Назначение пенсий до 1994г

id="p_9005" >Указание Минсоцзащиты РФ, ПФР и Миннаца РФ
от 6, 8, 14 июля 1994 г. NN 1-4-У, ЮЛ-6-23/3562, 1459 "О применении Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" при назначении и перерасчете пенсий"

С изменениями и дополнениями от:

Раздел VI Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" 1) предусматривает:

снижение продолжительности специального стажа при назначении пенсии по старости в связи с работой на Крайнем Севере женщинам, имеющим двух и более детей (статья 25);

право на пенсию на льготных основаниях для оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков, проживающих постоянно в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (статья 26);

льготы при назначении социальных пенсий гражданам из числа малочисленных народов Севера (статья 27);

суммирование льгот по снижению пенсионного возраста для лиц, проработавших не менее 15-20 календарных лет в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и имеющих стаж, необходимый для назначения пенсии по старости в связи с особыми условиями труда (статья 29);

назначение и выплату пенсии с учетом районного коэффициента для отдельных граждан, имеющих необходимый специальный стаж, независимо от места проживания и времени обращения за пенсией (статья 31).

Наряду с новыми положениями раздел VI Закона РФ от 19.02.93 г. воспроизводит ряд действующих норм Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. "О государственных пенсиях в РСФСР" 2).

При применении пенсионной части Закона РФ от 19.02.93 г. предлагается руководствоваться следующим:

1. При назначении пенсий применяется Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, действующий ко дню обращения за пенсией.

ГАРАНТ:

См. Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением СМ СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029

До утверждения нового Перечня в установленном порядке (статья 2 Закона РФ от 19.02.93 г.) органам социальной защиты населения необходимо использовать Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, применяемый при назначении пенсий в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" 3).

В связи с внесением в Перечень изменений и дополнений ранее назначенные пенсии пересматриваются по мере обращения граждан по правилам статьи 121 Закона РСФСР от 20.11.90 г.

2. В соответствии с частью второй статьи 25 Закона РФ от 19.02.93 г. женщинам, имеющим двух и более детей, пенсия по старости в связи с работой на Крайнем Севере назначается при сниженном специальном стаже - не менее 12 календарных лет работы в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет работы в приравненных к ним местностях. Требования к пенсионному возрасту и продолжительности общего трудового стажа не изменились.

Наряду с рожденными учитываются усыновленные дети. Возраст детей и продолжительность их воспитания на день обращения за пенсией не имеют значения. Принимаются во внимание и умершие дети.

При назначении пенсий по части четвертой статьи 25 Закона РФ от 19.02.93 г. учитывается и работа в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Каждый год работы в этих местностях считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

3. Право на пенсию на льготных основаниях в соответствии со статьей 26 Закона РФ от 19.02.93 г. предоставлено оленеводам, рыбакам, охотникам-промысловикам, проживающим постоянно в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях: мужчинам - по достижении 50 лет и при стаже указанной работы не менее 25 лет, женщинам - по достижении 45 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет.

В 20-25 лет специального стажа засчитывается работа, протекавшая в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Поскольку статьей 28 Закона РФ от 19.02.93 г. предусмотрено льготное исчисление периодов работы в указанных районах и местностях при подсчете трудового стажа для назначения пенсий на общих, льготных основаниях, а также в связи с особыми условиями труда, то в льготном порядке определяется общий трудовой стаж, предусмотренный статьями 10, 11, 12, 14, 15 Закона РСФСР от 20.11.90 г., статьей 25 Закона РФ от 19.02.93 г., статьей 30 Закона РФ от 18 июня 1992 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" 4), а также специальный трудовой стаж, установленный статьей 12 Закона РСФСР от 20.11.90 г. и статьей 26 Закона РФ от 19.02.93 г.

В связи с тем, что специальный стаж, установленный статьей 26 Закона РФ от 19.02.93 г., совпадает с общеустановленной продолжительностью трудового стажа (статья 10 Закона РСФСР от 20.11.90 г.), при исчислении данного вида пенсии применяются правила статьи 16 Закона РСФСР от 20.11.90 г. в части увеличения размера пенсии на один процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии.

При определении минимального и максимального размеров пенсии применяется порядок, изложенный в статьях 17 и 18 Закона РСФСР от 20.11.90 г.

Пример 1. Мужчина проработал на Крайнем Севере оленеводом 18 календарных лет и по достижении 50 лет обратился за назначением пенсии по статье 26 Закона РФ от 19.02.93 г.

18-летний стаж должен быть исчислен в полуторном размере в соответствии со статьей 28 Закона РФ от 19.02.93 г. и составит 27 лет.

Пенсию следует определить в размере 57% от среднемесячного заработка (55% - за 25-летний стаж, предусмотренный статьей 26 Закона РФ от 19.02.93 г. + 2% за два года стажа сверх требуемых для назначения пенсии).

Пример 2. Пенсия рыбаку, имеющему 30-летний стаж, исчислена в размере 60% среднемесячного заработка, что составило 100 тыс. руб. В районе Крайнего Севера, где он проживает, действует районный коэффициент 1,4. Указанный фактический размер пенсии необходимо ограничить максимумом.

Максимальный размер пенсии должен определяться с учетом 30-летнего стажа и с применением районного коэффициента, что составит 83790 руб. (59850 - максимальный размер пенсии при 30 годах трудового стажа х 1,4 - районный коэффициент).

4. Право на социальную пенсию в соответствии со статьей 27 Закона РФ от 19.02.93 г. имеют представители малочисленных народов Севера, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

К числу указанных народов относятся ненцы, эвенки, ханты, эвены, чукчи, нанайцы, коряки, манси, долганы, нивхи, селькупы, ульчи, ительмены, удэгейцы, саами, эскимосы, чуванцы, нганасаны, юкагиры, кеты, орочи, тофалары, алеуты, негидальцы, энцы, ороки, шорцы, телеуты, кумандинцы.

5. Суммирование льгот по снижению пенсионного возраста, предусмотренное частью второй статьи 29 Закона РФ от 19.02.93 г., производится при одновременном наличии 15-20 календарных лет работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и стажа, необходимого для назначения пенсии в связи с особыми условиями труда в соответствии со статьей 12 Закона РСФСР от 20.11.90 г. При этом не требуется, чтобы специальный стаж, предусмотренный статьей 12 Закона РСФСР от 20.11.90 г., был выработан в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Пример 1. Рабочий подземного рудника по добыче полезных ископаемых проработал на различных работах на Крайнем Севере 15 календарных лет, в том числе 5 лет на подземной работе, дающей право на пенсию в связи с особыми условиями труда по Списку N 1. Кроме того, он имеет стаж подземной работы в других регионах 2,5 года.

Поскольку имеются 10 лет специального стажа по Списку N 1 (5 лет подземной работы на Крайнем Севере исчисляются в полуторном размере) и одновременно необходимая продолжительность работы в районах Крайнего Севера, пенсия по старости ему будет назначена по достижении 45 лет (50-летний пенсионный возраст, установленный п. "а" статьи 12 Закона РСФСР от 20.11.90 г., снижается на 5 лет по части второй статьи 29 Закона РФ от 19.02.93 г.).

Часть вторая статьи 29 Закона РФ от 19.02.93 г. распространяется и на лиц, выработавших не менее половины специального стажа по Спискам N 1 и N 2 (часть вторая п. "а" и часть вторая п. "б" статьи 12 Закона РСФСР от 20.11.90 г.).

Пример 2. Мужчина проработал на Крайнем Севере 15 календарных лет и помимо этого имеет 6-летний стаж работы в Ростовской области в качестве горного диспетчера.

Пенсия по старости может быть ему назначена с 49 лет (на 6 лет снижается пенсионный возраст в соответствии с частью второй п. "а" статьи 12 Закона РСФСР от 20.11.90 г., и дополнительно на 5 лет снижение пенсионного возраста производится по части второй статьи 29 Закона РФ от 19.02.93 г.).

Пример 3. На Крайнем Севере мужчина отработал 18 календарных лет, из которых 3 года приходится на работы, предусмотренные Списком N 1.

3-летний стаж по Списку N 1, выработанный на Крайнем Севере, исчисляется в полуторном размере и составит 4 года 6 месяцев.

Из-за отсутствия не менее 5 лет стажа по Списку N 1 в данном случае не имеется права на пенсию по части второй п. "а" статьи 12 Закона РСФСР от 20.11.90 г. и соответственно нет оснований для применения части второй статьи 29 Закона РФ от 19.02.93 г.

6. При применении статьи 29 Закона РФ от 19.02.93 г. следует иметь в виду, что часть первая данной статьи предусматривает возможность суммирования специального стажа, необходимого для назначения пенсии в связи с особыми условиями труда, и специального стажа, выработанного в календарном порядке на Крайнем Севере, при назначении пенсии по старости в связи с работой на Крайнем Севере (статья 14 Закона РСФСР от 20.11.90 г., статья 25 Закона РФ от 19.02.93 г.).

По части второй статьи 29 Закона РФ от 19.02.93 г. производится назначение пенсии в связи с особыми условиями труда (статья 12 Закона РСФСР от 20.11.90 г.).

Соответственно должны определяться продолжительность требуемого общего трудового стажа и максимальный размер пенсии.

Пример 1. 50-летняя женщина имеет 8 лет трудового стажа, выработанного на Крайнем Севере. Кроме того, ею отработано 10 лет по Списку N 2 в Челябинской области.

В данном случае может быть назначена пенсия в связи с работой на Крайнем Севере (статья 25 Закона РФ от 19.02.93 г., статья 14 Закона РСФСР от 20.11.90 г.).

Поскольку к северному стажу приравнивается работа, дающая право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда, то при изложенных обстоятельствах специальный стаж, требуемый для назначения пенсии в связи с работой на Крайнем Севере, составит 18 лет.

Максимальный размер пенсии (на уровне трех минимальных пенсий по старости) должен определяться с учетом 22-летнего общего трудового стажа (8 лет работы на Крайнем Севере засчитываются в полуторном размере + 10 лет работы за пределами северных регионов).

Пример 2. Мужчина выработал на Крайнем Севере 18 календарных лет, из которых 10 лет приходится на работы, предусмотренные Списком N 1.

В данном случае пенсия по старости по п. "а" статьи 12 Закона РСФСР от 20.11.90 г. может быть назначена по достижении заявителем 45-летнего возраста (50-летний возраст, установленный п. "а" статьи 12 Закона РСФСР от 20.11.90 г., снижается на 5 лет по части второй статьи 29 Закона РСФСР).

При определении права на пенсию по старости следует учесть 27-летний общий трудовой стаж (18 календарных лет работы на Крайнем Севере засчитываются в общий трудовой стаж в полуторном размере) и 15 лет работы по Списку N 1 (стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, выработанный на Крайнем Севере, учитывается также в полуторном размере).

При исчислении размера пенсии необходимо соблюдать правила, изложенные в Указании Министерства социального обеспечения РСФСР от 16.07.91 N 1-76-У "О порядке применения некоторых статей Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".

В приведенном примере выгоднее исчислять в льготном размере общий трудовой стаж, а стаж по Списку N 1 учесть календарно. Пенсия составит 62% от среднемесячного заработка (55% + 7% за превышение требуемого общего стажа).

Размер исчисленной в изложенном порядке пенсии с 1 января 1994 г. не может быть ниже двух минимальных пенсий по старости (статья 2 Закона РФ "О размерах пенсий, назначенных в связи с подземной работой, работой с вредными условиями труда и в горячих цехах") и не должен превышать 3,5 указанных пенсий (статья 18 Закона РСФСР от 20.11.90 г.).

7. При исчислении размера пенсий по старости, назначаемой с применением правил части второй статьи 29 Закона РФ от 19.02.93 г., применяется порядок, определенный статьей 16 Закона РСФСР от 20.11.90 г.

В связи с этим увеличение размера пенсии на один процент заработка производится за каждый полный год общего и специального трудового стажа, превышающего требуемый для назначения пенсии по старости по статье 12 Закона РСФСР от 20.11.90 г.

Увеличение размера пенсии за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях сверх 15-20 календарных лет не производится.

Пример. С применением части второй статьи 29 Закона РФ от 19.02.93 г. назначается пенсия мужчине, проработавшему в районах Крайнего Севера 18 календарных лет, в том числе 8 календарных лет на подземных работах в шахте.

Таким образом, имеется 27 лет общего трудового стажа (18 календарных лет работы на Крайнем Севере исчисляются в полуторном размере) и 12 лет на работах по Списку N 1 (8 лет подземной работы на Крайнем Севере учитываются в полуторном размере).

Пенсия по п. "а" статьи 12 Закона РСФСР от 20.11.90 г. должна быть определена в размере 62% среднемесячного заработка (55% + 7% - за 7 лет общего трудового стажа сверх требуемых 20 лет, предусмотренных п. "а" статьи 12 Закона РСФСР от 20.11.90 г.). 3 года северного стажа, превышающего 15 календарных лет, установленных частью второй статьи 29 Закона РФ от 19.02.93 г., не учитываются при исчислении пенсии.

Расчет пенсии зависит и от законодательства, действовавшего в период, когда граждане осуществляли трудовую деятельность. Сегодня актуально говорить о трех пенсионных законах, устанавливающих различный порядок расчета пенсии. В данной статье Вы узнаете основные моменты расчета пенсии по разным правилам, что позволит проверить ранее назначенную пенсию.

В статье приводится порядок индексирования пенсии, назначенной 01.01.2002. Содержание статьи полезно для пенсионеров, которые сомневаются в том, правильно ли им назначена и проиндексирована пенсия.

Содержание статьи:

Порядок расчета пенсии по Закону РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».


Достаточно часто при расчете пенсии мне задают вопрос о возможности применения ранее действовавшего пенсионного законодательства.

Первым пенсионным законом Российской Федерации, по которому возможно производить расчет пенсии вплоть до 31.12.2001 года, является Закон РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Возможность применения данного закона в современных условиях подтверждается позицией Конституционного суда РФ, который проверил положения ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». На рассмотрение был поставлен вопрос о нарушении пенсионных прав граждан в связи с введением нового порядка расчета пенсии, предусматривающего оценку пенсионных прав застрахованных лиц, согласно которому общий трудовой стаж определялся как суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемой в календарном порядке.

Согласно данному нормативному акту право на пенсии по старости на общих основаниях устанавливалось ст. 10 Закона – мужчинам при достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам – по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет.

Однако, как правило, данный порядок менее выгоден, чем установленный более поздним пенсионным законом, федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», о котором речь пойдет ниже. Поскольку законодатель ограничил максимальный размер пенсии.

Так, согласно ст. 18 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» максимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии (25 для мужчин, 20 для женщин), устанавливается на уровне трех минимальных размеров пенсии. Размер пенсии повышается на один процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20 процентов.

Согласно телетайпограмме Минтруда РФ от 24.07.2001 N 5489-ВЯ, ПФ РФ от 25.07.2001 № ЛЧ-06-32/6084 «О перерасчете пенсий и расчете компенсационных выплат» минимальный размер пенсии с 01.08.2001 составляет 185,32 руб.

Таким образом, максимально возможный размер пенсии составляет 185,32 х 3 х 1,2= 667,15 руб.

Установленный рассматриваемым законом порядок выгодно применять при подсчете трудового стажа, поскольку только этим нормативным актов разрешается включать следующие периоды помимо работы:

— службу в составе Вооруженных Сил бывшего СССР (ст. 90 Закона). Более того, при подсчете трудового стажа для назначения пенсии по старости на общих основаниях военная служба по призыву включалась в двойном размере;

— обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре включается в общий трудовой стаж наравне с работой (ст. 91 Закона);

— проживание жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства (ст. 92 Закона);

— выплаты пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства (ст. 92 Закона);

— и другие периоды.

Расчет пенсии по федеральному закону от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».


В период с 01.01.2002 по 31.12.2014 действовал иной пенсионный порядок, установленный федеральным законом № 173-ФЗ.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. При этом обязательным условием является наличии не менее пяти лет страхового стажа (учитываемая при определении трудовой пенсии суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы, а также иных периодов, засчитываемых в трудовой стаж).

В основе установленной пенсионной формулы основным показателем становится расчетный размер пенсии (РП). Он зависит от:

1) коэффициента среднемесячной заработной платы, ограниченного максимумом 1,2. Данные коэффициент определяется как частное от деления Вашего среднемесячного заработка (ЗР) к заработной плате в РФ за тот же период (ЗП). Проблемы возникают в том случае, когда не удается документально подтвердить размер заработка в течение пяти лет до 2002 года либо в период с 01.01.2000 по 31.12.2001 годы;

2) от стажевого коэффициента, равного 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20.

При этом при расчете размера пенсии учитывается среднемесячная заработная плата в РФ за третий квартал 2001 г. для исчисления и увеличения размеров пенсий, утвержденной Правительством РФ (СЗП = 1671 руб.). Ее размер не меняется и един для все будущих пенсионеров.

С учетом изложенного, максимальный размер пенсии на 01.01.2002 составляет:

РП = 1671 х 1,2 х 0,75 = 1503 руб.

Согласно Закону, пенсия включает две части:

1) базовая часть – 450 руб.;

2) страховая часть – 1053 руб.

В дальнейшем высчитывается пенсионный капитал, который зависит от страховых взносов за период с 01.01.2002 по 31.12.2014.

Если их не было, происходит индексирование базовой и страховой частей пенсии. Если страховые взносы начислялись, их также индексируют как страховую часть пенсии.

Далее учитываем так называемую валоризацию, применяемую с 01.01.2010.

Ее размер устанавливается в соответствии со статьей 30.1 пункта 1 Федерального закона 173-ФЗ: 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона (до 1.01.2002 г.) и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года.

Так, мужчина может уйти на пенсию с 60 лет. С учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года общего трудового стажа до 1 января 1991 года максимальный размер валоризации составит 41%.

Другими словами, увеличение рассчитывается как произведение страховой части пенсии на процент валоризации. При этом следует учитывать, что в страховую часть не входят страховые взносы.

Проведем индексацию и увеличение пенсии в соответствии с законом, без начисления страховых взносов.

Размер пенсии на 01.01.2002 1503 руб.

Страховая часть – 1053 руб., базовая часть – 450 руб.

Валоризация 41%. Увеличение = 3873,38 х 0,41 = 1588,09

Таким образом, в случае, если пенсионер официально после 31.12.2001 не работал (работодатель не производил отчислений страховых взносов за своего работника), с учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года общего трудового стажа до 1 января 1991 года, размер пенсии по состоянию на 31.12.2014 года составит 12246,12 руб.

Если в указанный период страховые взносы начислялись, размер пенсии будет увеличен в установленном законом порядке.

Рассчитываем пенсию по федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»


С 01.01.2015 вновь кардинально изменилось пенсионное законодательство. Пенсионная система включает в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и негосударственное (добровольное) пенсионное обеспечение.

Здесь речь пойдет только об обязательном пенсионном обеспечении, которое представляет собой отложенную часть заработка, которая выплачивается при наступлении страхового случая, включая достижение пенсионного возраста. Именно поэтому Пенсионный Фонд России пропагандирует идею, согласно которой, чем больше средств направлено на будущую пенсию в течение трудовой деятельности, тем выше пенсия. Но не все так очевидно.

Пенсия по старости сегодня называется страховой пенсией – ежемесячная денежная в целях компенсации лицам заработной платы и иных выплат, утраченных с наступлением нетрудоспособности по старости.

Если ранее пенсия включала в себя страховую часть и базовую часть, то согласно новому закону страховая пенсия по старости состоит из страховой части и фиксированной выплаты.

С 01.01.2015 размер пенсии напрямую зависит от официальной заработной платы работника. Поскольку именно от нее зависит, какие сведения предоставит работодатель о застрахованном лице в Пенсионный Фонд России и какие он перечисляет страховые взносы.

Общий тариф страхового взноса составляет 22% от годового фонда оплаты труда работника в пределах законодательно установленной суммы (в 2018 – 991 000 руб.). С величины, превышающей данный размер работодатель уплачивает взносы по тарифу 10%. При этом нужно учитывать:

1) на формирование страховой пенсии идет только 16%, а 6% направляется на формирование фиксированной выплаты. Однако в тех случаях, когда гражданин воспользовался правом выбора тарифа страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии, 10% направляются на страховую часть, 6% — на накопительную часть; 6% на фиксированные выплаты;

2) в 2014-2019 годах все средства страховых взносов (16%) направляются на формирование только страховой пенсии независимо от ранее выбранного гражданином варианта пенсионного обеспечения.

Основания получения страховой пенсии по старости закреплены в ст. 8 Федерального закона: право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. При этом обязательными условиями являются наличии не менее 15 лет страхового стажа и наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В связи с тем, что пенсионная реформа реализуется поэтапно, при выходе на пенсию в 2018 году необходимо, помимо достижения пенсионного возраста, иметь страховой стаж 9 лет и 13,8 пенсионных баллов (величина индивидуального пенсионного коэффициента).

Расчет пенсии по новому закону следует разделить на две части.

1. Перевод ранее начисленного размера пенсии.

С учетом положений ч. 1 ст. 34 Федерального закона величина индивидуального пенсионного коэффициента (пенсионные баллы) до 01.01.2015 определяется исходя из размера страховой части пенсии, деленной на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015, указанную в ч. 10 ст. 15 Федерального закона, т.е. 64,10 руб.

В соответствии с нашим примером, по состоянию на 31.12.2014 года пенсия составляла 12246,12 руб., включая страховую часть – 8335,78 руб.

Если в пенсионных баллах, то 130,04 (8335,78 / 64,1 = 130,04).

В тех случаях, когда идет речь о пенсионере, то размер пенсии продолжает индексироваться.

Размер пенсии на 31.12.2014 – 12246,12 руб.

Страховая часть – 8335,78 руб., базовая часть – 3910,34 руб.

Таким образом, для пенсионера, который официально после 31.12.2001 не работал (работодатель не производил отчислений страховых взносов за своего работника), с учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года трудового стажа до 1 января 1991 года, размер пенсии по состоянию на 01.01.2018 года составит 15578,64 руб.

2. Расчет пенсии, формируемой с 01.01.2015.

Страховая пенсия по старости формируется по формуле:

Пенсионные баллы х Стоимость пенсионного балла + Фиксированная выплата

Оценить преимущества либо недостатки нового пенсионного законодательства можно на простых примерах.

При зарплате в 2017 году 10 000 руб. (годовой заработок 120 000 руб.) на страховую пенсию направляется 19 200 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 1,37 ((19200 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 107,65 руб. (1,37 х 78,58 = 107,65; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 8212,4 (107,65 х 30 + 4982,9 = 8212,4; страховая часть плюс фиксированная выплата). В такой ситуации размер пенсии не дотягивает даже до величины прожиточного минимума пенсионера в Воронежской области 8 620 руб. В этом случае государство сравняет пенсию с прожиточным минимумом региона пенсионера путем производства социальных доплат к пенсии на основании ст. 12.1 федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

При зарплате в 2017 году 15 000 руб. (годовой заработок 180 000 руб.) на страховую пенсию направляется 28 800 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 2,05 ((28800 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 161,09 руб. (2,05 х 78,58 = 161,09; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 9815,6 (161,09 х 30 + 4982,9 = 9815,6; страховая часть плюс фиксированная выплата). В такой ситуации размер пенсии не дотягивает даже до величины прожиточного минимума пенсионера в Воронежской области 8 620 руб. В этом случае государство сравняет пенсию с прожиточным минимумом региона пенсионера путем производства социальных доплат к пенсии на основании ст. 12.1 федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

При зарплате в 2017 году 35 000 руб. (годовой заработок 420 000 руб.) на страховую пенсию направляется 67 200 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 4,79 ((67200 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 376,4 руб. (4,79 х 78,58 = 376,4; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 16274,9 (376,4 х 30 + 4982,9 = 8000,3; страховая часть плюс фиксированная выплата).

При этом законодатель установил максимальное количество пенсионных баллов, которые можно начислить за год – 10 (но поэтапно, так в 2018 году – 8,7). Это означает, что в 2018 году доходы свыше 862 170 руб. (71 847,5 руб. ежемесячно) не повлекут увеличения страховой пенсии по старости.

Выводы

Изменения пенсионного законодательства направлены не только на защиту интересов пенсионеров, но и государственных интересов. Сегодня для ухода на пенсию по старости необходимо не только работать официально, но и получать определенную зарплату, чтобы иметь необходимый страховой стаж и индивидуальный пенсионный коэффициент. В противном случае, граждане после достижения пенсионного возраста не смогут рассчитывать на страховую пенсию, а для получения социальной пенсии нужно будет ждать еще 5 лет.

Советский стаж по сей день представляет особую ценность для всех нынешних пенсионеров и тех, кто уже на подходе к этому почетному званию. В нем заключена не только теплая память о лучших днях молодости, но и большая практическая значимость: советский стаж делает весомый вклад в ту пенсию, которая нам сейчас назначается. Длительный советский стаж – это залог назначения пенсии, присвоения звания «ветеран труда», хорошего процента валоризации и стажевого коэффициента при расчете пенсии. Поэтому не стоит упускать ни малейшей возможности включить в свой советский стаж все периоды, которые только позволяет закон. А сделать это достаточно сложно, учитывая, что сменилось уже несколько пенсионных законов, а соответственно, и правил подсчета стажа. Предлагаем подробный обзор периодов, которые включаются в советский стаж, – в зависимости от времени его выработки и целевого назначения.

1. Что включается в стаж, который дает право на назначение страховой пенсии.

А) Периоды, выработанные до 1 января 1992 года (согласно Положению о порядке назначения и выплаты государственных пенсий от 3 августа 1972 г.):

— работа по трудовому договору, а также периоды работы в колхозах во время эвакуации рабочих в годы Великой Отечественной войны,
— работа на выборных должностях в комсомольских и партийных органах,
— работа председателем колхоза или его заместителем – в случае направления на работу от партийных органов,
— работа механизатором в составе машинно-тракторной станции колхоза (до зачисления в штат),
— служба в горноспасательных частях, военизированной охране, органах спецсвязи,
— ученичество и работа в составе промысловой артели,
— обучение в училищах, техникумах, на курсах повышения квалификации, а также в вузах, партийных школах, аспирантуре и докторантуре,
— служба в армии, а также в органах обеспечения правопорядка (системы внутренних дел и государственной безопасности),
— время ухода за инвалидом 1 группы, который утратил трудоспособность в результате воинской службы, профзаболевания или трудового увечья.

Б) Периоды, выработанные с 1992 по 2001 гг. включительно (согласно Закону о государственных пенсиях от 20 ноября 1990 г.):

— работа по трудовому договору, а также в качестве члена колхоза,
— служба в военизированной охране, в органах спецсвязи и горноспасательных отрядах,
— индивидуальная трудовая деятельность (в т.ч. сельскохозяйственная),
— занятость в творческой сфере (в качестве литератора, композитора, художника и т.д.),
— служба в составе Вооруженных Сил и правоохранительных органов,
— периоды обучения в профессиональных, средне-специальных и высших учебных заведениях,
— период нахождения на инвалидности 1 – 2 группы (без трудоустройства), если она наступила в результате трудовой деятельности,
— период осуществления ухода за нетрудоспособным (инвалидом 1 группы или престарелым),
— периоды ухода матери за детьми до 3 лет – не более 9 лет суммарно (если мать не была трудоустроена),
— периоды проживания жен военнослужащих в местностях, где они не имели возможности трудоустроиться, а также пребывания за границей супругов советских дипломатов и т.п. служащих (не свыше 10 лет).

2. Что включается в советский стаж, который учитывается при расчете пенсии.

Периоды, выработанные до 2001 года включительно (согласно Закону о трудовых пенсиях от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ):

— работа по трудовому договору, а также в составе колхоза, в т.ч. индивидуальная трудовая деятельность,
— служба в составе военизированной охраны, органов спецсвязи и горноспасательных частей,
— творческая деятельность,
— служба в армии и правоохранительных органах,
— период нахождения на инвалидности 1 – 2 группы без трудоустройства (если инвалидность связана с трудовым увечьем или профзаболеванием).

При расчете общего трудового стажа по п. 4 статьи 30 Закона о трудовых пенсиях (без применения максимального соотношения заработков) в стаж дополнительно включаются следующие периоды:

— период обучения в профессиональных, средне-специальных и высших учебных заведениях,
— периоды ухода за нетрудоспособным, а также уход неработающей матери за детьми до 3 лет (максимум – 9 лет суммарно),
— периоды проживания супругов военнослужащих и зарубежных работников без возможности трудоустройства (до 10 лет).

Когда учебу выгодно включать в стаж для пенсии?

Вопросы о включении в пенсионный стаж периодов учебы неоднократно пересматривались законодателем, в связи с чем нередко возникает путаница: когда учеба все же включается, а когда – нет. Корень всех недоразумений кроется в том, что в законе принципиально разделяются два понятия стажа: страховой, который нужен для установления права на пенсию (не менее 9 лет в этом году, в частности), и стаж, который учитывается при расчете пенсии (общий трудовой стаж, выработанный до 1 января 2002 года).

С включением учебы в общий трудовой стаж для расчета пенсии все обстоит намного сложнее.

Дело в том, что для расчета пенсии по периодам работы до 2002 года предусмотрено два варианта ее исчисления по разным формулам, которые содержатся в Законе о трудовых пенсиях:

— пункт 3 статьи 30
— пункт 4 статьи 30

Включение учебы в стаж предусматривает только пункт 4, но с применением особой формулы.

Применить нормы советского законодательства к включению в общий трудовой стаж периодов учебы здесь невозможно, т.к. закон прямо указывает, что это допустимо лишь в части расчета стажа, необходимого для назначения пенсии (т.е. страхового стажа, о котором говорилось выше).

Поэтому при расчете общего трудовой стажа приходится выбирать из двух вариантов формул, а соответственно рассчитывать, выгодно ли включать учебу в стаж или нет.

Рассмотрим на наглядном примере, как это действует:

Гражданка, 1960 года рождения, обращается за назначением пенсии. Ее стаж по состоянию на 1 января 2002 года включает периоды:

— учеба в институте – 5 лет,
— работа в различных организациях – 20 лет.

Среднемесячный заработок за пять лет составил 200 рублей (1985 – 1989 гг.). Посчитаем ее пенсию по двум вариантам:

1. По пункту 3 статьи 30 Закона о трудовых пенсиях расчетный размер пенсии рассчитывается так:

Стажевый коэффициент х Коэффициент по заработку х 1671
Учеба здесь в стаж не включается, поэтому берем общий трудовой стаж, равный 20 годам. Стажевый коэффициент составит: 0,55 (для женщин – при стаже от 20 лет).

Коэффициент по заработку составит: 200 / 223,18 (значение по стране за соответствующий период) = 0,896.

Получаем расчетный размер пенсии по п. 3 ст. 30: 0,55 х 0,896 х 1671 = 823,47 рубля.

2. По пункту 4 статьи 30 Закона о трудовых пенсиях расчетный размер пенсии рассчитывается так:

Среднемесячный заработок х Стажевый коэффициент

В общий трудовой стаж по этому пункту включается учеба в высших учебных заведениях, поэтому общий трудовой стаж составит 25 лет. Стажевый коэффициент соответственно повысится: 0,55 + 0,05 (по 0,01 добавляется за каждый год сверх 20 лет стажа у женщин) и составит 0,60.

Коэффициент по заработку рассчитывается здесь с учетом коэффициентов «осовременивания» зарплаты по состоянию на 2002 год:

1985 год – 200 рублей х 12 мес х 2599,56 = 6 238 944
1986 год – 200 рублей х 12 мес х 2488,16 = 5 971 584
1987 год – 200 рублей х 12 мес х 2376,75 = 5 704 200
1988 год – 200 рублей х 12 мес х 2265,34 = 5 436 816
1989 год – 200 рублей х 12 мес х 2153,92 = 5 169 408

Итого получаем за 5 лет суммарно заработок 28 520 952 рубля, а среднемесячный – 475 349,20 рублей. Уменьшаем его в тысячу раз (деноминация) и получаем 475 рублей 34 копейки.

С учетом полученных значений расчетный размер пенсии составит: 475,34 х 0,60 = 285,20 рублей.

Дополнительно он повышается на 5% (за 5 лет стажа свыше 20 лет) и на сумму компенсации 100 рублей. Итого получаем 399 рублей 46 копеек.

Минимальный расчетный размер пенсии составляет 660 рублей, поэтому можно его довести до этого значения.

Но, как видно, даже без включения учебы в стаж расчет по пункту 3 статьи 30 выгоднее: расчетный размер пенсии по нему составил 823 рубля 47 копеек.

Поэтому в большинстве случаев включение учебы в общий трудовой стаж невыгодно пенсионеру, т.к. применяется формула пункта 4 статьи 30.

Этот вариант расчета выгоден только тем, у кого очень большой стаж до 2002 года и при этом невысокая средняя зарплата.

С каждым годом таких людей выходит на пенсию все меньше, т.к. стаж становится более современным в силу объективных причин.

Вообще, стаж в пенсионном законодательстве – дело очень тонкое. Пожалуй, сложно найти где-то еще столько же нюансов, как в правилах исчисления стажа для пенсии.

Одной из самых «больных» тем здесь всегда было и остается включение в стаж учебы. Рассмотрим, как теперь, по итогам нескольких пенсионных реформ, решается вопрос о включении в стаж различных периодов обучения.

Под словом «учеба» подразумевается только учеба в учреждениях среднего и высшего профессионального образования (в ПТУ, техникумах, институтах, университетах, аспирантуре, докторантуре и т.д.), а равно любой другой вид профессионального обучения (курсы повышения квалификации и т.п.). Учеба в общеобразовательной школе в стаж никогда не включалась.

Следует учитывать, что стаж в пенсионном законодательстве понимается в нескольких значениях:

  1. стаж, который дает право на назначение страховой пенсии (страховой стаж),
  2. стаж, который имеет значение для расчета пенсии (общий трудовой стаж до 1 января 2002 г.),
  3. стаж, который дает право на досрочное назначение пенсии (т.н. льготный или специальный страховой стаж).

Соответственно, и вопрос о включении учебы в стаж решается по-разному, в зависимости от того, какой стаж имеется в виду.

В рамках данной статьи раскрывается вопрос о включении учебы в общий стаж (т.е. в страховой стаж для назначения пенсии и общий трудовой стаж для расчета пенсии).

1. Когда учеба входит в страховой стаж для назначения пенсии?

По состоянию на 2018 год для назначения страховой пенсии по старости требуется не менее 9-ти лет страхового стажа, а по инвалидности или по случаю потери кормильца – хотя бы один день стажа.

С 1 января 2002 г., когда вступил в действие Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ», учеба перестала включаться в стаж для назначения пенсии. С этой даты в стаж включаются только периоды работы, за которые перечислялись страховые взносы в ПФР, и ряд других прямо указанных в законе периодов (уход за инвалидом, за ребенком и т.д. – «нестраховые периоды»). Поэтому периоды учебы, проходившей после 1 января 2002 г., в требуемый 9-летний стаж для пенсии по старости не войдут, и бесполезно даже судиться по этому поводу.

Если же у вас есть периоды учебы до 1 января 2002 г., то можно претендовать на включение их в страховой стаж для назначения пенсии. При этом учеба в профессиональных и средне-специальных учебных заведениях включается безоговорочно, а вот обучение в учреждениях высшего образования – с условием:

– до 1 января 1992 г. требуется, чтобы периоду учебы в институте, университете и т.п. предшествовала либо работа по трудовому договору, либо служба в армии или иных приравненных к вооруженным силам подразделениях (в милиции, КГБ, НКВД и т.д.).

После 1 января 1992 г. указанное условие было отменено, соответственно, к учебе после этой даты оно не применяется.

Обращаем ваше внимание, что смысл требовать включить учебу в страховой стаж для назначения пенсии есть лишь тогда, когда вам не хватает минимально требуемого стажа (9 лет на 2018 год, в частности). Если он и так имеется, то бессмысленно тратить время на подтверждение периодов учебы для такого стажа – пенсия от этого все равно не прибавится.

2. Когда учеба входит в общий трудовой стаж для расчета пенсии?

Общий трудовой стаж определяется по состоянию на 1 января 2002 года и имеет огромное значение, поскольку напрямую влияет на размер вашей пенсии. Поэтому здесь учеба может иметь решающее значение именно для уровня вашего пенсионного обеспечения.

Условно пенсия сейчас складывается из двух частей – та, что была заработана до 1 января 2002 г., и после этой даты. После 1 января 2002 г. на размер пенсии влияет прежде всего сумма перечисленных за работника страховых взносов. А вот часть пенсии за периоды работы до 1 января 2002 г. рассчитывается с учетом двух основных показателей: стажа и величины заработка.

Для первой части пенсии (до 1 января 2002 г.) закон предусматривает несколько вариантов расчета:

  1. по п.3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»: этот вариант предполагает расчет пенсии, исходя из соотношения заработка гражданина к средней зарплате по стране, умноженного на стажевый коэффициент и среднюю зарплату по стране за период с 1 июля по 30 сентября 2001 г. По этому варианту учеба в стаж не включается, поэтому он выгоден тем, у кого была высокая зарплата в советский период,
  2. по п.4 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»: пенсия рассчитывается из среднемесячного заработка, умноженного на стажевый коэффициент, с повышением на компенсационную выплату 100 рублей. Этот вариант позволяет включать в стаж периоды учебы, поэтому выгоден он для тех, у кого была низкая зарплата в советский период (позволяет компенсировать недостаток заработка за счет стажа).

Таким образом, для расчета пенсии учеба может включаться в общий трудовой стаж до 1 января 2002 г., если это позволяет в итоге получить гражданину более высокую пенсию.

Подтверждайте свой стаж по самому выгодному для себя варианту!

Важно!

Новый закон, принятый в рамках пенсионной реформы, вступит в действие уже с начала 2019 года. Помимо главного изменения – повышения пенсионного возраста – он принесет еще много дополнительных правил и условий, которые касаются назначения пенсии. И, разумеется, не остался в стороне вопросы о стаже и правилах его подсчета. Каких же новшеств следует ожидать в ближайшее время в этой сфере?

На сегодняшний день для страховой пенсии по старости имеют значение следующие виды стажа:

1) Страховой стаж, который нужен для подтверждения своего права на пенсию (в этом году минимальная продолжительность такого стажа составляет 9 лет, в следующем году она вырастет до 10 лет).

В стаж включается все время работы по трудовому договору, а после 2002 года действует дополнительное условие – начисление страховых взносов в ПФР за соответствующий период.

Помимо этого, в стаж можно включить также:

— периоды, которые засчитывались в пенсионный стаж по нормам ранее действовавшего законодательства;

2) Общий трудовой стаж, который учитывается непосредственно в пенсионной формуле, при расчете размера пенсии.

Он рассчитывается по состоянию на 1 января 2002 года, по нескольким вариантам – в зависимости от выбранной формулы расчета.

3) Специальный стаж, который дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Правила его подсчета также неоднократно менялись, на сегодняшний день он зависит от результатов специальной оценки условий труда в первую очередь.

В результате пенсионной реформы появятся дополнительные категории стажа:

А) Длительный стаж, который позволяет снизить пенсионный возраст на 2 года по сравнению с тем, что вводится (но не ниже прежнего возраста 60/55 лет).

Продолжительность этого стажа составляет:

— 42 года – для мужчин,
— 37 лет – для женщин.

Однако заработать этот стаж будет очень непросто: закон предусматривает особые правила его подсчета. В длительный стаж войдут только следующие периоды:

— работы и иной деятельности, за которую делались отчисления страховых взносов в ПФР,
— получения пособия по временной нетрудоспособности.

В длительный стаж не войдут:

— «нестраховые» периоды (за исключением больничного) – т.е. служба в армии, уход за ребенком, за нетрудоспособным гражданином и т.д.,
— периоды стажа по правилам советского законодательства.
Например, учеба в средне-специальных и профессиональных учебных заведениях до 2002 года включается в стаж для назначения пенсии, но это правило не применяется к новому виду стажа,

— периоды работы за границей.

Иными словами, для получения пенсии раньше на 2 года придется исключительно работать 42 и 37 лет соответственно, и в крайнем случае – находиться на больничном. Увеличить стаж за счет иных периодов, которые приравниваются к работе, не удастся. Поэтому выйти на пенсию раньше по этому основанию смогут далеко не многие.

Б) Сельский стаж, который дает право на доплату к страховой пенсии.

Новый закон вводит в действие норму, которая длительное время была приостановлена: лицам, проработавшим 30 и более лет в сельском хозяйстве, при выходе на пенсию устанавливается повышенная на 25% фиксированная выплата к пенсии – при условии, что они не работают и продолжают проживать в сельской местности.

К 2019 году будут утверждены правила подсчета сельского стажа. Предварительно, согласно проекту постановления, в стаж войдут периоды:

— работы в определенных сферах производства, по профессиям и должностям, которые перечислены в правительственном списке,
— нахождения в оплачиваемых отпусках, на больничном, в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 1,5-летнего возраста (но не более шести лет суммарно).

Таким образом, правил подсчета стажа по итогам пенсионной реформы станет еще больше.

Читайте также: