Обоснованность повышения пенсионного возраста


IgorVetushko / Depositphotos.com

В июне Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект о постепенном повышении пенсионного возраста. Переходный период для пенсии по старости, предположительно, продлится с 2019 по 2034 годы с ежегодным увеличением пенсионного возраста на 1 год, и в итоге он составит 63 года для женщин и 65 лет для мужчин.

Этот резонансный законопроект вызвал большое число обсуждений, в ходе которых выявляется немало как сторонников, так и противников пенсионной реформы. Портал ГАРАНТ.РУ собрал экспертные мнения, высказанные в ходе "нулевого чтения" в ОП РФ, а также на специальном заседании Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ).

Сторонники: "Пенсионная реформа назрела"

О положительных аспектах пенсионной реформы преимущественно говорят представители госорганов. В основном в защиту этой позиции приводятся следующие аргументы.

Исторические предпосылки

Как отметил советник Президента РФ, председатель СПЧ Михаил Федотов, в документе стратегического планирования 1995 года было указано, что повышение возраста необходимо, причем во втором десятилетии XXI века, то есть именно сейчас. За этот период, как отмечают многие эксперты, изменилась продолжительность жизни. Действующий пенсионный возраст впервые установили для отдельных категорий граждан, занятых в промышленной сфере, произошло это, как отмечается в пояснительной записке к законопроекту 1 правительства, в 1928 году. А продолжительность жизни в 1926-1927 годах по Европейской части РСФСР составляла всего 43 года.

В 1956 году этот возраст распространился на всех граждан, и продолжительность жизни у мужчин была 63 года, а у женщин – 69 лет, об этом рассказал статс-секретарь – заместитель Министра труда и социальной защиты РФ Андрей Пудов. Когда в 1995 году правительство впервые заявило о необходимости реформы, продолжительность жизни составляла 58,1 года у мужчин, 71,5 – у женщин. В настоящее время она увеличилась и к текущему моменту достигла 72-73 года у мужчин и женщин соответственно. По прогнозам, к 2030 году этот показатель еще вырастет – до 75,8 у мужчин и 83,7 у женщин. Такие данные привел Росстат 2 в качестве высокого прогноза ожидаемой продолжительности жизни при рождении.

За счет чего формируются средства пенсионных накоплений? Узнайте из материала "Накопительная пенсия" в Домашней правовой энциклопедии интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Для тех, кто выходит на пенсию досрочно по ряду оснований, например, для представителей вредных профессий, требования по стажу и пенсионному возрасту не изменятся. То же касается граждан, которые получают пенсию в связи с радиационным воздействием и по социальным мотивам – например, женщины, родившие пять и более детей, один из родителей, опекун инвалидов детства, воспитавший его до 8-летнего возраста, женщины, родившие двух и более детей, если они имеют стаж работы на Крайнем севере и приравненных к ним местностях, инвалиды по зрению I группы, ряд других категорий. На это неоднократно указали представители госорганов, кроме того, свои разъяснения по данному вопросу уже дал ПФР.

… Но необходимо ее существенно доработать

"Фактически реформа не подготовлена. Десятки факторов не учтены", – выразил мнение Секретарь ОП РФ Валерий Фадеев. Что интересно, с ним солидарны многие сторонники реформы.

"Сырая" нормативная база

Некоторые эксперты не исключают, что правительственный законопроект будет принят в первом чтении. Но относятся к нему при этом практически как к "приглашению к дискуссии", ожидая, что в него внесут значительные правки ко второму чтению.

Основная проблема заключается в том, что любая реформа, а не только пенсионная, предполагает глобальное изменение законодательства, то есть комплекс системных поправок, которые будут внесены целым пакетом законопроектов. В данном случае пока документ только один, он направлен преимущественно на повышение пенсионного возраста, но не касается других аспектов реформы – таких важных вопросов, как занятость населения, здравоохранение, МСЭ и целого ряда других.

Эксперты критикуют содержание пояснительной записки к законопроекту, указывая, например, что в ней не представлены необходимые данные о возможном росте заболеваемости пожилого работающего населения, а также о состоянии рынка труда. Многим гражданам и экспертам неясно, действительно ли на рынке есть и будет дефицит или наоборот, в связи с цифровизацией и роботизацией возникнет избыток. Также недоработкой специалисты называют отсутствие решения проблемы возрастной дискриминации. Остается неясным, как убедить работодателей не увольнять людей старшего возраста. И с другой стороны, допускается риск молодежной безработицы, если их потенциальные места займут пожилые сотрудники. Валерий Фадеев также отметил, что необходимо более тесно связать законопроект с новым указом президента о повышении уровня пенсионного обеспечения. Также некоторые участники дискуссий отметили, что аргументация в пояснительной записке к документу строится лишь на предположениях, в частности, об уровне инфляции и продолжительности жизни населения в перспективе.

Более того, председатель Комиссии ОП РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Иосиф Дискин добавил, что законопроект не соответствует требованиям регламента Госдумы, так как в нем не проделана профессиональная оценка регулирующего воздействия. В документе также указано, что финансово-экономическое обоснование не требуется, но при этом планируется повышение пенсий. На это несоответствие указал профессор НИУ ВШЭ, д. э. н. Евгений Гонтмахер.

По мнению Иосифа Дискина, в действительности системный подход к реформе должен быть изложен в пакете документов, а законодателю следовало бы пойти на социальный компромисс и предоставить гражданам возможность самим выбирать возраст выхода на пенсию. То есть либо выходить на нее в 55 или 60 лет, но тогда и размер пенсий не будет увеличиваться, либо соглашаться на повышение и таким образом зарабатывать более высокую пенсию. При этом, как указал эксперт, должны быть сформированы гарантии их трудовых прав, определен порядок защиты их интересов, создан специальный трудовой арбитраж.

Работа с населением

Все нюансы реформы, учитывая ее масштабность, должны быть четко разъяснены гражданам, а пакет законопроектов необходимо обнародовать как можно раньше, указывали эксперты. И поясняли, что это очень важно, так как в противном случае государство может утратить доверие населения.

Пока отношение к реформе преимущественно негативное. Так, заместитель Председателя Комиссии ОП РФ по поддержке семьи, материнства и детства Сергей Рыбальченко, сославшись на данные ВЦИОМ, рассказал, что ее поддерживает только 10% населения страны. А согласно исследованию ГАРАНТ.РУ, большинство респондентов (67%) принципиально против повышения пенсионного возраста. Член Совета Конфедерации труда России, председатель профсоюза "Университетская солидарность" Павел Кудюкин также обратил внимание на то, что сам момент внесения законопроекта еще и неудачно совпал с такими событиями, как инициатива об увеличении НДС, рост цен на топливо и традиционное повышение тарифов на ЖКХ с 1 июля.

В действительности же пенсионная реформа должна быть желаемой для населения, указал Михаил Федотов. Или хотя бы понятной, обоснованной и прозрачной, добавили другие эксперты.

Прежде, чем повышать пенсионный возраст, государство должно обеспечить граждан рабочими местами, предоставить возможности для повышения квалификации, переобучения и адаптации к новым условиям, предусмотреть меры ответственности за дискриминацию по возрасту, возможно даже пересмотреть показатели МСЭ и повысить зарплаты, то есть решить целый ряд других проблем граждан, считают эксперты. Также, по их мнению, необходимо определить преимущества для работодателей, которые стимулировали бы их привлекать к работе пожилых граждан. В связи с этим некоторые участники обсуждений предложили перенести сроки повышения пенсионного возраста.

Так, Евгений Гонтмахер предложил начать повышение с 1 января 2025 года, причем к этой дате должен быть продемонстрирован очевидный экономический прогресс в стране. Также, по мнению ряда специалистов, перенос на эту дату был бы еще и социально оправданным. Ведь в этом случае у граждан предпенсионного возраста появится возможность перестроить свои планы – переучиться, получить новую специальность, изменить свой образ жизни.

Эксперты предлагают и иные сроки переноса реформы. В частности, профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения МГЮА имени О.Е. Кутафина Эльвира Тучкова считает нужным отсрочить решение на 5-7 лет, а также разработать Пенсионный кодекс, в котором бы содержались все необходимые нормы, касающиеся обеспечения пожилых граждан. А Сергей Рыбальченко считает необходимым отложить реформу на 2-3 года, чтобы в числе прочего предусмотреть систему социальных гарантий для женщин, которые уходят на пенсию. Он также предложил пропорционально связать сроки выхода на пенсию с количеством детей. Например, если в семье один ребенок, можно уйти на пенсию раньше на год, если два – на два года и т. д.

Противники: "Пенсионный возраст повышать нельзя"

Ряд участников обсуждений высказываются принципиально против повышения пенсионного возраста. В основе их позиций, как правило, лежат те же аргументы, в соответствии с которыми реформу предлагается доработать.

Плановые показатели – это только прогнозы

Юрий Бялый также представил расчеты, в соответствии с которыми, если реформу реализуют, на рынок труда в ближайшие два года выйдут примерно 800 тыс. человек. Однако, учитывая ежегодные потери рабочих мест, стагнацию либо падение рынка труда в большинстве регионов, остается неясным, как именно создадут новые рабочие места, и какая конкуренция будет на рынке труда. Это, как ожидает эксперт, ударит и по пожилым, и по молодым гражданам. А в условиях молодежной безработицы под угрозой окажутся рождаемость и благополучие семей, не исключен также рост преступности.

… Поскольку есть альтернативы

Как правило, противники пенсионной реформы предлагали иные варианты решения текущих проблем, которые бы не потребовали повышения пенсионного возраста. В том числе допускали изменение пенсионной системы.

Решение текущих проблем

Формировать пенсионные накопления можно за счет внебюджетных фондов, высказал мнение председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности Иван Мохначук. Их могли бы администрировать работодатели, перечисляя туда 22% от зарплаты работника. В случае, например, банкротства или ликвидации предприятия, финансовое обеспечение могло бы предоставлять государство.

А член ОП РФ Михаил Бажинов предложил в целом преобразовать российскую пенсионную систему, сохранив текущий пенсионный возраст. По его мнению, необходимо ввести два вида пенсий: гарантированную и накопительную. Первая бы формировалась за счет обязательных фиксированных платежей всех работодателей и самозанятых, она могла бы принести в бюджет ПФР более 4 млн руб. в год. Накопительную также обеспечивали бы работодатели, в том числе в бюджетной сфере, и добровольный характер такая пенсия может иметь только для самозанятых и безработных граждан. Общественник также допустил, что на законодательном уровне можно установить минимальный и максимальный размер ежемесячного перечисления в накопительную часть пенсии, например, не менее 2 тыс. и не более 15 тыс. руб.

Адаптацию к новой модели он предложил провести в течение пяти лет, начиная с 2019 года, и завершить в 2023 году путем выплаты 100% гарантированной пенсии, которая будет примерно равна существующей сегодня страховой. А по истечении периода адаптации, считает инициатор, должен быть установлен дифференцированный размер гарантированной пенсии. Для женщин и мужчин в возрасте до 65 лет – 50%, для 65-70-летних – 100%, а пенсионерам старше 70 лет – 150%. Для формирования достойного размера гарантированной и накопительной пенсии, по мнению члена ОП РФ, необходимо установление трудового стажа 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин соответственно.

К преимуществам такой модели Михаил Бажинов отнес возможность работодателей стимулировать работников платежами в накопительную часть пенсии, а заодно – повышать дисциплину и сокращать текучку кадров. В этой модели, уверен общественник, сбалансированы интересы граждан, общества, предпринимательства и государства.

В данном случае, как представляется, необязательно быть противником или сторонником повышения пенсионного возраста для того, чтобы увидеть недостатки предлагаемых мер и подготовленного законопроекта, а также убедиться в необходимости для правительства решить ряд текущих проблем, в первую очередь, в сфере занятости. Многие эксперты выразили надежду, что кабмину удастся подготовить необходимую правовую базу и представить населению полноценную и проработанную пенсионную реформу. Так, например, сегодня Максим Топилин сообщил о том, что выделять на программу повышения квалификации граждан предпенсионного возраста планируется 5 млрд руб. в год. И также сегодня Комитет Госдумы по бюджету и налогам поддержал предлагаемые изменения в пенсионной системе.

1 С текстом законопроекта № 489161-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
2 С полным текстом Демографического прогноза до 2035 года можно ознакомиться на официальном сайте Росстата.

Юрий Горлин: «Предпосылки могут возникнуть только через 20 лет»

В январе исполнится два года с начала пенсионной реформы. Ее принятие было спорным, неоднозначным и уж точно непопулярным у населения. Повышение пенсионного возраста не раз критиковали, указывая, что проблему дефицита Пенсионного фонда оно не решит, а эффект увеличения пенсий действующих пенсионеров (в среднем на 1 тысячу на протяжении нескольких лет) быстро пройдет. В последнее время пенсионную систему ругают все чаще, а власти все чаще обещают ее усовершенствовать, изменить, подправить. Такие обещания заставляют население понервничать: что опять «нахимичат» с пенсиями? О том, в каком состоянии находится пенсионная система России и что ее ждет в будущем, «МК» поговорил с одним из ведущих экспертов в этой области, заместителем директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрием ГОРЛИНЫМ.


— Через десять лет размер пенсий в России опять начнет снижаться, если правительство не примет новых мер для повышения финансовой устойчивости пенсионной системы. К такому выводу вы пришли в своем недавнем исследовании «Факторы роста уровня пенсионного обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективе». Значит ли это, что повышение пенсионного возраста не помогло системно повысить доходы пенсионеров?

— В связи с повышением пенсионного возраста на период 2019–2024 годов были законодательно утверждены размеры индексации пенсий, которые существенно превышают инфляцию. Если уровень инфляции в этот период прогнозируется в пределах 4%, то размер индексации составляет 5,5–7%. Без повышения пенсионного возраста такой рост пенсий вряд ли был бы возможен.

Наши же расчеты, приведенные в докладе, показывают, что даже без принятия новых дополнительных мер уровень пенсий в реальном выражении будет неуклонно увеличиваться и после 2024 года, то есть их рост будет превышать инфляцию при условии хотя бы минимального, но главное, устойчивого экономического роста. Поэтому нельзя утверждать, что повышение пенсионного возраста не помогло увеличить доходы пенсионеров.


— Одним из главных позитивных последствий поднятия пенсионного возраста называлась возможность повысить коэффициент замещения (уровень пенсий по отношению к зарплатам). В вашем исследовании подсчитано, что, благодаря переходу к более позднему выходу на пенсию, этот показатель останется на уровне 2018 года (34%) до 2030 года, а потом начнет снижаться и через 30 лет может составить только 27%. Означает ли это, что в ближайшем будущем пенсионный возраст поднимут снова?

— Когда в 2018 году на уровне правительства и президента обсуждался и обосновывался вопрос повышения пенсионного возраста, то, насколько я помню, о коэффициенте замещения как целевом показателе не говорилось. Гарантировались ускоренная индексация страховых пенсий, обеспечивающая их ежегодное увеличение для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тысячу рублей, и достижение к 2024 году среднего размера такой пенсии в 20 тысяч рублей в месяц. За горизонтом 2024 года говорилось о ежегодном увеличении страховых пенсий выше инфляции.

Хочу обратить внимание, что в общественном сознании имеет место смешение понятий «коэффициент замещения» и «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты». Это разные показатели. Коэффициент замещения — это отношение размера пенсии на момент ее назначения к величине зарплаты, зафиксированной непосредственно перед выходом на пенсию. При расчете этого показателя, как правило, принимается средняя по стране зарплата и продолжительный трудовой стаж — 30–35 лет. Согласно нашим оценкам, коэффициент замещения уже сейчас в России составляет около 40% и будет сохраняться на этом уровне до середины 2040-х годов. Отмечу, что величина показателя «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты», как правило, примерно на 5–10 процентных пунктов меньше величины коэффициента замещения.

— Так все-таки повышение возраста выхода на заслуженный отдых решило пенсионные проблемы страны или нет?

— Я бы предостерег от упрощенного представления о том, что повышение пенсионного возраста должно раз и навсегда решить все пенсионные проблемы. Это, конечно, облегчило ситуацию, по крайней мере, купировало накопившиеся проблемы и создало заделы на будущее. По нашим прогнозам, благодаря повышению пенсионного возраста соотношение пенсий и зарплат действительно удастся сохранить на уровне 34% до 2030 года. Если гипотетически рассматривать дальнейшую динамику этого показателя в рамках инерционного сценария (без принятия дополнительных мер), то после 2030 года она будет понижательной. Это обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, будет продолжаться старение населения, а прогнозируемые изменения на рынке труда будут вести к относительному росту нестандартных форм занятости и размыванию фонда оплаты труда как базы пенсионных взносов. Во-вторых, постепенно исчерпывается эффект увеличения пенсий работникам, имеющим стаж до 1991 года, обеспеченный проведенной в 2010 году их валоризацией (разовая переоценка пенсионных прав граждан. — «МК»). В-третьих, отвлечение 6% страховых взносов на формирование накопительной пенсии в период до 2014 года, учитывая их пониженную доходность в сравнении с индексацией страховой пенсии, обусловили относительное снижение размеров пенсий. В-четвертых, предоставление льгот по страховым взносам не компенсировалось адекватным образом за счет трансфертов федерального бюджета. Собственно, чтобы противостоять этим негативным с точки зрения уровня пенсий тенденциям, и необходимы меры по совершенствованию пенсионной системы, рассматриваемые в нашем докладе. И среди этих мер, начало реализации которых не выходит за пределы 2035 года, дальнейшего повышения пенсионного возраста не заложено.

— Но решение на этот счет принимаете не вы, а правительство. Сколько лет, на ваш взгляд, можно не беспокоиться о новом повышении пенсионного возраста?

— Думаю, что в ближайшие как минимум 15 лет демографические и социальные условия вряд ли позволят вернуться к вопросу повышения пенсионного возраста. Если же в результате развития медицины, улучшения условий проживания средняя продолжительность жизни и период здоровой активной жизни будут расти, а пенсионная система будет в этом нуждаться, то, возможно, за горизонтом 2040-х годов появятся какие-то предпосылки для еще большего повышения пенсионного возраста. Но пока что это чисто гипотетическая возможность. При этом надо отметить, что во многих развитых странах люди уже сейчас выходят на пенсию в 67 лет и вопрос увеличения этой планки обсуждается. В нашем докладе обосновывается, что условно с 2030 года целесообразно начать повышать трудовой стаж, необходимый для получения страховой пенсии по старости, например, по 1 году в год до 30 лет. Это одна из мер, которая позволяет обеспечить рост пенсий не только выше инфляции, но и относительно заработной платы.


— Каков в целом потенциал реформирования пенсионной системы в ближайшие годы? Какие меры помогут финансовой устойчивости пенсионной системы? К каким нововведениям готовиться будущим пенсионерам и бизнесу, который платит за сотрудников страховые взносы?

— В нашем исследовании мы определили исчерпывающий перечень факторов, за счет которых может быть повышен уровень пенсий, как в абсолютном выражении, так и по отношению к зарплатам. Во-первых, это соотношение численности лиц, за которых уплачиваются взносы, и численности пенсионеров. Во-вторых, размер эффективной ставки страховых взносов. В-третьих, уровень бюджетного трансферта, который предоставляется страховой пенсионной системе, соотнесенный с доходами от страховых взносов. Это три источника и три составные части, за счет которых могут расти пенсии. Все меры, которые могли бы содействовать более позитивной динамике пенсий, должны быть направлены на улучшение этих факторов. Такими мерами могли бы быть: повышение трудового стажа, легализация неформально занятых, обеление «конвертных» зарплат, изменение порядка формирования и выплаты пенсий работающим пенсионерам. Росту пенсий в абсолютном выражении способствовали бы также повышение доли фонда оплаты труда в ВВП, общего уровня заработных плат и снижение характерного для России высокого уровня зарплатного неравенства.

— С критикой пенсионной системы не так давно выступил в Госдуме Сергей Миронов. Он призвал вернуться к выплатам пенсий из бюджета, а нынешнюю систему страхования назвал «людоедской», поскольку она отнимает у россиян 22% доходов. Считаете ли вы пенсионную систему в нынешнем виде неэффективной?

— Я не могу согласиться с позицией депутата Миронова. Пенсионную систему, которая обеспечивает стабильные и регулярные выплаты 40 миллионам пенсионеров, являющиеся для многих из них единственным источником денежного дохода, нельзя назвать неэффективной. Ставка страховых взносов в 22% тоже не может быть признана высокой, потому что во многих странах (если учитывать взносы не только работодателей, но и работников) она выше. В совокупности с большим уровнем доходов граждан, меньшей нелегальной занятостью, более высоким пенсионным возрастом и стажем, требуемым для назначения пенсии, это действительно обеспечивает более высокий доход пенсионеров в этих странах. Чудес ведь не бывает — раз доходов больше, а расходов меньше, то и пенсии выше. Это чистая арифметика.

— Сейчас часто можно услышать мнение, что нынешним 20–30-летним не стоит надеяться на государственную пенсию: ее либо отменят вовсе, либо она будет совсем мизерная. А вы как думаете?

— Если говорить о поколении 20-летних, то они начнут выходить на пенсию только в 2060–2065 годах, а мы в нашем прогнозе так далеко не заглядываем — он ограничен 2050 годом. Но если будет реализована большая часть мер, о которых я говорил выше, то для нынешних 35-летних к 2050 году в принципе обеспечивается соотношение пенсий и зарплат на уровне 40%, а коэффициент замещения на уровне 50%. Это подтверждается нашими расчетами.

— Каковы перспективы развития накопительной компоненты пенсий? Старая государственная система накопительной пенсии себя изжила, а новая — гарантированный пенсионный план — так и не внедрилась.

— Бесспорно, было бы очень хорошо, чтобы люди имели возможность формировать пенсионные накопления, которые могли бы служить дополнительным источником дохода при выходе на пенсию. Но пока я не вижу каких-то значимых предпосылок для позитивных изменений. Проблема в том, что в России пока нет объективных условий для того, чтобы накопительный компонент мог активно развиваться. Во-первых, потому что у подавляющей части работников уровень доходов таков, что они не могут постоянно, на протяжении десятилетий отчислять на свою пенсию хотя бы условные 6% от своей зарплаты. Во-вторых, качество работы пенсионных фондов в условиях экономической турбулентности не позволяет обеспечить эффективность пенсионных накоплений в долгосрочном периоде с точки зрения интересов будущих пенсионеров. Это показала история предыдущих 15 лет. По нашим оценкам, в среднем доходность пенсионных накоплений за этот период была практически в полтора раза ниже инфляции. На купирование проблем в целом ряде крупных НПФ пришлось потратить сотни миллиардов рублей. В-третьих, необходимым условием для развития пенсионных накоплений является достаточно высокий уровень доверия к соответствующим финансовым институтам. Пока что они вряд ли могут похвастаться таким доверием, им нужна длительная «история успеха», чтобы его заработать.

Вообще у российской пенсионной системы есть потенциал для развития и совершенствования, но, учитывая инерционность пенсионных процессов и целесообразность постепенной — небольшими «шагами» — реализации соответствующих мер, необходимы их заблаговременная детальная проработка и широкое общественное обсуждение. Тем более что пенсии — это институт, основанный на общественном договоре.

Возрастной порог выхода на пенсию в нашей стране не менялся с 30-х годов прошлого века. Большинство мужчин уходили на заслуженный отдых в 60 лет, льготники – в 45.5 или 55 лет. Для женщин возраст ухода на пенсию по старости составлял 55 лет, для льготных категорий — в 45 или 50 лет. Но в связи с экономической ситуацией в стране правительство Российской Федерации подняло вопрос о необходимости реформы пенсионной системы.


Как назначается пенсия по старости в некоторых странах мира

Как обстоят дела с пенсией в других странах? Заметим, что в разных государствах пенсионная система время от времени изменяется в зависимости от следующих факторов:

  • экономических условий
  • демографической ситуации
  • необходимости снижения дефицита в Пенсионном фонде
  • уровня благосостояния работающего населения
  • уровня доходов пенсионеров
  • количества работающих пенсионеров
  • продолжительности жизни

и других факторов.

Вот таблица сравнения возраста выхода на пенсию в некоторых странах (2018):

Страна Муж Жен
КНР 60 50—55
Россия 60 55
Узбекистан 60 55
Украина 60 58,5
Белоруссия 61 56
Чехия 61 56—60
Венгрия 62 62
Франция 62,5 62,5
Сербия 63 58
Словения 63 61
Латвия 63,25 63,25
Азербайджан 63,5 60,5
Литва 63,5 62
Болгария 64 61
Австрия 65 60
Аргентина 65 60
Великобритания 65 65
Испания 65 65
Канада 65 65
Португалия 65 65
Хорватия 65 60
Чили 65 60
Швейцария 65 64
Япония 65 65
Германия 65,5 65,5
Израиль 67 62
Норвегия 67 67
США 67 67
Нидерланды 68 68

Из этой таблицы видно, что минимальная планка установлена сейчас в КНР, России, Украине, Белоруссии, Узбекистане.

В Норвегии, Польше, Греции, Израиле показатель для сильного пола- 67 лет. В Израиле властями внесён проект закона о повышении пенсионного возраста до 70 лет в следующие два года.

В 2012 году в Италии провели пенсионную реформу — возраст начала получения пенсии был увеличен с 65/60 лет для итальянцев/итальянок до 66 лет и 7 месяцев для всех.

Для британцев до конца 2020 года власти собираются реформировать пенсионную систему и поэтапно увеличивать возрастную планку: сначала до 66 лет, в 2026 году — до 67 лет, в 2039 году — до 68 лет.

Как повысится пенсионный возраст в 2019 году?

Правительством РФ под руководством премьер-министра Дмитрия Медведва в Госдуму внесён новый законопроект о повышении пенсионного возраста с 2019 года. По этому законопроекту целевой пенсионный возраст — 65/ 63 лет для мужчин/женщин, темп повышения — поэтапное увеличение пенсионного возраста на год каждые 12 месяцев. Переходный период должен стартовать в 2019 году.


Надоело читать? Сэкономьте время, задайте вопрос юристу БЕСПЛАТНО:

Суть пенсионной реформы в Российской Федерации

Важнейшее изменение в пенсионной системе – увеличение возраста выхода на заслуженный отдых для мужчин до 65 лет и для женщин до 60 лет. С учётом того, что в государстве большой процент пенсионеров, предлагается поэтапно увеличивать целевую возрастную планку — с 2019 она будет увеличиваться на год ежегодно.

В ходе реформы размер пенсии будет постепенно увеличиваться – примерно на 1000 руб в год, также сохранится действующая индексация. Такие темпы должны обеспечить средний уровень пенсии около 20000 руб уже через 6 лет. Целью является увеличение размера пенсии до 40% предпенсионного дохода.


Пенсионная реформа для льготников

Пенсионная реформа сохранит досрочный выход на пенсию у установленных категорий:

  • те, кто трудится в небезопасных и вредных обстановках;
  • чернобыльцы;
  • военные;
  • отец и мать погибшего защитника Родины или тяжелобольного ребёнка;
  • женщина, воспитавшая пятерых детей;
  • слепой I группы и с военной контузией и пр.

Однако для них также предусмотрено повышение планки, например для жителей Крайнего Севера она составит 60/58 для мужчин/женщин (сейчас 55/50).

Российская пенсионная система предусматривает возможность более раннего выхода на пенсию медиков, учителей, артистов.

Согласно проекту реформы будет засчитываться в стаж матерей воспитание детей.


Причины увеличения пенсионного возраста

Если говорить по-простому, причиной, которая заставила правительство инициировать реформу, является прогрессирующая нехватка средств в Пенсионном фонде (ПФ), которые, как известно, формируются за счет отчислений трудящихся. Пенсионеров становится все больше, а объем отчислений не увеличивается.

Кстати: здесь можно почитать о негосударственных пенсионных фондах.

За последние 50 лет соотношение работающих граждан и пенсионеров кардинально изменилось: если в 1970 году на каждого пенсионера приходилось 3.7 работающих гражданина, то в 2019 году этот показатель снизится до 2. Средняя продолжительность жизни увеличилась с 66 лет до 73. Около 10 млн. человек (22% от общего количества пожилых людей) составляют работающие пенсионеры, которые получают зарплату и пенсию.

Если НЕ проводить реформу, то пенсионный фонд окажется не в состоянии выплачивать пенсии даже в нынешнем размере, не говоря уже о ее увеличении: в 2024 году доход пенсионеров придётся понизить на треть.

Правительство считает, что благодаря пенсионной реформе снизится дефицит за счет увеличения объема пенсионных отчислений работающих граждан. Появившиеся в пенсионном фонде деньги позволят опередить инфляцию и улучшат обеспечение людей преклонного возраста для повышения их уровня благосостояния.

Отношение к реформе в обществе

Много людей отрицательно восприняли проект пенсионной реформы – около 80% опрошенных неодобрительно относятся к намерениям властей, протесты против нововведений в пенсионной системе прошли во многих городах. Идут жаркие споры на всех уровнях. Зазвучали предложения о проведении референдума.

Википедия приводит интересную таблицу аргументов и контр-аргументов сторонников и противников реформы (кликните, чтобы увеличить):


Звучат альтернативные предложения:

  • оптимизировать работу самого пенсионного фонда
  • пресечение «серых» и «черных» зарплат, с которых не осуществляются пенсионные отчисления
  • введение прогрессивных налогов.

Есть также предложения о принятии реформы в смягченных вариантах – растягивание переходного периода, разрешение более раннего выхода на пенсию с уменьшением ее размера, и другие.

Власти заявляют пока, что решений еще не принято и будут учитываться все аргументы и мнения.

Итоги пенсионной реформы

Благоприятные последствия реформы пенсионной системы:

  1. снизится дефицит в ПФ
  2. нет необходимости повышения налогов для работающего населения;
  3. увеличение суммы пенсий и уровня благосостояния;
  4. оставлены пенсионерские льготы.

Минусы пенсионной реформы:

  1. могут возникнуть проблемы с трудоустройством у пожилых граждан. еще не достигших увеличенного пенсионного возраста;
  2. необходимость расширения программ переквалификации для работающих пенсионеров;
  3. снижение уровня благосостояния в первые годы реформы;
  4. работающие пенсионеры будут позже уходить на заслуженный отдых, тем самым увеличивая безработицу среди молодёжи.

Выводы

Предложенная пенсионная реформа вызвала большой общественный резонанс. Чтобы смягчить ожидаемые негативные последствия в пенсионной системе, власти продолжат широкое обсуждение вариантов реформы.

Если у вас остались вопросы, задайте их по бесплатным телефонам горячей линии:

или воспользуйтесь формой для бесплатной консультации:

С 2019 года в России повысили пенсионный возраст. Это тот возраст, с которого мужчины и женщины получают право на пенсию по старости от государства.

Раньше на пенсию по старости можно было выйти в 55 или 60 лет — даже без выслуги, льгот, троих детей и тяжелой работы. Теперь возраст повысили. Но не сразу на пять лет, а постепенно. Кому-то дали больше льгот, кто-то получит прибавку, а кто-то должен будет дольше работать.

Мы еще не рассказывали, что именно изменилось в пенсионной системе. Но уже пора, поэтому вот полный разбор основных поправок.

Главное из пенсионной реформы

Вот что нужно знать всем, кто собирается получать пенсию в России:

  1. Пенсионный возраст повысили до 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин.
  2. Повышение будет постепенным. Таблица по возрастам есть в статье.
  3. Право на досрочную пенсию за тяжелый и вредный труд сохранили.
  4. Многодетные матери смогут получать пенсию на три или четыре года раньше. А некоторые — с 50 лет.
  5. Женщины со стажем 37 лет и мужчины со стажем 42 года могут выйти на пенсию на два года раньше. Но только с 55 и 60 лет.
  6. Безработные предпенсионеры смогут получать пенсию досрочно по решению службы занятости.
  7. Жители Крайнего Севера выходят на пенсию на пять лет раньше остальных, но возраст им тоже повысили на пять лет. Требования к стажу не изменились, и есть переходный период.
  8. Сельские пенсионеры получат прибавку — в 2019 году она составит 1333 Р в месяц.
  9. Социальную пенсию без стажа и баллов будут платить с 65 лет женщинам и с 70 лет мужчинам. То есть на пять лет позже, чем было. Переходный период тоже действует.
  10. Учителям, врачам и артистам сохранили досрочную пенсию за выслугу, но платить ее будут с отсрочкой.
  11. Госслужащим пенсионный возраст повысят постепенно: женщинам до 63 лет, мужчинам до 65 лет.
  12. Средняя пенсия по старости будет расти на 1000 рублей каждый год. Прибавку заплатят сверх прожиточного минимума.
  13. Предпенсионерам дали льготы с учетом возраста: по налогам, наследству, пособиям, алиментам и диспансеризации.
  14. Для тех, кто вышел на пенсию до 2018 года, ничего не изменится. Дорабатывать им не нужно, а прибавку уже платят.

Что такое пенсионная реформа?

Пенсионная реформа — это изменения в правилах назначения пенсии. До 2019 года были одни условия, а с 2019 года они изменились. Основное и самое резонансное изменение в законе о пенсиях — повышение пенсионного возраста.


Пенсионный возраст — этот тот возраст, когда у любого гражданина России возникает право каждый месяц получать деньги от государства просто потому, что ему исполнилось сколько-то лет.

Пенсия по старости может быть страховой — когда накопился трудовой стаж и баллы. Еще она может быть социальной — когда стажа и баллов не хватает, но бюджет все равно будет что-то платить, чтобы поддерживать минимальный уровень жизни социально незащищенных граждан.

До 2019 года право на страховую пенсию по старости возникало в 55 лет у женщин и в 60 лет у мужчин. Это значит, что любая женщина, которой в 2018 году исполнилось 55 лет, при условии, что у нее накопилось 9 лет стажа и минимум 13,8 балла, получала право на пенсию от государства. Каждый месяц ей бы платили какую-то сумму — не меньше прожиточного минимума в регионе. Средняя пенсия по старости в 2018 году составляла 14,5 тысячи рублей. У мужчин право на такие выплаты появлялось с 60 лет.

Правительство решило повысить пенсионный возраст. Мы разобрали предпосылки для пенсионной реформы — если кратко, то в России всё больше пенсионеров, всё меньше трудящихся, уже сейчас половина денег на пенсии берется из федерального бюджета, пенсионного фонда не хватает, а тратить на пенсии нужно больше, чем Россия зарабатывает на нефти и газе.

Мы уже собирали мнения читателей по улучшению пенсионной системы и предложения, как накопить на старость без поддержки государства. Теперь посмотрим на нормы федерального закона, которые уже вступили в силу и работают.

Пенсионный возраст повысили до 60 и 65 лет, но не для всех сразу

До 2019 года право на пенсию по старости можно было получить в 55 и 60 лет, но в 2019 году уже нельзя. Если женщине в мае 2019 года исполняется 55 лет, она еще не может прийти в отделение ПФР и обратиться за назначением пенсии.

В 2019 году пенсионный возраст для женщин составляет 55,5 года, а для мужчин — 60,5 года. Та же женщина сможет обратиться за пенсией не в мае 2019 года, а в ноябре — на полгода позже.

Такой пенсионный возраст сохранят не для всех. Сейчас идет переходный период. Каждый год мужчины и женщины будут все позже получать право на пенсию по старости. Например, в 2021 году женщинам назначат пенсию уже не в 55,5, а только в 56,5 года. А в 2024 году — в 58 лет.

В итоге в 2028 году пенсионный возраст повысят окончательно. Он составит 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. Первыми это повышение почувствуют те, кто родился в 1968 и 1963 году. Сейчас этим женщинам 51 год, а мужчинам 56 лет. Еще год назад они рассчитывали уйти на заслуженный отдых или получать прибавку к зарплате через пять лет, но теперь им придется отработать до пенсии еще почти десять лет.

Читайте также: