Оптимизация расходов на обеспечение деятельности пфр

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

27 сентября 2018 13:31


В рамках состоявшегося Совета глав муниципальных образований заместитель управляющего Отделением ПФР по Пермскому краю Раиса Тарских рассказала о реорганизации органов ПФР Пермского края.

Работа по оптимизации структуры органов ПФР проводится в Прикамье во исполнение решений Пенсионного фонда России путем создания межрайонных управлений. Первое изменение структуры территориальных органов ПФР нашего региона прошло в марте 2015 года, когда было реорганизовано управление ПФР в г. Березники путем присоединения к нему управления ПФР в Усольском районе.

К настоящему времени на территории края функционируют 4 межрайонных управления (МРУ):

  • Управление ПФР в г.Березники (межрайонное) с обособленными клиентскими местами в г.Усолье;
  • Управление ПФР в г.Губахе (межрайонное) с обособленными клиентскими службами в г.Кизеле и г.Гремячинске;
  • Управление ПФР в г.Чайковском (межрайонное) с обособленной клиентской службой в Еловском районе;
  • Управление ПФР в Ленинском район е г.Перми (межрайонное), обслуживающее так же жителей Пермского района Пермского края.

Оптимизация органов ПФР проводится с целью экономии бюджетных средств за счет централизации функций, не связанных с непосредственным приемом клиентов, и призвана повысить качество предоставления услуг Пенсионного фонда. Реорганизация структуры позволит оптимизировать процесс назначения и выплаты пенсий, а так же сократить затраты на содержание управленческого аппарата и на текущее материально-техническое обеспечение территориальных органов ПФР.

- Реорганизация призвана повысить качество предоставления услуг Пенсионного фонда, - рассказала Раиса Тарских. - Данный процесс не должен ассоциироваться у людей со словом «ухудшение». Структурные изменения в нашей работе не отразятся негативно на качестве услуг, а наоборот – сделают их эффективнее. Напоминаем, что за получением многих услуг Пенсионного фонда можно также обратиться в многофункциональные центры по предоставлению государственных и муниципальных услуг или воспользоваться электронными сервисами на сайте ПФР.

Сейчас в процессе реорганизации находятся еще 17 территориальных органов ПФР Пермского края, из которых будет создано 6 МРУ:

  • Управление ПФР в г.Кудымкаре и Кудымкарском районе (межрайонное) с обособленными клиентскими службами в Юсьвинском и Юрлинском районах Пермского края;
  • Управление ПФР в Орджоникидзекском районе (межрайонное) с обособленными клиентскими службами в г.Добрянке и Ильинском районе Пермского края;
  • Управление ПФР в г.Березники (межрайонное) с обособленной клиентской службой в г.Александровске;
  • Управление ПФР в Индустриальном районе (межрайонное) с обособленной клиентской службой в Дзержинском районе г.Перми;
    Управление ПФР в г.Соликамске (межрайонное) с обособленными клиентскими службами в Красновишерском и Чердынском районах Пермского края;Управление ПФР в Очерском районе – с обособленными клиентскими службами в Большесосновском, Оханском и Частинском районах Пермского края.

В результате проводимой оптимизации на территории Пермского края останется 34 районных и межрайонных управления ПФР, при этом клиентские службы сохранятся во всех районах Прикамья.

Обращаем внимание, что изменение структуры не отразится на обслуживании населения края. В подразделениях, получивших статус клиентских служб, будет, как и ранее, осуществляться прием граждан и страхователей по всем вопросам, входящим в компетенцию Пенсионного фонда. На уровень межрайонных управлений ПФР перейдет правовая обработка принятых от граждан документов, принятие решений о назначении и выплате пенсий и других социальных выплат.

Сегодня в зоне обслуживания территориальных органов ПФР Пермского края находится более 800 тысяч пенсионеров, 250 тыс. получателей различных социальных выплат, 160 тыс. страхователей, 2,9 млн. застрахованных лиц различных социальных и возрастных групп. Всем им важно получить услугу быстро, четко и в комфортных условиях. Задача Пенсионного фонда – организовать работу так, чтобы все государственные услуги были предоставлены жителям региона в срок и в полном объеме.

Собственные обязательства перед гражданами Российской Федерации Пенсионный фонд России (ПФР) исполняет посредством денег, которые имеются в бюджете данной государственной структуры. По этой причине процессы, связанные с формированием и расходованием бюджета ПФР, считаются самыми значимыми процедурами в его деятельности.

Как формируется бюджет Пенсионного фонда

Бесплатно по России


Бюджет фонда согласуется в высших законодательных органах государственной власти.

Алгоритм следующий:

  1. Направление подготовленного проекта в Государственную Думу Федерального Собрания России.
  2. Рассмотрение проекта Госдумой Российской Федерации.
  3. Издание законопроекта «О бюджете Пенсионного фонда РФ на …» (в случае принятия проекта). Изданный закон включает в себя основные статьи и дополнения.
  4. Утверждение законопроекта Советом Федерации (Верхняя парламентская палата РФ). Лишь после этого закон начинает действовать.

Тексты всех одобренных законопроектов размещены в публичном доступе. Найти их можно как на веб-портале фонда, так и на интернет-сайте Госдумы. Любой человек может прочитать их.

Если после формирования бюджета его нужно изменить (подобное происходит достаточно часто, к примеру, во время финансового кризиса), в Государственную Думу отправляется проект спланированных корректив. После этого производится внесение корректив в изданный законопроект (по вышеописанному алгоритму).

Что говорит закон о бюджете ПФР РФ

Основной закон, регламентирующий порядок формирования ПФР в 2019 году – ФЗ номер 363 от 5 декабря 2017 г. «О бюджете ПФР на 2019 г.». В него входит 8 статей:

  1. Ключевые характеристики бюджета ПФР на 2019 г. и на плановый период 2020-2021 гг.
  2. Основные администраторы доходов бюджета ПФР и основные администраторы источников финансирования дефицита бюджета ПФР.
  3. Внутренние финансовые источники для бюджета фонда.
  4. Бюджетные ассигнования бюджета фонда на 2019 г. и на плановый период 2020-2021 гг.
  5. Межбюджетные трансферты в ПФР.
  6. Особенности применения бюджетных ассигнований по обеспечению работы ПФР.
  7. Особенности применения бюджетных ассигнований бюджета ПФР в области социальной политики.
  8. Особенности реализации бюджетных средств фонда в 2019 г.

Доходы

Формирование бюджета фонда осуществляется благодаря:

  • взносам по страхованию;
  • деньгам из государственной казны;
  • пеням и другим денежным санкциям;
  • прибыли от распределения (вложения) временно свободных финансов обязательного пенсионного страхования (ОПС);
  • добровольным взносам физлиц и фирм, которые уплачивают их не в качестве страхователей либо застрахованных граждан;
  • деньгам из резервного фонда;
  • денежным суммам, сформированным из накоплений застрахованных граждан, которым полагается срочная пенсия;
  • другим источникам, которые не запрещены законами РФ.

Страховые взносы по ОПС

Фирмы-наниматели – основные участники ОПС РФ. Взносы на ОПС, уплачиваемые ими в фонд с зарплат и других вознаграждений сотрудников, формируют пенсионное обеспечение граждан и позволяют выплачивать пенсии тем, кто уже достиг пожилого возраста.

ПФР считается администратором взносов на ОПС и ОМС. Плательщиками взносов по страхованию считаются:

  • граждане, которые производят выплаты и предоставляют другие вознаграждения физлицам;
  • компании;
  • ИП;
  • физлица, которые не являются ИП;
  • самозанятые граждане (работники адвокатур, нотариальных контор, которые занимаются частной практикой, а также арбитражные управляющие).

Трансферты из федерального бюджета

Трансферт – это перевод средств из одного бюджета в другой. Трансферты в ПФР из государственной казны предназначены для:

  • возмещения затрат, связанных с исполнением задач общенационального значения, когда своих средств ПФР не хватает;
  • устранения горизонтальных диспропорций между бюджетами. Трансферты способствуют разрешению определенных социальных проблем, возникающих при финансовых спадах в субъектах РФ;
  • усиления налогового потенциала субъектов РФ.

Можно выделить 3 типа межбюджетных трансфертов:

  1. Бюджетный кредит. Особенный тип материального обеспечения затрат бюджета, при котором деньги предоставляются ПФР на возмездной основе.
  2. Дотация. Государственные деньги, выделяемые безвозмездно и безвозвратно. Предоставление дотации осуществляется лишь в том случае, если средств бюджета ПФР не хватает для выполнения функций данной государственной структуры.
  3. Субвенция. Государственные деньги, предоставляемые ПФР на выполнение каких-то конкретных задач. Обычно субвенции предоставляются при внедрении определенных государственных программ.
  4. Субсидия. Деньги, предоставляемые бюджету ПФР на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Дотации, субвенции и субсидии характеризуются безвозмездностью и безвозвратностью. Отличие субсидий и субвенций от дотаций заключается в их целевой направленности. Субвенции и субсидии разграничены по объемам финансирования.

Расходы

Бюджетные средства фонда позволяют данной государственной структуре:

  • выплачивать страховое пенсионное обеспечение;
  • осуществлять социальные выплаты. Здесь имеются в виду доплаты льготникам, выплаты по уходу за лицами с инвалидностью и неработоспособными россиянами, компенсационные выплаты гражданам, проживающим в северных регионах, вложения в разные региональные программы;
  • выполнять другие функции и операции, которые связаны с перемещением пенсионных начислений (со счетов ПФР на балансы негосударственных фондов, УК);
  • выплачивать государственное пенсионное обеспечение (выплаты определенным группам россиян за выслугу лет – госслужащие, военнослужащие, космонавты, летчики-испытатели). Также сюда относятся компенсационные выплаты гражданам, которые пострадали при выполнении воинского долга;
  • расходовать деньги по программе маткапитала.

Бюджет 2019 года

Глава РФ Владимир Путин 28.11.2018 утвердил законопроект о бюджете фонда на 2019 г. Доходы фонда в 2019 г. будут равны 8.612 триллионам рублей, расходы – 8.635 триллионам рублей, что превышает показатели 2018 г. на 358.2 миллиарда рублей по доходам и на 115.9 миллиарда рублей по расходам. Соответственно с законопроектом, тариф взносов по страхованию в 2019 г. будет равен 22 процентам в пределах облагаемой взносами базы и 10 процентам сверх нее.


Дефицит бюджетных средств фонда будет равен 23 миллиардам рублей. Как было отмечено в заключении профильного комитета по социальной политике, выпадающие доходы будут компенсированы благодаря межбюджетным трансфертам, поступающим из государственной казны. В 2019 г. объем подобных межбюджетных трансфертов составит 54.6 миллиардов рублей.

Для материального обеспечения выплаты пенсий, пособий и иных социальных выплат запланировано провести межбюджетных трансфертов из казны на 3.3 триллиона рублей.

К сожалению, дефицит бюджетных средств – гораздо более частая ситуация, нежели профицит. Так дело обстоит не только в России, но и в большей части других стран. Обычно профицит достигается при экономической ситуации, которая близка к идеальной, что, разумеется, происходит нечасто.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бондарь З. Н.

В статье рассматриваются варианты оптимизации расходов Пенсионного фонда РФ в ближайшие годы и анализируется целесообразность их применения.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бондарь З. Н.

Текст научной работы на тему «Оптимизация расходов пенсионного фонда в условиях усложнения финансово-экономической ситуации»

госуда рствен ный

университет, аспирант Bondar, Z.N.,

ОПТИМИЗАЦИЯ РАСХОДОВ ПЕНСИОННОГО ФОНДА В УСЛОВИЯХ УСЛОЖНЕНИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ

Аннотация. В статье рассматриваются варианты оптимизации расходов Пенсионного фонда РФ в ближайшие годы и анализируется целесообразность их применения.

PENSION COST OPTIMIZATION IN COMPLEXITY OF FINANCIAL-

Summary. The paper discusses options for cost optimization of the Pension Fund of the Russian Federation in the coming years and analyzes the feasibility of their application.

Ключевые слова: пенсионная реформа, индексация пенсий, страховая часть пенсии, накопительная часть пенсии, пенсионные доходы, пенсионные расходы, пенсионные выплаты.

Key words: pension reform, the indexation of pensions, the insurance part of the pension, funded part of the pension, retirement income, pension costs, pension payments.

МВФ подоспел с советами, как нам поступить с пенсионной реформой вообще и пенсионным возрастом в частности, - сообщает «Финмаркет». Экономисты упомянутой организации составили специальный доклад, посвященный этой теме. Цель его - указать путь, как скорее провести пенсионную реформу, чтобы снизить зависимость бюджета от нефтяных цен и предотвратить рост расходов из-за неуклонно стареющего населения России.

Фонду представляется, что наиболее подходящей мерой для этого будет повышение пенсионного возраста. К 2050 году его нужно поднять до 65 лет как для мужчин, так и для женщин (радуйтесь, феминистки - вот оно, равенство). Если же этого не сделать, то расходы на пенсии могут дорасти до 16% ВВП, что окажется непосильным для российского бюджета.

В МВФ обращают внимание на тот факт, что сейчас в России один из самых низких пенсионных возрастов в мире - женщины уходят на пенсию в 55, а мужчины - в 60. Развитые страны позволить себе такое не могут - у них пенсионный возраст составляет 64 года для мужчин и 63 для женщин. Правда, в развивающихся с этим все не столь строго: 61 год и 58 лет, соответственно, но так ведь там и уровень жизни другой.

В действительности же многие наши пенсионеры норовят улизнуть на «заслуженный отдых» еще раньше, чему способствует обширный список профессий, где предусмотрена ранняя и досрочная пенсии. Благодаря ему

средний эффективный возраст выхода на пенсию для женщин составляет 5254 года, а для мужчин - 54-58 лет. Досрочно выходят на пенсию примерно 30% наших сограждан.

Ситуация, по мнению МВФ, усугубляется еще и тем, что в России пенсия в старости полагается абсолютно всем. А вот в азиатских развивающихся странах, например, ее получает лишь четверть пенсионеров, в Латинской Америке - 60%.

С индексацией пенсий - тоже одна головная боль. Базовая часть пенсии индексируется так же, как страховая, и соответствует среднему росту зарплат, но не может превышать рост доходов Пенсионного фонда. Когда инфляция выше 6%, есть возможность проиндексировать пенсии заранее в течение года. А вот если власти хотят увеличить пенсии на большую сумму, это требует дальнейших согласований.

Страховая часть пенсии идет на индивидуальный счет в ПФР и после выхода человека на пенсию делится на 216 месяцев - так называемый «срок дожития». С 2013 года накопления будут делиться на 228 месяцев - срок дожития увеличится на 1 год.

Проблема состоит в том, что реальный срок дожития разный у женщин и мужчин, а к ним подходят с одинаковой меркой. В развитых странах это учитывается, у нас - нет.

Слабо развито управление накопительной частью пенсии. 85% активов пенсионной системы сейчас находятся в ПФР и управляются Внешэкономбанком, предпочитающим надежные, но малодоходные инструменты, часто не покрывающие инфляции.

Перечисленные недостатки приводят к тому, что российская пенсионная система обходится государству слишком дорого. Сейчас на пенсионные выплаты уходит в год около 9% ВВП, из которых, в свою очередь, 30% приходится на базовую пенсию, 60% - на страховую и 10% - на различные пособия. По доле расходов пенсионных денег Россия стоит гораздо ближе к Западной и Восточной Европе, чем к развивающимся странам.

При этом пенсионные выплаты продолжают увеличиваться. С 2007 по 2010 годы отношение пенсий и пособий к средней зарплате выросло с 27,4% до 40%, что говорит о приближении России к общемировой норме замещения доходов пенсионеров.

Каков же прогноз на будущее по остальным показателям? К 2050 году продолжительность жизни у нас вырастет на 4 года, что лишь увеличит нагрузку на пенсионную систему. Количество же детей на одну женщину будет составлять 1,8 против 1,4 сейчас (при норме воспроизводства 2,1). Иными словами, работающих станет меньше, пенсионеров - больше. Итог же окажется печальным: отношение количества россиян старше 65 лет к количеству граждан в трудоспособном возрасте удвоится. В 2010 году этот показатель составлял 18%, в 2050-м он будет равен 36%.

На промежуточном этапе, в 2030 году, пенсионные расходы вырастут с 9% ВВП до 12% ВВП, а к 2050 году - до 16% ВВП. А вот в развивающейся Европе расходы до 2030 года не изменятся и останутся на уровне 9% ВВП, а к 2050 году вырастут до 11% ВВП, поскольку реформы в них уже проведены, напоминает МВФ.

Собственно, есть три способа справиться с ростом выплат пенсионной системы, но все они выглядят для нас довольно проблематичными. Первый

способ предполагает меньшие выплаты, что должно произойти само собой, так как пенсионеров будет становиться все больше, а доходы Пенсфонда будут оставаться все теми же или расти незначительно. Поделив имеющееся на всех, получаем уменьшение выплат. Но правительство на это не пойдет.

Второй способ состоит в том, чтобы повысить доходы ПФР, обложив бизнес дополнительными поборами. Например, не 22%, как сейчас, а 40% к 2050 году (30% к 2030-му). Вряд ли нужно описывать, к чему это приведет.

Остается третий способ - повысить пенсионный возраст. Предполагается, что это будет один год на каждые десять лет, поскольку примерно так же растет и продолжительность жизни. Но начнут с того, что уравняют пенсионный возраст для мужчин и женщин, а уже после этого станут прибавлять по году. Это даст эффект лишь до 2030 года, а после пенсионные расходы вновь начнут расти с 9% до 11,5% ВВП.

Антон Дроздов, впрочем, всегда был противником повышения пенсионного возраста. Придерживается он этой точки зрения и сейчас: «Пока у нас нет демографических оснований для повышения пенсионного возраста: мужчины живут меньше женщин и меньше, чем в Европе, где пенсионный возраст выше российского. Продолжительность жизни женщин еще только приближается к показателям развитых стран. У нас недостаточно рабочих мест для 60-летних. После 60 увеличивается численность инвалидов и людей, которые не могут продолжать трудовую деятельность».

Похоже, он - едва ли не единственный из высоких чиновников, который понимает, что рабочих мест для пенсионеров просто не будет. Теоретически они могли бы работать в малом бизнесе, но и малого бизнеса у нас не так много: не развивается он в нашем скудном предпринимательском климате. Но главное - повышение пенсионного возраста мало что даст в денежном выражении. «Если говорить о снижении дефицита бюджета ПФР, то повышение пенсионного возраста даст совсем копеечный и краткосрочный эффект - не более 100 млрд. руб. в год в течение пяти лет при расходах на выплату пенсий порядка 5 трлн. руб. в год. А потом расходы, наоборот, возрастут».

На вопрос, не является ли новая формула скрытым повышением пенсионного возраста, Дроздов отвечает отрицательно, но тут же фактически сам себе противоречит: «Пенсию можно будет получать с 55-60 лет, но если у вас к этому времени нет, к примеру, 30 лет наработанного стажа и в ваших планах нет намерения прекратить трудовую деятельность, то, проработав еще 3-5 лет, вам будет назначена пенсия в максимальном размере. А не хотите работать после наступления пенсионного возраста - все равно пенсия будет».

Правительство же, похоже, собирается пойти по своему, четвертому пути, несмотря на рекомендации МВФ и экспертов «Стратегии 2020». Заключается он в механическом перераспределении части пенсионных выплат, за счет которого чиновники хотят снизить нагрузку на бюджет в краткосрочной перспективе. В этом русле Минтруда предложило фактически отменить с 2013 года накопительную часть пенсии, сохранив на нынешнем уровне размеры пенсионных выплат. Разница пойдет на покрытие растущего дефицита Пенсионного фонда. Минфин и Минэконоразвития выступают против этого. Посмотрим, кто победит.


Трансферт из федерального бюджета Пенсионному фонду России в 2021 году составит 3,53 трлн руб. и сформирует 38% всех доходов фонда, следует из проекта бюджета ПФР на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов (документ есть в распоряжении РБК; его подлинность подтвердил источник, близкий к правительству). Проект будет рассмотрен 15 сентября на правительственной трехсторонней комиссии с участием профсоюзов и работодателей, а уже 16 сентября — вынесен на заседание правительства.

Сокращение федеральной поддержки

В июне, когда составлялись бюджетные проектировки на следующий год, потребность Пенсионного фонда в межбюджетном трансферте оценивалась значительно выше — 4,12 трлн руб., или 42,6% общих доходов. Экономия на трансферте станет возможна в первую очередь за счет резкого увеличения дефицита бюджета ПФР в 2021 году (295 млрд руб. по сравнению с планировавшимся в июне профицитом около 13 млрд руб.), который фонд покроет своими накоплениями — переходящими остатками 2020 года. Второй фактор, который позволит сократить трансферт относительно июньских проектировок, — улучшение прогноза собственных доходов ПФР от социальных взносов с зарплат работников (+171 млрд руб.).

Снижение прогнозируемого размера межбюджетного трансферта заложено и на 2022 год (до 3,86 трлн руб.), и на 2023 год (до 4 трлн руб.), следует из проекта бюджета ПФР. Таким образом, доля трансферта из федерального бюджета в общих доходах фонда в 2022–2023 годах будет держаться на уровне 38%. Ранее предполагалось, что в 2022 и 2023 годах федеральный трансферт бюджету ПФР составит 4,3 трлн руб. ежегодно.

Уменьшение трансферта из федерального бюджета связано с увеличением суммы переходящих остатков, а также с изменением прогнозных макроэкономических показателей, уточнили РБК в пресс-службе ПФР. Превышение расходов над доходами, как и в предыдущие годы, носит технический характер, а именно объясняется наличием остатка средств бюджета ПФР по итогам года, добавили в фонде. Иными словами, если бы у Пенсионного фонда не было остатков на счетах, федеральный бюджет автоматически увеличил бы сумму трансферта. «Пересмотр межбюджетного трансферта Пенсионному фонду связан с уточнением макропрогноза Минэкономразвития, который лег в основу бюджета на ближайшую трехлетку, а также с уточнением прогнозов по остаткам средств бюджета ПФР на 1 января 2021 года», — подтвердили в пресс-службе Минфина России.

Сколько составит трансферт Пенсионному фонду из федерального бюджета в текущем году, пока неизвестно (поправки в бюджет ПФР 2020 года еще не представлены). Действующим законом о бюджете ПФР трансферт установлен на уровне 3,2 трлн руб., но, вероятно, эта сумма увеличится в связи с антикризисными решениями правительства. По состоянию на 4 сентября федеральный бюджет уже перечислил Пенсионному фонду 2,86 трлн руб.

Минэкономразвития в обновленном макропрогнозе повысило ожидания насчет величины фонда зарплат в стране — в среднем на 1 трлн руб. ежегодно по сравнению с июньским прогнозом. Согласно последним оценкам министерства, зарплатный фонд в 2021 году составит 27,87 трлн руб. (рост на 7% по сравнению с 2020 годом), в 2022-м — 29,77 трлн руб. и в 2023 году — 31,85 трлн руб. Это дало Пенсионному фонду основание пересмотреть в сторону увеличения оценку поступлений страховых взносов от работодателей и, соответственно, запросить меньше средств из федерального бюджета.

В составе трансферта из федерального бюджета Пенсионному фонду около 45% приходится на ту часть средств, которые госбюджет передает ПФР на исполнение обязательств федерального правительства (то есть федеральный центр назначил ПФР администратором различных социальных программ, таких как материнский капитал или меры социальной поддержки, и передал ему на это средства). Остальная часть, примерно 1,9 трлн руб. в 2021 году, это, по сути, софинансирование обязательств ПФР по выплате страховых пенсий.

Улучшение макропрогноза

Новый официальный прогноз Минэкономразвития предполагает, что падение ВВП России из-за пандемии COVID-19 и весеннего обвала цен на нефть составит 3,9% вместо ожидавшихся 4,8%. В 2021 году восстановительный рост ВВП достигнет 3,3%, в 2022-м — 3,4%, в 2023 году — 3%. Инфляция на конец 2020 года ожидается на уровне 3,8%, в 2021 году цены вырастут на 3,7%, а в 2022–2023 годах инфляция вернется к целевому значению Центробанка (4%).

Реальные зарплаты россиян, по прогнозу министерства, сохранят положительные темпы роста — 1,5% в 2020 году и 2,2% в 2021 году. Уровень безработицы по итогам текущего года подскочит до 5,7% от рабочей силы после 4,6% в 2019 году и опустится ниже 5% в 2022 году. Реальные располагаемые денежные доходы населения упадут на 3% в 2020 году и на столько же возрастут в 2021 году.

Крупнейший дефицит с 2015 года

Вместе с сокращением объема передаваемых средств федерального бюджета существенно вырос ожидаемый дефицит бюджета ПФР в 2021 году — до 295 млрд руб. Это будет крупнейший показатель с 2015 года, когда дефицит достиг 543,7 млрд руб. Дефицит в 2021 году будет покрыт за счет использования остатков Пенсионного фонда на счетах Казначейства (335 млрд руб.).

В 2019 году бюджет ПФР был профицитным (+153,9 млрд руб.), благодаря чему остатки на его счетах на 1 января 2020 года выросли до 343 млрд руб. В 2020 году действующим законом о бюджете ПФР запланирован дефицит в 209,2 млрд руб.

В 2022 году дефицит бюджета ПФР составит 94,8 млрд руб., в 2023 году ожидается профицит бюджета ПФР на уровне 52,5 млрд руб., следует из документа. Общие доходы Пенсионного фонда в 2021 году ожидаются на уровне 9,28 трлн руб., в 2022 году они возрастут до 9,97 трлн руб., в 2023 году — до 10,524 трлн руб.

На параметры бюджета Пенсионного фонда повлияли антикризисные меры правительства по поддержке бизнеса во время пандемического кризиса, которые было решено закрепить бессрочно. Речь идет о снижении общего тарифа страховых взносов с 30 до 15% с зарплат выше МРОТ для малого и среднего бизнеса (ставка взносов в Пенсионный фонд сократилась с 22 до 10% от зарплаты), а также о понижении ставки пенсионных взносов для ИT-компаний, которые будут платить 6% c зарплат сотрудников в ПФР. В итоге выпадающие доходы ПФР от пониженных ставок взносов оцениваются в 477,7 млрд руб. в 2021 году с последующим ростом до 510,3 млрд руб. в 2022 году и до 545,85 млрд руб. в 2023 году (эти выпадающие доходы компенсирует федеральный бюджет).

Несбалансированность российской пенсионной системы означает, что она всегда будет нуждаться во внешней подпитке, отмечает заведующий лабораторией развития пенсионной системы НИУ ВШЭ Евгений Якушев. «Сейчас пенсионная система не сможет выполнить все свои обязательства без финансирования из федерального бюджета. Это означает, что существует внутренний «пенсионный долг», который нигде ничем не закреплен», — заметил он. Выпадающие доходы ПФР возникли из-за снижения ставок страховых взносов, политика правительства направлена на ослабление нагрузки на ФОТ ради стимулирования экономики и ускорения темпов экономического роста, однако эти ожидания из-за регулярных кризисов не подтверждаются, а дефицит ПФР остается, отметил он.

Рост размера пенсий и материнского капитала

В 2021–2023 годах страховые пенсии по старости для неработающих пенсионеров будут повышены с 1 января в параметрах, закрепленных законом о пенсионной реформе. В 2021 году индексация составит 6,3%, в 2022-м — 5,9%, в 2023 году — 5,6%. Для работающих пенсионеров ежегодное повышение страховой пенсии отменено с 2016 года.

Среднегодовой размер страховой пенсии неработающих пенсионеров в 2021 году, по оценке ПФР, составит 17 443 руб., в 2022-м — 18 369 руб., в 2023 году достигнет 19 294 руб., следует из проекта бюджета фонда. Однако с поправкой на инфляцию реальный размер пенсии по старости ожидается в 2021 году на уровне 16 837 руб., в 2022-м — 17 679 руб., в 2023 году — 18 552 руб.

По прогнозу ПФР на начало 2021 года, в России будет 43,25 млн пенсионеров (с учетом военных пенсионеров и получателей социальной пенсии), на начало 2022 года — 42,99 млн.

В проекте бюджета ПФР представлен и прогнозный размер материнского капитала, который после индексации на прогнозный уровень инфляции в 2021 году составит 483 882 руб. на первого ребенка и 639 432 руб. на второго ребенка.

В 2022 году маткапитал на первого ребенка возрастет до 503 237 руб., а на второго — до 665 009 руб.

В 2023 году российским семьям будет выплачиваться маткапитал в размере 523 367 руб. на первого ребенка и 691 609 руб. на второго ребенка.

Можно много спорить о том, что является основной целью бизнеса: получение дохода или решение проблем клиента. А может быть, даже удовлетворение потребностей общества. Но какую бы цель не преследовали предприниматели, базой для ее достижения будет эффективное управление сотрудниками и оптимизация бизнеса.

В экономическом словаре термин «оптимизация» определяется, как значения экономических показателей, при которых достигается оптимум, то есть оптимальное, наилучшее состояние системы. Чаще всего оптимуму соответствует достижение наивысшего результата при данных затратах ресурсов или достижение заданного результата при минимальных ресурсных затратах.

Рассказываем о том, как оптимизировать расходы на мотивацию персонала и получить экономию по налогу на прибыль.

Цели бизнеса и корпоративные пенсионные программы

Оптимизация и экономия – далеко не все, что может правильно настроенная корпоративная пенсионная программа. Внедрив ее, владельцы бизнеса получают еще несколько преимуществ, в числе которых:

  • существенные налоговые преференции;
  • возможность гибкого перераспределения мотивационных ресурсов между работниками;
  • сокращение расходов на подготовку и адаптацию персонала.

Итак, корпоративная пенсионная программа – это комплексное решение социально-экономических и управленческих задач, стоящих перед организацией и ее сотрудниками.

Пенсионная программа – это про людей

Вот примеры нескольких ситуаций, в которых может помочь внедрение корпоративной пенсионной программы:

  • владелец бизнеса собрал сильную команду и хочет ее сохранить;
  • в команде много профессионалов зрелого возраста, и собственник хочет, чтобы их знания и опыт не пропали, а сами они оставались верными помощниками;
  • цель — повысить мотивацию для отдельных членов команды.

Экономия для бизнеса

Посчитаем, какую экономию может принести бизнесу сотрудничество с НПФ:

  1. Пенсионные взносы по корпоративным программам могут относиться к расходам компании на оплату труда (до 12% от общего фонда оплаты труда);
  2. На пенсионные взносы не начисляются обязательные страховые взносы в государственные внебюджетные фонды (-30%);
  3. Пенсионные взносы не облагаются НДФЛ (-13%).

Таким образом, внедрение корпоративных пенсионных программ позволяет значительно снизить расходы бизнеса, увеличивая тем самым его рентабельность. Кроме того, предприниматель сам озвучивает условия программ, выполнив которые сотрудник получает корпоративную пенсию.

Три простых шага для эффективного управления

1. Определите задачи, которые должна решать программа

Ведь именно от них зависит вид корпоративной пенсионной программы. Это могут быть как финансовые (например, повышение рентабельности бизнеса), так и кадровые (удержание/привлечение персонала) или социальные (рост социального статуса компании) задачи.

2. Выберите наиболее удобный способ уплаты взносов и определитесь с условиями участия в программе ваших сотрудников

Это может быть базовая схема, когда только организация делает взносы за сотрудника или паритетная, когда взносы осуществляются совместно с сотрудником.

3. Заключите договор о негосударственном пенсионном обеспечении с НПФ

А также передайте Фонду список работников – участников программы.

Чем может помочь НПФ ВТБ Пенсионный фонд

НПФ ВТБ Пенсионный фонд в течение 26 лет занимается разработкой и сопровождением корпоративных пенсионных программ для предприятий в различных секторах экономики.

Фонд поддерживает компании в течение всего срока действия программы:

  • управляет пенсионными резервами: размещает средства и получает доход;
  • начисляет доход на счета клиентов – вкладчиков и участников. Средняя доходность, распределенная на счета застрахованных лиц за 5 лет (с 2015 по 2019 годы) составила 8,63%* годовых;
  • осуществляет пенсионные выплаты;
  • проводит юридическую и консультационную поддержку в режиме 24/7.

* Результаты инвестирования в прошлом не определяют доходов в будущем. Государство не гарантирует доходности инвестирования пенсионных накоплений и размещения пенсионных резервов. Перед заключением договора необходимо ознакомиться со Страховыми и Пенсионными Правилами, Ключевым информационным документом, а также Уставом Фонда.

Основные направления решения проблем ПФ РФ на современном этапе

Пути совершенствования функционирования пенсионной системы

Совершенствования функционирования пенсионной системы в настоящее время требует особого внимания, но выбор самого подхода к реформированию и совершенствованию этой системы должен не ограничиваться лишь изменениями системы расчета и формирования пенсионных накоплений, повышения уровня пенсионного возраста и т.д. К решению проблем пенсионной системы и пенсионного обеспечения необходимо подходить комплексно. В рамках проведенных исследований и оценки проблем организации пенсионного обеспечения в Российской Федерации, предлагаются следующие пути совершенствования функционирования пенсионной системы:

— комплексная и координационная работа различных ведомств по снижению уровня неофициальной заработной платы работников, а также мотивация населения к необходимости осуществления страховых отчислений;

— развитие уровня информатизации и совершенствование информационных систем и технологий в области пенсионного обеспечения, в т.ч. во взаимодействии Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Федерального фонда ОМС;

— повышение уровня контроля и проведение профилактических мероприятий, направленных на выявление и устранение коррупции в территориальных органах Пенсионного фонда РФ;

— повышение эффективности использования пенсионных накоплений граждан.

Решение проблем дефицита бюджета ПФ РФ

Комплексная и координационная работа различных ведомств по снижению уровня неофициальной заработной платы работников, а также мотивация населения к необходимости осуществления страховых отчислений. В целях повышения уровня доходов бюджета Пенсионного фонда РФ, необходимо решать проблему с «серыми» зарплатами граждан. Дело в том, что основа будущей пенсии – страховые взносы работодателя, которые он ежемесячно уплачивает за своих сотрудников в Пенсионный фонд России. Эти взносы учитываются на индивидуальных лицевых счетах работников и формируют их пенсионные права. В будущем уплаченные страховые взносы определят размер пенсии граждан, так как чем больше накопленная сумма страховых взносов, тем выше размер устанавливаемой выплаты страховой пенсии. При «серых» схемах оплаты труда страховые взносы либо уплачиваются в минимальном размере, либо не уплачиваются совсем. Соглашаясь на зарплату в конверте, каждый лишает себя не только будущей пенсии, но и прав социальной защиты: нет гарантий оплаты отпуска, листа нетрудоспособности, в том числе по беременности и родам, и многое другое. Каждый должен знать, что можно и нужно контролировать своего работодателя.

Легализация трудоустройства необходима для каждого гражданина, ведь благодаря этому есть возможность заявить о получении имущественных и социальных вычетах, а также обеспечить себя пенсией и социальным пакетом. Прежде, чем устроиться на работу с неофициальной оплатой труда, работник должен задуматься о последствиях для себя:

— отсутствие возможности получать страховые выплаты и пенсионные сбережения;

— обречение работника на получение минимальной пенсии, несмотря на длительные годы трудового стажа;

— лишение возможности получить ипотеку и малопроцентный кредит.

Организации и предприятия в свою очередь получают следующие негативные результаты:

— обязательные выездные проверки экономической деятельности предприятия, которые могут выявить неофициальные выплаты;

— применение к нарушителям штрафов и пеней за не уплату необходимых налогов;

— начисление достаточно больших налогов к штрафовому взносу, которые работодатель обязан погасить.

Несмотря на достаточно негативные последствия теневого трудоустройства, множество работодателей заставляют своих сотрудников прибегать к такому виду оплаты труда, даже если работник этого не желает. В связи с высокой безработицей, происходит большая конкуренция среди граждан за свободные рабочие места, поэтому работодатели этим пользуются. Именно это тянет за собой итоги для формирования доходов населения в виде роста цен, падением экономики, недостатка стабильности, а также маленьким заработным платам.

В связи с чем, необходимо усиль инспекционную работу соответствующих ведомств по устранению нарушений налогового законодательства. Также необходимо усилить профилактическую и агитационную работу по формированию необходимости осуществления социальных отчислений для населения.

Что касается самого Пенсионного фонда и его отделений в субъектах РФ, для адекватного понимания финансового состояния ПФР, в том числе причины и действительную величину дефицита его бюджета, необходимо чётко разделить затраты ПФР на четыре принципиально различающиеся части, источники финансирования которых не могут быть сходны, поскольку несходны те функции ПФР, на исполнения которых направляются соответствующие затраты.

Во-первых, это затраты ПФР на пенсии по старости, назначенные по общеустановленным условиям. В РФ на 2018 год это достижение возраста в 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, наличие минимального трудового стажа 9 лет и 13,8 пенсионных балла и рассчитанной по стандартным методикам.

Именно выплаты по этой и только этой части пенсии, формируются из поступлений в бюджет ПФР, которые вносят все работодатели, имеющие наёмных работников, в размере 22% и 10% от ФОТ, а также выплаты индивидуальных предпринимателей. Это так называемая «страховая пенсия по старости». Сюда же относится та часть пенсии иной категории лиц, которая соответствует упомянутым стандартам условиям.

Во-вторых, затраты на выплаты пенсий работавшим гражданам, когда сроки выхода на пенсию отличаются от общеустановленных, размеры выплат исчисляются по иным, отличным от общепринятых, критериям и методикам. Например, пенсии военным и приравненным к ним лицам, «работникам Севера», судьям, государственным и муниципальным служащим, врачам, работавшим в сельской местности, депутаты разных уровней и т.д.

В-третьих, затраты на прочие пенсии и выплаты. Их характерной особенностью являются, либо полное отсутствие связи с фактом трудовой деятельности, либо она крайне слабая и условная. Сюда относятся, например, пенсии в связи с потерей кормильца, инвалидам, и с детства и по стрости, социальные пенсии лицам не делавших, по каким-либо причинам, пенсионные взносы, иные социальные выплаты различного толка, например, многодетным матерям, выплаты участникам боевых действий, затраты на программу государственного софинансирования пенсионных накоплений, выплаты лицам имеющим особые заслуги пред государством и т.д. Здесь же и прочие виды платежей гражданам осуществляемых через ПФР, такие как «материнский капитал» или единовременный платёж в 5000 рублей произведённый решением правительства в 2017 году большей части пенсионеров по возрасту.

В четвёртых, затраты на функционирование пенсионного фонда России.

Более детальный анализ всех видов затрат должен быть проведен соответствующими компетентными органами в целях их оптимизации и снижения.

Решение проблем информационного обеспечения и взаимодействия ПФРФ с другими ведомствами

Развитие уровня информатизации и совершенствование информационных систем и технологий в области пенсионного обеспечения, в т.ч. во взаимодействии Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Федерального фонда ОМС. В целях развития уровня информатизации и совершенствование информационных систем и технологий в области пенсионного обеспечения, в т.ч. во взаимодействии Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Федерального фонда ОМС, в первую очередь, необходимо начать воплощать в жизнь закон об основах обязательного социального страхования. Проблема состоит в том, что в России существует три фонда — Пенсионный, Фонд социального страхования и Федеральный фонд ОМС — взаимосвязь между которыми очень слаба.

Достаточно сказать, что у каждого из фондов своя информационная система, и они очень плохо сопрягаются. По идее, должна быть создана единая информсистема — банк социальной информации. Этот банк данным должен, с одной стороны, сопрягаться с информацией других государственных социальных учреждений, а с другой со страховыми компаниями, обществами, обществами взаимного страхования.

Информация должна синхронизироваться, уточняться очищаться. В итоге, если у человека есть социальные права — они должны отстаиваться по умолчанию, без необходимости доказывать их в судах.

Возьмём, к примеру, Фонд социального страхования, который раньше имел мощнейшую систему предупреждения заболеваемости. Такая система позволяет сократить расходы на лечение, продлить жизнь и продлить рабочий период. А продленный рабочий период — это дополнительные взносы в систему пенсионного обеспечения. Сейчас все обстоит иначе, Фонд социального страхования работает в большей части на периферии, отменили систему санаторно-курортного лечения, систему рационального питания на предприятиях, что в целом ведет к ухудшению здоровья и трудоспособности граждан.

Совершенствование системы услуг ПФР должно проходить по нескольким направлениям, включая улучшение взаимодействия с МФЦ, чтобы человек мог получать все услуги за одно посещение, а также необходима реализация единых стандартов оказания государственных услуг в клиентских службах ПФР.

Постоянно необходимо увеличить долю услуг, предоставляемых через личные кабинеты на сайте Пенсионного фонда и портале Государственных услуг, и развивать проактивное оказание услуг, которое в том числе предусматривает беззаявительное назначение выплат по сведениям, имеющимся у ПФР.

Необходимо прорабатывать пути совершенствования функционирования пенсионной системы именно с качественной точки зрения, создавать базу и условия повышения продолжительности трудовой деятельности граждан, обеспечивать условия их достойного существования.

Решение проблем коррупции в ПФ РФ

Повышение уровня контроля и проведение профилактических мероприятий, направленных на выявление и устранение коррупции в территориальных органах Пенсионного фонда РФ.

Пенсионный фонд России и его территориальные подразделения на регулярной основе должны реализовать комплекс мер по противодействию коррупционным проявлениям в системе Пенсионного фонда Российской Федерации.

В целях осуществления деятельности по профилактике коррупционных проявлений в системе ПФР необходимо определить структурные подразделения, занимающиеся вопросами противодействия коррупции. Во всех территориальных Управлениях ПФР по федеральным округам необходимо создать отделы организации и контроля систем безопасности, на которые должны быть возложены задачи координации мероприятий по профилактике коррупции, а также контроль за их исполнением.

Необходимо разработать и утвердить положения о порядке обработки информации, содержащей признаки коррупционных проявлений в деятельности ПФР и его работников. В соответствии с данными документами, необходимо определить порядок регистрации поступающих в адрес ПФР и его территориальных органов обращений, писем и жалоб граждан, а также юридических лиц, содержащих информацию о возможных коррупционных проявлениях в действиях сотрудников ПФР.

В ПФР необходимо реализовать проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов и иных документов Пенсионного фонда Российской Федерации в целях выявления коррупционных факторов.

Пенсионным фондом России также необходимо осуществлять проверку своевременной и полной реализации процедур по ключевым функциональным направлениям деятельности Пенсионного фонда, в том числе:

— контрольные мероприятия по проверке деятельности территориальных органов ПФР при назначении и выплате пенсий;

— контрольные мероприятия по проверке деятельности территориальных органов ПФР в сфере государственной поддержки семей, имеющих право на получение материнского (семейного) капитала;

— контрольные мероприятия по проверке своевременной и полной реализации процедур по администрированию страховых взносов;

— разработка и внедрение административных регламентов по предоставлению государственных услуг ПФР, а также анализ и оценка качества их исполнения;

— совершенствование межведомственного электронного взаимодействия в системе ПФР.

Вся деятельность ПФР по профилактике коррупционных проявлений в системе Пенсионного фонда Российской Федерации должна координироваться с правоохранительными и иными государственными органами.

Повышение эффективности использования пенсионных накоплений

Повышение эффективности использования пенсионных накоплений граждан. Необходимо поднять все вопросы, связанные с затратами на создание пенсионной системы, за период реформирования пенсионной системы в России огромные деньги населения были размещены в различных банках. И часть денег была потеряна. Очень большие средства тратятся на строительство зданий и сооружений Пенсионного фонда, которые в дальнейшем необходимо содержать. Пенсионная система в современных условиях позволяет абсолютно безнаказанно выводить деньги в частный сектор, что развязывает руки негосударственным пенсионным фондам, управляющим компаниям, депозитариям.

Государство должно четко устанавливать величину гарантий и ответственность, которые сможет взять на себя в ходе пенсионного обеспечения жителей страны, сформировав им условия для образования их пенсионных накоплений в границах частно-государственного партнерства, как с привлечением работодателей, так и самих граждан страны.

Происходящие в настоящее время реформы пенсионной системы имеет ряд негативных моментов, при этом негативные моменты можно было избежать, включая петиции, выступления, митинги против пенсионной реформы, будь продолжительность жизни в России выше, а для этого нужно правильно распределять ресурсы страны (денежные, природные, научные).

После рационального распределения ресурсов, экономическое состояние начнет улучшаться: вырастут зарплаты, пенсии, пособия для инвалидов, матерей-одиночек и т.д., качество государственной медицины и образования. Главным тормозом для экономического роста является сырьевая экономика страны. Доля объема экспорта сырья составляет 60%, а импортом завозится уже готовая продукция, сделанная из сырья и материалов России, которая продается в разы дороже.

Считаем необходимым проработать вопрос об эффективности использования пенсионных накоплений граждан, инвестировать средства в развитие крупнейших федеральных проектов, которые в будущем вернут эти средства в бюджет с отдачей. Так, например если на средства бюджета ПФ РФ построить дорогу от Санкт-Петербурга до Владивостока, то будет развиваться и сельское хозяйство, и придорожное строительство, и торговля, и сфера автотранспортных услуг, гостиничный бизнес и т.д. Будет развиваться экономика всех тех территорий, где пройдёт эта дорога. Соответственно произойдет увеличение количества рабочих мест, работникам будут платить заработные платы, а следовательно увеличатся и социальные отчисления.

Обобщенные мероприятия по решению проблем Пенсионного Фонда

В таблице 1 представлены основные мероприятия по совершенствованию функционирования Пенсионного фонда РФ и пенсионной системы РФ в настоящее время.

Таблица 1 – Основные направления совершенствования функционирования Пенсионного фонда РФ в настоящее время

Проблема Мероприятие Социально – экономический эффект
Дефицит бюджета Пенсионного фонда РФ Комплексная и координационная работа различных ведомств по снижению уровня неофициальной заработной платы работников, а также мотивация населения к необходимости осуществления страховых отчислений. Изменение системы формирования затрат ПФ РФ Повышение уровня отчислений во внебюджетные фонды. Снижение дефицита бюджета ПФ РФ
Проблема информатизации и правильного расчета величины пенсий Развитие уровня информатизации и совершенствование информационных систем и технологий в области пенсионного обеспечения, в т.ч. во взаимодействии Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Федерального фонда ОМС Совершенствование функционирования пенсионной системы именно с качественной точки зрения. Правильный и полный расчет пенсий.
Сокращение численности людей трудоспособного возраста и увеличение численности граждан в возрасте старше трудоспособного В настоящее время, Правительство совместно с Президентом РФ уже приняли меры для решения этой проблемы, увеличив пенсионный возраст. Снижение нагрузки на бюджет ПФ РФ, а также повышение уровня пенсий пенсионерам. В целом о положительном или отрицательном итоге проводимых реформ можно будет судить спустя определенное время.
Высокий уровень коррупции Повышение уровня контроля и проведение профилактических мероприятий, направленных на выявление и устранение коррупции в территориальных органах Пенсионного фонда РФ Снижение уровня хищений из бюджета ПФ РФ.
Несовершенство накопительной системы Повышение эффективности использования пенсионных накоплений граждан путем вложения этих средств в развитие инфраструктуры в регионах всей страны Повышение эффективности использования пенсионных накоплений, социально – экономическое развитие регионов. Рост количества рабочих мест, а как следствие, отчислений во внебюджетные фонды.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что текущее состояние российской пенсионной системы свидетельствует, что социальные целевые ориентиры пенсионной реформы неразрывно связаны и взаимообусловлены макроэкономической ситуацией в стране в долгосрочной перспективе. Соответственно, в целях обеспечения эффективности пенсионной реформы каждая законодательная реформа и весь комплекс реформаторских мер должны быть адаптированы и согласованы с рядом факторов.

— пенсионный фонд является государственной внебюджетной организацией, основная цель которой заключается в управлении средствами, составляющими бюджет пенсионной системы, его основной целью является обеспечение уровнем заработанным человеком жизненных благ с помощью накопления и перераспределения денежных средств, поэтому данный фонд оказывает несомненное влияние на экономику страны;

— на сегодняшний день в структуре Пенсионного фонда РФ — 84 Отделения Пенсионного фонда в субъектах РФ, включая ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также 2460 клиентских служб в территориальных органах ПФР.

— бюджет Пенсионного фонда РФ на протяжении анализируемого периода являлся дефицитным, при этом можно отметить ежегодное снижение дефицита, связанное, как с общим увеличением его доходной части, так и со снижением отдельных видов расходов;

— система формирования и выплат пенсионных накоплений на протяжении последних нескольких десятилетий подверглась глубокому реформирования, продолжающемуся и по настоящее время.

Читайте также: