Обязательное пенсионное страхование сокращение

Система обязательного пенсионного страхования (ОПС) начала работать в Российской Федерации с 2002 г. Она основывается на принципе страхования – будущее пенсионное обеспечение граждан образуется благодаря суммам, которые вносит наниматель в ПФР за собственных сотрудников.

Что такое обязательное пенсионное страхование

Бесплатно по России

ОПС представляет собой систему мер, которые предприняты государством для обеспечения трудоустроенным россиянам частичного возмещения потерянного дохода после достижения соответствующего возраста.

Россияне, которые заключили договор ОПС, считаются застрахованными гражданами. Когда они получают установленные законодательно основания для получения пенсии, ПФР предоставляет им пенсионное обеспечение.


Принципы ОПС в России

Система действует, базируясь на определенных принципах. Следуя им, государство обеспечивает ей устойчивость и эффективность:

  • ОПС доступно для всех россиян, независимо от их положения в обществе;
  • государство гарантирует, что интересы всех застрахованных лиц будут соблюдены;
  • правительство постоянно контролирует, как работает ОПС;
  • работодатели обязаны регулярно вносить платежи за собственных работников;
  • государство отвечает за то, чтобы финансы системы ОПС были использованы рационально и по назначению;
  • ОПС подчинено интересам правительства и граждан;
  • ОПС обеспечивает достойный уровень жизни ушедшим на пенсию по старости людям;
  • пенсионное обеспечение и суммарные взносы – равнозначные величины;
  • возвратность денежных средств, накопленных гражданином в системе ОПС;
  • страховые взносы учитываются индивидуально для каждого гражданина.

Основные понятия и субъекты

Основные понятия, связанные с ОПС:

  1. Обязательное страховое обеспечение – выполнение ПФР собственных обязательств перед застрахованным гражданином при наступлении страхового случая путем предоставления страхового/накопительного пенсионного обеспечения.
  2. Средства ОПС – деньги, управляемые ПФР по ОПС.
  3. Бюджет ПФР – форма образования и расхода денег на цели ОПС в РФ.
  4. Обязательные платежи – суммы, вносимые работодателем на ОПС.

В системе ОПС участвуют:

  1. Застрахованными лицами являются люди, которые имеют СНИЛС. Это могут быть граждане, которые:
  • работают по трудовому либо гражданско-правовому договору;
  • сами обеспечивают себя работой. Сюда относятся бизнесмены, юристы, фермеры, нотариусы;
  • работают за границей, однако вносят платежи в ПФР.

СНИЛС – пластиковая карта зеленого цвета, на которой написана информация об обладателе и идентификатор счета в ПФР. Раньше документ выдавался при визите в ПФР либо при 1-м официальном устройстве на работу. Теперь СНИЛС перестали выдавать, данные о застрахованных лицах заносятся в электронную базу.

  1. Страхователи – сторона, делающая взносы в ПФР за собственных сотрудников в счет их будущего пенсионного обеспечения. Сюда относятся наниматели: юрлица, ИП, физлица. Страхователи располагают правом на:
  • получение нужной информации у страховщиков, если она касается работы ОПС;
  • защиту имеющихся прав в суде;
  • перевод дополнительных средств собственным работникам на формирование накопительного пенсионного обеспечения;
  • принятие участия в управлении системой.

В обязанности страхователя входит регистрироваться в законодательно определенном порядке, своевременно перечислять денежные средства в пенсионный фонд.

  1. Страховщики – сторона, управляющая деньгами в государственном фонде. Сюда относятся ПФР и НПФ. Страховщики вправе:
  • контролировать остальных субъектов, требовать устранения нарушений;
  • обмениваться данными с учреждениями ФНС;
  • распоряжаться денежными средствами пенсионного фонда.

Страховщики должны назначать, рассчитывать и выплачивать пенсионное обеспечение застрахованным гражданам. Выполнение обязательств пенсионным фондом гарантируется самим государством.


Правовое регулирование

Работа системы регулируется Конституцией России, а также такими федеральными законами (ФЗ):

  • «Об ОПС в РФ»;
  • «Об основах обязательного социального страхования»;
  • «О страховых взносах в ПФР, Фонд соцстрахования РФ, Федеральный фонд ОМС и территориальные фонды ОМС»;
  • «О трудовом пенсионном обеспечении в РФ»;
  • «Об индивидуальном учете в системе ОПС».

Главные функции

Для реализации глобальных целей, которые поставлены перед системой ОПС РФ, данная система:

  • формирует список застрахованных граждан;
  • индивидуально учитывает платежи, которые поступают в ПФР;
  • анализирует опыт других стран в формировании пенсий;
  • назначает и контролирует выплаты пенсий;
  • выдает материнские сертификаты;
  • упорядоченно взаимодействует со страхователями;
  • эффективно управляет денежными средствами ПФР.

Виды пенсий

В системе ОПС Российской Федерации предусмотрено 4 типа пенсионного обеспечения:

  1. Страховое – ежемесячно выплачивается россиянам, чтобы компенсировать им зарплату либо иной доход, который был утрачен после достижения установленного возраста.
  2. По государственному обеспечению – отличается от страхового тем, что выплачивается за выслугу лет военнослужащим, космонавтам, чиновникам.
  3. Накопительное – формируется за счет платежей нанимателей в ПФР и прибыли, полученной от инвестирования взносов страхователей в различные проекты.
  4. Добровольное – выплачивается НПФ, обычно взносы в фонд делает сам гражданин, а не его работодатель.

Программа накопительного пенсионного обеспечения в системе ОПС

Накопительное пенсионное обеспечение выплачивается раз в месяц до конца жизни застрахованного лица, формируется благодаря взносам нанимателей и доходу от инвестирования этих средств. Формирование такой пенсии доступно россиянам, родившимся после 1967 г. и сделавшим выбор в пользу накопительного пенсионного обеспечения.

Россияне, родившиеся после 1967 г., в пользу которых страховые взносы станут делаться нанимателями в 1-й раз только с 2014 г., могут выбрать тип своего пенсионного обеспечения (формировать лишь страховое пенсионное обеспечение либо еще и накопительное) в течение 5 лет с даты, когда был сделан 1-й страховой взнос.


У россиян, родившихся до 1967 г., накопительная пенсия может формироваться лишь за счет добровольных платежей в рамках госпрограммы софинансирования пенсионных накоплений. Кроме того, россияне могут направлять средства маткапитала на накопительное пенсионное обеспечение. Если россиянин трудоустроен, страховые платежи на ОПС идут только на увеличение страхового пенсионного обеспечения.

Величина накопительной части определяется при учете ожидаемого периода выплаты с 2019 г. (21 год, то есть 252 месяца). Для расчета ежемесячно предоставляемой пенсии нужно размер накопительной части поделить на 252 месяца. Ежемесячная выплата будет больше, если оформить пенсию позже. К примеру, если оформить пенсию на 12 месяцев позже, размер накопительной части будет делиться на 240, а не на 252 (252 — 12 = 240).

Источники пенсионного страхования

Источники финансирования ПФР таковы:

  • страховые платежи нанимателей;
  • страховые платежи россиян, которые занимаются индивидуальной трудовой деятельностью;
  • страховые платежи остальных групп трудоустроенных россиян;
  • перечисления из российской казны на предоставление пенсионного обеспечения служащим армии, их родственникам и людям, которые приравнены к ним;
  • деньги, которые возмещает ПФР госфонд занятости населения России по причине оформления досрочного пенсионного обеспечения нетрудоустроенным гражданам;
  • добровольно осуществляемые юрлицами и физлицами платежи;
  • прибыль от работы ПФР.

Деньги ПФР используются для того, чтобы:

  • выплачивать трудовое пенсионное обеспечение, в том числе россиянам, которые выезжают за границу;
  • компенсировать утраченный доход гражданам, которые ухаживают за неработоспособными лицами;
  • повышать пенсионное обеспечение лицам, участвовавшим в Великой Отечественной войне;
  • предоставлять выплаты лицам, ухаживающим за детьми;
  • оказывать материальную поддержку старым и неработоспособным людям;
  • предоставлять выплаты на погребение;
  • финансировать работу ПФР и его учреждений.

Органы, осуществляющие ОПС

ОПС в Российской Федерации осуществляют следующие государственные органы:

  • ПФР;
  • Фонд соцстрахования;
  • Федеральный фонд ОМС.

Для регистрации в системе требуется составить анкету, подписать ее. Анкета подается в учреждение ПФР непосредственно заявителем или его нанимателем.

Также заявление возможно предоставить в МФЦ. Понадобится предоставить документ, который удостоверяет личность (общегражданский паспорт). Если заявление отправляется через почтовую службу, требуется заверить его и ксерокопии прилагаемых бумаг у нотариуса.

Иностранцам для постановки на учет в системе ОПС требуется подготовить перевод своего паспорта, который заверен в нотариальной конторе. Также им понадобится предъявить бумагу, которая подтверждает наличие прописки и права на нахождение в Российской Федерации. Обычно данным документом служит вид на жительство. Если бумаги подаются при личном визите в государственное учреждение, постановка гражданина на учет осуществляется сразу же.


Теперь вам известно, как работает система ОПС в России. Чтобы она работала эффективно, нужно достичь равномерного распределения нагрузки между теми, кто делает взносы, и теми, кто получает пенсии. Лишь в таком случае можно обеспечить эффективную и продуктивную работу системы ОПС.

Полезное видео

Интересная информация о самозанятых в системе ОПС в видео:


Индивидуальные предприниматели из пострадавших отраслей смогут сэкономить на страховых взносах за себя до 12 130 Р . На эту сумму официально уменьшены фиксированные пенсионные взносы за 2020 год.


Но дополнительные взносы на пенсионное страхование не уменьшили и не отменили. Взнос на медицинское страхование тоже остался прежним. А в реальности никакой экономии из-за снижения взносов у предпринимателя может не быть. Так устроены некоторые системы налогообложения: один платеж снизится — другой на ту же сумму вырастет. Но это не значит, что сэкономить на взносах вообще никак нельзя.

Раскладываем по полочкам, что нужно знать о новой льготе, если у вас есть статус ИП.

О каких взносах речь

Все ИП, кроме самозанятых, должны платить страховые взносы за себя. Это отчисления на свое пенсионное и медицинское страхование. Даже если у предпринимателя нет доходов или есть убытки, платить взносы все равно придется. На УСН, общей системе, ЕНВД, патенте — всем надо платить взносы.

Страховые взносы ИП за себя делятся на два вида:

  1. Минимальная обязательная сумма в год, которая не привязана к доходу. Она одинакова для всех ИП: на пенсионное страхование — 32 448 Р , на медицинское — 8426 Р .
  2. Дополнительные взносы на пенсионное страхование — 1% с дохода сверх 300 000 Р в год. При доходе 500 000 Р нужно заплатить 2000 Р .

Также ИП платят страховые взносы за работников, если они есть. Там отдельные условия и льготы.

Из-за пандемии некоторым предпринимателям разрешили платить меньше взносов. Это касается только фиксированных взносов на пенсионное страхование.

Кому уменьшили фиксированные взносы

Фиксированные взносы на пенсионное страхование уменьшили только тем предпринимателям, у кого основной код ОКВЭД входит в перечень пострадавших отраслей. Чем на самом деле занимается ИП и как его бизнес пострадал из-за коронавируса , не имеет значения.

Если основной код ОКВЭД относился к общепиту, а на самом деле ИП продавал двери через интернет-магазин, он может уменьшить взносы, хотя отрасль не пострадала. Если у ИП была кофейня, но код ОКВЭД — из категории транспортных услуг, то льготы нет, хотя на самом деле работа прекратилась.

Менять код ОКВЭД поздно: к пострадавшим отраслям отнесли только тех, у кого нужный код был в реестре на 1 марта 2020 года.

Относиться к малому и среднему бизнесу, как требуется для некоторых других льгот, необязательно.

На сколько уменьшилась сумма взносов

Если есть право на льготу, в 2020 году фиксированные взносы на пенсионное страхование составят 20 318 Р за полный год — то есть на 12 130 Р меньше, чем без льготы.

Взносы на медицинское страхование не уменьшаются — за год нужно заплатить 8426 Р .


Срок уплаты фиксированных взносов — до 31 декабря текущего года.

Что с дополнительными пенсионными взносами

Дополнительные взносы не уменьшали и не отменяли. Если доход ИП даже из пострадавшей отрасли больше 300 000 Р в год, на пенсионное страхование нужно платить 1% от суммы превышения, как обычно.

Срок уплаты этой части взносов — до 1 июля следующего года. Исключение — для взносов за 2019 год: там перенос срока и рассрочка на год.

Почему снижение взносов поможет не всем

На большинстве режимов налогообложения страховые взносы уменьшают начисленный налог с дохода — или включаются в расходы, что тоже влияет на налог к уплате.

Например, ИП на УСН «Доходы» должен платить 6% от дохода — это налог. Также он должен заплатить страховые взносы. Эти суммы уменьшают начисленный налог на доходы, то есть вычитаются из него. В результате ИП на УСН «Доходы» даже с учетом взносов все равно заплатит в бюджет 6%. Иногда бывает, что ИП вообще платит только взносы, а налог — нет.

Пример расчета налога ИП на УСН «Доходы»

ПериодДоход Начисленный налогУплаченные фиксированные взносыНалог к уплате
Первый квартал150 000 Р 9000 Р 10 218 Р 0 Р
Полугодие300 000 Р 18 000 Р 20 437 Р 0 Р
9 месяцев450 000 Р 27 000 Р 30 655 Р 0 Р
Год700 000 Р 42 000 Р 40 874 Р 1126 Р

Помимо взносов ИП с доходом 700 000 Р и без работников в год заплатит только 1126 Р налога. Хотя начислит 42 000 Р . Чем меньше взносов, тем меньше сумма, на которую можно уменьшить налог. И тем больше сумма налога к уплате.

Расчет для того же ИП с учетом уменьшенных взносов

ПериодДоход Начисленный налогУплаченные фиксированные взносыНалог к уплате
Первый квартал150 000 Р 9000 Р 10 218 Р 0 Р
Полугодие300 000 Р 18 000 Р 20 437 Р 0 Р
9 месяцев450 000 Р 27 000 Р 28 744 Р 0 Р
Год700 000 Р 42 000 Р 28 744 Р 13 256 Р

Получается, что ИП сэкономит на взносах 12 130 Р в год, но ту же сумму доплатит в виде налога с доходов.

Налоги с дохода за второй квартал или полугодие ИП списали, но ИП из нашего примера тоже ничего не сэкономит, потому что из-за уплаты взносов у него все равно не было начислений. А о списании налогов и уменьшении взносов стало известно только в конце второго квартала, когда многие уже заплатили очередную часть взносов за себя.

Если у ИП есть работники, налог он может уменьшить только на 50% уплаченных взносов. Тогда расчеты будут другими — тем более что взносы за работников с апреля по июль тоже разрешили не платить.


Кому эта льгота все-таки поможет сэкономить

Уменьшение фиксированных взносов поможет сэкономить тем ИП, кто:

  1. Работает на патенте. Они не уменьшают стоимость патента на взносы, поэтому расходы за год реально сократятся на 12 130 Р .
  2. Не получает дохода. В этом случае придется платить только фиксированные взносы, а налога не будет. Сумма расходов станет меньше благодаря льготе.
  3. Получает доход до 479 000 Р в год. При таком доходе сумма взносов будет равна сумме налога и полностью ее перекроет. На взносах получится сэкономить 12 130 Р , а ничего доплачивать не придется. Дополнительный взнос можно платить в следующем году.

Как еще можно сэкономить на взносах

Если у ИП все в порядке с доходами, в уменьшении взносов нет смысла: все равно придется доплачивать деньги в бюджет в виде налога.

Но если доход снизился или вообще пропал, а права на льготу нет, можно использовать такие варианты:

  1. закрыть ИП. Взносы надо платить, даже если деятельности и дохода нет. Но если прекратить регистрацию ИП на время перерыва в бизнесе, взносов не будет. Когда все наладится, можно снова зарегистрироваться. Взносы за неполный год считаются пропорционально. У нас есть инструкция, как закрыть ИП быстро и недорого. Открыть заново тоже несложно;
  2. перейти на самозанятость. Если нужно сохранить статус ИП, но не хочется платить взносы в период затишья, можно применять налог на профессиональны доход. Там нет обязательных взносов, но и пенсионного стажа тоже нет. Зато есть налоговый бонус, который в 2020 году прилично вырос и может полностью идти на уплату налога.

Обратитесь за консультацией к профессионалу

Прежде чем принимать решение о смене налогового режима, прекращении регистрации или сроках уплаты взносов ради экономии, проконсультируйтесь с грамотным бухгалтером. В каждом бизнесе есть нюансы. Из-за необдуманных действий предприниматели иногда теряют миллионы.

Под отменой страховых взносов за 2 квартал 2020 года подразумевается снижении суммы страховых взносов, которую нужно оплатить за 2020 год. Госдума приняла Закон о страховых взносах за 2020 год для индивидуальных предпринимателей, пострадавших от распространения коронавирусной инфекции.



В СМИ много говорили о том, что правительство отменит налоги за 2 квартал 2020 года для ИП. Разберемся кому нужно платить страховые взносы, а кому можно не платить.

Итак, сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2020 год для таких ИП составит 20 318 рублей вместо 32 448 рублей.

Обратите внимание!

Уменьшаются за 2020 год только взносы на ОПС. Взносы на ОМС (медицинское страхование) для пострадавших ИП на 2020 год остаются на прежнем уровне – 8 426 руб.

Кто имеет право на снижение суммы страховых взносов «за себя» в 2020 году:

  • ИП, у которых основной ОКВЭД на 01.03.2020г. есть в перечне наиболее пострадавших от коронавируса, утвержденного Правительством РФ
  • ИП состоит в реестре СМСП на 1 марта 2020г.

Как ИП уменьшить страховые взносы «за себя» в 2020 году.



Специальных заявлений индивидуальному предпринимателю из пострадавших сфер деятельности подавать не надо.

Так как срок уплаты страховых взносов в фиксированном размере в 2020 году установлен 31.12.2020г., всю сумму взносов на ОПС - 20 318 рублей надо уплатить не позднее этого срока. Уплата взносов в течение года производится любыми суммами.

Например, ИП, которые платят вносы поквартально, страховые взносы на ОПС «за себя» во втором квартале 2020г. могут не платить.

Так как этим же Законом предусмотрено освобождение пострадавших от коронавируса ИП от уплаты ЕНВД за второй квартал 2020 года, уплачивать страховые взносы в фиксированном размере на ОПС и ОМС во втором квартале 2020 годе не целесообразно. ЕНВД к уплате за 2-й квартал 2020 года будет 0 рублей, и уменьшить сумму налога на сумму взносов «за себя» во втором квартале 2020 года они не смогут, и перенести вычет на 3-й квартал 2020 года тоже не смогут, так как взносы уплачены во втором квартале.

В меньшей мере эта рекомендация касается плательщиков УСН, так как налог по УСН за 2020 год считается нарастающим итогом с начала года, и вычет не пропадет.

Как можно освободиться от уплаты страховых взносов?

Есть ли альтернатива ЕНВД после 01.01.2021?

Какая помощь положена предпринимателям?

Страховые взносы за сотрудников

Госдума приняла Закон об отмене страховых взносов за работников, начисленных за апрель, май, июнь 2020 года для организаций и индивидуальных предпринимателей, пострадавших от распространения коронавирусной инфекции. Для них установлены пониженные тарифы страховых взносов в размере 0 процента. Подробнее можете прочитать в отдельной статье.

Госдума приняла Закон об отмене ряда налогов за второй квартал 2020 года для организаций и индивидуальных предпринимателей, пострадавших от распространения коронавирусной инфекции.Такие предприниматели не будут платить налог с дохода, полученного во втором квартале 2020 года и за имущество, используемого в предпринимательской деятельности, за период владения им с 1 апреля по 30 июня 2020 года.

Госдума приняла Закон об отмене ряда налогов за второй квартал 2020 года для организаций, пострадавших от распространения коронавирусной инфекции. Организации из пострадавших отраслей не будут платить налог с дохода, полученного во 2-м квартале 2020 года и за имущество за период с 01.03.2020 по 30.06.2020. Данная норма не затронула НДС. НДС за 2-й квартал 2020 рассчитывается и уплачивается в полном объеме. Подробнее можете прочитать в отдельной статье.

Получение федеральной субсидии в связи с COVID-19

В этой статье вы можете узнать как получить субсидию от правительства в связи со сложной экономической ситуацией в связи с COVID-19.


Уменьшение страховых взносов с 30 до 15% — еще одна мера, предложенная российскими законодателями для поддержки бизнеса в период эпидемии коронавируса. Однако указанное снижение страховых взносов в 2020 году затронет далеко не всех хозяйствующих субъектов. Кому разрешат использовать льготные ставки? Каким образом будут рассчитываться взносы? Рассказываем в нашей статье.

Для каких субъектов предусмотрено снижение страховых взносов

Изменения, основанные на поручениях президента правительству, были изложены в федеральном законе от 01.04.2020 № 102-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую. ». Согласно ему возможность уменьшить страховые взносы с 30 до 15 процентов есть у всех представителей малого и среднего бизнеса.

Критериями для попадания в реестр субъектов МСП, публикуемый на сайте налоговой инспекции, являются:

  • средняя численность работников: для микропредприятий — до 15 человек, для малых предприятий — до 100, для средних — до 250;
  • годовой доход: для микропредприятий — не более 120 млн руб., для малых — не более 800 млн руб., для средних — не более 2 млрд руб.;
  • по структуре уставного капитала компании или по доле владения прочими юридическими лицами: 25% или 49% в зависимости от категории владельца.
Сниженные ставки действуют с 1 апреля 2020 года. Законом № 102-ФЗ оговорен их срок — до 31 декабря 2020 года (ст. 6). В соответствии со ст. 2 изменения будут внесены в НК РФ, а с 1 января 2021 года указанные ставки будут действовать бессрочно.

Уменьшение страховых взносов — значения ставок

  • на 22% — по взносам на обязательное пенсионное страхование (ОПС);
  • 5,1% — по взносам на обязательное медстрахование (ОМС);
  • 2,9% — по взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ).

Обратите внимание! Взносы на страхование от несчастных случаев подчиняются положениям федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ. Принимаемые в настоящий момент изменения этот нормативный акт не затрагивают.

  • 10% — на ОПС;
  • 5% — на ОМС;
  • 0% — на ВНиМ.
Применять сниженные ставки можно не ко всей сумме дохода, начисленного в пользу физлица. На сумму вознаграждения за месяц в пределах установленной минимальной величины оплаты труда взносы придется начислить в прежнем порядке, т. е. по ставкам 22%, 5,1% и 2,9%. Пониженные ставки распространяются на сумму превышения месячного вознаграждения над величиной МРОТ.

Обратите внимание! На 2020 год размер минимальной оплаты труда, установленной на федеральном уровне, составляет 12 130 руб. Региональный МРОТ на расчет взносов не влияет.

Как сделать расчет страховых взносов в 2020 году при снижении ставок

За май 2020 года в ООО «СтройПроектМонтаж» была начислена заработная плата:

  • ведущему инженеру Владимирову К. В. — 50 000 руб.
  • уборщице Смирновой Г. В., принятой на полставки, — 11 000 руб.
Необходимо рассчитать величину взносов к уплате в бюджет за май с зарплаты работников.

Организация является субъектом среднего предпринимательства и включена в соответствующий реестр ФНС, в связи с чем она имеет право уменьшить страховые взносы с 30 до 15% при превышении месячной зарплаты каждого работника над величиной МРОТ.

С зарплаты Владимирова в части, не превышающей МРОТ, т. е. 12 130 руб., сумму взносов нужно посчитать по стандартным ставкам 22, 5,1 и 2,9%:

  • на ОПС = 12 130 × 22% = 2668,60 руб.,
  • на ОМС = 12 130 × 5,1% = 618,63 руб.,
  • на ВНиМ = 12 130 × 2,9% = 351,77 руб.
С суммы превышения зарплаты ведущего инженера над МРОТ используются новые ставки 10, 5 и 0%. То есть с 37 870 руб. (50 000 - 12 130) взносы будут рассчитаны следующим образом:

  • на ОПС = 37 870 × 10% = 3 787 руб.
  • на ОМС = 37 870 × 5% = 1 893,50 руб.
  • на ВНиМ = 37 870 × 0% = 0.
Зарплата Смирновой не превышает МРОТ, поэтому взносы с нее считаются в обычном порядке:

  • на ОПС = 11 000 × 22% = 2 420 руб.,
  • на ОМС = 11 000 × 5,1% = 561 руб.,
  • на ВНиМ = 11 000 × 2,9% = 319 руб.
Итого за май по организации нужно заплатить

  • на ОПС =2668,60 +3787 + 2420 = 8875,60 руб.,
  • на ОМС = 618,63 + 1893,50 + 561 = 3073,13 руб.,
  • на ВНиМ = 351,77 + 0 + 319 = 670,77 руб.

Позиция РСПП
по вопросу «О реформировании обязательного пенсионного страхования в России и предложениях Минфина России и Банка России по созданию добровольной накопительной системы пенсионного обеспечения (Концепция индивидуального пенсионного капитала)»

Утверждена Бюро Правления РСПП
протокол № 26 от 14 февраля 2017 года

Позиция РСПП
по вопросу «О реформировании обязательного пенсионного страхования в России
и предложениях Минфина России и Банка России по созданию
добровольной накопительной системы пенсионного обеспечения
(Концепция индивидуального пенсионного капитала)»

1. По мнению РСПП, несмотря на то, что российская пенсионная система неоднократно подвергалась реформированию, она требует дальнейшего совершенствования и соответствующего повышения эффективности.

Это связано с тем, что сохраняется уравнительный подход в пенсионной системе, продолжает расширяться и так значительная распределительная составляющая, в результате чего размеры формируемых пенсионных прав застрахованных лиц не соответствуют объемам перечисленных работодателями страховых взносов.

РСПП считает, что решение проблемы финансовой достаточности обязательной пенсионной системы исключительно за счёт роста фискальной нагрузки на бизнес без переоценки и модернизации собственно системы пенсионного страхования не имеет перспектив.

2. Тарифная политика в области обязательного пенсионного страхования, призванная обеспечить финансовую достаточность системы, не должна препятствовать развитию и модернизации экономики.

РСПП считает, что в целях развития экономики необходимо отказаться от роста страховых взносов, устанавливаемых для работодателей, а возможно, и предусмотреть их снижение.

За прошедшие годы произошло фактическое увеличение нагрузки на работодателей за счёт роста базы для начисления страховых взносов и введения дополнительных тарифов для финансирования досрочных пенсий по условиям труда.

Повышение нагрузки на фонд заработной платы является сдерживающим фактором на пути создания новых рабочих мест, косвенно поощряет работодателя платить заработную плату в «конверте» и в немалой степени способствует уходу бизнеса в и так значительный «серый» сектор экономики.

РСПП не раз отмечал, что необходимо ввести уплату страховых взносов непосредственно работниками, что позволит повысить их ответственность за своё пенсионное обеспечение. В этих целях предстоит определить принципы распределения нагрузки страховых платежей между работодателями, работниками и государством.

РСПП не поддерживает установление и дальнейшее расширение масштабов применения отраслевых льгот по тарифу страховых взносов на обязательное социальное страхование. В целях поддержки страхователей, уплачивающих страховые взносы по льготным тарифам, государству необходимо использовать не связанные с льготами по уплате страховых взносов в социальные страховые системы механизмы.

Кроме того, РСПП предлагает вернуться к обсуждению иных источников пополнения Пенсионного фонда. Дополнительными источниками средств для восполнения дефицита Пенсионного фонда могли бы стать доходы от приватизации или передача Пенсионному фонду в управление активов, принадлежащих государству, с перспективой последующей продажи.

3. РСПП поддерживает предложения по созданию различных систем добровольных пенсионных накоплений, предусматривающих наличие государственных гарантий и налоговых льгот.

Одновременно, РСПП выражает озабоченность по поводу дальнейшей судьбы накопительного компонента обязательного пенсионного страхования и считает необходимым сохранить обязательные отчисления на накопительную часть пенсии в рамках системы обязательного пенсионного страхования до создания объективных экономических предпосылок для перехода на исключительно добровольные пенсионные накопления.

Сегодня с учётом современного положения российской экономики, а также доходов населения и его финансовой грамотности, наиболее эффективным может быть только обязательный порядок формирования пенсионных накоплений.

Вместе с тем, учитывая хроническую «заморозку» страховых отчислений на накопительную часть пенсии, существующие бюджетные ограничения РСПП считает необходимым публичное обсуждение альтернативных вариантов и предложений, направленных на развитие накопительной пенсионной системы страны. Одним из таких вариантов может быть предложенная Минфином России и Банком России «Концепция индивидуального пенсионного капитала (ИПК)» (далее Концепция).

При этом РСПП обращает внимание на то, что создание новой пенсионной инфраструктуры потребует существенных дополнительных разовых средств и последующих регулярных затрат, которые в текущей ситуации могли бы быть направлены на сохранение действующей системы накопительной части в обязательной пенсионной системе (ОПС).

Концепция только начинает обсуждаться экспертным и профессиональным сообществам. В результате такого обсуждения должны быть учтены интересы всех участников формирования новых пенсионных прав и накоплений граждан.

РСПП считает, что:

1) Концепция не дает должной и обоснованной оценки основных параметров предлагаемой накопительной пенсионной системы, таких как динамика вступления в программу участников, размеры пенсионных накоплений института, уровень коэффициента замещения заработка работника и других параметров.

2) Концепция не содержит понятной экономики системы и расчётов затрат на ее создание и администрирование. При наличии множества фондов финансовая и административная нагрузка на работодателя возрастает, сценарий с созданием специального центрального администратора и передачи ему части функций приведет к еще большему удорожанию системы, прямо или косвенно компенсируемому за счет пенсионных накоплений граждан.

3) В текущей версии Концепция не стимулирует работодателя к созданию и развитию пенсионной системы для своих работников. При этом предполагается, что работодатель активно участвует в системе: учитывает взносы работников, удерживает средства из заработной платы и перечисляет их в негосударственную пенсионную систему, формирует дополнительную отчетность и документацию, ведет информационно-разъяснительную работу в коллективе, а также осуществляет иные дополнительные функции, требующие финансовых затрат и трудовых ресурсов.

Однако программа как социальный продукт не может быть использована работодателем в качестве элемента социально-кадровой политики предприятия, не может быть включена в социальный пакет и т.д.

4) Реализация Концепции может оказать негативное влияние на структуру пенсионного рынка и препятствовать развитию существующих корпоративных продуктов негосударственного пенсионного обеспечения (НПО), так как оба вида программ имеют свою специфику и источники финансирования. При этом они в совокупности направлены на достижение одних целей - максимального эффекта для граждан и экономики.

Необходимо предоставить работодателям возможность выбора варианта корпоративной пенсионной системы - развитие существующей программы (на базе корпоративных программ НПО) или создании новой (на базе ИПК).

5) Не ясна правовая основа отношений работника и работодателя.

Концепция предусматривает включение работников в систему «по умолчанию» при его приеме на работу или вступлении закона в силу. В то же время выход работника из системы возможен только по его личному заявлению, направляемому работодателю или в негосударственный пенсионный фонд (НПФ).

По мнению РСПП, права работников должны быть максимально сохранены при его выходе из системы, прекращении или уменьшении размеров уплачиваемых взносов.

В целях сохранения прав граждан на отказ от участия в системе необходимо предусмотреть прозрачный порядок, который бы не создавал «надуманных» административных барьеров в виде сроков, уровней рассмотрения и объема предоставляемой информации при реализации работником своего права.

6) Концепция не дает представления о системе налоговых льгот для участников ИПК, ее структуре, стоимости, стимулирующем эффекте, а также сопоставлении с текущими затратами бюджета на накопительную часть пенсии и выпадающих доходов бюджетов, включая региональные.

РСПП считает, что указанные вопросы требуют детального финансово-экономического обоснования и анализа.

Реализация предложений Минфина России и Центрального банка России о ликвидации обязательной накопительной составляющей пенсионной системы и создании квазидобровольной накопительной пенсионной системы в условиях низких доходов работников и одного из самых низких в Европе минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) маловероятна.

4. По мнению РСПП, до сих пор отсутствуют цели и ориентиры развитя системы обязательного пенсионного страхования, а также согласованные социальными партнёрами объективные критерии оценки её эффективности.

Сегодня подготовка предложений зачастую проходит в закрытом режиме, без участия общества и социальных партнёров. Документы с предложениями министерств закрыты от экспертов, что недопустимо при выработке решений, касающихся каждого члена общества.

РСПП считает, что сегодня нужен комплексный подход к модернизации системы пенсионного страхования. При этом необходимо определить цели и параметры нового этапа её реформирования.

В настоящее время органами власти и экспертами делаются значительно различающиеся оценки коэффициента замещения страховой пенсией прежнего заработка - от 25% (экспертами) до 75% (чиновниками).

РСПП считает, что необходимо проводить политику по сближению российских норм в сфере пенсионного обеспечения с нормами базовых Конвенций Международной организации труда в данной области, и в первую очередь, законодательное закрепление понятной всем сторонам социального диалога методики определения коэффициента замещения в пенсионной системе.

5. Вопросы повышения пенсионного возраста необходимо активно обсуждать в обществе.

Учитывая мировой опыт, РСПП в принципиальном плане не возражает против повышения пенсионного возраста.

В то же время, по мнению РСПП, финансовый подход не должен лежать в основе параметров пенсионного возраста, а определение нового актуального пенсионного возраста должно быть научно обоснованным.

РСПП считает, что только увеличение пенсионного возраста не способно решить проблему сбалансированности пенсионной системы в долгосрочной перспективе. За счёт использования механизма увеличения пенсионного возраста не происходит сокращение накопленных пенсионных обязательств, а их исполнение отодвигается на более позднее время и в более увеличенных размерах.

Для продвижения этой новации РСПП считает необходимым:

- провести широкое общественное обсуждение проблемы, в том числе в экспертном сообществе;

- исключить из предмета рассмотрения на данном этапе вопросы пенсионного возраста для застрахованных лиц, уже получивших право на досрочное пенсионное обеспечение (сохранив для них действующие условия);

- при подготовке конкретного механизма поэтапного повышения пенсионного возраста рассмотреть введение «гибкого» пенсионного возраста с возможностью назначения пенсии ранее нормативного (повышенного) возраста с уменьшением размера пенсии.

6. Сегодня реформирование досрочных пенсий находится только в начальной стадии.

Необходимо пересмотреть условия выхода на досрочную пенсию, которые вводились в целях стимулирования занятости в определенных секторах экономики и территориях. Такое стимулирование должно реализовываться в иных формах, не носящих характера долгосрочных пенсионных обязательств. Кроме того, должна быть проведена переоценка оснований выплат досрочных пенсий с целью освобождения системы от оснований, потерявших свое социальное значение.

Необходимо приступить к реформированию досрочных пенсий по всем основаниям, предусмотренным пенсионным законодательством, включая досрочные пенсии за работу в отдельных территориях.

При этом реформирование досрочных пенсий необходимо синхронизировать с реформированием трудового законодательства в части оптимизации системы доплат, компенсаций, мер защиты временем, предоставляемых работникам за работу в особых условиях труда.

С 1 января 2017 года вступают в силу нормы законодательства, устанавливающие правовое регулирование деятельности по досрочному негосударственному пенсионному обеспечению. В частности, предусмотрена возможность создания работодателями системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения для работников, занятых на рабочих местах с тяжелыми и вредными условиями труда. Уплата взносов в рамках подобных систем, а также выплата досрочных пенсий будет осуществляться через негосударственные пенсионные фонды.

В целях финансового стимулирования работодателей к созданию программ досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, представляется целесообразным освобождать работодателей, уплачивающих взносы в систему досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам в Пенсионный фонд Российской Федерации за тех же работников и по тем же основаниям.

7. Минтруд России и Минфин России неоднократно рассматривают возможность приостановления выплаты страховой пенсии работающим пенсионерам при наличии у них годового заработка, превышающего определённый размер.

РСПП считает, что такой подход противоречит Конституции Российской Федерации, Конвенциям и Рекомендациям Международной организации труда.

В российском пенсионном законодательстве уже существует два дискриминационных механизма, предусматривающих снижение уровня пенсионного обеспечения работающих пенсионеров.

Так, пенсионные права работающих пенсионеров формируются в пониженном размере по сравнению с остальными работниками, а индексация их пенсий не производится, в то время как страховые взносы уплачиваются за них в полном объёме.

РСПП считает необходимым отказаться от практики дискриминации работающих пенсионеров в пенсионной системе.

РСПП подчеркивает, что предложение ограничить пенсионные права работающих пенсионеров в зависимости от наличия работы содержит, как минимум, следующие риски для бизнеса и работников:

- у работодателей возникают проблемы с привлечением высококвалифицированных работников, прежде всего, в ведущих отраслях экономики;

- стимулируется расширение масштабов использования «серых» зарплатных схем;

- негативные социальные последствия для пенсионной системы, будут намного существеннее, чем любые выигрыши для федерального бюджета, усилится недоверие граждан к долговременным отношениям с государством, связанным с пенсионным обеспечением.

8. Организационно-правовая форма страховщиков.

Настало время пересмотреть роль работодателей и работников в управлении видами обязательного социального страхования. Изменение организационно-правовой формы государственных внебюджетных фондов давно назрело. По мнению РСПП, наиболее целесообразный вариант правового статуса государственных внебюджетных фондов, в первую очередь Пенсионного фонда Российской Федерации, - это определение их в качестве публичных правовых компаний.

Необходимо ввести новый механизм управления конкретными видами обязательного социального страхования, предполагающий реальное участие работодателей и представителей работников в установлении размеров страховых пособий и тарифа страхового взноса на конкретные виды обязательного социального страхования.

Читайте также: