Отказ от повышения зарплат и пенсий

Реальный смысл есть для работающего пенсионера.

  • Работающие пенсионеры в России лишены ежегодной индексации пенсии.
  • Российские граждане обладают завидной смекалкой и сообразительностью.

Вы спросите, при чем здесь отказ от пенсии? Сейчас поймете, что связь между этими тремя явлениями есть самая прямая.

Каждый пенсионер имеет право отказаться от получения пенсии

Это право предоставлено гражданам статьей 25 Федерального закона № 400-ФЗ. Написать заявление об отказе от получения назначенной пенсии и направить его в Пенсионный фонд можно в любой момент. Никаких особых причин для этого не нужно, достаточно одного желания. Более того, ПФР сам приветствует такие решения пенсионеров и даже рекламирует их, утверждая, что не получать пенсию очень выгодно, так как ее размер потом значительно вырастет.

Так что, уже со следующего месяца после подачи такого заявления пенсионеру перестанут начислять и выплачивать пенсию. Если это работающий пенсионер, единственным источником его существования в этот период станет заработная плата. А неработающим пенсионерам нет смысла отказываться от пенсии, если, конечно, они действительно не хотят значительно (по версии ПФР) увеличить ее размер лет через 5-10.

Зачем отказываться от пенсии работающему пенсионеру?

Чтобы уже спустя месяц (или два) обратиться за ней снова. Прекращение и возобновление выплат исчисляется с первого числа месяца, который следует за подачей соответствующего заявления. То есть, после подачи заявления о возобновлении выплат специалисты ПФР должны будут снова начислить пенсию. С учетом всех заработанных за этот период баллов и исходя из их новой стоимости. Отказать в этом пенсионеру они не имеют права, так как закон позволяет человеку передумать.

Что же получается? Когда работающий пенсионер отказывается от получения пенсии, он утрачивает выплаты в размере без учета индексации за все время работы. При возобновлении выплат, эти индексации учитываются при расчете суммы к выплате, ведь в расчет принимается действующая стоимость одного пенсионного балла. То есть, это шанс получить прибавку к пенсии на законных основаниях и без увольнения. Законодательство не предусматривает никаких санкций за такие действия.

Цена индексации пенсии для работающего пенсионера

К сожалению, работающий пенсионер не может получить прибавку к пенсии, ничего не потеряв при этом. Если не хочется терять деньги, можно просто продолжать работать, получая пенсию без индексации (кстати, это самый законопослушный вариант). Вариант получения индексации при увольнении с работы обойдется пенсионеру в несколько зарплат. Иногда это примерно годовая прибавка к пенсии после индексации, а иногда и больше. Давайте просто посчитаем, сколько потеряет и приобретет пенсионер, который получает зарплату в размере МРОТ, то есть 12130 рублей. При этом его пенсия составляет 9 000 рублей.

Предположим, что на пенсию он вышел в 2018 году, то есть пропустил две ежегодных индексации пенсии:

  • в 2019 году на 7,05%;
  • в 2020 году на 6,6%.

Суммарно прибавка составит 13,65% или 1228,5 рублей ежемесячно. Если пенсионер уволится, он потеряет минимум три зарплаты, то есть 36 390 рублей. Чтобы возместить эту сумму, он должен будет получать увеличенную пенсию в течение 29 месяцев или почти 2, 5 лет. Вполне возможно, что за это время он уже захочет уволиться. И тогда все мероприятие с увольнением и повторным трудоустройством ради индексации окажется бессмысленным.

В случае отказа от пенсии работающий пенсионер потеряет как минимум одну пенсию, но чаще две. При этом он останется на работе и продолжит получать заработную плату. Значит при тех же исходных данных сумма потери составит 18000 рублей. Чтобы компенсировать ее нужно получать увеличенную пенсию 14,5 месяцев, то есть чуть больше года. И это тоже достаточно сомнительная выгода. Но решать, как поступать самим работающим пенсионерам.


Минфин предложил сократить на 10% незащищенную часть ассигнований федерального бюджета в 2021–2023 годах, отказаться от индексации зарплат чиновников, а также перенести реформу оплаты труда федеральных госслужащих за пределы 2023-го, следует из опубликованной 20 июля методики расчета предельных базовых бюджетных ассигнований на ближайшие три года. Эти меры вместе с сокращением ассигнований на госпрограмму вооружений (ГПВ) на 5% призваны обеспечить в следующую трехлетку сбалансированность федерального бюджета, который из-за пандемии COVID-19 и обвала цен на нефть будет дефицитным.

Суммарное сокращение бюджетных ассигнований в 2021 году составит 1,428 трлн руб. (включая 856,4 млрд руб. экономии за счет оптимизации бюджетных расходов и 365,3 млрд руб. за счет их переноса на текущий год). В 2022-м уменьшение объема ассигнований бюджета оценивается в 1,892 трлн руб., а в 2023 году — в 1,364 трлн руб., следует из документа Минфина.

Подход к трехлетнему расчету бюджетных ассигнований, который предполагает программу их оптимизации, был рассмотрен на совещании у премьер-министра Михаила Мишустина 7 июля, следует из письма министра финансов Антона Силуанова ведомствам — распорядителям бюджетных средств.

Дефицит федерального бюджета по итогам 2020 года составит около 5% ВВП, ожидают в Минфине.


Сокращение «незащищенных» статей бюджета

Минфин предлагает провести «оптимизацию» расходов федерального бюджета в 2021–2023 годах. По сути, речь идет о сокращении расходов «незащищенной» части бюджета. На 10% они будут снижены по более чем 50 статьям, за исключением дотаций региональным бюджетам, расходов на исполнение так называемых публичных нормативных обязательств (социальные пособия, пенсии военнослужащим, которые в отличие от гражданских пенсий платятся из федерального бюджета, а не из бюджета ПФР, и т.д.), на содержание судебной системы, обслуживание госдолга и межбюджетные трансферты внебюджетным фондам. Но на те же 10% Минфин предлагает и «оптимизировать» расходы на «обеспечение деятельности органов управления внебюджетных фондов», то есть административные расходы руководства фондов.

Последний раз подобное сокращение бюджета проводилось в 2016 году, после падения цен на нефть и сокращения нефтегазовых доходов. Но теперь Минфин пошел на беспрецедентный для недавней истории шаг — сокращение оборонных расходов. Расходы на реализацию государственной программы вооружений будут урезаны на 5% в 2021–2023 годах.

Всего за счет оптимизации расходных статей (включая сокращение программы вооружений на 5%) бюджетные ассигнования сократятся на 856,4 млрд руб. в 2021 году, на 846,7 млрд руб. в 2022-м и на 833,2 млрд руб. в 2023 году. Денежный объем сокращения госпрограммы вооружений в методике Минфина не указывается. Суммарное снижение нерасписанных расходов составляет 258,2 млрд руб. в 2021 году, 192 млрд руб. в 2022-м и 198,2 млрд руб. в 2023 году, следует из документов ведомства.

Cокращение бюджетных ассигнований будет осуществляться относительно базы действующего закона о бюджете на 2020–2022 годы. Так, в 2021-м текущим законом предусмотрены общие бюджетные расходы на 21,2 трлн руб., в 2022 году — на 22,4 трлн руб.

В этом году Минфин планирует потратить около 23 трлн руб., что превышает объем расходов, предусмотренный бюджетным правилом. Отклонение от правила обусловлено необходимостью стимулирования экономики на фоне пандемии коронавируса. По крайней мере в 2021 году Минфин собирается сократить расходы даже в номинальном выражении относительно высокой базы 2020-го. Отступление от бюджетного правила будет временным — это контрциклическая бюджетная политика в период циклического спада экономики, подчеркивали в Минфине. С 2022 года министерство намерено вернутся к действующему бюджетному правилу.

Отказ от увеличения зарплат чиновников

Одновременно с десятипроцентным сокращением бюджетных ассигнований Минфин предлагает отказаться от индексации окладов госслужащих в 2021 году, следует из его документа. Ведомство Антона Силуанова не в первый раз прибегает к пропуску ежегодного повышения зарплат чиновников в качестве меры обеспечения сбалансированности бюджета: индексация для госслужащих приостанавливалась во время кризиса 2014–2017 годов. Затем в течение трех лет с 1 октября зарплаты чиновников ежегодно увеличивали на уровень инфляции за предыдущий год.

Средняя зарплата госслужащих в федеральных органах власти в 2018 году достигла 126,6 тыс. руб. (данные за 2019-й Росстат пока не представил), а самыми высокооплачиваемыми федеральными чиновниками стали сотрудники аппарата правительства (240,4 тыс. руб. в 2018-м) и администрации президента (236,7 тыс. руб.). В документе Минфин не проводит общую оценку экономии бюджетных средств от пропуска индексации зарплат чиновников в 2021 году. Отказ же от повышения зарплат госслужащих, занятых в сфере обеспечения обороноспособности страны, сэкономит госбюджету 15,2 млрд руб. в 2021–2022 годах.

Минфин также предлагает сэкономить 118,5 млрд руб. в 2021–2022 годах за счет переноса реформы денежного содержания федеральных чиновников за пределы ближайшей трехлетки. Эта реформа предполагала, с одной стороны, увеличение постоянной части оклада госслужащих, а с другой — «оптимизацию бизнес-процессов» и сокращение числа чиновников, объяснял Силуанов.

Еще 150 млрд руб. Минфин предлагает сохранить в бюджете за счет отказа от выплаты дотаций региональным бюджетам за выполнение губернаторами KPI. Система оценки работы глав регионов, утвержденная президентским указом «Об эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов России», предполагает 15 критериев, среди которых, например, уровень доверия к власти, естественный прирост населения, доступность жилья, уровень бедности и др. По словам экс-министра экономического развития, а ныне помощника президента Максима Орешкина, «система рассчитана на поощрение, а не на наказание», а мотивацией для губернаторов должна была бы стать прибавка к региональному бюджету.


Минфин предложил сократить на 10% незащищенную часть ассигнований федерального бюджета в 2021–2023 годах, отказаться от индексации зарплат чиновников, а также перенести реформу оплаты труда федеральных госслужащих за пределы 2023-го, следует из опубликованной 20 июля методики расчета предельных базовых бюджетных ассигнований на ближайшие три года. Эти меры вместе с сокращением ассигнований на госпрограмму вооружений (ГПВ) на 5% призваны обеспечить в следующую трехлетку сбалансированность федерального бюджета, который из-за пандемии COVID-19 и обвала цен на нефть будет дефицитным.

Суммарное сокращение бюджетных ассигнований в 2021 году составит 1,428 трлн руб. (включая 856,4 млрд руб. экономии за счет оптимизации бюджетных расходов и 365,3 млрд руб. за счет их переноса на текущий год). В 2022-м уменьшение объема ассигнований бюджета оценивается в 1,892 трлн руб., а в 2023 году — в 1,364 трлн руб., следует из документа Минфина.

Подход к трехлетнему расчету бюджетных ассигнований, который предполагает программу их оптимизации, был рассмотрен на совещании у премьер-министра Михаила Мишустина 7 июля, следует из письма министра финансов Антона Силуанова ведомствам — распорядителям бюджетных средств.

Дефицит федерального бюджета по итогам 2020 года составит около 5% ВВП, ожидают в Минфине.


Сокращение «незащищенных» статей бюджета

Минфин предлагает провести «оптимизацию» расходов федерального бюджета в 2021–2023 годах. По сути, речь идет о сокращении расходов «незащищенной» части бюджета. На 10% они будут снижены по более чем 50 статьям, за исключением дотаций региональным бюджетам, расходов на исполнение так называемых публичных нормативных обязательств (социальные пособия, пенсии военнослужащим, которые в отличие от гражданских пенсий платятся из федерального бюджета, а не из бюджета ПФР, и т.д.), на содержание судебной системы, обслуживание госдолга и межбюджетные трансферты внебюджетным фондам. Но на те же 10% Минфин предлагает и «оптимизировать» расходы на «обеспечение деятельности органов управления внебюджетных фондов», то есть административные расходы руководства фондов.

Последний раз подобное сокращение бюджета проводилось в 2016 году, после падения цен на нефть и сокращения нефтегазовых доходов. Но теперь Минфин пошел на беспрецедентный для недавней истории шаг — сокращение оборонных расходов. Расходы на реализацию государственной программы вооружений будут урезаны на 5% в 2021–2023 годах.

Всего за счет оптимизации расходных статей (включая сокращение программы вооружений на 5%) бюджетные ассигнования сократятся на 856,4 млрд руб. в 2021 году, на 846,7 млрд руб. в 2022-м и на 833,2 млрд руб. в 2023 году. Денежный объем сокращения госпрограммы вооружений в методике Минфина не указывается. Суммарное снижение нерасписанных расходов составляет 258,2 млрд руб. в 2021 году, 192 млрд руб. в 2022-м и 198,2 млрд руб. в 2023 году, следует из документов ведомства.

Cокращение бюджетных ассигнований будет осуществляться относительно базы действующего закона о бюджете на 2020–2022 годы. Так, в 2021-м текущим законом предусмотрены общие бюджетные расходы на 21,2 трлн руб., в 2022 году — на 22,4 трлн руб.

В этом году Минфин планирует потратить около 23 трлн руб., что превышает объем расходов, предусмотренный бюджетным правилом. Отклонение от правила обусловлено необходимостью стимулирования экономики на фоне пандемии коронавируса. По крайней мере в 2021 году Минфин собирается сократить расходы даже в номинальном выражении относительно высокой базы 2020-го. Отступление от бюджетного правила будет временным — это контрциклическая бюджетная политика в период циклического спада экономики, подчеркивали в Минфине. С 2022 года министерство намерено вернутся к действующему бюджетному правилу.

Отказ от увеличения зарплат чиновников

Одновременно с десятипроцентным сокращением бюджетных ассигнований Минфин предлагает отказаться от индексации окладов госслужащих в 2021 году, следует из его документа. Ведомство Антона Силуанова не в первый раз прибегает к пропуску ежегодного повышения зарплат чиновников в качестве меры обеспечения сбалансированности бюджета: индексация для госслужащих приостанавливалась во время кризиса 2014–2017 годов. Затем в течение трех лет с 1 октября зарплаты чиновников ежегодно увеличивали на уровень инфляции за предыдущий год.

Средняя зарплата госслужащих в федеральных органах власти в 2018 году достигла 126,6 тыс. руб. (данные за 2019-й Росстат пока не представил), а самыми высокооплачиваемыми федеральными чиновниками стали сотрудники аппарата правительства (240,4 тыс. руб. в 2018-м) и администрации президента (236,7 тыс. руб.). В документе Минфин не проводит общую оценку экономии бюджетных средств от пропуска индексации зарплат чиновников в 2021 году. Отказ же от повышения зарплат госслужащих, занятых в сфере обеспечения обороноспособности страны, сэкономит госбюджету 15,2 млрд руб. в 2021–2022 годах.

Минфин также предлагает сэкономить 118,5 млрд руб. в 2021–2022 годах за счет переноса реформы денежного содержания федеральных чиновников за пределы ближайшей трехлетки. Эта реформа предполагала, с одной стороны, увеличение постоянной части оклада госслужащих, а с другой — «оптимизацию бизнес-процессов» и сокращение числа чиновников, объяснял Силуанов.

Еще 150 млрд руб. Минфин предлагает сохранить в бюджете за счет отказа от выплаты дотаций региональным бюджетам за выполнение губернаторами KPI. Система оценки работы глав регионов, утвержденная президентским указом «Об эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов России», предполагает 15 критериев, среди которых, например, уровень доверия к власти, естественный прирост населения, доступность жилья, уровень бедности и др. По словам экс-министра экономического развития, а ныне помощника президента Максима Орешкина, «система рассчитана на поощрение, а не на наказание», а мотивацией для губернаторов должна была бы стать прибавка к региональному бюджету.


Обратиться в Конституционный суд РФ собираются депутаты Госдумы для окончательного решения вопроса по индексации пенсий для работающих пенсионеров. Депутаты не однократно предлагали вернуть положенное ежегодное увеличение выплат для данной категории граждан, но в итоге в бюджет 2021 года деньги на индексацию пенсий работающим пенсионерам заложены не были.

Обращение в Конституционный суд по индексации пенсий работающим пенсионерам

Депутаты от «Справедливой России» направили запрос в Конституционный суд о правомерности лишения работающих пенсионеров индексации пенсий.

«4 июля 2020 года вступила в силу часть 6 статьи 75 Конституции РФ. Согласно этой норме, осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год. При этом федеральному законодателю предоставлено полномочие по установлению порядка индексации, но не предоставлено полномочие лишать индексирования кого бы то ни было из числа пенсионеров», — говорится в запросе, пишет издание Клерк.


Отмечается, что согласно статье 55 Конституции права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Очевидно, что лишение индексирования пенсий работающих пенсионеров не является необходимым в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Депутаты «СР» просят Конституционный Суд признать не соответствующими Конституции положения части 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Индексация пенсий работающим пенсионерам в 2021 году в России: будет или нет


Официально идею возврата к ежегодной индексации пенсий работающим пенсионерам поддержал президент страны Владимир Путин. В октябре 2020 года он поручил правительству рассмотреть данный вопрос более детально. Решение было принято неутешительное: на повышение пенсий трудящихся гражданам в бюджете не оказалось средств.

В Министерстве финансов и вовсе заявили, что повышение пенсий работающим пенсионерам является «социальной несправедливостью». Трудящиеся пожилые люди имеют заработную плату, которая ежегодно индексируется, а значит дополнительный рост их доходов может обидеть неработающих пенсионеров, не имеющих других средств к существованию, кроме пенсии.

В Минфине официально заявили, что при наличии «лишних» средств в бюджете, направить их лучше неработающим пенсионерам. А работающие, имеющие зарплату, не нуждаются в дополнительной поддержке государства.

С таким мнением не согласны депутаты «Справедливой России», Коммунистической партии и ЛДПР. Также возмущение заявление вызвало у представителей профсоюзов и даже в СПЧ. Вероятнее всего, правительству придется вернуться к обсуждению темы, хотя изначально средства на индексацию пенсий даже не заложили в госбюджет на 2021 год.

Работающим пенсионерам вернут индексацию, но разрешат ли работать?


В России могут вернуть индексацию пенсий работающим пенсионерам. Подготовить соответствующее предложение поручил правительству президент Владимир Путин. Об этом по итогам встречи с главой государства сообщил лидер «Справедливой России» Сергей Миронов, сообщает издание svpressa.ru.

«Он знает эту проблему и дал поручение правительству подготовить предложения», — заявил депутат.

Миронов отметил, что в поправке к Конституции, которая закрепляет ежегодную индексацию пенсий, нет разделения на работающих и неработающих пенсионеров. Он также напомнил, что его фракция традиционно выступает за индексацию пенсий всех пенсионеров и уже вносила в Думу соответствующие законопроекты. «Мне понравилась реакция президента на наше предложение по обязательной индексации пенсий работающим пенсионерам», — подчеркнул Миронов.

Согласно принятым в этом году изменениям в Конституции, индексация пенсий должна проводиться не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом. При этом в тексте поправки не уточняется, касается ли указанная норма работающих пенсионеров.

В прошлом месяце глава Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Михаил Шмаков заявил, что в России не должно быть пенсионеров первого и второго сорта — так он прокомментировал ситуацию с отказом в индексации пенсий работающим пенсионерам.

Ранее стало известно, что Минтруда подготовило проект бюджета ПФР на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, в котором предусмотрена индексация страховых пенсий неработающим пенсионерам на уровне 6,3 процента, а социальных пенсий — на уровне 2,6 процента. Таким образом среднегодовой размер страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров в 2021 году составит 17 443 рубля. Фактически пенсия увеличится на 1 тысячу рублей.

Возможно, для неработающего пенсионера это тоже деньги, но будет ли толк от такой прибавки работающему? Неужели, такая индексация заставит кого-то отказаться от работы?

В своем заключении кабмин указал, что индексация выполняет роль компенсации инфляционных издержек, в то время как в случае работающих пенсионеров они покрываются за счет заработной платы.

Кроме того, правительство отметило, что законопроект подготовлен без учета всех требований статьи 83 Бюджетного кодекса, согласно которой законопроект должен определять источники и порядок исполнения расходов.

Последнее замечание выглядит неубедительно, так как Иконников предложил финансировать индексацию пенсий за счет профицита федерального бюджета, который в 2020 году составил 876 млрд. рублей. В то время как для индексаций в этом году нужно всего 369 млрд. рублей.

Расходы на индексации в последующие 2021 и 2022 годы потребуют 426 и 525 млрд. рублей соответственно, указал автор законопроекта. Однако и эти суммы — лишь часть профицита бюджета за указанные годы. Кроме того, фактический объем расходов уменьшится за счет роста поступления страховых взносов от работающих пенсионеров, резонно отмечает сенатор.

Так или иначе, смена состава правительства не принесла работающим пенсионерам долгожданной индексации пенсий. Это было ожидаемо после того, как Михаил Мишустин во время консультаций в Госдуме с фракцией КПРФ отказался вносить изменения в пенсионную реформу, из-за чего потерял поддержку коммунистов.

Некоторая надежда на то, что власти все же пойдут навстречу старикам появилась после предложения президента закрепить индексацию пенсий в Конституции. Реплика сопредседателя рабочей группы по подготовке поправок Талии Хабриевой, что правило индексации пенсий «сформулировано без изъятий» была воспринята СМИ, как прямое обещание. Как выяснилось позже — ошибочно.

По мнению профессора Академии труда и социальных отношений Андрея Гудкова, отказ в индексации пенсий работающим пенсионерам заложен в самой логике либеральных экономических реформ, проводимых в России уже много лет. Этот отказ вполне в духе пенсионной реформы и повышением пенсионного возраста.

— Напомню, что зарплата, получаемая в кассе — это не все расходы работодателя на оплату труда. Сверх нее платятся страховые взносы. И они входят в издержки на труд. И «лучший друг» Владимира Путина — товарищ Кудрин, убедил его, что эти затраты надо сокращать. В 2000-е годы он смог довести тариф страховых взносов до 20%. А при зарплате более 100 тысяч рублей тариф был еще меньше. Это резко контрастировало с ситуацией на 2001 год, когда тариф ставки был 29% (28 — с предпринимателя и 1 — с работника).

К 2014 году, тариф складывался следующим образом: 22% с фонда зарплаты плюс 6% из бюджета, которые шли в негосударственные пенсионные фонды. В 2014 году при подготовке медведевской стратегии пенсионной реформы выяснили, что несмотря на регулярные перечисления (2, потом 4, потом 6 процентов перечислялось с 2002 года) должно было накопиться 15 трлн. рублей, а накопилось всего 2,5−3 трлн. рублей. Поэтому правительство перестало перечислять госсредства в НПФ.

В результате пенсии стали очень сильно отставать от зарплат. А мы, напомню, подписали конвенцию № 102 Международной организации труда о минимальных нормативах по социальному обеспечению, по которым средняя пенсия должна составлять 40% от средней зарплаты. Приближение к этим 40% было лишь в 2011 году, а потом началось неуклонное падение. Сейчас эта цифра немногим превышает 30% .

«СП»: — И кажется, уже никогда не вернется к 40-процентному порогу…

— Потом под вопли о том, что страна находится на пороге войны, был принят комплекс мер, который привел к стагнации жизненного уровня, падению доходов населения и минимальным темпам роста экономики.

После 2016 года прибыльность экономики чуть восстановилась, но бизнес-классу этого было мало. А ведь прибыль можно получать либо с оборота, либо с повышения цены, либо с понижения издержек. Оборот зависит от экономического роста и покупательной способности, повышение цены от монополизации экономики и той же покупательной способности, а снижение издержек в первую очередь (до 30%) зависит от размера зарплаты.

Желание бизнеса сократить выплачиваемые в ПФР 22% от зарплат вошли в противоречие с мнением Путина. Потому что тогда снизились бы пенсии и могли бы возникнуть проблемы на выборах. Поэтому поступили просто — подняли пенсионный возраст. Часть людей перестали получать выплаты. Каждый работник в среднем потеряет около миллиона рублей. А всем действующим пенсионерам взамен пообещали по тысяче рублей в месяц. Но это должны иметь не только неработающие, но и работающие пенсионеры. Так образовалось лобби, которое давит на правительство требованием индексации. Особенно в преддверии выборов 2021 года.


Затем решили внести поправку об индексации пенсий в Конституцию. Поправка оказалась самая расплывчатая, предполагающая индексацию, в том числе и работающим пенсионерам. Но поскольку их число достаточно велико — около 10 млн. человек, а разница между пенсией работающего и неработающего пенсионера скоро приблизится к 2 тысячам рублей, правительство пытается это остановить, дав свое отрицательное заключение. Хотя цена вопроса совсем не велика — чуть больше четверти триллиона рублей. А одно только повышение НДС дает дополнительно 650 млрд. рублей. Плюс сейчас идут дополнительные поступления от налога на прибыль…

«СП»: — Так в чем же дело?! Медведев ссылался на отсутствие денег, теперь деньги есть, но индексаций по-прежнему нет…

— Им жалко отдавать деньги людям. Мишустин не многим лучше Медведева. Медведев же юрист, а Мишустин — налоговик. Его особенность — у него руки сгибаются только к себе, а от себя, когда надо отдавать, он не умеет. Нет такого опыта.

А ведь если поднять пенсии работающим пенсионерам, это повысит их мотивацию к труду. А это самая грамотная квалифицированная, хотя и не самая приспособленная к интенсивному труду категория населения. Причем зарабатываемые ими деньги часто идут на нужды их детей и внуков, которых, как уверяет правительство, должно быть как можно больше. Но после рождения хотя бы двух детей доходы на члена семьи падают ниже прожиточного минимума. Так что если нет поддержки старшего поколения, нет и детей. А обещанная Путиным доплата на детей — пока только обещание, в то время как индексация проводится 1 февраля и 1 августа.

И еще один момент. Старики, получая дополнительные средства, тратят их обычно на питание. Как правило, это отечественные продукты, которые дешевле. И даже если это промтовары — они тоже отечественные. Так что если нам нужен рост ВВП, то стимулирование платежеспособного спроса незажиточной части населения как раз развивает отечественный сегмент экономики, а не импорт.

«СП»: — Осталось, чтобы это понял Мишустин…

— Могу предсказать определенные сложности его взаимодействия с вице-премьером Белоусовым, но при этом полную поддержку Силуанова, при котором это решение было принято.

Надеюсь, что Белоусов, который вхож к президенту, объяснит Владимиру Владимировичу, что если он хочет быстро поднять платежеспособный спрос в экономике, чтобы стимулировать производство, то на индексацию работающим пенсионерам надо идти.

«СП»: — Хорошо бы. Увы, веры правительству мало. Как бы хуже не стало…

— Не исключено, что даже начав индексировать пенсии работающим старикам, обещанную всем остальным пенсионерам тысячу рублей попытаются обкорнать и противопоставить в социальном отношении эти две группы. Хотя расколоть собственную электоральную базу, да еще в такое трудное время, — это высшее проявление непрофессионализма, граничащее с социальным предательством. Интересно, что об этом всем скажут наши профсоюзы…

Руководитель департамента социально-трудовых отношений и социального партнерства ФНПР Олег Соколов рассказал, что его организация настаивала на индексации для работающих пенсионеров, но безуспешно.

— Мы всегда выступали против отказа от индексации пенсий работающим пенсионерам. Ведь работающий пенсионер уже создал свой пенсионный капитал и поэтому имеет право и на повышение пенсий, и на ту зарплату, которую он получает.

Тем более с учетом того, что зарплаты у нас крайне низкие. Если сравнивать со странами с такой же, как в России производительностью труда, зарплаты у нас в 1,5−2 раза ниже. То есть нам фактически не доплачивают. Поэтому многие пенсионеры продолжают работать и воспринимают пенсию как добавку к своей низкой зарплате, которую они ждут, надеются и на которую рассчитывают.

И тот факт, что пенсии теперь не индексируются, тем более с учетом повышения пенсионного возраста, приводит к серьезному падению доходов населения.

«СП»: — ФНПР участвует в работе Трехсторонней комиссии наряду с правительством и работодателями. Вы доносили эту свою позицию до кабмина?

— Конечно! Профсоюзная стороны выступила против отказа в индексации пенсий, но и правительство и работодатели были за. Хотя работодателям вроде бы выгодна индексация пенсий, так как они могли бы меньше платить пенсионерам. Что они, в общем-то, и делают, ведь зарплаты пенсионеров как правило ниже, чем у не пенсионеров, так как работодатель понимает, что у пенсионеров есть еще доход в виде пенсии. В случае работодателей это было больше политическое решение.

1.Не­по­сред­ствен­ным не­га­тив­ным по­след­стви­ем ин­фля­ции может стать

1) ослаб­ле­ние кон­ку­рен­ции между пред­при­я­ти­я­ми

2) умень­ше­ние ас­сор­ти­мен­та про­из­во­ди­мых то­ва­ров

3) ослаб­ле­ние го­су­дар­ствен­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния эко­но­ми­ки

4) па­де­ние ре­аль­ной сто­и­мо­сти лич­ных сбе­ре­же­ний

2.Пен­си­о­не­ру за­дер­жа­ли вы­пла­ту пен­сии. От ин­фля­ции

1) пен­си­о­нер вы­иг­ра­ет

2) пен­си­о­нер про­иг­ра­ет

3) го­су­дар­ство и пен­си­о­нер вы­иг­ра­ют

4) го­су­дар­ство и пен­си­о­нер про­иг­ра­ют

3. Врачу му­ни­ци­паль­ной боль­ни­цы за­дер­жа­ли вы­пла­ту за­ра­бот­ной платы. От ин­фля­ции

1) врач вы­иг­ра­ет

2) врач про­иг­ра­ет

3) го­су­дар­ство и врач вы­иг­ра­ют

4) го­су­дар­ство и врач про­иг­ра­ют

4. В росте цен на то­ва­ры и услу­ги, не обу­слов­лен­ном по­вы­ше­ни­ем их ка­че­ства, про­яв­ля­ет себя

1) гло­ба­ли­за­ция 2) стаг­на­ция 3) ин­фля­ция 4) ре­валь­ва­ция

5. Пред­при­я­тия по­ку­па­ют до­ро­го­сто­я­щие то­ва­ры. Люди стре­мят­ся «тра­тить день­ги сей­час». Такие дей­ствия обу­слов­ле­ны

1) ро­стом ин­фля­ции

2) подъ­емом эко­но­ми­ки

3) то­вар­ным де­фи­ци­том

4) то­вар­ным пе­ре­про­из­вод­ством

6. Жи­те­ли мно­гих го­ро­дов стра­ны об­на­ру­жи­ли, что на про­тя­же­нии года цены на то­ва­ры и услу­ги ста­биль­но уве­ли­чи­ва­ют­ся, а ка­че­ство их не из­ме­ня­ет­ся. Дан­ный факт сви­де­тель­ству­ет о таком эко­но­ми­че­ском яв­ле­нии, как

1) кри­зис пе­ре­про­из­вод­ства

3) де­фи­цит то­ва­ров и услуг

7. В усло­ви­ях вы­со­кой ин­фля­ции пра­ви­тель­ство стра­ны Н. пошло на со­кра­ще­ние рас­ход­ных ста­тей бюд­же­та, по­вы­си­ло учет­ную став­ку бан­ков­ско­го про­цен­та. Ан­ти­ин­фля­ци­он­ные меры го­су­дар­ству не­об­хо­ди­мо пред­при­ни­мать, так как ин­фля­ция

1) при­во­дит к обес­це­не­нию на­ци­о­наль­ной ва­лю­ты

2) спо­соб­ству­ет воз­рас­та­нию бюд­жет­но­го про­фи­ци­та

3) де­ла­ет не­воз­мож­ным про­ве­де­ние де­валь­ва­ции

4) со­дей­ству­ет воз­рас­та­нию внеш­не­тор­го­во­го саль­до

8. В усло­ви­ях эко­но­ми­че­ско­го спада и со­кра­ще­ния объ­е­мов про­из­вод­ства пра­ви­тель­ство стра­ны Н. пошло на офи­ци­аль­ное сни­же­ние курса своей на­ци­о­наль­ной ва­лю­ты по от­но­ше­нию к ва­лю­там дру­гих стран. Цель дан­ной меры –

1) уде­ше­вить оте­че­ствен­ные то­ва­ры, по­вы­сить их кон­ку­рент­но­спо­соб­ность

2) про­ве­сти струк­тур­ную пе­ре­строй­ку эко­но­ми­ки

3) об­лег­чить до­ступ на внут­рен­ний рынок ино­стран­ным то­ва­ро­про­из­во­ди­те­лям

4) со­кра­тить го­су­дар­ствен­ные обя­за­тель­ства на рынке труда

9. Не­об­хо­ди­мость раз­ра­бот­ки ан­ти­ин­фля­ци­он­ной по­ли­ти­ки го­су­дар­ства обу­слов­ле­на

1) по­те­рей на­се­ле­ни­ем до­ве­рия к на­ци­о­наль­ной ва­лю­те и на­ци­о­наль­ным фи­нан­со­вым ин­сти­ту­там

2) укреп­ле­ни­ем курса на­ци­о­наль­ной ва­лю­ты

3) при­то­ком ино­стран­ных ин­ве­сти­ций в эко­но­ми­ку стра­ны

4) ро­стом ма­ло­го и сред­не­го пред­при­ни­ма­тель­ства

10. В го­су­дар­стве Z на про­тя­же­нии по­лу­го­да про­ис­хо­дит рост цен на то­ва­ры и услу­ги на 60-70% в месяц. Какой вид ин­фля­ции на­блю­да­ет­ся в го­су­дар­стве Z?

1) ин­фля­ция из­дер­жек

3) ин­фля­ция спро­са

4) уме­рен­ная ин­фля­ция

11. Устой­чи­вый рост цен на то­ва­ры и услу­ги, свя­зан­ный с од­но­вре­мен­ным по­вы­ше­ни­ем спро­са на боль­шин­стве рын­ков стра­ны, на­зы­ва­ют

2) ин­фля­ци­ей спро­са

3) ин­фля­ци­ей из­дер­жек

4) ажи­о­таж­ным спро­сом

12. В те­че­ние года цены на то­ва­ры и услу­ги в стра­не Z вы­рос­ли на 15%, причём ка­че­ство то­ва­ров и услуг не из­ме­ни­лось. Какое эко­но­ми­че­ское яв­ле­ние от­ра­зи­лось в дан­ном факте?

1) из­бы­ток то­ва­ров и услуг

3) со­кра­ще­ние спро­са

4) де­фи­цит бюд­же­та

13. В чём про­яв­ля­ет­ся не­га­тив­ное вли­я­ние ин­фля­ции на до­мо­хо­зяй­ства?

1) Про­ис­хо­дит обес­це­ни­ва­ние сбе­ре­же­ний.

2) Со­кра­ща­ют­ся до­хо­ды го­су­дар­ствен­но­го бюд­же­та.

3) Сни­жа­ет­ся ка­че­ство то­ва­ров и услуг.

4) Уве­ли­чи­ва­ет­ся по­треб­ле­ние пред­ме­тов рос­ко­ши.

14. В те­че­ние года сто­и­мость ми­ни­маль­ной по­тре­би­тель­ской кор­зи­ны вы­рос­ла на 114 %, но ка­че­ство то­ва­ров не по­вы­си­лось. Этот факт сви­де­тель­ству­ет о росте

4) иму­ще­ствен­но­го рас­сло­е­ния на­се­ле­ния

15. Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке меры, спо­соб­ству­ю­щие сни­же­нию ин­фля­ции, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) уве­ли­че­ние рас­хо­дов го­су­дар­ства на со­ци­аль­ные про­грам­мы

2) за­кры­тие убы­точ­ных пред­при­я­тий

3) изъ­я­тие «лиш­них» денег цен­траль­ным бан­ком

4) отказ от по­вы­ше­ния зар­плат и пен­сий

5) пе­ре­ход на на­ту­раль­ный обмен вме­сто де­неж­но­го

16. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния об ин­фля­ции и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Ин­фля­ция про­яв­ля­ет­ся в сни­же­нии по­ку­па­тель­ной спо­соб­но­сти денег.

2) Раз­ли­ча­ют мик­ро­ин­фля­цию и ги­пе­рин­фля­цию.

3) Рост цен на ре­сур­сы по­рож­да­ет ин­фля­цию пред­ло­же­ния.

4) Одна из при­чин ин­фля­ции — уси­ле­ние кон­ку­рен­ции между про­из­во­ди­те­ля­ми.

5) К по­след­стви­ям ин­фля­ции от­но­сит­ся рост ре­аль­ной за­ра­бот­ной платы ра­бот­ни­ков.

17. Верны ли следующие утверждения?

_1_ Одним из проявлений инфляции является рост цен на овощи и фрукты в зимний период.

_2_ Умеренная инфляция может способствовать экономическому росту.

_3_ Современные государства не применяют контроль над ценами как метод борьбы с инфляцией.

_4_ Должники могут выиграть от последствий инфляции.

_5_ Переход к бартеру в условиях высоких темпов инфляции – проявление неспособности денег выполнять функцию средства обращения.

_6_ Подавленной инфляцией называют снижение темпов роста цен вследствие антиинфляционной политики государства.

18. Какие из перечисленных причин роста цен можно отнести к инфляции спроса?

1) увеличение налога на добавленную стоимость

2) повышение цен на импортируемое сырьё

3) рост зарплат наёмных работников

4) низкие процентные ставки по кредитам

5) дополнительная эмиссия бумажных денег для покрытия дефицита бюджета

6) инфляционные ожидания потребителей

19. Что из перечисленного может стать причиной инфляции спроса?

1) монополизация рынка какого-либо товара крупной корпорацией

2) увеличение денежных доходов граждан при сохранении прежнего уровня производства в стране

3) профсоюз добился повышения зарплаты работникам предприятия

4) рост цен на нефть

5) снижение процентов на потребительские кредиты, их доступность большему количеству потенциальных покупателей товаров

20. Верно ли следующее суждение? Если номинальные доходы населения выросли, то и реальные доходы увеличились. 1) Да 2) Нет

21. Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие «ин­фля­ция»? При­вле­кая зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, со­ставь­те два пред­ло­же­ния: одно пред­ло­же­ние, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о видах ин­фля­ции в за­ви­си­мо­сти от тем­пов, и одно пред­ло­же­ние, рас­кры­ва­ю­щее любое по­след­ствие ин­фля­ции.

22. Вам по­ру­че­но под­го­то­вить раз­вер­ну­тый ответ по теме «Ин­фля­ция». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трех пунк­тов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в под­пунк­тах.

23.1 Эко­но­ми­ка: «Ин­фля­ция — зо­ло­тое время для воз­вра­та дол­гов» (К. Ме­ли­хан)

23.2 Эко­но­ми­ка: «Ин­фля­ция — един­ствен­ная форма на­ка­за­ния без за­кон­но­го ос­но­ва­ния» (М. Фрид­ман)

Против возвращения к повышению пенсий работающим пенсионерам России категорически выступили в Министерстве финансов.

Федерация независимых профсоюзов России обратилась к президенту страны Владимиру Путину с вопросом о возвращении индексации пенсий работающим пенсионерам. Актуальную для жителей страны тему уже прокомментировали в Кремле.

Что сказал Владимир Путин об индексации пенсий работающим пенсионерам

Еще в октябре 2020 года президент России Владимир Путин обратился к правительству с указом проработать вопрос возможности возвращения к ежегодной индексации пенсий работающим пенсионерам страны. Заморожена программа была в 2016 году, и с тех пор пенсии трудящихся граждан растут минимально: раз в год их пересчитывают согласно накопленному страховому стажу.

Нормального же повышения пенсий, как у неработающих пенсионеров, у работающих жителей страны не было давно. Тему обсуждали депутаты и правительство и в 2017 году, и в 2018, и в 2019 особенно жарко, ведь заработала новая пенсионная реформа.

К обсуждению вернулись и в 2020 году, так как принятые поправки в Конституцию гласят, что пенсии граждан страны должны расти ежегодно. И уточнения насчет исключительного положения работающих пенсионеров в основном законе нет.

По указу президента правительство «рассмотрело» вопрос и приняло однозначное решение: средств на повышение пенсий работающим пенсионерам в ПФР нет. Но впоследствии оказалось, что решение не окончательное, так как его еще будут рассматривать.

«Вопрос, что называется, будет прорабатываться, обсуждаться», — прокомментировал ситуацию пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Индексацию пенсий работающим пенсионерам не одобрили в Минфине

Против возвращения к повышению пенсий работающим пенсионерам России категорически выступили в Министерстве финансов. Новой нагрузки в период экономического кризиса в стране бюджет не выдержит, а у ПФР лишних средств на подобные нужды нет.

По мнению главы Минфина Антона Силуанова, пенсии работающим пенсионерам и не должны увеличивать, ведь инфляцию им «перекрывает» ежегодный рост заработной платы. Лишать же неработающих пенсионеров дополнительных привилегий в пользу работающих не совсем справедливо, ведь у многих пожилых людей нет иной финансовой поддержки, кроме государственной.

С подобным мнением согласились в Пенсионном фонде. Там также выступают против индексации пенсий работающим пенсионерам, которые могут «выжить» за счет наличия заработной платы. Дополнительные средства чиновники предлагают направлять на рост пенсий неработающим пенсионерам, так как им поддержка государства действительно нужна.

Будет или нет индексация пенсий работающих пенсионеров в России в 2021 году

Пока бюджет на 2021 год не принят, но в его первоначальном варианте средства на повышение пенсий работающим пенсионерам не предусмотрены. Ни один законопроект, касающийся болезненной темы, не был одобрен правительством и большинством в Государственной Думе.

При этом в Федерации независимых профсоюзов уверены, что шанс на достижение справедливости все же есть. Представители ведомства направили письмо президенту с требованием присмотреться к актуальной теме и решить вопрос положительно.

Апеллируют специалисты Конституцией, в которой сказано о справедливом и регулярном повышении довольствия пенсионеров страны. Речь отдельно о работающих и неработающих пенсионерах не идет, а значит, дальнейший отказ от индексации будет противоречить основному закону.

Эксперты ФНПР уверены, что тема пенсий работающих пенсионеров еще не закрыта, несмотря на категорические заявления Минфина. И хоть шанс добиться справедливости мизерный, но все же остается.

Читайте также: