Орган пфр социальных услуг

Набор социальных услуг (НСУ) предоставляется получателям ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ). НСУ включает в себя медицинскую, санаторно-курортную и транспортную составляющие. При этом гражданин может выбрать: получать социальные услуги в натуральной форме или их денежный эквивалент.

Куда обратиться

Поскольку набор социальных услуг – это часть ежемесячной денежной выплаты, для его получения дополнительно идти в Пенсионный фонд или писать отдельное заявление не нужно. За установлением ЕДВ федеральный льготник обращается в территориальный орган Пенсионного фонда России по месту жительства или в иной территориальный орган Пенсионного фонда России по его выбору с письменным заявлением. При установлении ЕДВ у гражданина автоматически возникает право на получение набора социальных услуг в натуральной форме. Исключения – граждане, которые относятся к категориям подвергшихся воздействию радиации. Если они хотят получать НСУ в натуральной форме, им необходимо написать заявление о предоставлении НСУ, которое будет действовать с 1 января следующего года.

Территориальный орган Пенсионного фонда России выдает гражданину справку установленного образца о праве на получение набора социальных услуг. В справке указываются: категория льготника, срок, на который установлена ежемесячная денежная выплата, а также социальные услуги в составе НСУ, на которые гражданин имеет право в текущем году.

Справка действует на всей территории России. При обращении в лечебно-профилактические учреждения, а также в железнодорожные кассы пригородного сообщения гражданин предъявляет следующие документы:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • документ, подтверждающий право на ЕДВ;

справку, выданную в территориальном органе Пенсионного фонда России, и которая подтверждает право гражданина на получение НСУ.

Из чего состоит набор социальных услуг

  • Лекарственные препараты для медицинского применения по рецептам, медицинские изделия по рецептам, специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов.
  • Путевки на санаторно-курортное лечение для профилактики основных заболеваний.
  • Бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Натуральная форма или денежный эквивалент

Гражданин принимает решение, в каком виде ему удобно получать социальные услуги: в натуральной форме или в денежном эквиваленте, и подает в территориальный орган Пенсионного фонда России соответствующее заявление. При этом заявление о сделанном выборе достаточно подать один раз. После чего нет необходимости ежегодно подтверждать свое решение. Поданное заявление будет действовать, пока гражданин не изменит свой выбор. Только в этом случае ему нужно будет до 1 октября текущего года обратиться с соответствующим заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда России. Поданное заявление будет действовать с 1 января следующего года. Обратиться с заявлением можно в территориальный орган Пенсионного фонда России, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, с которым Пенсионный фонд Российской Федерации заключил соответствующее соглашение, либо онлайн через Личный кабинет гражданина на сайте Пенсионного фонда России, через Личный кабинет гражданина на Едином портале государственных и муниципальных услуг, либо другим способом.

Важно понимать, что набор социальных услуг является частью ежемесячной денежной выплаты. Поэтому ЕДВ начисляется с учетом решения об отказе от получения набора социальных услуг полностью, одной из социальных услуг либо двух любых социальных услуг из этого набора. Другими словами, при получении НСУ в натуральной форме его стоимость вычитается из суммы ЕДВ. Если гражданин отказывается от получения набора социальных услуг (одной любой социальной услуги или двух любых социальных услуг) в пользу денежного эквивалента, их стоимость не вычитается из суммы ЕДВ.

При подаче заявления об отказе от получения НСУ, о предоставлении НСУ, о возобновлении предоставления НСУ или об отзыве ранее поданного заявления при себе необходимо иметь только паспорт РФ.

Система пенсионного обеспечения в России находится в государственном ведении. Ведущей организацией, которая ответственна за осуществление соответствующих выплат, является Пенсионный фонд России.

Государственные услуги в рамках компетенции ПФР оказываются во всех регионах России. Кроме этого, по линии этой организации пенсию получают граждане иностранных государств, которые, в соответствии с действующим законодательством, имеют право на получение выплат.

Бесплатно по России

Пенсионный фонд назначает денежное содержание не только гражданам преклонного возраста, как это принято думать. Несмотря на то, что на выплату страховых пенсий по старости расходуется большая часть средств фонда, в задачу ПФР входит обеспечение других социально уязвимых категорий граждан – инвалидов и несовершеннолетних, потерявших кормильца.

Как один из крупнейших социальных институтов государства, ПФР имеет разветвленную и сложную структуру, разобраться в которой мы постараемся в рамках этой статьи.

История Пенсионного фонда

1956 год в отечественной истории отмечен знаменитым XX съездом КПСС, где официально был развенчан культ личности Иосифа Сталина, в результате чего были инициированы кардинальные изменения в общественной жизни советского общества. Однако эта дата знаменательна и тем, что с выходом закона «О государственных пенсиях» рабочие и служащие могли рассчитывать на получение ежемесячного денежного пособия по нетрудоспособности в старости.

В то время экономика страны была полностью под контролем государства. Управление организациями и предприятиями на местах осуществлялось в рамках советской плановой доктрины. В этой связи государство, по сути, и было единственным работодателем, поэтому и пенсия выплачивалась за счет бюджета страны.

В конце советской эпохи экономика и система государственного управления оказалась в глубоком кризисе. В этой связи государство дистанцировалось от исполнения своих обязательств в новых условиях. На этом фоне в 1990 году был создан Пенсионный фонд России, который хоть и оставался государственной организацией, однако обладал определенной степенью самостоятельности, а денежные средства, находящиеся в распоряжении ПФР, не входили в состав бюджета какого-либо уровня.

На протяжении последнего десятилетия XX века ПФР испытывал значительные трудности с наполняемостью, однако, по мере улучшения экономической обстановки в стране, пенсионная система стабилизировалась, хотя и активно реформируется, в том числе и в современный период.

Функции пенсионного фонда сегодня

Основной целью ПФР, ради чего и было принято решение о создании фонда, является управление денежными средствами, за счет которых происходит обеспечение пенсионной системы в стране. Это выражается в аккумулировании денежной массы, поступающей в фонд за счет, преимущественно, страховых взносов, и в выплате пенсий гражданам, имеющим на нее право. С этой задачей ПФР справляется и сегодня.

Кроме этого, к функциям этой организации следует отнести:

  • администрирование системы персонифицированного учета;
  • софинасирование отдельных социальных программ;
  • осуществление контроля поступления страховых взносов и надзор за исполнением страхователями их обязанностей по ОПС;
  • выдача сертификатов маткапитала и контроль расходования его средств.

Схема структуры ПФР

Большой объем задач, возложенный на эту организацию, и внушительный штат сотрудников обуславливает сложную организационную структуру.

Проще всего ее представить в виде следующей схемы:


Главным распорядительным органом фонда выступает правление. Руководителем с 2008 года занимает Дроздов А. В. Именно председатель утверждает бюджет фонда, а также принимает ключевые решения по вопросам, связанным с функционированием пенсионной системы.

В состав правления также входят заместители председателя. Каждый из них специализируется на отдельных направлениях деятельности ПФР.

Неотъемлемой частью структуры пенсионного фонда является ревизионная комиссия. К ее задаче относится внутренний аудит, в том числе проверка обоснованности расходования бюджета организации.

Информационный центр появился в структуре ПФР совсем недавно – в 2015 году. Его деятельность направлена на сопровождение электронных систем в организации.

Об исполнительной дирекции

Возглавляет исполнительную дирекцию один из заместителей председателя правления ПФР. Это основная структура, которая определяет характер текущей деятельности фонда.

Функциями исполнительной дирекции являются:

  • определение бюджета ПФР, анализ его доходной и расходной частей;
  • распределение денежных средств по регионам;
  • осуществление учета и отчетности, предоставляемой правлению;
  • составление прогнозов относительно положения пенсионной системы в целом.

Исполнительная дирекция осуществляет надзорную функцию за деятельностью территориальных органов на местах.

Территориальный аппарат

Территориальные органы Пенсионного фонда имеют иерархическую структуру. В их число входят.

Окружные управления

Всего существует 8 окружных управлений. Их число равняется количеству федеральных округов в стране.Основными их задачами являются:

  • надзор за деятельностью региональных отделений
  • планирование работы органов ПФР;
  • координация деятельности управления на местах;
  • осуществление статистического учета на подведомственной территории;
  • участие в формировании и подготовке бюджета фонда.


Территориальные отделения

Территориальные отделения осуществляют свою деятельность в конкретном регионе, где они ответственны за:

  • администрирование страховых взносов;
  • контроль собираемости взносов;
  • ведение персонифицированного учета;
  • осуществление координации отделов на местах.

Руководства и отделы в города и районах (муниципалитетах)

Именно эти низовые структуры территориального аппарата и осуществляют непосредственную работу с гражданами. В обязанности их сотрудников входит:

  • назначение пенсионных выплат, в т. ч. прием соответствующих документов;
  • прием заявлений на маткапитал, выдача сертификатов;
  • доставка пенсий;
  • ведение персонифицированного учета;
  • администрирование страховых взносов;
  • консультирование по вопросам пенсионного обеспечения;
  • обеспечение софинансирования региональных социальных программ.

Пенсионный фонд Российской Федерации является крайне важной и значимой структурой, деятельность которой затрагивает практически каждого гражданина нашей страны. Для успешной и эффективной работы была разработана эффективная структура, которая, с небольшими изменениями, существует уже практически 30 лет.

Интересное видео

Дополнительную информацию о системе Пенсионного фонда смотрите в видео:

Часто можно услышать от пенсионеров, да и не только - пойду в соц.защиту разбираться, что-то мне пенсию маленькую насчитали. Так вот, Пенсионный Фонд и Социальная защита - это абсолютно разные организации. В чём-то их деятельность пересекается, но направления работы, финансирование - у каждой службы своё.

Пенсионный Фонд - это молодая относительно служба . Пенсионный фонд Российской Федерации (сокращённый вариант названия — ПРФ) представляет собой крупнейшую организацию России, занимающуюся оказанием социально значимых государственных услуг гражданам РФ.

Данный фонд был образован в 1990 году согласно постановлению Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР».

Главной целью Пенсионного фонда РФ является государственное управление средствами пенсионной системы и обеспечение прав граждан Российской Федерации на пенсионное обеспечение.

На Пенсионный фонд России возложен ряд социально значимых функций, в числе которых представлены установление и выплата страховых пенсий (по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца), накопительной пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, а также пенсии военнослужащих и их семей, социальных пенсий и пенсии госслужащих.

К числу таких функций также относятся выдача государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал, назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан, как то ветераны, инвалиды, Герои Российской Федерации и другие, назначение и реализация федеральной социальной доплаты к пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе, а также ведение системы персонифицированного учёта прав участников системы обязательного пенсионного страхования.

Также Пенсионный фонд РФ выполняет и такие социально значимые функции, как формирование, инвестирование и выплата средств пенсионных накоплений, адресная помощь пенсионерам и софинансирование социальных программ субъектов Российской Федерации, реализация Программы государственного софинансирования пенсии, а также реализация международных соглашений. К слову, в настоящее время на основании международных соглашений Пенсионный фонд России осуществляет пенсионные выплаты в 109 странах мира.

И вкратце о Социальной защите, поддержке, помощи.

Социальная поддержка (помощь) предоставляется социально-уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений. Для получения социальной помощи обычно необходима проверка на нуждаемость. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью, обеспечением минимального гарантированного дохода, как реализация права на жизнь.

Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе.

Деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально - бытовых, медицинских, педагогических, правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации сформировалась в отдельную отрасль социальной сферы — социальное обслуживание.

Объектом социальной работы являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию: безработные, наркоманы, подростки, попавшие в дурную компанию, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы и переселенцы и пр.

Теперь понятно, что за неправильно насчитанной пенсией надо обращаться в Пенсионный фонд?

Далее я более подробно буду рассказывать об услугах.

Тот самый, что выдает пенсию


Пенсионный фонд России (ПФР) — один из трех государственных внебюджетных фондов, которые оказывают социальные услуги населению.


Именно в ПФР оформляют пенсию по старости, по инвалидности и по потере кормильца, а также маткапитал, некоторые пособия и выплаты, в том числе в качестве господдержки во время пандемии коронавируса. Еще в ПФР выдают СНИЛС — страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина в системе пенсионного страхования.

Разберемся, как устроен и работает пенсионный фонд.

Что такое ПФР

Пенсионный фонд России основали в декабре 1990 года специально для работы с пенсионерами и пенсиями, которые они должны получать. Эта организация существует по сей день, хотя ее структура несколько изменилась.

ПФР — не государственный орган, но он подотчетен государству. Это отдельная организация с собственным бюджетом, который не входит в федеральный, региональный или муниципальный бюджеты, — изымать из него деньги никто не может.


Бюджет пенсионного фонда пополняется в основном взносами работодателей и ИП, но есть и другие источники — о них расскажу ниже. Эти деньги уходят на выплату пенсий.

Правила подсчета стажа, условия назначения и размеры пенсий определяет государство, а не ПФР. По своей инициативе фонд деньги не раздает и не решает, сколько кому заплатить. Все, что он делает для пенсионеров, прописано в законах.

Отделения пенсионного фонда есть в каждом субъекте РФ, в каждом крупном городе и районном центре. Главный офис находится в Москве.

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) тоже выплачивают пенсию людям, но для этого нужно заключить пенсионный договор.

В России несколько десятков НПФ — можно выбрать любой. Деньги в НПФ может перевести сам застрахованный по программе негосударственного пенсионного обеспечения или работодатель, если, например, в компании есть специальная программа корпоративной пенсии. Также в НПФ можно перевести свою накопительную пенсию, которая сформировалась до моратория.

НПФ инвестирует поступившие деньги в ценные бумаги и получает с этого доход. Проценты накапливаются, и в результате растет размер будущей пенсии застрахованного лица.

Отличие ПФР от НПФ в том, что бюджет пенсионного фонда входит в бюджетную систему РФ и он подотчетен государству, а НПФ — нет: это частная компания, которая работает по лицензии.

Задачи и функции Пенсионного фонда РФ

Задача ПФР — управление деньгами, а также выплата пенсий и социальных пособий жителям РФ.

  1. Ставит граждан на пенсионный учет.
  2. Устанавливает и выплачивает страховые пенсии по старости, по инвалидности и по потере кормильца, а также пенсии по государственному пенсионному обеспечению, социальные пенсии и пенсии госслужащим.
  3. Доплачивает разницу между социальной пенсией и прожиточным минимумом, установленным в регионе проживания пенсионера.
  4. Выплачивает пенсионные накопления — накопительную часть пенсии.
  5. Выплачивает ряд детских пособий, например 10 000 Р семьям с детьми от 3 до 16 лет в период пандемии коронавируса.
  6. Устанавливает и выплачивает ежемесячные денежные выплаты ветеранам боевых действий и ветеранам труда.
  7. Выдает сертификаты на маткапитал и т. д.

У ПФР есть и более глобальные функции. Например, он инвестирует деньги застрахованных лиц в ценные бумаги, а также сотрудничает с другими странами по вопросам пенсионного обеспечения.


Структура ПФР

Пенсионным фондом руководит правление ПФР — председатель и четыре его заместителя. Председателя правления назначает правительство.

Система Пенсионного фонда РФ и его территориальных органов имеет трехуровневую структуру.

Как устроена система ПФР

УровеньЧто входит
Федеральный уровеньЦентральный аппарат: исполнительная дирекция ПФР, ревизионная комиссия ПФР
Региональный уровеньОтделения ПФР в субъектах РФ
Местный уровеньУправления — самостоятельные отделы — ПФР в городах или районах

Система ПФР устроена так:

  1. Федеральный уровень — центральный аппарат, в который входят исполнительная дирекция ПФР, ревизионная комиссия ПФР.
  2. Региональный уровень — отделения ПФР в субъектах РФ.
  3. Местный уровень — управления — самостоятельные отделы — ПФР в городах или районах.

Правление ПФР определяет перспективные и текущие задачи пенсионного фонда, утверждает бюджет, сметы расходов ПФР и его органов, в том числе фонд оплаты труда, а также отчеты об их исполнении. Кроме того, правление ПФР определяет его структуру и штаты, назначает и увольняет руководителей центрального аппарата.

Исполнительная дирекция считает, планирует и исполняет бюджет ПФР, инвестирует деньги, обеспечивает безопасность персональных данных, занимается административными вопросами вроде госзакупок и общения со СМИ.

Ревизионная комиссия контролирует правомерное, целевое и эффективное использование бюджетныֹх средств по всей структуре ПФР — следит, чтобы деньги не разворовывались и не тратились непонятно куда.

Территориальные отделения в субъектах РФ включают в себя руководство, отделения и отделы. К руководству относятся: управляющий отделением, его заместители, специалисты.

Отделы бывают, например, такие:

  • организации и назначения пенсии;
  • социальных выплат;
  • организации персонифицированного учета;
  • казначейства и др.

Все отделы не счесть, их количество зависит от размера населенного пункта: чем больше жителей, тем больше аппарат местного пенсионного фонда.

Руководство и отделы в города и районах (муниципалитетах) устроены аналогичным образом.

Еще есть информационный центр персонифицированного учета — это самостоятельное юридическое лицо, которое отвечает за формирование и ведение баз данных ПФР. То есть всю электронную базу данных будущих и настоящих пенсионеров хранят в этом информационном центре.

Территориальный аппарат и окружные управления раньше входили в структуру ПФР, но сейчас их нет.

Доходы ПФР

Бюджет пенсионного фонда формируется из нескольких источников:

  1. Страховых взносов, которые перечисляют работодатели и ИП.
  2. Добровольных взносов физических лиц и организаций.
  3. Доходов от инвестирования временно свободных средств.
  4. Сумм пеней и других финансовых санкций.
  5. Средств, которые поступили из федерального бюджета.

Все эти деньги аккумулируются и инвестируются, а потом выплачиваются пенсионерам и тратятся на нужды самого ПФР.

Обязательные и добровольные отчисления в пенсионный фонд дают застрахованному лицу страховой стаж, от которого зависит размер пенсии. Пока идут отчисления — идет стаж, как только отчисления прекращаются — стаж приостанавливается.

Расходы ПФР

В законе прописано, на что должны тратиться деньги пенсионного фонда. Вот куда уходят средства:

  1. Выплата пенсий, положенных по закону.
  2. Доставка пенсий: почтовыми переводами, наличными, переводами на банковские счета пенсионеров.
  3. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности ПФР: ремонт помещений, закупка обстановки и канцтоваров, зарплата работников.
  4. Уплата гарантийных взносов в фонд гарантирования пенсионных накоплений — страхование накопительной части пенсии, которую ПФР инвестирует так же, как и НПФ.

Платежи в Пенсионный фонд РФ

Около 60% бюджета ПФР пополняется за счет страховых взносов. Взносы с плательщиков собирает налоговая — так сделали для удобства сбора и контроля уплаты всех взносов. Потом деньги передают в ПФР, и тот уже распоряжается ими. При этом деньги считаются собственностью РФ.

Кто вносит платежи — перечислено в налоговом кодексе. Это:

  1. Работодатели или заказчики — за людей, которым выплачивают зарплату или другое вознаграждение.
  2. ИП, адвокаты, нотариусы, арбитражные управляющие — за себя.

Если у плательщика несколько категорий, то он платит взносы по каждому основанию. Например, ИП с работниками платит взносы и за себя, и за своих работников.

Сумму взносов за работников и за себя считают по-разному.

Работодатель ежемесячно платит за работника 22% от начисленной зарплаты до тех пор, пока сумма заработка за год не достигнет 1 292 000 Р . Это ограничение актуально для 2020 года. После этого страховой взнос будет рассчитываться исходя по формуле: зарплата × 10%.


Например, зарплата Иванова — 140 000 Р . С января по сентябрь 2020 года Иванов заработает 1 260 000 Р , а работодатель будет ежемесячно платить пенсионные страховые взносы:

140 000 Р × 22% = 30 800 Р .

В октябре сумма заработка Иванова станет 1 400 000 Р — превысит лимит 1 292 000 Р . Поэтому часть взносов в октябре нужно исчислить по ставке 22%, а часть — по 10%.

В ноябре и декабре за Иванова нужно будет заплатить:

140 000 Р × 10% = 14 000 Р .

Если ИП или организация входит в реестр МСП, то с 1 апреля 2020 года из-за коронавируса они уплачивают страховые взносы по новому порядку:


  • с зарплаты в части 12 130 Р — 22%, то есть 2668,6 Р ;
  • с зарплаты в части, превышающей 12 130 Р , — 10%.

Компании и ИП, которые пострадали от коронавирусной инфекции, могут вообще не платить страховые взносы за работников за три месяца: апрель, май и июнь 2020 года.

ИП и люди, которые занимаются частной практикой, — нотариусы, адвокаты, оценщики, медиаторы — должны платить пенсионные взносы за себя.

В 2020 году они должны заплатить 32 448 Р . Если годовой доход превысит 300 000 Р , то сверх этой суммы они должны заплатить еще 1%.

Например, адвокат Александр за год заработал 1 500 000 Р . Он должен заплатить:

32 448 Р + (1 500 000 Р − 300 000 Р ) × 1% = 44 448 Р .

Для ИП из отраслей, пострадавших от коронавирусной инфекции, сумму страхового взноса уменьшили на 12 130 Р . Поэтому в 2020 году нужно будет заплатить 20 318 Р фиксированной суммы.

Отчетность перед ПФР

Перед пенсионным фондом отчитываются работодатели — те, кто платит взносы за работников или исполнителей.

Предпринимателям и тем, кто занимается частной практикой и платит взносы только за себя, документы сдавать не нужно.

СЗВ-М страхователи сдают ежемесячно до 15 числа. В этом отчете пишут ФИО и СНИЛС застрахованных лиц.

СЗВ-ТД подают только на людей, с которыми заключены трудовые договоры. Если договор гражданско-правовой или авторский, можно не отчитываться.

Этот отчет сдают в ПФР:

  1. при приеме или увольнении работника — не позднее следующего рабочего дня;
  2. при постоянном переводе сотрудника, присвоении ему новой квалификации с записью в трудовую книжку, а также при подаче им заявления о выборе формы трудовой — до 15 числа следующего месяца.

СЗВ-стаж и опись передаваемых сведений по форме ОДВ-1 отправляют раз в год до 1 марта года, следующего за отчетным. В этом отчете указывают общую сумму уплаченных пенсионных взносов и период работы застрахованного лица.

Отчеты отправляют электронно — если у страхователя трудится больше 25 человек, включая тех, кто работает по гражданско-правовым договорам. Если численность сотрудников меньше, можно отправлять бумажные или электронные отчеты — по выбору.




Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Постановление Пенсионного фонда России от 26 августа 2020 г. № 603п “Об утверждении Временного порядка предоставления государственных услуг Пенсионного фонда Российской Федерации”

В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июня 2020 г. N 848 "Об особенностях предоставления государственных и муниципальных услуг в 2020 году" (Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 13.06.2020) Правление Пенсионного фонда Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемый Временный порядок предоставления государственных услуг Пенсионного фонда Российской Федерации.

2. Настоящее постановление действует до 1 января 2021 года.

Председатель М. Топилин

Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 сентября 2020 г.

Утвержден
постановлением Правления
Пенсионного фонда
Российской Федерации
от 26 августа 2020 г.
N 603п

Временный порядок предоставления государственных услуг Пенсионного фонда Российской Федерации

1. Временный порядок предоставления государственных услуг Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Временный порядок) в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) устанавливает особенности организации предоставления территориальными органами ПФР в 2020 году следующих государственных услуг ПФР:

по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению;

по выплате страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению;

по установлению ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации;

по осуществлению компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами;

по установлению федеральной социальной доплаты к пенсии;

по осуществлению ежемесячных выплат лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами или инвалидами с детства I группы;

по информированию граждан о предоставлении государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг;

по выдаче гражданам справок о размере пенсий (иных выплат); по информированию граждан об отнесении к категории граждан предпенсионного возраста.

2. Предоставление государственных услуг ПФР в помещениях территориальных органов ПФР исходя из текущей санитарно-эпидемиологической обстановки на соответствующей территории субъекта Российской Федерации может быть организовано по предварительной записи гражданина.

3. В целях предоставления указанных государственных услуг ПФР граждане могут обращаться в территориальные органы ПФР в дистанционной форме, в том числе посредством телефонной связи, по электронной почте.

Заявление о предоставлении государственной услуги ПФР, поданное в порядке дистанционного взаимодействия, при наличии возможности у гражданина может содержать графический образ его собственноручной подписи и ее расшифровки.

В случае обращения граждан посредством телефонной связи идентификация осуществляется путем проверки предоставленных гражданином, в том числе посредством дистанционного взаимодействия, сведений о себе (фамилии, имени, отчества (при наличии), серии и номера документа, удостоверяющего личность, страхового номера индивидуального лицевого счета), а также путем установления кодового слова (секретного кода либо секретного вопроса и ответа), состоящего из букв и (или) цифр.

Согласие гражданина на предоставление государственной услуги по телефону оформляется актом с указанием информации о дате и способе получения согласия, наименовании выплат, в отношении которых получено согласие (при наличии права на установление разных выплат).

Акт подписывается должностным лицом территориального органа ПФР и приобщается в выплатное дело.

Заявление о предоставлении государственной услуги ПФР формируется на основании акта посредством программного обеспечения ПФР. При этом не требуются составление и подписание таких заявлений гражданином.

Проверка паспортных данных осуществляется в том числе с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия.

4. Территориальный орган ПФР оказывает содействие гражданину в истребовании документов, необходимых для предоставления государственных услуг, обязанность по представлению которых в соответствии с частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4179; 2020, N 31, ст. 5027) возложена на него, путем направления соответствующих запросов.

5. Установление и выплата пенсий и иных социальных выплат осуществляются на основании сведений (документов), имеющихся в распоряжении территориальных органов ПФР, в том числе сведений индивидуального (персонифицированного) учета, поступающих в порядке межведомственного информационного взаимодействия из государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а также имеющихся в федеральных государственных информационных системах, в том числе Федеральном реестре инвалидов, Едином реестре записей актов гражданского состояния, Единой государственной информационной системе социального обеспечения.

6. В случае назначения пенсии на основании имеющихся в распоряжении территориального органа ПФР сведений (документов) гражданин уведомляется о принятом решении и о возможности представления дополнительных документов, обязанность по представлению которых возложена на него, и о перерасчете размера пенсии со дня назначения пенсии.

При поступлении документов (сведений), запрошенных территориальным органом ПФР при оказании содействия гражданину, при представлении пенсионером документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, подтверждающих обстоятельства, имевшие место до дня назначения пенсии, влекущих увеличение размера пенсии, производится перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии без истребования заявления о перерасчете размера страховой пенсии со дня ее назначения. При этом оформляется акт, в котором отражаются обоснования и фактические обстоятельства произведенного со дня назначения пенсии перерасчета. Акт подписывается должностным лицом территориального органа ПФР и приобщается в выплатное дело. При этом пенсионер извещается о произведенном перерасчете размера пенсии.

При перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии пенсионеру производится доплата сумм пенсии за прошедшее время, определенная с учетом полученных им за соответствующий временной период сумм пенсии и федеральной социальной доплаты.

7. В целях продления выплаты пенсий и иных социальных выплат территориальный орган ПФР запрашивает сведения и документы, необходимые для принятия решения, в соответствии с нормативными правовыми актами в порядке межведомственного информационного взаимодействия в отношении следующих пенсий (выплат):

пенсий по случаю потери кормильца при достижении получателем возраста 18 лет - на срок до 1 октября 2020 года;

пенсий, доставка которых осуществляется по желанию пенсионера на основании доверенности в порядке, установленном частью 19 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6965; 2018, N 47, ст. 7130), а также социальных пенсий, выплачиваемых по фактическому месту жительства в соответствии с пунктом 14.1 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 г. N 885н (зарегистрирован Минюстом России 31 декабря 2014 г., регистрационный N 35495), с изменениями, внесенными приказами Минтруда России от 27 января 2016 г. N 24н (зарегистрирован Минюстом России 20 февраля 2016 г., регистрационный N 41179), от 28 августа 2017 г. N 638н (зарегистрирован Минюстом России 18 октября 2017 г., регистрационный N 48595), от 13 февраля 2018 г. N 94н (зарегистрирован Минюстом России 14 мая 2018 г., регистрационный N 51077), от 5 декабря 2018 г. N 767н (зарегистрирован Минюстом России 24 января 2019 г., регистрационный N 53549), от 28 января 2019 г. N 43н (зарегистрирован Минюстом России 20 февраля 2019 г., регистрационный N 53850), от 25 декабря 2019 г. N 830н (зарегистрирован Минюстом России 25 февраля 2020 г. регистрационный N 57595) - до 1 января 2021 года;

пенсий и ежемесячной денежной выплаты лицам, признанным инвалидами, в соответствии с Временным порядком признания лица инвалидом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2020 г. N 467 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 15, ст. 2318);

повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии за нетрудоспособного члена семьи после достижения им возраста 18 лет - до 1 октября 2020 года.

8. Продление выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой

пенсии лицам, проживающим по фактическому месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, до 1 января 2021 года осуществляется путем:

уточнения факта регистрации по месту жительства (месту пребывания) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях посредством системы межведомственного электронного взаимодействия;

в случае отсутствия информации о регистрации по месту жительства (месту пребывания) в районах Крайнего Севера территориальный орган ПФР уточняет факт работы гражданина по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета и организовывает взаимодействие со страхователем в части уточнения факта работы на конкретной территории либо осуществляет взаимодействие с гражданином посредством проводной телефонной связи (местной телефонной связи) в целях уточнения нахождения гражданина по месту фактического проживания, в том числе с использованием кодового слова;

составления акта, предусмотренного пунктом 3 настоящего Временного порядка.

9. Назначение ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет, и ежемесячных выплат лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы, осуществляется на основании заявления трудоспособного гражданина, представленного в электронной форме, а также согласия гражданина на осуществление за ним ухода конкретным лицом, полученного посредством телефонной связи и оформленного соответствующим актом, предусмотренным пунктом 3 настоящего Временного порядка.

10. Возобновление осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет, и ежемесячных выплат лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы, осуществляется на основании установленного посредством телефонной связи (электронной почты) факта продолжения осуществления ухода за соответствующим нетрудоспособным лицом (ребенком-инвалидом, инвалидом с детства I группы). Установление данного факта оформляется актом, предусмотренным пунктом 3 настоящего Временного порядка.

Обзор документа

ПФР установил особенности предоставления своих госуслуг в 2020 г., обусловленные пандемией.

Так, в зависимости от текущей эпидобстановки прием граждан в помещениях ведомства может быть организован по предварительной записи.

Обратиться за получением госуслуги можно в дистанционной форме, в т. ч. по телефону или электронной почте. Прописан порядок идентификации гражданина в этих случаях. К примеру, паспортные данные проверяются через СМЭВ.

Пенсия может назначаться на основании сведений, которые имеются в распоряжении органа ПФР или содержатся в госинформсистемах. Гражданин уведомляется о принятом решении и о возможности представления дополнительных документов.

Постановление действует до 1 января 2021 г.

Читайте также: