Негосударственные пенсионные фонды как участники социального страхования

Система пенсионного обеспечения претерпевает в нашей стране регулярные изменения, ее реформа не прекращается ни на год. Обязательное пенсионное страхование позволяет не только обеспечить пенсионеров, но и скопить средства будущим получателям пенсий.

НПФ – это одно из средств осуществления таких накоплений и обеспечения будущим старикам их достойной в финансовом отношении старости. Что же это такое, как работает, и как сотрудничать с такими организациями – поговорим в статье.

Бесплатно по России

Общая информация

Аббревиатура НПФ является общепринятой и расшифровывается как негосударственный пенсионный фонд. В более широком смысле к этому понятию также относят и управляющие организации, которые созданы в целях управления тем или иным фондом.


Как устроен негосударственный пенсионный фонд

Управлять накоплениями граждан на будущий заслуженный отдых в соответствии с законом может лишь организация. Предприниматель или физическое лицо в целях исключения рисков не могут осуществлять подобную деятельность.

Ранее такая организация создавалась в некоммерческой форме. С 2016 года все эти фонды должны были быть реорганизованы в акционерные. Исключение – не осуществление деятельности в рамках обязательного страхования, а только добровольного. Но и в последнем случае с 2019 года такое компании должны были быть преобразованы.

Для начала деятельности компания должны пройти регистрацию, а после обратиться в Центробанк с заявлением о выдаче лицензии и соответствующим пакетом документов. После получения разрешения фонд может привлекать клиентов, управлять их накоплениями. При этом вся деятельность должна строго подчиняться законодательным требованиям.

Какими законами регулируется работа фонда

Деятельность рассматриваемых фондов влияет не только на размер и вообще возможность получения будущим пенсионером накопительной части пенсии, но и на стабильность всей государственной пенсионной системы в целом. Следовательно, со стороны государство необходимо правовое регулирование создания и работы таких организаций.

Базовым нормативным документом в этой сфере является закон, регулируются систему пенсионного страхования, он имеет номер 167-ФЗ и был подписан Президентом 15.12.2001. После издания акта он претерпел многочисленные изменения, которые следует учитывать.

Непосредственно работу фондов регламентирует закон 75-ФЗ от 07.05.1998 также в свежей редакции.

Документом установлены:

  • основные термины;
  • порядок создания и функционирования фондов;
  • гарантии исполнения ими своих обязательств;
  • основные правила инвестирования;
  • предоставление им отчетности и ведение учета;
  • правила контроля за его деятельностью;
  • прекращение его работы;
  • порядок реорганизации при необходимости.

Поскольку контролирующим государственным органом в сфере деятельности фонда выступает Банк России, то в пределах своей компетенции он также издает правовые акты.

В частности, его инструкциями и указаниями регулируются:

  • правила выдачи лицензии (перечень необходимых документов, требования к соискателям, процедура);
  • порядок предоставления сведений из реестра лицензий;
  • типовые формы (например, страховых правил фондов) и др.

Также некоторые процедурные вопросы в части накоплений (их размещение, перевод из одной организации в другую и т.п.) регламентируются актами Правительства РФ.

Специфика деятельности

Законодательное понятие НПФ предполагает, что фонд может заниматься исключительно управлением средств населения в рамках обязательного пенсионного страхования или негосударственного обеспечения будущих и действующих пенсионеров. Никакого другого вида экономической деятельности фондов законодатель не допускает.

Работа управляющих организаций заключается в привлечении средств со стороны работающих граждан и их дальнейшее инвестирование. Средства могут вкладываться в реализацию проектов, ценные бумаги и облигации, в некоторых случаях – размещаться на депозит.

Активы, полученные в результате такого инвестирования, расходуются на вознаграждение самой управляющей организации, а также на увеличение будущего пособия вкладчиков фонда.

Как стать клиентом НПФ

Основным документом, регламентирующим отношения между управляющей накоплениями организацией и ее клиентом, является договор. Он должен быть заключен как в отношении обязательных отчислений, так и в случае накопления средств на будущее негосударственное пособие.

Заключить такой договор можно указанными на официальном сайте компании способами:

  1. В любом случае это можно сделать при посещении ее офиса. Однако это не всегда удобно, поскольку офис может располагаться далеко от места нахождения вкладчика, либо отсутствовать в населенном пункте вовсе.
  2. Через представителя компании, которые на систематической основе посещают различные трудовые коллективы организаций и предприятий. На встрече участникам, как правила, предлагается к подписанию соответствующий договор.
  3. Визит в компанию-партнер фонда. Часто встречается, что учредителем фонда является крупный банк или коммерческая компания с офисами по всей стране. В этом случае при наличии предложения можно заключить договор, посетив офис этого учредителя (партнера). Например, фонд Сбербанка или Открытие предоставляют возможность заключить договор в любом офисе одноименных кредитных организаций.

После заключения договора с НПФ до 1 декабря этого же года следует направить в Пенсионный Фонд РФ заявление о переводе накоплений (имеющихся и будущих) в конкретную компанию. Часто обязанность по направлению такого заявления берет на себя сам фонд, гражданину же остается только подписать готовый документ при оформлении отношений с фондом.

Переводить ли накопления в НПФ

Однозначно ответить на вопрос, целесообразно ли иметь «копилку» в негосударственном фонде, не представляется возможным. Инвестиционная деятельность таких организаций имеет определенные риски, и во всяком их доходность зависит от множества факторов.

Выбор конкретного фонда также играет важную роль, некоторые из них принесли застрахованным лицам доход более 10% годовых, другие – оставили в минусе по сравнению с теми, кто хранит свои деньги в ПФ РФ.


Особенности вклада

Рассмотрим основные преимущества и возможные риски вклада будущего пособия в негосударственные управляющие организации в таблице:

ПлюсыМинусы
Все накопления застрахованы, потому граждане гарантированно не потеряют ихПри смене фонда чаще, чем раз в 5 лет, гражданин может потерять инвестиционный доход
Доходность инвестиционной деятельности НПФ может быть выше фонда, выбранного государствомВ случае перехода в другой фонд менее чем через 5 лет убытки, полученные в результате инвестирования, могут лечь на плечи застрахованного лица
Диверсификация будущего дохода (средства будут выплачиваться не только со стороны государства, но и от управляющего фонда)Необходимость совершения дополнительных действий по заключению договора и написанию заявления в ПФР
Возможность передать накопленные средства по наследству или использовать их иным образом в установленных законом случаяхДлительный срок до получения выплат приводит к рискам прекращения фондом деятельности (что не скажется серьезным образом на сбережениях лица)
Возможность влиять на размер доходов при выходе на заслуженный отдых
Удобство контроля за состоянием индивидуального лицевого счета на официальном сайте фонда
Инвестирование осуществляется только в надежные источники, определяемые в общем виде государством

Как выбрать НПФ и заключить договор

Выбор компании, управляющей обязательными или добровольными отчислениями на будущую пенсию, остается правом самого гражданина.

Он может осуществлять его по целому ряду критериев:

10 лучших организаций по доходности и надежности

По результатам деятельности за 2018 год наибольший доход своим вкладчикам в результате вложения их денег принесли в порядке уменьшения следующие фонды:

  1. ГАЗФОНД пенсионные накопления.
  2. ГАЗФОНД.
  3. Сургутнефтегаз.
  4. Стройкомплекс.
  5. Ингосстрах-Пенсия.
  6. Согласие.
  7. Межрегиональный НПФ «АКВИЛОН».
  8. ТРАДИЦИЯ.
  9. ВТБ Пенсионный фонд.
  10. Газпромбанк-фонд.

Информация представлена по материалам сведений, публикуемых Банком России на официальном сайте ведомства.

Как перевести средства из ПФР в НПФ: пошаговая инструкция

Переводить средства из одного фонда в другой, из государственного в частное гражданин имеет полное право, но не чаще 1 раза в год. Хотя частая смена фондов чревата потерей инвестиционного дохода или даже потерей части средств (если инвестирование принесло убыток).

Для смены управляющей накоплениями организации необходимо выполнить следующие действия:

  1. Выбрать фонд (критерии выбора остаются за гражданином).
  2. Заключение договора с фондом.
  3. Заполнение заявления о переводе средств.
  4. Направление заявления в ПФ РФ.

Обратиться в ПФ с таким заявлением можно следующими способами:

  • через портал государственных и муниципальных услуг (для этого необходимо иметь верифицированный аккаунт);
  • в территориальном органе Пенсионного Фонда России;
  • через многофункциональный центр (о возможности получения этой услуги можно предварительно узнать по телефону или на официальной странице центра в интернете).

Заявление должно быть направлено в ПФР до 1 декабря года, предшествующего переводу средств в другой НПФ.

Могут ли НПФ лишить лицензии и что делать клиенту, если это произошло

Государственное разрешение на осуществление деятельности НПФ может быть отозвано в случае выявления нарушений в деятельности такой организации. Но опасаться этого не стоит, поскольку все средства гражданина в сохраненном виде вернутся в ПФР. При этом целым останется и инвестиционный доход (при его наличии).

Гражданин, которого коснулась подобная ситуация, вправе не предпринимать никаких действий. В этом случае все средства будут находиться под управлением ПФР и передаваться для инвестирования в организацию по своему определению. Также за застрахованным остается право выбрать иной НПФ, который продолжит управлять его накоплениями. При выборе нового управляющего стоит взвесить его надежность и доходность.


Итак, негосударственные фонды по управлению пенсионными накоплениями россиян являются одним из инструментов формированиями последними своих будущих доходов. Деятельность фондов строго регламентирована законодательством и застрахована. Максимальный риск для граждан при выборе этого способа накопления заключается в отсутствии инвестиционного дохода. При этом гражданин всегда имеет возможность поменять один фонд на другой или перевести средства из государственного управление под управление НПФ.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть интересное видео по теме:


Сегодняшняя пенсионная система рассчитана не только на гарантированное материальное обеспечение в будущем, но и на получение увеличенных выплат по старости. Негосударственное пенсионное страхование – один из видов пенсий, который позволяет самостоятельно формировать свой достаток в старости. Рассмотрим особенности данного страхования, его достоинства и возможности.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 302-76-93. Это быстро и бесплатно !

Что это такое?

Тем, кто в старости хочет получать достойную пенсию, приходится уже сейчас самостоятельно заботиться о своем будущем материальном обеспечении. Страховые пенсии, выплачиваемые ПФР, чаще всего оказываются недостаточными для поддержания нормального уровня жизни.

Именно поэтому Негосударственными пенсионными фондами были запущены специальные программы, позволяющие гражданам самостоятельно управлять накоплениями и решать, каким будет их финансовый достаток в будущем.

Одна из таких программ – негосударственное пенсионное страхование. Оно дает возможность получать в старости дополнительные выплаты к основной пенсии. Чтобы получать негосударственные выплаты, нужно заключить договор с Негосударственным пенсионным фондом. Размер будущих доплат будет зависеть от нескольких факторов:

  • выбора НПФ;
  • индивидуальной программы, предложенной фондом;
  • размера взносов.

Данная схема пенсионного обеспечения построена так, что ее участник сам может выбрать индивидуальный план, на основе которого его взносы будут постепенно расти за счет инвестиций в ценные бумаги.

Участниками негосударственного обеспечения являются:

  1. Негосударственный фонд. Его деятельность регулируется законом «О Негосударственных пенсионных фондах» и направлена на инвестирование взносов вкладчиков в целях увеличения пенсий участников системы.
  2. Вкладчик. Он уплачивает взносы. Вкладчиком может выступать как юридическое, так и физическое лицо.
  3. Участник. Это тот, кто по договору получает пенсию.

Обязательно ли переводить пенсию в НПФ?

Негосударственное страхование – дело добровольное. Будущий получатель пенсии по своему усмотрению может формировать свой пенсионный счет – сохранять средства в государственном фонде или же переводить их в НПФ.

Пенсия, лежащая на счете Госфонда, не инвестируется, а только индексируется. Как правило, это происходит 1 раз в год.

Средства, переведенные в НПФ увеличиваются посредством их инвестирования фондом в ценные бумаги и акции. Те, кто хочет не только формировать, но и ежегодно увеличивать свои накопления, могут заключить договор с НПФ. Если вас устраивает система работы ПФР, то к подписанию соглашения с НПФ вас никто не обязывает.

Отличия от государственного

  1. Чтобы заключить договор с НПФ и получать в будущем деньги по старости, не нужно нарабатывать минимальный трудовой стаж.
  2. Размер будущей пенсии не зависит от величины получаемой заработной платы и стажа трудовой деятельности.
  3. Сумма внесенных взносов в НПФ будет расти каждый год с учетом инвестиционного дохода. Средства страховой пенсии, выплачиваемой государством, не инвестируются, но ежегодно индексируются.
  4. Выплаты формируются за счет добровольных взносов участника программы или работодателя (если организация участвует в корпоративной программе обеспечения сотрудников).
  5. Застрахованное лицо в любой момент может расторгнуть соглашение о НПС, вернуть деньги или перевести их в другой фонд, в том числе и государственный.
  6. Участник системы может самостоятельно выбирать пенсионный план, согласно которому определяется минимальный размер взноса, его периодичность, а также способы выплаты средств.
  7. Участник или вкладчик может формировать не только свое обеспечение, но и обеспечение своих родственников, делая на их счет взносы.
  8. Средства, хранящиеся в Негосударственных фондах, можно передавать по наследству.
  9. В отличие от госстрахования, негосударственное обеспечение является добровольным.
  10. Негосударственное обеспечение осуществляется на основании заключенного соглашения между застрахованным лицом и НПФ. Обязательное пенсионное страхование от государства основывается на договоре с ПФР (подробнее о системе обязательного ПС рассказано тут).
к оглавлению ↑

Кто и когда может стать вкладчиком?

Заключить договор о НПО с Негосударственным фондом может любой совершеннолетний гражданин РФ. Программа дает возможность стать вкладчиком и определять свои будущие накопления даже тем, кто пока не работает. Получается, что заботиться о своих пенсионных выплатах можно уже с 18 лет.

Основные аспекты при выборе фонда и заключении договора

Для начала нужно выбрать надежный фонд. На первых этапах важно выяснить подробную информацию о компании, с которой вы собираетесь заключать договор. Главные критерии выбора:

Заключение договора происходит в несколько этапов:

  1. Выбрав фонд, нужно обратиться в его ближайших офис обслуживания и заполнить заявление. Вы также можете отправить заявку в режиме онлайн на официальном сайте фонда.
  2. Для подписания соглашения потребуются документы: паспорт и страховое свидетельство (где получить СНИЛС, читайте здесь, а в этой статье рассказано, как узнать номер страхового документа).
  3. В офисе компании вы выбираете пенсионный план, по которому будете вносить средства.
  4. На ваше имя открывают счет.
  5. По условиям договора вы вносите на него определенную сумму в установленный в соглашении период. Каждый год сумма, хранящаяся на личном счете, увеличивается за счет полученной инвестиционной прибыли фонда.
  6. При наступлении пенсионного возраста фонд рассчитывает вам пенсию в соответствии с выбранным вами планом.

Финансовые и временные затраты

Оформление такого вида пенсии не облагается пошлинами. Заключение договора между сторонами для юридических и физических лиц бесплатное. Если застрахованное лицо оформляет в НПФ не только негосударственную пенсию, но и переводит туда свою страховую часть, то процедура перевода может длится около 1-2 недель, так как НПФ потребуется время для согласования перевода всех средств из Пенсионного фонда России.

Такая система пенсионного обеспечения позволяет гражданам самостоятельно устанавливать размер будущих выплат по старости, управлять своими вложениями и увеличивать их.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2009, N 3

При всех положительных моментах системы обязательного пенсионного страхования она не в состоянии обеспечить уровень жизни пенсионеров, приближающийся к европейским стандартам. Пожалуй, ни в одной стране государственная пенсия не обеспечит человеку (если, конечно, он не является крупным госчиновником) достойный уровень жизни в преклонном возрасте. Это, по сути, пособие, чтобы не умереть с голода. "На Канары за эти деньги не поедешь, да и лечиться у хорошего врача вряд ли сможешь", - иронизирует международный финансовый консультант Исаак Беккер.

С января 2004 г. право на деятельность в качестве страховщиков по обязательному пенсионному страхованию получили негосударственные пенсионные фонды.

Таким образом, будущие пенсионеры получили право выбирать, кому доверить пенсионные накопления: частной управляющей компании (из тех, что получили право работать с пенсионными средствами по результатам ежегодно проводимого конкурса) или негосударственному пенсионному фонду, соответствующему предъявляемым Федеральным законом от 24.07.2002 N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" жестким требованиям надежности, квалификации и опыта работы.

Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) - особая некоммерческая организация социального обеспечения, специально созданная для пенсионного обеспечения населения. В соответствии с законодательством негосударственные пенсионные фонды осуществляют как добровольное (негосударственное) пенсионное обеспечение, так и формирование накопительной части трудовой пенсии (выступают в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию).

Участники негосударственного пенсионного страхования

Негосударственное пенсионное обеспечение является органичной составной частью пенсионной системы России. Добровольное пенсионное обеспечение осуществляется в весьма разнообразных формах как в виде пенсионных систем отдельных организаций, отраслей экономики и территорий, так и в виде личного пенсионного обеспечения граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в государственных пенсионных фондах.

В отличие от обязательного пенсионного страхования, где нормы страховых взносов и условия получения пенсий установлены законом, условия добровольного (негосударственного) пенсионного обеспечения определяются договором о негосударственном пенсионном обеспечении, который заключаете негосударственным пенсионным фондом или работодатель в пользу своих работников, или гражданин в свою пользу или в пользу своих близких.

Таким образом, пенсионер получает возможность иметь совместно с обязательными видами пенсионного обеспечения дополнительную добровольную пенсию, что позволит обеспечить ему достойную жизнь в пенсионном возрасте. Негосударственное пенсионное обеспечение населения осуществляется пенсионными фондами в двух основных формах - в форме пенсионных программ предприятий и в форме индивидуальных договоров негосударственного пенсионного обеспечения.

Деятельность НПФ регулируется Законом о негосударственных пенсионных фондах.

Упрощенная схема деятельности НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению выглядит так:

  • сбор денежных средств с граждан либо с организаций, которые готовы платить пенсионные взносы за своих работников;
  • ведение учета поступивших денежных средств и их распределение по именным счетам конкретных пенсионеров;
  • инвестирование денежных средств в целях их сохранения и прироста;
  • ведение учета прироста денежных средств и распределение его по именным счетам конкретных пенсионеров;
  • выплата пенсии пенсионеру по достижении пенсионного возраста.

Государство "отделило" фонд от денег, т.е. фонд не имеет права сам вкладывать денежные средства в ряд активов, они инвестируются через специализированные управляющие компании, которые подлежат государственному лицензированию и контролю. Таким образом, для большей надежности создана двухступенчатая система: фонд собирает деньги, но не может сам их вкладывать, а "работают" с этими деньгами специальные организации.

Фонды осуществляют обязательное страхование независимо от деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению. Чтобы работать в области обязательного пенсионного страхования, НПФ должен соответствовать следующим требованиям:

  • иметь опыт работы по негосударственному пенсионному обеспечению не менее 2 лет;
  • иметь опыт ведения одновременно не менее 5 тыс. именных пенсионных счетов участников в течение не менее одного года с 1 января 2004 г., а с 1 июля 2009 г. - не менее 20 тыс. именных пенсионных счетов;
  • величина денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда должна составлять с 1 января 2005 г. не менее 30 млн руб., а с 1 июля 2009 г. - не менее 50 млн руб.;
  • в целях обеспечения защиты прав участников совокупный вклад учредителей (вклад учредителя) фонда, внесенный в фонд денежными средствами, должен составлять не менее 3 млн руб. со дня введения в действие Закона о НПФ, а с 1 января 2005 г. - не менее 30 млн руб.;
  • не иметь актуарного дефицита по результатам актуарной оценки в течение не менее последних 2 лет деятельности;
  • не иметь фактов приостановления действия лицензии в течение последних 2 лет деятельности.

По добровольному пенсионному договору вкладчик обязуется уплачивать в фонд пенсионные взносы, а фонд накапливает эти взносы, инвестирует собранные средства, а потом за счет накопленных сумм (пенсионных резервов) выплачивает негосударственную, или дополнительную пенсию участникам. Чаще всего вкладчиком является предприятие (организация), а участниками - работники этого предприятия. Встречаются и вкладчики - физические лица, которые платят взносы либо в свою пользу (т.е. являются вкладчиками и участниками одновременно), либо в пользу своих родственников.

В отличие от банков, страховых компаний и паевых инвестиционных фондов преимуществом НПФ является то, что они - организации некоммерческие, а следовательно, доходы, зарабатываемые фондами, направляются на увеличение средств на пенсионных счетах для выплаты негосударственных пенсий участникам негосударственного пенсионного фонда, а не учредителям.

В связи с тем что в настоящее время наблюдается тенденция к увеличению количества применяемых фондом пенсионных схем и фактически постоянно дополняются и изменяются пенсионные правила НПФ, проанализируем требования к пенсионным схемам НПФ, применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения населения, которые должны соблюдаться при разработке пенсионных схем. Рассматривая пенсионную схему в общем виде, т.е. пенсионный продукт, предоставляемый НПФ для реализации той или иной программы негосударственного пенсионного обеспечения, остановимся на тех моментах, на которые необходимо обратить внимание при заключении пенсионного договора.

Применяемые НПФ пенсионные схемы являются основой правил фонда и подлежат обязательной регистрации в уполномоченном федеральном органе. Эти схемы должны соответствовать Требованиям к пенсионным схемам НПФ, применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения населения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.12.1999 N 1385 (далее - Требования).

Именно пенсионные схемы являются основой заключаемых фондом договоров о негосударственном пенсионном обеспечении (п. 2 Требований). А это значит, что произвольная трактовка фондом условий договоров негосударственного пенсионного обеспечения недопустима.

В названии пенсионных схем необходимо отразить их основные отличительные особенности (табл. 1), что является основой заключения договора.

Отличительные особенности пенсионных схем

Не допускается предусматривать в пенсионных схемах единовременного получения участником фонда средств, учтенных на его пенсионном счете, так как предназначение НПФ - выплата именно негосударственной пенсии и ничего иного.

Виды пенсионных схем представлены на рис. 2.

Виды пенсионных схем

В содержании каждой пенсионной схемы обязательно должны быть отражены основные положения (табл. 2).

Основные положения пенсионных схем

С финансовой точки зрения в деятельности НПФ имеется ряд особенностей, связанных в первую очередь с долгосрочностью пенсионных договоров. В связи с этим применение обычных методов финансового аудита при оценивании платежеспособности фонда невозможно. Их место занимает актуарное оценивание, под которым понимается прежде всего экспертиза соответствия пенсионных обязательств НПФ и их финансовых ресурсов. Актуарное оценивание обязательств фонда проводится по каждой действующей пенсионной схеме в соответствии с методикой актуарных расчетов, предусмотренной конкретной пенсионной схемой. Подавляющее большинство фондов использует следующую формулу расчета:

Sвык. = (Sвзн. + Imin + a x Ipr) - Sвып.,

где Sвык. - выкупная сумма;

Sвзн. - сумма взносов;

Imin - минимальный гарантированный доход;

Ipr - доход, начисленный фондом на пенсионный счет вкладчика (участника), сверх минимального гарантированного пенсионным договором дохода;

a - коэффициент, принимаемый в размере от 0 до 1 (0 Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.


Согласно ч.1 ст. 7 Конституции РФ, Россия является социальным государством, то есть государством, создающим условия для обеспечения достойной жизни и свободного развития человека[1]. Данное положение является нормой-целью, а конкретизация понятия социального государства – направлением развития РФ в данной сфере. Одним из проявлений реализации данного направления является функционирование внебюджетных фондов социального страхования. Они подразделяются на государственные и негосударственные. В настоящее время ведутся дискуссии об изменении статуса фондов, что, в конечном счете, повлияет на пенсионные выплаты социально незащищенным слоям населения.

Н.В. Миляков приводит следующее определение государственных внебюджетных фондов: « Государственный внебюджетный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение , социальное страхование , охрану здоровья и медицинскую помощь »[2], негосударственные фонды определяются как «особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное социальное обеспечение участников фонда на основании договоров с вкладчиками фонда в пользу участников фонда»[3].

В настоящее время существуют 3 федеральных государственных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд России (ПФР), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), территориальные фонды обязательного медицинского страхования в субъектах РФ (ТФОМС), Фонд социального страхования (ФСС). Среди негосударственных фондов самыми известными являются негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

Правовой статус фондов социального страхования регулируют:

  1. Положение о пенсионном фонде Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. №2122-I
  2. Гражданский, Налоговый и Бюджетный Кодексы РФ
  3. Федеральный Закон от 29 ноября 2010 г. «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»
  4. Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. «О фонде социального страхования Российской Федерации»
  5. Постановление Правительства РФ от 29 апреля 1994 г. «Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования»
  6. Федеральный Закон от 7 мая 1998 г. «О негосударственных пенсионных фондах»

Целью создания внебюджетных фондов является реализация указанных в Конституции прав граждан на социальное обеспечение и социальную защиту, то есть средства этих фондов носят целевой характер: они не могут быть изъяты и перенаправлены на какие-либо иные цели.

Внебюджетные фонды, как следует из их названия, образуются и расходуются независимо от федерального и регионального бюджетов, управляются органами государственной власти РФ, но подконтрольны финансовым органам.

Порядок составления и утверждения бюджета фонда определен в Бюджетном кодексе. Отчет об исполнении бюджета фонда представляется Правительством РФ или органом исполнительной власти РФ на рассмотрение Федеральному Собранию или законодательному (представительному) органу субъекта РФ соответственно.

На первый взгляд, ПФР, ФФОМС и ФСС имеют общую цель деятельности: обеспечение реализации социальных прав граждан РФ, выполнение социальных задач РФ, но в соответствующих актах содержатся разные формулировки правового статуса фондов[4].

ПФР – финансово-кредитное учреждение , осуществляющее деятельность в соответствии с законодательством РФ[5].

ФФОМС – самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение , реализующее государственную политику в области обязательного медицинского страхования[6].

ФСС – специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ , управляющее средствами социального страхования[7].

Цель и сущность деятельности государственных фондов одинаковы, но различается их правовой статус. Это вызвано тем, что нормативные акты, регулирующие данные организации, принимались в разное время, и авторы не согласовывали их тексты. Но анализ данных актов позволяет выявить следующие сходства правового статуса государственных фондов:

  1. Осуществляют управление финансами социальной сферы, однако не входят в систему федеральных органов исполнительной власти.
  2. Назначаются Правительством РФ (ПФР, ФФОМС) или его председателем (ФСС).
  3. Целевой характер деятельности.
  4. Полномочия по изданию нормативно-правовых актов по вопросам своего ведения. Акты подлежат государственной регистрации в Министерстве Юстиции и опубликованию.

Данные характеристики государственных внебюджетных фондов говорят об их схожести с органами исполнительной власти. Однако они являются и юридическими лицами[8].

Что касается негосударственных фондов социального страхования, то они являются некоммерческими организациями. Их статус регулируется Федеральными законами «О некоммерческих организациях», «Об общественных объединениях», «О негосударственных пенсионных фондах».

Получается, что государственные внебюджетные фонды занимают промежуточное положение между органами исполнительной власти и некоммерческими организациями, однако в их деятельности более выражено публично-правовое начало.

После того, как в общих чертах понятна характеристика государственных социальных фондов, в частности, ПФР, необходимо осветить статус негосударственных пенсионных фондов (НПФ). В ч.1 ст. 2 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» дается следующее определение: «Негосударственный пенсионный фонд — организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательное пенсионное страхование. Такая деятельность осуществляется фондом на основании лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию»[9].

Деятельность НПФ регулируется, помимо Конституции, Гражданского Кодекса и Налогового Кодекса, Федеральными законами «О негосударственных пенсионных фондах», «О некоммерческих организациях». НПФ действует на основе лицензии. В его задачи входит формирование, учет, накопление и распределение денежных средств между гражданами-вкладчиками по договору пенсионного обеспечения.

Остановимся подробнее на правовом статусе ПФР и НПФ. Так, ПФР имеет следующие полномочия:

— сбор, аккумуляцию, капитализацию и расходование денежных средств, контроль за их поступлением и расходованием;

— организация деятельности по взысканию с работодателей в случае, если по их вине был причинен вред здоровью работникам;

— международное сотрудничество по вопросам пенсионного обеспечения;

— статистическая и научная деятельность по вопросам своего ведения;

— юридическая консультация граждан, ведение разъяснительной работы по вопросам своей компетенции.

ПФР, как уже было сказано, подконтролен подотчетен Правительству, правление ПФР отвечает за выполнение задач Фонда[10].

Работники ПФР несут в зависимости от характера правонарушения гражданско-правовую, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность согласно Кодексу этики и служебного поведения работника системы Пенсионного фонда Российской Федерации, то есть аналогично с другими государственными служащими[11].

При совершении правонарушения в социально-обеспечительных отношениях ответственность наступает только в случаях, если имеет место: противоправное поведение лица, его виновность в этом, наступление имущественного вреда и причинно-следственная связь между правонарушением и наступившими последствиями. Таким образом, если имеет место правонарушение, но вследствие него имущественный вред не нанесен, то юридическая ответственность не возникает. Это связано с тем, что в праве социального обеспечения чаще всего применяются 2 вида санкций: правовосстановительные и правоограничительные. Ответственность ПФР, в свою очередь, имеет специфические черты:

  1. Недостаточно детально урегулирован механизм привлечения к ответственности ПФР
  2. Неясен механизм установления причинно-следственной связи. Такая проблема решается, исходя из судебной практики по аналогичным делам, чего не должно быть.[12]

— исполнять обязательства по договору, заключаемому со вкладчиком;

— осуществлять учет вкладов, предоставлять необходимую информацию вкладчикам;

-не принимать в одностороннем порядке решения, нарушающие права вкладчиков, участников и застрахованных лиц[13].

Фонд несет ответственность в соответствии с гражданским законодательством. Предусматривается административная ответственность НПФ за нарушения требований законодательства, касающиеся его деятельности (ст. 15.29 КоАП РФ)[14].

НПФ является некоммерческой организацией, и из этого следует первое его отличие от ПФР: преобладание частноправового начала регулирования. На НПФ распространяются все правила о некоммерческих организациях с учетом особенностей, установленных специальным Федеральным законом.

НПФ имеет право заниматься приносящей доход деятельностью, не противоречащей его уставу. По сути, целевое направление деятельности фонда – коммерческое использование денежных средств и распределение между вкладчиками полученных в результате этого доходов. В этом смысле НПФ близки в коммерческим организациям. Также следует отметить, что ПФР подотчетен Правительству РФ, а НПФ – Центральному Банку. [15]

Существуют 2 основных варианта получения негосударственных пенсий: бессрочные и срочные выплаты. В первом случае денежные средства начисляются в течение всего пенсионного возраста вкладчика до его смерти, но не могут быть переданы по наследству. Также возможны выплаты в течение определенного времени, и если вкладчик умирает раньше, чем кончается срок выплат, то средства, оставшиеся на его счете, переходят по наследству. Существует также возможность получить все накопленные средства единоразово.

Несомненными плюсами НПФ по сравнению с ПФР являются: возможность самому выбирать определенный фонд и режим начисления пенсии, государственное страхование вкладов. Однако НПФ не пользуется значительным доверием населения из-за их ненадежности: НПФ не гарантирует стабильный доход. Необходимо тщательно подходить к выбору фонда. [16]

А главное сходство ПФР и НПФ состоит в выполняемой ими функции: социальном обеспечении граждан в случаях, установленных договором (у НПФ) или законодательством (у ПФР). Фонды аккумулируют средства, получаемые от взносов, и распределяют их согласно уставу. Граждане могут добровольно делать взносы не только в НПФ, но и в ПФР в случаях, если они являются, например, индивидуальными предпринимателями, адвокатами и нотариусами.

Целью данной статьи было выяснение основных черт правового статуса государственных и негосударственных фондов социального страхования, их сходств и различий. В процессе работы стало ясно, что нормативное регулирование данного вопроса нуждается в реформировании, а именно в упорядочивании нормативно-правовой базы.

В настоящее время в науке ведутся дискуссии относительно того, следует ли придавать НПФ коммерческий статус.[17] С одной стороны, это позволило бы им активно использовать находящиеся у них денежные средства. Для этого предлагается преобразовать НПФ в особый вид акционерных обществ или реорганизовать их в структуру, схожую с паевыми инвестиционными фондами.

Однако, НПФ выполняет не только коммерческую, но и социально-значимую функцию: социальное обеспечение вкладчиков. Поэтому необходимо сохранить статус НПФ как некоммерческих организаций. В таком случае возможен государственный контроль над их деятельностью. Более того, такой контроль необходим, так как, охраняя вклады граждан в НПФ, государство выполняет свою функцию по социальной защите граждан.

Что касается нормативного регулирования статуса ПФР, ФСС и ФФОМС, то он регулируется подзаконными актами, которые были приняты в разное время и не унифицированы. Сходство в правовом статусе значительно, в связи с чем было бы целесообразно либо принять единый Федеральный закон, объединяющий и упорядочивающий положения старых источников, или унифицировать акты, регулирующие правовое положение государственных фондов для упорядочивания правоприменительной практики и уменьшения количества сорных ситуаций.

Список литературы:

  1. Конституция РФ // Собрание законодательства РФ. – 2014. — №31. – Ст. 4398.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Собрание законодательства РФ. – 2002. — №1. – Ст. 1.
  3. Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» // Собрание законодательства РФ. – 1998. — №19. – Ст. 2071.
  4. Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 2122-1 (ред. от 05.08.2000) «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» (вместе с «Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России)», «Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России)») // Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 1992. — №5. – Ст. 180.
  5. Постановление Правительства РФ от 29.07.1998 N 857 (ред. от 29.11.2016) «Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования» // Собрание законодательства РФ. – 1998. — №32. – Ст. 3902.
  6. Постановление Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 (ред. от 10.08.2016) «О Фонде социального страхования Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. – 1994. — №8. – Ст. 599.
  7. Постановление Правления ПФ РФ от 20.08.2013 N 189п (ред. от 11.11.2016) «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения работника системы Пенсионного фонда Российской Федерации СПС Консультант Плюс: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_153159/
  8. Кузин А.А. Правовой статус негосударственного пенсионного фонда // Социально-политические науки – 2012. – №2 – С.87-89.
  9. Люминарская С.В. Вопросы ответственности в праве социального обеспечения // Вестник Удмуртского университета – 2010. — №2. – С. 59-62.
  10. Мантурова Т.А. Правовой статус государственных внебюджетных фондов РФ // Вестник уральского института экономики, правления и права – 2016.– №1. — С.28-29.
  11. Мацкуляк И.Д. Государственные и муниципальные финансы – М: РАГС, 2007. – С.331.
  12. Миляков Н.В. Финансы: учебник 2-е изд — М.:ИНФРА-М, 2004. – С. 204.
  13. Мирошник С.В. Финансово-правовой режим социальных внебюджетных фондов // Пробелы в российском законодательстве – 2012. – №2. –С.274-275.
  14. Сургутскова Е.В. Основные проблемы негосударственных пенсионных фондов и перспективы негосударственного пенсионного обеспечения в России // Вестник Югорского государственного университета – 2015. — №38. – С.52-54.

[1] См.: Конституция РФ // Собрание законодательства РФ. – 2014. — №31. – Ст. 4398.

[2] Миляков Н.В. Финансы: учебник 2-е изд — М.:ИНФРА-М, 2004. – С.204.

[3] Мацкуляк И.Д. Государственные и муниципальные финансы – М: РАГС, 2007. – С. 331.

[4] См.: Мантурова Т.А. Правовой статус государственных внебюджетных фондов РФ // Вестник уральского института экономики, правления и права – 2016.– №1. — С.28-29.

[5] Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 2122-1 (ред. от 05.08.2000) «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» (вместе с «Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России)», «Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России)») // Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 1992. — №5. – Ст. 180.

[6] Постановление Правительства РФ от 29.07.1998 N 857 (ред. от 29.11.2016) «Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования» // Собрание законодательства РФ. – 1998. — №32. – Ст. 3902.

[7] Постановление Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 (ред. от 10.08.2016) «О Фонде социального страхования Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. – 1994. — №8. – Ст. 599.

[8] См.: Мирошник С.В. Финансово-правовой режим социальных внебюджетных фондов // Пробелы в российском законодательстве – 2012. – №2. –С.274-275.

[9] Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» // Собрание законодательства РФ. – 1998. — №19. – Ст. 2071.

[10] См.: Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 2122-1 (ред. от 05.08.2000) «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» (вместе с «Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России)», «Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России)») // Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 1992. — №5. – Ст. 180.

[11]См.: Постановление Правления ПФ РФ от 20.08.2013 N 189п (ред. от 11.11.2016) «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения работника системы Пенсионного фонда Российской Федерации СПС Консультант Плюс: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_153159/

[12] См. Люминарская С.В. Вопросы ответственности в праве социального обеспечения // Вестник Удмуртского университета – 2010. — №2. – С. 59-62.

[13]См.: Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» // Собрание законодательства РФ. – 1998. — №19. – Ст. 2071.

[14] См.: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Собрание законодательства РФ. – 2002. — №1. – Ст. 1.

[15] См.: Кузин А.А. Правовой статус негосударственного пенсионного фонда // Социально-политические науки – 2012. – №2. – С.87-89.

[16] См.: Сургутскова Е.В. Основные проблемы негосударственных пенсионных фондов и перспективы негосударственного пенсионного обеспечения в России // Вестник Югорского государственного университета – 2015. — №38. – С.52-54.

[17] См.: Кузин А.А. Правовой статус негосударственного пенсионного фонда // Социально-политические науки – 2012. – №2. – С.90.

Автор статьи — Бессонова Т.В., АБ «Антонов и партнеры»

Читайте также: