Организационные основы пенсионной системы в рф


Пенсионное обеспечение в Российской Федерации регламентируется целым рядом законодательных актов. К числу законодательных актов, регулирующих отношения в сфере пенсионного обеспечения, относятся:

Конституция Российской Федерации;

Трудовой кодекс Российской Федерации;

Налоговый кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;

Закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;

Федеральный закон от 6 марта 2001 г. № 21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации»;

Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;

Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»;

Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

Конституция РФ является основным законом Российской Федерации. Статья 7 Конституции РФ устанавливает, что в Российской Федерации создаются условия, обеспечивающие достойную жизнь, в том числе развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные меры социальной защиты.

Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» устанавливаются обязательные организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. Правовое регулирование отношений данного закона направлено на создание правовых, экономических и организационных мер, обеспечивающих компенсацию заработка гражданам, которую они получают до установления им трудовой пенсии.

Действие Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» распространяется на те категории граждан, в отношении которых действует законодательство об обязательном пенсионном страховании, и к ним относятся: физические лица – граждане Российской Федерации, осуществляющие трудовую деятельность, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие выплаты физическим лицам. Закон устанавливает в отношении перечисленных категорий граждан организационные основы и принципы учета этих граждан, а основной целью индивидуального (персонифицированного) учета является создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами каждого застрахованного лица.

В соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» пенсия по государственному пенсионному обеспечению выплачивается:

федеральным государственным служащим;

участникам Великой Отечественной войны;

гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;

Закон устанавливает четыре вида пенсий:

пенсия за выслугу лет;

пенсия по старости;

пенсия по инвалидности;

Статья 1 Федерального закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» устанавливает перечень категорий лиц, которым в соответствии с законом может быть установлена пенсия. К ним относятся лица, проходившие военную службу в Вооруженных Силах РФ и объединенных Вооруженных силах Содружества Независимых Государств:

лица, которые проходили военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов;

лица, которые проходили военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин;

лица офицерского состава, прапорщики и мичманы, проходившие военную службу в воинских формированиях СССР;

лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего СССР;

лица, проходившие службу в государственной противопожарной службе;

лица, проходившие службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

лица, проходившие службу в органах уголовно-исполнительной системы;

Члены семей перечисленных категорий лиц имеют право на получение пенсии в порядке, установленном законом.

Федеральный закон «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации» устанавливает порядок пенсионного обеспечения граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством РФ и выезжающих за пределы Российской Федерации.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливает порядок реализации прав граждан РФ на трудовые пенсии. Закон предусматривает три разновидности трудовой пенсии:

трудовая пенсия по старости;

трудовая пенсия по инвалидности;

трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Право на выплату трудовой пенсии по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Условиями для назначения трудовой пенсии по инвалидности являются:

определенное медицинскими показаниями ограничение способности к трудовой деятельности III, II или I степени.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца выплачивается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца.

Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» дополняет пенсионное законодательство в части обеспечения трудоспособных граждан России в период их временной нетрудоспособности. К страховым случаям в соответствии с Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования» относятся:

необходимость получения медицинской помощи;

трудовое увечье и профессиональное заболевание;

смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» регламентирует создание негосударственных пенсионных фондов и регулирует их деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию.

Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» регулирует отношения по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений для финансирования выплаты накопительной части трудовой пенсии.

Налоговый кодекс РФ в ст. 213.1 устанавливает особенности определения налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами. В гл. 24 НК РФ содержатся положения, регламентирующие налогообложение в сфере обязательного пенсионного страхования.

Трудовой кодекс РФ устанавливает порядок исчисления стажа работы, необходимого для определения страхового стажа, который дает право на трудовую пенсию.

Пенсии - пенсионный фонд: возможности пенсионного накопления

Что такое пенсия. Пенсионная система РФ. Как формируется личная пенсионная система. Как осуществляются пенсионные отчисления

Дата проведения

Пенсия, государственная пенсионная система в РФ

Пенсионное обеспечение в России - совокупность действующих в Российской Федерации правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материальной поддержки в виде пенсии.

Пенсия - регулярный (ежемесячный или еженедельный) денежный доход, выплачиваемый лицам, которые: достигли пенсионного возраста (пенсии по старости), имеют инвалидность, потеряли кормильца.

Государственная пенсионная система РФ представляет собой важнейший социальный инструмент, благодаря которому обеспечивается достойная жизнь граждан, которые достигли старости и полностью или частично потеряли свою трудоспособность. Основной принцип системы заключается в том, что трудоспособные граждане при помощи налоговых отчислений обеспечивали жизнь пенсионеров, что также коснется их самих по мере взросления детей и внуков.

Система государственного пенсионного обеспечения распределяется по трем основным группам (рис.1):


Рисунок 1 – Система пенсионного обеспечения в РФ

1) Государственное пенсионное обеспечение . Государственной организацией, отвечающей за оплату пенсии, является Пенсионный Фонд Российской Федерации. Пенсия от государства передается гражданам из федерального бюджета, распределение ведется среди узких слоев населения.

2) Обязательное пенсионное страхование . Это выплаты от Пенсионного Фонда или Негосударственной Пенсионной компании. Эта пенсия по труду, предоставляется большинству работающих людей. Накопление средств ведется из обязательных страховых взносов, которые переводятся работодателем в ПФР.

3) Негосударственное пенсионное обеспечение . Данная система ведется частными Пенсионными Фондами и может быть индивидуальным и корпоративным. Получить подобные выплаты может любой человек или организация, решившая заключить отдельный договор с НПФ и обеспечить более высокий уровень жизни на пенсии. Оплачивается подобная услуга пенсионными взносами отдельного человека или компании, ведущей дополнительную защиту средств своих работников.

Средства, направляемые лицам, вышедшим на пенсию, можно рассматривать как сумму трех составляющих, которыми являются обязательные пенсионные системы РФ: страховая; накопительная; дополнительная.

В РФ ведется система индивидуального учета граждан. Система формирует и ведет учет информации о каждом застрахованном лице, необходима для последующей реализации гражданином его прав в области пенсионного страхования. На каждого человека заводится свой индивидуальный счет, которому присваивается постоянный страховой номер (СНИЛС).

2. Виды пенсий

Виды пенсий в РФ представлены на рисунке 2.


Рисунок 2 – Виды пенсий в РФ

До конца 2014 года трудовая пенсия состояла из двух ЧАСТЕЙ: страховой и накопительной. С 1 января 2015 года трудовую пенсию разделили на две ОТДЕЛЬНЫЕ пенсии, и теперь граждане будут получать страховую пенсию и накопительную пенсию раздельно.

Страховая (трудовая) пенсия. Законом установлены следующие виды трудовых пенсий:

1. страховая пенсия по старости — это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости при достижении установленного законом возраста. Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие 60 лет.

Отдельные категории граждан, указанные в статьях 30, 31, 32, Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», имеют право на досрочное назначение страховой пенсии.

Размер страховой пенсии по старости определяется по формуле:


Финансирование выплаты трудовой пенсии происходит за счет страховых взносов, вносимых работодателями. Общий тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составляет 22 %. Тариф страхового взноса состоит из солидарной (6%) и индивидуальной части (16%). На счетах застрахованных лиц отражается только индивидуальная часть тарифа, а солидарная часть используется для выплаты фиксированной выплаты к пенсии.

2. страховая пенсия по инвалидности . Право на трудовую пенсию по инвалидности имеют граждане, признанные инвалидами I, II или III группы в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

3. страховая пенсия по случаю потери кормильца . Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Одному из родителей или супругу указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца.

Накопительная пенсия — это ежемесячная денежная выплата, состоящая из суммы страховых взносов гражданина и доходов, которые были получены в результате инвестирования этих денежных средств. Возможно пополнение лицевого счёта и самим работником.

Формирование накопительной части пенсии производится только у граждан, которые появились на свет после 1967 года. Будущий пенсионер выбирает компанию, которой он доверяет распоряжаться своими сбережениями. Для приумножения средств можно предпочесть: Управляющую компанию (УК); Негосударственный Пенсионный Фонд (НПФ); Пенсионный Фонд Российской Федерации (ПФ). При выборе УК или НПФ стоит учитывать надежность, доходность и время работы организации.

По умолчанию накопления остаются в ПФ, распоряжение которыми отдается Внешэкономбанку. Отказаться от отчислений возможно в любой момент, при этом имеющаяся сумма будет продолжать «работать».

Получить накопления можно при следующих условиях: наличие накоплений; достижение гражданином возраста 55 лет (женщины) или 60 лет (мужчины), то есть пенсионного возраста, действовавшего до реформы; обращение гражданина к своему страховщику для назначения накопительной части трудовой пенсии.

Возможности распоряжения накоплениями: забрать их целиком и сразу, если накопительная часть не превышает 5 % от суммы страховой части; самостоятельно установить количество лет, в течение которых будут осуществляться выплаты накопленных средств, но не менее 120 месяцев (в случае смерти гражданина не полученная часть накоплений достанется его наследникам); потребовать назначения пожизненной накопительной пенсии, которая не наследуется.

Пенсия по добровольному (негосударственному) пенсионному обеспечению. Наряду с государственной системой ОПС в России существует негосударственное добровольное пенсионное страхование, в рамках которого у россиян есть возможность формировать ещё одну пенсию.

Чтобы получать такую пенсию, будущему пенсионеру надо заключить договор с негосударственным пенсионным фондом и в течение определенного времени делать личные взносы. Кроме самого гражданина в его негосударственном пенсионном обеспечении может принимать участие и его работодатель. Если работодатель делает отчисления на добровольную пенсию своих работников, такая пенсия называется корпоративной .

Социальная пенсия устанавливается гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию. Законодательством предусмотрены следующие виды социальных пенсий: социальная пенсия по старости (для мужчин, достигших 65 лет, и женщин, достигших 60 лет, — указанные цифры действительны по конец 2018 года, далее будет происходить постепенное повышение до 70 (65) лет для мужчин (женщин)), социальная пенсия по инвалидности, социальная пенсия по случаю потери кормильца.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению — ежемесячная государственная денежная выплата, которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать прожиточный уровень жизни.

Всем неработающим пенсионерам, у которых общая сумма материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в регионе его проживания, устанавливается федеральная или региональная социальная доплата к пенсии до величины ПМП, установленного в регионе проживания пенсионера.

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ И ЕГО ФУНКЦИИ, НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - крупнейшая организация России по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам. Основан 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР».

Пенсионный фонд РФ - это централизованный фонд пенсионного обеспечения населения. Пенсионный фонд является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Положением о Пенсионном фонде РФ.

Как государственный внебюджетный фонд Российской Федерации, ПФР создан для государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан РФ на пенсионное обеспечение. Среди социально значимых функций Пенсионного фонда России выделяют:

- назначение и выплата пенсий;

- учёт страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;

- назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и т. д.;

- персонифицированный учёт участников системы обязательного пенсионного страхования;

- взаимодействие со страхователями (работодателями — плательщиками страховых пенсионных взносов), взыскание недоимки;

- выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;

- выплата средств материнского капитала;

- управление средствами пенсионной системы;

- реализация Программы государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений (56-ФЗ от 30.04.2008 года, она же программа «тысяча на тысячу»);

- с 2010 года - администрирование страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию;

- с 2010 года - установление федеральной социальной доплаты к социальным пенсиям в целях доведения совокупного дохода пенсионера до величины прожиточного минимума пенсионера.

Данные об уплате страхователями (работодателями) обязательных страховых взносов за работника, сведения о страховом (трудовом) стаже отражаются на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица , который ведёт Пенсионный фонд РФ для каждого официально работающего гражданина России. Любой гражданин РФ, имеющий СНИЛС, может проверить сведения об уплате обязательных страховых взносов своим работодателем на своем индивидуальном лицевом счёте в ПФР с помощью интернет-портала «Госуслуг».

Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) – некоммерческая организация социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками в пользу участников фонда.

Вкладчик перечисляет взносы в НПФ на основании пенсионного договора. При заключении данного договора ему необходимо выбрать пенсионную схему - некую спецификацию договора, определяющую во многом его условия.

Фонд учитывает поступившие пенсионные взносы на солидарном или именном счете вкладчика и формирует пенсионные резервы. Эти резервы он инвестирует (обычно - через управляющие компании-УК) в высоконадежные активы. Полученный по результатам инвестирования доход распределяется по счетам и увеличивает будущую пенсию участников. Однако следует помнить, что часть дохода (не более 15 %) направляется на вознаграждение управляющего (НПФ или НПФ и УК), на пополнение страхового резерва и на оплату расходов по обслуживанию фонда.

При выходе участника на пенсию НПФ (а в ряде случаев - в соответствии с договором - вкладчик), исходя из накопленной суммы, определяет размер негосударственной пенсии и порядок её получения.

Пенсионные накопления гражданина могут быть увеличены в результате грамотного управления ими и благодаря правильному инвестированию, кроме того, в результате самостоятельных дополнительных пенсионных взносов по государственной программе софинансирования пенсий или дополнительного пенсионного обеспечения.

Рейтинг крупнейших российских НПФ на 1 июля 2018 года:

- НПФ «ГАЗФОНД пенсионные накопления»

- НПФ ВТБ Пенсионный фонд

- НПФ Согласие ОПС

Пенсионная система РФ в последние годы изменяется, осенью 2018 года был принят закон о совершенствовании пенсионной системы РФ, реформа началась в 2019 году и рассчитана до 2028 года.

В РФ основы пенсионного страхования гарантируют каждому гражданину нашего государства, а также иностранцу или лицу без установленного гражданства, при страховом случае ежемесячные денежные выплаты в определенном размере. Сумма пенсионного обеспечения будет зависеть от стажа застрахованного лица, количества заработанных им пенсионных баллов и некоторых других условий.

Правовые основы


В нашей стране обязательное пенсионное страхование действует на федеральном уровне. Его основы заложены в следующих НПА:

  • Закон 165 от 16. 07. 1999 “Об основах…”;
  • Закон 167 от 15. 12. 2001 “Об обязательном…” (далее – ФЗ № 167);
  • Закон 400 от 28. 12. 2013 “О страховых…” (далее – ФЗ № 400);
  • Закон 424 от 28. 12. 2013 “О накопительной…”;
  • Закон 27 от 1. 04. 1996 “Об индивидуальном…”;
  • Закон 111 от 24. 07. 2002 “Об инвестировании…”;
  • ФЗ 75 от 7. 05. 1998 “О негосударственных…”;
  • ФЗ 56 от 30. 04. 2008 “О дополнительных…”;
  • Главе 34 НК;
  • международных договорах;
  • иных ФЗ и НПА.

Организационные основы

Организационные основы обязательного пенсионного страхования состоят в:

  • гарантировании всем застрахованным лицам вне зависимости от религиозных, идеологических убеждений, социального статуса, семейного положения, прочих факторов, получения страхового обеспечения при условии подтверждения факта наступления страхового случая;
  • утверждении Правительством НПА в сфере ОПС, обязательных к исполнению всеми гражданами, юридическими лицами и органами государственной, региональной, муниципальной властей без каких-либо исключений;
  • установлении четко разграниченных полномочий и обязанностей субъектов (участников) сферы пенсионного страхования и в их взаимодействии друг с другом только в пределах указанных прав и обязательств;
  • формировании бюджета ПФР за счет источников, представленных в законе, а также в обеспечении его надлежащего функционирования и платежеспособности;
  • наличии законодательной возможности по разрешению споров, возникающих между субъектами сферы пенсионного страхования, как в досудебном, так и в судебном режимах;
  • предоставлении права для всех застрахованных передать накопления, которые учтены в спец. части ИЛС, из ПФР в негосударственный фонд.

Финансовые основы

Финансовые основы системы ОПС состоят в формировании бюджета ПФР и в последующем расходовании средств из фонда на выплату страхового финансового обеспечения, на его доставку, на техническое обеспечение текущей деятельности госстраховщика, на уплату гарантийных взносов и на прочие цели, предусмотренные нормативным законодательством.

Финансовые основы пенсионного страхования практически аналогичны таковым в сфере других видов страхования:

  • страхователи, они же работодатели и налоговые агенты граждан, осуществляющих деятельность по трудовому контракту, платят страховые взносы на условиях, которые указаны в Главе 34 НК;
  • за счет заплаченных страховых взносов, межбюджетных трансфертов, прибыли от инвестирования свободных денежно-финансовых средств и иных источников, формируется бюджет ПФР на очередной финансовый год;
  • наконец, граждане, которые были застрахованными в соответствии с ФЗ об основах ОПС (ФЗ № 167), получают страховую, накопительную пенсию из средств бюджета ПФР.

Как видим, финансовая основа сферы пенсионного страхования заключается в солидарной ответственности ее участников. То есть “платят все, а получают лишь некоторые – у кого произошел страховой случай”.

ОПС в России


В нашей стране основу системы ОПС составляет взаимодействие между всеми участниками:

  • застрахованными лицами;
  • страхователями;
  • страховщиком (внебюджетным или негосударственным фондом).

Важно! Каждый из указанных лиц имеет свои права и обязанности. Например, застрахованные имеют полномочие платить дополнительные взносы на накопительную пенсию, а страхователи – бесплатно получать в ПФР информацию о свежевыпущенных нормативных актах в области обязательного страхования.

В основах ОПС предусмотрено несколько страховых случаев, при которых застрахованный будет иметь полномочие на страховое обеспечение:

  • старость;
  • инвалидность;
  • утрата кормильца.

Всего предусмотрено 9 видов страхового обеспечения. Основной – страховая пенсия по старости. В дополнение, застрахованный сможет оформить накопительную пенсию, или срочную пенсионную, или разовую выплату из имеющихся средств пенсионных накоплений.

Страховые пенсии

Страховые пенсии в РФ выплачиваются застрахованным в соответствии с ФЗ № 400, при выполнении определенных условий.

Так, чтобы получать пенсию по старости, лицу нужно:

  • достичь пенсионного возраста (по новым нормам – 65 лет для муж., 60 лет для жен., с учетом переходных положений);
  • иметь как минимум 15 лет периодов трудовой деятельности или иных периодов (например, уход за нетрудоспособным гражданином, служба в армии, период получения в ЦЗН пособия по безработице) (с учетом переходных положений);
  • обладать 30-ю пенсионными баллами или более (с учетом норм, указанных в ч. 3 ст. 35 ФЗ № 400).

А для пенсии по инвалидности нужно выполнить меньше условий:

  • иметь хотя бы 1 день стажа;
  • быть признанным инвалидом согласно заключению МСЭ.

Размеры страховых пенсий всегда зависят от ИПК. Чем больше в наличии баллов, тем выше размер назначаемой пенсии. В этом и заключаются основы пенсионного страхования – чем больше человек заплатил страховых взносов за свою жизнь, тем больше он будет получать в старости или при инвалидности.

Государственные пенсии

Под государственной пенсией понимается та, которая выплачивается определенным категориям физлиц вне контекста страхования.

То есть если для получения страховых пенсий нужно платить взносы, то есть солидарно с другими участниками участвовать в формировании фонда и как бы страховать себя от возможных неблагоприятных событий в будущем, то для получения государственных нужно всего лишь иметь соответствующий статус, например:

  • госслужащий;
  • военнослужащий;
  • участник ВОВ;
  • гражданин, награжденный значком “Жителю блокадного Ленинграда”;
  • ребенок-сирота и др.

Назначение и выплата госпенсий в РФ осуществляется на основе соответствующих ФЗ:

  • Закон 166 от 15. 12. 2001 “О государственном…”;
  • Закон 3 от 8. 05. 1994 “О статусе…”;
  • Закон 4468-1 от 12. 02. 1993 “О пенсионном…” и др.

Добровольное пенсионное страхование

Согласно ст. 29 ФЗ № 167, любое лицо, которое не является застрахованным по ОПС в силу законодательства, может стать таковым добровольно.

Внимание! Для этого нужно подать заявление в ПФР в формате, утвержденным Приказом Минтруда № 462н от 31. 05. 2017. До 31 декабря каждого года нужно будет платить страховые взносы, минимальный размер которых составляет: МРОТ * 22 % * 12 месяцев.

Права, обязанности лиц, добровольно застраховавшихся, такие же, как у тех, которые застрахованы в силу закона (в том числе, и полномочие на получение всех видов страховых пенсий).

Итак, в РФ функционирует система пенсионного страхования, в рамках которой нашим гражданам и иностранцам гарантируются денежные выплаты в старости, при инвалидности или при потере кормильца в семье. Есть вопросы? Тогда добро пожаловать в интерактивный чат, расположенный в правом нижнем углу экрана. Юрист разъяснит все непонятное быстро и бесплатно.

Не забываем также лайкать и делиться постом в социальных сетях.

Сегодня широкая законодательная база, учитывающая любые возможные нюансы, определяет такую важнейшую сторону жизни каждого гражданина нашей страны, как государственная пенсионная система Российской Федерации. Реформа, появившаяся в 2001-м году, касающаяся пенсий, способствовала принятию Федерального закона о необходимости пенсионного страхования. Начиная с 2002-го года система выдачи пенсии стала такой, какой мы ее знаем сегодня.



Структура пенсионной системы Российской Федерации

Пенсионная система РФ это - представляет собой совокупность законов, задачей которых является поддержка и организация регулярной передачи денежных средств для лиц, уже вышедших на пенсию.

Система государственного пенсионного обеспечения распределяется по трем основным группам:

  • Государственное пенсионное обеспечение. Государственной организацией, отвечающей за оплату пенсии, является Пенсионный Фонд Российской Федерации. Пенсия от государства передается гражданам из федерального бюджета, распределение ведется среди узких слоев населения.
  • Обязательное пенсионное страхование. Это выплаты от Пенсионного Фонда или Негосударственной Пенсионной компании. Эта пенсия по труду, предоставляется большинству работающих людей. Накопление средств ведется из обязательных страховых взносов, которые переводятся работодателем в ПФР.
  • Негосударственное пенсионное обеспечение.­­ Данная система ведется частными Пенсионными Фондами и может быть индивидуальным и корпоративным. Получить подобные выплаты может любой человек или организация, решившая заключить отдельный договор с НПФ и обеспечить более высокий уровень жизни на пенсии. Оплачивается подобная услуга пенсионными взносами отдельного человека или компании, ведущей дополнительную защиту средств своих работников.

В трех этих группах можно установить ряд определенных особенностей, каждое отдельное обеспечение работает по определенным принципам, способно предоставить людям разнообразные варианты обеспечения на пенсии.

Стоит внимательно отнестись к структуре системы по расчету и выдаче пенсий РФ.

Как работает система государственного пенсионного обеспечения?

Целью государственного пенсионного обеспечения является начисление базовой части:


Финансируется государственное пенсионное обеспечение из федерального бюджета. Производится это из сумм единого социального налога, за перечисление которого отвечает работодатель.

Государственную систему пенсионного обеспечения составляют две части:

  • государственное пенсионное обеспечение;
  • государственное пенсионное страхование.
-->

Аспекты обязательного страхования

Главное в системе страхования, обеспечивающего обязательную выплату пенсии – это создание определенного запаса средств за счет постоянного перевода работодателем определенной суммы на лицевой счет работника:

  • в Пенсионном Фонде России;
  • на Негосударственном пенсионном фонде.


Пенсионные накопления гражданина могут быть увеличены в результате грамотного управления ими и благодаря правильному инвестированию. В частности, заключив договор с негосударственным пенсионным фондом, а кроме того в результате самостоятельных дополнительных пенсионных взносов по государственной программе софинансирования пенсий или дополнительного пенсионного обеспечения.

Итак, теперь можно рассматривать средства, направляемые лицам, вышедшим на пенсию, как сумму трех составляющих, которыми являются обязательные пенсионные системы РФ:

  • Страховая;
  • Накопительная;
  • Дополнительная.

В чем суть частных пенсионных фондов?

В 2004 году появилась возможность передать свои пенсионные накопления для их сохранения и преумножения в частную компанию.

Накопить на старость теперь можно в таких крупных негосударственных пенсионных фондах:

  • Внешэкономбанк;
  • Сбербанк;
  • АО НПФ «Открытие»;
  • КИТ Финанс;
  • Наследие;
  • Благосостояние.

Это не полный перечень таких организаций, но эти компании имеют большинство участников. Полный перечень можно посмотреть на официальном сайте ПФР.

Чем занимаются и отличаются от ГПФ

Пенсия, на которую переводит отчисления работник, делится на 2 части. Первая распределяется между нынешними пенсионерами, а вторая остается за работником и накапливается в течение жизни. Но чтобы инфляция не съела все сбережения, они должны приносить доходы. Именно для этого были созданы негосударственные фонды. Основное отличие от государственного фонда – возможность делить средства лица между несколькими компаниями и формировать портфель.

Фатально ошибиться с их выбором невозможно. Все фонды на территории РФ работают по единым принципам, имеют лицензию от ЦБ и проходят его регулярные проверки.

Механизм перевода накоплений из государственного фонда в негосударственный прописан в Постановлении Правительства.

Перевести финансы довольно просто. Нужно выбрать НПФ, с которым хочется сотрудничать, затем заключить договор. Если это индивидуальный пенсионный план, то потребуется также оплатить первый взнос.

На большинстве сайтов НПФ можно перевести пенсию удаленно, через их сайт. Потребуется подтвержденная учетная запись в «Госуслуги», данные паспорта и СНИЛС.

Начисление пенсионных баллов

В соответствии с федеральным законом №350-ФЗ от 3 октября 2018 года в России начинается постепенное повышение общеустановленного возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости и пенсии по государственному обеспечению. Изменения будут происходить поэтапно в течение длительного переходного периода, который составит 10 лет и завершится в 2028 году. В результате пенсионный возраст будет повышен на 5 лет и установлен на уровне 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. В 2018 году пенсионный возраст женщин составлял 55 лет, пенсионный возраст мужчин – 60 лет.

Для постепенного повышения пенсионного возраста предусмотрен длительный переходный период продолжительностью 10 лет (с 2019 по 2028 год). Адаптацию к новым параметрам пенсионного возраста в первые несколько лет переходного периода также обеспечивает специальная льгота – назначение пенсии на полгода раньше нового пенсионного возраста. Она предусмотрена для тех, кто должен был выйти на пенсию в 2019 и 2020 годах по условиям прежнего законодательства. Это женщины 1964–1965 года рождения и мужчины 1959–1960 года рождения. Благодаря льготе пенсия по новым основаниям будет назначаться уже в 2020 году: женщинам в возрасте 56,5 лет и мужчинам в возрасте 61,5 лет.

В течение всего переходного периода продолжают действовать требования по стажу и пенсионным баллам, необходимым для назначения страховой пенсии по старости. Так, в 2020 году для выхода на пенсию требуется не менее 11 лет и 18,6 коэффициента пенсионных балла. Для правильно расчета пенсионного возраста вы можете воспользоваться пенсионным калькулятором.

С 1 января 2020 года в пенсионном законодательстве произошел ряд изменений, коснувшихся всех участников системы обязательного пенсионного страхования.

НАЗНАЧЕНИЕ ПЕНСИИ

Для назначения страховой пенсии по старости необходимо соблюдение ряда требований. В 2020 году право на пенсию дает наличие:

- не менее 11 лет стажа;
- не менее 18,6 индивидуального пенсионного коэффициента.

В 2019 году началось постепенное повышение общеустановленного возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости и пенсии по государственному обеспечению. Переход к новым параметрам происходит постепенно и завершится в 2028 году. Несмотря на то, что с 2020 года пенсионный возраст вырос еще на год, а общее увеличение составило уже два года, пенсии, как и в прошлом году, назначаются на шесть месяцев позже прежнего пенсионного возраста. В текущем году право на страховую пенсию будут иметь женщины, родившиеся во втором полугодии 1964 года, – в 55 лет 6 месяцев и мужчины, родившиеся во втором полугодии 1959, – в 60 лет 6 месяцев.

Ежегодно количество стажа и пенсионных коэффициентов будет увеличиваться, пока не станет равным 15 и 30 соответственно.

Для назначения пенсии по инвалидности возраст не имеет значения, так как она оформляется с момента установления инвалидности.

При назначении страховой пенсии по старости пенсионные коэффициенты, начисленные за каждый год страхового стажа, суммируются и умножаются на стоимость одного пенсионного коэффициента, установленную на день назначения пенсии. В 2020 году стоимость одного индивидуального пенсионного коэффициента составляет 93 рубля.

Стоит отметить, что для многих россиян назначение пенсии осталось в прежних возрастных границах. В первую очередь это относится к людям, имеющим льготы по досрочному выходу на пенсию. Например, спасателям, водителям общественного транспорта и другим работникам, занятым в тяжелых, опасных и вредных условиях труда. Работодатели уплачивают за них дополнительные взносы на пенсионное страхование. Большинство таких работников, как и раньше, выходят на пенсию в 50 или 55 лет в зависимости от пола.

Досрочный выход на пенсию также сохранился у педагогов, врачей и представителей некоторых творческих профессий, которым выплаты назначаются не по достижении пенсионного возраста, а после приобретения необходимой̆ выслуги лет. Пенсия при этом назначается с учетом переходного периода по повышению пенсионного возраста, который начинает действовать с момента приобретения выслуги лет по профессии. Например, школьный учитель, выработавший в апреле 2020 года необходимый педагогический стаж, сможет выйти на пенсию в соответствии с переходным периодом через полтора года, в октябре 2021.

Уточнить эту информацию и направить заявление на назначение пенсии можно как в «Личном кабинете гражданина» на официальном сайте ПФР или на портале госуслуг, так и при личном обращении в территориальные органы Пенсионного фонда или в МФЦ.

В Еврейской автономии в 2020 году на пенсию выйдут 634 гражданина.

ПОВЫШЕНИЕ СТРАХОВЫХ ПЕНСИЙ

Ежегодно Пенсионный фонд России проводит индексацию страховых пенсий неработающих пенсионеров. 2020 не стал исключением. С 1 января страховые пенсии неработающих пенсионеров увеличились на 6,6%. После индексации средний размер пенсии в Еврейской автономной области вырос до 15 219 рублей.

Выросли и такие составляющие страховой пенсии, как фиксированная выплата и стоимость пенсионного коэффициента. Теперь их размер составляет 5 686,25 рубля и 93 рубля соответственно.

Увеличение размера пенсии у каждого пенсионера было индивидуальным. Чем выше приобретённые у гражданина в течение трудовой жизни пенсионные права (стаж, заработок, страховые взносы, количество пенсионных коэффициентов), тем больше размер страховой пенсии и, следовательно, сумма прибавки к ней после индексации.

На сегодняшний день в Еврейской автономной области проживает свыше 46 тысяч пенсионеров.

МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ

В 2020 году владельцев материнского (семейного) капитала ждут серьезные изменения. Прежде всего, материнский капитал был проиндексирован на 3% и в 2020 году его размер составил 466 617 рублей. На такой же процент была увеличена и сумма остатка средств материнского капитала у тех владельцев сертификата, которые ранее частично воспользовались его средствами по одному из направлений.

С начала действия государственной программы по поддержке семей в Еврейской автономной области сертификаты на материнский капитал получили более 12 тысяч семей.

Направления использования материнского капитала остаются те же:

  • улучшение жилищных условий семьи;
  • образование детей;
  • формирование накопительной пенсии матери;
  • приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции детей-инвалидов в общество;
  • получение ежемесячной выплаты.

Серьезные изменения коснулись тех владельцев сертификатов на материнский (семейный) капитал, кто получает ежемесячную выплату или планирует выбрать это направление.

Напомним, ежемесячная выплата полагается тем семьям, в которых второй ребенок родился (был усыновлен) после 1 января 2018 года. С 1 января 2020 года по закону право на получение выплаты имеют семьи, в которых среднедушевой доход не превышает двукратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения в регионе за II квартал 2019 года. В автономии это 30507 рублей 66 копеек. Помимо этого, ежемесячная выплата из средств материнского капитала будет осуществляться до достижения ребенком трех лет.

Изменения коснулись и правил подачи заявления. С 1 января 2020 года заявление о назначении выплаты подается до достижения ребенком возраста 1 года, двух лет, а затем до достижения трех лет.

За назначением ежемесячной выплаты можно обращаться в клиентские службы ПФР или МФЦ, а также возможно подать заявление в электронном виде через Личный кабинет на сайте ПФР или через сайт госуслуг. Если обратиться за выплатой в первые шесть месяцев, то она будет установлена с даты рождения ребенка, если обратиться позднее, то выплата будет назначена с даты подачи заявления.

В 2020 году размер ежемесячной выплаты из средств материнского капитала составляет в Еврейской автономии 14869,63 рублей. Новый размер выплаты равен прожиточному минимуму для детей, который установлен в области за II квартал 2019 года.

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ»

В соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации с 2020 года подлежат изменениям условия предоставления материнского (семейного) капитала и его размер.

При рождении в семье первого ребенка с 1 января 2020 года семья получит право на материнский капитал в установленном на 2020 год размере – 466 617 рублей. Если в дальнейшем в этой семье родится второй ребенок, семья получит дополнительно 150 000 рублей.

Таким образом, размер материнского (семейного) капитала в 2020 году составляет:

  • 466 617 рублей - для семей, у которых право на дополнительные меры государственной поддержки семей возникло до 1 января 2020 года;
  • 466 617 рублей - для семей, у которых, начиная с 1 января 2020 года, родился (был усыновлен) первый ребенок;
  • 616 617 рублей - для семей, в которых в 2020 году родился (был усыновлен) второй ребенок;
  • 616 617 рублей - для семей, в которых, начиная с 1 января 2020 г., родился (был усыновлен) второй ребенок или последующие дети и право на дополнительные меры государственной поддержки до 1 января 2020 г. не возникло.

Кроме того, действие программы материнского капитала будет продлено до 31 декабря 2026 года.

Изменения механизма выплаты материнского капитала требуют внесения поправок в закон “О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей”, которые в настоящее время готовятся Министерством труда и социальной защиты РФ и Пенсионным фондом РФ для внесения в Правительство Российской Федерации.

ЭЛЕКТРОННАЯ ТРУДОВАЯ КНИЖКА

С 2020 года в России вводятся электронные трудовые книжки. Переход на цифровые трудовые книжки предусмотрен поправками в действующее законодательство.

Цифровая трудовая книжка обеспечит постоянный и удобный доступ работников к информации о своей трудовой деятельности, а работодателям откроет новые возможности кадрового учета. Переход на электронные трудовые книжки добровольный и позволяет сохранить бумажную книжку столько, сколько это необходимо.

Работодателям предстоит в течение 2020 года провести работу по изменению локальных нормативных актов, регламентирующих деятельность организации, внести изменения в соглашения и коллективные договоры.

Работодатель должен будет до 1 июля 2020 года уведомить работников в письменной форме об изменениях законодательства, связанных с формированием сведений об их трудовой деятельности в электронном виде.

Граждане в течение 2020 года смогут подать заявление работодателю в произвольной форме о сохранении бумажной трудовой книжки или о ведении трудовой книжки в электронном виде. В первом случае работодатель наряду с электронной книжкой продолжит вносить сведения о трудовой деятельности также в бумажную версию. Во втором случае, если гражданин подал заявление о ведении электронной трудовой книжки, трудовая книжка на бумажном носителе не ведется, а выдается работнику на руки с записью о подаче заявления о ведении сведений о трудовой деятельности.

Для граждан, кто впервые устроится на работу с 2021 года, все сведения о периодах работы изначально будут вестись только в электронном виде без оформления бумажной трудовой книжки.

С 2020 года сведения о трудовой деятельности предоставляются в ПФР работодателями ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным. Начиная с 1 января 2021 года данные сведения в случаях приема на работу или увольнения предоставляются не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего документа, являющего основанием для приема на работу или увольнения.

Просмотреть сведения электронной книжки можно будет в личном кабинете на сайте Пенсионного фонда России, на портале Госуслуг или через соответствующие приложения для смартфонов.

При необходимости сведения электронной трудовой книжки будут предоставляться в виде бумажной выписки. Предоставить ее сможет работодатель (по последнему месту работы), Пенсионный фонд или многофункциональный центр. Услуга предоставляется экстерриториально, без привязки к месту жительства или работы человека.

Электронная трудовая книжка сохраняет весь перечень сведений, которые учитываются в бумажной трудовой книжке.

ПОВЫШЕНИЕ РЯДА СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ С 1 ФЕВРАЛЯ

На 3% повысилась ежемесячная денежная выплата (ЕДВ), которую в Еврейской автономной области получают более 14 тысяч человек, пользующихся правом на федеральные льготы. К таким людям относятся инвалиды, ветераны боевых действий, лица, подвергшиеся воздействию радиации, Герои Советского Союза и России, а также Герои Социалистического Труда и некоторые другие лица.

При оформлении выплаты нужно учитывать, что если гражданин имеет право на получение ЕДВ по нескольким основаниям в рамках одного закона, ЕДВ устанавливается по одному основанию, которое предусматривает более высокий размер выплаты. А если гражданин одновременно имеет право на ЕДВ по нескольким федеральным законам, ему предоставляется ЕДВ по одному из оснований по выбору гражданина.

Для каждой категории граждан установлен определенный размер ЕДВ.

Индексации подвергся и входящий в состав ежемесячной денежной выплаты набор социальных услуг (НСУ).

Стоимость набора социальных услуг составит 1155,06 руб. в месяц, в том числе:

  • обеспечение лекарственными препаратами – 889,66 руб.;
  • предоставление путевки на санаторно-курортное лечение для профилактики основных заболеваний – 137,63 руб.;
  • бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно – 127,77 руб.

Помимо этого, с февраля увеличилось пособие на погребение, которое Пенсионный фонд выплачивает родственникам умершего неработавшего пенсионера. Проиндексированный размер выплаты без учета районного коэффициента составил 6 124,86 рубля.

Читайте также: