Основные направления социальной защиты пенсионеров


Из этой статьи вы узнаете:

Как исторически решался вопрос о защите пожилых людей в России

На чем основывается система социальной защиты пожилых людей

Как строится защита пожилых людей за границей

Когда наступает старость, тем более отягощенная инвалидностью, взаимоотношения с окружающим миром коренным образом меняются. Появляется необходимость адаптироваться к новым условиям на психологическом и бытовом уровнях. Поэтому сегодня защита пожилых людей требует специальных технологий и новых методов решения возникающих задач. Подготовка общества к неуклонному росту среднего возраста может быть реализована только путем последовательной работы по совершенствованию социальных служб, развития способов избавления от всего спектра злободневных для стариков проблем – от психологических до бытовых.

Защита пожилых людей: из истории

Современная правовая система социальной защиты пожилых людей в России


Сегодня правовая система Российской Федерации – это комплекс законов с подзаконными актами, которые обеспечивают и гарантируют защиту интересов граждан страны. Система нормативных документов охватывает все сферы жизни и деятельности населения. Учтены все социальные и возрастные категории жителей государства. Значительная часть законодательной базы посвящена пенсионерам.

Защита прав пожилого человека в России обеспечена его правами, которые закреплены в трех условных группах правовых документов:

Общие права граждан, в том числе права, имеющие для стариков повышенное значение. Основной документ этой группы – Конституция РФ.

Документы, устанавливающие права граждан пенсионного возраста и инвалидов, а также обязанности государства и общества. В эту группу входит Закон о защите прав пожилых людей.

Документы, устанавливающие права особых категорий представителей пенсионного возраста: ветеранов, стариков, имеющих звание Героя, и т. д.


Конституция РФ – основной закон государства, на основании которого и в соответствии с которым должны разрабатываться все регламентирующие акты. В ней перечислены и описаны все права граждан. Также она содержит правовые нормы, предусмотренные специально для защиты интересов пожилых людей. Статья 7 устанавливает для граждан пенсионного возраста нашей страны нормы по поддержке и гарантии социальных условий, обеспеченные государством. Предусмотрены пенсии, служба защиты пожилых людей и многое другое. Особо важны для стариков закрепленные в Конституции РФ права на жилище, на частную собственность, на медицинское обслуживание. Как основа законодательства, документ по определению не подразумевает активных изменений. Но мировая практика свидетельствует о необходимости внесения поправок, дополнений и в этот нормативно-правовой акт. Дальнейшее развитие защиты граждан преклонного возраста нашей страны может заключаться в декларации приоритета прав этих слоев населения. На сегодняшний день данный вопрос в Конституции РФ не отражен.

Рекомендуемые к прочтению статьи:

Для реализации указанных норм по защите социальных прав предусмотрено три группы законов: общие нормы, в том числе имеющие повышенное значение для возрастного населения; законы, непосредственно влияющие на жизнь пожилых граждан; законы, прописывающие особый статус ветеранов, стариков, имеющих звание Героя и т. д.

В условиях снижающейся дееспособности старшее поколение в первую очередь волнуют вопросы: где жить, на что, как обустроить свой быт. Поэтому законодательные нормы, регулирующие жилищные, финансовые и семейные моменты, имеют для представителей преклонного возраста особое значение. К сожалению, масса печальных примеров отсутствия своевременной защиты пенсионеров подтверждает эту актуальность: конфликты с непорядочными родственниками из-за наследства; ставшие кошмаром для одиноких стариков систематические махинации с жильем, в результате которых на склоне лет превращаешься в бездомного. Но на сегодняшний день нет законодательных норм, ограждающих наиболее уязвимую часть населения от этой угрозы. Такая ситуация, во-первых, предоставляет широкое поле деятельности для мошенников, а во-вторых, благодаря несовершенству законов создает конфликтные ситуации там, где их быть не должно.
Отдельного упоминания заслуживает охрана здоровья. В законодательстве РФ закреплено право на медицинское обслуживание для всех граждан и выделено право пожилых людей на этот вид социальной защиты, а именно: право на медицинскую помощь, в том числе на дому, что порой имеет критическое значение для больных данной категории. Также закреплено право на льготное или бесплатное обеспечение лекарствами, что при ограниченных материальных возможностях и сложностях при перемещении пожилых людей крайне важно. Но указанные нормы в значительном числе случаев недостаточно разъяснены, что приводит к снижению эффективности оказания медицинских услуг престарелым гражданам вплоть до отсутствия таковой.
В этом плане пенсионное законодательство имеет гораздо меньше изъянов. Соответствующие права и нормы были достаточно подробно описаны и разобраны, и, что особо важно, хорошо известны пожилым людям. Но процесс замены предусмотренных ранее льгот на денежный эквивалент вновь добавил путаницы и противоречий в эту сферу. В частности, снизился уровень гарантии в получении причитающихся благ. Например, право на бесплатный проезд. Если до монетизации пенсионер мог воспользоваться общественным транспортом в любом случае, независимо от того, есть у него деньги или нет, то сейчас он не сможет доехать, например, до больницы, если не рассчитал, потратил все средства или забыл дома кошелек. А такая ситуация для представителей преклонного возраста весьма реальна. Особый статус в социальной защите ветеранов Великой Отечественной войны, Героев труда и других людей, имеющих особые заслуги перед страной, – это уважение, выраженное в виде льгот и привилегий.

Социальная защита пожилых людей в странах Западной Европы

Различные процедуры преждевременного ухода на пенсию существуют с 80-х годов XX века и уже применяются в большинстве стран Евросоюза.

Реализация принципа «Пенсия раньше» пошла по двум направлениям:

Человек после выхода на пенсию имеет право работать.

Человек после выхода на пенсию не имеет права работать.

Наибольшего успеха в этом вопросе добились Бельгия, Германия и Франция.

Граждане Бельгии могут воспользоваться пенсией уже в 50 лет. А если ранний уход совершен в интересах работодателя, ежемесячные выплаты составят 80 % зарплаты. При этом большая часть пенсии идет из средств фонда страхования от безработицы, и пенсионеру разрешено ограниченно подрабатывать. На освободившиеся места бельгийского работодателя обязали принимать только молодых людей. В результате ожидается существенное омоложение трудящихся. Французские граждане по принципу «Пенсия раньше» могут получить 70 % зарплаты при условии, что на освободившееся место принят человек не старше 26 лет. Финансирование осуществляется из фонда страхования от безработицы, а также из бюджета. В Германии можно выйти на пенсию по своему желанию в 57 лет при условии наличия достаточных накоплений. Выплаты составят 65 %. Если на освободившееся место принят безработный, то наниматель может рассчитывать на специальный грант.
Перечисленные меры дали ожидаемые результаты: на пенсию стали уходить раньше, освободились рабочие места. Подобная практика стала применяться и в других странах. Но эффект от внедрения принципа «Пенсия раньше» оказался неоднозначным. Наряду с улучшением ситуации имеет место и негативная тенденция для работодателей. Одно из отрицательных последствий – снижение общего уровня квалификации сотрудников. Специалисты, обладающие требуемым опытом и знаниями, оказались не у дел. Для «ранних» пенсионеров тоже не все хорошо: резкое уменьшение круга общения, изменение образа жизни отрицательно сказались на моральном состоянии большого количества еще достаточно активных людей. Это в целом ухудшило социальный климат государств, идущих по пути реализации данного принципа. Возможно, поэтому наметился обратный процесс – возвращение к прежнему возрасту выхода на заслуженный отдых. Пенсионные реформы последних лет в развитых странах допускают увеличение возраста, позволяющего получить выплаты. В сфере социальной защиты пожилого человека дискуссии ведутся также по сопутствующим направлениям. В частности, о правах на пенсию супруга. Здесь мнения разделились. В Германии ввели эту процедуру, в Дании отменили.
Но есть и единые для всех стран тенденции: оптимизация пенсионных выплат. Для этого изменяют методики расчета пенсий, порядок взносов и т. п. Например, в 1986 году Великобритания сократила пенсию на 5 %, в Люксембурге был увеличен период взносов.

Выводы

Чтобы получить подробную информацию по всем
интересующим вопросам, Вы можете оставить свой телефон или
позвонить по номеру: +7-495-021-85-54

Краткое содержание:

  • Что входит в социальную помощь
  • Какие услуги полагаются пенсионерам
  • Кто заботится о пенсионерах
  • Порядок предоставления
  • Кому услуги предоставляются
  • Кому откажут
  • Особые случаи
  • Правила оформления социального контракта
  • Условия
  • Нужно ли платить за услуги
  • Перечень документов
  • Обсуждение


Одна из важнейших функций государственной системы — это поддержка людей, не способных решить свои проблемы самостоятельно. Такая нужна одиноким престарелым гражданам, малоимущим семействам, сиротам и другим. В законе № 178-ФЗ от 17.07.1999 закреплено право любого человека обратиться в госорганы соцзащиты за помощью.

В зависимости от ситуации и доходов, она будет оказана на платной или безвозмездной основе. Так, социальная помощь на дому пожилым людям в большинстве случаев оказывается без взимания денег.

Чтобы стать получателем социальных услуг, гражданин обязан самостоятельно обратиться в госорган и предоставить документы, подтверждающие статус.

Что входит в социальную помощь

Лицам пожилого возраста оказывается поддержка через специализированные учреждения — территориальные центры. Размер и вид услуг зависит от нуждаемости заявителя. В частности, малоимущие люди могут рассчитывать на такие безмездные услуги:

-стационарное обслуживание в пансионатах, домах-интернатах и других специализированных учреждениях;

-срочные меры поддержки разового характера;

Новые методы государственной соцполитики построены на принципе комплексного обслуживания. На практике это означает, что клиент соццентра должен получить все возможные виды поддержки от специалиста:

-бытовые (при необходимости);

-по взаимодействию с госорганами;

-по медицинскому обслуживанию;

-по решению проблем психологического характера.

Причем взаимодействовать обслуживаемый на первом этапе должен только с соцработником. Последний становится для пожилого гражданина личным помощником в решении различных проблем. Для организации такой большой работы необходимо:

-создать мощные центры поддержки (проблемы у обслуживаемых лиц бывают самыми разнообразными);

-наладить взаимодействие соцработников с иными госслужбами и учреждениями.

На местном уровне территориальные центры плотно взаимодействуют с местной администрацией и органами самоуправления.

Какие услуги полагаются пенсионерам

Объем помощи нуждающемуся человеку определяется, исходя из потребностей. Например, если одинокий человек сильно болеет, то ему нужно продукты принести, уборку сделать, сопроводить в клинику и другое.

Получатель может рассчитывать на такой максимальный объем помощи:

-поддержка в бытовых вопросах:

-закупка продуктов и товаров первой необходимости (лекарств в том числе);

-уборка жилого помещения;

-проведение косметического ремонта;

-топка печи (если нет центрального отопления);

-подвоз питьевой воды при отсутствии водопровода;

-оплата коммунальных услуг и иных счетов;

-сопровождение к местам отдыха;

Важно: соцработник делает закупки и оплачивает счета за счет обслуживаемого лица.
Инвалидам уделяется особое внимание. Ведь эти люди зачастую не в состоянии самостоятельно провести гигиенические процедуры. Их поддерживает соцработник.

В его обязанности входит следующее:

-сопровождение подопечного в медучреждение;

-проведение гигиенических и иных процедур;

-поддержка при прохождении медико-социальной экспертизы, в том числе, по сбору и подаче необходимых документов;

Кто заботится о пенсионерах

В муниципальные образованиях работают центры социального обслуживания. Их может быть несколько, в том числе:

Согласно новым правилам, функция по заботе о престарелых людях может быть передана специализированному предприятию или индивидуальному предпринимателю. Таковые структуры финансируются из бюджета. Поэтому их деятельность должна быть лицензирована. Как правило, перечень структур, оказывающих поддержку нуждающимся, размещается на официальном портале муниципального образования.

Законодательством обязанность по организации поддержки нуждающихся лиц передана региональным властям. Следовательно, каждый субъект федерации по-своему решает организационные вопросы.

Для сведения: получить необходимую информацию нуждающийся гражданин может в:
- соцзащите;
- многофункциональном центре.

Порядок предоставления

Порядок оформления сотрудничества с целью предоставления/получения соцпомощи описан в статье 8.1 закона № 178-ФЗ от 17.07.1999. Между сторонами заключается контракт. В документе описываются такие важные моменты:

-время действия (от трех месяцев до года);

-перечень услуг и их объем;

-права и обязанности сторон;

-основания прекращения действия.

Инициатива по оформлению договоренности принадлежит гражданину. Претендент на соцпомощь должен самостоятельно заявить об этом в письменной форме. Госоргану дано десять дней на принятие решения. В случае если необходимо дополнительное обследование условий проживания претендента, ответ предоставляется через месяц.

Ответ на заявку придет:

-в общем случае через 10 дней;

-в некоторых ситуациях — через месяц.

Кому услуги предоставляются

Предприятию, оказывающее соцуслуги, законом дано право выбирать претендентов. Так, в обязательно порядке обслуживанию подлежат люди пенсионного возраста:

-женщины, отметившие 55-летний юбилей;

-мужчины после 60-летия;

-инвалиды любого возраста.

Для сведения: претендовать на соцсопровождение могут также сироты, малоимущие семейства, оказавшиеся в сложной ситуации, опекаемые и опекуны, иные категории граждан.

Кому откажут

Законом разрешено не предоставлять соцсопровождение потенциально опасным для здоровья окружающих лицам. К таковым в общем случае относятся:

-психические больные, склонные к агрессивному поведению;

-люди, страдающие: заразными заболеваниями, в том числе венерическими; туберкулезом открытой формы; имеющие зависимость: алкогольную и наркотическую.

В случае отсутствия свободных сотрудников предприятие также может отказать претенденту в соцсопровождении.

Особые случаи

В законе № 122 приведена норма, позволяющая поместить пожилого человека в стационарное учреждения. Процедура принятия такового решения следующая:

-если человек одинок, то требуется:

-его письменное согласие;

-либо решение суда;

-если имеет родственников, то с последних берется согласие.

В стационар помещают лиц, не способных самостоятельно передвигаться и ухаживать за собой.

Правила оформления социального контракта

В законе предусмотрено составление договора между соцслужбой и получателем услуг.

Алгоритм выработки условий документа таков:

1. Человек пишет заявку и предоставляет документы, подтверждающие необходимость сторонней заботы.

2. Пакет передается в соответствующее учреждение (зависит от региональных правил):

-территориальный или районный комплексный центр.

3. Документы рассматриваются комиссией. Орган вправе:

-затребовать дополнительную информацию у гражданина;

-провести обследование условий проживания;

-принять решение о заключении контракта или отказе.

4. Комиссия обязана:

-разработать программу решения заявленной проблемы;

-определить объем необходимой помощи;

-подготовить проект договора.

Условия

Контракт составляется между двумя сторонами:

-предприятием, предоставляющим подобные услуги;

-получателем: непосредственно пожилым человеком или его близкими лицами.

По законным нормам, договор действует до конца года. Потом следует принимать новое решение. Однако в случае с пенсионерами действие документа продлевается автоматически. Ведь проблемы получателя соцпомощи не исчезнут в течение одного периода.

Решение о продлении действия социального контракта принимает комиссия. Пенсионеру не нужно писать новое заявление и собирать справки.

Нужно ли платить за услуги

В законе определено, что получателями безвозмездной соцпомощи могут стать лица, имеющие маленький ежемесячный доход. Поступления семейства или одинокого пенсионера сравнивают с показателем прожиточного минимума, установленного для региона проживания. Если пенсия меньше, то денег с пожилого человека не возьмут.

Справка: пенсионное пособие большинства получателей доведено до показателя прожиточного минимума в регионе. Таковым лицам полагается соцсопровождение без взимания платы.

Кроме того, соцслужба не имеет права брать денег с других льготников. Полный перечень определяется региональными властями.

Как правило, в него включают:

-участников Великой Отечественной войны;

-лиц, перешагнувших 80-летний порог.

Остальные получатели соцпомощи обязаны платить за нее. При этом величина оплаты прописывается в контракте. Как правило, сумма не превышает 250,0 рублей в месяц.

Перечень документов

Претендент на соцпомощь должен подать заявление (составляется на бланке с помощью соцработника) и такие документы:

-паспорт и его копию;

-справку из Федеральной миграционной службы о месте прописки (или документ о собственности на жилье);

-справку о доходах (кроме пенсии);

-документ, подтверждающий льготы:

-удостоверение участника или инвалида ВОВ;

-справку об инвалидности;

-сведения из больницы о необходимости реабилитации (для инвалидов).

Представитель пенсионера обязан предоставить первый экземпляр доверенности. Кроме того, необходим документ, подтверждающий родственные связи. К примеру, ребенок пенсионера предоставляет свое свидетельство о рождении.

Подсказка: пенсионеры подают документ о дополнительных доходах. Информацию о размере пенсии госорган возьмет самостоятельно. К иным видам поступления могут относиться:

-доход от аренды собственности;

-авторские гонорары и другое.

Граждане пожилого возраста (пенсионеры) - граждане, достигшие возраста, установленного российским законодательством для назначения пенсии по старости.

Федеральным законом от 03.10.2018 N 350-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий” с 1 января 2019 года предусматривается поэтапное повышение пенсионного возраста, по достижении которого назначается страховая пенсия по старости. Увеличение пенсионного возраста будет плавным: предусматривается переходный период с 2019 по 2023 год по окончании которого возраст выхода на пенсию составит 65 и 60 лет (мужчины и женщины соответственно).

Меры социальной поддержки пенсионеров установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами", Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2007 г. N 343 "Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет", другими нормативно-правовыми актами и на федеральном уровне включают:

  • Индексация страховых пенсий
    • Осуществляется как мера компенсации инфляционных издержек неработающим пенсионерам.
    • Индексация пенсий работающим пенсионерам
  • Социальная доплата к пенсии
    • Предоставляется в таком размере, что общая сумма материального обеспечения пенсионера с учетом доплаты достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте РФ.
  • Социальная пенсия по старости
    • Устанавливается гражданам, достигшим в 2019 году возраста 65 лет 6 месяцев и 60 лет 6 месяцев (соответственно мужчины и женщины) и постоянно проживающим в Российской Федерации.
  • Увеличение размера пенсионного обеспечения после 80 лет
    • Предусмотрено законодательством по достижению 80-летнего возраста граждан, получающих страховую пенсию по старости.
  • Налоговые льготы пенсионерам
    • Предусмотрены Налоговым Кодексом РФ в отношении имущественного и земельного налогов.
  • Социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста
    • Предоставляется нуждающимся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению.

На региональном уровне устанавливаются дополнительные льготы пенсионерам, не относящимся к льготным категориям, которые финансируются региональными бюджетами.

В частности, в регионах пенсионерам предоставляется право на приобретение льготного ежемесячного проездного билета для проезда на всех видах наземного пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси и маршрутного такси).

Подробнее с региональными льготами пенсионерам можно ознакомиться в разделе "Меры социальной поддержки граждан и льготы в регионах" по своему региону проживания.

Экономист Жуковский: Пенсионная система России по сути — банкрот

В последнее время многие пенсионеры перестали получать социальные доплаты к пенсиям, которые когда-то были назначены им соцзащитой. А в ряде случаев некоторые пожилые люди и вовсе получают иски в суд, где им вменяется «неосновательное обогащение».

Социальные льготы имеют важное значение для человека, собирающегося выходить на пенсию. Большая часть привилегий для пенсионеров устанавливается местными властями. Депутат Госдумы Светлана Бессараб в интервью Федеральному агентству новостей назвала категорию граждан, которым положены федеральные льготы.

Смотрите также другие меры социальной поддержки

  • Меры социальной поддержки и льготы ветеранам
  • Меры социальной поддержки и льготы бывшим несовершеннолетним узникам фашизма
  • Меры социальной поддержки и льготы инвалидам
  • Меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС
  • Меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на ПО "Маяк"
  • Меры социальной поддержки граждан, пострадавших от ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне
  • Меры социальной поддержки граждан из подразделений особого риска
  • Меры социальной поддержки граждан, имеющих особые заслуги и выдающиеся достижения
  • Меры социальной поддержки и льготы донорам
  • Меры социальной поддержки и льготы многодетным семьям
  • Меры социальной поддержки и льготы семьям с детьми
  • Меры социальной поддержки и льготы детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей
  • Меры социальной поддержки и льготы матерям-одиночкам
  • Меры социальной поддержки и льготы малоимущим семьям
  • Меры социальной поддержки и льготы студентам
  • Меры социальной поддержки безработных граждан
  • Меры социальной поддержки жителей Крайнего Севера
  • Меры социальной поддержки вынужденных переселенцев
  • Меры социальной поддержки и льготы беженцам
  • Меры социальной поддержки и льготы детям войны
  • Меры социальной поддержки и льготы ветеранам боевых действий
  • Меры социальной поддержки и гарантии предпенсионерам
  • Меры социальной поддержки и льготы сельским жителям

Последние федеральные новости по соцподдержке

По поручению Генпрокурора Игоря Краснова прокуроры продолжают реагировать на нарушения жилищных прав ветеранов Великой Отечественной войны. В настоящее время организована проверка исполнения законодательства о социальной защите ветеранов в целом по стране.

Количество трудоустроенных инвалидов должно удвоиться к 2025 году. Хочу сказать, несмотря на то, что ситуация в этом отношении сдвинулась с мертвой точки, важно, чтобы и удобства для жизни, и обеспечение инвалидов работой развивались повсеместно у нас в стране.

Правительство утвердило общие требования к форме и содержанию социального сертификата на получение государственной (муниципальной) услуги в соцсфере. Постановление вступает в силу 4 декабря.

Книги по социальной поддержке

В пособии представлены рекомендательные и технологические материалы, необходимые в практической деятельности работникам образования среди детей и подростков социально опасного поведения и методики социально-педагогической работы с их родителями. Предлагаемые модели взаимодействия построены с учетом положений ФГОС на основе координации усилий педагогов, психологов, родителей, специалистов.

Социальная физика - это новая общественная наука, которая математическими методами изучает влияние информационного потока на человеческое поведение. Изощренная методика изучения "хлебных крошек", которые мы оставляем за собой в интернете, дает.

§ 2. Основные направления социальной защиты пожилых людей в Российской Федерации.

Важнейшая задача системы социальной защиты в Российской Федерации в настоящее время – поддержание уровня жизни пожилых людей и содействие их адаптации к последствиям рыночной экономики.

Социальная защита пожилых людей включает в себя все юридические и практические действия в интересах данной социальной группы и состоит из таких составляющих, как профилактика, поддержка и представительство.

Профилактика имеет своей целью сохранить благосостояние пожилого человека, уменьшив или устранив факторы риска, и тем самым предотвратить его помещение в стационарные учреждения социального обслуживания.

Поддержка представляет собой помощь, необходимую пожилым людям для сохранения максимально возможного уровня самостоятельности.

Представительство – это защита интересов пожилых людей, признанных недееспособными, от их имени, для оказания необходимой им помощи[1].

В конце 90-х годов в система социальной защиты нашей страны функционировало более 1000 стационарных учреждений для лиц пожилого возраста и инвалидов, более 700 центров социального обслуживания, 900 отделений социальной помощи на дому, а также ряд других учреждений социальной помощи (психолого-педагогической, экстренной психологической помощи и др.).Существенное значение в условиях кризисной обстановки в нашей стране имеет адресная социальная защита пожилых людей, которая оказывается в первую очередь наиболее нуждающимся: одиноким пенсионерам, инвалидам, престарелым, старше 80 лет.[2]

Традиционно в нашем обществе сложилось три направления деятельности органов социальной защиты пожилых людей: социальная помощь, социальное обслуживание и организация пенсионного обеспечения.

1. Социальная помощь – это система экстренных действий, мер по устранению или смягчению острых кризисных ситуаций, в которые попадают как отдельные граждане, так и социальные группы и категории людей.

Социальная помощь пожилым людям – это обеспечение в денежной и натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставленных с учётом законодательно установленных государством гарантий по социальному обеспечению. Социальная помощь имеет характер периодических и единовременных выплат к пенсиям и пособиям, натуральных выдач и услуг в целях оказания адресной, дифференцированной поддержки нуждающимся категориям пожилых людей, ликвидации или нейтрализации критических жизненных ситуаций, вызываемых неблагоприятными социально-экономическими условиями[3].

Срочная социальная помощь пожилым людям – это оказание помощи разового характера остро нуждающимся пожилым людям. Она может включать обеспечение бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами; обеспечение одеждой, обувью, предметами первой необходимости; разовое оказание материальной помощи; содействие в получении временного жилья; оказание экстренной психологической или юридической помощи. Срочная социальная помощь по преимуществу носит адресный характер.

2. Социальное обслуживание пожилых людей – это совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста в домашних условиях или специализированных государственных и муниципальных учреждениях. Оно включает в себя социально-бытовую помощь и морально-психологическую поддержку[4].

Государство гарантирует пожилым людям возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии.

К середине 1993 г. в Российской Федерации сложились несколько моделей социального обслуживания, которые были оформлены законом РФ от 2.08.1995 «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». Согласно этому закону, система социального обслуживания основана на использовании и развитии всех форм собственности и включает государственный, муниципальный и негосударственный секторы социального обслуживания.

Государственный сектор социального обслуживания состоит из органов управления социальным обслуживанием РФ, органов социального обслуживания субъектов РФ, а также учреждений социального обслуживания, находящихся в федеральной собственности и собственности субъектов федерации.

Муниципальный сектор социального обслуживания включает органы управления социальным обслуживанием и учреждения муниципального подчинения, предоставляющие социальные услуги. Муниципальные центры социального обслуживания являются основной формой социальной работы муниципального сектора, они создаются органами местного самоуправления на подведомственных территориях и находятся в их ведении. Муниципальные центры социального обслуживания осуществляют организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию различных видов социальных услуг.

В задачи муниципального сектора социально обслуживания входят:

- выявление пожилых людей, нуждающихся в социальной поддержке;

- предоставления различных социально-бытовых услуг разового или постоянного характера;

- анализ социально-бытового обслуживания лиц пожилого возраста;

- привлечение различных государственных и негосударственных структур к решению вопросов оказания социально-бытовой, медико-социальной, психологической и юридической помощи пожилым людям[5].

Анализ основных направлений деятельности муниципальных центров социального обслуживания свидетельствует о том, что данная модель социального обслуживания пожилых людей получила наибольшее распространение и признаётся наиболее типичной.

Негосударственный сектор социального обслуживания объединяет соответствующие учреждения, по форме собственности не относящиеся к государственным или муниципальным, а также лиц, осуществляющих частную деятельность в сфере социального обслуживания. К данному сектору относятся общественные объединения, профессиональные ассоциации, благотворительные и религиозные организации, деятельность которых связана с социальным обслуживанием пожилых людей.

Государством разработаны федеральный и территориальный перечни гарантированных социальных услуг. Федеральный перечень гарантированных социальных услуг является базовым, определяется Правительством РФ и ежегодно пересматривается; при этом сокращение объёма гарантированных государством социальных услуг не допускается. На основе федерального перечня социальных услуг устанавливается территориальный перечень, также гарантированный государством. Этот перечень утверждается органом исполнительной власти субъекта РФ с учётом потребностей населения, проживающего на данной территории.

Право на социальное обслуживание имеют женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет, нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой способности самостоятельно удовлетворять свои собственные жизненные потребности.

При получении социальных услуг пожилые люди имеют право на:

- уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений социального обслуживания;

- выбор учреждения и формы социального обслуживания в порядке, установленном федеральным органом социальной защиты населения и органов социальной защиты субъектов РФ;

- информацию о своих правах, обязанностях, формах и условиях оказания социальных услуг;

- согласие на социальное обслуживание;

- отказ от социального обслуживания;

- конфиденциальность информации личного характера;

- защиту своих прав и законных интересов, в том числе в судебном порядке[6].

Социальное обслуживание пожилых людей включает в себя стационарные, полустационарные и нестационарные формы.

К стационарным формам социального обслуживания относятся пансионаты для ветеранов труда и ВОВ, инвалидов, отдельных профессиональных категорий престарелых (артистов и др.); специальные дома для одиноких и бездетных супружеских пар с комплексом служб социально-бытового назначения; специализированные дома-интернаты для бывших заключённых, достигших старческого возраста.

Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи пожилым гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении.

Полустационарные формы социального обслуживания включают в себя отделения дневного и ночного пребывания, реабилитационные центры, медико-социальные отделения.

К нестационарным формам социального обслуживания относится социальное обслуживание на дому, срочное социальное обслуживание, социально-консультативная помощь, социально-психологическая помощь[7].

Одной из новых форм нестационарного обслуживания одиноких пожилых людей, проживающих в отдалённых и малонаселённых пунктах, является организация так называемых поездов милосердия. В их составе врачи различных специальностей, социальные работники. Они оакзывают разнообразную помощь: медицинскую, социальную, бытовую, консультативную и т.д.[8]

Социальное обслуживание пожилых людей может быть постоянным или временным в зависимости от их желания. Оно может быть полностью бесплатным, частично или полностью платным в зависимости от вида обслуживания и уровня благосостояния клиента.

3. Организация пенсионного обеспечения.

В Российской Федерации все граждане, достигшие определённого возраста (для женщин – 55 лет, для мужчин – 60 лет), имеют право на получение пенсии. Проблема пенсионного обеспечения граждан России касается многих социальных и возрастных групп, однако, в данной работе мы коснёмся только тех основных аспектов пенсионного обеспечения, которые непосредственно ориентированы на людей старшего поколения, получающих материальную поддержку от государства в силу достижения определённого законом возраста.

С 1 января 2001г. в Росси вступил в действие новый закон о пенсионном обеспечении российских граждан[9]. Согласно этому закону в России вводится новая схема пенсионного обеспечения, которая предусматривает три основных вида пенсии: базовая, страховая и накопительная.

Базовая пенсия начисляется всем гражданам России, достигшим пенсионного возраста, независимо от стажа и величины предыдущей заработной платы последних. Размер базовой пенсии строго фиксирован и определяется Правительством РФ совместно с Пенсионным фондом РФ. На сегодняшний день размер базовой пенсии составляет 450 рулей, это тот предельный минимум размера пенсии, на который может рассчитывать любой гражданин России, достигший пенсионного возраста. В идеале перед Правительством РФ стоит задача довести размер базовой пенсии до реального размера прожиточного минимума в нашей стране.

Страховая пенсия – эта та часть пенсионного обеспечения пожилых российских граждан, которая начисляется из расчета, включающего анализ величины трудового стажа, величины заработной платы и наличия определённых льгот (например, надбавки за годы трудового стажа сверх установленной государством нормы, за наличие звания ветерана или участника ВОВ, за наличие инвалидности той или иной группы и т.п.). Величина этого вида пенсии может сильно различаться у разных людей.

В соответствии с порядком начисления пенсии, её размер формируется на основе двух составляющих: индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП) и среднемесячной заработной платы в Российской Федерации. Именно ИКП рассчитывается исходя из общей продолжительности трудового стажа и величины заработка, а использование при исчислении пенсии по данному порядку среднемесячной заработной платы в стране обеспечивает соответствие размера пенсии уровню оплаты труда в Российской Федерации.

Новый порядок исчисления пенсий не заменяет порядок, предусмотренный Законом РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 года – оба порядка действуют параллельно. При этом неработающие пенсионеры имеют право выбирать по какой схеме они предпочитают, чтобы им начислили пенсию.

Накопительная пенсия – это новый вид пенсионного обеспечения, который предполагает личное участие работающего человека в формировании размера своей будущей пенсии. Смысл этого нововведения заключается в том, что каждый работающий человек имеет право на добровольной основе из своей заработной платы откладывать дополнительную сумму на специальный счёт в государственном или в каком-либо другом коммерческом пенсионном фонде с целью при достижении пенсионного возраста обеспечить себе дополнительную прибавку к той сумме, которая ему будет начислена государством в базовой и страховой пенсиях. К сожалению, сегодняшние пенсионеры не имеют возможности воспользоваться этим видом пенсионного обеспечения, поскольку ещё не имели возможности накопить необходимые средства за недостатком времени.

В соответствии с вышеупомянутым законом с 1 января 2001 г. вводится персонифицированный учёт сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации, который предполагает выдачу каждому работающему человеку специального документа, подтверждающего, что на него в Пенсионном фонде открыт специальный индивидуальный счет, на котором будут аккумулироваться средства, из которых по достижении им пенсионного возраста ему будет выплачиваться государственная пенсия. Однако это, опять же, касается только тех граждан, которым ещё только предстоит стать пенсионерами.

Общая сумма, на которую может рассчитывать современный пожилой российский гражданин на сегодняшний день, формируется из двух частей: базовой пенсии и страховой пенсии. Поскольку страховая пенсия зависит от прошлых стажа и заработка пожилого человека, то при отсутствии документов, подтверждающих эти факты или подтверждающих незначительные их размеры, величина пенсии данного человека не будет кардинально отличаться от базовой пенсии и, соответственно, не будет обеспечивать даже самого минимального уровня жизни пожилого человека. Этот важный момент часто приводит к несправедливо малому размеру начисленной пенсии (например, для людей всю свою жизнь проработавших в советских колхозах, где в силу определённых экономических, и политических условий, традиций и особенностей того времени заработная плата на селе либо не выплачивалась в денежной форме (работа за трудодни или за продпаёк), либо была сильно занижена).

Кроме этого, в течение всего периода существования постсоветского общества, наблюдаются частые сбои в соблюдении сроков сбора необходимых средств финансовыми структурами Пенсионного фонда РФ, что, соответственно, приводит к несвоевременной выплате пенсий.

Социологические исследования, проведённые в нашей стране, показали, что основными направлениями обеспечения благосостояния пожилых людей (по их мнению) являются: повышение пенсий, совершенствование пенсионного обеспечения, развитие услуг по уходу за ними на дому, увеличение числа домов престарелых и улучшение условий проживания в них.[10]

Таким образом, перед Правительством РФ и Пенсионным фондом РФ на сегодняшний день стоит три основных задачи:

- увеличить базовый размер пенсии, который не должен быть меньше, чем прожиточный минимум;

- отрегулировать методику начисления страховой пенсии;

- повысить эффективность работы государства и Пенсионного фонда РФ в области аккумулирования и распределения денежных средств для обеспечения достойной жизни пожилых людей.

В заключение необходимо отметить, что на сегодняшний день в нашей стране наметилась тенденция к улучшению ситуации в области пенсионного обеспечения пожилых людей. В отличие от ситуации прошлых лет, когда размер пенсии был в несколько раз меньше реального прожиточного минимума, сегодняшний средний по России размер пенсии растёт быстрее, чем инфляция и уже примерно сравнялся с прожиточным минимумом.

[1] Основы социальной работы. Учебник. / Под ред. П.Д. Павленка. М., 2001.; Социальная работа с пожилыми людьми. МГСУ. М., 1995.; Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие. М., 2002.

[2] Основы социальной работы. Учебник. / Под ред. П.Д. Павленка. М., 2001.

[3] Киселёв С.Г. О некоторых вопросах организации социальной защиты пожилых людей в Российской Федерации. Самара 1996.

[4] Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология: Учебное пособие. М., 1999.

[5] Основы социальной работы. Учебник. / Под ред. П.Д. Павленка. М., 2001.

[6] Технологии социальной работы: Учебник. / Под ред. Е.И. Холостовой. М., 2001.

[7] Основы социальной работы. Учебник. / Под ред. П.Д. Павленка. М., 2001.; Социальная работа: теория и практика. Учебное пособие. / Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. М., 2001.

[8] Основы социальной работы. Учебник. / Под ред. П.Д. Павленка. М., 2001.

[9] Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001.

[10] Основы социальной работы. Учебник. / Под ред. П.Д. Павленка. М., 2001.

Читайте также: