Основные принципы осуществления обязательного пенсионного страхования

Система обязательного пенсионного страхования (ОПС) начала работать в Российской Федерации с 2002 г. Она основывается на принципе страхования – будущее пенсионное обеспечение граждан образуется благодаря суммам, которые вносит наниматель в ПФР за собственных сотрудников.

Что такое обязательное пенсионное страхование

Бесплатно по России

ОПС представляет собой систему мер, которые предприняты государством для обеспечения трудоустроенным россиянам частичного возмещения потерянного дохода после достижения соответствующего возраста.

Россияне, которые заключили договор ОПС, считаются застрахованными гражданами. Когда они получают установленные законодательно основания для получения пенсии, ПФР предоставляет им пенсионное обеспечение.


Принципы ОПС в России

Система действует, базируясь на определенных принципах. Следуя им, государство обеспечивает ей устойчивость и эффективность:

  • ОПС доступно для всех россиян, независимо от их положения в обществе;
  • государство гарантирует, что интересы всех застрахованных лиц будут соблюдены;
  • правительство постоянно контролирует, как работает ОПС;
  • работодатели обязаны регулярно вносить платежи за собственных работников;
  • государство отвечает за то, чтобы финансы системы ОПС были использованы рационально и по назначению;
  • ОПС подчинено интересам правительства и граждан;
  • ОПС обеспечивает достойный уровень жизни ушедшим на пенсию по старости людям;
  • пенсионное обеспечение и суммарные взносы – равнозначные величины;
  • возвратность денежных средств, накопленных гражданином в системе ОПС;
  • страховые взносы учитываются индивидуально для каждого гражданина.

Основные понятия и субъекты

Основные понятия, связанные с ОПС:

  1. Обязательное страховое обеспечение – выполнение ПФР собственных обязательств перед застрахованным гражданином при наступлении страхового случая путем предоставления страхового/накопительного пенсионного обеспечения.
  2. Средства ОПС – деньги, управляемые ПФР по ОПС.
  3. Бюджет ПФР – форма образования и расхода денег на цели ОПС в РФ.
  4. Обязательные платежи – суммы, вносимые работодателем на ОПС.

В системе ОПС участвуют:

  1. Застрахованными лицами являются люди, которые имеют СНИЛС. Это могут быть граждане, которые:
  • работают по трудовому либо гражданско-правовому договору;
  • сами обеспечивают себя работой. Сюда относятся бизнесмены, юристы, фермеры, нотариусы;
  • работают за границей, однако вносят платежи в ПФР.

СНИЛС – пластиковая карта зеленого цвета, на которой написана информация об обладателе и идентификатор счета в ПФР. Раньше документ выдавался при визите в ПФР либо при 1-м официальном устройстве на работу. Теперь СНИЛС перестали выдавать, данные о застрахованных лицах заносятся в электронную базу.

  1. Страхователи – сторона, делающая взносы в ПФР за собственных сотрудников в счет их будущего пенсионного обеспечения. Сюда относятся наниматели: юрлица, ИП, физлица. Страхователи располагают правом на:
  • получение нужной информации у страховщиков, если она касается работы ОПС;
  • защиту имеющихся прав в суде;
  • перевод дополнительных средств собственным работникам на формирование накопительного пенсионного обеспечения;
  • принятие участия в управлении системой.

В обязанности страхователя входит регистрироваться в законодательно определенном порядке, своевременно перечислять денежные средства в пенсионный фонд.

  1. Страховщики – сторона, управляющая деньгами в государственном фонде. Сюда относятся ПФР и НПФ. Страховщики вправе:
  • контролировать остальных субъектов, требовать устранения нарушений;
  • обмениваться данными с учреждениями ФНС;
  • распоряжаться денежными средствами пенсионного фонда.

Страховщики должны назначать, рассчитывать и выплачивать пенсионное обеспечение застрахованным гражданам. Выполнение обязательств пенсионным фондом гарантируется самим государством.


Правовое регулирование

Работа системы регулируется Конституцией России, а также такими федеральными законами (ФЗ):

  • «Об ОПС в РФ»;
  • «Об основах обязательного социального страхования»;
  • «О страховых взносах в ПФР, Фонд соцстрахования РФ, Федеральный фонд ОМС и территориальные фонды ОМС»;
  • «О трудовом пенсионном обеспечении в РФ»;
  • «Об индивидуальном учете в системе ОПС».

Главные функции

Для реализации глобальных целей, которые поставлены перед системой ОПС РФ, данная система:

  • формирует список застрахованных граждан;
  • индивидуально учитывает платежи, которые поступают в ПФР;
  • анализирует опыт других стран в формировании пенсий;
  • назначает и контролирует выплаты пенсий;
  • выдает материнские сертификаты;
  • упорядоченно взаимодействует со страхователями;
  • эффективно управляет денежными средствами ПФР.

Виды пенсий

В системе ОПС Российской Федерации предусмотрено 4 типа пенсионного обеспечения:

  1. Страховое – ежемесячно выплачивается россиянам, чтобы компенсировать им зарплату либо иной доход, который был утрачен после достижения установленного возраста.
  2. По государственному обеспечению – отличается от страхового тем, что выплачивается за выслугу лет военнослужащим, космонавтам, чиновникам.
  3. Накопительное – формируется за счет платежей нанимателей в ПФР и прибыли, полученной от инвестирования взносов страхователей в различные проекты.
  4. Добровольное – выплачивается НПФ, обычно взносы в фонд делает сам гражданин, а не его работодатель.

Программа накопительного пенсионного обеспечения в системе ОПС

Накопительное пенсионное обеспечение выплачивается раз в месяц до конца жизни застрахованного лица, формируется благодаря взносам нанимателей и доходу от инвестирования этих средств. Формирование такой пенсии доступно россиянам, родившимся после 1967 г. и сделавшим выбор в пользу накопительного пенсионного обеспечения.

Россияне, родившиеся после 1967 г., в пользу которых страховые взносы станут делаться нанимателями в 1-й раз только с 2014 г., могут выбрать тип своего пенсионного обеспечения (формировать лишь страховое пенсионное обеспечение либо еще и накопительное) в течение 5 лет с даты, когда был сделан 1-й страховой взнос.


У россиян, родившихся до 1967 г., накопительная пенсия может формироваться лишь за счет добровольных платежей в рамках госпрограммы софинансирования пенсионных накоплений. Кроме того, россияне могут направлять средства маткапитала на накопительное пенсионное обеспечение. Если россиянин трудоустроен, страховые платежи на ОПС идут только на увеличение страхового пенсионного обеспечения.

Величина накопительной части определяется при учете ожидаемого периода выплаты с 2019 г. (21 год, то есть 252 месяца). Для расчета ежемесячно предоставляемой пенсии нужно размер накопительной части поделить на 252 месяца. Ежемесячная выплата будет больше, если оформить пенсию позже. К примеру, если оформить пенсию на 12 месяцев позже, размер накопительной части будет делиться на 240, а не на 252 (252 — 12 = 240).

Источники пенсионного страхования

Источники финансирования ПФР таковы:

  • страховые платежи нанимателей;
  • страховые платежи россиян, которые занимаются индивидуальной трудовой деятельностью;
  • страховые платежи остальных групп трудоустроенных россиян;
  • перечисления из российской казны на предоставление пенсионного обеспечения служащим армии, их родственникам и людям, которые приравнены к ним;
  • деньги, которые возмещает ПФР госфонд занятости населения России по причине оформления досрочного пенсионного обеспечения нетрудоустроенным гражданам;
  • добровольно осуществляемые юрлицами и физлицами платежи;
  • прибыль от работы ПФР.

Деньги ПФР используются для того, чтобы:

  • выплачивать трудовое пенсионное обеспечение, в том числе россиянам, которые выезжают за границу;
  • компенсировать утраченный доход гражданам, которые ухаживают за неработоспособными лицами;
  • повышать пенсионное обеспечение лицам, участвовавшим в Великой Отечественной войне;
  • предоставлять выплаты лицам, ухаживающим за детьми;
  • оказывать материальную поддержку старым и неработоспособным людям;
  • предоставлять выплаты на погребение;
  • финансировать работу ПФР и его учреждений.

Органы, осуществляющие ОПС

ОПС в Российской Федерации осуществляют следующие государственные органы:

  • ПФР;
  • Фонд соцстрахования;
  • Федеральный фонд ОМС.

Для регистрации в системе требуется составить анкету, подписать ее. Анкета подается в учреждение ПФР непосредственно заявителем или его нанимателем.

Также заявление возможно предоставить в МФЦ. Понадобится предоставить документ, который удостоверяет личность (общегражданский паспорт). Если заявление отправляется через почтовую службу, требуется заверить его и ксерокопии прилагаемых бумаг у нотариуса.

Иностранцам для постановки на учет в системе ОПС требуется подготовить перевод своего паспорта, который заверен в нотариальной конторе. Также им понадобится предъявить бумагу, которая подтверждает наличие прописки и права на нахождение в Российской Федерации. Обычно данным документом служит вид на жительство. Если бумаги подаются при личном визите в государственное учреждение, постановка гражданина на учет осуществляется сразу же.


Теперь вам известно, как работает система ОПС в России. Чтобы она работала эффективно, нужно достичь равномерного распределения нагрузки между теми, кто делает взносы, и теми, кто получает пенсии. Лишь в таком случае можно обеспечить эффективную и продуктивную работу системы ОПС.

Полезное видео

Интересная информация о самозанятых в системе ОПС в видео:

До 2002 года пенсионная система России была построена на распределительном принципе «солидарности поколении», когда пенсионеры получали пенсию за счет отчислений работающего, экономически активного населения. Этот принцип работает, когда на 1 пенсионера приходится 5-6 работающих граждан: размер пенсии почти ничем не отличается от размера заработной платы.

Постепенно распределительная система утратила свою эффективность: на фоне демографического спада, старения населения и снижения рождаемости вместо 6 работающих граждан на 1 пенсионера осталось только 2, и эта цифра постепенно уменьшается.

Такая ситуация требовала решения. Им стала пенсионная реформа, которая, сохранив все права пенсионеров, сделала работающих россиян активными участниками процесса формирования их будущего пенсионного капитала: теперь, благодаря введенной накопительной составляющей, каждый может повлиять на размер будущей трудовой пенсии.

Такая ситуация требовала решения. Им стала пенсионная реформа, которая, сохранив все права пенсионеров, сделала работающих россиян активными участниками процесса формирования их будущего пенсионного капитала: теперь, благодаря введенной накопительной составляющей, каждый может повлиять на размер будущей трудовой пенсии.

Современная пенсионная система основана на принципе обязательного пенсионного страхования и, начиная с 01 января 2002 года, каждый гражданин России стал застрахованным лицом, а его работодатель – страхователем, обязанным уплачивать в Пенсионный фонд РФ (ПФР) страховые взносы за каждого своего работника.

ТРУДОВАЯ ПЕНСИЯ СЕГОДНЯ

Сегодня трудовая пенсия состоит из двух частей: страховой и накопительной, и полностью формируется за счет средств работодателя – страховых взносов во внебюджетные фонды от Фонда оплаты труда. Из заработной платы работника удержаний нет.

Страховая – индивидуальна для каждого. Рассчитывается исходя из суммы страховых взносов, поступивших от Вашего работодателя на Ваш индивидуальный лицевой счет в Пенсионный фонд РФ (ПФР). Имеет условно-постоянную часть – «фиксированный базовый размер». С 01.04.2012 г - 3286 рублей. Страховая часть индексируется государством.

Накопительная – формируется за счет страховых взносов, уплачиваемых Вашим работодателем ежемесячно. Средства накопительной части в обязательном порядке инвестируются. Ежегодно инвестиционный доход присоединяется к пенсионным взносам, увеличивая размер пенсионных накоплений. Чем больше у Вас пенсионных накоплений, тем больше Ваша будущая накопительная пенсия.

Начиная с 2004 года любой гражданин России, имеющий средства на накопительной части трудовой пенсии, может отказаться от услуг ПФР как страховщика и перевести пенсионные накопления в негосударственный пенсионный фонд. Страховая часть пенсии при этом по-прежнему остается у государства и выплачивается исключительно Пенсионным фондом РФ.

Важно инвестировать средства пенсионных накоплений таким образом, чтобы доход от их размещения превышал уровень инфляции в стране!

ИСХОДЯ ИЗ СУММЫ ВЗНОСОВ, ЗАФИКСИРОВАННЫХ НА ВАШЕМ ИНДИВИДУАЛЬНОМ ЛИЦЕВОМ СЧЕТЕ В ПФР, БУДЕТ РАССЧИТЫВАТЬСЯ И ВЫПЛАЧИВАТЬСЯ ВАША БУДУЩАЯ ТРУДОВАЯ ПЕНСИЯ.

ПРАВОПРЕЕМСТВО (НАСЛЕДОВАНИЕ)

В случае смерти застрахованного лица на этапе накопления (то есть до назначения и выплаты ему накопительной части трудовой пенсии) средства его пенсионных накоплений подлежат единовременной выплате правопреемнику/ам (то есть наследуются).

Правопреемниками выступают либо лица, указанные застрахованным в соответствующем заявлении к договору об обязательном пенсионном страховании. Если застрахованное лицо не указало правопреемников, ими становятся родственники первой очереди (супруги, дети, родители), а при отсутствии таковых – родственники второй очереди (братья, сестры, дедушки, бабушки, внуки).

Важно знать
Лица, получающие государственную пенсию, но продолжающие работать (например, военные пенсионеры), по достижении общегражданского пенсионного возраста имеют право обратиться также и за назначением им страховой и накопительной частей трудовой пенсии (то есть в дополнение к уже получаемой государственной пенсии).

Пенсия (от лат. pension - платеж) означает ежемесячные денежные выплаты, предназначенные для компенсации гражданам заработка (дохода), утраченного в связи с достижением установленного законом возраста, наступлением инвалидности, потерей кормильца, а также по другим основаниям.

Н.Дмитриевская подчеркивает огромное значение пенсионного обеспечения для формирования нормального психологического настроя в обществе: «Если пенсия не обеспечивает даже прожиточного минимума, она воспринимается негативно, вызывая обиду за свой нередко героический труд в прошлом, зависть к тем, кто получает большие пенсии. В обществе это способствует созданию негативного климата, нейтрализующего положительные эмоции и настроения». По мнению В.Роика, система социального страхования, которую «без всякой натяжки можно сравнить с нервной системой общественного организма. чутко реагирующего на его потребности в защите», играет важную роль в обеспечении стабильности общества, являясь «мощным механизмом достижения социального согласия».

Политическая функция пенсионного страхования заключается в обеспечении достойной жизни каждому гражданину и по завершении трудовой деятельности, что способствует установлению социального мира, подавлению антагонистических настроений в социуме.

Основным видом пенсионного страхования признано обязательное страхование, предполагающее обязательность целевых отчислений из заработка (дохода) экономически активного населения (страховые взносы). Принудительный характер уплаты таких взносов может обеспечить только государство на основе закона, и только оно может гарантировать как уровень пенсий, так и регулярность их выплаты. Но при этом страховые взносы не являются доходами государства. Они имеют целевое назначение, предназначены исключительно для выплаты пенсий.

Также следует дополнительно выделить еще два института пенсионного обеспечения – личное добровольное страхование пенсии, а также обязательное социальное страхование всех лиц наемного труда и самозанятого населения.

В своей работе я рассмотрю основные принципы и модели обязательного пенсионного страхования, а также пенсионные модели стран с развитой рыночной и переходной экономикой.

Функционирование обязательного пенсионного страхования основывается на реализации страховых принципов, как общих для всей системы обязательного социального страхования, так и специфических, применимых только к пенсионному обеспечению.

Основными принципами обязательного социального страхования, являются:

  • устойчивость финансовой системы обязательного социально-, го страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности' страхового обеспечения и страховых взносов;
  • всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;
  • государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
  • государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
  • паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
  • обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;
  • ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
  • обеспечение надзора и общественного контроля;
  • автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

К важнейшим принципам пенсионного страхования, принятым международным сообществом, относятся следующие:

  • всеобщий и обязательный характер пенсионного страхования; доступность в реализации социальных гарантий; обеспечение права на пенсионное страхование;
  • сочетание обязательного и добровольного видов пенсионного страхования;
  • равноправие и многообразие форм;
  • обеспечение необходимого уровня пенсионного страхования;
  • предоставление права самим работникам влиять на уровень пенсионного страхования;
  • реализация потребности в широком привлечении различных финансовых источников;
  • обеспечение государственных гарантий стабильности пенсионного страхования, поддержание уровня жизни пенсионеров (осовременивание пенсий путем сохранения покупательной способности начисленной пенсии в течение всего периода жизни);
  • обязательность финансового участия застрахованных лиц и работодателей;
  • привлечение в необходимых случаях государственных субсидий;
  • обеспечение предоставления застрахованным лицам различных видов пенсий;
  • заинтересованность в привлечении всего экономически активного населения для участия в пенсионном страховании;
  • равенство всех застрахованных с точки зрения выполнения обязательств по финансированию пенсионных выплат и приобретаемых в результате прав и гарантий;
  • создание правовых и организационных возможностей пенсионного страхования всех трудящихся и членов их семей во всех непредвиденных обстоятельствах, угрожающих здоровью или потере доходов;
  • особый порядок содержания средств на выплату пенсий, автономность от государственного бюджета;
  • контроль за использованием средств на выплату пенсий через представителей страхователей и застрахованных.

Как было отмечено выше важнейшим принципом пенсионного страхования является поддержание стабильного уровня пенсий, защита их от инфляционных процессов. Главный способ такой защиты - индексации пенсий. Применяется систематическая (автоматическая) индексация, индексация в принципе, разовая индексация.

Систематическая (автоматическая) индексация увязывается либо с увеличением цен, либо с изменением среднего размера оплаты труда, либо с динамикой обоих факторов.

Индексация в принципе означает, что государство признает необходимость индексации пенсии, но законодательно не устанавливает сроки и критерии ее осуществления.

Разовая индексация является необходимой мерой в условиях значительного снижения покупательной способности пенсий. Источниками средств для индексации пенсий являются увеличение величины страховых взносов, введение специальных взносов, налоговые поступления, доходы от инвестирования свободных средств пенсионных фондов, специальные правительственные субсидии, возрастание объемов страховых взносов в результате увеличения величины заработной платы. Обычно используются различные комбинации этих методов.

2.1. Распределительная и накопительная модели пенсионного страхования. Их преимущества и недостатки.

На современном этапе в мировой практике преобладают две гипотетические модели построения пенсионных систем распределительная (солидарная) и накопительная (сберегательная).

В солидарно-распределительной схеме (распространена в странах Европы и Северной Америки) размер пенсии зависит от страхового стажа, уровня оплаты труда и суммы страховых взносов. Пенсия формируется по принципу «последующее поколение финансирует предыдущее» собранные страховые взносы, уплачиваемые работодателями и гражданами, расходуются на выплату пенсий в текущем периоде, в связи с чем уровень благополучия пенсионеров полностью зависит от экономического положения работающих граждан. Эффективность данной модели зависит от соотношения коэффициента поддержки и динамики реальной заработной платы. В случае снижения коэффициента поддержки, при одновременном пропорциональном росте заработной платы ставки взносов и размер пенсии остаются неизменными. Но как правило ухудшение коэффициента поддержки выводит систему из равновесия. В долгосрочной перспективе под влиянием общемировой демографической тенденции старения населения государственные программы, основанные на распределительном принципе финансирования, оказываются в состоянии финансового кризиса, а в некоторых случаях становятся неплатежеспособными. Пенсия в распределительных системах имеет социальную природу, и ее выплата гарантируется государством. Существует два вида распределительных пенсионных систем: одноуровневая и двухуровневая. Двухуровневая включает в себя базовую пенсию – национальную минимальную пенсию, которая устанавливается в фиксированной сумме вне зависимости от стажа и заработка застрахованного, и страховую пенсию – профессиональную пенсию, размер которой определяется в пропорции к заработку и зависит от трудового стажа. Одноуровневая система включает лишь страховую пенсию. К сильным сторонам распределительной модели обязательного пенсионного страхования следует отнести:

  • законодательное закрепление за страхователями обязанности по внесению страховых взносов на пенсионные нужды;
  • сохранность финансовых средств, обеспечиваемую автономностью фондов страхования, целевой характер поступления и расходования финансовых ресурсов пенсионного страхования, подконтрольность функционирования пенсионной системы государству;
  • неотчуждаемое по закону и реализуемое на основании принципа солидарности поколений право застрахованных на получение страховых сумм при наступлении страховых случаев;
  • наиболее дешевый, понятный и прозрачный для населения способ формирования пенсий (массовый характер участия в страховании работающих);
  • высокий уровень замещения заработков

Основным недостатком модели является невозможность создания справедливой системы расчета накопленных пенсионных прав и, соответственно, точного расчета адекватной суммы долгосрочных государственных обязательств в виде пожизненной трудовой пенсии.

Накопительная модель является полной противоположностью распределительной. страховые взносы работника в течение всей его трудовой жизни направляются на персонифицированный пенсионный счет в финансово-кредитной организации, владеющей специальным разрешением (лицензией) на осуществление деятельности по инвестированию пенсионных накоплений в денежно-кредитные инструменты и фондовые ценности в целях их приумножения. Накопленный таким образом пенсионный капитал в его номинальном объеме выплачивается застрахованному лицу в зависимости от установленного способа распределения аккумулированных средств и инвестиционного дохода на весь период дожития получателя пенсии. Зачастую условия данной схемы предусматривают также возможность единовременной выплаты накопленных средств без их конверсии в пожизненную ренту. Необходимое условие функционирования обязательной накопительной системы - наличие устойчивого источника финансирования у всех застрахованных. Функция государства в данной системе сводится к контролю за деятельностью пенсионных фондов и управляющих компаний. Наиболее широкое распространение накопительные пенсионные модели получили в странах Латинской Америки и Азии.

В силу ряда существенных преимуществ накопительного страхования (независимость от политических решений об условиях назначения и порядке выплаты государственных пенсий, гибкий механизм управления пенсионным капиталом, дифференциация размеров пенсий в зависимости от величины накоплений и эффективности их инвестирования) по сравнению с распределительной системой отдельные страны переходят к накопительной пенсионной модели. Она в большей степени соответствует условиям рыночного хозяйствования и дает возможность использовать пенсионные накопления граждан в качестве инвестиционных ресурсов при участии специализированных институтов пенсионного страхования и обеспечения – пенсионных фондов и управляющих компаний.

У данной тенденции есть и противники. К примеру, английский экономист Н. Барр в докладе МВФ «Реформирование пенсионного обеспечения: мифы, правда и варианты выбора пенсионной политики» указывает на научную несостоятельность наиболее популярных аргументов, посредством которых обосновывается необходимость перехода от распределительных к накопительным принципам финансирования пенсий и приватизации пенсионного обеспечения. Особое внимание уделяет демографическим проблемам. Наблюдаемые в большинстве государств мира демографические тенденции свидетельствуют о неуклонном снижении численности людей трудоспособного возраста - в каждом последующем поколении по сравнению с предыдущим. В результате меньшее количество работающих вынуждено содержать большее число выходящих на пенсию. Демографические изменения влияют на сокращение производства, тем самым отрицательно воздействуя на распределительную пенсионную систему, уменьшая масштабы взносов и сокращая расходы на выплату пенсий, производимых при заданном тарифе. В накопительной системе указанная зависимость также неизбежна и проявляется через механизм рыночного спроса и предложения: превышение накопленных пенсионных активов старшим поколением, расходуемых на финансирование желаемого уровня потребления после выхода на пенсию, над предложением на товарном (фондовом) рынке приводит к росту цен на товары, работы, услуги (к падению курса ценных бумаг, в которые инвестированы пенсионные накопления) и , как следствие, к уменьшению покупательной способности аннуитета пенсионера.

По мнению Н.Барра, существует по крайней мере три вида рисков неопределенности, обусловливаемых макроэкономическими, демографическими и политическими обстоятельствами, воздействующими на все пенсионные системы независимо от способа финансирования (путем распределения текущих взносов или предварительной капитализации средств (накопительная модель)).

Кроме того, накопительные пенсионные системы сталкиваются с дополнительными рисками неопределенности в финансовой сфере, обусловленными:

  • рисковыми ситуациями для субъектов, которые инвестируют пенсионные накопления на финансовых рынках, не обеспечивающих необходимого уровня доходности и не гарантирующих надежной сохранности долгосрочных пенсионных активов;
  • высокой зависимостью от внешних факторов (изменение структуры ВВП, снижение темпов роста отдельных секторов народного хозяйства, повышение темпов инфляции, падение уровня жизни населения и т.д.) в силу необходимости сохранять и обслуживать накапливаемые денежные средства в течение жизни целого поколения (в среднем 35-40 лет);
  • минимальными индивидуальными накоплениями (в случаях ранних форм инвалидности работников, продолжительной учебы, болезней и безработицы), не способными обеспечить приемлемый уровень пенсии, при отсутствии действенных механизмов солидарного перераспределения средств между застрахованными и др.

Целесообразность перехода от солидарной (распределительной) пенсионной системы к капитализированной не может быть определена на основе простого сравнения нормы доходности на вложенный капитал и темпов роста заработной платы. Необходимо также учитывать стоимость перехода от распределительной системы к накопительной, сравнение рисков, которым они обе подвергаются, и стоимости соответствующих административных расходов. Кроме того, при переходе на накопительную систему, правительство должно в большей степени заботиться о ее жизнеспособности, устранять все негативные факторы, отрицательно влияющие на развитие пенсионной системы в целом.

Важной проблемой, связанной с неуклонным «старением» населения, является возрастающий дефицит средств, собираемых в виде налогов и взносов для осуществления выплат пенсий, пособий в необходимом размере. Государства с каждым годом все большую долю бюджета отвлекают на социальные и пенсионные выплаты, на финансирование дефицита пенсионных фондов и социальных программ. Наиболее очевидным выходом из складывающейся ситуации видится увеличение пенсионного возраста и увеличение налогов. Однако увеличение пенсионного возраста (что уже реализуется во многих государствах) лишь ненадолго поможет сдержать расходы на социальное страхование ввиду масштабов роста численности пенсионеров, а уровень налогов, достигающих в западных странах значительной части дохода (до 50%) делает дальнейшее повышения налоговых ставок проблематичным.

На сегодняшний день в развитых странах преобладает трех уровневая смешанная система пенсионного страхования.

Рассмотрим пенсионные системы стран с развитой рыночной экономикой – Германии, Великобритании, США и Швеции, а также пенсионную систему Казахстана – страны с переходной экономикой.

Одним из видов обязательного социального страхования является обязательное пенсионное страхование, которое представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. Организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Законодательство РФ об обязательном пенсионном страховании состоит:

  • из Конституции РФ;
  • Закона об обязательном пенсионном страховании;
  • Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования»;
  • Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»;
  • Федерального закона от 17.12.2001 № 173‑ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
  • Федерального закона от 01.04.1996 № 27‑ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;
  • иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов РФ.

Приведем основные понятия, используемые в обязательном пенсионном страховании.

Обязательное страховое обеспечение — это исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти.

Средства обязательного пенсионного страхования — денежные средства, которые находятся в управлении страховщика по обязательному пенсионному страхованию;

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации — форма образования и расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее также — страховые взносы) — индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в ПФР и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию;

Тариф страховых взносов состоит из двух частей: солидарной и индивидуальной.
Солидарная часть тарифа страховых взносов — часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предназначенная для формирования в соответствии с федеральным законом о бюджете ПФР денежных средств в целях выплаты в фиксированном базовом размере трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и в иных целях, предусмотренных законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании, не связанных с формированием средств, предназначенных для выплаты накопительной части трудовой пенсии и других выплат за счет средств пенсионных накоплений, установленных законодательством РФ.

Индивидуальная часть тарифа страховых взносов — это часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предназначенная для формирования денежных средств застрахованного лица и учитываемая на его индивидуальном лицевом счете, включая специальную часть индивидуального лицевого счета, в целях определения суммы расчетного пенсионного капитала, а также размера накопительной части трудовой пенсии и других выплат за счет средств пенсионных накоплений, установленных законодательством РФ.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения, включая не- государственное пенсионное обеспечение, социального страхования (за исключением ОМС), является Минтруд России.

Субъекты обязательного пенсионного страхования:

  • страховщик;
  • страхователи;
  • застрахованные лица.

Страховщиком по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации является Пенсионный фонд Российской Федерации, который был образован 22 декабря 1990 г. постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые необходимо было выделить в самостоятельный внебюджетный фонд.

ПФР и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. Территориальные органы ПФР создаются по решению правления ПФР и являются юридическими лицами. В структуре ПФР восемь управлений в федеральных округах Российской Федерации, 81 отделение в субъектах РФ и одно в г. Байконур (Казахстан), а также почти 2500 территориальных управлений во всех регионах страны. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам ПФР перед застрахованными лицами.

Страховщиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с ПФР могут являться негосударственные пенсионные фонды в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом. Правовые, экономические и социальные отношения, возникающие при создании негосударственных пенсионных фондов (далее также — НПФ), осуществлении ими деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию и ликвидации указанных фондов регулируются Федеральным законом от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Негосударственный пенсионный фонд является особой организационно-правовой формой некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

  • деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;
  • деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному
    страхованию;
  • деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.

Деятельность НПФ в качестве страховщика по обязательному пенсион- ному страхованию включает в себя аккумулирование средств пенсионных накоплений, организацию инвестирования средств пенсионных накоплений, учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии застрахованным лицам, осуществление срочных пенсионных выплат и единовременных пенсионных выплат застрахованным лицам, осуществление выплат правопреемникам застрахованных лиц.

Негосударственные пенсионные фонды осуществляют деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию не- зависимо от осуществления деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и по профессиональному пенсионному страхованию.

Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:

  • лица, производящие выплаты физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица);
  • индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, то исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию. Кроме того, к страхователям приравниваются физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.

Застрахованными лицами являются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование. К застрахованным лицам относятся физические лица:

  • работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества, или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым до- говорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг), по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным до- говорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства;
  • самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой);
  • являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;
  • работающие за пределами территории РФ в случае добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, если иное не предусмотрено международным договором РФ;
  • являющиеся членами семейных (родовых) общин малочисленных на- родов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
  • священнослужители;
  • иные категории граждан.

Физическими лицами, застрахованными по обязательному пенсион- ному страхованию, могут быть:

  • граждане Российской Федерации;
  • постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане или лица без гражданства;
  • отдельные категории иностранных граждан или лиц без гражданства,
    временно пребывающие на территории РФ.
  • Страховым риском по обязательному пенсионному страхованию признается утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая. При этом страховым случаем является достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца.

    Обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсион- ному страхованию являются:

    1. трудовая пенсия по старости;
    2. трудовая пенсия по инвалидности;
    3. трудовая пенсия по случаю потери кормильца;
    4. единовременная выплата средств пенсионных накоплений;
    5. срочная пенсионная выплата;
    6. выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица;
    7. социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти.

    Суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в ПФР, учитываются на его индивидуальном лицевом счете по законодательно установленным нормативам.

    Средства бюджета ПФР являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. Бюджет ПФР составляется страховщиком на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета.
    При формировании бюджета ПФР на очередной финансовый год устанавливается норматив оборотных денежных средств.

    Бюджет ПФР и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства РФ федеральными законами в порядке, определяемом БК РФ.
    Бюджет ПФР является консолидированным.

    В составе бюджета ПФР отдельно учитываются:

    • суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии;
    • суммы дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии;
    • суммы взносов работодателей, уплаченных в пользу застрахованных лиц;
    • суммы взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, поступившие в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»;
    • суммы средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на финансирование накопительной части трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»;
    • средства, направляемые на инвестирование;
    • выплаты за счет средств пенсионных накоплений;
    • средства выплатного резерва для осуществления выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости;
    • средства пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым назначена срочная пенсионная выплата;
    • расходы бюджета ПФР, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов и выплатой накопительной части трудовой пенсии.

    Денежные средства обязательного пенсионного страхования хранятся на счетах ПФР, открываемых в учреждениях ЦБ РФ, а при отсутствии учреждений ЦБ РФ на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций — на счетах, открываемых в кредитных организациях, отбираемых на конкурсной основе. Плата за банковские услуги по операциям со средствами обязательного пенсионного страхования не взимается.

    Бюджет ПФР формируется за счет:

    • страховых взносов;
    • средств федерального бюджета;
    • сумм пеней и иных финансовых санкций;
    • доходов от размещения (инвестирования) временно свободных
      средств обязательного пенсионного страхования;
    • добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;
    • средств выплатного резерва для осуществления выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости;
    • средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым назначена срочная пенсионная выплата;
    • иных источников, не запрещенных законодательством РФ.

    Кроме того, во исполнение ряда федеральных законов бюджету ПФР предоставляются межбюджетные трансферты из федерального бюджета, которые включаются в общий объем доходов и общий объем расходов бюджета ПФР.

    Расходование средств бюджета ПФР осуществляется строго в соответствии с их целевым назначением. Они направляются:

    • на выплату страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, перевод средств в сумме, эквивалентной сумме пенсионных накоплений, учтенной в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в негосударственный пенсионный фонд, выбранный застрахованным лицом для формирования накопительной части трудовой пенсии;
    • доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета ПФР;
    • финансовое и материально‑техническое обеспечение текущей деятельности ПФР (включая содержание его центральных и территориальных органов);
    • иные цели, предусмотренные законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании.

    При этом следует отметить, что расходы, не предусмотренные бюджетом ПФР на соответствующий год, осуществляются только после внесения изменений в указанный бюджет в установленном федеральным законом порядке.

    Расходы бюджета ПФР в части, превышающей средства от уплаты страховых взносов, в том числе по причине неуплаты страхователями начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за за- страхованных лиц, компенсируются ПФР за счет бюджетных ассигнований и учитываются в составе средств, предназначенных на покрытие дефицита бюджета ПФР в соответствии с федеральными законами о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период и о бюджете ПФР на очередной финансовый год и на плановый период.

    Для обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективах финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования в случае возникновения профицита бюджета ПФР создается резерв, раз- мер которого, а также порядок его формирования и расходования определяются федеральным законом о бюджете ПФР. Контроль за использованием средств бюджета ПФР осуществляется Росфиннадзором.

    Законом об обязательном пенсионном страховании предусмотрена возможность добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию:

    • для граждан Российской Федерации, работающих за пределами территории РФ, в целях уплаты страховых взносов в ПФР за себя;
    • физических лиц в целях уплаты страховых взносов за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем в соответствии с действующим законодательством;
    • застрахованных лиц, осуществляющих в качестве страхователей уплату страховых взносов в фиксированном размере, в части, превышающей этот размер;
    • физических лиц в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»;
    • физических лиц в целях уплаты страховых взносов в ПФР за себя, постоянно или временно проживающих на территории РФ, на которых не распространяется обязательное пенсионное страхование, в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании.

    Читайте также: