Новых требований к негосударственным пенсионным фондам


Минфин после ряда фальстартов опубликовал для общественного обсуждения законопроект о новой системе добровольных пенсионных накоплений. Документ изначально ждали еще год назад, но от версии, содержавшей элементы принудительного подключения россиян к системе, было решено отказаться после вмешательства в дискуссию президента Владимира Путина.

Теперь концепция, получившая название «гарантированный пенсионный план» (ГПП), приобрела полностью добровольный характер, следует из законопроекта Минфина.

  • Работники будут вправе потребовать от работодателя зарегистрировать их в реестре участников системы или же подключиться к системе самостоятельно через сайт госуслуг, но никакой обязательной подписки на накопительную пенсию не будет.
  • Граждане — участники схемы смогут по своему усмотрению устанавливать и изменять размер пенсионных взносов, в том числе приостанавливать уплату добровольных пенсионных взносов (механизм «каникул» — на срок до пяти лет).
  • Размер взносов можно установить либо в процентах от зарплаты, либо в абсолютном выражении.
  • Кроме того, участники смогут изменять ранее выбранный негосударственный пенсионный фонд, где формируется ГПП.

В течение шести месяцев со дня первой уплаты взносов гражданин будет вправе отказаться от участия в системе ГПП и забрать перечисленные деньги.

Для работников будет предусмотрена стимулирующая льгота — освобождение от НДФЛ добровольных взносов в размере до 6%, однако соответствующие поправки в Налоговый кодекс будут разработаны позднее.

Запуск новой системы намечен на 2021 год, следует из материалов Минфина. Первый зампред ЦБ Сергей Швецов уточнил, что система заработает не раньше середины 2021 года, передал «Интерфакс».

Базовый вариант — выплаты в течение 15 лет

Пенсионная выплата по ГПП будет назначаться:

  • либо при достижении гражданином нормативного пенсионного возраста (65 лет для мужчин и 60 лет для женщин);
  • либо через 30 лет с даты начала уплаты пенсионных взносов по ГПП — в зависимости от того, какой срок наступит раньше.

Она должна выплачиваться ежемесячно и рассчитываться по формуле «размер пенсионной выплаты = общий размер внесенных средств участника / 180» с поправкой на результат размещения пенсионных резервов. Это означает, что базовый вариант выплат — пенсионная выплата в течение 15 лет. Но участникам будет предоставлено право выбора иных вариантов, отличных от базового, говорится в пояснительной записке Минфина.

Швецов уточнил, что «есть предложение сделать выплатную стадию как скользящую срочную выплату»: первый расчет пенсии делается исходя из того, что она выплачивается 15 лет, но по истечении одного–двух лет происходит перерасчет, исходя из инвестиционного дохода и того, что уже выплачено; через два года — новый перерасчет и т.д.

Предусмотрена также возможность досрочной выплаты накоплений в случае обнаружения у участника системы заболеваний из утвержденного правительством перечня социально значимых. Выплата производится в размере расходов на лечение, но не больше объема сделанных накоплений.

Если доходность размещения пенсионных резервов оказалась отрицательной, НПФ будет обязан восполнить отрицательный результат за счет собственных средств. В случае смерти участника ГПП его накопленные невыплаченные средства включаются в состав наследства и наследуются на общих основаниях родственниками.

Реестр участников

Вести реестр участников ГПП будет пенсионный оператор — Национальный расчетный депозитарий (НРД), имеющий статус центрального депозитария. Реестр должен включать помимо персональных данных сведения о размере пенсионных взносов, сумме уплаченных взносов, приостановке и возобновлении уплаты взносов и т.д.

Если НРД будет неправомерно отказывать или уклоняться от внесения и изменения сведений в реестре, ему будет грозить административная ответственность — штраф от 700 тыс. до 1 млн руб., следует из законопроекта-спутника, также представленного Минфином.

В пояснительной записке Минфин отмечает, что ГПП даст гражданам возможность «формирования за счет личных взносов дополнительных источников финансирования пенсионного дохода в системе негосударственного пенсионного обеспечения при стимулирующей поддержке государства и усилении механизмов защиты и гарантирования пенсионных прав». Участникам схемы ГПП будет предоставлен «широкий спектр прав», подчеркивает ведомство.

Сколько людей будет копить через ГПП

Какое количество россиян согласится участвовать в полностью добровольной схеме пенсионных накоплений и какой процент они станут отчислять со своих доходов, пока не ясно. Швецов признал, что «с точки зрения пополнения счетов» история не сразу станет массовой.

Проведенный летом опрос Левада-центра показал, что 63% россиян не хотели бы делать дополнительных отчислений в НПФ помимо существующих обязательных взносов работодателя. Только 29% опрошенных выразили готовность дополнительно отчислять деньги от своего дохода. Сказываются нехватка свободных денег у населения и недоверие к системе, в которой довольно быстро меняются правила игры.

«На этих условиях верхняя планка [по участию в ГПП] — это то число людей, которые присоединены к добровольной системе негосударственного пенсионного обеспечения, то есть около 6 млн», — предполагает Табах. «Думаю, что реально на отрезке в пять лет регулярно вносящих взносы будет от 3 до 5 млн человек», — сказал эксперт.

«ГПП — это маленькая пуговица, которую пришивают к пенсионной системе», — считает гендиректор компании «Пенсионные и актуарные консультации» Евгений Якушев. По сути предлагается делать то, что уже и так можно делать в рамках негосударственных пенсионных программ, индивидуальных и корпоративных, говорит он. Прогнозы по участию населения в ГПП пока неутешительные, потому что в текущих условиях очень мало людей, которые могут себе позволить копить самостоятельно, рассуждает Якушев.

Минфин оценивает максимальный охват системы ГПП в 72,5 млн человек — наемных работников и самозанятых. Если наложить данные июньского опроса Левада-центра о готовности россиян делать дополнительные пенсионные взносы на данные Росстата о распределении населения по величине среднедушевых доходов за 2018 год, можно получить верхнюю оценку годового объема пенсионных взносов по ГПП — около 1 трлн руб., подсчитал РБК.

Банк России ужесточает требования к отчетности негосударственных пенсионных фондов.

Согласно новому указанию регулятора НПФ будут не только отчитываться о сделках со связанными лицами и составе инвестиционного портфеля, но и предоставлять подробную информацию по обязательствам перед клиентами. Документ может вступить в силу в ближайший месяц.

Проект указания ЦБ "О формах, сроках и порядке представления в Банк России отчетности НПФ. " (есть в распоряжении "Ъ") уже имеет порядковый номер — 4282-У, что свидетельствует о высокой степени готовности документа. Как указывают собеседники "Ъ", работа над документом идет около года и отдельные его части обсуждались с участниками рынка. Однако в опрошенных пенсионных группах и НПФ сообщили, что обсуждения итоговой версии документа с рынком не было. В Ассоциации НПФ (АНПФ) его еще не получили, в Национальной ассоциации пенсионных фондов (НАПФ) сообщили, что "пристально изучают" полученный документ.

Как следует из документа, который должен заменить четыре действующих приказа ФСФР, регулятор серьезно ужесточает требования к отчетности НПФ: как в количественном выражении (вводятся четыре новых ежемесячных отчета, шесть ежеквартальных и два ежегодных), так и в качественном. Сейчас промежуточная отчетность фондов доступна лишь регулятору. Большинство НПФ публично раскрывают финансовую информацию только раз в год. С вступлением в силу нового указания ситуация кардинально изменится. "Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность негосударственного пенсионного фонда должна быть раскрыта в течение 40 календарных дней после окончания первого квартала, первого полугодия и девяти месяцев календарного года на официальном сайте НПФ", — сообщили в пресс-службе Банка России. Как отмечают в ЦБ, увеличение периодичности представления отчетности НПФ позволит "повысить прозрачность участников рынка для регулятора для осуществления более качественного надзора".

В новой отчетности необходимо будет регулярно предоставлять ЦБ данные о сделках со связанными сторонами, детальный отчет по расходам и доходам по собственным средствам, предоставить информацию о структуре портфеля и многое другое. Часть этих данных если и представлялась ранее, то не столь детально или по отдельному запросу регулятора. "С введением новых требований к отчетности регулятор переходит от формального отслеживания управленческих показателей к полному контролю над изменениями в деятельности НПФ", — уверен исполнительный директор НПФ "Сафмар" Евгений Якушев. "В сочетании с уже введенными в действие стандартами бухгалтерской отчетности Банк России получит полную картину деятельности фонда: состав и движение активов, формирование клиентской базы, сведения о владельцах и управленческом персонале фонда", — отмечает он. Помимо этого пенсионные фонды должны будут предоставлять регулятору персонифицированную информацию по обязательствам перед клиентами (как по ОПС, так и по НПО). "Это большие объемы информации, и пока неясно, каким образом и в каком формате она будет предоставляться", — отмечает гендиректор НПФ "ЛУКОЙЛ-Гарант" Денис Рудоманенко.

Одновременно значительно сокращаются сроки предоставления финансовой отчетности. Например, годовую бухгалтерскую отчетность необходимо передавать в ЦБ в течение 35 календарных дней по окончании года, ранее на это отводилось 90 дней, указывает заместитель гендиректора НПФ Сбербанка Елена Тетюнина. Подготовка отчетности по новым формам сама по себе является нетривиальной задачей, которая в случае НПФ осложняется еще и переходом на единый план счетов, отмечает член совета директоров НПФ "Согласие" Андрей Неверов.

Для управляющих компаний повышенные требования к представлению отчетности (за исключением актуарных оценок) действуют с момента их основания. "Теперь их придется выполнять и НПФ", — говорит начальник розничных продаж "Солид-Менеджмент" Сергей Звенигородский. По его оценке, новые правила отчетности НПФ сделают работу фондов прозрачней для их клиентов, "а для бенефициаров четко обозначат рамки, в которых можно работать, минимизируя регуляторные риски".

При этом времени на раскачку у отрасли нет. "В настоящее время указание находится на регистрации в Минюсте", — сообщили в пресс-службе Банка России. А это означает, что к середине марта, после опубликования, оно может вступить в силу.

Пенсионным репо выбрали контрагента

Банк России ужесточает требования по операциям репо, исполняемым на средства пенсионных резервов. Проект соответствующего указания опубликован на сайте регулятора. Как следует из пояснительной записки, документ устанавливает дополнительные ограничения для доверительного управляющего пенсионными резервами при заключении сделок репо. "Теперь сделки репо могут заключаться на биржевых торгах только через центрального контрагента и только на основе безадресных заявок", — указывает директор департамента риск-менеджмента "ЕФГ Управление активами" Александр Баранов. По сути, сделки репо для НПФ, работающих с резервами, являются альтернативой коротким банковским депозитам. Они могут быть особенно актуальны в период перечисления средств от крупных компаний ("Газпром", РЖД, "Транснефть" и др.), формирующих в НПФ программы негосударственного пенсионного обеспечения для своих сотрудников. Сразу разместить значительный объем средств в ценные бумаги приемлемого качества нереально, при этом премия по сделкам репо в большинстве случаев выше ставки короткого депозита. Регулятор ограничивает объем таких операций 10% от средней стоимости чистых активов на конкретную дату.

Нынешней осенью должна увидеть свет новая редакция закона № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». Не утихают дискуссии о возврате пенсионных накоплений граждан в НПФ в 2015 году, вызванные заявлением министра труда и социальной защиты РФ Максима Топилина. Как относятся фонды к уже свершившимся и грядущим изменениям? Как протекает деятельность НПФ в условиях тщательного надзора и регулирования со стороны ЦБ?

Пенсионный смотритель

В августе 2013 года было принято решение об интеграции Федеральной службы по финансовым рынкам со структурой ЦБ путем создания Службы Банка России по финансовым рынкам. Мегарегулятор и Служба в его составе начали свою работу одновременно – в сентябре 2013 года.

В марте 2014 года Служба Банка России по финансовым рынкам была упразднена, ее функции были переданы образованному департаменту коллективных инвестиций и доверительного управления во главе с Филиппом Габунией. Обязанности по надзору и регулированию деятельности НПФ также переняли департамент бухгалтерского учета и отчетности и департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций ЦБ РФ.

Ужесточение отчетности

«С одной стороны, объем и периодичность отчетности – это наши прямые трудозатраты. Но требовательное отношение к ней регулятора – часть правил игры и гарантия fair play», – комментирует ситуацию исполнительный директор НПФ «Райффайзен» Елена Горшкова.

Коллегу поддерживает председатель совета НПФ «Согласие» Евгений Добровольский, положительно оценив изменения отчетности, которые внес ЦБ: «Их можно приветствовать. Уже некоторое время обсуждается возможность создания системы пруденциального надзора за деятельностью НПФ. Как мне кажется, нынешнее изменение требований к отчетности – один из шагов к этой системе». Аналогичной позиции придерживается и заместитель исполнительного директора НПФ «ВТБ Пенсионный фонд» Александр Львов.

Исполнительный директор КИТФинанс НПФ Антон Шпилев считает вполне закономерным тот факт, что требования к деятельности НПФ меняются. «Финансовый рынок – подвижная структура, – уверен специалист. – На момент формирования рынка разрабатываются законы и нормы, которые априори не могут учесть все нюансы, открывающиеся только в процессе его развития. Как правило, со временем требования ужесточаются, это можно видеть на примере банковского сектора и страхового рынка, то же касается НПФ».

Специалист полагает, что изменения, внесенные вышестоящим органом, обусловлены общей экономической ситуацией, и напоминает об отрицательных показателях индивидуальных счетов вкладчиков НПФ, возникших в результате кризиса 2008 года. «Это вызвало необходимость внести определенные изменения в законодательство. Да, НПФ – это частные структуры, но вопрос, которым мы занимаемся, социально значимый, и государство не может его не контролировать», – убежден Антон Шпилев (КИТФинанс НПФ).

Требования Центробанка вполне резонны – так можно резюмировать высказывания различных экспертов отрасли. Инспекция негосударственных пенсионных фондов в свое время требовала отчетность даже более строгую, чем ФСФР. В прежние годы НПФ представляли ежемесячную оперативную отчетность, дающую возможность постоянного мониторинга финансовой составляющей деятельности фондов. ЦБ правильно делает, что повышает требования к ней, в этом нет ничего необычного.

Обязательное акционирование

Согласно Федеральному закону № 410-ФЗ с 1 января 2014 года все новые НПФ должны открываться в форме акционерных обществ, учрежденные до 2014 года – пройти процедуру реорганизации и переоформить лицензию (работающие с системой ОПС – до 1 января 2016 года, все остальные – до 1 января 2019 года).

С принятием закона ужесточились требования к акционерам НПФ – ими не могут быть организации, зарегистрированные в офшорах.

Эксперты напоминают: идея коммерциализации НПФ не нова. В 1998 году уже озвучивались планы по созданию двух типов фондов – коммерческих и некоммерческих, но тогда делать НПФ коммерческими не захотели. Сейчас трансформацию в АО оправдывают необходимостью более тщательного контроля за фондами, но, по мнению специалистов, проблем с данным аспектом деятельности никогда не возникало.

«Мера по акционированию НПФ представляется надуманной, к тому же она несет с собой определенные траты, которые будут уменьшать отчисления на именные пенсионные счета, – рассказывает эксперт одного из НПФ, согласившийся предоставить комментарии на условиях анонимности. – Полагаю, что фонды, занимающиеся обязательным пенсионным страхованием, могут быть коммерческими. НПФ, которые не поддерживают ОПС, должны оставаться некоммерческими и после 1 января 2019 года. В настоящий момент деление НПФ на коммерческие и некоммерческие фактически и так имеет место: «ГАЗФОНД» выделил акционерный пенсионный фонд, в котором сосредоточил систему ОПС, при себе же оставил дополнительное некоммерческое пенсионное обеспечение. Аналогичным образом поступил НПФ «Благосостояние». При отсутствии поступлений средств по ОПС подобные фонды могут прекратить им заниматься, предупредив надлежащим образом застрахованных лиц».

В целом фонды отнеслись к прохождению процедуры акционирования спокойно. «НПФ «Согласие» находится в активной фазе этого процесса. На данный момент мы выполнили все необходимые процедуры, провели заседание совета фонда, приняли решение о реорганизации. Соответствующий комплект документов уже направлен в ЦБ, так что сейчас мы ждем решения Центрального банка РФ», – отмечает Евгений Добровольский (НПФ «Согласие»).

Негосударственным пенсионным фондом «Райффайзен» также запущена процедура акционирования. «Комплект документов по акционированию нашего фонда находится на утверждении в ЦБ. Мы считаем, что акционирование поможет негосударственным пенсионным фондам стать понятнее и прозрачнее для клиентов и инвесторов, значительно улучшит их имидж. В целом отношение к этой инициативе у большинства игроков положительное», – считает Елена Горшкова (НПФ «Райффайзен»).

НПФ «ВТБ Пенсионный фонд» только готовится к исполнению закона № 410-ФЗ. «Наш фонд пройдет процедуру преобразования в установленные законом сроки», – комментирует Александр Львов (НПФ «ВТБ Пенсионный фонд»).

По информации банка России, в мае он получил 20 ходатайств об акционировании от НПФ. Из них 16 приняли решение о полном преобразовании в акционерные общества, 4 сочли нужным выделить из своей структуры некоммерческий фонд и стать акционерными обществами.

Необходимо отметить, что положительную оценку акционированию фондов дали НПФ, занимающиеся в основном обязательным пенсионным страхованием. Получить оценку нововведения от фондов, не занимающихся ОПС, не удалось.

Безопасность гарантирована

Успешно пройденная процедура проверки ЦБ позволит акционированным НПФ получить пенсионные накопления граждан, на передачу которых, как известно, был введен мораторий в сентябре 2013 года. Длительность подобной проверки может составлять 120 календарных дней.

Плановые и внеплановые проверки НПФ будет проводить Главная инспекция Банка России с участием АСВ. В ходе надзорных действий планируется анализировать полноту раскрытия данных об акционерах, качество корпоративного управления, а именно риск-менеджмент и систему внутреннего контроля, правильность стратегии инвестирования, финансовую состоятельность, качество активов, степень и своевременность исполнения НПФ обязательств перед клиентами. Некоторые специалисты полагают, что проверки НПФ послужат хорошей мотивацией для улучшения деятельности фондов.

Напомним, что история вопроса, связанного с системой гарантирования пенсионных накоплений, начиналась с намерения правительства повысить доверие граждан к НПФ в 2013 году. Положительный опыт банков, сумевших увеличить с 2004 года объем вкладов с 1 трлн рублей до 12 трлн рублей, вдохновил Минфин. Правда, некоторые эксперты тут же уточнили, что речь в случае с НПФ должна идти не о слепом копировании системы страхования вкладов для банков, а о создании оригинальной модели поддержки людей, обратившихся в негосударственный пенсионный фонд. Так, для средств пенсионных накоплений эксперты предлагают гарантировать размер номинала страховых взносов, для пенсионных резервов – фиксированную сумму по аналогии с коммерческими банками. Также озвучивалась идея создания системы гарантирования пенсионных накоплений как для клиентов НПФ, так и для клиентов, обратившихся в управляющие компании.

«На наш взгляд, в выигрыше от этого остались все стороны, – уверен Антон Шпилев (КИТФинанс НПФ). – Население получило дополнительные гарантии сохранности вложенных средств. НПФ повысили свою привлекательность, поскольку именно государству сегодня население доверяет больше всего. А государство таким образом сохраняет возможность функционирования распределительно-накопительной пенсионной системы, которая в нынешних экономико-демографических условиях является наиболее приемлемой».

Оптимизм в связи с апробированием системы гарантирования для НПФ выражает и Александр Львов (НПФ «ВТБ Пенсионный фонд»): «Мы надеемся, привлечение АСВ приведет к тому же эффекту на пенсионном рынке, что и в банковском секторе в 2004 году».

«Для клиента важна гарантия сохранности его накоплений, – рассуждает Евгений Добровольский (НПФ «Согласие»). – Зачастую именно гарантии сохранности, а не доходность являются для клиента основным фактором выбора страховщика по обязательному пенсионному страхованию. Если гарантии будут равными для всех участников рынка (ПФР и НПФ), то эта ситуация будет способствовать большей активности застрахованных лиц».

Общая картина

В целом специалисты фондов хотя и ожидают перемен, но настроены оптимистично. «Расширение полномочий ЦБ, появление нового функционала можно охарактеризовать как своевременное. Благодаря этому ликвидация фондов, в которых выявлены проблемы, проходит в цивилизованной форме. Кроме того, у регулятора есть широкие полномочия для осуществления контроля и проверок, поэтому, думаю, благодаря своевременному реагированию ситуация будет крайне редко доходить до ликвидации», – отмечает Антон Шпилев (КИТФинанс НПФ).

Евгений Добровольский (НПФ «Согласие») констатирует: «Да, права регулятора расширены, и это, несомненно, отразилось на рынке. Зачастую в рамках старой системы мы сталкивались с разностью подходов к той или иной проблеме у разных регулирующих и контролирующих органов. Сейчас эта проблема устранена, и мы рассчитываем на то, что рынок будет развиваться по четким, понятным и регламентированным во всех аспектах правилам».

«Наделение регулятора всей полнотой необходимых полномочий для модерирования рынка – залог его эффективности, – считает Елена Горшкова (НПФ «Райффайзен»). – Мы видим на примере банковского сектора, как аккуратно, но неумолимо Банк России использует имеющиеся у него инструменты для санации сектора. Хочется надеяться, что эти меры подействуют отрезвляюще на игроков с нетрадиционно высоким аппетитом к риску». Это, по мнению специалиста, в полной мере можно отнести как к банковскому сектору, так и к другим секторам финансового рынка.

Комментарии Российской Газеты

Принят Государственной Думой 5 марта 2020 года

Одобрен Советом Федерации 11 марта 2020 года

Статья 1

Внести в статью 10 Федерального закона от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 19, ст. 2071; 2003, N 2, ст. 166; 2013, N 52, ст. 6975) следующие изменения:

1) в части первой слова "пенсионные основания, установленные на момент заключения указанных договоров законодательством Российской Федерации" заменить словами "основания приобретения участником права на получение негосударственной пенсии, установленные указанными договорами в соответствии с настоящим Федеральным законом";

2) дополнить новыми частями второй - четвертой и частью пятой следующего содержания:

"Право на получение негосударственной пенсии по пенсионным договорам приобретают мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, если иной возраст и (или) иные основания, дающие право на получение негосударственной пенсии, не установлены пенсионными договорами в соответствии с частями третьей - пятой настоящей статьи.

Пенсионными договорами может быть установлен возраст, дающий право на получение негосударственной пенсии, превышающий возраст, установленный частью второй настоящей статьи, но не свыше возраста, установленного частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", по достижении которого участники приобретают право на страховую пенсию по старости.

Право на получение негосударственной пенсии по пенсионным договорам ранее достижения возраста, предусмотренного частями второй и третьей настоящей статьи, приобретают участники из числа лиц, указанных в части 1 статьи 30, статье 31, части 1 статьи 32, части 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", по достижении возраста или при наступлении срока, определяемых в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, и при соблюдении условий, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (наличие необходимого страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ и установленной величины индивидуального пенсионного коэффициента).

Право на получение негосударственной пенсии по пенсионным договорам ранее достижения возраста, указанного в частях второй и третьей настоящей статьи, приобретают участники из числа лиц, для которых частью 1 статьи 9, статьей 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" либо Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предусмотрено право на получение страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца либо пенсии по государственному пенсионному обеспечению до достижения возраста, установленного частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", при соблюдении условий, дающих право на назначение страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца либо пенсии по государственному пенсионному обеспечению, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, действующим на момент заключения пенсионного договора.";

3) часть вторую считать частью шестой;

4) дополнить частью седьмой следующего содержания:

"Негосударственная пенсия назначается участнику при наличии средств, учтенных на пенсионном счете негосударственного пенсионного обеспечения, со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на получение указанной пенсии.";

5) части третью и четвертую считать соответственно частями восьмой и девятой.

Статья 2

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Действие положений статьи 10 Федерального закона от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие из договоров негосударственного пенсионного обеспечения, заключенных в период с 1 января 2019 года до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. В случае, если указанные договоры не будут приведены сторонами в соответствие с требованиями статьи 10 Федерального закона от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (в редакции настоящего Федерального закона), к отношениям сторон указанных договоров с момента их заключения применяются положения, установленные статьей 10 Федерального закона от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (в редакции настоящего Федерального закона).

Президент Российской Федерации В. Путин

Традиционно именно в конце года граждане начинают наиболее активно задумываться о том, какому пенсионному фонду можно доверить свои накопления. Вместе с экспертом проекта «Финансовое здоровье», консультантом по финансовой грамотности проекта Минфина России, экспертом по вопросам планирования пенсии Павлом Пушкиным разобрались, как выбрать негосударственный пенсионный фонд.

У граждан 1967 года рождения и моложе помимо государственной страховой пенсии формируется вторая пенсия – накопительная. К сожалению, с 2014 года отчисления работодателей в размере 6% от размера наших зарплат в накопительную пенсию «заморожены». Но всё, что сформировалось на счетах накопительной пенсии до этого времени плюс ежегодный инвестиционный доход, составляет сумму наших пенсионных накоплений.

В настоящее время накопительная пенсия может пополняться тремя способами:

  • Путём ежегодного начисляемого инвестиционного дохода, полученного от управления нашими деньгами.
  • За счёт дополнительных взносов граждан или работодателей по программе софинансирования накопительной пенсии (для тех, кто вступил в программу до 31 декабря 2014 года и успел до 31 декабря 2015 года внести первый взнос).
  • За счёт средств материнского капитала.

Управлять своей накопительной пенсией граждане могут путём выбора страховщика. Им может быть либо государственная корпорация «Внешэкономбанк» (ВЭБ), которая управляет деньгами «молчунов», либо негосударственный пенсионный фонд.

Выбор страховщика, который будет управлять нашими пенсионными накоплениями, - это важное решение, от которого зависит сохранность и доходность наших сбережений и, в конечном итоге, будет зависеть размер нашей дополнительной пенсии.

Что такое НПФ?

Негосударственный пенсионный фонд – это некоммерческая организация, которая работает с целью накопления пенсионных взносов участников НПФ и последующего управления пенсионными активами в интересах граждан. Кроме того, НПФ занимается осуществлением пенсионных выплат участникам фонда.

Считается, что поскольку НПФ работает сразу с несколькими управляющими компаниями, это существенно снижает риски при инвестировании и позволяет выбрать компании наиболее выгодную стратегию для управления накоплениями граждан.

Как выбрать НПФ?

Рассмотрим пошагово, как выбрать негосударственный пенсионный фонд (НПФ) в качестве своего страховщика, который управляет накопительной пенсией.

Шаг 1. Смотрим на наличие у фонда лицензии на ведение деятельности по обязательному пенсионному страхованию и участие в системе гарантирования прав застрахованных лиц.

Заходим на сайт Агентства по страхованию вкладов в раздел «реестр негосударственных пенсионных фондов — участников системы гарантирования прав застрахованных лиц».

Напомню, что с 2014 года введена система гарантирования пенсионных накоплений, которая позволяет в соответствии с законом компенсировать размер накоплений клиентам НПФ при отзыве лицензии.

На сегодняшний день в реестре участников системы гарантирования находится 38 НПФ, которые также имеют и лицензии на работу с накопительной пенсией.

Именно из этих 38 фондов нам предстоит выбрать свой фонд.

Шаг 3. Смотрим на срок работы негосударственного пенсионного фонда.

Безусловно, важным показателем надёжности и устойчивости фонда является срок его работы. Первые негосударственные пенсионные фонды появились в России практически сразу же после подписания Указа президента от 16 сентября 1992 года «О негосударственных пенсионных фондах».

Чем дольше срок работы фонда на пенсионном рынке, тем, как правило, большим опытом, устойчивостью и надёжностью обладает фонд. Рекомендуется рассматривать фонды со сроком работы от 10 лет, лучше – 15-20 лет.

Шаг 4. Определяем учредителей негосударственного пенсионного фонда.

Для того чтобы более существенно понять, что из себя представляет фонд, необходимо ознакомиться с составом его учредителей и бенефициаров (конечных владельцев фонда). Данная информация обязательна к размещению на официальном сайте фонда и является открытой.

Логично предположить, что наличие в составе учредителей и акционеров крупных компаний повышает надёжность фонда и является преимуществом по отношению к фондам, акционерами которых выступают ООО и (или) отдельные физические лица.

Шаг 5. Получаем информацию о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений.

Доходность – один из важнейших показателей деятельности фонда, от размера которого во многом зависит размер нашей будущей пенсии.

Рекомендуется пользоваться только официальной статистикой по доходности инвестирования пенсионных накоплений. Эти данные можно получить на сайте Центрального банка России в разделе «основные показатели деятельности негосударственных пенсионных фондов по обязательному пенсионному страхованию».

На сайте доступны данные о доходности НПФ за период с 2011 года по 2016 год, а также данные о доходности НПФ за первое полугодие 2017 года.

При сравнении доходности НПФ есть смысл обращать внимание на более длительные промежутки времени, чем только за текущий или прошедший год. Период рассмотрения должен составлять хотя бы 5 лет. Так как в соответствии с действующим законодательством показатели доходности в прошлые периоды не являются гарантией доходности будущих периодов, то те НПФ, которые показывают более высокую среднегодовую доходность на длительных промежутках времени, будут иметь преимущество по сравнению с другими.

Шаг 6. Смотрим на качество сервиса.

В настоящее время практически все фонды имеют стандартный набор сервиса, представляемого клиенту: личный кабинет, бесплатную «горячую линию».

Кроме того, в связи усложнением пенсионного законодательства и разработкой новой пенсионной реформы, некоторые фонды в последнее время начали предоставлять услугу «персональный менеджер», которая позволяет клиентам получать дополнительный бесплатный пакет услуг (консультации и персональное сопровождение).

Не поленитесь уточнить, предоставляет ли выбранный вами фонд такие услуги.

Шаг 7. Удобство расположения офисов фонда.

И последним важным шагом при выборе негосударственного пенсионного фонда рекомендуется уточнить наличие офиса негосударственного пенсионного фонда или его партнёров в вашем городе, а также место расположения и график работы офиса.

Конечно, необходимости постоянно посещать офис фонда, у вас не будет, так как накопление на пенсию – это долгосрочный процесс и, к тому же, многие вопросы можно решить по телефону и через другие дистанционные каналы обслуживания. Однако, некоторые вопросы, например, установление или смена правопреемников по договору, требует личного присутствия клиента в офисе фонда. В противном случае, необходимо будет идти к нотариусу и нести дополнительные расходы на заверение документов.

В заключении хотелось бы сказать, что на основании пункта 6 статьи 13 закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», гражданин может перевести свои пенсионные накопления из одного НПФ в другой не чаще одного раза в год.

Кроме того, при досрочной смене страховщика возможна потеря инвестиционного дохода. Заключая договор об обязательном пенсионном страховании в 2017 году, можно потерять инвестиционный доход за максимум 3 года. Без потери инвестиционного дохода можно менять страховщика только раз в 5 лет. В этой связи следует учитывать не только важность тщательного выбора НПФ, но и дату заключения договора с новым страховщиком.

Система пенсионного обеспечения претерпевает в нашей стране регулярные изменения, ее реформа не прекращается ни на год. Обязательное пенсионное страхование позволяет не только обеспечить пенсионеров, но и скопить средства будущим получателям пенсий.

НПФ – это одно из средств осуществления таких накоплений и обеспечения будущим старикам их достойной в финансовом отношении старости. Что же это такое, как работает, и как сотрудничать с такими организациями – поговорим в статье.

Бесплатно по России

Общая информация

Аббревиатура НПФ является общепринятой и расшифровывается как негосударственный пенсионный фонд. В более широком смысле к этому понятию также относят и управляющие организации, которые созданы в целях управления тем или иным фондом.


Как устроен негосударственный пенсионный фонд

Управлять накоплениями граждан на будущий заслуженный отдых в соответствии с законом может лишь организация. Предприниматель или физическое лицо в целях исключения рисков не могут осуществлять подобную деятельность.

Ранее такая организация создавалась в некоммерческой форме. С 2016 года все эти фонды должны были быть реорганизованы в акционерные. Исключение – не осуществление деятельности в рамках обязательного страхования, а только добровольного. Но и в последнем случае с 2019 года такое компании должны были быть преобразованы.

Для начала деятельности компания должны пройти регистрацию, а после обратиться в Центробанк с заявлением о выдаче лицензии и соответствующим пакетом документов. После получения разрешения фонд может привлекать клиентов, управлять их накоплениями. При этом вся деятельность должна строго подчиняться законодательным требованиям.

Какими законами регулируется работа фонда

Деятельность рассматриваемых фондов влияет не только на размер и вообще возможность получения будущим пенсионером накопительной части пенсии, но и на стабильность всей государственной пенсионной системы в целом. Следовательно, со стороны государство необходимо правовое регулирование создания и работы таких организаций.

Базовым нормативным документом в этой сфере является закон, регулируются систему пенсионного страхования, он имеет номер 167-ФЗ и был подписан Президентом 15.12.2001. После издания акта он претерпел многочисленные изменения, которые следует учитывать.

Непосредственно работу фондов регламентирует закон 75-ФЗ от 07.05.1998 также в свежей редакции.

Документом установлены:

  • основные термины;
  • порядок создания и функционирования фондов;
  • гарантии исполнения ими своих обязательств;
  • основные правила инвестирования;
  • предоставление им отчетности и ведение учета;
  • правила контроля за его деятельностью;
  • прекращение его работы;
  • порядок реорганизации при необходимости.

Поскольку контролирующим государственным органом в сфере деятельности фонда выступает Банк России, то в пределах своей компетенции он также издает правовые акты.

В частности, его инструкциями и указаниями регулируются:

  • правила выдачи лицензии (перечень необходимых документов, требования к соискателям, процедура);
  • порядок предоставления сведений из реестра лицензий;
  • типовые формы (например, страховых правил фондов) и др.

Также некоторые процедурные вопросы в части накоплений (их размещение, перевод из одной организации в другую и т.п.) регламентируются актами Правительства РФ.

Специфика деятельности

Законодательное понятие НПФ предполагает, что фонд может заниматься исключительно управлением средств населения в рамках обязательного пенсионного страхования или негосударственного обеспечения будущих и действующих пенсионеров. Никакого другого вида экономической деятельности фондов законодатель не допускает.

Работа управляющих организаций заключается в привлечении средств со стороны работающих граждан и их дальнейшее инвестирование. Средства могут вкладываться в реализацию проектов, ценные бумаги и облигации, в некоторых случаях – размещаться на депозит.

Активы, полученные в результате такого инвестирования, расходуются на вознаграждение самой управляющей организации, а также на увеличение будущего пособия вкладчиков фонда.

Как стать клиентом НПФ

Основным документом, регламентирующим отношения между управляющей накоплениями организацией и ее клиентом, является договор. Он должен быть заключен как в отношении обязательных отчислений, так и в случае накопления средств на будущее негосударственное пособие.

Заключить такой договор можно указанными на официальном сайте компании способами:

  1. В любом случае это можно сделать при посещении ее офиса. Однако это не всегда удобно, поскольку офис может располагаться далеко от места нахождения вкладчика, либо отсутствовать в населенном пункте вовсе.
  2. Через представителя компании, которые на систематической основе посещают различные трудовые коллективы организаций и предприятий. На встрече участникам, как правила, предлагается к подписанию соответствующий договор.
  3. Визит в компанию-партнер фонда. Часто встречается, что учредителем фонда является крупный банк или коммерческая компания с офисами по всей стране. В этом случае при наличии предложения можно заключить договор, посетив офис этого учредителя (партнера). Например, фонд Сбербанка или Открытие предоставляют возможность заключить договор в любом офисе одноименных кредитных организаций.

После заключения договора с НПФ до 1 декабря этого же года следует направить в Пенсионный Фонд РФ заявление о переводе накоплений (имеющихся и будущих) в конкретную компанию. Часто обязанность по направлению такого заявления берет на себя сам фонд, гражданину же остается только подписать готовый документ при оформлении отношений с фондом.

Переводить ли накопления в НПФ

Однозначно ответить на вопрос, целесообразно ли иметь «копилку» в негосударственном фонде, не представляется возможным. Инвестиционная деятельность таких организаций имеет определенные риски, и во всяком их доходность зависит от множества факторов.

Выбор конкретного фонда также играет важную роль, некоторые из них принесли застрахованным лицам доход более 10% годовых, другие – оставили в минусе по сравнению с теми, кто хранит свои деньги в ПФ РФ.


Особенности вклада

Рассмотрим основные преимущества и возможные риски вклада будущего пособия в негосударственные управляющие организации в таблице:

ПлюсыМинусы
Все накопления застрахованы, потому граждане гарантированно не потеряют ихПри смене фонда чаще, чем раз в 5 лет, гражданин может потерять инвестиционный доход
Доходность инвестиционной деятельности НПФ может быть выше фонда, выбранного государствомВ случае перехода в другой фонд менее чем через 5 лет убытки, полученные в результате инвестирования, могут лечь на плечи застрахованного лица
Диверсификация будущего дохода (средства будут выплачиваться не только со стороны государства, но и от управляющего фонда)Необходимость совершения дополнительных действий по заключению договора и написанию заявления в ПФР
Возможность передать накопленные средства по наследству или использовать их иным образом в установленных законом случаяхДлительный срок до получения выплат приводит к рискам прекращения фондом деятельности (что не скажется серьезным образом на сбережениях лица)
Возможность влиять на размер доходов при выходе на заслуженный отдых
Удобство контроля за состоянием индивидуального лицевого счета на официальном сайте фонда
Инвестирование осуществляется только в надежные источники, определяемые в общем виде государством

Как выбрать НПФ и заключить договор

Выбор компании, управляющей обязательными или добровольными отчислениями на будущую пенсию, остается правом самого гражданина.

Он может осуществлять его по целому ряду критериев:

10 лучших организаций по доходности и надежности

По результатам деятельности за 2018 год наибольший доход своим вкладчикам в результате вложения их денег принесли в порядке уменьшения следующие фонды:

  1. ГАЗФОНД пенсионные накопления.
  2. ГАЗФОНД.
  3. Сургутнефтегаз.
  4. Стройкомплекс.
  5. Ингосстрах-Пенсия.
  6. Согласие.
  7. Межрегиональный НПФ «АКВИЛОН».
  8. ТРАДИЦИЯ.
  9. ВТБ Пенсионный фонд.
  10. Газпромбанк-фонд.

Информация представлена по материалам сведений, публикуемых Банком России на официальном сайте ведомства.

Как перевести средства из ПФР в НПФ: пошаговая инструкция

Переводить средства из одного фонда в другой, из государственного в частное гражданин имеет полное право, но не чаще 1 раза в год. Хотя частая смена фондов чревата потерей инвестиционного дохода или даже потерей части средств (если инвестирование принесло убыток).

Для смены управляющей накоплениями организации необходимо выполнить следующие действия:

  1. Выбрать фонд (критерии выбора остаются за гражданином).
  2. Заключение договора с фондом.
  3. Заполнение заявления о переводе средств.
  4. Направление заявления в ПФ РФ.

Обратиться в ПФ с таким заявлением можно следующими способами:

  • через портал государственных и муниципальных услуг (для этого необходимо иметь верифицированный аккаунт);
  • в территориальном органе Пенсионного Фонда России;
  • через многофункциональный центр (о возможности получения этой услуги можно предварительно узнать по телефону или на официальной странице центра в интернете).

Заявление должно быть направлено в ПФР до 1 декабря года, предшествующего переводу средств в другой НПФ.

Могут ли НПФ лишить лицензии и что делать клиенту, если это произошло

Государственное разрешение на осуществление деятельности НПФ может быть отозвано в случае выявления нарушений в деятельности такой организации. Но опасаться этого не стоит, поскольку все средства гражданина в сохраненном виде вернутся в ПФР. При этом целым останется и инвестиционный доход (при его наличии).

Гражданин, которого коснулась подобная ситуация, вправе не предпринимать никаких действий. В этом случае все средства будут находиться под управлением ПФР и передаваться для инвестирования в организацию по своему определению. Также за застрахованным остается право выбрать иной НПФ, который продолжит управлять его накоплениями. При выборе нового управляющего стоит взвесить его надежность и доходность.


Итак, негосударственные фонды по управлению пенсионными накоплениями россиян являются одним из инструментов формированиями последними своих будущих доходов. Деятельность фондов строго регламентирована законодательством и застрахована. Максимальный риск для граждан при выборе этого способа накопления заключается в отсутствии инвестиционного дохода. При этом гражданин всегда имеет возможность поменять один фонд на другой или перевести средства из государственного управление под управление НПФ.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть интересное видео по теме:

Читайте также: