О пенсионном страховании старше 1966


С 1 января 2005 г. выплата страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии осуществляется только в отношении лиц, родившихся в 1967 г. и позднее. Будущие пенсионеры, родившиеся ранее 1967 г., видят в этом нарушение государственных гарантий на социальное обеспечение и принципа равенства прав и свобод граждан. Минздравсоцразвития РФ и Пенсионный фонд РФ утверждают, что законодательство имеет достаточно механизмов регулирования сложившейся ситуации и конституционные права граждан не будут ущемлены. Чью позицию поддержит Конституционный Суд РФ?

Вследствие нестабильности законодательства в социальной сфере, в частности в сфере пенсионного обеспечения, правовое положение большого количества граждан, прежде всего пенсионеров, становится весьма неопределенным. Ситуация настолько серьезна, что нередко даже территориальные органы Пенсионного фонда (ПФ) РФ испытывают затруднения при применении норм пенсионного законодательства.

Так, постановлением ФАС МО от 14 марта, 21 марта 2007 г. N КА-А41/167607 по делу о взыскании Управлением пенсионного фонда N 19 по г. Москве и Московской области с предпринимателя Д. штрафа за нарушение установленного срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, Управлению было отказано в удовлетворении кассационной жалобы. Суд указал заявителю на неправомерность предъявляемых им требований. Согласно материалам дела предприниматель Д. является военным пенсионером, а согласно определению Конституционного Суда РФ от 24 мая 2005 г. N 223-О положения закона в той части, в какой они возлагают на являющихся военными пенсионерами индивидуальных предпринимателей и адвокатов обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет ПФ РФ в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, при отсутствии в действующем нормативно-правовом регулировании надлежащего правового механизма, гарантирующего предоставление им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения, тем самым, получаемых пенсионных выплат, признаны не соответствующими Конституции РФ.

Аналогичный иск был предъявлен Управлением пенсионного фонда в г. Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области (далее — Управление) к индивидуальному предпринимателю Б. ФАС Уральского округа, в который обратилось Управление с кассационной жалобой на решение суда первой инстанции, в своем постановлении от 24 апреля 2007 г. N Ф09-2166/07-С1 отказал заявителю в удовлетворении жалобы. Суд указал на отсутствие у Управления оснований для взыскания с предпринимателя — лица 1960 г. рождения — страховых взносов в виде фиксированного платежа в ПФ РФ, направляемых на финансирование накопительной части пенсии. Мотивируя свое решение, суд отметил, что в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 12 апреля 2005 г. N 165-О, нормы, содержащиеся в п. 1—3 ст. 28 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", определяющие порядок уплаты индивидуальными предпринимателями страховых взносов в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, по их конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования не предполагают возложение на индивидуальных предпринимателей 1966 г. рождения и старше (в 2002—2004 гг. — мужчин 1952 г. рождения и старше и женщин 1956 г. рождения и старше) обязанности уплачивать страховые взносы в бюджет ПФ РФ в виде фиксированного платежа в части, направленной на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

Пенсионная реформа, начатая в 2000 г., пока далека от завершения. Государство еще не нашло оптимального решения в области пенсионного обеспечения граждан, позволяющего соблюсти баланс между созданием достойного уровня проживания настоящих и будущих пенсионеров и финансово-экономическими возможностями страны. 15 декабря 2001 г. был принят Федеральный закон N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее — Закон о пенсионном страховании). Он определил круг подлежащих страхованию лиц, трудовая пенсия которых помимо базовой части складывается из уплачиваемых страхователями страховых взносов на финансирование страховой и накопительной частей пенсии (ст. 22 Закона о пенсионном страховании).

В соответствии с Законом о пенсионном страховании на индивидуальный лицевой счет граждан работодателем (страхователем) перечислялись страховые взносы, одна часть которых шла на финансирование страховой части трудовой пенсии, другая — на финансирование накопительной ее части. Таким образом, государство давало возможность будущим пенсионерам накапливать в специальной части индивидуального лицевого счета, на котором формировались "накопительные взносы", денежные средства, гарантировав тем самым дополнительный источник средств для повышения размера будущей пенсии за счет инвестирования накопительной части страховых взносов.

Однако Закон о пенсионном страховании в такой редакции просуществовал недолго. 20 июля 2004 г. к нему были приняты существенные поправки, которые не нашли понимания у граждан.

18 октября 2007 г. в Конституционном Суде РФ состоялось слушание(*1) по жалобе Катаняна К.А., Ревенко Л.В. и Слободянюка Д.В., которые считают, что действующее законодательство в области пенсионного
регулирования нарушает их конституционные права. Речь шла о Федеральном законе от 20 июля 2004 г. N 70-ФЗ "О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации" (далее — Закон о поправках).

В соответствии с п. 3 ст. 2 Закона о поправках была принята новая редакция ст. 22 Закона о пенсионном страховании, согласно которой выплата страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии с 1 января 2005 г. стала осуществляться только в отношении лиц 1967 г. рождения и младше. В результате в отношении мужчин 1953—1966 гг. рождения и женщин 1957—1966 гг. рождения перестали производиться начисления по обязательному пенсионному страхованию в части формирования накопительной части трудовой пенсии. Указанная категория граждан была лишена возможности иметь дополнительный источник средств для повышения размера своей пенсии.

В обоснование своих позиций заявители ссылались на нарушение Законом о поправках ч. 1 ст. 39 Конституции РФ, гарантирующей каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Заявители указывали, что конституционное право на социальное обеспечение включает в себя право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, реализация которого осуществляется в том числе посредством обязательного и добровольного пенсионного страхования. Однако с принятием Закона о поправках государство фактически разделило граждан на две категории: с одной стороны те, кому по-прежнему дана возможность увеличить размер своей пенсии, т. е. лица 1967 г. рождения и моложе, а с другой — лица, фактически оставшиеся за пределами пенсионной реформы и вынужденные довольствоваться прежней распределительной системой либо довериться добровольному пенсионному страхованию. Заявители утверждали, что, оказавшись в подобной ситуации, они уже не могут рассчитывать на те государственные
гарантии, касающиеся сохранения и возврата страховых взносов, которыми обладает на сегодняшний момент категория лиц 1967 г. рождения и младше, направляя свои взносы в накопительной части через ПФ РФ во Внешэкономбанк, являющийся государственной управляющей компанией. Данное обстоятельство, по их мнению, не соотносится также с провозглашенным в ст. 19 Конституции РФ принципом равенства прав и свобод граждан.

Позиция заявителей была поддержана Советом Федерации Федерального Собрания РФ. В заключении, составленном Правовым управлением Совета Федерации, сказано, что законодатель, исходя из принципа всеобщности конституционного права на социальное обеспечение и ответственности государства за соблюдение и защиту данного права, был обязан установить для более старшей категории граждан иное правовое регулирование, с тем чтобы освобождение от обязанности уплачивать взносы не приводило к лишению их при наступлении страхового случая (достижении пенсионного возраста) возможности пользоваться государственными гарантиями социальной защиты, предоставляемыми гражданам в рамках обязательного социального страхования.

Полномочный представитель Президента РФ в Конституционном Суде РФ М. Кротов занял иную позицию. Он считает, что лишение указанной категории лиц возможности перечислять страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии не означает ограничения в праве на получение трудовой пенсии. Данная часть граждан наравне со всеми другими застрахованными приобретет право на пенсию, гарантированную действующим в настоящий момент законодательством. Кроме того, М. Кротов полагает, что, поскольку данная возрастная категория застрахованных лиц не лишена возможности воспользоваться уже сформированными за период с 2002 по 2004 г. пенсионными накоплениями, за ними сохраняется право на получение в перспективе накопительной части трудовой пенсии с учетом перечисленных ранее сумм.

С такой позицией согласиться трудно, поскольку денежные суммы, сформированные в накопительной части трудовой пенсии за три года, вряд ли можно считать достаточными для того, чтобы лица, исключенные из системы пенсионного страхования в части формирования накопительной части пенсии, могли рассчитывать на ощутимую прибавку к моменту своего выхода на пенсию.

Судом были также заслушаны представители Минздравсоцразвития России и ПФ РФ. Выступавшие пришли к общему выводу о том, что отсутствуют основания для удовлетворения жалоб заявителей и что действующее законодательство имеет достаточно механизмов для регулирования сложившейся ситуации с тем, чтобы конституционные права будущих пенсионеров не были нарушены. Однако обосновали они данную позицию по-разному. Представители ПФ РФ утверждали, что обсуждаемое право может быть реализовано лишь путем заключения договора о негосударственном пенсионном обеспечении с негосударственным пенсионным фондом в соответствии с Федеральным законом от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", так как данная категория граждан в соответствии с Законом о пенсионном страховании не обладает правом на добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию. Представители же Минздравсоцразвития России отметили, что освобождение мужчин 1953—1966 гг. рождения и женщин 1957—1966 гг. рождения от обязательного участия в накопительной части пенсионной системы не лишает их права добровольно вступить в соответствующие правоотношения в целях самостоятельной уплаты страхового взноса на финансирование накопительной части их трудовой пенсии.

Учитывая существенные расхождения в позициях привлеченных представителей различных министерств и ведомств по данному делу, сложно предсказать, какое решение будет вынесено Конституционным Судом РФ.

*1) Автор участвовала на предварительном этапе подготовки жалобы одного из заявителей по данному делу к рассмотрению в Конституционном Суде РФ.


Журнал "Законодательство" N 12/2007, Е.П. Кондратова, адвокат Московской областной коллегии адвокатов

На тему выплат пенсионных накоплений (с текстом статьи можно ознакомиться здесь ) от уважаемой аудитории поступило очень много вопросов. Поэтому нельзя не посвятить отдельный выпуск ответам на самые популярные из них.

1. Как узнать, положена мне выплата или нет?

Выплата пенсионных накоплений производится за счет страховых взносов, на накопительную часть пенсии. Поэтому ответ на этот вопрос зависит прежде всего от того, есть ли на вашем лицевом счете такие взносы или нет.

Проверить это можно, запросив в ПФР выписку из лицевого счета. Информация о пенсионных накоплениях содержится в разделе 3 или 4 выписки (в 3-м разделе — если накопления у вас хранятся в ПФР, в 4-м — если они переведены в негосударственный ПФ).

Но если пенсия вам уже назначена, данные выписки «обнуляются». Тогда получить информацию о ваших пенсионных накоплениях можно только при непосредственном обращении в ПФР с таким запросом.

Однозначно имеют право на выплату пенсионных накоплений те, кто родились после 1966 года. За них работодатели отчисляли взносы на накопительную часть пенсии вплоть до того, как ввели мораторий на ее формирование (в 2014 году). Поэтому взносы на их лицевых счетах копились в течение этого времени.

У граждан 1966 года рождения и старше тоже есть возможность получить выплату пенсионных накоплений, но только в следующих случаях.

Взносы на накопительную часть пенсии отчислялись работодателями, начиная с 2002 года, за женщин, которые 1957 г.р. и моложе, и за мужчин 1953 г.р. и моложе.

Поэтому у тех, кто входит в эти возрастные группы и работал официально в 2002 году и позже, право на выплату, скорее всего, есть. А те, кто старше, могут получить выплату только в том случае, если в свое время участвовали в программе государственного софинансирования и добровольно отчисляли взносы на накопительную часть пенсии.

Выплата пенсионных накоплений полагается по достижении предпенсионного возраста (женщинам с 55 лет, мужчинам с 60 лет). Раньше могут получить выплату те, кому назначена досрочная страховая пенсия по старости.

2. В выписке указаны три разные суммы пенсионных накоплений — какая из них мне положена?

К выплате полагается сумма средств пенсионных накоплений с учетом результата их инвестирования. Это самая большая сумма из тех, что указаны в выписке.

3. Куда обращаться за этой выплатой?

Выплата производится пенсионным фондом, в котором хранятся накопления. Если вы никуда не переводили свои пенсионные накопления, обращаться нужно в Пенсионный фонд России.

А если перевели — выплатить должен соответствующий негосударственный пенсионный фонд. Узнать, где хранятся накопления, можно опять-таки по выписке из лицевого счета.

4. В ПФР сказали, что мне ничего не положено. Почему?

Варианта может быть два:

- либо вы уже получили свои пенсионные накопления (если сотрудник ПФР при приеме заявления о назначении пенсии сразу проставил вам галочку напротив этой выплаты).

Повторно получить выплату можно, если на ваш лицевой счет снова поступили взносы на накопительную часть пенсии. Но сделать это можно не раньше, чем через 5 лет;

- либо у вас не возникло право на эту выплату (т. е. на лицевом счете нет взносов на накопительную часть пенсии или еще не наступил возраст, с которого полагается выплата).

5. Хочу получить свои взносы единовременно, а в ПФР мне предлагают написать заявление на пожизненную выплату. Законно ли это?

Выплата пенсионных накоплений производится единовременно в двух случаях:

1) когда по достижении предпенсионного возраста у гражданина не набирается необходимой продолжительности стажа и баллов (в этом году, в частности, требуется 11 лет стажа и 18,6 баллов),

2) когда суммы его пенсионных накоплений недостаточно, чтобы назначить накопительную пенсию пожизненно. То есть не преодолевается 5%-ный порог в соотношении с суммой страховой и накопительной пенсией вместе взятых.

А вот когда и стажа, и взносов достаточно, гражданину полагается накопительная пенсия, которая выплачивается пожизненно. Поэтому действия ПФР в данном случае законны: он уведомляет вас, что нужно назначить накопительную пенсию.

6. Могут ли получить эту выплату наследники?

Пенсионные накопления могут перейти к т. н. правопреемникам, если гражданину при жизни не назначали выплату. Если он хотя бы за один месяц получил накопительную пенсию, то остаток неиспользованных накоплений «сгорает» и не наследуется.

Исключение составляет лишь срочная пенсионная выплата: если гражданин не получил по ней все взносы до конца, то остаток могут получить его правопреемники.

Но срочная пенсионная выплата назначается только за счет целевых взносов (это средства материнского капитала или добровольно уплаченные взносы по программе государственного софинансирования).

Пенсионные накопления по закону переходят к близким родственникам (в первую очередь — это супруг, дети, родители, а при их отсутствии, во вторую очередь могут получить взносы братья, сестры, дедушки, бабушки и внуки).

Гражданин вправе изменить этот порядок наследования, направив в пенсионный фонд заявление о назначении других правопреемников.

Сроки выхода на пенсию для женщин определяются с учетом положений закона о повышении пенсионного возраста. При этом на женщин 1966 года рождения распространяются переходные положения этого закона, в соответствии с которыми пенсионный возраст составляет 58 лет. По новому закону были сохранены те же основания для досрочной пенсии, что и до проведения реформы. Помимо этого, утверждены две новые льготы — досрочное назначение выплат для многодетных матерей и женщин со стажем более 37 лет.

Расчет размера пенсии для женщины 1966 г.р. будут производить с учетом количества накопленных пенсионных коэффициентов. Чем больше баллов накоплено на лицевом счете будущего пенсионера, тем выше будет назначенная выплата по старости. При этом рассчитать выплату можно самостоятельно, по аналогии с примером расчета, приведенным далее в этой статье.

Когда выйдет на пенсию женщина 1966 года рождения

Положения закона о повышении пенсионного возраста коснулись и женщин 1966 года рождения. В соответствии с Приложением № 6 к ФЗ № 400 от 28.12.2013 г., их выход на пенсию откладывается на 3 года относительно «старых» нормативов (55 л.). То есть оформить пенсионное обеспечение можно будет, достигнув 58-летнего возраста.

График выхода на пенсию устанавливается в зависимости от месяца, в котором родилась женщина. Он приведен далее в таблице:

Дата рождения Срок оформления пенсии
январь 1966 в январе 2024
февраль 1966 в феврале 2024
март 1966 в марте 2024
апрель 1966 в апреле 2024
май 1966 в мае 2024
июнь 1966 в июне 2024
июль 1966 в июле 2024
август 1966 в августе 2024
сентябрь 1966 в сентябре 2024
октябрь 1966 в октябре 2024
ноябрь 1966 в ноябре 2024
декабрь 1966 в декабре 2024

Нужно отметить, что в законе предусмотрена норма о снижении на полгода пенсионного возраста, установленного графиком. Однако распространяется такая льгота только на женщин 1964-1965 и мужчин 1959-1960 гг. рождения. Женщины, рожденные в 1966 г., под эти льготные положения уже не попадают.

Сколько стажа и баллов нужно для оформления пенсии

Женщины 1966 года рождения станут пенсионерками при достижении 58-летнего возраста. Однако пенсионный возраст — не единственное условие для назначения страховой пенсии по старости. Помимо этого, должны выполняться нормативы по продолжительности страхового стажа и величине ИПК.

Если какое-либо из предусмотренных условий не выполняется (не хватает стажа или мало баллов), придется продолжать работу до достижения установленных нормативов. В случае, если достижение таких нормативов невыполнимо, женщине будет отказано в назначении страховой пенсии. При этом с 65 лет можно будет обратиться за оформлением соцпенсии по старости, назначение которой осуществляют независимо от продолжительности стажа и величины ИПК.

Пенсионный возраст многодетных матерей 1966 г.р.

Женщины, у которых 3, 4, 5 и более детей, имеют право на досрочное назначение пенсии по старости. Причем для матерей с 3 и 4 детьми такую льготу ввели впервые с 2019 г., одновременно с началом пенсионной реформы. Для матерей, воспитывающих пять и более детей, льготное назначение предусматривалось законом и ранее.

Пенсионный возраст для многодетных матерей установлен в фиксированном значении (п. 1, 1.1 и 1.2 ч. 1 ст. 32 закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г.). В соответствии с этими нормативами, женщины 1966 года рождения будут уходить на пенсию по следующей схеме:

Количество детей Пенсионный возраст В каком году будет назначена пенсия
Трое 57 2023
Четверо 56 2022
Пять и более 50 2016

Пенсионное обеспечение будет назначено досрочно при выполнении следующих условий:

  • Страховой стаж женщины составляет не менее 15 лет, а величина ИПК — не ниже 30 коэффициентов.
  • Всем детям должно исполниться 8 и более лет. При этом верхняя планка возраста законом не установлена, то есть дети могут быть и совершеннолетними.

В каком году выходить на пенсию со стажем 37 лет

С 2019 года гражданам, имеющим длительный стаж работы, предоставляется право на досрочное назначение пенсии по старости. Льгота положена женщинам с 37-летним и мужчинам с 42-летним стажем. Это дает им право на снижение на 24 месяца пенсионного возраста, установленного графиком.

Важно учитывать, что в продолжительность льготного 37-летнего стажа входят далеко не все периоды, которые обычно включают в страховой стаж. В нем учитывают только продолжительность официальной работы, в течение которой в ПФР отчислялись страховые взносы, и периодов нетрудоспособности (больничных). Иные периоды, такие как отпуск по уходу за детьми, уход за 80-летним пенсионером и т.д., в льготный стаж не включают.


Как рассчитать пенсию женщине 1966 года рождения

Пенсия по старости рассчитывается по балльной системе, то есть с учетом величины ИПК, сформированного гражданином. Формула расчета выглядит следующим образом:

  • СП — сумма страховой пенсии;
  • ИПК — индивидуальный пенсионный коэффициент гражданина (количество накопленных им баллов);
  • СПК — стоимость одного балла;
  • ФВ — размер фиксированной выплаты.

При этом сам гражданин может повлиять только на один параметр, входящий в формулу расчета — на величину своего ИПК. Он формируется за счет страховых взносов, которые отчисляет в ПФР работодатель. Соответственно, чем больше взносов было перечислено в ПФР, тем больше баллов будет сформировано на лицевом счете будущего пенсионера.

Параметры СПК и ФВ устанавливаются законодательно и зависят от даты проведения расчета. Для выходящих на пенсию в 2024 году (а это как раз женщины 1966 г.р.) при расчете будут использоваться следующие параметры:

  • стоимость одного пенсионного балла — 116,63 руб.;
  • величина фиксированной выплаты — 7131,34 руб.

Зная величину своего ИПК, женщина может заранее рассчитать размер будущей пенсии. Если произвести расчет с учетом минимальной величины ИПК, необходимой для назначения пенсии по старости (это 28,8 баллов), получается размер выплаты 28,8 × 116,63 + 7131,34 = 10490,28 руб.

При определенных обстоятельствах к рассчитанной по формуле сумме назначаются доплаты:

  • за иждивенцев, в том числе за детей-студентов;
  • за северный стаж;
  • за стаж в сельском хозяйстве.

Пример расчета

Татьяна Ивановна планирует выходить на пенсию и желает узнать, когда это можно будет сделать, а также на какую суммы выплаты она может рассчитывать. Женщина родилась 27 января 1966 г., у нее двое совершеннолетних детей. На лицевом счете в ПФР накоплено 96 баллов, стажа 25 лет.

Татьяна Ивановна будет выходить на пенсию на общих основаниях — в 58 лет (с 27 января 2024 г.), так как:

  • для матерей с двумя детьми не предусмотрено досрочное назначение выплат (льгота полагается только для матерей с тремя и более);
  • 25-летнего стажа тоже недостаточно для того, чтобы уйти досрочно (требуется 37 лет и более).

Пенсионное обеспечение женщине назначат в размере 96 × 116,63 + 7131,34 = 18327,82 руб.

В системе ОПС у работающих граждан формируются страховые пенсионные выплаты (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) и пенсионные накопления (единовременная выплата, срочная выплата, накопительная пенсия). Порядок начисления пенсионных выплат регламентируются Федеральными законами «О страховых пенсиях» и «О накопительных пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ и №424-ФЗ соответственно. Ими установлены общие правила расчета пенсионных выплат для лиц, родившихся до 1966 года включительно и после 1967 года.

Какие варианты формирования пенсий доступны гражданам 1966 года рождения и младше? Какие варианты доступны застрахованным лицам 1967 года рождения и моложе? Каким образом производится расчет пенсионных выплат для этих категорий граждан? Постараемся ответить на эти вопросы в данной статье.

Как начисляется пенсия лицам, родившимся до 1966 года?

У граждан, родившихся до 1966 года включительно, пенсионные накопления формировались за счет взносов, внесенных на добровольной основе в рамках программы софинансирования пенсионных накоплений, а также путем направления средств материнского капитала в фонд накопительной пенсии в 2002-2004 годах.

До 2005 года категории лиц, за которых страхователи уплачивали взносы были иными: женщины 1957 года рождения и младше и мужчины 1953 года рождения и младше. Размер взносов в период с 2002 по 2004 год составлял только 2 % от всех доходов застрахованного лица. В течение нескольких лет тарифы на уплату страховых взносов менялись, пока не достигли установленных в настоящее время 6 %.

Пенсионное обеспечение для лиц данной категории стало складываться из нескольких частей:

  • Базовой (фиксированная выплата). Размер данной части ежегодно индексируется и зависит от нескольких факторов: возраста пенсионера, наличия инвалидности, длительности страхового стажа, наличия иждивенцев в семье, а также региона проживания. В 2017 году размер фиксированной выплаты составляет 4805,11 рублей.
  • Накопительной. Ее размер формируется за счет страховых взносов страхователя и их дальнейшего инвестирования в период 2002-2004 гг.
  • Страховой. Данная сумма формируется за счет страховых взносов, которые начисляются в фонд ПФР работодателем. Чем выше официальная зарплата гражданина, тем больше размер взносов, соответственно и выше будет страховая пенсия.

Порядок расчета для лиц, родившихся до 1966 года

Пенсия для граждан, родившихся до 1966 года, состоит из трех частей и рассчитывается по следующей формуле:

П =ФВ + НП + СП , где

  • ФВ – фиксированная выплата, установленная государством,
  • НП – накопительная пенсия,
  • СП – страховая пенсия, которая складывается из размера страхового стажа и количества пенсионных баллов (стоимость одного пенсионного балла с апреля 2017 года составляет 78,58 рублей).

Накопительная пенсия у лиц данной категории минимальная, получить ее по достижению пенсионного возраста можно несколькими способами. Если ее сумма составляет менее 5% от общей суммы пенсии, то можно запросить единовременную выплату (ЕВ), которая выплачивается в течение 3 месяцев после обращения гражданина в ПФР с соответствующим заявлением. Если гражданином были внесены дополнительные взносы (к примеру, по программе софинансирования), то можно запросить срочную выплату (СПВ). Данная выплата оформляется сроком не менее 10 лет. Если в течение этого периода гражданин умирает, остаток передается его правопреемнику. Пенсионные накопления можно получить и в виде ежемесячной прибавки, при этом она делится на стандартный период (19 лет).

Пример расчета для застрахованного лица, родившегося до 1966 года:

Гражданин Иванов И. И. родился в 1957 году. Все это время он жил и работал в Москве. В 2017 году он достиг пенсионного возраста и обратился в ПФР за назначением пенсии.

Стаж работы гражданина - 29 лет. Его официальная зарплата в 2000-2001 годах составляла 1530 рублей. Поскольку Иванов И.И. не участвовал в формировании накопительной части после 2005 года, необходимо рассчитать размер только страховой части. Это делается по формуле:

((СК * ОЗП * СЗП) – 450) * 228 , где

  • СК - стажевый коэффициент (0,55 за 25 лет стажа плюс 0,01 балл за каждый следующий год),
  • ОЗП - отношение зарплаты застрахованного лица к среднемесячной зарплате за 2001 год (1530/ 1671 = 0, 92)
  • СЗП - средняя зарплата (1671 рубль),
  • 450 - фиксированная выплата в 2002 году,
  • 228 - количество месяцев выплаты пенсии до достижения 80 летнего возраста.

Таким образом, пенсионный капитал на 2002 год составил: 0,92*1671*0,59 – 450*228= 104 200,19 рублей. Так как ежегодно правительство индексировало пенсионные выплаты граждан, то необходимо умножить полученную сумму на коэффициент 2002 года (104 200,19*5,6148 = 585 063,77 рублей) и прибавить 0,1 (валоризация за 1991-2001 годы - 585 063,77*0,1 = 58 506.37). К этой сумме необходимо добавить взносы, уплаченные работодателем в Пенсионный фонд после 2002 года. Размер последних составил 859 346,08 руб.

Далее, необходимо сложить все полученные суммы, в результате чего получается пенсионный капитал, который нужно разделить на примерный период выплаты пенсии (585 063,77 + 58 506,37 + 859 346,08) / 228 = 6591,74. Эту сумму снова необходимо разделить на стоимость ИПК в 2014 году (64, 10 рубля) для перевода в новую балльную систему. Таким образом, количество баллов до 2015 года равно 102,8. До 2017 года гражданин Иванов сумел накопить еще 5 баллов, в этом случае количество ИПК на момент назначения пенсии стал равен 107,8.

Далее расчет ведется по формуле определения размера страховой пенсии (ИПК*СБ = СП) и получается 107,8*78,58 = 8470,92 рублей. К этой сумме добавляется размер фиксированной выплаты 4805,11 и получается итоговый размер ежемесячных пенсионных выплат, равный 13 276 рублей.

Более подробную информацию о конвертировании пенсионных прав, заработанных до 2015 году, можно найти в статье «Конвертация пенсионных прав, приобретенных до 2015 года».

Начисление пенсии лицам, рожденным в 1967 году и после

Для данной категории граждан начисление пенсии осуществляется за счет двух частей: накопительной и страховой. Накопительная часть при начислении пенсии учитывалась до 2014 г. в размере 6%.

С 2015 года на формирование пенсионных накоплений был наложен мораторий, который будет действовать по прогнозам до 2019 года. В первый год заморозки гражданам предложили оставить 6% накоплений или все 22% перечислять в страховой фонд.


Страховая пенсия складывается в период официального трудоустройства за счет отчислений работодателя. При этом средства перечисляются на солидарную и индивидуальную часть будущих пенсионных выплат. После одобрения заявления на назначение пенсионных выплат, производится расчет их размера, который согласно Федеральному закону «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ происходит по следующей формуле:

СП = ПК * С + ФВ , где:

  • СП – это страховая пенсия;
  • ПК - сумма индивидуального годового пенсионного коэффициента (баллов) гражданина;
  • С - стоимость одного пенсионного балла по состоянию на день назначения пенсионных выплат;
  • ФВ - фиксированная выплата, которая ежегодно индексируется.

При расчете страховой пенсии берется сумма годовых пенсионных баллов за периоды до и после 01.01.2015. Количество пенсионных баллов до 2015 года рассчитывается следующим образом: величина расчетной пенсии делится на сумму одного пенсионного балла (согласно установленным коэффициентам). Стоимость одного пенсионного балла ежегодно индексируется государством (зависит от индекса роста цен на товары и услуги) и с апреля 2017 года составляет 78,58 рублей.

Заключение

Лица, родившихся в 1966 году и ранее, имеют право на формирование только страховой пенсии. Лица, родившиеся в 1967 году и позже имеют право формировать или страховую пенсию или страховую и накопительную. Соответственно, расчет размера пенсионного обеспечения у этих категорий лиц различается. Несмотря на выбор пенсионного обеспечения, с 2015 года взносы граждан всех категорий идут на формирования страховой пенсии в связи с введением моратория на формирование накопительных выплат.

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 25 декабря 2007 г. № 14-П сформулировал правовую позицию о том, что нормы Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», предписывающие направление всей суммы страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд РФ за мужчин с 1953 по 1966 год рождения и женщин с 1957 по 1966 год рождения, на финансирование страховой части их трудовых пенсий, не противоречат Конституции РФ. Этим Постановлением подтверждается, что около 30 миллионов граждан старше 40 лет фактически исключаются из накопительных пенсионных отношений.

В настоящее время в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ существуют два вида пенсионных отчислений (ст. 22):

  • направляемые на финансирование страховой части пенсии,
  • направляемые на финансирование накопительной части пенсии.

Наиболее существенные отличия накопительной части заключаются в следующем:
  1. Средства, направленные на финансирование накопительной части пенсии, не расходуются на выплаты трудовых пенсий в текущем году, а учитываются на специальной части лицевого счета застрахованного лица и аккумулируются вместе с доходами от управления данными средствами для выплаты будущей пенсии именно этому гражданину.
  2. Застрахованный гражданин сам вправе распоряжаться судьбой средств, направленных на финансирование накопительной части пенсии, доверяя управление ими Пенсионному фонду РФ или любому другому пенсионному фонду по своему усмотрению. Гражданин может с течением времени переводить эти средства из одного фонда в другой.

Лица, застрахованные в порядке обязательного пенсионного страхования, были первоначально разделены Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании» на три возрастные категории. Составляющие первую категорию лица (мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше) не были отнесены к участникам отношений по формированию накопительной части трудовой пенсии, в связи с чем вся сумма уплачиваемых за них страховых взносов (14% от всех причитающихся выплат) направлялась на финансирование страховой части пенсий. Страховые взносы, уплачиваемые за лиц, составивших вторую (мужчины 1953–1966 годов рождения и женщины 1957–1966 годов рождения) и третью (лица 1967 года рождения и моложе) категории, направлялись на финансирование как страховой части трудовой пенсии, так и накопительной ее части. Для второй категории эти доли были определены в размере 12% и 2% соответственно. Для третьей категории соотношение долей страховых взносов зависело от того, в каком году применяются ставки страховых взносов (с 1 января 2008 г. – 8% и 6% соответственно).

Именно на развитие накопительных пенсионных механизмов была направлена начатая в 2001 г. пенсионная реформа. С накопительными механизмами связывали перспективы укрепления и развития российской пенсионной системы. На стимулирование граждан к более активному участию в распоряжению средствами накопительной части пенсии была направлена концепция государственного софинансирования добровольных пенсионных отчислений. Однако в соответствии с действующей редакцией Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», соответствие Конституции которой было подтверждено рассматриваемым Постановлением, накопительные пенсионные отношения теперь доступны лишь для граждан 1967 года рождения и моложе.

Учитывая, что пенсионный возраст женщин в соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ составляет 55 лет, это означает, что накопительные механизмы в российской пенсионной системе могут начать реализовываться не ранее 2023 г.

Поводом для рассмотрения Конституционным Судом соответствия Конституции поправок в Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании», предписывающих направление всех страховых взносов, за застрахованных лиц старше 1966 год рождения на финансирование лишь страховой части пенсий, послужили жалобы граждан К.А. Катаняна, Л.В. Ревенко и Д.В. Слободянюка. Они просили признать данные поправки несоответствующими:

  1. Статье 7 Конституции, провозглашающей, что Россия – социальное государство.
  2. Статье 19 Конституции, гарантирующей равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких бы то ни было обстоятельств.
  3. Статье 39 Конституции, гарантирующей каждому социальное обеспечение по возрасту.
  4. Статье 55 Конституции, запрещающей издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина.

Мотивируя ссылку на данные статьи Конституции, заявители утверждали, что они лишились в результате изменения норм Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании» гарантированной им государством возможности увеличения размера будущей трудовой пенсии за счет индивидуальных пенсионных накоплений в системе обязательного пенсионного страхования, а, следовательно, приобретенных ранее пенсионных прав и оказались в неравном положении с лицами 1967 года рождения и моложе, для которых такая возможность была сохранена.

Конституционный Суд, отказывая заявителям в признании их требований, исходил из логики, не лишенной парадоксальности.

С одной стороны, Конституционный Суд признал, что «вовлечение граждан конкретных возрастных категорий в сложный и долговременный процесс формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений означает возникновение у них определенных законных ожиданий относительно их роста, а, следовательно, увеличения в будущем размера своих трудовых пенсий». Конституционный Суд сослался на собственную правовую позицию, сформулированную в Постановлении от 29 января 2004 г. № 2-П, согласно которой в Российской Федерации не должны издаваться законы, вносящие произвольные изменения в действующее правовое регулирование, поскольку тем самым нарушается «принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства».

В связи с этим Конституционный Суд признал, что законодатель, изменяя условия обязательного пенсионного страхования для соответствующей возрастной категории, обязан был предусмотреть такое правовое регулирование, которое не приводило бы к полной утрате ими возможности пополнять денежные средства, ранее учтенные в специальной части их индивидуальных лицевых счетов, с тем чтобы продолжать формирование своих пенсионных накоплений в системе обязательного пенсионного страхования.

Но, с другой стороны, Конституционный Суд в результате пространных рассуждений о соотношении публичной и частной природы различных частей пенсии приходит к выводу о том, что изменениями в Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании» права заявителей не были нарушены, а напротив, были таким образом соблюдены. Данные изменения привели к финансовому укреплению системы обязательного пенсионного страхования и тем самым повысили гарантии пенсионного обеспечения. А это, в свою очередь, согласуется с содержанием конституционной обязанности государства по гарантированию социального обеспечения по возрасту, поскольку создаются условия для финансовой стабильности всей системы пенсионного обеспечения.

Именно в обеспечении стабильности пенсионной системы Конституционный Суд видит главную обязанность законодателя. Финансовая устойчивость данной системы должна обеспечиваться главным образом за счет эквивалентности объема страхового обеспечения, предоставляемого застрахованным лицам при наступлении страхового случая, общей сумме денежных средств, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации. Для соблюдения данной эквивалентности федеральный законодатель, устанавливая нормативы распределения страховых взносов и выделяя в их составе долю средств, направляемых на финансирование накопительной части трудовых пенсий, не вправе действовать произвольно и обязан учитывать общий объем страховых платежей, направляемых на финансирование страховой части трудовых пенсий и предназначаемых для выплаты трудовых пенсий как в текущем, так и в последующих финансовых годах. В случае же нехватки этих денежных средств он, по мысли Конституционного Суда, может в целях обеспечения устойчивости финансовой системы обязательного пенсионного страхования прибегать к пересмотру нормативов распределения страховых взносов, исходя из которых определяются объемы денежных средств, направляемых на финансирование страховой и накопительной частей трудовых пенсий. Соответствующие изменения в институте пенсионных накоплений федеральный законодатель может осуществить как одномоментно, так и поэтапно, в «том числе путем выведения этого частного по сути института из системы обязательного пенсионного страхования».

Характеристику накопительной части пенсии как «частного по сути института» Конституционный Суд пытается мотивировать следующим образом. С точки зрения преобладания в механизме осуществления конституционного права граждан на социальное обеспечение по возрасту публичного либо частного начала Конституция Российской Федерации, ее статья 39 (части 1 и 3), предусматривает два вида пенсионного страхования – обязательное и добровольное. Обязательное пенсионное страхование выступает гарантией реализации данного конституционного права, т.е. направлено на достижение целей социального государства в этой сфере, а потому носит публичный характер. Добровольное пенсионное страхование предоставляет гражданам дополнительные возможности по личному участию в формировании средств, направляемых на индивидуальное пенсионное обеспечение. Данный вид пенсионного страхования носит непубличный характер и осуществляется в основном в негосударственных системах пенсионного обеспечения. Соответственно, Конституция Российской Федерации возлагает на государство обязанность гарантировать социальное обеспечение по возрасту, основывающееся на обязательности пенсионного страхования. Вместе с тем государство не препятствует поощрению дополнительных форм социального обеспечения, базирующихся в том числе на добровольном пенсионном страховании, которое может осуществляться как вне, так и в пределах системы обязательного пенсионного страхования. Именно данная правовая позиция Конституционного Суда не может не вызвать определенного недоумения, особенно в контексте декларируемого продолжения пенсионной реформы.

Во-первых, Конституционный Суд фактически смешивает «обязательное пенсионное страхование» и «страховую часть пенсии». Страховую часть пенсии он наделяет свойством «публичности», противопоставляя ей накопительную часть, характеризуемую им как «частноправовой институт». Однако в действующем законодательстве и страховая, и накопительная пенсия закрепляются в качестве элементов обязательного пенсионного страхования. Само обязательное пенсионное страхование в ст. 3 соответствующего Федерального закона определяется как «система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер». Далее в законе нигде не содержится специальных норм, оговаривающих, что отдельные элементы этой публично-правовой системы почему-либо могут носить частный характер.

Во-вторых, Конституционный Суд признает правомерными действия законодателя по изменению пенсионной системы из соображений финансовой устойчивости пенсионной системы. Разумеется, финансовая устойчивость является важной характеристикой работы пенсионной системы, однако крайне сомнительным представляется характеристика финансовой устойчивости как единственного и абсолютного критерия состояния пенсионной системы.

В-третьих, не вполне понятно, как сочетаются с пенсионной реформой рассуждения Конституционного Суда об оправданности вывода накопительной компоненты из системы пенсионного обеспечения. Развитие накопительных механизмов в сочетании с распределительными является основой проводимой пенсионной реформы как ответ на изменившиеся в конце XX в. социально-экономические условия жизни государства, при которых невозможным представляется функционирование пенсионной системы исключительно на распределительных началах. Ликвидация накопительных механизмов обязательного пенсионного страхования, против которой не возражает Конституционный Суд, означает фактически не только сворачивание реформы, но и возникновение серьезнейших рисков как для развития государственной пенсионной системы, так и для самого его существования.

Наконец, Конституционный Суд, называя положения, предписывающие направление всей суммы страховых взносов мужчин с 1953 по 1966 год рождения и женщин с 1957 по 1966 год рождения на финансирование страховой части их трудовых пенсий, не противоречащими Конституции Российской Федерации, «поскольку эти положения в системе действующего правового регулирования не препятствуют реализации указанными застрахованными лицами своих пенсионных прав, в том числе права передать средства пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, в негосударственный пенсионный фонд либо получить эти средства и доход от их инвестирования при назначении трудовой пенсии по старости», фактически признает, что возможностей по реализации перечисленных альтернатив у граждан нет. Это связано с отсутствием законодательного регулирования порядка распоряжения гражданами данной возрастной категории средствами на индивидуальной части своих счетов. А потому Конституционный Суд указывает, что федеральному законодателю надлежит устранить пробел, образовавшийся в законодательстве о пенсионном страховании. А именно, надлежит конкретизировать условия и порядок участия застрахованных лиц – мужчин с 1953 по 1966 год рождения и женщин с 1957 по 1966 год рождения – в формировании их пенсионных накоплений. Однако данное справедливое требование к законодателю сформулировано настолько неконкретно, что вызывает большие сомнения возможность ликвидации данного нормативного пробела.

Д.А. Казанцев – старший юрист-аналитик

Читайте также: