Не продление контракта перед выходом на пенсию


С тех пор, как власти объявили о повышении пенсионного возраста, резко возросла их забота о работниках предпенсионерах.

Забота властей

Роструд взялся пересчитать, сколько в нашей стране работающих предпенсионеров и выпустил письмо, которым предписано проведение «переклички». Во исполнение этого письма Центры занятости стали требовать от работодателей отчетов, не смущаясь того, что законодательного акта, обязывающего этого делать, не существует, как не существует и утвержденной формы отчета. Бланк изобретается, как говорится, по ходу пьесы. Предпенсионеров нужно срочно пересчитать, чтобы усиленно защищать их трудовые права.

Прием на работу

Трудовым кодексом установлен только возраст, с которого допускается заключение трудового договора. Предельный возраст для заключения трудового договора законом не установлен.

Отказать гражданину предпенсионного возраста в заключении трудового договора можно только по деловым качествам. Достижение указанного возраста не может быть основанием для отказа.

Согласно статье 64 ТК по письменному требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме в срок не позднее чем в течение 7 рабочих дней со дня предъявления такого требования. Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в судебном порядке.

Трудовой договор

Работники предпенсионного возраста, являющиеся совместителями, имеют право на те же гарантии и компенсации, что и обычные работники.

Принудительное заключение срочного трудового договора с работниками предпенсионного возраста недопустимо. Установление трудовых отношений на определенный срок без учета характера работы и условий ее выполнения допускается только с теми работниками предпенсионного возраста, кто поступает на работу.

Закон не наделяет работодателя правом переоформить трудовой договор, заключенный с работником на неопределенный срок, на срочный трудовой договор (равно как и расторгнуть трудовой договор) в связи с достижением этим работником пенсионного возраста и назначением ему пенсии.

Трудовое законодательство не содержит запрета для установления испытания при приеме граждан предпенсионного возраста на работу. Поэтому испытание им может устанавливаться на общих основаниях в соответствии со статьей 70 ТК. Условие об испытании следует включать в текст трудового договора и в приказ о приеме работника на работу.

Условия труда

Например, работодателям рекомендуется:

  • изменять формы организации труда, если они ведут к чрезмерному напряжению пожилых работников, в частности, путем ограничения сверхурочной работы;
  • приспосабливать рабочее место и задания к возможностям трудящегося лица предпенсионного возраста, используя все имеющиеся технические средства, и в частности, принципы эргономики, чтобы сохранить здоровье и работоспособность и предупредить несчастные случаи;
  • организовать систематический контроль состояния здоровья пожилых работников;
  • обеспечить безопасность и гигиену труда работников предпенсионного возраста.

Штрафы

В соответствии с ч. 1 статьи 5.27 КоАП — за нарушение порядка оформления приема на работу, оформления трудового договора; порядка прекращения трудового договора (принуждение к увольнению, привлечение к дисциплинарной ответственности в виде увольнения); за непредставление отпуска; за нарушение режима рабочего времени и времени отдыха — штраф на должностных лиц от 1 тыс. до 5 тыс. рублей; на юрлиц — от 30 тыс. до 50 тыс. рублей.

В соответствии с ч. 3 статьи 5.27.1 КоАП — за непрохождение работниками обязательных медосмотров — на должностных лиц от 15 тыс. до 25 тыс. рублей, на юрлиц — от 110 тыс. до 130 тысяч рублей.

В соответствии с ч. 2 статьи 5.27.1 КоАП — за непроведение СОУТ — на должностных лиц от 5 тыс. до 10 тыс. рублей, на юрлиц — от 60 тыс. до 80 тыс. рублей.

Я офицер 41 год. Выслуга 20л. 1 мес. через 10 дней кончается контракт. Командир полка отказывает (устно) в заключении нового контракта, ссылаясь на то, что право пенсии уже есть. Жильем не обеспечен. Было ухудшение жил.пложади. До 5 лет осталось 1,5 года. Отец двух сыновей.

Спасибо за консультацию!

30 Сентября 2016 14:17

Ответы юристов ( 4 )


Уважаемый Алексей! Разъясняю Вам, что в соответствии с п. 10 ст. 9 «Положения о порядке прохождения военной службы», утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.09.1999 № 1237 (ред.от 20.02.2014) «Вопросы прохождения военной службы» (далее – Положение), военнослужащему, не достигшему предельного возраста пребывания на военной службе, не может быть отказано в заключении нового контракта, за исключением случаев, когда он подлежит досрочному увольнению с военной службы по основаниям, установленным Федеральным законом, а также при наличии оснований, указанных в п. 3 ст. 4 настоящего Положения. Подробнее см. rg.ru/2014/04/30/osnovaniya-yirist-site-anons.html

Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О воинской обязанности и военной службе" (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.07.2016)


Отказывает он правомерно, так как есть право на пенсию

Положение о порядке прохождения военной службы(утв. Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237)

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту и не достигший предельного возраста пребывания на военной службе, не может быть уволен с военной службы без его согласиядо приобретения им права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом.

Пробуйте договориться, ссылаясь на то что хотите дослужить до возникновения права на жилье


Подавайте официальный рапорт о продлении контракта и ждите официального отказа в продлении контракта.

Указ Президента РФ от 16.09.1999 N 1237
«Вопросы прохождения военной службы»
(вместе с «Положением о порядке прохождения военной службы»)
Статья 9. Порядок заключения нового контракта
1. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту и желающий продолжить ее прохождение, заключает новый контракт в следующих случаях:
а) при окончании срока предыдущего контракта;
8. Командир (начальник), который вправе заключать контракт с военнослужащим, желающим заключить новый контракт, принимает решение о заключении с военнослужащим нового контракта или об отказе в его заключении не позднее чем за три месяца до истечения срока действующего контракта.
9. Для заключения нового контракта военнослужащий, у которого заканчивается срок действующего контракта, подает по команде рапорт должностному лицу, которое вправе заключать с ним новый контракт, до окончания срока предыдущего контракта.
Рапорт военнослужащего регистрируется в установленном порядке. Контроль за своевременной подачей рапортов осуществляет соответствующий кадровый орган или орган комплектования воинской части.
10. Военнослужащему, не достигшему предельного возраста пребывания на военной службе, не может быть отказано в заключении нового контракта, за исключением случаев, когда он подлежит досрочному увольнению с военной службы по основаниям, установленным Федеральным законом, а также при наличии оснований, указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Положения.

Отказ в заключении контракта Вы вправе оспорить в суде в течение 3-х месяцев в порядке предусмотренном кодексом об административном судопроизводстве.

С уважением! Г.А. Кураев

Проанализировав судебную практику могу сказать следующее.

У Вас есть шансы на положительное решение, даже если Вы пропустили срок подачи рапорта (должны были подать за 3 месяца до истечения действующего контракта).

Для отказа в заключении контракта должны быть основания.

Даже военнослужащие, достигшие предельного возраста имеют права претендовать на продление контракта и отказ в заключении контракта должен быть мотивированным.

Указ Президента РФ от 16.09.1999 N 1237
«Вопросы прохождения военной службы»
(вместе с «Положением о порядке прохождения военной службы»)
Статья 10. Порядок заключения нового контракта с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе
6. Решение о заключении контракта с военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе, принимается с учетом его деловых качеств, а также состояния здоровья.
При необходимости указанный военнослужащий может быть направлен для прохождения военно-врачебной комиссии.
Заключение военно-врачебной комиссии должно поступить должностному лицу, имеющему право принимать решение о заключении контракта, не менее чем за четыре месяца до окончания срока военной службы указанного военнослужащего.

При этом, обращаю Ваше внимание на то, что приведенное коллегой Определение Верховного Суда не совсем схоже по Вашим обстоятельствам, в указанном деле военнослужащий не достиг права на пенсию.

«Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2011 года»
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.09.2011)
(ред. от 06.07.2016)

По гражданским делам
2. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным федеральным законом.
Решением Североморского гарнизонного военного суда от 3 сентября 2010 г. удовлетворено заявление Б., в котором он просил признать незаконными приказ командующего Северным флотом об увольнении его с военной службы в запас по истечении срока контракта и приказ командира воинской части об исключении его из списков личного состава воинской части, а также обязать командира части заключить с ним новый контракт о прохождении военной службы.
Кассационным определением Северного флотского военного суда от 21 октября 2010 г. решение суда отменено и принято новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
В надзорной жалобе Б., утверждая, что действующим законодательством предусмотрено право проходить военную службу до достижения предельного возраста пребывания на ней, просил кассационное определение отменить, оставив в силе решение гарнизонного военного суда.
Рассмотрев материалы гражданского дела и доводы надзорной жалобы, Военная коллегия нашла жалобу подлежащей удовлетворению.
Из материалов дела следует, что заявитель, 1980 года рождения, общая продолжительность военной службы которого в льготном исчислении составляет менее 17 лет, после получения согласия 15 февраля 2010 г. обратился по команде с рапортом о переводе в другую воинскую часть на должность заместителя начальника узла связи, после чего в отношении его состоялось заседание аттестационной комиссии о целесообразности перевода и было подготовлено соответствующее представление, которое вместе с другими документами 3 марта 2010 г. было направлено начальнику морской авиации Северного флота для принятия решения.
27 апреля 2010 г., до истечения срока действующего контракта, заявитель изъявил желание заключить новый контракт.
Следовательно, Б., не достигший предельного возраста пребывания на военной службе и не имеющий права на пенсию, надлежащим образом выразил свое желание проходить военную службу по контракту после истечения срока действующего контракта.
Согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».
В соответствии с п. 10 ст. 9 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащему, не достигшему предельного возраста пребывания на военной службе, не может быть отказано в заключении нового контракта, за исключением случаев, когда он подлежит досрочному увольнению с военной службы по основаниям, установленным Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», а также при наличии оснований, указанных в п. 3 ст. 4 Положения о порядке прохождения военной службы.
Командованием не представлено в судебном заседании данных о наличии оснований, установленных в Федеральном законе и Положении о порядке прохождения военной службы, для досрочного увольнения заявителя с военной службы.
При таких данных законные основания для увольнения Б. с военной службы по истечении срока контракта и отказа в заключении нового контракта отсутствовали.
Обращение Б. с рапортом о заключении нового контракта менее чем за три месяца до истечения срока действующего контракта в силу п. 11 ст. 9 Положения о порядке прохождения военной службы не препятствовало заключению с ним такого контракта. При этом содержащееся в п. 8 ст. 9 Положения требование о сроке принятия командованием решения относительно заключения с военнослужащим контракта определяет порядок действий командования, то есть процедурный вопрос, и не ограничивает период, в течение которого военнослужащий вправе изъявить желание заключить новый контракт.
Таким образом, увольнение Б. в запас по истечении срока контракта и отказ в заключении нового контракта являются незаконными, а вывод суда кассационной инстанции об обратном свидетельствует о неправильном толковании им закона.
Поскольку допущенные судом кассационной инстанции нарушения норм материального права повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав заявителя, Военная коллегия Верховного Суда РФ отменила кассационное определение Северного флотского военного суда от 21 октября 2010 г. и оставила в силе решение Североморского гарнизонного военного суда от 3 сентября 2010 г.
Определение N 210-В11-9

С уважением! Г.А. Кураев


Если Вы действительно имеете выслугу лет, которая необходима для получения военной пенсии, то Вы в праве получить статус военного пенсионера. Однако согласно Определению Верховного суда от 23 июня 2011 г. N 210-В11-9 устанавливается. что :

п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».
В соответствии с п. 10 ст. 9 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащему, не достигшему предельного возраста пребывания на военной службе, не может быть отказано в заключении нового контракта, за исключением случаев, когда он подлежит досрочному увольнению с военной службы по основаниям, установленным Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», а также при наличии оснований, указанных в п. 3 ст. 4 Положения о порядке прохождения военной службы.

1. Вы должны обязательно запросить письменный отказ у командира полка на заключение нового контракта. Данный отказ обжалуйте в Челябинский гарнизонный военный суд, если проходите службу в г. Челябинске, если в другом месте то в иной Гарнизонный военный суд.

Так же такой отказ не правомерен с точки зрения Указа Президента РФ от 16.09.1999 N 1237 «Вопросы прохождения военной службы»

п. 10. которого гласит, что

Военнослужащему, не достигшему предельного возраста пребывания на военной службе, не может быть отказано в заключении нового контракта, за исключением случаев, когда он подлежит досрочному увольнению с военной службы по основаниям, установленным Федеральным законом, а также при наличии оснований, указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Положения.

Так же дополню, что как показывает судебная практика дела такого характера разрешаются как правило в пользу военнослужащего:

Определение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2008 года № 2н-302/08 по заявлению К.
Решением жилищной комиссии от 16 июля 2007 г. К. признан нуждающимся в получении жилого помещения по избранному после увольнения месту жительства в г. Москве.
Приказом командующего Тихоокеанским флотом он досрочно уволен с военной службы по состоянию здоровья – в связи с признанием его ограниченно годным к военной службе.
Приказом командира воинской части он исключён из списков личного состава с 30 сентября того же года.
К. просил суд отменить указанные приказы, восстановить его на военной службе до обеспечения жильём по избранному месту жительства, обеспечить всеми видами довольствия и включить этот срок в общую продолжительность военной службы.
Решением 35 гарнизонного военного суда в удовлетворении требований К. отказано.
Кассационным определением Тихоокеанского флотского военного суда решение оставлено без изменения.
Военная коллегия отменила состоявшиеся по делу судебные постановления по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что К. и трое членов его семьи по договору поднайма жилого помещения проживают в квартире общей площадью 31,5 кв. м в г. Елизово.
Согласно заключению военно-врачебной комиссии от 18 октября 2006 г. он признан ограниченно годным к военной службе.
19 октября того же года К., имеющий календарную выслугу более 17 лет, обратился к командиру части с рапортом об увольнении с военной службы по состоянию здоровья. При этом, указывая на необеспеченность жилым помещением, просил предоставить ему при увольнении жильё по избранному месту жительства в г. Москве. Аналогичную просьбу он высказал и в рапорте от 8 декабря 2006 г., подчеркнув, что на увольнение и исключение из списков личного состава до получения жилья он не согласен.
К. в установленном порядке признан нуждающимся в получении жилого помещения по избранному месту жительства и включён в список военнослужащих, подлежащих увольнению в запас в 2008 г. по состоянию здоровья и необеспеченных жилой площадью.
По делу установлено, что К. в период прохождения военной службы жильём обеспечен не был и своего согласия на увольнение с военной службы в запас без предоставления жилья не давал.
Приведенные обстоятельства являются юридически значимыми и имеют существенное значение для правильного разрешения дела.
Суды первой и кассационной инстанций, проанализировав нормы абз. 2 п. 1 ст. 23, п. 14 ст. 15 ФЗ от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», пришли к выводу о том, что в них не содержится запрета на увольнение с военной службы военнослужащих, которые избрали место жительства, отличное от места прохождения военной службы. Сославшись на то обстоятельство, что командование якобы приняло все исчерпывающие меры по обеспечению К. жилым помещением, суды пришли к выводу о законности и обоснованности его увольнения с военной службы. Данные выводы и толкования судами положений п. 14 ст. 15 и п. 1 ст. 23 ФЗ «О статусе военнослужащих» являются ошибочными.
Согласно п. 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 23 этого же Федерального закона военнослужащие — граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счёт средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья, в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 этого Федерального закона.
Установив запрет на увольнение по состоянию здоровья военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, без их согласия до обеспечения жильём, законодатель в ст. 23 вышеназванного Федерального закона одновременно возложил на федеральные органы исполнительной власти, в которой предусмотрена военная служба, обязанность по обеспечению указанных военнослужащих жилыми помещениями при перемене места жительства за счёт средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья. Указания об увольнении таких военнослужащих с последующим обеспечением жилыми помещениями по избранному месту жительства в данной правовой норме не содержится.
По делу установлено, что на момент увольнения К. по месту службы жилым помещением обеспечен не был, с 2003 г. осуществлял поднаём жилья и изъявил желание реализовать свое право на жильё путем получения жилого помещения в избранном для постоянного проживания после увольнения с военной службы месте, отличном от места прохождения им военной службы, в г. Москве.
Кроме того, как видно из материалов дела, К. предлагалось жильё, но в местах, отличных от избранного им для постоянного проживания. К тому же часть этих предложений не носили реальный характер, на некоторые из них К. соглашался, однако они не были реализованы по независящим от него причинам.
Признание военно-врачебной комиссией военнослужащего, имеющего воинское звание офицера, ограниченно годным к военной службе на основании подп. «б» п. 3 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» даёт ему право, но не обязывает досрочно уволиться с военной службы. Это не лишает его права продолжать военную службу на должности, позволяющей выполнять соответствующие состоянию здоровья воинские обязанности.
Следовательно, не соглашаясь с увольнением до обеспечения жильём, К. свободно избрал вариант реализации права на жилище путём получения жилого помещения в период дальнейшего прохождения военной службы.
При таких обстоятельствах законных оснований для его увольнения с военной службы у командования не имелось, а выводы судов об обратном являются необоснованными.

Главное не давайте согласие об увольнение из части (полка) и исключения из её списков, не решив жилищный вопрос. Закон на Вашей стороне.

Для работников предпенсионного возраста гарантировано продление или заключение новых контрактов (далее — продление контрактов) до достижения ими общеустановленного пенсионного возраста .

Определяем предпенсионный возраст

Предпенсионным считается возраст, когда работнику остается два года до пенсии по возрасту на общих основаниях .

С 01.01.2017 в Республике Беларусь началось поэтапное увеличение общеустановленного пенсионного возраста. Также поэтапно стал расти предпенсионный возраст .

На заметку
Пенсионный возраст ежегодно повышается на 6 месяцев до достижения мужчинами 63 лет, а женщинами 58 лет
.

Пример 1
В 2018 году пенсионный возраст для женщин составит 56 лет, соответственно предпенсионный возраст — 54 года. В 2019 году пенсионный возраст будет 56 лет и 6 месяцев, а предпенсионный — 54 года и 6 месяцев.

Ежегодное повышение предпенсионного и пенсионного возраста смотрите в таблице.

Год выхода на пенсию Возраст мужчин Возраст женщин
Предпенсионный Пенсионный Предпенсионный Пенсионный
2017 58 лет 6 месяцев 60 лет 6 месяцев 53 года 6 месяцев 55 лет 6 месяцев
2018 59 лет 61 год 54 года 56 лет
2019 59 лет 6 месяцев 61 год 6 месяцев 54 года 6 месяцев 56 лет 6 месяцев
2020 60 лет 62 года 55 лет 57 лет
2021 60 лет 6 месяцев 62 года 6 месяцев 55 лет 6 месяцев 57 лет 6 месяцев
2022 61 год 63 года 56 лет 58 лет

На заметку
Отметим, что в коллективном договоре, соглашении может быть установлен более ранний возраст, с которого работнику гарантируется продление контракта до достижения общеустановленного пенсионного возраста .

Пример 2
В строительной отрасли для работников предпенсионного возраста установлена гарантия в виде продления с ними контракта за три года до наступления общеустановленного пенсионного возраста
. Данная гарантия действует в отношении всех работников отрасли .

Соблюдаем правила продления контракта

Гарантия по продлению контракта предоставляется работникам предпенсионного возраста, которые добросовестно относятся к работе и не допускают нарушений исполнительской и производственно-технологической дисциплины .

При этом, продлевая контракт, наниматель обязан соблюдать минимальный срок его продления. Он составляет один год. Однако с письменного согласия работника возможно продление контракта на срок менее года .

Пример 3
Контракт работницы предпенсионного возраста истекает 11.09.2017. При этом пенсионного возраста она достигнет 24.07.2018. Если работница выразит желание продлить контракт только до наступления пенсионного возраста, контракт с ней можно продлить до 24.07.2018, а не на год до 10.09.2018.

Если работник желает продлить контракт на меньший срок, он может:

— подать соответствующее заявление нанимателю;

— на самом уведомлении написать, что отказывается продлить контракт на предложенный срок, и указать желаемый срок продления контракта.

При этом нужно помнить про максимальный срок действия контракта. С момента заключения данный срок с учетом всех продлений не должен превышать пять лет . В случае его истечения надо заключить новый контракт на срок не менее одного года .

На заметку
Наниматель обязан не позднее чем за один месяц до истечения срока действия контракта письменно предупредить работника о продлении контракта .

Продлеваем контракт несколько раз

В некоторых случаях нанимателю придется продлевать контракт несколько раз. Это связано с тем, что на дату окончания срока действия уже продленного контракта пенсионный возраст увеличится. Однако наниматель может посчитать, в каком возрасте работник выйдет на пенсию, и сразу до этого возраста продлить с ним контракт.

Пример 4
Срок действия контракта с женщиной предпенсионного возраста (дата рождения 01.02.1964) истекает 20.08.2017. С такой работницей наниматель может продлевать контракт два раза:
— первый раз контракт продлевается до исполнения женщине 55 лет и 6 месяцев (установленный в 2017 году пенсионный возраст), то есть до 01.08.2019;
— второй раз контракт продлевается до исполнения женщине 56 лет и 6 месяцев (установленный в 2019 году пенсионный возраст), то есть до 01.08.2020.
Кроме того, наниматель имеет право продлить контракт сразу до 01.08.2020, а не поэтапно.

Продлеваем контракт работнику предпенсионного возраста, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком

На практике может возникнуть ситуация, когда лицо предпенсионного возраста находится в отпуске по уходу за ребенком (например, бабушка). Чтобы правильно продлить контракт в данной ситуации, нанимателю необходимо выяснить, кем приходится данное лицо ребенку.

Если в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет находится лицо, не приходящееся ребенку матерью (отцом, опекуном), наниматель обязан продлить контракт только до достижения этим лицом пенсионного возраста .

Пример 5
Женщина предпенсионного возраста (дата рождения 10.06.1962) обратилась к нанимателю с просьбой о предоставлении ей отпуска по уходу за ребенком (внуком) до достижения им возраста трех лет. Так как контракт с ней истекает 04.09.2017, она попросила также продлить его до достижения ребенком возраста трех лет, а именно до 15.06.2019 (дата рождения ребенка 15.06.2016).
Так как женщина, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком, приходится ему бабушкой, наниматель имеет право, но не обязан продлевать контракт до достижения ребенком возраста трех лет.
В данной ситуации наниматель обязан продлить контракт как минимум до достижения работницей пенсионного возраста, то есть до 10.06.2018. Но для этого необходимо ее согласие. При отсутствии согласия контракт продлевается на минимальный срок, то есть на один год — до 04.09.2018.

Однако если лицо является матерью (отцом, опекуном) ребенка, контракт необходимо продлить по общим правилам для данной категории лиц. То есть не менее чем до окончания отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет . После выхода на работу с согласия такого лица необходимо продлить контракт на срок не менее чем до достижения ребенком возраста пяти лет .

Пример 6
Срок действия контракта с мужчиной предпенсионного возраста (дата рождения 15.08.1957) истекает 10.07.2017. По общему правилу наниматель обязан продлить с ним контракт до наступления возраста, дающего право на пенсию по возрасту, но не менее чем на один год.
Право на пенсию у данного мужчины возникнет 15.08.2018, когда ему исполнится 61 год. Соответственно, по общему правилу контракт с ним наниматель должен продлить до 15.08.2018.
Однако мужчина является отцом ребенка, родившегося 15.06.2016, и он подал заявление о предоставлении ему отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
В данной ситуации наниматель обязан продлить мужчине контракт до достижения его ребенком возраста трех лет, то есть до 15.06.2019. Кроме того, после выхода на работу с согласия работника наниматель обязан будет продлить контракт на срок не менее чем до достижения ребенком возраста пяти лет, то есть до 15.06.2021.

Верховный суд России защитил право военных честно служить отечеству до самой пенсии.

Решение высшей инстанции можно назвать неожиданным и сенсационным: командование обязано автоматически продлевать контракт со служивым, если не случилось чего-то экстраординарного. Хочет человек быть в строю - пусть будет.

Возможно, для правоведов это не новость. Однако немало воинских начальников до сих пор и не подозревало, что не им решать, кого оставлять без пенсии. Отсюда масса маленьких трагедий, когда человек лишался погон буквально за пару шагов до пенсии. Одно из таких дел послужило поводом для разъяснений Верховного суда страны.

Пример коллегам подал военный связист Б., служивший на Северном флоте. Офицер набрал около 17 лет выслуги, когда подошел к концу срок очередного контракта. Каких-то видимых причин, чтобы увольняться, у 30-летнего офицера не было. В феврале прошлого года он подал по команде рапорт о переводе в другую часть на должность зам начальника узла связи, после чего прошел аттестационную комиссию. Она дала "добро". В марте соответствующее представление было направлено начальнику морской авиации Северного флота. А в апреле заявитель попросил продлить с ним контракт, который истекал вот-вот. Казалось бы, это чистая формальность. Тем более что уже, как говорится, закрутился перевод на новую должность. Однако командование неожиданно взбрыкнуло, иначе не скажешь. Оно не продлило контракт. Мол, ваше время вышло, товарищ командир. Военный связист был отправлен в отставку без права на военную пенсию.

Цинизм ситуации в том, что отставленный военный фактически начинает жизнь с нуля: его пенсионная выслуга сгорает. Ведь пока он служил, никто не отчислял в Пенсионный фонд ни копейки: деньги военным пенсионерам идут через военное ведомство. А на "гражданке" система другая: с каждой зарплаты человека определенный процент уходит в Пенсионный фонд, где деньги, так сказать, складываются и хранятся до старости.

Военному связисту было 30 лет, большую часть жизни он отдал службе. Но получилось так, что никто ему ничего не должен. Военное ведомство избавилось от него, а в гражданском собесе для него ничего не прибавилось.

Любому отставнику необходимо время, чтобы вписаться в гражданскую жизнь: найти хорошую работу, обрасти связями, пустить штатские корни. Многие служивые предпочитают все-таки дотянуть до военной пенсии, чтобы она грела на первых порах гражданской жизни. Как теперь выясняется, желание выслужить пенсион не мечта, а святое право каждого человека в погонах. Верховный суд пояснил, что военнослужащие, проходящие службу по контракту, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".

К слову, такие основания могут быть плохими, нормальными или хорошими. Плохие, если, скажем, человека осудили за преступление. Нормальные, с правой точки зрения, если, допустим, служить человеку мешают какие-то семейные обстоятельства или здоровье его уже подводит. Здесь ни к нему нет претензий, и он, как правило, не в претензии: житейская ситуация. Хорошие, когда военного, например, избрали депутатом Госдумы. Еще бывают так называемые оргштатные мероприятия: реорганизации или сокращения. Это отдельная история.

В случае с Б. военные чиновники придрались, что он подал рапорт о продлении контракта менее, чем за 3 месяца до истечения его срока. Строго говоря, была немного нарушена установленная процедура. Однако Верховный суд пояснил, что нарушение процедуры не дает право нарушать закон.

А определение № 210-В11-9 включено в обзор судебной практики, в качестве назидания судьям и военным начальникам.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным федеральным законом.

Решением Североморского гарнизонного военного суда от 3 сентября 2010 г. удовлетворено заявление Б., в котором он просил признать незаконными приказ командующего Северным флотом об увольнении его с военной службы в запас по истечении срока контракта и приказ командира воинской части об исключении его из списков личного состава воинской части, а также обязать командира части заключить с ним новый контракт о прохождении военной службы.

Кассационным определением Северного флотского военного суда от 21 октября 2010 г. решение суда отменено и принято новое решение об отказе в удовлетворении заявления.

В надзорной жалобе Б., утверждая, что действующим законодательством предусмотрено право проходить военную службу до достижения предельного возраста пребывания на ней, просил кассационное определение отменить, оставив в силе решение гарнизонного военного суда.

Рассмотрев материалы гражданского дела и доводы надзорной жалобы, Военная коллегия нашла жалобу подлежащей удовлетворению.

Из материалов дела следует, что заявитель, 1980 года рождения, общая продолжительность военной службы которого в льготном исчислении составляет менее 17 лет, после получения согласия 15 февраля 2010 г. обратился по команде с рапортом о переводе в другую воинскую часть на должность заместителя начальника узла связи, после чего в отношении его состоялось заседание аттестационной комиссии о целесообразности перевода и было подготовлено соответствующее представление, которое вместе с другими документами 3 марта 2010 г. было направлено начальнику морской авиации Северного флота для принятия решения.

27 апреля 2010 г., до истечения срока действующего контракта, заявитель изъявил желание заключить новый контракт.

Следовательно, Б., не достигший предельного возраста пребывания на военной службе и не имеющий права на пенсию, надлежащим образом выразил свое желание проходить военную службу по контракту после истечения срока действующего контракта.

Согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".

В соответствии с п. 10 ст. 9 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащему, не достигшему предельного возраста пребывания на военной службе, не может быть отказано в заключении нового контракта, за исключением случаев, когда он подлежит досрочному увольнению с военной службы по основаниям, установленным Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", а также при наличии оснований, указанных в п. 3 ст. 4 Положения о порядке прохождения военной службы.

Командованием не представлено в судебном заседании данных о наличии оснований, установленных в Федеральном законе и Положении о порядке прохождения военной службы, для досрочного увольнения заявителя с военной службы.

При таких данных законные основания для увольнения Б. с военной службы по истечении срока контракта и отказа в заключении нового контракта отсутствовали.

Обращение Б. с рапортом о заключении нового контракта менее чем за три месяца до истечения срока действующего контракта в силу п. 11 ст. 9 Положения о порядке прохождения военной службы не препятствовало заключению с ним такого контракта. При этом содержащееся в п. 8 ст. 9 Положения требование о сроке принятия командованием решения относительно заключения с военнослужащим контракта определяет порядок действий командования, то есть процедурный вопрос, и не ограничивает период, в течение которого военнослужащий вправе изъявить желание заключить новый контракт.

Таким образом, увольнение Б. в запас по истечении срока контракта и отказ в заключении нового контракта являются незаконными, а вывод суда кассационной инстанции об обратном свидетельствует о неправильном толковании им закона.

Поскольку допущенные судом кассационной инстанции нарушения норм материального права повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав заявителя, Военная коллегия Верховного Суда РФ отменила кассационное определение Северного флотского военного суда от 21 октября 2010 г. и оставила в силе решение Североморского гарнизонного военного суда от 3 сентября 2010 г.

Читайте также: