Отмена есв для пенсионеров


В пенсионной системе России постоянно происходят изменения. Проведение кардинальных реформ – редкое явление, а вот небольшие корректировки – почти ежегодное. В правительстве и Госдуме готовят новые поправки в пенсионное законодательство.

Перечень изменений, которые произойдут с 1 января 2021 года

Российским пенсионерам придется перейти на электронные трудовые книжки

С 1 января 2021 года российских пенсионеров ждут 4 изменения. Индексация пенсионных выплат – привычная мера, ожидаемая каждым гражданином, вышедшим на заслуженный отдых. Но помимо нее будет еще 3 новшества.


1 изменение – индексация пенсий

Неработающим российским пенсионерам с 1 января 2020 года сделают прибавку. Повышение пенсии – ежегодная мера: в следующем году индексация составит 6.3%. При этом прогнозируемый Центробанком уровень инфляции равен около 4%. Так, неработающие пенсионеры в среднем будут получать 17 444 рублей.

— Это почти в полтора раза превысит инфляцию — по прогнозам, в этом году она составит 3,7-4 процента. То есть, пенсия в среднем увеличится на тысячу рублей, — рассказала заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Елена Бибикова.

Социальные пенсии увеличатся с 1 апреля. Правда, прибавка составит 2.6%.

— Социальная пенсия повышается также ежегодно — на величину прогнозного индекса роста прожиточного минимума пенсионера. Пока это 2,6 процента, но показатель ещё может быть скорректирован, — напомнила Елена Бибикова.

В 2021 году несколько рублей в августе добавят к пенсии работающим пенсионерам. Им будут частично зачтены новые трудовые права, страховые взносы, уплачиваемые их работодателями в течение 2020 года. Но прибавка может составить не более 296,58 рублей. Полная индексация пенсии проводится лишь в том случае, если пенсионер официально уволился.

Ветеранам боевых действий и инвалидам каждый месяц выплачивают пособия. В 2021 году они будут увеличены с 1 февраля. Размер прибавки рассчитают на основании ИПЦ (индекс потребительских цен) за прошлый год.

2 изменение – повышение возраста выхода на пенсию

В рамках пенсионной реформы запланирована такая мера в 2021 году. Продолжится действие льготного периода, когда россияне могут выходить на пенсию на 6 месяцев ранее нового срока. Воспользоваться правом смогут женщины 1965 г.р. и мужчины 1960 г.р.

Российским пенсионерам придется перейти на электронные трудовые книжки


3 изменение – трудовой стаж «оцифруют»

В 2021 году российских пенсионеров полностью переведут на ЭТК (электронная трудовая книжка). Новым работникам перестанут выдавать бумажные аналоги. Для уже работающих пенсионеров будут действовать и электронные, и бумажные трудовые книжки. В ЭТК внесут только новые записи, поэтому важно не потерять бумажные носители. В противном случае сложно будет доказать наличие стажа, придется навещать бывших работодателей, собирать справки.

Пенсионерам надо подать в Пенсионный фонд заявку, чтобы в ЭТК внести абсолютно все данные, — сообщил Михаил Мишустин.

4 изменение – корректировка системы накоплений

Реформа, давно ожидаемая экспертами. Система накоплений была заморожена еще 7 лет назад. Все эти годы россияне могут копить только виртуальные пенсионные баллы. Годом ранее Минфином и Центробанком была представлена новая концепция – гарантированный пенсионный план. Он подразумевает самостоятельное откладывание из заработной платы 1 – 6 процентов ежемесячно.

— Законопроект непростой. Было несколько вариантов концепции, в последнем это исключительно добровольный формат, — пояснял недавно Антон Дроздов, бывший глава ПФР, а ныне замминистра финансов.


Запретили также и двойное начисление единого соцвзноса для ФОПов-совместителей

Пенсионеры, работающие сами на себя, полностью освобождены от уплаты ЕСВ. Запрещено и двойное начисление соцвзноса на ФОП. Такие нормы вводит закон №2166, подписанный президентом. Однако эксперты подчеркивают, что из-под действия закона выпали работающие на предприятиях пенсионеры, хотя подобная мера в их адрес позволила бы людям старше 65 лет стать конкурентнее на рынке труда и восполнить нехватку рабочих рук.

Закон против дискриминации

1 июня президент Владимир Зеленский вернул в Верховную Раду подписанный законопроект №2166 "О внесении изменений в закон Украины "О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование" по устранению дискриминации по кругу плательщиков". С 1 января 2021 года (а некоторые ключевые положения – с момента публикации в официальном издании) вступают в силу следующие изменения:

  • запрещается двойное налогообложение граждан ЕСВ;
  • освобождаются от уплаты ЕСВ самозанятые люди пенсионного возраста;
  • "спящие" ФОПы, которые находятся в стадии закрытия, освобождаются от уплаты штрафов за неуплату или просрочку ЕСВ.

Двойная уплата ЕСВ

Дважды ЕСВ платят те украинцы, которые являются физлицом-предпринимателем и одновременно зарабатывают себе на жизнь наемными работниками на каком-либо предприятии. Учитывая, что за работника единый социальный взнос выплачивает работодатель, а ФОП как работодатель начисляет ЕСВ сам себе, то за одного человека в данном случае ЕСВ платится дважды.

"У меня есть знакомый адвокат, работает в адвокатском объединении, параллельно у него есть маленькое кафе, там только кофе наливают. Как ФОП он работает в кафе и получает зарплату в адвокатском объединении. Там за него платят ЕСВ, и он сам за себя также платит ЕСВ", – рассказала UBR.ua налоговый консультант, генеральный директор Е.С. Консалтинг Александра Томашевская.

Закон позволяет таким ФОПам-совместителям не платить ЕСВ. Логика законодателей заключается в том, что практика двойного начисления ЕСВ в принципе противоречит законодательству, поэтому ее и ликвидируют.

"Речь идет о том, чтобы не платить ЕСВ дважды тем, кто уже работает и при этом является ФОПом. ЕСВ ведь специфический налог, это фактически страховой платеж за наши пенсии. И платить его дважды в принципе неправильно", – считает глава Налогового комитета Верховной Рады Данил Гетманцев.

Самозанятые пенсионеры

Закон освобождает также от обязательства уплачивать ЕСВ пенсионеров, которые осуществляют независимую профессиональную деятельность. Пенсионеры как субъекты предпринимательской деятельности вообще освобождены законодательством от уплаты такого взноса, но самозанятые лица, работающие как ФОПы не на едином налоге, а на общих основаниях, таких льгот не имеют. Это, как правило, нотариусы, адвокаты и т.д.

Теперь же закон исправляет эту дискриминацию и разрешает всем категориям пенсионеров, которые работают сами на себя, не платить ЕСВ. "Они не то что бы освобождены, а могут добровольно осуществлять оплаты ЕСВ", – уточняет Гетманцев.

На работников не распространяется

Закон, однако, хотя и ликвидирует дискриминацию между различными категориями налогоплательщиков, но сохраняет дискриминацию между самими работающими пенсионерами. Так, если пенсионеры-предприниматели освобождены от уплаты ЕСВ, то за тех, кто продолжают работать наемными работниками, соцвзнос продолжает начисляться.

"Наемных работников это никак вообще не касается. Это другая система: наемный работник получает зарплату, он должен с нее платить ЕСВ, и ему осуществляется пересчет пенсии, даже если это пенсионер. Там совсем другие правила действуют. Мы не трогали наемных работников, если они не ФОПы", – пояснил UBR.ua Гетманцев.

Впрочем, вероятно, в такой дискриминации виноваты не законодатели, а сама специфика отечественного налогообложения. Если в других странах ЕСВ платит работник из своей зарплаты, то в Украине соцвзнос уплачивает работодатель из своего фонда, но в расчете 22% от зарплаты работника. Такой налоговый казус позволяет не отменять ЕСВ с наемных работников, ведь платит все равно работодатель, а для самого работающего пенсионера разницы нет.

Трудовой резерв

Однако по словам экономического эксперта Юрия Гаврилечко, отмена обязательного ЕСВ для всех пенсионеров увеличила бы для граждан старше 60 лет шансы устроиться на работу, ведь работодатель со спокойной душой принимал бы наемных работников, за которых не нужно было бы платить налоги, а только выплачивать заработную плату. Кроме того, такие граждане в отличие от молодежи не настроены уезжать за границу.

"Каждый год появляется 600 тысяч пенсионеров, а граждан трудоспособного возраста – 300 тысяч, и такой дисбаланс будет сохраняться в ближайшие 10 лет. Будет ли молодежь идти на официальную работу за минималку? Нет. Скорее всего, такие рабочие места займут пенсионеры. Это резерв рабочих рук, еще и грамотных. Решается задача трудоустройства граждан 65+, которым государство не может в силу объективных причин платить большую пенсию", – резюмирует Гаврилечко.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.


Министр экономического развития Тимофей Милованов предложил отменить в Украине один из налогов – единый социальный взнос (ЕСВ). Следствием принятия такого решения может стать уничтожение всей пенсионной системы в стране, что приведет к прекращению социальных выплат и пенсий.

Таким образом под ударом находятся не только пенсионеры, но и их дети и внуки, на чей бюджет выпадет дополнительная расходная статья - содержание неработоспособных родителей.

Почему отмена ЕСВ является плохой идеей – читайте в материале OBOZREVATEL.

Главное:

Министр экономики предлагает отменить ЕСВ и увеличить налоги на землю и недвижимость.

Единый социальный взнос является главным источником наполнения Пенсионного фонда.

Отмена ЕСВ фактически уничтожит пенсионную систему в Украине.

ЕСВ действует во всех развитых странах мира. Из-за прекращения соцвыплат Украина окажется в одном ряду с такими странами, как Афганистан, Нигерия и Ирак.

Это консолидированный (сводный) страховой взнос. Его сбор осуществляется в системе общеобязательного госстрахования в обязательном порядке и на регулярной основе. ЕСВ объединяет в себе отдельные отчисления в Пенсионный фонд, фонд страхования по безработице, от несчастных случаев на производстве и временную утрату работоспособности, которые в 2011 году объединились в один взнос.

Плательщиками единого социального взноса являются все предприятия, организации, физлица-предприниматели (независимо от системы налогообложения), работодатели, военнослужащие и другие. Ежемесячный размер взноса составляет 22% от размера минимальной зарплаты (до 2016 года – 34,7%).

Минимальный страховой взнос с 1 января 2019 года составляет 918,06 грн (4 173 х 22%), а максимальный 62 595 грн (15 минимальных заработных плат).

В 2018 году в бюджет Украины поступило 228 миллиардов гривен ЕСВ, которые сразу пошли в Пенсионный фонд на выплаты пенсий.

Останемся без пенсий

Учитывая то, что единый социальный взнос является основным источником поступления в Пенсионный фонд Украины, получается, что наш министр экономики собирается лишить украинцев пенсий и других социальных выплат.


К слову, сам Милованов открыто заявляет, что его не интересует ни экономика, ни Украина. Так, во время своей лекции "Будущее образование" он заявил: "Я, в принципе, ничего не знаю. Я уехал из Украины в 1999-м. С тех пор я возвращаюсь, но по личным причинам. Меня никогда не интересовала Украина. Меня интересовал парусный спорт, сальса. Я занимался теорией игр, теорией контрактов, микроэкономикой. По сути, это не очень высокого уровня математика. Я ничего не понимаю в экономике и продолжаю не понимать".

Теперь этот человек, который уже много лет не живет в Украине и особо ею не интересуется, отвечает в стране за экономическое развитие и предлагает подобные, мягко говоря, странные идеи.

Деньги на соцвыплаты и пенсии экономист-теоретик предлагает получать от увеличения налогов на активы – недвижимость и т.д., а также оставить НДС.

План налоговой реформы от Милованова выглядит так:

Максимально снизить налог на доход физического лица (НДФЛ).

Для компенсации – поднять налог на недвижимость.

Также для компенсации поднять налог на землю и другие активы.

Улучшить сбор налогов на недвижимость и другие активы.

Не трогать НДС. Улучшить сбор.

Продолжать детенизацию экономики прямыми и косвенными методами.

Оказывать государственную поддержку бизнесу - но только при условии работы в белую и создания достаточного количества рабочих мест.

Наряду с Афганистаном, Нигерией и Ираком

Действительно, в мире есть страны, которые не выплачивают пенсии своим гражданам, но к категории "цивилизованных" их причислить сложно. И если в Украине отменят ЕСВ, что повлечет за собой прекращение работы Пенсионного фонда, получается, что наша страна станет единственной европейской страной, в которой власть не обеспечивает граждан необходимыми социальными выплатами.

Страны, где пенсии не выплачиваются:

Страны с ограниченной выплатой пенсий:

Индия (пенсию получает только 12% населения)

Таиланд (пенсия выплачивается только госслужащим)

Пакистан (жители самостоятельно откладывают на пенсию)

Китай (на пенсию могут рассчитывать только жители города и госслужащие).

Если предложение Милованова действительно будет рассмотрено в Кабмине и ВРУ, Украина попадет в список стран, где обеспечение пожилых людей ляжет на плечи их детей и внуков. А учитывая экономико-социальную ситуацию в стране – это серьезно ударит по бюджету работающих украинцев, при том, что министр предлагает еще и увеличить налоги.

ЕСВ – не налог

Идею министра экономики в комментарии OBOZREVATEL раскритиковали министры социальной политики времен правительства Арсения Яценюка и Владимира Гройсмана, отметив, что ЕСВ – это не налог, и не имеет отношения к налоговой реформе.

Павел Розенко (министр соцполитики с 2014 по 2016 гг.)


ЕСВ не имеет никакого отношения к системе налогов, потому что это страховой платеж. Это страховка, которую платит человек в течение своей трудовой жизни, чтобы в случае наступления страхового случая эта выплата ему возвращалась. И это современная, модерновая, европейская система.

И тут получается, что Милованов переносит акцент с работающих людей, которые страхуют свою жизнь, на все категории граждан. Потому что увеличенный налог на землю будут платить те же пенсионеры, налог на недвижимость ляжет на плечи людей, у которых и так нет много денег, но по инициативе Милованова они будут платить еще больше.

Таким образом, людям не то что добавят пенсиюу них еще будут отбираться деньги из-за системы дополнительных налогов и сборов, для того, чтобы им платили эту пенсию.

Инициатива Милованова не имеет ничего общего с европейской теорией и системой социального страхования. Я знаю только один такой пример, когда современная страна отказывалась от ЕСВ, это было сделано в Грузии. Пенсию они заменили единой социальной выплатой от государства, которая выплачивалась в едином размере для всех пенсионеров. Это произошло 20 лет назад, и через годы эта реформа привела к тому, что грузинские пенсионеры являются одними из самых бедных в мире.

Сегодня грузинская власть уже думает, как восстановить эту систему, понемногу возвращают страховые платежи через накопительную систему. Но это еще раз доказывает, насколько абсурдной является идея отказа от ЕСВ.

Андрей Рева (министр соцполитики с 2016 по 2019 гг.)


Министр экономики показал свою абсолютную безграмотность в тех вопросах, где он должен разбираться лучше других. Он говорит о налоговой реформе, и в налоговую реформу вносит необходимость отмены ЕСВ. А это не налог, а страховой взнос.

Кроме того, чтобы отменить ЕСВ, нужно внести изменения в 46 статью Конституцию Украины, которая гарантирует людям общеобязательное государственное социальное страхование.

На сегодня без ЕСВ не может нормально функционировать пенсионная система. Уже за неполный 2019 год выплаты по единому социальному взносу принесли в украинский бюджет 230 млрд грн, и если взнос отменять, из того же бюджета придется брать компенсацию.

А теперь посчитаем: на финансирование основных направлений выделено около 1 170,0 млрд грн, из них около 175 млрд пойдут на дотации Пенсионному фонду, еще 254 млрд на оборону и 438 на выплату долгов. На все про все в бюджете остается около 300 млрд. Если отменить ЕСВ, то из бюджета забирается 230 млрд, а как тогда будет страна функционировать?

К тому же, за счет ЕСВ выплачивается пособие по безработице и функционирует Государственная служба занятости. За счет взносов получают регрессные выплаты пострадавшие на производстве, выплачиваются больничные и так далее. Это тоже нужно будет как-то компенсировать.

А как министр предлагает компенсировать? Поднять налог на недвижимость, землю и прочее. А у меня вопрос, представьте себе, что все имущество и земля будут оформлены на пенсионеров, как вы будете взимать этот налог, если пенсионер не платит? Конфисковать эту недвижимость и продавать, чтобы этому же пенсионеру выплатить пенсию?

Что еще могут отменить

Ранее в команде Зе уже отличились похожими идеями. Так, нардеп от "Слуги народа" и заместитель главы комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Александр Дубинский зарегистрировал законопроект об отмене военного сбора.


Впрочем, если говорить о налоговой реформе, о которой так пекутся в правительстве и Раде, то властям еще есть куда развернуться. Например, если Милованов предлагает максимально снизить налог на доход физического лица (НДФЛ), то почему бы не убрать его? Кстати, в новом Трудовом кодексе, разрабатываемым народными депутатами, предполагается освободить молодых людей в возрасте до 27 лет от уплаты НДФЛ. Таким образом парламентарии хотят, чтобы предприниматели брали на работу молодых специалистов без опыта работы.

В Украине также существует налог на добавленную стоимость, налог на доходы предприятий, экологический и акцизный налоги и другие.

Какие шансы на реализацию

Учитывая, что Милованов стал креатурой президента Украины Владимира Зеленского, а профильный комитет рады возглавляет "слуга народа" Даниил Гетманцев, протянуть такую идею через парламент вполне вероятно. Не забываем, что президентская фракция составляет монобольшинство в Раде.

Впрочем, насколько подобную идею поддерживают в "Слуге народа" – неизвестно. По крайне мере насчет ЕСВ публичных высказываний в партии не было, но и против идеи Милованова никто не выступал.

Рева же считает, что скорее всего Милованов эпатирует публику, чтобы отвлечь внимание от более важных вещей, и подобные инициативы никто рассматривать не будет.

"Это разговор ни о чем. Но вместо того, чтобы говорить о продаже земли, приватизации и продаже стратегических объектов, он решил общественную дискуссию перевести на эту тему", – говорит экс-министр.

Сам же Милованов в своем посте признает, что на практике менять систему налогов очень сложно.

"Потому что есть большие расходы – на оборону, полицию, помощь бедным, развитие инфраструктуры, другие капитальные инвестиции, медицину, образование и науку. И любая радикальная смена налогов может разбалансировать поступления и оставить некоторые важные части общества без финансирования. Но обсуждать потенциальные изменения – важно и полезно", – написал он.


Пенсионеры, работающие сами на себя, полностью освобождены от уплаты ЕСВ. Запрещено и двойное начисление соцвзноса на ФОП. Такие нормы вводит закон №2166, подписанный президентом. Эксперты подчеркивают, что из-под действия закона выпали работающие на предприятиях пенсионеры, хотя подобная мера в их адрес позволила бы людям старше 65 лет стать конкурентнее на рынке труда и восполнить нехватку рабочих рук.

Закон против дискриминации

1 июня президент Владимир Зеленский вернул в Верховную Раду подписанный законопроект №2166 "О внесении изменений в закон Украины "О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование" по устранению дискриминации по кругу плательщиков". После публикации в официальном издании вступят в силу следующие изменения:

  • запрещается двойное налогообложение граждан ЕСВ;
  • освобождаются от уплаты ЕСВ самозанятые люди пенсионного возраста;
  • "спящие" ФОПы, которые находятся в стадии закрытия, освобождаются от уплаты штрафов за неуплату или просрочку ЕСВ.

Двойная уплата ЕСВ

Дважды ЕСВ платят те украинцы, которые являются физлицом-предпринимателем и одновременно зарабатывают себе на жизнь наемными работниками на каком-либо предприятии. Учитывая, что за работника единый социальный взнос выплачивает работодатель, а ФОП как работодатель начисляет ЕСВ сам себе, то за одного человека в данном случае ЕСВ платится дважды.

"У меня есть знакомый адвокат, работает в адвокатском объединении, параллельно у него есть маленькое кафе, там только кофе наливают. Как ФОП он работает в кафе и получает зарплату в адвокатском объединении. Там за него платят ЕСВ, и он сам за себя также платит ЕСВ", – рассказала UBR.ua налоговый консультант, генеральный директор Е.С. Консалтинг Александра Томашевская.

Закон позволяет таким ФОПам-совместителям не платить ЕСВ. Логика законодателей заключается в том, что практика двойного начисления ЕСВ в принципе противоречит законодательству, поэтому ее и ликвидируют.

"Речь идет о том, чтобы не платить ЕСВ дважды тем, кто уже работает и при этом является ФОПом. ЕСВ ведь специфический налог, это фактически страховой платеж за наши пенсии. И платить его дважды в принципе неправильно", – считает глава Налогового комитета Верховной Рады Данил Гетманцев.

Самозанятые пенсионеры

Закон освобождает также от обязательства уплачивать ЕСВ пенсионеров, которые осуществляют независимую профессиональную деятельность. Пенсионеры как субъекты предпринимательской деятельности вообще освобождены законодательством от уплаты такого взноса, но самозанятые лица, работающие как ФОПы не на едином налоге, а на общих основаниях, таких льгот не имеют. Это, как правило, нотариусы, адвокаты и т.д.

Теперь же закон исправляет эту дискриминацию и разрешает всем категориям пенсионеров, которые работают сами на себя, не платить ЕСВ. "Они не то что бы освобождены, а могут добровольно осуществлять оплаты ЕСВ", – уточняет Гетманцев.

На работников не распространяется

Закон, однако, хотя и ликвидирует дискриминацию между различными категориями налогоплательщиков, но сохраняет дискриминацию между самими работающими пенсионерами. Так, если пенсионеры-предприниматели освобождены от уплаты ЕСВ, то за тех, кто продолжают работать наемными работниками, соцвзнос продолжает начисляться.

"Наемных работников это никак вообще не касается. Это другая система: наемный работник получает зарплату, он должен с нее платить ЕСВ, и ему осуществляется пересчет пенсии, даже если это пенсионер. Там совсем другие правила действуют. Мы не трогали наемных работников, если они не ФОПы", – пояснил Гетманцев.

Впрочем, вероятно, в такой дискриминации виноваты не законодатели, а сама специфика отечественного налогообложения. Если в других странах ЕСВ платит работник из своей зарплаты, то в Украине соцвзнос уплачивает работодатель из своего фонда, но в расчете 22% от зарплаты работника. Такой налоговый казус позволяет не отменять ЕСВ с наемных работников, ведь платит все равно работодатель, а для самого работающего пенсионера разницы нет.

Трудовой резерв

Однако по словам экономического эксперта Юрия Гаврилечко, отмена обязательного ЕСВ для всех пенсионеров увеличила бы для граждан старше 60 лет шансы устроиться на работу, ведь работодатель со спокойной душой принимал бы наемных работников, за которых не нужно было бы платить налоги, а только выплачивать заработную плату. Кроме того, такие граждане в отличие от молодежи не настроены уезжать за границу.

"Каждый год появляется 600 тысяч пенсионеров, а граждан трудоспособного возраста – 300 тысяч, и такой дисбаланс будет сохраняться в ближайшие 10 лет. Будет ли молодежь идти на официальную работу за минималку? Нет. Скорее всего, такие рабочие места займут пенсионеры. Это резерв рабочих рук, еще и грамотных. Решается задача трудоустройства граждан 65+, которым государство не может в силу объективных причин платить большую пенсию", – резюмирует Гаврилечко.


Пенсионеров с небольшим трудовым стажем уже со следующего года могут оставить вообще без денег.

На этапе запуска пенсионной реформы в 2017 году были обновлены нормы стажа для выхода на пенсию. Так, чтобы выйти на заслуженный отдых в 60 лет, нужно иметь не менее 27 лет стажа. Если вы можете подтвердить стаж в 17-27 лет, то время выхода на пенсию — в 63 года, если 15-17 лет - в 65 лет.

Но тогда же установили переходной период до 1 января 2021 года. Если стажа не хватало до выхода на заслуженный отдых в 60 лет, назначалась так называемая социальная пенсия. Ее человек получал до достижения 65 лет (если было хотя бы 15 лет стажа) или дольше (если стаж был меньше).

Со следующего года все эти выплаты отменяются.

"Человек, который за всю жизнь не заработал нужного стажа, рискует вообще остаться без денег и жить на улице, без средств к существованию", – говорит руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.

В Украине, по состоянию на 2020 год, социальные пенсии получают порядка 75,3 тысячи человек. То есть речь идет о десятках тысяч стариков, которые уже с нового года могут остаться без копейки.

"Но это только вершина айсберга. Многие украинцы сейчас работают без оформления, многие – за заработках за границей. Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ платят только 11 млн, то есть половина. Это значит, что в будущем уже миллионы граждан не будут получать пенсий", – отмечает Пендзин.

В целом же это тревожный звонок о грядущих проблемах с выплатами пенсий. Впервые в истории Украины люди остаются без права на выплаты на старости лет. Весьма многозначительное событие с учетом заявления Шмыгаля о том, что в будущем на пенсии денег не будет.

"Страна" разбиралась, почему в Украине появится армия пенсионеров без пенсий.

Как будут отменять социальную пенсию

В постановлении Кабмина №1098, принятом еще в 2017 году, когда запускалась пенсионная реформа, были изменены нормы страхового стажа для выхода на пенсию, а также прописано, что делать с гражданами, не имеющими нужного стажа.

Для них предусматривалась временная социальная пенсия.

Размеры таких пенсий – разные. Они привязаны к прожиточному минимуму для нетрудоспособных лиц (на сегодня – 1712 гривен в месяц, а с 1 декабря 2020 года будет 1769 гривен).

"Размер выплаты определяется следующим образом: берется средний доход семьи на человека и, если он меньше прожиточного минимума, то оплачивается разница. Скажем, если получается тысяча гривен в месяц, то пенсия - 712 гривен. Если дохода вообще нет, человек получает 1712 гривен. Эту сумму платят до тех пор, пока пенсионер не выйдет на "заработанную пенсию". К примеру, если есть стаж 15 лет, и человек ушел на заслуженный отдых в 60 лет (хотя, согласно нормам по стажу, имеет право выйти на пенсию лишь в 65 лет), ему платят социальную пенсию 5 лет. А при достижении им 65 лет начинают платить ту пенсию, которую человек заработал", – пояснил Пендзин.

Если человек не имеет стажа даже в 15 лет, он продолжает получать социальную пенсию.

При этом есть ограничения. Помощь не выплачивается, если средний доход семьи превышает прожиточный минимум на каждого, человек в течение 12 месяцев до обращения за выплатами приобрел земельный участок, квартиру, дом, авто, строительные материалы или оплатил услуги более чем на 50 тысяч гривен.

Не дают денег также, если пенсионер продолжает работать или по результатам "выборочного обследования" материально-технических условий обнаружилось, что он имеет дополнительные источники дохода, скажем сдает жилье, выращивает и продает скот или сельскохозяйственную продукцию и прочее.

Но это сейчас. С начала 2021 года схема меняется – вы будете получать лишь свою, заработанную и подтвержденную стажем пенсию.

"То есть, если человек с 15 годами стажа выйдет на пенсию в 60 лет, хотя имеет право на выплаты лишь с 65 лет, то пять лет ему ничего не будут платить. И только с 65 лет пойдут начисления", – пояснил Пендзин.

А если нет даже 15 лет стажа, то рассчитывать на пенсию вообще не приходится.

"В теории можно докупить стаж – 22 тысячи гривен за год. Но, во-первых, докупить реально год-два, а не десять. Во-вторых, если у вас есть такие деньги, зачем вообще пенсия", – отмечает Пендзин.

600 гривен в месяц или ничего

По словам заместителя главы Федерации профсоюзов Украины Александра Шубина, проблема заложена даже не в самом постановлении Кабмина №1098 – он прописывает лишь порядок начисления и выплаты временной помощи.

"Проблема – в законе о пенсионном обеспечении. Именно в нем обозначен переходной период до 31 декабря 2020 года. Чтобы решить этот вопрос, нужно либо еще продлевать переходной период, либо переписывать пенсионное законодательство, но на это власти вряд ли пойдут», – говорит Шубин. Он считает, что профсоюзы уже давно пытаются привлечь внимание властей к этой проблеме, и в правительстве обещали продлить переходной период. Но пока этого не сделали. "Мы понимаем, что до даты "Ч" осталось немногим больше месяца. Так что проблема, когда тысячи пенсионеров останутся без средств к существованию, вполне реальна", – отмечает Шубин.

В Минсоцполитики утверждают: люди без денег не останутся. Советник министра Николай Шамбир пояснял: социальные пенсии отменят, но вместо них тем, у кого нет необходимого минимального стажа, станут выплачивать государственную помощь.

Начисления будут проходить не через Пенсионный фонд, а через соцслужбу.

Но сумма такой помощи будет мизерной.

"Тем, кто старше 65 лет, предложат 30% от прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц, на сегодня это меньше 600 гривен в месяц. Прожить на такие деньги попросту нереально. Хуже всего придется пенсионерам до 65 лет – им вообще ничего не будут платить", – отмечает Шубин.

Пенсионеры без пенсий

На сегодняшний день социальные пенсии получают больше 75 тысяч украинцев. То есть вообще без средств к существованию могут остаться десятки тысяч граждан.

И с каждым годом проблема будет обостряться.

Во-первых, планируется повышение необходимого для пенсии страхового стажа. Если сейчас это 27 лет, то к 2028 году будет уже 35 лет. Заработать их, даже если всю жизнь честно трудиться, не так просто.

Во-вторых, многие украинцы работают без оформления – на родине или за границей. Следовательно, ЕСВ не отчисляют и стаж им не набегает.

"Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ перечисляют только 11 млн. Что будет с пенсиями остальных 11 млн человек – вопрос открытый", – говорит Пенздин.

"Те, кто сейчас работает неофициально, на пенсии вообще могут не рассчитывать", – полагает Шубин.

По его словам, в такой ситуации люди, чтобы выжить, будут вынуждены работать до последних дней жизни. "Или жить под мостами и побираться на свалках, если нет родственников, которые могут докормить", – добавил Пендзин.

По словам экономиста Алексея Куща, фактически "отменяя" пенсии для части населения, власти преследуют сразу несколько целей.

Во-первых, снять нагрузку с и без того дефицитного Пенсионного фонда. Во-вторых, примирить общество с тотальной фискализацией.

"Уже сейчас власти озвучивают идеи обложить налогом деньги заробитчан и ввести нулевые декларации для всех, чтобы люди заполняли декларации и платили налоги, если их реальные доходы не совпадают с официальными. Но пока все это вызывает резкий негатив среди украинцев. Если пенсии "десоциализируют", и мы увидим стариков, которые попросту окажутся на улице без средств к существованию, государство может вернуть социальные пенсии, и этим аргументировать жесткую фискализацию для всех остальных граждан", – считает Кущ.

Министр экономического развития, торговли и сельского хозяйства Тимофей Милованов предложил отменить Единый социальный взнос. Однако в политической среде не все поддержали идею министра. В частности, экс-министр социальной политики Андрей Рева отметил, что отмена ЕСВ может привести к революции. Рева напомнил, что для реализации этой инициативы потребуется внести изменения в Конституцию, поскольку статья 46 Основного закона предусматривает, что источником выплат пенсий и социальных пособий является именно ЕСВ. «Чтобы отменить ЕСВ, нужно отменить общеобязательное государственное социальное страхование. Без внесения изменений в Конституцию Украины этого сделать невозможно. Хочу я посмотреть на тех людоедов, которые за это проголосуют», - отметил Андрей Рева.

«Слово и Дело» вместе с экспертами оценило инициативу и узнало, есть ли риск, что вместе с ЕСВ будут отменены и пенсии.

Директор экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин прокомментировал, что вряд ли кто-то в здравом рассудке будет рекомендовать воплощение подобных инициатив реально и всерьез. Пенсии, социальная помощь – одно из важнейших достижений человечества в целом, отметил эксперт.

Он акцентировал, что если некоторые страны пошли подобным путем, то внедрили при этом другие модели, накопительные системы.

«У нас нет ничего подобного и в ближайшее время не предвидится», – настоял Юрчишин.

Экономист пояснил, что заявления об отмене ЕСВ и дальнейшей отмене пенсий – всего лишь страшилки. Он не исключил, что подобные идеи могут использовать, как психологический фактор.

«К сожалению, к подходу в стиле «делаем так, как мы говорим, либо будет еще хуже» власти прибегали и ранее. Это, скорее, проверка общества на испуг и на предмет того, как воспримут голословные идеи», – отметил Юрчишин.

По мнению экономиста, безнравственно прибегать к такому шантажу, учитывая, что пенсионеры – бедная категория населения.

На его взгляд, экономическое руководство – премьер, министр экономики и некоторые другие министры – в своих заявлениях допускают слишком много вольностей.

«Либо же они не владеют статистической информацией, либо не понимают, о чем следует вести речь. Во-первых, ЕСВ – не только главный налог, который наполняет Пенсионный фонд, а одна из основ налоговой системы. Во-вторых, если есть намерение что-то отменить, нужно предлагать альтернативу. Что может послужить основой для улучшения ситуации после отмены ЕСВ? Давайте все отменим – это точно не конструктивно. Если это предложение всерьез озвучено, то нужно обосновывать, что это даст в экономике и социальной сфере», – прокомментировал Юрчишин.

Эксперт акцентировал, что некоторые предложения дают основания считать, что правительство серьезно недооценивает статистическую информацию. В частности, он обратил внимание на прогноз Минэкономики, согласно которому предусмотрен рост средней зарплаты зарплаты на 50% за 3 года.

Он указал, что за два года – с конца 2016-го до конца 2018 года – зарплата увеличилась примерно на 60%, а до конца 2019-го увеличится почти на 100%.

«Поэтому предлагать, что за следующие три года средняя зарплата увеличится на 50% означает сознательно тормозить социальные стандарты», — отметил экономист.

Эксперт подчеркнул, что подобное игнорирование информации, голословные заявления, которые не подкреплены статистикой и административными возможностями, настораживают.

«Складывается впечатление, что создают основы, чтобы под видом трансформаций и улучшений девальвировать значимость многих показателей. Это уже может быть чревато игнорированием нормальных экономических фундаментальных закономерностей», – подытожил Василий Юрчишин.

«Слово и Дело» также сравнило, как изменились зарплаты и пенсии украинцев, насколько выросла «коммуналка» и подорожал доллар в 2019 году по сравнению с 2014-м.

Курс доллара, цены на продукты и основные экономические показатели на момент избрания Зеленского президентом – по ссылке.

Подписывайтесь на наш аккаунт в Telegram, чтобы первыми получать важные новости и аналитику.

Часть предложений уже содержится в отчёте Минсоцполитики по пенсиям, который также был представлен на заседании правительства 27 ноября.

Среди идей профильного ведомства, в частности, предложение повысить ЕСВ и внедрить некие «корпоративные пенсии», правда, на первом этапе, только для представителей «вредных» профессий. Это, по мнению Минсоцполитики, позволит «освободить» госбюджет от выплат льготных пенсий.

Также хотят «оптимизировать» различные пенсионные надбавки и доплаты, и часть их — отменить. Военных пенсионеров планируют загнать в специальный реестр, где будет содержаться информация о денежном обеспечении и уплате страховых взносов, что позволит «изменить механизм расчёта пенсий».

Цель — приблизить их к «финансово обоснованным» (сейчас многие военные пенсионеры отсуживают себе большие надбавки).

Но главное новшество для всех пенсионеров — их пенсии хотят отвязать от прожиточного минимума и привязать в некой «базовой величине», которая ежегодно будет определяться Кабмином.

«Отвязка» от прожиточного минимума готовится по всем социальным выплатам. Но для пенсионеров она может оказаться особенно болезненной, так как многие и так едва выживают. А пока нет никаких гарантий, что правительство будет увеличивать базовую величину хотя бы на процент инфляции. То есть, есть риски, что минимальные пенсии просто «заморозят».

«Страна» разбиралась как в Украине будет меняться система выплаты пенсий и что в итоге получат пенсионеры.


Дорогие пенсионеры

В правительстве заявляют о желании создать «более эффективную» систему пенсионного обеспечения. Но, судя по всему, главная цель — сэкономить на пенсионерах.

Минсоцполитики проанализировало нынешние траты государства на пенсии. В частности, в этом году доходы Пенсионного фонда запланированы на уровне 438,6 млрд гривен, но из них собственных поступлений — только 245,8 млрд. Из бюджета в ПФ вольют 181,7 млрд гривен (на финансирование дефицита Фонда, выплаты надбавок по специальным программам и прочее). Ещё 500 млн грн. государство заплатит «Укрпочте» за доставку пенсий, 10,5 млрд грн. — на субсидии для пенсионеров и льготников.

Как указано в отчёте министерства, из госбюджета финансируются различные доплаты и надбавки нескольким категориям пенсионеров — инвалидам войны и участникам боевых действий, чернобыльцам, лицам, ухаживающим за стариками, украинцам, которым исполнилось 100 лет и другие. Также из бюджета доплачивают льготникам, отработавшим на вредных производствах, военнослужащим и т. д.

Финансирование по этим программам постоянно растёт. Если в 2016 году оно составляло 51,3 млрд, а это 2,1% ВВП, то в 2017 — 64,8 млрд (2,2% ВВП), в 2018 году — 99,4 млрд (2,8% ВВП). За первое полугодие 2019 года выплачено уже порядка 59 млрд, а по итогам года сумма составит около 124 млрд гривен.

При этом самыми «затратными» для государства являются военные пенсии, на которые в этом году ушло 23,5% финансирования. Ещё 21,2% денег потрачено на доплаты к минимальным пенсиям.

Не прожиточный минимум

Размер большинства доплат и надбавок рассчитывается в привязке к прожиточному минимуму, поэтому постоянно растёт. При этом есть ряд надбавок, которые в последнее время не увеличивались, к примеру, семьям погибших участников войны и боевых действий (около 399 гривен в месяц). Детям войны доплаты увеличили всего на 66,4 гривен, по уходу за одинокими пенсионерами — на 50 гривен и т. д.

Анализ пенсионной статистики подвёл Минсоцполитики к главному выводу — привязка доплат к прожиточному минимуму не позволяет их повышать. В то же время такая привязка вредит и самому прожиточному минимуму, так как в бюджете эту величину не повышают (иначе резко бы взлетели все социальные платежи, а на это в казне попросту нет денег).

Правительство с выводами Минсоцполитики согласилось.

В утверждённом Кабмином протоколом решении этому ведомству предложили разработать законопроект, в котором будет прописана «отвязка» пенсионных доплат от прожиточного минимума. Стоит отметить, что такой проект, но касающийся социальных выплат, Минсоцполитики уже разработало. Отвязав надбавки от прожиточного минимума, его могут «привязать» к некой базовой величине, которая будет определяться от «другого показателя», но какого именно — пока не ясно. Известно лишь об идеях пересматривать базовую величину ежегодно, но желать это будет не парламент (как в случае с прожиточным минимумом), а Кабмин.

То есть, нет никаких гарантий, что это базовая величина будет увеличиваться хотя бы не процент инфляции. Скорее всего, всё будет зависеть от наличия денег в госбюджете — если они будут, пенсионерам что-то подбросят, а если нет — повышение отложат до лучших времён.

Пенсия — за счёт работодателей

Ещё одно решение по «оптимизации» доплат может быть для целой категории пенсионеров-льготников. Речь идёт о работниках вредных производств, а таких в Украине — два списка. В первый входят, к примеру, шахтёры, металлурги, работающие у доменных печей, персонал химпрома и другие.

Во втором списке — те, кто трудится на вредных предприятиях, но в более щадящих для здоровья условиях.

Они имеют главную льготу — более ранний выход на пенсию. Для таких специальностей нет привязки к пенсионному возрасту, можно уйти на заслуженный отдых по выслуге лет. И при этом ещё и получать более высокую пенсию. Часть выплат идёт из бюджета, а часть — из Пенсионного фонда.

Но в Минсоцполитики придумали как можно сэкономить на этих людях бюджетные средства. Так, для таких предприятия планируется вести понятие неких «корпоративных пенсий». Это будет обязательная накопительная система за счёт работодателей.

«Такое нововведение обсуждается уже давно. Планируется, что для предприятий увеличат ЕСВ. 22%, как и сейчас, будет идти в Пенсионный фонд, а ещё 7-15% — на накопительные пенсии работникам. 15% работодатели будут платить за представителей специальностей по списку № 1 и 7% — по списку № 2. Впрочем, пока неясно как будет решён вопрос сохранения этих денег. Получается, что они будут перечисляться в негосударственные ПФ, а те станут их инвестировать в различные проекты. При выходе человека на пенсию по выслуге лет (скажем, в 50 лет), именно из этих средств ему будут выплачивать пенсию. Вплоть до достижения им пенсионного возраста (60 лет). Затем пенсию станет платить государственный пенсионный фонд. Но если негосударственный фонд — держатель накопительного счета — вдруг обанкротится, то, получается, что человек вообще останется без пенсии. Этот вопрос нужно дополнительно урегулировать, чтобы снять подобные риски», — пояснил «Стране» глава управления социального страхования и пенсионного обеспечений Федерации профсоюзов Владимир Максимчук.

Аналитик института Grouford Алексей Кущ говорит, что идея Минсоцполитики с накопительными пенсиями грозит бизнесу повышенной налоговой нагрузкой, что чревато серьёзными последствиями для экономики. Тем более, что как раз сейчас «вредные производства», которых обяжут содержать пенсионеров за свой счёт, переживают не лучшие времена. В частности, металлургические предприятия из-за резкого снижения экспортных цен уже ушли в минус по производству (по итогам октября, почти на 12%) и задумались о сокращении штата.

Ревизия пенсионных доплат

Как отмечают в Минсоцполитики, ещё одна проблема с пенсиями — запутанный перечень доплат. Государство вводит одни надбавки, не проанализировав эффективность других, в итоге они часто пересекаются. Скажем, инвалиды войны сейчас получают сразу несколько доплат: целевую денежную помощь, повышение к пенсии, ежемесячную адресную помощь.

Поэтому предлагается «усовершенствовать» механизм определения надбавок, пересмотреть существующие доплаты на предмет отмены «однотипных» и «неэффективных». В частности, изменят механизм назначения доплат по уходу за пенсионерами. При этом, как указано в рекомендациях Минсоцполитики, «должно учитываться материальное положение пенсионеров и их семей».

То есть, не исключено, что будет «верификация» пенсионеров. И, если вдруг выясниться, что их дети и внуки неплохо зарабатывают, то доплаты по уходу за стариками могут урезать, а то и вовсе отменить.

Владимир Максимчук говорит, что проблема со списком доплат действительно есть. «Их регулирует несколько законов, они по разному считаются — одни привязаны к прожиточному минимуму, другие зафиксированы на определённой сумме. В целом всё очень запутано, так что порядок наводить нужно. Единственное — чтобы в итоге люди не получали меньше», — говорит он.

Будут ли в итоге всех этих пересмотров уменьшены доплаты или же одни из них уберут, а другие — повысят, — пока непонятно. Но эксперты больше склоняются к мысли, что ревизия затеяна как раз с прицелом на «оптимизацию» средств, то есть, сокращение перечня доплат.

Военные пенсии

Отдельный вопрос — по военным (в этой категории — все экс-силовики, включая Нацгвардию, СБУ, полицию). Из ПФ выплачивается только минимальная пенсия, а остальное «докладывают» из госбюджета. Причём, если в 2016 году на это потратили 14 млрд гривен, то в 2018 году — уже 21,7 млрд, а за первое полугодие этого года — 13,7 млрд. В правительстве считают, что это становится накладно для бюджета.

Минсоцполитики предлагает «передать» военных полностью на обеспечение Пенсионному фонду. Минсоцполитики поручено «усовершенствовать механизм назначения и пересчёта пенсий военнослужащим».

Экс-силовиков планируют внести в общий пенсионный реестр, указав информацию о денежном обеспечении и уплату ими страховых взносов. Это позволит фактически насчитывать военным пенсии по общей схеме, тогда как сейчас у них — своя формула (помимо должностного оклада учитывается звание, есть масса повышающих коэффициентов за оперативную работу, премии и др.). Это, якобы, позволит приблизить пенсии военнослужащих к «финансово обоснованным единым принципам пенсионного обеспечения».

Для государства такой подход решает конкретную проблему — в последние годы сверхактивные военные пенсионеры отсуживают себе большие надбавки к пенсиям, причём, многие дошли до Верховного суда. По словам пенсионера системы МВД Игоря Сухаря из Тернополя, реально отсудить надбавки до 50%, а то и больше, оспорив в судебном порядке занижение некоторых коэффициентов, чем люди активно пользуются.

Но если военных включат в общую пенсионной систему, такой возможности у них может и не быть. По словам Алексея Куща, такая «оптимизация» пенсионных доплат поможет государству решить проблему нарастающего дефицита средств, на их оплату.

«Для Пенсионного фонда и пенсионных денег сейчас — наиболее опасный период. В последние годы дефицит ПФ притормозили, так как сильно подтянулись зарплаты, они росли более активно, чем инфляция. А вместе с ними росли и поступления ЕСВ. Но уже сейчас ситуация меняется, а в следующем году зарплаты и вовсе могут заморозить, так как предприятия переживают не лучшие времена. Но инфляция при этом никуда не денется, то есть, индексировать и пенсии, и доплаты к ним придётся. А так как зарплаты перестанут расти, рассчитывать на увеличение ЕСВ не приходится. Получается, что денег пенсионерам может и не хватить», — резюмировал Кущ.

Читайте также: