Отмена акта проверки переселенцев для пенсионеров

Украинско-Хельсинский союз по правам человека опубликовал и разъяснил решение суда об отмене проверки переселенцев с временно оккупированных территорий.

Начиная с 2014 года граждане Украины, проживающие в Крыму, на Донбассе, а также внутренне перемещенные лица (ВПЛ) столкнулись с проблемами при получению пенсии. В июне 2016 года КМУ еще больше усложнил порядок получения пенсий для временно-перемещенных лиц. 08.06.2016 КМУ принял серию нормативных актов, которые делают невозможным получение как пенсии для временно-перемещенных пенсионеров, так и материальной помощи, если временно-переселенный гражданин не прошел проверку. Суть проверки состоит в том, что представители органов социальной защиты или других органов власти приходят к переселенцу домой и составляют акт, который свидетельствует о факте присутствия человека по зарегистрированному месту пребывания. При отсутствии переселенца по месту своей регистрации, такое лицо лишается права на получения пенсии или материальной помощи.

Принятие перечисленных нормативных актов привело к возмущению среди временно-перемещенных лиц и гражданских активистов на очевидную противоправность этих указов КМУ. Указанные нормативные акты фактически делают невозможным перемещение переселенцев по территории Украины и прикрепляют переселенцев к месту своего проживания и сделали невозможным их перемещение за границу. Множество переселенцев пенсионеров были лишены пенсий, которые они заработали своей многолетним трудом, выплачивая отчисления в ПФУ.

Также, в отчете Управления Верховного Комиссара ООН по правам человека опубликованного 15.09.16 объявлено о необходимости отменить Положение, которое связывает регистрацию временно-перемещенного лица и социальные выплаты, в том числе и пенсии.

Пункт 208 вышеуказанного отчета содержит следующие рекомендации:

«Органы власти должны изменить недавно введенную систему осуществления проверок по месту фактического проживания временно-перемещенных лиц, чтобы обеспечить право ВПЛ на свободу перемещения и свободный выбор места проживания.»

ПАСЕ своей резолюцией от 12.10.16 призвал украинскую власть упростить насколько это возможно повседневную жизнь жителей неподконтрольных территорий и ВПЛ из этих районов, за счет упрощения административных процедур касающихся получения пенсий и социальной помощи.

Учитывая вышеизложенное, представители общественной организации «Общественный комитет защиты конституционных прав и свобод граждан», который является членом «Украинско-Хельсинского союза по правам человека», подали в суд иск от имени ВПЛ, пенсионера, председателя «Гражданского общественного комитета защиты конституционных прав и свобод граждан», бывшего председателя «Украинско-Хельсинского союза по правам человека» Николая Козырева, о признании незаконными постановлений КМУ, которые обязывают проводить проверки ВПЛ.

Интересы истца представлял адвокат Евгений Чикарев. Истец просил суд признать незаконными и не отвечающими правовым актам высшей юридической силы следующие нормативные документы:

  • порядок осуществления контроля за проведением социальных выплат ВПЛ по месту их фактического проживания, утвержденный постановлением КМУ от 08.06.16 №365;
  • п.п.7,8,9,13 Постановления о порядке возобновления (назначения) социальных выплат ВПЛ, утвержденного КМУ от 08.06.16 №365;
  • абзац 10 п.1 Постановления КМУ об осуществлении социальных выплат ВПЛ от 05.11.2014 №637.

Окружной Административный Суд г.Киева своим решением от 26.06.17 года удовлетворил этот иск и тем самым отменил нормативные акты КМУ, которые обязывают ВПЛ проходить проверки. После чего КМУ подал апелляцию на принятое решение, однако 04.07.18 Киевский Апелляционный Суд своим решением не удовлетворил апелляционную жалобу со стороны КМУ, а решение суда первой инстанции оставил без изменений. Таким образом первоначальное решение Окружного Административного Суда вступило в силу.

Учитывая положение части 2 ст.19 Конституции Украины ни один орган социальной защиты населения и никакие другие органы власти местного самоуправления, организации, предприятия начиная с 05.07.18 не имеют права проводить проверки переселенцев.

Краткое содержание:


Потихоньку подходит к концу 2020 год, и уже начала появляться информация о том, что с 2021 года пенсионерам нужно готовиться к проверкам. Пишут разное и о том, что нужно подтверждать ПФР, что они живы, отчитываться перед ФНС о своих доходах, подтверждать место жительство и т.п., в противном случае могут приостановить выплату пенсии.

Рассмотрим, кому действительно грозят эти проверки, а кому можно спать спокойно и не обращать внимания на разные слухи.

Отчитываться в ФНС

В последнее время ФНС действительно проводит проверки граждан на предмет выявления скрытых доходов, в том числе и пенсионеров. Особенно под контролем те, у кого несколько видов недвижимого имущества.

Однако слухи о том, что пенсионерам нужно специально отчитываться перед ФНС, не соответствуют действительности. Никаких отчетов подавать не нужно. Если есть подозрения на скрытые доходы, а пенсионер получает субсидию, то органы социальной защиты населения могут самостоятельно уточнить информацию о доходах в ФНС.

ПФР также самостоятельно проверяет информацию об официальном трудоустройстве пенсионера, если пенсионер получает выплаты, которые полагаются только тем, кто не работает.

Таким образом, подавать специальные декларации, отчеты и т.п. не нужно, хотя часто о таких обязанностях пишут в Интернете. Такая информация не соответствует законодательству.

Подтверждение места жительства

Ряд пенсионеров действительно должны подтвердить свое место жительства, и бывали случаи, когда невыполнение такой обязанности грозило приостановкой выплаты пенсии.

Однако закон предусматривает лишь два случая, когда место жительства нужно подтвердить.

Во-первых, если пенсионер проживает в северных регионах.

Дело в том, что проживание в таком регионе позволяет получить повышенную пенсию, благодаря районному коэффициенту. При переезде на другое место жительство, за пределы северного региона, пенсионер лишается права на дополнительную выплату. Таким образом, чтобы избежать переплат, законодательство возлагает обязанность на пенсионеров, проживающих в северных районах, раз в год подтверждать свое место жительства.

Но это нужно только тем пенсионерам, которые получают пенсию на банковскую карту или по доверенности за них получают иные лица. Если пенсию приносят домой или пенсионер получает ее лично на почте, то ничего подтверждать не нужно.

Во-вторых, раз в год нужно подтверждать пенсионеру свое проживанию по месту регистрации, если пенсию за него получает представитель по доверенности, если такая доверенность выдана сроком более чем на один год.

Чтобы подтвердить место проживание, нужно обратиться в Пенсионный фонд с паспортом или получить пенсию лично, в том числе с помощью почты или службы доставки. Были случаи, когда пенсионеры забывали это сделать и выплата пенсии приостанавливалась.

В иных случаях ничего подтверждать не нужно, пенсия будет поступать в любом случае.

Подтверждение, что пенсионер жив

Сейчас стали писать много статей, в которых указывается, что с 2021 года всех пенсионеров заставят регулярно подтверждать, живы они или нет. Закон действительно обязывает делать такое подтверждение, но лишь в определенных случаях.

В первую очередь это относится к тем пенсионерам, которые проживают за пределами РФ, раз в год им нужно посетить российское консульство или оформить свидетельство, подтверждающее, что пенсионер жив. Только после этого выплата пенсии будет продлена на один год.

Пенсионеров, которые постоянно живут в России, это правило не касается, и им ничего не нужно подтверждать.

Таким образом, ряд пенсионеров действительно ждут проверки, но в целом принципиально ничего не меняется, поэтому внимательно следите за информацией и в случае сомнений не забывайте уточнить информацию, основанную на законе.

Будьте здоровы и берегите себя!

Если статья понравилась, прошу поставить лайк, если не понравилась, то дизлайк. Любая оценка очень важна.

  • Видео
  • Документы

Отмена проверок переселенцев: появились новые подробности


Министерство социальной политики Украины обнародовало разъяснения в части порядка назначения (возобновления) социальных выплат переселенцам. В них, в частности, сказано, что пункты данного порядка, которые касаются проведения проверок при назначении (возобновлении) социальных выплат, а именно п.7, п.8, п.9, п.13 — отменены, но в п.10 того же порядка предусмотрено, что структурное подразделение по вопросам социальной защиты населения (УТСЗН) в течение трех рабочих дней со дня составления акта обследования материально-бытовых условий семьи и получения электронного дела передает на рассмотрение комиссий документы для принятия решения о назначении (возобновлении) или об отказе в назначении (возобновлении) соответствующей социальной выплаты. п.10 решением Окружного административного суда г. Киева не отменен, а значит он действует.

В данной ситуации у Министерства социальной политики Украины было два варианта:

1) ввиду отмены п.7, п.8, п.9, п.13 порядка назначения (возобновления) социальных выплат ВПЛ, не руководствоваться п.10 того же порядка, где для назначения выплат предусмотрена подача акта обследования материально-бытовых условий семьи, поскольку теперь отсутствуют положения, которые регламентировали — кем составляется такой акт, в какие сроки, и основания для такого составления — проверка;

2) руководствоваться п.10 порядка назначения (возобновления) социальных выплат ВПЛ и не передавать на рассмотрение комиссии документы для принятия решения о назначении (возобновлении) или об отказе в назначении (возобновлении) соответствующей социальной выплаты без данного акта.

Из разъяснений видно, что Министерство приняло к действию второй вариант. Да, проверки отменены, но если нет акта, то и передачи документов на рассмотрение не будет. Министерство рекомендует УТСЗН составлять такой акт дабы выполнять условия назначения социальных выплат в соответствии с порядком.

Обращаем ваше внимание, что теперь сроков для составления таких актов в соответствии с порядком нет.

Исходя из позиции Министерства, у ВПЛ теперь также есть два варианта:

  • или соглашаться на составление акта обследования материально-бытовых условий семьи, который является подтверждением проведенной проверки;
  • или не соглашаться, и признавать в судебном порядке действия УТСЗН незаконными.

Такая неопределенность будет существовать до того момента, пока не будут внесены изменения в Постановление №365 или же Постановление №365 не будет отменено в судебном порядке полностью, или же Кабинетом Министров не будет принята новая система осуществления выплат для ВПЛ: в которой пенсии будут отделены от справки ВПЛ, назначение и контроль за социальными выплатами будет соответствовать законам и не будет дискриминационным.

Разъяснения в части Порядка осуществлением контроля за проведением социальных выплат внутренне перемещенным лицам по месту их фактического проживания / пребывания.

В соответствием с предоставленным разъяснением Министерство подтверждает, что данный Порядок отменен. Для осуществления контроля за проведением выплат ВПЛ по месту их фактического проживания / пребывания Министерство рекомендует УТСЗН руководствоваться Законом об обеспечении прав и свобод ВПЛ.

Напоминаем, в данном Законе присутствует ст.12, которая устанавливает основания для отмены справки ВПЛ, порядок получения информации о пересечении ВПЛ линии разграничения, и основания для отмены справки по причине пребывания ВПЛ на временно оккупированной территории более 60 (при наличии оснований более 90) дней. А поскольку порядок назначения (возобновления) социальных выплат ВПЛ в нормах, которые устанавливают, что все социальные выплаты (включая пенсию) выплачиваются при наличии действующей справки ВПЛ, действует, то отмена справки ВПЛ повлечет за собой приостановление социальных выплат. Получение информации из системы “Аркан” все еще актуально.

В связи с этим Министерство рекомендует УТСЗН перед принятием решения об отмене справки ВПЛ учитывать информацию, которая подтверждает, что ВПЛ не находится на временно оккупированной территории более чем разрешено Законом, а именно:

  • прохождение ВПЛ физической идентификации в течении последних 60 дней;
  • подтверждение нахождение по фактическому адресу с помощью проверки места фактического проживания;
  • предоставление справки из лечебного заведения о пребывании ВПЛ на стационарном лечении;
  • предоставление ВПЛ, которые работают в органах государственной власти или местного самоуправления, справок с места работы, о том, что они состоят в трудовых взаимоотношениях с данными органами или характер их работы, связан с пребыванием на временно оккупированной территории в течении постоянного времени.

По абзацу 10 п.1. Постановления №637 позиция соответствует решению суда — Порядок осуществлением контроля за за проведением социальных выплат внутренне перемещенным лицам по месту их фактического проживания / пребывания — отменен. Дополнительные проверки, которые были предусмотрены указанным порядком не осуществляются. Для контроля руководствоваться п.2 разъяснения.

Приводим текст разъяснения полностью:


На период «антикоронавирусного» карантина в Украине отменен ряд проверок внутренне перемещенных лиц (ВПЛ), продолжается выплата пенсий и соцпособий без ранее обязательной идентификации. Но карантин когда-нибудь закончится. А с ним — и эти послабления.

Эксперты прокомментировали «Донецким новостям«, что нужно сделать, чтобы и далее меры в отношении переселенцев и жителей неподконтрольного Донбасса сохранились более лояльными, а также — каковы шансы, что проверки ослабят, отменят, а не ужесточат.

Михаил Фоменко, юрист-аналитик общественной организации «Донбасс SOS»:

— Необходима политическая воля правительства, готовность менять стратегию и отношение к системе социального обеспечения в целом и к нуждам ВПЛ в частности.

Стрессовая ситуация, с которой столкнулась наша страна, уже обнажила многие проблемы системы. Это и затянувшаяся на многие годы диджетализация, введение электронного доступа в социальной сфере, и привязка социальных выплат для ВПЛ к месту жительства, а не к потребностям человека.

Напомню, что проверки ВПЛ были отменены судом еще в 2018 году по иску юристов нашей организации. Видимо, тот, кто прописывал эти положения о проверках в новом законе, об этом не знал.

Однако остаются вопросы составления акта материально-бытовых условий при назначении адресной помощи (считайте, визит соцработника на дом), электронных услуг, идентификации в «Ощадбанке», отсутствие доступа к пенсии жителям временно оккупированных территорий и т.д.

Составления акта материально-бытовых условий при назначении соцвыплат для ВПЛ — остаток процедуры проверки, которая была отменена. На данный момент функционального значения в ней нет, поскольку вы вполне можете не присутствовать во время его составления, а в течение примерно недели после этого еще раз явиться в орган соцзащиты, где этот акт составят повторно (согласно действующему порядку Постановления Кабмина №365 от 2016 года) и назначат вам выплаты. То есть, весь вклад этого документа для назначения помощи — в том, чтобы он просто был.

Факт проживания подтверждается весьма условно. Пенсионные выплаты к этому порядку не относятся (после последних изменений Постановления КМУ №788 от 2019 года) и явка на дом соцработников не проводится.

На время карантина акт не составляется. Было бы замечательно, чтобы эта норма осталась и после окончания карантина.

Доступ к административным и социальным услугам и помощи через интернет — наверное, наиболее явно проявившийся недостаток во всех сферах взаимодействия гражданина с государством (от получения справки из налоговой до подачи иска в суд — сейчас очень много обращений от граждан, как сделать это дистанционно). Надеюсь, что результатом станет ускорение внедрения электронных сервисов во все сферы государственной жизни. И, что самое главное, — их адекватное правовое урегулирование.

Как пример — система «электронный суд». Хоть она и работает, но значительная часть судов не принимает документы, поданные через нее, из-за проблем с ее правовым статусом.

Все это далеко не новые вещи, работа над внедрением тех же электронных услуг ведется давно.

Доступа к украинским пенсиям у жителей неподконтрольной территории , к сожалению, нет и сейчас. Возможно, опыт приостановление идентификации и выплаты пенсии и социальных выплат без выезда каждые 60 дней покажет, что это делать и контролировать вполне реально — и поможет парламентариям морально подготовиться к принятию того же законопроекта 2083-д ( законопроект №2083-д был провален Верховной Радой 5 февраля, он предусматривал упрощение получения пенсии переселенцами и пенсионерами, живущими на неподконтрольном Донбассе, — ред.).

Необходимо изменение подхода к предоставлению адресной помощи , которая ежемесячно выплачивается переселенцам как бы на компенсацию аренды жилья и оплаты коммунальных услуг (442 грн для трудоспособных лиц, 1000 грн — для нетрудоспособных, в т.ч. пенсионеров, до 1700 грн для лиц с инвалидностью, — ред.). Существующий порядок распыления средств («всем — по чуть-чуть») давно себя исчерпал. Будем объективны — сумма в 442 грн как компенсация за проживание — это ничто. А в условиях карантина и остановки экономики — дважды ничто. При том, что потребности семьи никто толком не изучает — выплаты получают и те, кто в принципе не испытывает особой нужды в такой компенсации, и те, кто нуждается в гораздо большем по объективным причинам. Существующая система не обеспечивает адресности и справедливости таких выплат.

Подытоживая: на данный момент остается ряд значительных проблем, которые требуют безотлагательных решений от правительства. Введение карантина может значительно подстегнуть процесс их решения и дать необходимый опыт применения, который можно использовать позднее.

В то же время, учитывая ожидаемый результат от остановки экономики из-за карантина и намечающийся кризис, ожидать серьезных улучшений (особенно таких, которые потребуют значительного финансирования) не приходится.

С другой стороны, ужесточения, скорее всего, тоже не произойдет. Местные выборы уже скоро. И к чести нынешней власти, таких «гуманных» решений в отношении жителей Донбасса и ВПЛ, как было при предыдущей, не принимается. И это — светлый момент.

Я бы склонялся к чему-то среднему. Произойдут давно назревшие и частично подготовленные изменения. При этом процессы, требующие значительных денежных вложений на их реализацию, замедлятся из-за недостатка средств.

Что делать для улучшения ситуации? Говорить, убеждать, объяснять. Сейчас есть временный мощный стимул к изменениям, хоть и вызван он событиями страшными и печальными. Но это возможность сплотиться, возможность для власти показать на деле, а не на словах гражданам, пострадавшим от конфликта на востоке, что мы по одну сторону. После шести лет войны это — как никогда актуально.

Мария Красненко, правозащитник, юрист Громадського холдингу «Група впливу»:

— Сейчас следует четко понимать, что на период действия карантина или ограничительных мер, связанных с распространением COVID-19, а также в течение 30 дней со дня его отмены, запрещается ряд мероприятий, касающихся проведения проверок по месту жительства, решение комиссий принимается без акта обследования материально-бытовых условий. И, самое главное — продолжаются все социальные выплаты и пенсии.

Отмечу еще раз, что речь идет именно о периоде действия карантина и 30 дней после его окончания. Это означает, что по окончании — будут восстановлены все меры, которые были применимы в отношении переселенцев.

Однако, можно сказать однозначно, что реализация мер, действующих во время карантина (и спустя 30 дней после) станет основой для предложений по пересмотру нормативно-правовых актов и практики, применимой к ВПЛ. Поэтому перед органами государственной власти (в частности — путем побуждения их общественными организациями) стоит задача оценки принятых мер. С возможностью на их основании пересмотреть регулирование.

Еще раз отмечу, что принятые сейчас меры, однозначно могут служить поддержкой инициатив по ВПЛ и жителям неподконтрольных территорий. Но, к сожалению, пока стоит вопрос не о мерах «после карантина», а о реализации тех мер, которые являются предусмотренными законом, однако не реализованными на местах. Мы фиксируем, проблемы с выплатами социальных выплат и пенсий, требования подачи заявлений на продление выплат и даже — проверки. Подобное еще раз говорит о «медлительности» вертикали и об отсутствии «воли» на центральном уровне исполнительной ветви власти.

Элина Шишкина, правовой аналитик Благотворительного фонда «Право на защиту» («Право на захист»):

— Внесенные в законодательство изменения, облегчающие процесс верификации, действительно действуют только на время карантина и 30 дней после его завершения. Однако этот период вполне может показать, что ничего страшного не произойдет, если пенсионеры будут проходить верификацию не каждые 2 месяца (как было до карантина), а один раз в 6 месяцев. Тогда нагрузка на контрольные пункты въезда-выезда (КПВВ) будет меньше, а с этим — и меньше жалоб людей на условия пересечения линии разграничения и пр.

Кстати, уже сейчас мы занимаемся адвокацией того, чтобы эти изменения стали постоянными.

Михаил Дяденко, руководитель Центра правового анализа и исследования политических рисков:

— В такое сложное, не только для Украины, но и для всего мира, время введение указанных послаблений достаточно логично. И даже, если предположить, что могут быть определенные махинации, в первую очередь, необходимо руководствоваться гуманитарными соображениями. Ведь людям и так сложно выживать в условиях социально-экономического кризиса, вызванного COVID-19. Но следует отметить, что вместе с определенными послаблениями введены и ограничения в части пересечения линии разграничения.

Что касается «жизни после карантина», то важно было бы не возвращаться к ситуации «до», а искать другие пути контроля за правильностью начисления и выплат пенсий и социальных пособий. Также стоило бы вернуться к предлагаемому командой президента Владимира Зеленского формату неформального диалога с представителями оккупированных территорий.

Без взаимного диалога, без достижения определенных компромиссов, вернуть мир на Донбасс и вернуть под контроль Украины временно оккупированные территории не представляется возможным (как бы кому-то не хотелось утверждать обратное и кричать «зрада»). Стоит обратить внимание на опыт примирения Северной Ирландии, в которой в 1975 году была создана Группа мира и примирения, инициировавшая примирение через культурные инициативы, работа которых длилась десятилетиями.

Энрике Менендес, глава общественной организации «Институт региональной политики»:

— Важно не путать причину и следствие. Несмотря на то, что определенные послабления есть, одновременно с эти полностью прекращено сообщение между подконтрольной и неподконтрольной территориями. Напомню, что именно жители ОРДЛО (отдельных районов Донецкой и Луганской областей, — ред.) в основном получают пенсии, зарегистрировавшись как ВПЛ. И с окончанием чрезвычайного режима, связанного с коронавирусом, ситуация, скорее всего, не изменится. В смысле — все меры идентификации и верификации вернуться на круги своя.

Зафиксировать более лояльный режим получения выплат пений для этих людей можно будет только в том случае, если власть предпримет для этого целенаправленные усилия. Вопрос ведь не в технологической сложности и неясности как это можно реализовать. Соответствующие предложения от правозащитников и общественников давно озвучены, некоторые даже пытались закрепить на законодательном уровне. Речь в наличии либо отсутствии политической воли. У правящего режима, к сожалению, нет пока политической воли, чтобы сделать более лояльные условия для получения соответствующих выплат жителями временно неподконтрольной территории. И коронавирус тут ни при чем.

Оксана Чепижко, глава общественной организации «Re:Старт»:

— Ключевая задача государства по отношению к ВПЛ — убрать многочисленные ограничения, делающие переселенцев «условными гражданами Украины».

Исходя из этого, а также по требованию международных организаций, необходимо при секвестре бюджета ни в коем случае не допустить урезания их социальных гарантий. А также с помощью наших партнеров, возможно и в рамках устранения негативных экономических последствий от пандемии, практически запустить программу поддержки малого и среднего бизнеса на Донбассе под эгидой ООН.

Что касается ВПЛ, которые живут на временно неподконтрольной территории, то без политического решения конфликта на Донбассе они так и останутся гражданами без Родины, которые — не свои там и чужие здесь. Особенно остро этот вопрос станет после прохождения пика пандемии, когда резкое падение уровня доходов не будет компенсировано помощью государства. Де-факто этих граждан (кроме пенсионеров) для Украины пока не существует. А возможная международная помощь будет упираться в политический аспект.

Сдвинуть ситуацию с мертвой точки мог бы экономический омбудсмен от тех территорий. Но решение этого вопроса зависит не только от Украины. Поэтому даже предоставление равных с остальными гражданами страны прав ВПЛ уже можно будет считать прорывом.


Можно ли находится пенсионерам-переселенцам более 60 дней на неподконтрольной территории

Правозащитники рассказали о существующих правилах.


Новая причина по которой Пенсионный фонд Украины блокирует пенсии переселенцам

Пенсионный фонд Украины делает все, чтобы не платить пенсии переселенцам.


В «Ощадбанке» разъяснили новые правила прохождения физической идентификации пенсионеров-ВПЛ

Изменен срок происхождения идентификации с 12 на 6 месяцев банком для держателей ЭПУ.


Правительству предложили механизм выплаты пенсий переселенцам без дискриминационной регистрации. Услышит ли Гройсман?

Общественники представили проект альтернативной системы назначения и контроля за социальными выплатами для переселенцев.


Больше половины из зарегистрированных переселенцев постоянно проживают на неподконтрольной территории

Реально перемещенных лиц около 700-800 тысяч.


Ощадбанк продлит срок банковских карт пенсионерам Луганска и Донецка еще на три месяца

Когда пенсионеры ВЛП смогут ими воспользоваться пока не ясно.


Примерно неделю назад, а именно 5 июля пресс-служба Украинского Хельсинского союза по правам человека (УХСПЧ) сообщила, что Киевский апелляционный административный суд решением от 4 июля 2018 года отменил нормативные акты Кабмина Украины, обязывающие внутренне перемещенных лиц проходить проверки по месту жительства. И, таким образом, фактически, отменил и сами проверки внутренне перемещенных лиц (ВПЛ) на дому.

Это – победа!

«С учетом требований ч.2 ст.19 Конституции Украины, это означает, что ни органы социальной защиты населения, ни другие органы власти, местного самоуправления, ни любые учреждения, организации, предприятия, начиная с 5 июля 2018 года не вправе проводить проверки переселенцев», – резюмировали в УХСПЧ.

Не скрывали своего торжества и другие правозащитные общественные организации. «4 июля 2018 года без преуменьшения стоит переименовать в День справедливости. Практически два года судебных разбирательств, но результат того стоит», – заявили по этому поводу в организации «Донбасс-SOS».

В принципе, эпическая судебная битва правозащитников с правительством была больше известна переселенцам как судебная тяжба за отмену печально известного постановления правительства №365* «Порядок назначения (восстановление) социальных выплат внутренне перемещенным лицам», принятого 8 июня 2016 года. Хотя в комплекте с ним были приняты и другие документы, регулирующие процесс.

Самое нелюбимое постановление

Постановление №365 утверждает два действительно спорных с правовой точки зрения механизма. Первый – порядок назначения переселенцам всех социальных выплат (включая пенсии, которые почему-то чиновники также относят к таким выплатам), второй – порядок контроля за этими самыми выплатами. Если коротко и по сути, то смысл в том, что все выплаты переселенцам, включая пенсионные, юридически привязываются к справке ВПЛ. Отмена этой справки автоматически означает потерю переселенцем права получать такие выплаты.

Дальше все очень просто: украинцы, имеющие справку ВПЛ, получают одноименный статус и (если говорить совсем прямо) поражение в некоторых гражданских правах. Одно из таких поражений – необходимость регулярно проходить проверки по месту постоянного проживания, которые проводятся представителями органов социальной защиты, других органов власти или учреждений.

Эти представители приходят к переселенцам домой и составляют акт, удостоверяющий наличие ВПЛ по зарегистрированному месту пребывания или его отсутствие. Если переселенец отсутствует, то он почти автоматически лишается права на получение пенсии, адресной помощи и других социальных выплат. Основание – то самое знаменитое постановление №365.

С момента явления миру этого документа в отношении него было много недовольных. Переселенцев раздражали немалые неудобства и проблемы, создаваемые им. Правозащитников – дискриминационный характер и спорный юридический статус. Но если из-за рубежа ограничились в основном вербальной критикой, то отечественные общественные организации подали на правительство в суд. Это случилось еще в сентябре 2016 года.

По понятным причинам, суд неоднократно откладывался, переносился и затягивался всеми иными способами. Судьям с одной стороны не хотелось ссориться с правительством (и легко угадывающимся в этом вопросе за их спиной президентом), а с другой – не хотелось подписываться под откровенно незаконными действиями.

Что сказал суд? На самом деле…

Однако, так или иначе, но сначала 26 июня 2017 года Окружной административный суд Киева удовлетворил иск и отменил нормативные акты Кабмина, обязывающие ВПЛ проходить проверки. А затем, после апелляционной жалобы правительства, Киевский апелляционный административный суд 4 июля 2018 года подтвердил это решение. И, по словам правозащитников, оно вступило в законную силу.

Что же признано судом незаконным и «не соответствующими правовому акту высшей юридической силы» в действиях правительства? Все же термин «суд отменил», мягко говоря, несколько некорректный.

Были признаны не соответствующими закону четыре пункта Порядка назначения (восстановления) социальных выплат внутренне перемещенным лицам (утвержден постановлением №365). По сути, все четыре пункта касаются обязанностей ВПЛ проходить проверки по месту проживания. А именно:

  • п.7. Для назначения (восстановления) социальных выплат структурное подразделение по вопросам социальной защиты населения по собственной инициативе или по обращению органов, осуществляющих социальные выплаты, в течение 15 рабочих дней со дня получения соответствующего заявления внутренне перемещенного лица или со дня поступления обращения от органов, осуществляющих социальные выплаты, проводит проверку достоверности указанной в заявлении информации о фактическом месте проживания/пребывания внутренне перемещенного лица;
  • п.8. По результатам проведения проверки структурным подразделением по вопросам социальной защиты населения составляется акт обследования материально-бытовых условий семьи по форме, установленной Минсоцполитики, который подписывается всеми совершеннолетними внутренне перемещенными лицами и в определенных законодательством случаях – их законными представителями, а также представителями структурного подразделения по вопросам социальной защиты населения;
  • п.9. Во время обследования материально-бытовых условий семьи представитель структурного подразделения по вопросам социальной защиты населения информирует внутренне перемещенных лиц об их обязанности в десятидневный срок письменно сообщать об изменении фактического места жительства/пребывания структурное подразделение по вопросам социальной защиты населения по новому фактическому месту проживания/пребывания, а также о последствиях невыполнения этой обязанности;
  • п.13. Комиссия, кроме оснований отказа в назначении (возобновлении) социальной выплаты, предусмотренные законодательством, может отказать заявителю в назначении (возобновлении) такой выплаты в случае его отсутствия по фактическому месту жительства/пребывания, указанным в заявлении о назначении (восстановлении) социальной выплаты.
Одновременно судом признан неправомерным и 10-й абзац п.1 Постановления КМУ №637** «Об осуществлении социальных выплат внутренне перемещенным лицам» от 5 ноября 2014. Звучит он так: возобновление или прекращения социальных выплат осуществляется публичным акционерным обществом «Государственный сберегательный банк Украины» («Ощадбанк») на основании решения комиссии по вопросам назначения (восстановления) социальных выплат внутренне перемещенным лицам, образованной районными, районными в гг. Киеве и Севастополе государственными администрациями, исполнительными органами городских, районных в городах (в случае их образования) советов в соответствии с Порядком осуществления контроля за проведением социальных выплат внутренне перемещенным лицам по месту их фактического проживания/пребывания, утвержденным постановлением Кабинета министров Украины от 8 июня 2016 года N365 (абз. 8 п. 1 Постановления № 637).

Ну, и… что?

В этом месте у многих переселенцев логично возникает вопрос: «Ну и что теперь будет»? Как говорится, вопрос, конечно, интересный. Потому, что однозначного ответа на него… пока нет.

«Киевский апелляционный административный суд принял решение об отмене унизительных проверок переселенцев для получения пенсий и социальных выплат. Решение суда уже вступило в законную силу, и это означает, что должны быть отменены или внесены изменения в постановления правительства №365 и №637. Правительство должно незамедлительно выполнить это решение», – заявил пару дней назад глава комитета по правам человека Верховной Рады Григорий Немыря.

Попутно он напомнил, что «в 16-й раз» в повестку дня парламента не включен законопроект №6692, который касается права на получение пенсий, в первую очередь, переселенцами и гражданами Украины, которые находятся в зоне конфликта.

Здесь обращает на себя внимание юридически правильная постановка вопроса: не суд уже все отменил своим решением, а само правительство на основании решения суда должно изменить или отменить. Ну, или… не менять и не отменять.

В этой связи обращает на себя внимание комментарии независимых (от данного судебного дела) юристов. Почти никто из них не берется однозначно говорить о том, как именно дальше будут развиваться события.

В теории, ситуация выглядит интересно. С одной стороны, суд признал проверки по месту жительства ВПЛ незаконными, с другой – без таких проверок те же самые ВПЛ не имеют права получать никакие социальные выплаты и пенсии. Ведь согласно действующим постановлениям правительства, переселенец обязан постоянно подтверждать свое реальное место жительства. О-как!

Варианты без вариантов

По мнению юристов, события могут развиваться в нескольких возможных направлениях:

  • правительство быстро утвердит новый порядок выплат переселенцам без постоянных проверок по месту жительства и сотрудники управлений труда и социальной защиты населения будут руководствоваться уже этим новым порядком. Вариант идеальный, но совершенно фантастический;
  • правительство начинает, не спеша, разрабатывать новые правила и процедуры пенсионных и социальных выплат переселенцам. До введения новых правил в действие все выплаты ВПЛ… приостанавливаются. Подобный шаг вполне в духе нынешнего правительства. Кроме того, что-то похожее уже было, когда произошла отмена обновляемого каждые полгода штампа в справке ВПЛ. Как известно, тогда все выплаты тогда были блокированы несколько месяцев. Вариант самый жесткий, но вполне возможный;
  • правительство не будет лишний раз «дразнить собак» всеобщей остановкой выплат. Оно примет новый порядок и процедуру выплат… очень похожие по сути на те, которые суд признал незаконными. Правозащитники «взвоют» и снова подадут на них в суд, который опять может продлиться несколько лет. Все это время будет действовать то, что они приняли. Самый вероятный вариант;
  • правительство просто проигнорирует решение суда и все оставит как есть. А почему нет?
Ключевой момент здесь в том, что все же выплаты осуществляет правительство, а не суд. Как бы цинично это не звучало. А настроения правительства угадываются легко.

Проверки лучше… проходить

«Отмена Киевским апелляционным административным судом проверок внутренне перемещенных лиц – большая победа гражданского общества. Однако государство, вероятнее всего, обжалует его в кассационной инстанции. Однако, это решение уже вступило в силу, и пока что оно будет оставаться в силе, даже если будет оспариваться в высших судебных инстанциях», – заявил программный директор Украинского Хельсинского союза по правам человека Максим Щербатюк.

Но куда интереснее другое. Отменены ли обязательные проверки переселенцев по месту постоянного проживания? Не будет мудрствовать лукаво. Послушаем представителя истца, выигравшего суд против правительства по этому поводу.

«С точки зрения верховенства права, если какой-то нормативный акт был отменен решением суда, то он не работает и органы соцзащиты уже не имеют права проводить эти проверки. Но мы еще не живем в правовом государстве, и для чиновника решение суда не имеет силы. Пенсионерам из числа ВПЛ все же следует… проходить проверки, если органы власти будут требовать их прохождения. Однако, если все же пенсия будет заблокирована в связи с не прохождением проверки, то граждане имеют все основания обращаться в суд с «выигрышным иском», – сообщил юрист Центра Стратегических дел Украинского Хельсинского союза по правам человека Евгений Чекарев.

4 июля 2018 года вступило в силу постановление Киевского апелляционного административного суда по делу №826/12123/16. Именно данным постановлением должны быть отменены проверки внутренне перемещенных лиц (ВПЛ).

Это – одно из судебных дел против Постановления КМУ №365*, которое оспаривает отдельные положения, однако не все постановление. На очереди должны быть решения против всего постановления как такового, в том числе и по результатам поданного иска Общественной организации «Донбасс-SOS». Об этом сообщается на сайте общественной организации.

Резолютивная часть постановления Киевского апелляционного административного суда от 04.07.2018 года звучит так: «Апелляционную жалобу Кабинета министров Украины оставить без удовлетворения. Постановление Окружного административного суда города Киева от 29 июня 2017 года оставить без изменений. Постановление суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы непосредственно в Верховный суд в течение 30 дней со дня составления полного судебного решения».

Резолютивная часть постановления Окружного административного суда города Киева от 29 июня 2017 года звучит так: «Признать недействительными пункты 7, 8, 9, 13 Порядка назначения (восстановления) социальных выплат внутренне перемещенным лицам, утвержденные постановлением Кабинета министров Украины от 08.06.2016 года № 365. Определить недействительным полностью Порядок осуществления контроля за проведением социальных выплат внутренне перемещенным лицам по месту их фактического проживания/пребывания, утвержденные постановлением Кабинета министров Украины от 08.06.2016 года №365. Определить недействительным абз. 10 п. 1 постановления Кабинета министров Украины "Об осуществлении социальных выплат внутренне перемещенным лицам" от 5 ноября 2014 года №637».

Так, разъясняют в «Донбасс-SOS», все проверки фактического проживания/пребывания внутренне перемещенных лиц для получения социальных выплат, которые ранее были в рамках Постановления №365 отменены.

«Далее должно было бы быть добровольное исполнение постановления Окружного административного суда города Киева от 29 июня 2017 года Кабинетом министров Украины», – отмечают правозащитники.

«Кабинет министров Украины должен безотлагательно опубликовать решение суда о признании нормативного правового акта противоправным и недействительным в издании, в котором был официально обнародован. По состоянию на текущую дату на сайте Кабмина или Минсоцполитики таких публикаций нет», – добавляют правозащитники.

Также, в общественной организации разъясняют, должны ли выполнять решение суда УТСЗН, управления ПФ, другие физические и юридические лица, если не имеется публикации о недействительности от Кабинета министров Украины.

«Да. Действующим законодательством предусмотрено, что нормативно-правовой акт утрачивает силу полностью или в отдельной его части с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда. Решение вступило в законную силу. Так что, несмотря на отсутствие публикации о прекращении действия – все проверки фактического проживания/пребывания внутренне перемещенных лиц для получения социальных выплат, которые ранее были в рамках Постановления №365, отменены. Однако постановление Киевского апелляционного административного суда от 04.07.2018 года может быть обжаловано кассационной жалобой непосредственно в Верховный суд в течение 30 дней со дня составления полного судебного решения. Полный текст постановления изготовлен 9 июля 2018 года, следовательно, до 09.08.2018 года Кабинет министров Украины имеет право подать кассационную жалобу. На сегодня информации о представлении Кабинетом министров Украины кассационной жалобы нет, однако, в разговоре с нами представители Минсоцполитики подтвердили, что они планируют подать кассационную жалобу», – рассказали правозащитники.

При подаче кассационной жалобы Кабинет министров Украины может просить приостановить исполнение решения суда, однако по этому поводу решение должен принять Верховный суд. До тех пор, пока Верховным судом не будет принято решение о приостановлении выполнения постановления Киевского апелляционного административного суда от 04.07.2018 года и постановления Окружного административного суда города Киева от 29 июня 2017 года, – все проверки фактического проживания/пребывания внутренне перемещенных лиц для получения социальных выплат, которые ранее были в рамках Постановления №365, отменены.

Таким образом, отмечают правозащитники, порядок осуществления контроля за проведением социальных выплат внутренне перемещенным лицам по месту их фактического проживания/пребывания больше не существует.

Кроме того, в организации разъяснили, что теперь делать. Алгоритм в соответствии с Порядком назначения (восстановления) социальных выплат внутренне перемещенным лицам пока следующий:

  • Лицо получает справку ВПЛ (если ранее не была получена).
  • Для назначения (возобновления выплат) лицо или законный представитель лично подает заявление в орган, осуществляющий социальные выплаты на территории, где указанное лицо состоит на учете по месту его фактического проживания/пребывания, независимо от факта регистрации места жительства/пребывания. К заявлению прилагается копия справки о постановке на учет ВПЛ и предъявляется оригинал такой справки.
  • УТСЗН на следующий рабочий день после получения направляет запрос о получении электронного дела получателя социальной выплаты. / Управление ПФ посылает запрос о получении электронного дела пенсионера.
  • Информационно-вычислительный центр Министерства социальной политики Украины в течение 5 рабочих дней направляет дело в УТСЗН/Управление ПФ, которое получило запрос об отправке электронной дела, в течение 5 рабочих дней направляет дело.
  • УТСЗН в течение 3-х рабочих дней со дня получения электронной дела вносит на рассмотрение комиссий представление о назначении (восстановлении) или об отказе в назначении (возобновлении) соответствующей социальной выплаты.
  • Комиссия рассматривает представление о назначении (восстановлении) или об отказе в назначении (возобновлении) соответствующей социальной выплаты в течение 5 рабочих дней со дня получения такого представления и не позднее следующего рабочего дня направляет копию такого решения органу, который осуществляет социальные выплаты, и структурному подразделению по вопросам социальной защиты населения.

Общее время должно составлять с момента подачи заявления – 15 рабочих дней (кроме пенсии – электронное пенсионное удостоверение должно быть подготовлено к выдаче в течение 30 рабочих дней со дня принятия заявления от получателя).

«Составление акта обследования материально-бытовых условий семьи, оставшийся в п. 9-1 и п. 10 Постановления 365, по нашему мнению, следует считать технической ошибкой, поскольку порядок его составления признано в судебном порядке недействительным и таким, что не соответствует Конституции Украины. По этому поводу мы общались с представителями Министерства социальной политики Украины, которые заверили нас, что в ближайшее время на официальном сайте будет опубликовано разъяснение. А пока – ждем», – подытожили в «Донбасс-SOS».

*Постановлением КМУ от 08.06.2016 № 365 «Порядок назначения (восстановление) социальных выплат внутренне перемещенным лицам» определяется процесс назначения выплат, а также требования проверки переселенцев по месту регистрации как ВПЛ. На основании таких проверок переселенцев лишают выплат, прежде всего, пенсий. Также предусмотрена дополнительная проверка переселенца при наличии информации о его возвращении на временно неподконтрольную Украине территорию, или его выезда за границу, или получения соответствующей информации от МВД, СБУ, Госпогранслужбы, Национальной полиции, ГМС, других органов исполнительной власти и пр.

Читайте также: