Обязанность по предоставлению сведений в пфр


На этой неделе, 3 декабря, в окончательном чтении принят закон , утверждающий новую обязанность работодателей. Им придется отчитываться в Пенсионный фонд о трудовой деятельности каждого сотрудника. Новый отчет нужно будет сдавать каждый раз в случае приема, перевода или увольнения работника, а также при подаче работником заявления о выборе трудовой книжки (бумажная или электронная). В настоящей статье мы расскажем о форме нового отчета, о том, как и когда его надо сдавать, а также о штрафах за нарушения при сдаче СЗВ-ТД.

В индивидуальном лицевом счете появится новый раздел

За Пенсионным фондом сохраняется обязанность по ведению индивидуальных лицевых счетов (ИЛС) физических лиц. С 2020 года такие счета пополнятся еще одним разделом, который называется «Сведения о трудовой деятельности». Об этом сказано в новом подпункте 2.1 статьи 6 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее — Закон № 27-ФЗ).

В новом разделе будет отражена следующая информация о работнике:

  • место работы: наименование и регистрационный номер страхователя; данные об изменении его названия (с реквизитами соответствующих приказов, распоряжений и прочих документов);
  • сведения о приеме на работу с указанием структурного подразделения (при его наличии);
  • трудовая функция (должность по штатному расписанию, профессия, специальность, квалификация, конкретные обязанности);
  • информация о переводе на другую постоянную работу;
  • сведения об увольнении (с указанием основания и причины);
  • реквизиты документов, подтверждающих трудовые отношения (приказы, распоряжения и проч.);
  • информация о том, какую форму трудовой книжки выбрал сотрудник: бумажную или электронную (см. « Принят закон о переходе на электронные трудовые книжки »).

Сведения для указанного раздела ИЛС будут предоставлять работодатели.


Бесплатно составлять кадровые документы по готовым шаблонам и вести кадровый учет в веб-сервисе

Новый отчет СЗВ-ТД

Обязанность сдавать сведения о трудовой деятельности закреплена за страхователями в обновленной редакции статьи 11 Закона № 27-ФЗ. Именно этот отчет послужит работникам ПФР основанием для заполнения одноименного раздела ИЛС.

В отчете необходимо указать информацию о работнике: ФИО, страховой номер ИЛС, сведения о приеме на работу, о трудовой функции, о переводах и увольнении, а также о выборе способа ведения трудовой книжки.

Форму, формат и порядок заполнения отчета СЗВ-ТД должен утвердить Пенсионный фонд. Соответствующий проект можно скачать на официальном сайте фонда (ссылки размещены в разделе « Законодательство об электронных трудовых книжках »).

Согласно проекту, отчитываться о трудовой деятельности сотрудников необходимо по форме СЗВ-ТД.


Бесплатно заполнить и сдать СЗВ‑ТД через интернет

Как часто и в какие сроки надо сдавать СЗВ-ТД

В 2020 году

Новую форму следует сдавать, если работник устроился в штат, перевелся на другую постоянную работу, подал заявление о выборе формы трудовой книжки (бумажная или электронная) или уволился. В каждом из перечисленных случаев срок для сдачи отчета в 2020 году — не позднее 15-го числа месяца, следующего за тем, в котором произошло соответствующее событие.

Также в подпункте 1 нового пункта 2.5 статьи 11 Закона № 27-ФЗ говорится, цитируем: «При представлении указанных сведений впервые в отношении зарегистрированного лица страхователь одновременно представляет сведения о его трудовой деятельности по состоянию на 1 января 2020 года у данного страхователя». Не вполне понятно, что означает выражение « одновременно представляет сведения ».

Можно сделать вывод, что страхователь должен одновременно (одну за другой, в один день) сдать две формы СЗВ-ТД. Поясним на примере.

Допустим, в феврале 2020 года сотрудник организации Иванов был переведен на другую постоянную работу. Работодатель должен сразу подать по Иванову СЗВ-ТД. Сделать это надо не позднее 15-го марта 2020 года.

До этого работодатель не подавал СЗВ-ТД по Иванову, так как до этого случая работник не устраивался, не переводился, не увольнялся и не писал заявлений о форме трудовой книжки. То есть СЗВ-ТД по Иванову подается впервые.

В этом случае работодатель должен дополнительно представить СЗВ-ТД по состоянию на 1 января 2020 года. Получается, что не позднее 15 марта 2020 работодатель сдает по Иванову 2 отчета по форме СЗВ-ТД: один за февраль 2020, второй — по состоянию на 1 января 2020 года.

Допустим, что в июне 2020 Иванов уволился. Работодатель снова должен подать по нему СЗВ-ТД — не позднее 15 июля 2020. Но поскольку это уже не первая подача СЗВ-ТД по Иванову, сдавать по нему форму по состоянию на 1 января 2020 уже не требуется.

Но можно сделать и другой вывод. Согласно ему «одновременно представить» означает сдать один отчет СЗВ-ТД, дополнительно указав в нем сведения по состоянию на 1 января 2020 года. К слову, по информации, которой мы располагаем, именно этот вывод согласуется с правилами проверки формы. Однако полная ясность, какой из двух вариантов правильный, наступит после утверждения бланка отчета и правил его заполнения.

А как быть, если в течение 2020 года ни с одним работником не наступил ни один указанный случай? То есть за весь 2020 год в организации или у ИП никто не был принят на работу, не увольнялся, не переводился и не подавал заявления о выборе формы трудовой книжки? То есть все имевшиеся по состоянию на 1 января 2020 года работники продолжали трудиться на своих должностях. Нужно ли в такой ситуации подавать СЗВ-ТД?

Да, нужно. В описанной ситуации работодатель должен заполнить и сдать отчеты по всем работникам, отразив в них факты трудовой деятельности по состоянию на 1 января 2020 года. Срок сдачи такого отчета — не позднее 15 февраля 2021 года.

В 2021 году и далее

При приеме на работу и при увольнении сотрудника сдать СЗВ-ТД нужно будет не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего приказа (распоряжения), иных решений или документов, подтверждающих оформление трудовых отношений.

При переводе на другую постоянную работу и при подаче заявления о выборе формы трудовой книжки СЗВ-ТД нужно будет представить не позднее 15-го числа месяца, следующего за тем, в котором произошло соответствующее событие.

Если трудоустройства, перевода, увольнения и заявления относительно трудовой книжки не будет, то сдавать отчет не нужно.

Кто обязан сдать СЗВ-ТД через интернет

Страхователи, у которых в предшествующем месяце работало 25 и более застрахованных лиц, должны сдавать СЗВ-ТД через интернет. Для этого можно воспользоваться бесплатной программой Пенсионного фонда, а можно применить любой другой сервис. Отчет формируется в виде электронного документа и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью.


Получить сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи через час

У работодателей с меньшей численностью персонала есть право выбора. Они вправе отчитываться как на бумаге, так и по интернету.

Ответственность за непредставление нового отчета

В измененной редакции статьи 17 Закона № 27-ФЗ сказано следующее: за непредставление в установленный срок, а также представление неполных и (или) недостоверных сведений о трудовой деятельности страхователь или его должностное лицо привлекается к административной ответственности за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Вероятно, будет применяться часть 1 статьи 5.27 КоАП РФ, где речь идет о большинстве нарушений трудового законодательства. Штраф составляет: для организаций — от 30 000 до 50 000 руб.; для ИП и должностных лиц — от 1 000 до 5 000 руб. Вместо штрафа возможно предупреждение. За повторное нарушение размеры санкций установлены частью 2 статьи 5.27 КоАП РФ. Организация может быть оштрафована на сумму от 50 000 до 70 000 руб.; ИП — от 10 000 до 20 000 руб. Для должностных лиц предусмотрен штраф от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от года до трех.

Обратите внимание: при ведении кадрового учета в веб-сервисе вы будете своевременно получать напоминания о необходимости сдать СЗВ-ТД. Если вы примете или уволите работника, программа напомнит вам о необходимости сдать отчет до определенной даты. После этого вы сможете заполнить СЗВ-ТД в интерфейсе программы и сдать отчет через интернет.

Добрый день! Пенсионный фонд предлагает нашей организации (очень настойчиво) подписать порядок организации электронного информационного взаимодействия по представлению заявлений и документов, необходимых для назначения и доставки пенсий. Сейчас сотрудник уходит на пенсию, и Пенсионный фонд требует от нас подписать данный порядок. Обязаны ли мы делать это?? Финансирования на установку специальной программы, через которую подаются документы, у нас нет. Да и вообще, не хотим мы делать это.

Заранее благодарю за ответ!

Ответы юристов ( 1 )


Обязанность работодателя обращаться за назначением пенсии работникам законодательно не установлена.Работодатель лишь содействует работнику, выдавая необходимые подтверждающие стаж и иные сведения документы, в том числе и по запросу Пенсионного фонда РФ.

Однако, в локальных нормативных актах организации может быть предусмотрена такая обязанность.

Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ
(ред. от 28.12.2017)
«О страховых пенсиях»

Статья 21. Порядок установления страховых пенсий, выплаты и доставки страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии

3. Работодатель вправе обращаться за установлением страховой пенсии, выплатой и доставкой страховой пенсии застрахованным лицам, состоящим в трудовых отношениях с ним, с их письменного согласия.

6. Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Приказ Минтруда России от 17.11.2014 N 884н

(ред. от 14.06.2016)
«Об утверждении Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами „О страховых пенсиях“, „О накопительной пенсии“ и „О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации“

14. Работодатель вправе представить заявление об установлении пенсии гражданина, состоящего в трудовых отношениях с ним, с его письменного согласия.
Работодатель представляет заявление о назначении пенсии гражданина, состоящего в трудовых отношениях с ним, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства гражданина, а в случаях, предусмотренных пунктами 5 — 7 настоящих Правил, — по месту пребывания, фактического проживания гражданина либо по месту нахождения работодателя.

Персонифицированный учет - это учет сведений о каждом работнике организации или о лице, самостоятельно уплачивающем взносы в системе Пенсионного фонда РФ. Данный процесс осуществляется с целью реализации прав (пенсионных) человека в соответствии с требованиями действующего законодательства. При этом сведения, отраженные в системе персонифицированного учета, служат фундаментом для определения и расчета всех видов социальных выплат.

Персонифицированный учет и действующее законодательство

Персонифицированный учет основывается на нормах, закрепленных Федеральным Законом “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования” от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ и призван усовершенствовать порядок получения сведений о лицах, получающих социальную помощь от государства.

Отметим, что помимо граждан России, персонифицированному учету подлежат и иностранные граждане:

граждане другого государства, постоянно или временно проживающие в РФ;

граждане другого государства, временно находящиеся в РФ, но имеющие трудовой договор на 6 месяцев.

Каждый месяц все работодатели-страхователи должны передавать информацию о каждом физическом лице, которому были начислены выплаты и вознаграждения, облагаемые страховыми взносами.

Кто является плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд России

Все застрахованные лица подразделяются на:

людей, которые страхуют себя и выплачивают взносы самостоятельно;

людей, работающих на основе договора, который был заключен с лицом.

Плательщиком обязательных страховых взносов в Пенсионный фонд России являются лица, которые

работают на основании заключенного трудового договора;

работают на основе гражданско-правового договора или авторско­го договора;

не работают, но поставлены на учет в Службе занятости.

Кто участвует в системе пенсионного страхования

В системе Обязательного Пенсионного Страхования можно выделить следующих участников:

страховщик. Им может выступать как Пенсионный фонд РФ, так и негосударственные пенсионный фонды;

страхователи. Это работодатели, т.е. организации и предприниматели, которые отчисляют пенсионные взносы за себя и за своих сотрудников;

застрахованные лица – это лица, которые являются собственниками пенсионных накоплений.

Цели персонифицированного учета

Под целями персонифицированного учета понимается:

Создание всех необходимые условий, позволяющих назначить застрахованному лицу будущую пенсию, исходя из итогов трудовой деятельности;

Обеспечение достоверности предоставляемой информации о стаже и заработной плате (дохо­де), которые являются основной информацией для назначения величины трудовой пенсии;

Создание и постоянное ведение информационной базы данных для того, чтобы назначать пенсию, учитывая итоговый трудовой стаж застрахованного лица, а также основываясь на вносимые страховые суммы;

Контролирование уплаты страховых вносов застрахованными лицами;

Упрощение порядка и ускорение процесса назначений трудо­вой пенсии застрахованным лицам.

Именно для этих важных целей и ведется в Пенсионном Фонде России персонифицированный учет.

При этом каждому застрахованному лицу открывается индивидуальный лицевой счет. Счет необходим для учета страховых взносов, которые поступают за сотрудника организации от работодателя.

Отметим, что кроме работодателя, такие взносы может делать само застрахованное лицо. Данный счет ведется обычно в информационной базе данных.

Какие сведения относятся к персонифицированному учету

К сведениям персонифицированного учета относится следующая информация о застрахованном лице:

дата и место рождения;

ИНН (при наличии);

сумма дохода по итогам отчетного периода (зарплата и прочие выплаченные вознаграждения);

размер уплаченных страховых взносов;

период трудового стажа.

На основании сумм страховых взносов, перечисленных страхователем за сотрудника, ПФР рассчитывает показатель пенсионных баллов.

При наступлении страхового случая (например, пенсионный возраст) данный показатель учитывается при расчете пенсии.

Также при расчете и назначении пенсии учитывается показатель трудового стажа.

Как работает система персонифицированного учета

На базе системы персонифицированного учета взаимодействуют три субъекта правоотношений обязательного пенсионного страхования:

застрахованное лицо (сотрудник).

Реализация системы персонифицированного учета осуществляется следующим образом:

При поступлении на работу гражданин предоставляет работодателю полную информацию о себе (ФИО, адрес регистрации, дата рождения, т.п.). Предоставленные данные подтверждаются документально (паспорт, документ, подтверждающий регистрацию, т.п.).

Работодатель вносит предоставленную информацию в базу, которая может быть оформлена как в электронной форме, так и на бумажном носителе.

В установленный срок работодатель подает персонифицированные данные в территориальный орган ПФР по месту регистрации. Предоставленный документ (в электронном виде или на бумаге) представляет собой консолидированную персональную информацию обо всех работниках предприятия.

На основании данных, предоставленных работодателями, орган ПФР формирует сводную базу со сведениями обо всех застрахованных лицах. При наступлении страхового случая (приобретение инвалидности, наступление пенсионного возраста, потеря кормильца, прочие случаи, предусмотренные законодательством), ПФР на основании сведений персонифицированного учета рассчитывает сумму пенсионных выплат.

Какая информация подлежит сбору и хранению при осуществлении индивидуального персонифицированного) учета

Персонифицированный учет сведений о застрахованных лицах – это сбор и хранение следующей информации:

суммы страховых взносов, которые были начислены данному работнику работодателем;

суммы, которые поступили на страховой счет от страхователя за весь период;

размер установленной пенсии с учетом последующей индексации.

Персонифицированный учет Пенсионным фондом России ведется на постоянной основе.

Система Персонифицированного учета является гарантом того, что поступления и взносы не пропадут и будут учтены при расчете будущей пенсии.

Но при этом не стоит забывать: для того чтобы эти поступления были, необходимо работать официально, либо самостоятельно делать взнос (из неофициальной заработной платы) на личный лицевой счет в Пенсионный фонд России.

Ответственность за непредставление данных индивидуального учета

Работодатель, имеющий наемных работников, по отношению к которым он выступает страхователем, обязан подавать в ПФР данные персонифицированного учета в соответствии с порядком, утвержденным ФЗ-27 от 01.04.1996.

Если организация или предприниматель не представил данные персонифицированного учета, или в случаях, когда представлены недостоверные данные, предусмотрен штраф по каждому сотруднику от 300 до 500 рублей (ст.15.33.2 КоАП).

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме "Зарплата и кадры".

Федеральным законом N 213-ФЗ внесены изменения в законодательство, в частности в Федеральный закон N 27-ФЗ в отношении периодичности представления страхователями сведений о страховых взносах и стаже. В 2010 г. такие сведения должны быть представлены два раза - по итогам полугодия 2010 г. (до 1 августа 2010 г.) и по итогам года (до 1 февраля 2011 г.).

В этой связи приобретает особую актуальность вопрос ответственности за непредставление (несвоевременное представление) сведений в ПФР страхователями.

Коротко о представлении сведений о застрахованных лицах

При представлении сведений о застрахованных лицах страхователи должны руководствоваться следующими нормами законодательства.

Федеральный закон N 167-ФЗ

Страховщик имеет право проводить проверки правильности начисления и уплаты страховых взносов страхователем в ПФР, проверки документов, связанных с представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц; требовать и получать у плательщиков страховых взносов необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну

Страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения

Федеральный закон N 27-ФЗ

Страхователи представляют в органы ПФР по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров

Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения. Дополнительно к сведениям, предусмотренным настоящим пунктом, страхователь один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц

За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся за отчетный год платежей в ПФР. Взыскание указанной суммы производится органами ПФР в судебном порядке

Федеральный закон N 213-ФЗ

В целях реализации Федерального закона N 27-ФЗ отчетными периодами в 2010 г. признаются полугодие и календарный год. Страхователи за первый отчетный период 2010 г. (полугодие) представляют сведения, предусмотренные Федеральным законом N 27-ФЗ, до 1 августа 2010 г., за второй отчетный период 2010 г. (календарный год) - до 1 февраля 2011 г.

Постановление Правления ПФР от 30.01.2002 N 11п "Об утверждении Методических рекомендаций по организации и проведению документальной проверки достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении), доходе застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования"

Документ рекомендуется для использования территориальными органами ПФР при проведении документальных проверок достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений и единого подхода к оценке информации, необходимой для назначения государственных трудовых пенсий, содержащейся в представленных индивидуальных сведениях по общему, специальному трудовому стажу и заработку (вознаграждению), доходу застрахованного лица, а также о страховых взносах в ПФР за периоды до 1 января 2002 г.

Определяем меру ответственности: какими нормами руководствоваться?

Какая ответственность предусмотрена за несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах? Применима ли в данном случае ответственность, предусмотренная п. 3 ст. 27 Федерального закона N 167-ФЗ, или необходимо руководствоваться нормой ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ?

Законодательством предусмотрена ответственность:

- ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ: за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся за отчетный год платежей в ПФР. Взыскание указанной суммы производится органами ПФР в судебном порядке;

- п. 3 ст. 27 Федерального закона N 167-ФЗ: неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с данным Законом это лицо должно было сообщить в орган ПФР, влечет взыскание штрафа в размере 1000 руб. За те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, предусматривается взыскание штрафа в размере 5000 руб.

При несвоевременном представлении сведений о застрахованных лицах страхователь совершает правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ. Данный вывод подтверждает и арбитражная практика (см., например, Постановления ФАС ВСО от 28.03.2006 N А58-4029/05-Ф02-1203/06-С1, от 11.04.2006 N А58-4030/05-Ф02-1371/06-С1). Как указывают судьи, норма ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ является специальной по отношению к норме ст. 27 Федерального закона N 167-ФЗ. При конкуренции общей и специальной норм применению подлежит специальная норма.

Данный вывод содержится также в Постановлении от 29.06.2004 N 13-П, в котором Конституционный Суд отметил, что в отношении федеральных законов как актов одинаковой юридической силы применяется правило "lex posterior derogat priori" ("последующий закон отменяет предыдущие"), означающее, что, даже если в последующем законе отсутствует специальное предписание об отмене ранее принятых законоположений, в случае коллизии между ними действует последующий закон; вместе с тем независимо от времени принятия приоритетными признаются нормы того закона, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений.

То есть специальный Закон о персонифицированном учете (Федеральный закон N 27-ФЗ) имеет в данном случае большую силу, чем Закон о пенсионном страховании (Федеральный закон N 167-ФЗ).

Определяем размер санкций

Размер санкций исчисляется от суммы платежей только в отношении лиц, на которых представлены неполные сведения

Приходя к подобным выводам, судьи приводят позицию, изложенную в п. 16 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 N 79: размер штрафа, подлежащего взысканию за представление неполных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, следует определять от суммы платежей только в отношении тех застрахованных лиц, о которых представлены неполные сведения.

Указанный подход, по мнению суда, отражает позицию законодателя, обеспечивающую индивидуализацию мер ответственности. В ином случае, когда производится расчет штрафа исходя из общей суммы страховых взносов, уплачиваемых страхователем, размер ответственности фактически зависит не от тяжести совершаемого правонарушения, а от численности работников.

Аналогичная позиция высказана и в Письме ПФР от 28.06.2006 N КА-09-26/6784 "О взыскании сумм от применения финансовых санкций": территориальным органам ПФР следует четко руководствоваться положением п. 16 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 N 79 и обращаться в судебные органы с исками к страхователям-работодателям о взыскании сумм от применения финансовых санкций за непредставление в установленные сроки либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, исходя из размера 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в ПФР только в отношении тех застрахованных лиц, за которых вовремя не представлены либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения.

В базу для расчета берутся платежи за год, а не за иной период

В Постановлении ФАС ВВО от 22.07.2008 N А29-8880/2007 судьи столкнулись с ситуацией, когда за непредставление сведений о застрахованных лицах за 2006 г. ПФР рассчитал размер штрафа исходя из суммы авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за I квартал 2006 г.

Отказывая ПФР в удовлетворении требований, судьи указали, что из нормы ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ следует, что законодатель установил базу для расчета финансовой санкции исходя из причитающейся суммы годовых платежей и не предусмотрел иного метода расчетов.

Когда санкции можно не применять?

Как указано в Письме ПФР от 14.12.2004 N КА-09-25/13379, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также если он в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом ПФР ошибки, ПФР считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные ч. 3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ.

По мнению специалистов ПФР, такой правоприменительный подход позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, снизить напряженность во взаимоотношениях между страхователями и органами ПФР, а также послужить дополнительной аргументацией при защите интересов ПФР.

Следует отметить, что судьи придерживаются аналогичного мнения (см., например, Постановления ФАС ПО от 12.10.2009 N А65-9975/2009, ФАС ДВО от 16.02.2009 N Ф03-6303/2008).

Ситуация, рассмотренная судьями Северо-Западного округа (Постановление от 17.12.2008 N А05-5060/2008), конечно, не является типичной, но от того не перестает быть интересной, в том числе и для понимания механизма применения нормы ч. 3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ.

Страхователь представил сведения о 26 физических лицах, в число которых входили 17 лиц, не являющихся работниками страхователя и не связанных с последним гражданско-правовыми договорами. Далее, на 17 человек, в отношении которых организация не признавалась страхователем и которые не являлись застрахованными лицами, были представлены отменяющие и корректирующие сведения.

ПФР привлек организацию к ответственности, рассчитав штраф с суммы страховых взносов, исчисленной в отношении всех 26 физических лиц. Рассмотрев дело и определив, что, поскольку в данном случае. в установленный срок представлены достоверные сведения в отношении застрахованных лиц, суды правомерно указали на отсутствие оснований для взыскания со страхователя штрафных санкций на основании ст. 17 Закона N 27-ФЗ. Кассационная инстанция поддерживает вывод судов о том, что размер штрафа неправомерно исчислен фондом исходя из страховых взносов, начисленных в отношении застрахованных лиц, на которых представлены достоверные сведения.

Ответственность за несвоевременное представление сведений физическими лицами, которые самостоятельно уплачивают страховые взносы

Проблема привлечения к ответственности за несвоевременное представление сведений в ПФР физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, заключается, во-первых, в нечеткости формулировки законодательства, а именно определения таких понятий, представленных в Федеральном законе N 27-ФЗ, как "страхователь" и "физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы", а во-вторых - в отсутствии прямого указания на срок представления сведений для физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, в Федеральном законе N 27-ФЗ, при этом наличие данного срока оговорено в Инструкции N 987н.

Значительное количество судей при решении этого вопроса встают на сторону страхователей, указывая, что Инструкция не может устанавливать сроки, не предусмотренные законом (см., например, Постановление ФАС ВСО от 16.12.2008 N А78-3650/08-С3-10/108-Ф02-6226/08). При этом цепочка рассуждений такова.

Определение понятий "страхователь" и "физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы" дано в ст. 1 Федерального закона N 27-ФЗ, согласно которой к страхователям в числе прочих относятся индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы.

Физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, являются индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные категории граждан, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом N 212-ФЗ.

Следовательно, в целях организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, могут быть отнесены как к категории страхователей, так и к категории физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы.

К сведению. Индивидуальный предприниматель может быть отнесен к категории "страхователь" в соответствии с Федеральным законом N 27-ФЗ только в том случае, если он осуществляет прием на работу по трудовому договору, а также заключает договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы (Постановление ФАС СКО от 26.10.2009 N А63-19572/2008-С3-2).

Пунктом 2 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ срок представления сведений в ПФР установлен только для страхователей. Как указывают судьи, в случаях, когда у индивидуального предпринимателя нет наемных работников, он не может быть привлечен как страхователь к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ.

Также судьи указывают, что срок представления сведений данной категорией лиц Законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ не установлен.

Предусмотренная п. 5 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, представлять страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования, другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии, не обусловлена каким-либо сроком, следовательно, за нарушение этой обязанности неприменима и ответственность, предусмотренная ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ, резюмируют судьи ФАС СКО в Постановлении от 26.10.2009 N А63-19572/2008-С3-2.

Подтвердили данную позицию судьи высшей арбитражной инстанции (Определение ВАС РФ от 06.08.2009 N ВАС-7802/09, Постановление Президиума ВАС РФ от 15.09.2009 N 7802/09).

Однако нельзя не учитывать решения некоторых судей (см., например, Постановления ФАС ЦО от 26.06.2008 N А14-12103/2007/57/26, ФАС ВВО от 05.02.2008 N А11-4623/2007-К2-21/296, от 18.04.2007 N А79-11235/2006, ФАС МО от 26.02.2007, 05.03.2007 N КА-А41/970-07), которые, также основываясь на нормах Федерального закона N 27-ФЗ и Инструкции N 987н, приходят к выводу, что срок представления в Пенсионный фонд Российской Федерации обязательных сведений физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, установлен. И это срок, определенный Инструкцией N 987н.

Смягчающие обстоятельства

Рассмотрение вопроса об ответственности за непредставление сведений о застрахованных лицах было бы неполным без упоминания об обстоятельствах, ее смягчающих. Этот аспект является весьма актуальным, поскольку в некоторых случаях размер штрафа может быть существенно снижен.

Говоря о смягчающих обстоятельствах для данного вида правонарушений, следует отметить, что в этом вопросе произошли определенные изменения, а именно изменились нормы законодательства.

До 01.01.2010 ч. 3 ст. 2 Федерального закона N 167-ФЗ была представлена в следующей редакции: правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено Законом N 167-ФЗ.

Поскольку Федеральным законом N 167-ФЗ не предусмотрена возможность уменьшения финансовых санкций, применяемых к организациям при наличии смягчающих обстоятельств, необходимо было обращаться к положениям налогового законодательства РФ.

В соответствии с п. 4 ст. 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются при применении налоговых санкций.

С 01.01.2010 ч. 3 ст. 2 Федерального закона N 167-ФЗ изложена в новой редакции: правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Следовательно, сейчас для определения наличия смягчающих обстоятельств следует обращаться к нормам Федерального закона N 212-ФЗ.

Так, Федеральным законом N 212-ФЗ предусмотрено наличие обстоятельств, исключающих вину лица в совершении правонарушения (ст. 43), и обстоятельств, смягчающих, а также отягчающих ответственность за совершение правонарушения (ст. 44).

Обратите внимание! Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.

К обстоятельствам, смягчающим ответственность за совершенные правонарушения, Федеральным законом N 212-ФЗ отнесены:

- совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

- совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

- тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения;

- иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

К сведению. Обстоятельством, отягчающим ответственность за совершение правонарушения, Федеральным законом N 212-ФЗ признается совершение правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.

Ведение бизнеса или иной какой-либо значимой хозяйственной деятельности предполагает, кроме прочего, тесное взаимодействие с контролирующими органами и структурами. Одной из них выступает государственный пенсионный фонд.

Те организации и индивидуальные предприниматели, которые имеют сотрудников по найму, обязаны предоставлять периодическую отчетность в ПФР, связанную с персонифицированным учетом и расчетом страховых взносов. Об особенностях ее подачи и пойдет речь в статье далее.

Бесплатно по России

Как происходит сдача отчетности в ПФР

Субъектами обязательного пенсионного страхования выступают как работники (застрахованные лица), так и работодатели, выступающие в роли страхователей. Организации и ИП, у которых имеются сотрудники, обязаны вносить за них страховые взносы в ПФР для формирования будущей пенсии. Размер взносов привязан к заработной плате конкретного работника и составляет 22% от нее.

Соответственно, каждый работодатель имеет обязанность по подаче соответствующей отчетности. В нее включаются сведения, связанные с расчетами начисленных и уплаченных страховых взносов, а также иные данные персонифицированного учета.

Отчетность подается работодателем лично, однако допускается возможность привлекать специализированные бухгалтерские организации на основании договора. Документы подаются в строго регламентированные сроки.

Следует отметить, что ПФР наделен правом выносить акты, предусматривающие привлечение к ответственности лиц, нарушающих законодательство об ОПС. На практике это означает, что за несвоевременную сдачу отчетности юридическое лицо или индивидуальный предприниматель может быть оштрафован.

В целом, на 2020 год отчетность в государственный пенсионный фонд представляет собой 5 унифицированных форм, которые работодателям необходимо подавать в обязательном порядке. Вкратце разберем каждую из них

Данный отчет подается всеми организациями. Он содержит в себе сведения о застрахованных лицах, находящихся в штате за конкретный отчетный период. В СЗВ-М вносится информация, которая необходима для ведения персонифицированного учета.

В обязательном порядке форма содержит следующие сведения:

  • данные организации-страхователя;
  • отчетный период;
  • информация о лицах, застрахованных в системе ОПС (ФИО, СНИЛС, ИНН).

Подробнее о программе смотрите в видео:

СЗВ-СТАЖ

Данная форма являет собой отчет, который предоставляется в органы государственного пенсионного каждый год. В нем в обязательном порядке должны быть отражены сведения обо всех сотрудниках, с которыми у организации заключены трудовые договоры, а также лицах, с которыми имеются гражданско-правовые отношения.

СЗВ-СТАЖ необходима для предоставления сведений об имеющемся страховом стаже работника. Напомним, что страховой стаж оказывает непосредственное влияние на возможность обращения за страховой пенсией в будущем, а также на размер самого пенсионного обеспечения.

СЗВ-ТД

Данная форма содержит сведения о трудовой деятельности работника. Этот отчет является новым и был введен в оборот в связи с переходом на «электронные трудовые книжки». В этой связи у многих страхователей возникло множество вопросов относительно его подачи.

Так, в форму СЗВ-ТД вносятся следующие сведения:

  • информация о страхователе (регистрационный номер, наименование, ИНН, КПП);
  • информация о застрахованном (ФИО, дата рождения, СНИЛС);
  • отметка о выборе застрахованным лицом нового форма фиксирования трудовой деятельности;
  • информация о периодах трудовой деятельности.

Следует отметить, что отчет по форме СЗВ-ТД подается только тогда, когда для этого имеются основания, к которым следует отнести:

  • прием на рабочее место;
  • увольнение (вне зависимости от причины);
  • перевод на другое рабочее место;
  • подача заявления о выборе формы фиксирования трудовой деятельности.

СЗИ-ТД

СЗИ-ТД по своей сути являет собой более развернутую форму отчета СЗВ-ТД. В ней, кроме прочего, указываются сведения о работнике, датах приема и увольнения, должности, вида работы и структурного подразделения организации, где трудился сотрудник.

Форму СЗИ-ТД подают страхователи в ПФР при увольнении сотрудника. Следует отметить, что сведения в рассматриваемом документе должны прямо соответствовать информации, содержащейся в форме СЗВ-ТД.

По своей сути ОДВ-1 представляет собой опись всех документов, которые передаются в пенсионный фонд страхователем. На практике это означает, что данная форма подается вместе с другими отчетными документами.

Следует отметить, что вышеуказанные формы отчетности являются обязательными. Однако при определенных обстоятельствах работодатель обязан подавать дополнительные формы, в том числе и по прямому запросу из государственного пенсионного фонда.

Способы отправки отчетов

Отчетные документы могут быть направлены в ПФР разными способами. При этом политика пенсионного фонда в этом плане направлена на все большее использование в этой части электронных способов связи. К примеру, вводятся ограничения на число сотрудников, при котором допускается подача сведений на бумажных носителях.

Почтовым отправлением

Этот способ предполагает отправку бумажных документов заказным письмом в адрес пенсионного фонда. Датой подачи отчетности считается день отправки письма, что определяется по почтовому штемпелю.

Желательно направлять письмо с описью вложения и уведомлением о вручении. Следует отметить, что воспользоваться возможностью подать документы почтой могут не все страхователи, а только те из них, в штате которых не более 24 человек включительно. Если количество сотрудников больше, то сведения подаются только в электронном виде.

Через интернет

Подача документов в электронном виде имеет ряд преимуществ, заключающихся в следующем:

  • невозможность утраты данных;
  • возможность корректировки введенных данных;
  • получение отчета из ПФР о принятии документов, что позволяет избежать просрочек при их подаче.

Прежде чем подавать документы в электронном формате, организация обязана обратиться в пенсионный фонд для подписания соглашения о таком виде взаимодействия.

Электронные документы в обязательном порядке должны заверяться подписью ответственного сотрудника. Речь идет об ЭЦП. При этом если отчеты сдаются пакетом, то электронная подпись должна быть проставлена в каждом файле.

Сроки сдачи

В зависимости от сроков сдачи отчетности в Пенсионный Фонд можно классифицировать следующим образом: ежемесячная, ежеквартальная, ежегодная.

  1. Ежемесячная. Ежемесячно – до 15 числа месяца, следующего за отчетным, необходимо подавать формы СЗВ-М и СЗВ-ТД.
  2. Ежеквартальная. Ежеквартально подается отчетность по форме ДСВ-3. Данный отчет подается только в том случае, если за работника выплачиваются дополнительные страховые взносы. Речь идет не о повышенных коэффициентах за особые условия труда, а о добровольном решении работника, направленном на увеличение размера его пенсии. Дополнительные взносы могут направляться сотрудником самостоятельно или через работодателя. В последнем случае организация подает отчет по форме ДСВ-3 ежеквартально в срок не позже 20 числа месяца, следующего за отчетным.
  3. Ежегодная. Один раз в год, по итогу данного периода, необходимо подавать документы по форме СЗВ-СТАЖ.

Следует отметить, что некоторые отчеты подаются не в рамках какой-либо периодичности, а по факту необходимости. Так, форма СЗИ-ТД направляется в ПФР в день, когда происходит увольнение сотрудника.

Кроме этого, государственный пенсионный фонд может истребовать дополнительные отчеты, сроки предоставления которых указываются в официальном требовании фонда.

Единая система сдачи отчетности

На сегодняшний день ПФР активно прорабатывает механизм единой системы отчетности в рамках информационного обмена между ПФР и участниками электронного документооборота (ЭДО). Это позволит значительно упростить обмен информации и процедуру сдачи отчетных документов.

Что появилось нового в системе сдачи отчетности в 2019 году

В 2019 году было принято решение о переходе на новый способ фиксирования трудовой деятельности. Речь идет об «электронных трудовых книжках». В этой связи с 2020 года были введены новые формы отчетов – СЗВ-ТД и СЗИ-ТД, сведения которых содержат информацию о трудовой деятельности сотрудников.

Отчетность в ПФР необходимо подавать всем организациям и ИП, имеющим сотрудников. Она может быть подана в форме как бумажных (если численность работников не более 25 человек), так и электронных документов. Подавать отчеты следует с ежемесячной, ежеквартальной или ежегодной периодичностью (в зависимости от их типа). За несвоевременное предоставление документов страхователя могут ожидать штрафные санкции.

Читайте также: