Нормативно правовые проблемы государственного муниципального управления пфр

Основные направления решения проблем ПФ РФ на современном этапе

Пути совершенствования функционирования пенсионной системы

Совершенствования функционирования пенсионной системы в настоящее время требует особого внимания, но выбор самого подхода к реформированию и совершенствованию этой системы должен не ограничиваться лишь изменениями системы расчета и формирования пенсионных накоплений, повышения уровня пенсионного возраста и т.д. К решению проблем пенсионной системы и пенсионного обеспечения необходимо подходить комплексно. В рамках проведенных исследований и оценки проблем организации пенсионного обеспечения в Российской Федерации, предлагаются следующие пути совершенствования функционирования пенсионной системы:

— комплексная и координационная работа различных ведомств по снижению уровня неофициальной заработной платы работников, а также мотивация населения к необходимости осуществления страховых отчислений;

— развитие уровня информатизации и совершенствование информационных систем и технологий в области пенсионного обеспечения, в т.ч. во взаимодействии Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Федерального фонда ОМС;

— повышение уровня контроля и проведение профилактических мероприятий, направленных на выявление и устранение коррупции в территориальных органах Пенсионного фонда РФ;

— повышение эффективности использования пенсионных накоплений граждан.

Решение проблем дефицита бюджета ПФ РФ

Комплексная и координационная работа различных ведомств по снижению уровня неофициальной заработной платы работников, а также мотивация населения к необходимости осуществления страховых отчислений. В целях повышения уровня доходов бюджета Пенсионного фонда РФ, необходимо решать проблему с «серыми» зарплатами граждан. Дело в том, что основа будущей пенсии – страховые взносы работодателя, которые он ежемесячно уплачивает за своих сотрудников в Пенсионный фонд России. Эти взносы учитываются на индивидуальных лицевых счетах работников и формируют их пенсионные права. В будущем уплаченные страховые взносы определят размер пенсии граждан, так как чем больше накопленная сумма страховых взносов, тем выше размер устанавливаемой выплаты страховой пенсии. При «серых» схемах оплаты труда страховые взносы либо уплачиваются в минимальном размере, либо не уплачиваются совсем. Соглашаясь на зарплату в конверте, каждый лишает себя не только будущей пенсии, но и прав социальной защиты: нет гарантий оплаты отпуска, листа нетрудоспособности, в том числе по беременности и родам, и многое другое. Каждый должен знать, что можно и нужно контролировать своего работодателя.

Легализация трудоустройства необходима для каждого гражданина, ведь благодаря этому есть возможность заявить о получении имущественных и социальных вычетах, а также обеспечить себя пенсией и социальным пакетом. Прежде, чем устроиться на работу с неофициальной оплатой труда, работник должен задуматься о последствиях для себя:

— отсутствие возможности получать страховые выплаты и пенсионные сбережения;

— обречение работника на получение минимальной пенсии, несмотря на длительные годы трудового стажа;

— лишение возможности получить ипотеку и малопроцентный кредит.

Организации и предприятия в свою очередь получают следующие негативные результаты:

— обязательные выездные проверки экономической деятельности предприятия, которые могут выявить неофициальные выплаты;

— применение к нарушителям штрафов и пеней за не уплату необходимых налогов;

— начисление достаточно больших налогов к штрафовому взносу, которые работодатель обязан погасить.

Несмотря на достаточно негативные последствия теневого трудоустройства, множество работодателей заставляют своих сотрудников прибегать к такому виду оплаты труда, даже если работник этого не желает. В связи с высокой безработицей, происходит большая конкуренция среди граждан за свободные рабочие места, поэтому работодатели этим пользуются. Именно это тянет за собой итоги для формирования доходов населения в виде роста цен, падением экономики, недостатка стабильности, а также маленьким заработным платам.

В связи с чем, необходимо усиль инспекционную работу соответствующих ведомств по устранению нарушений налогового законодательства. Также необходимо усилить профилактическую и агитационную работу по формированию необходимости осуществления социальных отчислений для населения.

Что касается самого Пенсионного фонда и его отделений в субъектах РФ, для адекватного понимания финансового состояния ПФР, в том числе причины и действительную величину дефицита его бюджета, необходимо чётко разделить затраты ПФР на четыре принципиально различающиеся части, источники финансирования которых не могут быть сходны, поскольку несходны те функции ПФР, на исполнения которых направляются соответствующие затраты.

Во-первых, это затраты ПФР на пенсии по старости, назначенные по общеустановленным условиям. В РФ на 2018 год это достижение возраста в 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, наличие минимального трудового стажа 9 лет и 13,8 пенсионных балла и рассчитанной по стандартным методикам.

Именно выплаты по этой и только этой части пенсии, формируются из поступлений в бюджет ПФР, которые вносят все работодатели, имеющие наёмных работников, в размере 22% и 10% от ФОТ, а также выплаты индивидуальных предпринимателей. Это так называемая «страховая пенсия по старости». Сюда же относится та часть пенсии иной категории лиц, которая соответствует упомянутым стандартам условиям.

Во-вторых, затраты на выплаты пенсий работавшим гражданам, когда сроки выхода на пенсию отличаются от общеустановленных, размеры выплат исчисляются по иным, отличным от общепринятых, критериям и методикам. Например, пенсии военным и приравненным к ним лицам, «работникам Севера», судьям, государственным и муниципальным служащим, врачам, работавшим в сельской местности, депутаты разных уровней и т.д.

В-третьих, затраты на прочие пенсии и выплаты. Их характерной особенностью являются, либо полное отсутствие связи с фактом трудовой деятельности, либо она крайне слабая и условная. Сюда относятся, например, пенсии в связи с потерей кормильца, инвалидам, и с детства и по стрости, социальные пенсии лицам не делавших, по каким-либо причинам, пенсионные взносы, иные социальные выплаты различного толка, например, многодетным матерям, выплаты участникам боевых действий, затраты на программу государственного софинансирования пенсионных накоплений, выплаты лицам имеющим особые заслуги пред государством и т.д. Здесь же и прочие виды платежей гражданам осуществляемых через ПФР, такие как «материнский капитал» или единовременный платёж в 5000 рублей произведённый решением правительства в 2017 году большей части пенсионеров по возрасту.

В четвёртых, затраты на функционирование пенсионного фонда России.

Более детальный анализ всех видов затрат должен быть проведен соответствующими компетентными органами в целях их оптимизации и снижения.

Решение проблем информационного обеспечения и взаимодействия ПФРФ с другими ведомствами

Развитие уровня информатизации и совершенствование информационных систем и технологий в области пенсионного обеспечения, в т.ч. во взаимодействии Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Федерального фонда ОМС. В целях развития уровня информатизации и совершенствование информационных систем и технологий в области пенсионного обеспечения, в т.ч. во взаимодействии Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Федерального фонда ОМС, в первую очередь, необходимо начать воплощать в жизнь закон об основах обязательного социального страхования. Проблема состоит в том, что в России существует три фонда — Пенсионный, Фонд социального страхования и Федеральный фонд ОМС — взаимосвязь между которыми очень слаба.

Достаточно сказать, что у каждого из фондов своя информационная система, и они очень плохо сопрягаются. По идее, должна быть создана единая информсистема — банк социальной информации. Этот банк данным должен, с одной стороны, сопрягаться с информацией других государственных социальных учреждений, а с другой со страховыми компаниями, обществами, обществами взаимного страхования.

Информация должна синхронизироваться, уточняться очищаться. В итоге, если у человека есть социальные права — они должны отстаиваться по умолчанию, без необходимости доказывать их в судах.

Возьмём, к примеру, Фонд социального страхования, который раньше имел мощнейшую систему предупреждения заболеваемости. Такая система позволяет сократить расходы на лечение, продлить жизнь и продлить рабочий период. А продленный рабочий период — это дополнительные взносы в систему пенсионного обеспечения. Сейчас все обстоит иначе, Фонд социального страхования работает в большей части на периферии, отменили систему санаторно-курортного лечения, систему рационального питания на предприятиях, что в целом ведет к ухудшению здоровья и трудоспособности граждан.

Совершенствование системы услуг ПФР должно проходить по нескольким направлениям, включая улучшение взаимодействия с МФЦ, чтобы человек мог получать все услуги за одно посещение, а также необходима реализация единых стандартов оказания государственных услуг в клиентских службах ПФР.

Постоянно необходимо увеличить долю услуг, предоставляемых через личные кабинеты на сайте Пенсионного фонда и портале Государственных услуг, и развивать проактивное оказание услуг, которое в том числе предусматривает беззаявительное назначение выплат по сведениям, имеющимся у ПФР.

Необходимо прорабатывать пути совершенствования функционирования пенсионной системы именно с качественной точки зрения, создавать базу и условия повышения продолжительности трудовой деятельности граждан, обеспечивать условия их достойного существования.

Решение проблем коррупции в ПФ РФ

Повышение уровня контроля и проведение профилактических мероприятий, направленных на выявление и устранение коррупции в территориальных органах Пенсионного фонда РФ.

Пенсионный фонд России и его территориальные подразделения на регулярной основе должны реализовать комплекс мер по противодействию коррупционным проявлениям в системе Пенсионного фонда Российской Федерации.

В целях осуществления деятельности по профилактике коррупционных проявлений в системе ПФР необходимо определить структурные подразделения, занимающиеся вопросами противодействия коррупции. Во всех территориальных Управлениях ПФР по федеральным округам необходимо создать отделы организации и контроля систем безопасности, на которые должны быть возложены задачи координации мероприятий по профилактике коррупции, а также контроль за их исполнением.

Необходимо разработать и утвердить положения о порядке обработки информации, содержащей признаки коррупционных проявлений в деятельности ПФР и его работников. В соответствии с данными документами, необходимо определить порядок регистрации поступающих в адрес ПФР и его территориальных органов обращений, писем и жалоб граждан, а также юридических лиц, содержащих информацию о возможных коррупционных проявлениях в действиях сотрудников ПФР.

В ПФР необходимо реализовать проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов и иных документов Пенсионного фонда Российской Федерации в целях выявления коррупционных факторов.

Пенсионным фондом России также необходимо осуществлять проверку своевременной и полной реализации процедур по ключевым функциональным направлениям деятельности Пенсионного фонда, в том числе:

— контрольные мероприятия по проверке деятельности территориальных органов ПФР при назначении и выплате пенсий;

— контрольные мероприятия по проверке деятельности территориальных органов ПФР в сфере государственной поддержки семей, имеющих право на получение материнского (семейного) капитала;

— контрольные мероприятия по проверке своевременной и полной реализации процедур по администрированию страховых взносов;

— разработка и внедрение административных регламентов по предоставлению государственных услуг ПФР, а также анализ и оценка качества их исполнения;

— совершенствование межведомственного электронного взаимодействия в системе ПФР.

Вся деятельность ПФР по профилактике коррупционных проявлений в системе Пенсионного фонда Российской Федерации должна координироваться с правоохранительными и иными государственными органами.

Повышение эффективности использования пенсионных накоплений

Повышение эффективности использования пенсионных накоплений граждан. Необходимо поднять все вопросы, связанные с затратами на создание пенсионной системы, за период реформирования пенсионной системы в России огромные деньги населения были размещены в различных банках. И часть денег была потеряна. Очень большие средства тратятся на строительство зданий и сооружений Пенсионного фонда, которые в дальнейшем необходимо содержать. Пенсионная система в современных условиях позволяет абсолютно безнаказанно выводить деньги в частный сектор, что развязывает руки негосударственным пенсионным фондам, управляющим компаниям, депозитариям.

Государство должно четко устанавливать величину гарантий и ответственность, которые сможет взять на себя в ходе пенсионного обеспечения жителей страны, сформировав им условия для образования их пенсионных накоплений в границах частно-государственного партнерства, как с привлечением работодателей, так и самих граждан страны.

Происходящие в настоящее время реформы пенсионной системы имеет ряд негативных моментов, при этом негативные моменты можно было избежать, включая петиции, выступления, митинги против пенсионной реформы, будь продолжительность жизни в России выше, а для этого нужно правильно распределять ресурсы страны (денежные, природные, научные).

После рационального распределения ресурсов, экономическое состояние начнет улучшаться: вырастут зарплаты, пенсии, пособия для инвалидов, матерей-одиночек и т.д., качество государственной медицины и образования. Главным тормозом для экономического роста является сырьевая экономика страны. Доля объема экспорта сырья составляет 60%, а импортом завозится уже готовая продукция, сделанная из сырья и материалов России, которая продается в разы дороже.

Считаем необходимым проработать вопрос об эффективности использования пенсионных накоплений граждан, инвестировать средства в развитие крупнейших федеральных проектов, которые в будущем вернут эти средства в бюджет с отдачей. Так, например если на средства бюджета ПФ РФ построить дорогу от Санкт-Петербурга до Владивостока, то будет развиваться и сельское хозяйство, и придорожное строительство, и торговля, и сфера автотранспортных услуг, гостиничный бизнес и т.д. Будет развиваться экономика всех тех территорий, где пройдёт эта дорога. Соответственно произойдет увеличение количества рабочих мест, работникам будут платить заработные платы, а следовательно увеличатся и социальные отчисления.

Обобщенные мероприятия по решению проблем Пенсионного Фонда

В таблице 1 представлены основные мероприятия по совершенствованию функционирования Пенсионного фонда РФ и пенсионной системы РФ в настоящее время.

Таблица 1 – Основные направления совершенствования функционирования Пенсионного фонда РФ в настоящее время

Проблема Мероприятие Социально – экономический эффект
Дефицит бюджета Пенсионного фонда РФ Комплексная и координационная работа различных ведомств по снижению уровня неофициальной заработной платы работников, а также мотивация населения к необходимости осуществления страховых отчислений. Изменение системы формирования затрат ПФ РФ Повышение уровня отчислений во внебюджетные фонды. Снижение дефицита бюджета ПФ РФ
Проблема информатизации и правильного расчета величины пенсий Развитие уровня информатизации и совершенствование информационных систем и технологий в области пенсионного обеспечения, в т.ч. во взаимодействии Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Федерального фонда ОМС Совершенствование функционирования пенсионной системы именно с качественной точки зрения. Правильный и полный расчет пенсий.
Сокращение численности людей трудоспособного возраста и увеличение численности граждан в возрасте старше трудоспособного В настоящее время, Правительство совместно с Президентом РФ уже приняли меры для решения этой проблемы, увеличив пенсионный возраст. Снижение нагрузки на бюджет ПФ РФ, а также повышение уровня пенсий пенсионерам. В целом о положительном или отрицательном итоге проводимых реформ можно будет судить спустя определенное время.
Высокий уровень коррупции Повышение уровня контроля и проведение профилактических мероприятий, направленных на выявление и устранение коррупции в территориальных органах Пенсионного фонда РФ Снижение уровня хищений из бюджета ПФ РФ.
Несовершенство накопительной системы Повышение эффективности использования пенсионных накоплений граждан путем вложения этих средств в развитие инфраструктуры в регионах всей страны Повышение эффективности использования пенсионных накоплений, социально – экономическое развитие регионов. Рост количества рабочих мест, а как следствие, отчислений во внебюджетные фонды.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что текущее состояние российской пенсионной системы свидетельствует, что социальные целевые ориентиры пенсионной реформы неразрывно связаны и взаимообусловлены макроэкономической ситуацией в стране в долгосрочной перспективе. Соответственно, в целях обеспечения эффективности пенсионной реформы каждая законодательная реформа и весь комплекс реформаторских мер должны быть адаптированы и согласованы с рядом факторов.

— пенсионный фонд является государственной внебюджетной организацией, основная цель которой заключается в управлении средствами, составляющими бюджет пенсионной системы, его основной целью является обеспечение уровнем заработанным человеком жизненных благ с помощью накопления и перераспределения денежных средств, поэтому данный фонд оказывает несомненное влияние на экономику страны;

— на сегодняшний день в структуре Пенсионного фонда РФ — 84 Отделения Пенсионного фонда в субъектах РФ, включая ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также 2460 клиентских служб в территориальных органах ПФР.

— бюджет Пенсионного фонда РФ на протяжении анализируемого периода являлся дефицитным, при этом можно отметить ежегодное снижение дефицита, связанное, как с общим увеличением его доходной части, так и со снижением отдельных видов расходов;

— система формирования и выплат пенсионных накоплений на протяжении последних нескольких десятилетий подверглась глубокому реформирования, продолжающемуся и по настоящее время.


На сегодняшний день пенсионное обеспечение граждан в России характеризуется достаточно большим количеством проблем. Негативное влияние на ситуацию в этой сфере оказывает демографический кризис, постоянно увеличивающийся дефицит бюджета Пенсионного фонда РФ, а также проблемы в сфере экономики.

Пенсионная система Российской Федерации в настоящее время находится в «непростом» положении – в состоянии реформирования. Предложенные перемены не радуют большинство россиян, хотя они и необходимы для того чтобы решить ряд современных проблем пенсионного обеспечения. Поиск путей их решения является главной задачей, которая стоит перед социальной сферой.

  1. Наиболее актуальным и важным является вопрос существования дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ, а также его высокая зависимость от поступлений из федерального бюджета. Несмотря на реализацию отдельных мер, направленных на обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, снижение зависимости от трансфертов из федерального бюджета в долгосрочной перспективе с учетом растущих демографических рисков по-прежнему остается одной из главных задач. В связи с этим в предыдущем пункте выпускной квалификационной работы были проанализированы источники доходов и направления расходов средств бюджета Пенсионного фонда РФ. В настоящее время за счет собранных страховых взносов финансируется только две трети расходов на выплату страховых пенсий, еще одну треть составляет трансферт из федерального бюджета. Неофициальный заработок россиян – одна из причин низкой доли собственных средств в бюджете Пенсионного фонда РФ.

Многие граждане, избегая уплаты налогов, получают заработную плату в «конвертах». Это уменьшает размеры страховых взносов, поступающих в бюджет Пенсионного фонда РФ. Экономисты тщательно изучили вопрос об теневых оплатах труда и пришли к выводу, что основными причинами неофициальных оплат стали:

- отсутствие свободных рабочих мест в официальной трудовой деятельности;

- работодатели получают возможность нанять сотрудника за меньшую оплату, тем самым освобождая себя от закона выплаты минимальной заработной платы;

- отсутствие у нанимателя желания оплачивать налоги, а также взносы в Пенсионный фонд;

- бесперспективность официального трудоустройства из-за маленького трудового оклада.

Это далеко не все показатели, которые могут способствовать теневому окладу труда, но являются основными и имеют широкую популярность среди неофициального трудоустройства.

На данный период, самыми популярными видами трудоустройства в тени является деятельность:

- деятельность в службе такси;

- мелкая торговля на улице в палатках;

- наемная занятость в определенный сезон;

- предоставление услуг на дому (няньки, ремонты и т.д.);

- неофициальная миграция работников;

- многие разновидности неформальной деятельности (сдача в аренду недвижимости и прочее).

К сожалению, это не самый большой список, который можно перечислить, ведь в нем можно добавить еще десятки видов деятельности, которые происходят неофициально.

В 2014 году для того чтобы сократить зависимость от федерального бюджета была принята мера по замораживанию пенсионных накоплений, действие которой продолжается и в данный момент. Эта мера дала дополнительно около 0,5 трлн. рублей на выплату пенсий, но проблему не решила. Данная проблема напрямую связана с уровнем жизни российских пенсионеров.

Кроме этого в последнее время обострилась проблема информатизации и правильного расчета величины пенсий. Дело в том, что в России десятки тысяч жителей регионов, где расположено много вредных производств, имеют право на дополнительные выплаты за неучтенный рабочий стаж. Но сами граждане об этом не догадываются, а ПФР отмалчивается, поскольку придерживается негласной установки на экономию.

Получается, что гражданин сам должен отследить, где нарушаются его права, и доказать это в суде. А потом, возможно, ПФР пересчитает ему пенсию. Сотни тысяч людей имеют право на дополнительные пенсионные выплаты за неучтенный рабочий стаж. В основном это касается жителей регионов, где расположено много вредных производств.

О положенных выплатах многие пенсионеры узнали после того, как один из жителей Свердловской области отсудил у Пенсионного фонда России 370 тысяч перерасчета пенсии за 12 лет, которые он проработал на Крайнем Севере по второму списку вредности (виды деятельности с тяжелыми рабочими условиями).

Особенно остро эта проблема стоит в таких регионах как Свердловская область, где много вредных производств. Речь идет о крупных металлургических предприятиях, шахтах, а также предприятиях военно-промышленного комплекса.

На прибавки к пенсии могут рассчитывать и другие люди. Например, женщины, находившиеся в декретном отпуске или отпуске по уходу за ребенком, жены военных, проследовавшие вместе с супругом к месту несения службы, или те, кто ухаживал за инвалидами.

В России же огромное количество работающих пенсионеров. И большинство их них работают, потому что прожить на минимальную пенсию практически невозможно. А государство со своей стороны, вместо того, чтобы поддержать таких пенсионеров, отказывает им в индексации пенсий и увеличивает пенсионный возраст. И всё это исходит из того, что денег в бюджете ПФР недостаточно, это еще раз подтверждает необходимость пересмотра состояния бюджета ПФР и поиска корневых причин данной проблемы.

  1. В повышении пенсионного возраста чиновники видят решение многих проблем пенсионного обеспечения в РФ. В 2018 году на рассмотрение был вынесен правительственный законопроект, который предусматривает постепенное повышение пенсионного возраста для женщин с 55 до 63 лет к 2034 году, и для мужчин – с 60 лет до 65 лет к 2028 году. После обнародования этой новости, по всей стране прошли массовые митинги населения против принятия законопроекта.

Основное изменение, которое предлагалось этим законопроектом в его исходной редакции — это увеличение c 2019 года возраста выхода на пенсию до 63 для женщин и 65 лет для мужчин (сейчас составляют соответственно 55 и 60 лет). Однако президентскими поправками эти параметры закона были скорректированы. Президент предложил следующие основные меры по смягчению пенсионной реформы:

- снижение верхней границы пенсионного возраста женщинам с 63 до 60 лет (т.е. повышение будет не на 8, а на 5 лет);

- возможность выйти на пенсию на 6 месяцев раньше предусмотренного законом срока в течение первых двух лет (т.е. для тех, кто по старому закону должен был выйти на пенсию в 2019 и 2020 году);

- смягчение условий досрочного выхода на пенсию на два года раньше, чем это предусмотрено новым пенсионным возрастом — сделать это можно будет при наличии стажа 42 года у мужчин и 37 лет у женщин;

- возможность льготного оформления пенсий для многодетных матерей, воспитавших не только 5 детей, но и 3-4 (за троих детей — выход на пенсию на 3 года раньше установленного срока, за четверых — на 4 года).

В рамках предложенного Правительством законопроекта предусмотрено поэтапное повышение возраста выхода на пенсию, при достижении которого будет назначена трудовая пенсия по старости (которая с 2015 года теперь называется «страховой»). С учетом предложенных корректировок Президента В. Путина предусмотрено закрепление возраста на уровне 60 и 65 лет для женщин и мужчин (т.е. увеличение будет одинаковым и составит 5 лет).

Производить изменения предлагается ежегодно, увеличивая значение пенсионного возраста: ежегодно на 1 год в течение переходного периода, но с некоторыми корректировками:

- в период с 2019 по 2020 г. можно будет выйти на полгода раньше установленного срока;

- с 2021 года до окончания переходного периода (т.е. до 2023 г.) значение возраста будет увеличиваться на 1 год.

Законопроект, помимо уже рассмотренных выше изменений, также предусматривает корректировку пенсионного возраста для государственных служащих. С 1 января 2017 года для них возраст выхода на пенсию уже увеличивался ежегодно на полгода. Окончательные значения по принятому тогда графику должны были быть установлены в 2026 году для мужчин (65 лет) и в 2032 году для женщин (63 года).

В настоящее время происходит сокращение численности людей трудоспособного возраста и увеличение численности граждан в возрасте старше трудоспособного. Увеличение численности населения нетрудоспособного возраста связано с увеличением уровня рождаемости (за последние годы выросло число детей от 0 до 14 лет) и с повышением средней продолжительности жизни (65,9 для мужчин и 76,7 года для женщин). Из-за роста продолжительности жизни государство не может обеспечить граждан достойным размером пенсии. С этой проблемой столкнулись не только россияне. В Великобритании и США также наблюдается увеличение численности граждан старше трудоспособного возраста. В нашей стране наблюдается следующая ситуация. Доходы россиян падают не на пенсии, а гораздо раньше – после 45 лет и продолжают сокращаться по мере приближения выхода на пенсию. Было проведено исследование, по результатам которого, оказалось, что в развитых странах пик заработка человека приходится на 45-59 лет, а в России – на 25-44 года. Исследователи объясняют это дискриминацией по возрасту, у мужчин она проявляется с 45 лет, у женщин – с 55 лет, то есть с началом пенсионного возраста.

Во многих зарубежных странах самые высокие зарплаты получают люди предпенсионного возраста, а связано это с тем, что у них есть накопления человеческого капитала за годы работы. В России обратная ситуация: чем старше сотрудник, тем он менее продуктивен, по мнению работодателя. Это находит своё отражение на размере зарплаты. Тогда если говорить о повышении пенсионного возраста, то прежде всего необходимо обеспечить условия труда людям пожилого возраста.

  1. Следующей проблемой является наличие высокого уровня коррупции, особенно в территориальных отделениях ПФ РФ. Так, например, в ноябре 2018 года в Красноярске было возбуждено уголовное дело о хищении свыше 75 млн. рублей в региональном отделении Пенсионного фонда. Как установили правоохранительные органы, они были похищены за счет искусственного завышения стоимости здания, купленного для одного из районных управлений ПФР. На рабочих местах и в квартирах руководителей краевого отделения фонда силовики провели обыски, изъяли крупные суммы наличных и банковские карты.

Буквально в конце марта 2019 года обыски и изъятие документов проходили в центральном офисе отделения ПФР в Дагестане, а также в управлениях фонда в Советском, Кировском и Ленинском районах Махачкалы. На данный момент, подробности уголовного дела, в рамках которого проводились следственные действия, пока неизвестны, но ранее в Дагестане сообщалось о тысячах выявленных лже-инвалидов, получавших выплаты по фиктивным основаниям [24].

Другой случай произошел в Воронеже, где бывшая начальница районного подразделения управления Пенсионного фонда России оформила своему отцу ежемесячную пенсию в размере 150 тысяч рублей. Об этом сообщалось на сайте областной прокуратуры. Женщина на протяжении трех лет подделывала сведения о начислении пенсионных выплат с помощью программно-технического комплекса. Ущерб от ее действий составил более 3,5 миллиона рублей [27].

Также отмечается наличие коррупции со стороны мошенников. Так, в последнее время в интернете массово распространяются ссылки на так называемые «неофициальные сайты Пенсионного фонда России». Как правило, в них содержится ложная информация о пенсиях и социальных выплатах. Кроме того, владельцы «фейков» предлагают посетителям различные сомнительные услуги. В большинстве случаев такие сайты сделаны по одному шаблону и используют заимствования с официального ресурса ПФР. Например, элементы меню, разделы, видеоматериалы и символику государственной организации. Иногда порталы-подделки используют гиперссылки, ведущие на страницы официального сайта Пенсионного фонда, и реальные номера телефонов. Насторожить пользователей должна некорректная структура интернет-страницы и наличие большого количества рекламных баннеров. Это делается умышленно, чтобы усложнить восприятие информации. Пользователь быстро запутается в информационном хаосе, но тут на помощь ему придёт онлайн-чат с «пенсионным юристом». Переписка длится недолго. Для решения проблемы человеку практически сразу предлагается оставить контактный номер телефона. Через некоторое время на него поступает звонок с предложением обратиться в «правовой центр поддержки». На том конце провода обещают помочь с оформлением причитающихся выплат. Такая помощь, само собой, оказывается за деньги, но об этом потенциальная жертва «пенсионных юристов» узнаёт потом, равно как и о том, что обещанных выплат в действительности не существует.

  1. В Российской Федерации современная накопительная пенсионная система не доведена до совершенства, в связи с этим, пенсионные накопления являются колоссальным инвестиционным ресурсом российской экономики, который недостаточно эффективно используется в процессе выполнения им своих функций. Согласно мораторию с 2014 года работодатели не делают отчисления на накопительную часть будущей пенсии. Еще в 2017 году Минфином была предложена система индивидуального пенсионного капитала, которая до сих пор находится на обсуждении. Данная система должна полностью заменить обязательную накопительную систему.

Заключается она в том, что работник из своей зарплаты будет сам отчислять деньги на пенсию, выбирая ставку от 0 до 6 %. В случае отказа работника, ставка с 0 % будет автоматически повышаться на 1 %, пока не достигнет 6 %. Все это ведет к тому, что люди сами себе будут копить на пенсию, что сильно ударит по бюджету граждан с низкими доходами. Государство все больше отстраняется от своей важнейшей функции – обеспечение благополучия граждан, перекладывая ответственность на них самих. Пока концепция индивидуального пенсионного капитала находится в разработке, большинство будущих пенсионеров продолжают безграмотно распоряжаться своими накоплениями. Об этом свидетельствует «переходная компания» 2017-го года. По данным ПФР, досрочные заявления по итогам переходной компании 2015 года составили 95, 6 % от всех удовлетворенных заявлений, по итогам 2017 года – 99,2 %. Отсюда вытекают две проблемы: отсутствие инвестиционной грамотности россиян, отсутствие развитой законодательной базы по вопросу деятельности негосударственных пенсионных фондов. Одно вытекает из другого. Так, огромное количество граждан обнаружили, что их пенсионные накопления без согласия были переведены в другие негосударственные пенсионные фонды. В настоящее время подано огромное количество заявлений в суд на фонды, которые произвели неправомерный перевод пенсионных накоплений.

В такой ситуации невозможно говорить о совершенстве пенсионной накопительной системы, так как существует огромное количество недоработок, в связи с которыми происходит потеря дохода гражданами и государством. Люди больше доверяют негосударственным пенсионным фондам в связи с не прояснившейся ситуацией по пенсионным накоплениям. Государство не дает окончательного ответа, как выгоднее и надежнее, а люди делают выбор, исходя из собственных рассуждений.

Таким образом, среди основных проблем организации пенсионного обеспечения в Российской Федерации можно выделить следующие:

- высокая зависимость бюджета ПФР от поступлений из федерального бюджета;

- проблема информирования населения и правильного расчета пенсий;

- отсутствие соответствующих условий труда для пожилого населения в условиях повышения пенсионного возраста;

- высокий уровень коррупции в отделениях Пенсионного Фонда РФ;

- неэффективность использования пенсионных накоплений;

- отсутствие инвестиционной грамотности россиян.

Решение этих проблем позволит оптимизировать организационную работу системы управления Пенсионного фонда РФ в условиях реформирования пенсионной системы.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Совина Наталия Константиновна

В данной статье дается оценка качества и эффективности пенсионного обеспечения в Российской Федерации в настоящее время. В системе пенсионного обеспечения определены проблемы , которые являются и причиной социальной напряженности в обществе, и проведен их аналитический обзор. Среди них самой главной оказалась та, что непосредственно связана с государственным социальным внебюджетным фондом « Пенсионный фонд Российской Федерации ». А именно: дефицит бюджета Пенсионного фонда России. Исходя из этого, и предложены наилучшие варианты пути совершенствования пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Среди проанализированных решений уже определенных проблем оказалась реформа повышения пенсионного возраста, которая уже реализуется в настоящее время. Другие пути совершенствования пенсионного обеспечения также проанализированы и обобщены.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Совина Наталия Константиновна

Problems and ways to improve pension support in THE Russian Federation

This article assesses the quality and effectiveness of pension coverage in the Russian Federation at present. The pension system identifies problems that are the cause of social tension in the society, and their analytical review has been carried out. Among them, the most important was the one directly connected with the state social extra-budgetary fund “ Pension Fund of the Russian Federation ”. Namely: the budget deficit of the Pension Fund of Russia. Based on this, the best options for improving the provision of pensions in the Russian Federation were proposed. Among the analyzed solutions to already identified problems was the reform of raising the retirement age, which is already being implemented now. Other ways to improve pensions are also analyzed and summarized.

Текст научной работы на тему «Проблемы и пути совершенствования пенсионного обеспечения в Российской Федерации»

Проблемы и пути совершенствования пенсионного обеспечения в Российской

Problems and ways to improve pension support in THE Russian Federation

Совина Наталия Константиновна

Студент 2 курса Факультет гуманитарных наук Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

Российская Федерация, Нижний Новгород e-mail: sovinank@std. mininuniver.ru

Sovina Nataliya Konstantinovna

Student 2 term Faculty Humanities Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University Russian Federation, Nizhny Novgorod e-mail: sovinank@std. mininuniver.ru

В данной статье дается оценка качества и эффективности пенсионного обеспечения в Российской Федерации в настоящее время. В системе пенсионного обеспечения определены проблемы, которые являются и причиной социальной напряженности в обществе, и проведен их аналитический обзор. Среди них самой главной оказалась та, что непосредственно связана с государственным социальным внебюджетным фондом «Пенсионный фонд Российской Федерации». А именно: дефицит бюджета Пенсионного фонда России. Исходя из этого, и предложены наилучшие варианты пути совершенствования пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Среди проанализированных решений уже определенных проблем оказалась реформа повышения пенсионного возраста, которая уже реализуется в настоящее время. Другие пути совершенствования пенсионного обеспечения также проанализированы и обобщены.

This article assesses the quality and effectiveness of pension coverage in the Russian Federation at present. The pension system identifies problems that are the cause of social tension in the society, and their analytical review has been carried out. Among them, the most important was the one directly connected with the state social extra-budgetary fund "Pension Fund of the Russian Federation". Namely: the budget deficit of the Pension Fund of Russia. Based on this, the best options for improving the provision of pensions in the Russian Federation were proposed. Among the analyzed solutions to already identified problems was the reform of raising the retirement age, which is already being implemented now. Other ways to improve pensions are also analyzed and summarized.

Ключевые слова: пенсионное обеспечение, проблема, пути совершенствования, Пенсионный фонд Российской Федерации.

Key words: pension provision, problem, ways to improve, Pension Fund of the Russian Federation.

В Российской Федерации в условиях перехода к рыночной экономике главным институтом защиты человека теперь является пенсионное обеспечение. Ввиду этого наблюдается социальная напряженность в обществе. Причина такого явления: существенные проблемы в системе пенсионного обеспечения, которая остается неизменной на протяжении нескольких лет, для чего и необходимо разработать пути его совершенствования. В этом и состоит актуальность данной работы.

Цель состоит в том, чтобы предложить наилучшее решение проблем пенсионного обеспечения, для чего в статье проведен аналитический обзор основных проблем, а также обобщены наиболее эффективные пути совершенствования пенсионного обеспечения.

В качестве аналитической базы исследования использованы статистические материалы Росстата, а также научные работы и Федеральные Законы на данную тему.

Но, прежде чем перейти к анализу пенсионного обеспечения Российской Федерации, стоит обратиться к опыту других государств. За последние два десятилетия в большинстве развитых стран произошло повышение пенсионного возраста, в некоторых из них такое явление имело место дважды.

Так, во всех странах - республиках бывшего СССР (кроме Узбекистана и России) после 1990 г. Пенсионный возраст или уже был повышен, или его повышение происходит в настоящее время. В Армении пенсионный возраст как для мужчин, так и для женщин составляет сейчас 63 года. В Таджикистане и Киргизии в 63 года на пенсию выходят мужчины и в 58 лет - женщины, в Азербайджане - в 63 года и 60 лет соответственно. В Казахстане пенсионный возраст для мужчин составляет 60 лет, а для женщин - 58 лет, но к 2027 году он будет повышен как для мужчин, так и для женщин до 63 лет. В Белоруссии с 2017 года общеустановленный пенсионный возраст ежегодно повышается на 6 месяцев до достижения возраста мужчинами 63 года, женщинами 58 лет [2, с. 86].

К тому же основной фактор, решающий повышение пенсионного возраста - «проблема одновременного решения двух противоречивых задач: обеспечения приемлемого уровня пенсий и нагрузки пенсионной системы на экономику» [2, с. 86]. То есть, с одной стороны, пенсионная реформа увеличивает число работоспособного населения, а соответственно, и налоговые отчисления с их доходов, которые, между прочим, являются фундаментом пенсионного обеспечения. А с другой стороны, снижается количество пенсионеров, а значит, и нагрузка на экономику государства.

При этом, как бы положительно не звучали данные выводы, не стоит забывать о том, что повышение пенсионного возраста не проходит без негативной реакции со стороны населения. Часто под влиянием граждан государства правительство было вынуждено проводить повышение пенсионного возраста следующими способами:

1. Осуществление реформы в более щадящем режиме. К примеру, «во Франции власти были вынуждены ввести другие условия выхода на пенсию многодетных и родителей детей-инвалидов» [2 с. 89].

2. Проведение реформы более медленными темпами. В Германии пенсионный возраст повышался по одному месяцу в год, в США - по два месяца в год, в Канаде - по три месяца в год [2 с. 88].

3. Откладывание реформы. В Казахстане правительство приняло решение отложить реформу на четыре года [2 с. 89].

Получается, что при принятии реформы не берут во внимание такой фактор, как продолжительность жизни. Однако это не так. В связи с развитием процессов демократизации общества и увеличением в общей численности населения доли пожилых все же продолжительность жизни влияет на пенсионное обеспечение. Только не реальная, а ожидаемая. По данным Всемирной организации здравоохранения, ожидаемая продолжительность жизни в странах ЕС гораздо выше, чем в Российской Федерации. Можно предположить, что именно это и стало причиной столь позднего повышения пенсионного возраста в нашей стране, так как данный законопроект несколько раз оказывался на рассмотрении, однако постоянно откладывался. Какие же проблемы стали причиной реформации пенсионного обеспечения конкретно в Российской Федерации?

Самой главной проблемой, из которой вытекают и все второстепенные, является дефицит бюджета Пенсионного Фонда России (далее - ПФР).

ПФР - государственный социальный внебюджетный фонд, основная цель которого «управление финансами пенсионного обеспечения» [3, с. 299]. Согласно статье 17 Федерального Закона (далее - ФЗ) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», бюджет ПФР формируется, по большинству, за счет средств федерального бюджета, а также страховых и добровольных взносов, средств пенсионных

накоплений застрахованных лиц, которым назначена срочная пенсионная выплата [7]. Исходя из данных ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», ясно, что бюджет ПФР принят с дефицитом в 59,4 млрд рублей [8].

Причиной этого является следующая проблема пенсионного обеспечения - ухудшение демографической ситуации: на 2019 год соотношение трудоспособного населения к нетрудоспособному составляет около 2:1. Для сравнения, в 2009 году ситуация была немного лучше - 3:1. Дело в том, что уже несколько лет наблюдается естественная убыль среди населения РФ, например, в 2018 году она составила около 244 тыс. человек [6]. Большая часть - трудоспособная от 20 до 40 лет. А число пенсионеров, выходящих на пенсию, на протяжении нескольких лет стабильно колеблется вокруг цифры 500 тыс. в год. Подтверждением этого является и статистика соотношения пенсионных взносов и выплат. За 2017 год от страхователей в бюджет ПФР перечислены средства в размере 4481,9 млрд рублей в то время, как фонд выплатил пенсии населению размером в 7167,2 млрд рублей [6]. Расходы фонда по данному критерию на 2685,3 млрд рублей больше, чем размер поступлений от страхователей.

Из этого вытекает следующая проблема - функционирование масштабного сектора теневой и неформальной экономики. На 2018 год размер теневой экономики составлял 20% от валового внутреннего продукта (далее - ВВП) [6]. Это значит, что 1/5 часть организаций, являющихся официально не зарегистрированными, не производит налоговых отчислений, в т.ч. и в ПФР, что приводит не только к проблемам пенсионного обеспечения, но и к ухудшению экономического развития Российской Федерации.

Еще одной причиной дефицита ПФР и проблемой пенсионного обеспечения является высокая инфляция и низкая доходность от инвестирования пенсионных накоплений. Данная проблема состоит в том, что ликвидации дефицита в бюджете ПФР можно достичь только путем сохранения и, при возможности, увеличения пенсионных накоплений, чтобы уменьшить размер государственных дотаций. А это возможно только при уровне доходности пенсионных накоплений как минимум на 5-6% выше уровня инфляции [5, с. 53].

Немаловажной проблемой является и финансовая безграмотность населения. Не все знают, что с 2014 года действует законопроект о моратории на перевод накопительной части пенсии (6%) в Негосударственный пенсионный фонд (далее - НПФ). Главной задачей НПФ является обеспечение гарантий социальной защищенности и стабильности общества, а также формирование долгосрочного инвестиционного ресурса [1, с.46]. Стоит сказать, что и те, кто знает о данном нововведении, не спешат перечислять средства в НПФ. Причиной этому является недоверие негосударственным организациям. По статистике лишь 26% доверяют НПФ [1, с. 46]. Этому есть объяснение: некоторые НПФ до проведения реформ по ужесточению требований со стороны законодательства Российской Федерации и Центрального банка создавались как офшорные и выводили пенсионные накопления за границу. Именно поэтому население Российской Федерации считает, что государственный фонд надежнее.

Последней в данной статье, но не по важности является проблема тенденции увеличения функций, выполняемых ПФР. Помимо основных направлений его деятельности существуют и те, что напрямую не связаны с главной целью Пенсионного фонда РФ. Среди них: назначение и осуществление социальных выплат и доплат отдельным категориям граждан; ведение регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи; выдача сертификатов и выплат материнского капитала; администрирование средство, поступающих по обязательному медицинскому страхованию и т.д. [4, с. 262]. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что увеличение нагрузки на ПФР отрицательно влияют на эффективность выполнения главной функции - финансирование пенсионного обеспечения граждан. Потому для наиболее качественного исполнения

всех функций ПФР необходимо обеспечить предоставление дополнительных человеческих и материальных ресурсов.

Для решения данных проблем возможны несколько путей совершенствования.

1. Увеличение поступлений в ПФР [9, с. 121].

Такое решение сможет покрыть дефицит бюджета ПФР. Однако нет гарантий, что подобное усовершенствование не окажет неблагоприятное влияние на соотношение численность плательщиков пенсионных взносов и пенсионеров из-за уменьшения численности занятых в народном хозяйстве.

2. Реформирование системы пенсионного обеспечения:

Касательно активного внедрения НПФ в обиход населения необходимы следующие этапы реформирования:

a. Разработка схем обязательных пенсионных взносов работающего населения, которые будут накапливаться в НПФ;

b. Внесение добровольных пенсионных сбережений населения в НПФ.

К сожалению, реализация этих двух этапов зависит от финансовой стабильности экономики, т.к. не все граждане Российской Федерации имеют достаточно средств, чтобы отчислять часть из них в НПФ, а также от уровня финансовой грамотности населения.

Что касается решения проблемы теневого сектора, государству необходимо проводить активную политику в сфере занятости по созданию свободных мест, а также поощрения малого бизнеса.

3. Реформа повышения пенсионного возраста.

Как было сказано ранее, в Российской Федерации в последние несколько лет наблюдается ухудшение демографической ситуации, что является причиной самой главной проблемы пенсионного обеспечения -дефицита бюджета ПФР. Именно поэтому была поддержана реформа повышения пенсионного возраста. Теперь пенсионный возраст для женщин - 60 лет, а для мужчин - 65, что на 5 лет больше прежнего. Данная реформа сейчас находится в стадии реализации. Уже с 2019 года началось постепенное повышение пенсионного возраста. Рассмотрим положительные и отрицательные стороны данного усовершенствования.

Против такой реформы высказалось достаточно большое число человек: более 200 тыс. человек в период с 14 июля по 7 ноября 2018 года по всей стране выходили на протесты, митинги, демонстрации. Однако тенденция повышения пенсионного возраста наблюдается во многих странах. Разве что стоит учесть: в этих странах иные стандарты медицинского обслуживания и уровень жизни также гораздо выше [4, с. 261]. Потому, по мнению экономистов, данная реформа имеет место быть лишь с существенным пакетом экономических и даже политических реформ.

Подводя итог всему вышесказанному, необходимо отметить, что в системе пенсионного обеспечения РФ достаточное количество проблем. Однако все они имеют свое решение: от увеличения поступлений до повышения пенсионного возраста, которое активно внедряется в нашу жизнь уже сейчас. Государство должно проводить активную политику в сфере занятости, поощрении малого бизнеса, разрабатывать действенные механизмы делегирования полномочий региональных, государственных структур гражданского общества, повышать открытость и прозрачность информационного обеспечения. И тогда не только пенсионное обеспечение будет на высшем уровне, но и уровень жизни населения Российской Федерации.

Список используемой литературы:

1. Галимова И.В. Пенсионное обеспечение населения России / И.В. Галимова // Инновационная наука. -2016. - №5. - С. 45-46.

2. Горлин Ю.М., Гришина Е.Е., Ляшок В.Ю., Федоров В.В. Повышение пенсионного возраста: опыт зарубежных стран и оценка эффектов для России / Ю.М. Горлин, Е.Е. Гришина, В.Ю. Ляшок, В.В. Федоров // Финансовый журнал / Financial Journal. - 2017. - №6. С. 85-97.

3. Матвеев Д. А. Проблемы Пенсионного фонда России / Д.А. Матвеев // Молодой ученый. — 2014. — №17. — С. 299-301.

4. Прохоренко Ю.И., Русских А.В. Проблемы пенсионного обеспечения в Российской Федерации // Ученые заметки ТОГУ. - 2016. - Том 7. - №1. - С.259-263.

5. Разумовская Т.В., Евтушенко Е.А. Основные проблемы государственного пенсионного обеспечения в РФ / Т.В. Разумовская, Е.А. Евтушенко // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. - 2016. - №1. С.52-59.

6. Россия в цифрах. 2019: Крат.стат.сб. / М.: Росстат, 2019. - 549 с.

7. Федеральный закон от 11 декабря 2018 года №462-ФЗ «О внесении изменений в статью 33-3 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2018. -№51. - ст. 7859.

8. Федеральный закон от 28 ноября 2018 года №432-Ф3 «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» // СЗ РФ. - 2018. - №49. - ст. 7504.

9. Чирг Д.Н., Чермит З.А. Пенсионное обеспечение в Российской Федерации, проблемы и пути его совершенствования / Д.Н. Чирг, З.А. Чермит // Сборник научных статей факультета экономики, управления и бизнеса. - 2016. - С. 120-122.

Читайте также: