Отклики пенсионеров о пенсии

Хватает ли вам вашей пенсии? Вопрос смешной и даже обидный – так показал опрос российских пенсионеров, который публикует сайт «Мои года» ( moi-goda.ru ).

30 процентов россиян сегодня являются пенсионерами. Довольны ли они своей жизнью и финансовым достатком? Об этом журналисты медиапроекта «Настоящее Время» расспросили людей старшего поколения из различных российских городов. И вот что они услышали.

«Просто удивительно мне, как можно столько воровать»

– Я вам скажу размер своей пенсии – 8700 рублей. А вы мне в ответ скажите – на что её может хватить? Ни на что! А последняя добавочка – всего 18 рублей! Вам не смешно? Да лучше пусть вообще не дают! Я хотела отправить Дмитрию Медведеву эту прибавку – на бедность. Уж лучше не смешили бы людей. А то говорят: на Украине плохо живут пенсионеры, ещё где-то там плохо. А у нас как будто задыхаются от счастья!

– В своё время я хватала работу всякую, и мне все равно было – «белая» там зарплата или «серая». Гораздо важнее мне было детей поднять. И вот пришло время пенсии – 7074 рубля! И что? И куда я с такой пенсией? Так что, вынуждена работать и сейчас. Причём, по профессии (я – пекарь пятого разряда) работать не могу – очень тяжело уже. Поэтому хожу и мою полы.

– Да если бы не дети – я просто с голоду бы подохла! Честно говорю! Слава Богу ещё, что дети у меня такие: помогают, продукты покупают. Я не могу себе позволить куда-то съездить отдохнуть – даже к сестре в соседнюю Находку. Потому что получаю я всего лишь 10 тысяч в месяц.

– Размер моей пенсии – 15 тысяч с копейками. Такая пенсия была бы достойна Путина, Медведева и других подобных людей. А для нас это недостойно – мы достойны большего.

– Просто удивительно мне, как можно столько воровать. Вы посмотрите, сколько всякого добра у каждого из депутатов нашей Государственной думы – в том числе и за границей! Покупают себе замки по 300 миллионов евро! Они розовые очки надели, и им сквозь них ничего не видно – и нас они тоже не видят. Мы для них – натуральное быдло, и больше ничего!

– Хорошо, что они живут – главное, чтобы им хватало. А народ – ну, что народ! Народ ещё не то переживёт! Низкий им поклон! 200 ли тысяч они получают, эти наши депутаты, или 400 тысяч – согласитесь, весьма приличный доход!

– На что может хватить пенсии в 9700 рублей?! При том, что проработала я всю жизнь каменщиком – хожу сейчас с палочкой. И помощи у меня никакой и ниоткуда нет. Так что, потихонечку-полегонечку. Иду сейчас из магазина – хлеба купила, навагу и три банана. Устрою сегодня пир горой.

«На одну только пенсию прожить не получится»

– Получаю 14 тысяч «с хвостиком». Естественно, приходится подрабатывать – вот и сейчас как раз еду с работы. В Греции, где нет ни нефти, ни газа, да и вообще практически ничего нет, пенсия в переводе на наши деньги составляет 37 тысяч рублей. В Германии – 1400 долларов, в Финляндии – 2000 долларов. Вот это я понимаю – пенсия.

– Моя пенсия составляет около 16 тысяч рублей – и это вместе с так называемой московской доплатой. Причём, у меня полностью выработан весь необходимый стаж. Так что, на одну только пенсию, без помощи других членов семьи прожить сегодня попросту не получится.

– У меня пенсия хорошая. Я инвалид, есть и другие обстоятельства, увеличившие мою пенсию. В общем, получаю я около 21 тысячи рублей – это социальная пенсия.

– Размер моей пенсии, прямо скажем, не очень большой: меньше 10 тысяч рублей. При этом мой трудовой стаж составляет 29 лет научной деятельности. При последней индексации пенсия моя выросла почти на 200 рублей.

– 14 тысяч у меня получается. Отработал я 30 лет, 16 из которых – на алюминиевом заводе. Но я не обижаюсь. Мне хватает. Машину мне покупать не нужно – хватает инвалидной коляски.

Ленинградская область

– Я военнослужащий. Поэтому с моей пенсией ещё как-то можно свести концы с концами. Хотя особенно тоже не пошикуешь. Поэтому, конечно же, приходится работать – а куда же без этого? После того как снял погоны, работаю по-прежнему в своей воинской части – на правах гражданского персонала. И пенсия, и всё то, что зарабатываю, уходит на еду, одежду и медикаменты.

Действительно, прожить на одну пенсию сегодня крайне сложно – если вообще возможно. Недаром только официально трудоустроенными сегодня являются около 10 млн пенсионеров, а количество работающих пенсионеров-инвалидов достигает 759 тысяч человек.

  • актуальные пенсионные новости
  • сообщения Пенсионного фонда России
  • информацию для работающих пенсионеров
  • статьи о пенсионном обеспечении военных пенсионеров

Публикация была полезной?

Если да, то поставьте ей отметку "понравилось" - нажмите на большой палец вверх и тогда благодаря вам ещё больше читателей Яндекс Дзен её увидят!


Обратиться в Конституционный суд РФ собираются депутаты Госдумы для окончательного решения вопроса по индексации пенсий для работающих пенсионеров. Депутаты не однократно предлагали вернуть положенное ежегодное увеличение выплат для данной категории граждан, но в итоге в бюджет 2021 года деньги на индексацию пенсий работающим пенсионерам заложены не были.

Обращение в Конституционный суд по индексации пенсий работающим пенсионерам

Депутаты от «Справедливой России» направили запрос в Конституционный суд о правомерности лишения работающих пенсионеров индексации пенсий.

«4 июля 2020 года вступила в силу часть 6 статьи 75 Конституции РФ. Согласно этой норме, осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год. При этом федеральному законодателю предоставлено полномочие по установлению порядка индексации, но не предоставлено полномочие лишать индексирования кого бы то ни было из числа пенсионеров», — говорится в запросе, пишет издание Клерк.


Отмечается, что согласно статье 55 Конституции права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Очевидно, что лишение индексирования пенсий работающих пенсионеров не является необходимым в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Депутаты «СР» просят Конституционный Суд признать не соответствующими Конституции положения части 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Индексация пенсий работающим пенсионерам в 2021 году в России: будет или нет


Официально идею возврата к ежегодной индексации пенсий работающим пенсионерам поддержал президент страны Владимир Путин. В октябре 2020 года он поручил правительству рассмотреть данный вопрос более детально. Решение было принято неутешительное: на повышение пенсий трудящихся гражданам в бюджете не оказалось средств.

В Министерстве финансов и вовсе заявили, что повышение пенсий работающим пенсионерам является «социальной несправедливостью». Трудящиеся пожилые люди имеют заработную плату, которая ежегодно индексируется, а значит дополнительный рост их доходов может обидеть неработающих пенсионеров, не имеющих других средств к существованию, кроме пенсии.

В Минфине официально заявили, что при наличии «лишних» средств в бюджете, направить их лучше неработающим пенсионерам. А работающие, имеющие зарплату, не нуждаются в дополнительной поддержке государства.

С таким мнением не согласны депутаты «Справедливой России», Коммунистической партии и ЛДПР. Также возмущение заявление вызвало у представителей профсоюзов и даже в СПЧ. Вероятнее всего, правительству придется вернуться к обсуждению темы, хотя изначально средства на индексацию пенсий даже не заложили в госбюджет на 2021 год.

Работающим пенсионерам вернут индексацию, но разрешат ли работать?


В России могут вернуть индексацию пенсий работающим пенсионерам. Подготовить соответствующее предложение поручил правительству президент Владимир Путин. Об этом по итогам встречи с главой государства сообщил лидер «Справедливой России» Сергей Миронов, сообщает издание svpressa.ru.

«Он знает эту проблему и дал поручение правительству подготовить предложения», — заявил депутат.

Миронов отметил, что в поправке к Конституции, которая закрепляет ежегодную индексацию пенсий, нет разделения на работающих и неработающих пенсионеров. Он также напомнил, что его фракция традиционно выступает за индексацию пенсий всех пенсионеров и уже вносила в Думу соответствующие законопроекты. «Мне понравилась реакция президента на наше предложение по обязательной индексации пенсий работающим пенсионерам», — подчеркнул Миронов.

Согласно принятым в этом году изменениям в Конституции, индексация пенсий должна проводиться не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом. При этом в тексте поправки не уточняется, касается ли указанная норма работающих пенсионеров.

В прошлом месяце глава Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Михаил Шмаков заявил, что в России не должно быть пенсионеров первого и второго сорта — так он прокомментировал ситуацию с отказом в индексации пенсий работающим пенсионерам.

Ранее стало известно, что Минтруда подготовило проект бюджета ПФР на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, в котором предусмотрена индексация страховых пенсий неработающим пенсионерам на уровне 6,3 процента, а социальных пенсий — на уровне 2,6 процента. Таким образом среднегодовой размер страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров в 2021 году составит 17 443 рубля. Фактически пенсия увеличится на 1 тысячу рублей.

Возможно, для неработающего пенсионера это тоже деньги, но будет ли толк от такой прибавки работающему? Неужели, такая индексация заставит кого-то отказаться от работы?

Число пожилых людей, которым отказали в пенсии, растет с каждым годом





Несмотря на повышение пенсионного возраста, материальное обеспечение российских стариков с каждым годом будет все хуже и хуже. А многие из них вообще не получат денежного содержания в старости.

Согласно прогнозу РАНХиГС, к 2050 году пенсия будет замещать только половину прежнего дохода для россиян, зарабатывающих на уровне МРОТ. Для них нынешний коэффициент замещения в 74% снизится до 53%. У получателей медианной зарплаты этот показатель сократится с 42 до 39%.

В свою очередь, получатели средних зарплат останутся при своих. В выигрыше же окажутся только представители высокодоходных групп работников. Для них коэффициент замещения возрастет с 22% до 31%. Пенсионная реформа проводится в интересах состоятельных россиян? Получается так.

А ведь средняя зарплата в России формируется с учетом крайне завышенных зарплат руководства. По этой причине, по данным Росстата, почти три четверти россиян (71,2%) получают официальную зарплату ниже средней по стране, которая в апреле текущего года составляла 47,6 тысячи рублей.

Таким образом, долгосрочный пенсионный прогноз для большинства сограждан негативен. Получаемая пенсия все в меньшей степени будет возмещать утраченный в связи с нетрудоспособностью заработок. Не говоря уже о том, что претендовать на пенсионные копейки теперь можно будет на пять лет позже.

При этом Россия подписала Конвенцию № 102 Международной организации труда (МОТ), устанавливающую минимальный коэффициент замещения пенсий на уровне в 40% от зарплаты. Обязательства власти на себя взяли, но выполнить их, судя по параметрам пенсионной реформы, не смогут.

Но еще более острая проблема заключается в том, что огромная часть общества вообще останется без средств к существованию. И не через 20−30 лет, а уже совсем скоро. Это те, кому в будущем государство откажет в пенсии по причине недостаточного трудового стажа и суммы выплаченных взносов.

Уже сейчас число отказов в назначении страховой пенсии по старости увеличивается с каждым годом. Если в 2017 году отказ получили 125 тысяч человек, то в 2018 году без пенсии оставили уже более 170 тысяч граждан. Очевидно, что число таких неприкаянных стариков и дальше будет только расти.

В настоящее время пенсионные взносы в ПФР не выплачивают 15 млн. человек. Скорее всего, это те, кто занят в «серой» экономике. По мере того, как они будут стареть, армия пожилых людей без средств к существованию станет многомиллионной. И после это власти и дальше будут утверждать, что Россия — социальное государство?

Интересы столь значительной части общества невозможно игнорировать. Чем дожидаться чрезвычайных социальных последствий, лучше уже сейчас отменить пенсионную реформу. Если Кремль не решится на такой шаг, часть голосов избирателей власти перетечет к левой оппозиции, выступающей против ограбления стариков.

Однако ничто не указывает на готовность власти не только отменить, но и даже скорректировать пенсионную реформу. Так, разумное предложение депутата Госдумы Николая Харитонова о возвращении прежнего пенсионного возраста на Севере и Дальнем Востоке для закрепления там местых жителей правительство отвергло.

Социальный психолог Алексей Рощин считает, что неплатежи россиян в ПФР имеют как объективную — экономическую, так и субъективную — психологическую причину.

— Цифра в 15 млн. россиян, которые не платят пенсионные взносы, коррелирует с тем, что говорила Ольга Голодец о масштабах теневой экономики в России. Там как раз говорилось о 15-ти, а то и 20 млн. неплательщиков. Это люди, занятые в так называемой гаражной экономике, которая никак не отражается в отчетности. Это всякого рода мастерские, лесопилки, шабашки , где люди работают чисто за «кэш», работают сезонно или вообще не работают, а живут с огородов.

К сожалению, многие плохо представляют себе, как живет реальная Россия. Ориентируются в основном на Москву и Петербург. Официальная экономика — это лишь часть экономики России.

«СП»: — Почему бы людям, раз они знают, что рискуют остаться без пенсии, не уволиться из «серой» компании и не устроиться в «белую»?

— Люди, может, и хотели бы официально зарегистрироваться, работать «в белую», отчислять, как положено в Пенсионный фонд, но для большой части населения просто нет такой возможности. Они могут либо работать неофициально у «серых» работодателей, либо вообще никак не работать. Это, кстати, касается и работодателей тоже. Они тоже порой живут на грани света и тьмы, и поэтому не могут и не хотят оформлять своих наемных работников официально, а значит, выплачивать взносы на них в ПФР. Они и сами часто не подпадают под пенсионное обеспечение.

Однажды, когда люди будут массово достигать пенсионного возраста, а оснований платить им пенсии не будет, эту проблему государству придется как-то решать.

«СП»: — Понятно, что подходящей работы порой нет, но значит, нужно искать, находить и все равно платить государству пенсионные взносы. Иначе, в 60−65 лет зубы на полку…

— Если оценивать эту ситуацию с психологической точки зрения, то тут, конечно, есть и надежда на русский авось. У многих наших людей очень низкий горизонт планирования. На Западе начинают копить на пенсию чуть ли не сразу после окончания университета — человеку еще только 22 года, а он уже прикидывает, какой у него будет пенсионный план и что будет делать на пенсии. И вообще там планируют и на 10, и на 15 лет вперед. А в России максимальный горизонт планирования — полгода. Дальше не загадывают. Причем, это уже у всех — и у тех, кто работает «в белую», и тех, кто работает «в серую».

«СП»: — Это что, люди сами виноваты?

— Наша история приучила людей, что в стране все порой меняется так внезапно и так быстро, что что-то планировать просто глупо. Есть даже поговорка: «Хочешь насмешить Бога, расскажи о своих планах». Поэтому люди не считают нужным даже когда они близко к пенсии, задумываться о том, на что они будут жить в старости.

Люди помнят историю с обнулением своих сбережений в 1991 году. Они копили-копили, верили, что у них масса денег, а это все превратилось в опилки. Потом, в 1990-е годы, примерно то же самое случилось и с пенсиями. В советский период была все-таки существенная дифференциация — пенсии повышенные, пониженные. А в 1990-е стали платить по минималке, да еще и с очень большой задержкой. Из последнего — заморозка накопительной части пенсий. Эта историческая память показывает людям, что нет смысла планировать надолго.

По мнению заместителя председателя комитета по социальной политике Госсовета Республики Татарстан Артема Прокофьева, отмена пенсионной реформы неизбежна, но для этого должна произойти смена власти в стране.

— У нас в республике я как раз занимаюсь социальным направлением. Когда говоришь с избирателями о пенсионной реформе, понимаешь, что люди чувствуют себя не просто обманутыми, но даже ограбленными государством. Это больше чем недоверие, которое и так было. Теперь все еще хуже. И это теперь долгосрочная история. Мы не знаем, как это в дальнейшем обернется для нашего государства.

«СП»: — К сожалению, теперь в отмену пенсионной реформы верится с трудом…

— Ничего подобного! Возвращение к показателям, которые у нас были — это абсолютно реальная вещь. Не менее реальная, чем смена правительства или другие изменения в стране. А то у нас порой все, что ни делает власть, начинает восприниматься как данность, которую нельзя изменить. Это абсолютно не так. Изменить можно и нужно и я уверен, что мы вернемся к прежним параметрам.

Однако отменить реформу властям тяжело и политически и морально, потому что это будет признанием собственной вины. Поэтому я думаю, что мы придем к отмене этой реформы, но это будет связано со сменой политического руководства нашей страны.

О подходах к вопросу пенсионного обеспечения в старости «СП» рассказала специалист по социальной защите Бюро Международной организации труда в Москве Ясмина Папа.

— Конвенция МОТ 1952 года устанавливает минимальные стандарты защиты на случай возникновения девяти видов социальных рисков, с которыми сталкивается человек на протяжении жизни. Среди этих рисков — старость. И Конвенция предполагает определенные обязательства стран с целью соблюдения ключевых принципов. Среди них: обеспечение финансовой, бюджетной и экономической устойчивости пенсионной системы, управление с участием всех заинтересованных сторон, предсказуемые и адекватные пособия и надлежащее управление.

«СП»: — Каков вообще международный опыт в определении размера пенсии?

— В качестве пособия по старости может быть минимальная доля прошлого заработка, либо минимальная доля заработной платы неквалифицированного работника (типичного получателя пособия).

Примеры из разных стран показывают, что заработная плата для расчета будущей пенсии определяется по-разному: это может быть средняя заработная плата за весь трудовой стаж работника (Германия) либо его/ее самая высокая заработная плата за определенный период (Бразилия и до последнего времени Австрия). Некоторые страны для расчета минимального размера пенсии в соответствии с Конвенцией № 102 используют заработную плату «стандартного получателя пособия» (неквалифицированного работника).

Другие (Германия, Нидерланды, Словения, Испания, Швеция, Румыния) для расчета пенсии работника берут сумму, равную 125% его/ее средней заработной платы. Такой подход является гендерно нейтральным. Решение о том, какой принцип использовать, принимается в ходе трехсторонних консультаций.

«СП»: — Помогла бы нам МОТ — вразумила бы наше правительство…

— МОТ готова поделиться опытом стран, которые прошли те же этапы, и предоставляет трехсторонним участникам (правительству, работодателям, работникам) технические консультации. Мы подготовили обзор состояния пенсионных систем в мире, где особое внимание уделено странам Латинской Америки и Центральной и Восточной Европы. Там приведены яркие примеры того, как реализация соответствующих мер влияет на пенсионную систему и жизнь конкретных людей.

Кроме того, МОТ ведет консультации с рядом стран на предмет внедрения предлагаемой МОТ многоуровневой пенсионной системы, которая ставит целью гарантировать всем гражданам минимальные пособия и обеспечить их постепенный рост.

«СП»: — Поскольку РФ подписала Конвенцию № 102, то хорошо бы с наших чиновников спрашивать построже за ее исполнение. В частности, за коэффициент замещения в 40% обещанный ими россиянам…

— В сентябре 2020 года Россия должна представить в Комитет экспертов МОТ по применению конвенций и рекомендаций отчет о применении Конвенции № 102. На разных стадиях подготовки отчет будет обсуждаться с трехсторонними участниками. Таким образом, все заинтересованные стороны смогут представить свои обоснованные комментации и дополнения. Мы готовы оказать техническое содействие своим трехсторонним участникам в подготовке доклада и поделиться примерами из других стран.

Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.

Экономист Владислав Жуковский раскрыл причины будущей реформы

Несправедливость стала идеологией нынешней власти

Юрий Горлин: «Предпосылки для увеличения пенсионного возраста могут возникнуть только через 20 лет»

В январе исполнится два года с начала пенсионной реформы. Ее принятие было спорным, неоднозначным и уж точно непопулярным у населения. Повышение пенсионного возраста не раз критиковали, указывая, что проблему дефицита Пенсионного фонда оно не решит, а эффект увеличения пенсий действующих пенсионеров (в среднем на 1 тысячу на протяжении нескольких лет) быстро пройдет. В последнее время пенсионную систему ругают все чаще, а власти все чаще обещают ее усовершенствовать, изменить, подправить. Такие обещания заставляют население понервничать: что опять «нахимичат» с пенсиями? О том, в каком состоянии находится пенсионная система России и что ее ждет в будущем, «МК» поговорил с одним из ведущих экспертов в этой области, заместителем директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрием ГОРЛИНЫМ.


— Через десять лет размер пенсий в России опять начнет снижаться, если правительство не примет новых мер для повышения финансовой устойчивости пенсионной системы. К такому выводу вы пришли в своем недавнем исследовании «Факторы роста уровня пенсионного обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективе». Значит ли это, что повышение пенсионного возраста не помогло системно повысить доходы пенсионеров?

— В связи с повышением пенсионного возраста на период 2019–2024 годов были законодательно утверждены размеры индексации пенсий, которые существенно превышают инфляцию. Если уровень инфляции в этот период прогнозируется в пределах 4%, то размер индексации составляет 5,5–7%. Без повышения пенсионного возраста такой рост пенсий вряд ли был бы возможен.

Наши же расчеты, приведенные в докладе, показывают, что даже без принятия новых дополнительных мер уровень пенсий в реальном выражении будет неуклонно увеличиваться и после 2024 года, то есть их рост будет превышать инфляцию при условии хотя бы минимального, но главное, устойчивого экономического роста. Поэтому нельзя утверждать, что повышение пенсионного возраста не помогло увеличить доходы пенсионеров.


— Одним из главных позитивных последствий поднятия пенсионного возраста называлась возможность повысить коэффициент замещения (уровень пенсий по отношению к зарплатам). В вашем исследовании подсчитано, что, благодаря переходу к более позднему выходу на пенсию, этот показатель останется на уровне 2018 года (34%) до 2030 года, а потом начнет снижаться и через 30 лет может составить только 27%. Означает ли это, что в ближайшем будущем пенсионный возраст поднимут снова?

— Когда в 2018 году на уровне правительства и президента обсуждался и обосновывался вопрос повышения пенсионного возраста, то, насколько я помню, о коэффициенте замещения как целевом показателе не говорилось. Гарантировались ускоренная индексация страховых пенсий, обеспечивающая их ежегодное увеличение для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тысячу рублей, и достижение к 2024 году среднего размера такой пенсии в 20 тысяч рублей в месяц. За горизонтом 2024 года говорилось о ежегодном увеличении страховых пенсий выше инфляции.

Хочу обратить внимание, что в общественном сознании имеет место смешение понятий «коэффициент замещения» и «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты». Это разные показатели. Коэффициент замещения — это отношение размера пенсии на момент ее назначения к величине зарплаты, зафиксированной непосредственно перед выходом на пенсию. При расчете этого показателя, как правило, принимается средняя по стране зарплата и продолжительный трудовой стаж — 30–35 лет. Согласно нашим оценкам, коэффициент замещения уже сейчас в России составляет около 40% и будет сохраняться на этом уровне до середины 2040-х годов. Отмечу, что величина показателя «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты», как правило, примерно на 5–10 процентных пунктов меньше величины коэффициента замещения.

— Так все-таки повышение возраста выхода на заслуженный отдых решило пенсионные проблемы страны или нет?

— Я бы предостерег от упрощенного представления о том, что повышение пенсионного возраста должно раз и навсегда решить все пенсионные проблемы. Это, конечно, облегчило ситуацию, по крайней мере, купировало накопившиеся проблемы и создало заделы на будущее. По нашим прогнозам, благодаря повышению пенсионного возраста соотношение пенсий и зарплат действительно удастся сохранить на уровне 34% до 2030 года. Если гипотетически рассматривать дальнейшую динамику этого показателя в рамках инерционного сценария (без принятия дополнительных мер), то после 2030 года она будет понижательной. Это обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, будет продолжаться старение населения, а прогнозируемые изменения на рынке труда будут вести к относительному росту нестандартных форм занятости и размыванию фонда оплаты труда как базы пенсионных взносов. Во-вторых, постепенно исчерпывается эффект увеличения пенсий работникам, имеющим стаж до 1991 года, обеспеченный проведенной в 2010 году их валоризацией (разовая переоценка пенсионных прав граждан. — «МК»). В-третьих, отвлечение 6% страховых взносов на формирование накопительной пенсии в период до 2014 года, учитывая их пониженную доходность в сравнении с индексацией страховой пенсии, обусловили относительное снижение размеров пенсий. В-четвертых, предоставление льгот по страховым взносам не компенсировалось адекватным образом за счет трансфертов федерального бюджета. Собственно, чтобы противостоять этим негативным с точки зрения уровня пенсий тенденциям, и необходимы меры по совершенствованию пенсионной системы, рассматриваемые в нашем докладе. И среди этих мер, начало реализации которых не выходит за пределы 2035 года, дальнейшего повышения пенсионного возраста не заложено.

— Но решение на этот счет принимаете не вы, а правительство. Сколько лет, на ваш взгляд, можно не беспокоиться о новом повышении пенсионного возраста?

— Думаю, что в ближайшие как минимум 15 лет демографические и социальные условия вряд ли позволят вернуться к вопросу повышения пенсионного возраста. Если же в результате развития медицины, улучшения условий проживания средняя продолжительность жизни и период здоровой активной жизни будут расти, а пенсионная система будет в этом нуждаться, то, возможно, за горизонтом 2040-х годов появятся какие-то предпосылки для еще большего повышения пенсионного возраста. Но пока что это чисто гипотетическая возможность. При этом надо отметить, что во многих развитых странах люди уже сейчас выходят на пенсию в 67 лет и вопрос увеличения этой планки обсуждается. В нашем докладе обосновывается, что условно с 2030 года целесообразно начать повышать трудовой стаж, необходимый для получения страховой пенсии по старости, например, по 1 году в год до 30 лет. Это одна из мер, которая позволяет обеспечить рост пенсий не только выше инфляции, но и относительно заработной платы.


— Каков в целом потенциал реформирования пенсионной системы в ближайшие годы? Какие меры помогут финансовой устойчивости пенсионной системы? К каким нововведениям готовиться будущим пенсионерам и бизнесу, который платит за сотрудников страховые взносы?

— В нашем исследовании мы определили исчерпывающий перечень факторов, за счет которых может быть повышен уровень пенсий, как в абсолютном выражении, так и по отношению к зарплатам. Во-первых, это соотношение численности лиц, за которых уплачиваются взносы, и численности пенсионеров. Во-вторых, размер эффективной ставки страховых взносов. В-третьих, уровень бюджетного трансферта, который предоставляется страховой пенсионной системе, соотнесенный с доходами от страховых взносов. Это три источника и три составные части, за счет которых могут расти пенсии. Все меры, которые могли бы содействовать более позитивной динамике пенсий, должны быть направлены на улучшение этих факторов. Такими мерами могли бы быть: повышение трудового стажа, легализация неформально занятых, обеление «конвертных» зарплат, изменение порядка формирования и выплаты пенсий работающим пенсионерам. Росту пенсий в абсолютном выражении способствовали бы также повышение доли фонда оплаты труда в ВВП, общего уровня заработных плат и снижение характерного для России высокого уровня зарплатного неравенства.

— С критикой пенсионной системы не так давно выступил в Госдуме Сергей Миронов. Он призвал вернуться к выплатам пенсий из бюджета, а нынешнюю систему страхования назвал «людоедской», поскольку она отнимает у россиян 22% доходов. Считаете ли вы пенсионную систему в нынешнем виде неэффективной?

— Я не могу согласиться с позицией депутата Миронова. Пенсионную систему, которая обеспечивает стабильные и регулярные выплаты 40 миллионам пенсионеров, являющиеся для многих из них единственным источником денежного дохода, нельзя назвать неэффективной. Ставка страховых взносов в 22% тоже не может быть признана высокой, потому что во многих странах (если учитывать взносы не только работодателей, но и работников) она выше. В совокупности с большим уровнем доходов граждан, меньшей нелегальной занятостью, более высоким пенсионным возрастом и стажем, требуемым для назначения пенсии, это действительно обеспечивает более высокий доход пенсионеров в этих странах. Чудес ведь не бывает — раз доходов больше, а расходов меньше, то и пенсии выше. Это чистая арифметика.

— Сейчас часто можно услышать мнение, что нынешним 20–30-летним не стоит надеяться на государственную пенсию: ее либо отменят вовсе, либо она будет совсем мизерная. А вы как думаете?

— Если говорить о поколении 20-летних, то они начнут выходить на пенсию только в 2060–2065 годах, а мы в нашем прогнозе так далеко не заглядываем — он ограничен 2050 годом. Но если будет реализована большая часть мер, о которых я говорил выше, то для нынешних 35-летних к 2050 году в принципе обеспечивается соотношение пенсий и зарплат на уровне 40%, а коэффициент замещения на уровне 50%. Это подтверждается нашими расчетами.

— Каковы перспективы развития накопительной компоненты пенсий? Старая государственная система накопительной пенсии себя изжила, а новая — гарантированный пенсионный план — так и не внедрилась.

— Бесспорно, было бы очень хорошо, чтобы люди имели возможность формировать пенсионные накопления, которые могли бы служить дополнительным источником дохода при выходе на пенсию. Но пока я не вижу каких-то значимых предпосылок для позитивных изменений. Проблема в том, что в России пока нет объективных условий для того, чтобы накопительный компонент мог активно развиваться. Во-первых, потому что у подавляющей части работников уровень доходов таков, что они не могут постоянно, на протяжении десятилетий отчислять на свою пенсию хотя бы условные 6% от своей зарплаты. Во-вторых, качество работы пенсионных фондов в условиях экономической турбулентности не позволяет обеспечить эффективность пенсионных накоплений в долгосрочном периоде с точки зрения интересов будущих пенсионеров. Это показала история предыдущих 15 лет. По нашим оценкам, в среднем доходность пенсионных накоплений за этот период была практически в полтора раза ниже инфляции. На купирование проблем в целом ряде крупных НПФ пришлось потратить сотни миллиардов рублей. В-третьих, необходимым условием для развития пенсионных накоплений является достаточно высокий уровень доверия к соответствующим финансовым институтам. Пока что они вряд ли могут похвастаться таким доверием, им нужна длительная «история успеха», чтобы его заработать.

Вообще у российской пенсионной системы есть потенциал для развития и совершенствования, но, учитывая инерционность пенсионных процессов и целесообразность постепенной — небольшими «шагами» — реализации соответствующих мер, необходимы их заблаговременная детальная проработка и широкое общественное обсуждение. Тем более что пенсии — это институт, основанный на общественном договоре.


Обратиться в Конституционный суд РФ собираются депутаты Госдумы для окончательного решения вопроса по индексации пенсий для работающих пенсионеров. Депутаты не однократно предлагали вернуть положенное ежегодное увеличение выплат для данной категории граждан, но в итоге в бюджет 2021 года деньги на индексацию пенсий работающим пенсионерам заложены не были.

Обращение в Конституционный суд по индексации пенсий работающим пенсионерам

Депутаты от «Справедливой России» направили запрос в Конституционный суд о правомерности лишения работающих пенсионеров индексации пенсий.

«4 июля 2020 года вступила в силу часть 6 статьи 75 Конституции РФ. Согласно этой норме, осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год. При этом федеральному законодателю предоставлено полномочие по установлению порядка индексации, но не предоставлено полномочие лишать индексирования кого бы то ни было из числа пенсионеров», — говорится в запросе, пишет издание Клерк.


Отмечается, что согласно статье 55 Конституции права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Очевидно, что лишение индексирования пенсий работающих пенсионеров не является необходимым в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Депутаты «СР» просят Конституционный Суд признать не соответствующими Конституции положения части 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Индексация пенсий работающим пенсионерам в 2021 году в России: будет или нет


Официально идею возврата к ежегодной индексации пенсий работающим пенсионерам поддержал президент страны Владимир Путин. В октябре 2020 года он поручил правительству рассмотреть данный вопрос более детально. Решение было принято неутешительное: на повышение пенсий трудящихся гражданам в бюджете не оказалось средств.

В Министерстве финансов и вовсе заявили, что повышение пенсий работающим пенсионерам является «социальной несправедливостью». Трудящиеся пожилые люди имеют заработную плату, которая ежегодно индексируется, а значит дополнительный рост их доходов может обидеть неработающих пенсионеров, не имеющих других средств к существованию, кроме пенсии.

В Минфине официально заявили, что при наличии «лишних» средств в бюджете, направить их лучше неработающим пенсионерам. А работающие, имеющие зарплату, не нуждаются в дополнительной поддержке государства.

С таким мнением не согласны депутаты «Справедливой России», Коммунистической партии и ЛДПР. Также возмущение заявление вызвало у представителей профсоюзов и даже в СПЧ. Вероятнее всего, правительству придется вернуться к обсуждению темы, хотя изначально средства на индексацию пенсий даже не заложили в госбюджет на 2021 год.

Работающим пенсионерам вернут индексацию, но разрешат ли работать?


В России могут вернуть индексацию пенсий работающим пенсионерам. Подготовить соответствующее предложение поручил правительству президент Владимир Путин. Об этом по итогам встречи с главой государства сообщил лидер «Справедливой России» Сергей Миронов, сообщает издание svpressa.ru.

«Он знает эту проблему и дал поручение правительству подготовить предложения», — заявил депутат.

Миронов отметил, что в поправке к Конституции, которая закрепляет ежегодную индексацию пенсий, нет разделения на работающих и неработающих пенсионеров. Он также напомнил, что его фракция традиционно выступает за индексацию пенсий всех пенсионеров и уже вносила в Думу соответствующие законопроекты. «Мне понравилась реакция президента на наше предложение по обязательной индексации пенсий работающим пенсионерам», — подчеркнул Миронов.

Согласно принятым в этом году изменениям в Конституции, индексация пенсий должна проводиться не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом. При этом в тексте поправки не уточняется, касается ли указанная норма работающих пенсионеров.

В прошлом месяце глава Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Михаил Шмаков заявил, что в России не должно быть пенсионеров первого и второго сорта — так он прокомментировал ситуацию с отказом в индексации пенсий работающим пенсионерам.

Ранее стало известно, что Минтруда подготовило проект бюджета ПФР на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, в котором предусмотрена индексация страховых пенсий неработающим пенсионерам на уровне 6,3 процента, а социальных пенсий — на уровне 2,6 процента. Таким образом среднегодовой размер страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров в 2021 году составит 17 443 рубля. Фактически пенсия увеличится на 1 тысячу рублей.

Возможно, для неработающего пенсионера это тоже деньги, но будет ли толк от такой прибавки работающему? Неужели, такая индексация заставит кого-то отказаться от работы?

С 2014 года идет непрерывное падение экономики и снижение уровня жизни, и пенсионная реформа, а фактически повышение пенсионного возраста — лишь часть общего процесса, который можно назвать скорее геноцидом населения, чем каким-либо экономическим термином, считает экономист Владислав Жуковский. В сырьевой рентной экономике не участвующие в работе «трубы» и в особенности пенсионеры вообще рассматриваются как балласт. Для обеспечения функционирования «трубы» нужно не более 35–40 млн человек.,


Владислав Жуковский: «Наши власти ничего не делали для увеличения пенсий последние три десятилетия, и сейчас ничего в этом плане не изменится. Пенсионеры воспринимаются, как излишняя нагрузка на бюджет»

СБРОСЬ БАЛЛАСТ

Онлайн-сервис по поиску работу Superjob выяснил, какой размер пенсии россияне считают достойным. Согласно опросу, в среднем граждане РФ сочли приемлемой выплату в 40 тысяч рублей в месяц. Самые высокие запросы оказались у граждан Москвы — 44,5 тыс., а самые скромные — у жителей Набережных Челнов, которые сочли достойной пенсию в 35,1 тыс. руб. в месяц.

Впрочем, по сравнению с реальными пенсиями в России это действительно еще неплохо. Сейчас средний размер пенсий в стране составляет 16,5 тыс. рублей, а в следующем году его обещают увеличить до 17,4. При этом в разных регионах пенсии могут серьезно отличаться, а немалое количество граждан получает выплаты, которые не дотягивают и до МРОТ (12,1 тыс. руб.), что компенсируется региональными доплатами до этого уровня.

Интересно, что еще в августе россияне называли совсем другие суммы для достойной жизни в старости. Правда, этот опрос проводил НПФ Сбербанка, который выяснил, что получать россияне хотели бы 59 тысяч в месяц. То ли несколько дополнительных месяцев кризиса скорректировали точку зрения граждан и заставили поумерить аппетиты, то ли у пользователей Superjob и клиентов НПФ изначально разные запросы.

В любом случае, пока что и 59, и 40 тысяч рублей пенсии в качестве средней цифры далеки от реальности. Даже представители власти признают, что нынешний размер пенсионных выплат достойным назвать никак нельзя. Глава фракции «Единой России» в Госдуме Сергей Неверов, комментируя опрос Superjob, согласился с тем, что пенсионное обеспечение у нас не дотягивает до мировых стандартов.

«Если говорить об оценках Международной федерации труда, уровень пенсии не должен быть ниже 40% от заработной платы. Если говорить о сегодняшней средней заработной плате в стране, то замещение не дотягивает до 40%», — сказал Неверов.

Депутат заявил, что желание иметь более высокую пенсию — нормально, так как все оценивается в рамках покупательной способности, то есть на какие товары и услуги хватает этих денег.

«Пенсия, ее уровень, сегодня не везде, не во всех направлениях эти проблемы решает», — признал депутат.

Тем не менее, на вопрос об увеличении мизерных пенсий парламентарий ответил весьма расплывчато. По словам Неверова, все зависит от того, какой «механизм формирования Пенсионного фонда власти сочтут предпочтительным».

По мнению экономиста, члена президиума Столыпинского клуба и экспертного совета «Деловой России» Владислава Жуковского, какой бы «механизм» ни предпочли власти, рассчитывать на реальный рост пенсий россиянам в ближайшие годы не стоит, так как вся система выстроена так, что пенсионеры считаются ненужным балластом, который обеспечивают по остаточному принципу.

ВЛАДИСЛАВ ЖУКОВСКИЙ:

— Наши власти ничего не делали для увеличения пенсий последние три десятилетия, и сейчас ничего в этом плане не изменится. Пенсионеры воспринимаются, как излишняя нагрузка на бюджет, непроизводительные расходы на социальную сферу, проще говоря, балласт. Ничего другого государство в пенсионерах не видит.

Хотя в Европе, Штатах и даже в Китае власти понимают, что уровень жизни населения, а, значит, внутренний платёжеспособный спрос и уровень потребительской активности населения — это двигатель развития экономики. Экономика работает на внутренний рынок и зиждется не на экспорте сырья, нефти, газа, металлов, леса и прочего, а на продаже конечных товаров с высокой добавленной стоимостью. Без роста уровня жизни населения экономика захлебнется и свалится в сильнейшую рецессию.

В России ситуация другая, у нас экономка экспортно-сырьевая. Мы — периферийная экономика трубы, бензоколонки, а на бензоколонке должен быть минимум персонала для сокращения социальных издержек. Понятно, что для экспорта энергоносителей или драгоценных камней не нужно 147 миллионов человек просто с точки зрения арифметики и бизнес-процессов. Оптимальным является проживание на этой территории 30−35 миллионов человек, то есть не больше, чем в Саудовской Аравии с поправкой на наш холодный климат. Так что никакого повышения пенсий в ближайшее время не будет, как не было его все последние годы.

Примечательно то, что даже представители «Единой России» в преддверии выборов в Госдуму 2021 года вынуждены менять свою антисоциальную риторику. Помните все эти людоедские заявления чиновников и чиновниц последних лет о том, что государство нам ничего не должно, что «макарошки» всегда дешевые, что придет весна, пойдет крапива и станет полегче с питанием, призывы вспомнить блокадный Ленинград, и уверения, что чем меньше люди едят, тем крепче их здоровье?

Сейчас даже «Единая Россия» вынуждена признавать, что у нас не пенсия, а плевок в лицо старшему поколению. А, по моему мнению, и вовсе социальный дарвинизм и вполне осознанный геноцид. На 10−12 тысяч рублей в месяц прожить невозможно. Я за последние несколько месяцев проехал множество городов и регионов, и спрашивал у людей, какая у них реальная пенсия. Зачастую это 10−13 тысяч рублей, очень редко — 15 тысяч, а у кого-то и по 8−9 тысяч. На эти деньги невозможно выжить. То, что «единороссы» решили поиграть в социальную озабоченность накануне выборов, говорит о том, что даже они понимают, что это издевательство.

Даже по методологии Международной организации труда минимально необходимый уровень компенсации выпадающих доходов человека, вышедшего на пенсию, должен быть не менее 40%. Если мы верим в красивые цифры Росстата о том, что в России средняя зарплата составляет 55 тысяч рублей (хотя такую зарплату получает менее 25% россиян, а самая распространенная модальная выплата — это 32 тысячи), то пенсия должна быть не менее 22 тысяч рублей, просто чтобы люди могли как-то жить и не голодать.

У нас же средняя пенсия на уровне 15−16 тысяч рублей, что я не могу назвать иначе, как преступной политикой. Но она продолжается все последние десятилетия, вне зависимости от того, сколько стоит нефть и какой курс рубля. Даже когда нефть стоила 140 долларов за баррель, коэффициент замещения пенсии стабильно не превышал 36%. Последние годы он устойчиво снижается и будет снижаться и дальше ниже 30%.

— Насколько реалистичны запросы россиян, которые хотят получать пенсию в 40 тысяч в месяц?

— Многочисленные эксперты и институты сходятся в том, что пенсия для россиянина, на которую можно более-менее нормально жить и не думать, как себя прокормить, платить ЖКХ и купить лекарства, необходимую одежду и бытовые предметы — это сумма от 40 до 50 тысяч рублей. Но такой пенсии у нас не будет ни через пять, ни через 25 лет, если не произойдет смена всей политико-экономической формации и управленческой вертикали.

Напомню, что даже по прогнозам ПФР коэффициент замещения у нас расти не будет. Во-вторых, по данным Росстата реальные располагаемые доходы населения падают у нас с 2014 года. Это значит, что уровень жизни, очищенный от инфляции и обязательных платежей, снижается семь лет подряд. Только по официальной статистике за этот срок уровень жизни упал на 12%, а по неофициальной — от 35% до 60%. Количество россиян за чертой бедности выросло на 5 миллионов человек, ровно половина населения, по оценкам Росгосстраха, живет за всеми границами социального благополучия на дне с доходами ниже 15−25 тысяч рублей.

Даже правительство признает, что мы, в лучшем случае, вернемся к уровню жизни 2014 года к 2030-му. То есть 15 лет мы будем смотреть по телевизору на улыбающиеся лица Мишустина, Медведева, Путина, депутатов и министров, не помещающихся в экран, чтобы вернуться в 2014. Ни о каком росте доходов пенсионеров с такими «достижениями» говорить не приходится.

— А как же обещания повышать пенсии?

— Тема о повышении пенсий вообще была прекрасно «замылена». В 2018 году нам рассказывали, как важно поднять пенсионный возраст на пять лет, чтобы повысить пенсии старшему поколению. Пенсионный возраст подняли, а по факту индексация остается на уровне заниженной инфляции в 3−4%. Причем чем богаче человек, тем больше индексация, например, у депутата с 90-тысячной пенсией индексация будет на уровне тысяч рублей, а у токаря или фермера — 300 рублей.

Все реформы пенсионной системы от заморозки пенсионных накоплений и перехода на балльную систему до повышения пенсионного возраста, которые якобы должны были помочь поднять пенсии, ни к какому повышению на самом деле не привели и не приведут. Потому что если в Греции, Германии или США в ответ на провалившиеся обещания власти или антисоциальные реформы народ выходит на улицы и устраивает забастовки, там людям удается решать проблемы. Те же «желтые жилеты» подняли минимальный размер оплаты труда на 120 евро до 1400 евро, почти до 130 тысяч рублей.

Если действовать решительно, реакция властей будет. Если же народ все стерпит и смолчит, можно в дальнейшем вообще отменить пенсии ради социального эксперимента. Почему бы и нет? Такой вариант тоже не исключен.

Анна Седова
«Свободная пресса», 16.11.2020

Читайте также: