Некоторые вопросы пенсионного обеспечения граждан

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

18 сентября 2012 09:52

Вопрос: Моя 85-летняя мама нуждается в постороннем уходе, хотели оформить по уходу внучку, которой 15 лет, но нам отказали. Правомерно ли это?

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26.12.2006 № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» (в ред. Указа Президента РФ от 13.05.2008 № 774) неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом до 18 лет, инвалидом 1 группы либо престарелым, нуждающимся в постоянном постороннем уходе по заключению лечебного учреждения или достигшим 80 лет, устанавливается ежемесячная компенсационная выплата в размере 1200 рублей.

Компенсационная выплата устанавливается неработающему трудоспособному лицу, не получающему пенсию либо пособие по безработице, фактически осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином, независимо от их родственных отношений и совместного проживания.

Согласно ст. 63 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет.

В случаях получения общего образования, либо продолжения освоения основной общеобразовательной программы общего образования по иной, чем очная, форме обучения, либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста пятнадцати лет для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью.

Учитывая изложенное, вопрос о приеме заявления о назначении компенсационной выплаты по уходу за нетрудоспособными гражданами лицу, достигшему возраста 15 лет, может быть рассмотрен территориальным органом ПФР только после признания его трудоспособным. В целях подтверждения трудоспособности представляется документ, выданный органами опеки и попечительства, согласно которому орган опеки и попечительства и один из родителей разрешают ему выполнять легкий труд.

Без предоставления соответствующих документов компенсационная выплата за уход может быть установлена неработающему трудоспособному лицу по достижении 16-летнего возраста.

Вопрос: Я являюсь пенсионером по старости и инвалидом 2 группы. Центральной районной больницей была выдана справка о нуждаемости в постоянном, постороннем уходе со сроком действия «бессрочно», выплата была установлена. После улучшения состояния здоровья я вышла на работу, о чем сообщила в управление ПФ. Если состояние здоровья ухудшится, и я буду нуждаться в уходе, нужно ли мне будет брать в больнице новую справку?

Порядок оформления справок о нуждаемости граждан в постороннем уходе урегулирован совместным разъяснением Министерства социального обеспечения Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2, 14 августа 1991 года № № 17, 1-90-У, которое в настоящее время не отменено и может применяться в целях реализации Указа Президента РФ от 26.12.2006.

Согласно Разъяснению справка о нуждаемости в постороннем уходе пенсионеру может быть выдана как по запросу территориального органа ПФР, так и при обращении граждан.

Критерием для выдачи справки является наличие инвалидности у лиц пенсионного возраста, либо не имеющих ее, с учетом социального фактора. Кроме того, справка может быть выдана на период, в который требуется уход, например, послеоперационный.

Согласно п. п. «д» п. 9 Правил выполнение нетрудоспособным гражданином либо лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы является основанием для прекращения компенсационной выплаты.

В связи с осуществлением трудовой деятельности статус гражданина как нетрудоспособного изменился. В этой связи, после прекращения пенсионером трудовой деятельности территориальный орган ПФР вправе предложить ему представить новое заключение лечебного учреждения о нуждаемости в постоянном постороннем уходе для целей установления компенсационной выплаты за уход.

Вопрос пенсионного обеспечения в данный момент стоит как никогда остро. Многие граждане Российской Федерации жалуются на то, что их пенсии не хватает даже на оплату коммунальных услуг, не говоря уже про то, чтобы жить полной жизнью, с возможностью на пенсию уехать куда-нибудь отдохнуть или купить в квартиру что-нибудь новое.

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Большинство людей не знают, что кроме ежемесячных выплат пенсионерам государство еще предусматривает другие виды помощи для своих граждан, достигших пенсионного возраста.

Общие сведения

Ни для кого не секрет, что выплаты и другие льготы пенсионерам предоставляет Пенсионная система России. В состав которой входят все правовые, экономические институты и нормы, созданные Российской Федерацией для помощи пожилым гражданам, инвалидам и другим категориям лиц, претендующим на пенсию.

В данном виде, как все ее знают сейчас пенсионная система Российской Федерации начала действовать с 1 января 2015 года, она включает в себя различные нормы формирования и начисления таких пенсий, как: страховая, накопительная, по государственному обеспечению.

Существует несколько источников финансового обеспечения, по которым начисляются выплаты пенсионерам в Российской Федерации.

Первый тип таких начислений принято называть трудовыми пенсиями, их большее количество. Трудовая – самый основной вид, которая компенсирует заработную плату, а также в качестве другого вознаграждения пожилому населению, выплачивая ежемесячно сумму, которая рассчитывается в зависимости от прожиточного минимума.

Такие выплаты система обязательного государственного пенсионного обеспечения назначает в том случае, если гражданин вносил в течение положенного времени страховые взносы в систему обязательного пенсионного страхования. Тогда средства при достижении пенсионного возраста, самому гражданину будут выплачиваться за счет тех самых средств, которые формировались с помощью данных страховых выплат.

Установление данного типа происходит в соответствии с Федеральным законом от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Начисления по государственному пенсионному обеспечению составляют второй тип начислений. Выплаты для таких льготников происходят строго из казны федерального бюджета. Данный тип находится вне системы обязательного пенсионного страхования.

Чтобы претендовать на такие выплаты не обязательно вносить обязательные страховые взносы, как в первом случае, она начисляются в случае возникновения других обстоятельств, с перечнем которых можно ознакомиться в Федеральном законе от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Страховая пенсия

Данный тип назначается в соответствие с достижением определенного пенсионного возраста, установленного Российской Федерацией. Существует несколько видов страховых выплат, такие как страховая пенсия по старости, по инвалидности, а также третий вид – присуждаемая в том случае, если гражданин РФ потерял кормильца.

Выплаты начисляются с общего фонда страховых пенсий, формируемого от выплат работодателей лица. Страховой взнос содержит в себе две части солидарную и индивидуальную. Солидная часть уходит для того, чтобы государство могло выплачивать минимальную фиксированную сумму и для других средств, а индивидуальная идет непосредственно на счета застрахованных лиц.

Страховые выплаты по старости начисляются в связи с тем, что лицо в ряд такого обстоятельства, как старость потеряло свою трудоспособность, для того, чтобы компенсировать заработную плату, а так же, другие потенциальные выплаты, которые пожилое лицо уже не может получать.

На данный момент, право воспользоваться страховыми начислениями по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, а так же, женщины, достигшие 55 летнего возраста. Но для этого существует еще одно обязательное условие: все они должны иметь не менее пятнадцати лет страхового, по-другому, рабочего стажа, а также 30% индивидуального пенсионного коэффициента.

Существует некоторые категории граждан, которые могут рассчитывать на пенсионные начисления в более раннем возрасте, такие как работники полиции, различных военных структур, весь их перечень указан в статьях 30, 31, 32, Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В трудовом виде существует две части – это страховая и накопительная части.

Вопросы пенсионного обеспечения для пенсионеров до 65 лет

Вопросы пенсионного обеспечения для пенсионеров волнуют многих граждан страны. Для тех пенсионеров, которые не имеют постоянной официальной работы, существует некоторые дополнительные льготы в виде доплаты к основной сумме начислений до величины городского стандарта, причем, данная доплата не зависит от того, какой вид начислений Вы получаете, страховой или от Российской Федерации.

На данный момент минимальный доход неработающих пенсионеров должен составлять не менее 12 тысяч рублей, в него входит сама пенсия, а так же, размер социальной доплаты.

Еще одним видом пенсионного обеспечения для пенсионеров существует бесплатный проезд на любом из предложенных видов городского транспорта, конечно, кроме такси и маршрутного такси. Что является также довольно неплохим бонусом к основной сумме пенсионных выплат, помогая сэкономить пенсионерам деньги.

Если же пенсионер отказывается от предыдущей льготы, он имеет право на получение 173 рублей доплаты ежемесячно, данное действие происходит в порядке, который устанавливается законодательством Российской Федерации. В том случае, если оплата коммунальных услуг составляет некоторый процент от общего дохода семьи пенсионера за месяц, то в таком случае, существует шанс на получение различного рода субсидий на оплату коммунальных услуг.

Также есть возможность получить 50% оплату за услуги пользования телевидением, в том случае, если пенсионер проживает сам или же в семье, которая состоит из лиц, пользующихся субсидией на оплату жилья и других коммунальных услуг.

Нужны последние новости выхода на пенсию военнослужащих в 2020 году? Смотрите здесь.

В том же случае можно получить субсидию на оплату телефонной связи в виде компенсации в размере 218 рублей. Так же, такую социальную помощь имеют право получить неработающие пенсионеры, которые являются опекунами для детей не старше восемнадцати лет.

Так же, они имеют право на бесплатное создание, а так же, ремонт зубных протезов, кроме расходов, которые уходят на драгоценные металлы и металлокерамику.

В случае того, если мужчина старше 60 лет или женщина старше 55 лет проживают сами в квартире, то государство помогает надомным социальным и медицинским обслуживанием в специально созданных для этого центрах.

Данная помощь начисляется тем пенсионерам, которые на время или постоянно утратили возможность самостоятельно удовлетворять основные потребности, необходимые для каждого человека в ряд некоторых обстоятельств приведших к ограничению передвижения или возможности самообслуживания.

Еще один вид социальной помощи – это социальное обслуживание, которое можно получить на дневное время. Это в том случае, если гражданин, достигший пенсионного возраста, все еще имеет возможность передвижения и самообслуживания.

Граждане, которые потерпели некие жизненные трудности, имеют еще и право на получение вещевой помощи, а так же, помощи с продуктами для еды, другими необходимыми для комфортной жизни продуктами.

Частично утратившие свою дееспособность, способность к активному передвижению граждане пенсионного возраста имеют право еще и на стационарное социальное обслуживание. Над одинокими гражданами, достигшими пожилого возраста, может еще устанавливаться патронаж. В том случае, если лица более не могут обслужить сами себя для того, чтобы комфортно себя чувствовать.

Еще одной льготой для пенсионеров является возможность уборки их квартир в том случае, если они по состоянию здоровья не могут сделать этого сами. Для этого нужно достичь пенсионного возраста, а так же, проживать самому в квартире.

Видео: Куда перевести накопительную часть

Выплаты по государственному обеспечению

Пенсию по государственному обеспечению имеют право получать не все категории граждан. Это ежемесячная выплата, право на которую имеют те граждане, достигшие пенсионного возраста и утратившие доход в связи с прекращением различного вида служб государству, федеральной, военной или гражданской.

В этом случае понять, какие выплаты вам полагаются, вам поможет консультация юриста.

Существует несколько видов пенсий, начисляемых по государственному пенсионному обеспечению — это:

  • За выслугу лет, которую имеют право получить лица, ранее работающие на федеральной государственной службе, военнослужащие, которые получили высшие чины, кроме матросов, солдат, старшин, так же, имеют право на государственные выплаты космонавты и летчики.
  • По старости. Тут все понятно, нужно достичь определенного возраста, чтобы иметь на нее право.
  • По инвалидности.
  • Социальная, для тех граждан, которые не удовлетворяют некоторые нормативы для того, чтобы получать страховые выплаты. В свою очередь, она, так же имеет три вида социальная по старости, социальная по инвалидности и социальная, начисляемая в случае потери кормильца.

Нужны последние новости про пенсии вдовам военных пенсионеров в 2020 году? Подробнее здесь.

Интересует образец приказа на увольнение в связи с выходом на пенсию? Смотрите далее.

Пенсионные вопросы – это одни из самых сложных для рассмотрения вопросов, так как пенсия имеет несколько частей, сложно самому посчитать размеры будущей пенсии, так как они рассчитываются с помощью сразу нескольких коэффициентов. Для того чтобы окончательно разобраться с различными вопросами пенсионного обеспечения в Российской Федерации нужно иметь большое количество опыта в этих вопросах, а так же, досконально изучить каждый случай отдельно.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • 8 (800) 700 95 53

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

автор Максимова Е.А., с тарший преподаватель кафедры гражданского права Уральского филиала Российской академии правосудия г.Челябинск, Россия


Проблемы пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из стран СНГ

Аннотация

Анализируются некоторые проблемы пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из стран СНГ, основанные на примерах судебной практики по таким делам. Проблемы и выводы, изложенные автором, могут быть использованы в совершенствовании законодательства в данной сфере

Распад СССР и возникшие геополитические в связи с этим процессы значительно затруднили жизнь людей, особенно тем, кто вынужден по тем или иным причинам переезжать из одной страны СНГ в другую. Сложности возникают во многих сферах, в том числе и в области пенсионного обеспечения и реализации прав граждан по получение пенсии по старости. Российским судам нередко приходится разрешать пенсионные споры о назначении и выплате пенсий гражданам Российской Федерации и гражданам государств – участников СНГ, постоянно проживающим в Российской Федерации.

В регулировании данного вопроса большое значение имеет Соглашение «О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», заключенного 13 марта 1992 г. Правительствами Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины(1).

В соответствии со ст. 1 этого Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств – участников вышеуказанного Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

При назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств – участников Соглашения от 13.03.1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств – участников Соглашения от 13.03.1992 года.

Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах – участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

В случае, если в государствах – участниках Соглашения от 13.03.1992 года введена собственная валюта, размер заработка (дохода) определяется путем перевода иностранной валюты в рубли по текущему курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на день обращения за назначением пенсии – независимо от того, за какие периоды представляется заработок для исчисления пенсии. Курс валюты публикуется в “Российской газете”. (Письмо Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994 N 1-369-18 “О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР”)(2).

При обращении за установлением пенсии после 1 января 2002 г. перевод национальной валюты осуществляется на дату конвертации пенсионных прав, то есть по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на 1 января 2002 г. (период выплаты заработной платы в переходной валюте заменяется другими месяцами, непосредственно предшествующими или следующими за ним (п. 11 Распоряжения Правления ПФ РФ от 22.06.2004 N 99р “О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР”(3).

При этом чаще всего размер пенсии в таких случаях для граждан, обращающихся за назначением пенсии в Российской Федерации, оказывается значительно ниже, чем для граждан, работавших в Российской Федерации. Дело в том, что, рассчитывая средний размер заработной платы, подразделения Пенсионного фонда РФ переводят его суммы в российскую валюту на дату конвертации, при этом ещё учитывают деноминацию в России в 1998г. деля сумму заработка до 1998г. на 1000. В связи с этим, естественно, размер пенсии оказывается унизительно маленьким.

Так, гражданка Ткачёва Н.В. обратилась в Тракторозаводский районный суд г. Челябинска с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Тракторозаводском районе г.Челябинска о включении периодов работы в страховой стаж, перерасчёте пенсии и взыскании невыплаченных сумм пенсии. Пенсионерка в своём заявлении ссылалась на то, что ответчиком был неправильно рассчитан размер заработка в период работы с 1994 г. по 1999г. в Белоруссии, так как он необоснованно применил деноминацию рубля в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 1997г. №1182 «О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен»(4), поделив суммы заработка на 1000 после перевода его из белорусской валюты в российскую по состоянию на 01 января 2002г. И это при том, что по состоянию на 01.01.2002 года Центральный банк РФ установил следующий курс белорусского рубля: 1000 Белорусских рублей – 18.7985 рублей российских. Однако, суд отказал в удовлетворении исковых требований гражданки(5). Аналогичное решение принял и вышестоящий суд, оставив решение районного суда в силе.

Существуют и иные проблемы, с которыми сталкивают граждане, прибывшие из стран СНГ. Министерство социальной защиты населения Российской Федерации своим указанием от 29 октября 1992 г. N 1-91-У разъяснило, что лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из республик, ранее входивших в состав СССР, органы социальной защиты населения производят назначение социальных выплат только в случаях их прописки на территории России или признания их в установленном порядке беженцами либо вынужденными переселенцами. Назначение социальных выплат производится при предъявлении заявителем подтверждающего соответствующий факт документа. В связи с принятием Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”(6) реализация права на пенсионное обеспечение по нормам международных соглашений граждан, снявшихся с регистрационного учета по прежнему месту жительства, стала затруднительной, так как возникли серьезные проблемы относительно сроков назначения и получения пенсии при переезде из одного государства так называемого ближнего зарубежья в другое. Естественно, что применение пенсионного законодательства с учетом норм о гражданстве привело к существенным нарушениям пенсионных прав и к массовым обращениям за их судебной защитой(7).

Так, гражданин Казахстана, переехавший на постоянное жительство к дочери в г. Ярославль, при выезде с прежнего места жительства был снят с учета в органах социального обеспечения. В том же месяце он был зарегистрирован по месту пребывания и обратился в орган Пенсионного фонда (ПФР), где ему объяснили, что иностранные граждане имеют право на трудовую пенсию при постоянном проживании на территории Российской Федерации, а признать их таковыми можно при получении вида на жительство, который выдается лишь по истечении одного года с момента получения разрешения на временное проживание. Разрешение же, в свою очередь, может быть выдано паспортно-визовой службой по истечении шести месяцев с момента обращения. Таким образом, с учетом правил и процедуры получения вида на жительство право на пенсионное обеспечение в России возникает не ранее чем через 25 – 27 месяцев после переезда.

Пенсионер обратился в районный суд г. Ярославля с иском к отделению ПФР о признании недействительным решения об отказе в назначении ему пенсии по старости. Суд, исследовав материалы дела, счел толкование пенсионного законодательства органами ПФР неправильным(8).

Однако нередко судами принимались и прямо противоположные решения. Так, В.А. Немцев, являясь гражданином Узбекистана, в октябре 2002 г. приехал в Ульяновскую область, где приобрел в собственность квартиру, зарегистрированную на имя жены, оформил регистрацию в данной квартире. Районный суд своим решением от 29 января 2003 г. обязал УПФР назначить ему пенсию с 26 ноября 2002 г. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда это решение было оставлено без изменения. По надзорной жалобе ответчика дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, который Определением от 4 октября 2005 г. передал его для рассмотрения по существу в Президиум Ульяновского областного суда на предмет отмены состоявшихся судебных постановлений. При этом Верховным Судом было отмечено, что на момент рассмотрения дела истец имел статус временно пребывающего в Российской Федерации, поэтому вывод суда о том, что он в соответствии с законодательством приобрел право на пенсию, являлся преждевременным(9).

Таким образом, по-прежнему, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, назначают и выплачивают пенсию и гражданам стран ближнего зарубежья лишь после получения ими вида на жительство или – в единичных случаях – при наличии решений судов, подтверждающих факт их постоянного проживания на территории России. При этом возможность обращения в суд за установлением такого факта органами ПФР не разъясняется.

При этом в ч. 3 ст. 3 Закона о трудовых пенсиях, прямо сказано, что наравне с гражданами Российской Федерации имеют право на трудовую пенсию иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, за исключением случаев, установленных международным договором Российской Федерации. Следовательно, приоритет отдается нормам международного договора. Ссылка на международный договор со всей очевидностью свидетельствует о том, что им может быть установлено и более льготное условие предоставления права на пенсию иностранным гражданам по сравнению с Законом, т.е. в данном случае и без факта их постоянного проживания в России.

Итак, судебная практика по пенсионным делам граждан СНГ довольно распространена и в то же время неоднозначна. Разумеется, что в суд за защитой своих пенсионных прав обращается лишь незначительная часть пенсионеров, переезжающих в Россию. Остальная же часть, как правило, мирится с низким размером пенсии либо с многомесячной невыплатой им пенсии. Становится очевидным, что законодатель должен своим волевым решением защитить права пенсионеров, приехавших их стран СНГ, урегулировав спорные вопросы в законодательстве Российской Федерации.

Литература

(1)Соглашение стран СНГ от 13.03.1992 “О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения”// Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ “Содружество”. – N 3. – 1992.

(2)Письмо Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994 N 1-369-18 “О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР” // Российские вести.- N 36. – 01.03.1994.

(3)Распоряжение Правления ПФ РФ от 22.06.2004 N 99р “О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР”// Пенсия. – N 10. – 2004.

(4)Постановление Правительства РФ от 18.09.1997 N 1182 “О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен” // Собрание законодательства РФ. – 22.09.1997. – N 38. – Ст. 4389.

(5)Решение Тракторозаводского районного суда г.Челябинска по делу №2-304/2010 от 16 декабря 2011г.// Архив Тракторозаводского районного суда г. Челябинска

(6)Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” // Собрание законодательства РФ. – 29.07.2002. – N 30. – Ст. 3032.

(7)Азарова Е.Г. Разрешение пенсионных споров граждан государств СНГ // Комментарий судебной практики. Вып. 15 / под ред. К.Б. Ярошенко. – М.: Юридическая литература, 2010. – С. 94 – 113.

(8)Судом защищены права пенсионера, прибывшего из ближнего зарубежья // Сайт Ярославского обл. суда: http://oblsud.yar.ni/lctynz, 1 сентября 2004 г.

(9)Судебный вестник Ульяновского областного суда. 2006.

Пенсионное обеспечение по обязательному пенсионному страхованию призвано гарантировать защиту интересов граждан страны. Однако, в связи с неоднократным проведением реформ, система ОПС и механизм ее функционирования для многих кроют множество вопросов. Попробуем разобраться и ответить на них.

Обязательное страховое обеспечение — что это

Обязательное страховое обеспечение по ОПС представляет собой непосредственно осуществление выплат, полагаемых гражданам в рамках страховой пенсионной системы. В свою очередь, страховая пенсионная система – это система мер, создаваемых государством, для финансовой поддержки людей после прекращения получения ими заработка и при наличии оснований для получения страхового обеспечения.

Подробнее об особенностях обязательного пенсионного страхования можно узнать здесь .

Таким образом, понятия страховой пенсионной системы и обязательного страхового обеспечения различны. Их разница заключается в том, что:

  • Страховая пенсионная система является более широким понятием, которое охватывает весь процесс формирования и распределения средств, предназначенных для поддержки населения.
  • Обязательное страховое обеспечение касается только этапа выплат в рамках всей системы.

К обеспечению по бюджетной пенсионной системе относятся следующие выплаты:

  • пенсии по возрасту, инвалидности , потери кормильца ;
  • накопительная часть;
  • выплаты к пенсии (срочная и фиксированная);
  • социальное погребение отдельных категорий умерших пенсионеров.

Как работает эта система

Система пенсионного страхования представляет собой вид долгосрочного страхования, при котором страхователем (гражданином) производятся отчисления в специальный фонд, а из него страховщик (ПФ) выплачивает полагающиеся пенсии.

Основными участниками такой системы являются:

  • Страховщики – государственные и негосударственные пенсионные фонды. Негосударственные представляют собой частные организации, деятельность которых регулируется правовыми стандартами.
  • Страхователи – являются физическими лицами, ИП и организациями, которые осуществляют платежи страховщикам.
  • Застрахованные – лица, которым полагается обеспечение в рамках данной системы.

Для того, чтобы получать выплаты при возникновении таких оснований, с заработка застрахованных работающих граждан в ПФ каждый месяц перечисляют 22% налога. Он оплачивается с любого дохода (премий, поощрений и т.д.), кроме социальных доплат.

Данная ставка состоит из 2 частей. Одна из них – солидарная, идет на выплату фиксированного объема пенсии. Вторая – индивидуальная, накапливается на личном счете ( СНИЛС ).

ВАЖНО! По номеру СНИЛС человек может получить информацию о своих индивидуальных накоплениях.

Таким образом, алгоритм функционирования данной системы можно представить следующим образом:

  • Все компании, после своей регистрации, в обязательном порядке регистрируются в органе ПФ.
  • При устройстве на работу и подписании соответствующих бумаг, человек получает статус застрахованного и может в будущем претендовать на получение компенсации ОПС.
  • Организации ежемесячно оплачивают обязательные взносы за всех сотрудников.
  • Перечисленные деньги учитываются на лицевых счетах работников и затем информация по этим данным используется для расчета пенсии.
  • При наступлении оснований для получения выплаты, граждане обращаются в ПФ с пакетом необходимых документов.

При этом ОПС выполняет следующие функции:

  • Инвестиционную. Имеющиеся в фондах средства используются для получения дополнительного дохода.
  • Аккумулирующую. Все деньги, оплачиваемые из разных источников, собираются в бюджете ПФ.
  • Регулирующую. С помощью ПФ происходит четкое распределение полученных средств.
  • Гарантийную. При выполнении всех условий, гражданам гарантируется финансовая поддержка при наступлении определенных ситуаций.

Структура пенсионного страхования в Российской Федерации

Всего в нашей стране существует три разновидности обеспечения граждан пенсиями:

  • Государственное пенсионное обеспечение. Не относится к страховому обеспечению и выплачивается госслужащим, военным, участникам ВОВ, и другим категориям граждан, включая нетрудоспособных и обеспечивается за счет федерального бюджета.
  • Обязательное страхование. Финансируется благодаря осуществлению взносов работающих граждан. Выплачивается также и иностранцам, проживающим в нашей стране и ведущим здесь трудовую деятельность.
  • Дополнительное (негосударственное). Обеспечивается частными организациями, за счет получения взносов на основании заключенных с клиентами договоров и инвестиционного дохода.

Таким образом, структура пенсионного страхования включает в себя обязательное и дополнительное страхование. Обязательное страхование обеспечивает гражданам получение следующих выплат:

  • Фиксированной. Она положена всем, у кого есть минимальный трудовой стаж, который в 2020 году составляет 11 лет. Ежегодно он будет увеличиваться до достижения 15 лет.
  • Страховой. Зависит от объема выплаченных работников налогов в ПФ.
  • Накопительной. Накопления могут осуществляться только у лиц, старше 1967 года рождения.

При этом, люди, рожденные после 1967 года могут самостоятельно выбирать: либо им рассчитывать только на страховое пособие, либо формировать страховую и накопительную часть пенсии в НПФ.

Накопительную часть можно разместить в понравившемся не пенсионном фонде. Это позволит получить дополнительный инвестиционный доход. Однако, перед подписанием договора следует взвесить все плюсы и минусы и изучить репутацию организации.

Правовое регулирование

Основным законом, регулирующим систему обязательного пенсионного страхования в области права в РФ, является ФЗ №167-ФЗ. В нем даны основные понятия и прописаны права и обязанности главных действующих сторон, определены основания для получения обеспечения.

За правовое регулирование обязательного пенсионного страхования также отвечают:

  • Конституция страны;
  • ФЗ № 165-ФЗ;
  • ФЗ № 212-ФЗ;
  • ФЗ № 173-ФЗ;
  • ФЗ № 27-ФЗ.

Виды страхового обеспечения по ОПС

Основным видом обеспечения по ОПС является страховая пенсия , представляющая собой ежемесячную финансовую поддержку – компенсацию дохода после прекращения работы и выхода на пенсию. Получать ее могут после смерти застрахованного его нетрудоспособные родственники.

ВАЖНО! Некоторые категории граждан имеют право получить данную поддержку досрочно. Для этого необходим специальный опыт работы (в сложных условиях) и его определенная продолжительность.

Данная выплата бывает трех видов: по возрасту, при получении инвалидности и смерти кормильца. Разберемся, в чем разница между ними.

По старости (трудовая)

Данная компенсация положена при достижении конкретного возраста. В 2020 году продолжается постепенное увеличение возраста выхода на пенсию. Однако, благодаря действующей льготе, как и в прошлом году, женщины получат обеспечение при достижении 55,5 лет, а мужчины – при 60,5.

У граждан, имеющих право на преждевременное получение поддержки, возраст остался прежним. Это касается, например, спасателей, шахтеров и других работников, ведущих деятельность в трудных условиях.

ВАЖНО! Не коснулись изменения и учителей, врачей и других сотрудников, которые выходят на пенсию в зависимости от продолжительности стажа.

Для того, чтобы получать компенсацию, необходимо соответствовать следующим условиям: иметь стаж не меньше 11 лет и накопить хотя бы 18,6 пенсионных баллов.

По инвалидности

Данный вид пенсии выплачивается при выполнении двух условий:

  • наличие любой группы инвалидности;
  • наличие любого стажа.

Размер данной выплаты различен и зависит от следующих факторов:

  • группы;
  • времени работы;
  • суммы перечисленных налогов;
  • количества людей, находящихся на попечении;
  • места проживания.

По потере кормильца

Данный вид поддержки предназначен семьям, потерявшим близкого, который содержал семью и имел хотя бы минимальный стаж работы.

ВАЖНО! Расчет данного вида выплаты основывается на основании суммы произведенных отчислений и накопленных баллов.

В некоторых ситуациях, при наличии очень маленького стажа, семьям погибшего возможно будет выгоднее получать социальную пенсию, нежели страховую. При наличии большого опыта работы, наоборот страховые выплаты будут ощутимо больше.

Однако, право на такую компенсацию имеют далеко не все родственники, а именно:

  • родные и приемные дети до 18 лет;
  • внуки, сестры и братья до того же возраста, но только при возможности доказать финансовую зависимость от усопшего;
  • оставшийся супруг при наличии пенсионного возраста или невозможности работать;
  • родители-пенсионеры;
  • дедушка и бабушка, если их дети умерли.

Как учитываются взносы на ОПС

Учет взносов на ОПС в России осуществляется с использованием специального номера – СНИЛС. Он присваивается каждому гражданину и через него происходит учет всех оплаченных взносов. По информации данного счета и происходит расчет причитающейся выплаты.

Правила оплаты взносов имеют отличия для работодателей и работающих на себя (ИП). В первом случае имеется обязанность оплатить налог за своих работников до 15 числа месяца, следующего за расчетным. ИП производят взносы по итогам целого года и производят до 30 июня следующего года.

Таким образом, пенсионное обеспечение по обязательному пенсионному страхованию представляет собой финансовую поддержку граждан при наступлении определенных событий и выполнении ими установленных требований. Выплаты осуществляются за счет средств, аккумулирующихся ПФ за счет платежей всех застрахованных.

Видео по теме статьи


Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 15.10.2020 2020-10-15

Статья просмотрена: 176 раз

Библиографическое описание:

Чванова, О. В. Актуальные проблемы пенсионной системы в России / О. В. Чванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 42 (332). — С. 258-260. — URL: https://moluch.ru/archive/332/74198/ (дата обращения: 07.12.2020).

Автор рассматривает актуальные проблемы российской пенсионной системы. Определяет основные направления по минимизации проблем пенсионной системы. Подчеркивает важность решения рассматриваемых проблем.

Пенсионное обеспечение в России осуществляет совокупность действующих в Российской Федерации правовых, экономических и организационных институтов и норм, направленных на обеспечение граждан материальной поддержкой в виде пенсии. В последние годы активно проводится анализ пенсионной системы, поскольку возрос интерес со стороны государства и населения к проблемам, связанным с социальной справедливостью, материальным благополучием, удовлетворенностью условиями жизни и размером страховой защиты пенсионеров и лиц с социальным пенсионным статусом.

В настоящее время особо актуальными выступают ряд проблем пенсионной системы:

  1. В России патерналистская пенсионная система (государство — работник — пенсионер) при такой системе отсутствует заинтересованность со стороны работодателей и самих работников в формировании пенсионного капитала.
  2. На протяжении нескольких лет наблюдается тенденция к увеличению дефицита бюджета ПФР РФ и его финансовой зависимости от государственного бюджета, то есть сумма государственных пенсионных обязательств не совпадает с суммой фактически полученных страховых взносов. Отмена единого социального налога и замена его на страховые выплаты, а также введение административного механизма, связанного с налогообложением фонда оплаты труда работников, в пенсионной системе не дало ожидаемого эффекта и не решило проблему дефицита пенсионного бюджета [1, с. 272].
  3. Страховые выплаты в пенсионной системе, которые упоминаются в начале пенсионной реформы как основа, сокращаются. В составе трудовой пенсии увеличивается доля базовой части, которая не связана с заработком. Практически отсутствует равноправное участие социальных партнеров, в том числе основных плательщиков страховых взносов работодателей, в управлении фондами обязательного пенсионного страхования.

Это происходит из-за того, что на верхней уровень заработной платы с которого уплачиваются страховые взносы, устанавливается сумма, которая соответствует нижнему пределу. Что приводит к тому, что страховые взносы с зарплат среднего класса идет на формирование базовой пенсии. То есть происходит солидарное пенсионное обеспечение низкооплачиваемого персонала, теми работниками с зарплат которых производятся более высокие отчисления.

  1. Досрочные пенсии тоже финансируются из общей суммы страховых взносов. Это происходит из-за того, что в России нет профессиональных пенсионных систем.
  2. Потенциал негосударственных институтов в пенсионной системе сравнительно невелик. развитие негосударственных институтов пенсионной системы, сдерживается прежде всего неудачной и неэффективной системой налогообложения негосударственных государственных образований [4, с. 140].
  3. Важным нерешенным вопросом пенсионного обеспечения остаются теневые выплаты. Это происходит из-за того, что 14 % всего работающего населения работают неофициально. По этому государству создать механизмы, при которых руководству организаций выгодно производить полные отчисления в пенсионный фонд и платить «белую» зарплату работникам [2, с. 290]. Для этого необходимо предусмотреть налоговые льготы и иные формы мотивации для добровольных корпоративных пенсионных программ, а также упорядочить их правовое регулирование.
  4. Низкие пенсии, которые в среднем равны прожиточному уровню или того меньше. Данная проблема заложена в том, что средняя заработная плата по России низкая, соответственно и отчисления в пенсионный фонд будут не высокие. При этом, хочется заметить, что последние изменения в формировании заработных плат не принесли качественных изменений. Данные изменения только увеличили влияние работодателей в формировании заработных плат работников.
  5. Увеличение количества пенсионеров. Тенденция низкой рождаемости приводите к тому, что количество трудоспособного населения уменьшается, а количество людей пенсионного возраста растет. Со временем возникает проблема финансовых ресурсов для обеспечение действующих пенсионеров, молодому поколению. Правительство предпринимаются меры для стимулирования рождаемости в стране. Однако, представляется, что данная проблема решится само собой если будет стабильность в стране.
  6. Низкая грамотность среди населения. Население не всегда осознает, для чего нужна официальная высокая заработная плата, чем это может обернуться в будущем. Поэтому не обходимо проводить информирование население об необходимости «белых» зарплат. Информационное освещение населения должно также касаться негосударственных пенсионных фондов, чтобы население могло ознакомиться с плюсами данного направления пенсионной системы страны.
  7. Тенденция увеличение количества работников, вышедших досрочно на пенсию. В зарубежных странах, например, таких как Германия досрочная пенсия доступна только для 3–4 профессиональных групп, а в России количество отраслей и профессий, в которых занятость дает право досрочно выйти на пенсию, достигает 2 тыс. [3, с. 46].

Весьма вероятно, что последствия экономического кризиса и негативной демографической ситуации в России в ближайшие годы потребуют от государства огромных усилий по обеспечению функционирования различных пенсионных систем. Законодательная база пенсионного обеспечения в России имеет сложную и громоздкую структуру, но, к сожалению, она не очень эффективна. Необходимо времени и ресурсов, чтобы усовершенствовать, сбалансировать ее и заставить работать законодательную базу пенсионной системы. Одной из важнейших составляющих последующей работы по совершенствованию пенсионной системы в России должна стать разработка комплексного подхода развития обязательного накопительного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения, а также е решение других вопросов развития пенсионной системы.

Для решения названных проблем, в первую очередь необходимо производить оптимизацию расходов, связанных с деятельностью ПФР РФ, а также внедрить 3-уровневую пенсионную систему, которая буден направлена на персонализацию пенсионных накоплений, а с другой стороны, распространением социальных программ и ростом социальных расходов страны, в том числе через сохранение пенсий при наличии пятилетнего стажа работы и досрочного выхода на пенсию во вредных условиях труда, при этом, нужно понимать, что возрастет нагрузка на трудоспособное население. Поэтому комплексный анализ принципов, механизмов и их последствий совершенствования пенсионной системы, основанный на эволюционном, институциональном и социально-экономическом подходе, учет и реализация пенсионных прав, а также оценка социально-экономических последствий через систему социально-демографических и экономических показателей, имеет большое значение [3, с. 45].

Таким образом, современная пенсионная система в Российской Федерации, имеет ряд существенных недостатков, что не позволяет гарантировать стабильное выполнение страной своих обязательств в отношении пенсионеров. Государство можно рассматривать как социальное, если оно удовлетворяет права своих граждан. Проблема задержки выплаты государственных пенсий была решена, но проблема недостаточности размера пенсии для удовлетворения социальных потребностей пенсионеров по-прежнему стоит остро.

Решение этих проблем чрезвычайно важно для обеспечения социально-экономического развития России.

  1. Бушуева, И. В. Современные проблемы системы пенсионного обеспечения в РФ // Сервис в России и за рубежом. — 2016. — № 1. — С. 273–282.
  2. Ерофеева, С. С. Институциональные проблемы реформирования системы пенсионного обеспечения в России // Известия Российского государственного педуниверситета им. А. И. Герцена. — 2016. — № 120. — С. 290–295.
  3. Игнатенко, И. В. Состояние и перспективы российской системы пенсионного обеспечения Российской Федерации // Известия Российского государственного педуниверситета им. А. И. Герцена. — 2016. — № 73. — С. 45–49.
  4. Туманянц, К. А. Проблемы системы пенсионного обеспечения в России и способы их устранения // Вестник ВГУ. — 2016. — № 2. — С. 140–147.

Читайте также: