Неправильно заполнена справка в пенсионный фонд санкции

Действующее законодательство обязывает юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и некоторых иных субъектов экономической деятельности уплачивать страховые взносы, направляемые на цели пенсионного, медицинского и социального страхования. Они начисляются за каждого сотрудника, который трудится в организации или у ИП на основании трудового или гражданско-правового договора.

Однако оплата страховых взносов сопровождается обязательной подачей отчетных документов, в частности СЗВ М, порядок чего определен контролирующими органами. Следует отметить, что предоставление отчета является обязанностью работодателя. Если этого не происходит на предприятие накладывается ответственность выплатить штраф ПФР за несвоевременную сдачу СЗВ М.

Бесплатно по России

Какие ошибки в отчете приводят к штрафным санкциям

СЗВ-М является основной отчетной формой, подаваемой в Пенсионный фонд Российской Федерации. Соответствующая обязанность возложена на следующие категории плательщиков страховых взносов:

  • юридических лиц;
  • индивидуальных предпринимателей;
  • лиц, осуществляющих деятельность в качестве частнопрактикующих адвокатов и нотариусов.

Сама форма отчета СЗВ-М была утверждена ПФР еще в конце 2016 года и с тех не претерпевала изменений. По своей сути, СЗВ-М представляет собой персонифицированный отчет, содержащий сведения о лицах, за которых организация или ИП уплачивает взносы.

К ним следует отнести:

  • работников, с которыми имеются трудовые отношения;
  • граждан, которым плательщик выплачивал вознаграждение в рамках гражданско-правового договора.

Данное правило распространяется и на иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории РФ. Однако это не касается высококвалифицированных специалистов, которые имеют трудовые контракты на определенный срок. Связано это с тем, что данная категория работников не подлежит обязательному пенсионному страхованию.

В отчет СЗВ-М включаются следующие сведения:

  • информация о страхователе (наименование, организационно-правовая форма, контактные данные, регистрационный номер в ПФР);
  • информация о застрахованных лицах (ФИО, СНИЛС, ИНН).

В обязательном порядке форма заверяется подписью руководителя.

За ошибки, связанные с несоблюдением сроков, порядка или формы предоставления отчета, ПФР налагает на организацию денежные штрафы.

Назовем наиболее типовые и часто возникающие ошибки, связанные со сдачей данного отчета в ПФ:

  1. Сдача документов позже установленного срока. Закон устанавливает, что отчет СЗВ-М следует подавать ежемесячно. При этом не имеет значения, ведет ли организация деятельность или нет. Следует отметить, что сдача отчета позже положенного срока и его не предоставление вовсе с точки зрения закона являются тождественными проступками.
  2. Ошибки в заполнении документа. Недостоверные сведения, отсутствие сведений и иные неточности в документе рассматриваются как несданный отчет, за что налагаются финансовые санкции.
  3. Неверная форма сдачи отчета. Установлено, что организации и ИП могут подавать документы в ПФР как в электронном, так и в печатном виде. Однако подача документации на бумажном носителе возможна лишь в том случае, если количество застрахованных лиц на предприятии менее 25 человек. Если же число работников больше, то допускается подача СЗВ-М только в виде электронного документа, подтвержденного усиленной электронной подписью руководителя.

Пени за несвоевременную подачу

Установлено, что денежная санкция за несвоевременную подачу рассматриваемой документации составляет 500 рублей за каждое застрахованное лицо.

Чтобы определить размер взыскания, необходимо эту сумму умножить на количество лиц, которые должны были быть указаны в отчете. К примеру, если в организации трудятся 20 человек, то 500*20 = 10000. Таким образом, придется заплатить 10 тысяч рублей.

Следует отметить, что для предприятий, где трудятся сотни и тысячи сотрудников, размер взыскания может быть весьма значительным.

Санкции за дополняющую форму

Если организация допустила ошибки при подаче отчета, то после сдачи дополняющей формы на организацию налагается взыскание, рассчитанное исходя из количества застрахованных лиц, указанного в ней.

Однако если представители организации самостоятельно обнаружили ошибку и подали дополняющую форму на основании этого, то санкций можно избежать.

Есть ли штрафные санкции, если подал сведения не в том формате

За подачу СЗВ-М в печатном виде при количестве сотрудников более 25 человек предусмотрено наказание в виде взыскания в размере 1000 рублей.

Следует отметить, что помимо пени, возлагаемых на организацию в целом, допускается и привлечение к ответственности должностных лиц предприятия. Размер взыскания составляет от 300 до 500 рублей.

Данное правило не распространяется на индивидуальных предпринимателей.

Как оспорить незаконные пени

На основании выявленного нарушения сотрудники ПФР составляют акт о привлечении организации к ответственности, после чего выносится требование об уплате штрафа, которое направляется в адрес страхователя. Последний вправе предоставить письменные возражения относительно решения о привлечении к ответственности. При неудовлетворительном их рассмотрении представители страхователя могут обратиться в суд для решения вопроса о снижении размера санкций или полной их отмене.

Как оплатить в 2020 году

Чтобы оплатить штраф пенсионного фонда за ошибки, связанные с порядком подачи формы СЗВ-М, организации необходимо оформить платежное поручение.

Средства оплачиваются по реквизитам того отделения ПФР, в который организация или ИП обычно подает документы и оплачивает страховые взносы. Соответственно, при наличии требования используются реквизиты отделения, которое его предъявило.

По общему правилу требование должно быть удовлетворено в течение 15 дней, однако в нем самом могут быть указаны иные сроки для исполнения соответствующего обязательства.

Реквизиты отделения ПФР, как правило, указаны в самом требовании. Если подобной информации в нем нет, то найти реквизиты можно на официальном сайте ПФР.

При заполнении платежного поручения особое внимание следует обратить на выбор правильного кода бюджетной классификации (КБК). Так, за просрочку или ошибки в СЗВ-М проставляется следующий КБК:

39211607090066000140.

В назначении платежа указываются обстоятельства, выдвинутые в качестве обоснования требования ПФР.

Полезное видео

Дополнительная информация по теме статьи в видео:

Заключение

СЗВ-М является персонифицированным отчетом, содержащим основные сведения о страхователе и застрахованных лицах, который подается ежемесячно. За нарушения порядка и правил подачи данного документа ПФР вправе оштрафовать организацию или ИП. В зависимости от ситуации и числа сотрудников размер финансовой санкции может быть весьма внушительным.

Главное управление ПФР № 6 по г. Москве и Московской области информирует всех страхователей-работодателей, что с 1 января 2017 г. в Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее КоАП) Федеральным Законом от 03.07.2016г. №250-ФЗ была введена статья 15.33.2, в соответствии с которой административным правонарушением признается "непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного Фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде".

- Ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, отчетность "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М (п. 2.2. ст. 11 Федерального Закона №27-ФЗ);

- Ежеквартально не позднее 20 дней со дня окончания квартала сведения о перечисленных дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию (для страхователей, работники которых участвуют в программе софинансирования и перечисляют взносы через работодателя) (п. 2.1. ст. 11 Федерального Закона №27-ФЗ);

- Ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, сведения о страховом стаже застрахованных лиц по форме "СЗВ-СТАЖ", в том числе сведения на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение пенсии. (п. 2 ст. 11 Федерального Закона №27-ФЗ);

- Межотчетную форму для назначения пенсии - в течение 3 календарных дней со дня обращения работника к страхователю (ч. 2 п. 2 ст. 11 Федерального Закона №27-ФЗ).

Из вышеизложенного следует, что основанием для привлечения к административной ответственности будут являться такие факты как:

- представление в территориальный орган ПФР сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета с нарушением установленных ст. 11 Федерального Закона №27-ФЗ сроков;

- представление в территориальный орган ПФР сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в неполном объеме или в искаженном виде;

- невнесение соответствующих исправлений (отказ от внесения соответствующих исправлений) в сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в установленный срок в соответствии с уведомлением об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного Фонда РФ.

К административной ответственности привлекаются должностные лица работодателя в лице руководителя организации либо в лице индивидуального предпринимателя-работодателя. Протокол об административном правонарушении составляется должностным лицом Управления ПФР и направляется в мировой суд для рассмотрения и принятия соответствующего Постановления. Размер административного штрафа составляет от 300 до 500 руб. за каждую отчетность, сданную с нарушением.

Срок давности привлечения к административной ответственности составляет один год со дня совершения административного правонарушения.

Обращаем внимание, что применение к страхователю финансовых санкций по ст. 17 Федерального Закона №27-ФЗ в размере 500 руб. за каждое застрахованное лицо не является основанием для освобождения от административной ответственности. Иными словами, в случаях нарушения законодательства о персонифицированном учете к финансовой ответственности по основаниям, указанным в ст. 17 Федерального Закона №27-ФЗ, будет привлечен страхователь - юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель-работодатель, а также к административной ответственности по основаниям, указанным в ст. 15.33.2. КоАП РФ будет привлечено должностное лицо страхователя-работодателя.

Призываем всех страхователей во избежание применения как финансовых, так и административных санкций соблюдать сроки и порядок представления в Управление Пенсионного Фонда индивидуальных сведений по Федеральному Закону от 01.04.1996г. №27-ФЗ!

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter


Даже за самостоятельно исправленные ошибки в СЗВ-М ПФР часто штрафует организации.

За что точно привлекут организацию?

1. Организация не представляла сведения по форме СЗВ-М в течение нескольких месяцев.

Организации следует представить сведения по форме СЗВ-М за все месяцы непредставления таких сведений (за каждый период — месяц) за каждое застрахованное лицо.

При этом отсутствие согласно позиции ПФР выраженной в письме ПФР от 06.05.2016 N 08-22/6356 — «факта начисления выплат и иных вознаграждений за отчетный период не является основанием для непредставления отчетности по форме СЗВ-М».

И как следствие, организации следует представить сведения по форме СЗВ-М за все месяцы непредставления таких сведений за каждое застрахованное лицо.

Согласно ч. 3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ финансовые санкции в размере 500 руб. применяются в отношении каждого застрахованного лица по каждому месяцу, за который нарушен срок сдачи сведений по форме СЗВ-М.

Пенсионным законодательством не предусмотрено освобождение от ответственности в случае нарушения страхователем требований п. 2.2 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ.

2. Физическое лицо проходит в организации обязательные бесплатные общественно полезные работы. Организация указала сведения о таком физическом лице в форме СЗВ-М. Считается ли указание такого работника ошибкой, влекущей наложение штрафа?

Если физическое лицо проходит в организации обязательные бесплатные общественно полезные работы, то сведения о нем не подлежат указанию в форме СЗВ-М.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.13 КоАП обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Обязательные работы назначаются судьей.

Вид обязательных работ и перечень организаций определяются органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов.

Согласно ч. 2 и 4 ст. 32.13 КоАП РФ — судебные приставы-исполнители ведут учет лиц, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, разъясняют таким лицам порядок и условия отбывания обязательных работ, согласовывают с органами местного самоуправления перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, контролируют поведение таких лиц, ведут суммарный учет отработанного ими времени.

При этом согласно ч. 11 ст. 32.13 КоАП РФ на администрацию организации, в которой лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывает обязательные работы, возлагаются контроль за выполнением этим лицом определенных для него работ, уведомление судебного пристава-исполнителя о количестве отработанных часов или об уклонении лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, от отбывания обязательных работ.

В соответствии с ч. 5 ст. 32.13 КоАП РФ лица, которым назначено наказание в виде обязательных работ, обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых отбывают обязательные работы, добросовестно работать на определяемых для них объектах в течение установленного судом срока обязательных работ, ставить в известность судебного пристава-исполнителя об изменении места жительства, а также являться по его вызову.

Под работающими гражданами понимаются лица, указанные в ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», к которым относятся работающие по трудовому договору.

А также в п. 4 самой формы СЗВ-М сказано, что следует указывать данные о застрахованных лицах — работниках, с которыми в отчетном периоде заключены, продолжают действовать или прекращены трудовые договоры, гражданско-правовые договоры.

Однако физическое лицо, направленное в организацию для прохождения обязательных общественно полезных работ, не является штатным работником организации, в которую оно направлено, и не состоит с работодателем в трудовых отношениях, ему не выплачивается заработная плата, то есть привлечение гражданина к прохождению обязательных бесплатных общественно полезных работ не образует трудовых отношений.

Таким образом, сведения о физическом лице, направленном в организацию для прохождения обязательных бесплатных общественно полезных работ, не подлежат указанию в отчете по форме СЗВ-М.

В рассматриваемой ситуации работодателю необходимо заполнить форму СЗВ-М с кодом «отмн» (отменяющая форма) на физическое лицо, сведения о котором необходимо удалить из исходных данных, загруженных в базу ПФР.

По нашему мнению, подача отменяющей формы позднее установленного срока представления сведений по форме СЗВ-М может повлечь штраф.

3. С несовершеннолетним работником (15 лет) заключен трудовой договор для выполнения легкого труда на два месяца в период каникул.

Согласно ч. 1, 3 ст. 63 ТК РФ заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами. С письменного согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с лицом, получающим общее образование и достигшим возраста 14 лет, для выполнения в свободное от получения образования время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью, и без ущерба для освоения образовательной программы.

Под работающими гражданами понимаются лица, указанные в ст. 7 Федерального закона N 167-ФЗ, к которым относятся работающие по трудовому договору.

Исходя из вопроса с несовершеннолетним заключен трудовой договор на два месяца. Законодательно не установлено исключений для несовершеннолетних работников.

Статьей 17 Закона N 27-ФЗ за несвоевременное представление либо представление работодателем неполных и (или) недостоверных сведений в том числе по форме СЗВ-М предусмотрена ответственность в виде финансовых санкций в сумме 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.

Таким образом, сведения о несовершеннолетнем работнике, с которым заключен трудовой договор для выполнения легкого труда на два месяца в период каникул, подлежат обязательному включению в отчет по форме СЗВ-М за эти два месяца. Работодателю может быть предъявлен штраф в размере 500 руб.

4. Представление СЗВ-М на единственного участника, если с ним договор не заключался.

СЗВ-М на учредителя необходимо представлять, если участник работает в организации на основании трудового договора или по гражданско-правовому договору, а также если единственный участник является директором организации без оформления договора. Отсутствие факта начисления в его пользу выплат за отчетный период не является основанием для непредставления отчетности по форме СЗВ-М.

В соответствии п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ застрахованными признаются лица, работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг.

Таким образом, если участник является работником организации на основании трудового договора (в том числе если единственный участник является директором), работает в организации по гражданско-правовому договору, то он является застрахованным лицом и о нем работодатель обязан подавать сведения по форме СЗВ-М.

При этом необходимо учесть, что, по мнению Роструда в выраженное в письме от 06.03.2013 N на отношения единственного участника общества с учрежденным им обществом трудовое законодательство не распространяется. Единственный участник общества в данной ситуации должен своим решением возложить на себя функции единоличного исполнительного органа — генерального директора. Управленческая деятельность в этом случае осуществляется без заключения какого-либо договора, в том числе трудового.

Таким образом, из буквального толкования следует, что единственный участник осуществляет деятельность в должности директора без заключения договора и форму СЗВ-М на него организация сдавать не обязана.

Но, согласно ст. 15 ТК РФ трудовые отношения — отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствии со ст. 16 ТК РФ — трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

Согласно письму ПФР от 13.07.2016 N ЛЧ-08-26/9856, если физические лица (в том числе руководитель организации, в случае когда он является ее единственным учредителем) состоят с данной организацией в трудовых отношениях, такие лица в целях Закона N 167-ФЗ относятся к работающим лицам.

Следовательно, согласно письму Минтруда России от 16.03.2018 N 17-4/10/В-1846 СЗВ-М, на учредителя необходимо представлять даже в случае, если единственный участник является директором организации без заключения договора.

При этом отсутствие факта начисления в пользу вышеуказанных лиц (работающих на основании договора или без него) выплат и иных вознаграждений за отчетный период не является основанием для непредставления в отношении этих лиц отчетности по форме СЗВ-М (письма ПФР от 27.07.2016 N ЛЧ-08-19/10581, от 06.05.2016 N 08-22/6356).

5. Ошибка в номере отчетного периода.

Организация в установленный срок представила в Пенсионный фонд форму СЗВ-М. Однако после истечения срока подачи сведений была обнаружена ошибка: в поле для номера отчетного периода вместо «08» (август) указано «07» (июль). Организация представила форму СЗВ-М с верным номером отчетного периода. Так как срок для представления отчета уже прошел, ПФ РФ оштрафовал организацию за несвоевременное представление формы СЗВ-М.

В связи с тем, что организация не исполнила в установленный срок заявленное ПФ РФ требование по уплате штрафа, фонд обратился в суд. Частично удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции признал правомерным привлечение организации к ответственности, посчитав при этом возможным уменьшить размер штрафа. При определении размера штрафа суд принял во внимание правовую позицию, выраженную в Постановлении КС РФ от 19.01.2016 N 2-П.

В большинстве случаев суды существенно снижают сумму штрафа, опираясь на позицию КС РФ.

При обращении в суд можно указать и на иные обстоятельства, помешавшие вовремя сдать отчет (выход из строя компьютера, болезнь бухгалтера).

Организация, в свою очередь, не согласившись с таким решением суда, обратилась в апелляционную инстанцию, которая в дальнейшем отменила решение суда первой инстанции и отказала в удовлетворении требования ПФ РФ.

Апелляционный суд исходил из того, что организацией были представлены достоверные сведения по форме СЗВ-М за август 2016 года в установленный срок, в связи с чем оснований для ее привлечения к ответственности у ПФ РФ не имелось.

В кассационной жалобе ПФ РФ просил отменить постановление суда апелляционной инстанции как незаконное и необоснованное, ссылаясь на несоответствие изложенных в нем выводов обстоятельствам дела.

Однако Верховный Суд не нашел оснований для пересмотра судебного акта в кассационном порядке.

Следует обратить внимание на ряд моментов, отмеченных судом апелляционной инстанции, которые повлияли на исход дела:

— ПФ РФ ранее были получены сведения за июль;

— первоначально представленный отчет с ошибкой в поле для номера отчетного периода был обозначен как «исхд»;

— организация представляла возражения на акт проверки с пояснениями, почему исправила ошибку.

В такой ситуации контролеры имели возможность идентифицировать своевременно представленные сведения по форме СЗВ-М с номером отчетного периода «07» как отчет за август. Следовательно, основания для штрафа отсутствовали.

Отметим, что Определение от 22.01.2018 N 301-КГ17-20650 является не единственным решением, в котором суд не считает нужным начислять штраф за то, что организация перепутали месяц в поле «Отчетный период». К таким выводам, в частности, пришли арбитры в постановлениях АС ПО от 11.12.2017 N Ф06-27663/2017 по делу N А65-15614/2017, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2017 N 08АП-11145/2017 по делу N А81-3334/2017.

6. Представление дополняющих сведений.

Бывает так, что после своевременного представления отчета у организации появилась необходимость направить в ПФ РФ дополняющую форму СЗВ-М еще на некоторых сотрудников. В ряде решений суды признали за организацией право дополнять и уточнять сведения о застрахованных лицах.

Обратимся к Постановлению Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2017 по делу N А54-3773/2017. Арбитры согласились с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемое организацией решение ПФ РФ о наложении штрафа не соответствует действующему законодательству, а также нарушает права и законные интересы организации.

В рассматриваемом решение, по мнению фонда, двухнедельный срок может применяться только в случае представления недостоверных сведений и не может быть применим к правонарушению, выраженному в представлении неполных сведений. Особо было отмечено, что в числе лиц, сведения за которых поданы в дополняющей форме СЗВ-М, имелись три пенсионера, получающих страховую пенсию по старости, как следствие, несвоевременное представление индивидуальных сведений по форме СЗВ-М может повлечь перерасходование бюджетных средств.

Таким образом, исправления и корректировки сведений вносятся в форму в особом порядке при выявлении страхователем ошибки в ранее представленных сведениях в отношении застрахованного лица.

Судьи отметили, что организация до момента обнаружения фондом несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и данными по результатам проверки и, соответственно, до вынесения оспариваемого решения передала необходимые корректирующие сведения. При этом представление корректирующих сведений позже установленного срока не образует состава вмененного обществу правонарушения (представление сведений, являющихся неполными и (или) содержащими недостоверные сведения).

Итак, установив изложенные обстоятельства, суд сделал верный вывод, что первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, впоследствии самостоятельно исправленные обществом, не могут расцениваться как неполные сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством.

Аналогичная позиция изложена в Определении ВАС РФ от 11.02.2013 N ВАС-1010/13 по делу N А76-7462/2012, Постановлении АС ДВО от 10.04.2017 по делу N А16-1601/2016.

Следует отметить, что с учетом положений новой Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда РФ от 21.12.2016 N 766н, а также того, что с 01.01.2017 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ определен порядок применения финансовых санкций за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета, доказать право дополнять и уточнять сведения о застрахованных лицах по истечении срока будет сложней. Однако на сегодняшний день уже есть решения, в которых арбитры руководствуются нормами действующих документов.

В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2018 N 09АП-68324/2017 по делу N А40-179114/2017 суд отметил, что согласно п. 39 новой Инструкции страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФ РФ самостоятельно представить уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.

– Хотя поправки в закон « О страховых пенсиях» внесли отдельные депутаты, но мне кажется, что солидарность проявят и другие их коллеги, а также представители Правительства РФ, поскольку, как говорится, « накипело», – отмечает Роман Савичев. – Жалобами на неправильно начисленные пенсии завалены не только прокуратура, но и администрации на местах, доходят они и до более высоких кабинетов. Понятно, что жалобы эти далеко не всегда обоснованы, но даже в Правительстве РФ признают: большой процент ходатайств граждан удовлетворяется и пенсия пересчитывается в сторону увеличения. Как считают парламентарии, компенсации должны быть выплачены за все ошибки ПФР, начиная с 2015 года, а размер процентов (пени) нужно определять, исходя из ключевой ставки Банка России. Как говорится в Пояснительной записке к законопроекту, « Таким образом, недополученные выплаты не только будут выплачены, но и будут проиндексированы путем реализации вышеуказанного механизма».

Подчеркиваю, сегодня мы говорим именно об ошибках ПФР или халатности в работе, а не о криминальных фактах, которых тоже хватает. Что бы не быть голословным, предлагаю обратиться к выводам аудиторов Счетной палаты, которые провели проверку деятельности Пенсионного фонда за 2017-2019 годы в части организации индивидуального учета, расходования средств и соблюдения прав застрахованных граждан. Как известно, сведения о каждом зарегистрированном лице хранятся на индивидуальном лицевом счете, которому присваивается СНИЛС. Так вот, проверка показала, что основной проблемой учета является открытие на одного и того же человека двух и более счетов. Нетрудно догадаться, к чему это ведет: если счета перед назначением пенсии не объединить в один, то положенная выплата уменьшается.

К слову, в процессе работы ПФР часто сам находит данные ошибки, исправляет их – объединяет разрозненные счета, однако, как заключила Счетная палата, доплаты в таких случаях пенсионерам не проводились. Процесс пошел, после того как аудиторы начали проверку. Например, по 45 делам пенсионеров возвращены 2,2 млн рублей. Но это, конечно, мизер. По данным Счетной палаты, Пенсионный фонд объединил около 90 000 счетов пенсионеров, не выплатив в общей сложности 2,2 млрд рублей. Аудиторы также выяснили, что один и тот же СНИЛС нередко присваивался сразу нескольким гражданам, что, понятно, дробило начисления. Одна из причин, которая приводит к занижению пенсий, заключается в смене фамилии. ПФР не указывал на лицевых счетах сведения о фамилии, которая была у человека при рождении (а в дальнейшем он мог ее сменить, женщина могла взять фамилию мужа и т.д.). Это и приводило к ошибкам при регистрации и появлению двойных лицевых счетов.

Кроме того, аудиторы выяснили, что нередко пенсии получали « мертвые души», а вернее – родственники покойников, которые снимали деньги с их счетов (карточек), которые продолжали туда поступать после смерти пенсионера в результате несогласованности действий ответственных ведомств. В результате – потери сотен миллионов. Вот цитата из заключения Счетной палаты: « В ходе аудита установлено, что на 1 января 2020 года из-за несвоевременного поступления сведений о смерти и снятия средств с банковского счета родственниками умершего пенсионера, переплаты пенсий только в двух территориальных органах ПФР составили 377,035 миллиона рублей». Как вернуть эти деньги? Аудиторы считают, что не исключен вариант обращения в суд, если родственники не вернут деньги добровольно. Счетная палата по итогам проверки выдала Пенсионному фонду ряд предложений, которые уже реализуются, чтобы избежать подобных нарушений.

Однако вернемся к законопроекту. Его инициаторы говорят именно о гарантиях пенсионерам, отсутствующих до сих пор: то есть их праве получить не только недоначисленную часть пенсии в результате ошибки или халатности ПФР, но и компенсацию за нанесенный материальный ущерб (это пеня в размере ключевой ставки Центробанка РФ, о которой говорилось выше). Но справедливости ради следует сказать, что сотрудники Пенсионного фонда, конечно, не всегда виноваты во всех бедах, связанных с начислением пенсий. Например, весьма проблематично учесть эпизоды трудового стажа в период работы на Украине. Сейчас невозможно получить никакие документы от Пенсионного фонда этой республики.

Главное управление ПФР № 6 по г. Москве и Московской области информирует всех страхователей-работодателей, что с 1 января 2017 г. в Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее КоАП) Федеральным Законом от 03.07.2016г. №250-ФЗ была введена статья 15.33.2, в соответствии с которой административным правонарушением признается "непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного Фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде".

- Ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, отчетность "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М (п. 2.2. ст. 11 Федерального Закона №27-ФЗ);

- Ежеквартально не позднее 20 дней со дня окончания квартала сведения о перечисленных дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию (для страхователей, работники которых участвуют в программе софинансирования и перечисляют взносы через работодателя) (п. 2.1. ст. 11 Федерального Закона №27-ФЗ);

- Ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, сведения о страховом стаже застрахованных лиц по форме "СЗВ-СТАЖ", в том числе сведения на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение пенсии. (п. 2 ст. 11 Федерального Закона №27-ФЗ);

- Межотчетную форму для назначения пенсии - в течение 3 календарных дней со дня обращения работника к страхователю (ч. 2 п. 2 ст. 11 Федерального Закона №27-ФЗ).

Из вышеизложенного следует, что основанием для привлечения к административной ответственности будут являться такие факты как:

- представление в территориальный орган ПФР сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета с нарушением установленных ст. 11 Федерального Закона №27-ФЗ сроков;

- представление в территориальный орган ПФР сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в неполном объеме или в искаженном виде;

- невнесение соответствующих исправлений (отказ от внесения соответствующих исправлений) в сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в установленный срок в соответствии с уведомлением об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного Фонда РФ.

К административной ответственности привлекаются должностные лица работодателя в лице руководителя организации либо в лице индивидуального предпринимателя-работодателя. Протокол об административном правонарушении составляется должностным лицом Управления ПФР и направляется в мировой суд для рассмотрения и принятия соответствующего Постановления. Размер административного штрафа составляет от 300 до 500 руб. за каждую отчетность, сданную с нарушением.

Срок давности привлечения к административной ответственности составляет один год со дня совершения административного правонарушения.

Обращаем внимание, что применение к страхователю финансовых санкций по ст. 17 Федерального Закона №27-ФЗ в размере 500 руб. за каждое застрахованное лицо не является основанием для освобождения от административной ответственности. Иными словами, в случаях нарушения законодательства о персонифицированном учете к финансовой ответственности по основаниям, указанным в ст. 17 Федерального Закона №27-ФЗ, будет привлечен страхователь - юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель-работодатель, а также к административной ответственности по основаниям, указанным в ст. 15.33.2. КоАП РФ будет привлечено должностное лицо страхователя-работодателя.

Призываем всех страхователей во избежание применения как финансовых, так и административных санкций соблюдать сроки и порядок представления в Управление Пенсионного Фонда индивидуальных сведений по Федеральному Закону от 01.04.1996г. №27-ФЗ!

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter


Смирнова С. К.,
практикующий бухгалтер, налоговый консультант, член Палаты налоговых консультантов

Ошибки в сведениях персонифицированного учета, представляемых в ПФР

Все работодатели ежеквартально в установленные сроки представляют в ПФР сведения индивидуального (персонифицированного) учета. Нарушение установленных сроков или представление неполных (недостоверных) сведений грозит страхователям значительными штрафными санкциями. Ситуации бывают разными, и в некоторых случаях привлечение к ответственности судьи признают необоснованным.

Напомним, что с 2014 года для плательщиков-работодателей введена единая форма отчетности в ПФР, объединившая в себе отчетность по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в ФФОМС в целом по организации и сведения индивидуального персонифицированного учета по каждому застрахованному лицу (ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»). Сроки представления отчетности с 2015 г. в соответствии с п. 9 ст. 15 Закона № 212-ФЗ на бумажном носителе не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в форме электронного документа – не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом. Нарушение установленных сроков или представление неполных (недостоверных) сведений грозит страхователям значительными штрафными санкциями.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 46 Закона № 212-ФЗ непредставление плательщиком страховых взносов в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля уплаты страховых взносов по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб.

Одновременно с этим ст. 17 Закона № 27-ФЗ предусмотрено, что за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета либо представление страхователем неполных и(или) недостоверных сведений о застрахованных лицах к такому страхователю применяются финансовые санкции в виде взыскания 5% от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в ПФР за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и(или) недостоверные сведения о застрахованных лицах. Взыскание указанной суммы производится органами ПФР в судебном порядке.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что страхователя можно привлечь к ответственности дважды: и на основании Закона № 212-ФЗ, и на основании Закона № 27-ФЗ. Однако Минтруд в своих письмах от 04.04.2014 № 17-3/В-138, от 08.04.2014 № 17-3/В-142 указал, что с учетом принципа однократности привлечения лица к ответственности за совершение конкретного правонарушения недопустимо дважды привлекать плательщика страховых взносов к ответственности за совершение одного и того же правонарушения, а именно за непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в установленный Федеральным законом № 212-ФЗ срок.

В связи с этим за несвоевременное представление объединенной отчетности в ПФР начиная с I квартала 2014 г. к страхователям применяются только санкции, предусмотренные ст. 46 Федерального закона № 212-ФЗ. Что касается штрафных санкций, установленных для плательщиков страховых взносов ст. 17 Закона № 27-ФЗ, то они применяются за представление с нарушением установленных сроков сведений персонифицированного учета за прошлые отчетные периоды, то есть за периоды до 2014 г., когда такие сведения являлись отдельной отчетностью, представляемой в ПФР.

Вместе с тем в случае представления плательщиками неполных или недостоверных сведений персонифицированного учета о застрахованных лицах в составе новой объединенной формы РСВ-1 ПФР нормы ст. 17 Закона № 27-ФЗ применяются в полном объеме. При этом взыскание суммы штрафа, а также определение неполноты или недостоверности указанных сведений производятся в судебном порядке.

ВАЖНО В РАБОТЕ

Начиная с объединенной отчетности в ПФР за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления персонифицированного учета, применяются штрафные санкции, предусмотренные Законом № 212-ФЗ, а за представление недостоверных сведений – санкции, предусмотренные Законом № 27-ФЗ.

Полнота и достоверность сведений

Понятие неполноты или недостоверности сведений законодательством не установлено, и, как отмечалось ранее, данное определение устанавливается в судебном порядке. Например, ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 05.03.2014 № А27-8481/2013 отметил, что за представление сведений, в которых имеются недочеты, ошибки, опечатки, которые не являются недостоверными сведениями, законом не предусмотрена ответственность, поскольку в этом случае ошибки подлежат исправлению в порядке, установленном Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 № 987н (далее – Инструкция № 987н).

Так, в соответствии с п.п. 31, 41 Инструкции № 987н установлено, что в случае обнаружения ошибок или расхождений в представленных в ПФР сведениях индивидуального (персонифицированного) учета страхователь должен устранить их в двухнедельный срок после получения уведомления от ПФР. В случае неустранения страхователем в установленный срок имеющихся расхождений в индивидуальных сведениях ПФР вправе принять самостоятельное решение о корректировке индивидуальных сведений застрахованных лиц и осуществить данную корректировку. Таким образом, при представлении сведений персонифицированного учета, содержащих недочеты, ошибки, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения, Пенсионный фонд может с соблюдением указанной процедуры принять решение о корректировке этих сведений.

Более того, ст. 17 Закона № 27-ФЗ не предусмотрено ответственности за нарушение двухнедельного срока представления скорректированных сведений о застрахованных лицах. Аналогичная позиция высказана в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.01.2013 № А19-6590/2012 (определением ВАС РФ от 27.06.2013 № ВАС-7518/13 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора).

Вместе с тем хотелось бы отметить, что штраф, взыскиваемый с работодателя за представление неполных индивидуальных сведений, должен рассчитываться исходя из суммы платежей в органы ПФР, относящихся только к тем застрахованным лицам, в отношении которых представлены недостоверные или неполные сведения. Определение штрафа исходя из всей суммы страховых взносов за отчетный период приведет к тому, что размер ответственности будет зависеть не от тяжести совершаемого правонарушения, а от численности работников (п. 16 информационного письма ВАС РФ от 11.08.2004 № 79). Несмотря на то что данные разъяснения довольно «старые», суды по-прежнему ссылаются на позицию Президиума ВАС РФ. Например, постановление ВАС РФ от 14.03.2014 № ВАС-2251/14, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 05.03.2014 № А27-8481/2013, ФАС Поволжского округа от 12.03.2013 № Ф06-810/13, ФАС Уральского округа от 21.08.2012 № Ф09-7273/12. Кроме того, данные разъяснения Президиума ВАС РФ были доведены до сотрудников ПФР на местах письмом от 31.08.2004 № АК-09/25/9488.

ПОЗИЦИЯ ПФР

Если в текущем расчетном (отчетном) периоде необходимо удержать с работников выплаты, которые были излишне начислены в предыдущие отчетные периоды, то эта сумма доначислений (отрицательная) должна быть учтена в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета. При этом сумма корректировки, указанная в форме АДВ-6-2, равна сумме, учтенной в расчете РСВ-1 ПФР, прошедшем камеральную проверку в органе контроля уплаты страховых взносов.

В постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 05.06.2014 № А28-7804/2013 рассмотрена следующая ситуация: ПФР в ходе выездной проверки пришел к выводу, что организация занизила базу для начисления страховых взносов на пенсионное и медицинское страхование, так как не включила в нее отдельные виды выплат (в том числе суммы компенсаций и премий работникам). Таким образом, данные суммы не были учтены и при формировании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Поэтому проверяющие посчитали, что организация представила недостоверные сведения индивидуального учета за соответствующие периоды. В итоге они доначислили компании страховые взносы в отношении спорных выплат, а также оштрафовали ее за два нарушения:

  • за неполную уплату взносов в результате занижения базы для их начисления (ч. 1 ст. 47 Закона № 212-ФЗ);
  • за представление в ПФР неполных или недостоверных сведений индивидуального учета (ст. 17 Закона № 27-ФЗ).

Арбитражные суды всех трех инстанций признали законным доначисление страховых взносов на суммы спорных выплат и оставили в силе решение ПФР о взыскании штрафа за неполную уплату взносов. Но вместе с тем судьи отменили штраф за представление недостоверных сведений индивидуального учета. При этом они исходили из того, что согласно действующим нормам организация должна представить в фонд по каждому работающему у нее застрахованному лицу информацию о размере его дохода, на который были начислены страховые взносы, а также о сумме фактически начисленных взносов (пп.пп. 6 и 7 п. 2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ). Следовательно, суды пришли к выводу, что Законом № 27-ФЗ не предусмотрена обязанность работодателя подавать в фонд сведения о выплатах, которые он не включил в базу для начисления страховых взносов. Кроме того, арбитры указали, что организация не обязана сообщать в ПФР и о тех суммах страховых взносов, которые она не начислила (даже если она не начислила их по ошибке).

При таких обстоятельствах суды посчитали, что сведения индивидуального (персонифицированного) учета, представленные организацией, являются достоверными. Значит, штраф за их неполноту или недостоверность подлежит отмене.

ВАЖНО В РАБОТЕ

При изменении данных персонифицированного учета, поданных за 2013 год и более ранние периоды, необходимо сформировать корректирующие сведения по форме СЗВ-6-1 (СЗВ-6-2) и представить их вместе с исходными сведениями персонифицированного учета за отчетный период, в котором произведена корректировка данных о сумме выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица.

ПФР не получил сведения, переданные по телекоммуникационным каналам связи

Также у страхователя отсутствуют основания для привлечения к ответственности, если он отправил сведения по телекоммуникационным каналам связи в установленный срок (при наличии подтверждающих документов), а ПФР по каким-то причинам их не получил. Так, общество было привлечено к ответственности на основании ст. 17 Закона № 27-ФЗ за то, что сведения о застрахованных лицах были представлены 16.05.2013 при установленном законодательством сроке не позднее 15.05.2013. При этом суд выяснил, что фактически общество по телекоммуникационным каналам связи с ЭЦП направило сведения 15.05.2013, то есть в пределах законодательно установленного срока, что подтверждается документами (например, извещением о доставке оператору, квитанцией на извещение о доставке оператору, письмом оператора связи общества). В связи с этим был сделан вывод об отсутствии у пенсионного фонда правовых оснований для привлечения общества к ответственности, поскольку обязанность по представлению сведений о застрахованных лицах исполнена последним своевременно, а факт получения фондом указанных сведений 16.05.2013 не имеет значения для квалификации обязанности страхователя как неисполненной. Между тем доводы ПФР о необходимости соотнесения момента представления данных сведений в фонд с датой их получения последним согласно заключенному соглашению об обмене электронными документами в системе электронного документооборота ПФР по телекоммуникационным каналам связи отклонены арбитрами, так как условия данного соглашения приоритета над нормами действующего законодательства иметь не могут (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.05.2014 № А19-14136/2013).

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Действующее законодательство не предусматривает возможность устного уведомления плательщика страховых взносов о необходимости внесения соответствующих исправлений в представленную отчетность.

В заключение хотелось бы отметить, что в соответствии со ст. 17 Закона № 212-ФЗ при обнаружении плательщиком страховых взносов в поданном им в ПФР расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению или не приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, страхователь обязан внести изменения в расчет и представить его в ПФР. Однако сроки подачи уточненного расчета закон не устанавливает. Между тем в письме ПФР от 25.06.2014 № НП-30-26/7951 фонд дает следующие разъяснения. Уточненный расчет по форме РСВ-1 принимается только до 1-го числа третьего календарного месяца, следующего за отчетным периодом. Следовательно, на исправление ошибок путем подачи уточненного расчета специалисты ПФР дают всего лишь две недели после окончания срока подачи исходного расчета. То есть уточненный расчет за I квартал 2015 г. можно подать до 01 июня 2015 г., а за полугодие – до 01 сентября 2015 г. Кроме этого, в случае обнаружения страхователем в представленном им в ПФР отчете ошибок, а также факта неотражения или неполноты отражения сведений, недостоверных сведений, после истечения указанного срока необходимо отражать данные в строке 120 и разделе 4 формы РСВ-1 ПФР с представлением сведений о сумме выплат и иных вознаграждений и страховом стаже застрахованных лиц с типом корректировки – корректирующая или отменяющая, за корректируемый период в отчетном периоде, в котором обнаружены ошибки, не представляя одновременно уточненный РСВ-1 за период, в котором были допущены указанные ошибки. При этом в части заполнения указанного отчета следует обратить внимание, что заполнение показателей строки 120 и раздела 4 производится за отчетный период нарастающим итогом с начала расчетного периода. Показатель «период, за который выявлены и доначислены взносы», представленный страхователем ранее в один из отчетных периодов, в дальнейшем отражается в разделе 4 весь расчетный период.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Если ошибки не приводят к занижению сумм страховых взносов, подлежащих уплате, то плательщик страховых взносов вправе, но не обязан внести в расчет необходимые уточнения.

Напомним, что постановлением Правления ПФ РФ от 16.01.2014 № 2п утвержден порядок заполнения формы РСВ-1 (далее – Порядок заполнения). В соответствии с п. 33 Порядка заполнения раздел 6 в уточненном расчете заполняется только в отношении тех работников, в сведениях о которых были допущены ошибки. В подразделы 6.1 и 6.2 вносятся сведения о работнике и периоде, за который подаются сведения. В подразделе 6.3 знак «Х» необходимо поставить в поле «корректирующая». В поле «Отчетный период» следует указать код периода, за который сдается уточненный расчет (3 – квартал, 6 – полугодие, 9 – девять месяцев или 0 – календарный год). В подразделах 6.4 и 6.5 должны быть правильные сведения о выплатах в пользу работника и начисленных с них страховых взносах, причем все, что были в исходном отчете, а не только исправленные. Подраздел 6.6 следует заполнять только для формы с типом сведений «исходная» (п. 41 Порядка заполнения), так что при подаче уточненного расчета с корректирующими сведениями данный подраздел не заполняется. Данные в подраздел 6.7 нужно внести в том случае, если с выплат в пользу работника, на которого подаются корректирующие сведения, начислены страховые взносы по дополнительным тарифам.

Читайте также: