Отнять пенсии на украине


В начале октября 2020 года премьер-министр Украины Денис Шмыгаль выступал перед студентами Львовской политехники. Глава правительства сделал заявление, которое может шокировать миллионы украинцев. По словам Шмыгаля, через 10–15 лет государство не сможет выплачивать пенсии.


«Из-за демографии у нас все меньше будет работоспособных и все больше будет пенсионеров. Соотношение будет 1 к 2. Чтобы содержать пенсионеров, нужно будет в два раза увеличить налоги. А чтобы платить пенсии еще больше, то еще больше увеличить. Но компании не хотят увеличения налогов. И увеличение в два раза налогов невозможно. А значит, мы не сможем лет через 15 платить пенсии будущим пенсионерам. Это простая математика», — сказал Шмыгаль.

Иными словами, премьер-министр страны откровенно делает выбор между интересами компаний и возможностью выживания для миллионов пожилых украинцев. В то же время заместитель Федерации профсоюзов Украины Александр Шубин говорит, что премьер-министр даже чересчур оптимистичен относительно сроков. По подсчетам Шубина, уже через пять лет будет невозможно платить пенсии.

Такая «простая математика» является в первую очередь прямым следствием Евромайдана и экономического курса правительства Украины с 2014 года. Деиндустриализация и «отдушина» в форме безвиза привели к выезду миллионов человек на заработки за границу.

Теперь все они, если работают легально, платят в пенсионные фонды других стран. По этой причине резко возросла нагрузка на украинский Пенсионный фонд, так как фактически работающие граждане содержат нынешних пенсионеров, которые в прошлом содержали пенсионеров своего времени. Теперь же на Украине эта система «взаимозачета» поколений не работает.

Учитывая предписанный МВФ курс на сокращение субсидий и стабильный рост коммунальных платежей, это приведет в итоге сначала к массовым неплатежам, отключению электроэнергии и газа, а затем, вероятно, к выселению за долги в массовом порядке. Таким образом, украинцы рискуют через эти 10–15 лет стать нацией бездомных.


За рубежом работают около 8 миллионов украинцев. Однако и количество пенсионеров сокращается примерно такими же темпами.

Кризис пенсионных платежей наблюдается во многих странах, в том числе и высокоразвитых, вследствие снижения уровня рождаемости. Однако в Германии и Японии в среднем по два работающих на одного пенсионера. Такое соотношение удается поддерживать благодаря привлечению миллионов рабочих-мигрантов из таких стран, как Украина, Турция, Болгария, Судан и т.д.

Можно сказать, что для поддержания своих пенсионеров развитые страны высасывают силы из других стран. Украина не может рассчитывать на такой же приток трудовых мигрантов, поскольку уровень зарплат в стране зачастую даже ниже тех стран Ближнего Востока и Африки, откуда в страны Евросоюза едут рабочие.

Уже сейчас дефицит Пенсионного фонда превышает 200 миллиардов гривен. Как говорит украинский экономист Виктор Скаршевский, его покрывают за счет бюджета.

«Постоянно растет дефицит ПФ, который погашается из бюджета. То есть часть пенсий — это уже не столько пенсии, сколько социальная бюджетная помощь. Скажем, в этом году плановый дефицит ПФ — 202 млрд гривен, но будет и внеплановый — порядка 20 млрд.

Уже сейчас ПФ одалживает у Госказначейства деньги на выплаты пенсий, и погашать долги ему сложно. Поэтому идет накопление задолженности. Если в конце лета она составляла прядка 17 млрд, то сейчас уже около 20 млрд. В проекте бюджета на следующий год дефицит ПФ заложен на уровне 203,2 млрд, но, скорее всего, будет еще дополнительная дыра до 40 млрд, которую придется перекрывать из бюджета», — отмечает Скаршевский.


В 2007 году Нацбанк Украины сформировал для своих сотрудников отдельный пенсионный фонд, в который они переводили 3% своих зарплат, чтобы получить дополнительную пенсию со временем. Эти средства НБУ вкладывал в «прибыльные предприятия». В итоге вложенные средства испарились вскоре после победы Евромайдана — в 2015 году.

Пропало в общей сложности около миллиарда гривен. И пропали они, потому что экономические «гении» государственного Нацбанка вкладывали эти средства исключительно в убыточные предприятия (как правило, неликвидные частные банки). В целом же в этой схеме просматриваются все признаки аферы, в результате которой пострадали около 13 тысяч рядовых сотрудников НБУ.

Если государственный Нацбанк грабит своих же, несложно представить, как разыграются аппетиты банкиров в отношении обычных украинцев.

Государство может, конечно, ввести накопительную систему в обязательном порядке, то есть фактически ввести еще один налог, против чего выступал Шмыгаль. Однако при нынешнем уровне зарплат это лишь приведет к еще большему оттоку рабочей силы и уходу в тень оставшихся предприятий.


«Есть лучшая сторона Европы» — под таким названием Институт мировой политики проводил тогда информационную кампанию. В форме комиксов украинцам рисовали их незавидное настоящее и прекрасное будущее.

«В Германии средняя пенсия — около 800 евро в месяц, во Франции минимальная пенсия составляет 500 евро в месяц, в Великобритании — 760 евро. В Украине средняя пенсия составляет примерно 137 евро (1438 гривен)», — говорилось в «еврокомиксах».

Через два года средняя пенсия снизилась до уровня 58 евро из-за девальвации национальной валюты. Спустя почти 7 лет премьер-министр Украины открыто заявляет, что пенсии вообще не будет.

Такие заявления, скорее всего, заставят еще большее количество украинцев рассчитывать только на себя. Еще больше оставшихся на Украине работников пожелают уехать на заработки, чтобы заранее сделать личные накопления на старость. В результате дефицит Пенсионного фонда будет расти уже в геометрической прогрессии.

  • Теги
  • пенсии,
  • Пенсия,
  • Украина


Пенсионеров с небольшим трудовым стажем уже со следующего года могут оставить вообще без денег.

На этапе запуска пенсионной реформы в 2017 году были обновлены нормы стажа для выхода на пенсию. Так, чтобы выйти на заслуженный отдых в 60 лет, нужно иметь не менее 27 лет стажа. Если вы можете подтвердить стаж в 17-27 лет, то время выхода на пенсию — в 63 года, если 15-17 лет - в 65 лет.

Но тогда же установили переходной период до 1 января 2021 года. Если стажа не хватало до выхода на заслуженный отдых в 60 лет, назначалась так называемая социальная пенсия. Ее человек получал до достижения 65 лет (если было хотя бы 15 лет стажа) или дольше (если стаж был меньше).

Со следующего года все эти выплаты отменяются.

"Человек, который за всю жизнь не заработал нужного стажа, рискует вообще остаться без денег и жить на улице, без средств к существованию", – говорит руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.

В Украине, по состоянию на 2020 год, социальные пенсии получают порядка 75,3 тысячи человек. То есть речь идет о десятках тысяч стариков, которые уже с нового года могут остаться без копейки.

"Но это только вершина айсберга. Многие украинцы сейчас работают без оформления, многие – за заработках за границей. Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ платят только 11 млн, то есть половина. Это значит, что в будущем уже миллионы граждан не будут получать пенсий", – отмечает Пендзин.

В целом же это тревожный звонок о грядущих проблемах с выплатами пенсий. Впервые в истории Украины люди остаются без права на выплаты на старости лет. Весьма многозначительное событие с учетом заявления Шмыгаля о том, что в будущем на пенсии денег не будет.

"Страна" разбиралась, почему в Украине появится армия пенсионеров без пенсий.

Как будут отменять социальную пенсию

В постановлении Кабмина №1098, принятом еще в 2017 году, когда запускалась пенсионная реформа, были изменены нормы страхового стажа для выхода на пенсию, а также прописано, что делать с гражданами, не имеющими нужного стажа.

Для них предусматривалась временная социальная пенсия.

Размеры таких пенсий – разные. Они привязаны к прожиточному минимуму для нетрудоспособных лиц (на сегодня – 1712 гривен в месяц, а с 1 декабря 2020 года будет 1769 гривен).

"Размер выплаты определяется следующим образом: берется средний доход семьи на человека и, если он меньше прожиточного минимума, то оплачивается разница. Скажем, если получается тысяча гривен в месяц, то пенсия - 712 гривен. Если дохода вообще нет, человек получает 1712 гривен. Эту сумму платят до тех пор, пока пенсионер не выйдет на "заработанную пенсию". К примеру, если есть стаж 15 лет, и человек ушел на заслуженный отдых в 60 лет (хотя, согласно нормам по стажу, имеет право выйти на пенсию лишь в 65 лет), ему платят социальную пенсию 5 лет. А при достижении им 65 лет начинают платить ту пенсию, которую человек заработал", – пояснил Пендзин.

Если человек не имеет стажа даже в 15 лет, он продолжает получать социальную пенсию.

При этом есть ограничения. Помощь не выплачивается, если средний доход семьи превышает прожиточный минимум на каждого, человек в течение 12 месяцев до обращения за выплатами приобрел земельный участок, квартиру, дом, авто, строительные материалы или оплатил услуги более чем на 50 тысяч гривен.

Не дают денег также, если пенсионер продолжает работать или по результатам "выборочного обследования" материально-технических условий обнаружилось, что он имеет дополнительные источники дохода, скажем сдает жилье, выращивает и продает скот или сельскохозяйственную продукцию и прочее.

Но это сейчас. С начала 2021 года схема меняется – вы будете получать лишь свою, заработанную и подтвержденную стажем пенсию.

"То есть, если человек с 15 годами стажа выйдет на пенсию в 60 лет, хотя имеет право на выплаты лишь с 65 лет, то пять лет ему ничего не будут платить. И только с 65 лет пойдут начисления", – пояснил Пендзин.

А если нет даже 15 лет стажа, то рассчитывать на пенсию вообще не приходится.

"В теории можно докупить стаж – 22 тысячи гривен за год. Но, во-первых, докупить реально год-два, а не десять. Во-вторых, если у вас есть такие деньги, зачем вообще пенсия", – отмечает Пендзин.

600 гривен в месяц или ничего

По словам заместителя главы Федерации профсоюзов Украины Александра Шубина, проблема заложена даже не в самом постановлении Кабмина №1098 – он прописывает лишь порядок начисления и выплаты временной помощи.

"Проблема – в законе о пенсионном обеспечении. Именно в нем обозначен переходной период до 31 декабря 2020 года. Чтобы решить этот вопрос, нужно либо еще продлевать переходной период, либо переписывать пенсионное законодательство, но на это власти вряд ли пойдут», – говорит Шубин. Он считает, что профсоюзы уже давно пытаются привлечь внимание властей к этой проблеме, и в правительстве обещали продлить переходной период. Но пока этого не сделали. "Мы понимаем, что до даты "Ч" осталось немногим больше месяца. Так что проблема, когда тысячи пенсионеров останутся без средств к существованию, вполне реальна", – отмечает Шубин.

В Минсоцполитики утверждают: люди без денег не останутся. Советник министра Николай Шамбир пояснял: социальные пенсии отменят, но вместо них тем, у кого нет необходимого минимального стажа, станут выплачивать государственную помощь.

Начисления будут проходить не через Пенсионный фонд, а через соцслужбу.

Но сумма такой помощи будет мизерной.

"Тем, кто старше 65 лет, предложат 30% от прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц, на сегодня это меньше 600 гривен в месяц. Прожить на такие деньги попросту нереально. Хуже всего придется пенсионерам до 65 лет – им вообще ничего не будут платить", – отмечает Шубин.

Пенсионеры без пенсий

На сегодняшний день социальные пенсии получают больше 75 тысяч украинцев. То есть вообще без средств к существованию могут остаться десятки тысяч граждан.

И с каждым годом проблема будет обостряться.

Во-первых, планируется повышение необходимого для пенсии страхового стажа. Если сейчас это 27 лет, то к 2028 году будет уже 35 лет. Заработать их, даже если всю жизнь честно трудиться, не так просто.

Во-вторых, многие украинцы работают без оформления – на родине или за границей. Следовательно, ЕСВ не отчисляют и стаж им не набегает.

"Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ перечисляют только 11 млн. Что будет с пенсиями остальных 11 млн человек – вопрос открытый", – говорит Пенздин.

"Те, кто сейчас работает неофициально, на пенсии вообще могут не рассчитывать", – полагает Шубин.

По его словам, в такой ситуации люди, чтобы выжить, будут вынуждены работать до последних дней жизни. "Или жить под мостами и побираться на свалках, если нет родственников, которые могут докормить", – добавил Пендзин.

По словам экономиста Алексея Куща, фактически "отменяя" пенсии для части населения, власти преследуют сразу несколько целей.

Во-первых, снять нагрузку с и без того дефицитного Пенсионного фонда. Во-вторых, примирить общество с тотальной фискализацией.

"Уже сейчас власти озвучивают идеи обложить налогом деньги заробитчан и ввести нулевые декларации для всех, чтобы люди заполняли декларации и платили налоги, если их реальные доходы не совпадают с официальными. Но пока все это вызывает резкий негатив среди украинцев. Если пенсии "десоциализируют", и мы увидим стариков, которые попросту окажутся на улице без средств к существованию, государство может вернуть социальные пенсии, и этим аргументировать жесткую фискализацию для всех остальных граждан", – считает Кущ.




В товремя, как у части пенсионеров могут забрать пенсию в 2021, с 1 декабря повысился прожиточный минимум. Для детей в возрасте до 6 лет он вырос с 1859 грн до 1 921 грн; для детей от 6 до 18 лет – с 2318 грн до 2 395 грн; для трудоспособных граждан – с 2197 грн до 2 270 грн; для лиц, утративших трудоспособность – с 1712 грн до 1 769 грн.

Как пишет АиФ, для пенсионеров интересно последнее – прибавка для тех, кто утратил трудоспособность. Вместе с увеличением прожиточного минимума для этой категории граждан растут и некоторые пенсии. В частности, минимальная увеличивается на 57 грн, а максимальная, для отдельной небольшой группы привилегированных пенсионеров, чья пенсия равна 10 прожиточным минимумам, - на 570 грн. К слову, эти спецпенсии с интересно продуманной схемой роста перестали начислять с 2016 года. Однако тех, кому дали такие пособия, лишать их не будут.

Ежемесячная прибавка за каждый год страхового стажа сверх нормы (у женщин норма - 30 лет, у мужчин - 35), тоже немного подросла: с 17,1 грн до 17,6 грн. Одинокие пенсионеры старше 80 лет получают по 500 грн в качестве добавки к пенсии, а тем из них, кому нужен уход, - дополнительно выдают еще чуть больше 700 грн/мес. Ожидается небольшая надбавка к пенсии и пенсионерам в возрасте старше 75 лет.

Прожиточный минимум останется на таком же уровне еще в течение 6 месяцев 2021 года. Соответственно, все пенсионные выплаты будут на том же уровне. В новом году его планируют увеличивать дважды, с теми же перерасчетами пенсий, о которых мы уже писали. Первый раз его увеличат 1 июля 2021 года, второй – 1 декабря.

Как вариант, о котором говорят чиновники, но, похоже, и сами не верят, что это реально – в следующем году прожиточный минимум могут увеличить до реального размера – до 3328 грн. Тогда, соответственно, вырастут и некоторые пенсии и пособия. Но, учитывая финансовое положение страны, это вряд ли выполнимо.

Изменения в новом году еще могут коснуться пенсионеров старше 65 лет с полным стажем (для женщин – 30 лет, для мужчин - 35 лет) и получающих пенсию не меньше 40% минимальной зарплаты - 2000 грн. Если с 1 января минимальная зарплата вырастет с 5000 грн до 6000 грн, то эти пенсии вырастут до 2400 грн. Пособия пенсионеров с большим стажем и большей зарплатой пересчитывать не будут. Правда, запланированное повышение минимальной зарплаты – пока под вопросом, и не исключено, что его отложат до конца 2021-го. Это станет известно, только когда будет принят госбюджет страны на 2021 год.

Еще один перерасчет 1 марта планируется в рамках ежегодной индексации. Высчитывается так: 50% роста зарплат в стране за предыдущий год и плюс уровень инфляции. По предварительным расчетам, индексация пенсий составит 11%.

Украинские пенсионеры неоднократно задаются вопросом: если мы во всем хотим быть, как Европа, когда же нам ждать европейских пенсий?

"Стоит ли ожидать, что пенсия сразу будет европейского уровня? – риторически спросил президент страны Владимир Зеленский во время посещения Львовской обл. - Я думаю, что ожидать этого не надо. Но в следующем бюджетном году она будет увеличена, и все равно, в любом случае, через несколько лет мы выйдем на нормальный человеческий уровень социалки".

По его словам, поставлена задача повышения зарплат ученым и учителям, медикам и, насколько это возможно, - рост пенсионных пособий.

"Пока, надо признать, экономика слабая, - сказал В. Зеленский, отвечая на вопросы СМИ. - Предпринимателей, которые вышли из тени, – мало, но выйдут. Мы же не просто так идем к электронному государству. А когда мы полностью отойдем от бумажных справок, от чиновника, будет меньше коррупции, и все будут платить налоги. Будет и социалка, и будет она равномерно расти в сравнении с количеством бизнеса и налогов".

А вот премьер-министр Денис Шмыгаль заявил, выступая с лекцией во Львовской политехнике, что уже через 15 лет Украина вообще не сможет выплачивать пенсии.

"Нация стареет. Есть проблема с человеческим капиталом, - объяснил он. –Украина, как часть старой Европы, не воспроизводит свое население. Это - обычная математика и экономическая демография".

Поэтому, подчеркнул премьер, необходимо вводить накопительную пенсионную систему в дополнение к существующей солидарной. Иного выхода нет. Каждый должен подумать о своей пенсии с молодого возраста. Правда, этот новый вид пенсионных накоплений коснется только тех, кому не больше 35 лет, иначе себе на пенсию не успеешь насобирать.

В Минсоцполитики говорят, что, по данным ООН, Украина входит в топ-15 стран мира с ускоренными темпами сокращения населения. Причем, в ближайшие десятилетия сокращение населения будет происходить за счет трудоспособных граждан. За пять лет население сократится на 18%, соотношение между пенсионерами и работающими вырастет почти вдвое. Взносов работающих и сейчас недостаточно для обеспечения необходимого уровня жизни пенсионеров, а в дальнейшем ситуация будет ухудшаться.


Инфографика. Фото: АиФ в Украине

Вопрос о введении накопительной пенсионной системы у нас зреет давно, с самого начала реформирования действующей системы пенсионного обеспечения. Но сначала, в 2011 году, приняли решение о повышении пенсионного возраста для женщин с 55 до 60 лет с постепенным ежегодным увеличением его на шесть месяцев. Это то, что уже практически стало фактом – пенсионный возраст женщин и мужчин в 2021-м уравняется до 60 лет. А дальше, с 2013 года, планировалось введение накопительной пенсионной системы. Но тогда этот шаг отложили. Вернулись к пенсионной реформе только в 2017-м. И сразу начали вводить ее первый уровень, который подразумевает усовершенствование солидарной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования. В этом плане сделано многое: отменены спецпенсии, повышены минимальные пенсии, внедрена ежегодная индексация и ежемесячные доплаты тем, кто старше 80 лет.

Второй уровень – введение накопительной системы пенсионного обеспечения. На пороге этого этапа мы находимся уже во второй раз. Откладывание его только усугубляет ситуацию, поскольку новая система коснется лишь украинцев в возрасте до 35 лет, и для накопления хорошей пенсии понадобятся многие годы. Поэтому еще достаточно долго после введения новой системы она будет сосуществовать параллельно с ныне действующей, солидарной. Которая, к слову, уже трещит по швам, и более-менее приличную пенсию заработать становится все сложнее.

"Введение накопительной системы необходимо, - утверждает министр соцполитики Марина ЛАЗЕБНАЯ. - Сегодня у нас падает коэффициент замещения. Он был 57%, сейчас - 29%, а в дальнейшем будет меньше 20%. То есть, в недалеком будущем человек, имея зарплату 10 тыс. гривен, получит солидарную пенсию на уровне не больше 2 тыс. гривен. Это мы все должны осознавать и честно об этом говорить".

Как еще можно изменить ситуацию? По мнению министра, повышать налоги, единый социальный взнос, забирать ресурс на выплату пенсий из других социальных расходов - не выход. Предлагают еще выводить из тени экономику и возвращать заробитчан. Все это нужно делать. Но реалии таковы, что государство и так этим больше 20 лет занимается, а эффект - небольшой.

"Если мы посмотрим на опыт других стран, то они создавали стимулы, при которых выгодно показывать всю свою заработную плату, это пенсионные накопления и медицинское страхование, - говорит М. Лазебная. – Поэтому, мы уверены, что необходимо до конца этого года принимать законопроект, который введет обязательные пенсионные накопления, чтобы в следующем году можно было подготовиться технически, а с 1 января 2022 начать вкладывать взносы (запустить накопительную систему. – Ред.)".

По словам министра, ни один из уровней пенсионной системы сам по себе не даст людям достойную жизнь в пожилом возрасте. Поэтому важно, чтобы введение второго уровня помогало укреплению других возможностей пенсионной системы – все того же ныне существующего солидарного и добровольных накоплений. Для этого правила работы должны быть одинаковы для добровольного и обязательного накопления, должна стимулироваться конкуренция, не должно быть монополий. Тогда человек сделает сознательный выбор, понимая, что пенсионные накопления – его собственность, которой он сам управляет.

Правда, министр упустила тот момент, что сами работники и сейчас не против того, чтобы их зарплата была чистой и светилась на все 100%. Не они создают теневые схемы, а их ставят в такие условия. Поэтому заинтересованность должна быть прежде всего - у работодателей. Возможно, она – в снижении налоговой нагрузки.

"Вопрос о введении накопительной пенсионной системы зреет давно, но его откладывали уже не один раз. Ведь на пути введения накопительных пенсий встает очень сложная проблема: как сделать так, чтобы деньги, которые люди будут откладывать себе на старость, не обесценились лет через 30, когда придет время получать пенсии, - говорит президент Украинского аналитического центра Александр ОХРИМЕНКО. - Пока что эта задача у нас не решена. На мой взгляд, ее решение - в том, чтобы принять соответствующие законы, которые позволяли бы 50% поступающих на накопительные счета средств переводить в иностранную валюту и инвестировать в государственные ценные бумаги таких надежных стран, как, например, США или Германия, где риск непогашения – не больше 2%. Если это будет сделано, то накопления наших граждан будут защищены. Если нет, то есть большой риск того, что все это окажется мыльным пузырем".

Заслуженный отдых за свой счет

Еще одно из пенсионных нововведений будет в том, что в 2021 году завершается поэтапное повышение пенсионного возраста для женщин. С 1 апреля этого года он уже составляет 59 лет и 6 месяцев, а с 1 апреля 2021-го - 60 лет. При этом, скрытое повышение пенсионного возраста, как для женщин, так и для мужчин, - продолжается.


В чем его секрет? Начиная с этого года, уйти на заслуженный отдых в 60 лет смогут только те, у кого страховой стаж составляет не меньше 27 лет. Те, у кого стаж от 17 до 27 лет, на пенсию смогут выйти не раньше 63 лет, а при стаже от 15 до 17 лет - не раньше 65 лет. И с каждым последующим годом требования к необходимому страховому стажу будут увеличиваться на один год – вплоть до 35 лет в 2028 году. Тем, у кого к своему 65-летию не будет даже 15-летнего стажа, дадут социальную пенсию, точнее – социальное пособие. И претендовать на него смогут не все, а только те, кто действительно нуждается в помощи государства. Ко всем, кто будет претендовать на получение соцпособия, будут применять процедуру верификации и финмониторинга. Тем, кому помогают родственники, кто с помощью каких-то источников неплохо материально обеспечен, вряд ли светит еще и помощь от государства. Поэтому с каждым годом тех, кто получает пенсии, будет оставаться у нас все меньше.

"Все продумано. При таких требованиях к стажу не надо и пенсионный возраст увеличивать, он и так будет расти, - говорит А. Охрименко. - Ведь сейчас многие работают нелегально, есть люди, которые и в 40 лет вообще не имеют трудовых книжек, о каком стаже в их случае можно говорить? Поэтому повышение пенсионного возраста уже идет и будет идти, но скрыто. То есть, не будут говорить, что мы повышаем пенсионный возраст, а просто будут требовать стаж. С каждым годом будет все больше тех, у кого требуемого стажа нет, поскольку люди у нас массово официально не трудоустроены".

Политолог Дмитрий Родионов — о том, что планы украинского правительства отказаться от пенсий могут быть реализованы намного раньше, чем обозначенная перспектива в 15 лет

" src="https://static.life.ru/publications/2020/9/5/1248936633819.8564.jpg" loading="lazy" style="width:100%;height:100%;object-fit:cover"/>

На Украине через 15 лет могут перестать выплачивать пенсии, заявил на лекции во Львовском политехническом университете премьер-министр Денис Шмыгаль. К такой перспективе, по его словам, приведёт изменение демографического состава общества, из-за которого у государства на пенсии, оказывается, не найдётся денег.

Странное и страшное заявление. Для нас, родившихся в СССР — стране, в которой люди привыкли не переживать за будущее, ибо знали, что государство в любом случае обеспечит им достойную старость, это звучит просто дико. Как это — отменить пенсии? Нонсенс же. Это как отменить образование и медобслуживание!

На самом деле далеко не все задумываются, а откуда эти пенсии берутся. Понятно, что на пенсии мы зарабатываем сами. Но, опять же, это работает в государстве, где сохраняется нормальный демографический баланс и достаточное количество работающих граждан и предприятий, налоговые отчисления которых и позволяют государству соблюдать свои социальные обязательства.

А что на Украине? По словам Шмыгаля, в скором времени на одного работающего украинца будет приходиться по два пенсионера. На самом деле старение и убыль трудоспособного населения за границу — это то, что происходит на Украине все годы либеральных реформ. С первого дня независимости когда-то вторая после РСФСР экономика бывшего Союза постепенно приходила в упадок — вернее, планомерно уничтожалась.

Когда-то на Украине была высокотехнологичная индустрия, целый ряд научных центров. Авиастроение, судостроение, производство ракет — многое из того, чем гордился Союз, было родом с Украины. Сейчас нет не только всего этого. Но главное, чего давно нет на Украине, — перспективы и веры в будущее этого государства, так что совершенно логично, что люди уезжают из страны при первой возможности. И речь, разумеется, о трудоспособном населении. А старикам просто некуда ехать. И их содержание ложится бременем на тех, кто остаётся.

Для сравнения: в УССР было около 25 миллионов рабочих мест, сегодняшнее число работников оценивается примерно в семь миллионов. И страшнее всего, что деградация продолжается. Остановить её можно только полной перезагрузкой экономики, но это после победы Майдана стало просто невозможно. Если раньше процесс ещё можно было притормозить через налаживание интеграции с Россией, восстановление утраченных после распада Союза связей, то теперь порваны и последние нити, позволявшие украинской экономике висеть над обрывом. Сегодня она падает в пропасть с бешеной скоростью — и остановить это уже нельзя.

Украинская экономика всё ещё существует лишь благодаря кредитам Запада. Наверное, многие не раз задумывались, почему Запад продолжает кредитовать Украину, ведь это "чёрная дыра", куда деньги просто выбрасываются без возможности возврата. Ответ прост. Во-первых, это вопрос политический. Украина, вернее проект "Анти-Россия", должна существовать для того, чтобы портить кровь собственно России.

Во-вторых, Украина не так бедна, как кажется, в том смысле, что с неё есть что взять. На днях депутат Рады Андрей Деркач заявил, что Запад должен его стране 13 миллиардов долларов, и это не горячечный бред. Тот же Деркач ранее обвинил Порошенко и Байдена в том, что они вывели из страны 10 миллиардов.

На самом деле Запад очень хорошо зарабатывает на Украине. Помимо прямого воровства в офшоры, это маржа с газового псевдореверса, с угольных махинаций, с госзаказов, которые все после Майдана переориентировались на западные компании.

Почему Запад ввёл санкции против 40 чиновников Белоруссии, но "забыл" про Лукашенко

Но главное богатство Украины — это её дешёвая рабочая сила, которую Запад успешно выкачивает (в той же Германии украинские заробитчане уже теснят поляков). И, конечно, земля, разрешения на продажу которой они всё-таки добились в прошлом году. Земля — это "залог", гарантия на случай, если Украина не сможет обслуживать долги. А пока она продолжает это делать, выплачивая миллиарды долларов на обслуживание госдолга.

Конечно, с каждым годом будет всё сложнее, тогда западные кредиторы будут ужесточать для Украины условия кредитования. Вчера они требовали отменить мораторий на продажу земли и повысить тарифы ЖКУ для населения. А завтра потребуют понизить пенсии, послезавтра — вовсе отменить их. И у киевских властей не останется иного выбора, ведь если не дадут очередной кредит, то пенсии придётся отменять и так: их просто нечем будет платить.

И на самом деле 15 лет — это весьма оптимистичный прогноз. Дефицит Пенсионного фонда в 2020 году составляет около 8 млрд долларов, это около 12% всего бюджета, в то время как на обслуживание долгов уходит около 10%. И с каждым годом по мере стремительного сокращения рабочих мест, а значит и числа плательщиков социальных взносов, этот дисбаланс будет расти. Так что час Х, когда государству вот реально совсем нечего будет платить старикам, может наступить раньше, чем через 15 лет, достаточно двух лет для обрушения экономики. И навряд ли Запад будет давать больше денег, чтобы содержать украинских стариков. Старики ему не нужны. Чем меньше будет население Украины — тем лучше.

Внезапный контекст. Что пишут западные СМИ про Карабах и участие в конфликте России и НАТО

Просто кому-то повезёт уехать собирать клубнику (правда, опять же временно, пока возраст позволит), а кому-то нет. А для занятия оставшихся озлобленных и голодных людей, чтобы они не вздумали дома бунтовать, придумали войну в Донбассе… Впрочем, этим, можно сказать, тоже "повезло": до пенсии они гарантированно не доживут.

А ведь так скакали, так хотели в Европу. А прискакали в… Где в мире пенсии вообще не платят? Нигерия, Пакистан, Ирак. Отличные примеры для подражания… Для секты "свидетелей революции гидности" — самое то…

В украинском бюджете образовалась огромная бюджетная дыра. С таким пессимистичным заявлением выступил первый заместитель председателя комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Верховной рады Ярослав Железняк. По его словам, страна осталась без денег, а в государственном бюджете 2020 года не хватает как минимум 40 миллиардов гривен ($ 1,4 миллиарда).

Государство, по мнению депутата, пока способно платить зарплаты, пенсии, внешний долг и финансировать некоторые программы в оборонной отрасли, но на все остальное денег уже нет. Железняк заявил, что сейчас власти нужно как-то найти деньги на внешних рынках или сокращать расходы.

Что ж, видимо, ключевое слово тут «пока». Железняк все же депутат от «Голоса», а не от ОПЗЖ, так что он вполне может смягчать формулировки.

А вот бывший грузинский президент и одесский губернатор Михаил Саакашвили смягчать формулировки не привык. Он в начале недели заявил о том, что экономику Украины в ближайшее время ждет неизбежная катастрофа, а уже с начала следующего года возникнут проблемы с социальными выплатами. К таким последствиям, по его мнению, может привести карантин выходного дня.

Напомню, ранее на Украине ужесточили ограничительные меры в связи с новой волной пандемии коронавируса: с 00.00 субботы до 00.00 понедельника могут работать только объекты критической инфраструктуры — продуктовые магазины, аптеки, транспорт.

Это вызвало предсказуемую волну возмущения по всей стране, представители бизнеса и сотрудники сферы услуг вышли на акции протеста с требованием отменить эти меры.

Конечно, тут стоит отметить, что кризис из-за пандемии затронул весь мир, во многих странах действует полный локдаун, так что украинскому бизнесу в какой-то степени еще повезло. Просели все ведущие экономики мира — Китай, США, Евросоюз. Не грех ли жаловаться в такой ситуации?

Но Китай, США и ЕС кризис как-нибудь переживут, хотя тысячам разорившихся предпринимателей и миллионам потерявших работу от этого вряд ли будет легче. А вот Украина, чья экономика много лет находится в состоянии комы, может и не пережить. В прямом смысле слова.

Да, экономика Украины после отказа от кооперации с Россией (которая всю первую четверть века незалежности только и позволяла выживать) оказалась абсолютно нежизнеспособна, и пресловутая «евроинтеграция» ей взамен не дала ничего.

Хотя, дала — кредиты. Напомню, только МВФ после 2014 года уже одолжил Киеву свыше $ 30 млрд.

Собственно говоря, «кредитная игла» — это единственное, что позволяло Украине выживать последние годы. Понятно, что новые транши в основном уходили на погашение прежних, большая часть остального банально разворовывалась, но все же, если бы не было и этого, в стране давно наступил бы, извините, «кирдык» — нечем стало бы платить зарплаты и пенсии, начались бы голодные бунты и т. п.

Я, конечно, немного драматизирую, как и Саакашвили и прочие пророки катастрофы, но в целом страна идет именно в этом направлении.

Второе, что позволяет украинцам не умереть с голоду, — это переводы от «заробитчан». До начала кризиса, напомню, на заработках за границей находилась, только по официальным данным, пятая часть населения. В прошлом году они перевели на родину $ 12 млрд.

Но коронавирус закрыл это «окно возможностей» вместе с границами. После чего все взоры надежды обратились на Запад. Но тут как гром среди ясного неба: «МВФ не даст денег».

Напомню, этой весной Украина договорилась о выделении ей $ 5 млрд, и даже получила первый транш в $ 2,1, Нацбанк Украины уже приготовил карманы для следующего… Но дальше что-то пошло не так…

МВФ не рассматривает выделение Украине чрезвычайного финансирования, заявил на днях министр финансов Сергей Марченко.

В чем причина такого обидного «кидалова» со стороны западных партнеров? Ведь Киев пошел на самоубийственные для власти шаги именно под давлением Запада: принял закон о реприватизации банков, повысил цены на ЖКУ и разрешил продавать землю, на что не решался много лет.

Более того, летом стали известны подробности засекреченного меморандума о сотрудничестве — пресса постаралась. Оказалось, что Киев теперь обязался повысить пенсионный возраст, продолжить самоубийственную «реформу» здравоохранения имени Доктора Смерть Ульяны Супрун, закрыть «лишние» школы и снять ограничения на повышение коммунальных тарифов.

Это была бомба. Возмущению тогда просто не было предела.

А тут еще МВФ начал Украину откровенно «динамить». Визит делегации, запланированный на июль, так и не состоялся. Объяснение было стандартным для таких ситуаций: продолжаются дискуссии по выполнению параметров и показателей кредитной программы, ждите.

Визит главы НБУ в Вашингтон уже в начале ноября ничего не дал, а когда сразу после этого президент Украины Владимир Зеленский позвонил главе МВФ Кристалине Георгиевой, ему ответили, что пока не видят возможности.

Все просто. Во-первых, не забываем про кризис, от которого страдает весь мир, а не только Украина. В другое время — не жалко, Запад готов сколько угодно спонсировать Киев, пока тот выполняет свою главную функцию — Моськи по отношению к России. Но времена изменились, самим мало, «лишних» денег нет.

Киев очень долго сопротивлялся проведению людоедских реформ, что не могло не раздражать кредиторов. Последней каплей стал демарш Конституционного суда, который, напомню, открыто выступил против западных «хозяев». Речь о таких решениях, как признание превышением полномочий предыдущим президентом Петром Порошенко, назначившим главой НАБУ Артема Сытника (который недавно сам оказался в реестре коррупционеров), а также ограничение полномочий НАПК.

Это и впрямь было бунтом на корабле, поскольку указанные органы были созданы Западом для контроля чиновников и олигархов на Украине, фактически — инструментом внешнего управления. Сказать, что «хозяева» остались крайне недовольны, — все равно, что ничего не сказать. Зеленский в отчаянии попытался распустить КСУ, на что получил обвинения в госперевороте и очередной раскол внутри украинских элит. Точнее, наоборот, не раскол, а оппозицию против себя, что сделало его положение еще более шатким.

Еще один момент, который никак не мог понравиться западным кредиторам, — это те самые дыры в бюджете и то, как правительство пыталось их латать. Только за 10 месяцев текущего года дефицит бюджета значительно превысил годовые показания прошлых лет (111 млрд гривен против 59,2 млрд за весь 2018-й). На Западе сочли, что бюджет слишком мало получает и слишком много тратит. А чтобы это исправить, либеральная буржуазная экономика не знает ничего эффективнее поднятия налогов и урезания социалки. В итоге Киеву было выставлено требование переписать бюджет на 2021 год.

Для украинских властей это очередной шаг к суициду, который, хоть и растянулся на годы, рано или поздно приведет к логическому концу. Впрочем, деваться некуда, и власти продолжили принимать меры по вытрясанию остатков денег из карманов украинцев.

Приведет ли это к смягчению позиции Запада?

Думаю, да. Но лишь после того, как Запад заставит Украину выполнить все выставленные условия до последнего. И надо понимать, что через какое-то время деньги понадобятся снова, а это значит новые условия и новое наступление на социалку. Напомню, недавно премьер-министр Денис Шмыгаль договорился до того, что через 15 лет на Украине нечем будет платить пенсии и их просто отменят.

В общем, «кредитная игла» она на то и «игла», чтобы с нее не так просто было соскочить. Впрочем, соскочить, конечно, можно было бы. Но лишь одним способом — обратившись за помощью к России. Но на это майданные власти не пойдут никогда.

Украинцам навязали ложную национальную идею, которая заключается в том, что «все должны умереть для того, чтобы как-то насолить России», заявил недавно депутат Верховной рады от ОПЗЖ Ренат Кузьмин. Он, правда, имел в виду стратегию национальной обороны, предусматривающую использование странами НАТО территории Украины для войны с Россией, и недавний указ Зеленского, разрешающий проводить учения альянса в стране круглый год.

Но фраза символическая, и касается она не только войны, но и мира.

Взять хотя бы вакцину от коронавируса, которой Украине очень не хватает сегодня. Вакцина есть у России, и можно не сомневаться, что Москва поставила бы ее братскому народу по низкой цене. Или можно было и вовсе договориться о ее производстве по лицензии на территории самой Украины. Но ведь это же зрада ганебная!

Поэтому власти Украины обращаются к международной коалиции СOVAX.

Да, российская вакцина чуть дороже, зато эффективность ее доказана. Низкая стоимость — не значит качество, скорее наоборот. Тем более что за российской вакциной уже очередь — 50 стран хотят ее купить. И Украина могла бы получить ее в приоритетном порядке. К тому же еще в октябре опросы показали, что 59% жителей Украины выступают за покупку российской вакцины.

Но киевские русофобы скорее умрут от «короны», чем купят для населения российское (при том что товарооборот самый большой остается с Россией, но на вакцине, очевидно, не заработаешь). Вернее, они-то, скорее всего, и не умрут — к их услугам лучшая медицина. Вон сам Зеленский излечился, превратив свою борьбу с Covid-19 в политическую историю успеха. Вернее, попытался — едва ли простые люди, которые сегодня мрут как мухи, это оценят.

А между тем Минздрав Украины предупреждает о риске заражения трех четвертей населения, но властям плевать: меньше народу — больше денег сэкономят… И вот уже министр внутренних дел Арсен Аваков требует немедленно ввести локдаун на три-четыре недели. Для начала. По его словам, правительство уже занимается этим вопросом.

Но вспоминаем предостережение Саакашвили. Он, возможно, клоун, но далеко не дурак и говорит правду. А по мнению Саакашвили, нынешняя ситуация является признаком кризиса и очень тяжелой стагнации и поэтому дополнительные ограничения только ухудшат ситуацию.

«Экономика этого не выдержит, она лопнет, это вызовет трагедию миллионов новых людей», — говорит он.

Вызовет. Но украинцы народ терпеливый — седьмой год терпят эти эксперименты. К тому же климат позволяет огородами спасаться от голодной смерти. А кто все же не переживет кризис, то, как говорится, «не вписались в рынок». Ну или в новый постковидный мир. В конце концов, Запад все же не позволит начаться голоду, да и до дефолта постарается не довести — Украина еще пригодится. Если, конечно, мировой кризис окончательно не выйдет из-под контроля и будет чем подкармливать еще и голодающих украинцев.

Лично мне тут сразу вспоминается недавний прогноз МВФ, согласно которому численность населения Украины в ближайшие годы может сократиться на миллион человек. И это, надо понимать, еще скромно.

Впрочем, Запад давно сознательно делает все для уменьшения численности населения Украины. Ведь для обслуживания собственности новых хозяев и сбора клубники в соседних странах 40 миллионов — явно излишнее количество, да и на бюджет неподъемная нагрузка…

Дмитрий Родионов,
директор Центра геополитических исследований Института инновационного развития

Читайте также: