Организационно правовая форма негосударственного пенсионного фонда является

В систему НПФ входят:

управляющие компании (или компании по управлению активами пенсионных фондов - КУАПФ). НПФ осуществляют размещение пенсионных резервов через КУАПФ с целью получения дохода от их инвестирования по договорам доверительного управления. КУАПФ несут имуществен-

ную ответственность за сохранение активов НПФ и обеспечение минимального уровня рентабельности. Таким образом, НПФ - это структура, которая принимает взносы, по сути дела, в траст (доверительное управление), старается максимально выгодно разместить их и по истечении определенного срока начинает выплачивать гражданам дополнительные пенсии;

инспекция НПФ РФ. Контроль за деятельностью НПФ осуществляет Инспекция НПФ РФ при Министерстве труда Правительства РФ, в функции которой входят регистрация и лицензирование деятельности НПФ, контроль за обеспечением обязательств фондов, обобщение практики их дея-тельности;

межведомственная комиссия по оценке рисков инвестиций НПФ;

другие организации, необходимые для обеспечения нормального функционирования этой системы.

По принципу организации НПФ можно классифицировать на :

региональные (межрегиональные). Участниками фонда могут быть любые физические лица. Региональный пенсионный фонд ориентируется на работу с индивидуальными вкладчиками, с населением. Фонд может также заключать и коллективные договоры дополнительного пенсионного обеспечения (оптимальное количество работающих на которых не превышает 300 человек);

специализированные, которые предполагают кроме денежных выплат дополнительные услуги пенсионерам: патронажные услуги, льготное медицинское обслуживание, ритуальные услуги и др.

Основным элементом организации дополнительного пенсионного обеспечения являются пенсионные схемы, основные характеристики которых описываются в правилах фонда и включаются в договоры дополнительного пенсионного обеспечения, заключаемые между фондом и участником. Коллективный договор о дополнительном пенсионном обеспечении работников предприятия заключается с юридическим лицом, индивидуаль-

ный - с физическим лицом. Каждый НПФ предлагает, как правило, несколько десятков пенсионных схем.

Анализ правил фонда и договоров дополнительного пенсионного обеспечения позволяет разделить пенсионные схемы на две группы (рис. 4.4):

солидарные пенсионные схемы, использующие принцип перераспределения средств между поколениями в рамках предприятия или отрасли;

накопительные пенсионные схемы, использующие принцип полного предварительного фондирования пенсионных выплат.

Накопительные схемы можно разделить на три подгруппы:

сберегательные пенсионные схемы с возможностью наследования пенсионных накоплений в случае смерти участника до окончания срока действия договора;

страховые пенсионные схемы с перераспределением ответственности между участниками фонда;

смешанные пенсионные схемы, предусматривающие сберегательную схему на этапе накопления и страховую - на этапе выплат.

Наиболее приемлемой для России пока является накопительная схема, т.е.


Рис. 4.4. Классификация пенсионных схем

Виды пенсионных выплат определяются участником самостоятельно. Основные виды выплат:

пожизненная пенсия. Как правило, не предполагает наследования пенсионной суммы в случае смерти участника фонда. Но возможны вари-анты, когда переживший супруг частично наследует сумму пенсионных вы-плат. Пенсионные выплаты до исчерпания накоплений на персональном счете участника - остаток суммы в случае смерти участника также подлежит наследованию;

единовременная пенсия. По окончании срока договора выплачивается вся сумма, накопленная на персональном счете.

срочная пенсия. Пенсионные выплаты производятся в течение ого-воренного ряда лет; остаток пенсионной суммы в случае смерти участника до окончания срока выплат выплачивается наследникам единовременно или в виде пенсии;

другие виды. Например, единовременная выплата части пенсионных накоплений (как правило, не выше 40%) и последующая выплата по любой из первых схем.

Появление первых негосударственных пенсионных фондов связано с изданием Указа Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 г. № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах». Указ был принят в рамках чрезвычайных полномочий Президента РФ на период проведения экономических реформ и имел силу закона.

На основании Указа в 1993—1994 гг. было учреждено около 350 организаций, относящихся к негосударственным пенсионным фондам. В 1995 году создана Инспекция негосударственных пенсионных фондов (в настоящий момент упразднена) с целью лицензирования деятельности НПФ.

К концу 1996 года. выдано 26 разрешений на осуществление некоммерческой деятельности по формированию активов путем привлечения денежных взносов юридических лиц, передаче этих средств компаниям по управлению активами (управляющей компании), осуществлению пожизненно или в течение длительного периода регулярных выплат гражданам в денежной форме.

К концу 1997 года такие разрешения выданы уже 252 организациям.

До 2007 года количество НПФ в России принципиально не изменялось. Лишь в 2008 году число НПФ начало стремительно сокращаться преимущественно путем самоликвидации или слияния вследствие законодательных изменений.

Пенсионные накопления

В рамках деятельности по обязательному пенсионному страхованию (ОПС), негосударственные пенсионные фонды формируют средства пенсионных накоплений. Эти средства НПФ обязан передать в доверительное управление одной или нескольким управляющим компаниям (УК) для последующего их инвестирования. Причем Законодательство РФ определяет как активы, в которые пенсионные накопления могут инвестироваться, так и структуру инвестиционного портфеля [4] .

Пенсионные резервы

В рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению (НПО), негосударственные пенсионные фонды формируют средства пенсионных резервов. В соответствии с действующим законодательством НПФ могут размещать свои пенсионные резервы самостоятельно или через управляющие компании. НПФ вправе самостоятельно размещать средства в государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги субъектов РФ, на банковский депозит или в объекты недвижимости. Для инвестирования в иные активы фонд должен привлекать УК.

Отношения НПФ и управляющих компаний строятся на основании договоров доверительного управления и иных договоров, в зависимости от схемы работы НПФ на финансовом рынке. УК обязаны иметь лицензию на все виды деятельности, по которым они осуществляют операции со средствами пенсионных фондов.

Размещение пенсионных резервов НПФ должно удовлетворять следующим требованиям:

  • стоимость пенсионных резервов, размещенных в один объект, не может превышать 10 % общей стоимости пенсионных резервов;
  • общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в ценные бумаги, не имеющие признаваемых котировок, не должна превышать 20 % стоимости пенсионных резервов;
  • общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в ценные бумаги, выпущенные учредителями и вкладчиками фонда, не должна превышать 30 % стоимости пенсионных резервов, за исключением случаев, когда указанные ценные бумаги включены в Котировальный лист РТС первого уровня;
  • общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в федеральные государственные ценные бумаги, не должна превышать 50 % стоимости пенсионных резервов, за исключением случаев их приобретения в результате проведения новации;
  • общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации и муниципальные ценные бумаги, не должна превышать 50 % стоимости пенсионных резервов;
  • общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в акции и облигации предприятий и организаций, не должна превышать 50 % стоимости размещенных пенсионных резервов;
  • общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в векселя, не должна превышать 50 % стоимости размещенных пенсионных резервов;
  • общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в банковские вклады и недвижимость, не должна превышать 50 % стоимости размещенных пенсионных резервов.

Существуют отступления от требования по обязательной диверсификации вложений НПФ. Например:

  • если общая стоимость размещенных пенсионных резервов фонда не превышает 1,5 млн рублей, процентные ограничения на размещение пенсионных резервов в федеральные государственные ценные бумаги и (или) банковские вклады (депозиты) банков не накладываются.
  • если приобретаются паи паевых инвестиционных фондов, правилами и инвестиционной декларацией которых предусмотрено выполнение правил и требований, предъявляемых к НПФ, процентные ограничения на стоимость пенсионных резервов, размещенных в паи этих паевых инвестиционных фондов, не накладываются.

Деятельность по обязательному пенсионному страхованию

Деятельность в рамках программы государственного софинансирования пенсии

С 2008 г. в целях стимулирования россиян к активному управлению своей пенсией, государство запустило программу софинансирования пенсии. В рамках этой программы застрахованное лицо (то есть любой, у которого имеется Свидетельство государственного пенсионного страхования) после вступления в программу и перечисления взносов на свой пенсионный счет получит равную сумму от государства. Например, если застрахованное лицо платит 2000 рублей в год, то государство доплачивает еще 2000 рублей; итого на счет лица в пенсионном фонде зачисляется 4000 рублей в год. При этом, однако, максимальный годовой взнос государства не превышает 12 000 рублей в год (взносы застрахованного лица не имеют верхнего предела).

Деятельность по управлению материнским капиталом

С 2007 г. выдается материнский капитал семьям, в которых родился или был усыновлен второй (третий или последующий) ребенок. Для многих семей может быть неактуальным расходование этого капитала в настоящий момент. Поэтому государство предусмотрело возможность временного инвестирования средств материнского капитала (всего или части) через НПФ по истечении 3 лет после рождения ребенка.

Деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению

Вкладчик перечисляет взносы в НПФ на основании пенсионного договора. При заключении данного договора ему необходимо выбрать пенсионную схему — некую спецификацию договора, определяющую во многом его условия.

Фонд учитывает поступившие пенсионные взносы на солидарном или именном счете вкладчика и формирует пенсионные резервы. Эти резервы он инвестирует (обычно — через УК) в высоконадежные активы. Полученный по результатам инвестирования доход распределяется по счетам и увеличивает будущую пенсию участников. Однако следует помнить, что часть дохода (не более 15 %) направляется на вознаграждение управляющего (НПФ или НПФ и УК), на пополнение страхового резерва и на оплату расходов по обслуживанию фонда.

При выходе участника на пенсию НПФ (а в ряде случаев — в соответствии с договором — вкладчик), исходя из накопленной суммы, определяет размер негосударственной пенсии и порядок её получения.

Контроль за деятельностью НПФ

  • Федеральная налоговая служба
  • Федеральная служба по финансовым рынкам

  • Федеральная налоговая служба
  • Федеральная служба по финансовым рынкам

  • Федеральная служба по финансовым рынкам
  • Пенсионный фонд Российской Федерации

Статистика НПФ

Численность НПФ [5]

Год 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Число НПФ, имеющих лицензию 271 270 262 251 287 283 296 290 289 252 246 173 159 150 139
Число НПФ, заявивших о желании осуществлять деятельность по ОПС 0 0 0 0 0 0 0 47 73 91 105 133 133 117 112

Изменение численности НПФ преимущественно связано со следующими факторами:

  1. ужесточение требований со стороны законодательства к НПФ;
  2. предоставление НПФ возможности осуществления деятельности по обязательному пенсионному обеспечению с 1 июля 2006 г.

Вследствие этих факторов в последние годы происходит процесс объединения фондов.

5 крупнейших НПФ по объёму пенсионных резервов по состоянию на 01.07.2012:

  • НПФ Газфонд
  • НПФ Благосостояние
  • НПФ Транснефть
  • НПФ Электроэнергетики
  • НПФ Нефтегарант

5 крупнейших НПФ по объёму пенсионных накоплений по состоянию на 01.07.2012:

  • НПФ Лукойл-Гарант
  • НПФ Благосостояние
  • НПФ Норильский Никель
  • НПФ Сбербанка
  • НПФ Газфонд

Типология НПФ

Исходя из характера развития фондов, можно условно выделить следующие типы НПФ.

  1. Кэптивные — развивают преимущественно корпоративные пенсионные программы компаний — учредителей и их родственных структур. В портфеле активов под управлением значительно преобладают пенсионные резервы над пенсионными накоплениями. Пример: НПФ Транснефть.
  2. Корпоративные (условно кэптивные) — деятельность таких фондов по-прежнему основывается на обслуживании корпоративных пенсионных программ своих учредителей. При этом с каждым годом доля пенсионных накоплений в портфеле активов возрастает. Преимущественно изменение статуса с кэптивного на корпоративный связано с привлечением пенсионных накоплений имеющихся по корпоративным программам клиентов. Пример: НПФ Благосостояние, НПФ Норильский Никель.
  3. Территориальные — действуют преимущественно в рамках отдельного региона или группы регионов. В большинстве случаев такие Фонды были образованы при поддержке действующей законодательной и исполнительной властей. Пример: Ханты-Мансийский НПФ, НПФ Эрэл.
  4. Открытые (универсальные) — будучи в большинстве случаев независимыми от крупных финансово-промышленных групп, строят свою деятельность на обслуживании максимально широкого круга как физических, так и юридических лиц. В активах обычно преобладают пенсионные накопления. Пример: НПФ Европейский пенсионный фонд, НПФ «Райффайзен», КИТ Финанс НПФ.

См. также

  • Пенсионная реформа
  • Пенсионная система (Россия)
  • Список НПФ РФ
  • Пенсионный фонд Украины

Примечания

  1. ↑Федеральный закон от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»
  2. ↑Федеральный Закон от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»
  3. ↑Федеральный закон N75-ФЗ от 07.05.1998 «О негосударственных пенсионных фондах»
  4. ↑Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»
  5. ↑Концепция накопительного пенсионного обеспечения. НИИ труда

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Негорелое
  • Неготин

Смотреть что такое "Негосударственный пенсионный фонд" в других словарях:

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕНСИОННЫЙ ФОНД — см. Пенсионный фонд негосударственный … Юридический словарь

Негосударственный пенсионный фонд — (англ. private pensionary fund) в РФ особая организационно правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение ее участников на осно … Энциклопедия права

негосударственный пенсионный фонд — см. пенсионный фонд негосударственный. * * * (англ. private pensionary fund) в РФ особая организационно правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное… … Большой юридический словарь

Негосударственный пенсионный фонд — 1. Негосударственный пенсионный фонд (далее фонд) особая организационно правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются: деятельность по негосударственному пенсионному… … Официальная терминология

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕНСИОННЫЙ ФОНД — коммерческая или некоммерческая организация, аккумулирующая денежные средства вкладчиков и участников с предоставлением последним в оговоренные сроки и при выполнении определенных условий пенсионных выплат. Пенсионные выплаты могут быть… … Энциклопедический словарь экономики и права

Негосударственный пенсионный фонд — особая организационно правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном… … Административное право. Словарь-справочник

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕНСИОННЫЙ ФОНД — особая организационно правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

Негосударственный пенсионный фонд — (НПФ) – особая организационно правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном… … Рынок ценных бумаг. Словарь основных терминов и понятий

Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) — особая организационно правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения. Осуществляет два вида деятельности: по негосударственному пенсионному обеспечению (НПО) и обязательному пенсионному страхованию (ОПС). ОПС подразумевает… … Банковская энциклопедия

Благосостояние (негосударственный пенсионный фонд) — НПФ «Благосостояние» Тип Некоммерческая организация Год основания 1996 Расположение … Википедия

СПРАВКА
о статусе Пенсионного фонда Российской Федерации

Организационно-правовая форма Пенсионного фонда Российской Федерации

Пенсионный фонд Российской Федерации был образован в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РСФСР.

Указанным постановлением был определен статус Пенсионного фонда Российской Федерации как самостоятельного кредитно-финансового учреждения, осуществляющего свою деятельность применительно к Закону РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» и подотчетного Верховному Совету РСФСР (в соответствии с постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 958 «О передаче в ведение совета Министров – Правительства Российской Федерации организаций и учреждений» было установлено, что Пенсионный фонд Российской Федерации находится в ведении Совета Министров – Правительства Российской Федерации и ему подотчетен).

В постановлении Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1 также закреплялось положение о том, что денежные средства Фонда не входят в состав республиканского бюджета РСФСР, других бюджетов и фондов и изъятию не подлежат. Позднее данная норма предусматривалась во всех нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации.

Таким образом, средства, предназначенные для пенсионного обеспечения, были выделены из состава государственного бюджета в самостоятельный бюджет Пенсионного фонда РСФСР (оставаясь при этом государственной собственностью).

Следует отметить, что данным постановлением устанавливался также размер взносов на социальное страхование, обязательных для уплаты всеми предприятиями и организациями независимо от форм собственности и подчиненности.

В рамках системы, действовавшей ранее, когда средства, предназначенные на финансирование выплаты государственных пенсий, входили в состав государственного бюджета, было возможно заимствование этих средств на другие государственные нужды (помимо пенсионных выплат), что негативно сказывалось на финансовой устойчивости пенсионной системы, то есть способности Пенсионного фонда сохранять существующий уровень платежеспособности при возможных неблагоприятных внешних и внутренних воздействиях на финансовые потоки.

С установлением автономности пенсионного бюджета доходы Фонда перестали входить в бюджеты других уровней, был сделан шаг к страховым принципам и повышению эффективности деятельности системы государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации, а также заложены основы достижения долгосрочной финансовой устойчивости этой системы.

В течение периода, длившегося с момента образования Фонда и до 1 января 1992 года, Пенсионный фонд РСФСР осуществлял свою деятельность на основании Временного положения о Пенсионном фонде РСФСР и Порядка уплаты страховых взносов предприятиями, организациями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР, утвержденных постановлением Верховного Совета РСФСР от 30 января 1991 г. № 556-1, в которых были закреплены положения, аналогичные положениям постановления Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1.

С 1 января 1992 года в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» были введены в действие Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) и Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России).

Указанные документы также содержали положения о статусе Пенсионного фонда Российской Федерации, согласно которым Пенсионный фонд Российской Федерации являлся самостоятельным финансово-кредитным учреждением, а его денежные средства находились в государственной собственности Российской Федерации и не входили в состав бюджетов, других фондов и не подлежали изъятию.

На Пенсионный фонд Российской Федерации были возложены обязанности по обеспечению сбора и аккумуляции страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий.

Согласно вышеупомянутым нормативным правовым актам Пенсионный фонд Российской Федерации осуществлял функции, связанные исключительно с финансовой составляющей пенсионной системы (сбор страховых взносов, их аккумуляция, контроль за поступлением и расходованием средств и др.).

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществлял финансирование выплаты пенсий, а функции по назначению и выплате пенсий выполнялись органами социальной защиты населения.

В связи с этим следует упомянуть Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 1993 г. № 787 «Об управлении пенсионным обеспечением в Российской Федерации», согласно которому вмешательство Пенсионного фонда Российской Федерации и его отделений в оперативную деятельность органов социальной защиты населения и передача ему функций по назначению и выплате пенсий считались недопустимыми.

Вместе с тем имела место ситуация, когда Пенсионный фонд Российской Федерации осуществлял не только финансирование, но также и назначение и выплату государственных пенсий (в рамках единой пенсионной службы). Первоначально единая пенсионная служба в порядке эксперимента в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 6 июля 1992 г. № 3209-1 была создана в Московской области на базе отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Московской области с передачей в его состав подразделений Главного управления социальной защиты населения Московской области и подведомственных ему служб в городах и районах Московской области, занимавшихся назначением (перерасчетом) и выплатой пенсий и пособий. Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 11 мая 1993 г. № 4940-1 результаты эксперимента были одобрены и решено подготовить, в том числе с участием Правительства Российской Федерации, предложения об организации в Российской Федерации единой федеральной службы пенсионного обеспечения и внести их на рассмотрение Верховного Совета Российской Федерации.

Позднее Указом Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 г. № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» за Пенсионным фондом Российской Федерации были закреплены полномочия по выплате государственных пенсий.

Следует отметить, что данный Указ Президента Российской Федерации являлся предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации и был признан не противоречащим Конституции Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 25 июня 2001 г. № 9-П по данному вопросу указал на то, что Пенсионный фонд Российской Федерации выполняет, по сути, функции страховщика, осуществляющего оперативное управление средствами обязательного (государственного) пенсионного страхования, и обеспечивает назначение и своевременную выплату государственных пенсий. Следовательно, Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий.

Издание Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 г. № 1709 заложило основу для формирования нынешнего статуса Пенсионного фонда Российской Федерации как страховщика по обязательному пенсионному страхованию.

С 1 января 2002 года в Российской Федерации началась реализация пенсионной реформы. В этих целях был принят ряд законодательных актов, направленных на преобразование пенсионной системы. Данные документы затронули, в том числе, и вопросы статуса Пенсионного фонда Российской Федерации.

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ установил, что Пенсионный фонд Российской Федерации является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, и определил организационно-правовую форму Пенсионного фонда Российской Федерации как юридического лица – «государственное учреждение». Согласно статье 5 Федерального закона ПФР и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

При этом Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1, действует в части, не противоречащей данному Федеральному закону.

Следует отметить, что наличие централизованной системы является отличительными признаком Пенсионного фонда Российской Федерации по сравнению, например, с системой обязательного медицинского страхования, в которой территориальные фонды обязательного медицинского страхования входят в структуру органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Система Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов имеет трехуровневую структуру:

центральный аппарат (Исполнительная дирекция ПФР, Ревизионная комиссия ПФР);

отделения ПФР в субъектах Российской Федерации;

управления (самостоятельные отделы) ПФР в городах (районах).

Руководство Пенсионным фондом Российской Федерации в соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) осуществляет Правление ПФР, которое также утверждает положения о территориальных органах Фонда, являющихся юридическими лицами.

Негосударственные пенсионные фонды – это особая организационно-правовая форма некоммерческих организаций соц.обеспечения, исключительными видами деятельности которых является:

1)деятельность по негос.пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негос.пенс.обесп.

2)деятельность в качестве страховщика по обязательному пенс.страховани;

3)деятельность в качестве страховщика по проф.пенс.страхованию

Фонд в процессе своей деятельности аккумулирует пенсионные взносы и размещает полученные средства с целью сохранения этих средств и получения дополнительного дохода для выплаты в дальнейшем негосударственных пенсий, накопительной части трудовой пенсии, проф.пенсии.

1.Договор негос.пенс.обеспечения (пенсионный договор) – это соглашение между фондом и вкладчиком фонда в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в фонд, а фонд обязуется выплачивать участнику негос.пенсию

2.Догов об обязательном пенс.страховании – это соглашение между фондом и застрахованным лицом в пользу застрахованного лица или его правоприемником в соответствии с которым фонд обязан при наступлении пенсионных оснований осуществлять назначении и выплату застрахованному лицу накопительной части трудовой пенсии или выплаты его правоприемникам.

3.Договор о создании проф.пенс.системы – это соглашение о создании проф.пенс.системы, соответствующей требованиям фед.законодательства.

4.Вкладчик – физ.или юр.лицо, являющееся стороной пенс.договора и уплачивающее пенс.взносы в фонд

5.Страхователь – физ или юр.лицо, обязанное перечислять страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии в пользу застрахованного лица.

6.Участник – физ.лицо, которому в соответствии с заключенным между вкладчиком и фондом пенс.договором должны производиться или производятся выплаты негос.пенсии.

7.Щатрхованное лицо,, заключившее договор об обязательном пенс.страховании или физ.лицо в пользу которого заключен договор о создании проф.пенс.системы

8.Пенсионный взнос – денежные средства, уплачиваемые вкладчиком в пользу участника в соответствии с условиями пенс.договлора

9.Страховой взнос – индивидуально возмездные обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование на финансирование накопительной части трудовой пенсии, уплачиваемые страхователем в пользу застрахованного лица, пенс.фонд РФ для последующей передачи в выбранный этим застрахованным лицом фонд.

10.Негос.пенсия – денежные средсва регулярно выплачиваемые участнику в соответствии с условиями пенс.договора (пенс.схемы)

11.Накопительная часть труд.пенсии – ежемесячная денежная выплата, назначаемая и выплачиваемая фондом застрахованному лицу в соответствии с законодательством РФ и договором об обязательном пенс.страховании.

12.Проф.пенсия – ежемесячная денежная выплата назначаемая и выплачиваемая фондом застрахованному лицу в соответствии с договором о создании проф.пенсии.системы.

Негос.пенс.фонды (НПФ) имеют право размещать средства, саккумулированные у вкладчиков, участников и т.д. в определенные виды активов, а именно: во вклады банковские (депозиты), ценные бумаги, в некоторые объекты недвижимости с целью их дальнейшей сдачи в аренду и иные виды активов в соответствии с ФЗ о НПФ.

Соответственно, совокупность средств, находящихся в собственности фонда и предназначенная для исполнения фондом обязательств перед участниками составляют пенс.резерв. Теже самые средств, поступившие в соответствии с ФЗ о доп.страховых взносах на накопительную часть труд.пенсии и гос.поддержки формирования пен.накоплений называются пенсионными накоплениями.

В соответсвии с указаниями об отражении в бух.учете НПФ операции по негос.пенсионному обеспечению для учета этих операций он использует следующие счета:

72 – Страховые взносы. К нему открываются субсчета «Расчеты о пенсионным взносам», «Расчеты по страховым взносам»

74 – страховые выплаты. Субсчета: «расчеты по пенсионным выплатам»,

96 – Резервы предстоящих асходов. Субсчета «Резерв покрытия пенсионных обязательств», «Страховой резерв»

Поступлении пенсионных взносов, направленных на формирование фондом пенсионных резервов отражается:

Поступление СВ Д 51 К 72

Сформированы страховые резервы Д 72 К 96

Другим источником формирования пенс.резервов являются доходы от их размещения. При этом доходы от размещения пенс.резервов определяются в целом за отчетный период и после этого подлежат распределению, в т.ч. на пополнение пенс.резервов

Д 84 К 96 – часть дохода направлена на пополнение резервов

Сформированные фондом пенсионные резервы направляются на пенс.выплаты участникам фонда при поступлении условий, указанных в соответствии договоров пенс.страхования

Начислены страховые выплаты Д 96 К 74

Перечислены средства Д 74 К 51

На 72 и 74 счетах аналитический учет ведется по физическим лицам. 72 – по договорам, 74 – по участникам и вкладчикам.

Для учета обязательств по пенс.договорам пенс.фонды используют забалансовый счет 009 «Обеспечение обязательств и платежей выданные» на котором учитываются стоимость обязательств фонда по выплате негос.пенсий, определенная на основе актуальных расчетов по методике фонда.

Основные счета, используемые для учета текущих операций фонда:

86 – «целевое финансирование». открываются субсчета «На покрытие расходов фонда»

26 – Общехозяйственные расходы

Источниками, обеспечивающими осуществление уставной деятельности фонда являются:

- средства, поступившие от вкладчиков в виде целевых взносов;

- часть доходов от размещения пенс.резервов

- доходы от использования имущества;

- благотворительные взносы и иные законные поступления

За счет этих средств фонд формирует свое имущество, осуществляет иные расходы по ведению уставной деятельности, а именно: связанные с оформлением пенс.договоров, осуществление управлении фондом, формированием средств пенс.резервов с начислением и выплатой пенсий. Все эти расходы обобщаются на счете 26, который ежемесячно закрывается на счет 86

Имущество фонда, предназначенное для осуществления его деятельности также нормируется за счет совокупного вклада учредителей или учредителя (используется чет 83 «Добавочный капитал» субсчет «Совокупный вклад учредителей»)

Внесен совокупный вклад Д 51, 08… К 83

В соответствии с действующим законодательство ПФ средства сформированных пенс.резервов размещает в следующие активы:

- иные объекты в соответствии с законодательством.

В бух.учете операции размещении средств пенс.резервов выглядит следующим образом:

Размещены средства пенс.резервов в ценные бумаги Д 58 К 76 (51)

Размещены средства в банковские вклады Д 55 К 76(51)

Размещены средства в объекты недвижимости Д 08, 03 К 76

Негос.пенсия назначается участнику при выполнении им следующих условий:

1.Наличие одного из оснований на получении пенсии (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца) Пенсионные основании устанавливаются в соответствии с ФЗ 173-ФЗ о труд.пенсиях в РФ

2.Наличие доп.оснований, если они установлены договором. Например, страхует организация (пенс.возраст и стаж работы в организации)

3.Внесени вкладчиком пенс.взносов в соответствии с условиями пенс.договора

4.Предоствление вкладчиками и участниками документов, предусмотренных пенс.договором. в соответствии с законодательством к таким документам относятся: анкета и заявление о назначении пенсии о ее выплате на соответствующий сет в банке; копия паспорта; копия трудовой книжки; пенс.удостоверение; страх.свид-во гос.пенс.страх; свид-во ИНН и иные документы.

Размер пенсии может быть установлен пенс.договором либо определяются расчетным путем при назначении пенсии или в процессе выплат.

В соответствии со ст.255 вкладчики юр.лица могут относить на затраты пенс.взносы в размере до 12% от фонда оплаты труда по пенс.схемам с именными пенс.счетами. вкладчики физ.лица могут получить соц.налоговый вычет по НДФЛ на сумму ежегодных пенс.взносов до 120 000 р.

Задача

В 1 квартале в бухгалтерском учете НПФ были отражены следующие операции:

10 января поступили пенсионные взносы на сумму 60 000р.

12 января размещены средства пенсионных резервов в ценные бумаги в сумме 80 000р.

15 января поступили денежные средства на расчетный счет в качестве целевых поступлений на финансирование уставно деятельности фонда на сумму 249 000р.

02 января по итогам прошлого года получен доход от размещения пенсионных резервов в размере 1500000р. 12% полученного дохода направлено на покрытие расходов, связанных с уставной деятельностью, оставшаяся часть направлена на пополнение пенсионных резервов.

10 января получены безвозмездно основные средства на сумму 236 000р. Для осуществления уставной деятельности фонда. Срок полезного использования 6 лет.

30 января начислена заработная плата работникам фонда 25000р. Введено в эксплуатацию основное средство приобретенное 1- января.

20 февраля 2000000 пенсионных резервов помещены в банковские вклады

28 февраля получен доход от использования имущества переданного в доверительное управление в сумме 185000

06 февраля реализовано основное средство п цене 20000р. Балансовая стоимость 100000р., сумма начисленного износа 10000

29 февраля начислена заработная плата работникам фонда 24650

17 марта реализованы ценные бумаги, купленные 12 января за 260000

31 марта получен доход от использования средств размещенных в банковские вклады в сумме 69000

15 марта отнесены на затраты услуги управляющей компании по договору доверительного управления имуществом 59000

09 марта зачислен на расчетный счет благотворительный взнос в сумме 70000

25 марта часть дохода, полученного от использования имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, направлена на покрытие расходов фонда в сумме 80000

31 марта начислена заработная плата работникам фонда 2600. Получен доход от использования средств размещенных в банковские вклады в сумме 56000. Начислены пенсионные выплаты в размере 120000

Способ начисления амортизации по объектам основных средств – линейный.

Ежемесячно последним числом каждого месяца выставляется арендодателем и оплачивается счет за аренду помещения офиса на сумму 26000.

Составить журнал хозяйственных операций, отразить операции в учете

Дата Дебет Кредит Сумма
10.01
12.01 51(76)
15.01
02.01
10.01
30.01
25000*30%=7500
Аренда
Закрытие счета 26
20.02 76(51)
28.02 91.1
06.02 91.1
01.в
01.в
91.2 01.в
29.02
24650*30%=7395
17.03 91.1
91.2
31.03 91.1
15.03 91.2
09.03
25.03
31.03
24600*30%=7380
91.9

Дата добавления: 2015-08-05 ; просмотров: 9 ; Нарушение авторских прав

Будущим пенсионерам дается выбор, где хранить и копить будущее обеспечение. Одним из вариантов накопления сбережений является негосударственный пенсионный фонд. Такие организации обещают большие пенсии. Стоит разобраться, что они из себя представляют и можно ли доверять им свою пенсию.

Что такое НПФ и зачем они нужны

Негосударственные фирмы обещают как минимум сохранить пенсию, как максимум – увеличить. Так как все деньги не просто лежат на счетах, а инвестируются под проценты.

Что такое пенсионные накопления

Каждый человек, работая, обеспечивает свою старость ежемесячными выплатами – пенсией. Проведенные реформы в 2010 году пенсию разделили на 3 части: страховую, базовую, накопительную. Все, кто родился после 1967-го, могут распоряжаться накопительной частью пенсии, которая составляет 6 % .

Она может храниться:

  • в управляющей компании;
  • в НПФ;
  • в пенсионном фонде.

Виды пенсионных выплат

В России государство предоставляет следующие виды обеспечения:

  1. Страховая пенсия. Полагается по старости, инвалидности или потере кормильца. Так называемая компенсация за все трудовые годы. Это установленная государством сумма, индексируемая каждый год.
  2. По гособеспечению полагается за выслугу, по достижении пенсионного возраста, социальная. Компенсация за утраченную способность работать. Для военных, пострадавших от катастроф и далее по списку.
  3. Накопительная. Формируется из отчислений работодателя, процентов от инвестирования.
  4. Негосударственное обеспечение. Личные взносы в счет будущего обеспечения.

Размер дополнительной пенсии

Размер обеспечения зависит от вида пенсии и следующих факторов:

  • страхового стажа;
  • объема выплат за время трудоустройства;
  • возраста;
  • специальных или тяжелых условий труда;
  • льгот.

Как работают

Суть работы негосударственных пенсионных фондов. Пишется заявление о переходе в НПФ. Средства переходят в распоряжение фонда, вводятся в оборот, инвестируются для получения дохода.

При наступлении пенсионного возраста негосударственный пенсионный фонд ежемесячно выплачивает обеспечение с прибавкой. Накопления вырастают за счет того, что деньги все это время «работают». В то время как в пенсионном фонде они не увеличиваются.

Нужна ли лицензия фондам

Деятельность негосударственных фондов находится под жестким контролем госорганов и законодательства. Открыть НПФ не так просто.

Необходимо получение лицензии на осуществление пенсионного обеспечения и страхования. Выдает Банк России на неограниченное время.

Чтобы получить такую лицензию, организация должна соответствовать ФЗ № 75 по всем пунктам:

  • организационно-правовая форма негосударственного пенсионного фонда;
  • пенсионные и страховые правила должны отвечать всем требованиям;
  • проверяется совет директоров, коллегиальный фонд, главбух, работники внутреннего контроля;
  • размер уставного капитала.


Устройство

Негосударственный пенсионный фонд работает по следующей схеме. Полученные деньги должны инвестироваться с минимальным риском. Для этого подойдут облигации, ценные бумаги. Выдавать кредиты другим фирмам запрещено. Данные сбережения неприкосновенны, их не смогут конфисковать даже государственные органы. Именно это гарантирует их сохранность.

Вся структура управления фонда устанавливается законами.

Совет директоров, состоящий из учредителей. Может также быть представитель вкладчиков. Они занимаются фондом бесплатно и добровольно.

Попечительский совет, он же контролирует работу негосударственного фонда и представляет интересы вкладчиков.

Бухгалтерия каждый год предоставляет отчетность независимым экспертам. По их заключениям публикуется отчет. Кроме отчета, ежегодно проводится актуарная оценка: способен ли негосударственный фонд продолжать свою работу.


Кто осуществляет контроль деятельности негосударственных фондов

Работу негосударственных пенсионных фондов регулируют несколько структур:

  • Центробанк России. Основной контролирующий орган. Издает правовые документы, ведет реестры, проведение проверок с доступом к документам, проведением бесед с сотрудниками;
  • Министерство труда. Устанавливает правила по взаимодействию с другими фондами, вкладчиками, пенсионным фондом;
  • Министерство финансов. Контролирует учет, назначение, выплаты пенсионных сбережений.

Стоит ли переходить в НПФ (шило на мыло)

Перевод НЧ – добровольное желание. Негосударственные пенсионные фонды организованы для того, чтобы была возможность и альтернатива увеличения размера обеспечения в старости.

Плюсы и минусы НПФ

В первую очередь о преимуществах:

  • увеличение накопительной части за счет инвестирования;
  • передача по наследству;
  • материальное страхование (средства никуда не пропадут). Даже если НПФ ликвидируется, средства переводятся в ПФ;
  • можно переводить деньги между некоммерческими организациями или вернуть их в ПФ;
  • отслеживание накоплений на сайте;
  • прозрачная деятельность организаций и ежегодная отчетность.

Теперь о недостатках:

  • предугадать, насколько увеличатся накопления, невозможно из-за нестабильности финансового рынка;
  • ответственность за выбор некоммерческой организации остается на вкладчике;
  • проценты по НЧ теряются при смене фонда или ликвидации организации.
Инфляция будет всегда больше процентов по инвестициям. Это главный минус. За счет того, что негосударственные фирмы не могут рисковать средствами вкладчиков, инвестируют в низкодоходные инструменты, прибыль не будет высокой. А с годами и вовсе обесценится.

Риски

При переходе в НПФ есть вероятность того, что:

  • заявка на переход не будет одобрена;
  • может потеряться весь инвестдоход, так как переводить накопления рекомендуется на чаще чем 1 раз/5 лет;
  • если данные вкладчика попадут в ненадежную фирму, которая продаст базу данных, без его ведома НЧ может переводиться по некоммерческим организациям.

Как оформить переход в НПФ

Чтобы перейти в НПФ, первое, что нужно сделать, – выбрать организацию, которой доверите свою НЧ.

Второе – заключить договор, обязательно изучить.

Третье: до конца календарного года заявление пишется для ПФР о переводе средств в некоммерческую фирму.

Четвертое: получите письменное уведомление о переводе денег.

На практике все происходит так: вкладчик обращается в организацию. Тут же с помощью ЭЦП заполняется заявка и договор. Экземпляры отдают на руки. Там указано, когда НЧ будет переведена, как можно отследить. Прощаются.

Оформить переход можно в многофункциональном офисе или через Госуслуги.

Процесс перевода накопительной части в НПФ

В течение календарного года собираются заявления на перевод сбережений. До марта следующего года происходит обработка данных и перевод накопительной части в негосударственный фонд. То есть после марта следующего года можно узнать о статусе накоплений.

Советы по выбору НПФ

  1. В первую очередь советую обратить внимание, насколько надежна компания. Рейтинг не ниже ruAAA, доверительный прогноз.
  2. Как давно на рынке. Старше 98 года – прекрасно.
  3. Отрасль компании, основавшей НПФ, – начать анализ с тепловой энергетики, металлургии, добычи нефти.
  4. Отзывы. Сомнительный критерий, лучше фильтровать все, что написано в сети, но найти достоверную информацию можно.

Рейтинг лучших НПФ

НПФ с высокими показателями доходности и надежности:

  • Сбербанк;
  • Лукойл;
  • Газфонд;
  • Нефтегарант;
  • Сургутнефтегаз.

Отзывы




Заключение

Рассказывая об НПФ, я не хотел настроить своих читателей за или против перевода накопительной части. Лишь предупреждаю о том, что это добровольное желание. Все решения принимать только самому вкладчику, а значит, нести ответственность за свой выбор. Буду рад комментариям. Подписывайтесь на статьи и делитесь полезностями в социальных сетях.

Читайте также: