Основные направления развития пенсионной системы россии

Правительством РФ утверждена Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации.

Реализация Стратегии будет осуществляться по следующим основным направлениям:

совершенствование тарифно-бюджетной политики;

реформирование института досрочных пенсий;

реформирование института накопительной составляющей пенсионной системы;

развитие корпоративного пенсионного обеспечения;

совершенствование формирования пенсионных прав в распределительной составляющей пенсионной системы;

совершенствование системы управления обязательным пенсионным страхованием;

развитие международного сотрудничества в сфере пенсионного обеспечения.

Стратегию предполагается реализовать в 3 этапа.

В рамках первого этапа (по 2013 год включительно) предлагается, в частности:

установление дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда и на отдельных видах работ;

введение специальной оценки условий труда, по результатам которой соответствующие работодатели освобождаются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ по дополнительным тарифам;

изменение тарифной политики в отношении самозанятых граждан в целях более полного обеспечения их пенсионных прав;

законодательная регламентация (с введением с 2014 года) перераспределения тарифа страховых взносов для застрахованных лиц, которые не осуществили выбор в пользу формирования средств пенсионных накоплений в управляющей компании или негосударственном пенсионном фонде, - направление 2 процентов указанного тарифа на накопительную составляющую и 4 процентов тарифа страховых взносов на распределительную составляющую пенсионной системы с сохранением на прежнем уровне в размере 6 процентов тарифа страховых взносов на накопительную составляющую для застрахованных лиц, которые осуществили выбор в пользу формирования средств пенсионных накоплений в управляющей компании или негосударственном пенсионном фонде, и с предоставлением им права самостоятельного выбора варианта формирования пенсионных прав: в размере 6 процентов тарифа страховых взносов на накопительную составляющую пенсионной системы или 2 процентов тарифа страховых взносов на накопительную составляющую и 4 процентов тарифа страховых взносов на распределительную составляющую пенсионной системы;

повышение требований к минимальному размеру собственных средств негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих формирование и инвестирование пенсионных накоплений, и качеству составляющих их активов;

создание многоуровневой системы гарантий сохранности средств накопительной составляющей, включая системы объединенных гарантийных фондов.

В рамках второго этапа (2014 - 2015 годы) предлагается, в числе прочего:

совершенствование системы персонифицированного учета граждан в сфере обязательного пенсионного страхования;

совершенствование организационно-правовой формы негосударственных пенсионных фондов;

формирование единой системы актуарного оценивания, включая стандартизацию актуарной деятельности;

комплексное преобразование системы досрочных пенсий с установлением нового механизма формирования и реализации социальных прав застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда и на отдельных видах работ;

установление правовых основ создания и функционирования корпоративных пенсионных систем.

В рамках третьего этапа (2016 - 2030 годы) предлагается:

предоставление самозанятым гражданам права выбора варианта формирования и реализации пенсионных прав;

определение дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда, с учетом необходимости обеспечения всего досрочного периода получения ими трудовой пенсии;

стимулирование дополнительного платежа из заработной платы в пенсионную систему для работников с учетом уровня их доходов и возраста.

На постоянной основе предлагается:

расширение перечня финансовых инструментов инвестирования пенсионных накоплений;

повышение уровня облагаемого страховыми взносами заработка с учетом темпов роста средней заработной платы в Российской Федерации;

поэтапное приведение размера страхового взноса, уплачиваемого самозанятыми категориями граждан, в соответствие с уровнем производимых им пенсионных выплат;

оптимизация механизма преференций по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации отдельными категориями страхователей;

повышение транспарентности институтов, участвующих в формировании пенсионных накоплений (совершенствование порядка раскрытия информации);

стимулирование добровольного формирования гражданами пенсионных накоплений и содействие развитию добровольных (корпоративных и частных) пенсионных систем;

расширение охвата населения корпоративным пенсионным обеспечением;

совершенствование системы государственного контроля за формированием средств пенсионных накоплений;

принятие мер по синхронизации обязательного пенсионного страхования с другими видами обязательного социального страхования.

По мнению разработчиков Стратегии, реализация предлагаемых мер позволит обеспечить достойный уровень пенсий гражданам на основе принципа социальной справедливости. Будет создана понятная и прозрачная пенсионная система, позволяющая гражданам выбирать наиболее приемлемую для них пенсионную стратегию.

При этом предусматривается:

достижение коэффициента замещения трудовой пенсией по старости до 40 процентов утраченного заработка при нормативном страховом стаже и средней заработной плате;

достижение приемлемого уровня пенсий для среднего класса за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах;

обеспечение среднего размера трудовой пенсии по старости на уровне 2,5 - 3 прожиточных минимумов пенсионера;

достижение максимально возможной сбалансированности пенсионной системы.

Больше документов и разъяснений по коронавирусу и антикризисным мерам - в системе КонсультантПлюс.

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

21 января 2013 15:15

Управляющий Отделением ПФР по НАО Владимир Афонин выступил на еженедельной планёрке в администрации региона с докладом о Стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года.

Владимир Иванович представил основные положения стратегии, познакомил с задачами реформирования пенсионной системы и сроками ее реализации.

Управляющий Пенсионным фондом НАО сообщил, что основными целями пенсионного реформирования являются гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения и долгосрочная финансовая устойчивость пенсионной системы, расширение перечня финансовых институтов, а также достижение максимальной сбалансированности пенсионной системы.

Почему нужна очередная реформа пенсионной системы:

После реформы 2001 года, когда пенсионная система России перешла на страховые принципы, и мероприятий 2010 года, когда была проведена валоризация трудовых пенсии и осуществлен переход от ЕСН к прямым страховым взносам в ПФР, в пенсионной системе остался целый пласт нерешенных вопросов:

  • отсутствие достаточных страховых источников для поддержания размера трудовых пенсии на социально приемлемом уровне в долгосрочной перспективе (еслипенсионную систему не реформировать, то средний размер трудовой пенсии к 2030 году упадет до 25% от средней зарплаты, сейчас коэффициент замещения трудовой пенсии по старости - 36,2%)
  • финансовая несбалансированность (снижение численности плательщиков
    страховых взносов и рост количества получателей пенсий - численность
    работающих и пенсионеров сравняется в 2028 году, дефицит бюджета ПФР в
    2030 году будет уже 3 трлн. руб. или 2,3% от ВВП)
  • нарастающие риски, связанные с сохранностью и обесценивание пенсионных
    накоплений, при неразвитых финансовых институтах (если сохранить
    формирование пенсионных накоплений в прежнем виде с существующими
    тенденциями индексации страховой части пенсии и показателями доходности
    от инвестирования пенсионных накоплений, то трудовая пенсия гражданина
    67 года рождения при его выходе на пенсию в 2032 году будет на 13,8% ниже, чем у гражданина 66 года рождения, не имеющего накопительной части пенсии (27941 руб. против 30928 руб.)
  • сохранение института досрочных пенсий в солидарной системе без определения
    финансового источника страхового характера (сегодня каждый третий
    выходящий на пенсию - досрочник, работодатели не несут финансовой
    нагрузки за труд работников в опасных и вредных условиях)

Стратегия определяет направления и задачи по обеспечению развития в России пенсионной системы, которая будет адекватна экономическому развитию страны и при этом соответствовать международным стандартам. Основными целями развития пенсионной системы являются гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения и долгосрочная финансовая устойчивость пенсионной системы.

Задачи реформирования пенсионной системы:

  • обеспечение коэффициента замещения трудовой пенсией по старости
    утраченного заработка до 40% при нормативном страховом стаже и средней
    заработной плате;
  • достижение приемлемого уровня пенсий для среднего класса за счет участия
    в корпоративных и частных пенсионных системах;
  • обеспечение совокупного минимального дохода пенсионера на уровне не
    ниже величины прожиточного минимума пенсионера, а также среднего размера
    трудовой пенсии по старости не менее 2,5 - 3 прожиточных минимумов
    пенсионера;
  • поддержание приемлемого уровня страховой нагрузки для субъектов
    экономической деятельности с единым тарифом страховых взносов для всех
    категорий работодателей;
  • обеспечение сбалансированности формируемых пенсионных прав с
    источниками их финансирования;
  • развитие трехуровневой пенсионной системы для групп с разными
    доходами (для средне - и высокодоходных категорий - с опорой на добровольное
    пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение);
  • повышение эффективности накопительной составляющей пенсионной
    системы.

Стратегия предусматривает реализацию в России трехуровневой модели пенсии, где:

  • 1-й уровень – это трудовая пенсия в рамках государственной системы обязательного пенсионного страхования. Она формируется за счет страховых взносов и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. За счет этого уровня должен обеспечиваться коэффициент замещения утраченного заработка до 40%.
  • 2-й уровень - корпоративная пенсия, которая формируется работодателем при возможном участии работника на основании индивидуального трудового и (или) коллективного договоров либо отраслевого тарифного соглашения. Этот уровень может сформировать до 15% от утраченного заработка;
  • 3-й уровень - частная пенсия - формируется самим работником. Это может дать еще до 5% утраченного заработка.

Основные принципы формирования пенсионных прав:

  • адекватность пенсионных прав заработной плате / объему страховых взносов;
  • учет продолжительности трудового стажа и возраста выхода на пенсию;
    • обеспечение минимальных пенсионных гарантий не ниже величины прожиточного
      минимума пенсионера.

Реализация Стратегии Правительством Российской Федерации будет осуществляться поэтапно: первый этап - 2013-15 гг., второй - 2016-20 гг., третий - до 2030 года.

В настоящее время в целях реализации мер, предусмотренных Стратегией, уже приняты Федеральные законы от 3 декабря 2012 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» и № 242-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам выплат за счёт средств пенсионных накоплений».

Данными федеральными законами предусматривается:

Установление дополнительных тарифов страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии для отдельных категорий страхователей, в отношении застрахованных лиц, занятых на рабочих местах с особыми условиями труда (списки №1 и 2);

Введение фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для самозанятых лиц, установление для самозанятых дополнительных преференций по уплате страховых взносов;

Оптимизация для застрахованных лиц с 1 января 2014 года тарифа страховых взносов на накопительную составляющую пенсионной системы;

Расширение перечня финансовых инструментов для инвестирования средств пенсионных накоплений в целях обеспечения доходности от инвестирования и сохранности средств пенсионных накоплений.

В 2013 году будут подготовлены проекты федеральных законов, направленные на совершенствование порядка формирования пенсионных прав в распределительной составляющей пенсионной системы (новая пенсионная формула), создание механизма стимулирования граждан, выразивших намерение продолжать работать по достижении пенсионного возраста и принявшим решение отсрочить назначение пенсии, совершенствование механизмов индексации расчётного пенсионного капитала и размеров трудовых пенсий, и создание механизма по осуществлению выплаты пенсии работающим пенсионерам, исходя их уровня оплаты труда, по результатам которой соответствующие работодатели освобождаются от уплаты страховых взносов в ПФР по дополнительным тарифам.

На последующих этапах реализации Стратегии (с 2014 по 2017 годы) Правительство РФ осуществит меры по уточнению правового статуса ПФР, совершенствованию системы персонифицированного учёта граждан, предоставлению пенсионных прав, совершенствованию организационно-правовой формы негосударственных пенсионных фондов, корректировке дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда.

Библиографическая ссылка на статью:
Евдокимова Ю.В. Основные направления пенсионной реформы в РФ // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/10/28154 (дата обращения: 13.09.2020).

Одним из основных направлений социально-экономического развития РФ на долгосрочной основе является повышение уровня и качества жизни граждан. Достойное пенсионное обеспечение граждан свидетельствует не только об уровне социально-экономического развития страны, но и демонстрирует состояние правовой и нравственно-культурной составляющей государства.

За последнее десятилетие РФ достигла ряда позитивных результатов, к которым можно отнести наличие гарантированного минимального уровня пенсионного обеспечения не ниже величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте РФ; увеличение среднего размера трудовой пенсии, создание ряда предпосылок формирования пенсионных прав в соответствии с мировыми нормами. С 2002 г. по 2012 г. трудовая пенсия по старости была увеличена 6,5 раз в номинальном размере и в 2,8 раза в реальном выражении [1]. Отношение трудовой пенсии по старости к прожиточному минимуму пенсионера 2002 году составляло 108,4%, в 2007 году – 110,4%, в 2012 году выросло до 179,8%.[1].

Несмотря на ряд позитивных изменений, остаются нерешенными проблемы существующей в большом объеме теневой занятости, высокий уровень смертности трудоспособного населения, ухудшение демографической ситуации [1].

К основным целям совершенствования системы пенсионного страхования граждан следует отнести финансовую устойчивость пенсионной системы на долгосрочной основе и обеспечение приемлемого уровня пенсионных начислений. Предлагается внедрение трехуровневой модели пенсионной системы в РФ. Первый уровень формируется за счет страховых взносов и средств федерального бюджета, данные средства направляются на обеспечение выплат трудовых пенсий в рамках государственной системы обязательного пенсионного страхования. Второй уровень будет сформирован работодателями на основании индивидуального трудового либо коллективного договоров, возможно существование отраслевого тарифного соглашения. Третий уровень формируется самим физическим лицом [1].

Совершенствование тарифной политики пенсионной системы направлено на формирование безусловной обязательности уплаты страховых взносов и установление единых тарифов страховых взносов для всех категорий работодателей, изменение тарифной политики в отношении самозанятых граждан.

Необходимость реформирования существующего подхода в рамках досрочных пенсионных выплат продиктована тем, что финансирование данных выплат производится за счет совокупных доходов бюджета Пенсионного фонда РФ. Работодатель не заинтересован в улучшении условий труда, поскольку не осуществляет выплату дополнительных страховых взносов в связи с вредными и опасными условиями труда на предприятии, и совокупные издержки несут сами пенсионеры. Вследствие этого, необходимо внедрение дополнительных тарифов с их поэтапным увеличением по годам.

Совершенствование накопительной пенсии предполагает ее выделение в самостоятельный вид, так как произойдет изменение в формировании трудовой пенсии по старости с образованием двух составляющих: страховой пенсии и накопительной пенсии. Накопительная пенсия формируется при следующих условиях: достижении возраста 60 лет для мужчин, 55 лет – для женщин; наличии страхового стажа не менее 15 лет; наличии пенсионных накоплений на индивидуальном лицевом счета застрахованного субъекта либо на пенсионном счете накопительной пенсии [2]. Расчет размера накопительной пенсии производится следующим образом: совокупная сумма пенсионных накоплений застрахованного лица равномерно распределяется на количество месяцев ожидаемого периода пенсионных выплат, минимальное значение в 2015 году составляет 162 месяца (13,5 лет), в 2016 г. – 168 месяцев (14 лет). С учетом результатов инвестирования совокупных средств, направляемых на пенсионные выплаты, размер накопительной пенсии корректируется ежегодно с 1 августа [2]. Для граждан, обратившихся за назначением пенсий в более поздние сроки в сравнении с общеустановленными, , предусмотрены льготные условия формирования размера накопительной пенсии. Регламентируется порядок выплат пенсионных накоплений умершего застрахованного лица родственникам, а также порядок выплат в случае выезда застрахованного субъекта на постоянное место жительства за пределы РФ.

Изменения коснулись условий назначения страховых пенсий по старости. При неизменности возрастного порога ( 60 и 55 лет соответственно), необходимо также наличие минимального трудового стажа – 15 лет и достижение минимального индивидуального пенсионного коэффициента – 30 [3]. Предусмотрен переходный период, увеличение пенсионного стажа на год будет производиться ежегодно, начиная с января 2015 г. Размер страховой пенсии напрямую связан с индивидуальными пенсионными коэффициентами. Расчет индивидуальных пенсионных коэффициентов за определенный год страхового стажа основан на соотношении фактически начисленных за год за работника страховых взносов и их норматива, исчисляемого исходя из максимальной годовой зарплатной базы. Вводится прямая зависимость существующей заработной платы и будущей пенсии. Планируется введение повышающих коэффициентов для граждан, выходящих на пенсию в более поздние сроки . Также в случае более позднего выхода на пенсию устанавливается фиксированная выплата в размере 3 935 руб. в месяц [3].

В рамках расчета страховой пенсии предполагается постепенное увеличение ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости. На сегодняшний день данный период составляет 19 лет или 228 месяцев , к 2015 году этот период увеличивается до 21 года (252 месяца). Изменения связаны с ростом продолжительности жизни. С 2016 года планируется установление длительности ожидаемого периода выплат трудовых пенсий, основываясь на статистических показателях, характеризующих продолжительность жизни.

Стратегия развития пенсионной системы РФ будет реализована в три этапа. Первый этап рассчитан на период 2013 -2015 гг.; второй этап продлится с 2016г. по 2020 г., третий этап будет реализован в период с 2021 г. по 2030 г. [3].

Итогом проводимой пенсионной реформы будет являться достижение коэффициента замещения трудовой пенсией по старости утраченного заработка до 40% при достижение нормативного страхового стажа и среднего уровня заработной платы, реализация принципа социальной справедливости, создание справедливой и прозрачной пенсионной системы [1].

Из-за перемен, произошедших в конце восьмидесятых и начале девяностых годов, правительству России потребовалось реформировать пенсионную систему (ПС), которая действовала в Советском Союзе, и адаптировать ее к условиям рыночной экономики.

Советская ПС предусматривала предоставление пенсий за счет денег из госказны, тогда как в новых реалиях она оказалась нежизнеспособной. По этой причине правительство разработало масштабный план, соответственно с которым ПС должна была постепенно реформироваться до 2025 г.

Бесплатно по России

Этапы

Процесс реформирования ПС в России можно поделить на 4 основных этапа.

Развитие с 1990 года до первой реформы

В девяностых правительство приняло несколько законодательных актов, которые были направлены на то, чтобы сформировать систему обязательного пенсионного страхования (ОПС). Становление сегодняшней ПС РФ на данном этапе, в свою очередь, можно поделить на несколько важных стадий

Вступление в силу ФЗ «О пенсионном обеспечении в РСФСР» от 20 ноября 1990 г

Суть его состояла в том, чтобы ввести ОПС сотрудников организаций. Это позволило бы создать пенсионные фонды, которые гарантируют предоставление пенсионных выплат россиянам за счет взносов, совершаемых работодателем.


Таким образом, правительство надеялось подчеркнуть идею солидарности людей разного возраста, гарантировать нормальную старость людям. Уплачивать взносы нужно было обязательно. Нормы и условия совершения отчислений в фонды регламентировались государством.

Вступление в силу ФЗ «О правилах расчета и повышения пенсионных выплат» от 21 июля 1997 г. номер 113

Обусловлены изменения были тем, что зарплаты начали планомерно увеличивать. Это позволило увеличить и пенсионные выплаты. Однако после принятия данного закона пенсионное обеспечение стало зависеть от ИПК (индивидуального пенсионного коэффициента).

Пенсии рассчитывались по формуле, в которой в качестве параметров выступали:

  • величина заработной платы в процентах;
  • наработанный стаж;
  • средняя зарплата гражданина;
  • средняя заработная плата по России.

Принятие решающих Федеральных законов

  • «О государственных пенсиях» от 15 декабря 2001 г. номер 166;
  • «Об ОПС» от 15 декабря 2001 г. номер 167;
  • «О трудовых пенсионных выплатах» от 17 декабря 2001 г. номер 173;
  • «Об инвестициях в накопительную часть пенсионного обеспечения» от 24 июля 2002 г. номер 111.

Главная цель принятия перечисленных законов – повышение уровня жизни россиян посредством увеличения пенсий. Соответственно с данными законопроектами, пенсии должны были быть расширены за счет накопительной части. Теперь пенсионное обеспечение стало зависеть лишь от зарплаты и объема взносов в фонд, а не от рабочего стажа.

Принятие ФЗ «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. номер 400

Данный законопроект дал возможность назначать страховые выплаты россиянам, застрахованным соответственно с законодательным актом 2001 г., вне зависимости от накопительной пенсии. Страховые пенсии предназначались для россиян, которые имели проблемы со здоровьем, потеряли работоспособность, лишились кормильца.

Реформа 2015 года

С 1992 г. демографическая обстановка в России стала ухудшаться, что спровоцировало уменьшение числа работоспособных граждан. В подобных условиях правительству приходилось за счет бюджетных средств отчислять деньги в ПФР, чтобы полностью удовлетворить нужды по покрытию выплат пенсионерам. Для решения проблемы с недостатком денег правительство запланировало проведение долгосрочной пенсионной реформы.

Основным изменением стало введение страхового стажа, который позволял россиянам быть уверенными в том, что в пожилом возрасте они обязательно получать хотя бы минимальные выплаты. Однако при этом для оформления трудового пенсионного обеспечения стало необходимо наработать установленный законодательно стаж.


Еще одним изменением 2015 г. являются пенсионные баллы (ПБ), которые россияне должны были копить, будучи официально трудоустроенными. Число ПБ стало зависеть от объема взносов в ПФР, которые осуществлял наниматель.

Сторонники измененной системы подсчета пенсионного обеспечения полагали, что она достаточно эффективна для всех россиян, заботящихся о собственной старости. Однако были и те, кто не поддерживал изменения, указывал на их существенные минусы.

Так, показатель обязательного стажа начал постепенно повышаться. До 2015 г. он равнялся 5 годам, тогда как к 2024 г. он станет равен минимум 15 годам. Аналогично дело обстояло и с ПБ – в 2015 г. минимально необходимое их количество равнялось 6.6, а к 2025 г. должно стать равно 30.

Реформа 2017

В 2016-2017 гг. стали выдвигаться инициативы об увеличении возраста выхода на пенсию в Российской Федерации. Некоторые из них были согласованы с правительством и утверждены ФЗ «Об изменении некоторых законодательных актов» от 23 мая 2016 г. номер 143.

Сначала данные нововведения отразились на сотрудниках государственных структур, возраст выхода на пенсию которых в 2017 г. повысили на полгода. Тогда он стал равняться 55.5 годам для женщин и 60.5 годам для мужчин. Плановое увеличение возраста правительство намеревалось проводить поэтапно.

Еще одно изменение 2017 г. – повышение отчислений в ПФР для самозанятых граждан. Если россиянин занимался предпринимательством, он должен был своевременно ознакомиться со сведениями, касающимися величины обязательных отчислений. Также с 2017 г. администрировать страховые отчисления стала ФНС. ПФР продолжил администрировать отчисления, сделанные до 2017 г., и добровольные взносы.

Кроме того, в том же году повысилась фиксированная выплата (из-за февральской и апрельской индексаций). Это привело к тому, что размер минимального пенсионного обеспечения увеличился. Гарантированное увеличение назначалось автоматически, без участия россиян. Государственные пенсии повысились на 2.6 процента.

Пенсионная реформа 2019 года

Последние изменения произошли в текущем году — начался новый этап реформирования ПС РФ, на котором возраст выхода на пенсию будет постепенно повышаться (с 55 до 60 лет для женщин, с 60 до 65 лет для мужчин).


Нововведения касаются большей части россиян, однако предусмотрены определенные льготы для людей, занимающих должности из установленного законодательно специального перечня (врачи, актеры, учителя). Также льготные условия действуют для тех, кто живет в северных регионах; матерей с минимум 3 детьми; граждан, стаж которых превышает 42 года (для мужчин) или 37 лет (для женщин).

Изменения пока не затронули тех, кто работает на вредных производствах. Кроме того, реформа не распространяется на вопросы, связанные с пенсиями работников силовых структур, служащих армии и чиновников.

Их пенсионные права регламентируются отдельными законопроектами. По этой причине многие СМИ описывали данную ситуацию так, будто для перечисленных групп граждан пенсионный возраст вовсе не увеличивается, что расходится с действительностью.

Планируется, что увеличение возраста выхода на пенсию даст возможность перенаправить частично освободившийся бюджет ПФР на повышение пенсионных выплат (примерно на 1000 руб. в год). По факту, это повышение уровня жизни пожилых россиян за счет людей, не достигших пенсионного возраста.

Законодательной базой реформы считается законопроект об улучшении пенсионного законодательства (Государственная Дума приняла закон в окончательном чтении 27.09.2018 г.). Совет Федерации одобрил закон 03.10.2018 г. Тогда же Владимир Путин подписал закон.

Сегодня увеличение пенсионного возраста из-за старения населения считается общемировой тенденцией, осуществляется почти в каждой стране.

Новая реформа, разумеется, скажется и на других сторонах общественной жизни в Российской Федерации (ситуация на рынке труда, занятость, реализация национальных проектов и даже семейный уклад).

Пока что большая часть россиян отрицательно воспринимает реформу. Те, кто поддерживает изменения, считают, что данная реформа необходима для развития России в долгосрочной перспективе.

Что представляет собой пенсионная система сегодня

Сегодня российская ПС делится на 3 категории:

  1. Государственные пенсии. Государственной структурой, которая отвечает за назначение пенсионного обеспечения, считается ПФР. Государственная пенсия предоставляется россиянам из российской казны, распределяется среди людей, относящихся к определенным категориям граждан.
  2. ОПС. Сюда относятся выплаты из ПФР либо НПФ. Назначаются большей части трудоустроенных граждан по достижении ими определенного возраста.
  3. Негосударственные пенсии. Сюда относятся выплаты из НПФ. Назначены такие выплаты могут быть гражданину, который заключил договор с негосударственным фондом для обеспечения повышенного уровня жизни на пенсии. Отчисления делаются непосредственно физлицом. При этом любая фирма может гарантировать своим работникам негосударственную пенсию, заключив договор с НПФ.

Окажется ли эффективна пенсионная реформа – покажет время. Возможно, повышение пенсионного возраста приведет к положительным для российских граждан изменениям в будущем.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть интересное видео по теме:

Сегодня широкая законодательная база, учитывающая любые возможные нюансы, определяет такую важнейшую сторону жизни каждого гражданина нашей страны, как государственная пенсионная система Российской Федерации. Реформа, появившаяся в 2001-м году, касающаяся пенсий, способствовала принятию Федерального закона о необходимости пенсионного страхования. Начиная с 2002-го года система выдачи пенсии стала такой, какой мы ее знаем сегодня.



Структура пенсионной системы Российской Федерации

Пенсионная система РФ это - представляет собой совокупность законов, задачей которых является поддержка и организация регулярной передачи денежных средств для лиц, уже вышедших на пенсию.

Система государственного пенсионного обеспечения распределяется по трем основным группам:

  • Государственное пенсионное обеспечение. Государственной организацией, отвечающей за оплату пенсии, является Пенсионный Фонд Российской Федерации. Пенсия от государства передается гражданам из федерального бюджета, распределение ведется среди узких слоев населения.
  • Обязательное пенсионное страхование. Это выплаты от Пенсионного Фонда или Негосударственной Пенсионной компании. Эта пенсия по труду, предоставляется большинству работающих людей. Накопление средств ведется из обязательных страховых взносов, которые переводятся работодателем в ПФР.
  • Негосударственное пенсионное обеспечение.­­ Данная система ведется частными Пенсионными Фондами и может быть индивидуальным и корпоративным. Получить подобные выплаты может любой человек или организация, решившая заключить отдельный договор с НПФ и обеспечить более высокий уровень жизни на пенсии. Оплачивается подобная услуга пенсионными взносами отдельного человека или компании, ведущей дополнительную защиту средств своих работников.

В трех этих группах можно установить ряд определенных особенностей, каждое отдельное обеспечение работает по определенным принципам, способно предоставить людям разнообразные варианты обеспечения на пенсии.

Стоит внимательно отнестись к структуре системы по расчету и выдаче пенсий РФ.

Как работает система государственного пенсионного обеспечения?

Целью государственного пенсионного обеспечения является начисление базовой части:


Финансируется государственное пенсионное обеспечение из федерального бюджета. Производится это из сумм единого социального налога, за перечисление которого отвечает работодатель.

Государственную систему пенсионного обеспечения составляют две части:

  • государственное пенсионное обеспечение;
  • государственное пенсионное страхование.
-->

Аспекты обязательного страхования

Главное в системе страхования, обеспечивающего обязательную выплату пенсии – это создание определенного запаса средств за счет постоянного перевода работодателем определенной суммы на лицевой счет работника:

  • в Пенсионном Фонде России;
  • на Негосударственном пенсионном фонде.


Пенсионные накопления гражданина могут быть увеличены в результате грамотного управления ими и благодаря правильному инвестированию. В частности, заключив договор с негосударственным пенсионным фондом, а кроме того в результате самостоятельных дополнительных пенсионных взносов по государственной программе софинансирования пенсий или дополнительного пенсионного обеспечения.

Итак, теперь можно рассматривать средства, направляемые лицам, вышедшим на пенсию, как сумму трех составляющих, которыми являются обязательные пенсионные системы РФ:

  • Страховая;
  • Накопительная;
  • Дополнительная.

В чем суть частных пенсионных фондов?

В 2004 году появилась возможность передать свои пенсионные накопления для их сохранения и преумножения в частную компанию.

Накопить на старость теперь можно в таких крупных негосударственных пенсионных фондах:

  • Внешэкономбанк;
  • Сбербанк;
  • АО НПФ «Открытие»;
  • КИТ Финанс;
  • Наследие;
  • Благосостояние.

Это не полный перечень таких организаций, но эти компании имеют большинство участников. Полный перечень можно посмотреть на официальном сайте ПФР.

Чем занимаются и отличаются от ГПФ

Пенсия, на которую переводит отчисления работник, делится на 2 части. Первая распределяется между нынешними пенсионерами, а вторая остается за работником и накапливается в течение жизни. Но чтобы инфляция не съела все сбережения, они должны приносить доходы. Именно для этого были созданы негосударственные фонды. Основное отличие от государственного фонда – возможность делить средства лица между несколькими компаниями и формировать портфель.

Фатально ошибиться с их выбором невозможно. Все фонды на территории РФ работают по единым принципам, имеют лицензию от ЦБ и проходят его регулярные проверки.

Механизм перевода накоплений из государственного фонда в негосударственный прописан в Постановлении Правительства.

Перевести финансы довольно просто. Нужно выбрать НПФ, с которым хочется сотрудничать, затем заключить договор. Если это индивидуальный пенсионный план, то потребуется также оплатить первый взнос.

На большинстве сайтов НПФ можно перевести пенсию удаленно, через их сайт. Потребуется подтвержденная учетная запись в «Госуслуги», данные паспорта и СНИЛС.

Начисление пенсионных баллов

В соответствии с федеральным законом №350-ФЗ от 3 октября 2018 года в России начинается постепенное повышение общеустановленного возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости и пенсии по государственному обеспечению. Изменения будут происходить поэтапно в течение длительного переходного периода, который составит 10 лет и завершится в 2028 году. В результате пенсионный возраст будет повышен на 5 лет и установлен на уровне 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. В 2018 году пенсионный возраст женщин составлял 55 лет, пенсионный возраст мужчин – 60 лет.

Для постепенного повышения пенсионного возраста предусмотрен длительный переходный период продолжительностью 10 лет (с 2019 по 2028 год). Адаптацию к новым параметрам пенсионного возраста в первые несколько лет переходного периода также обеспечивает специальная льгота – назначение пенсии на полгода раньше нового пенсионного возраста. Она предусмотрена для тех, кто должен был выйти на пенсию в 2019 и 2020 годах по условиям прежнего законодательства. Это женщины 1964–1965 года рождения и мужчины 1959–1960 года рождения. Благодаря льготе пенсия по новым основаниям будет назначаться уже в 2020 году: женщинам в возрасте 56,5 лет и мужчинам в возрасте 61,5 лет.

В течение всего переходного периода продолжают действовать требования по стажу и пенсионным баллам, необходимым для назначения страховой пенсии по старости. Так, в 2020 году для выхода на пенсию требуется не менее 11 лет и 18,6 коэффициента пенсионных балла. Для правильно расчета пенсионного возраста вы можете воспользоваться пенсионным калькулятором.

Основные направления долгосрочного развития пенсионной системы России закреплены в таком акте как Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы России, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. № 2524 – р. Стратегия разработана в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» с учетом бюджетных посланий Президента РФиКонцепции демографической политики РФ на период до 2025 г., Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г., Концепции государственной миграционной политики РФ до 2025 г. и Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.

Необходимость разработки Стратегии была обусловлена экономическими и демографическими вызовами, стоящими перед отечественной пенсионной системой. Цель Стратегии, как это указано в названном выше акте Правительства, – определение направлений и задач по обеспечению развития в России пенсионной системы с тем, чтобы она была адекватной современному экономическому развитию страны и соответствовала международным стандартам. Стратегия определяет на период до 2030 г. социальные приоритеты и ориентиры, а также механизмы государственной политики в сфере пенсионного страхования на отдельных этапах ее реализации. Основными целями развития пенсионной системы являются: 1) гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения; 2) обеспечение сбалансированности и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы.

Для достижения указанных целей в процессе реформирования современной пенсионной системы в России должны быть решены соответствующие задачи, к числу которых Стратегия отнесла следующие:

- обеспечение коэффициента замещения трудовой пенсией по старости до 40% утраченного заработка при нормативном страховом стаже и средней заработной плате;

- достижение приемлемого уровня пенсии для среднего класса за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах;

- обеспечение среднего размера трудовой пенсии по старости не менее 2,5 – 3 прожиточных минимумов пенсионеров;

- поддержание приемлемого уровня страховой нагрузки для субъектов экономической деятельности с единым тарифом страховых взносов для всех категорий работодателей;

- обеспечение сбалансированности формируемых пенсионных прав с источниками их финансового обеспечения;

- развитие трехуровневой пенсионной системы для групп с разными доходами (для средне- и высокодоходных категорий с опорой на добровольное пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение);

- повышение эффективности накопительной составляющей пенсионной системы.

Для решения указанных выше задач, безусловно, необходима модернизация основных институтов ныне действующей пенсионной системы. Эти новации адресованы будущему поколению пенсионеров. Очередное радикальное реформирование пенсионной системы, как указано в Стратегии, должно обеспечить преемственность и сохранить социально-страховой принцип функционирования этой системы, согласно которому трудовая пенсия представляет собой компенсацию части утраченной заработной платы работника в случаях достижения им пенсионного возраста, наступления инвалидности, а также в связи со смертью кормильца (применительно к нетрудоспособным членам семьи умершего работника).

Основные цели и задачи долгосрочного развития национальной пенсионной системы, обозначенные в Стратегии, являются общими для всей системы, то есть как для системы государственного пенсионного обеспечения, так и для системы социально-страхового обеспечения. Однако, основные концептуальные направления очередного реформирования национальной пенсионной системы, закрепленные в Стратегии, касаются только страховой системы и не затрагивают систему государственного пенсионного обеспечения. Это дает основание для вывода о том, что в указанной системе отсутствуют проблемы, ради решения которых и была разработана Стратегия. Однако реформирование одного элемента системы без учета конечного его результата для всей системы в целом неминуемо приведет к внутрисистемным противоречиям, резко снижающим эффективность самой реформы.

В Стратегии предполагается, что страховая пенсионная система будет базироваться на 3-х уровневой модели:

- первый уровень – трудовая пенсия (государственная пенсия) в рамках государственной (публичной) системы обязательного пенсионного страхования, формируемая за счет страховых взносов и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в случаях, предусмотренных законодательством РФ;

- второй уровень – корпоративная страховая пенсия, формируемая работодателем при возможности участия работника на основании трудового и (или) коллективного договоров либо отраслевого соглашения;

- третий уровень – частная пенсия, формируемая работником (физическим лицом) на основе гражданско-правового страхования.

Модернизация современной страховой пенсионной системы, по мнению разработчиков Стратегии, возможна, если она будет сопровождаться: совершенствованием тарифно-бюджетной политики; реформированием института досрочных пенсий, института накопительной составляющей пенсионной системы; развитием корпоративного пенсионного обеспечения; совершенствованием формирования пенсионных прав в распределительной составляющей пенсионной системы; совершенствованием системы управления обязательным пенсионным страхованием; развитием международного сотрудничества в сфере пенсионного обеспечения.

В рамках каждого из названных выше направлений реализации Стратегии предлагается осуществление соответствующего комплекса мер. Так, например, в области тарифно-бюджетной политики предлагается поддержание тарифа страховых взносов на приемлемом для субъектов экономической деятельности уровне страховой нагрузки. При этом проигнорировано второе объективно необходимое условие – и на уровне, обеспечивающем выполнение государством обязательства по созданию каждому достойных условий жизни. В соответствии с действующим законодательством тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в 2012 – 2016 годах установлен в размере 22% с заработной платы, являющейся базой для начисления страховых взносов, и дополнительно 10% с сумм превышающих эту базу. База для начисления страховых взносов по состоянию на 2013 г. установлена в сумме 568 тыс. руб. в расчете на год, на 2014 год – 624, на 2015 год – 715, на 2016 год – 796 тыс. руб. Следовательно, с сумм заработка свыше названных, все работодатели обязаны уплачивать дополнительно 10%. Поскольку в Стратегии не предусматривается повышение размера тарифа страховых взносов на указанную перспективу (до 2030 г.), можно сделать вывод, что действующий ныне тариф признается «приемлемым уровнем страховой нагрузки для субъектов экономической деятельности». В то же время для всех очевидно, что именно в связи с резким снижением тарифа страховых взносов, составлявшего ранее 28% (до 2005 г.), возникла проблема дефицита средств ПФР и необходимость межбюджетных трансфертов из федерального бюджета данному внебюджетному фонду.

Правовой анализ содержания новых пенсионных законов, о которых говорилось выше, направленных на реализацию рассматриваемой Стратегии, свидетельствует о том, что их главной целью является сокращение расходов на выплату именно страховых пенсий и тем самым «обеспечение сбалансированности и долгосрочной финансовой устойчивости страховой пенсионной системы».

Достижение данной цели полностью исключает возможность гарантированности социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения застрахованных лиц, если под ним понимать создание условий жизни, обеспечивающих возможность удовлетворения каждому и его семье основных потребностей человека, о которых говорится в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах человека как об общепризнанном международном стандарте. В силу Конституции РФ нормы Пакта входят в правовую систему России и имеют приоритет перед законом.

Таким образом, реализация мер в области тарифно-бюджетной политики, обозначенных в Стратегии, не решает одну из острейших социальных проблем России - проблему предупреждения пенсионной нищеты.

Реформирование института досрочных пенсий как самостоятельное направление реализации Стратегии предполагает установление дополнительного тарифа страховых взносов в ПФР в целях стимулирования работодателей, имеющих рабочие места с особыми условиями труда, а также занятостью работников на отдельных видах работ, к улучшению условий труда и оптимизации таких рабочих мест. Такие тарифы введены еще до принятия Федерального Закона «О страховых пенсиях» и составляют для занятых на работах, предусмотренных подп.1 пункта 1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» (это работы, предусмотренные Списком №1) на 2013 г. - 4%, на 2014 г. – 6%, на 2015 г. – 9%, а на работах, предусмотренных подпунктами 2 – 18 пункта 1 статьи 27 указанного закона (Список № 2) – на 2013 г. – 2%, на 2014 г. – 4%, на 2015 г. – 6%.

Кроме того, в целях развития новых форм социальных гарантий работникам, занятым на таких работах, предлагается поэтапная трансформация института досрочных пенсий, а также создание условий по предоставлению работникам гарантий и компенсаций в соответствии с их интересами в рамках трудовых и (или) коллективных договоров.

Реформирование института накопительной составляющей пенсионной системы с целью решения проблем, четко заявивших о себе в течение десятилетнего опыта формирования пенсионных накоплений. К числу таких проблем относятся: снижение пенсионных прав граждан, включенных в обязательную накопительную систему, по сравнению с правами, формирующимися в распределительной системе; отвлечение средств из распределительной системы (6% тарифа), что усилило ее общую несбалансированность и снизило возможность формирования пенсионных прав основной массы пенсионеров; недостаточная финансовая устойчивость негосударственных пенсионных фондов и в связи с этим возрастающие пенсионные риски, связанные с обеспечением пенсионных выплат; издержки администрирования накопительной составляющей пенсионной системы, уменьшающие доходность по результатам ее инвестирования; отсутствие гарантий сохранности и возвратности пенсионных накоплений.

Среди комплекса мер, направленных на совершенствование накопительной составляющей пенсионной системы, в Стратегии предусматривалось предоставление застрахованным лицам права самостоятельного выбора варианта формирования пенсионных прав: либо все 6% тарифа страховых взносов направлять на накопительную составляющую, либо только 2%, а остальные 4% направлять на распределительную составляющую пенсионной системы. Однако уже после утверждения Стратегии было принято принципиально иное решение: каждый застрахованный должен сам выбрать, в какую составляющую пенсионной системы он направляет указанные 6% – в накопительную или в распределительную.

Совершенствование формирования пенсионных прав в распределительной составляющей пенсионной системыпредполагает предоставление гражданам дифференцированного пенсионного обеспечения с учетом личного участия в страховой пенсионной системе солидарного характера. В Стратегии указывается, что «действующий порядок исчисления размера трудовых пенсий приводит к неэквивалентности пенсионных прав застрахованных лиц и обязательств по выплате им пенсий». Основной причиной «неэквивалентности» в Стратегии называется порядок расчета страховой части трудовой пенсии, который «формирует пенсионные обязательства, выраженные в абсолютных суммах, не обеспечиваемых соответствующими финансовыми ресурсами». Однако решить данную проблему Стратегия предлагает не путем привлечения дополнительных финансовых ресурсов (например, сохранения софинансирования выплат трудовых пенсий за счет средств федерального бюджета, поскольку государство признает неприемлемым увеличение тарифа страховых взносов на работодателей), а формированием обязательств государства по объему будущих пенсионных выплат, обеспеченных страховыми взносами. Такой подход полностью игнорирует обязательства государства по гарантированности каждому и его семье достойных условий жизни и непрерывному их улучшению, вытекающему из Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека.

Среди задач, которые должны быть решены в целях совершенствования пенсионных прав в распределительной составляющей пенсионной системы, указаны следующие: поддержание приемлемого соотношения между средними уровнями пенсий и заработных плат; оптимизация (а по существу умаление ранее предоставленных прав) регулирования индексации пенсий; изменение порядка учета продолжительности страхового (трудового) стажа, необходимого для назначения пенсии, и формирование размера пенсии с учетом трудового вклада работника; обеспечение более длительного периода уплаты страховых взносов для формирования пенсионных прав. К сожалению, среди этих задач не указаны главные, к числу которых относятся такие как принятие радикальных мер для вывода заработной платы из теневой экономики, повышение минимального размера оплаты труда до уровня прожиточного минимума и сокращение громадного разрыва в уровне оплаты труда незначительного по количеству высшего менеджмента в государственных корпорациях и сырьевых отраслях и заработной платой остальных трудящихся, которых большинство. Разрыв в заработных платах, о котором идет речь, искажает объективную картину при определении средней зарплаты в стране. В Стратегии также заявлено намерение усилить зависимость размера пенсии от количества отработанных гражданином лет и от его индивидуального заработка, а обязательства пенсионной системы тесно увязать с ее текущим доходом. Однако, в новых пенсионных законах непосредственной связи размера пенсии застрахованного с его индивидуальным заработком не предусматривается, поскольку сохраняется ныне действующее положение об исчислении страховой пенсии не из индивидуального заработка, а на основе пенсионного капитала (т.е. суммы страховых взносов, уплаченных работодателем за работника, за минусом 6%, которые образуют резерв ПФР и не отражаются в лицевом счете застрахованного лица). Другими словами, у тех, на кого не распространяется обязательная накопительная составляющая пенсионной системы, размер будущей пенсии формируется лишь на основе 16% индивидуальной заработной платы в пределах максимальной величины страхуемого заработка. Кроме того, на протяжении последних 10 лет государство неоднократно меняло размер тарифа страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, что сопровождалось изменением суммы страховых платежей, поступавших за данного работника при одинаковом размере заработной платы. Следовательно, реализация намерения об усилении зависимости размера пенсии от размера индивидуального заработка мало вероятна, тем более что «обязательства пенсионной системы будут соответствовать текущим доходам», на собираемость которых работник никак не влияет.

Самостоятельными направлениями реализации Стратегии предусматриваются развитие корпоративного пенсионного обеспечения и совершенствование системы управления обязательным пенсионным страхованием.

Читайте также: