Образец приказ с выходом на пенсию казахстане

23 ноября 2015 года Президентом Республики Казахстан был подписан новый Трудовой кодекс Республики Казахстан (далее - Кодекс).

С учетом положений Кодекса с 01.01.2016 года стало возможным по инициативе работодателя расторжение трудового договора в случае достижения работником пенсионного возраста (подпункт 24) пункта 1 статьи 52).

Следует отметить, что данное право у работодателя применяется как в отношении государственных служащих, так и в отношении граждан, работающих в частном секторе.

Пенсионный возраст прописан в статье 11 Закона Республики Казахстан от 21.06.2013 года №105-V «О пенсионном обеспечении в Республики Казахстан» (далее – Закон о пенсии).

Пунктом 5 статьи 30 Кодекса прописано, что работодатель может заключить трудовой договор с работником, достигшим пенсионного возраста и обладающим высоким профессиональным и квалификационным уровнем, с учетом его работоспособности. При этом трудовой договор может продлеваться ежегодно без ограничений, предусмотренного частью четвертой подпункта 2) пункта 1 статьи 30 Кодекса.

Необходимо обратить внимание работодателя, что не допускается без наличия положительного решения комиссии, созданного из равного числа представителей от работодателя и работников расторжение трудового договора с работником до достижения пенсионного возраста, которому осталось менее двух лет до пенсионного возраста, по нижеследующим основаниям:

  1. сокращения численности или штата работников;
  2. несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.

Кроме того, при заключении трудового договора с лицами, достигшими пенсионного возраста (согласно Закону о пенсии) работодатель должен иметь в виду, что Кодексом предусмотрен запрет на привлечение работников пенсионного возраста к тяжелым работам, работам с вредными и (или) опасными условиями труда.

Со своей стороны, для соблюдения всех действий, предусмотренных законодательством Республики Казахстан при расторжении трудового договора по инициативе работодателя в связи с достижением работником пенсионного возраста, рекомендуем работодателю соблюсти следующие последовательные действия:

  1. Работодатель не менее чем за один месяц до даты расторжения трудового договора направляет работнику уведомление о расторжении трудового договора.

Более длительный срок может быть установлен соглашением сторон в трудовом и(или) коллективном договоре; акте работодателя.

2. Работодатель издает приказ об увольнении.

Приказ должен быть издан не позднее даты окончания срока предупреждения, указанного в уведомлении направленного работнику.

При этом, нужно помнить, что расторжения трудового договора с работником, достигшим пенсионного возраста не допускается, когда последний находиться в отпуске или временно нетрудоспособен.

3. Необходимо копию приказа вручить работнику лично под роспись в течение 3 (трех) рабочих дней либо направить копию приказа по почте с обязательным уведомлением о вручении адресату письма.

4. Произвести прием основных средств и материальных ценностей (в случае если работник материально ответственное лицо), находившиеся в распоряжении работника.

5. Не позднее 3 (трех) рабочих дней после прекращения трудового договора произвести расчет, путем выплаты работнику:

- компенсации за неиспользованные дни ежегодного трудового отпуска (при наличии);

- компенсации, подлежащей выплате при расторжении трудового договора по инициативе работодателя в связи с достижением работником пенсионного возраста в размере, определенном трудовым, коллективным договорами и (или) актом работодателя.

На этом процедура расторжения трудового договора завершается.

Мы надеемся, что работодатель всегда в первую очередь заинтересован в квалифицированном специалисте и не захочет потерять хорошего работника.


Дата публикации 05.10.2020

На каком основании можно уволить работника?

Все законные основания для увольнения работника закреплены в ст.49 ТК РК. Уволить работника можно:

  • по соглашению сторон (по взаимному желанию работодателя и работника);
  • по истечении срока действия срочного ТД;
  • по желанию работодателя (не во всех случаях);
  • по желанию работника;
  • при переводе к другому (аффилированному с нынешним) работодателю;
  • при отказе работника от продолжения выполнения своих функций (по состоянию здоровья и т.д.);
  • по независящим от воли сторон обстоятельствам (отзыв визы, заключение под стражу, смерть работника и т.д.);
  • при переходе работника на выборную должность (которая исключает параллельную работу по ТД);
  • при нарушении условий заключения ТД.

Какие нюансы нужно учитывать работодателю при увольнении работника?

ТК РК устанавливает некоторые ограничения на увольнение работника. Так, работодателю необходимо иметь ввиду следующее:

  • при предоставлении женщиной справки о беременности сроком 12 и более недель расторгнуть с ней ТД нельзя, даже если договор заключен на конкретный срок (п.2 ст.51 ТК РК);
  • если работник усыновил (удочерил) приемного ребенка, не достигшего возраста 3 лет, он вправе по заявлению оформить отпуск по уходу за ребенком, а работодатель в этом случае обязуется продлить срок ТД до даты окончания отпуска (п.2 ст.51 ТК РК) кроме случаев замещения другого работника;
  • по своей инициативе работодатель может уволить работника только в ограниченном перечне случаев (п.1 ст.52 ТК РК);
  • при увольнении по причине ликвидации работодателя или сокращении штатной численности работник письменно предупреждается об этом не менее, чем за месяц (п.1 ст.53 ТК РК), уволить работника раньше этого срока можно только с его согласия;
  • при увольнении по причине снижения объема работы работников необходимо предупредить не менее, чем за 15 рабочих дней (либо выплатить зарплату пропорционально неотработанному сроку (п.2 ст.53 ТК РК);
  • нельзя увольнять возрастных сотрудников, которым до выхода на пенсию осталось менее 2 лет, по сокращению численности (п.1 ст.53 ТК РК);
  • нельзя уволить по причине сокращения штатов или снижения масштабов производства женщин: беременных, уже имеющих малолетних детей до 3 лет, одиноких и при этом имеющих ребенка до 14 лет (п.2 ст.54 ТК РК).

Если увольнение произошло с несоблюдением указанных ограничений, работник вправе восстановиться на работе по решению суда, а работодатель при этом будет не только оштрафован трудовой инспекцией, но и будет вынужден оплатить работнику все время, которое он фактически не работал (с даты неправомерного увольнения до даты восстановления на работе) из расчета среднего заработка.

Приказ об увольнении сотрудника

В общем случае стандартная процедура увольнения следующая:

  • инициатор (работник или работодатель) направляет второй стороне уведомление о расторжении договора;
  • вторая сторона в течение 3-х рабочих дней обязана дать ответ в письменной форме (о согласии или об отказе от расторжения договора);
  • при достижении договоренности стороны самостоятельно определяют дату увольнения.

Порядок расторжения ТД по различным основаниям прописан в ст.50-53, 55-60 ТК РК.

Работодатель должен издать приказ об увольнении (ст.61 ТК РК). В приказе обязательно необходимо указать основание (причину) увольнения. Копия приказа направляется работнику по почте или выдается под роспись в течение 3 рабочих дней с даты издания приказа.

В день увольнения работнику необходимо выдать его трудовую книжку (п.1 ст.62 ТК РК), а также, по запросу работника, справку с указанием занимаемой им должности, срока, который работник отработал в данной организации, и суммы зарплаты. Также по запросу работника выдается характеристика с места работы (п.2 ст.62 ТК РК). Справка и характеристика выдаются в течение 5 рабочих дней. Запросить их вправе не только увольняющиеся, но и ранее уже уволенные работники.

При ликвидации работодателя и наличии задолженности по зарплате работнику должна быть выдана справка о размере задолженности.

Какие выплаты нужно произвести уволенному работнику?

При увольнении работнику необходимо выплатить:

  • остаток суммы зарплаты за месяц;
  • компенсацию при увольнении, если такая выплата положена по трудовому законодательству (п.1 ст.131 ТК РК);
  • компенсацию за неиспользованный отпуск, если имеются неиспользованные дни (п.2 ст.96 ТК РК).

В совокупности эти выплаты называются окончательным расчетом с работником. Произвести окончательный расчет необходимо в течение 3 рабочих дней с даты издания приказа на увольнение (п.4 ст.113 ТК РК), иначе работник вправе будет взыскать с бывшего работодателя пеню за просрочку.

Если остаток суммы зарплаты подлежит выплате во всех случаях, то оба вида компенсаций (при увольнении и за неиспользованный отпуск) выплачиваются только при наличии оснований или неотгулянных дней отпуска.

Так, компенсация при увольнении выплачивается в следующих случаях (ст.131 ТК РК):

  • при нарушении условий ТД или трудового законодательства работодателем (средняя зарплата за 1 месяц);
  • в случае ликвидации организации (средняя зарплата за 1 месяц);
  • при увольнении по причине снижения объемов производства (средняя зарплата за 2 месяца) ;
  • при сокращении штата (средняя зарплата за 1 месяц).

Работодатель может выплачивать и более крупную сумму в качестве компенсации, если это предусмотрено ТД или коллективным договором.

Какими налогами облагаются выплаты уволенному работнику?

  • ИПН у источника выплаты (ст.350 НК РК) по ставке 10%;
  • ОПВ (ст.24-25 закона №105-V от 21.06. 2013 г.) по ставке 10%;
  • взносы на ОСМС (п.1 ст.28 закона №405-V от 16.11.2015 г.) по ставке 1%.

Также от начисленных сумм работодатель обязан исчислить и перечислить в бюджет:

  • социальный налог (п.2 ст.484 НК РК) по ставке 9,5% (при этом объектом обложения признается сумма не менее 1 МЗП (42 500 тг. в 2020 г.);
  • отчисления на ОСМС (п.1 ст.27 закона №405-V от 16.11.2015 г.) по ставке 2%;
  • соцотчисления (ст.14, п.1 ст.15 закона №286-VI от 26.12.2019 г.) по ставке 3,5%;

При расчете сумм налога с окончательного расчета необходимо учесть стандартный вычет в размере 1 МЗП, если работник ранее писал заявление на предоставление вычета.

Также следует иметь ввиду, что согласно пп.5 п.4 ст.29 закона №405-V от 16.11.2015 г. взносами и отчислениями ОСМС не облагаются компенсационные выплаты при увольнении, если оно произошло по причинам:

  • ликвидации работодателя;
  • уменьшения численности работников.

При этом, не облагаются ОСМС только выплаты в размерах, установленных ст.131 ТК РК –средняя зарплата за 1 месяц. Если сумма компенсации больше –с суммы превышения необходимо исчислить отчисления и взносы ОСМС.

Таким образом, налогообложение суммы окончательного расчета будет зависеть от основания для увольнения: в некоторых случаях с суммы выплаты не потребуется исчислить отчисления и взносы ОСМС. Все остальные налоги и социальные платежи необходимо удержать и перечислить в бюджет в установленный срок.

  • Что такое ИИН и как получить ИИН иностранцу, подробнее

  • Какова сумма минимальной зарплаты в Казахстане и насколько она отличается от МЗП стран СНГ, можно посмотреть здесь
  • Ликвидация ТОО в Казахстане: каков порядок проведения и сроки процедуры подробнее здесь
  • Как осуществить приостановление деятельности или ликвидацию ИП в Казахстане подробнее здесь

Informburo.kz подготовил инструкцию о порядке выхода на пенсию, методике её начисления, оформлении документов, а также видах пенсионных выплат.

Пенсионный возраст в Казахстане для мужчин составляет 63 года. Для женщин он постепенно увеличивается на шесть месяцев, начиная с 2018 года. Сейчас они выходят на заслуженный отдых в 59 лет.

К выходу на пенсию специалисты рекомендуют готовиться заранее, собирая документы до их подачи в ЦОН за полгода и даже раньше. Мы подготовили инструкцию о том, как собрать документы, куда обратиться, каков порядок и методика начисления выплат.

№1. Из чего складывается пенсия?

В Казахстане три вида составляющих, из которых складывается пенсия:

  • базовая;
  • солидарная (трудовая);
  • накопительная.

Базовая пенсия с 1 июля 2018 года зависит от трудового стажа и прожиточного минимума (ПМ в 2019 году = 29 698 тенге). К примеру, для тех, у кого трудовой стаж 10 лет и менее, базовая пенсия составляет 0,54 ПМ = 16 037 тенге. За каждый последующий год стажа прибавляется по 0,02 ПМ. Так, за 20-летний стаж базовая пенсия составляет 0,74 ПМ = 21 977 тенге. От 33 лет стажа и выше – 1 ПМ = 29 698 тенге. Её будут получать все, независимо от участия в солидарной или накопительной системе. Это минимум, гарантированный государством.

Солидарная (трудовая) пенсия начисляется тем, кто работал до 1998 года, имея на тот момент не менее шести месяцев трудового стажа. Учитывается среднемесячный доход за любые три года, начиная с 1 января 1995 года, и стаж работы, накопленный до 1998-го. Для получения полной солидарной пенсии трудовой стаж должен составлять: для мужчин – не менее 25, женщин – не менее 20 лет. К 2040 году солидарной пенсии не будет, так как у выходящих на пенсию уже не будет трудового стажа до 1988 года.

Накопительная пенсия состоит из обязательных взносов, профессиональных и добровольных. Первые два отчисляет работодатель, третий – сам вкладчик, по желанию. Деньги поступают в Единый накопительный пенсионный фонд (АО "ЕНПФ"), филиалы которого расположены по всей стране (адреса здесь ). Тот, кто выйдет на пенсию после 2040 года, будет получать в совокупности базовую плюс накопительную.

Вы также можете воспользоваться калькулятором для расчёта своей будущей пенсии.

№2. Куда идти для оформления документов?

Необходимо подать заявление в госкорпорацию "Правительство для граждан" – это местные ЦОНы. Адреса отделений по всей стране здесь .

Можно подать заявку через онлайн-портал электронного правительства egov.kz. Для этого нужно иметь электронную цифровую подпись (ЭЦП). Как её сделать и как пользоваться другими услугами портала – читайте в инструкции.

После регистрации и авторизации на портале нужно перейти к услуге: "Гражданам" – "Социальное обеспечение" – "Назначение государственной базовой пенсионной выплаты" – "Заказать услугу онлайн". Заполнить заявку и подписать её с помощью ЭЦП. На портале вы можете отслеживать статус заявки (одобрение или отказ в услуге).

№3. Какие документы нужны для оформления пенсии:

  1. документ, удостоверяющий личность;
  2. адресная справка;
  3. номер банковского счёта;
  4. справки о доходах с места работы и об обязательных пенсионных взносах;
  5. трудовая книжка;
  6. диплом об образовании;
  7. военный билет (из местного управления по делам обороны);
  8. свидетельство о браке (женщин и детей, если фамилии разные);
  9. свидетельство о рождении детей.

Если нет документов, подтверждающих стаж работы, можно предоставить архивную справку либо решение суда, подробнее в карточке №4.

Если нет свидетельства о рождении, можно принести выписку из актовой записи или справку о регистрации акта гражданского состояния.

Важно: сотрудники ЦОНа не вправе требовать дополнительные документы, не указанные в перечне.

№4. Как быть, если у меня нет трудовой книжки?

Вы должны предоставить архивную справку либо решение суда. Архивную справку придётся запросить с места работы самостоятельно. Если предприятия уже не существует, то нужно обратиться в городской архив. Все компании при ликвидации передают документы туда.

Если трудовая книжка есть, но в ней указаны не все рабочие места, то доказать стаж вы можете, принеся справку с предприятия. Алгоритм тот же, что и при отсутствии трудовой книжки.

Если в городском архиве по какой-то причине нет нужных документов, то надо обращаться в суд. В качестве доказательства трудового стажа подойдут свидетельства экс-коллег (не менее двух). Они докажут, что вы действительно работали в указанный период в этой компании.

Доказательством стажа также служит:

  • трудовой договор с отметкой работодателя о дате и основании его прекращения;
  • выписки из актов работодателя, подтверждающих возникновение и прекращение трудовых отношений на основе заключения и прекращения трудового договора;
  • выписки из ведомости выдачи заработной платы работникам;
  • послужной список (перечень сведений о работе, трудовой деятельности работника), подписанный работодателем, заверенный печатью организации (при её наличии);
  • выписки из ЕНПФ о перечисленных обязательных пенсионных взносах;
  • сведения из Государственного фонда социального страхования о произведённых социальных отчислениях.

Сроки, когда ЦОНы совсем откажутся от трудовых книжек, пока неизвестны.

№5. Я сдал документы, что дальше?

Если все документы предоставлены, в ЦОНе вам выдадут талон.

В течение 10 рабочих дней департамент Комитета труда, соцзащиты и миграции выносит решение о назначении пенсии либо отказе. Об этом вас уведомят с помощью SMS либо в ЦОНе. Если с документами что-то не так, то могут потребовать привести их в порядок. Это нужно сделать в течение 30 рабочих дней.

После назначения пенсии в ЦОНе выдают пенсионное удостоверение.

№6. Кто будет получать минимальную пенсию?

Минимальный размер базовой пенсии, гарантированной государством, устанавливается в размере 54% от прожиточного минимума (ПМ в 2019 году = 29 698 тенге). На неё могут рассчитывать казахстанцы со стажем работы от 0 до 10 лет (16 037 тенге). При стаже свыше 10 лет добавляется 2% за каждый год.

Если у вас есть стаж от полугода и выше, наработанный до 1998 года, то вы можете претендовать ещё и на минимальную солидарную пенсию (в 2019 году – 36 108 тенге). Если вы подходите по двум вышеперечисленным критериям, то размер вашей пенсии составит 52 145 тенге (16 037 + 36 108 тенге). Тот, кто никогда не работал, на минимальную солидарную пенсию претендовать не может.

С 2040 года в Казахстане планируют отменить солидарный компонент пенсии. В таком случае к выплате остаётся базовый размер – 16 037 тенге. Но рассматривается вариант замещения солидарной и базовой составляющей минимальной гарантированной пенсией.

№7. Кто имеет право выйти на пенсию раньше срока?

1. Женщины, родившие или усыновившие пять и более детей и воспитавшие их до восьмилетнего возраста, могут выйти на пенсию в 53 года.

Дополнительно потребуются документы:

  • свидетельства о рождении детей;
  • удостоверения личности детей;
  • документ об обучении детей в учебном заведении;
  • адресная справка для детей;
  • свидетельство о браке или свидетельство о расторжении брака;
  • свидетельство о смерти детей (при наличии);
  • решение суда об установлении фактов усыновления, воспитания детей.

2. Казахстанцы, проживавшие в районе Семипалатинского ядерного полигона с 1949 года по 1963 годы. Мужчины уходят на пенсию в таком случае по достижении 50 лет, женщины – 45.

Для назначения пенсии нужно предоставить документ, подтверждающий факт проживания в зонах чрезвычайного и максимального радиационного риска с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года в течение пяти лет.

Уйти на пенсию раньше (в 50 лет) могут и граждане, заключившие договор пенсионного аннуитета с компанией по страхованию жизни при условии, что у них достаточно денег на счёте. В 2019 году для женщин эта сумма составляет 13 млн 296 тысяч тенге, для мужчин – 9 млн 710 тысяч тенге.

№8. Если я иностранец или у меня нет гражданства РК, могу ли получать пенсию?

Постоянно проживающие на территории Казахстана иностранцы и лица без гражданства имеют право участвовать в пенсионной системе наравне с гражданами РК.

К примеру, вы – иностранец, нанятый казахстанской компанией. Пока вы работаете в стране, работодатель отчисляет за вас пенсионные взносы наравне с другими сотрудниками. При выезде из Казахстана вы можете забрать накопленные деньги. Их должны выплатить в течение 10 дней после приёма документов. Каждый месяц получать пенсию, как казахстанцы, не получится. То же касается и лиц без гражданства.

Вам нужно обратиться в миграционную службу и ЦОН, написать заявление, предоставив заграничный паспорт. Все документы на иностранном языке необходимо перевести на государственный либо русский язык. Лицам без гражданства нужно предоставить одноимённое удостоверение. Все подробности здесь .

№9. Если вкладчик ЕНПФ умер, кому достанутся его накопления?

Деньги на индивидуальных пенсионных счетах являются собственностью вкладчика и хранятся в ЕНПФ бессрочно, даже в случае его смерти. После смерти вкладчика накопления имеют право забрать наследники. Подробнее можно прочесть здесь .

№10. Что делать, если я хочу сменить гражданство и уехать за пределы Казахстана?

Вы имеете право забрать свои средства из ЕНПФ. Подробнее можно прочитать здесь . Главное правильно оформить выезд на ПМЖ. Это касается переезда в любую точку мира.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter


Informburo.kz подготовил инструкцию о порядке выхода на пенсию, методике её начисления, оформлении документов, а также видах пенсионных выплат.

Пенсионный возраст в Казахстане для мужчин составляет 63 года. Для женщин он постепенно увеличивается на шесть месяцев, начиная с 2018 года. Сейчас они выходят на заслуженный отдых в 59 лет.

К выходу на пенсию специалисты рекомендуют готовиться заранее, собирая документы до их подачи в ЦОН за полгода и даже раньше. Мы подготовили инструкцию о том, как собрать документы, куда обратиться, каков порядок и методика начисления выплат.

№1. Из чего складывается пенсия?

В Казахстане три вида составляющих, из которых складывается пенсия:

  • базовая;
  • солидарная (трудовая);
  • накопительная.

Базовая пенсия с 1 июля 2018 года зависит от трудового стажа и прожиточного минимума (ПМ в 2019 году = 29 698 тенге). К примеру, для тех, у кого трудовой стаж 10 лет и менее, базовая пенсия составляет 0,54 ПМ = 16 037 тенге. За каждый последующий год стажа прибавляется по 0,02 ПМ. Так, за 20-летний стаж базовая пенсия составляет 0,74 ПМ = 21 977 тенге. От 33 лет стажа и выше – 1 ПМ = 29 698 тенге. Её будут получать все, независимо от участия в солидарной или накопительной системе. Это минимум, гарантированный государством.

Солидарная (трудовая) пенсия начисляется тем, кто работал до 1998 года, имея на тот момент не менее шести месяцев трудового стажа. Учитывается среднемесячный доход за любые три года, начиная с 1 января 1995 года, и стаж работы, накопленный до 1998-го. Для получения полной солидарной пенсии трудовой стаж должен составлять: для мужчин – не менее 25, женщин – не менее 20 лет. К 2040 году солидарной пенсии не будет, так как у выходящих на пенсию уже не будет трудового стажа до 1988 года.

Накопительная пенсия состоит из обязательных взносов, профессиональных и добровольных. Первые два отчисляет работодатель, третий – сам вкладчик, по желанию. Деньги поступают в Единый накопительный пенсионный фонд (АО "ЕНПФ"), филиалы которого расположены по всей стране (адреса здесь). Тот, кто выйдет на пенсию после 2040 года, будет получать в совокупности базовую плюс накопительную.

Вы также можете воспользоваться калькулятором для расчёта своей будущей пенсии.

№2. Куда идти для оформления документов?

Необходимо подать заявление в госкорпорацию "Правительство для граждан" – это местные ЦОНы. Адреса отделений по всей стране здесь.

Можно подать заявку через онлайн-портал электронного правительства egov.kz. Для этого нужно иметь электронную цифровую подпись (ЭЦП). Как её сделать и как пользоваться другими услугами портала – читайте в инструкции.

После регистрации и авторизации на портале нужно перейти к услуге: "Гражданам" – "Социальное обеспечение" – "Назначение государственной базовой пенсионной выплаты" – "Заказать услугу онлайн". Заполнить заявку и подписать её с помощью ЭЦП. На портале вы можете отслеживать статус заявки (одобрение или отказ в услуге).

№3. Какие документы нужны для оформления пенсии:

  1. документ, удостоверяющий личность;
  2. адресная справка;
  3. номер банковского счёта;
  4. справки о доходах с места работы и об обязательных пенсионных взносах;
  5. трудовая книжка;
  6. диплом об образовании;
  7. военный билет (из местного управления по делам обороны);
  8. свидетельство о браке (женщин и детей, если фамилии разные);
  9. свидетельство о рождении детей.

Если нет документов, подтверждающих стаж работы, можно предоставить архивную справку либо решение суда, подробнее в карточке №4.

Если нет свидетельства о рождении, можно принести выписку из актовой записи или справку о регистрации акта гражданского состояния.

Важно: сотрудники ЦОНа не вправе требовать дополнительные документы, не указанные в перечне.

№4. Как быть, если у меня нет трудовой книжки?

Вы должны предоставить архивную справку либо решение суда. Архивную справку придётся запросить с места работы самостоятельно. Если предприятия уже не существует, то нужно обратиться в городской архив. Все компании при ликвидации передают документы туда.

Если трудовая книжка есть, но в ней указаны не все рабочие места, то доказать стаж вы можете, принеся справку с предприятия. Алгоритм тот же, что и при отсутствии трудовой книжки.

Если в городском архиве по какой-то причине нет нужных документов, то надо обращаться в суд. В качестве доказательства трудового стажа подойдут свидетельства экс-коллег (не менее двух). Они докажут, что вы действительно работали в указанный период в этой компании.

Доказательством стажа также служит:

  • трудовой договор с отметкой работодателя о дате и основании его прекращения;
  • выписки из актов работодателя, подтверждающих возникновение и прекращение трудовых отношений на основе заключения и прекращения трудового договора;
  • выписки из ведомости выдачи заработной платы работникам;
  • послужной список (перечень сведений о работе, трудовой деятельности работника), подписанный работодателем, заверенный печатью организации (при её наличии);
  • выписки из ЕНПФ о перечисленных обязательных пенсионных взносах;
  • сведения из Государственного фонда социального страхования о произведённых социальных отчислениях.

Сроки, когда ЦОНы совсем откажутся от трудовых книжек, пока неизвестны.

№5. Я сдал документы, что дальше?

Если все документы предоставлены, в ЦОНе вам выдадут талон.

В течение 10 рабочих дней департамент Комитета труда, соцзащиты и миграции выносит решение о назначении пенсии либо отказе. Об этом вас уведомят с помощью SMS либо в ЦОНе. Если с документами что-то не так, то могут потребовать привести их в порядок. Это нужно сделать в течение 30 рабочих дней.

После назначения пенсии в ЦОНе выдают пенсионное удостоверение.

№6. Кто будет получать минимальную пенсию?

Минимальный размер базовой пенсии, гарантированной государством, устанавливается в размере 54% от прожиточного минимума (ПМ в 2019 году = 29 698 тенге). На неё могут рассчитывать казахстанцы со стажем работы от 0 до 10 лет (16 037 тенге). При стаже свыше 10 лет добавляется 2% за каждый год.

Если у вас есть стаж от полугода и выше, наработанный до 1998 года, то вы можете претендовать ещё и на минимальную солидарную пенсию (в 2019 году – 36 108 тенге). Если вы подходите по двум вышеперечисленным критериям, то размер вашей пенсии составит 52 145 тенге (16 037 + 36 108 тенге). Тот, кто никогда не работал, на минимальную солидарную пенсию претендовать не может.

С 2040 года в Казахстане планируют отменить солидарный компонент пенсии. В таком случае к выплате остаётся базовый размер – 16 037 тенге. Но рассматривается вариант замещения солидарной и базовой составляющей минимальной гарантированной пенсией.

№7. Кто имеет право выйти на пенсию раньше срока?

1. Женщины, родившие или усыновившие пять и более детей и воспитавшие их до восьмилетнего возраста, могут выйти на пенсию в 53 года.

Дополнительно потребуются документы:

  • свидетельства о рождении детей;
  • удостоверения личности детей;
  • документ об обучении детей в учебном заведении;
  • адресная справка для детей;
  • свидетельство о браке или свидетельство о расторжении брака;
  • свидетельство о смерти детей (при наличии);
  • решение суда об установлении фактов усыновления, воспитания детей.

2. Казахстанцы, проживавшие в районе Семипалатинского ядерного полигона с 1949 года по 1963 годы. Мужчины уходят на пенсию в таком случае по достижении 50 лет, женщины – 45.

Для назначения пенсии нужно предоставить документ, подтверждающий факт проживания в зонах чрезвычайного и максимального радиационного риска с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года в течение пяти лет.

Уйти на пенсию раньше (в 50 лет) могут и граждане, заключившие договор пенсионного аннуитета с компанией по страхованию жизни при условии, что у них достаточно денег на счёте. В 2019 году для женщин эта сумма составляет 13 млн 296 тысяч тенге, для мужчин – 9 млн 710 тысяч тенге.

№8. Если я иностранец или у меня нет гражданства РК, могу ли получать пенсию?

Постоянно проживающие на территории Казахстана иностранцы и лица без гражданства имеют право участвовать в пенсионной системе наравне с гражданами РК.

К примеру, вы – иностранец, нанятый казахстанской компанией. Пока вы работаете в стране, работодатель отчисляет за вас пенсионные взносы наравне с другими сотрудниками. При выезде из Казахстана вы можете забрать накопленные деньги. Их должны выплатить в течение 10 дней после приёма документов. Каждый месяц получать пенсию, как казахстанцы, не получится. То же касается и лиц без гражданства.

Вам нужно обратиться в миграционную службу и ЦОН, написать заявление, предоставив заграничный паспорт. Все документы на иностранном языке необходимо перевести на государственный либо русский язык. Лицам без гражданства нужно предоставить одноимённое удостоверение. Все подробности здесь.

№9. Если вкладчик ЕНПФ умер, кому достанутся его накопления?

Деньги на индивидуальных пенсионных счетах являются собственностью вкладчика и хранятся в ЕНПФ бессрочно, даже в случае его смерти. После смерти вкладчика накопления имеют право забрать наследники. Подробнее можно прочесть здесь.

№10. Что делать, если я хочу сменить гражданство и уехать за пределы Казахстана?

Вы имеете право забрать свои средства из ЕНПФ. Подробнее можно прочитать здесь. Главное правильно оформить выезд на ПМЖ. Это касается переезда в любую точку мира.

По всем вопросам можно обращаться в контакт-центр госкорпорации "Правительство для граждан" по короткому номеру 1411 (ежедневно с 9.00 до 18.30 часов кроме субботы, воскресенья и праздничных дней. Звонок бесплатный).

Краткое содержание:


Зачастую у граждан, прибывших из стран бывшего СНГ, возникают проблемы при назначении пенсии.

Какие могут быть проблемы?

Одна из самых распространённых проблем у таких граждан – это отказ Управления ПФ РФ включить в страховой стаж периоды работы после 2002 года из-за отсутствия информации об уплаченных страховых взносах.

Кроме того, могут возникнуть проблемы и с периодами работы, имевшими место с 1992-го по 2002 год. За указанные периоды Управление ПФ РФ направляет в страну бывшего СНГ, где работал будущий пенсионер, запросы о предоставлении информации о подтверждении периодов работы лица: подтверждающие справки, сведения о заработной плате и т.д.

В случае если ответы на данные запросы не поступают в Пенсионный фонд, указанные периоды не засчитываются в страховой и общий стаж лица.

Какие могут быть варианты решения в сложившейся ситуации и как «отстоять» свой трудовой стаж?

Существует соглашение "О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее – Соглашение)

от 13 марта 1992 года.

В соответствии с п. 2 ст. 6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств – участников Соглашения засчитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Согласно ст. 10 Соглашения, государства – участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

Для начала разберемся с периодами работы с 1992-го до 2002 года, т.е. периодами работы, имевшими место после вступления в силу Соглашения от 13 марта 1992 г. и до вступления в силу ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" № 178 от 17.12.2001 г.

В соответствии с действующим законодательством РФ (ТК РФ, ст. 66, Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР (утверждено приказом Министерства социального обеспечения от 04.10.1991 г. № 190, п. 1.1, п. 41.1) основным документом, подтверждающим трудовую деятельность гражданина, является трудовая книжка.

Если трудовая книжка лица, претендующего на получение пенсии на территории РФ, не содержит изменений и неточностей в указании сведений о работе, записи о спорных периодах работы внесены работодателем на основании соответствующих приказов, заверены печатями предприятия, оттиски печатей хорошо читаются, в таком случае каких-либо проблем с включением данных периодов работы не возникнет.

Однако следует отметить, что Пенсионный фонд все равно в соответствии с положениями Соглашения обязан послать запрос в бывшую союзную республику на документы, подтверждающие трудовой и страховой стаж гражданина.

В случае если ответы в отношении этих периодов не поступят, на основании одной трудовой книжки Пенсионный фонд спорные периоды не включит.

В таком случае гражданину необходимо будет обратиться в суд с исковым заявлением о включении спорных периодов работы в общий трудовой и страховой стаж. В случае если в трудовой книжке все записи сделаны грамотно и в соответствии со всеми правилами ведения трудовой книжки, как это было указано выше, трудностей у будущего пенсионера в подтверждении стажа не возникнет.

Как же быть с периодами работы после 2002 года?

В соответствии с распоряжением Правления ПФ РФ от 22.06.2004 г. № 99 р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР", периоды работы по найму после 1 января 2002 года могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Указанные периоды работы на территории государства – участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Такие справки в соответствии с п. 10 указанного Соглашения обязаны запрашивать территориальный органы Управления ПФ РФ, надо отметить, что, как правило, они выполняют свою обязанность. Однако запросы делаются не всегда своевременно.

В случае если указанные справки по запросу Пенсионного фонда не поступят, можно попробовать сделать запрос самостоятельно. Могу сказать лично из своей практики, что почему-то запросы ПФ РФ зачастую остаются без ответа, однако когда запрашивает суд по нашему ходатайству либо мы делаем запрос самостоятельно, ответ чаще всего приходит и довольно быстро.

Поэтому если ПФ РФ не включает периоды работы после 2002 года по причине отсутствия справок об уплате страховых взносов, можно смело идти в суд с иском и затем заявлять ходатайство об истребовании этих справок, а для большей надежности можно до подачи иска сделать еще и самостоятельный запрос.

В моей практике не было ни разу такой ситуации, чтобы ответ не поступил. Я думаю, дело в том, что ПФ направляет запросы простым письмом, а не заказным с уведомлением, поэтому письма идут долго или вовсе теряются.

Но это еще не все

Есть еще одна проблема, которая может возникнуть при назначении пенсии гражданам, проживавшим и работавшим в странах бывшего СНГ.

Как я уже говорила выше, в отношении периодов работы после 1991 года территориальные органы УПФ РФ направляют запросы о подтверждении данных периодов работы.

Указанные запросы Пенсионный фонд обязан делать сразу после обращения лица с заявлением о назначении пенсии. В таком случае велика вероятность того, что ответы на запросы придут за то время, пока Пенсионный фонд рассматривает документы гражданина и пенсия будут назначена ему с учетом включения всех периодов его работы на территории страны бывшего СНГ.

Однако запросы делаются не всегда своевременно и, как следствие, документы приходят гораздо позже, чаще всего через несколько месяцев после назначения пенсии. Конечно, перерасчет размера пенсии делается, но только с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором документы поступили. То есть, например, документы пришли в январе, и перерасчет сделают с 1 февраля.

Таким образом, в силу того, что пенсионный орган не исполняет свою обязанность своевременно и не истребует нужные документы сразу после обращения лица, пенсионер вместо того чтобы сразу с момента назначения пенсии получать пенсию в полном объеме, начинает получать ее только спустя несколько месяцев.

В таком случае можно попытаться добиться перерасчета пенсии с даты назначения. К сожалению, добровольно перерасчет УПФ с момента назначения пенсии делать отказывается. Однако лично из моей судебной практики могу сказать, что в судебном порядке вполне реально добиться перерасчета с даты назначения, конечно, все зависит от обстоятельств дела, но чаще всего практика складывается в пользу пенсионеров.


Всех граждан нашей республики в том или ином возрасте интересуют вопросы пенсионного обеспечения от государства: как выйти на пенсию, как подсчитать размер полагаемых пенсионных выплат и, в целом, какая государственная поддержка реализуется для граждан, уже вышедших на пенсию? Более подробную информацию по всем вопросам о пенсионном обеспечении в Республике Казахстан вы сможете найти, прочитав данную статью.

В соответствии со статьей 28 Конституции Республики Казахстан гражданину Республики Казахстан гарантируется минимальный размер заработной платы и пенсии, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, по случаю потери кормильца и по иным законным основаниям.

Пенсионное обеспечение в республике осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан от 21 июня 2013 года «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» (далее – Закон).

Пенсия – это совокупность государственной базовой пенсионной выплаты и (или) пенсионных выплат по возрасту и (или) пенсионных выплат за выслугу лет и (или) из единого накопительного пенсионного фонда, и (или) добровольного накопительного пенсионного фонда.

Право на пенсионные выплаты имеют граждане Республики Казахстан, иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан, если иное не предусмотрено законами и международными договорами.

Виды пенсии

В настоящее время в Казахстане функционирует многоуровневая пенсионная система, состоящая из базового, обязательного и добровольного уровней.

первый уровень (базовый) – государственная базовая пенсионная выплата (республиканский бюджет);

второй уровень (обязательный) – пенсии из солидарной системы (республиканский бюджет) и единого накопительного пенсионного фонда за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов;

третий уровень (добровольный) – выплаты за счёт добровольных пенсионных взносов.

На базовом уровне предусмотрена государственная базовая пенсионная выплата, которая назначается гражданам, а также лицам, постоянно проживающим на территории республики, при достижении пенсионного возраста и осуществляется независимо от получения солидарной и/или накопительной пенсии.

Получателями государственной базовой пенсионной выплаты являются более 2 млн. чел.

В реализацию Послания с 1 июля 2018 года изменена методика ее назначения. Размер ее зависит от стажа участия в пенсионной системе.

Новый механизм назначения базовой пенсии заключается в следующем:

Ее размер при стаже участия в пенсионной системе 10 и менее лет либо его отсутствии равен 54% от величины прожиточного минимума (ПМ).

За каждый год, отработанный сверх 10 лет, базовая пенсия будет увеличивается на 2%. Например, стаж 20 лет – базовая пенсия 74% от ПМ, работал 30 лет – базовая пенсия – 94% от ПМ, при стаже 33 и более лет размер базовой пенсии составит 100% ПМ.

При этом в стаж участия в пенсионной системе включаются:

- трудовой стаж, выработанный до 1 января 1998 года,

- накопительный стаж (фактический стаж уплаты пенсионных взносов) после 1 января 1998 года;

- иные социально-значимые периоды (уход за ребенком до 3 лет – (в пределах 12-ти лет) периоды ухода за инвалидом первой группы, одиноким инвалидом второй группы и пенсионером по возрасту, нуждающимися в посторонней помощи, а также за престарелым, достигшим восьмидесятилетнего возраста, инвалидом с детства до 16 лет, время проживания супруг военнослужащих, сотрудников специальных государственных органов, дипломатических работников и др.).

Новая методика назначения базовой пенсии соответствует принципу социальной справедливости, так как не только улучшает материальное положение пенсионеров, но и служит усилению трудовой мотивации и формализации трудовых отношений граждан. То есть, чем дольше человек работает – тем больше у него пенсия (как накопительная, так и базовая).

Второй уровень (обязательный) – это:

1) солидарные пенсии, выплачиваемые за счет республиканского бюджета при наличии трудового стажа не менее 6 месяцев, выработанного по состоянию на 1 января 1998 года;

2) выплаты из единого накопительного пенсионного фонда (далее – ЕНПФ) за счёт пенсионных накоплений работников.

При назначении солидарной пенсии по возрасту трудовой стаж учитывается только до 1 января 1998 года, так как с этой даты начался переход к накопительной пенсионной системе, предусматривающей перечисление обязательных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд всеми работающими.

За трудовой стаж после 1 января 1998 года осуществляются пенсионные выплаты из ЕНПФ исходя из индивидуальных пенсионных накоплений, сформированных за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов.

В соответствии с Законом исчисление размера пенсионных выплат по возрасту осуществляется исходя из среднемесячного дохода за любые 3 года подряд независимо от перерывов в работе с 1 января 1995 года. При этом размер среднемесячного дохода за период с 1 января 1998 года устанавливается соответственно доходу, с которого осуществлялись обязательные 10-процентные пенсионные взносы в ЕНПФ.

Законом предусмотрен предельный размер среднемесячного дохода (СМД), принимаемого для исчисления солидарной пенсии (учитывается в пределах 46-кратного месячного расчетного показателя), устанавливаемого ежегодно законом о республиканском бюджете), а также ограничение максимального размера пенсионной выплаты (75 % от СМД).

В соответствии с Концепцией дальнейшей модернизации пенсионной системы Республики Казахстан до 2030 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 18 июня 2014 года № 841, для поддержания размеров солидарных пенсий на приемлемом уровне их размеры ежегодно индексируются с опережением уровня инфляции на два процента.

Пенсии из накопительной пенсионной системы

С переходом к накопительной пенсионной системе, предусматривающей перечисление обязательных пенсионных взносов всеми работающими, при этом каждый работодатель обязан осуществлять регулярное перечисление ОПВ в размере 10% от ежемесячного дохода работника (не более 50-кратного размера минимальной заработной платы) на индивидуальный пенсионный счет работника, открытый в ЕНПФ.

В соответствии со статьей 31 Закона право на пенсионные выплаты имеют лица, имеющие пенсионные накопления в ЕНПФ:

1) при достижении пенсионного возраста – 59 лет для женщин / 63 года для мужчин;

2) при достаточности пенсионных накоплений для обеспечения выплаты не ниже размера минимальной пенсии, мужчины по достижении 55 лет и женщины – 51 года путем заключения договора пенсионного аннуитета;

3) инвалиды первой и второй групп, если инвалидность установлена бессрочно;

4) выехавшие на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан иностранцы и лица без гражданства, представившие документы, подтверждающие факт выезда.

Пенсионные выплаты из ЕНПФ с 1 января 2018 года осуществляются по графику ежемесячно и определяется как одна двенадцатая годовой суммы пенсионных выплат, исчисленной в соответствии с Методикой осуществления расчета размера пенсионных выплат, а также установления минимального размера ежемесячной пенсионной выплаты из ЕНПФ не менее 54 процентов от прожиточного минимума, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

Право изъять «единовременно», то есть получить пенсионную выплату из ЕНПФ разово смогут только те лица, у которых общая сумма пенсионных накоплений не превышает 12-кратного размера минимальной пенсии (в 2020 г. – 463 632 тенге).

В случае, если остаток пенсионных накоплений на индивидуальном пенсионном счете после осуществления очередной ежемесячной выплаты составляет сумму менее 54 процентов от прожиточного минимума, данный остаток выплачивается вместе с суммой очередной выплаты.

Введенные с 1 января 2018 года в порядок осуществления пенсионных выплат из ЕНПФ изменения способствуют как увеличению размера совокупных ежемесячных пенсионных выплат за счет бюджетных средств и за счет накопительной пенсии из ЕНПФ, так и продолжительности ежемесячных выплат из ЕНПФ.

Пенсионные накопления, сформированные за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов наследуются и на них распространяется гарантия по сохранности обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов с учетом уровня инфляции.

C октября 2018 года упрощен порядок оформления пенсионных выплат.

Назначение 3-х видов выплат (солидарная, базовая и накопительная пенсии) оказываются на основании одного заявления и одного пакета документов (так называемая композитная услуга), а выплата госгарантии производится в беззаявительном порядке (проактивном формате).

Третий уровень (добровольный) – выплаты за счёт добровольных пенсионных взносов.

Добровольные пенсионные взносы – деньги, вносимые вкладчиками по своей инициативе в ЕНПФ и (или) добровольный накопительный пенсионный фонд за себя или третьими лицами. Их ставка, период уплаты определяются договором о пенсионном обеспечении за счет добровольных пенсионных взносов.

Вкладчиками добровольных пенсионных взносов является физическое или юридическое лицо, осуществляющее за счет своих собственных средств добровольные пенсионные взносы.

В целом, добровольный уровень пенсионного обеспечения стимулирует личную ответственность граждан за пенсионное обеспечение.

Таким образом, действующая модель пенсионного обеспечения ориентирована на персональную ответственность каждого гражданина за свое будущее пенсионное обеспечение.

Многоуровневая модель социальной защиты в Республике Казахстан

В Республике Казахстан социальная защита лиц, утративших трудоспособность либо потерявших кормильца, является многоуровневой и состоит из следующих выплат:

первый уровень (базовый) – государственные социальные пособия по инвалидности или потере кормильца из государственного бюджета.

Размеры государственных социальных пособий зависят от величины прожиточного минимума, поэтому пересматриваются в связи с изменением этой величины.

В рамках оптимизации социальных выплат с 1 января 2018 года два вида ежемесячных пособий, получаемых инвалидами, объединены в одно (размеры государственных социальных пособий по инвалидности повышены на размер упраздняемого специального государственного пособия). Кроме того, пересмотрена структура прожиточного минимума. С учетом пересмотра структуры прожиточного минимума с 1 января 2018 года размеры указанных пособий повышены до 16 процентов.

С начала 2020 года размеры указанных государственных социальных пособий были повышены еще на 5%.

второй уровень (обязательный) – социальные выплаты из Государственного фонда социального страхования, если за пострадавшего работника работодатель уплачивал социальные отчисления в Государственный фонд социального страхования (введены с 2005 года).

Система обязательного социального страхования направлена на создание дополнительной формы социальной защиты работников формального сектора при наступлении социальных рисков на случаи утраты трудоспособности и потери кормильца.

Размеры социальных выплат напрямую зависят от дохода работника, степени утраты общей трудоспособности, количества иждивенцев умершего кормильца и продолжительности отчислений в систему обязательного социального страхования.

С 1 января 2020 года размеры социальных выплат на случаи утраты трудоспособности и потери кормильца были повышены на 30%.

третий уровень (дополнительный) – предусматривает страховые выплаты из страховой организации, если утрата трудоспособности связана с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, и если в пользу пострадавшего работника был заключен договор обязательного страхования работника от несчастных случаев. Размер указанных выплат зависит от заработной платы, получаемой до увечья и степени утраты профессиональной трудоспособности.

Таким образом, если несчастный случай произошел с работником при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей, то этот работник, а в случае его гибели иждивенцы, в дополнение к государственным социальным пособиям по инвалидности или потери кормильца имеет право на дополнительные виды выплат, предусмотренные законодательством об обязательном социальном страховании и страховании работника от несчастных случаев.

Право на назначение государственного специального пособия по Списку №1, №2 регулируется Законом Республики Казахстан от 13.07.1999 года №414 «О государственном специальном пособии лицам, работавшим на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда или на работах с вредными и тяжелыми условиями труда».

Так, граждане, имевшие по состоянию на 1 января 1998 года стаж работы по Списку №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утверждаемому Правительством Республики Казахстан, имеют право на назначение пособия:

мужчины – по достижении 53 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах;

женщины – по достижении 48 лет и при стаже работы не менее 15 лет, из них не менее 7 лет 6 месяцев на указанных работах.

Граждане, имевшие по состоянию на 1 января 1998 года стаж работы по Списку №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утверждаемому Правительством Республики Казахстан, имеют право на назначение пособия:

мужчины – по достижении 58 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев на указанных работах;

женщины – по достижении 53 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах.

Размер пособия зависит от месячного расчетного показателя, утверждаемого республиканским бюджетом на соответствующий финансовый год.

С 1 января 2020 года размеры государственных специальных пособий по Спискам № 1 и № 2 с учетом повышения составили 24 973 тенге и 22 216 тенге соответственно.

Пенсионный возраст в РК

Пенсионный возраст для мужчин составляет в 63 года, для женщин – 59 лет (в 2019 году). В соответствии с ст. 11 Закона РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» пенсионный возраст для женщин повышается ежегодно по 6 месяцев в течение 10 лет до 2027 года.

Поэтапное повышение пенсионного возраста женщин:

  • с 1 января 2018 года - по достижении 58,5 лет;
  • с 1 января 2019 года - по достижении 59 лет;
  • с 1 января 2020 года - по достижении 59,5 лет;
  • с 1 января 2021 года - по достижении 60 лет;
  • с 1 января 2022 года - по достижении 60,5 лет;
  • с 1 января 2023 года - по достижении 61 года;
  • с 1 января 2024 года - по достижении 61,5 года;
  • с 1 января 2025 года - по достижении 62 лет;
  • с 1 января 2026 года - по достижении 62,5 лет;
  • с 1 января 2027 года - по достижении 63 лет.

Таким образом, это касается женщин, родившиеся с 1960-1964 г.г.

В более раннем возрасте выход предусмотрен для:

1) граждан, проживавших с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года (не менее 5 лет) в зонах экологического риска, пострадавших вследствие испытаний ядерного оружия на Семипалатинском ядерном полигоне;

  • мужчины – по достижении 50 лет;
  • женщины – по достижении 45 лет.

2) женщин, родивших либо усыновивших 5 и более детей и воспитавших их до 8 летнего возраста, при достижении 53 лет.

Для участниц накопительной пенсионной системы при достаточности пенсионных накоплений сохранено право назначения пенсионных выплат из накопительной пенсионной системы в 51 год в случае приобретения пенсионного аннуитета.

Порядок налогообложения пенсионных выплат

В соответствии с положениями статьи 326 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее – Налоговый Кодекс), пенсионные выплаты, осуществляемые АО «ЕНПФ» (далее – ЕНПФ), относятся к доходу, облагаемому у источника выплаты индивидуальным подоходным налогом (далее – ИПН).

Согласно пункту 1 статьи 320 Налогового Кодекса доходы получателя в виде пенсионных выплат из ЕНПФ облагаются ИПН по ставке 10 (десять) процентов.

Удержание ИПН производится от суммы выплат совокупно по всем договорам вкладчика (получателя) за счет обязательных пенсионных взносов (далее – ОПВ), обязательных профессиональных пенсионных взносов (далее – ОППВ), добровольных пенсионных взносов (далее – ДПВ).

Лицами, имеющими право на налоговый вычет из дохода в виде пенсионных выплат из ЕНПФ в соответствии со статьей 345 Налогового кодекса, являются:

1) получатели пенсионных выплат из пенсионных накоплений, сформированных за счет ОПВ и ОППВ, в соответствии с законодательством Республики Казахстан, за счет ДПВ в соответствии с условиями договора о пенсионном обеспечении за счет ДПВ – в размере одного минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете, и действующего на дату начисления дохода в виде пенсионной выплаты, за каждый месяц, за который осуществляется пенсионная выплата;

2) получатели пенсионных выплат – физические лица-резиденты Республики Казахстан, достигшие пенсионного возраста и выехавшие на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан – в размере двенадцатикратного минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете, и действующего на дату начисления дохода в виде пенсионной выплаты.

Согласно пункту 1 статьи 343 Налогового кодекса налоговый вычет в размерах, определенных пунктом 1 статьи 345 Налогового кодекса, применяется на основании заявления физического лица о применении налогового вычета и копий подтверждающих документов.

Пенсионные выплаты, осуществляемые ЕНПФ физическим лицам, являющимся нерезидентами Республики Казахстан, в соответствии с положениями пункта 3 статьи 655 Налогового кодекса облагаются ИПН путем применения ставки, установленной пунктом 1 статьи 320 Налогового кодекса (10 (десять) процентов), без осуществления налоговых вычетов.

Доход физических лиц в виде пенсионных накоплений, унаследованных в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, облагается ИПН по ставке 10 (десять) процентов без осуществления налоговых вычетов.

Читайте также: