Низкий уровень пенсионного обеспечения

В России, по официальным данным на 2020 год, за чертой бедности живут около 19 миллионов человек. В их число входят и многие пожилые люди, которые получают пенсию ниже уровня прожиточного минимума (ПМП).

С чем может быть связан столь низкий уровень пенсионного обеспечения и что делать получателю, рассмотрим более подробно.


Почему пенсия ниже прожиточного минимума?

Размер пенсии зависит от нескольких факторов:

  • общего срока труда (до 2020 года нужно отработать хотя бы 10 лет);
  • накопленных баллов ИПК (в нынешнем году для установления пенсии надо набрать как минимум 16,2 балла);
  • величины заработной платы, с которой уплачивались страховые взносы на пенсионное обеспечение.

Таким образом, даже набрав минимальные параметры, человек с низкой заработной платой не может рассчитывать на высокую пенсию в старости. Те же, кто не смог набрать нужный стаж или ИПК, могут претендовать лишь на социальные пенсионные выплаты, размер которых в текущем году достигает 5 180 рублей 24 копеек, что гораздо ниже уровня прожиточного минимума.

Согласно закону № 166-ФЗ, последние изменения в который были внесены 27 декабря 2020 года, этот социальная пенсия назначается следующим пожилым гражданам (россиянам, иностранцам или людям без гражданства, которые постоянно проживают в стране как минимум 15 лет):

  • 65-летним мужчинам и 60-летним женщинам (однако данный возраст будет постепенно расти, пока к 2023 году не достигнет 70 и 65 лет);
  • 55-летним мужчинам и 50-летним женщинам, которые являются представителями малочисленных народов Севера и постоянно проживают в «северных» регионах (полный перечень таких районов можно найти в Постановлении Правительства № 1049).

В данном вопросе важную роль играет и вид ПМП:

  • федеральный (ФПМ);
  • региональный (РПМ).

Размеры их могут как совпадать, так и существенно отличаться. Соответственно, величина пенсии может быть ниже одного или другого вида прожиточного минимума. От этого зависит, в какое именно ведомство нужно обращаться, чтобы поднять пенсию до уровня ПМП.


Каков ПМП в 2020 году?

Если величина ФПМ фиксированная и составляет 8 846 рублей, то размер РПМ варьируется от региона к региону. В одних субъектах страны региональный ПМП совпадает с федеральным, в других может быть выше или ниже.

Практически во всех субъектах Центрального и Сибирского федеральных округов уровень прожиточного минимума ниже федерального, а в Северо-Кавказском, Приволжском и Южном округах — во всех регионах без исключения. В Северо-Западном федеральном округе низкий уровень ПМП установлен лишь в Псковской области, в Уральском округе — только в Курганской и Челябинской областях. И только в Дальневосточном федеральном округе нет ни одного региона с пониженным уровнем ПМП.

С федеральным совпадают РМП, установленные в следующих субъектах России:

  • Амурской, Тверской, Вологодской, Калининградской, Ленинградской, Новгородской, Свердловской и Тюменской областях;
  • республиках Бурятия, Тыва и Карелия;
  • Красноярском и Забайкальском краях;
  • Санкт-Петербурге и Байконуре.

Самые высокие показатели РМП установлены в следующих регионах страны:

  • Сахалинской (12 333 рубля), Мурманской (12 674 рубля) и Магаданской (15 460 рублей) областях;
  • Москве (12 155 рублей);
  • Ханты-Мансийском (12 176 рублей), Ямало-Ненецком (13 425 рублей) и Ненецком (17 956 рублей) автономных округах;
  • республике Саха (13 951 рубль);
  • Камчатском крае (16 543 рубля).


Доплата к пенсии

Зная уровни ФМП и РМП, пенсионер может посмотреть, соответствуют ли его доходы наиболее высокому уровню прожиточного минимума. При этом учитываются не только пенсионные выплаты, но и все доходы гражданина:

  • дополнительное социальное обеспечение;
  • ЕДВ (в том числе предоставляемый набор соцуслуг);
  • другие виды денежной социальной помощи (кроме тех, что можно получить только один раз);
  • льготы на оплату коммунальных услуг, пользования телефоном, проезда на общественном транспорте и т. д.

Доплата назначается исключительно тем пенсионерам, что оставили работу. Для тех, кто продолжает официально трудиться, значительным подспорьем является зарплата, которую они получают наряду с пенсионными выплатами. Поэтому если пенсионер решил вновь начать трудовую деятельность, он обязан как можно скорее уведомить об этом органы ПФР. В этом случае будет проведен перерасчет, и доплату отменят.

Федеральная доплата назначается тем, кто проживает в регионе, где РПМ ниже или равен ФПМ. Если же РПМ выше ФПМ, устанавливается региональная доплата к пенсии.


Куда обращаться за доплатой?

Ведомство, куда может обратиться человек за повышением выплат, зависит от вида ПМП, ниже которого оказалась его пенсия:

  • Если выплаты менее федерального ПМП, нужно идти в территориальный орган Пенсионного фонда, расположенный по месту жительства.
  • Если речь идет о региональном ПМП — в отдел Социальной защиты населения.

Гражданам, перешедшим на пенсионное обеспечение до 2010 года, никуда обращаться не нужно. Расчет происходит автоматически, и проводят его представители ПФР и Соцзащиты совместно. В этом случае доплата назначается вместе с пенсионными выплатами.

Тем же, кто стал пенсионером с января 2010 года, надо написать заявление на установление доплаты, приложив к нему следующие официальные документы:

  • паспорт (или иной документ, удостоверяющий личность заявителя);
  • бумаги, подтверждающие, что человек оставил работу;
  • СНИЛС;
  • удостоверение пенсионера.

Индексация пенсий в 2020 году

В апреле текущего года традиционно была проведена индексация пенсий. Однако в этом году было введено новое правило индексирования социальных пенсионных выплат. Ведь раньше их обладатели не ощущали никакого результата после проведенного мероприятия: за счет того, что росла пенсия, снижалась социальная доплата до уровня прожиточного минимума. Нововведения предполагают, что сначала доходы пенсионера доводятся до уровня ПМП, и только затем следует индексация.


В связи с индексацией был произведен перерасчет пенсий в отношении 3,96 миллиона жителей, получающих федеральную доплату, и 0,43 миллиона людей, получающих доплату региональную.

В феврале 2020 года также был принят закон № 12-ФЗ, защищающий получателей социальной пенсии от деятельности судебных приставов. Документ содержит поправки к федеральному закону «Об исполнительном производстве», в частности устанавливается запрет на списание долгов с социальных пенсионных выплат. Однако в силу данная поправка вступит только с июня 2020 года.

Пенсия ниже уровня прожиточного минимума на сегодняшний день вовсе не означает, что ее получатель обязан влачить нищенское существование. Таким людям устанавливается социальная доплата, которая призвана довести доходы пенсионера до уровня федерального или регионального ПМП (в зависимости от того, какой из них выше). Однако данная помощь полагается только тем людям, что оставили работу, полностью перейдя на пенсионное обеспечение.

Не теряйте статью!
Сохраните ссылку или поделитесь ею:

Для обеспечения социальной стабильности в обществе необходима устойчивая пенсионная система. Эффективное функционирование системы обязательного пенсионного обеспечения является одним из наиболее сложных вопросов современной рыночной экономики.

Основные проблемы пенсионного обеспечения в настоящее время являются следующие:

  • 1. Рост общей численности пенсионеров. Соотношение трудоспособного населения и граждан пенсионного возраста в нашей стране, является неблагоприятным - сокращается численность работающих россиян в возрасте от 18 до 55 лет и увеличивается количество пенсионеров. Это обусловлено низким уровнем рождаемости и быстрым процессом старения населения. Прежде всего, это обусловлено демографическими изменениями, связанными с увеличением продолжительности жизни, ростом пенсионной нагрузки на работающее население. В 2011 г. средняя продолжительность жизни по России составила 70,3 года: у мужчин -- 64,3 года, у женщин -- 76,1 года. По сравнению с показателями 2007 г. продолжительность жизни россиян выросла почти на 3 года -- в 2007 г. она составляла 67,5 года: у мужчин -- 61,4 года, у женщин -- 73,9 года. В 2012 г. доля населения старше трудоспособного возраста составляла 22,7% общей численности населения, а в 1992 г. -- 19,7%. В 1992 г. на одного пенсионера приходилось 2,1 работающих, в настоящее время -- 1,8. В дальнейшем пенсионная нагрузка будет увеличиваться, и к 2020 г. на 1 пенсионера будет приходиться только 1,5 работающих.
  • 2. Растущий дефицит бюджета Пенсионного фонда России. Является следствием дисбаланса работающих и неработающих граждан, что приводит к дефициту бюджета ПФР. Острота проблемы усугубляется растущими обязательствами правительства по повышению пенсий гражданам.
  • 3. Низкий размер пенсионного обеспечения. Современный уровень пенсий у большинства населения Российской Федерации не может считаться приемлемым с точки зрения поддержания необходимого уровня жизни, несмотря на проводимую политику ускоренного повышения пенсий. Коэффициент замещения - соотношение средней пенсии к средней заработной плате в настоящее время составляет 35%. Согласно рекомендациям Международной организации труда (МОТ) адекватным пенсионным обеспечением, которое может обеспечить достаточный уровень жизни, считается размер пенсии не менее 40 % от заработной платы.
  • 4. Низкий уровень финансовой грамотности населения

Слабая информированность населения, низкий уровень его финансовой грамотности, а также небольшой охват услугами пенсионных фондов жителей сельской местности и граждан, занимающихся индивидуальным предпринимательством, не создают условий для повышения качества деятельности негосударственных пенсионных фондов.

В качестве фактора, способного обеспечить повышение уровня пенсий, рассмотрено добровольное пенсионное страхование граждан.

В Российской Федерации наряду с обязательным пенсионным обеспечением законодательно предусмотрено добровольное пенсионное страхование.

Добровольное пенсионное страхование представляет собой систему накопления будущих пенсий. Эта часть пенсии является дополнительной к обязательной пенсии -- государственной или трудовой. Добровольное пенсионное страхование делится на корпоративное и личное. В случае добровольного пенсионного страхования размер взносов определяется предприятием или гражданином, а не государством. Условия назначения корпоративной пенсии определяются коллективным трудовым договором и пенсионной программой предприятия. Личные пенсии формируются гражданином самостоятельно за счет накоплений, осуществляемых им в свою пользу или в пользу третьих лиц. Добровольные пенсии могут выплачиваться как пожизненно, так и в течение установленного срока. В этом случае добровольные пенсии могут наследоваться. Разрешается одновременное формирование нескольких добровольных пенсий.

Добровольное пенсионное страхование является фактором, который может обеспечить устойчивость пенсионной системы на долгосрочную перспективу. Например, в США, наряду с государственными системами пенсионного обеспечения, широкое распространение получили частные пенсионные планы (пенсии), охватывающие около 48% экономически активных граждан. Участие американцев в пенсионных планах по месту работы значительно выше и составляет 83%.

Основная роль в добровольном пенсионном страховании принадлежит негосударственным пенсионным фондам (НПФ). В настоящее время в России их 145. Эти фонды имеют лицензию на осуществление деятельности по обязательному и добровольному пенсионному страхованию. Негосударственные пенсионные фонды обслуживают свыше 20 млн граждан России. В НПФ накопительную часть трудовой пенсии формируют свыше 15,44 млн чел. Почти 6,6 млн чел. накапливают в НПФ пенсию по добровольному (негосударственному) пенсионному обеспечению. Более 2,1 млн граждан формируют одновременно и ту и другую часть пенсии. Около 1,5 млн граждан уже получают дополнительную пенсию в негосударственных пенсионных фондах.

Несмотря на проводимую индексацию пенсионных выплат, благосостояние большинства российских пенсионеров зачастую оставляет желать лучшего. В частности, индексирование пенсий заметно проигрывает инфляции, поэтому получаемых сумм хватает только на необходимый минимум. Правительство предпринимает определённые меры поддержки для этой категории граждан. В частности, пенсионеры, уровень доходов которых не дотягивает до установленного прожиточного минимума, могут рассчитывать на социальную доплату.

Основные положения по доплате

Под понятием социальной доплаты понимается выравнивающая выплата пенсионеру, поднимающая размер фактически получаемой пенсии до установленного законом прожиточного минимума, действующего в отдельно взятом субъекте Федерации.

В зависимости от источника финансирования, подразделяются такие дотации на федеральные и региональные:

  • В первом случае, доплата назначается гражданам, получающим пенсию в меньшем размере, чем установленный по стране минимум. Выплаты производятся структурными подразделениями ПФР, субсидируются из госбюджета;

2. Во втором, выплаты назначаются пенсионерам, чей уровень дохода не превышает установленного минимума в отдельном регионе страны. Выплачивается прибавка органами соцзащиты по месту проживания.

Учитывая, что в обоих случаях, фигурирует прожиточный минимум, имеет смысл разобраться, что обозначает это определение. Прожиточным минимумом называют некую эталонную величину, определяющую минимальный размер дохода, необходимый для проживания отдельным категориям граждан. При подсчете этого показателя учитываются такие факторы:

  • потребительская корзина –условно можно разделить на продовольственную (продукты питания, лекарства) и непродовольственную (транспортные расходы, коммунальные платежи, одежда, отдых и пр.);
  • данные федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, об уровне потребительских цен на продукты питания и индексах потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

На этом базисе строятся расчёты, определяющие минимальную денежную сумму, необходимую человеку для проживания. Отметим, что определяется прожиточный минимум в целом по стране и для каждого региона в отдельности.

Важно! Прожиточный минимум рассчитывается раз в квартал.

Величина прожиточного минимума для пенсионеров в целях начисления доплаты к пенсии из федерального бюджета устанавливается ежегодно федеральным законом о бюджете. Основания ее исчисления:

  • потребительская корзина;
  • индекс потребительских цен с учетом прогноза социально-экономического развития РФ.

Величина прожиточного минимума пенсионеров в субъекте РФ в целях установления социальной доплаты к пенсии устанавливается ежегодно законом субъекта в соответствии с правилами, утвержденными на федеральном уровне.

Кто может рассчитывать на соцдоплату к пенсии

Размер социальной доплаты к пенсии определяется как разница между величиной прожиточного минимума пенсионера и общей суммой установленных пенсионеру денежных выплат.

Дотации назначаются гражданам пенсионного возраста при соблюдении следующих условий:

  • отсутствие официального трудоустройства – работающие пенсионеры не могут претендовать на социальные доплаты;
  • российское гражданство;
  • размер общей суммы материального обеспечения пенсионера ниже прожиточного минимума.

Здесь нужно уточнить, что назначение доплаты не ограничивается временными рамками. В частности, соцвыплата будет производиться до тех пор, пока материальное положение получателя не изменится в лучшую сторону. При этом важно учитывать, что данная мера соцподдержки применима ко всем видам пенсионного содержания по:

  • старости;
  • инвалидности;
  • выслуге лет;
  • потере кормильца.

Какой прожиточный минимум установлен для пенсионеров

Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2019 год» был установлен размер прожиточного минимума пенсионеров суммой 8 846 рублей.

Размер прожиточного минимума в субъектах РФ привязан к конкретному региону страны, поэтому рассчитывается в индивидуальном порядке.

Приведём ряд примеров, установленной величины прожиточного минимума для отдельных областей и регионов страны:

  • Владимирская – 9 062 руб.;
  • Тамбовская – 8 120 руб.;
  • Мурманская – 13 693 руб.;
  • Ямало-Ненецкая автономия – 12 941 руб.;
  • Красноярский край – 9 957 руб.

Добавим, что прожиточный минимум пенсионеров-москвичей составляет 12 115 рублей. Приведённые данные актуальны на 2019 год. Информацию по другим регионам можно найти на сайте Пенсионного Фонда, перейдя по ссылке http://www.pfrf.ru/grazdanam/pensionres/soc_doplata/.

Куда обращаться за доплатой

Как упоминалось выше, этими вопросами занимаются органы соцзащиты и территориальные подразделения Пенсионного Фонда.

Если речь идёт о назначении федеральной доплаты, обращаться нужно в ПФР. Основанием для обращения является ситуация, когда установленный в регионе прожиточный минимум ниже аналогичного показателя по стране. При этом пенсия гражданина ниже регионального значения.

В соцзащиту нужно обращаться в ситуациях, когда совокупный доход неработающего пенсионера ниже действующего в регионе прожиточного минимума.

Для справки! Средний прожиточный минимум пенсионера в стране на 2019 год был установлен в размере 8 846 рублей.

Как выполняются расчёты

Это немаловажный вопрос. Дело в том, что многие пенсионеры неправильно определяют величину своих доходов, и обращаясь за назначением соцвыплат получают мотивированный отказ. Дело в том, что при определении материального положения граждан пенсионного возраста учитываются не только пенсии, назначенные государством по возрасту, медицинским показателям или иным обстоятельствам.

В расчёт принимаются все статьи доходов, физического лица. Помимо пенсий, сюда относятся:

  • дополнительные виды соцобеспечения;
  • ежемесячные денежные выплаты;
  • иные меры финансовой поддержки, предусмотренные нормами федерального и регионального законодательства.

Фактически, при подсчете совокупного дохода пенсионера будут учитываться все формы денежных выплат, за исключением разовых субсидий. Отметим, что учёту подлежат даже виды нематериальных льгот: проезд, оплата услуг ЖКХ, пользование городским телефоном. Такая поддержка пересчитывается в денежном эквиваленте и присовокупится к общей сумме дохода.

Важно! Размер социальной доплаты будет изменяться, при увеличении величины прожиточного минимума.

Ответы на интересующие вопросы

Разберём ряд ситуаций, связанных с социальными доплатами, которые вызывают недоумение у граждан пенсионного возраста.

Почему Пенсионный Фонд отказывает в назначении соцдоплаты, хотя моя пенсия ниже прожиточного минимума?

Вы, наверное, не учли другие виды доходов, которые получаете помимо назначенной пенсии. При подсчете общего размера пенсии учитываются все виды денежных выплат, в том числе, нематериальные льготы по линии социальной поддержки пенсионеров.

Как быть, если я вышел на работу?

Трудоустроенным пенсионерам социальные доплаты к пенсии не полагаются. Это вызвано тем, что помимо назначенной пенсии, человек получает заработную плату, что в совокупности превышает размер прожиточного минимума.

В таких ситуациях необходимо самостоятельно уведомить Пенсионный Фонд об изменении материального положения. Сделать это можно при личном обращении в территориальное подразделение или через «Личный кабинет» на сайте ПФР.

После увольнения с работы, я могу рассчитывать на соцдоплату?

Да можете. Для этого нужно собрать пакет документов, подтверждающих статус пенсионера и материальное положение, и вместе с написанным заявлением передать их в Пенсионный Фонд по месту жительства.

Как получить социальную доплату

Начнём с того, что разрыв между установленным прожиточным минимумом и выплачиваемыми пенсиями постепенно сокращается. Правительство предпринимает в этом направлении необходимые шаги, которые должны нивелировать эту разницу.

В частности, именно для этого было принято решение о повышении возраста выхода на пенсию. По замыслу правительства, эта мера должна максимально приравнять размер выплачиваемых пенсий к величине среднего заработка по стране. Разумеется, столь явное повышение благосостояния пенсионеров пока находится в проекте, поэтому гражданам приходится обращаться за назначением социальных дотаций. Рассмотрим, как это можно сделать, и какие документы потребуются.

Порядок обращения

Граждане обращаются за установлением федеральной социальной доплаты к пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации путем подачи заявления. Прийти в Пенсионный фонд можно лично или представитель по доверенности. Помимо личного обращения в Пенсионный фонд с заявлением можно обратиться в МФЦ или направить его почтовым отправлением. Кроме того, заявление можно подать через портал Госуслуг.

Если у гражданина имеются основания для получения доплаты к пенсии, денежные средства будут перечисляться в положенном объёме, начиная со следующего месяца. Отметим, что выплаты будут производиться с учётом пропущенных периодов, поэтому человек ничего не теряет в финансовом плане.

Документы

Вместе с заявлением подаётся следующий пакет документов:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • доверенность, или иной документ, подтверждающий полномочия представителя, если заявление подает представитель пенсионера.

Отметим, что сотрудники Пенсионного Фонда могут запрашивать и другие документы, если они необходимы для подтверждения права на социальную доплату к пенсии.

У вас остались вопросы?

Или вам требуется юридическая помощь? Хотите узнать, какие льготы вам положены? Задайте вопрос юристу на нашем сайте или по телефону бесплатной горячей линии: 8-800-350-81-97 . Помощь юриста бесплатна и анонимна!

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Басангова Д.А.

Пенсионная система Российской Федерации имеет множество проблем, среди которых: низкий уровень пенсионного обеспечения, недостаточность страховых доходов, зависимость от межбюджетных трансферов. В статье рассматриваются новые пенсионные правила, эффект от введения которых отразится на параметрах бюджета Пенсионного фонды и уровне пенсионного обеспечения. В статье определяются основные целевые ориентиры пенсионного обеспечения, перспективы развития пенсионного обеспечения.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Басангова Д.А.

The pension system of the Russian Federation has many problems, among which are: low level of pension provision , insufficiency of insurance incomes, dependence on inter-budget transfers. The article discusses new pension rules, the effect of the introduction of which will affect the budget parameters of the Pension Fund and the level of pension provision . The article defines the main targets of pension provision , the prospects for the development of pension provision .

Текст научной работы на тему «Проблемы пенсионного обеспечения России»

Басангова Д. А., специалист филиала № 27 МРО ФСС РФ

ПРОБЛЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОССИИ

Аннотация: Пенсионная система Российской Федерации имеет множество проблем, среди которых: низкий уровень пенсионного обеспечения, недостаточность страховых доходов, зависимость от межбюджетных трансферов. В статье рассматриваются новые пенсионные правила, эффект от введения которых отразится на параметрах бюджета Пенсионного фонды и уровне пенсионного обеспечения. В статье определяются основные целевые ориентиры пенсионного обеспечения, перспективы развития пенсионного обеспечения.

Ключевые слова: пенсионная система, пенсионное обеспечение, пенсии, уровень пенсионного обеспечения, Пенсионный фонд.

Summary : The pension system of the Russian Federation has many problems, among which are: low level of pension provision, insufficiency of insurance incomes, dependence on inter-budget transfers. The article discusses new pension rules, the effect of the introduction of which will affect the budget parameters of the Pension Fund and the level of pension provision. The article defines the main targets of pension provision, the prospects for the development of pension provision.

Keywords: pension system, pension provision, pensions, pension provision level, Pension Fund.

Пенсионная система, являясь важным элементом экономической системы, выступает инструментом социальной защищенности и обеспечения достойного уровня жизни граждан пенсионного возраста. Ключевой целью

реформирования системы пенсионного обеспечения является повышение качества функционирования пенсионной системы и улучшение социальной защищенности пенсионеров [2; 3]. Основные изменения пенсионной системы определяются Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020, указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», изменениями с 2018 г. пенсионного законодательства РФ «О страховых пенсиях», «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» [1; 3]. В связи с этим дадим оценку достижения ориентиров развития системы пенсионного обеспечения.

Целевые ориентиры в части замещения трудовой пенсией утраченного дохода на уровне не менее 40 % дохода и повышения размера средней трудовой пенсии до величины не менее 2,5 - 3 прожиточных минимумов пенсионера. Практическая реализация данных ориентиров в период с 2016 г. по 2020 г. представлены в таблицах 1, 2.

Таблица 1. Показатели замещения пенсионными выплатами части заработной платы [1; 2; 7].

Показатели 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. (план) 2020 г. (план)

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, руб. 36709 39167 40876 42550 43280

Минимальная страховая пенсия, руб. 5227 5700 8703 8846 9600

Минимальная страховая пенсия, % от средней заработной платы 14 15 21 21 22

Социальная пенсия по старости, руб. 4960 5034 8726 9226 9834

Социальная пенсия по старости, в % от средней заработной платы 13 13 21 22 23

Минимальная трудовая пенсия, руб. 10187 10734 17429 18072 19434

Минимальная трудовая пенсия, % от средней заработной платы 28 27 43 42 45

Таблица 2. Сопоставление минимальной трудовой пенсии и прожиточного минимума пенсионера [1; 2; 7]

Показатель 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. (план) 2020 г. (план)

Минимальная трудовая пенсия, руб. 10187 10734 17429 18072 19434

Прожиточный минимум пенсионера, руб. 8803 8540 8726 8846 9183

Доля прожиточного минимума пенсионера в объеме минимальной трудовой пенсии 86 80 50 49 47

На протяжении 2016-2020 гг. наблюдается рост среднего номинального размера пенсий в среднем на 5,0 %. Однако в связи недостаточным индексированием пенсий средний реальный размер пенсионных выплат сокращается.

Рисунок 1. Уровень индексации пенсий по видам в 2014-2020 гг.[1; 2; 5; 7]

16% 14% 12% 10% 8% 6% 4% 2% 0%

2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

_ Страховая пенсия _Социальная пенсия

Материнский капитал ИПЦ

На основании данных, представленных в таблице 1, можно сделать вывод, что величина коэффициента замещения достигает установленного уровня и должна превысить в 2020 г. на 5 п.п. Исходя из таблицы 2, можно сказать, перспектива доведения размера трудовой пенсии до 2 - 3 прожиточных минимумов пенсионера будет также достигнута. Выполнение этих ориентиров

будет обеспечено при условии, если пенсионные права застрахованных лиц не будут увеличиваться. Достижение заданных ориентиров будет определяться соотношением численности застрахованных лиц и получателей страховых пенсий, тарифами страховых взносов, дифференциацией заработной платы, суммой трансфертных платежей из федерального бюджета.

Развитие негосударственного пенсионного обеспечения. В настоящее время наблюдается значительное увеличение количества негосударственных пенсионных фондов, которые предлагают своим клиентам осуществление пенсионных выплат в условиях наступления пенсионного случая, размер которых будет сформирован за счет страховых взносов. Наибольшую популярность негосударственное пенсионное обеспечение имеет у неработающих граждан, которые не имеют возможности увеличения своей пенсии за счет отчислений, осуществляемых в процессе трудовой деятельности.

На рисунке 2 показано увеличение удельного веса количества получателей негосударственных пенсий в общей численности пенсионеров и плановые значения данного показателя.

Рисунок 2. Доля получателей негосударственных пенсий в общей численности пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации (%) [4; 7]

2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Из рисунка 2 видно, что количество пенсионеров, получающих негосударственные пенсии, на протяжении периода с 2016 по 2020 гг. с учетом фактических и плановых показателей увеличивается. Существенное повышение

данного показателя планируется с 2019 г., в котором ожидаются значительные изменения функционирования пенсионной системы в результате повышения пенсионного возраста. Однако уровень вовлеченности граждан в систему негосударственного пенсионного обеспечения будет зависеть от степени благосостояния населения и личной заинтересованности граждан в формировании своих пенсионных прав. В связи с этим необходимо предпринять меры по восстановлению накопительного элемента системы обязательного пенсионного страхования.

С 2014 года в России с целью повышения сбалансированности пенсионной системы установлен мораторий на формирование накопительной пенсии. Благодаря направлению страховых взносов по тарифу 6 % не на формирование накопительной пенсии, Пенсионный фонд дополнительно получает от 1,0 до 1,5 трлн. рублей в год, которые направляет на выплату пенсий по солидарной составляющей. Данная мера обеспечивает сбалансированность Пенсионного фонда по распределительной составляющей и снижает его зависимость от федерального бюджета. Отмена «заморозки» накопительной пенсии приведет к риску роста дефицита бюджета Пенсионного фонда по распределительной составляющей. Модификация накопительного элемента системы обязательного пенсионного страхования может связана с введением индивидуального пенсионного капитала, представляющего собой личные добровольные пенсионные накопления граждан. В качестве стимула для самостоятельного формирования накопительной пенсии можно использовать пониженную ставку НДФЛ 10 %, например. Данная мера позволит уменьшить расходы Пенсионного фонда на социальные доплаты к пенсиям для их доведения до прожиточного минимума, сделает пенсии более зависимыми от заработка граждан и сформирует более ответственное отношение населения к собственному пенсионному обеспечению [3; 6].

Среди отрицательных моментов трансформации современной пенсионной системы можно отметить следующие:

1. Увеличении уровня безработицы в результате того, что пенсионеры еще несколько дополнительных лет будут оставаться на своих рабочих местах, снизится уровень безработицы среди молодежи, а также произойдет дисбаланс на рынке труда среди устроенных на работу групп экономически активного населения.

2. Снижение объема ВВП. С учетом изложенного в предыдущем пункте, можно сказать, что государство недополучит объемы товаров и услуг, которые могли бы быть произведены молодыми специалистами, обладающими производительностью, мобильностью, энергичностью и инициативой в большей степени, чем работники предпенсионного и пенсионного возрастов.

3. Сокращении объема бюджета Пенсионного фонда, так как работники, чей возраст приближен к пенсионному, в силу возрастных характеристик и ухудшения здоровья, часто берут больничные отпуска, что влечет за собой увеличение выплат со стороны Пенсионного фонда.

4. Снижение уровня заработной платы. Повышение пенсионного возраста повлечет за собой снижение уровня оплаты труда, так как в настоящее время и так большинство пенсионеров продолжают работать после выхода на пенсию, а анализируемая пенсионная реформа будет способствовать тому, что пожилые сотрудники будут крепче держаться за свои места, особенно это касается высокооплачиваемых должностей. В результате увеличения предложения рабочей силы, произойдет сокращение ее цены - заработной платы. В частности, это коснется молодых специалистов, устраивающихся на работу.

Учитывая влияние пенсионной системы на общую социально-экономическую динамику развития России, помимо повышения пенсионного возраста, новых пенсионных и предпенсионных правил необходимо реализовать комплекс мер по изменению механизма расчета страховой пенсии, восстановлению системы накопительного пенсионного страхования, уточнению условий досрочной пенсии.

Таким образом, перспективы развития пенсионной системы должны определяться общей стратегией развития страны, ключевой целью которой должно стать превращение пенсионной системы в действенный инструмент обеспечения достойного уровня пенсионного обеспечения, повышения уровня благосостояния пенсионеров, перераспределения пенсионных накоплений в экономику. Заявленные ориентиры в части повышения уровня пенсионного обеспечения граждан, индексации размеров пенсий выше уровня инфляции, адаптация пенсионной системы к новым демографическим условиям могут быть реализованы в условиях функционирования эффективной пенсионной системы.

1. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».

2. Государственные и муниципальные финансы. Баженова В.И., Гришина О.А., Киреева Е.В., Омшанова Э.А., Чалова А.Ю., Слепов В.А. Учебник под редакцией В.А. Слепова, А.Ю. Чаловой. - Москва, 2019. - 336 с. -URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36419707.

3. Омшанова Э.А. Новые пенсионные правила: сбалансированность или эффективность бюджета Пенсионного фонда // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2018. - № 10. - С. 240-242. [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36388890 (дата обращения: 19.08.2019).

4. Синявская О. В. Российская пенсионная система в контексте демографических вызовов и ограничений // Экономический журнал ВШЭ. -2017. - Т. 21. - № 4.

5. Терентьева И. В. Современный этап реформирования пенсионной системы России: оценка результатов и перспективы // Государственное управление. Электронный вестник. - 2019. - №72. [Электронный ресурс] -


Прожиточный минимум пенсионера на 2021 год для целей определения размера минимальной пенсии власти регионов должны утвердить до 15 сентября 2020 года.

К этому их обязывает пункт 4 статьи 4 Федерального закона №134-ФЗ от 24.12.1997 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

Таблицу с данными по всем регионам мы традиционно опубликуем в начале следующего года.

В этом материале рассмотрим вопрос назначения доплаты к пенсии на примере одного региона. ОПФР Курской области на днях опубликовало материал, в котором приведены два примера расчета доплаты, один из которых вызвал у нас недоумение.

ПМП, ФСД и РСД

Для начала немного теории. Всем неработающим пенсионерам, проживающим в РФ, у которых общая сумма материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в регионе его проживания, устанавливается федеральная (ФСД) или региональная (РСД) социальная доплата к пенсии до величины ПМП, установленного в регионе проживания пенсионера.

До недавнего времени для неработающих пенсионеров ПМП представлял собой размер минимальной пенсии.

Однако в 2019 году ситуация поменялась, причем задним числом.

Изменение правил для ФСД и РСД в 2019

Многие пенсионеры жаловались, что январская индексация на 7,05 % почему-то обошла их стороной – и без того маленькая пенсия не выросла ни на копейку. Причина этого явления вполне вписывалась в рамки тогдашнего законодательства.

ПФР индексирует маленькую пенсию, но она все равно оказывается меньше ПМП. В этом случае ее доводят до размера ПМП. Наступает следующий год, пенсию вновь индексируют, а она снова не дотягивает до ПМП. Ее вновь доводят до размера ПМП. И если ПМП из года в год повышается незначительно, а то и вовсе не повышается, пенсионер никакой прибавки не получает.

Поднялась шумиха в СМИ. В дело вмешался Президент Владимир Путин.

В послании Федеральному собранию он заявил, что индексация пенсий должна осуществляться сверх уровня прожиточного минимума пенсионера.

Путин потребовал немедленно восстановить справедливость. Оперативно были приняты поправки в Федеральный закон №178-ФЗ от 17.07.1999 «О государственной социальной помощи».

В частности, статью 12.1 вышеназванного закона дополнили частью 8.2, которая гласит, что при определении размера социальной доплаты к пенсии в связи с индексацией в текущем году, в подсчет общей суммы материального обеспечения пенсионера включаются размер пенсии без учета индексации, произведенной в текущем году.

Также добавили часть 8.3, согласно которой при определении размера социальной доплаты к пенсии в связи с изменением с 1 января текущего года величины ПМП, в подсчет общей суммы материального обеспечения пенсионера включается пенсия с учетом их индексации, произведенной в предыдущем году.

То есть сначала старый (прошлогодний) размер пенсии сравнивают с прожиточным минимумом, определяют разницу (социальную доплату), а потом уже индексируют пенсию. В итоге пенсионер получает проиндексированную пенсию и социальную доплату.

В 2018 году (на начало 2019 года) пенсия была 7 000, а ПМП в регионе — 8 600. Поэтому в 2019 году сначала надо высчитать ФСД. Она составит 1 600 (8 600 — 7 000).

Затем пенсию индексируют до 7 493,50 (7 000 * 1,0705).

Потом проиндексированную пенсию суммируют с ФСД и получается 9 093,50 (7 493,50 + 1 600). Это на 493,50 (то есть на размер индексации) больше, чем по старому способу. Все, как говорил Владимир Путин.

ФСД и РСД в 2020 году

Наступает 2020 год. Пенсионеры с маленькой пенсией снова возмущены – после индексации на 6,6 % прибавка составила 1 рубль.

Снова поднимается шумиха в СМИ. Пишут про пенсионерку, которая свою рублевую прибавку отправила в Кремль, заплатив за отправку письма 81 рубль.

Между тем такая маленькая прибавка объясняется незначительным ростом ПМП.

В 2019 году (на начало 2020 года) пенсия была 7 493,50.

ПФР высчитывает ФСД, вычитая пенсию из ПМП.

ПМП в 2020 году в регионе точно такой же, как и в 2019, и как и в 2018 — 8 600.

ФСД = 8 600 — 7 493,50 = 1 106,50 руб.

Проиндексированная пенсия = 7 988,07 (7 493,50 * 1,066).

Итого пенсия в 2020 году 7 988,07 + 1 106,50 = 9 094,57 руб.

А в 2019 году пенсия была 9 093,50 руб.

То есть пенсионер получил прибавку в размере 1 руб. 07 коп.

Справедливости ради отметим, что если бы в 2019 году методика расчета ФСД не поменялась, то маленькая пенсия пенсионеров в 2020 году была бы еще меньше – 8 600 руб., а 9 094,57.

Подробно про алгоритм расчета доплаты в 2020 году мы писали ранее.

ФСД в 2021 году

Не за горами 2021 год. ОПФР по Курской области объявило размер ПМП на 2021 год – он составит 8 678 руб.

Уточним, в 2018, 2019 и 2020 году ПМП в регионе составлял 8 600 руб. То есть теперь спустя 3 года он вырос на 78 рублей. На столько подорожала жизнь для пенсионеров в Курской области.

Размер индексации тоже известен: в 2021 году он составит 6,3 %. Значит без труда можно посчитать размер пенсии с учетом доплаты бедным пенсионерам в 2021 году.

На сайте ПФР приводится два примера такого расчета.


Пример №1 вопросов не вызывает. Для наглядности представим все данные из этого примера в удобной таблице.

Пенсия в 2019 году (без учета ФСД)

ФСД в 2020 году

8 600 - 7 411 = 1 189

Индексация в 2020 году

7 411 * 106,6% = 7 900

Пенсия в 2020 году (всего)

7 900 + 1 189 = 9 089

ФСД в 2021 году

(8 678 – 7 900) = 778

Индексация в 2021 году

7 900 * 106,3 % = 8 397,70

Пенсия в 2021 году (всего)

8 397,70 + 778 = 9 175,70

Из таблицы видно, что в 2021 году пенсионер №1 получит пенсию на 86,70 руб. больше, чем в 2020 году.

Пример №2 вызывает вопросы.


По мнению ПФР, пенсионер №2 в 2021 году утратит право на доплату к пенсии, так как его проиндексированная пенсия превышает ПМП. Однако, как было сказано выше, по закону №178-ФЗ сравнивать ПМП нужно не с новой, проиндексированной пенсией, а со старой, прошлогодней. Она у этого пенсионера до ПМП не дотягивает, а значит доплата человеку положена и ПФР ошибочно полагает, что такое право утрачено.

Для наглядности представим все данные из этого примера в удобной таблице.

Сумма по расчетам ПФР

Сумма по нашим расчетам

Пенсия в 2019 году (без учета ФСД)

ФСД в 2020 году

8 600 – 7 786 = 814

8 600 – 7 786 = 814

Индексация в 2020 году

7 786 * 106,6% = 8 300

7 786 * 106,6% = 8 300

Пенсия в 2020 году (всего)

8 300 + 814 = 9 114

8 300 + 814 = 9 114

ФСД в 2021 году

8 678 – 8 300 = 378

Индексация в 2021 году

8 300 * 106,3 % = 8 822,90

8 300 * 106,3 % = 8 822,90

Пенсия в 2021 году (всего)

8 822,90 + 0 = 8 822,90

8 822,90 + 378 = 9 200,90

Как следует из таблицы, по нашим расчетам пенсионер №2 в 2021 году получит пенсию на 86,90 руб. больше, чем в 2020 году.

Если же опираться на расчеты из примера, которые приводит ПФР, то данный гражданин в 2021 году получит на 291,10 руб. меньше, чем в 2020 году.

Вот тебе и индексация пенсии. Что это за повышение такое, после которого размер пенсии уменьшается?

Между тем часть 8 статьи 12.1 Закона № 178-ФЗ гласит, что при пересмотре размеров социальных доплат к пенсии в связи с изменением величины ПМП в регионе общая сумма материального обеспечения пенсионера с учетом социальной доплаты к пенсии текущего года не может быть меньше общей суммы материального обеспечения пенсионера с учетом социальной доплаты к пенсии предыдущего года.

Напомним, ранее Счетная палата вывила ряд ошибок, которые ПФР допускал при расчете и индексации пенсий.

Читайте также: