Ограничений в деятельности негосударственных пенсионных фондов

Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) — организация социального обеспечения с организационно-правовой формой акционерного общества, исключительными видами деятельности которой являются:

  • деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников НПФ в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения (НПО);
  • деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании (ОПС);
  • деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем (в настоящий момент не осуществляется по причине отсутствия соответствующего законодательства).

Таким образом, негосударственный пенсионный фонд представляет собой особый вид организаций и имеет специально созданную для осуществления своей деятельности организационно-правовую форму.

Работа негосударственного пенсионного фонда в соответствии с российским законодательством аналогична работе Пенсионного фонда РФ. Негосударственный пенсионный фонд, так же, как ПФР, аккумулирует средства пенсионных накоплений, организует их инвестирование, учёт, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии.


После проводимой пенсионной реформы 2014—2015 гг., все НПФ зарегистрированные, как некоммерческие правовые организации, обязаны пройти реорганизацию, поменять наименование собственности в акционерные общества, вступить в систему гарантирования, получить лицензию на право заниматься страховой деятельностью на пенсионном рынке.

Многие из негосударственных пенсионных фондов не прошли аккредитацию, вступили в крупные группы НПФ либо передали саккумулированные активы под управление лидеров рынка. Список негосударственных пенсионных фондов, прошедших аккредитацию, Вы можете получить на этом ресурсе .

После соблюдения всех установленных новым законодательством норм негосударственные пенсионные фонды получат под свое управление финансы, «замороженные» в 2014 году.

В активах НПФ находятся все пенсионные накопления граждан, которые выбрали для себя сохранение накопительного элемента и заключили договор ОПС с определенным фондом.

Финансы негосударственных пенсионных фондов:

  1. Пенсионные накопления.

В рамках деятельности по обязательному пенсионному страхованию (ОПС), негосударственные пенсионные фонды формируют средства пенсионных накоплений. Эти средства НПФ обязан передать в доверительное управление одной или нескольким управляющим компаниям (УК) для последующего их инвестирования. Причем Законодательство РФ определяет как активы, в которые пенсионные накопления могут инвестироваться, так и структуру инвестиционного портфеля.

  1. Пенсионные резервы.


В рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению (НПО), негосударственные пенсионные фонды формируют средства пенсионных резервов. В соответствии с действующим законодательством НПФ могут размещать свои пенсионные резервы самостоятельно или через управляющие компании. НПФ вправе самостоятельно размещать средства в государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги субъектов РФ, на банковский депозит или в объекты недвижимости. Для инвестирования в иные активы фонд должен привлекать УК.

Отношения НПФ и управляющих компаний строятся на основании договоров доверительного управления и иных договоров, в зависимости от схемы работы НПФ на финансовом рынке. УК обязаны иметь лицензию на все виды деятельности, по которым они осуществляют операции со средствами пенсионных фондов.

Размещение пенсионных резервов НПФ должно удовлетворять следующим требованиям:

  • стоимость пенсионных резервов, размещенных в один объект, не может превышать 15 % общей стоимости пенсионных резервов;
  • общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в ценные бумаги, не имеющие признаваемых котировок, не должна превышать 20 % стоимости пенсионных резервов;
  • общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в ценные бумаги, выпущенные учредителями и вкладчиками фонда, не должна превышать 30 % стоимости пенсионных резервов, за исключением случаев, когда указанные ценные бумаги включены в Котировальный лист РТС первого уровня;
  • общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в федеральные государственные ценные бумаги, не должна превышать 50 % стоимости пенсионных резервов, за исключением случаев их приобретения в результате проведения новации;
  • общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации и муниципальные ценные бумаги, не должна превышать 50 % стоимости пенсионных резервов;
  • общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в акции и облигации предприятий и организаций, не должна превышать 70 % стоимости размещенных пенсионных резервов;
  • общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в банковские вклады и недвижимость, не должна превышать 80 % стоимости размещенных пенсионных резервов.

Существуют отступления от требования по обязательной диверсификации вложений НПФ. Например:

  • если общая стоимость размещенных пенсионных резервов фонда не превышает 1,5 млн. рублей, процентные ограничения на размещение пенсионных резервов в федеральные государственные ценные бумаги и (или) банковские вклады (депозиты) банков не накладываются.
  • если приобретаются паи паевых инвестиционных фондов, правилами и инвестиционной декларацией которых предусмотрено выполнение правил и требований, предъявляемых к НПФ, процентные ограничения на стоимость пенсионных резервов, размещенных в паи этих паевых инвестиционных фондов, не накладываются.


Ассоциация негосударственных пенсионных фондов (АНПФ) предложила ЦБ расширить возможность инвестирования пенсионных накоплений в активы с повышенными рисками — структурные облигации. Фонды ждут, что такие вложения обеспечат клиентам доходность выше депозитов и ОФЗ, но ЦБ по традиции осторожно относится к инвестициям пенсионных накоплений из-за их социальной значимости, следует из письма АНПФ (есть у РБК) и ответа регулятора на запрос РБК.

Что предложили фонды

Сейчас фонды могут держать в портфелях структурные облигации только в объеме не больше 10% от активов с повышенным риском. В большинстве случаев их эмитентами выступают банки, поэтому такие инструменты заполняют и лимит по вложениям в банковский сектор (30%), отмечает АНПФ. Возможность инвестирования в структурные облигации позволит получить доходность значительно выше банковского депозита и вложений в ОФЗ, добавляют в ассоциации.

Ассоциация перечисляет свои предложения в письме на имя руководителя департамента коллективных инвестиций ЦБ Кирилла Пронина:

  • АНПФ предлагает вывести структурные облигации в отдельную категорию со своим особым лимитом. По мнению ассоциации, следует расширить перечень эмитентов структурных облигаций, добавив туда промышленные компании.
  • Нужно перечислить виды таких инструментов, рассмотреть возможность использования маркетмейкеров (держатели ценных бумаг для последующей продажи) для поддержания ликвидности и разделения рисков с инвесторами.
  • «По мнению ряда фондов, основное ограничение для инвестирования средств НПФ в структурные облигации лежит в плоскости фидуциарной ответственности (ответственность за управление средствами. — РБК) и необходимости дополнительного обоснования инвестирования в те или иные инструменты», — говорится в письме АНПФ.

Что такое структурные облигации

Структурная облигация предполагает, что выплата купона, номинала и дата выплат связаны с некоторыми внешними обстоятельствами, на которые эмитент такой бумаги повлиять не может. Обстоятельства могут быть привязаны к платежеспособности третьих лиц, изменению фондовых индексов, эффективности проектного финансирования, объясняет РБК директор департамента риск-менеджмента УК «Ай Кью Джи Управление активами» Александр Баранов. «К примеру, облигация на том, что курс рубль/доллар в течение определенного временного горизонта не будет выходить сверху и снизу за определенный уровень», — продолжает эксперт. Если пара торгуется в горизонте, инвестор получает купон в 10%, но достаточно отклонения на один день, чтобы доходность была ниже.

В России закон о структурных облигациях действует с 2018 года. Полный возврат номинальной стоимости таких бумаг не гарантируется.

Несколько размещений структурных облигаций весной провел Сбербанк, тогда ему удалось привлечь 2,37 млрд руб. от трех выпусков. Подобные облигации были и ранее, вспоминает Баранов: облигации ЕБРР и ВТБ в привязке к индексу РТС, а также облигации Deutsche Bank в привязке к золоту.

Почему возражает ЦБ

ЦБ относит структурные облигации к активам с повышенным уровнем риска. Они «предполагают отсутствие защиты капитала и возможность невозврата всей или части суммы основного долга по таким облигациям», сообщили РБК в Центробанке.

«С учетом социальной значимости пенсионных накоплений граждан, а также установленной законом о НПФ цели по обеспечению сохранности пенсионных накоплений Банк России полагает, что вложение значительной доли портфеля НПФ в структурные облигации является чрезмерно рискованным», — уточнили в пресс-службе регулятора. Кроме того, на российском рынке фактически «отсутствуют реальные выпуски структурных облигаций и, соответственно, отсутствует какая-либо инвестиционная история».

«В этой связи практическое обсуждение данных инструментов и их преимуществ/недостатков для таких инвесторов считаем преждевременным», — заключили в ЦБ.

Предложения по структурным облигациям АНПФ составила после встречи представителей НПФ и банкиров с ЦБ 30 апреля. Собеседник, знакомый с ходом встречи, сказал РБК, что «банкиры просили адресно ослабить ограничения для таких бумаг, например введя для них отдельный лимит».

«ЦБ логично ответил, что к разговору о новых лимитах можно будет вернуться, когда будет виден спрос и заполнятся имеющиеся лимиты. НПФ всегда за увеличение инвестиционных возможностей, но конкретный интерес может быть только к конкретным бумагам, а их пока нет», — добавил он. Другой собеседник на рынке НПФ сказал, что фонды предлагали начать работу над структурными облигациями как инструментом, в который могут заходить НПФ, позиционировали его как практически безрисковый и просили у ЦБ регуляторные послабления.

Замкнутый круг

Крупнейшие фонды АНПФ — это НПФ, которые понесли убытки из-за вложений в низкокачественные активы кредитных организаций из московского банковского кольца, попавших под санацию: «ФК Открытие», Бинбинака, Промсвязьбанка. Связанные с ними фонды группы «Будущее» показали отрицательную доходность инвестирования пенсионных накоплений по итогам 2018 года. НПФ «Будущее» — минус 15,28% (цифры после вычета вознаграждения управляющим), «Образование» — минус 19,45%, «Телеком-союз» — минус 16,81%, НПФ «Открытие» — минус 10,8%, НПФ «Сафмар» — минус 11%.

Ситуация улучшилась в первом квартале 2019 года. Средняя годовая доходность по пенсионным накоплениям составила 9%, при этом «Будущее» показало доходность 8,72%, «Открытие» — 10,04%, «Сафмар» — 8,51%. Для сравнения: крупнейший НПФ Сбербанка показал доходность на уровне 9,35%. У государственной управляющей компании «Внешэкономбанк», управляющей деньгами «молчунов», доходность по расширенному портфелю за первый квартал составила 7,66%, по портфелю государственных ценных бумаг — 11,72%.

ЦБ при стресс-тестировании фондов хочет гарантий наличия денежного потока, а инструменты, подразумевающие неопределенный результат, не позволяют на него рассчитывать, говорит Баранов. Если унифицировать подход к оценке рисков, как это делает ЦБ, то структурные облигации — это однозначно рисковый инструмент, отмечает Ногин, в то же время понятие структурных бумаг достаточно широкое, и это могут быть облигации высокого кредитного качества.

25 декабря 2014 года Банк России утвердил Положение № 451-П[1], которым вводятся дополнительные ограничения на инвестирование средств пенсионных накоплений негосударственными пенсионными фондами, осуществляющими обязательное пенсионное страхование.

Предыстория

Деятельность российских негосударственных пенсионных фондов регулируется Федеральным законом № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» («Закон о НПФ»). Указанный закон определяет общие требования к деятельности фондов, в том числе к инвестированию средств пенсионных накоплений; при этом Банк России вправе устанавливать дополнительные ограничения на инвестирование указанных средств. До установления дополнительных ограничений Банк России рекомендовал пенсионным фондам при инвестировании средств руководствоваться подходами, предусмотренными постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.06.2003 № 379[2] и от 13.12.2006 № 761[3].

25 декабря 2014 года Банк России утвердил Положение № 451-П («Положение»), которым вводятся дополнительные ограничения на инвестирование средств пенсионных накоплений негосударственными пенсионными фондами, осуществляющими обязательное пенсионное страхование. Ниже представлен краткий обзор наиболее важных изменений.

Положение устанавливает дополнительные требования к структуре инвестиционного портфеля пенсионного фонда путем введения ограничений на инвестирование средств пенсионных накоплений в активы одного лица или группы лиц.

До утверждения Положения к структуре инвестиционного портфеля применялись требования, устанавливающие максимальную долю отдельных видов активов в структуре портфеля:

  • государственные ценные бумаги РФ одного выпуска - не более 35 процентов;
  • государственные ценные бумаги субъектов РФ - не более 40 процентов;
  • муниципальные облигации - не более 40 процентов;
  • облигации иных эмитентов (за рядом исключений) - не более 80 процентов;
  • российские акции, субординированные облигации кредитных организаций, а также паи (акции, доли) иностранных индексных инвестиционных фондов, инвестирующих в акции - в совокупности не более 65 процентов;
  • ипотечные ценные бумаги - не более 40 процентов инвестиционного портфеля;
  • ценные бумаги международных финансовых организаций, а также паи (акции, доли) иностранных индексных инвестиционных фондов - в совокупности не более 20 процентов инвестиционного портфеля.

Положение установило дополнительные требования ограничения к структуре портфеля путем введения ограничений на инвестирование в активы одного лица или группы лиц. Для этих целей Положение вводит понятие группа связанных юридических лиц, под которым понимаются юридические лица, являющиеся основными и дочерними обществами или преобладающими и зависимыми обществами. Согласно Положению, начиная с 1 июля 2015 года:

  • ценные бумаги, выпущенные или обеспеченные поручительством либо гарантией одного юридического лица (группы связанных юридических лиц), денежные средства на банковских депозитах и на счетах в таком юридическом лице (лицах, входящих в группу связанных юридических лиц - кредитных организаций) должны составлять не более 25 процентов;
  • акции одного юридического лица (лиц, входящих в группу связанных юридических лиц), облигации с оставшимся сроком погашения более трех месяцев, выпущенные или обеспеченные поручительством либо гарантией такого юридического лица (лиц, входящих в группу связанных юридических лиц), банковские депозиты с оставшимся сроком более трех месяцев в таком юридическом лице (лицах, входящих в группу связанных юридических лиц - кредитных организаций) должны составлять не более 15 процентов инвестиционного портфеля пенсионного фонда;
  • облигации кредитных организаций и иных эмитентов, входящих в банковские группы, с оставшимся сроком погашения более трех месяцев и депозиты с оставшимся сроком более трех месяцев должны составлять не более 40 процентов инвестиционного портфеля пенсионного фонда.

Также Положение устанавливает перечень иностранных индексных инвестиционных фондов, в паи (акции, доли) которых разрешается инвестирование средств пенсионных накоплений.

Согласно Закону о НПФ, пенсионные фонды вправе инвестировать средства пенсионных накоплении в паи (акции, доли) иностранных индексных инвестиционных фондов из перечня, определенного Банком России. До утверждения Положения такой перечень отсутствовал.

Согласно положению, пенсионные фонды вправе инвестировать пенсионные накопления в паи (акции, доли) следующих индексных инвестиционных фондов:

  • iShares Core S&P 500 ETF;
  • iShares MSCI EAFE ETF;
  • iShares MSCI EMU ETF;
  • iShares MSCI Germany ETF;
  • iShares MSCI Japan ETF);
  • iShares MSCI United Kingdom ETF;
  • PowerShares QQQ Trust, Series 1;
  • SPDR S&P 500 ETF Trust;
  • Vanguard FTSE Developed Markets ETF;
  • Vanguard FTSE Europe ETF;
  • SPDR Gold;
  • iShares Silver Trust;
  • FinEx MSCI United Kingdom UCITS ETF;
  • FinEx MSCI Germany UCITS ETF;
  • FinEx MSCI Japan UCITS ETF;
  • FinEx MSCI USA UCITS ETF;
  • FinEx Physically Held Gold ETF USD.

Положение вступило в силу 9 февраля 2015 года; ограничения на инвестирование средств пенсионных накоплений в активы одного лица или группы лиц начинают применяться 1 июля 2015 года.

[1]Положение об установлении дополнительных ограничений на инвестирование средств пенсионных накоплений негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего обязательное пенсионное страхование, дополнительных требований к кредитным организациям, в которых размещаются средства пенсионных накоплений и накопления для жилищного обеспечения военнослужащих, а также дополнительных требований, которые управляющие компании обязаны соблюдать в период действия договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений

[2] Постановление Правительства РФ от 30.06.2003 № 379 «Об установлении дополнительных ограничений на инвестирование средств пенсионных накоплений в отдельные классы активов и определении максимальной доли отдельных классов активов в инвестиционном портфеле в соответствии со статьями 26 и 28 Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»

[3]Постановление Правительства РФ от 13.12.2006 № 761 «Об установлении дополнительных ограничений на инвестирование средств пенсионных накоплений, переданных Пенсионным фондом Российской Федерации в доверительное управление управляющей компании, в депозиты в валюте Российской Федерации и иностранной валюте в кредитных организациях и накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих в депозиты в рублях в кредитных организациях»

Специализированный депозитарий

Специализированный депозитарий осуществляет хранение сертификатов ценных бумаг и учет прав на ценные бумаги, в которые размещены пенсионные резервы и пенсионные накопления.

Специализированный депозитарий осуществляет ежедневный контроль за соблюдением Фондом и управляющими компаниями ограничений по размещению пенсионных резервов и инвестированию средств пенсионных накоплений, в соответствии с законодательными ограничениями инвестирования.

АО «НПФ Сбербанка» работает с Акционерным обществом «Специализированный депозитарий «ИНФИНИТУМ» на основании договоров

Лицензии Акционерного общества «Специализированный депозитарий «ИНФИНИТУМ»

Документы

Сведения о расторжении договоров с депозитариями

Законодательные ограничения инвестирования

Основные законодательные ограничения

В отличие от инвестирования средств пенсионных накоплений при размещении пенсионных резервов Фонд обладает более широким перечнем активов и возможностями. В соответствии с действующим законодательством Фонд имеет право инвестировать средства пенсионных резервов в следующие активы:

  • ГЦБ РФ (до 100% активов), при этом доля ГЦБ РФ одного выпуска не более 35% активов.
  • Государственные ценные бумаги субъектов РФ (не более 80% активов).
  • Облигации, выпущенные от имени муниципальных образований (не более 80% активов).
  • Облигации российских хозяйственных обществ (не более 80% активов).
  • Акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ (не более 70% активов).
  • Денежные средства, включая иностранную валюту, размещенные на банковских счетах и в банковских депозитах, при условии что банк является участников системы страхования вкладов (не более 80% активов), при этом доля банковских депозитов (депозитарных сертификатов) в одном банке не более 25% активов.
  • Ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством РФ (не более 20% активов).
  • Инвестиционные паи открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов, созданных в соответствии с законодательством РФ, а также инвестиционные паи закрытых паевых инвестиционных фондов, созданных в соответствии с законодательством РФ (не более 70% активов).
  • Ценные бумаги правительств иностранных государств, ценные бумаги международных финансовых организаций, акции иностранных акционерных обществ, облигации иностранных коммерческих организаций и акции (паи) иностранных инвестиционных фондов, при этом их суммарная доля может составлять не более 30% активов.
  • Объекты недвижимого имущества (не более 10% активов).
  • Доля ценных бумаг одного эмитента, за исключением ГЦБ РФ, государственные ценные бумаги субъектов РФ и акций акционерных инвестиционных фондов, может составлять не более 15% активов.

В отличие от инвестирования средств пенсионных накоплений размещать пенсионные резервы Фонд может как через управляющие компании, так и самостоятельно. Самостоятельное размещение разрешено в следующие виды финансовых инструментов: в денежные средства на счетах в рублях и иностранной валюте; в банковские депозиты в рублях и иностранной валюте; в ГЦБ РФ; в депозитные сертификаты российских банков; в инвестиционные паи открытых, интервальных и закрытых паевых инвестиционных фондов, в объекты недвижимого имущества.

В соответствии с действующим законодательством Фонд имеет право инвестировать средства пенсионных накоплений в следующие активы:

  • Государственные ценные бумаги РФ (далее — ГЦБ РФ) до 100% активов.
  • Государственные ценные бумаги субъектов РФ (не более 40% активов).
  • Облигации, выпущенные от имени муниципальных образований (не более 40% активов).
  • Облигации иных эмитентов (до 100% активов).
  • Акции российских эмитентов (не более 40% активов).
  • Паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов, размещающих средства в государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов (не более 20% активов).
  • Ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством РФ об ипотечных ценных бумагах (не более 40% активов).
  • Денежные средства в рублях на счетах в кредитных организациях, депозиты в валюте РФ и в иностранной валюте в кредитных организациях, иностранную валюту на счетах в кредитных организациях (в сумме не более 40%).
  • Ценные бумаги международных финансовых организаций, допущенных к размещению и (или) публичному обращению в РФ в соответствии с законодательством РФ (не более 20% активов).
  • Депозиты в кредитной организации и ценные бумаги, эмитированные этой кредитной организацией, в сумме не должны превышать 15% активов.

Список кредитных организаций, доступных для инвестирования средств пенсионных накоплений, опубликовывается на сайте Банка России . Инвестировать средства пенсионных накоплений Фонд может только через управляющие компании. * Максимальная доля в инвестиционном портфеле ценных бумаг одного эмитента или группы связанных эмитентов не должна превышать 10 % за исключением ГЦБ РФ, ценных бумаг, обязательства по которым обеспечены РФ, а также ипотечных ценных бумаг, выпущенных в соответствии с законодательством РФ.

Основные законы, регламентирующие деятельность негосударственных пенсионных фондов

Федеральный закон от 7 мая 1998 года №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»
Федеральный закон от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»
Федеральный закон от 24 июля 2001 года №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»


Что такое негосударственный пенсионный фонд?

Негосударственный пенсионный фонд это особая некоммерческая организация, задачей которой является формирование пенсий граждан.
При создании фонда его учредители передают фонду имущество – вклад учредителя, которое становится собственностью фонда. По своим обязательствам фонд отвечает всем переданным ему имуществом.

Гарантии исполнения негосударственным пенсионным фондом своих обязательств

Гарантом исполнения негосударственным пенсионным фондом своих обязательств в первую очередь служит совокупный вклад учредителей. Его размер установлен законодательными требованиями и не может составлять менее 30 миллионов рублей.
Также фондом для обеспечения обязательств перед участниками создается страховой резерв, который не может быть менее 5% от размера пенсионных резервов фонда.
Ежегодно в негосударственном пенсионном фонде проводится независимая аудиторская проверка
Деятельность фонда подлежит ежегодному независимому оцениванию актуарием.
Результаты аудиторской проверки и актуарного оценивания представляются федеральному органом, осуществляющим надзор и контроль – Федеральной службе по финансовым рынкам Российской Федерации.

Виды деятельности негосударственного пенсионного фонда

Негосударственные пенсионные фонды могут заниматься только тремя исключительными видами деятельности:
— деятельностью по негосударственному пенсионному обеспечению граждан;
— деятельностью в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию;
— деятельностью в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию (этим видом деятельности негосударственные пенсионные фонды занимаются крайне редко, поскольку правовая база по созданию профессиональных пенсионных систем в Российской Федерации еще в недостаточной степени разработана).
Каждый из видов деятельности негосударственный пенсионный фонд может осуществлять в отдельности, вне зависимости от того, осуществляются ли им остальные два.

Лицензирование видов деятельности негосударственного пенсионного фонда

Каждый из видов деятельности фонда лицензируется
Лицензии фонду выдаются уполномоченным федеральным органом, осуществляющим надзор и контроль над негосударственными пенсионными фондами – Федеральной службой по финансовым рынкам Российской Федерации (ФСФР РФ).
В случае выявления нарушений в процессе деятельности фонда данные о приостановке, аннулировании, а так же возобновлении действия лицензий негосударственных пенсионных фондов ФСФР РФ размещает на своем сайте (http://www.fcsm.ru), публикует в средствах массовой информации.


Правила фонда

Негосударственные пенсионные фонды должны осуществлять свою деятельность в соответствии с документами, определяющими порядок и условия исполнения фондом своих обязательств — правилами фонда.
Правила фонда составляются отдельно на каждый вид его деятельности.
Деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению граждан регулируются «пенсионными правилами фонда», при деятельности в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию – «страховыми правилами фонда».
Правила фонда регистрируются в уполномоченном федеральном органе — Федеральной службе по финансовым рынкам Российской Федерации. Также проходят регистрацию любые изменения, которые вносятся в уже существующие правила.

Деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению граждан

Деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению граждан к государственной трудовой пенсии гражданина не имеет никакого отношения. Поэтому его еще называют дополнительным пенсионным обеспечением. Этот вид деятельности осуществляется исключительно на добровольных началах.
Механизм формирования дополнительной пенсии показан на рис. №1 и заключается в следующем:
Вкладчик (физическое или юридическое лицо) заключает с негосударственным пенсионным фондом пенсионный договор и уплачивает в фонд денежные средства – пенсионные взносы.
Пенсионные взносы уплачиваются в пользу участника – физического лица, которому в соответствии с пенсионным договором должны производится выплаты негосударственной пенсии.
Вкладчик и участник могут быть одним и тем же физическим лицом. В случае если вкладчик — юридическое лицо, обычно заключается так называемый «солидарный пенсионный договор», предусматривающий выплату пенсий сразу нескольким участникам.
С целью сохранения денег вкладчиков от инфляционных процессов фонд размещает их в различные финансовые инструменты. Фонды осуществляют размещение средств как самостоятельно, так и через управляющие компании.
Для того чтобы обеспечить сохранность, доходность, ликвидность и надежность размещения пенсионных средств Правительством Российской Федерации законодательно установлен перечень финансовых инструментов, разрешенных для вложений денег вкладчиков негосударственных пенсионных фондов (Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2007 года №63).
За счет этих средств, при наступлении пенсионных оснований у участника (достижение пенсионного возраста, инвалидность), фонд производит ему выплату дополнительных негосударственных пенсий.

Что нужно знать, заключая договор дополнительного пенсионного обеспечения с негосударственным пенсионным фондом

Прежде всего, потенциальный вкладчик должен изучить пенсионные правила фонда и выбрать описанную в них пенсионную схему, которая определяет порядок уплаты пенсионных взносов и выплат негосударственных пенсий.
По классификации схемы бывают с установленным размером взносов или с установленным размером выплат.
Также пенсионные схемы подразделяются на страховые и сберегательные. Существуют также сберегательно – страховые схемы.
Страховые схемы предусматривают пожизненную выплату пенсий. Наследование накопленной вкладчиком суммы не предусмотрено.
Сберегательные схемы предусматривают выплату пенсий в течение ряда лет и предусматривают наследование. Выплаты могут производиться как в течение ряда лет, так и до исчерпания средств на счете участника.
Сберегательно – страховые схемы предусматривают последовательное применение двух схем: на этапе накопления применяется сберегательная схема, на этапе выплат пенсий — страховая.
По условиям финансирования схемы могут быть фондируемые, нефондируемые и частично-фондируемые
Практически все схемы, заключаемые с физическими лицами – фондируемые, то есть для выполнения обязательств негосударственным пенсионным фондом создаются определенные фонды, основа которых -пенсионные взносы участника.
Нефондируемые или частично-фондируемые схемы используются вкладчиками – юридическими лицами.

Прекращение отношений с негосударственным пенсионным фондом

Прекращение отношений между вкладчиком (участником) фонда обычно наступают вследствие выполнения негосударственным пенсионным фондом своих обязательств по выплате участнику дополнительных негосударственных пенсий, но могут быть прерваны по инициативе вкладчика или участника путем расторжения пенсионного договора.
При расторжении пенсионного договора фонд обязан выплатить вкладчику или участнику выкупную сумму или перевести ее в другой негосударственный пенсионный фонд.
Условия расчета, выплат или перевода выкупных сумм должны содержаться в правилах фонда и пенсионном договоре.
При заключении пенсионного договора на эти условия необходимо обращать повышенное внимание, поскольку единого требования к расчету и условиям выплат выкупных суммам законодательно не установлено, и фонды в этом вопросе самостоятельно определяют методику расчета и сроки выплат.


Деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию

Этот вид деятельности имеет непосредственное отношение к государственной трудовой пенсии.
Смысл обязательного пенсионного страхования показан на рис. 2 и заключается в том, что каждый раз, выплачивая заработную плату, работодатель перечисляет государству за своих работников единый социальный налог. Его часть — 20% от фонда оплаты труда идет на формирование государственной трудовой пенсии каждого работающего россиянина в следующем соотношении: базовая часть (6% от фонда оплаты труда), страховая часть(8% от фонда оплаты труда) и накопительная часть (сегодня это 6% от фонда оплаты труда).
Оказывать влияние на отчисления, производимые на формирование базовой и страховой части пенсии граждане не могут, поскольку Пенсионным фондом Российской Федерации они направляются на выплату нынешним пенсионерам.
Особенность накопительной части, заключается в том, что они идут на выплату тому застрахованному, в пользу которого они перечислены. Застрахованному лицу дано право «распоряжаться» этими средствами. Гражданину дано право выбора – оставить ли эти средства в Пенсионном фонде Российской Федерации или перевести их в негосударственный пенсионный фонд, который будет отвечать за формирование и инвестирование накопительной части его трудовой пенсии.
В случае принятия решения в пользу негосударственного пенсионного фонда застрахованное лицо заключает с фондом, договор об обязательном пенсионном страховании.
Помимо договора необходимо оформить еще один документ – заявление о переводе накопительной части пенсии. Это можно сделать лично, обратившись в Пенсионный фонд Российской Федерации, направив заявление по почте, предварительно заверив свою подпись у нотариуса или воспользовавшись услугами трансферагента.
Как правило, негосударственные пенсионные фонды, выступающие страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, являются трансферагентами и бесплатно оказывают такие услуги застрахованному лицу.
После того как заявление и договор об обязательном пенсионном страховании поступят в Пенсионный фонд Российской Федерации, пенсионные накопления гражданина будут направлены в выбранный им негосударственный пенсионный фонд.
Заключенный договор об обязательном пенсионном страховании начнет действовать с момента поступления средств на счет застрахованного лица в негосударственном пенсионном фонде.
Чтобы пенсионные накопления не обесценились к моменту выхода на пенсию их необходимо инвестировать. Инвестирование средств пенсионных накоплений негосударственными пенсионными фондами происходит на тех же принципах, что и размещение пенсионных резервов, но рамки по инвестированию пенсионных накоплений более жесткие.
Инвестирование происходит только через управляющую компанию.
Ужесточен перечень финансовых инструментов для инвестирования пенсионных накоплений в сторону их большей надежности. Их перечень утвержден Федеральным законом от 24 июля 2001 года №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».
При наступлении у застрахованного лица пенсионных оснований (приобретения права на получение государственной трудовой пенсии) негосударственный пенсионный фонд назначает и ежемесячно выплачивает застрахованному лицу накопительную часть трудовой пенсии.


Что нужно знать для заключения договора об обязательном пенсионном страховании с негосударственным пенсионным фондом

Договор об обязательном пенсионном страховании, к сожалению, может быть заключен не каждым гражданином Российской Федерации.
В настоящее время правом на формирование накопительной части трудовой пенсии имеют граждане России, как мужчины, так и женщины 1967 года рождения и моложе.
Однако в период с 2002 до 2005 года формирование накопительной части пенсии производилось для мужчин 1953 года рождения и моложе, а так же женщин 1957 года рождения и моложе. Отчисления составляли 2% от фонда оплаты труда.
Начиная с 2005 года, новые поступления за счет единого социального налога на накопительные счета этих граждан не предусмотрены. Но они, также как и граждане 1967 года рождения и моложе, могут распорядиться уже имеющимися на их пенсионном счете деньгами.
Если гражданином сделан выбор в пользу негосударственного пенсионного фонда, то это не означает, что его пенсионные накопления останутся в этом фонде навсегда. Застрахованному лицу дано право изменить свое решение, «перейти» в другой негосударственный пенсионный фонд или вернуть свои пенсионные накопления в Пенсионный фонд Российской федерации.
В случае смерти гражданина до назначения ему трудовой пенсии предусмотрена выплата накопленных средств его правопреемникам, которых при заключении договора можно сразу указать. Если правопреемники в договоре не указаны, наследование пенсионных накоплений застрахованного происходит в соответствии с общими положениями о наследстве законодательства Российской федерации.
Негосударственный пенсионный фонд обязан ежегодно не позднее 1 сентября направлять застрахованным лицам информацию о состоянии их пенсионных счетов накопительной части трудовой пенсии и результатах инвестирования средств пенсионных накоплений.

Собственное имущество негосударственного пенсионного фонда

Потенциальным вкладчикам и застрахованным лицам негосударственных пенсионных фондов необходимо знать, что собственное имущество фонда подразделяется на имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда, а так же пенсионные резервы и пенсионные накопления.
То есть при заключении договоров с негосударственным пенсионным фондом и передаче ему пенсионных взносов и/или пенсионных накоплений необходимо понимать, что эти средства становятся собственностью фонда. При этом у фонда перед вкладчиками, участниками и застрахованными лицами возникают обязательства по выплате пенсий или выкупных сумм.
Использовать на свое содержание пенсионные резервы и пенсионные накопления фонду запрещено. На них не может быть обращено взыскание по долгам фонда.
Законодательством четко оговариваются предельные суммы, которые фонд может использовать на свое содержание– не более 15% от полученного дохода при размещении пенсионных резервов и инвестирования пенсионных накоплений, не более 3% от сумм пенсионных взносов.

Система пенсионного обеспечения претерпевает в нашей стране регулярные изменения, ее реформа не прекращается ни на год. Обязательное пенсионное страхование позволяет не только обеспечить пенсионеров, но и скопить средства будущим получателям пенсий.

НПФ – это одно из средств осуществления таких накоплений и обеспечения будущим старикам их достойной в финансовом отношении старости. Что же это такое, как работает, и как сотрудничать с такими организациями – поговорим в статье.

Бесплатно по России

Общая информация

Аббревиатура НПФ является общепринятой и расшифровывается как негосударственный пенсионный фонд. В более широком смысле к этому понятию также относят и управляющие организации, которые созданы в целях управления тем или иным фондом.


Как устроен негосударственный пенсионный фонд

Управлять накоплениями граждан на будущий заслуженный отдых в соответствии с законом может лишь организация. Предприниматель или физическое лицо в целях исключения рисков не могут осуществлять подобную деятельность.

Ранее такая организация создавалась в некоммерческой форме. С 2016 года все эти фонды должны были быть реорганизованы в акционерные. Исключение – не осуществление деятельности в рамках обязательного страхования, а только добровольного. Но и в последнем случае с 2019 года такое компании должны были быть преобразованы.

Для начала деятельности компания должны пройти регистрацию, а после обратиться в Центробанк с заявлением о выдаче лицензии и соответствующим пакетом документов. После получения разрешения фонд может привлекать клиентов, управлять их накоплениями. При этом вся деятельность должна строго подчиняться законодательным требованиям.

Какими законами регулируется работа фонда

Деятельность рассматриваемых фондов влияет не только на размер и вообще возможность получения будущим пенсионером накопительной части пенсии, но и на стабильность всей государственной пенсионной системы в целом. Следовательно, со стороны государство необходимо правовое регулирование создания и работы таких организаций.

Базовым нормативным документом в этой сфере является закон, регулируются систему пенсионного страхования, он имеет номер 167-ФЗ и был подписан Президентом 15.12.2001. После издания акта он претерпел многочисленные изменения, которые следует учитывать.

Непосредственно работу фондов регламентирует закон 75-ФЗ от 07.05.1998 также в свежей редакции.

Документом установлены:

  • основные термины;
  • порядок создания и функционирования фондов;
  • гарантии исполнения ими своих обязательств;
  • основные правила инвестирования;
  • предоставление им отчетности и ведение учета;
  • правила контроля за его деятельностью;
  • прекращение его работы;
  • порядок реорганизации при необходимости.

Поскольку контролирующим государственным органом в сфере деятельности фонда выступает Банк России, то в пределах своей компетенции он также издает правовые акты.

В частности, его инструкциями и указаниями регулируются:

  • правила выдачи лицензии (перечень необходимых документов, требования к соискателям, процедура);
  • порядок предоставления сведений из реестра лицензий;
  • типовые формы (например, страховых правил фондов) и др.

Также некоторые процедурные вопросы в части накоплений (их размещение, перевод из одной организации в другую и т.п.) регламентируются актами Правительства РФ.

Специфика деятельности

Законодательное понятие НПФ предполагает, что фонд может заниматься исключительно управлением средств населения в рамках обязательного пенсионного страхования или негосударственного обеспечения будущих и действующих пенсионеров. Никакого другого вида экономической деятельности фондов законодатель не допускает.

Работа управляющих организаций заключается в привлечении средств со стороны работающих граждан и их дальнейшее инвестирование. Средства могут вкладываться в реализацию проектов, ценные бумаги и облигации, в некоторых случаях – размещаться на депозит.

Активы, полученные в результате такого инвестирования, расходуются на вознаграждение самой управляющей организации, а также на увеличение будущего пособия вкладчиков фонда.

Как стать клиентом НПФ

Основным документом, регламентирующим отношения между управляющей накоплениями организацией и ее клиентом, является договор. Он должен быть заключен как в отношении обязательных отчислений, так и в случае накопления средств на будущее негосударственное пособие.

Заключить такой договор можно указанными на официальном сайте компании способами:

  1. В любом случае это можно сделать при посещении ее офиса. Однако это не всегда удобно, поскольку офис может располагаться далеко от места нахождения вкладчика, либо отсутствовать в населенном пункте вовсе.
  2. Через представителя компании, которые на систематической основе посещают различные трудовые коллективы организаций и предприятий. На встрече участникам, как правила, предлагается к подписанию соответствующий договор.
  3. Визит в компанию-партнер фонда. Часто встречается, что учредителем фонда является крупный банк или коммерческая компания с офисами по всей стране. В этом случае при наличии предложения можно заключить договор, посетив офис этого учредителя (партнера). Например, фонд Сбербанка или Открытие предоставляют возможность заключить договор в любом офисе одноименных кредитных организаций.

После заключения договора с НПФ до 1 декабря этого же года следует направить в Пенсионный Фонд РФ заявление о переводе накоплений (имеющихся и будущих) в конкретную компанию. Часто обязанность по направлению такого заявления берет на себя сам фонд, гражданину же остается только подписать готовый документ при оформлении отношений с фондом.

Переводить ли накопления в НПФ

Однозначно ответить на вопрос, целесообразно ли иметь «копилку» в негосударственном фонде, не представляется возможным. Инвестиционная деятельность таких организаций имеет определенные риски, и во всяком их доходность зависит от множества факторов.

Выбор конкретного фонда также играет важную роль, некоторые из них принесли застрахованным лицам доход более 10% годовых, другие – оставили в минусе по сравнению с теми, кто хранит свои деньги в ПФ РФ.


Особенности вклада

Рассмотрим основные преимущества и возможные риски вклада будущего пособия в негосударственные управляющие организации в таблице:

ПлюсыМинусы
Все накопления застрахованы, потому граждане гарантированно не потеряют ихПри смене фонда чаще, чем раз в 5 лет, гражданин может потерять инвестиционный доход
Доходность инвестиционной деятельности НПФ может быть выше фонда, выбранного государствомВ случае перехода в другой фонд менее чем через 5 лет убытки, полученные в результате инвестирования, могут лечь на плечи застрахованного лица
Диверсификация будущего дохода (средства будут выплачиваться не только со стороны государства, но и от управляющего фонда)Необходимость совершения дополнительных действий по заключению договора и написанию заявления в ПФР
Возможность передать накопленные средства по наследству или использовать их иным образом в установленных законом случаяхДлительный срок до получения выплат приводит к рискам прекращения фондом деятельности (что не скажется серьезным образом на сбережениях лица)
Возможность влиять на размер доходов при выходе на заслуженный отдых
Удобство контроля за состоянием индивидуального лицевого счета на официальном сайте фонда
Инвестирование осуществляется только в надежные источники, определяемые в общем виде государством

Как выбрать НПФ и заключить договор

Выбор компании, управляющей обязательными или добровольными отчислениями на будущую пенсию, остается правом самого гражданина.

Он может осуществлять его по целому ряду критериев:

10 лучших организаций по доходности и надежности

По результатам деятельности за 2018 год наибольший доход своим вкладчикам в результате вложения их денег принесли в порядке уменьшения следующие фонды:

  1. ГАЗФОНД пенсионные накопления.
  2. ГАЗФОНД.
  3. Сургутнефтегаз.
  4. Стройкомплекс.
  5. Ингосстрах-Пенсия.
  6. Согласие.
  7. Межрегиональный НПФ «АКВИЛОН».
  8. ТРАДИЦИЯ.
  9. ВТБ Пенсионный фонд.
  10. Газпромбанк-фонд.

Информация представлена по материалам сведений, публикуемых Банком России на официальном сайте ведомства.

Как перевести средства из ПФР в НПФ: пошаговая инструкция

Переводить средства из одного фонда в другой, из государственного в частное гражданин имеет полное право, но не чаще 1 раза в год. Хотя частая смена фондов чревата потерей инвестиционного дохода или даже потерей части средств (если инвестирование принесло убыток).

Для смены управляющей накоплениями организации необходимо выполнить следующие действия:

  1. Выбрать фонд (критерии выбора остаются за гражданином).
  2. Заключение договора с фондом.
  3. Заполнение заявления о переводе средств.
  4. Направление заявления в ПФ РФ.

Обратиться в ПФ с таким заявлением можно следующими способами:

  • через портал государственных и муниципальных услуг (для этого необходимо иметь верифицированный аккаунт);
  • в территориальном органе Пенсионного Фонда России;
  • через многофункциональный центр (о возможности получения этой услуги можно предварительно узнать по телефону или на официальной странице центра в интернете).

Заявление должно быть направлено в ПФР до 1 декабря года, предшествующего переводу средств в другой НПФ.

Могут ли НПФ лишить лицензии и что делать клиенту, если это произошло

Государственное разрешение на осуществление деятельности НПФ может быть отозвано в случае выявления нарушений в деятельности такой организации. Но опасаться этого не стоит, поскольку все средства гражданина в сохраненном виде вернутся в ПФР. При этом целым останется и инвестиционный доход (при его наличии).

Гражданин, которого коснулась подобная ситуация, вправе не предпринимать никаких действий. В этом случае все средства будут находиться под управлением ПФР и передаваться для инвестирования в организацию по своему определению. Также за застрахованным остается право выбрать иной НПФ, который продолжит управлять его накоплениями. При выборе нового управляющего стоит взвесить его надежность и доходность.


Итак, негосударственные фонды по управлению пенсионными накоплениями россиян являются одним из инструментов формированиями последними своих будущих доходов. Деятельность фондов строго регламентирована законодательством и застрахована. Максимальный риск для граждан при выборе этого способа накопления заключается в отсутствии инвестиционного дохода. При этом гражданин всегда имеет возможность поменять один фонд на другой или перевести средства из государственного управление под управление НПФ.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть интересное видео по теме:

Читайте также: