Накопительная пенсионная система в узбекистане

Клише латунное для тиснения на сайте

Положение о порядке начисления и уплаты работодателями обязательных взносов на индивидуальные накопительные пенсионные счета граждан

Утверждено Постановлением от 29.08.2005 г. МФ № 76,
ГНК № 2005-47 и правления ЦБ № 267-В, зарегистрированным МЮ 06.10.2005 г. № 1515

Настоящее Положение разработано в соответствии с Налоговым кодексом Республики Узбекистан, Законом Республики Узбекистан "О накопительном пенсионном обеспечении граждан" (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 51, ст. 512), постановлением Президента Республики Узбекистан от 28 июня 2005 года № ПП-110 "О дополнительных мерах по совершенствованию и техническому оснащению накопительной пенсионной системы" (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2005 г., № 25-26, ст. 179), постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 21 декабря 2004 года № 595 "О мерах по реализации Закона Республики Узбекистан "О накопительном пенсионном обеспечении граждан" (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 51, ст. 516) и определяет порядок начисления и уплаты работодателями обязательных взносов на индивидуальные накопительные пенсионные счета граждан (далее - ИНПС).

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Граждане, осуществляющие трудовую деятельность по трудовым договорам (включая работающих пенсионеров, совместителей), а также граждане, выполняющие работы по гражданско-правовым договорам, являются обязательными участниками накопительной пенсионной системы в качестве получателей накопительных пенсионных выплат, если с этих работников в соответствии с законодательством удерживается налог на доходы физических лиц.

Другие граждане, полностью освобожденные от уплаты налога на доходы физических лиц в соответствии с законодательством, а также индивидуальные предприниматели, члены дехканских хозяйств без образования юридического лица участвуют в накопительной пенсионной системе на добровольной основе.

2. Обязательные взносы на ИНПС граждан приравниваются к налогам и обязательным платежам в бюджет.

3. Обязательные взносы на ИНПС граждан начисляются в размере 1 процента от налогооблагаемой суммы начисленной заработной платы (доходов) работника с соответствующим вычетом этой суммы из начисленного, согласно законодательству, налога на доходы физических лиц.

4. Юридические лица - работодатели обязаны вносить обязательные взносы на ИНПС своих работников, независимо от того, является данное юридическое лицо местом основной работы для работника или он работает по совместительству или по гражданско-правовому договору.

Граждане, состоящие на персональном учете в накопительной пенсионной системе (имеющие ИНПС и накопительную пенсионную книжку) при заключении трудового договора с работодателем, включая на условиях совместительства, либо гражданско-правового договора представляют работодателю сведения о своем ИНПС.

5. Граждане, доходы которых в соответствии с законодательством не облагаются налогом на доходы физических лиц в четырехкратном размере минимальной заработной платы за каждый полный месяц, участвуют в накопительной пенсионной системе на общих основаниях, то есть работодатель перечисляет 1 процент от налогооблагаемой части заработной платы работника на ИНПС.

6. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Узбекистан, пользуются правом на накопительное пенсионное обеспечение наравне с гражданами Республики Узбекистан, если иное не предусмотрено действующим законодательством и международными договорами Республики Узбекистан.

II. ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ УДЕРЖАННЫХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ВЗНОСОВ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ НАКОПИТЕЛЬНЫЕ ПЕНСИОННЫЕ СЧЕТА

7. Работодатели производят отчисление обязательных взносов на накопительные пенсионные счета граждан вместе с уплатой налога на доходы физических лиц в бюджет по форме и в сроки, установленные для уплаты налога на доходы физических лиц. При этом перечисление обязательных накопительных пенсионных взносов осуществляется посредством платежного поручения с указанием реквизитов вкладчика, цели перечисления, суммы перечисляемых накопительных пенсионных взносов, номера и даты реестра, направленного в филиал Народного банка по месту нахождения работодателя.

Работодатель, производящий натуральные выплаты или выплаты из выручки от реализации продукции, выполненных работ или оказания услуг в установленном порядке, обязан перечислять сумму взносов в течение пяти дней после окончания месяца, в котором произведена выплата.

8. Внесение обязательных накопительных пенсионных взносов осуществляется работодателем путем перечисления денежных средств на специальный транзитный счет в филиале Народного банка для последующего зачисления этих средств на ИНПС граждан.

III. УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ВЗНОСАМ, ВНЕСЕННЫМ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ НАКОПИТЕЛЬНЫЕ ПЕНСИОННЫЕ СЧЕТА

9. Работодатель - вкладчик накопительных пенсионных взносов ведет учет расчетов по обязательным взносам на ИНПС с филиалами Народного банка по месту своего нахождения.

10. Работодатель ежемесячно, до 15 числа месяца, следующего за отчетным, представляет в филиал Народного банка по месту своего нахождения копию платежного документа о перечислении накопительных пенсионных взносов, реестр работников (далее - реестр) с указанием номеров ИНПС, фамилий, суммы начисленной заработной платы и накопительных пенсионных взносов каждого работника в установленном порядке.

11. Юридическое лицо - хозяйствующий субъект проводит следующие бухгалтерские записи:

а) суммы удержанных обязательных взносов на ИНПС от начисленной заработной платы работника с соответствующим вычетом этой суммы из начисленного, согласно законодательству, налога на доходы физических лиц отражаются в бухгалтерском учете по кредиту открываемого счета 6530 "Платежи на индивидуальные накопительные счета" в корреспонденции со счетом учета задолженности по платежам в бюджет (по видам) (6400);

б) перечисление удержанных сумм обязательных взносов на ИНПС работника в бухгалтерском учете отражается по дебету счета 6530 "Платежи на индивидуальные накопительные счета" и кредиту счетов учета денежных средств.

Пример отражения в бухгалтерском учете вышеназванных операций юридическими лицами - хозяйствующими субъектами:

а) на сумму начисленной работнику заработной платы в размере 50 000 сумов:

Дебет счета учета затрат (2000; 2300; 2500; 9400);

Кредит счета учета расчетов с персоналом по оплате труда (6700);

б) на сумму удержанного налога на доходы физических лиц в размере 7888 сумов:

Дебет счета учета расчетов с персоналом по оплате труда (6700);

Кредит счета учета задолженности по платежам в бюджет (по видам) (6400);

в) на сумму подлежащего удержанию обязательного взноса на индивидуальный накопительный пенсионный счет работника в размере 500 сумов:

Дебет счета учета задолженности по платежам в бюджет (по видам) (6400);

Кредит счет 6530 "Платежи на индивидуальные накопительные счета";

г) при перечислении суммы удержанного налога на доходы физических лиц (за минусом удержанных обязательных взносов на индивидуальные накопительные пенсионные счета) в размере 7388 сумов (7888-500):

Дебет счета учета задолженности по платежам в бюджет (по видам) (6400);

Кредит счета учета денежных средств;

д) при перечислении суммы удержанного обязательного взноса на индивидуальный накопительный пенсионный счет в размере 500 сумов:

Дебет счета 6530 "Платежи на индивидуальные накопительные счета";

Кредит счета учета денежных средств.

12. Для транспарентного отражения в бухгалтерском учете суммы удержанных обязательных взносов, подлежащих перечислению на ИНПС, для работодателей, финансируемых из государственного бюджета, вводится субсчет № 190 "Расчеты с персоналом по обязательным взносам на индивидуальные накопительные пенсионные счета".

13. Общую сумму удержанного налога на доходы физических лиц бухгалтерия бюджетной организации отражает следующими бухгалтерскими проводками:

Дебет субсчета 180 "Расчеты с рабочими и служащими";

Кредит субсчета 173 "Расчеты с бюджетом".

На сумму удержанных обязательных взносов на накопительные пенсионные счета за счет соответствующего уменьшения суммы начисленного в соответствии с законодательством налога на доходы физических лиц дается следующая бухгалтерская проводка:

Дебет субсчета 173 "Расчеты с бюджетом";

Кредит субсчета 190 "Расчеты с персоналом по обязательным взносам на индивидуальные накопительные пенсионные счета".

При перечислении суммы удержанного налога на доходы физических лиц (за минусом удержанных обязательных взносов на индивидуальные накопительные пенсионные счета) дается следующая бухгалтерская проводка:

Дебет субсчета 173 "Расчеты с бюджетом";

Кредит субсчета 090, 100 "Депозитный счет до востребования организации".

Сумма удержанных обязательных взносов на ИНПС перечисляется бюджетной организацией отдельным платежным поручением и отражается в бухгалтерии бухгалтерской проводкой:

Дебет субсчета 190 "Расчеты с персоналом по обязательным взносам на индивидуальные накопительные пенсионные счета";

Кредит субсчета 100 (090) "Депозитный счет до востребования организации".

Пример отражения в бухгалтерском учете бюджетной организации вышеуказанных проводок:

Бюджетная организация за январь 2005 года начислила работнику сумму заработной платы в размере 50 000 сумов.

На сумму начисленной заработной платы в бухгалтерии дается бухгалтерская проводка:

Дебет субсчета 200 и Кредит субсчета 180 - 50 000 сум.

Произведено удержание налога на доходы физических лиц за январь 2005 года согласно расчету (до 5-ти минимальных заработных плат ставка 13% (6530 * 5 = 32650 * 13% = 4244,50 сум. от 5 до 10 минимальных заработных плат применяется ставка 21%, (50000 - 32650 = 17350 * 21% = 3643,50), сумма удержанного налога за январь 2005 года составила (4244,50 + 3643,50 = 7888 сум.)).

На сумму удержанного налога дается бухгалтерская проводка:

Дебет субсчета 180 и Кредит субсчета 173 - 7888 сум.

Так как налогооблагаемая база в данном примере составила 50000 сумов, определяется сумма обязательных взносов (50000 * 1% = 500 сумов), подлежащая перечислению на индивидуальный накопительный пенсионный счет работника за январь 2005 года, и отражается бухгалтерской проводкой:

Дебет субсчета 173 и Кредит субсчета 190 - 500 сум.

Перечисляется сумма удержанного налога на доходы физических лиц (за минусом удержанных обязательных взносов на индивидуальные накопительные пенсионные счета, 7888 сумов - 500 сумов = 7388 сумов) и дается следующая бухгалтерская проводка:

Дебет субсчета 173 и Кредит субсчета 090, 100 - 7388 сум.

Отдельным платежным поручением сумма удержанного обязательного взноса (500 сумов) перечисляется на индивидуальный накопительный пенсионный счет и отражается в бухгалтерии бюджетной организации бухгалтерской проводкой:

Дебет субсчета 190 и Кредит субсчета 100 (090) - 500 сум.

14. Порядок удержания и перечисления суммы обязательных взносов на ИНПС за счет внебюджетных средств бюджетных организаций аналогичен порядку, установленному для бюджетных средств бюджетных организаций, при этом вместо субсчетов 090 и 100 применяются субсчета 110-115.

15. Перечисленные на основании платежного поручения суммы обязательных взносов на ИНПС граждан в бюджетных организациях, считаются кассовыми расходами и в месячной и квартальной отчетности отражаются в графе "кассовых расходов" (по типу 01, объекту 1, подобъекту 00, по первой группе расходов экономической классификации расходов Государственного бюджета).

IV. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ФИЛИАЛОМ НАРОДНОГО БАНКА В ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ

16. Филиал Народного банка ежедневно представляет в Государственную налоговою инспекцию по месту дислокации выписку о поступивших суммах на транзитный счет, указав ИНН, наименование юридического лица и сумму внесенных взносов на ИНПС.

17. Филиал Народного банка ежемесячно, до 20 числа месяца, следующего за отчетным, представляет в соответствующий территориальный орган государственной налоговой службы сведения об юридических лицах, внесших взносы на ИНПС граждан, по форме согласно приложению к настоящему Положению. При этом сведения представляются как в бумажной и так в электронной формах.

18. Сведения подписываются руководителем и главным бухгалтером филиала Народного банка и заверяются печатью.

V. КОНТРОЛЬ ЗА ПОСТУПЛЕНИЕМ СРЕДСТВ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ НАКОПИТЕЛЬНЫЕ ПЕНСИОННЫЕ СЧЕТА

19. Контроль за правильностью и полнотой исчисления и своевременностью внесения работодателем обязательных накопительных пенсионных взносов на ИНПС осуществляется органами государственной налоговой службы.

VI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

20. Работодатель - вкладчик накопительных пенсионных взносов несет ответственность в соответствии с действующим законодательством за достоверность сведений, представляемых в филиал Народного банка, необходимых для постановки на учет в ИНПС, а также сведений обо всех изменениях, связанных с персональными данными граждан (заключение или прекращение трудового договора, изменение паспортных данных и других сведений, необходимых для ведения индивидуальных накопительных пенсионных счетов) и своевременного внесения взносов на ИНПС и предоставление гражданам по их требованию сведений о начисленных и внесенных накопительных пенсионных взносах.

21. Народный банк несет ответственность в соответствии с действующим законодательством за нарушения порядка открытия и ведения ИНПС граждан, информирования граждан о состоянии этих счетов, назначения и выдачи накопительных пенсионных выплат, а также за своевременность и правильность представления сведений, предусмотренных в пунктах 16 и 17 настоящего Положения.

VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

22. Настоящее Положение согласовано с Народным банком Республики Узбекистан.

"Собрание законодательства Республики Узбекистан", 2005 г.

Если вы заметили орфографическую ошибку, пожалуйста, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Узбекистан является высокоразвитым государством, расположенным в Центральной Азии. Важной частью его внутренней политики признано обеспечение социального благополучия граждан страны. Это выражается в предоставлении им определенных гарантий со стороны государства.

Так, в частности, определенная категория лиц из числа граждан этой страны имеет право на пенсионное обеспечение. Согласно сведениям узбекских статистических органов, в 2020 году получателями пенсии являются более 3 миллионов человек. Это составляет порядка 10% от общего числа населения. Среди них около 2 миллионов граждан являются пенсионерами по старости.

Бесплатно по России

Законодательная база

Порядок назначения, расчета и выплат пенсий регулируется в Узбекистане законодательно. Основным нормативно-правовым документом является Закон РУз «О государственном пенсионном обеспечении граждан» № 938 – XII. Данный акт был принят 03 сентября 1993 года, то есть еще на начальных этапах формирования узбекистанских государственных и правовых институтов.

Рассматриваемый закон, действующий почти 30 лет, неоднократно подвергался изменениям. Однако основополагающие его положения остаются практически неизменными. Со стороны узбекистанских политиков, экономистов и общественности неоднократно звучат предложения о развитии и совершенствовании пенсионной системы в стране, что потребует значимых законодательных инициатив.

Кроме государственного пенсионного обеспечения, представляющего собой определенные социальные гарантии со стороны государства, в Узбекистане действует программа формирования накопительных пенсий.

Данный вопрос регулируется нормами Закона РУз «О накопительном пенсионном обеспечении граждан» № 702-II от 02 декабря 2004 года. Следует отметить, что накопительная система в данной стране является одной из наиболее успешных в СНГ, что подтверждается, в частности, незначительным количеством изменений, вносимых в данный нормативный акт.

Во сколько лет выходят на отдых узбекские пенсионеры

В отличие от многих других стран, которые ранее входили в состав бывшего Советского Союза, здесь на протяжении всего периода независимости не наблюдалось сокращения численности населения. Напротив, демографический прирост в стране один из самых высоких в Центральной Азии.

Данная ситуация предполагает, что пенсионная система Узбекистана не имеет столь значимой нагрузки по сравнению со странами с более возрастным населением. Кроме прочего, это является причиной того, что здесь за последние годы еще ни разу не повышался возраста выхода на пенсию, хотя обсуждение этого вопроса имеет место быть даже на высшем официальном уровне.

В соответствии с законодательством пенсионный возраст в Узбекистане у женщин составляет 60 лет.

Как и во многих других постсоветских странах у мужчин в Узбекистане возраст выхода выше, чем у женщин. Так, официально установленный возраст для них составляет 65 лет.

Особенности формирования выплаты

При определении возможности назначения пенсионных выплат, кроме возраста, большое значение имеет также и стаж работы. Под последним понимается период, в течение которого лицо осуществляло трудовую деятельность и подлежало государственному социальному страхованию. Кроме этого, в стаж входят периоды, когда лицо не осуществляло свои рабочие функции по трудовому договору. Они строго определены законом.

Так, кроме прочего, к ним следует отнести:

  • военную и приравненную к ней службу;
  • индивидуальную трудовую деятельность;
  • отпуска по уходу за ребенком;
  • обучение в учебных заведениях по очной форме.

Данный перечень не является исчерпывающим.

Так, установлено, что право на назначение пенсии возникает при наличии стажа 20 лет (для женщин) и 25 лет (для мужчин). При этом допускается получение пенсионных выплат и при неполном стаже. Однако размер обеспечения в данном случае будет прямо пропорциональным отработанному периоду. При этом минимальный стаж не может быть менее 5 лет. Если гражданин проработал меньше 5 лет, то право на пенсию у него не возникает.

Также отдельные категории граждан могут рассчитывать на государственное обеспечение на льготных основаниях. Иными словами, необходимые требования по стажу для них снижены. Перечень соответствующих профессий утвержден законодательно.

Представители профессий, связанных с горнодобывающей промышленностью, работники летного состава, творческая интеллигенция, а также спортсмены имеют право на назначение им выплат вне зависимости от достигнутого ими возраста, а на основании выслуги лет.

При определении размера пенсионного обеспечения учитывается доход гражданина за весь период его трудовой деятельности и размер соответствующих отчислений. Таким образом, размер содержания узбекистанских пенсионеров разнится в зависимости от стажа трудовой деятельности и их заработка в этот период.

Виды пенсий

Помимо пенсий по возрасту в Узбекистане установлены и иные виды пенсионных выплат, предусмотренных законом. Разберем подробнее.

Накопительная

Действующее законодательство устанавливает как обязательное, так и добровольное страхование для формирования накопительных пенсий.

Они формируются за счет:

  • обязательных и добровольных ежемесячных взносов со стороны работодателей и самих работников;
  • процентов, которые начисляются на денежные средства, находящихся на индивидуальных пенсионных счетах граждан;
  • иных поступлений.

Накопительная пенсия начинает выплачиваться гражданам с момента, когда у них возникает право на государственное пенсионное обеспечение. Следует отметить, что граждане вправе самостоятельно определять порядок получения денег. Так, это могут быть как выплаты, осуществляемые в течение выбранного периода, так единовременная выплата всей накопившейся суммы. Также в случае смерти застрахованного лица право на его накопления возникает у наследников.

По инвалидности

В зависимости от степени утраты трудоспособности и нарушений здоровья гражданам может быть присвоена та или иная группа инвалидности. Всего их три. Однако на соответствующую пенсию могут рассчитывать только инвалиды I и II групп.

Законом установлено, что если лицо получило инвалидность в результате увечья, полученного при исполнении трудовых обязанностей, или профессионального заболевания, то оно имеет право на выплаты вне зависимости от количества лет стажа. Однако если нетрудоспособность возникла по причине общего заболевания, то пенсия назначается только при наличии достаточного количества отработанных лет.

В данном случае необходимое количество лет стажа пропорционально возрасту получения инвалидности. Соответствующую таблицу содержит ст. 17 Закона РУз «Об обязательном пенсионном обеспечении граждан».

Примеры:

  1. Гражданин получил инвалидность в 23 года. Соответственно, чтобы рассчитывать на выплаты, он должен иметь не менее 3 лет стажа.
  2. Гражданин стал инвалидом в 50 лет. Выплаты ему положены при наличии стажа 14 лет.

Пол при определении возможности получения пенсии по инвалидности значения не имеет.

Выплата у работающих пенсионеров

Значительная часть узбекистанских пенсионеров продолжает работать после выхода на пенсию. При этом, помимо заработной платы, они получают пенсионные выплаты в полном объеме.

Какой размер пособий

Пенсионные выплаты осуществляются в стране в национальной валюте – сумах.

Средний размер пенсии в Узбекистане на май 2020 года был равен 747 480 сумов.

Минимальная пенсия по возрасту составляет 466 680 сумов. Для лиц, которые имеют неполный стаж, этот показатель равен 286 390 сумов.

Реформы в Узбекистане

Пенсионная система в Узбекистане неоднократно подвергалась изменениям. Одним из наиболее значимых из них за последние годы следует признать введение стопроцентной оплаты пенсий работающим пенсионерам. Данное изменение произошло с 1 января 2019 года. До этой даты пенсионеры, которые продолжали работать, могли рассчитывать только на половину от назначенной им пенсии.

Повышение выплат в 2020 году

На сегодняшний день известно, что власти Узбекистана приняли решение проиндексировать размер пенсионного обеспечения на основании . Размер индексации составит 10%. Прибавку узбекистанским пенсионерам следует ожидать с 1 сентября 2020 года.

Как живут узбекские пенсионеры

В целом, на фоне многих азиатских стран узбекские пенсионеры находятся в довольно выигрышной позиции, поскольку государство обеспечивает им необходимый минимум для жизни. Следует отметить, что во многих развивающихся странах пенсионное обеспечение полностью отсутствует.

В то же время размер пенсий, несмотря на периодические индексации, остается предельно низким даже по сравнению со многими другими странами СНГ. В этой связи многие пенсионеры продолжают трудиться и после выхода на пенсию. Решение же выплачивать полный объем обеспечения работающим пенсионерам значительно улучшило их уровень жизни.

Интересное видео

Дополнительная информация о пенсионной системе Узбекистана в видео:

Заключение

Граждане Узбекистана имеют право на получение пенсионного обеспечения при достижении определенного возраста и наличии необходимого стажа. Размер пенсии относительно небольшой, однако власти страны осуществляют ряд действий, в том числе и индексации выплат, для улучшения уровня жизни и материальной обеспеченности узбекских пенсионеров.

О накопительном пенсионном обеспечении граждан

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цель настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области накопительного пенсионного обеспечения граждан.

Статья 2. Законодательство о накопительном пенсионном

обеспечении граждан

Законодательство о накопительном пенсионном обеспечении граждан состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о накопительном пенсионном обеспечении граждан, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

добровольные накопительные пенсионные взносы – денежные средства, вносимые на индивидуальный накопительный пенсионный счет на добровольной основе;

обязательные накопительные пенсионные взносы – денежные средства, вносимые на индивидуальный накопительный пенсионный счет в обязательном порядке;

вкладчик накопительных пенсионных взносов (вкладчик) – юридическое лицо – работодатель (далее – работодатель) или физическое лицо, осуществляющее взносы в пользу получателя накопительных пенсионных выплат;

накопительное пенсионное обеспечение – обеспечение граждан дополнительными денежными средствами к государственной пенсии из средств индивидуальных накопительных пенсионных счетов;

индивидуальный накопительный пенсионный счет – именной счет гражданина в Народном банке, на который поступают и учитываются накопительные пенсионные взносы вкладчиков и проценты, начисленные на средства индивидуального накопительного пенсионного счета.

Статья 4. Право на накопительное пенсионное обеспечение

Право на накопительное пенсионное обеспечение имеют граждане Республики Узбекистан, а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Узбекистан.

Статья 5. Государственные гарантии по накопительному

пенсионному обеспечению

Государство гарантирует гражданам, участвующим в накопительной пенсионной системе, сохранность и выплату средств, накопленных на индивидуальных накопительных пенсионных счетах.

II. ОРГАНИЗАЦИЯ НАКОПИТЕЛЬНОЙ

ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ

Статья 6. Участие в накопительной пенсионной системе

Для работодателей, а также граждан, осуществляющих трудовую деятельность по трудовому договору, участие в накопительной пенсионной системе является обязательным, если иное не предусмотрено законодательством.

Индивидуальные предприниматели, члены дехканских хозяйств без образования юридического лица, а также другие граждане участвуют в накопительной пенсионной системе на добровольной основе.

Статья 7. Постановка на учет граждан в накопительной пенсионной системе

Постановка на учет граждан, участвующих в накопительной пенсионной системе в обязательном порядке, осуществляется по заявке работодателя в филиале Народного банка по месту их основной работы.

Постановка на учет граждан, участвующих в накопительной пенсионной системе на добровольной основе, осуществляется на основании их заявления в филиале Народного банка по месту жительства.

Постановка на учет в накопительной пенсионной системе включает в себя:

открытие индивидуальных накопительных пенсионных счетов;

выдачу накопительной пенсионной книжки.

Народный банк ведет персональный учет граждан в накопительной пенсионной системе в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Данные по персональному учету граждан в накопительной пенсионной системе и по индивидуальным накопительным пенсионным счетам формируются и сохраняются в единой электронной базе данных Народного банка.

Статья 8. Открытие индивидуальных накопительных

пенсионных счетов

Гражданам при постановке на учет в накопительной пенсионной системе Народным банком открываются индивидуальные накопительные пенсионные счета с постоянным персональным номером, устанавливаемым пожизненно. Присвоение номера индивидуальным накопительным пенсионным счетам осуществляется на основании паспортных данных граждан.

При перемене гражданином места жительства, места работы или изменении паспортных данных номер индивидуального накопительного пенсионного счета остается неизменным и открытие нового индивидуального накопительного пенсионного счета не требуется.

Статья 9. Накопительная пенсионная книжка

Накопительная пенсионная книжка, удостоверяющая право гражданина на получение накопительных пенсионных выплат, выдается Народным банком гражданину после открытия индивидуального накопительного пенсионного счета.

В накопительной пенсионной книжке указываются дата постановки на учет, персональные данные гражданина, включая номер индивидуального накопительного пенсионного счета, а также другие необходимые сведения. Порядок выдачи и форма накопительной пенсионной книжки устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

При утрате (утере) накопительной пенсионной книжки выдается ее дубликат с тем же номером индивидуального накопительного пенсионного счета.

Статья 10. Формирование средств на индивидуальных накопительных пенсионных счетах

Работодатель ежемесячно производит обязательные накопительные пенсионные взносы за счет соответствующего уменьшения суммы начисленного в соответствии с законодательством налога на доходы физических лиц.

Размер обязательных накопительных пенсионных взносов исчисляется от суммы заработной платы и иного дохода работников, включая работающих пенсионеров, и устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан ежегодно при формировании Государственного бюджета Республики Узбекистан на очередной год.

Работодателю предоставляется право за счет собственных средств производить дополнительные взносы на индивидуальные накопительные пенсионные счета своих работников. Размер дополнительных взносов и сроки их внесения определяются коллективным договором, а если он не заключен, – работодателем по согласованию с представительным органом работников.

Обязательные накопительные пенсионные взносы работодателя не могут осуществляться в пользу третьих лиц.

Граждане, участвующие в накопительной пенсионной системе в обязательном порядке, вправе вносить дополнительные взносы на свои индивидуальные накопительные пенсионные счета, а также в пользу третьих лиц в размерах и сроки, определяемые ими самостоятельно.

Граждане, участвующие в накопительной пенсионной системе на добровольной основе, самостоятельно определяют размер и сроки взносов на свои индивидуальные накопительные пенсионные счета, в том числе в пользу третьих лиц.

Народный банк, в установленном законодательством порядке, производит начисление процентов на средства индивидуальных накопительных пенсионных счетов по ставкам, превышающим темпы инфляции. Процентная ставка определяется Народным банком по согласованию с Министерством финансов Республики Узбекистан и Центральным банком Республики Узбекистан с учетом доходов, полученных от размещения средств накопительной пенсионной системы.

Статья 11. Формирование средств накопительной пенсионной системы

Средства накопительной пенсионной системы формируются в Народном банке путем аккумулирования средств на индивидуальных накопительных пенсионных счетах.

Источниками формирования средств на индивидуальных накопительных пенсионных счетах являются:

обязательные накопительные пенсионные взносы;

добровольные накопительные пенсионные взносы;

проценты, начисленные на средства индивидуальных накопительных пенсионных счетов;

другие средства, не противоречащие законодательству.

Статья 12. Использование средств накопительной

пенсионной системы

Средства накопительной пенсионной системы используются для осуществления накопительных пенсионных выплат.

Средства накопительной пенсионной системы не могут быть использованы для выполнения обязательств, не связанных с накопительной пенсионной системой.

Народный банк ведет отдельный учет средств накопительной пенсионной системы.

В целях приумножения и защиты от инфляции средства накопительной пенсионной системы могут быть использованы в качестве инвестиционных и кредитных ресурсов, а также для размещения в финансовые инструменты.

Использование средств накопительной пенсионной системы в качестве инвестиционных и кредитных ресурсов осуществляется Народным банком по согласованию с Министерством финансов Республики Узбекистан.

Порядок размещения средств накопительной пенсионной системы в финансовые инструменты устанавливается Министерством финансов и Центральным банком Республики Узбекистан.

Статья 13. Контроль за поступлением средств на индивидуальные накопительные пенсионные счета и их использованием

Контроль за соблюдением порядка открытия и ведения индивидуальных накопительных пенсионных счетов, правильностью и полнотой исчисления, своевременностью внесения обязательных накопительных пенсионных взносов на индивидуальные накопительные пенсионные счета осуществляется органами Министерства финансов Республики Узбекистан, государственной налоговой службы и Народным банком в порядке, установленном законодательством.

Контроль за целевым использованием средств на индивидуальных накопительных пенсионных счетах и правильностью начисления процентов осуществляется Министерством финансов Республики Узбекистан, а также специально создаваемым для этих целей подразделением Народного банка.

Статья 14. Освобождение средств накопительной пенсионной системы от налогообложения

Обязательные накопительные пенсионные взносы, процентные и другие доходы, полученные гражданами и Народным банком от использования средств на индивидуальных накопительных пенсионных счетах, накопительные пенсионные выплаты, а также оборот средств накопительной пенсионной системы не подлежат обложению налогами и другими обязательными платежами.

Статья 15. Предоставление сведений о накопительных

пенсионных взносах

Работодатель обязан ежемесячно предоставлять в филиал Народного банка по месту своего нахождения копию платежного документа о внесении накопительных пенсионных взносов, реестр работников с указанием номеров индивидуальных накопительных пенсионных счетов, фамилий, суммы начисленной заработной платы, иного дохода и накопительных пенсионных взносов каждого работника.

Народный банк на основании платежного документа и реестра, указанных в части первой настоящей статьи, зачисляет средства на индивидуальные накопительные пенсионные счета.

III. ПОРЯДОК ПОЛУЧЕНИЯ НАКОПИТЕЛЬНЫХ

ПЕНСИОННЫХ ВЫПЛАТ

Статья 16. Право на получение накопительных пенсионных выплат

Граждане, участвующие в накопительной пенсионной системе в качестве получателей, имеют право на получение накопительных пенсионных выплат при возникновении права на государственную пенсию в соответствии с законодательством.

Статья 17. Право на получение накопительных пенсионных выплат

в особых случаях

В случае смерти гражданина, средства накопленные на индивидуальном накопительном пенсионном счете, наследуются в установленном законодательством порядке и выплачиваются наследнику единовременно в полном объеме.

В случае выезда гражданина за пределы Республики Узбекистан на постоянное место жительства средства, накопленные на индивидуальном накопительном пенсионном счете, выплачиваются единовременно в полном объеме.

Статья 18. Свидетельство о праве на получение

накопительных пенсионных выплат

Основанием для получения накопительных пенсионных выплат является свидетельство о праве на их получение, выдаваемое районным (городским) отделом внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан по месту жительства получателя, по форме, установленной законодательством.

Заявление о выдаче свидетельства о праве на получение накопительных пенсионных выплат граждане, указанные в части первой статьи 6 настоящего Закона, подают через работодателя, а граждане, указанные в части второй статьи 6 настоящего Закона, – непосредственно в районный (городской) отдел внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан по месту их жительства.

В свидетельстве о праве на получение накопительных пенсионных выплат указывается дата начала накопительных пенсионных выплат.

Свидетельство о праве на получение накопительных пенсионных выплат выдается получателю в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления в районный (городской) отдел внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан в порядке, установленном Министерством финансов Республики Узбекистан.

Внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан обеспечивает своевременную выдачу свидетельств о праве на получение накопительных пенсионных выплат и ведет учет выданных свидетельств.

Статья 19. Право выбора при получении накопительных

пенсионных выплат

Получатели имеют право выбора на получение ежемесячных накопительных пенсионных выплат в течение периода, устанавливаемого ими самостоятельно, или на получение накопительных пенсионных выплат единовременно.

Статья 20. Осуществление накопительных пенсионных выплат

Накопительные пенсионные выплаты осуществляются филиалом Народного банка по месту жительства получателя на основании свидетельства о праве на получение накопительных пенсионных выплат, выданного районным (городским) отделом внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан.

Накопительные пенсионные выплаты осуществляются с месяца, следующего за месяцем обращения за ними, но не ранее возникновения у получателя права на государственную пенсию.

Получатели могут получать средства с индивидуальных накопительных пенсионных счетов через доверенных лиц на основании документов, выданных в соответствии с законодательством.

Статья 21. Права и обязанности получателя

накопительных пенсионных выплат

Получатель накопительных пенсионных выплат имеет право:

получать в установленном порядке выплаты с индивидуального накопительного пенсионного счета;

получать информацию о состоянии накоплений на индивидуальном накопительном пенсионном счете, а также о процентах, начисленных на средства индивидуального накопительного пенсионного счета;

завещать накопления на индивидуальном накопительном пенсионном счете в соответствии с законодательством.

Получатель накопительных пенсионных выплат обязан сообщать в филиал Народного банка об изменениях, влияющих на выполнение обязательств Народного банка перед ним.

Получатель накопительных пенсионных выплат может иметь иные права и нести иные обязанности в соответствии с законодательством.

Статья 22. Обязанности вкладчиков накопительных

пенсионных взносов

Вкладчики накопительных пенсионных взносов обязаны предоставлять в филиал Народного банка необходимые сведения для постановки на учет в накопительной пенсионной системе и сообщать обо всех изменениях, связанных с персональными данными граждан (заключение или прекращение трудового договора, изменение паспортных данных и других сведений, необходимых для ведения индивидуальных накопительных пенсионных счетов).

Работодатели обязаны своевременно вносить взносы на индивидуальные накопительные пенсионные счета и предоставлять гражданам по их требованию сведения о начисленных и внесенных накопительных пенсионных взносах.

Статья 23. Права и обязанности Народного банка

Народный банк имеет право:

получать от вкладчиков накопительных пенсионных взносов необходимые сведения для открытия и ведения индивидуальных накопительных пенсионных счетов;

получать маржу от дохода, полученного от инвестирования средств накопительной пенсионной системы. Размер маржи устанавливается Министерством финансов Республики Узбекистан.

Народный банк обязан:

открывать индивидуальные накопительные пенсионные счета и вести их в порядке, предусмотренном законодательством;

вести персональный учет взносов на индивидуальные накопительные пенсионные счета и начисленных процентов;

обеспечивать своевременное и в полном объеме зачисление накопительных пенсионных взносов и процентов, начисленных на средства индивидуальных накопительных пенсионных счетов;

обеспечивать своевременность и правильность назначения размера накопительных пенсионных выплат, а также полноту их выдачи получателям;

обеспечивать сохранность средств на индивидуальных накопительных пенсионных счетах, их приумножение и защиту от инфляции путем размещения средств накопительной пенсионной системы в финансовые инструменты и использования их в качестве инвестиционных и кредитных ресурсов;

информировать граждан о состоянии их индивидуальных накопительных пенсионных счетов ежегодно, а также по их обращению;

обеспечивать хранение документов и записей, имеющих отношение к индивидуальным накопительным пенсионным счетам.

Народный банк может иметь иные права и нести иные обязанности в соответствии с законодательством.

IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 24. Прекращение накопительных пенсионных выплат

Накопительные пенсионные выплаты прекращаются в случаях:

полного исчерпания средств, накопленных на индивидуальном накопительном пенсионном счете;

письменного отказа получателя, заверенного в нотариальном порядке, с целью передачи всей суммы, накопленной на индивидуальном накопительном пенсионном счете, в наследование;

утраты права на государственную пенсию.

Статья 25. Удержание и приостановление

накопительных пенсионных выплат

Удержание или приостановление накопительных пенсионных выплат может производиться на основании судебных решений и актов других органов, исполнение которых производится в соответствии с законодательством.

Статья 26. Разрешение споров

Споры в области накопительного пенсионного обеспечения граждан разрешаются в порядке, установленном законодательством.

Статья 27. Ответственность за нарушение законодательства

о накопительном пенсионном обеспечении граждан

Лица, виновные в нарушении законодательства о накопительном пенсионном обеспечении граждан, несут ответственность в установленном порядке.

Читайте также: