Оформление расчетов с пфр

Чтобы подключиться к электронному документообороту с ПФР, понадобится пакет документов. Без них фонд не примет отчётность в электронном виде. Какие именно документы нужны — зависит от вашего региона.

Регионы, где нужно только заявление на подключение к электронному документообороту (ЗПЭД)

С середины 2020 года пенсионный фонд переходит на новый приёмный комплекс. Вот список регионов, где понадобится одно-единственное заявление в электронном виде:

  • 03 Республика Бурятия
  • 20 Чеченская Республика,
  • 23 Краснодарский край,
  • 27 Хабаровский край,
  • 32 Брянская область,
  • 35 Вологодская область,
  • 45 Курганская область,
  • 47 Ленинградская область,
  • 50 Московская область,
  • 58 Пензенская область,
  • 59 Пермский край,
  • 63 Самарская область,
  • 64 Саратовская область,
  • 71 (081-) Тульская область,
  • 72 Тюменская область,
  • 77 Москва,
  • 78 Санкт-Петербург,
  • 86 Ханты-Мансийский автономный округ — Югра.

В остальных регионах понадобится соглашение и заявление на бумаге + заявление в электронном виде (ЗПЭД)

В большинстве регионов ПФР работает в двух приёмных комплексах. В старом обрабатывает СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ, а в новом принимает СЗВ-ТД. Отсюда такая сложность с документами.

Как оформить соглашение с ПФР

  1. Позвоните в своё отделение ПФР и спросите, какие документы нужны, чтобы отчитываться через интернет. Есть формы, которые утверждены законодательством, но ПФР может попросить документы по собственному шаблону. Тогда скачайте их на сайте регионального ПФР или возьмите в самом отделении.
  2. Если ПФР принимает документы по общим шаблонам, скачайте и заполните:
    — Соглашение об обмене электронными документами — в двух экземплярах.
    — Заявление о подключении к электронному документообороту — в одном экземпляре.
  3. Отнесите документы в ваше отделение ПФР. Иногда сотрудник фонда просит заехать за подписанным экземпляром позже. По согласованию с ПФР заявление можно отправить через раздел Эльбы «Отчётность» → «Письма ФНС и ПФР».
  4. Укажите дату и номер соглашения в Эльбе: Реквизиты → Сотрудники → Я зарегистрирован как работодатель → Реквизиты в ПФР → Изменить.

Как заполнить заявление

Если вы ИП, то заполните блок «Сведения об Участнике (физическом лице)». Если вы директор организации — «Сведения об Участнике (юридическом лице)».

Блок «Сведения об Уполномоченном представителе» заполняют сотрудники или организации, которые собираются отчитываться за страхователя по доверенности со своей электронной подписью.

Сведения об операторе и СКЗИ:

— Наименование Организации — оператор, который указан в договоре: АО «ПФ «СКБ Контур» или ФГУП ЦентрИнформ.

— Средство СКЗИ — КриптоПро CSP.

Как отправить ЗПЭД

В Эльбе выполните задачу «Отправить заявление в ПФР, чтобы сдавать СЗВ-ТД электронно». По регламенту протокол должен прийти в течение двух дней, но, как правило, его отправляют почти сразу. После положительного ответа, вы сможете сдавать СЗВ-ТД. Это важный отчёт, потому что при приёме и увольнении сотрудника его подают не позже чем на следующий рабочий день.

Если вы в Новгородской области

  1. Скачайте и заполните соглашение:
    — Соглашение для ИП
    — Соглашение для ООО
  2. Переименуйте файл в «Соглашение. Регистрационный номер организации в ПФР», например: «Соглашение. 000-000-000000». Формат файла — ворд, расширение «.doc».
  3. В Эльбе в разделе «Реквизиты» → «Сотрудники» → «Реквизиты в ПФР» укажите фиктивные сведения о соглашении с ПФР. Например, «регистрационный номер: 000-000-000000, номер соглашения: 0000, дата соглашения: 01.01.2017».
  4. Отправьте файл соглашения в ПФР. Для этого загрузите его к письму, которое создали через раздел «Отчётность» → «Письма в ФНС и ПФР».
  5. ПФР получит соглашение и отправит вам тот же файл, в приложении к которому укажет номер и дату соглашения. Не забудьте указать их в разделе «Реквизиты» в Эльбе.

Если вы в Челябинской области

Кроме заявления и соглашения заполните карточку страхователя. После этого позвоните в ваш ПФР и уточните, что делать дальше. Возможно, фонд попросит поставить на карточке подпись удостоверяющего центра. Тогда обратитесь в сервисный центр, где получали электронную подпись.



Круг заявителей

Заявителями при предоставлении государственной услуги являются:

юридические и физические лица, являющиеся страхователями в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее соответственно – страхователи, Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ):

а) лица, производящие выплаты, в том числе:

индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного пенсионного страхования не предусмотрено иное;

б) физические лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию;

в) застрахованные лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и самостоятельно уплачивающие дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии (далее - застрахованные лица).

Наименование органа, предоставляющего государственную услугу

Предоставление государственной услуги осуществляется ПФР через свои территориальные органы ПФР.

ПФР и территориальные органы ПФР не вправе требовать от заявителя (представителя) осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги, связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации.

Результат предоставления государственной услуги

Срок предоставления государственной услуги

Прием и регистрация поступившего в территориальный орган ПФР расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, в том числе направленного заявителем (представителем) с использованием средств почтовой связи, через многофункциональный центр, а также представленного в форме электронного документа, осуществляются не позднее одного рабочего дня, следующего за днем его поступления.

Прием и регистрация расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, поступившего в территориальный орган ПФР в выходной или нерабочий праздничный день, осуществляются в первый следующий за ним рабочий день.

Перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги

Предоставление государственной услуги осуществляется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 17.05.2019 № 277п «Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему от плательщиков страховых взносов расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.08.2019 № 55623)»;

Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";

Постановление Правительства РФ от 27.09.2011 N 797 "О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления" (вместе с "Положением о требованиях к заключению соглашений о взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления");

Федеральный закон от 28.12.2013 N 422-ФЗ "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений";

Федеральный закон от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений";

Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи»;

Федеральным законом от 24 ноября 2011 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2007 г. № 781 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг»;

постановление Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 г. № 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. № 852 «Об утверждении Правил использования усиленной квалифицированной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг и о внесении изменения в Правила разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг»;

постановлением правления ПФР от 31 июля 2006 г. № 192п «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению» с изменениями, внесенными постановлениями правления ПФР от 28 июля 2008 г. № 224п , от 23 июля 2009 г. № 161п , от 23 июня 2010 г. № 152п , от 7 июля 2010 г. № 166п , от 24 марта 2011 г. № 59п , от 28 марта 2012 г. № 66п ;

постановлением правления ПФР от 2 ноября 2008 г. № 322п «Об утверждении формы ДСВ-3 «Реестр застрахованных лиц, за которых перечислены дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и уплачены взносы работодателя», Порядка его представления в территориальный орган ПФР, а также Формата представления реестра в территориальный орган ПФР в электронном виде (формат данных)» с дополнениями, внесенными постановлением правления ПФР от 23 июня 2011 г. № 173п.

Срок ожидания в очереди

Время ожидания в очереди при обращении по вопросам предоставления государственной услуги не должно превышать 15 минут.

Порядок, размер и основания взимания государственной пошлины или иной платы, взимаемой за предоставление государственной услуги

Государственная услуга предоставляется без взимания государственной пошлины или иной платы.

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги

Основаниями для отказа в приеме Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (далее - Расчета 1), Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования главами крестьянских (фермерских) хозяйств(далее-Расчета 2) являются:

отсутствие подписи на документах (усиленной квалифицированной электронной подписи);

несоответствие Расчета 1, Расчета 2, представленных заявителем, формам РСВ-1 ПФР или РСВ-2 ПФР;
отсутствие или ненадлежащее оформление документа, подтверждающего полномочия представителя.

Отказ в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в иных случаях не допускается.

Исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги

Основания для приостановления предоставления государственной услуги отсутствуют.

В предоставлении государственной услуги может быть отказано:

при наличии в Расчете 1, Расчете 2 неустранимых ошибок и замечаний;

при отсутствии на магнитном носителе информации файла, содержащего Расчет 1, Расчет 2;

в случае признания усиленной квалифицированной электронной подписи, которой подписаны файлы Расчета 1, Расчета 2, недействительной;

в случае если файлы Расчета 1, Расчета 2 не прошли форматно-логический контроль.

В случае представления Расчета 1, Расчета 2 по почте они возвращаются заявителю с уведомлением о невозможности принятия Расчета 1, Расчета 2 и причинах возврата в порядке, установленном подпунктом "г" пункта 43 Административного регламента.

В случае представления Расчета 1, Расчета 2 заявителем (представителем) лично на бумажном или магнитном носителе Расчет 1, Расчет 2 возвращаются в порядке, установленном в подпункте "д" пункта 45 Административного регламента.

В случае представления Расчета 1, Расчета 2 в электронном виде с применением усиленной квалифицированной электронной подписи (на магнитном носителе) они возвращаются в порядке, установленном в подпункте "е" пункта 47 Административного регламента.

В случае представления Расчета 1, Расчета 2 по телекоммуникационным каналам связи, в том числе с использованием Единого портала, заявителю направляется уведомление о невозможности принятия Расчета 1, Расчета 2 и ее причинах в порядке, установленном абзацем третьим пункта 49 Административного регламента.

Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги,которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, и которые заявитель вправе представить, а также способы их получения заявителями, в том числе в электронной форме, порядок их представления

Перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении органов, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, и которые заявитель вправе представить, законодательством Российской Федерации не установлен.

ПФР, территориальные органы ПФР не вправе требовать представления:

а) документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги;

б) документов и информации, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении государственных органов, предоставляющих государственную услугу, иных государственных органов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг;

в) документов и информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги

Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, способы их получения заявителем, в том числе в электронной форме, порядок их представления

Для получения государственной услуги заявителем (представителем) представляются следующие документы:

расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ-1 ПФР -утверждена постановлением Правления ПФР от 16 января 2014 г. N 2п "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и Порядка ее заполнения") (далее - Расчет 1), за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года;

расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования главами крестьянских (фермерских) хозяйств (форма РСВ-2 ПФР - Утверждена постановлением Правления ПФР от 17 сентября 2015 г. N 347п "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования главами крестьянских (фермерских) хозяйств и Порядка ее заполнения") (далее - Расчет 2).

При представлении Расчета 1, Расчета 2 лично заявитель представляет документ, удостоверяющий личность.

При представлении Расчета 1, Расчета 2 через представителя необходимыми документами являются доверенность, подтверждающая полномочия представителя на представление документов, необходимых для предоставления государственной услуги, а также документ, удостоверяющий личность представителя.

Расчет 1, Расчет 2 могут быть представлены:

на бумажных носителях информации (лично или по почте);

в электронном виде (на магнитных носителях) с применением усиленной квалифицированной электронной подписи;

по электронным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи;

посредством сети "Интернет", включая Единый портал, при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа.

Уверенность в достоверности учетных данных на предприятии позволяет минимизировать риски возникновения споров с контрагентами и контролирующими органами. Чтобы убедиться в достоверности проходящих по учету итоговых сумм, необходимо регулярно проводить сверки с участниками хозяйственных операций. Особое место в бухгалтерии работодателя занимает процедура подтверждения движения по счетам, отражающим состояние расчетов с бюджетными органами.

Цели сверки расчетов с ПФР

Сверка расчетов по пенсионным взносам между работодателем и контролирующей государственной структурой может инициироваться любой из сторон. Обязательность проверки установлена для периода подготовки сводных данных для составления годовой отчетности. Сверка расчетов помогает решить такие задачи:

  • подтвердить факт перечисления излишних средств;
  • выявить суммы, которые были взысканы контролирующим органом в завышенном объеме;
  • принять решение по платежам, требующим уточнения;
  • проверить итоговые показатели по обязательствам перед бюджетом.

Порядок сверки

Сверка начинается с подготовки всех необходимых документов. Для этого работодателем оформляется официальный запрос в Пенсионный фонд о выдаче справки, которая будет отражать текущее состояние расчетов на конкретную дату. Сделать такой запрос можно в письменной форме или обратиться в обслуживающее подразделение через интернет. Дополнительно потребуется взять в контролирующем органе информацию о состоянии произведенных по взносам платежей.

ЗАПОМНИТЕ! Сведения из справки помогут разобраться, сходятся ли итоговые данные в бухгалтерском учете работодателя и по лицевому счету в ПФР. Расшифровка нужна для детальной проверки всех произведенных платежей с целью выявления причин расхождений (если они имеют место).

При обнаружении недоимок или переплат субъект предпринимательства должен инициировать сверку в разрезе платежей по страховым взносам, пеням и штрафам. Осуществляется это путем подачи соответствующего заявления в Пенсионный фонд. Шаблон заявления законодательно не утвержден. Каждый работодатель вправе разрабатывать собственный образец документа.

После обработки заявительной документации отделением Пенсионного фонда совместно с работодателем будет проведена сверка по расчетам за отчетный период. Результаты этой процедуры отражаются в письменной форме путем составления акта.

ВАЖНО! Если по данным из справки и расшифровки платежей расхождений с учетом работодателя не было выявлено, то на этапе проверки этих двух бланков сверка и заканчивается.

Формировать запросы в электронной форме в ПФР страхователи могут двумя способами:

  • при помощи специализированного оператора, который обеспечивает доставку электронной отчетности;
  • посредством сервисов Кабинета страхователя, который доступен на сайте ПФР.

Преимущество интернет-сервисов в том, что реакция на запросы поступит в течение 1 рабочего дня. Такой срок зафиксирован в Распоряжении от 10.03.2011 г. №85р, изданном Правлением ПФ РФ. Для обработки бумажных заявлений и подготовки ответа на них контролирующим органам отводится до 5 рабочих дней. В ответ на запрос по ТКС от ПФР приходит электронный реестр платежей, по которому можно проверить, все ли отправленные платежи учтены в базе контролирующего органа.

ВАЖНО! Для формирования официальных запросов в ПФР в электронном виде необходимо обязательно использовать электронную цифровую подпись.

Разработка шаблона заявления

Заявительная документация в адрес Пенсионного фонда по вопросам проведения сверки и предоставления необходимых для этого сведений законодательно не регламентируется. Каждый субъект вправе разрабатывать собственный образец. В бланке необходимо указать:

  • получателя заявления;
  • сведения, идентифицирующие работодателя;
  • суть запроса;
  • точное наименование документа, который является предметом заявления;
  • дату, по состоянию на которую необходимо получить данные по расчетам;
  • рекомендуется прописать способ передачи ответного решения.

Заявление на выдачу справки может иметь такой вид:

Управление ПФР в г. Феодосии
Республики Крым
от ООО «Забег»
298100, г. Феодосия, ул. Горького, 22
ИНН/КПП 2125478421/212585472
Рег. № в ПФР: 547-685-452101

Просим выдать справку о состоянии расчетов нашего предприятия по страховым взносам на дату оформления запроса – 15.02.2018г.
Документ требуется для проведения сверки по осуществленным платежам с начала года и подтверждения факта отсутствия недоимок или переплат.
Предпочтительный способ получения ответа – почтовым отправлением. Справку направлять по адресу:
298100, Республика Крым, г. Феодосия, ул. Горького, 22.

Если формируется запрос на проведение сверки, то в тексте заявления можно прописать такую фразу: «Просим назначить дату и провести взаимную сверку по расчетам по страховым взносам за период с 01.01.2017 по 31.12.2017».

Результат сверки

Итоги совместных сверок с пенсионными органами оформляются актом по форме 21-ПФР. Шаблон этого документа является унифицированным. Бланк утвержден Постановлением от 22.12.2015 г. № 511п (автор – Правление ПФР). Структура акта представлена такими информационными блоками:

  1. Шапка документа. В ней прописывается наименование органа ПФР, которым была осуществлена совместная с работодателем сверка взносов, приводятся данные о плательщике, расчеты с которым проверялись. При обозначении работодателя обязательно должны быть указаны его название и присвоенный ему регистрационный номер в ПФР, контактные данные.
  2. Заголовок документа с проставлением даты его оформления и порядковым номером.
  3. Перечень должностных лиц, которые несут ответственность за реализацию сверки расчетов по взносам. В списках должны присутствовать представители обеих сторон.
  4. Прописывается временной интервал, за который были проверены расчетные операции между сторонами.
  5. Табличный блок с основной информацией по результатам всех процедур.
  6. Подписи сторон.

В табличном блоке документа указываются виды расчетных операций, по которым проверяются перечисления и сальдо. В отдельных графах приводятся остатки по состоянию на требуемую дату, выводятся недоимки, величины излишне перечисленных средств, размер произведенных взысканий. Обособленно показываются платежи, по которым информация остается невыясненной и требует более детальной проверки. Все суммовые значения должны отражаться в рублях с копейками. Необходимо указывать конечные сальдо по данным ПФР и те цифры, которые значатся в учете у работодателя.

Под табличным блоком сотрудник ПФР, занимавшийся совместной с плательщиком взносов проверкой, визирует документ своей подписью. Представитель работодателя изучает содержание акта и в письменной форме выражает свое согласие или несогласие с отраженными результатами. Если плательщик считает, что данные в акте являются достоверными, он прописывает в специально отведенном поле «без разногласий». Если страхователь считает, что показанные сведения не соответствуют действительности, то он должен выразить свое несогласие с обозначенными итогами фразой «с разногласиями».

При зафиксированных разночтениях по результатам сверки ответственные сотрудники ПФР совместно с представителями работодателями после даты подписания акта выявляют причины разногласий. Для этого анализируются расшифровки платежей, сверяется правильность оформления платежек и отнесение сумм на соответствующие виды взносов.

Сроки, подписание бумаг

В законодательстве не прописаны сроки, которыми ограничивается время подготовки специалистами ПФР акта сверки. Представитель работодателя при вручении ему экземпляра итогового документа должен обязательно проставить дату фактического его получения. Дополнительно рекомендуется указать в бланке способ, которым акт был направлен предприятию: по почте, или должностное лицо плательщика взносов лично явилось в отделение ПФР за документацией. Акт должен визироваться со стороны работодателя руководителем компании.

Если у директора нет возможности получить документ лично, он вправе делегировать такие полномочия одному из своих сотрудников (оформив на него доверенность).

Плательщик взносов после ознакомления с актом подписывает оба его экземпляра. Первый остается у работодателя, второй должен быть возвращен специалистам ПФР. Юридической силой акт наделяется только после его подписания всеми участниками сверки. На его основании плательщик взносов может оформить возврат переплаты или инициировать зачет излишне уплаченных средств в счет погашения будущих обязательств.

Социально-экономический смысл единого социального налога. Источники формирования и направления расходования средств пенсионного фонда. Бухгалтерский учет расчетов в ПФР. Определение страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на 2011 год.

Рубрика Бухгалтерский учет и аудит
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 13.05.2015
Размер файла 146,8 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Национально исследовательский Томский политехническийуниверситет

по предмету: Бухгалтерский учет

на тему: Расчеты с пенсионным фондом

1. Единый социальный налог

1.1 Социально-экономический смысл ЕСН

1.2 Плательщики ЕСН

2. Пенсионный фонд

2.1 Источники формирования и направления расходования средств ПФР

3. Расчеты с пенсионным фондом

3.1. Бухгалтерский учет расчетов в ПФР

3.2.Тарифы с 2011 года

3.3.Страховые взносы на ОПС с 2011 года

4. Расчетная часть

4.1 Характеристика предприятия

4.2 Приказ об учетной политике

4.3 Баланс на начало периода

2.4 Журнал хозяйственных операций

4.5 Мемориальные ордера счетов

4.6 Оборотно-сальдовая ведомость

4.7 Баланс на конец периода

4.8 Оборотно-шахматная ведомость

Список использованной литературы

1. Единый социальный налог

1.1 Социально-экономический смысл ЕСН

С 1 января 2001г. главой 24 НК РФ установлен единый социальный налог (ЕСН), который предназначен для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь и зачисляется в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды:

Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования.

Смысл введения налога заключался в упрощении процедур исчисления и уплаты обязательных социальных платежей прежде всего из-за сокращения числа органов, осуществляющих контроль за их уплатой.

Поэтому при проверке расчетов по ЕСН необходимо проверить правильность определения налоговой базы для исчисления налога, правильность применения налоговых ставок, установить порядок и сроки уплаты налога на предприятии, а также их документальное обоснование и проверить правильность отражения соответствующих хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.

С 1 января 2010 года работодатели вместо ЕСН будут платят страховые взносы в государственные внебюджетные фонды.

Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний сохраняются.

Порядок их расчетов установлен Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ.

Тарифы взносов во внебюджетные фонды для работодателей, применяющих общую систему налогообложения, в 2010 году остались в размерах действующих в 2009 году ставок ЕСН (ст. 57 Закона № 212-ФЗ). Отметим, что "старые" ставки на 2010 год оставлены исключительно ввиду кризиса.

1.2 Плательщики ЕСН

Плательщиками ЕСН, согласно статье 235 Налогового Кодекса Российской Федерации, выступают две категории лиц:

· Физические лица и организации, производящие выплаты физическим лицам;

· Лица, получающие доход то существования предпринимательской либо адвокатской деятельности.

Основное различие двух категорий плательщиков ЕСН состоит в том, что плательщики первой из указанных категорий привлекают физических лиц для выполнения определенных работ либо оказания услуг в рамках соответствующих трудовых, гражданско-правовых или авторских договоров, то есть используют наемный труд. Выплаты по таким договорам и являются объектом обложения ЕСН. Налогоплательщики, относящиеся ко второй категории, напротив, не являются работодателями.

Налогоплательщик может относиться к двум категориям одновременно. В таком случае он исчисляет и уплачивает ЕСН раздельно по каждому основанию (п.2 ст. 235 НК РФ).

ЕСН уплачивают организации, но для того чтобы организация признавалась налогоплательщиком, необходимо соблюдение трех условий:

1. данная организация осуществляет выплаты в адрес физических лиц;

2. выплаты производятся по трудовым, гражданско-правовым или авторских договорам;

3. предметом таких договоров является выполнение работ, выполнение услуг.

Иностранные организации также являются плательщиками ЕСН. Однако обязанность по уплате ЕСН с выплат гражданам России, а также с доходов, выплачиваемых работниками-иностранцами, у организаций-«иностранцев» возникает только в конкретном случае: если они осуществляют деятельность через любые обособленные подразделения, в том числе те , деятельность которых не приводит к образованию постоянного представительства.

Если же иностранная организация не имеет обособленного подразделения в РФ, по местонахождению которого она должна пройти постановку на учет в налоговых органах, то плательщиком ЕСН данная организация не будет являться.

К юридическим лицам также относятся общины малочисленных народов, организации народных художественных промыслов, сельскохозяйственные производители.

Под физическими лицами подразумеваются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Плательщиком ЕСН физическое лицо становиться только тогда, когда использует труд наемных работников.

Плательщиками ЕСН являются также индивидуальные предприниматели, то есть физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты.

ЕСН не облагаются:

· Компенсационные выплаты (травмы, несчастные случае на производстве);

· Командировочные расходы (Суточные, проезд, провоз багажа);

· Доходы фермерского хозяйства;

· Сумма страховых платежей;

· Средства, выплаченные избирательной комиссии;

· Доходы в виде форменной одежды (как на производстве, так и спортсменам, обмундирование личного состава);

Организация, которая выплатила своим сотрудникам не более 100000 рублей, налогом не облагается.

Часть, зачисляемая в федеральный бюджет 26%

Часть, зачисляемая в ФСС 2,9%

Часть, зачисляемая в ФОМС 5,1 % ( Федеральный ФОМС 2,1%, Территориальный ФОМС 3 %

2. Пенсионный фонд

2.1 Источники формирования и направления расходования средств ПФР

Как было отмечено выше, Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) образован в целях обеспечения социального страхования. Он предназначен для выплаты государственных пенсий, оказания материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам и т.д. Для этого каждая организация и предприятие, а также индивидуальные предприниматели производят ежемесячно сверх оплаты труда отчисления в ПФР в соответствии с установленным в централизованном порядке тарифом страховых взносов. Средства Пенсионного фонда формируются за счёт:

- обязательных пенсионных взносов работодателей и работающих граждан. Страховые взносы являются основным источником поступления в ПФР, их доля в структуре доходной части его бюджета составляет свыше 80%.- ассигнований из Федерального бюджета:

- средства, возмещаемые Государственным фондом занятости населения в связи с досрочным назначением пенсий безработным гражданам;

- займы, привлекаемые для покрытия временных затруднений.

- добровольные взносы физических и юридических лиц;

Средства ПФР находятся в государственной собственности. Так как государство несёт полную ответственность за своевременную выплату пенсий, пособий, компенсаций.

В соответствии с действующим законодательством ПФР финансирует:

- выплату в соответствии с действующим на территории России законодательством, а так же межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации к постоянному месту жительства;

- оказание материальной помощи в органы социальной защиты престарелыми и нетрудоспособными;

- оказание материальной помощи общественным организациям пенсионеров и инвалидов;

- оказание материальной помощи префектурам в решении социальных программ:

- создание базы данных по учёту плательщиков страховых взносов;

- подготовка кадров и повышение их квалификации,

Финансирование выплаты следующих видов пенсий должно возмещаться ПФР средствами из Федерального бюджета;

- пособие женщинам из числа военнослужащих, уволенных в связи с беременностью или рождением ребёнка:

- пособие для детей военнослужащих срочной службы:

- пособие для детей в возрасте от полутора до шести лет;

- пособие на детей одиноким матерям,

- пособие на детей, инфицированных вирусом иммунодефицита человека,

- компенсационные выплаты в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;

- компенсационные выплаты пенсионерам в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О компенсационных выплатах пенсионерам».

3. Расчеты с пенсионным фондом

Отчисления в Пенсионный Фонд производятся за счет издержек производства и обращения и прочих источников.

Размер отчислений в пенсионный фонд определяется следующим образом:

Отчисления в пенсионный фонд =

Страховые взносы начисляются на те виды оплаты труда, из расчета которых начисляется пенсия, в том числе вознаграждение за выполнение работы по договорам подряда и поручения.

Учет расчетов с пенсионным фондом ведут на пассивном счете 69-2 "Расчеты по пенсионному обеспечению".

К нему открываются субсчета:

69.2.1 - отчисления на накопительную часть трудовой пенсии.

69.2.2 - отчисления на страховую часть трудовой пенсии.

3.1 Бухгалтерский учет расчетов в ПФР

Приступая к проверке данного раздела бухгалтерского учета, сначала устанавливает правильность определения налоговой базы, которая регламентируется 24 НК РФ, а именно ст.237 НК РФ. При этом необходимо учесть, что в нее не включаются суммы, указанные в ст.238 и ст.239 НК РФ. Таким образом, налоговая база (для лиц, являющихся работодателями) будет определяться как сумма выплат и иных вознаграждений, начисляемых налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, а также по авторским договорам. Налоговая база для налогоплательщиков, не производящих выплаты физическим лицам (индивидуальные предприниматели, адвокаты), будет определяться как сумма доходов от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Далее проверяется правильность применения той или иной налоговой ставки, которые регламентируются ст.241 НК РФ. Согласно данной статьи, страховые тарифы взносов для налогоплательщиков-работодателей и налогоплательщиков, не производящих выплат физическим лицам, отличаются друг от друга. Кроме того, внутри каждой группы они подразделяются на работодателей, производящих выплаты физическим лицам, и работодателей, выступающих в качестве сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также индивидуальных предпринимателей, не привлекающих наемный труд, и адвокатов соответственно. Таким образом, при определении правильности применения налоговой ставки необходимо установить категорию налогоплательщика и, исходя из этого, размер страхового тарифа. Кроме того, в связи с введением в действие ФЗ от 15.12.01г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» с 1 января 2002г. Работодатели должны уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Т.е. часть налога, которую они уплачивали в ПФР в 2001г., теперь, согласно вышеуказанному закону, уплачивается в федеральный бюджет. Таким образом, страховой тариф разделен на две части. За счет первой части будет финансироваться страховая, а за счет второй - накопительная часть трудовой пенсии. Размер каждой части зависит от возраста и пола работника. Каждое предприятие, как плательщик взносов, должно быть зарегистрировано в местном отделении ПФР, куда оно и перечисляет страховые взносы.

Поэтому на данном этапе целесообразно проверить соответствие сроков уплаты ЕСН в части страховых взносов в ПФР действующему законодательству. Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в фонды взносов, уплачиваемых в составе ЕСН, согласно ст. 9 Федерального закона № 118 осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.

На основании гл.24 НК РФ и закона №167-ФЗ за три дня до получения зарплаты, а если она не выплачивалась, то не позднее 12-го числа месяца, следующего за отчетным, организация должна уплатить двумя платежными поручениями 14% от фонда оплаты труда (страховой взнос) на счет ПФР. Не позднее 15-го числа месяца, следующего за выдачей зарплаты, необходимо отправить платежное поручение на оплату ЕСН (в части перечислений в федеральный бюджет).

Бухгалтерский учет расчетов с ПФР ведется на балансовом счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», к которому открывается субсчет 69.2 - «Расчеты по пенсионному обеспечению». По кредиту счета 69.2 должны отражаться суммы отчислений в ПФР, а также суммы, полученные в случае превышения соответствующих расходов над отчислениями.

При этом записи производятся в корреспонденции со: счетами, на которых отражено начисление оплаты труда, - в части отчислений, производимых за счет организации (Дт 20, 23, 25, 26, 44 и др. Кт 69.2); счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» -- в части отчислений, производимых за счет работников предприятия (Дт 70 Кт 69.2); счетом 99 «прибыли и убытки» - на сумму пеней за несвоевременный взнос платежей (Дт 99 Кт 69.2); счетом 51 «Расчетный счет» - на сумму, полученную в случаях превышения соответствующих расходов над платежами (Дт 51 Кт 69.2). По дебету счета 69.2 должны отражаться перечисленные суммы платежей (Дт 69.2 Кт 51).

3.2 Тарифы с 2011 года

Законодатели решили увеличить ставки только с 2011 года (ст. 12 Закона № 212-ФЗ).

Для наглядности увеличение и разбивку новых ставок по фондам представим в виде таблицы.

Ставка взносов в % при общей системе налогообложения

Читайте также: