Накопительные пенсионные системы дипломная

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты накопительных пенсий как части пенсионной системы Российской Федерации 6
1.1. Структура современной российской пенсионной системы 6
1.2. Сущность и понятие накопительных пенсий 12
1.3. Особенности правового регулирования и значение накопительной пенсии в РФ 20
Глава 2. Анализ и оценка системы накопительной пенсии в Российской Федерации 27
2.1. Оценка современного состояния пенсионного обеспечения населения РФ 27
2.2. Динамика накопительной составляющей пенсионной системы в 2014-2016гг. 40
2.3. Анализ деятельности негосударственных пенсионных фондов в части пенсионных накоплений за 2014-2016гг. 43
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования накопительных пенсий в Российской Федерации 54
3.1. Ключевые проблемы пенсионной реформы на современном этапе 54
3.2. Современные проблемы накопительной пенсии в Российской Федерации 54
3.3. Реформирование российской накопительной пенсионной системы 63
Заключение 66
Список использованной литературы 85

Пенсионная система Российской Федерации состоит из нескольких частей, и понимание принципа работы позволяет пенсионеру узнать, как формируется его пенсия, стоит ли переводить средства в НПФ, какое значение имеют производимые выплаты для государства. Конечно, регулярно проводится реформирование, которое изменяет структуру и условия назначения пенсий, но функции ПФР остаются неизменными.
Система государственного пенсионного обеспечения является социальным инструментом, рассчитанным на то, чтобы человек, отправившись на заслуженный отдых, мог не работать и достойно жить. Принцип ее функционирования прост: трудоспособное население сейчас обеспечивает пенсионеров, проводя отчисления, чтобы в дальнейшем это делали уже дети и внуки, но только обеспечивая вас.
Пенсионная система Российской Федерации многоступенчата, что обеспечивает ее стабильное функционирование и выполнение возложенных задач. Единственная проблема – нехватка бюджетных средств, так как число трудоспособных лиц постоянно уменьшается, что сокращает и взносы в ПФР. Именно такая ситуация приводит к тому, что в 2016 году правительство задумалось об увеличении пенсионного возраста, отмене индексаций и введении дополнительных антикризисных мерах.
Когда у гражданина наступает старость, он не может работать и обеспечивать себя на прежнем уровне, однако средства для жизни по-прежнему нужны. Для такой ситуации и требуется страхование – комплекс мероприятий, направленных на социальную поддержку нетрудоспособного населения.
Принцип действия таков: работающий человек обязательно застрахован в рамках пенсионного страхования. Работодатель отчисляет за него взносы, что формирует определенный бюджет у такого гражданина на счете пенсионного фонда. Когда наступает старость – то есть, страховой случай, человек начинает получать ежемесячные выплаты – свою пенсию.
Одним из больших недостатков механизма пенсионных накоплений следует признать, что он не гарантирует полную защиту пенсионных накоплений от инфляции. Государство, к сожалению, не берет на себя такое обязательство. С момента создания обязательного накопительного компонента в пенсионной системе России федеральный законодатель принимал меры для его развития и совершенствования, но так и не довел начатое до конца. Поэтому актуальность исследования как раз и заключается в полном исследовании проблемы накопительной пенсионной системы на современном этапе.
Целью выпускной квалификационной работы является рассмотрение особенностей накопительных пенсий в системе пенсионного обеспечения Российской Федерации.
Исходя из поставленных целей, определены задачи исследования:
- изучить структуру современной российской пенсионной системы;
- рассмотреть сущность и понятие накопительных пенсий;
- определить особенности правового регулирования и значение накопительной пенсии в Российской Федерации;
- провести оценку современного состояния пенсионного обеспечения населения РФ в 2014-2016гг.;
- проанализировать динамику накопительной составляющей пенсионной системы в 2014-2016гг.;
- исследовать деятельность негосударственных пенсионных фондов РФ;
- изучить проблемы и пути совершенствования накопительных пенсий в Российской Федерации.
Предметом выпускной квалификационной работы является совокупность теоретических и практических аспектов механизма накопительной части пенсионной системы РФ.
Объектом выпускной квалификационной работы является система пенсионного накопления в Российской Федерации.
В качестве теоретической основы исследования выступили источники энциклопедического характера по вопросам накопительных пенсий, нормативные материалы, законодательные источники, труды зарубежных и отечественных ученых таких как Миронкина А.Ю., Габов А.А., Кобылинская С.В., Лайпанова Е.Ш., Манаенкова А.Н., Маркина С.А., Болдина Д.В., Афтахова А.В., Балашова Е.Ф. и др.
Исследование проводилось с помощью таких общенаучных методов, как обобщение, сравнение изучаемых показателей, анализ и синтез, логический подход к оценке экономических явлений, метод финансовых коэффициентов, методы экономико-математического моделирования.
Практическая значимость работы заключается в разработке прикладных направлений совершенствования накопительной системы в современных условиях.
Структура выпускной квалификационной работы. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, определены объект и предмет исследования, дана структура работы.
В первой главе раскрываются теоретические основы организации накопительной системы.
Во второй главе проводится анализ и оценка накопительной составляющей пенсионной системы РФ.
В третьей главе раскрываются пути развития накопительной системы на современном этапе.
В заключении даны выводы и предложения по теме исследования.

Эта работа вам не подошла?

В нашей компании вы можете заказать консультацию по любой учебной работе от 300 руб.
Оформите заказ, а договор и кассовый чек послужат вам гарантией сохранности ваших средств. Кроме того, вы можете изменить план текущей работы на свой, а наши авторы переработают основное содержание под ваши требования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 19:16, дипломная работа

Краткое описание

Суть накопительной пенсионной системы (НПС) – это сохранение и преумножение средств вкладчиков, т.е. инвестиции в реальное создание. Механизм ее функционирования заключается в следующем: работодатели ежемесячно перечисляют в форме обязательных пенсионных взносов 10% от оплаты труда, включая все виды заработной платы, разные премии, доплаты, надбавки. За счет данного источника формируются пенсионные скопления вкладчиков накопительных пенсионных фондов.

Прикрепленные файлы: 1 файл

дипломная.doc

В числе главных ориентиров пенсионной политики в рыночной экономике к функциям государства Н. А. Назарбаев отнес, прежде всего, законодательное обеспечение деятельности накопительных пенсионных фондов. Здесь несколько слов следует сказать о страховании финансовых обязательств таких фондов. В Казахстане накопительные пенсии обеспечиваются методом капитализации собранных средств и обслуживаются независимыми частными (негосударственными) фондами, поэтому они подлежат значительному регулированию со стороны государства путем страхования их финансовых обязательств. Сохранение средств вкладчиков - это проблема в первую очередь самого пенсионного фонда, но и государство не остается в стороне: действуя в интересах вкладчиков, оно устанавливает определенные правила, способствующие сохранению указанных средств.

Уместно заметить, что пенсионное обеспечение затрагивает интересы очень многих людей, в оборот поступают огромные деньги, вследствие чего не исключена возможность злоупотреблений. Поэтому государство в таких случаях, как правило, создает специальную службу, осуществляющую контроль за соблюдением норм, установленных участниками пенсионного фонда. У нас такой службой является Национальный банк. Основной его миссией является правовое, организационное и институциональное обеспечение функционирования накопительной пенсионной системы и создание условий для защиты пенсионных накоплений населения [4].

Процесс выработки правовых и организационных форм пенсионных систем и адекватных финансовых механизмов оказался более сложным, чем это виделось в 1997 году. За истекший период четырежды приняты поправки в Закон "О пенсионном обеспечении". К примеру, важным новшеством является отмена с января 2003 года статуса Государственного накопительного пенсионного фонда. НПФ перестали делиться на государственный и негосударственные. Обновленный закон внес и ясность в понятие "управление пенсионными активами". Если в прежней редакции документа существовало не совсем корректное словосочетание "управление накопительными пенсионными активами", то теперь оно заменено более полным и потому понятным - "инвестиционное управление пенсионными активами". Соответственно компании по управлению данными активами (КУПА) теперь называются "организации, осуществляющие инвестиционное управление пенсионными активами" (ООИУПА).

В числе последних новаций нельзя не выделить изменения, направленные на совершенствование всей казахстанской пенсионной системы и введение нового понятия - "государственная базовая пенсионная выплата". Причем размер базовых выплат ежегодно устанавливается Законом "О республиканском бюджете" на соответствующий год с приближением суммы к прожиточному минимуму. Кроме того, следует обратить внимание на ответственность ООИУПА и НПФ за обеспечение определенного уровня пороговой доходности накопительных пенсионных фондов. Если у конкретного НПФ этот показатель окажется ниже установленного порога, то фонд обязан восстановить разницу за счет собственного капитала. В случае же управления его активами ООИУПА фонд предъявляет требования о возмещении к этой организации.

Вопросы реформирования пенсионной системы находятся под постоянн ым контролем Главы государства. В своем Послании народу Казахстана в 2002 году Президент сделал вполне обоснованное и жесткое заявление: "Пенсионные фонды, накопившие уже более одного миллиарда долларов, не имеют ни высокодоходных объектов для вложения средств, ни адекватного разнообразия финансовых инструментов. Почему? Потому что работа по созданию фондового рынка по существу ведется медленно. Предложений по решению этих проблем от Правительства и Национального банка мы не видим, хотя задача ставится из года в год" [5, с. 39].

В 2005 году Н. Назарбаев в Послании "Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации" дал поручение Правительству увеличить с 2007 года минимальный размер пенсий на 30 процентов всем получателям независимо от стажа работы, заработка и размера начисленной пенсии, а также начислить дополнительную базовую пенсионную выплату в размере трех тысяч тенге. Ежегодно увеличивается базовая пенсионная выплата к прожиточному минимуму, и в нынешнем она составила уже 4 210 тенге. Таким образом, выполняя поручения лидера страны, мы уверенно приближаемся к европейским стандартам уровня жизни.

Важную роль в области пенсионного реформирования Глава государства отводит партии "Нур Отан". В прошлом году, выступая на XI внеочередном съезде политобъединения, Президент заявил о неизменности курса на создание экономически процветающего государства с прочными социальными гарантиями для каждого гражданина, в связи с чем поставил перед НДП конкретные задачи - в течение ближайших лет увеличить ВВП на душу населения до 13 тысяч долларов, обеспечить рост среднемесячных доходов населения как минимум в два раза, средний размер пенсий - в два с половиной раза и довести его до 26 тысяч тенге, а размер государственной базовой пенсии - до половины от прожиточного минимума.

Итак, пенсионная реформа в Казахстане состоялась. В то же время сегодня в накопительной пенсионной системе имеются проблемы, которые необходимо решать. Думается, что сегодня у нас есть все необходимые условия для такого кардинального совершенствования существующей модели пенсионного обеспечения, в результате которого будет обеспечено дальнейшее существенное укрепление материального положения пенсионеров. При этом государство должно взять на себя лишь часть задачи в виде поэтапного увеличения базовой пенсии.

Система добровольного пенсионного страхования в зависимости от источников финансирования может подразделяться на три группы: первая - индивидуальное пенсионное страхование, вторая - пенсионное страхование, при котором пенсия формируется только за счет взносов работодателей, и третья - страхование, при котором взносы в пенсионный фонд осуществляют как сами работники, так и их работодатели.

Безусловно, в ходе дальнейшего совершенствования пенсионного законодательства должны быть изучены и учтены мировой опыт, а также мнения ведущих отечественных научно-исследовательских учреждений, неправительственных организаций, ученых-правоведов, экспертов различных отраслей права, не говоря уже о вкладе в этот процесс государственных органов.

Решение о реформировании пенсионной сферы, принятое правительством несколько лет назад, имело историческое значение для всей страны. Казахстан первым среди стран СНГ начал преобразование старой солидарной системы пенсионного обеспечения гражданина с планомерным переходом к накопительной пенсионной системе. Эта реформа была задумана и реализована, чтобы снять бюджетную нагрузку и создать более справедливую систему пенсионного обеспечения. Также были определены её основные цели – сохранение и преумножение пенсионных накоплений вкладчиков. В части сохранения пенсионных накоплений государство создало мощный механизм трёхступенчатой защиты посредством:

1) установления строгого надзора за накопительной пенсионной системой Комитета по регулированию деятельности накопительных пенсионных фондов Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан (раньше этот комитет назывался Национальным пенсионным агентством), уполномоченного органа по регулированию рынка ценных бумаг в лице Национального Банка Р.К. (до середины 2001 года уполномоченным органом являлась Национальная комиссия) и Государственного центра по выплате пенсий;

2) четкого законодательного разграничения функций и установления системы взаимоконтроля между тремя основными группами участников новой пенсионной системы – накопительными пенсионными фондами, компаниями по управлению пенсионными активами и банками кастодианами;

3) законодательного установления пруденциальных нормативов и строгого определения перечня финансовых инструментов для инвестирования пенсионных активов [5, с.43].

Главным же звеном накопительной пенсионной системы являются фонды, и их сегодня 15, один из которых государственный (ГНПФ), 2 – корпоративных («Казахмыс» ) и 12 – открытых негосударственных (НПФ). Это означает, что фонды работают в условиях конкуренции.

К прямым участникам пенсионной системы относятся три обществе нных объединения – Союз участников пенсионной системы Р.К., объединяющую негосударственные пенсионные фонды, банки кастодианы, КУПА, и разработчиков программного продукта для пенсионной сферы, Ассоциацию пенсионных фондов, а также Ассоциацию управляющих активами. Следует отметить ключевую позицию Ассоциации финансистов Р.К., полноправными членами которой являются фонды и КУПА. С системой работают также компании, предоставляющие коммуникационные услуги, различные поставщики, клиенты.

Суть накопительной пенсионной системы – это сохранение и преумножение средств вкладчиков, т.е. инвестиции в реальное производство. Механизм её функционирования заключается в следующем: работодатели ежемесячно перечисляют в форме обязательных пенсионных взносов 10% от оплаты труда, включая все виды заработной платы, различные премии, доплаты, надбавки. За счет данного источника формируются пенсионные накопления вкладчиков накопительных пенсионных фондов. Вкладчики или их работодатели могут вносить в дополнение к обязательным пенсионным взносам добровольные пенсионные взносы, размер которых не ограничен; они вносятся единовременно или многократно, регулярно или нерегулярно, наличными деньгами или перечисленными [6, с.143].

Пенсионные взносы направляются в Государственный накопительный пенсионный фонд или негосударственный накопительный пенсионный фонд по выбору вкладчика, которому на основании пенсионного договора открывается индивидуальный пенсионный счет и личный номер – социальный индивидуальный код (СИК).

Накапливаемые взносы вкладчиков пенсионные фонды передают через уполномоченный банк (кастодиан) компании по управлению пенсионными активами (КУПА), которая размещает средства в ценные бумаги, депозиты банков и другие финансовые инструменты. Полученный при размещении доход называется инвестиционным доходом, распределяется по индивидуальным счетам вкладчиков в соответствии с суммой накопленных средств. Таким образом, формируется индивидуальные пенсионные накопления вкладчиков, выплачиваемые им при наступлении пенсионного возраста.

Как известно 1998-2000 годы являются этапом становления пенсионной реформы и накопительных пенсионных фондов. Пенсионная реформа достигла определенных результатов за эти годы. Можно отметить и сжатые сроки её проведения и успешное привлечение частных инвесторов на рынок пенсионных услуг, сформировавшуюся законодательную и нормативную базу, а также инфраструктуру рынка. Но всё же, несмотря на издержки реформирования пенсионной системы Казахстана, её преобразование оказывает положительное влияние на финансово-экономический сектор экономики уже сегодня. На финансовом рынке появился новый институциональный инвестор, ресурсы которого уже превысили собственный капитал банков второго уровня, а в не далеком будущем активы пенсионных фондов будут вполне сопоставимы с активами банковского сектора.

Одним из главных преимуществ данной реформы является то, что бюджетное бремя заметно полегчало, так как теперь каждый работающий сам заботится о своей будущей пенсии. Второе – размер пенсии вкладчиков накопительных фондов стал зависеть от величины его пенсионных накоплений, т.е. от того, как он работал и сколько зарабатывал. А при старой системе все, начиная от героев труда и заканчивая тех, кто работал спустя рукава, - в итоге получали примерно одинаковую пенсию. Следующий аспект – раньше было время, когда в стране катастрофически не хватало денег. Сегодня в системе более 1 млрд долларов. У нас созданы крупные институциональные инвесторы, которые могут вкладывать деньги в долгосрочные проекты. И все денежные средства вложены в ценные бумаги. Они не лежат мертвым грузом, а развивают экономику и приносят инвестиционный доход вкладчику.

Пенсионные накопления позволили осуществить массу государственных программ, реализовать уйму инвестиционных проектов. Все эти деньги инвестируются в государственные ценные бумаги и в облигации крупнейших казахстанских компаний. Они идут на развитие страны, на рост объема производства, а это всегда связанно с занятостью населения. Работники нужны, когда расширяется основное производство, и появляются дополнительные. Новые рабочие места возникают при транспортировке и реализации продукта, при создании и развитии инфраструктуры. Ещё одним немаловажным фактом является то, что благодаря пенсионным накоплениям зависимость экономики Казахстана от иностранных инвестиций значительно сократилась. Все эти преимущества служат результатом реализации одной из стратегических задач, которые ставились перед накопительными пенсионными фондами.

Но наряду с положительными моментами существуют и отрицательные стороны. По вине исполнителей пенсионная реформа не эффективна: несмотря на обязательность пенсионного страхования наемных работником, лишь более 3,7 млн. человек, т.е. около 80% от трудозанятых лиц заключили пенсионные договоры [6, с.145].

В настоящее время ни в одном пенсионном договоре не указывается финансовое обязательство самого фонда. Вкладчик не знает какой размер пенсии или процент заработной платы он будет получать при выходе на пенсию, за исключением того, что размер пенсии зависит от величины накопленных сумм, и то не в письменной виде. К тому же письменно не гарантируется годовой минимальный прирост средств, который может исчисляться в привязке к ставке НБ Республики Казахстан, ставкам МБК или начисляемый процент не может быть ниже 3,5,7% и т.д. К тому же в развитых странах за уровень пенсии ответственны государство, предприятие и гражданин. У нас с 1998 государство выполняет лишь функцию контроля и надзора. Работодатель освобожден от заботы по пенсионному обеспечению.

Из текущих проблем самая досадная – неполное поступление пенсионных взносов. Они должны производиться у истоков выплаты доходов. Естественно, взносы работодателями удерживаются, но перечисляются в пенсионные фонды некоторыми не сразу и не всегда. Это мешает фондам качественно выполнять свои обязательства перед вкладчиками, отнимает дополнительные силы и время на «выбивание» взносов и лишает вкладчиков существенной части инвестиционного дохода.

Таким образом, можно сделать следующий вывод обо всем выше сказанном: чем больше и сильнее будут фонды, тем больший приток средств они обеспечат в отечественную экономику. Одно стимулирует другое. У нас есть все основания быть уверенными в близком экономическом расцвете Казахстана.

Современная практика государственного регулирования социально-экономического развития страны обусловливает необходимость перехода к формированию долгосрочных целевых ориентиров развития пенсионной системы. Пенсионное обеспечение в Республике Казахстан занимает ведущее место в системе социальной защиты населения, и затрагивает интересы более 1,6 миллионов пенсионеров и около восьми миллионов участников накопительной пенсионной системы страны. Его качественные и количественные характеристики свидетельствуют об уровне социального, экономического, правового и культурного развития общества. Структура и функционирование пенсионной системы во многом определяют устойчивость и динамику экономического и социального развития страны. Эффективная система пенсионного обеспечения, гарантии достаточных размеров пенсий, обеспечивающих достойный уровень жизни пенсионеров, своевременная их выплата поддерживают благоприятный социальный климат общества. Неслучайно Правительство Республики Казахстан выдвигает задачу усиления социальной направленности проводимых реформ путем активизации своей деятельности по сокращению безработицы и борьбе с бедностью, созданию условий для реализации трудового потенциала, своевременной выплате заработной платы, пенсий, пособий и адресной социальной помощи бедным. Эти меры направлены на улучшение социального климата в стране.

В Послании Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Стратегия вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира» от 1 марта 2006 года Н. Назарбаев отметил, что «…мы строим социально ориентированное общество…». Трансформация общественно – политического строя, переход к рыночной экономике потребовали кардинального изменения государственной политики в области социального обеспечения, и начиная с 1997 года, в Казахстане идет реформа системы пенсионного обеспечения, так как существовавшая система, основанная на принципе солидарности поколений, практически исчерпала свои возможности.

И первым шагом на пути решения данной проблемы стал Закон «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», который был принят 20 июня 1997 года. «Настоящий закон определяет правовые и социальные основы пенсионного обеспечения граждан в Республике Казахстан, регламентирует участие государственных органов, физических и юридических лиц, независимо от форм собственности, в реализации конституционного права граждан на пенсионное обеспечение».

Согласно данному Закону современная пенсионная система формируется в двух уровнях: распределительная и накопительная, в связи с этим появились новые финансово – экономические институты: накопительные пенсионные фонды, организации, осуществляющие инвестиционное управление пенсионными активами, банки – кастодианы, ранее не существовавшие в Казахстане. Основные функции данных организаций закреплены в Законе «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан».

В настоящий момент в нашей стране выстроена эффективная пенсионная система. Не останавливаясь на достигнутых результатах, наше государство постоянно развивает систему обеспечения пенсионеров и прилагает все усилия, чтобы каждый гражданин был уверен, что его пенсии будет достаточно для достойной жизни. Сегодня стоит задача – максимально эффективно использовать ресурсы накопительных пенсионных фондов для роста экономики и повышения доходов вкладчиков. Пенсионные накопления позволили осуществить массу государственных программ, реализовать уйму инвестиционных проектов. Но, несмотря на значительные и положительные результаты реформирования накопительной пенсионной системы, многие её проблемы остаются до сих пор нерешенными.

Как заявил Премьер-Министр РК К.Масимов: «Накопительная пенсионная система в Республике Казахстан – это наше достижение. Очень многое сделано». В то же время он отметил, что «накопительная система требует переосмысления, адекватного ответа на те проблемы, которые на сегодня назрели». Отсюда следует, что пенсионное обеспечение достойной старости граждан является одной из важных и сложных социально – экономических проблем независимо от экономической стабильности и благосостояния государства.

Становление, формирование и управление накопительными пенсионными фондами в условиях переходной экономики представляет одну из актуальных и недостаточно – изученных проблем.

Актуальность темы курсовой работы заключается в необходимости повышения эффективности управления пенсионными активами, что послужит фактором не только ростов объемов накоплений населения, но и послужит стимулирующим фактором экономического роста. Тема особенно актуальна в условиях проблем связанных с существующим дефицитом эффективных финансовых инструментов и ограничений в структуре инвестиционного портфеля пенсионных фондов.

Целью данной работы является изучение и анализ развития накопительной пенсионной системы в Республике Казахстан, на основе анализа результатов деятельности пенсионных фондов выявить проблемы пенсионного рынка в целом и предложить пути решения этих проблем, разработка планов и рекомендаций, направленных на дальнейшее динамичное развитие системы.

Исходя из цели, можно выделить следующие задачи исследования:

- рассмотрение теоретико – методологических аспектов накопительной пенсионной системы;

- анализ современного состояния и развития накопительной пенсионной системы в Казахстане;

- выявление путей совершенствования накопительной пенсионной системы и повышения ее социальной значимости.

Объектом исследования является накопительная пенсионная система Республики Казахстан.

Предметом исследования выступает совокупность социально-экономических отношений, возникающих в процессе организации деятельности накопительных пенсионных фондов Казахстана.

Теоретическую, методологическую и информационную базу курсовой работы составили труды отечественных ученых в области пенсионного обеспечения и управления пенсионными фондами. Информационной базой исследования послужили статистические данные Министерства труда и социальной защиты РК, Министерства финансов РК, Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, Национального банка РК, Агентства РК по статистике, финансовая отчетность казахстанских НПФ. В качестве правовой основы использованы законодательные акты и нормативные документы Правительства РК, официальные программные документы по развитию пенсионного обеспечения в стране.

Курсовая работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованных источников.

1. Теоретические аспекты накопительной пенсионной системы

1.1 Экономическая сущность пенсионного обеспечения

Пенсионное обеспечение Казахстана в настоящее время представляет собой систему из трех уровней (пилларов), сочетающих одновременно механизмы солидарной и накопительной систем.

Функционирующая многоуровневая модель пенсионного обеспечения рассчитана на все население Казахстана. Сегментация населения по категориям, определяющим источник пенсионных выплат (государственный бюджет и/или пенсионные накопления), была основана на возрастных особенностях казахстанцев, вовлеченных в пенсионную систему.

Первый уровень - это солидарная пенсионная система, унаследованная Казахстаном от СССР после его распада и основанная на «солидарности поколений», в которой источником пенсионных выплат становится государственный бюджет за счет налоговых отчислений работающей части населения и других поступлений. Размер пенсионных выплат определяется трудовым стажем. В настоящее время в рамках этого уровня формируются пенсионные выплаты для тех, чей трудовой стаж на момент выхода на пенсию по состоянию на 1 января 1998 года составляет не менее шести месяцев. /9/

Отчисление обязательных пенсионных взносов в период трудовой деятельности отвечает условиям второго уровня пенсионной системы и уже обязывает молодое поколение нести самостоятельную ответственность за уровень своего дохода после выхода на пенсию, так как источником пенсионных выплат станут сформированные ими на индивидуальных пенсионных счетах накопления.

Третий уровень - накопительная система, основанная на добровольных и добровольных профессиональных пенсионных взносах. Каждому гражданину предлагается возможность за счет добровольных пенсионных взносов увеличить свои накопления и тем самым обеспечить себе более высокий доход после завершения трудовой деятельности.

Накопительная пенсионная система является одним из важнейших компонентов социального обеспечения Республики, с одной стороны, и инструментом инвестирования средств в экономику Казахстана, с другой.

Суть накопительной пенсионной системы - это сохранение и преумножение средств вкладчиков, т.е. инвестиции в реальное создание. Механизм ее функционирования заключается в следующем: работодатели ежемесячно перечисляют в форме обязательных пенсионных взносов 10% от оплаты труда, включая все виды заработной платы, разные премии, доплаты, надбавки. За счет данного источника формируются пенсионные скопления вкладчиков накопительных пенсионных фондов.

Пенсионные взносы направляются в накопительный пенсионный фонд по выбору вкладчика, которому на основании пенсионного договора открывается индивидуальный пенсионный счет и личный номер - социальный индивидуальный код. Накапливаемые взносы вкладчиков пенсионные фонды передают через уполномоченный банк-кастодиан компании по инвестиционному управлению пенсионными активами, которая размещает средства в ценные бумаги, депозиты банков и другие финансовые инструменты. Полученный при размещении доход называется инвестиционным доходом, распределяется по индивидуальным счетам вкладчиков в соответствии с суммой накопленных средств. Таким образом, формируется индивидуальные пенсионные накопления вкладчиков, выплачиваемые им при наступлении пенсионного возраста.

Помощь с дистанционным обучением, Сессия под ключ, Материалы для защиты диплома (ВКР)

Представляем Вашему вниманию бесплатный образец доклада к диплому на тему «Негосударственные пенсионные фонды».


Тема моей выпускной квалификационной работы — «Негосударственные пенсионные фонды Российской Федерации: опыт, перспективы развития, оценка эффективности (на примере ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ»).

Актуальность темы обусловлена тем, что пенсионное обеспечение является базовой и одной из важнейших социальных государственных гарантий и условий стабильного развития общества.

Цель работы — исследование механизма функционирования негосударственного пенсионного страхования, оценка эффективности и определение перспектив развития.

Для осуществления поставленной цели необходимо решить ряд задач, решение которые определило структуру моей работы.

В первой главе работы проанализированы сущность и функции НПФ РФ.

Проведенный анализ позволил дать определена понятию НПФ: это некоммерческая организация социального обеспечения, основной целью деятельности которой является выплата пенсий участникам системы негосударственного пенсионного обеспечения.


Негосударственное пенсионное обеспечение является дополнительным по отношению к государственному и может осуществляться в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных предприятий, отраслей экономики либо территорий, а так же в форме личного пенсионного страхования граждан, осуществляющих накопление средств на дополнительное пенсионное обеспечение.

Самой распространенной в Российской Федерации формой негосударственного пенсионного обеспечения на данный момент является негосударственный пенсионный фонд.

Также в первой главе был рассмотрен опыт формирования негосударственных пенсионных фондов в РФ. В результате реформирования пенсионная система Российской Федерации сегодня представлена тремя элементами:

  1. государственное пенсионное обеспечение, осуществляемое за счет средств федерального бюджета;
  2. обязательное пенсионное страхование;
  3. негосударственное пенсионное обеспечение.

Такое представление пенсионной системы принято называть трехуровневым.

Система негосударственных пенсионных фондов в настоящее время представлена 120 фондами, НПФ расположены в 54 субъектах Российской Федерации.

Среди основных негосударственных пенсионных фондов можно выделить негосударственный пенсионный фонд «Лукойл – Гарант» и НПФ Сбербанк России. По последним данным именно НПФ «Сбербанк» за последнее время завоевывает признание граждан по удобству и надежности.

Вторая глава посвящена анализу функционирования негосударственных пенсионных фондов (на примере НПФ ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ»)

Негосударственный пенсионный фонд ОАО «Сбербанк России» (Фонд) является некоммерческой организацией, созданной 17 марта 1995 года по решению Совета Директоров Сберегательного банка РФ.

Это пенсионный фонд открытого типа. Фонд предлагает широкий выбор корпоративных и индивидуальных пенсионных программ:

  • Обязательное пенсионное страхование
  • Индивидуальные пенсионные планы на базе договоров негосударственного пенсионного обеспечения.
  • Корпоративные пенсионные программы для юридических лиц.

По итогам проведенного анализа НПФ Сбербанка уверенно входит в тройку лидеров пенсионного рынка по объему пенсионных накоплений – 67,3 млрд руб.

Количество клиентов, заключенных в текущем году, приближается к 2 млн человек. Средний счет клиента по ОПС является одним из самых высоких в ТОП-10 крупнейших НПФ и на треть превышает средний счет клиентов на пенсионном рынке.

За 9 месяцев 2013 года темп прироста совокупных пенсионных активов стал одним из самых высоких на пенсионном рынке — 62% и превысил темпы роста всего рынка НПФ на 36 процентных пунктов.

В настоящее время более 6 тыс. человек получают выплаты пенсионных накоплений в НПФ Сбербанка. Более 288 тыс. человек формируют в НПФ Сбербанка пенсию по НПО за счет личных вложений, из них свыше 13 тыс. человек уже получают негосударственную пенсию.

НПФ предлагает широкие возможности своим клиентам. Для физических и юридических лиц имеется широкая линейка программ пенсионного обеспечения. Клиент сам может выбрать наиболее удобную схему в зависимости от взглядов на будущее, временной фактор или иных причин. Также стоитотметить, что каждый участник в любой момент времени в не зависимости от удаленности пенсионного возраста может проводить мониторинг своей будущей пенсии, что позволят быть в курсе своего будущего.

ТОЛЬКО У НАС!

Опираясь на теоретическую и практическую сторону исследования, можно выделить основные преимущества негосударственного пенсионного фонда ОАО «Сбербанк России»:

  • надежность (государственный контроль деятельности Фонда; договор об обязательном пенсионном страховании гарантирует защиту интересов граждан. Фонд отвечает по своим пенсионным обязательствам всем принадлежащим ему имуществом: сбалансированный инвестиционный портфель и консервативная инвестиционная политика);
  • выгода – фонд инвестирует пенсионные средства через наиболее надежные и эффективно работающие управляющие компании; стабильно высокая доходность вложений клиентов);
  • качество и комфорт – индивидуальный подход к каждому клиенту, консультации по любым пенсионным вопросам, удобство и простота получения информации;
  • доступность – ОАО «Сбербанк России» ассоциируется как надежное, существующее при поддержки государства объединение.

В третьей главе работы рассматриваются проблемы и перспективы развития НПФ В РФ

Существующие проблемы негосударственных пенсионных фондов.

1) Защита от потерь

Выходом может быть введение обязательного страхования средств пенсионных накоплений, передаваемых гражданами в НПФ.

Для того чтобы гражданам было легче сориентироваться, профессиональное сообщество могло бы разработать и опубликовать своеобразный индекс эффективности доверительного управления. Этот индекс может различаться по регионам и объемам инвестирования.

3) Прозрачность и привлекательность

Можно выделить несколько шагов, которые повысили бы привлекательность НПФ среди населения. В частности, необходимо освободить средства работодателей, перечисляемые в НПФ в пользу работников, от налогообложения. Такой шаг продемонстрирует всем, что НПФ являются важной частью пенсионной системы и государство в них заинтересовано.

Перспективы развития НПФ

Негосударственное (добровольное) пенсионное обеспечение является важной составляющей накопительного компонента и неотъемлемой частью пенсионной системы России. В принятой Стратегии впервые обозначены количественные ориентиры для отдельных составляющих пенсионного обеспечения:

  • среднее значение коэффициента замещения для обязательного пенсионного страхования – 40%,
  • для корпоративного пенсионного обеспечения – 15%,
  • для частных пенсий, формируемых работниками (физическими лицами) – 5%.

Важнейшим условием развития негосударственного пенсионного обеспечения является заинтересованное отношение государства, работодателей и профсоюзов к формированию корпоративных пенсионных систем, дальнейшее развитие принципов социального партнерства.

Меры по обеспечению надежности негосударственных пенсионных фондов

Можно выделить следующие риски присущие деятельности негосударственных пенсионных фондов:

  • Риски НПФ, обусловленные действием финансово-экономических, демографических и других факторов, можно трактовать как вероятность невыполнения пенсионных обязательств. Другими словами, для фонда появляется риск стать финансово неустойчивым.
  • Риски актуарных пассивов. Это риски неправильной оценки и формирования обязательств фонда.
  • Риски актуарных активов. Это риски того, что активы будут меньше расчетных величин.

Для обеспечения надежности негосударственных пенсионных фондов законодательством определен ряд требований к их деятельности:

  • Особый статус негосударственных пенсионных фондов
  • Структура имущества негосударственного пенсионного фонда
  • Меры по обеспечению открытости и прозрачности негосударственного пенсионного фонда
  • Специальные меры по обеспечению сохранности пенсионных резервов и пенсионных накоплений
  • Страхование рисков

Таким образом, комплексный подход к вопросам надежности негосударственного пенсионного обеспечения позволяет создать более устойчивые и стабильные показания, снизить существующие риски и обеспечить необходимый уровень развития.

В ходе подготовки работы были решены следующие задачи:

  • рассмотрены сущность и функции негосударственных пенсионных фондов;
  • проведена оценка опыта формирования негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации;
  • проведен анализ деятельности НПФ на примере ОАО «Сбербанк России»;
  • проанализирована эффективность работы НПФ ОАО «Сбербанк России»;
  • выявлены существующие проблемы и перспективы развития НПФ в Российской Федерации.

Читайте также: