Организационно правовые формы и виды пенсионного обеспечения

СПРАВКА
о статусе Пенсионного фонда Российской Федерации

Организационно-правовая форма Пенсионного фонда Российской Федерации

Пенсионный фонд Российской Федерации был образован в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РСФСР.

Указанным постановлением был определен статус Пенсионного фонда Российской Федерации как самостоятельного кредитно-финансового учреждения, осуществляющего свою деятельность применительно к Закону РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» и подотчетного Верховному Совету РСФСР (в соответствии с постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 958 «О передаче в ведение совета Министров – Правительства Российской Федерации организаций и учреждений» было установлено, что Пенсионный фонд Российской Федерации находится в ведении Совета Министров – Правительства Российской Федерации и ему подотчетен).

В постановлении Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1 также закреплялось положение о том, что денежные средства Фонда не входят в состав республиканского бюджета РСФСР, других бюджетов и фондов и изъятию не подлежат. Позднее данная норма предусматривалась во всех нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации.

Таким образом, средства, предназначенные для пенсионного обеспечения, были выделены из состава государственного бюджета в самостоятельный бюджет Пенсионного фонда РСФСР (оставаясь при этом государственной собственностью).

Следует отметить, что данным постановлением устанавливался также размер взносов на социальное страхование, обязательных для уплаты всеми предприятиями и организациями независимо от форм собственности и подчиненности.

В рамках системы, действовавшей ранее, когда средства, предназначенные на финансирование выплаты государственных пенсий, входили в состав государственного бюджета, было возможно заимствование этих средств на другие государственные нужды (помимо пенсионных выплат), что негативно сказывалось на финансовой устойчивости пенсионной системы, то есть способности Пенсионного фонда сохранять существующий уровень платежеспособности при возможных неблагоприятных внешних и внутренних воздействиях на финансовые потоки.

С установлением автономности пенсионного бюджета доходы Фонда перестали входить в бюджеты других уровней, был сделан шаг к страховым принципам и повышению эффективности деятельности системы государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации, а также заложены основы достижения долгосрочной финансовой устойчивости этой системы.

В течение периода, длившегося с момента образования Фонда и до 1 января 1992 года, Пенсионный фонд РСФСР осуществлял свою деятельность на основании Временного положения о Пенсионном фонде РСФСР и Порядка уплаты страховых взносов предприятиями, организациями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР, утвержденных постановлением Верховного Совета РСФСР от 30 января 1991 г. № 556-1, в которых были закреплены положения, аналогичные положениям постановления Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1.

С 1 января 1992 года в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» были введены в действие Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) и Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России).

Указанные документы также содержали положения о статусе Пенсионного фонда Российской Федерации, согласно которым Пенсионный фонд Российской Федерации являлся самостоятельным финансово-кредитным учреждением, а его денежные средства находились в государственной собственности Российской Федерации и не входили в состав бюджетов, других фондов и не подлежали изъятию.

На Пенсионный фонд Российской Федерации были возложены обязанности по обеспечению сбора и аккумуляции страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий.

Согласно вышеупомянутым нормативным правовым актам Пенсионный фонд Российской Федерации осуществлял функции, связанные исключительно с финансовой составляющей пенсионной системы (сбор страховых взносов, их аккумуляция, контроль за поступлением и расходованием средств и др.).

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществлял финансирование выплаты пенсий, а функции по назначению и выплате пенсий выполнялись органами социальной защиты населения.

В связи с этим следует упомянуть Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 1993 г. № 787 «Об управлении пенсионным обеспечением в Российской Федерации», согласно которому вмешательство Пенсионного фонда Российской Федерации и его отделений в оперативную деятельность органов социальной защиты населения и передача ему функций по назначению и выплате пенсий считались недопустимыми.

Вместе с тем имела место ситуация, когда Пенсионный фонд Российской Федерации осуществлял не только финансирование, но также и назначение и выплату государственных пенсий (в рамках единой пенсионной службы). Первоначально единая пенсионная служба в порядке эксперимента в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 6 июля 1992 г. № 3209-1 была создана в Московской области на базе отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Московской области с передачей в его состав подразделений Главного управления социальной защиты населения Московской области и подведомственных ему служб в городах и районах Московской области, занимавшихся назначением (перерасчетом) и выплатой пенсий и пособий. Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 11 мая 1993 г. № 4940-1 результаты эксперимента были одобрены и решено подготовить, в том числе с участием Правительства Российской Федерации, предложения об организации в Российской Федерации единой федеральной службы пенсионного обеспечения и внести их на рассмотрение Верховного Совета Российской Федерации.

Позднее Указом Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 г. № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» за Пенсионным фондом Российской Федерации были закреплены полномочия по выплате государственных пенсий.

Следует отметить, что данный Указ Президента Российской Федерации являлся предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации и был признан не противоречащим Конституции Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 25 июня 2001 г. № 9-П по данному вопросу указал на то, что Пенсионный фонд Российской Федерации выполняет, по сути, функции страховщика, осуществляющего оперативное управление средствами обязательного (государственного) пенсионного страхования, и обеспечивает назначение и своевременную выплату государственных пенсий. Следовательно, Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий.

Издание Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 г. № 1709 заложило основу для формирования нынешнего статуса Пенсионного фонда Российской Федерации как страховщика по обязательному пенсионному страхованию.

С 1 января 2002 года в Российской Федерации началась реализация пенсионной реформы. В этих целях был принят ряд законодательных актов, направленных на преобразование пенсионной системы. Данные документы затронули, в том числе, и вопросы статуса Пенсионного фонда Российской Федерации.

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ установил, что Пенсионный фонд Российской Федерации является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, и определил организационно-правовую форму Пенсионного фонда Российской Федерации как юридического лица – «государственное учреждение». Согласно статье 5 Федерального закона ПФР и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

При этом Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1, действует в части, не противоречащей данному Федеральному закону.

Следует отметить, что наличие централизованной системы является отличительными признаком Пенсионного фонда Российской Федерации по сравнению, например, с системой обязательного медицинского страхования, в которой территориальные фонды обязательного медицинского страхования входят в структуру органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Система Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов имеет трехуровневую структуру:

центральный аппарат (Исполнительная дирекция ПФР, Ревизионная комиссия ПФР);

отделения ПФР в субъектах Российской Федерации;

управления (самостоятельные отделы) ПФР в городах (районах).

Руководство Пенсионным фондом Российской Федерации в соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) осуществляет Правление ПФР, которое также утверждает положения о территориальных органах Фонда, являющихся юридическими лицами.

Организационно-правовые формы социального обеспечения подразделяются на два вида: государственное социальное страхование и негосударственное социальное обеспечение (рисунок 4.1).

Главной организационно-правовой формой социального обеспечения является государственное социальное страхование. Суть его заключается в разделении социального риска потери заработка, снижения доходов ни­же прожиточного минимума, потребности в медицинской помощи и дру­гих социальных услугах между государством и самими работниками, ко­торые подлежат обязательному социальному страхованию.

Денежные средства федеральных внебюджетных фондов являются государственной собственностью и не могут расходоваться ни на какие иные цели, кроме тех, для финансирования которых они созданы. В со­ответствии со статьей 13 Бюджетного кодекса РФ от 31 июля 1998 года № 145-Ф государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для ре­ализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработи­цы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы госу­дарственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренным названным кодексом.

В связи с введением в действие с 1 января 2001 года 2-й части Налого­вого кодекса и установлением единого социального налога (взноса) из­менился порядок зачисления платежей в государственные социальные внебюджетные фонды, к которым относятся:

Ø Фонд социального страхования РФ;

Ø Пенсионный фонд РФ;

Ø Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.


Другой организационной формой социального обеспечения является прямое ассигнование (например, пенсий госслужащих, военнослужа­щих, социальных услуг престарелым и т.д.) из федерального бюджета.

Наряду с централизованными формами социального обеспечения в последнее время широкое распространение получает также и негосу­дарственное социальное обеспечение:

1) муниципальное социальное обеспечение.

· ежемесячные компенсационные выплаты бывшим военнослужа­щим-инвалидам, родителям военнослужащих, погибших в мирное время;

· увеличение размера дотаций остронуждающимся студентам;

· надбавки к пенсиям сверх социальной нормы и другие выплаты;

2) негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Осуществляют свою деятельность на основании федерального закона от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Негосударственные пенсионные фонды – особая организационно-правовая форма некоммерческой орга­низации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспе­чении населения с вкладчиками фонда в пользу участников фонда. Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспече­нию населения включает аккумулирование пенсионных взносов, размещение пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда и выплату негосударственных пенсий участникам фонда;

1) благотворительная деятельность граждан и юридических лиц. Правовое регулирование осуществляется на основании федерального за­кона от 11 августа 1995 г.. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Под благотворительной деятельностью понимается добровольная дея­тельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной помощи в целях социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положе­ния малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвали­дов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализо­вать свои права и законные интересы;

2) Предоставляемые работникам предприятиями, учреждениями, организациями за счет прибыли различные льготы и компенсации (например, предоставление дополнительных дней отдыха отдельным кате­гориям работников).

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Осуществление конституционного права на социальное обеспечение может быть организовано в разных формах, которые принято разграничивать по таким признакам, как:

  • круг обеспечиваемых;
  • источники и способы формирования фондов для финансирования соответствующих мероприятий;
  • виды обеспечения;
  • условия и размеры обеспечения;
  • органы, предоставляющие обеспечение.

С учетом названных признаков в настоящее время можно выделить следующие организационно-правовые формы социального обеспечения :

  1. государственное (обязательное) социальное страхование;
  2. социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета;
  3. государственная социальная помощь.

Указанные формы создаются для защиты населения от социального риска. В ст. 3 Федерального Закона от 16.07.99 № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" понятие социального риска сформулировано следующим образом: социальный страховой риск - предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления которого осуществляется обязательное социальное страхование.

Согласно теории вероятности страховой риск - это лишь степень, величина ожидаемой опасности, ее вероятность. Его не следует смешивать со страховым случаем, т.е. фактическим социально значимым обстоятельством, повлекшим ухудшение материального положения.

Социальный риск - это вероятность ухудшения материального положения в результате утраты заработка или трудового дохода по объективным социально значимым причинам, а также в связи с дополнительными расходами по содержанию детей и других членов семьи, нуждающихся в помощи, по удовлетворению потребностей в медицинских и социальных услугах. Это определение отражает наиболее существенные признаки социального риска:

  • связь с общественной организацией труда;
  • предполагаемый характер;
  • объективные причины наступления.

Государственное (обязательное) социальное страхование

Основной организационно-правовой формой является государственное (обязательное) социальное страхование. В настоящее время она преобразуется в соответствии с принципами, адекватными рыночным отношениям.

Обязательному социальному страхованию подлежат наемные работники и другие лица, круг которых определен законом.
Применительно к государственному (обязательному) социальному страхованию страховыми случаями могут быть отсутствие спроса на труд (безработица), болезнь, инвалидность, старость, смерть кормильца и другие. Их перечень устанавливается законом.

Суть государственного социального страхования заключается в разложении социального риска между работодателями, наемными работниками и другими занятыми лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию, и государством. Причем утрата заработка и другие указанные обстоятельства могут быть отнесены к категории социального (массового) риска и охвачены обязательным социальным страхованием только в том случае, если они вызваны социально-значимыми причинами, которые с точки зрения государства являются уважительными. В частности, утрата заработка может быть следствием безработицы, временной нетрудоспособности, инвалидности и др. Дополнительные расходы могут быть результатом самых разных причин: наличием иждивенцев, в том числе несовершеннолетних детей; инвалидностью; потребностью в медицинской помощи и лечении, стихийными бедствиями и другими чрезвычайными событиями.

Для финансирования государственного социального страхования на федеральном и локальном уровнях созданы централизованные фонды, которые функционируют как внебюджетные финансовые системы. К федеральным фондам социального страхования относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения РФ. Они образуются за счет страховых взносов работодателей, различных групп занятого населения, определенных в законе, и дотаций государства.

Задачи фондов заключаются не только в обеспечении собираемости необходимых средств, но и в помещении их в государственные проекты, ценные бумаги и другие надежные инвестиции, гарантирующие получение прибыли, необходимой для индексации пенсий, пособий и других социально-страховых выплат.

Таким образом, государственное (обязательное) социальное страхование является формой организации осуществления застрахованными лицами права на социальное обеспечение в случаях утраты заработка или другого источника средств существования вследствие болезни, трудового увечья или профессионального заболевания, безработицы, инвалидности, беременности и родов, старости, потери кормильца и других установленных законом обстоятельств, а также на медицинскую помощь за счет средств внебюджетных страховых фондов.

Социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета

Другой организационной формой осуществления конституционного права каждого на денежные выплаты и социальные услуги в установленных законом случаях является обеспечение за счет прямых ассигновании из федерального бюджета.

Эта форма охватывает особых субъектов: государственных служащих, военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной безопасности, налоговой полиции и членов их семей, а также другие категории служащих с учетом специфического характера их деятельности. Средства на финансирование социального обеспечения указанного контингента лиц перечисляются в федеральные фонды социального страхования или выделяются соответствующим министерствам (например, Министерству обороны РФ) из бюджета РФ.

Социальная помощь

Еще одной организационно-правовой формой осуществления социального обеспечения служит социальная помощь. В настоящее время она находится в стадии формирования. Правовая основа для ее создания заложена следующими Федеральными законами: от 24.10.97 № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в РФ", от 17.07.99 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", от 20.11.99 № 201-ФЗ "О потребительской корзине в целом по РФ".

Субъектами социальной помощи должны признаваться только малоимущие лица и семьи, а основанием для предоставления социальных выплат или услуг - уровень индивидуального или среднедушевого дохода семьи. Если он ниже величины прожиточного минимума, то семья (одиноко проживающий гражданин) считается малоимущей и имеет право на получение государственной социальной помощи. Таким образом, право на социальную помощь не обусловливается участием в трудовой деятельности или уплатой страховых взносов.

Финансирование государственной социальной помощи осуществляется за счет бюджетов различных уровней, а также средств Республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения.

Таким образом, государственная социальная помощь представляет собой форму организации осуществления права на социальное обеспечение малоимущими лицами вне связи с трудовой деятельностью и уплатой страховых взносов.

В рамках разных организационно-правовых форм предоставляются разные виды социального обеспечения. За счет средств централизованных внебюджетных фондов социального страхования финансируются трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), социально-страховые пособия (по безработице, по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.), страховые услуги по оказанию бесплатной для потребителей медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования.

За счет прямых ассигнований из федерального бюджета выплачиваются пенсии за выслугу лет, пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца особому контингенту лиц на основании специальных законодательных актов (например, военнослужащим и приравненным к ним лицам).

Видами социальной помощи являются:

  • социальные пенсии;
  • социальные пособия;
  • субсидии;
  • компенсационные выплаты малообеспеченным пенсионерам;
  • компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за престарелыми старше 80 лет, инвалидами I группы, и другие виды компенсационных выплат;
  • единовременные пособия беженцам и вынужденным переселенцам;
  • бесплатное предоставление предметов первой необходимости (продуктов питания, одежды, обуви);
  • дотации на приобретение лекарств, протезно-ортопедических изделий;
  • дотации на оплату коммунально-бытовых услуг;
  • помощь престарелым и инвалидам на дому;
  • полустационарное и стационарное обслуживание инвалидов и престарелых;
  • содержание детей в детских приютах;
  • оказание бездомным первой помощи в домах ночного проживания и другие.

Большие сложности для разграничения форм социального обеспечения вызывает возможность получения одноименных видов выплат за счет различных источников. Например, на финансирование единовременных пособий при рождении ребенка для лиц, работающих по трудовому договору, используются средства фонда социального страхования, а для неработающих средства местных бюджетов.

Следовательно, в зависимости от источника финансирования одноименные выплаты могут выступать и в качестве видов социального страхования, и в качестве видов социальной помощи .

В последнее время начинают развиваться и локальные формы социального обеспечения за счет финансовых ресурсов, выделяемых по муниципальным социальным программам.

ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Каргина Евгения Геннадьевна. Любой учебник после 2002 г.

Понятие, организационно-правовые формы и виды социального обеспечения.

1. Формирование государственной системы.

2. Организационно-правовые формы.

3. Пенсионные фонды.

4. Фонд социального страхования РФ.

5. Виды социального обеспечения.

Пенсионное страхование. От 27 декабря 1991 г. – «О пенсионном фонде РФ».

Пенсионный фонд – это самостоятельное финансово-кредитное учреждение, организованное в целях аккумуляции страховых взносов, а также их сборов. Денежные средства пенсионного фонда являются государственной собственностью и не подлежат изъятию.

- Страховые взносы работодателей.

- Страховые взносы, уплачиваемые индивидуальными предпринимателями.

- Добровольные взносы граждан.

- Ассигнования из государственного бюджета. Идут на выплату государственных пенсий.

- На выплату трудовых пенсий по старости, инвалидности, потери кормильца.

- На пособие на погребение, лиц, не работавших на момент смерти.

- Выплату государственных пенсий.

- На содержание аппарата.

Руководство осуществляется правлением Пенсионного фонда и исполнительной дирекцией.

Денежные средства ПФ идут только на целевое назначение.

«Закон о трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 г N-173 ФЗ. «Закон о государственном пенсионном обеспечении РФ» от 15 декабря 2001 г. N-166 ФЗ. «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15 декабря 2001 г. N-167 ФЗ.

Субъекты обязательного пенсионного страхования:

Пенсионный фонд – это страховщик, обязанность которого в сборе страховых взносов, назначить страховое обеспечение, выплатить пенсию. Имеет право на проверку данных, представляемых гражданину о назначении ему пенсии. Проверять представленные документы, проверять правильность начисления страховых взносов работодателя, применять штрафные санкции, требовать устранения нарушений при начислении либо уплате страховых взносов, обязан вести индивидуальный персонифицированный учет.

Работодатели – это страховщики, организация предприятия, учреждения, индивидуальные частные предприниматели. Обязаны предоставлять сведения индивидуального ПУ, начислять и уплачивать страховые взносы в ПФ, информировать застрахованного лица о начисленных и уплаченных за него взносов, право проводить сверки начисленных и уплаченных страховых взносов, консультировать застрахованное лицо по взносам.

Застрахованные в системе обязательного пенсионного страхования.

- Право на обращение за назначением страхового обеспечения.

- Право представлять документы для страхового обеспечения на назначение пенсий по старости, по инвалидности, потери кормильца, выплата пособия на погребение.

- Право один раз в год, бесплатно, получать выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

- Представлять документы, необходимые для установления страхового обеспечения.

- Сообщать о всех сведениях, влияющих на выплату страхового обеспечения.

Принципы пенсионного страхования:

- Каждый имеет право на пенсионное обеспечение. В случае утраты трудоспособности вследствие старости, инвалидности, утери кормильца.

- Каждый работающий подлежит обязательному пенсионному страхованию. Каждый застрахованный по обязательному пенсионному страхованию имеет право на трудовую пенсию по старости, инвалидности, СПК.

- Финансирование пенсионного обеспечения основывается на основе солидарности поколений.

Используются только на пенсионное обеспечение, а также на пособия.

Определение пенсионного страхования – это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию утраченного заработка, получаемого гражданином до назначения ему пенсии.

Страховое обеспечение – это исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом.

От 1 апреля 1996 г N-27 ФЗ «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного страхования». Предприятия и организации ведут персонифицированный учет.

Обязательное социальное страхование:

- Фонд обязательного социального страхования. Данный фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением, денежные средства являются собственностью государства. Имущество тоже принадлежит государство. Санаторно-курортные учреждения.

- Обеспечение, гарантированных государством пособий, пособий по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, пособие женщинам, вставшим в ранние сроки беременности на учет, пособие по уходу за ребенком до полутора лет, пособие по рождению ребенка, социальное пособие на погребение, на санаторно-курортное обслуживание работников.

Средства ФСС формируются на счет:

- Страховых взносов работодателей.

- За счет страховых взносов индивидуальных предпринимателей.

- Иных лиц, работающих не по трудовому договору. Лица, которые занимаются народными промыслами, лица, проживающие на Крайнем Севере.

- Ассигнования из государственного бюджета, которые расходуются на выплату пособий и компенсаций лицам, пострадавшим в техногенных катастрофах.

- Иные доходы, не запрещенные законодательством.

- Добровольные взносы граждан.

- Компенсация за путевки.

- На выплату пособий по временной нетрудоспособности;

- По беременности и родам.

- По уходу за ребенком до 1,5 лет.

- На компенсацию ухода гражданам, имеющим детей-инвалидов до 18 лет.

- На частичное возмещение расходов санаториев-профилакториев;

- На частичную оплату детям, находящимся в лагерях.

- На санаторно-курортное лечение работника.

Государственная социальная помощь предусмотрена законом «О государственной социальной помощи в РФ» от 17 июля 1999 г.

ГСП– это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным гражданам, предусмотренным в законе, социальных пособий, субсидий, социальный услуг и жизненно необходимых товаров. ГСП оказывается в целях поддержания уровня жизни малоимущих семей, МОПГ, чей средний душевой доход ниже прожиточного минимума.

Адресное использование бюджетных средств:

- Рассматривается конкретный гражданин.

- Усиление адресности использования.

- Снижение уровня социального неравенства.

- Повышение доходов населения.

В течение 10 дней со дня обращения гражданина. Органы социальной защиты населения и ПФ.

Малоимущие и одиноко проживающие граждане предоставляются документы подтверждающие одинокое проживание и малообеспеченность.

- Документы о доходах.

- Справки с места работы.

Орган, назначающий, вправе отказать. Органы – вправе проверить сведения, предоставленные гражданином.

Гражданин вправе обжаловать решение органа в вышестоящем органе или в суде.

Государственная социальная помощь назначается единовременно или на определенный период.

Одной из видов государственной социальной помощи – социальная доплата к пенсии.

СДП – это предоставление гражданину, пенсионеру денежной суммы к пенсии с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки.

СДП выплачивается неработающим пенсионерам, чей доход ниже прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ и в РФ.

Федеральная социальная доплата и региональная социальная доплата.

При расчете данной доплаты включаются все виды выплат, которые положены пенсионеру. Пенсия, ежемесячная денежная выплата, компенсация льгот в натуральной форме, дополнительные материальные, социальные обеспечения, субсидии и иные выплаты.

Каждая натуральная выплата имеет денежную оценку. Назначается в течение 10 дней с момента обращения гражданина с заявлением, либо его законного представителя.

- Несовершеннолетним получателям пенсий социальная доплата назначается с момента назначения пенсии.

- Совершеннолетним назначается со следующего месяца после обращения, но не раннее возникновения права.

Для назначения социальной доплаты совершеннолетний гражданин обязан предоставить факт отсутствия оплачиваемой работы.

Гражданин несет ответственность за непредоставление сведений.

Федеральная социальная выплата получавшим пенсию по потери кормильца в дальнейшем поступившим обучаться. С момента прекращения предыдущей пенсии.

Данная доплата была введена с января 2010.

Набор социальных услуг:

- Перечень социальных услуг предоставляемых отдельным категориям граждан.

Набор включает в себя бесплатное обеспечение медикаментами по рецептам врача, бесплатное предоставление санаторно-курортного лечения, проезд пригородным железнодорожным транспортом, а также междугородним к месту лечения и обратно. Социальный пакет. Назначается:

- Участники войный, инвалиды войны.

- Жители блокадного Ленинграда.

- Несовершеннолетние узники, I, II, III группы, дети-инвалиды, лица, пострадавшие при катастрофе на ЧАЭС и других техногенных катастрофах. Лица из подразделения особого риска. Дети I и II поколения лиц, пострадавших в техногенных катастрофах, ветераны боевых действий.

Они имеют право на набор социальных услуг.

Гражданин может получать в натуральной форме либо в денежной форме. Гражданин может выбрать либо отказаться от социального пакета либо от какой-либо от частей.

Заявление об отказе либо предоставления услуг гражданин вправе подавать до первого октября текущего года.

Право возникнет со следующего года.

Набор социальных услуг назначается с даты обращения.

Гражданину необходимо предоставлять документы – справка медико-социальной экспертизы, для всех остальных категорий граждан – предоставление удостоверения о праве на льготы.

Государственное пенсионное обеспечение:

- Осуществляется в соответствии с законом.

- Закон о государственном пенсионном обеспечении.

По данному закону право имеют следующие категории граждан: граждане срочной службы, участники ВОВ, инвалиды войны, вдовы погибших, умерших участников войны, лица, пострадавшие в техногенных катастрофах и члены их семей. Социальными пенсиями обеспечиваются лица.

- Пенсии Кузбасса. Устанавливаются в соответствии с законом о пенсиях КО.

- Герои СССР, Герои России, лица, награжденные орденами Славы, герои соцтруда, инвалиды, почетные граждане КО, труженики тыла и иные категории.

- Безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов.

Виды социального обеспечения:

- Пенсия – ежемесячная выплата в целях компенсации гражданам компенсации заработка или иного дохода.

Пенсии подразделяются на трудовые, государственные.

- Пенсия по старости.

Зависят от стажа и заработной платы застрахованных лиц.

- По старости и инвалидности опрделенным категориям граждан.

- Лицам пострадавшим в техногенных катастрофах.

- Военнослужащие по контракту и федеральные госслужащие.

- Денежные выплаты, которые производятся из различных, специально созданных фондах.

- Пенсионного фонда, фонда социального страхования.

- Пособие в целях оказания дополнительной помощи либо возмещения утраченного заработка.

Пособия можно подразделить на несколько видов:

- Трудовые и социальные пособия.

Пособия по временной нетрудоспособности, по беременности, пособие по безработице.

Социальные пособия: пособия по уходу за ребенком, пособие на погребение и т.д.

- Пособия по беременности и родам, по уходу за ребенком и материнский семейный капитал.

Социальное обслуживание– это предоставление за счет общества бесплатного ряда услуг:

- Действия бытового характера. Социальное обслуживание.

Стационарное социальное обслуживание.

Весь комплекс услуг – медицинская помощь, питание, проживание, организация досуга, организации работы.

Льготы – это мероприятия, облегчающие материальное положение некоторых категорий граждан. Скидка при оплате ЖКХ, бесплатная установка телефонов и пластиковых окон.

05.09.2011

Натуральная помощь оказывается гражданам в целях поддержания материального уровня, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации. Продукты питания, одежда, обувь, топливо, уголь, бензин, установка пластиковых окон, проведение ремонта и так далее.

Малообеспеченные семьи, многодетные семьи, инвалидам.

Главной организационно-правовой формой социального обеспечения является государственное социальное страхование. Суть его заключается в разделении социального риска потери заработка, снижении доходов ниже прожиточного минимума, потребности в медицинской помощи и других социальных услугах между государством и самими работниками, которые подлежат обязательному социальному страхованию.

Денежные средства федеральных внебюджетных фондов являются государственной собственностью и не могут

расходоваться ни на какие иные цели, кроме тех, для финансирования которых они были созданы.

со ст. 13 БК государственный внебюджетный фонд — это фонд денежных средств, образуемый вне федерального

бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.

В связи с введением в действие части второй НК и установлением единого социального налога (взноса) изменился

порядок зачисления платежей в государственные социальные внебюджетные фонды.

К данным фондам относятся: Фонд социального страхования РФ; Пенсионный фонд РФ; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Другой организационно-правовой формой социального обеспечения является прямое ассигнование (пенсий госслужащих, военнослужащих, социальных услуг престарелым и т.д.) из федерального бюджета.

Кроме того, в последнее время наряду с централизованными формами широкое распространение получает и негосударственное социальное обеспечение.

1. Муниципальное социальное обслуживание. Правительство Москвы осуществляет социальную политику, направленную на улучшение жизни москвичей всех социальных слоев и категорий. Действия Правительства Москвы направлены в первую очередь на защиту пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми и других малообеспеченных категорий населения.

• ежемесячные компенсационные выплаты бывшим военнослужащим-инвалидам, родителям военнослужащих,

погибшим в мирное время;

• увеличение размера дотаций остронуждающимся студентам;

• надбавки к пенсиям сверх социальной нормы и др. выплаты.

2. Негосударственные пенсионные фонды. Они осуществляют деятельность на основании Федерального закона от

07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». Это — особая организационно-правовая форма

некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании соответствующих договоров населения с вкладчиками в пользу участников фонда.

Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению населения включает аккумулирование

пенсионных взносов, размещение пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда и выплату негосударственных пенсий участникам фонда.

3. Благотворительная деятельность граждан и юридических лиц. Правовое регулирование благотворительной деятельности осуществляется на основании Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», Закона г. Москвы от 05.07.1995 № 11—46 «О благотворительной деятельности».

Благотворительная деятельность — это добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной помощи в целях социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, а также других обстоятельств не способны самостоятельно реализовывать свои права и законные интересы.

4. Льготы и компенсации, предоставляемые работникам предприятиями, учреждениями, организациями за счет прибыли. Примером такого социального обеспечения может служить предоставление дополнительных дней отдыха отдельным категориям работников.

К видам социального обеспечения в РФ относятся: трудовые и социальные пенсии; страховые пособия (по безработице, временной нетрудоспособности, беременности и родам, гражданам, имеющим детей и др.); услуги в области социального обслуживания престарелых и инвалидов; оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования; и др. 2.

Читайте также: