Оценка инвестиционного потенциала негосударственных пенсионных фондов

Е.С. Золотаренко
аспирант НГУЭУ (Новосибирск)

Интеграция* России в мировое сообщество потребовала проведения ряда социально-экономических преобразований, одним из которых стала децентрализация пенсионной системы с формированием рынка негосударственного пенсионного обеспечения. Данные преобразования привели к тому, что Пенсионный фонд РФ частично делегировал свои функции по пенсионному обеспечению граждан негосударственным институтам.

Целью создания негосударственных пенсионных фондов (НПФ) в соответствии с Указом Президента РФ от 16.09.92 г. № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах» является улучшение пенсионного обеспечения граждан и защита их сбережений от инфляции. Сегодня НПФ – активно развивающиеся институты, о чем свидетельствует рост аккумулированных ими свободных денежных средств (4 млрд руб. в 1999 г., 277 млрд руб. в 2006 г.). Эти средства затрагивают интересы 6 млн чел. – почти 8 % экономически активного населения России [2].

Помимо важной социальной функции пенсионного обеспечения НПФ способствуют развитию экономики страны: в 2005 г. около 80 % средств фондов было инвестировано в ценные бумаги государства и компаний [3]. В связи с этим возникает необходимость оценки эффективности деятельности фондов, их надежности, потенциала и перспектив развития. Пока методик такой оценки практически нет. Попытаемся здесь частично восполнить данный пробел, описав разработанный нами методический подход к оценке инвестиционного потенциала НПФ.

В нашем понимании инвестиционный потенциал НПФ – это интегральная характеристика, отражающая, с одной стороны, способность привлечения свободных денежных средств участников / вкладчиков, а с другой – возможность размещения привлеченных инвестиционных ресурсов в финансовые активы.

Суть разработанного методического подхода заключается в определении инвестиционного потенциала НПФ путем оценки его потенциалов привлечения и размещения. Значение данных потенциалов определяет развитие и позиционирование НПФ на рынке негосударственного пенсионного обеспечения.

Предполагаемый подход включает методику оценки инвестиционного потенциала НПФ (рисунок), а также рекомендации по его сохранению или повышению, ориентирующие на дальнейшее развитие.

Результаты, полученные в ходе оценки инвестиционного потенциала НПФ, помогут инвесторам определить наиболее привлекательные фонды, а самим фондам выявить свои сильные и слабые стороны, учет которых будет способствовать их развитию. Сформулированные для различных групп фондов рекомендации позволят их руководителям в выработке мер по сохранению или повышению инвестиционного потенциала.

Процедура оценки начинается с формирования рабочей выборки по фондам. Отсев фондов, не обладающих репрезентативной информацией, сделает проводимую оценку более объективной и обеспечит содержательные результаты. Для воссоздания информации по фондам, в отношении которых она неполна или недоступна, используется метод экстраполяции.

Поскольку НПФ занимаются как привлечением средств, так и их размещением и результаты здесь взаимозависимы, методика включает два параллельных направления оценки: по способности привлечения и возможности размещения средств, а также формирование типологических групп НПФ по уровню данных потенциалов. Предусматривается четыре идентичных шага для двух вышеобозначенных направлений оценки (см. рисунок). Идентичность выделенных шагов обуславливает единую методику их реализации.

Прежде всего необходимо сформировать систему показателей, обеспечивающих достоверную оценку инвестиционного потенциала НПФ. Причем, система показателей, сформированная для реализации первого шага второго этапа, должна отражать характеристики фондов в части потенциала привлечения и размещения. Предлагаемая система показателей представлена в таблице.


Методика оценки инвестиционного потенциала НПФ

Следующий шаг – определение весовых значений коэффициентов по каждому из показателей. Вся исследуемая совокупность НПФ разбивается на группы, чтобы результаты, полученные в ходе дальнейшей оценки, могли быть сопоставимы. При оценке способности привлечения критерием деления на группы служит количество участников фонда, а при оценке возможностей размещения – размер пенсионных резервов.

Определение весовых значений коэффициентов осуществляется путем расчета безразмерных (нор­мализованных) относительных величин по каждому из показателей. Они вычисляются как частное значений определенного показателя фонда и среднего значения данного показателя по исследуемой группе НПФ. Некоторые из показателей (например, такие как коэффициенты равновесия и устойчивости) делятся на величину, характеризующую максимально или минимально допустимое соотношение показателей, входящих в расчет данного коэффициента, по всей исследуемой совокупности фондов.

Полученные весовые значения коэффициентов позволяют перейти к следующему шагу – расчету интегральных показателей. Они вычисляются по формуле многомерной средней, интерпретированной для проводимой оценки:


где Pi интегральный потенциал i-го фонда;
ks весовой коэффициент S-го показателя;
Nsi– нормализованная относительная величина S-го показателя по i-му фонду;
S – сводимые частные показатели;
c – количество показателей.

Интегральные показатели по каждому фонду из рассматриваемой совокупности позволяют выделить группы НПФ, характеризующиеся приблизительно равными потенциалами привлечения и размещения независимо от их размера и социальной значимости.

Формированию групп фондов предшествует процедура их ранжирования в соответствии с их интегральными значениями (потенциалами) в порядке убывания.

При формировании типологических групп используются приемы кластерного анализа, позволяющие определить их размерность, при этом число групп задается априори.

В нашем случае количество групп по уровню потенциала привлечения и размещения должно быть равным. От верхней границы интегрального показателя потенциала (значения показателя фонда, обладающего максимальным потенциалом) до его нижней границы (значения фонда с наименьшим потенциалом) формируется пять групп. Размерность групп определяется путем деления на пять разности между значением верхней и нижней границы интегрального показателя.

Система показателей оценки инвестиционного потенциала НПФ

Направление оценки

Характеристика показателя

Количество участников, чел.

Дает обобщенную количественную оценку значимости фонда как социального института

Удельный вес участников, получающих пенсию, в общей численности участников, %

Показывает, какую часть участников фонда составляют пенсионеры

Доходность, %

Характеризует эффективность размещения пенсионных резервов

Прирост количества участников, чел.

Отражает изменение количества участников за рассматриваемый период

Коэффициент обновления участников, %

Показывает соотношение количества привлеченных участников и «новых» пенсионеров фонда за рассматриваемый период

Коэффициент привлечения, %

Дает представление о среднегодовом количестве участников, привлеченных за период существования фонда

Выплатной потенциал, руб./мес.

Характеризует размер пенсии, выплачиваемой фондом в месяц в среднем на одного участника

Размер пенсионных резервов, тыс. руб.

Отражает общую сумму сформированных пенсионных резервов (размер фонда)

Доля пенсионных выплат в пенсионных резервах, %

Показывает состояние фонда и свободу использования «ресурсной базы»

Размер инвестиционного дохода,
тыс. руб.

Характеризует сумму средств, полученных от размещения пенсионных резервов

Прирост активов, тыс. руб.

Отражает сумму аккумулированных средств за рассматриваемый период

Коэффициент пополнения, %

Дает представление о сумме привлекаемых в среднем за год средств

Коэффициент равновесия, %

Отражает соотношение аккумулированных взносов и выплаченных пенсий за рассматриваемый период

Средний размер взносов, тыс. руб./чел.

Характеризует средний размер взносов участников

Коэффициент устойчивости, %

Характеризует выполнение обязательств фонда перед участниками/вкладчиками (мера риска при инвестировании)

На третьем этапе формируются типологические группы фондов по уровню их инвестиционного потенциала путем «перекрестного наложения» полученных типологий фондов по их потенциалу привлечения и размещения. Основным критерием разделения на группы является попадание фондов в одинаковые или близкие по потенциалу группы. Чем больше удалены группы, к которым может быть отнесен фонд, тем ниже его инвестиционный потенциал. Таким образом формируется пять типологических групп НПФ с высоким, умеренно высоким, средним, низким и условным уровнями инвестиционного потенциала.

Заключительный этап предполагает выработку рекомендаций для сформированных групп НПФ по управлению их инвестиционным потенциалом, его сохранению или повышению. Рекомендации касаются общего состояния фонда, качества управления и деловой активности.
Данная методика была апробирована в применении к 20 негосударственным пенсионным фондам, удовлетворяющим критериям формирования рабочей выборки, по которым имелись данные относительно доходности за 2003 – 2005 гг.

В выборку вошли НПФ «Электроэнергетики», «Национальный», «Телеком-Союз», «Промрегионсвязь», «Нефтегарант», «Алмазная осень», «Урало-Сибирский» и др.

Оценка проводилась по предложенным показателям, характеризующим потенциалы привлечения и размещения. Весовые коэффициенты для всех оцениваемых показателей были приняты равными единице, так как предполагается, что они равнозначны. В результате сформированы неоднородные группы фондов по уровню инвестиционного потенциала за каждый год исследуемого периода. В группы с высоким и низким инвестиционным потенциалом за рассматриваемый период вошло 10 и 11 фондов, соответственно, в группу с условным – 8, с умеренно высоким и средним потенциалом – 15 и 16 фондов.

Анализ сформированных типологических групп показал, что число фондов, имеющих средний инвестиционный потенциал, в 2005 г. в сравнении с 2003 г. осталось неизменным, количество фондов с умеренно высоким и условным увеличилось в 1,75 и 2 раза, а с высоким и низким потенциалом сократилось в 4 и 0,8 раза, соответственно. Всего два фонда сохранили свой потенциал без изменения на протяжении трех лет («Телеком-Союз» и «Роствертол»), а четырем фондам («Пенсионный капитал», «Алмазная осень», «Стратегия», «Социум») удалось его улучшить. У некоторых фондов потенциал изменялся неравномерно.

Полученные результаты свидетельствуют, что наибольшее воздействие на уровень инвестиционного потенциала фондов оказывают его доходность, сумма аккумулированных взносов, количество привлеченных участников, финансовая устойчивость, а также скорость обновления участников и увеличения резервов.

1. Айвазян С.А., Мхитарян В.С. Прикладная статистика и основы эконометрики. М.: ЮНИТИ, 1998.
2. Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. М., 2006 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.council.gov.ru/inf_sl/bulletin/item/256/index.
3. Аранжереев М.М. Негосударственные пенсионные фонды. 2005 г.: Обзор Федеральной службы по финансовым рынкам [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fcsm.ru/.

© 1992 - 2010 СШФБД
Вузы Новосибирска, университеты Новосибирска, учебные заведения Новосибирска.
«»
г. Новосибирск, ул. , 7. Приёмная комиссия: (383) , контакты

Доходность пенсионных накоплений волнует немалое число россиян, даже несмотря на то, что еще несколько лет будет действовать так называемая заморозка накопительной части пенсии. Главным образом людей интересуют две вещи: можно ли приумножить эти деньги и как сделать это безопасно.

Есть мнение, что ПФР недостаточно эффективно распоряжается накопленными средствами граждан, соответственно, прибыль там будет минимальная. Но так ли это в действительности? В нашей статье мы разберем, из чего состоит пенсия в России, а также проверим, насколько НПФ эффективней и надежней государственной альтернативы.

  1. Понятие накопительной пенсии
  2. Объем, надежность и доходность пенсионных накоплений в НПФ
  3. Доходность пенсионных накоплений в ПФР
  4. Выбор между ПФП и НПФ для размещения пенсионных накоплений

Понятие накопительной пенсии

Предоставляемое государством пенсионное обеспечение по старости складывается из двух компонентов: накопительного и страхового.

Общая пенсия вычисляется по следующей формуле:

Трудовая пенсия по старости = страховая пенсия + накопительная пенсия

Страховая часть пенсии, в свою очередь, состоит из фиксированного компонента и баллов.

Старое название фиксированной выплаты – базовая часть пенсии. Эта часть положена всем пенсионерам без исключения, размер ее одинаков и ежегодно пересчитывается под влиянием инфляции. В 2020 году величина фиксированной пенсии – 5686,25 рубля.

Баллы накапливаются за счет выплат в пенсионный фонд со стороны работодателя. Другое их название – индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК). В 2020 году один балл оценивается в 93 рублей пенсии. Данная стоимость также пересчитывается каждый год из-за инфляции. Чем больше баллов заработает человек, тем выше будет содержание на заслуженном отдыхе. Баллы начисляются за пенсионные отчисления во время работы и за стаж.

Механизм расчета страховой пенсии в 2020 году следующий:

Страховая пенсия = 5686,25 руб. + 93 руб. × ИПК

Пенсионная система РФ сложная, рассказать быстро и точно все нюансы невозможно. Каждый год она дополняется нововведениями, что вызывает затруднения даже у профессионалов.

Приведем пример. В 2019 году готовился закон об индивидуальном пенсионном капитале, кратко именуемый ИПК. Это такая негосударственная пенсия, о которой ранее мы упоминали. Главное не запутаться в сокращениях: далее в рамках статьи ИПК будет употребляться только как индивидуальный пенсионный коэффициент.

Однако о дальнейшей судьбе индивидуального пенсионного капитала сейчас ничего не слышно, правительство, видимо, отказалось от этой идеи. Вместо нее дан зеленый свет проекту под названием ГПП — гарантированный пенсионный план. В качестве первого взноса в ГПП рассматривается как раз накопительное страхование, о котором далее поговорим подробнее.

Накопительная пенсия представляет собой не баллы, которые начисляют по правилам, установленным государством, а реальные деньги. По-другому их именуют пенсионными накоплениями. Начиная с 2002 по 2013 год часть взносов работодателя сохранялась на счету каждого работающего в российском Пенсионном фонде. Именно эти деньги и представляют собой накопления на заслуженный отдых.

В 2014 году введен мораторий, то есть накопительная часть пенсии была заморожена. С того момента все взносы в пенсионный фонд идут на страховую пенсию. Мораторий заканчивает действие в конце 2022 года. То есть в настоящее время ни у кого не скапливается накопительная часть пенсии с выплат работодателя. А та сумма, что успела собраться до ввода моратория, сохраняется и послужит дополнением к страховой части пенсии.

Узнать сумму накопительной пенсии, которую будут выплачивать ежемесячно, очень просто: делением накоплений на количество месяцев, в течение которых ожидается эту выплату производить. Последнее — это нормативная величина, для 2020 года установленная в 258 месяцев.


Получается, что те люди, которые выйдут на пенсию в 2020 году, будут каждый месяц получать такую пенсию по возрасту:

5686,25 руб. + 93 руб. × ИПК + пенсионные накопления / 258

Например, к выходу на заслуженный отдых в 2020 году человек успел скопить 100 баллов ИПК, а размер пенсионных накоплений составляет 258 тысяч рублей. Тогда каждый месяц на руки такой пенсионер получит:

5686,25 + 93 × 100 + 258 000 / 258 = 5686,25 + 9300 + 1000 = 15 986,25 руб.

При удвоенной сумме пенсионных накоплений — 516 тысяч рублей, ежемесячная пенсия станет больше всего на одну тысячу.

5686,25 + 93 × 100 + 516 000 / 258 = 5686,25 + 9300 + 2000 = 16 986,25 руб.

Пенсионными накоплениями занимаются как негосударственные фонды (НПФ), так и Пенсионный фонд России (ПФР). По-другому их именуют страховщиками обязательного пенсионного страхования. Фонды инвестируют накопленные средства в облигации, акции и другие ценные бумаги. Доходы от инвестиций также увеличивают размер будущей пенсии.

Объем, надежность и доходность пенсионных накоплений в НПФ

Выбирая негосударственный пенсионный фонд, многие обращают внимание на размер его накоплений, то есть сколь велики средства, доступные для инвестирования. Также добавляет авторитета публикация в издании «Вестник Банка России». Соответственно, составим перечень лучших НПФ на основании разных критериев:

  • Размер накоплений

Рейтинг по данным ЦБ РФ за 9 месяцев 2019 г., десятка лучших:

  • Сбербанк — 608 202 297,64509 тыс. руб.;
  • «Газфонд пенсионные накопления» — 551 559 605,81662 тыс. руб.;
  • «Открытие» — 509 907 811,62335 тыс. руб.;
  • «Будущее» — 256 074 688,38737 тыс. руб.;
  • «Сафмар» — 254 942 846,5577 тыс. руб.;
  • «ВТБ Пенсионный фонд» — 242 544 409,09023 тыс. руб.;
  • «Эволюция» — 126 381 343,5706 тыс. руб.;
  • «Большой» — 45 127 767,19274 тыс. руб.;
  • «Согласие» — 30 044 787,69339 тыс. руб.;
  • «Социум» — 21 772 360,73238 тыс. руб.
  • Прибыльность

  • «Профессиональный» — 13,73;
  • «Гефест» — 13,03;
  • «Альянс» — 11,81;
  • «Согласие» — 11,74;
  • «АПК-Фонд» — 11,53;
  • «Первый промышленный альянс» — 11,12;
  • Сбербанк –10,93;
  • здесь два НПФ, «Традиция» и «Эволюция», с одинаковым результатом — 10,91;
  • «Волга-Капитал» — 10,78;
  • «Пенсионный выбор» — 10,73.
  • Надежность

Приведем данные «Эксперт РА»:

  • Сбербанк, «Газфонд» — ruAAA;
  • «Большой» — ruAA.
  • По прочим НПФ нет актуальных данных.

Название Объем пенсионных накоплений, тыс. руб. Доходность за минусом выплат УК и депозитарию, % Объем резервов, тыс. руб.
Сбербанк 608 202 297,64509 10,93 44 215 358,62975
«Сургутнефтегаз» 10 302 267,16951 9,81 18 998 346,63823
«Открытие» 509 907 811,62335 10,16 67 012 306,16124
«ВТБ Пенсионный фонд» 242 544 409,09023 9,57 5 615 612,59693
«АПК-Фонд» 11,53 128 858,23129
«Большой» 45 127 767,19274 9,88 6 654 426,69018
«Сафмар» 254 942 846,5577 8,18 8 502 101,60406
«Телеком-Союз» 1 442 121,1112 (-7,58) 21 194 733,00505
«Будущее» 256 074 688,38737 (-15,95) 2 775 632,78037
«Социальное развитие» 5 673 359,67294 (-17,25) 2 219 283,36904

Доходность пенсионных накоплений в ПФР

Управляющая компания Внешэкономбанка имеет в активе два портфеля: «Государственные ценные бумаги» и «Расширенный». Последний предполагает агрессивную стратегию инвестирования, а ГЦБ — консервативную. Причем расширенный портфель выбрали автоматически для тех людей, кто не высказывал никаких пожеланий, так называемых молчунов. А тем, кто осознанно воспользовался услугами этой фирмы, предлагают ГЦБ.

Расширенный также выбирают клиентам управляющих компаний негосударственной собственности, с которыми ожидается прекращение сотрудничества ПФР. То же самое происходит с пользователями негосударственных фондов, лишенных лицензий. Кроме того, выбрать эту стратегию можно самостоятельно, даже если первоначально вы пользовались другой.

Рассмотрим ситуацию, когда накопительная пенсия размером 100 тысяч рублей оставлена в УК ВЭБ в 2010 году.

Доходность пенсионных накоплений на базе портфеля «Расширенный» УК ВЭБ с 2011 по 2018 год.

Год Доходность, по ЦБ РФ Рост цен, по Росстату Как прирастали пенсионные накопления, руб.
2011 5 % 6 % 105 000
2012 9 % 7 % 114 450
2013 7 % 6 % 122 458
2014 3 % 11 % 126 130
2015 12 % 13 % 141 262
2016 10 % 5 % 155 382
2017 8 % 3 % 167 806
2018 6 % 4 % 177 874

Агрессивная стратегия в среднем за 8 последних лет обеспечила доходность пенсионных накоплений в размере 7,5 %. То есть каждые 100 тысяч, вложенные в дело, заработали 78 тысяч рублей. По сравнению с показателями НПФ это больше, также превышает на 0,6 % величину инфляции и на 0,1 % показатели частных фондов. Складывается впечатление, что разумнее было как раз оставаться участником портфеля «Расширенный».


Однако портфель ГЦБ от ВТБ принес за этот же период более впечатляющую доходность – в среднем 7,9 %. Учитывая капитализацию процентов, на 100 тысяч накоплений вышло 82 тысячи прибыли. В итоге консервативная стратегия показала себя лучше.

Доход портфеля инвестиций ГЦБ УК ВЭБ с 2011 по 2018 год

Год Доходность, по ЦБ РФ Рост цен, по Росстату Как прирастали пенсионные накопления, руб.
2011 6 % 6 % 106 000
2012 8 % 7 % 114 480
2013 7 % 6 % 122 488
2014 -2 % 11 % 120 040
2015 13 % 13 % 135 692
2016 11 % 11 % 150 608
2017 11 % 3 % 167 174
2018 9 % 4 % 182 213

Вывод о неплохих результатах УК ВЭБ можно сделать при сравнении прибыльности этого фонда с доходностью ЧУК и НПФ, независимо от положения последних на рынке — будь то лидер или аутсайдер. У государства получилось сработать с результатом, превышающим средние показатели.

Но подобные выводы не являются правильными, ведь результаты деятельности одного фонда сравниваются с усредненными показателями рынка. Так, самые успешные управляющие компании и пенсионные фонды частной формы собственности показали результат, превосходящий таковой у ВЭБ: 9-10 % доходности в год.

Поэтому в приумножении пенсионных накоплений результат государства превышает средний, но уступает показателям лучших частных компаний и фондов. Доходность пенсионных накоплений у управляющей компании ВЭБ за восемь лет превышает инфляцию.

Выбор между ПФП и НПФ для размещения пенсионных накоплений

Если сравнивать по государственным гарантиям, то ПФР, определенно, менее рискованный способ сбережения. Однако в 2015 году НПФ дано право вступать в систему гарантирования прав застрахованных лиц, которая очень похожа на Агентство страхования вкладов. Членами этой организации являются 38 НПФ. Если негосударственный пенсионный фонд обанкротится, то аккредитацию у него также заберут. Средства вкладчиков возместятся благодаря страховке, после чего их переведут в ПФР.

Однако есть и причины, по которым граждане не в полной мере доверяют государству:

  • замороженная на длительный срок накопительная пенсия (уже 6 лет);
  • реформы в пенсионной системе далеки от прозрачности;
  • накопления в ПФР переведены на представление не в денежной форме, а в виде баллов.

Ведь если накопительная пенсия присоединена к страховой, какое может быть накопление? Средства пенсионного фонда лишь на бумаге индексируются в соответствии с официальной инфляцией. Создается красивая внешняя картинка по сравнению с убытками НПФ, особенно во время экономических кризисов. Такую аргументацию используют чиновники, выступающие против накопительной пенсии. Вице-премьер Ольга Голодец одна из них. Они апеллируют к рискам НПФ оказаться банкротами.

Но так как правительство очень часто изменяет принципы создания пенсионных накоплений, то появляются не менее высокие риски остаться в категории «молчунов». Сильнее же всего народ беспокоит тот факт, что никто не берется спрогнозировать стоимость аккумулированных на счете баллов в момент выхода на заслуженный отдых.

Рассмотрим, почему может быть привлекательным пенсионный фонд, созданный в частном порядке:

  • Прошло достаточно времени, чтобы сделать вывод о несостоятельности финансовой модели ПФР. Государство стремительно беднеет, поэтому индексация не может компенсировать инфляционного обесценивания пенсионных накоплений.
  • Негативно сказываются на привлекательности государственного пенсионного фонда также бесконечные изменения в правилах учета.
  • В ситуации экономического роста, который неминуемо вернется, показатели доходности пенсионных накоплений в частных фондах всегда выше, чем у ПФР, и выше инфляции. За десятилетний период статистика частных фондов лучше государственных, если оценивать по прибыльности. Так, у НПФ это 80–100 %; УК ВЭБ — 50 % для базового портфеля, состоящего из государственных бумаг, до 80 % для расширенного.
  • Располагает к НПФ инициатива по вводу индивидуального пенсионного капитала (ИПК), реализованная еще в 2019 году. Согласно ей предполагается перейти от обязательного пенсионного страхования к добровольному.

  • Риск банкротства, особенно вероятный для небольших фондов.
  • Некоторые частные фонды имеют доходность меньше инфляции. Это касается тех, которые вложились в убыточные бумаги «Бинбанка» и «Открытия».
  • Смена одного НПФ на другой выгодна только через пятилетний период. Если уйти раньше, начисленный доход от инвестиций будет утрачен. При этом в 2017 году фонды сменили около 2 млн плательщиков. Финансовые потери людей от этого шага составили 33 млрд рублей.

Причина того, что ранее никак не проявлявшие активность люди перешли в негосударственные пенсионные фонды, проста — большое недоверие к государственной системе пенсионного страхования. Кроме того, НПФ много усилий тратят на привлечение клиентов. Однако сами по себе уговоры и обман не дали бы столь крупных результатов. Ведь у населения сохраняется по умолчанию недоверие к негосударственным организациям.

Но в нынешних реалиях государству доверяют в меньшей степени, чем частникам. Очень большой репутационный урон ПФР нанесло решение о заморозке пенсионных накоплений, а также переход на систему баллов вместо реальных денег. Ежегодные изменения в правилах начисления пенсий формируют у будущих пенсионеров большие опасения. Мало кто уже верит, что государство сможет качественно реформировать пенсионную систему, чтобы каждый человек смог к выходу на отдых получать достаточные выплаты.

В такой ситуации будущее у каждого в руках: чем раньше начать откладывать и инвестировать часть своих доходов, тем больше удастся скопить к моменту ухода на заслуженный отдых.




Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты исследования инвестиционного потенциала негосударственных пенсионных фондов
1.1. Негосударственные пенсионные фонды, их место в системе коллективного инвестирования и пенсионного обеспечения населения России
1.2. Состояние системы негосударственного пенсионного обеспечения в России.
1.3. Исследование понятия инвестиционного потенциала
негосударственного пенсионного фонда.
Глава 2. Методические основы оценки инвестиционного потенциала негосударственных пенсионных фондов
2.1. Факторы, влияющие на инвестиционный потенциал негосударственных пенсионных фондов
2.2. Анализ подходов к оценке инвестиционного потенциала
2.3. Методический подход к оценке инвестиционного потенциала
негосударственных пенсионных фондов
Глава 3. Результаты оценки инвестиционного потенциала негосударственных пенсионных фондов
3.1. Формирование информационного массива и обзор показателей
используемых для оценки
3.2. Оценка инвестиционного потенциала негосударственных пенсионных фондов Российской Федерации.
3.3. Рекомендации по повышению инвестиционного потенциала
негосударственных пенсионных фондов.
Заключение
Литература

Об активном участии негосударственных пенсионных фондов в системе пенсионного обеспечения РФ свидетельствует и тот факт, что в настоящее время действующую лицензию на деятельность по НПО, согласно данным Федеральной службы по финансовым рынкам ФСФР, имеют 6 НПФ. При этом сто из них, зарегистрировали заявления о намерении осуществлять деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию. Так, например, сторонами договоров помимо НПФ при осуществлении деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению являются вкладчики и участники, а при пенсионном страховании страхователь и застрахованное лицо. Источниками формирования активов в первом случае являются пенсионные взносы образующие пенсионные резервы, а во втором страховые взносы, формирующие пенсионные накопления. При пенсионном обеспечении размер взносов устанавливается договором и может зависеть от размера желаемой пенсии, периода накопления или срока, в течение которого будет выплачиваться пенсия, а при страховании размер вносов устанавливается государством на данный момент 6 ЕСН и зависит от заработной платы работника. Учет взносов при пенсионном обеспечении может осуществляться как на солидарных при внесении юридическими лицами, без деления на участников, так и на именных пенсионных счетах, а при пенсионном страховании только на именных счетах. Негосударственные пенсионные фонды, осуществляя деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению, могут размещать пенсионные резервы как самостоятельно, так и через управляющую компанию управляющие компании, а при пенсионном страховании сформированные пенсионные накопления инвестируются только через управляющую компанию. Инвестиционный доход, полученный от размещения и инвестирования, идет на пополнение пенсионных резервов и накоплений соответственно. Схематично структура и учет источников формирования активов НПФ представлены на рисунке 1. Рис. Система негосударственного пенсионного обеспечения РФ, помимо НПФ включает и другие структурные элементы, такие как регулирующие органы и контролирующие организации, управляющие компании, стороны пенсионных договоров и организации агенты. Рассмотрим их более подробно. Основным органом, регулирующим и контролирующим деятельность НПФ, с конца года была Инспекция негосударственных пенсионных фондов при Министерстве социальной защиты позже Министерство труда и социального развития, также часть функций, в основном, контролирующих, выполняла Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг. Инспекция НПФ. В результате проведенной в году административной реформы Министерство труда, Инспекция НПФ, а также ФКЦБ были упразднены. В соответствии с Указом Президента РФ О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти 4 от 9 марта г. Федеральной службе по финансовым рынкам ФСФР. К регулирующим органам также можно отнести и саморегулируемые организации, действующие на рынке НПО. В настоящее время такие организации представлены как на федеральном, так и на региональном уровне. На федеральном уровне это Национальная ассоциация НПФ НАПФ и Профессиональная лига НПФ ПЛ НПФ, а на региональном представлены такие как Ассоциация НПФ СевероЗападного региона России, ЗападноСибирская ассоциация НПФ, Уральская ассоциация НПФ и другие. К органам, в функции которых входит осуществление контроля за деятельностью НПФ, также относятся специализированные депозитарии, актуарии и аудиторы, действующие на основании имеющихся лицензий. Специализированные депозитарии выполняют контролирующую функцию за составом и структурой размещения пенсионных резервов и инвестирования пенсионных накоплений. Депозитарии являются профессиональными участниками рынка ценных бумаг и осуществляют свою деятельность на основании заключенного с НПФ договора. Актуарии, осуществляющие актуарное оценивание деятельности фонда, должны быть независимыми, а именно не являться аффилированным лицом фонда, управляющей компании управляющих компаний и специализированного депозитария. Актуарное оценивание деятельности фонда, то есть оценка способности фонда ответить по своим обязательствам, осуществляется ежегодно по итогам финансового года. Результаты актуарного оценивания обязательны для предоставления в регулирующий орган см.


Доля средств, инвестируемых негосударственными пенсионными фондами в реальный сектор, резко растет, а в банковский — наоборот, сокращается. Почему так происходит?

Если судить по последним опубликованным данным Банка России, НПФ на отечественном финансовом рынке прочно заняли нишу стратегического инвестора для отечественной экономики. Они уже аккумулировали более 2 трлн рублей пенсионных накоплений граждан 1967 года рождения и младше. И более 60% этих средств инвестированы именно в долгосрочные проекты в реальном секторе экономики. Причем в последние годы эта доля росла стремительными темпами. При одновременном сокращении вложений НПФ в банковские активы.

Сравним. За прошлый год объем инвестиций в долговые обязательства компаний увеличился на 83,4%. В акции предприятий — на 193,1%. При этом, отметим, произошло существенное сокращение объема средств пенсионных накоплений, размещенных на депозитах в банках. За год он сократился на 7,2%. В результате их доля в совокупном портфеле негосударственных пенсионных фондов снизилась с 32% до 19%. Во многом этому способствовали и меры, принимаемые самим регулятором.

Ограничивать объемы средств пенсионных накоплений, инвестируемых в банковские активы, Банк России начал практически сразу после того, как ему были переданы функции регулирования деятельности НПФ. 1 июля прошлого года регулятор установил верхнюю планку для таких капитальных вложений на уровне 60% от инвестиционного портфеля НПФ с уменьшением доли этих активов с 1 января 2016 года до уровня не более 40%. Причем это касалось банковских акций, а также депозитов со сроками погашения свыше трех месяцев и банковских облигаций со сроками погашения свыше трех месяцев (с учетом оферт на досрочное погашение).

На днях регулятор опубликовал новые поправки к своему положению 451П «Об установлении дополнительных ограничений на инвестирование средств пенсионных накоплений». На этот раз он несколько либерализовал условия инвестирования в банковские активы. Но сделал это таким образом, что деньги также должны пойти на финансирование долгосрочных проектов в промышленности, сельском хозяйстве и в других отраслях экономики. В частности, ЦБ вывел из-под действия этого 40-процентного ограничения бумаги дочерних банковских компаний (в предыдущей версии от сентября 2015 года под ограничения попадали еще и облигации дочерних банковских юрлиц). С большой долей вероятности этот шаг позволит инвестировать пенсионные накопления россиян в финансовые учреждения, финансирующие лизинговые операции (фактически из-под требования на долю к банковским активам были выведены облигации «ВТБ-Лизинга» и «ВЭБ-Лизинга»).

Логика действия регулятора в данном случае является вполне понятной и прозрачной для участников рынка. С одной стороны, Банк России стремится увеличить количество инструментов, в которые могут быть вложены деньги, отложенные работающими россиянами себе на пенсию. А с другой — проявляет заботу о том, чтобы эти деньги не только приносили доход будущим пенсионерам, но и вкладывались в ликвидные и надежные ценные бумаги.

Кроме уточнений и введения новых ограничений на структуру и состав активов, в которые могут быть инвестированы средства пенсионных накоплений, Банк России позаботился и о том, чтобы сделать более прозрачной для граждан систему назначения накопительной пенсии. В конце мая он опубликовал проект своего указания, в котором разъяснил сроки и порядок расчета инвестиционного дохода по пенсионным накоплениям граждан при переходе из одного негосударственного пенсионного фонда в другой.

Предполагается, что этот нормативный акт заменит указание Банка России № 3638-У, опубликованное 18 мая прошлого года. Дело в том, что до сих пор НПФ по-разному трактовали отдельные положения действующего нормативного документа. В частности, разногласия касались периода, за который должен быть начислен инвестиционный доход человеку, решившему перевести свои накопления в другой фонд, а также размера самого инвестиционного дохода. Такая двусмысленность провоцировала разногласия между самими пенсионными фондами. Еще важнее, что возможность трактовать нормативный акт создавала ситуацию, при которой гражданин мог почувствовать себя обманутым даже тогда, когда сам НПФ вел себя добросовестно и в соответствии с буквой закона.

Теперь в опубликованном Банком России проекте более четко сформулировано определение «календарного периода», к которому привязан инвестиционный доход. При этом отдельно прописаны случаи, когда инвестиционный доход на средства пенсионных накоплений не начисляется внутри самого календарного периода. Например, при переходе гражданина из одного пенсионного фонда в другой чаще чем раз в пять лет. Таким образом, регулятор приводит свою нормативную базу в соответствие с действующим законодательством. А также учитывает возможное принятие Государственной думой разработанного правительством законопроекта, согласно которому заявление о смене фонда гражданин должен будет подавать в тот НПФ, который он намерен покинуть.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Читайте также: