Норматив по негосударственному пенсионному


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2016 г. № 1553 “Об уполномоченных негосударственных пенсионных фондах, осуществляющих досрочное негосударственное пенсионное обеспечение”

В соответствии с пунктом 9 статьи 36.36 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

критерии признания негосударственных пенсионных фондов уполномоченными Правительством Российской Федерации негосударственными пенсионными фондами, осуществляющими досрочное негосударственное пенсионное обеспечение;

Правила ведения перечня уполномоченных негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих досрочное негосударственное пенсионное обеспечение.

2. Установить, что уполномоченными Правительством Российской Федерации негосударственными пенсионными фондами, осуществляющими досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, признаются негосударственные пенсионные фонды, которые соответствуют критериям, утвержденным настоящим постановлением, и включены в перечень уполномоченных негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих досрочное негосударственное пенсионное обеспечение.

3. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:

осуществлять ведение перечня уполномоченных негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением;

размещать указанный перечень на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

4. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в пределах установленной штатной численности и фонда оплаты труда работников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период на руководство и управление в сфере установленных функций.

5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2017 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

Критерии
признания негосударственных пенсионных фондов уполномоченными Правительством Российской Федерации негосударственными пенсионными фондами, осуществляющими досрочное негосударственное пенсионное обеспечение
(утв. постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2016 г. № 1553)

1. Наличие у негосударственного пенсионного фонда не менее 10 лет опыта осуществления негосударственного пенсионного обеспечения.

2. Наличие у негосударственного пенсионного фонда опыта одновременного ведения не менее 50 тысяч именных пенсионных счетов в течение не менее 5 лет.

3. Наличие у негосударственного пенсионного фонда опыта одновременной выплаты негосударственных пенсий не менее 2500 пенсионерам в течение не менее 5 лет.

4. Отсутствие в течение не менее 2 последних лет деятельности негосударственного пенсионного фонда, предшествующих году подачи заявления о включении в перечень уполномоченных негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих досрочное негосударственное пенсионное обеспечение (далее - перечень), а также в течение года подачи такого заявления фактов применения в отношении негосударственного пенсионного фонда процедур банкротства.

Неприменение в отношении негосударственного пенсионного фонда, включенного в перечень, процедур банкротства в течение всего периода включения его в перечень.

5. Отсутствие в течение не менее 2 последних лет деятельности негосударственного пенсионного фонда, предшествующих году подачи заявления о включении в перечень, а также в течение года подачи такого заявления фактов введения в отношении негосударственного пенсионного фонда запрета на проведение всех или части операций, установленных статьей 34.1 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах".

Отсутствие в отношении негосударственного пенсионного фонда, включенного в перечень, фактов введения запрета на проведение всех или части операций, установленных статьей 34.1 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах" в течение всего периода включения его в перечень.

6. Отсутствие у негосударственного пенсионного фонда актуарного дефицита, выявленного за 2 последних финансовых года, предшествующих году подачи заявления о включении в перечень.

Отсутствие в отношении негосударственного пенсионного фонда, включенного в перечень, актуарного дефицита в течение всего периода включения его в перечень.

7. Отсутствие у негосударственного пенсионного фонда недоимки по состоянию на последнюю отчетную дату, подлежащей уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

8. Наличие у негосударственного пенсионного фонда последнего по дате составления аудиторского заключения с немодифицированным аудиторским мнением, составленного по итогам ежегодного аудита отчетности.

9. Наличие у негосударственного пенсионного фонда действующей лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

10. Наличие у негосударственного пенсионного фонда имущества в размере не менее 80 миллиардов рублей.

11. Организационно-правовой формой негосударственного пенсионного фонда является акционерное общество.

Правила
ведения перечня уполномоченных негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих досрочное негосударственное пенсионное обеспечение
(утв. постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2016 г. № 1553)

1. Настоящие Правила определяют порядок включения негосударственных пенсионных фондов в перечень уполномоченных негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих досрочное негосударственное пенсионное обеспечение (далее - перечень), а также порядок исключения негосударственных пенсионных фондов из перечня.

2. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации формирует перечень в соответствии с критериями признания негосударственных пенсионных фондов уполномоченными Правительством Российской Федерации негосударственными пенсионными фондами, осуществляющими досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. № 1553 "Об уполномоченных негосударственных пенсионных фондах, осуществляющих досрочное негосударственное пенсионное обеспечение" (далее - критерии), на основании заявлений негосударственных пенсионных фондов о включении их в перечень. Перечень утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

3. Заявление о включении в перечень подается негосударственным пенсионным фондом в форме документа на бумажном носителе или электронного документа, подписанного электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона "Об электронной подписи".

К заявлению о включении в перечень негосударственный пенсионный фонд представляет документы (копии документов, сведения), подтверждающие его соответствие критериям (за исключением документов (копий документов, сведений), которые находятся в распоряжении Центрального банка Российской Федерации, органов государственной власти и подведомственных им организаций).

Негосударственный пенсионный фонд вправе представить документы (копии документов, сведения), которые подтверждают его соответствие критериям и которые находятся в распоряжении Центрального банка Российской Федерации, органов государственной власти и подведомственных им организаций, по собственной инициативе.

4. Соответствие негосударственного пенсионного фонда критерию, предусмотренному пунктом 1 критериев, устанавливается на основании:

справки негосударственного пенсионного фонда, выданной в произвольной форме, подтверждающей наличие у негосударственного пенсионного фонда не менее 10 лет опыта осуществления негосударственного пенсионного обеспечения;

документов (сведений), выданных (представленных) Центральным банком Российской Федерации.

5. Соответствие негосударственного пенсионного фонда критериям, предусмотренным пунктами 2 и 3 критериев, устанавливается на основании заверенных единоличным исполнительным органом негосударственного пенсионного фонда копий специальной формы отчетности НПФ-Д с приложением копий документов, подтверждающих ее получение Центральным банком Российской Федерации (либо ее получение Федеральной службой по финансовым рынкам в период до передачи Центральному банку Российской Федерации полномочий Федеральной службы по финансовым рынкам по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков), и (или) документов (сведений), выданных (представленных) Центральным банком Российской Федерации, и (или) сведений с официального сайта негосударственного пенсионного фонда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") либо размещенных в общедоступной системе раскрытия информации о деятельности фондов, управляющих компаний и специализированных депозитариев, а также о регулировании указанных видов деятельности.

6. Соответствие негосударственного пенсионного фонда критерию, предусмотренному пунктом 4 критериев, устанавливается на основании документов (сведений), выданных (представленных) Центральным банком Российской Федерации и (или) государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов".

7. Соответствие негосударственного пенсионного фонда критерию, предусмотренному пунктом 5 критериев, устанавливается на основании документов (сведений), выданных (представленных) Центральным банком Российской Федерации.

8. Соответствие негосударственного пенсионного фонда критерию, предусмотренному пунктом 6 критериев, устанавливается на основании копий актуарных заключений, заверенных единоличным исполнительным органом негосударственного пенсионного фонда, и (или) документов (сведений), выданных (представленных) Центральным банком Российской Федерации, и (или) сведений, размещенных на официальном сайте негосударственного пенсионного фонда в сети "Интернет" либо размещенных в общедоступной системе раскрытия информации о деятельности фондов, управляющих компаний и специализированных депозитариев, а также о регулировании указанных видов деятельности.

9. Соответствие негосударственного пенсионного фонда критерию, предусмотренному пунктом 7 критериев, устанавливается на основании справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам у негосударственного пенсионного фонда, выданной Федеральной налоговой службой Российской Федерации по состоянию на первое число месяца, в котором подается заявление о включении в перечень.

10. Соответствие негосударственного пенсионного фонда критерию, предусмотренному пунктом 8 критериев, устанавливается на основании копии аудиторского заключения, заверенной единоличным исполнительным органом негосударственного пенсионного фонда, и (или) документов (сведений), выданных (представленных) Центральным банком Российской Федерации, и (или) сведений, размещенных на официальном сайте негосударственного пенсионного фонда в сети "Интернет" либо размещенных в общедоступной системе раскрытия информации о деятельности фондов, управляющих компаний и специализированных депозитариев, а также о регулировании указанных видов деятельности.

11. Соответствие негосударственного пенсионного фонда критериям, предусмотренным пунктами 9-11 критериев, устанавливается на основании документов (сведений), выданных (представленных) Центральным банком Российской Федерации, и (или) сведений, размещенных на официальном сайте негосударственного пенсионного фонда в сети "Интернет" либо размещенных в общедоступной системе раскрытия информации о деятельности фондов, управляющих компаний и специализированных депозитариев, а также о регулировании указанных видов деятельности.

12. Документы (копии документов, сведения), необходимые для проверки соответствия негосударственного пенсионного фонда установленным критериям, запрашиваются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в Центральном банке Российской Федерации, федеральных органах государственной власти и подведомственных им организациях, в государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов", если указанные документы (копии документов, сведения) находятся в распоряжении таких органов либо организаций и не представлены негосударственным пенсионным фондом, подавшим заявление о включении в перечень, по собственной инициативе.

13. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации также может осуществлять проверку соответствия негосударственного пенсионного фонда критериям, предусмотренным пунктами 2, 3, 6, 8-11 критериев, путем использования информации, размещенной на официальном сайте негосударственного пенсионного фонда в сети "Интернет".

14. Заявление о включении в перечень рассматривается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в течение 20 рабочих дней со дня поступления заявления, а также документов (копий документов, сведений), подтверждающих соответствие негосударственного пенсионного фонда, подавшего заявление, критериям.

15. По результатам рассмотрения заявления о включении в перечень, а также документов (копий документов, сведений), указанных в пунктах 4-13 настоящих Правил, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в зависимости от соответствия (несоответствия) негосударственного пенсионного фонда критериям принимает решение о включении (либо об отказе во включении с указанием причин отказа) негосударственного пенсионного фонда в перечень.

Основаниями для принятия Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации решения об отказе во включении негосударственного пенсионного фонда в перечень являются:

выявление факта несоответствия негосударственного пенсионного фонда критериям;

выявление факта недостоверности документов (копий документов, сведений), указанных в пунктах 4-13 настоящих Правил.

16. В целях выявления обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии негосударственного пенсионного фонда, включенного в перечень, указанным критериям, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации ежеквартально, не позднее последнего числа последнего месяца квартала, осуществляется мониторинг показателей по каждому негосударственному пенсионному фонду, включенному в перечень, и их сопоставление с установленными критериями.

17. В случае подачи негосударственным пенсионным фондом заявления об исключении из перечня или несоответствия негосударственного пенсионного фонда, включенного в перечень, критериям, а также в случае выявления недостоверности документов (копий документов, сведений), указанных в пунктах 4-13 настоящих Правил, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в течение 20 рабочих дней со дня поступления соответствующего заявления либо со дня выявления обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии негосударственного пенсионного фонда критериям, а также выявления недостоверности представленных документов (копий документов, сведений), указанных в пунктах 4-13 настоящих Правил, принимает решение об исключении из перечня такого негосударственного пенсионного фонда.

Решение об исключении негосударственного пенсионного фонда из перечня вступает в силу с даты размещения соответствующей информации на сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в сети "Интернет".

18. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в срок не позднее 10 рабочих дней со дня утверждения перечня либо внесения в него изменений размещает его на своем сайте в сети "Интернет".

Обзор документа

В Закон о негосударственных пенсионных фондах (НПФ) внесены изменения, регламентирующие создание системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения для работников в связи с их занятостью на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки признаны вредными и (или) опасными.

В связи с этим утверждены критерии признания НПФ уполномоченными Правительством РФ на осуществление досрочного негосударственного пенсионного обеспечения. В их числе наличие у НПФ не менее 10 лет опыта осуществления негосударственного пенсионного обеспечения; наличие опыта одновременного ведения не менее 50 тыс. именных пенсионных счетов в течение не менее 5 лет; наличие у НПФ имущества в размере не менее 80 млрд руб. и др.

Организационно-правовой формой НПФ является АО.

Закреплен порядок ведения перечня таких НПФ. Перечень утверждается Минтрудом России и размещается на его сайте.

Определены процедура и сроки подачи заявления о включении в перечень (об исключении из перечня), его рассмотрения и принятия решения.

Постановление вступает в силу с 1 января 2017 г.

Сейчас страна работает с двумя системами пенсионного обеспечения граждан. Такой шаг стал необходимостью из-за увеличения количества действующих пенсионеров по отношению к другим категориям трудоспособного населения. Негосударственный вариант был создан ещё в 1992, соответствующим указом Президента. В период со сложной экономической обстановкой такие указы имели силу закона.

Негосударственное пенсионное обеспечение — что это такое

Бесплатно по России

Реализуется при заключении договоров с Негосударственными Пенсионными Фондами или НПФ. Дополняет систему с поддержкой, действующей со стороны государства.

На протяжении определённого времени гражданин сам перечисляет конкретные сумму в пользу того или иного учреждения. Финансовая деятельность фонда обеспечивает прирост сумм или инвестиционный доход. Это общее правило, которое действует для всех заключённых договоров.

Для формирования компенсационных пакетов для текущих сотрудников негосударственные пенсионные накопления становятся очень важным фактором.

Благодаря возможности инвестировать собственные средства достигают сразу нескольких результатов:

Центробанк и НФ утверждают целый свод правил, согласно которым должны работать НПФ вне зависимости от масштабов и сфер деятельности. Отдельно описываются основные и дополнительные причины для выплат.


Разница между государственной пенсией и негосударственной

Рассматриваемый вид обеспечения имеет следующие отличительные черты:

  • Право при необходимости расторгнуть договор, вернуть все деньги себе.
  • Суммы, периодичность уплаты по взносам определяется самостоятельно клиентами.
  • Необязательные начисления по страховому стажу.

Тонкости договоров НПО – на что обратить внимание при подписании

К выбору НПФ надо подходить очень внимательно.

Самые важные факторы в данном случае следующие:

  1. Опыт.
  2. Репутация компании.
  3. Показатели доходности от инвестирования пенсионных накоплений.

Сайт Банка России и самих НПФ содержит обычно исчерпывающую информацию относительно особенностей работы конкретных учреждений.

Первый шаг – изучение всех правил и выбор схемы, по которой будут происходить отчисления в пользу гражданина. Чаще всего устанавливают размер конкретных взносов или выплат. Схемы бывают страховыми и сберегательными. Есть комбинированные варианты, когда принимаются оба решения сразу, последовательно.

В случае смерти гражданина предусмотрена выплата средств тем, кто относится к законным правопреемникам. При заключении договора можно сразу указать тех, кто представляет данную категорию. Если эта информация отсутствует в соглашении – организуют процесс унаследования, согласно общим правилам.

Информация о состоянии пенсионных счетов направляется ежегодно, максимум до 1 сентября. Сообщается о результатах инвестиционных действий.

Как выплачиваются НПФ накопленные средства

Чтобы назначить негосударственную пенсию – надо обратиться с заявлением к представителям соответствующего учреждения. Список конкретных документов-дополнений отличается в зависимости от того, где обслуживают того или иного гражданина.

Негосударственную выплату назначают в тот же день, когда гражданин обратился за ней. Перечисление денег начинается максимум спустя 30 суток после первого обращения.

Что касается размера будущей пенсии, то его определяют сразу несколько факторов:

  • Сумма, накопленная к моменту оформления пенсии.
  • Пенсионная схема, указанная в договоре.
  • Правила выбранного фонда.

Если по итогам года учреждению удалось получить более высокий доход – значит, увеличивается и размер обеспечения для гражданина.

Когда сумму назначили – гражданину направляют соответствующее уведомление. В документе перечисляют не только сумму, но и сроки для выплаты компенсации.

Для перечисления средств используют один из указанных способов:

  1. Почтовый перевод.
  2. Банковская карта с определённым номером.
  3. Номер счёта в банковском учреждении.

Можно ли оформить досрочную пенсию, если состоишь в НПФ

Само обеспечение на пенсии назначают, если выполняется хотя бы одно условие:

  • Наступление оснований, указанных в договоре.
  • Письменное заявление со стороны клиента о появившемся праве на выплату пособия.

Есть ситуации, когда деньги начинают перечислять досрочно. То есть – ранее возраста, установленного согласно общим правилам. Контролирующие органы проводят специальную оценку, чтобы точно удостовериться в наличии опасных и вредных условий труда на той или иной должности. Эта процедура заменяет аттестацию по рабочим местам, которую проводили ранее.

Условиям труда присваивают один из классов опасности, когда оценка заканчивается. Третий и четвёртый класс – самые опасные, за них компенсация идёт в любом случае, часто повышенная.

Чтобы обеспечить подчинённых средствами, работодателей наделяют следующими правами:

  1. Дополнительное перечисление денег в негосударственные фонды.
  2. Уплата страховых взносов в зависимости от установленного класса опасности, по повышенным тарифам.

В случае с первым решением не обойтись без письменного согласия и подтверждения со стороны сотрудника. Размер взносов устанавливает законодательство.

Есть две возможные ситуации:

  • 2% для сотрудников с вредными условиями труда.
  • 4%, если трудовые условия повышенной опасности.

Пенсионная система у работодателя может включать саму возможность гражданина лично обеспечивать будущее. В этом случае на взносы идёт часть заработной платы. Но обязательно предварительно уведомлять вторую сторону.

Накопленные суммы инвестируются в какое-либо направление, когда достигают определённых пределов, установленных компанией. То есть – формируется инвестиционный портфель, который и приносит прибыль вкладчикам. Так вложенные деньги получат дополнительную защиту от инфляции. А сама пенсия действительно станет больше.

Полезное видео

Что выбрать НПФ или ПФР? Узнайте из видео:

Заключение

Единственный недостаток – невозможно полностью контролировать существующий инвестиционный портфель. Но некоторые компании соглашаются давать вкладчику полную информацию относительно того, что происходит с его вложениями. Поэтому такой недостаток часто считают относительным.

Роль любого правительства, в том числе и Российской Федерации, заключается в заботе о своих гражданах. Также одна из главных обязанностей государства — выплата пенсий лицам, которые не имеют возможности трудиться из-за старости или ряда других причин. Вопросами пенсионного обеспечения, помимо ПФР, занимаются также негосударственные фонды (НПФ).

Определение НПФ и негосударственной пенсии

Основной деятельностью Негосударственного пенсионного фонда (НПФ) является негосударственное пенсионное обеспечение граждан. Данную деятельность НПФ должен осуществлять, основываясь на лицензии, которая позволяет ему выполнять все вышеперечисленные обязанности.

Негосударственная пенсия — это денежные средства, которые выплачиваются гражданину от НПФ.

В ПФР размер и график пенсионных начислений устанавливается законодательно, а выплаты происходят по достижению пенсионного возраста. В то время как в НПФ гражданин сам определяет сумму и график своих взносов.

Значительным плюсом НПФ считается то, что накопления на счету будущего пенсионера складываются не только из взносов лица, но и благодаря ежегодному инвестиционному доходу НПФ.

Закон предусматривает возможность получения накопительной части пенсии в НПФ только после выхода на заслуженный отдых. До этого времени забрать накопления нельзя.

Досрочные выплаты из НПФ возможны для группы лиц, имеющих право на пенсию по льготным условиям. К ним относятся:

  • работающие на вредных производствах;
  • инвалиды 1–3 группы;
  • шахтеры;
  • педагоги, учителя;
  • работающие на Крайнем Севере;
  • служащие МЧС;
  • имеющие дело с радиацией, ядами.

Как работают НПФ?

Чтобы определить условия пенсионных выплат от НПФ, необходимо для начала выбрать тариф. На практике существует две основные схемы.

  • размер будущей пенсии гражданина устанавливается НПФ;
  • деньги будут поступать человеку с момента его выхода на пенсию и вплоть до самой смерти;
  • размер и график пенсионных выплат закрепляет договор сторон.

  • гражданин может сам определить срок своих выплат и прописать их в договоре;
  • по желанию человек сам определяет график получения своих денег;
  • размер выплат также должен быть прописан в договоре между клиентом и фондом.

Стоит уточнить, что данные схемы могут комбинировать и заменять по усмотрению обратившегося в фонд гражданина.

Правопреемникам умершего лица

Если гражданин, имевший накопления в НПФ, умер, забрать сбережения, включая доходы от инвестирования, могут правопреемники.

Основанием для получения накопительных пенсионных средств являются:

  • завещание умершего, в котором указано любое физическое лицо;
  • родственники первой очереди – дети, супруга, родители (по законодательству);
  • при их отсутствии правопреемниками становятся представители второй очереди – сестры, братья, бабушки, дедушки, внуки. Чтобы обналичить пенсионные накопления, необходимо подать заявление в НПФ в течение 6 месяцев после смерти гражданина.

Для открытия наследственного дела нужно представить такие документы :

  • заявление;
  • паспорт гражданина РФ;
  • документ, подтверждающий родство, – свидетельство о браке, о рождении;
  • СНИЛС умершего; свидетельство о смерти.

Кто может получить накопительную часть пенсии единовременно

Забрать из НПФ единоразовые выплаты можно при выполнении условий, оговоренных законодательством РФ. Возраст гражданина должен соответствовать требованию: начиная с 1967 года рождения и старше. Закон предусматривает денежные выплаты накопительной составляющей в случае:

  • получения минимальной пенсии по старости;
  • участия в программе софинансирования накоплений;
  • ежемесячной накопительной выплаты не более 5 процентов от пенсии по старости с учетом фиксированной части.

Единовременно забрать накопительную составляющую могут граждане, которые имеют:

  • сертификат на материнский капитал, используемый для увеличения НЧП;
  • пенсию по потере кормильца;
  • нетрудоспособность, связанную с инвалидностью;
  • недостаточный стаж для страховой пенсии по старости;
  • право на социальное государственное пенсионное обеспечение.

Как происходит выплата?

Первое, что нужно сделать гражданину, решившему формировать свою будущую пенсию в негосударственном фонде — обратиться в НПФ с соответствующим заявлением и подготовить все необходимые документы.

Первая выплата должна произвестись гражданином в 30-дневный срок после написания заявления.

Объём и сроки выплат определяются несколькими показателями:

  • правилами конкретного негосударственного пенсионного фонда;
  • выбранной гражданином пенсионной схемой;
  • количеством накопленных средств на момент оформления пенсии.

Пенсионер может получать денежные выплаты одним из перечисленных способов на своё усмотрение: банковская карта или счёт; почтовый перевод.

Размер государственной пенсии должен быть выше прожиточного минимума.

Плюсы и минусы

Решив обратиться в НПФ и доверить ему свои деньги, гражданин должен ответственно подойти к такому шагу, ведь у НПФ, как и в любой сфере, есть как свои плюсы, так и минусы.

К плюсам можно отнести:

  • будущий пенсионер может сам решать, сколько он будет перечислять в НПФ и в какой промежуток времени;
  • клиент может установить срок, с которого фонд будет перечислять ему пенсию, а также определить размер этих выплат;
  • человек, обратившийся в НПФ, может ещё на стадии подписании договора определить правопреемника своих накоплений;
  • любые взносы в НПФ можно расценивать, как долгосрочный денежный вклад, на который ко всему прочему ещё и начисляются проценты.

Главным плюсом НПФ в отличие от ПФР считается гибкость и свобода выбора, где каждый обратившийся самостоятельно определяет все условия.

  • индексация, проводимая НПФ, иногда не покрывает тех потерь финансовых накоплений, которые происходят из-за инфляции;
  • ввиду нестабильной ситуации в законодательстве невозможно предугадать, какие произойдут изменения в сфере деятельности НПФ;
  • вероятность попасться в руки мошенников, действующих от имени фонда. Они заманивают людей в свои организации различными обманными способами, поэтому обязательно нужно проверять НПФ на благонадёжность.

Если статья была полезна, ставьте лайк и подписывайтесь на канал!

  • регулируется Федеральным законом от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О негосударственных пенсионных фондах".

Федеральный закон № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" регулирует:

правовые, экономические и социальные отношения, возникающие при создании негосударственных пенсионных фондов (НПФ),

осуществлении ими деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению,

в том числе по досрочному негосударственному пенсионному обеспечению,

реорганизации и ликвидации указанных НПФ, а также

устанавливает основные принципы государственного контроля за деятельностью НПФ.

Отношения, которые возникают:

  • при создании негосударственных пенсионных фондов (НПФ),
  • осуществлении ими деятельности,
  • реорганизации и ликвидации НПФ,

регулируются:

Федеральным законом № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах",

нормативными актами Центрального банка РФ (Банк России).

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) в негосударственном пенсионном обеспечении

Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) - организация, исключительной деятельностью которой является:

негосударственное пенсионное обеспечение,

в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение и

обязательное пенсионное страхование.

В данном материале рассмотрены особенности деятельности НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению. Деятельность НПФ по обязательному пенсионному страхованию рассматривается в разделе «Обязательное пенсионное страхование». Особенностям деятельности НПФ по досрочному негосударственному пенсионному обеспечению посвящены отдельные материалы данного раздела.

Деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению осуществляется негосударственным пенсионным фондом на основании:

лицензии на осуществление деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению;

НПФ вправе осуществлять деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии.

Основные понятия в негосударственном пенсионном обеспечении

В Федеральном законе № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" используются следующие основные понятия:

договор негосударственного пенсионного обеспечения (пенсионный договор НПФ) - соглашение между НПФ и вкладчиком фонда, в соответствии с которым вкладчик НПФ обязуется уплачивать пенсионные взносы в НПФ, а НПФ обязуется выплачивать участнику (участникам) НПФ негосударственную пенсию;

вкладчик НПФ - физическое или юридическое лицо, являющееся стороной пенсионного договора и уплачивающее пенсионные взносы в НПФ;

участник НПФ - физическое лицо, которому в соответствии с заключенным между вкладчиком и НПФ пенсионным договором должны выплаты негосударственной пенсии (участник может выступать вкладчиком в свою пользу);

пенсионный взнос в НПФ - денежные средства, уплачиваемые вкладчиком НПФ в пользу участника НПФ в соответствии с условиями пенсионного договора;

негосударственная пенсия - денежные средства, регулярно выплачиваемые участнику НПФ в соответствии с условиями пенсионного договора;

пенсионная схема - совокупность условий, определяющих порядок уплаты пенсионных взносов в НПФ и выплат негосударственных пенсий;

пенсионные основания - основания приобретения участником НПФ права на получение негосударственной пенсии;

выкупная сумма - денежные средства, выплачиваемые НПФ вкладчику, участнику или их правопреемникам либо переводимые в другой НПФ при прекращении пенсионного договора;

пенсионный счет негосударственного пенсионного обеспечения - форма аналитического учета в НПФ, отражающая поступление пенсионных взносов, начисление дохода, начисление выплат негосударственных пенсий и выплат выкупных сумм участнику (именной пенсионный счет) или участникам (солидарный пенсионный счет), а также начисление выкупных сумм участнику (участникам) для перевода в другой НПФ при расторжении пенсионного договора;

пенсионные резервы НПФ - совокупность средств, находящихся в собственности НПФ и предназначенных для исполнения негосударственным пенсионным фондом обязательств перед участниками НПФ в соответствии с пенсионными договорами;

пенсионные правила НПФ - документы, определяющие порядок и условия исполнения негосударственным пенсионным фондом обязательств по пенсионным договорам.

Субъекты и участники отношений по негосударственному пенсионному обеспечению

Субъектами отношений по негосударственному пенсионному обеспечению являются:

негосударственные пенсионные фонды (НПФ),

Пенсионный фонд РФ,

Участниками отношений по негосударственному пенсионному обеспечению являются:

а также другие организации, вовлеченные в процесс размещения средств пенсионных резервов.

Пенсионные правила НПФ

Пенсионные правила НПФ, определяющие порядок и условия исполнения негосударственным пенсионным фондом обязательств по пенсионным договорам НПФ, должны содержать:

перечень видов пенсионных схем по негосударственному пенсионному обеспечению, применяемых НПФ, и их описание;

положения об ответственности НПФ перед вкладчиками и участниками НПФ и условиях возникновения и прекращения обязательств негосударственного пенсионного фонда;

порядок и условия внесения пенсионных взносов на негосударственное пенсионное обеспечение в НПФ;

положения о направлениях и порядке размещения средств пенсионных резервов;

порядок ведения пенсионных счетов негосударственного пенсионного обеспечения и информирования об их состоянии вкладчиков и участников НПФ;

перечень пенсионных оснований;

порядок и условия назначения и выплаты негосударственных пенсий;

порядок заключения, изменения или прекращения пенсионного договора, договора доверительного управления и договора об оказании услуг специализированного депозитария;

перечень прав и обязанностей вкладчиков, участников и НПФ;

порядок формирования пенсионных резервов;

порядок расчета выкупной суммы;

порядок предоставления вкладчикам и участникам информации об управляющей компании (управляющих компаниях) и о специализированном депозитарии, с которыми НПФ заключил договоры согласно требованиям Федерального закона № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах";

описание методики осуществления актуарных расчетов обязательств НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению;

порядок определения размера оплаты услуг НПФ, управляющей компании и специализированного депозитария;

порядок и условия внесения изменений и дополнений в пенсионные правила НПФ, включая порядок уведомления вкладчиков и участников через средства массовой информации.

Требования к пенсионным схемам НПФ применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения участников НПФ в соответствии с Федеральным законом № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", определяются нормативными актами Банка России.

Пенсионный договор НПФ

Пенсионный договор НПФ должен содержать:

наименование сторон пенсионного договора по негосударственному пенсионному обеспечению;

сведения о предмете пенсионного договора;

положения о правах и об обязанностях сторон пенсионного договора;

положения о порядке и об условиях внесения пенсионных взносов на негосударственное пенсионное обеспечение;

вид пенсионной схемы по негосударственному пенсионному обеспечению;

пенсионные основания выплаты негосударственных пенсий;

положения о порядке выплаты негосударственных пенсий;

положения об ответственности сторон пенсионного договора за неисполнение своих обязательств по негосударственному пенсионному обеспечению;

сроки действия и прекращения пенсионного договора;

положения о порядке и об условиях изменения и расторжения пенсионного договора;

положения о порядке урегулирования споров;

реквизиты сторон пенсионного договора.

Права и обязанности вкладчиков и участников НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению

Вкладчики НПФ имеют право:

требовать от негосударственного пенсионного фонда исполнения обязательств фонда по пенсионному договору в полном объеме;

представлять перед НПФ свои интересы и интересы своих участников, обжаловать действия фонда в порядке, установленном законодательством РФ;

требовать от НПФ выплаты выкупных сумм или их перевода в другой НПФ в соответствии с Федеральным законом № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", пенсионными правилами НПФ и досрочным пенсионным договором.

Участники НПФ имеют право:

требовать от негосударственного пенсионного фонда исполнения обязательств фонда по выплате негосударственных пенсий в соответствии с условиями пенсионного договора;

получать негосударственную пенсию в соответствии с Федеральным законом № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", условиями пенсионного договора, правилами фонда и выбранной пенсионной схемой при возникновении пенсионного основания;

требовать от НПФ изменения условий негосударственного пенсионного обеспечения в соответствии с правилами фонда и условиями пенсионного договора;

требовать от НПФ выплаты выкупных сумм или их перевода в другой фонд в соответствии с Федеральным законом № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", правилами фонда и условиями пенсионного договора.

Вкладчики НПФ обязаны:

  • уплачивать взносы в НПФ на негосударственное пенсионное обеспечение исключительно денежными средствами в порядке и размерах, которые предусмотрены правилами НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению и пенсионным договором.

Вкладчики и участники НПФ обязаны:

  • сообщать в фонд об изменениях, влияющих на исполнение ими своих обязательств по негосударственному пенсионному обеспечению перед НПФ.

Обязанности НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению

Негосударственный пенсионный фонд обязан:

знакомить вкладчиков и участников с правилами НПФ и со всеми вносимыми в них изменениями и дополнениями;

осуществлять учет сведений о каждом вкладчике и участнике в форме ведения пенсионных счетов негосударственного пенсионного обеспечения;

бесплатно предоставлять один раз в год вкладчикам и участникам по их обращению способом, указанным ими при обращении, информацию о состоянии их пенсионных счетов в течение 10 дней со дня обращения (указанная информация может быть направлена в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, а также иным способом, в том числе почтовым отправлением);

выплачивать негосударственные пенсии или выкупные суммы в соответствии с условиями пенсионного договора;

переводить по поручению вкладчика или участника выкупные суммы в другой НПФ в соответствии с условиями пенсионного договора;

не принимать в одностороннем порядке решения, нарушающие права вкладчиков и участников по негосударственному пенсионному обеспечению;

осуществлять учет средств пенсионных резервов НПФ. Правила учета средств пенсионных резервов устанавливаются Банком России;

соблюдать обязательные (финансовые, экономические) нормативы, которые устанавливаются нормативными актами Банка России, в том числе нормативы финансовой устойчивости НПФ и нормативы ликвидности;

организовать систему управления рисками, связанными с осуществляемой НПФ деятельностью по негосударственному пенсионному обеспечению, в соответствии с требованиями, установленными Банком России, в том числе мониторинг, измерение и контроль за инвестиционными рисками и рисками, связанными со смертностью и половозрастной структурой участников НПФ;

проходить стресс-тестирование финансовой устойчивости НПФ с использованием сценариев стресс-тестирования, утверждаемых приказом Банка России и размещаемых на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Требования к порядку прохождения стресс-тестирования и критерии прохождения стресс-тестирования устанавливаются Банком России.

Пенсионные резервы НПФ

Для обеспечения своей платежеспособности по обязательствам по негосударственному пенсионному обеспечению перед участниками НПФ формирует пенсионные резервы.

Пенсионные резервы включают в себя резервы покрытия пенсионных обязательств и страховой резерв и формируются за счет:

дохода фонда от размещения пенсионных резервов;

иного имущества, определяемого по решению совета директоров (наблюдательного совета) НПФ.

Нормативный размер пенсионных резервов для пенсионных схем с установленными выплатами:

  • устанавливается Банком России.

Для учета денежных средств, составляющих пенсионные резервы, и для расчетов по операциям со средствами пенсионных резервов:

негосударственному пенсионному фонду открываются отдельные банковские счета, а для учета прав на ценные бумаги, составляющие активы, в которые размещены средства пенсионных резервов, - отдельные счета депо;

денежные средства, составляющие пенсионные резервы, должны находиться в кредитных организациях, которые отвечают требованиям, установленным законодательством РФ к кредитным организациям - участникам системы обязательного страхования вкладов в банках РФ.

Пенсионными правилами НПФ может быть предусмотрено формирование, учет и размещение резервов покрытия пенсионных обязательств раздельно по каждой пенсионной схеме:

в этом случае резервы покрытия пенсионных обязательств, сформированные в рамках одной пенсионной схемы, не могут использоваться на покрытие обязательств НПФ по другим пенсионным схемам;

при недостаточности средств пенсионных резервов, сформированных по пенсионной схеме, на покрытие обязательств фонда по данной схеме перед вкладчиками и участниками используются средства страхового резерва.

На средства пенсионных резервов и на активы, в которые размещены средства пенсионных резервов:

  • не может быть обращено взыскание по долгам НПФ (за исключением долгов фонда перед его участниками, вкладчиками).

Исполнение обязательств НПФ по обязательному пенсионному страхованию не может осуществляться за счет средств пенсионных резервов.

Читайте также: