Негосударственный пенсионный фонд социальная защита старости

Роль любого правительства, в том числе и Российской Федерации, заключается в заботе о своих гражданах. Также одна из главных обязанностей государства — выплата пенсий лицам, которые не имеют возможности трудиться из-за старости или ряда других причин. Вопросами пенсионного обеспечения, помимо ПФР, занимаются также негосударственные фонды (НПФ).

Определение НПФ и негосударственной пенсии

Основной деятельностью Негосударственного пенсионного фонда (НПФ) является негосударственное пенсионное обеспечение граждан. Данную деятельность НПФ должен осуществлять, основываясь на лицензии, которая позволяет ему выполнять все вышеперечисленные обязанности.

Негосударственная пенсия — это денежные средства, которые выплачиваются гражданину от НПФ.

В ПФР размер и график пенсионных начислений устанавливается законодательно, а выплаты происходят по достижению пенсионного возраста. В то время как в НПФ гражданин сам определяет сумму и график своих взносов.

Значительным плюсом НПФ считается то, что накопления на счету будущего пенсионера складываются не только из взносов лица, но и благодаря ежегодному инвестиционному доходу НПФ.

Закон предусматривает возможность получения накопительной части пенсии в НПФ только после выхода на заслуженный отдых. До этого времени забрать накопления нельзя.

Досрочные выплаты из НПФ возможны для группы лиц, имеющих право на пенсию по льготным условиям. К ним относятся:

  • работающие на вредных производствах;
  • инвалиды 1–3 группы;
  • шахтеры;
  • педагоги, учителя;
  • работающие на Крайнем Севере;
  • служащие МЧС;
  • имеющие дело с радиацией, ядами.

Как работают НПФ?

Чтобы определить условия пенсионных выплат от НПФ, необходимо для начала выбрать тариф. На практике существует две основные схемы.

  • размер будущей пенсии гражданина устанавливается НПФ;
  • деньги будут поступать человеку с момента его выхода на пенсию и вплоть до самой смерти;
  • размер и график пенсионных выплат закрепляет договор сторон.

  • гражданин может сам определить срок своих выплат и прописать их в договоре;
  • по желанию человек сам определяет график получения своих денег;
  • размер выплат также должен быть прописан в договоре между клиентом и фондом.

Стоит уточнить, что данные схемы могут комбинировать и заменять по усмотрению обратившегося в фонд гражданина.

Правопреемникам умершего лица

Если гражданин, имевший накопления в НПФ, умер, забрать сбережения, включая доходы от инвестирования, могут правопреемники.

Основанием для получения накопительных пенсионных средств являются:

  • завещание умершего, в котором указано любое физическое лицо;
  • родственники первой очереди – дети, супруга, родители (по законодательству);
  • при их отсутствии правопреемниками становятся представители второй очереди – сестры, братья, бабушки, дедушки, внуки. Чтобы обналичить пенсионные накопления, необходимо подать заявление в НПФ в течение 6 месяцев после смерти гражданина.

Для открытия наследственного дела нужно представить такие документы :

  • заявление;
  • паспорт гражданина РФ;
  • документ, подтверждающий родство, – свидетельство о браке, о рождении;
  • СНИЛС умершего; свидетельство о смерти.

Кто может получить накопительную часть пенсии единовременно

Забрать из НПФ единоразовые выплаты можно при выполнении условий, оговоренных законодательством РФ. Возраст гражданина должен соответствовать требованию: начиная с 1967 года рождения и старше. Закон предусматривает денежные выплаты накопительной составляющей в случае:

  • получения минимальной пенсии по старости;
  • участия в программе софинансирования накоплений;
  • ежемесячной накопительной выплаты не более 5 процентов от пенсии по старости с учетом фиксированной части.

Единовременно забрать накопительную составляющую могут граждане, которые имеют:

  • сертификат на материнский капитал, используемый для увеличения НЧП;
  • пенсию по потере кормильца;
  • нетрудоспособность, связанную с инвалидностью;
  • недостаточный стаж для страховой пенсии по старости;
  • право на социальное государственное пенсионное обеспечение.

Как происходит выплата?

Первое, что нужно сделать гражданину, решившему формировать свою будущую пенсию в негосударственном фонде — обратиться в НПФ с соответствующим заявлением и подготовить все необходимые документы.

Первая выплата должна произвестись гражданином в 30-дневный срок после написания заявления.

Объём и сроки выплат определяются несколькими показателями:

  • правилами конкретного негосударственного пенсионного фонда;
  • выбранной гражданином пенсионной схемой;
  • количеством накопленных средств на момент оформления пенсии.

Пенсионер может получать денежные выплаты одним из перечисленных способов на своё усмотрение: банковская карта или счёт; почтовый перевод.

Размер государственной пенсии должен быть выше прожиточного минимума.

Плюсы и минусы

Решив обратиться в НПФ и доверить ему свои деньги, гражданин должен ответственно подойти к такому шагу, ведь у НПФ, как и в любой сфере, есть как свои плюсы, так и минусы.

К плюсам можно отнести:

  • будущий пенсионер может сам решать, сколько он будет перечислять в НПФ и в какой промежуток времени;
  • клиент может установить срок, с которого фонд будет перечислять ему пенсию, а также определить размер этих выплат;
  • человек, обратившийся в НПФ, может ещё на стадии подписании договора определить правопреемника своих накоплений;
  • любые взносы в НПФ можно расценивать, как долгосрочный денежный вклад, на который ко всему прочему ещё и начисляются проценты.

Главным плюсом НПФ в отличие от ПФР считается гибкость и свобода выбора, где каждый обратившийся самостоятельно определяет все условия.

  • индексация, проводимая НПФ, иногда не покрывает тех потерь финансовых накоплений, которые происходят из-за инфляции;
  • ввиду нестабильной ситуации в законодательстве невозможно предугадать, какие произойдут изменения в сфере деятельности НПФ;
  • вероятность попасться в руки мошенников, действующих от имени фонда. Они заманивают людей в свои организации различными обманными способами, поэтому обязательно нужно проверять НПФ на благонадёжность.

Если статья была полезна, ставьте лайк и подписывайтесь на канал!

Решением Советов НПФ «Социальная защита старости» (г. Магнитогорск) и НПФ «Первый национальный пенсионный фонд» (г. Москва) начата процедура консолидации фондов, которая завершится в конце 2012 года.

9 апреля2012 г. в Москве был подписан Договор о присоединении НПФ «СЗС» к НПФ «Первый национальный пенсионный фонд», определивший существенные условия, порядок и сроки реорганизации.

Учредители считают, что интеграция позволит фондам выйти на новый уровень взаимоотношений с клиентами, предложить им высокопрофессиональное обслуживание, основанное на многолетнем опыте и успешной практике.
Стратегия Первого национального пенсионного фонда призвана сохранить все самое ценное, что создано на частном пенсионном рынке, обеспечивая при этом высокие темпы развития и повышение надежности фонда для вкладчиков, участников и застрахованных лиц.

По словам Сергея Васильева, председателя совета директоров ИГ «Русские Фонды», основного учредителя Первого национального пенсионного фонда, «в результате реорганизации объединенный фонд займет лидирующие позиции в рыночном сегменте национального пенсионного рынка, обеспечив себе тем самым хорошие перспективы дальнейшего устойчивого развития».

По состоянию на 01.03.2012 г. размер собственного имущества НПФ «СЗС» составляет порядка 5,2 млрд. рублей. Таким образом, данная реорганизация является крупнейшей за всю историю российского пенсионного рынка.

ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», являющийся основным учредителем и вкладчиком НПФ «СЗС», по итогам реорганизации сохранит свое присутствие во всех органах управления, контроля и надзора объединенного фонда.

Как заявил генеральный директор ОАО «ММК» Борис Дубровский, «объединение фондов позволит им выйти на качественно новый уровень и создаст дополнительные возможности для эффективной совместной работы в интересах вкладчиков».

По итогам реорганизации собственное имущество объединенного фонда превысит 10,7 млрд. рублей, при этом пенсионные резервы составят порядка 4 млрд. рублей, пенсионные накопления – около 6,2 млрд. рублей. Количество участников по НПО на обслуживании достигнет 200 тысяч человек, в том числе, пенсионеров – 37 тысяч человек. Объединенный НПФ будет обслуживать более 150 тысяч застрахованных лиц, продолжая активно наращивать их число.

Справка

НПФ «Социальная защита старости» (г. Магнитогорск, лицензия ФСФР от 25 октября2005 г. № 27/2), создан в январе1995 г. Один из крупнейших пенсионных фондов в Уральском Федеральном округе. Клиентами фонда являются 143 предприятия – вкладчика, среди них такие крупные предприятия металлургической отрасли как ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», ЗАО «Челябинский завод металлоконструкций», ЗАО «Группа ЧТПЗ», ОАО «Комбинат «Магнезит» и др.

Адрес:455000 г. Магнитогорск ул. Комсомольская, д. 3а, тел. (3519) 23-62-09, 23-62-08.E-mail: Magnitogorsk@npfszs.ru

Клиентами Фонда являются более 294 предприятий-вкладчиков, среди них такие крупные предприятия как «Государственный космический научно-производственный центр им. Хруничева М.В.», Топливная компания Росатома «ТВЭЛ», НПО «Наука», Московская печатная фабрика Гознака и др.

Адрес: 107258, Москва, бульвар Маршала Рокоссовского, 39 стр. 1, Тел.:(499) 169-52-85.


НПФ «Альянс»: работа в «Фабрике XBRL» проста настолько, что не потребовалось обучение

НПФ «Альянс»: работа в «Фабрике XBRL» проста настолько, что не потребовалось обучение


До проекта с «Синтегро консалтинг» НПФ «Альянс» уже работал в другой XBRL-системе, которая построена не на платформе 1С:Предприятие и не поддерживала автоформирование отчетности НПФ. Отчётность собирали частично в бухгалтерской программе, частично вручную, а уже формирование в формате XBRL делали вручную с загрузкой через шаблоны, что приводило к нередким ошибкам. Этот факт стал ключевым для поиска нового поставщика ПО.
«Нам рекомендовал Синтегро мой знакомый - коллега из другого НПФ. Было важно сделать проект быстро и с условием, что часть работ выполнят наши ИТ-специалисты, и в Синтегро пошли навстречу. Мы поработали сначала в демоверсии «Фабрики XBRL», познакомились с программой в процессе тестовой сдачи очередной отчетности и определились с выбором. Хорошие отзывы о компании, ее политика, компетентность сотрудников, желание и умение работать с клиентом убедили нас окончательно», - рассказывает Сергей Шаповалов, главный бухгалтер НПФ «Альянс».
Специалисты Синтегро в рамках проекта настроили правила заполнения большинства форм и примечаний БФО и НСО по данным бухгалтерской системы. В отношении оставшихся форм у Фонда всегда остается возможность самостоятельно настраивать и дорабатывать сборку показателей, что позволяет распределить задачи в ходе проекта, задействовать свой ИТ-ресурс и в определенной степени сократить его бюджет.
«По итогам работы мы хотели бы отметить хороший набор пользовательских функций в программе: удобный импорт/экспорт данных в форматах XBRL и Excel, понятный протокол заполнения и валидации форм. Также мы оценили интуитивную понятность программы – в ней с самого начала было просто работать, что обучение нам не потребовалось», - поделился Сергей Шаповалов.

«Синтегро консалтинг» — ведущий российский разработчик программного обеспечения в области финансового учета и управления предприятием. Ключевыми направлениями деятельности компании являются автоматизация учета по ОСБУ, а также перевод отчетности на международный формат XBRL в некредитных финансовых организациях (НФО) с помощью собственных разработок - «Фабрика XBRL», «Синтегро ОСБУ», «Индикатор 710-П» и «Зарплата ОСБУ».

АО НПФ «Альянс» предоставляет полный спектр услуг для юридических и физических лиц по обязательному пенсионному страхованию и негосударственному пенсионному обеспечению на основании Лицензии Банка России № 415 от 16 апреля 2004 года.


Обсуждение доработанного проекта профессионального стандарта "Специалист в области инновационных финансовых технологий"

Обсуждение доработанного проекта профессионального стандарта "Специалист в области инновационных финансовых технологий"


В 2020 году продолжается обсуждение особенностей труда специалистов по финтех, становления новой профессии в рамках деятельности финансовых организаций, в том числе негосударственных пенсионных фондов, и проекта профессионального стандарта "Специалист в области инновационных финансовых технологий".

Ассоциация ФинТех совместно с Советом по профессиональным квалификациям финансового рынка завершила доработку проекта профессионального стандарта "Специалист в области инновационных финансовых технологий". Об этом на прошедшем в Финуниверситете в дистанционном формате круглом столе сообщила руководитель проектного офиса Ассоциации ФинТех Юлия Горелова. В настоящее время обобщённые трудовые функции профессионального стандарта имеют следующее содержание:

1. Проведение подготовительных и административных работ по реализации проектов в области инновационных финансовых технологий.

2. Проведение исследований по определению предпосылок и тенденций для применения финансовых технологий в области финансовых продуктов и услуг.

3. Реализация комплексных проектов в сфере инновационных финансовых технологий.

4. Концептуальное проектирование финансового сервиса и продукта с применением инновационной технологии.

5. Управление жизненным циклом продукта в области инновационных финансовых технологий.

6. Управление процессом стратегической интеграции инновационных финансовых технологий в бизнес-индустрии и процессы компании.

Заместитель генерального директора Ассоциации участников финансового рынка «Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка», доцент Департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового университета при Правительстве России Сергей Бровчак отметил, что в профессиональном стандарте изменён перечень кодов и сейчас он выглядит следующим образом:

1. Управляющие финансово-экономической и административной деятельностью.

2. Аналитики систем управления и организации.

3. Специалисты в области политики администрирования.

5. Административный и иной исполнительный среднетехнический персонал.

В экспертной оценке и обсуждении активное участие приняли первый заместитель декана Финансового факультета Финуниверситета Ольга Полякова, профессор кафедры «Финансы и кредит» Северо-Кавказского федерального университета Эльвира Русецкая, профессор кафедры бизнес-информатики и информационных технологий МГТУ им. Г.И.Носова Виктор Немцев, ведущий научный сотрудник Департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового университета при Правительстве России Денис Брызгалов, доцент кафедры «Управление рисками» МГИМО Людмила Цветкова, доцент кафедры ипотечного жилищного кредитования и финансовых инструментов рынка недвижимости Финуниверситета Юлия Грызенкова, заместитель генерального директора Международной ассоциации организаций финансово-экономического образования, доцент Финуниверситета Марина Селиванова, единодушно отметившие важность появления разработанных бизнес-сообществом стандартов для формирования качественных образовательных программ, отвечающих всем современным требованиям.

Комментируя разработку проекта профессионального стандарта «Специалист в области инновационных финансовых технологий», руководитель Департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового университета при Правительстве России Александр Цыганов рассказал, что разрабатываемый стандарт важен для организаций финансового рынка, в том числе негосударственных пенсионных фондов, так как упорядочивает требования к подготовке специалистов, способных решать вопросы цифровизации бизнес-процессов НПФ, обеспечить своевременное внедрение в них инноваций.

Недавно лидеры двух думских фракций — ЛДПР и эсеров — заявили о возможности скорого упразднения Пенсионного фонда (ПФР) и о том, что властям следует вернуться к практике выплат пенсий и пособий напрямую из бюджета. «Огонек» поинтересовался, возможно ли это, у проректора Финансового университета при правительстве РФ Александра Сафонова. А заодно и попросил оценить перспективы: ждать ли россиянам очередной пенсионной реформы уже в ближайшем будущем?

Беседовала Светлана Сухова

— Александр Львович, следует ли упразднить ПФР?

— Напротив, нужно придать ему внеправительственный статус. Например, в Германии Пенсионный фонд — это самостоятельная структура, управляемая представителями правительства, работников и работодателей. Он самостоятельно устанавливает тарифы исходя из ситуации на рынке труда и в экономике. А вот часть его непрофильных функций по выплате пенсий и пособий, имеющих социальный, а не страховой характер, было бы разумно передать Федеральному казначейству.

— Возможно ли выплачивать пенсии напрямую из бюджета, как предлагают депутаты?


Александр Сафонов, проректор Финансового университета при правительстве РФ

— Нет, потому что каждому россиянину, получающему пенсию по старости, она должна быть начислена. То есть специалист обязан учесть все нюансы, тонкости и детали. Программа в компьютере это сделать не в состоянии, потому что система учета СНИЛС работает в некоторых случаях некорректно. Например, работодатель может не переводить взносы в ПФР, хотя исправно отчислять налоги (НДФЛ), так что в информационной системе ПФР у человека не формируется пенсионный стаж. Иначе говоря, когда работник начнет оформлять пенсию, выяснится, что сумма выплат будет низкой, но он может предъявить документы, удостоверяющие, что он работал, и тогда это уже будет проблема государства — взыскать с бывшего работодателя неуплаченные взносы, а человеку начислят баллы и поднимут пенсию. В казначействе всем этим долгим процессом заниматься не будут. А таких случаев и ситуаций — миллионы. Например, смена места работы — отъезд из столицы на Север, где тут же начинает начисляться северный стаж. Но из-за некорректности ведения кадрового дела таковой может не отразиться в системе ПФР. Человек опять же может доказать свое право на повышенную пенсию, предъявив штамп регистрации в паспорте. Нигде, кроме как в специализированных организациях, занятых соцобеспечением, не будут это проверять.

— Почему с этим не может справиться ФНС, если ей расширить штат?

— У налоговиков иные задачи. Они работают в простой плоскости: есть понятный и легко проверяемый по определенному алгоритму объект налогообложения (прибыль, стоимость имущества, доход физического лица, фонд оплаты труда, размер льгот), который позволяет данный алгоритм заложить в программу. К тому же все расчеты у них ведутся преимущественно в рамках года, тогда как в ПФР учитываются десятилетия трудовой деятельности, разные размеры взносов, разные условия труда, разные должности, место проживания. Достаточно много людей, у которых трудовая история со всеми особенностями содержится только в бумажном виде — это трудовая книжка, трудовые договоры, штамп в паспорте о прописке, приказы о зачислении или об увольнении, документы о государственных наградах, об особых званиях и т.п. Часть этой истории будет предъявлена только в момент обращения гражданина для оформления пенсии, а в некоторых случаях людям приходится обращаться к архивам для подтверждения их стажа или особенностей условий труда. Расчеты по линии ПФР — сложные, когда нужен десяток факторов. И уж поверьте: в правительстве люди разумные и смешивать фискальную и социальную политику не будут. Нигде в мире не покусились на пенсионные фонды, не упразднили их как самостоятельную структуру.

почему 2022 год называют точкой невозврата для Негосударственных пенсионных фондов (НПФ)

— Почему же в России Пенсионный фонд не является независимым?

— Потому что по факту контролируется государством и через него идут транзакции на меры социальной поддержки населения. Но, как я уже отмечал, более целесообразно было бы сосредоточить его функции только на выплате страховых пенсий по старости. Сейчас постоянно говорят о дефиците ПФР, хотя это, по сути, технический дефицит. Основные взносы в него приходят все-таки от работодателей. И надо понимать, что бюджет вносит в Пенсионный фонд деньги на выплату пенсий, например, госслужащим, но делает это как работодатель. А специфика дефицита и дополнительного трансфера средств из федерального бюджета заключается в необходимости заниматься социальной защитой. В ПФР, например, перечисляют бюджетные деньги на выплату пенсий инвалидам, чернобыльцам, лицам, пострадавшим от экологических катастроф,— это обязанность государства. За рубежом пенсионные фонды такого не делают, потому что заняты выплатами только страховых пенсий. Еще государство принимает решение о льготных тарифах на уплату взносов в ПФР для тех или иных отраслей. И кто в этом случае покрывает «недостачу» в бюджете фонда? Государство, конечно, раз уж оно и приняло такое решение. Так по гособязательствам и набегает… На будущий год, например, трансфер из бюджета в ПФР планируется на уровне 3,34 трлн рублей.

— Как вы относитесь к идее введения «пособия на бедность», чтобы пенсионеры получали фиксированный минимум, а все, кто хочет большего, пусть копят?


Кому грозит увольнение

— Это идея некоторых экономистов, которые в очередной раз предлагают реформировать пенсионную систему. В качестве лекала в этом случае была взята пенсионная система Великобритании. Государство там выплачивает пенсии всем в равной степени за счет общих налогов без отчисления каких-либо страховых взносов. На эти деньги может рассчитывать каждый британец, но они весьма невелики. Хочешь больше — копи. Введение аналогичной системы в России чревато тем, что миллионы будут вынуждены проживать на такое «пособие» — у нас же копить не с чего! По крайней мере, изрядному большинству сограждан, потому что их зарплаты, мягко говоря, невелики. Эксперимент с введением накопительной части пенсии, осуществленный в 2001–2014 годах, показал свою полную несостоятельность. Как, впрочем, и аналогичные эксперименты в ряде других стран мира (например, в Чили). Россиянин может начать копить в надежде получить в старости сколь-нибудь существенную сумму, только если у него зарплата от 100 тысяч рублей. Таких людей — не больше миллиона на всю страну. Основная масса ничего не сможет накопить. Плюс еще есть такой системный момент: как только прозвучит, что пенсии не связаны со стажем, будет потерян стимул работать долго, много и с белой зарплатой. Кроме того, следует добавить, что в Конституции по инициативе президента теперь есть статья, которая определяет солидарный и страховой принципы построения пенсионной системы, а значит, с юридической точки зрения предложения бесперспективны.

— Значит, налоговые вычеты и иные бонусы от ФНС не могут стать стимулом для развития добровольного накопления?

— Если у вас нет доходов, то хоть весь ваш «почти ноль» освободить от налогов, толку-то? Если медианная зарплата 33–35 тысяч рублей по стране и пусть даже два члена семьи ее получают (что уже фантастика для большинства российских семей), то при появлении одного ребенка или двух эта семья падает на уровень предбедности. Как им детей поднимать, покупать машины, решать жилищные проблемы? Пенсия далеко, и есть приоритеты поважнее. Логично, что люди будут делать ставку на покупку еды, оплату ЖКХ, учебы детей, транспорта.

— Развитие корпоративной пенсионной системы — выход?

— Она и так существует, но потихоньку схлопывается. Это одна из главных проблем негосударственных пенсионных фондов (НПФ) — корпоративные пенсионные программы сворачиваются чем дальше, тем больше. Многие крупные корпорации уже отказались от своих пенсионных фондов, продали их, как, например, РЖД и ЛУКОЙЛ. Такие фонды теперь используются крупными банками для получения доступа к длинным деньгам. Рынок за эти годы сильно изменился. Для НПФ настали сложные времена, и точкой невозврата для них станет 2022 год. Если сейчас ГПП (гарантированный пенсионный продукт) не примут, то НПФ могут и вовсе прекратить свое существование.

— Вроде как говорили о гарантированном пенсионном плане?

— Гарантированный пенсионный продукт (ГПП) будет именоваться иначе и будет касаться отдельных категорий граждан, но зато в обязательном порядке.

Все потому, что власти внезапно осознали, что есть категории граждан, которые вообще выпадают из системы пенсионного обеспечения.

— Выходит, что это дополнительные 6 процентов к тем 22 с половиной, которые сегодня платят работодатели?

— Нет. У нас есть ряд категорий россиян, в отношении которых надо срочно принимать меры, иначе они к старости нищими будут. Например, самозанятые. С их доходов нет отчислений в ПФР, а значит, они не формируют пенсионные права. Для этой категории надо разработать опцию, которая позволит им создать пенсионные накопления на старость.

— Следует ли, на ваш взгляд, реформировать существующую систему пенсионных досрочников и тех, кто получает большое число надбавок?

— Это особенности их службы и работы. Во всем мире есть проблема, в том числе и в американской армии, намного более богатой, чем российская: и там не могут предложить военным зарплату, адекватную их риску и вкладу. Очень это дорого. Выход один — компенсировать нехватку денег социальным пакетом. Ведь люди работают в критических условиях: полицейскому, особенно участковому, в России приходится побегать по 10–12 часов в день 7 дней в неделю, поучаствовать во всех специальных и неспециальных мероприятиях. Как он в таких условиях сможет проработать до 60 лет? Никак. Взамен ему предлагается уйти на пенсию пораньше. И это правильно: или деньги, или нормальные условия работы (нормированный день, отсутствие риска для жизни и т.д.), или социальные гарантии (досрочная пенсия, добавки к выплатам и прочее).

— А страхование проблемы не решает?

— Застраховать можно смерть или инвалидность, а как страхование поможет заманить человека на такую работу? Вряд ли наличие такой страховки станет стимулом для найма. Потому что человек или рассчитывает на высокую зарплату за свою сумасшедшую работу, или желает получить гарантии того, что он терпит такой прессинг ограниченное время и потом получает за это бонусы. А страховой подход, чтобы платить по факту: мол, умрешь — заплатим, это скорее дестимуляция. К слову, досрочная и приличная пенсия для госслужащих во многих странах служит профилактикой коррупции: человек, попавшийся на взятке, лишается социального пакета.


Как могут ужесточить требования к пенсионной системе

— Но уж слишком таких людей много. Жаль, не могу сказать точно, какие суммы идут на пенсионные выплаты того же силового блока, данные засекречены, по крайней мере, в отношении спецслужб…

— Не так много, как кажется. Скажу так: пенсии у них небольшие, да и соцпакет не впечатляет. Что же до звучащего сегодня предложения уменьшить численность силового блока, напомню, как в свое время предлагали довести и численность больничных коек и медперсонала до европейского уровня. И что вышло? А все потому, что численность и плотность населения в России не соответствуют европейским нормам. Представьте, что мы сократим численность полицейских и участковых, а их и сейчас-то во многих городах и весях страны катастрофически не хватает. Да, на бумаге неплохо получилось с медициной, когда одна больница на несколько сел, но вот на практике выходит, что пока до нее доберутся страждущие, они могут и умереть. Простых пенсионных решений не бывает.

— Но если уменьшить пенсионную чехарду («Огонек» писал об этом в № 32 от 27 августа 2018 года ), может удастся выкроить средства на увеличение хотя бы минимальных пенсий?

— Не удастся. Все равно останутся обязательства в отношении тех, кто уже на пенсии. Можно попробовать увеличить пенсионное обеспечение, но тогда надо будет обозначить источник средств. На сегодняшний день таких долгосрочных источников нет. Фонд национального благосостояния (ФНБ) не поможет, он быстро кончится: в нем порядка 11 трлн рублей, а ежегодная потребность отечественной пенсионной системы — 7 трлн рублей. Хватит чуть больше, чем на несколько лет. Единственное, что может помочь,— решение стратегической задачи: развитие экономики. Ведь пенсионные отчисления зависят от величины зарплат и от количества занятых.

— В сухом остатке: нынешнюю пенсионную систему надо реформировать?

— Хорошо бы вообще прекратить дискуссию на эту тему. У россиян уже выработался рефлекс: как только в информационном пространстве начинаются разговоры о грядущих реформах, это вызывает сильнейшее беспокойство. Ничего хорошего сограждане не ждут. И они правы: до сих пор все объявленные государством проекты реформ не завершились ожидаемым эффектом.

— Это вы про «выхлоп» от повышения пенсионного возраста в этом году? Ждут примерно 48–50 млрд рублей…

— Отчасти. Дальнейшая работа для совершенствования пенсионной системы России мне видится планомерной, пошаговой, долгой и непубличной. В первую очередь надо отказаться от балльной системы подсчета пенсий, перейти к зарплатно-стажевым критериям. Чтобы человек видел в своем личном кабинете не какие-то баллы, а непосредственные отчисления, которые сделал в его пользу работодатель. Второе — следует прекратить играться с тарифами, нужно, чтобы все компании страны делали одинаковые страховые отчисления вне зависимости от вида экономической деятельности. ПФР должен формироваться за счет страховых взносов. Нельзя поддерживать какие-то отрасли экономики, создавая при этом проблемы для ПФР. В противном случае продолжится нынешняя практика, когда компании проходят перерегистрацию, только чтобы включить в перечень видов экономической деятельности такие, на которые распространяются льготы по уплате страховых взносов. Словом, когда все начнут платить, то удастся выровнять на рынке труда рабочую силу для всех секторов экономики, а потом и пополнить ПФР. Но главное — это усилия власти по развитию экономики. Повторюсь: только высокие доходы россиян позволят сдвинуть с мертвой точки телегу нашей пенсионной системы.


Что такое негосударственная пенсия и кто ее получает — спрашивают те, кто уже слышал о грядущих нововведениях в пенсионном законодательстве. До начала реформы пенсионного обеспечения гражданин мог повлиять на размер будущего довольствия только одним способом: найти официальную работу с хорошей «белой» зарплатой и усиленно трудиться как можно дольше. В советское время работать неофициально вовсе было запрещено не только законодательно, но и по моральному кодексу: те, кто не трудились, порицались обществом. Современность диктует свои правила: частный бизнес, фриланс и «серые» заработки, от которых порой невозможно избавиться. Проще работать как есть, чем требовать от работодателя повышения официальной части зарплаты или искать новую работу. Следуя за новыми веяниями, государство пытается наладить закон о пенсиях и сделать его максимально удобным и выгодным для всех.

Законодательная база

Правила и нормы пенсионного обеспечения россиян закреплены в документах:

  • ФЗ 173 «О трудовых пенсиях»;
  • ФЗ 75 «О негосударственных пенсионных фондах»;
  • Региональные законы, предполагающие надбавки и льготы.

В основном законе устанавливаются правила и размеры трудовых пенсий. Они начисляются исходя из отчислений, которые работодатель делал за сотрудника в течение его официальной работы.

Негосударственные пенсионные фонды и личные счета пополнялись до 2015 года из средств работодателей (2% с 2002 по 2004 годы и 6% до 2015 года шло на личный счёт будущего пенсионера). На данный момент рассматриваются поправки в законодательство, касающиеся работы негосударственных накопительных фондов.

Негосударственная пенсия – что это такое

По сути, это средства, которые гражданин сам переводит на свой счёт, чтобы спокойно копить на безбедную старость. Делать отчисления в сам Пенсионный Фонд могут:

  1. Работодатели из официальной зарплаты;
  2. Самозанятые;
  3. Индивидуальные предприниматели.

Просто так человек не может принести часть денег и направить на свой счёт во благо будущего. Но можно участвовать в программах софинансирования. В недалёком будущем это станет проще, как и назначение выплат из накопленного.

В октябре 2019 года в первом чтении был одобрен законопроект 722163-7, содержащий поправки к ФЗ-75. Негосударственные пенсии станут надёжнее и выгоднее государственных.

Основная задача государства – перенаправить вектор народа и объяснить, что на государственную пенсию в развитых странах не живут. Это было преимущество Советского Союза, наряду с бесплатным образованием и лечением, а так же всяческой поддержкой социально незащищённых слоёв населения. В современных реалиях государство не может обеспечить пенсионеров безбедной жизнью, поэтому о будущем довольствии по старости нужно думать задолго до наступления нетрудоспособного возраста.

Плюсы негосударственных фондов:

  • Возможность накопить любую сумму и в дальнейшем распорядиться ею по своему усмотрению;
  • Возможность увеличивать вклад не только своими собственными деньгами, но и за счёт процентов, которые банк начисляет за право пользоваться деньгами до момента, пока они не будут выведены.

Минусы:

  • Высокий риск потерять накопления;
  • От будущего пенсионера требуется высокий уровень сознательности и понимания механизмов социального обеспечения.

Где найти негосударственный накопительный фонд

Итак, где находится Государственный Пенсионный Фонд, понятно. Это система из районных, городских и областных отделений, отвечающая требованиям к структуре гос.организаций. Где искать НПФ?

Сегодня в РФ зарегистрировано 58 негосударственных накопительных фондов. Они есть как самостоятельные единицы (Пенсионный фонд электроэнергетики, Газфонд, Лукойл Гарант, Согласие и тд), так и в составе привычных нам банков (Сбербанк, ВТБ и др).

Перевести свои накопления можно в любой, но лучше выбирать тот, что надёжнее. Они отличаются степенью известности, начисляемым процентом и тд. Общее правило одно: снять деньги можно только по достижению пенсионного возраста и официальному начислению трудовой или социальной пенсии.

Зачем переводить? Государственный фонд просто хранит деньги у себя и никак их не использует. Негосударственные структуры пользуются накопленными средствами как своими активами, за что ежегодно индексируют сумму на счёте, повышая на некоторый процент. Даже если вообще не проводить никаких манипуляций с накоплениями и не преумножать их, они будут расти за счёт процента по вкладу.

Однако, при всей политике государства в отношении накопительной части пенсии, НПФ остаются непопулярными, и добровольных отчислений происходит сравнительно мало. Почему? Потому что граждане не привыкли вкладывать заработок неизвестно куда на непонятно длительный срок. Копить на старость – это до сих пор не модно, хотя пенсионная реформа началась ещё в 2000 году. За 20 лет облик «типичного пенсионера» из старушки в платочке с копейками в ладони превратился в работающего и активно отдыхающего гражданина с целями, надеждами и мечтами. Но россияне по-прежнему не верят негосударственным фондам и не пользуются возможностью отложить на будущее.

Меры поддержки от государства: законопроект 722163-7

Цель изменений – убедить граждан, что их пенсия зависит в первую очередь от них, и только потом от государства. Базовая часть пенсии, которую назначает государство из бюджета, хоть и индексируется регулярно, но остаётся намного ниже прожиточного уровня и может считаться лишь приятным бонусом.

Какие изменения грядут в области личных накоплений на будущую пенсию?

  1. Изменение возраста, когда можно оформить выплаты. Сейчас – это возраст нетрудоспособности (на 2020 год – 56,5 лет для женщин и 61,5 лет для мужчин). По новому проекту накопительные выплаты можно будет оформить, как раньше, в 55 и 60 лет соответственно.
  2. У состоящих в НПФ предпенсионеров (люди за 5 лет до наступления официальной нетрудоспособности) появится возможность получать выплаты раньше, как это делают льготники: инвалиды, работники Крайнего севера, люди некоторых профессий.
  3. Самозанятые, индивидуальные предприниматели, безработные и даже простые наёмные работники и иностранцы смогут свободно копить на будущую пенсию, добавляя деньги на свой счёт. Кстати, эти выплаты не облагаются налогом, поэтому на них и сейчас можно оформить налоговый вычет.
  4. За негосударственной пенсией смогут обращаться даже те, кто не накопил ИПК и стаж, будет достаточно нетрудоспособного возраста.

Как получать выплаты сейчас?

Негосударственная пенсия доступна и современным пенсионерам, получить её можно одним из способов:

  • Оформить разовую выплату. Сделать это могут льготники, лица, оформившие социальную пенсию (не накопившие балл и стаж) и те, у кого накопления слишком маленькие. Если разделить накопления на 120 или 258 месяцев, то полученная сумма будет ниже, чем 5% от назначенной пенсии.
  • Оформить срочные выплаты. Деньги, которые есть у пенсионера на счёте, будут разделены на 120 месяцев (10 лет), а полученное число станет прибавкой к официальной пенсии.
  • Оформить пожизненные выплаты. В этом случае сумма накоплений делится на 258 и выплачивается регулярно.

Что можно делать с негосударственной пенсией трудоспособному?

  1. Можно пополнять счёт в НПФ путём личных добровольных отчислений. Кроме того, на счёт можно перевести деньги с материнского капитала.
  2. Можно перевести свои средства из Пенсионного Фонда в негосударственную структуру. Для этого нужно прийти в выбранный фонд и написать там заявление.
  3. Можно перевести деньги из одного НПФ в другой. Делается это так же по заявлению в желаемом фонде.
  4. Ждать пенсионного возраста, следить за изменениями в законодательстве и планировать, как распорядиться собственным капиталом.

Заключение

Негосударственная пенсия – это, по сути, долгосрочный вклад, который нельзя снять до наступления определённых обстоятельств, но можно завещать или пополнить. Раньше счета пополнялись автоматически за счёт отчисления работодателя. С 2015 года на эту процедуру введён мораторий, а все средства заморожены – то есть, не пополняются в обязательном порядке. Но если раньше работодатель отчислял на накопительную часть всего 6% от зарплаты работника, то теперь работник в праве сам решать, сколько денег он может отложить. Если законопроект примут во втором и третьем чтении, это станет новым серьёзным этапом в пенсионном законодательстве.

Читайте также: