Отношение россиян к пенсии


В пенсионной системе России постоянно происходят изменения. Проведение кардинальных реформ – редкое явление, а вот небольшие корректировки – почти ежегодное. В правительстве и Госдуме готовят новые поправки в пенсионное законодательство.

Перечень изменений, которые произойдут с 1 января 2021 года

Российским пенсионерам придется перейти на электронные трудовые книжки

С 1 января 2021 года российских пенсионеров ждут 4 изменения. Индексация пенсионных выплат – привычная мера, ожидаемая каждым гражданином, вышедшим на заслуженный отдых. Но помимо нее будет еще 3 новшества.


1 изменение – индексация пенсий

Неработающим российским пенсионерам с 1 января 2020 года сделают прибавку. Повышение пенсии – ежегодная мера: в следующем году индексация составит 6.3%. При этом прогнозируемый Центробанком уровень инфляции равен около 4%. Так, неработающие пенсионеры в среднем будут получать 17 444 рублей.

— Это почти в полтора раза превысит инфляцию — по прогнозам, в этом году она составит 3,7-4 процента. То есть, пенсия в среднем увеличится на тысячу рублей, — рассказала заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Елена Бибикова.

Социальные пенсии увеличатся с 1 апреля. Правда, прибавка составит 2.6%.

— Социальная пенсия повышается также ежегодно — на величину прогнозного индекса роста прожиточного минимума пенсионера. Пока это 2,6 процента, но показатель ещё может быть скорректирован, — напомнила Елена Бибикова.

В 2021 году несколько рублей в августе добавят к пенсии работающим пенсионерам. Им будут частично зачтены новые трудовые права, страховые взносы, уплачиваемые их работодателями в течение 2020 года. Но прибавка может составить не более 296,58 рублей. Полная индексация пенсии проводится лишь в том случае, если пенсионер официально уволился.

Ветеранам боевых действий и инвалидам каждый месяц выплачивают пособия. В 2021 году они будут увеличены с 1 февраля. Размер прибавки рассчитают на основании ИПЦ (индекс потребительских цен) за прошлый год.

2 изменение – повышение возраста выхода на пенсию

В рамках пенсионной реформы запланирована такая мера в 2021 году. Продолжится действие льготного периода, когда россияне могут выходить на пенсию на 6 месяцев ранее нового срока. Воспользоваться правом смогут женщины 1965 г.р. и мужчины 1960 г.р.

Российским пенсионерам придется перейти на электронные трудовые книжки


3 изменение – трудовой стаж «оцифруют»

В 2021 году российских пенсионеров полностью переведут на ЭТК (электронная трудовая книжка). Новым работникам перестанут выдавать бумажные аналоги. Для уже работающих пенсионеров будут действовать и электронные, и бумажные трудовые книжки. В ЭТК внесут только новые записи, поэтому важно не потерять бумажные носители. В противном случае сложно будет доказать наличие стажа, придется навещать бывших работодателей, собирать справки.

Пенсионерам надо подать в Пенсионный фонд заявку, чтобы в ЭТК внести абсолютно все данные, — сообщил Михаил Мишустин.

4 изменение – корректировка системы накоплений

Реформа, давно ожидаемая экспертами. Система накоплений была заморожена еще 7 лет назад. Все эти годы россияне могут копить только виртуальные пенсионные баллы. Годом ранее Минфином и Центробанком была представлена новая концепция – гарантированный пенсионный план. Он подразумевает самостоятельное откладывание из заработной платы 1 – 6 процентов ежемесячно.

— Законопроект непростой. Было несколько вариантов концепции, в последнем это исключительно добровольный формат, — пояснял недавно Антон Дроздов, бывший глава ПФР, а ныне замминистра финансов.

Мечты россиян об отдыхе на пенсии "разбились о быт" благодаря данным от ВЦИОМ. Эксперты центра решили узнать, сколько россиян продолжат работать на пенсии. Оказалось, что точно продолжат карьеру 22% населения страны, а ещё 70% рассматривают такой вариант.


Пенсионная система регулярно терпит различные метаморфозы: появляются коэффициенты, баллы, правила, прочие новшества. Сведут ли всё в итоге к чему-то одному — или так и продолжат "улучшения"?

Рассказывает Константин Добромыслов, доцент Российской академии народного хозяйства и государственной службы, кандидат экономических наук. Только для "Правды. Ру".

"Вопрос достаточно философский"

Любая система, начинает рассказ эксперт, требует совершенствований. Сегодняшняя система несовершенна, она не всех устраивает — это понятно, есть много недовольных и много вопросов.

"Пока у определённого количества населения возникают вопросы, как рассчитывать пенсию, пока не будет урегулированы вопросы с размерами, со справедливостью (особенно такой щекотливый вопрос — справедливость, каждый справедливость понимает по-своему), постоянно будет возникать необходимость совершенствования пенсионной системы. Поэтому данный процесс перманентен", — считает Добромыслов.

Большой вопрос, отметает эксперт, заключается в сроках усовершенствования. Ясно, что люди устают от всех этих реформ, в итоге появляется недоверие, ощущается нестабильность системы. А пенсионная система требует стабильности: человек, пришедший в пенсионную систему в молодости, хочет на этих же правилах и закончить свой трудовой путь, получать пенсию. Ясно и понятно.

"За последние несколько десятков лет, можно считать с начала 90-х годов, пенсионная система претерпела достаточно много, порядка пяти-семи глобальных модернизаций.

Я не говорю про те мелкие внесения изменений в нормативные акты, которые происходят приблизительно раз в год и по несколько раз в год", — уточняет Добромыслов.

"Жизнь заставляет модернизировать"

Эксперт согласен: постоянные изменения напоминают рулетку, которая может остановиться совершенно неожиданно.

"Это, конечно, большая проблема. Но мы никуда от неё не уйдём. Многое зависит от экономической ситуации. А она сегодня меняется очень динамично", — говорит Добромыслов.

Эксперт напоминает: существуют циклы экономических кризисов Кондратьева. Если раньше, когда Кондратьев открыл эти циклы, они составляли примерно 30-40 лет, то теперь кризисы случаются чаще.

Сегодня мы видим, что частота кризисов снизилась до пяти лет, может быть, уже и меньше. То есть каждые пять лет у нас происходит кризис. И каждый кризис накладывает отпечаток на пенсионную систему.

"Жизнь нас сама заставляет модернизировать пенсионную систему. Хотя людям неудобно, неприятно, модернизация вызывает массу негативных эмоций и недоверия.

Я думаю, скорее всего, не остановится этот процесс, мы и дальше будем продолжать совершенствовать эту систему, исходя из текущих экономических условий, в которых мы будем находиться", — уверен Добромыслов.

Об изменении пенсионного возраста: "Пока разговора об этом не было"

Процесс изменения пенсионного возраста — непростой вопрос. Тут нужно спрашивать так: должен ли вообще быть пенсионный возраст в связи с тем, что меняются виды, формы занятости, считает эксперт.

"Вопрос: что такое "трудоспособный", что такое "нетрудоспособный"? Дискуссии по этому вопросу в научных сообществах до сих пор идут. Они и будут идти — это понятное дело.

Мир не стоит на месте. Всё развивается. И пенсионная система будет точно так же меняться в соответствии с тем, как будет меняться мир", — резюмирует эксперт.

Экономист Владислав Жуковский раскрыл причины будущей реформы




В России могут снова повысить пенсионный возраст. Причем под видом приведения нашей страны к общим «стандартам» цивилизованных стран.

Пока аналитики называют дату, кажущуюся далекой. А именно 2040 год. Тогда вероятно, что мужчины и женщины будут пенсионерами с 67 лет. Проще говоря, кому сегодня из мужчин 45, тот не может рассчитывать через 20 лет выйти на заслуженный отдых. Правительство наверняка придумает, что-то «интересненькое», и придется вкалывать вплоть до гробовой доски.

Что руководство страны и впрямь хочет заставить людей работать дольше, мало у кого сомнений. Но есть ли для этого условия? Да, в некоторых странах Европы действительно уходят на пенсию в 67 лет. Но там и пенсия совсем другая. Старики спокойно путешествуют по всему миру, ведут активный образ жизни. У нас вообще попробуй доживи…

Экономист Владислав Жуковский полагает, что российским пенсионерам нет элементарной возможности жить благополучно:

— Мы не можем сравниваться с другими странами. У нас ожидаемая продолжительность жизни около 73 лет. Это уже на 7−10 лет ниже, чем в странах Центральной Европы. Так что рассуждения о том, что пенсионный возраст должен быть как в Великобритании или Германии, это ложь и обман со стороны правительства. У нас время выхода на пенсию должен быть на семь лет раньше, как это и было.

«СП»: — Важно же еще и сохранение дееспособности людей.

— Есть такой показатель, как активная жизнь. В РФ этот показатель вообще самый низкий из стран Европы. Мы по этому низкому показателю «боремся» только с Украиной, у нас он порядка 59−60 лет. То есть, после 60 лет у человека обостряются хронические заболевания, возникают инсульты и инфаркты. В Европе этот показатель равен 70 годам, то есть и здесь мы отстаем.

«СП»: — Но дело еще и в деньгах. Сколько должны получать пенсионеры?

— В Европе минимальный показатель — 40% от потерянного дохода. Этот уровень, на самом деле, ставит пенсионера на уровень бедности и даже нищеты.

В развитых странах вроде Германии, Франции, Голландии, Бельгии пенсия составляет около 55% от утерянного дохода, где-то в ЕС этот показатель достигает 80%. В России этот показатель по официальным данным около 32%, причем он постоянно снижается. В этом году он будет на уровне 29−30%. Проще говоря, у нас коэффициент замещения пенсией заработка вдвое ниже, чем в цивилизованных странах.

И по самому заработку мы отстаем. По ВВП на душу населения по покупательской способности мы занимаем место в седьмом десятке. Но по уровню жизни пенсионеров мы занимаем место от 120-го до 150-го.

У нас в принципе пенсионеры воспринимаются как некий социальный балласт и как лишние издержки для государства.

«СП»: — Пенсионная система во многом держится за счет работающих.

— У нас министры часто говорят, что давайте посмотрим на «цивилизованную Европу». Хорошо, давайте посмотрим, какой у них НДФЛ. Везде есть прогрессивная шкала, богатые платят до 40%. У нас же говорят, что богатые это слишком умные и платить не будут. Получается, что у нас бедные будут платить, а высокопоставленные чиновники — нет.

У нас же, по сути, регрессивная шкала. Если ваши доходы составляют меньше 110 тысяч в месяц, то 30% идут в фонды социального страхования. Но если доходы выше, то ставка падает вдвое, до уровня 15,1%.

Вот и вопрос, почему топ-менеджеры крупнейших корпораций платят в систему пенсионного страхования вдвое меньше, чем люди, у которых заработок 20 или 30 тысяч рублей. То есть, это уже вопрос о новом налоговом законодательстве.

«СП»: — Есть еще доход от собственности.

— Совершенно верно. Если в 1990-е годы кто-то подсуетился, то сейчас он получает неплохие дивиденды. Они платят себе зарплату в 20 тысяч рублей, но львиную долю дохода получают в качестве дивидендов. И с них платится только 13% НДФЛ, но никаких социальных взносов не берут.

Так что ни при каких условиях нельзя категорически соглашаться на повышение пенсионного возраста.

Просто потому, что у нас сегодня крайне антисоциальная и антигуманистическая налоговая и финансовая политика.

«СП»: — Может, стоить изменить культуру восприятия старости? Скажем, зачем копить на похороны, когда в Европе пенсионеры больше думают о путешествиях?

— Всё упирается в нищету народа. Если бы пенсионеры не жили по уши в кредитах, не думая о покупке молока и хлеба, то вполне бы люди путешествовали. Просто люди не могут себе этого позволить.

Кстати, старшее поколение старается не просто жить на пенсию, а еще и работают. Буквально до 75 лет и далее, потому что не могут выжить на пенсию. Приходится работать на котельной или таксистом.

Путешествовать это здорово. Но вот в Финляндии пенсия составляет в среднем 1700 евро, то есть около 155 тысяч рублей. Если у вас такой доход, то можете поехать на море. Но если вы живете в Бурятии или Туве, получаете 10 тысяч рублей, то вам придется выращивать дополнительно картошку и морковку.


Пенсионная реформа

Статистическая погрешность при выборке 1600 человек (с вероятностью 0,95) не превышает:

3,4% для показателей, близких к 50%;
2,9% для показателей, близких к 25% / 75%;
2,0% для показателей, близких к 10% / 90%;
1,5% для показателей, близких к 5% / 95%.

Как показал опрос населения, проведенный во второй половине июня, в самый разгар общественных дискуссий о предстоящем повышении пенсионного возраста, подавляющее большинство россиян не поддерживают законопроект о повышении возраста выхода на пенсию, внесенный правительством в Госдуму. 89% опрошенных негативно относятся к намерению властей увеличить возраст выхода на пенсию для мужчин до 65 лет и 90% опрошенных – против того, чтобы увеличить пенсионный возраст для женщин до 63 лет. При этом 70% и 73% опрошенных соответственно высказали резко отрицательное отношение. Сторонники повышения пенсионного возраста составляют 7-8 % среди опрошенных.

Оптимальным возрастом выхода на пенсию большинство считает нынешний возраст: 60 лет для мужчин (87% опрошенных) и 55 лет для женщин (84%). Лишь 13-14 % опрошенных считают возможным и более поздний выход на пенсию, но в основном в пределах 3-4 лет по отношению к нынешнему сроку.

Полученные данные не вызывают удивления. После выхода на пенсию продолжают работать в настоящее время лишь четверть опрошенных, и столько же работали в прошлом. В среднем после выхода на пенсию женщины работают до 60 лет, мужчины – до 64 лет. Соответственно половина (51%) среди опрошенного населения прекращала работать по достижению пенсионного возраста.

Среди причин, по которым пришлось оставить работу, респонденты чаще всего указывали состояние здоровья, физическую и психологическую усталость (58% опрошенных). Почти каждый пятый (18%) указал на такую причину, как трудность найти работу в случае увольнения по инициативе работодателя, или в случае, если работник хотел найти более подходящую работу. Еще 15% опрошенных сослались на семейные обстоятельства. И лишь 7% сказали, что им достаточно пенсии, чтобы не работать.

Наиболее распространенным мотивом для продолжения работы было сохранение дохода и возможность подкопить денег для того периода, когда работа закончится. На него указали 2/3 опрошенных. Вторым по степени распространенности мотивом для продолжения работы являлась сама работа: нежелание менять трудовой образ жизни на пенсионный, интерес к своей работе, ее общественная значимость и важность (на него указали 44% опрошенных).

В этом контексте обещание правительства повысить в среднем ежемесячную пенсию на 1000 руб., при переходе на новый пенсионный возраст, вряд ли кардинально изменит отношение населения к этой новации. По данным Госкомстата РФ средний размер пенсии по старости составляет 14 152 рубля. При этом минимально необходимый размер пенсии, по мнению опрошенных, должен быть в среднем не менее 26 000 руб., т.е. почти вдвое больше нынешнего. Поэтому обещанная прибавка не решает проблемы резкого снижения уровня жизни при выходе на пенсию, поскольку основным источником средств существования для пенсионеров является пенсия (на это указали 78% опрошенных).

Надо отметить, что не только повышение пенсионного возраста, но и другие решения правительства, затрагивающие материальные интересы пенсионеров, вызывают отрицательное отношение ВСЕГО населения. Так, 75 % опрошенного населения считает неправильным решение правительства не индексировать пенсию в связи с инфляцией работающим пенсионерам. Идея не выплачивать пенсию работающим пенсионерам, которая в свое время также была предметом обсуждения как способ увеличения размера пенсий неработающих пенсионеров, также не поддерживается большинством населения: 85% опрошенных считает неправильным лишить выплаты пенсии тех россиян, кто работает, достигнув пенсионного возраста.

Негативное отношение подавляющего большинства населения к повышению пенсионного возраста в совокупности с действием других факторов повлияло на общую атмосферу в обществе, заметно понизив показатели общественного настроения и доверия к власти по сравнению с майскими замерами.

ПРАВИТЕЛЬСТВО ВНЕСЛО НА РАССМОТРЕНИЕ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ ЗАКОНОПРОЕКТ О ПОВЫШЕНИИ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА, КАК ДЛЯ МУЖЧИН, ТАК И ДЛЯ ЖЕНЩИН. КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМУ УВЕЛИЧЕНИЮ ВОЗРАСТА ВЫХОДА НА ПЕНСИЮ ДЛЯ МУЖЧИН – ДО 65 ЛЕТ? (вопрос задавался ВСЕМ участникам опроса; один ответ)

июн.18
Целиком положительно 3
Скорее положительно 5
Скорее отрицательно 19
Резко отрицательно 70
Затруднились ответить 3

КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМУ УВЕЛИЧЕНИЮ ВОЗРАСТА ВЫХОДА НА ПЕНСИЮ ДЛЯ ЖЕНЩИН – ДО 63 ЛЕТ? (вопрос задавался ВСЕМ участникам опроса; один ответ)

июн.18
Целиком положительно 2
Скорее положительно 5
Скорее отрицательно 17
Резко отрицательно 73
Затруднились ответить 3

ВО МНОГИХ РАЗВИТЫХ СТРАНАХ МИРА И СТРАНАХ СНГ ПЕНСИОННЫЙ ВОЗРАСТ ВЫШЕ, ЧЕМ В РОССИИ. ЕСЛИ ПРИНЯТЬ ВО ВНИМАНИЕ ВСЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ЖИЗНИ РОССИЯН, ТО КАКОЙ ВОЗРАСТ, С ВАШЕЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ, ЯВЛЯЕТСЯ ОПТИМАЛЬНЫМ ДЛЯ ВЫХОДА НА ПЕНСИЮ ДЛЯ МУЖЧИН? (вопрос задавался ВСЕМ участникам опроса; один ответ)

июн.18
60 лет 87
61 год 1
62 года 3
63 года 3
64 года
65 лет 4
66 лет
67 лет
68 лет
69 лет
70 лет
Больше 70 лет
Затруднились ответить 3

КАКОЙ ВОЗРАСТ, С ВАШЕЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ, ЯВЛЯЕТСЯ ОПТИМАЛЬНЫМ ДЛЯ ВЫХОДА НА ПЕНСИЮ ДЛЯ ЖЕНЩИН? (вопрос задавался ВСЕМ участникам опроса; один ответ)

июн.18
55 лет 84
56 лет 1
57 лет 3
58 лет 3
59 лет
60 лет 6
61 год
62 года
63 года 1
64 года
65 лет
66 лет
67 лет
Больше 67 лет
Затруднились ответить 2

ОФОРМЛЕНА ЛИ У ВАС ТРУДОВАЯ ПЕНСИЯ ПО СТАРОСТИ? (один ответ)

июн.18
Да, оформлена 34
Нет, не оформлена 66

СОБИРАЕТЕСЬ ЛИ ВЫ ПРОДОЛЖАТЬ РАБОТАТЬ ПО ДОСТИЖЕНИИ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА? (в %% от тех опрошенных, кто НЕ получает трудовую пенсию по старости)

июн.18
Да 44
Нет 28
Затруднились ответить 28

ВЫ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ РАБОТАЕТЕ? ЕСЛИ НЕТ, ТО РАБОТАЛИ ЛИ ВЫ ХОТЯ БЫ КАКОЕ-ТО ВРЕМЯ ПОСЛЕ ОФОРМЛЕНИЯ ПЕНСИИ? (в %% от тех опрошенных, у кого оформлена трудовая пенсия по старости; один ответ)

июн.18
Да, работаю сейчас 25
Работала после оформления пенсии, но сейчас не работаю 24
Не работаю и не работала после оформления пенсии 51

НАЗОВИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ГЛАВНЫЕ ПРИЧИНЫ, ПО КОТОРЫМ ВЫ ПРЕКРАТИЛИ РАБОТАТЬ? (в %% от тех опрошенных, кто НЕ работает или НЕ работал после оформления пенсии; респондентам предлагалась карточка, и они могли выбрать более одного ответа; ранжировано по убыванию)

июн.18
Обострились проблемы со здоровьем, накопилась общая физическая и психологическая усталость 58
Заставили семейные обстоятельства 15
Прекратил (а) работу по инициативе работодателя, другую найти не смог (ла) 14
Не хотелось работать, хотелось сменить образ жизни 11
Пенсия, которую я получаю, достаточна, чтобы не работать 7
Не нравилась последняя работа, другую найти не смог (ла) 4
У меня достаточно сбережений, чтобы больше не работать 2
Другое 2
Затруднились ответить 6

НАЗОВИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ГЛАВНЫЕ ПРИЧИНЫ, ПО КОТОРЫМ ВЫ ПРОДОЛЖАЕТЕ (ПРОДОЛЖАЛИ) РАБОТАТЬ? (в %% от тех опрошенных, кто работает или работал(а) какое-то время после оформления пенсии; респондентам предлагалась карточка, и они могли выбрать более одного ответа ранжировано по убыванию)

июн.18
Не хочу / не хотел (-а) терять заработка 43
Хочу / хотел (-а) накопить денег, чтобы больше не работать 22
Моя работа мне нравится (нравилась) 21
Не хочу / не хотел (а) менять образ жизни, болтаться без дела, хочу / хотел (-а) оставаться “в строю” 15
Общественная значимость, важность моей работы, хочу / хотел (-а) быть полезным людям, своему предприятию / организации, обществу) 8
Другое 11
Затруднились ответить 10

КАКОЙ РАЗМЕР ПЕНСИИ ВЫ СЧИТАЛИ БЫ СЕЙЧАС МИНИМАЛЬНО НЕОБХОДИМЫМ ДЛЯ СЕБЯ? (в %% от тех опрошенных, у кого оформлена трудовая пенсия по старости; один ответ)

июн.18
Среднее значение в рублях 26 196

КАКОГО РАЗМЕРА ПЕНСИЮ ВЫ ПОЛУЧАЕТЕ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ? (в %% от тех опрошенных, у кого оформлена трудовая пенсия по старости; один ответ)

июн.18
Среднее значение в рублях 13 266

ЧТО В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВНЫМ ИСТОЧНИКОМ СРЕДСТВ ВАШЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ? (в %% от тех опрошенных, у кого оформлена трудовая пенсия по старости; респондентам предлагалась карточка, и они могли выбрать более одного ответа)

июн.18
Пенсия 78
Зарплата / доходы от трудовой деятельности 15
Продукты, выращенные на своем участке 2
Денежные накопления 1
Доходы от сдачи имущества в аренду
Денежная / натуральная помощь других членов семьи 1
Другое 1
Затруднились ответить 3

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧТО БУДЕТ ОСНОВНЫМ ИСТОЧНИКОМ СРЕДСТВ ВАШЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ ПО ДОСТИЖЕНИИ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА? (в %% от тех опрошенных, кто не получает трудовую пенсию по старости; респондентам предлагалась карточка, и они могли выбрать более одного ответа)

июн.18
Пенсия 49
Зарплата / доходы от трудовой деятельности 20
Денежные накопления 8
Денежная / натуральная помощь других членов семьи 4
Продукты, выращенные на своем участке 3
Доходы от сдачи имущества в аренду 2
Другое 3
Затруднились ответить 12

СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ ПРАВИЛЬНЫМ, ЧТО ПЕНСИЯ РАБОТАЮЩИХ ПЕНСИОНЕРОВ НЕ ИНДЕКСИРУЕТСЯ НА УРОВЕНЬ ИНФЛЯЦИИ? (вопрос задавался ВСЕМ участникам опроса; один ответ)

июн.18
Да 12
Нет 78
Затруднились ответить 10

СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ ПРАВИЛЬНЫМ, ЧТОБЫ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ СРЕДНЕГО РАЗМЕРА ПЕНСИЙ В СТРАНЕ РАБОТАЮЩИМ ПЕНСИОНЕРАМ НЕ ВЫПЛАЧИВАЛАСЬ ПЕНСИЯ? (вопрос задавался ВСЕМ участникам опроса; один ответ)

июн.18
Да 9
Нет 85
Затруднились ответить 6

Отношение населения к повышению возраста выхода на пенсию в зависимости от возраста см. по ссылке.

АНО “Левада-Центр” внесена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Заявление директора Левада-Центра, не согласного с данным решением, см. здесь.

Опрос, проведенный ВЦИОМ, показал, что более 90 % россиян собираются либо не исключают своей работы на пенсии. Сейчас работает каждый пятый пенсионер, и в будущем их число явно не уменьшится.

О продолжении работы на заслуженном отдыхе уверенно заявляют 22 % участников опроса, еще 70 % не исключают такой возможности. Чаще всего намерены продолжать работу жители городов с населением 500–950 тыс. жителей, а также Москвы и Санкт-Петербурга. Из тех, кто точно не намерен продолжать работу на пенсии (таких 7 % опрошенных) большинство – жители сел.

Главная причина продолжения трудовой деятельности после выхода на пенсию – ее недостаточный размер (74 %) и стремление материально помочь детям и внукам (56 %). Также называются следующие мотивы: желание избежать одиночества, быть в коллективе (32 %), интерес к работе (19 %) и привычка (16 %).

Учитывая повышение пенсионного возраста и постоянное сокращение доходов, необходимость работы на пенсии становится весьма зримой перспективой для многих россиян.


Школы в Омской области снова закрывают на карантин из-за COVID-19
Коронавирус «выкашивает» руководителей в омской мэрии
Гендиректор Омского аэропорта не считает новый график своих сотрудников «асоциальным»
Переболевший коронавирусом Полежаев поблагодарил своих врагов [ФОТО]

ООО "Омские СМИ” 644042, г. Омск, пр. Маркса, дом 39

Мы работаем в режиме онлайн, нам важен каждый ваш звонок: (3812) 53-44-46

Дирекция: 8 (381-2) 53-08-94, 53-08-95 info@omskinform.ru

Редакция: 8 (381-2) 53-44-46 omskinform1@mail.ru

Реклама: 8 (381-2) 53-99-54, 31-07-83



Региональное информационное агентство «Омск-информ» - региональный информационный интернет-портал. Омск и Омская область в режиме online - ежедневно все новости о жизни региона. Экономика, новости политики, бизнес, новости спорта, омский хоккей, новости культуры, происшествия в Омске, дайджест всех событий за неделю. Информация о вакансиях в Омске (трудоустройство), ВТТВ, Авангард, афиша культурных событий, новости партнеров. Все права на материалы, созданные журналистами, фотографами и дизайнерами региональным информационным агентством «Омск-информ», принадлежат ООО «Омские СМИ».

Вся информация, размещенная на сайте www.omskinform.ru охраняется в соответствии с законодательством РФ и не подлежит использованию в какой-либо форме, в том числе воспроизведению, распространению, переработке иначе как со ссылкой на сайт www.omskinform.ru. При цитировании материалов регионального информационного агентства «Омск-информ» в интернет-источниках должна быть прямая гиперссылка - www.omskinform.ru. Представителем авторов публикаций является ООО «Омские СМИ». Использование материалов регионального информационного агентства «Омск-информ» без соответствующих ссылок будет рассматриваться в соответствии с Законом о СМИ и действующим законодательством Российской Федерации.

Региональное информационное агентство «Омск-информ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия ИА № ФС77-76034 от 24 июня 2019 года.

На сайте предусмотрена обработка метаданных пользователей (файлов cookie, данных об IP-адресе). Используя www.omskinform.ru вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта.


Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру лицам младше 18 лет. Сайт не несет ответственности за содержание рекламных материалов.

По данным Росстата, в 2020 году средний размер пенсий по старости для неработающих пенсионеров в России составляет 15878,4 рублей. Но из чего складывается эта средняя температура по больнице?

В советские времена не было больших различий между пенсиями высших должностных лиц страны, работников правоохранительных органов и других граждан. Сегодня премьеры, спикеры Госдумы и сенаторы, министры и депутаты, уходя на пенсию, сохраняют большую часть своего дохода. Бывшим президентам гарантировано пожизненное содержание в размере 75% от зарплаты действующего главы государства. Процентную привязку пенсий госслужащих к зарплатам законодательно закрепил президент России Борис Ельцин в 1995 г.

«Неравенство в пенсиях госслужащих, лиц, замещающих госдолжности, и остальных граждан в России возникает из-за доплат, которые появились еще в 90-х. Цель инициативы тогда была – наоборот, понизить пенсионный возраст, чтобы ускорить выход на заслуженный отдых приближающихся к высокому возрасту высших должностных лиц, чтобы без проволочек и оперативно освобождать места для новых кадров. Стимулировать этот процесс решили таким вот образом – гарантированной высокой пенсией», - рассказывает о возникновении привилегий в пенсиях чиновников директор Центра технологий госуправления РАНХиГС Владимир Южаков.

Позже ввели возможность при помощи спецраспоряжений переносить сроки ухода на заслуженный отдых отдельных, еще востребованных служащих, достигших пенсионного возраста, а теперь отпала и высокая потребность в замещении кадров, считает эксперт.

Пенсии в цифрах

Так сколько же будут получать нынешние высшие чиновники, когда уйдут со своих постов?

В расчетах помог разобраться ведущий аналитик QBF Олег Богданов.

Экс-премьеры, как и другие бывшие высшие чиновники, по достижению пенсионного возраста могут рассчитывать на трудовую пенсию – в среднем это 17-18 тысяч рублей. Но эта устойчивая часть – лишь меньшая доля в их ежемесячном обеспечении. Все экс-премьеры претендуют на доплату к пенсии в размере 55-75% от зарплаты действующего председателя правительства. Минимальную доплату получают проработавшие на госдолжностях от 1 до 3 лет, максимальную – более 3 лет. Не полагаются доплаты премьерам и другим высшим чиновникам, трудившимся менее года.

Согласно последней обнародованной Декларации о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов Правительства РФ, среднемесячный доход премьер-министра Д. Медведева в 2018г. составлял 826,5 тыс.руб., соответственно все экс-премьеры могут претендовать на ежемесячные выплаты в диапазоне 454,6-619,9 тыс. руб. Сведения по зарплате Михаила Мишустина в должности председателя правительства еще не публиковались. Теоретически на премьерскую надбавку к пенсии претендуют восемь человек – Сергей Степашин (68 лет), Виктор Зубков (78 лет), Михаил Касьянов (62 года), Михаил Фрадков (69 лет) продолжает занимать госдолжность, поэтому пока доплату к пенсии не получает.

Пенсии руководителей палат парламента

Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» №3 ФЗ от 1994г. фактически приравнивает спикеров обоих палат к премьерскому статусу, в том числе по объему социальных гарантий и пенсионного обеспечения.

На 75% от зарплаты могут рассчитывать председатели Совета Федерации и Госдумы - Валентина Матвиенко (71 год), Сергей Нарышкин (65 лет, ныне директор Службы внешней разведки РФ), в нескором будущем – Вячеслав Володин. У всех стаж работы в этой должности больше 3 лет. Но все же пенсии спикеров палат парламента должны быть меньше премьерской – трудовая часть их пенсии поглощается доплатой, а не суммируется с ней. На премьерскую доплату к пенсии сегодня формально могут претендовать экс-председатели Совета Федерации Владимир Шумейко (75 лет) и Егор Строев (83 года) и экс-спикеры Госдумы Иван Рыбкин (73 года) и Борис Грызлов (69 лет).

Пенсии министров

Для министров действует другая система расчета пенсий. В отличие от экс-президентов, экс-премьеров и бывших глав нижней и верхней палат парламента, чья пенсия более чем в половинной доле привязана к зарплате действующих высших должностных лиц, пенсия министров скорее привязана к стажу. Главам министерств помимо трудовой пенсии 17-18 тыс. руб. тоже положена доплата в 55-75% от вознаграждения действующего министра. Но чтобы ее заработать, удержаться в кресле министра надо минимум три года, для максимальной надбавки – более 6 лет. Так, денежное вознаграждение министра сегодня составляет 840,8 тысяч руб. в месяц, соответственно, те, кто пробыл министром от 3 до 6 лет, получает 55% от его зарплаты. Проработавший министром от 6-10 лет, получает максимальные 75% к пенсии, то есть 630,6 тыс. рублей.

Депутатские пенсии

Депутаты и сенаторы на законодательном уровне приравнены к федеральным министрам. Их зарплата в 2020 году приблизилась к 400 тыс. руб. – что в 10 раз выше средней зарплаты по стране.

Пенсия президента

Бывшему президенту России, отошедшему ото всех государственных должностей гарантируется пожизненное содержание из расчета 75% от зарплаты действующего главы государства – в настоящее время это более 536 тыс.руб. (Согласно «Сведениям о доходах, имуществе, принадлежащем Президенту Российской Федерации на праве собственности, вкладах в банках, ценных бумагах, обязательствах имущественного характера», опубликованном на официальном сайте Кремля, среднемесячный доход президента Владимира Путина составляет 720,5 тыс. руб.). На такие же доплаты может претендовать и Дмитрий Медведев как бывший президент, он выходит на пенсию через 11 лет. В настоящее время в России нет бывших президентов-пенсионеров. Первому президенту СССР Михаилу Горбачеву с 1994 года назначена пенсия в размере 40 минимальных окладов труда.

Вопреки расхожему мнению, в правительстве Михаила Мишустина сегодня работающих пенсионеров можно перечитать по пальцам. К черте пенсионного возраста приближается заместитель председателя российского правительства – полпред президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев (64 года). Из действующих министров пенсионного возраста достигли всего двое – глава МИД Сергей Лавров (70 лет) и министр обороны Сергей Шойгу (65 лет). Самому премьеру Михаилу Мишустину 54 года. Самым молодым министрам – Александру Козлову (по развитию Дальнего Востока и Арктики), Антону Котякову (труда и социальной защиты), Ольге Любимовой (культуры) по 39 лет. Средний возраст российского правительства – 51 год.

На два года старше – нижняя палата Российского парламента. Средний возраст депутатов Госдумы седьмого (текущего) созыва – 53 года. Однако к пенсионному возрасту уже подобрались трое из восьми зампредов: Александр Жуков (64 года), Иван Мельников (69 лет), Алексей Гордеев (65 лет).

Не молодеют, однако, лидеры системной оппозиции: Геннадию Зюганову - 76 лет, Владимиру Жириновскому – 74 года, Сергею Миронову - 67 лет.

Не так много пенсионеров в губернаторском корпусе: глава Дагестана Владимир Васильев – 70 лет, глава Мордовии Владимир Волков - 65 лет, глава Красноярского края Александр Усс – 65 лет, глава Белгородской области Евгений Савченко - 70 лет, глава Ханты-Мансийского автономного округа Наталья Комарова - 64 года.

Значительно старше – верхняя палата российского парламента. Четверть всех членов Совфеда уже могли бы выйти на пенсию, не случись пенсионной реформы – их возраст перевалил за 60. Спикеру Валентине Матвиенко – 71 год. Из шести зампредов двое достигли пенсионного возраста – Галина Карелова (70 лет), Юрий Воробьев (72 года).

Все перечисленные слуги и избранники народа пока предпочитают пенсиям работу, но после выхода на заслуженный отдых их доходы снизятся минимально.

«Высшие должностные лица у нас хоть и граждане России, но порядок пенсионного обеспечения предусмотрен для них особый, отдельными актами они вывели себя в отдельную когорту пенсионеров. Своя рука – владыка, как говорится. На отдых по возрасту уходят с 55-75% от уровня денежного содержания на момент выхода на пенсию. На мой взгляд, это совершенно неправильно, не должно быть никаких особых условий для госслужащих, - комментирует экономист Игорь Николаев. - Во-первых, нарушается единство системы государственного пенсионного обеспечения. Ввели балльную систему для россиян, тогда пусть все - и чиновники, и номенклатура тоже получают свои пенсии в общем порядке. Более высокая пенсия им итак будет выплачиваться за счет прежних более высоких зарплат, и не нужно дублировать здесь поощрения по одному и тому же параметру (параметру "высокая зарплата"). Во-вторых, необоснованное, чудовищное неравенство всегда снижает авторитет власти. И судя по тому, что пенсии высших должностных лиц и особый порядок их начислений у нас стараются не афишировать, наверху это прекрасно понимают».

История вопроса

Как же образовалась пропасть в пенсиях у высших чиновников и всех остальных граждан, даже тех же бюджетников, только нижнего и среднего звена? И что сегодня делать с этой «ошибкой прошлого»?

У этого вопроса - долгая история, комментирует доктор экономических наук, профессор, член правления Института современного развития Евгений Гонтмахер

- Опускаем военную службу (там своя отдельная система) и сосредотачиваемся на гражданских служащих – министры, сенаторы, депутаты. На самом деле, все они при достижении пенсионного возраста точно также, как и все остальные граждане получают обычную страховую пенсию, которая зависит от заработка – это в среднем 14-15 тысяч рублей по стране. Пропасть возникает из-за целого ряда надбавок, которые зависят от категории службы, оклада, стажа, наград и так далее.

Законодательно доплаты были закреплены в 90-ые годы при Борисе Ельцине, до этого, в советское время, чиновники всесоюзного и республиканского уровня получали персональные пенсии, которые были всего в 2-3 раза выше пенсий сограждан. Персональные пенсии были связаны с работой в КПСС и других органах тогдашней власти и были отменены как класс с исчезновением СССР. В 90-ые годы, когда топ-менеджмент и коммерсанты стали впервые иметь довольно высокие доходы, их доходы в те годы влегкую могли достигать $5-10 тыс. в месяц, встал вопрос – а как привлекать на госслужбу квалифицированные кадры и стимулировать их работу? Работа на госслужбе не считалась престижной. Перспективные люди скорее шли в бизнес или уезжали за границу. Сами зарплаты были реально низкими, их особо не повышали, рассказывает профессор, сам работавший в то время в экономическом блоке советского правительства.

Как решать этот кадровый вопрос? В 90-е годы вышли первые указы Ельцина о доплатах к пенсиям госслужащих, в том числе высшим должностным лицам. Госслужащий получал право на существенную надбавку к пенсии, если он отработал на государство не менее 15 лет и ушел на заслуженный отдых со службы. Это был своего рода хороший отложенный бонус. Хотя тех, кто получает эти надбавки не так и много – несколько десятков тысяч человек. По образцам федерального центра подкорректировали пенсии и для чиновников в регионах. Как эпидемия, в 2000-х это пошло по всей стране. Вдобавок Управделами Президента сохранило "кремлевскую медицину" - хорошее бесплатное медицинское обслуживание для федеральных госслужащих.

В тучные 2000-е было принято решение ощутимо повышать зарплату госслужащим, особенно чиновникам высшего и среднего уровней. Сегодня в типовом министерстве его руководитель получает зарплату раз в 10 выше специалиста этого же ведомства низшего звена. По мере продвижения по службе зарплата растет экспоненциально. Почему было принято такое решение? Доходы от нефти и газа увеличились, у государства появилась возможность предложить конкурентную в сравнении с коммерческим сектором зарплату.

«Вот здесь была сделана ошибка. В тот момент было политически неверным шагом оставлять ельцинскую систему надбавок к пенсиям высших должностных лиц и других чиновников. Ведь зарплаты руководителей выровнялись по своему уровню с высшим звеном бизнес-сектора и стимулировать больше стало нечего. В отличие от 90-х госслужба считается престижной, молодые люди мечтают поступить на нее. Стабильность, даже в любой кризис, в любой коронавирус, продвижение по карьерной лестнице, обрастание знакомствами, возможность со службы уйти на хорошее место в бизнесе благодаря этим связям. Поэтому дополнительные пенсионные стимулы уже не нужны. Надо пенсионные «бонусы» отменять», - подчеркивает Гонтмахер.

При выходе на пенсию высшие чиновники из-за своих высоких зарплат - а это сотни тысяч рублей в месяц - и без того гарантированно получают свою трудовую часть в 25-30 тысяч, что в 2 раза выше, чем в среднем остальные граждане. Но раз долгие трудовые годы твоя зарплата в десятки раз выше зарплат остальных людей, раз у тебя льготы, наверно, ты можешь откладывать со своей огромной зарплаты и на достойную старость? Можно просто посчитать. Если у вас зарплата несколько сотен тысяч рублей в месяц, к пенсии можно обрасти недвижимостью, например, двумя квартирами – одну из них на пенсии можно сдавать. Плюс, у вас наверняка есть сбережения. Если автомобиль - служебный, жилье – тоже, а у высших чиновников еще и в собственность несложно бесплатную квартиру получить, на всё это дело ты не тратился, ипотеку полжизни не платил, значит, миллион долларов вполне мог накопить. Если положить их на депозит даже под один процент в год – это $10.000 в год процентов или 50-60 тысяч рублей надбавки к пенсии ежемесячно. Простейшее управление своими доходами во время трудовой жизни позволяет высшим чиновникам легально накопить на достойную старость.

Как устранить неравенство в пенсиях?

«Как было бы логично, на мой взгляд, поступить? Необходим своего рода общественный договор. Сейчас зарплата у высших должностных лиц - несколько сотен тысяч рублей в месяц. Вообще-то она соразмерна той ответственности и тем функциям, которые они должны выполнять, я опускаю сейчас дискуссию о качестве работы нынешней Госдумы или кабмина. Но в соответствии с теми функциями, которые выполняются на этих должностях – ненормированный рабочий день, интенсивный труд, публичность и так далее – эти цифры вполне адекватные. Но, в конце концов, вместо надбавок государство за счет того же бюджета вполне могло бы своих служащих через негосударственные пенсионные фонды (НПФ) застраховать. Вы выходите на пенсию – получаете свою обычную трудовую пенсию и дополнительно страховую выплату из НПФ, которая обеспечена взносами государства и отчислениями из зарплаты самого чиновника. Вот вам и вполне достойная пенсия», - комментирует эксперт.

Пока же реализуется сценарий плохой. Высшие должностные лица выходят на пенсию с трудовой частью (ту, что получают все пенсионеры) + 55-75% от должностного оклада. К этому положены еще другие надбавки. Очень многое здесь делается в ручном режиме. Министр отработал на своей должности несколько лет и на пенсии может получать 200-250 тысяч рублей в месяц.

Обычные пенсионеры, те кто отработали по 25-30 и более лет, остро ощущают это неравенство. Вопрос: «А за что они получают такие пенсии?» витает в воздухе. Людей эта несправедливость очень дразнит. После 2014 года Президент урезал зарплаты чиновникам на 10%, а надо было бы лучше доплаты к пенсиям убрать – с точки зрения общественного мнения это было бы оценено. Принятие решения об отмене пенсионных надбавок высшим должностным лицам и прочим чиновникам – вопрос чисто политический, считает Гонтмахер.

«Что делать? Во-первых, усилием политической воли надо эти «сословные» надбавки ликвидировать. Во-вторых, в странах, где есть нормальная конкурентная политическая система и оппозиция, сменяемость власти, демократия, честные выборы, все подобные привилегии у чиновников вычищены уже давно. А у нас в России, которая столь неудачно еще в 90-е пыталась стать цивилизованной страной, эти привилегии, только-только отмененные после конца СССР, снова стали отрастать, как отрастают в любой недемократической стране», - отмечает эксперт.

Еще одна привилегированная группа граждан

Политолог Екатерина Шульман обращает внимание на то, что помимо высших должностных лиц в России есть куда более многочисленная группа людей, социальное и пенсионное обеспечение которых сильно отличается от соцгарантий остальных граждан.

Неравенство в нашей системе пенсионного обеспечения действительно чрезвычайно велико, но оно не сводится к тому, что высшие должностные лица получают пенсию больше, чем все остальные. Нельзя сказать, что, если раскулачить их всех, то остальным пенсионерам сразу же станет хорошо. С точки зрения баланса Пенсионного фонда, они погоды не делают, отмечает она.

«Во время пенсионной реформы прошлого года у нас вылезла наружу проблема более существенная. Есть довольно многочисленная категория граждан, на которую повышение пенсионного возраста не распространилось. Они выходят на пенсию гораздо раньше остальных, им засчитывается в стаж служба в армии, время учебы, а если ты еще и работал на территориях, приравненных к северным (а это, например, Красноярский край), или какой-то другой географический бонус – то свободен уже в 35, как балерина. У них и размер пенсий гораздо выше, чем у остальных граждан. Они обслуживаются в системе богатой ведомственной медицины – существующей совершенно параллельно с системой страховой медицины (как обязательного, так и добровольного медицинского страхования). Обслуживаются в ней бесплатно, в том числе после выхода на пенсию. И это не высшие чиновники, которых сотни на всю страну, это сотрудники правоохранительных органов, прокуратуры, следственного комитета, судов и спецслужб, и их уже миллионы. Получать большие пенсии они могут при нынешней средней ожидаемой продолжительности жизни 40 лет – больше, чем работали. Это реальный сценарий, который касается миллионов наших сограждан, а не нескольких сотен депутатов, сенаторов, президента и премьера. Это сословное неравенство, которое закреплено в законе», - говорит Екатерина Шульман.

«Люди, приписанные к определенным ведомствам, живут и обеспечиваются по одним правилам и стандартам, а все остальные, получающие трудовую или социальную пенсию, – по другим. Это действительно большая несправедливость, которая воспринимается как нечто естественное, потому что привычна людям еще с советских времен. Но советских времен уже нет, и все живут в довольно жестоком монополистическом капитализме, а некоторые люди продолжают жить в мире, где есть бесплатная медицина, служебное жилье, которое легко становится частной собственностью, где досрочно выходят на пенсию, получают многочисленные льготы. Всё это очень напоминает феодальную систему, в котором есть податное сословие – те, что платят налоги, а есть те, кто налогов не платит, а только пользуется благами за счет других», - рассуждает Екатерина Шульман.

Читайте также: