Ограничения в правах на пенсию

У пенсионеров в России имеется различная поддержка. Она заключается не только в гарантированной пенсии, но других мерах, закреплённых в законодательстве. К сожалению, не все граждане осведомлены о своих правах.

В данной статья я постарался собрать наиболее распространённые меры поддержки пенсионеров и лиц, предпенсионного возраста.

Права пенсионеров и лиц предпенсионного возраста в России.

1. Право на пенсию.

Самая распространённая мера поддержки со стороны государства - выплата пенсии, лицам достигшим определённого возраста.

Выплачиваемых государством денег не хватает для полноценного проживания, существуют также иные меры поддержки. Размер пенсии у граждан различается, зависит от трудового стажа, накопленных балов и возраста выхода на пенсию.

2. Право работать и получать пенсию.

Уволить гражданина достигшего определённого возраста никто не имеет права. Право на труд одно из основополагающих прав человека и гражданина.

Пенсионер вправе решить, продолжать ли ему трудиться или нет.

В данном случае, гражданин может выбрать: продолжить работать и получать пенсию; уволиться и получать пенсию; продолжить работать и отложить выход на пенсию.

Пенсия за работником сохраняется. Единственное, что теряет пенсионер, право на индексацию пенсии. С января 2020 года индексация - 6,6%.

Многие граждане, чтобы получить индексацию, уволились в 2019 году, затем в 2020 году снова выйдут на работу.

Но нужно помнить, что некоторые льготы положены только не работающим пенсионерам. Следует поставить в известность ПФР, что вы работаете, иначе может наступить ответственность.

3. Право на алименты.

Трудоспособные дети обязаны содержать и заботиться о своих родителях. Данная норма предусмотрена Семейным Кодексом РФ, статьёй 87.

Это касается также лиц достигших предпенсионного возраста, 60 лет мужчины, 55 лет женщины.

Алименты можно получить в твёрдой денежной форме, в виде ежемесячной выплаты. Если дети отказываются поддерживать родителей, то родители вправе обратиться в суд, для присуждения алиментов в судебном порядке.

Помимо детей, поддерживать пенсионеров обязаны также: супруги, в том числе бывшие; братья и сёстры, если нет детей и супругов; внуки, если нет детей и супругов; пасынки и падчерицы.

4. Право брать выходной для ежегодной диспансеризации.

Пенсионер может ежегодно брать за счёт работодателя два дня для прохождения диспансеризации.

Работодатель не может отказать пенсионеру в данном праве.

Следует взять соответсвующие справки в поликлиники и предупредить работодателя заранее, чтобы не было прогула.

5. Право уволиться без отработки.

Работник может прекратить трудовые отношения с работодателем, уведомив его за четырнадцать дней. Но пенсионеры вправе прекратить работу сразу при направлении уведомления, без отработки положенного времени.

Важный момент, пенсионер может неоднократно пользоваться данным правом, если он снова начинает свою трудовую деятельность. Увольнение всегда будет без отработки.

6. Право на надбавки к пенсии.

Дополнительная денежная поддержка со стороны государства выражается в предоставлении надбавки к пенсии отдельным категориям граждан. У данных лиц пенсия будет выше.

Право на надбавку имеют: лица старше 80 лет; сельские жители; инвалиды; лица с определённым непрерывным трудовым стажем; жители Крайнего Севера; пенсионеры с иждивенцем.

В некоторых случаях страховая часть пенсии увеличивается в два раза.

7. Право докупить пенсионный стаж и баллы.

Неприятность может случиться тогда, когда работодатель не платил пенсионных отчислений в бюджет. Также это касается тех, кто работал не официально или кому не хватает пенсионного стажа и баллов.

В этом случае можно сделать взнос для покупки стажа и баллов. В 2020 году платёж составит порядка 32 тыс. рублей. Необходимо заключить договор по добровольному пенсионному страхованию. Приобретается не более половины требуемого стажа и баллов.

8. Право на социальную пенсию.

Если трудового стажа и баллов не хватает, то можно рассчитывать на социальную пенсию. Она положена всем гражданам, достигшим пенсионного возраста. Её выплачивают на 5 лет позже, чем страховую пенсию. Размер такой пенсии составляет не более 10 тыс. рублей.

9. Право на обязательную долю в наследстве.

Данным правом обладают также лица достигшие предпенсионного возраста. Гражданским Кодексом РФ, статьёй 1149, предусмотрена обязательная доля в наследстве, это не менее половины доли, которая причиталась бы при наследовании по закону. Право сохраняется, даже если есть завещание.

10. Право платить меньше налогов.

Законодатель освободил пенсионеров от уплаты налога на доход в виде получения пенсии (социальной, страховой, накопительной).

Также пенсионеры имеют льготы по уплате земельного налога и транспортного.

Освобождаются от уплаты налога на имущество, в отношении одного объекта каждого вида: участок меньше 6 соток, квартиры, гаража, дома и его части, комнаты, творческой мастерской, хозяйственной постройки.

11. Право выхода в отпуск, без права на отказ работодателем.

Брать отпуск на четырнадцать дней можно в любое время, достаточно просто уведомить работодателя об этом. Всем остальным требуется согласие, а пенсионеру отказать не вправе. Для получения отпуска необходимо написать заявление.

12. Получать пенсию находясь за границей.

Получать выплату можно не только на карту "Мир" в данном случае. Однако необходимо ежегодно подтверждать Пенсионному Фонду России, что вы живы. Сделать это можно лично обратившись в ПФР, или направив в ПФР удостоверенное нотариусом уведомление.

13. Право на налоговый вычет при покупке жилья.

Пенсионерам предоставляется три года, за которые они могут получить налоговый вычет. При покупке квартиры, жилого дома или земельного участка, можно вернуть выплаченный государству НДФЛ за три года (у всех остальных граждан срок меньше). Но не более 13 % от 2 млн. рублей (стоимости приобретённой недвижимости).

14. Льготы по оплате проезда и услуг ЖКХ.

Пенсионеры имеют право на получение субсидий на оплату коммунальных услуг, льготы по оплате взносов на капитальный ремонт, компенсацию жителям Крайнего Севера по проезду в места отдыха.

Также многие регионы предоставляют пенсионерам право бесплатного проезда в транспорте. Для некоторых проездов предоставляется скидка.

В органах социальной защиты в месте вашего проживания можно узнать о всех предоставляемых льготах и правах.

Многие пенсионеры имеют право на бесплатную путёвку в санаторий или гостиницу, для осуществления ежегодного отдыха и лечения.

Юрий Горлин: «Предпосылки для увеличения пенсионного возраста могут возникнуть только через 20 лет»

В январе исполнится два года с начала пенсионной реформы. Ее принятие было спорным, неоднозначным и уж точно непопулярным у населения. Повышение пенсионного возраста не раз критиковали, указывая, что проблему дефицита Пенсионного фонда оно не решит, а эффект увеличения пенсий действующих пенсионеров (в среднем на 1 тысячу на протяжении нескольких лет) быстро пройдет. В последнее время пенсионную систему ругают все чаще, а власти все чаще обещают ее усовершенствовать, изменить, подправить. Такие обещания заставляют население понервничать: что опять «нахимичат» с пенсиями? О том, в каком состоянии находится пенсионная система России и что ее ждет в будущем, «МК» поговорил с одним из ведущих экспертов в этой области, заместителем директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрием ГОРЛИНЫМ.


— Через десять лет размер пенсий в России опять начнет снижаться, если правительство не примет новых мер для повышения финансовой устойчивости пенсионной системы. К такому выводу вы пришли в своем недавнем исследовании «Факторы роста уровня пенсионного обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективе». Значит ли это, что повышение пенсионного возраста не помогло системно повысить доходы пенсионеров?

— В связи с повышением пенсионного возраста на период 2019–2024 годов были законодательно утверждены размеры индексации пенсий, которые существенно превышают инфляцию. Если уровень инфляции в этот период прогнозируется в пределах 4%, то размер индексации составляет 5,5–7%. Без повышения пенсионного возраста такой рост пенсий вряд ли был бы возможен.

Наши же расчеты, приведенные в докладе, показывают, что даже без принятия новых дополнительных мер уровень пенсий в реальном выражении будет неуклонно увеличиваться и после 2024 года, то есть их рост будет превышать инфляцию при условии хотя бы минимального, но главное, устойчивого экономического роста. Поэтому нельзя утверждать, что повышение пенсионного возраста не помогло увеличить доходы пенсионеров.


— Одним из главных позитивных последствий поднятия пенсионного возраста называлась возможность повысить коэффициент замещения (уровень пенсий по отношению к зарплатам). В вашем исследовании подсчитано, что, благодаря переходу к более позднему выходу на пенсию, этот показатель останется на уровне 2018 года (34%) до 2030 года, а потом начнет снижаться и через 30 лет может составить только 27%. Означает ли это, что в ближайшем будущем пенсионный возраст поднимут снова?

— Когда в 2018 году на уровне правительства и президента обсуждался и обосновывался вопрос повышения пенсионного возраста, то, насколько я помню, о коэффициенте замещения как целевом показателе не говорилось. Гарантировались ускоренная индексация страховых пенсий, обеспечивающая их ежегодное увеличение для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тысячу рублей, и достижение к 2024 году среднего размера такой пенсии в 20 тысяч рублей в месяц. За горизонтом 2024 года говорилось о ежегодном увеличении страховых пенсий выше инфляции.

Хочу обратить внимание, что в общественном сознании имеет место смешение понятий «коэффициент замещения» и «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты». Это разные показатели. Коэффициент замещения — это отношение размера пенсии на момент ее назначения к величине зарплаты, зафиксированной непосредственно перед выходом на пенсию. При расчете этого показателя, как правило, принимается средняя по стране зарплата и продолжительный трудовой стаж — 30–35 лет. Согласно нашим оценкам, коэффициент замещения уже сейчас в России составляет около 40% и будет сохраняться на этом уровне до середины 2040-х годов. Отмечу, что величина показателя «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты», как правило, примерно на 5–10 процентных пунктов меньше величины коэффициента замещения.

— Так все-таки повышение возраста выхода на заслуженный отдых решило пенсионные проблемы страны или нет?

— Я бы предостерег от упрощенного представления о том, что повышение пенсионного возраста должно раз и навсегда решить все пенсионные проблемы. Это, конечно, облегчило ситуацию, по крайней мере, купировало накопившиеся проблемы и создало заделы на будущее. По нашим прогнозам, благодаря повышению пенсионного возраста соотношение пенсий и зарплат действительно удастся сохранить на уровне 34% до 2030 года. Если гипотетически рассматривать дальнейшую динамику этого показателя в рамках инерционного сценария (без принятия дополнительных мер), то после 2030 года она будет понижательной. Это обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, будет продолжаться старение населения, а прогнозируемые изменения на рынке труда будут вести к относительному росту нестандартных форм занятости и размыванию фонда оплаты труда как базы пенсионных взносов. Во-вторых, постепенно исчерпывается эффект увеличения пенсий работникам, имеющим стаж до 1991 года, обеспеченный проведенной в 2010 году их валоризацией (разовая переоценка пенсионных прав граждан. — «МК»). В-третьих, отвлечение 6% страховых взносов на формирование накопительной пенсии в период до 2014 года, учитывая их пониженную доходность в сравнении с индексацией страховой пенсии, обусловили относительное снижение размеров пенсий. В-четвертых, предоставление льгот по страховым взносам не компенсировалось адекватным образом за счет трансфертов федерального бюджета. Собственно, чтобы противостоять этим негативным с точки зрения уровня пенсий тенденциям, и необходимы меры по совершенствованию пенсионной системы, рассматриваемые в нашем докладе. И среди этих мер, начало реализации которых не выходит за пределы 2035 года, дальнейшего повышения пенсионного возраста не заложено.

— Но решение на этот счет принимаете не вы, а правительство. Сколько лет, на ваш взгляд, можно не беспокоиться о новом повышении пенсионного возраста?

— Думаю, что в ближайшие как минимум 15 лет демографические и социальные условия вряд ли позволят вернуться к вопросу повышения пенсионного возраста. Если же в результате развития медицины, улучшения условий проживания средняя продолжительность жизни и период здоровой активной жизни будут расти, а пенсионная система будет в этом нуждаться, то, возможно, за горизонтом 2040-х годов появятся какие-то предпосылки для еще большего повышения пенсионного возраста. Но пока что это чисто гипотетическая возможность. При этом надо отметить, что во многих развитых странах люди уже сейчас выходят на пенсию в 67 лет и вопрос увеличения этой планки обсуждается. В нашем докладе обосновывается, что условно с 2030 года целесообразно начать повышать трудовой стаж, необходимый для получения страховой пенсии по старости, например, по 1 году в год до 30 лет. Это одна из мер, которая позволяет обеспечить рост пенсий не только выше инфляции, но и относительно заработной платы.


— Каков в целом потенциал реформирования пенсионной системы в ближайшие годы? Какие меры помогут финансовой устойчивости пенсионной системы? К каким нововведениям готовиться будущим пенсионерам и бизнесу, который платит за сотрудников страховые взносы?

— В нашем исследовании мы определили исчерпывающий перечень факторов, за счет которых может быть повышен уровень пенсий, как в абсолютном выражении, так и по отношению к зарплатам. Во-первых, это соотношение численности лиц, за которых уплачиваются взносы, и численности пенсионеров. Во-вторых, размер эффективной ставки страховых взносов. В-третьих, уровень бюджетного трансферта, который предоставляется страховой пенсионной системе, соотнесенный с доходами от страховых взносов. Это три источника и три составные части, за счет которых могут расти пенсии. Все меры, которые могли бы содействовать более позитивной динамике пенсий, должны быть направлены на улучшение этих факторов. Такими мерами могли бы быть: повышение трудового стажа, легализация неформально занятых, обеление «конвертных» зарплат, изменение порядка формирования и выплаты пенсий работающим пенсионерам. Росту пенсий в абсолютном выражении способствовали бы также повышение доли фонда оплаты труда в ВВП, общего уровня заработных плат и снижение характерного для России высокого уровня зарплатного неравенства.

— С критикой пенсионной системы не так давно выступил в Госдуме Сергей Миронов. Он призвал вернуться к выплатам пенсий из бюджета, а нынешнюю систему страхования назвал «людоедской», поскольку она отнимает у россиян 22% доходов. Считаете ли вы пенсионную систему в нынешнем виде неэффективной?

— Я не могу согласиться с позицией депутата Миронова. Пенсионную систему, которая обеспечивает стабильные и регулярные выплаты 40 миллионам пенсионеров, являющиеся для многих из них единственным источником денежного дохода, нельзя назвать неэффективной. Ставка страховых взносов в 22% тоже не может быть признана высокой, потому что во многих странах (если учитывать взносы не только работодателей, но и работников) она выше. В совокупности с большим уровнем доходов граждан, меньшей нелегальной занятостью, более высоким пенсионным возрастом и стажем, требуемым для назначения пенсии, это действительно обеспечивает более высокий доход пенсионеров в этих странах. Чудес ведь не бывает — раз доходов больше, а расходов меньше, то и пенсии выше. Это чистая арифметика.

— Сейчас часто можно услышать мнение, что нынешним 20–30-летним не стоит надеяться на государственную пенсию: ее либо отменят вовсе, либо она будет совсем мизерная. А вы как думаете?

— Если говорить о поколении 20-летних, то они начнут выходить на пенсию только в 2060–2065 годах, а мы в нашем прогнозе так далеко не заглядываем — он ограничен 2050 годом. Но если будет реализована большая часть мер, о которых я говорил выше, то для нынешних 35-летних к 2050 году в принципе обеспечивается соотношение пенсий и зарплат на уровне 40%, а коэффициент замещения на уровне 50%. Это подтверждается нашими расчетами.

— Каковы перспективы развития накопительной компоненты пенсий? Старая государственная система накопительной пенсии себя изжила, а новая — гарантированный пенсионный план — так и не внедрилась.

— Бесспорно, было бы очень хорошо, чтобы люди имели возможность формировать пенсионные накопления, которые могли бы служить дополнительным источником дохода при выходе на пенсию. Но пока я не вижу каких-то значимых предпосылок для позитивных изменений. Проблема в том, что в России пока нет объективных условий для того, чтобы накопительный компонент мог активно развиваться. Во-первых, потому что у подавляющей части работников уровень доходов таков, что они не могут постоянно, на протяжении десятилетий отчислять на свою пенсию хотя бы условные 6% от своей зарплаты. Во-вторых, качество работы пенсионных фондов в условиях экономической турбулентности не позволяет обеспечить эффективность пенсионных накоплений в долгосрочном периоде с точки зрения интересов будущих пенсионеров. Это показала история предыдущих 15 лет. По нашим оценкам, в среднем доходность пенсионных накоплений за этот период была практически в полтора раза ниже инфляции. На купирование проблем в целом ряде крупных НПФ пришлось потратить сотни миллиардов рублей. В-третьих, необходимым условием для развития пенсионных накоплений является достаточно высокий уровень доверия к соответствующим финансовым институтам. Пока что они вряд ли могут похвастаться таким доверием, им нужна длительная «история успеха», чтобы его заработать.

Вообще у российской пенсионной системы есть потенциал для развития и совершенствования, но, учитывая инерционность пенсионных процессов и целесообразность постепенной — небольшими «шагами» — реализации соответствующих мер, необходимы их заблаговременная детальная проработка и широкое общественное обсуждение. Тем более что пенсии — это институт, основанный на общественном договоре.

Те, кто в следующем году выходит на заслуженный отдых, должны заранее позаботиться о документах, необходимых для назначения пенсии. Отсутствие нужных справок, а также минимального количества пенсионных баллов и стажа может отсрочить назначение выплат.

На страховую пенсию по старости в следующем году смогут рассчитывать женщины, которые родились в первой половине 1965 года. Они выйдут на пенсию в 56,5 года во второй половине 2021 года. Мужчины, которые родились в первой половине 1960 года, также выйдут на пенсию в 61,5 года во втором полугодии 2021 года. При этом они должны иметь минимум 21 пенсионный балл и минимум 12 лет страхового стажа.

Как пояснили в отделении Пенсионного фонда России по Пензенской области, если баллов и стажа хватать не будет, страховую пенсию по старости не назначат. Их нужно будет заработать дополнительно либо ждать социальной пенсии, которую можно оформить через пять лет после установленного пенсионного возраста — женщинам в 61,5 года, мужчинам в 66,5 года.

Накопительная

Накопительную пенсию в 2021 году смогут получить женщины, которым исполнится 55 лет, и мужчины, которым исполнится 60 лет. Важное условие для получения такого вида выплат — наличие пенсионных накоплений. Они есть у пензяков 1967 года рождения и моложе, за которых их работодатели уплачивали соответствующие взносы в ПФР. Пенсионные накопления есть у участников программы государственного софинансирования пенсий и тех, кто направил на них средства материнского капитала.


В следующем году накопительная пенсия будет назначаться при соблюдении условий, которые дают право на страховую пенсию. Это минимум 12 лет страхового стажа и минимум 21 пенсионный балл.

Если, например, мужчине в следующем году исполняется 60 лет, он участвует в программе государственного софинансирования пенсии, у него есть минимум 12 лет страхового стажа и 21 пенсионный балл, то он сможет получить накопительную пенсию. Если же стажа будет, например, лишь 10 лет, то на этот вид пенсии в 2021 году он не будет иметь права.

Досрочная пенсия педагогическим, медицинским и творческим работникам будет назначаться тоже при соблюдении ряда условий.

Во второй половине 2021 года на заслуженный отдых смогут выйти те из них, кто выработал специальный стаж в первом полугодии 2020 года. Спецстаж для педагогических работников — это 25 лет, для медицинских — 25 лет в сельской местности, 30 лет в городской, для творческих — от 15 до 30 лет в зависимости от характера деятельности. Помимо специального стажа также потребуется минимум 21 пенсионный балл.

Досрочно на заслуженный отдых смогут выйти женщины, у которых есть стаж 37 лет, и мужчины со стажем в 42 года. Как сообщается на официальном сайте ПФР, пенсия им будет назначаться на два года раньше общеустановленного пенсионного возраста, но не ранее 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. При этом при подсчете льготного стажа будут учитываться периоды трудовой деятельности и временной нетрудоспособности. Отпуск по уходу за ребенком до полутора лет, служба в армии и другие нестраховые периоды в него не включаются.

Досрочная пенсия тем, кто трудился на вредных и опасных производствах, будет назначаться на прежних условиях. Как рассказали в отделении ПФР по Пензенской области, женщинам, работавшим по Списку работ № 1 с вредными условиями труда, — в 45 лет при наличии общего стажа в 15 лет и специального не менее 7,5 года. Мужчинам, работавшим по Списку № 1, — в 50 лет при общем стаже 20 лет и спецстаже не менее 10 лет.

Для тех, у кого Список работ № 2 с тяжелыми условиями труда, требования следующие. Женщины выходят на пенсию в 50 лет при наличии общего стажа не менее 20 лет и спецстажа не менее 10 лет. Мужчины — в 55 лет при наличии общего стажа не менее 25 лет и спецстажа не менее 12,5 года.


Не изменятся условия для получения досрочной пенсии по социальным мотивам. Так, женщина, родившая пять и более детей и воспитавшая их до 8 лет, может стать пенсионеркой в 50 лет. Условие — 15 лет страхового стажа.

Один из родителей инвалида с детства, воспитавший его до 8 лет, имеет право на льготную пенсию: отец — с 55 лет при стаже не менее 20 лет, мать — с 50 лет при стаже не менее 15 лет. Обратите внимание, что если на досрочную пенсию выходит один из родителей, то другой уже не сможет воспользоваться этой льготой.

Последняя информация о коронавирусе в Пензенской области.

ПЕНСИОННЫЕ НОВОСТИ ЗА НОЯБРЬ 2020

При обнаружении ошибок просьба сообщать по адресу: maxymv1985@gmail.com

Сохранение повышенной пенсии сельхоз.работникам при переезде в город – Законопроект № 1052017-7 (ссылка)

В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, которым предусматривается право лиц, проработавшим в сельском хозяйстве не менее 30 лет, на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности вне зависимости от их проживания в сельской местности. В Пояснительной записке указывается, что Указанные лица значительно перевыполнили требования к страховому стажу и осуществляли трудовую деятельность в тяжелых условиях, поэтому лишение граждан, не проживающих в сельской местности, но имеющих значительный стаж работы в сельском хозяйстве, названной надбавки к их страховой пенсии не отвечает принципам социальной справедливости и ставит в неравное положение лиц, одинаково трудившихся в тяжелых условиях.

Подтверждение права на пенсию в Крыму – Законопроект № 1055949-7 (ссылка)

В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому подтверждением постоянного проживания гражданина Российской Федерации на территории Республики Крым или территории города Севастополя являются решение суда об установлении факта проживания гражданина, справка об установлении гражданства Российской Федерации. В Пояснительной записке указывается, что при обращении за оформлением пенсии граждане сталкиваются с отказом отделений Пенсионного фонда Российской Федерации, поскольку в нем напрямую указаны лишь два документа, дающие право на выплату крымчанам и севастопольцам пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации: отметка в паспорте либо свидетельство о регистрации по месту жительства.

Обзор налоговых новостей за ноябрь 2020

Особый порядок взыскания долгов с пенсионеров продлят до середины 2021 года – Законопроект № 1058922-7 (ссылка)

В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, направленный на продление до 1 мая 2021 года норм, предоставляющих рассрочку по исполнительным производствам, возбужденным на основании исполнительных документов, содержащих требования о взыскании задолженности по кредитному договору (займу) в отношении должников - граждан, являющихся получателями пенсии. Кроме того, В отношении должников-граждан по 01 июля 2021 года включительно судебным приставом-исполнителем не применяются меры принудительного исполнения, связанные с осмотром движимого имущества должника, находящегося по месту его жительства (пребывания), наложением на указанное имущество ареста, а также с изъятием и передачей указанного имущества, за исключением принадлежащих должнику-гражданину транспортных средств. В Пояснительной записке указывается, что реализация предлагаемых мер позволит сохранить защиту граждан, пострадавших от последствий распространения новой коронавирусной инфекции, и минимизировать ее негативные последствия.

Ограничение взыскания задолженности с неработающих пенсионеров – Законопроект № 1064059-7 (ссылка)

В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому в случаях, когда взыскание по исполнительному документу (нескольким исполнительным документам) обращается на страховую пенсию по старости, страховую пенсию по инвалидности (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), а также на накопительную пенсию, срочную пенсионную выплату, если при этом должник-гражданин не осуществляет трудовую и (или) иную оплачиваемую деятельность, или на пособие по временной нетрудоспособности, размер удержания не может превышать двадцати пяти процентов. В Пояснительной записке указывается, что принятие проекта федерального закона позволит соблюсти баланс двух основополагающих принципов - принципа исполняемости судебных решений и принципа установления пределов возможного взыскания, не затрагивающего основное содержание прав должника-гражданина, в частности с тем, чтобы сохранить необходимый уровень его существования.

Комментарий к налоговым спорам за сентябрь 2020

Бесплатная правовая помощь для пенсионеров и предпенсионеров – Законопроект № 1061502-7 (ссылка)

В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому право на бесплатную юридическую помощь получают граждане предпенсионного возраста (в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно) по вопросам, связанным с нарушением их прав и законных интересов, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, а также по вопросам, связанным с предоставлением им мер социальной поддержки или дополнительных мер социальной поддержки, государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат. Также это право предоставляется неработающие пенсионеры, являющиеся получателями страховой пенсии по старости. В Пояснительной записке указывается, что Включение пенсионеров в категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, способствует поддержанию эффективного функционирования системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации и отвечает принципу справедливости.

Выплаты за уход за престарелым лицом – Законопроект № 1048188-7 (ссылка)

В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому проживающие на территории Российской Федерации неработающие трудоспособные лица, осуществляющие уход за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет, имеют право на получение ежемесячной выплаты. Размер выплаты составит 10 000 рублей.

Дайджест налоговых новостей за ноябрь 2020

Ограничение стоимости социального обслуживания – Законопроект № 1054542-7 (ссылка)

В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому или в стационаре рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать семьдесят пять процентов от размера страховой пенсии получателя социальных услуг. В Пояснительной записке указывается, что законопроект направлен на возвращение действовавшего ранее порядка по ограничению максимального размера ежемесячной платы за предоставление социальных услуг.


С 1 января 2020 года в России продолжится пенсионная реформа, которая предполагает постепенное повышение пенсионного возраста на 5 лет в период с 2019 по 2028 годы. Соответствующий закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий» № 350-ФЗ Владимир Путин подписал 3 октября 2018 г.

Кто выходит на пенсию с 1 января 2020 года по новым правилам на страховую, льготную, северную, по выслуге лет и другие виды пенсий, покажем в данной статье в таблицах по годам рождения с учетом корректировки.

Новые таблицы выхода на пенсию с 1 января 2020 по годам рождения с учетом корректировки 2020 года

Возраст выхода на пенсию (65 лет — для мужчин, 60 лет — для женщин по итогам принятия закона) начал постепенно повышаться с начала 2019 года. Рост по планам будет происходить поэтапно в течение первых 10 лет реформы, с 2028 года увеличение будет реализовано в полном объеме.

Это значит, что пенсионный возраст в России с 2020 года уже будет видоизменен, и не все, кто планировал в этот год выйти на заслуженный отдых, смогут это сделать. Есть отдельные категории граждан, на которых будут распространяться льготы переходного периода.

На 2020 год, повышение пенсионного возраста составит уже год. И люди не старше 1965 и 1960 года рождения — женщины и мужчины соответственно, смогут выйти на пенсию только после наступления нового года. Им будет не меньше 56 и 60 лет, то есть, на пенсию люди выйдут на год позже, что уже существенно. Хотя, по старому законодательству они уже год могли бы получать пенсию, но реформа не велит.

К слову, именно с 1 января 2020 года в России пройдет плановая индексация всех пенсий – и страховых, и социальных по старости. Индексация составит 6,6%.

Выход на страховую пенсию в 2020 году

Пенсионная реформа привела к тому, что теперь человек должен высчитывать свой возраст выхода на пенсию, потому что эта реформа растянута по времени на десять лет, и каждый год пенсионный возраст увеличивается. То есть чем позже человек родился, тем больше ему придется работать до выхода на пенсию (если, конечно, он не получит конкретных льгот). Вот это теперь и нужно считать.

В таблице ниже указан возраст выхода на пенсию включительно по 2028-ой год


Таким образом, согласно новому пенсионному законодательству:

  • В первом полугодии 2020 года смогут выйти на пенсиюженщины, рождённые во второй половине 1964 года, достигнувшие возраста 55,5 лет и имеющие не менее 11 лет минимального страхового стажа и не менее 18,6 баллов ИПК.
  • Так же в первом полугодии 2020 года смогут выйти на пенсию мужчины, рождённые во втором полугодии 1959 года, достигнувшие возраста 60,5 лет, а требования к стажу и ИПК — такие же.

При этом, обращаться в местные органы ПФР нужно заранее, лучше за полгода до положенного возраста.

  • Во второй половине 2020 г. на общих основаниях никто не сможет оформить страховую пенсию по старости.

Оформить пенсию в 2020 году смогут также те граждане, которые:

  • достигли пенсионного возраста еще раньше (до 2020 г.), но откладывали выход на пенсию;
  • имеют право на досрочное оформление по каким-либо основаниям.

Таким образом, переходные положения по новому закону предусматривают такие корректировки, согласно которым во второй половине 2020 г. новых пенсионеров практически не будет.

Полностью норма закона о выходе на пенсию в 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин заработает впервые в 2028 году и коснется мужчин 1963 г.р. и женщин 1968 г.р.

Корректировка правил выхода на льготную пенсию в 2020 году

Изменения пенсионного законодательства в 2020 году продолжатся также и для некоторых получателей досрочной пенсии в связи с льготными основаниями.

С 1 января 2020 года для них аналогично с общеустановленным пенсионным возрастом будут скорректированы правила выхода на пенсию.

Такие корректировки затронут:

1. Северян, работающих в условиях Крайнего Севера или в местностях, приравненных к районам КС

По старому закону северяне имели право оформить пенсию по старости на 5 лет раньше общеустановленного срока — женщины при достижении 50 лет и мужчины в возрасте 55 лет. В новом законе для них эта разница будет сохранена, однако браться она будет относительно нового пенсионного возраста (то есть с учетом общего повышения на 5 лет).

Т.е. нормативный возраст для этой категории россиян будет увеличен до 55 и 60 лет (соответственно женщинам и мужчинам), при этом также будет предусматриваться переходный период, когда период трудоспособности будет плавно увеличиваться до достижения окончательных значений в 2023 году у женщин и мужчин:

Женщины / мужчины Год выхода на пенсию
Год рождения Пенсионный возраст по новому закону по старым нормативам по новому закону
1969 / 1964 50.5 / 55.5 2019 2019-2020
1970 / 1965 51.5 / 56.5 2020 2021-2022
1971 / 1966 53 / 58 2021 2024
1972 / 1967 54 / 59 2022 2026
1973 / 1968 55 / 60 2023 2028

Для мужчин 1964-1967 г.р. и женщин 1969-1972, работающих в условиях Крайнего Севера, будут устанавливаться промежуточные значения пенсионного возраста — «период трудоспособности» для них в зависимости от года рождения будет повышен на 0,5-4 лет. Для мужчин, родившихся в 1968 г. и позже, и женщин, начиная с 1973 г.р., будет установлено окончательное значение сроков выхода на пенсию — соответственно 60 и 55 лет.

Таким образом, с учетом переходного периода в первом полугодии 2020 года выйти на пенсию могут северяне:

  • женщины, достигнувшие возраста 50 лет во втором полугодии 2019 года;
  • мужчины, которым исполнилось 55 лет во втором полугодии 2019 года.

Дата оформления пенсии для них откладывается на полгода относительно старого пенсионного возраста.

2. Учителей, медицинских и творческих работников,

имеющих право на досрочное назначение пенсии при получении необходимого стажа профессиональной деятельности.

Ранее для досрочного выхода на пенсию медикам и учителям необходимо было получить специальный трудовой стаж (от 25 до 30 лет в зависимости от места работы). По новому закону после завершения «переходного периода» получить право на досрочное оформление этим категориям работников можно будет только через 5 лет после приобретения необходимого стажа.

При этом увеличение также будет происходить поэтапно: ежегодно срок досрочного назначения будет переноситься на 1 год (кроме первых двух лет — 2019 и 2020 гг.), пока не будет установлено окончательное значение в 5 лет (в 2023 г.). Соответствующие изменения, предусмотренные в новом законе, можно проиллюстрировать следующей таблицей:

Год приобретения необходимого «специального» стажа работы Через сколько лет после получения стажа можно оформить пенсию Год выхода на пенсию
2019** 0,5 2019-2020
2020** 1,5 2021-2022
2021 3 2024
2022 4 2026
2023 и т.д. 5 2028 и т.д.

Примечание: ** — Значения указаны с учетом досрочного выхода на пенсию на 6 месяцев раньше предусмотренного срока.

Итак, в связи с переходным периодом в 2020 году выйти на пенсию смогут учителя и медработники, выработавшие стаж во втором полугодии 2019 года.

Оформлять пенсию они будут в течение первой половины 2020 г. — через полгода после выработки спец. стажа.

Выход на досрочную пенсию в 2020 году при стаже 37 лет и 42 года

Изменения в пенсионном законодательстве предусматривают дополнительную возможность досрочного выхода на пенсию при наличии продолжительного стажа работы: 37 лет у женщин и 42 — у мужчин.

Наработав необходимое количество лет стажа (37 для женщин, 42 для мужчин), гражданин сможет досрочно оформить страховую пенсию по старости — на два года раньше предусмотренного на тот момент пенсионного возраста. Однако из-за того, что этот норматив возраста с 2019 года будет повышаться постепенно, не все граждане, проработавшие необходимое количество лет, смогут стать пенсионерами на 2 года раньше.

Фактически в первые годы реформы это снижение будет составлять меньшее количество лет:

  • В 2019 г. пенсионный возраст в России на общих основаниях составляет 55,5 и 60,5 лет. Граждане, которые наработали требуемое количество лет для досрочного оформления пенсии, в 2019 году смогут снизить пенсионный возраст только на 6 месяцев. То есть они смогут стать пенсионерами в 55 и 60 лет (по нормативам старого закона). Такое изменение будет касаться женщин 1964 и мужчин 1959 года рождения.
  • В 2020 г. снижение составит уже 1,5 года, так как норматив пенсионного возраста в этом году будет составлять 56,5 и 61,5 лет. Согласно таким условиям досрочно стать пенсионерами по стажу в возрасте 55 и 60 лет смогут женщины 1965 и мужчины 1960 г.р.

Досрочный выход на пенсию по годам рождения при наличии длительного страхового (трудового) стажа можно представить в виде такой таблицы:

Женщины ГР 1964 1965 1966 1967 1968
Общий ПВ 55,5 56,5 58 59 60
Льготный ПВ 55 56 57 58
Мужчины ГР 1959 1960 1961 1962 1963
Общий ПВ 60,5 61,5 63 64 65
Льготный ПВ 60 61 62 63
Год досрочного выхода на пенсию по стажу 2019 2020 2022 2024 2026 и далее

Примечание: ГР — год рождения; ПВ — пенсионный возраст.

После того, как установятся окончательные значения пенсионного возраста для россиян — 60 и 65 лет, возраст досрочного оформления пенсии тоже будет окончательно закреплен в значении 58 и 63 лет. По таким нормативам смогут стать пенсионерами женщины с 1968 г.р. и мужчины с 1963 г.р.

Таким образом, в 2020 году такая льгота (то есть наличие стажа 37 или 42 года) позволит досрочно выйти на пенсию:

  • женщинам 1964-1965 годов рождения;
  • мужчинам 1959-1960 годов рождения.

Для их более молодых сограждан такая льгота в 2020 году не предоставляется, так как снижение производится на 2 года относительно пенсионного возраста, устанавливаемого в зависимости от даты рождения (см. таблицу).

Например, для женщин 1966 г.р. пенсионный возраст составляет 58 лет. То есть льгота позволяет ей снизить этот норматив только до 56 лет и уйти на пенсию лишь в 2022 году (самого факта выработки стажа недостаточно).

Выход на социальную пенсию в 2020 году

На оформление социальной пенсии, в первую очередь, претендуют те граждане, которые не смогли приобрести необходимое количество пенсионных баллов или стаж, которые позволили бы им оформить страховую (трудовую) пенсию. Такой вид пособия оформляется на 5 лет позже общеустановленного пенсионного возраста, поэтому пенсионная реформа, действующая с 2019 года, коснулась и будущих получателей социальной пенсии.

Возраст оформления социальной пенсии ежегодно увеличивается. Законодательство предполагает увеличение пенсионного возраста для такого вида выплат на 5 лет женщинам и мужчинам относительно старых параметров — 60 и 65 лет. Новым законом предусматриваются переходные положения, поэтому возраст будет увеличиваться постепенно:

  • В 2020 году оформить социальную пенсию по старости смогут те, кому 60/65 лет исполнилось во втором полугодии 2019 года. Дата оформления выплат откладывается для них на 0,5 года относительного старых условий.
  • Для других получателей социальных пенсий возраст, при достижении которого можно будет оформить выплаты, в 2020 году увеличен не будет.

Читайте также: