Отмена расчетов в пфр

Что предложил Президент

25 марта 2020 года состоялось обращение Владимира Путина к народу и бизнесу в связи с коронавирусом и его влиянием на экономику. Среди прочего, касательно страховых взносов он отметил:

«Компаниям малого и среднего бизнеса считаю необходимым предоставить отсрочку по всем налогам, за исключением НДС, на ближайшие 6 месяцев. А для микропредприятий, кроме такой отсрочки по налогам, дать ещё и отсрочку по страховым взносам в социальные фонды.

Сейчас мы обязаны сделать всё, чтобы поддержать доходы граждан, прежде всего занятых на малых и средних предприятиях.

Чтобы у таких предприятий появились для этого дополнительные ресурсы, предлагаю в два раза – с 30 до 15% – снизить для них размер страховых взносов. Такая пониженная ставка будет распространяться на сумму зарплаты, превышающую МРОТ – минимальный размер оплаты труда. Если же зарплата будет на уровне МРОТ или почему-то даже ниже, то ставка останется прежней, 30%.

Обращаю внимание: пониженная ставка вводится не на несколько месяцев, не только в качестве антикризисной меры, а что называется вдолгую, на перспективу. И таким образом мы создаём долгосрочный стимул для работодателей повышать зарплаты своим сотрудникам.»

В итоге, был принят Федеральный закон от 01.04.2020 № 102-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты РФ» (далее – Закон № 102-ФЗ). Рассмотрим его положения относительно страховых взносов.

Новые права Правительства РФ

Согласно изменениям в ст. 4 Налогового кодекса (новыми пп. 3-5), Правительство наделено полномочиями издавать в 2020 году нормативные правовые акты, предусматривающие в период с 01.01.2020 до 31 12.2020:

  • продление сроков уплаты страховых взносов;
  • продление сроков представления расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и/или иных документов;
  • продление сроков направления и исполнения требований об уплате страховых взносов, пеней, штрафов, процентов;
  • продление сроков принятия решений о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов;
  • дополнительные основания предоставления в 2020 году отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, изменение порядка и условий ее предоставления;
  • основания и условия неприменения способов обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов;
  • основания и условия неприменения ответственности за несдачу (несвоевременную сдачу) расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и/или иных документов (сведений).

Корреспондирующие изменения по вопросам порядка уплаты страховых взносов внесены в статьи 6, 45, 57, 61, 62, 64 и 70 НК РФ, а также Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Установлено, что указанные нормативные могут предусматривать их применение к правоотношениям, возникшим только с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года включительно.

Снижение страховых взносов из-за коронавируса

Так, новые размеры страховых взносов для МСП следующие:

  • на ОПС – 22,0% (если выплата меньше МРОТ), в пределах базы и свыше – 10,0%;
  • на случаи временной нетрудоспособности и материнства – 0%;
  • на ОМС – 5,0% (до 01.04.2020 – 5,1%).

Таким образом, как и обещал Президент в своём обращении к нации 25.03.2020, размер страховых взносов снижен в два раза – с 30 до 15% (10% в ПФР + 5% на ОМС).

Далее в таблице более детально поясним изменения в Закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», касающиеся снижения страховых взносов для малого и среднего бизнеса.

Малый и средний бизнес также освобождены от уплаты страховых взносов в ФСС на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Эти пониженные тарифы распространяются на доходы, начисленные с 1 апреля 2020 года, и действуют бессрочно (в Законе № 102-ФЗ с изменениями в НК РФ пониженные тарифы устанавливают две статьи: одна – с 01.04.2020, другая – с 01.01.2021). При этом с выплат за март 2020 года начислять и платить взносы нужно как обычно.

При этом в период с 1 апреля 2020 года до 31 декабря 2020 года тариф взносов на ОПС в рамках предельной величины базы не 22,0%, а 10,0%.


До 01.04.2020 работодатель должен был платить за сотрудника страховые взносы по ставке 30% от зарплаты. Из них:

  • 22% – в ПФР;
  • 5,1% – в ФФОМС;
  • 2,9% – в ФСС.

Если зарплата больше 1,29 млн руб. с начала года, то ставка пенсионных взносов снижается до 10%. Взносы на социальное страхование обнуляются при зарплате от 990 000 руб. в год накопленным итогом.

Отсрочка по уплате

• начисленных с выплат и иных вознаграждений физлицам за март-май 2020 года – на 6 месяцев;
• с выплат за июнь-июль 2020 – на 4 месяца.

Далее в таблице показаны все новые сроки уплаты страховых взносов 2020 с учётом указанного постановления Правительства РФ и всех нюансов.


Далее на картинке показаны старые и новые сроки уплаты страховых взносов для микропредприятий малого и среднего бизнеса из пострадавших от коронавируса отраслей.


Списание взносов за 2 кв. 2020

Также Федеральный закон от 08.06.2020 № 172-ФЗ для пострадавших от коронавируса организаций и ИП отменил (обнулил) страховые взносы за 2 квартал 2020 – с выплат физлицам, начисленные за апрель, май и июнь 2020 года.

Когда сдавать отчётность

Расчет по страховым взносам (РСВ) за 1 квартал 2020 года нужно сдать в налоговую до 15 мая 2020 года включительно (это пятница). В этот же срок нужно успеть подать форму 4-ФСС.

Вывод

Таким образом, страховые взносы с зарплат для малого и среднего бизнеса снижены с 30 до 15%. Кроме того, с апреля и до конца 2020 года действует ещё более льготный период.

Если выплаты в пользу работника с начала 2020 года превысят предельную базу (1 292 000 руб. – постановление Правительства РФ от 06.11.2019 № 1407), ставка пенсионных взносов с разницы составит прежние 10%.


Новые пониженные тарифы применяют только к той части выплат в пользу каждого физлица, которая превышает федеральный МРОТ (12 130 руб.). Сравнивать выплаты с МРОТ нужно по итогам каждого календарного месяца.

Если, например, по итогам апреля 2020 сумма выплат сотруднику составит 19 130 рублей, пониженные взносы применяют только к сумме 7000 рублей (19 130 руб. – 12 130 руб.).

В итоге, снижение тарифов страховых взносов распространено не только на компании и ИП из наиболее пострадавших от коронавируса отраслей и сфер деятельности, но и в целом на всех субъектов МСП.

Другие меры по страховым взносам

На основании п. 1 приказа ФНС России от 20.03.2020 № ЕД-7-2/181 «О принятии в рамках осуществления контроля и надзора неотложных мер в целях предупреждения возникновения и распространения коронавирусной инфекции» до 1 мая 2020 года в отношении плательщиков страховых взносов приостановлены выездные проверки, а также вынесение решений об их проведении.

По компаниям и ИП из Реестра МСП также отсрочили принятие решений о взыскании страховых взносов – не ранее 1 мая 2020 года. До этой же даты приостановлено применение мер взыскания, а также принятие решений о приостановлении операций по счетам для обеспечения исполнения таких решений (письмо ФНС от 25.03.2020 № ЕД-20-8/32).

Кроме того, микропредприятиям из правительственного Перечня пострадавших отраслей продлили на 6 месяцев срок уплаты страховых взносов.

Вдобавок, до 01.05.2020 для МСП действует отсрочка по уплате страховых взносов в рамках налоговых каникул.

Законодательно каждый гражданин РФ по истечении трудовых лет будет получать пенсию. Но есть ряд причин, согласно которым человек захочет отказаться от пенсионных отчислений. В настоящей статье рассмотрен вопрос, можно ли законно отказаться от ежемесячной платы в Пенсионный фонд и как это сделать.

Что такое пенсионные отчисления

Бесплатно по России

Гражданин может претендовать на регулярные пенсионные выплаты от государства, когда закончится его трудовой стаж. Это возможно в том случае, если он был трудоустроен официально, а его работодатель исправно переводил средства в Пенсионный фонд. Размер пенсии по выслуге лет определяется несколькими факторами.

Среди них:

  • страховой стаж;
  • заработная плата;
  • страховые отчисления в ПФ с места работы;
  • индивидуальные накопления.

Какую часть зарплаты ежемесячно перечисляем в ПФР

В РФ существует лимит годовой заработной платы (1 021 000 рублей), которую может получать сотрудник. В пределах этих границ ставка для пенсионных отчислений будет до 22 %. Если же гражданин получает зарплаты выше предельной нормы, установленной законодательством, то с разницы страховое отчисление составит 10 %.

Для некоторых групп населения государством предусмотрен меньший процент страховых отчислений, среди них сотрудники таких организаций:

  • Инновационный центр «Сколково» – 14 %;
  • компании с упрощенной системой налогообложения, работающих в научной сфере для госучреждений – 13 %;
  • компании УСН, чья деятельность связана с ОЭЗ – 13 %;
  • организации, разрабатывающие информационные технологии – 8 %;
  • компании ОЭЗ в Крыму – 6%.

Можно ли отказаться от пенсионных взносов и как это сделать

Вступившая в силу правовая реформа позволяет россиянам формировать свою пенсию двумя способами:

  • работодатель за свой счет выплачивает страховые взносы сотрудника;
  • гражданин самостоятельно выплачивает накопительную часть.

Первый вариант предусматривает прямую зависимость между зарплатой человека без учета налогообложения. Все выплаты осуществляются за счет предприятия. Во втором варианте гражданин может повлиять на размер будущей пенсии.

Каждый гражданин правомерен знать, что 6 % отчислений идет на содержание государственных фондов, а оставшиеся 16 % участвуют в формировании пенсии в индивидуальном порядке. 10 % состоит из фиксированной страховой части, а 6 % – из накопительной.

Государство не наделяет гражданина РФ правом отказаться от пенсионных отчислений, но он может переложить эту обязанность только на работодателя.

Основные причины для отказа

Все зарегистрированные предприниматели обязаны производить страховые отчисления в Пенсионный фонд РФ для каждого нанятого работника. Но существует накопительная часть, которую формирует сам работник. В зависимости от ситуации, сотрудник может претендовать на отказ от этой части.

Это происходит в большинстве случаев по той причине, что граждане не уверены в надежности работы ПФ.

Это объясняют следующие причины:

  1. Низкий уровень жизни пенсионеров в стране.
  2. Неоднозначная связь между страховыми отчислениями и реальными пенсионными выплатами после завершения трудового стажа.
  3. Если государство на протяжении жизни отдельного гражданина получало за него страховые взносы, то в случае его смерти до выхода на пенсию деньги остаются в казне, а не передаются наследникам.
  4. Граждане не имеют права снять средства с собственного накопительного фонда до наступления пенсионного возраста даже по уважительной причине.
  5. С момента основания Пенсионного фонда не зарегистрировано ни одного раза его официального аудита. Это дает основание гражданам сомневаться в его «прозрачности».
  6. Согласно статистическим данным, большая часть средств в ПФ ежемесячно уходит на выплату для 20 % населения. Это говорит о существенной разнице в размере пенсии для разных слоев населения.
  7. В регламент начисления страховых выплат постоянно вносятся изменения.

Как не платить

Как было рассмотрено выше, человек не может отказаться от страховых взносов. При этом он может претендовать на выплаты в ПФ за счет работодателя. Для этого ему нужно подать документы на отказ от накопительной части. В этом случае дополнительные инвестиции уже не смогут повлиять на размер будущей пенсии.

Процедура отказа

Гражданин, который выбрал для себя систему страховых отчислений за счет накопительной, должен написать соответствующее заявление своему работодателю и в Пенсионный фонд. В течение 12 месяцев он имеет право отозвать свое заявление.

Никаких дополнительных действий для реализации своего решения работнику осуществлять не нужно. После рассмотрения его заявления накопление пенсионных сбережений завершится автоматически.

Для тех, кто решил отказаться от накопительной системы, актуален вопрос, что станет с теми сбережениями, которые уже были сформированы до настоящего момента. Пенсионный фонд гарантирует, что все накопления будут выплачены в период назначения пенсии.

Размер будущей пенсии определяется несколькими частями, в числе которых накопительная. Гражданин РФ правомерен отказаться от накопительной составляющей в пользу фиксированной страховой. В результате накопительная часть перестанет формироваться.

Отказавшись от накопительной пенсии, вернуться к ней по истечении одного года будет уже невозможно. Поэтому заявителю необходимо тщательно обдумать свое решение перед подачей документов. Одно из преимуществ накопительной системы – это, в случае смерти гражданина, возможность передачи невыплаченного страхового пособия родственникам усопшего.

Каждый гражданин вправе получить консультацию от сотрудника ПФ по любым вопросам, касающихся страховых взносов.

Для начала процедуры сотруднику необходимо обратиться к своему работодателю с соответствующим заявлением. Перед подачей заявления на отказ от накопительной пенсии, стоит ознакомиться с основными этапами процедуры. Это позволит быстро решить вопрос в сторону заявителя.

Далее человеку предстоит пойти в ближайшее отделение ПФ. Заявление будет формироваться из следующих аспектов:

  • название Пенсионного фонда;
  • ФИО гражданина или доверенного лица;
  • цель заявления (отказ от накопительных отчислений в пользу фиксированных страховых);
  • дата, подпись.

После изучения деталей дела, работодатель заявителя продолжит выплачивать 22 % за сотрудника в ПФ. Полученные средства будут распределяться следующим образом:

  • 16 % на формирование страховой пенсии;
  • 6 % на содержание государственных фондов и текущие фиксированные выплаты.

Справка. В РФ официально существуют частные негосударственные пенсионные фонды. Любой россиянин по своему усмотрению может обратиться в такую организацию для формирования накопительной пенсии. Размер и периодичность взносов, а также право распоряжаться накопительным капиталом строго прописано в договоре между сторонами.

В настоящей статье изучены такие вопросы: как начисляется пенсия в РФ, почему человек может захотеть отказаться от страховых отчислений и как это сделать.

Россиянин вправе отказаться от накопительной системы в пользу фиксированной страховой пенсии. В результате размер пенсии будет зависеть от фактической зарплаты. При этом все отчисления будет осуществлять предприятие за свой счет. Это единственный законный способ избежать страховых отчислений.

Полезное видео

В видео еще больше информации по теме:

Краткое содержание:


19 ноября 2020 года член федерального парламента Сергей Миронов рассказал гражданам о том, что России необходимо возвращаться к выплате пенсий непосредственно из бюджета. Соответствующая публикация от имени лидера фракции «Справедливая Россия» появилась на официальной сайте партии.

Сергей Миронов о прямой выплате пенсий из бюджета


За ликвидацию Пенсионного фонда России выступил депутат Государственной думы Сергей Миронов. Обращение к гражданам на эту тему он опубликовал на сайте партии «Справедливая Россия», которую он возглавляет.

По мнению Сергея Миронова, России нужно вернуться к прямой выплате пенсий из федерального бюджета. Он заявил, что Пенсионный фонд РФ работает неэффективно и уже является банкротом.

Помимо этого, Сергей Миронов раскритиковал пенсионную реформу. Как известно, стартовала она в 2019 году. Согласно данной реформе, до 2028 года пенсионный возраст в стране повысится на 5 лет. По мнению депутата парламента, на размер пенсий это позитивно не повлияет.

Негативно на материальное благосостояние российских пенсионеров, как заявил лидер фракции, оказала влияние и реформа пенсионного страхования с помощью сторонних фондов. Если государство снова начнет выплачивать пенсии гражданам без посредника, размер ежемесячных денежных выплат вырастет.

Почему нужно вернуться к прямой выплате пенсий


Задумались о ликвидации Пенсионного фонда депутаты парламента после того, как стало известно о масштабном дефиците. В 2021 году дефицит побьет антирекорд, поставленный в 2015 году.

Из-за дефицита выделить средства на выплату пенсий гражданам придется из федерального бюджета. В следующем году на эти цели государство потратит 3,5 трлн рублей. Это приблизительно 40% от всех доходов ПФР, которые он получит в 2021 году.

Выделять деньги правительство на нужды Пенсионного фонда планирует и в последующие годы. К примеру, в 2022 году направлено будет 3,86 трлн рублей, а в 2023 — 4 трлн рублей. Сумма может измениться, в зависимости от дальнейшей экономической ситуации в стран.

Сколько в этом году государство выделит в Пенсионный фонд, пока что неизвестно. Правительство еще не опубликовало поправки в проект бюджета ПФР. Прогнозируемая сумма — 3,2 трлн рублей. Эксперты утверждают, что на самом деле из федеральной казны на нужды ПФР придется отдать куда больше. Связано это с экономическим кризисом на фоне пандемии коронавируса. По состоянию на сентябрь из бюджета с начала 2020 года в Пенсионный фонд уже были перечислены 2,9 трлн рублей.

Другие депутаты о выплате пенсий из бюджета


Прокомментировал слова Сергея Миронова о необходимости вернуться к прямым выплатам пенсий из бюджета Ярослав Нилов. Он возглавляет парламентский комитет по вопросам социальной политики. Как и лидер «Справедливой России», Ярослав Нилов критикует пенсионную реформу.

Депутат сообщил, что проведена пенсионная реформа с множеством ошибок. Касается это как повышения пенсионного возраста, так и создания Пенсионного фонда России.

Ярослав Нилов не согласен с Сергем Мироновым, что Пенсионный фонд нужно ликвидировать.

Если ПФР будет упразднен, множество средств государству придется потратить на создание отдельного департамента по выплате пенсий граждан. Даже если выплаты будут производиться напрямую из бюджета федерации, муниципалитетов или регионов, привлечь придется много людей и денег. Ярослав Нилов считает, что таким образом вместо Пенсионного фонда в стране будет образована аналогичная структура с другим названием.


Небольшой штраф за пенсионную отчетность — теперь не повод для судебного разбирательства. Правительство запретило Пенсионному фонду подавать иски, если сумма штрафа меньше 3 000 руб. Рассмотрим это нововведение подробнее.

Как сейчас наказывает ПФР

Поправки в ст. 17 Закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете. » уже опубликованы и вступят в силу 31 июля 2020 года. Речь идет о работодателях, которые несвоевременно сдают отчет или отправляют недостоверные сведения. Это считается нарушением, за которое накажут:

  • 500 руб. — за просрочку и неполную информацию (по каждому сотруднику);
  • 1 000 руб.— за несоблюдение порядка подачи сведений в электронном виде.

Если ПФР обнаружит нарушение, то составит акт. Его вручат работодателю под расписку, отправят заказным письмом или электронным файлом по ТКС. Директору дадут 15 дней для разъяснения своей точки зрения. Если фирма будет спорить, то подаст возражение на имя начальника территориального отделения. Потом создадут комиссию, пригласят директора фирмы или представителя по доверенности. По итогам заседания вынесут решение о привлечении к ответственности либо об отмене санкции.

Если наказание оставят в силе, то руководителю выдадут требование о перечислении штрафа в течение 10 дней. Когда сумма не поступает в казну, ее взыскивают принудительно. Правда, решать такие вопросы может только суд. Поэтому ПФР составит иск и отправит его судье. Если требования удовлетворят, то приставы спишут деньги с расчетного счета предприятия.

Суды буквально завалены исками от ПФР о взыскании мелких штрафов с работодателей. На присуждение виновнику 500 рублей уходит уйма времени. Тогда как серьезные дела, например по взысканию средств на реабилитацию тяжелобольного, ждут своей очереди. Правительство разгрузит систему. И теперь пенсионный фонд не будет подавать иски по каждому поводу.

Как будут взимать штрафы в ПФР по новым правилам

Порядок наказания работодателей не изменится — за нарушения все так же будут штрафовать и высылать требования. Просто сумма, с которой у ПФР примут иск, теперь должна быть не меньше 3 000 руб. Это значит, что за 1 000 руб. не подадут в суд. Но наказание не исчезнет, а будет «висеть» на фирме до момента, пока она не нарушит еще что-нибудь. Когда фонд накопит 3 тыс. руб., то сразу подаст иск.

Предприятие просрочило отправку СЗВ-М и получило 1,5 тыс. штрафа. Этой суммы недостаточно, чтобы взыскать ее по суду. ПФР ждет. В следующем квартале бухгалтер предоставил неверную информацию — оштрафовали еще на 500 руб. Чтобы подать иск, осталось накопить 1 000 руб. Через пару месяцев фирма снова забывает про отчет и получает наказание — 1,5 тыс. Итого сумма штрафа — 3 500 руб. Теперь фонд может идти в суд, на подготовку иска у него есть 6 месяцев.

Срок давности по взысканию — 3 года. В течение этих лет (с даты первого наказания) пенсионный фонд будет копить штрафы предприятий до нужной суммы. А если за это время фирма больше ничего не нарушит, то ПФР все равно потребует взыскания, но предварительно выждет 36 месяцев — вдруг еще что-то появится или директор сам погасит долг. Проще говоря, эту 1 000 руб. все равно придется платить, не сейчас так через 3 года.

Зная, что ПФР копит штрафы, директор может прикинуть начало судебных разборок и опередить фонд — самостоятельно перечислить долг. На это есть 3 года. Допустим, фирма получила два требования общей суммой 2 800 руб. Понимая, что следующий штраф приведет в суд, директор оплатит один из них. Так он уменьшит «санкционные накопления» и отсрочит подачу иска.

Напоминаем, что с 1 января 2020 года изменился КБК по уплате штрафов по ст. 17 Закона № 27-ФЗ. Теперь перечислять деньги нужно на КБК 392 1 16 07090 06 0000 140 — «Иные штрафы, неустойки, пени, уплаченные в соответствии с законом или договором в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перед Пенсионным фондом Российской Федерации».

Код 392 1 16 20010 06 6000 140 применялся до 01.01.2020 и уже не действует.

Автор: Нестеров С. Е., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

В Постановлении КС РФ от 31.10.2019 № 32-П признаны не соответствующими Конституции РФ нормы, запрещающие возврат плательщикам (организациям и учреждениям) излишне уплаченных страховых взносов. Какие доводы привел КС РФ в обоснование своего решения? Какие рекомендации были выданы федеральному законодателю?

Налоговое законодательство о возврате излишне уплаченных взносов

Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету либо возврату плательщику взносов (п. 1.1 ст. 78 НК РФ).

Если переплата по страховым взносам возникла за периоды до 2017 года, решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов принимается соответствующими органами ПФР, ФСС в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления страхователя о возврате этих сумм. В случае если сумма излишне уплаченных взносов возникает вследствие представления плательщиком уточненного расчета, срок исчисляется со дня завершения органом ПФР, ФСС камеральной проверки указанного расчета. На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган ПФР или ФСС направляет его в соответствующий налоговый орган (ст. 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ).

Если переплата по страховым взносам возникла за периоды с 2017 года, обращаться надо в ИФНС. При этом действуют следующие правила:

сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика (форма приведена в приложении 8 к Приказу ФНС РФ от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@);

заявление необходимо представить в налоговый орган по месту учета (п. 2 ст. 78 НК РФ);

подать заявление можно на бумажном носителе либо в электронной форме (по телекоммуникационным каналам связи или через электронные сервисы «Личный кабинет юридического лица» и «Личный кабинет индивидуального предпринимателя» с усиленной квалифицированной электронной подписью);

заявление о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты такой суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ);

налоговый орган должен принять решение о возврате (либо об отказе в возврате) суммы взносов в течение 10 рабочих дней со дня получения от налогоплательщика заявления о возврате или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки, если таковая проводилась после подачи заявления о возврате в связи с необходимостью подтверждения факта наличия переплаты. На основании решения налоговый орган направляет в территориальный орган Федерального казначейства поручение для возврата налогоплательщику суммы страховых взносов (п. 8 ст. 78 НК РФ);

общий срок возврата не должен превышать одного месяца со дня получения налоговым органом заявления налогоплательщика;

возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченных взносов при наличии у него недоимки производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

При этом в п. 6.1 ст. 78 НК РФ содержится следующее условие: возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов на ОПС не производится, если по сообщению территориального органа управления ПФР сведения о сумме излишне уплаченных взносов на ОПС представлены плательщиком в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством об индивидуальном (персонифицированном) учете. Иными словами, не подлежат возврату излишне уплаченные взносы на ОПС, уже отраженные в персонифицированной отчетности. Именно такого мнения придерживались контролирующие органы.

Однако КС РФ посчитал, что данный запрет приводит к нарушению конституционных прав на частную собственность.

Позиция КС РФ по вопросу возврата взносов на ОПС

В отличие от налогов, страховые взносы имеют свою правовую специфику, которая проявляется, в частности, в том, что для страхователей-работодателей они представляют собой обязательную составную часть расходов на наем рабочей силы, а для застрахованных лиц выступают в качестве материальной гарантии пенсионного обеспечения в случае, когда они лишены возможности иметь заработок (доход) или утрачивают его в силу возраста, состояния здоровья и по другим причинам.

Уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных лиц, но и публичные интересы, связанные с реализацией принципа социальной солидарности поколений (постановления КС РФ от 24.02.1998 № 7-П, от 10.07.2007 № 9-П, от 30.11.2016 № 27-П и др.). Это гарантируется структурой тарифа взносов на обязательное пенсионное страхование, включающего начиная с 1 января 2012 года солидарную и индивидуальную части, из которых только последняя предназначена для персонифицированного формирования пенсионных прав застрахованного лица и подлежит учету в общей и специальной частях его индивидуального лицевого счета.

Конституционный суд обратил внимание на следующее:

страховые взносы в составе солидарной части тарифа предназначены для формирования денежных средств на осуществление в том числе фиксированной выплаты к страховой пенсии (до 1 января 2015 года – фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца), устанавливаемой в твердой сумме безотносительно к размеру уплаченных за застрахованное лицо взносов (абз. 9 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 167-ФЗ));

страховые взносы в составе солидарной части тарифа не подлежат учету в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица (пп. 13, 15 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Федеральный закон № 27-ФЗ), п. 1 ст. 14, п. 2 ст. 15, п. 1 ст. 16 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 173-ФЗ), ст. 15, 16 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ)).

Таким образом, правовая регламентация отдельных аспектов администрирования страховых взносов на ОПС в порядке, отличном от режима, используемого в отношении иных публичных платежей (налогов и сборов), в том числе в части возврата сумм переплаты, сама по себе допустима.

К сведению: в силу действующего правового регулирования формирование и реализация пенсионных прав застрахованных лиц связаны с уплатой за них страховых взносов на ОПС.

По общему правилу в страховой стаж для назначения страховой (до 1 января 2015 года – трудовой) пенсии засчитываются периоды работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФР. Размеры страхового обеспечения по ОПС определяются с учетом страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо на эти цели (абз. 4 ст. 2, п. 1 ст. 10, ст. 14 – 16 Федерального закона № 173-ФЗ, п. 2, 3 ст. 3, ч. 1 ст. 11, ст. 15 Федерального закона № 400-ФЗ, ст. 7 Федерального закона от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» (далее – Федеральный закон № 424-ФЗ)). Достижение этих целей в системе ОПС обеспечивается посредством индивидуального (персонифицированного) учета сведений о каждом зарегистрированном лице. Такие сведения содержатся на индивидуальном лицевом счете, в общей и специальной частях которого отражаются наряду с иными сведения о начисленных страховых взносах, направляемых на финансирование страховой и накопительной пенсий, о пенсионных правах застрахованного лица (п. 2, 3 ст. 6 Федерального закона № 27-ФЗ). В частности, указывается сумма начисленных страхователем данному застрахованному лицу взносов в объеме, дифференцированном в зависимости от его возраста и возможности формирования накопительной пенсии.

К сведению: обязательным страховым обеспечением признается исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая (достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца) (абз. 3 ст. 3, ст. 8 Федерального закона № 167-ФЗ).

В соответствии с действующим законодательством страховое обеспечение по ОПС устанавливается застрахованным лицам со дня обращения (за исключением отдельных случаев), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на него (ч. 4 ст. 5, ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ, ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 424-ФЗ и др.).

Определение размера такого обеспечения на основании сведений, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, когда этот орган выносит решение об установлении выплат, свидетельствует о том, что со дня их назначения суммы страховых взносов, уплаченные страхователем и учтенные в общей и специальной частях индивидуального лицевого счета застрахованного лица, преобразуются в пенсионные права и тем самым перестают существовать в прежнем качестве, что лишает притязание страхователя на возврат излишне уплаченных сумм экономических и правовых оснований.

Однако, если в отношении застрахованных лиц не наступил страховой случай, а значит, расчет размера страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию не производится, изменение сумм страховых взносов, начисленных в отношении таких лиц (в излишнем размере), не может приводить к уменьшению выплачиваемого страхового обеспечения или изъятию уже выплаченных денежных средств, то есть к нарушению прав и законных интересов застрахованных лиц. Тем более что наряду с возложением на страхователя обязанности в установленный срок представлять органам ПФР соответствующие сведения о застрахованных лицах (в том числе о начисленных и уплаченных страховых взносах) ему предоставлено право дополнять и уточнять переданные им сведения по согласованию с соответствующим органом ПФР или налоговым органом (ст. 15 Федерального закона № 27-ФЗ).

Таким образом, до наступления у застрахованного лица страхового случая отсутствуют препятствия для возврата излишне уплаченных сумм взносов безотносительно к тому, были ли они начислены по индивидуальной или солидарной части тарифа. Что касается солидарной части тарифа, поскольку на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица уплаченная по ней сумма взносов не отражается, корректировка ее размера не может приводить к нарушению прав и законных интересов застрахованных лиц и после наступления страхового случая.

В итоге Конституционный суд рекомендовал федеральному законодателю внести в правовое регулирование необходимые изменения.

Впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих поправок при решении вопроса о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов на ОПС следует исходить из недопустимости ограничения такого возврата применительно:

к страховым взносам, уплаченным по солидарной части тарифа, если застрахованное лицо уже стало пенсионером;

к страховым взносам, уплаченным как по солидарной, так и по индивидуальной части тарифа, если страховой случай еще не наступил, то есть если застрахованное лицо еще не вышло на пенсию.

Данные выводы КС РФ подлежат применению в отношении возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на ОПС, относящихся как к периодам до 1 января 2017 года, так и к периодам после указанной даты.

К сведению: недопустим зачет сумм переплаты по страховым взносам в счет предстоящих платежей плательщика взносов, если он может повлечь нарушение прав и законных интересов застрахованных лиц, в частности, в случае, когда страхователь в текущем периоде не исчисляет и не уплачивает взносы с выплат в пользу конкретного застрахованного лица (в отношении которого ранее возникла переплата) в связи с прекращением с ним правоотношений, обусловливавших распространение на него ОПС.

Выплата пенсии приостанавливается в следующих случаях:

  • при неполучении установленной пенсии в течение шести месяцев подряд - на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором истек указанный срок.
  • при неявке инвалида в назначенный срок на переосвидетельствование в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы - на три месяца начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок. По истечении указанных трех месяцев выплата этой пенсии прекращается;
  • при достижении лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, возраста 18 лет и отсутствия документов, подтверждающих его обучение по очной форме обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным образовательным программам, либо истечения срока обучения после достижения им возраста 18 лет – на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором указанному лицу исполнилось 18 лет, либо месяцем, в котором истек срок обучения (статья 24 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»);
  • при истечении срока действия документа, выданного иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение его права на постоянное проживание в Российской Федерации ( вида на жительство), - на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек срок указанного документа;
  • при поступлении документов о выезде пенсионера на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации в иностранное государство, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, согласно которому обязательства по пенсионному обеспечению несет государство, на территории которого пенсионер проживает, и отсутствия документов, подтверждающих, что пенсионер не имеет права на пенсию на территории указанного государства, - на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором поступили указанные документы;
  • при поступлении документов о выезде пенсионера на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации в иностранное государство, с которым Российской Федерацией не заключен международный договор, и отсутствия заявления пенсионера о выезде за пределы территории Российской Федерации – на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором поступили указанные документы;
  • непредставление ежегодного подтверждения лицом, получающим страховую пенсию по случаю потери кормильца, достигшим возраста 18 лет, факта обучения по очной форме по основным образовательным программам в иностранной организации, осуществляющей образовательную деятельность, расположенной за пределами территории Российской Федерации, - на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек срок подтверждения факта обучения.

Порядок возобновления выплаты пенсии:

  • При устранении обстоятельств, повлекших приостановление выплаты пенсий, выплата пенсий возобновляется.
  • Возобновление выплаты пенсии (бланк заявления) производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, были получены заявление о возобновлении выплаты пенсии и соответствующие документы. При этом пенсионеру выплачиваются неполученные им суммы пенсии за все время, в течение которого выплата пенсии была приостановлена. Подать заявление можно так же через личный кабинет на сайте ПФР и Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций);

Выплата социальной пенсии по старости лицам, достигшим возраста 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины), а также гражданам из числа малочисленных народов Севера приостанавливается на период осуществления ими оплачиваемой работы.

Выплата пенсии прекращается:

в случае смерти пенсионера, а также в случае объявления его в установленном законодательством Российской Федерации порядке умершим или признания его безвестно отсутствующим. Выплата пенсии прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступила смерть пенсионера либо вступило в законную силу решение суда об объявлении его умершим или о признании его безвестно отсутствующим;

  • по истечении шести месяцев со дня приостановления выплаты пенсии. Выплата пенсии прекращается начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок;
  • в случае утраты пенсионером права на назначенную ему пенсию. В том числе, в случаях:

    • обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию;
    • истечения срока признания лица инвалидом;
    • приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца;
    • поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца в соответствии с указанной нормой признаются один из родителей или супруг, либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на страховую пенсию по случаю потери кормильца, в соответствии с пунктом 1 – статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, и не работают)..
  • В случае утраты пенсионером права на назначенную ему пенсию выплата пенсии прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные выше обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица.

    в случае непредоставления пенсионером – иностранным гражданином или лицом без гражданства вида на жительство – с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек шестимесячный срок приостановления выплаты пенсии.

  • в случае отказа пенсионера (бланк заявления) от получения назначенной страховой пенсии. Выплата пенсии прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получено соответствующее заявление пенсионера. Подать заявление можно так же через личный кабинет на сайте ПФР и Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций).
  • Выплата страховой пенсии по инвалидности, наряду с указанными выше случаями прекращается:

    • со дня, с которого установлена страховая пенсия по старости, назначенная ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»;
    • с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионер достиг возраста для назначения страховой пенсии по старости, при наличии 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30;
    • с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионер достиг возраста для назначения социальной пенсии по старости, предусмотренного подпунктом 5 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

    Выплата пенсии восстанавливается:

    • в случае отмены решения суда об объявлении пенсионера умершим или решения суда о признании пенсионера безвестно отсутствующим. Выплата пенсии восстанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором вступило в законную силу соответствующее решение;
    • по желанию пенсионера в случае наступления новых обстоятельств или надлежащего подтверждения прежних обстоятельств, дающих право на установление пенсии, если со дня прекращения выплаты указанной пенсии прошло не более 10 лет. В этом случае выплата пенсии восстанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены заявление о восстановлении выплаты этой пенсии и все необходимые документы;
    • при подаче пенсионером заявления о восстановлении выплаты пенсии (бланк заявления) после отказа от ее получения, выплата пенсии восстанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение получено соответствующее заявление пенсионера. Подать заявление можно так же через личный кабинет на сайте ПФР Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций).

    Читайте также: