсионный фонд на протяжении долгих лет получает дотации из федерального бюджета, а растущее количество пенсионеров только увеличивает нагрузку. И в плане именно ее снижения даже первые результаты реформы вполне обнадеживают: по итогам 2019 года экономия бюджета РФ на выплатах составила 21,5 млрд рублей, а по итогам текущего года эта сумма должна составить 48 млрд рублей.

Правда, как отмечает Павел Сигал, за счет того, что администрирование страховых отчислений в ПФР передали налоговой службе, значительно выросла собираемость пенсионных взносов. В 2019 году рост собираемости взносов составил 10% — это 500 млрд. рублей. «То есть, получается, что гораздо больший эффект имеет не повышение пенсионного возраста, а улучшение собираемости взносов. Эти факты неоднократно отмечали российские парламентарии и экономисты», — добавляет вице-президент Опоры России.

В любом случае, речь о долгоиграющем эффекте здесь не идет. Повышать собираемость взносов до бесконечности не получится: сверх положенного взять будет нечего. ФНБ и золотовалютные резервы могут стать если только разовым источником в критической ситуации. Тем более, нынешний кризис показал, что в случае аврала деньги понадобятся сразу и всем. В такой ситуации даже заморозка реформы обойдется бюджету недешево.

При этом как писал ранее «Эксперт-онлайн», даже при нынешнем варианте реформы, «экономия» казны таковой будет лишь в теории, ведь средства расходуются на те же программы переподготовки (по предварительной оценке 80 — 100 млрд с 2019 по 2024 гг.), а также на обещанный ускоренный рост пенсий.

Но где же, в таком случае брать деньги? Некоторые депутаты кивают в сторону олигархов и просто состоятельных россиян. Так Евгений Ступин предлагает в том числе увеличить налог на богатство, а также пересмотреть финансирование содержания госаппарата.

«Я считаю, что Пенсионный фонд нужно наполнять за счёт олигархов. Требуется изменить тип нашей экономики благодаря деофшоризации, как это предлагает первый заместитель председателя правительства Андрей Белоусов. Вопрос наполнения Пенсионного фонда решается не регулированием возраста выхода на пенсию, а комплексом финансово-экономических мер, которые президент России Владимир Путин сформулировал ещё в майском указе 2012 года», — озвучил другую точку зрения депутат Госдумы Валерий Федоров, которого цитирует ЛГ.

По мнению Павла Сигала — государству необходимо заняться вопросом эффективности работы ПФР и проблемой общего уровня доходов граждан. «Ведь от этого зависит состояние экономики России в целом на много лет вперед. Рассматривать проблему пенсионного обеспечения стоит в комплексе со всеми вопросами экономического развития страны в стратегическом плане, на десятилетия», — подчеркивает вице-президент Опоры России.

Проблему доходов населения власти страны, впрочем, еще весной этого года обозначили, как один из ключевых вопросов, требующих скорейшего решения. «Повышение благосостояния граждан» стало главной мантрой в период коронакризиса. Остается понять, что же будет делаться за пределами бумажных проектов. И как скоро после этих действий зазвучат предложения «вернуть все назад».


Пенсионный возраст в России начал повышаться постепенно до 60 лет для женщин и до 65 лет для мужчин. Закон о пенсионной реформе был подписан президентом 3 октября.

Увеличение возраста, дающего россиянам право выхода на пенсию, будет происходить поэтапно в течение десяти лет. Переходный период пенсионной реформы стартовал 1 января 2019-го и завершится в 2028 году.

Кто и когда сможет выйти на пенсию

Первые два поколения россиян, кого затронет повышение пенсионного возраста, — это мужчины, родившиеся в 1959–1960 годах, и женщины, родившиеся в 1964–1965 годах. Для них предусмотрена отдельная льгота — выход на пенсию на полгода раньше нового пенсионного возраста. То есть гражданин, который должен уходить на пенсию в январе 2020 года, сможет сделать это в июле 2019-го. В первой половине 2019 года никто на пенсию не выходит.

Это смягчение для тех, кто готовился к пенсии уже в 2019 году или через год, но минувшим летом узнал, что выход на пенсию задерживается. «Сложнее всего придется тем, кто первым столкнется с повышением пенсионного возраста», — признал президент Владимир Путин во время своего августовского обращения к гражданам.

Максимальные пенсионные границы будут установлены в 2028 году. Мужчины, родившиеся в 1963 году и позже, будут выходить на пенсию в 65 лет. Женщины, родившиеся в 1968 году и позднее, — в 60 лет.


Возраст назначения социальной пенсии по старости, которую получают граждане, не имеющие необходимого стажа работы для получения страховой пенсии, будет повышен на пять лет — с 60 до 65 лет для женщин и с 65 до 70 лет для мужчин.

Пенсионный возраст поэтапно увеличится и для работников, имеющих право выйти на пенсию досрочно.

  • Граждане, работающие в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, смогут выйти на пенсию в 60 и 55 лет (для мужчин и женщин соответственно). Сейчас их пенсионный возраст составляет 55 и 50 лет.
  • Пенсионный возраст педагогических, медицинских и творческих работников будет увеличен на пять лет с учетом специального стажа (требования к нему не меняются, он составляет от 25 до 30 лет). То есть если школьный учитель выработал стаж 25 лет, дающий право на получение пенсии в 2028 году, то в связи с повышением пенсионного возраста пенсия ему будет начисляться только через пять лет, в 2033-м.
  • Женщины, проработавшие не менее 37 лет, и мужчины со стажем не менее 42 лет смогут выйти на пенсию на два года раньше ​установленного пенсионного возраста, но не ранее 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.
  • Многодетные матери смогут выйти на пенсию досрочно при наличии 15 лет страхового стажа. Если у женщины трое детей, пенсия будет назначаться в 57 лет, если четверо — в 56 лет. Первыми льготой смогут воспользоваться женщины 1965–1966 годов рождения. Для женщин, родивших и воспитавших пять и более детей, пенсионный возраст не изменится и останется 50 лет.

Для кого не изменят пенсионный возраст

Повышение пенсионного возраста затронет не всех. ​Возраст выхода на пенсию не изменится для граждан, занятых на рабочих местах с опасными и вредными условиями труда. Речь идет, к примеру, о спасателях, работниках шахт и горячих цехов, химических производств, водителей автобусов, работников морского и речного флота и др.

Пенсионный возраст останется неизменным для женщин, у кого пять и более детей (см. выше), инвалидов по зрению первой группы и военной травмы, граждан, пострадавших при аварии в Чернобыле, а также для граждан, проработавших в летно-испытательном составе, непосредственно участвующих в летных испытаниях и др. Условия выхода на пенсию сохранятся и для коренных малочисленных народов Севера.

Как власти хотят защитить предпенсионеров

На время переходного периода реформы предпенсионный возраст будет увеличен с двух до пяти лет до наступления пенсии. Чтобы защитить интересы предпенсионеров, которые при потере работы рискуют остаться как без пенсии, так и без зарплаты, правительство предусмотрело дополнительные гарантии.

  • Для работодателей вводится административная и уголовная ответственность за увольнение или отказ в трудоустройстве предпенсионеров по причине возраста. Эта мера подвергалась критике экспертов и бизнеса. Работодатели начнут увольнять пожилых сотрудников еще до наступления предпенсионного возраста, а служба по персоналу и юристы будут заточены на то, чтобы заранее подстраховаться и обложить такого работника замечаниями и выговорами, предупреждал сопредседатель «Деловой России» Андрей Назаров.
  • Правительство разрабатывает для граждан предпенсионного возраста программу повышения квалификации. Согласно проекту программы до конца 2024 года профессиональное переобучение бесплатно пройдут не менее 450 тыс. предпенсионеров (то есть 75 тыс. ежегодно). Переобучение будет занимать три месяца с отрывом от основной работы, во время переподготовки предпенсионерам будет выплачиваться стипендия в размере региональной минимальной зарплаты.
  • Если предпенсионер не сможет найти работу, максимальный размер пособия по безработице для него повышен до 11,28 тыс. руб., а период такой выплаты устанавливается в один год. Для всех остальных граждан максимальный размер пособия составит 8 тыс. руб., период выплаты — от трех до шести месяцев. Граждане, признанные безработными, по-прежнему смогут досрочно выйти на пенсию по старости (за два года до пенсионного возраста, как и сейчас).

«Порой меня спрашивают: вы музыкант? Когда я отвечаю, что никакого музыкального образования у меня нет, все удивляются. По первому диплому я режиссер театрализованных представлений и праздников, по второму — психолог. Полжизни работала в сфере культуры, несколько лет руководила дворцом культуры, затем была генеральным директором кадрового центра по подбору персонала для «УГМК Холдинг».

В 2008 году, когда произошел кризис, меня сократили. Начав в 50 лет искать новую работу, я столкнулась с тем, что никому не нужна. Во-первых, мое резюме, вероятно, пугало работодателей серьезными должностями, а во-вторых, компании были больше заинтересованы в молодых специалистах. Я поняла, что ни руководителем, ни менеджером среднего звена меня не возьмут, и пошла в «Роспечать» продавать газеты»

  • Работники предпенсионного возраста смогут каждый год пройти бесплатную диспансеризацию в течение двух дней с сохранением зарплаты.

Льготы пенсионерам

Федеральные льготы, предназначенные для нынешних пенсионеров, продолжат действовать с 55 лет для женщин и с 60 лет для мужчин на время переходного периода пенсионной реформы. То есть до 2028 года пенсионные льготы сохранятся в старых границах пенсионного возраста. В первую очередь речь идет о налогах на недвижимость и землю (так называемый налог на шесть соток), которые пенсионеры не платят. ​Решение о сохранении региональных льгот (они касаются ЖКХ, покупки лекарств, оплаты капитального ремонта, проезда в общественном транспорте) принимали власти субъектов РФ.

С 1 января 2019 года для жителей села, имеющих не менее 30 лет стажа в сельском хозяйстве, вводится 25-процентная надбавка к фиксированной выплате страховой пенсии для неработающих пенсионеров. По оценкам Минтруда, порядка 950 тыс. пенсионеров в следующем году получат указанную надбавку.

Без выигрыша для бюджета

Пенсионная реформа даст отрицательный финансовый результат для государства, говорил Владимир Путин. Изначально правительство планировало, что она будет нейтральной для бюджетной системы до 2024 года, то есть вся экономия от повышения пенсионного возраста (сокращение расходов на выплаты вновь назначаемых пенсий) пойдет на увеличение пенсий неработающим пенсионерам. Предполагалось, что экономия от повышения пенсионного возраста в 2019–2024 годах превысит 3 трлн руб. и все эти средства будут направлены на повышенную индексацию пенсий.

Но корректировки, объявленные в конце августа, сократили потенциальную экономию на 500 млрд руб. за шесть лет. Главное изменение, которое предложил президент, — увеличить пенсионный возраст для женщин с 55 до 60 лет, а не до 63 лет, как предлагало правительство. За период с 2029 по 2035 год недополучение доходов Пенсионным фондом России по сравнению с первоначальным правительственным сценарием составит 3,6 трлн руб., отмечала вице-премьер Татьяна Голикова.


Как будут расти пенсии

На ежегодное повышение пенсий неработающих пенсионеров на 1 тыс. руб., так чтобы средняя пенсия по старости достигла 20 тыс. руб. к 2024 году, все равно планируется потратить порядка 3 трлн руб. В президентских поправках к пенсионной реформе были закреплены параметры индексации страховых пенсий в 2019–2024-м, а также порядок их увеличения с 2025 года.

  • В 2019 году индексация страховых пенсий неработающих пенсионеров составит 7,05%, в 2020-м — 6,6%, в 2021 году — 6,3%, в 2022-м — 5,9%, в 2023 году — 5,6%, в 2024-м — 5,5%. Увеличения будут вступать в силу 1 января каждого года.
  • С 2025 года страховые пенсии 1 февраля будут ежегодно увеличиваться на инфляцию предыдущего года, их дополнительная индексация с 1 апреля будет возможна в том случае, если среднемесячная номинальная зарплата за предыдущий год росла быстрее инфляции (например, если номинальные зарплаты выросли на 6%, а потребительские цены на 4%, то дополнительная индексация в апреле составит 2%).

Реакция на пенсионную реформу

Правительство объявило о повышении пенсионного возраста 14 июня, в день начала чемпионата мира по футболу в России. Первый вице-премьер Антон Силуанов назвал это «чисто случайным совпадением». Реакция граждан на пенсионную реформу привела к росту протестного потенциала и неодобрения деятельности институтов власти, снижению показателей социального оптимизма, указывали социологи Левада-центра.

В российских городах прошли митинги и акции протеста против пенсионной реформы, организованные сторонниками оппозиционера Алексея Навального, КПРФ, ЛДПР, «Справедливой Россией» и профсоюзами.

ИПК и новая пенсионная формула

Следующим шагом по изменению российской пенсионной системы станет реформа накопительной пенсии. Пенсионные накопления россиян заморожены с 2014 года, мораторий на отчисление взносов на накопительную часть пенсии продлен до 2021 года. Минфин и ЦБ разработали новую накопительную пенсионную систему — концепцию индивидуального пенсионного капитала (ИПК). Новая пенсионная модель призвана заменить и модернизировать замороженную накопительную пенсию.

Изначально Минфин и ЦБ рассчитывали запустить систему ИПК в 2019 году, но обсуждение концепции было заморожено до формирования нового состава правительства после президентских выборов 2018 года. В августе Минфин разместил уведомление о начале разработки законопроекта об ИПК, из которого следует, что срок запуска накопительной системы перенесен на январь 2020 года. Публичное обсуждение законопроекта должно было завершиться 22 августа, но документ так и не был опубликован. По словам Антона Силуанова, обсуждение ИПК пришлось отложить из-за реакции на повышение пенсионного возраста.

Концепция ИПК предполагает, что граждане будут отчислять взносы на будущую пенсию с зарплат в негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Размер отчислений будет постепенно увеличиваться от 0% в первый год подключения к ИПК и до 6% через пять лет, то есть на 1 п.п. в год. ​Подключение граждан к ИПК будет базироваться на 158-й статье Гражданского кодекса РФ «Форма сделок», третий пункт которой гласит, что «молчание признается выражением воли совершить сделку в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон», говорили источники РБК.

Правительство намерено обсуждать трансформацию пенсионной формулы с 2025 года, говорила Татьяна Голикова. В качестве альтернативы балльной формуле ректор Академии труда Александр Сафонов, финансовый омбудсмен Юрий Воронин (в августе занимал должность советника председателя ЦБ) и экономист Евгений Гонтмахер предложили формулу расчета пенсии, учитывающую заработок и стаж.

Читайте также: