Отрасль финансы кредит страхование пенсионное обеспечение

Финансовая система – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, звеньев, элементов, непосредственно участвующих в финансовой деятельности и способствующих ее осуществлению. Она состоит из финансовых институтов, осуществляющих и регулирующих финансовую деятельность, и финансовых инструментов, обеспечивающих условия осуществления финансовых процессов.

Финансовая система выполняет ряд функций, связанных с ее функционированием и опирающихся на функции, присущие категории финансов, а именно: планирования, организации, стимулирования и контроля.

  • Функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения с учетом полномочий, закрепленных за каждым звеном финансовой системы. К ней обычно относят распределение и перераспределение финансовых ресурсов (в территориальном, отраслевом, временном аспекте). Данная функция реализуется через составление бюджетов, балансов, планов на соответствующий финансовый год или перспективу, определение порядка налогообложения и т. д.
  • Функция организации включает бюджетное устройство, классификацию, определение прав и обязанностей отдельных подразделений финансовых органов, институтов. С этой функцией связан процесс организационного построения внутренней системы регулирования и контроля бюджетных потоков, финансовых ресурсов государства и т. д.
  • Функция стимулирования основывается на деятельности, направленной на реализацию поставленных целей. С помощью этой функции интерпретируются (раскрывается суть) факторы, влияющие на финансовую деятельность и учитывающие ее потребность в денежных средствах.
  • Функция контроля означает содействие реализации поставлен- ных целей. К ним относится выработка норм и нормативов, являющихся эталоном, критерием оценки результатов, сравнение достижений с поставленными целями и установленными критериями, обеспечение внесения необходимых изменений в условия и факторы финансовой деятельности.

К видам деятельности, осуществляемой в рамках финансовой системы, относят бюджетирование, финансирование, инвестирование, налогообложение, страхование, финансово-бухгалтерскую деятельность, аудит, финансовое инспектирование.

Финансовая система в Российской Федерации

В финансовой системе страны выделяют несколько уровней, образующих ее структуру. Верхний уровень занимают государственные финансы, которые включают в себя государственные (федеративные) финансы и финансы субъектов Федерации. Следующий уровень представляют местные и муниципальные финансы. Еще один уровень образуют финансы хозяйствующих субъектов. В данном сегменте (уровне) отдельно выделяют отрасль страхования как обладающую специфическими особенностями организации финансовых отношений.

Общность государственных и муниципальных финансов состоит в единстве их доходных источников и тесном взаимодействии при достижении сбалансированности бюджетов разных уровней. Состояние общегосударственных финансов – один из основных показателей устойчивости экономики и совершенства социальной системы. Основным звеном финансовой системы является федеральный бюджет, т. к. он представляет собой финансовые ресурсы государства. Федеральный бюджет включает доходы и расходы, органически связанные с макроэкономическими показателями, объемом налогов и задачами финансовой политики государства. Федеральный бюджет как основной финансовый план страны, как баланс доходов и расходов государства взаимосвязан с финансами предприятий и некоммерческих организаций, денежными доходами и расходами населения. Доходную базу федерального бюджета формируют в основном налоги. Расходы бюджета представляют собой финансирование затрат, необходимых для решения государственных задач, определенных в рамках Конституции страны представительными органами. Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. К региональным бюджетам относят: республиканские, краевые, областные бюджеты и бюджеты крупных городов (Москва и Санкт-Петербург). Бюджет муниципального образования (местный бюджет) – это форма образования и расходования денежных средств, предназна- ченных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Основную часть доходов бюджетов (региональных, местных) составляют поступления от федеральных налогов (более 70 % всех налогов), от налогов субъектов РФ и местных налогов. Для муниципальных образований больше значение имеют средства, поступающие в виде финансовой помощи (дотации, субвенции, трансферты и т. д.). В общем объеме расходов региональных и местных бюджетов преобладают расходы на эксплуатацию жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранение, образование и т. д. Важную роль в составе общегосударственных финансов и в финансовой системе страны в целом играют внебюджетные фонды. Государственный (федеральный, региональный или муниципальный) внебюджетный фонд – это средства федерального правительства, субъектов РФ, местных органов власти, связанные с финансированием расходов, не предусмотренных в бюджетах. Как правило, они предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Формирование внебюджетных фондов осуществляется в основном за счет обязательных целевых отчислений. В частности, в состав доходов государственных внебюджетных фондов включаются обязательные платежи, установленные законодательством РФ; добровольные взносы физических и юридических лиц; другие доходы, предусмотренные законодательством РФ. Основными видами внебюджетных фондов в РФ, обеспечивающих финансово-экономическое регулирование отдельных областей социальной сферы, являются: Пенсионный фонд РФ, федеральные и территориальные Фонды обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования РФ. Важным элементом государственных финансов является государственный кредит, который представляет собой особую форму денежных отношений, складывающихся между государством и юридическими и физическими лицами. В данной форме кредитных отношений государство является обязательным участником и теоретически может выступать как заемщиком, так и кредитором. Первый вариант является, как правило, преимущественным. Государственный заем осуществляется путем продажи физическим и юридическим лицам государственных ценных бумаг, что формирует государственный долг. Необходимость государственного кредита связана с опережающими темпами роста государственных расходов над возможностями расширения собственной доходной базы. Внешние и внутренние заимствования позволяют обеспечивать покрытие запланированных расходов бюджета в условиях его дефицита (с 1995 г. проводится по- литика отказа от прямого кредитования ЦБ РФ дефицита бюджета и перехода на использование займов на внутреннем и внешнем финансовых рынках). Хотя в количественном отношении преобладает деятельность государства как заемщика, в последние годы оно все чаще стало выступать и в качестве кредитора. Правительство может предоставлять кредиты резидентам (в основном в виде краткосрочной бюджетной ссуды). Предприятиям агропромышленного комплекса, районов Крайнего Севера (и приравненным к ним местностям) предоставляются товарный и льготный кредиты. Государственный кредит может предоставляться и нерезидентам. Государственный кредит может выступать также в форме гарантированных обязательств федерального правительства под кредиты, получаемые органами исполнительной власти субъектов РФ, хозяйствующими субъектами (условный кредит). Наиболее динамично развивающимся звеном финансовой системы РФ является страхование. Страхование – система экономических отношений, включающая совокупность форм и методов формирования целевых фондов денежных средств и их использования на возмещение ущерба при различных непредвиденных неблагоприятных явлениях (рисках), а также на оказание помощи гражданам при наступлении определенных событий в их жизни. По мере развития рыночных отношений имущественное, личное страхование, страхование ответственности, страхование экономических (предпринимательских) рисков приобретают все большее значение, поскольку степень страхового риска, связанного с возможностью наступления стихийных бедствий, спадов производства, политической нестабильностью, возрастает. Основой финансовой системы любого государства являются финансы организаций или децентрализованные финансы, поскольку именно здесь формируется основная часть финансовых ресурсов. От состояния финансов хозяйствующих субъектов во многом зависит общее финансовое состояние страны, эффективность функционирования всей финансовой системы. Деление предприятий на коммерческие и некоммерческие опре- делено в законодательном порядке Гражданским Кодексом РФ. Коммерческие организации – это организации, цель и основная деятельность которых сводится к получению прибыли. Коммерческие организации именуются также предприятиями. Коммерческие предприятия функционируют как хозяйственные общества и хозяйственные товарищества, а также как частные и индивидуальные (семейные) предприятия. Финансы некоммерческих организаций – это доходы и расходы тех юридических лиц, которые не ставят своей целью получение прибыли, хотя ее формирование в процессе их деятельности возможно. К числу этих организаций относятся, например, потребительские кооперативы, благотворительные и религиозные организации, различные добровольные союзы, функционирующие за счет сбора взно- сов и т. д. Финансы домашних хозяйств или финансы населения – это совокупные доходы и расходы населения с учетом их структуры (отдельные социальные группы, семьи и т. д.) К основным финансовым поступлениям домохозяйств относятся: 1) доходы от предпринимательской деятельности, участия в прибылях предприятий, операций с личным имуществом, кредитно-финансовых операций; 2) оплата труда наемных работников, премии, надбавки к заработной плате, социальные и другие выплаты, осуществляемые работодателями; 3) государственные выплаты: заработная плата в бюджетных организациях, пенсии, пособия, стипендии и другие социальные платежи.

Финансы, кредит, страхование — отрасль, охватывающая банков­скую и страховую деятельность, пенсионное обеспечение, вспомогальную финансово-посредническую деятельность на кредитном Рынке и рынке ценных бумаг. Выпуск отрасли включает стоимость услуг банков, страховых компаний, пенсионных фондов, инвестиционных инстиутов (финансовых брокеров, инвестиционных компаний, инвестиционных фондов, инвестиционных консультантов), фондовых и валютных бирж и прочих финансовых посредников, осу­ществляющих операции с ценными бумагами и валютой.

Выпуск услуг банков и других финансово-кредитных учреждений оп­ределяется как сумма двух элементов:

• косвенно измеряемых услуг финансового посредничества;

• стоимость других финансовых услуг.

Услуги финансового посредничества состоят в аккумулировании финансово-кредитными организациями временно свободных денеж­ных средств одних институциональных единиц (путем привлечения депозитов, выпуска векселей, облигаций или других ценных бумаг) и предоставлении их в пользование другим институциональным едини­цам (посредством предоставления кредитов, приобретения векселей и других финансовых активов).

Выпуск других финансовых услуг (например, расчетно-кассовое об­служивание, конверсионные операции, операции с ценными бумага­ми, лизинговые операции, депозитарные услуги, консультационные услуги) определяется в размере взимаемой платы за услуги или комис­сионных сборов.

Страхование удовлетворяет одну из насущных потребностей обще­ства — потребность в обеспечении гарантий против нестабильности экономических условий. Продуктом страхования как отрасли эконо­мики являются страховые услуги, которые состоят в предоставлении институциональным единицам гарантии финансовой защиты их иму­щественных интересов в случае возникновения определенных собы­тий. Страховщик за плату в виде страховых взносов (страховых пре­мий) принимает на себя обязательства возместить полностью или час­тично стоимость материального или финансового ущерба или выпла тить страховое обеспечение (по договорам личного страхования) при наступлении страхового случая.

Инвестиционная деятельность страховых компаний наряду с осу­ществлением страховых операций является их важнейшей сферой де­ятельности.

Таким образом, деятельность страховых компаний является фор­мой финансового посредничества. Они аккумулируют средства держа­телей страховых полисов в виде технических резервов и инвестируют их в финансовые и иные активы, способствуют направлению средств от одной группы институциональных единиц к другой. Плата за орга­низацию страховой защиты может быть определена только условно, в результате расчета, в котором учитываются все поступления и выпла­ты страховых компаний.

Выпуск услуг страхования исчисляется как сумма полученных в те­кущем периоде страховых премий, чистого дохода от инвестирования страховых резервов (исключая расходы по инвестированию средств) за вычетом выплаченных в этом периоде страховых возмещений и из­менения страховых резервов. Полученная величина характеризует сумму, имеющуюся у страховых организаций для покрытия их затрат и получения прибыли.

По аналогичной схеме определяется выпуск услуг негосударствен­ных пенсионных фондов. Услуги государственных пенсионных фон­дов являются нерыночными. Их выпуск оценивается по сумме текущих затрат и относится к сектору «Государственные учреждения».

Ст-ка здравоохранения (санитарная ст-ка)

Санитарную ст-ку м. назвать одним из важнейших разделов соц ст-ки, позволяющем сделать заключение о главном ф-ре развития страны – о здоровье населения, о безопасности среды обитания для здоровья человека. Санитарная ст-ка – отрасль соц ст-ки, изучающая колич. хар-ки состояния здоровья населения, развития сист здравоохранения, определяет степень интенсивности влияния на них соц-экономич ф-ров, а также занимается приложением стат м-дов к обработке и ан-зу рез-тов клинич и лабораторн исследований. В наст время в состав Сан ст-ки входят пок-ли эдоровья населения, здравоохранения, клинической ст-ки, состояния окруж среды, хар-щие степень ее безопасности и позволяющие измерить ее влияние на здоровье чел-ка. З-чи Сан ст-ки: своевременное получение и разработка данных о заболеваемости, смертности, инвалидности, физич развитии населения в целом о отдельн его групп, о размещении, состоянии, оснащении, медицинских кадрах учреждений здравохранения, клинич и лабораторн исследованиях. Сан ст-ка необходима для: подготовки федерал и регион программ медобслуживания насления, страхования, развития соц инфрастр-ры (строительства и реконструкции жилья, магазинов, клубов, стадионов, спорт площадок и т.д.); программ по охране труда, жилищной программы, оказания соц помощи и др соц программ; популяризации здорового образа жизни; проведения мероприятий по обеспечению безопасности окруж среды для здоровья чел-ка и т.д. источники данных: первичная учетная мед документация, которая ежедневно ведется в учреждениях здравоохранения; стат отчетность; единовременные учеты, лабораторн и клинич выборочные и спец обследования. Пок-ли рассм в динамике за длительный промежуток времени, чтб м.б. уловить изменение тенденций, выявить устойчивые хар-ки дин-ки последних лет, выбрать период прогноза и м-д расчета пок-лей.

1) Доходы и расходы, связанные с медобслуживанием:

- суммы гос и личных затрат на медобслуживание в сопоставимых ценах

- удельный вес расходов н аздравоохранение в % к ВВП

- расходы на здравоохранение в расчете на душу населения

- средние расходы н асодержание одной больничной койки

- стр-ра расходов на здравоохранение по источникам финансирования

- распределение расходов на здравоохранение по субъектам федерации

- доля текущих расходов и капитал затрат в общ сумме расходов на здравоох-ние

- стр-ра расходов: ср з/п в учреждениях здравоох-ния, в т.ч. по ОПФ и категориям медперсонала

- затраты на закупку медикаментов и медоборудования

Эта группа пок-лей плохо представлена в отеч гос ст-ке, и з-ча ст-ки сост в том, чтб такая инфо имелась.

Ст-ка образования

Осн источником инфо об ур-не образования населения явл-ся перепись. Программа переписи предусматривает получение сведений об ур-не образования каждого чел-ка ,а также о типах учебных заведений, в кот-х он учится и закончил. Значит внимание уделяется изучению подготовки и повышению квалификации занятого населения. Гл источником о гос учреждениях остается гос стат отчетность, представляемая раз в год. Программа отчетности содержит сведения о числ-ти, составе и движении обучающихся; профессиональной подготовке и продолжительности педагогической работы; данные о материальной обеспеченности и фин пок-ли деятельности учебных заведений. Одна из ведущих задач ст-ки заключается в измерении образовательного потенциала общества; в изучении процесса его формирования, дифференциации и использования. На практике наибольше распространение получили следующие обощающие пок-ли ур-ня образования:

- процент грамотных среди населения в возрасте от 9 до 49 лет

- число лиц, имеющих высшее, незаконченное высшее, среднее специальное и среднее (полное и неполное) образоване, на 1000 чел-к занятого населения

- число лиц с высшим образованием на 1000 чел-к в возрасте старше 15 лет (т.к. высше образование м.б. получено обычно в возрасте 22-25 лет, для более корректного построения этого обощающего пок-ля числен-ть лиц с высшим образованием следует относить к числен-ти населения старше 25 лет)

ВОПРОС 52: СИ ВВП.

Рассмотрение вопросов о рез-тах ЭД было не полным, если бы не рассмот-ли проблему рез-от ЭД на Маур, т.е. сис-му МаЭк-ких пок-лей.

Осн. Маэк-ким пок-лем рез-ов МаЭк-койД в ст-ке, испол-мый во многих странах с рыночной эк-кой, а также м/днарод-ми орг-циями явл-ся ВВП. Испол-ся при м/днарод-х сопоставлениях для оценки ПТ, для оценки ур жизни и т.д.

ВВВ – один из осн-х пок-лей СНС, он хар-ет конечный рез-т пр-ой деят-ти эк-ких ед. резидентов и нерезидентов на эк-кой тер-рии страны, те при опред-нии ВВП исходными понятиями явл-ся понятия: -) резидентов и нерезидентов; -) эк-кой тер-рии страны; -) центр эк-кого интереса.

ВВП –ст-ть всех продуктов и услуг, созданных на эк-кой тер-рии данной страны за тот или иной период, как правило, за год (м.б. и квартал) за вычетом ст-ти их промежуточного потребления.

ВВП м.р. рассчитан 3мя способами (3мя м-дами): (1) произ-ный м-д; (2) распределительный м-д; (3) м-д конечного испол-я. Соот-но при прим-и (1) м-да рассчит-ся ВВП –произ-ный, при прим-ии (2) м-да – ВВП распред-ный, и при (3) – ВВП испол-мый. Рассмотрим методику расчета: (1): им. 2 модификации: а) ВВП исчисляется на основе пок-лей ВВ и промеж. потреб-е , исчисленный в целом по национ-й эк-ке. ВВПрын.=ВВ-ПП+НДС+ЧНИ, где ВВ-валовый выпуск; ПП-промеж. потреб-е; НДС, а точнее налоги на продукту и импорт; ЧНИ – чистые налоги на импорт (Э-И). Поскольку ВВП необх-о опред-ть в рыночных ценах (цена производителя и покупателя), а как известно ВВ рассчит-ся в осн. ценах, ПП – в рыночных, поэтому чтобы рассч-ть ВВП в рын. ценах необх-о прибавить НДС и ЧНИ; б) ВВП произ-ный м.р. рассмтан как ∑ ВДС отраслей или сектоов эк-ки: ВВПрын.= ∑ВДСсекторов эк-кт (как выделены в СНС) или ВВПрын.=∑ВДСотраслей эк-ки, где ВДСотр.= ВВотр. – ППотр., при этом ВВ д.б. рассчитан в рын. ценах (а если в осн-х => необх-о провести соот-щую корректировку и перевести цены в рын-е). (2): опред-е ВВП на стадии распр-я, те ВВП опред-ся как ∑ первичных д-в, распр-ных эк-кими ед-ми резидентами м/д произ-ми Т и У: -) оплата труда наем-х работников; -) чистые налоги на пр-во; -) чистые налоги на импорт; -) валовая прибыль; -) валовой смешанный д. (от собственнсоти и от предпр-кой деят-ти): ВВПраспр.=ОТ+ЧНП+ЧНИ+ВП+ВСД. (3): исчисляем ВВП на стадии конечного испол-я - ∑ конечного потребления и валового сбережения с уч. сальдо Э и И, т.е. внешнеторговое сальдо: ВВП = КП+ВНак.+(Э-И). КП продуктов и У: -) КП домашних хоз-в; -) КП учреждений; -) КП некоммерческих орг-ций, обслуживающих домохоз-ва. ВНак. - ∑ валового накопленного осн. капитала (ОФ), измен-е запасов МОС и чистое приобретение ценностей.

СИ состава и стр-ры ВВП. Ст-кой изуч-ся состав и стр-ра ВВП пр-ная: -) изуч-ся состав и стр-ра ВВП пр-ного (уд. вес каждого сектора (отрасли) в ВВП); -) изуч-ся состав и стр-ра ВВП распр. (стр-ра эл-тов – доля каждой сотавляющий в общ. V ВВП); -) изуч-ся состав и стр-ра ВВП испол-ого в соот-вии с выделенными нами эл-тами.

СИ дин-и ВВП – изуч-ся на основе инд. физ. V ВВП = ВВП отчет. периода в сопос. ценах/ ВВП базис. периода в сопос. ценах. В кач-ве сопос-х цен: -) цены прошлого периода; -) цены нек-рого периода (года), принятого за базу срав-я. Т.е. для того, чтобы исчислить инд. физ. V ВВП необх-о решить проблему пересчета ВВП в неизменные цены. Рассмотрим теории (м-ды) расчета ВВП в сопос. ценах, сущ-ет несколько м-дов исчисления ВВП и его компонентов: (1) м-д дефлятирования с помощью инд. цен; (2) м-д двойного дефлятирования; (3) м-д экстраполяции пок-лей базисного периода с помощью инд. физ. V; (4) м-д переоценки эл-тов затрат; (5) м-д прямой переоценки. Рассмотрим содержание данных м-дов: (1) прим-ся гл. образом для оценки компонентов конечного испол-я ВВП в сопос. ценах, т.е. КП и ВНак. Заключается в том, что ст-ть потр-я или накопл-я в отчет. периоде (∑p1q1) делится на инд. цен, к-рый отражает измен-е цен в текущ. периоде по срав-ю с ценами базис. периода, к-рые испол-ся в кач-ве постоянных: ∑p0q1=∑p1q1/Iq. Возникает проблема, как рассчитать инд. цен – инд.-дефлятор (дефляторы только инд. цен). М. строить: -) как инд. Ласпейреса (базисновзвешенный); -) как инд. Анри Пааше (текущевзвешенный); -) как инд. Фишера (ср. геом. из пред-щих). Лучше – инд. Пааше. //: инд. Ласпейреса – для инд. потребительских цен. (2) прим-ся для исчис-ия в пост. ценах добавленной ст-ти – когда исчмс-ся ВВП пр-ный. Состоит в том, что прим-ся 2 дефлятора: ВВ переводится в пост. цены с помошью инд.-дефлятора, и ПП – с помощью своего инд-дефлятора переводится в пост. цены, рассч-ся ВДСотр .= ВВпост.цен.-ППпост.цен, потом ичис-ся ВВП=∑ВДСпост.цен. (3) предполагает исчис-ние пок-лей в пост. ценах путем умножения ст-ти в текуших ценах на инд. физ. V, исчис-ный на основе натру. пок-лей: ∑p0q1=Iq*∑p0q0. Прим-ся когда инд. цен менее точен, чем инд. физ. V, или когда инд. цен вообще невозможно исчис-ть. //: инд. цен невозможно исчис-ть в отнош-ие цен нерыночных У (У в обл. обороны, гос-ного управления, национ. безопасности). Когда инд. физ. V тоже нельзя исчис-ть, тогда прим-ся инд. измен-я чмсл-ти занятых в тех учрежедниях, оказ-щих эти нерын. У. (4) пок-ли в пост. ценах исчис-ся путем дефлятирования эл-тов затрат. Такой м-д прим-ся гл. обр. для переоценки ст-ти нерын-ных У, где по опред-ю «нет цен», т.к. У предоставляются бесплатно (т.е. за счет бюджета). (5) пок-ли в пост. ценах (V пр-ной П) умножаются на соответствующие пост. цены. Такой м-д прим-ся гл. обр. для исчис-я – П с/х, т.к. в этой обл. ст-ка располагает данными и о V-х пр-ва П (в натур. выраж-и), и о ценах на эти продукты. Методика исчисления инд. физ. V изложена в спец. лит-ре. Также изложен порядок исчис-я ВВП. Исчис-е ВВП вкл. 3 этапа: исчис-ся сам ВВП и проходит 2 этапа уточнения.

Реальная ст-ка: V ВВП в РФ, млрд. руб.: 98г-2630, 99г-4823, 00г-7306, 01г-8944, 02г-10834. Инд. физ. V ВВП: 98г-94,7%, 99г-106,4%, 00г-110,0%, 01г.-105,1%, 02г-104,7% (к пред. году).

ВОПРОС 53: ВРП. Особенности его исчисления.

Офиц. ст-ка рассчитывает и публикует ВВП пр-ный в факт. ценах за квартал, а также за год. Аналогом данного пок-ля на ур. субъектов фед-и явл-ся пок-ль ВРП. Методика расчета ВРП совпадает с методикой расчета ВВП, но ∑ ВРП по всем субъектам фед-и не будет равна (будет отличаться) от ВВП пр-ного, исчисленная в целом по национ. эк-ке. Причина: открытость регион. эк-ки, т.е. нек-рые эл-ты м. учесть только на ур. национ. эк-ки (//: косвенные У посредничества). Однако, ∑ный ВВП по регионам исчис-ся, и на основе этого пок-ля исчис-ся вклад каждого субъекта фед-и в ВВП России. Доля ВРП РК в ВВП РФ традиционно составляет 0,5%.

ВОПРОС 54: Понятие ПТ и задачи СИ.

Пр-ть тр –сложн соц-эк кат-рия; резул-ть, эф-ть тр. Производительным явл-ся тр конкурентноспособный. В отч эк науке большое распространение им подход: пр-ть тр – ст эф-ти живого тр, его спос-ть производить в ед-цу времени определен кол-во потребит ст-ти или затрачивать определен кол-во времени на пр-во ед-цы прод-ии.

ЗСИ:

1.Измерение ур-ня пр-ти тр

2.И. дин-ки пр-ти тр

3.Ан-з влияния разл фак-ров на ур-нь и дин-ку пр-ти тр

4.И. влияния пр-ти тр. На измен V производим прод-ии и измен затрат раб времени

5.Ан-з вз/св пр-ти тр с др пок-лями, хар-щими рез-т производств деят-ти (Пр. фондооотдача ОФ, фондовооруженность тр)

6.Вз/св и. Дин-ки пр-ти тр и дин ср з/п

7.М/ународное сопоставление ур-ня и дин-ки пр-ти тр (темпы роста и прироста)

8.Совершенствование методологии ст-ки пр-ти тр, т.е. сист пок-лей для измер пр-ти тр; и орг-ции СН

ВОПРОС 55: СИ ПТ на основе натурального м-да.

Инструкция для должности "Специалист по выплате пенсий", представленная на сайте www.borovik.com, соответствует требованиям документа - "СПРАВОЧНИК квалификационных характеристик профессий работников. Выпуск 71. Финансы, кредит, страхование и пенсионное обеспечение. (С учетом дополнений утверждённых: постановлением правления Ощадбанка Украины 29.04.1999 г., постановлением правления ОАО "Ощадбанк" в августе 2005 г., решением Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку 28.07.2004 г. N 323, президентом Союза налоговых консультантов Украины 11.02.2004 г., решение Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку 18.03.2002 г. N 7)", который утвержден Министерством труда и социальной политики Украины 23.10.1998 г.
Статус документа - 'действующий' .

Квалификационные требования
Ведущий специалист по выплате пенсий: полное высшее образование соответствующего направления подготовки (магистр, специалист). Стаж государственной службы - не менее 1 года или стаж работы в должности специалиста по выплате пенсий I категории не менее 3 лет. Специалист по выплате пенсий I категории: полное высшее образование соответствующего направления подготовки (магистр, специалист): для магистра - без требований к стажу работы, специалиста - стаж работы в должности специалиста по выплате пенсий II категории - не менее 2 лет. Специалист по выплате пенсий II категории: полное высшее образование соответствующего направления подготовки (специалист). Стаж работы в должности специалиста по выплате пенсий - не менее 2 лет. Специалист по выплате пенсий: полное высшее образование соответствующего направления подготовки (специалист) без требований к стажу работы.

Знает и применяет в деятельности: Конституцию Украины; практику применения законодательства по вопросам, относящимся к компетенции отдела; порядок выплаты пенсий; порядок составления установленной отчетности; трудовое и пенсионное законодательство; профилирующие дисциплины (в зависимости от функций отрасли, с которым связана соответствующая деятельность); государственный язык; основы делопроизводства; правила эксплуатации компьютерной, вычислительной и организационной техники; правила и нормы охраны работы и противопожарной защиты.

Характеристика работ, задачи и должностные обязанности
Обобщает практику применения законодательства и ход реализации государственной политики по вопросам пенсионного обеспечения. Оформляет документы на выплату пенсий и денежной помощи в соответствии с действующим законодательством и соответствующих инструкций; насчитывает пенсии и денежную помощь; оформляет лицевые счета пенсионеров, многодетных и одиноких матерей и лиц, которые получают денежную помощь. Оформляет изменения в лицевых счетах на основе соответствующих документов о перерасчеты, продление, прекращение выплаты пенсий и денежной помощи; изымает лицевые счета из картотеки в случае окончания срока выплаты пенсий и денежной помощи. Закрывает лицевые счета в связи со смертью пенсионера или лица, которое получает денежную помощь, с переходом на другой вид пенсии, сменой места жительства. Проводит сверку с узлами почтовой связи выплаты пенсий за прошлый месяц, ведет картотеку лицевых счетов пенсионеров, многодетных и одиноких матерей; контролирует и выявляет причины поворота почтовых переводов, задержки выплаты пенсий и денежной помощи. Осуществляет отчисления из пенсий на основании исполнительных листов выплату пенсий, компенсаций на бензин, оздоровления, алиментов почтовым переводом; осуществляет целевые обследования пенсионеров на дому. Проверяет сведения новых лицевых счетов, корректировки начислений. Оформляет документы в соответствии с установленным порядком для передачи в архив. Готовит выплатные сведения для узлов почтовой связи в установленном порядке. Обрабатывает отрывные талоны, поступающие после выплаты пенсий из узлов почтовой связи для внесения данных в компьютер. Проверяет своевременность сообщений о приеме на работу пенсионеров, правильности выплаты пенсии работающим пенсионерам. Оказывает консультационную помощь пенсионерам, лицам, которые получают денежную помощь на детей, по вопросам выплаты пенсий и денежной помощи. По поручению своего руководителя исполняет обязанности, которые предусмотрены квалификационными характеристиками для схожих по характеру работы должностей. Соблюдает правил и норм охраны труда и противопожарной защиты.

1.Бюджет Пенсионного фонда РФ
2.Расчетный пенсионный капитал
3.Учет страховых взносов
4.Тариф страхового взноса
5.Пени
6.Страховой риск

Средства бюджета Пенсионного фонда РФ являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. Бюджет Пенсионного фонда РФ составляется страховщиком на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования его доходов и расходов.

При формировании бюджета Пенсионного фонда РФ на очередной финансовый год устанавливается норматив обо-ротных денежных средств. Он утверждается ежегодно по представлению правительства РФ федеральными законами в порядке, определяемом БК.

Денежные средства обязательного пенсионного страхования хранятся на счетах Пенсионного фонда РФ, открываемых в учреждениях Центрального банка РФ, а при их отсутствии — на счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством РФ.

Бюджет Пенсионного фонда РФ формируется за счет:

  • страховых взносов;
  • средств федерального бюджета;
  • сумм пеней и иных финансовых санкций;
  • доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования; добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;
  • иных источников, не запрещенных российским законодательством.

Средства федерального бюджета, выделяемые на выплату базовой части трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, установленных в соответствии с Законом о трудовых пенсиях и государственном пенсионном обеспечении, включая организацию их доставки, возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и пери-од прохождения военной службы по призыву в объеме, предусмотренном федеральным законом, а также средства федерального бюджета включаются в состав доходной и расходной частей бюджета Пенсионного фонда РФ.

Средства бюджета Пенсионного фонда РФ имеют свое целевое назначение и направляются:

  • на выплату в соответствии с законодательством РФ’и международными договорами РФ трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;
  • доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ;
  • финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных органов);
  • иные цели, предусмотренные российским законодательством об обязательном пенсионном страховании.

Для обеспечения в перспективах финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования в случае возникновения профицита бюджета Пенсионного фонда РФ создается резерв. Размер этого резерва, а также порядок его формирования и расходования определяются федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда РФ.

Расчетный пенсионный капитал формируется из общей суммы страховых взносов и иных поступлений на финансирование страховой части трудовой пенсии, поступивших за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда РФ, на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета, подтвержденных данными органов федерального казначейства Министерства финансов РФ.

Учет страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ, а его индексация — в порядке, установленном для индексации страховой части трудовой пенсии в соответствии с Законом о трудовых пенсиях. Под расчетным периодом для уплаты страховых взносов понимается календарный год, который состоит из от-четных периодов (первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года).

Ежемесячно страхователь уплачивает авансовые платежи, а по итогам отчетного периода рассчитывает разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, уплаченных за отчетный период. Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в отношении каждой части страхового взноса и определяется как соответствующая процентная доля базы начисления страховых взносов.

Ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с на-чала расчетного периодов, и тарифа страхового взноса. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ра-нее уплаченных сумм авансовых платежей.

Тариф страхового взноса — размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов.

По окончании расчетного периода страхователь представляет страховщику расчет с отметкой налогового органа или с иными документами, подтверждающими факт представления расчета в налоговый орган. Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается поступившей с момента зачисления ее на счет соответствующего органа Пенсионного фонда РФ.

Страхователи-организации, в состав которых входят обособленные подразделения, уплачивают страховые взносы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений, через которые эти страхователи выплачивают вознаграждения физическим лицам.

Контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом российским законодательством, регулирующем деятельность налоговых органов.

Взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда РФ в судеб-ном порядке.

Пени — денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными законом сроками.

Пенями обеспечивается исполнение обязанности по уплате страховых взносов. Они начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов. Не начисляются пени на сумму недоимки, которую страхователь не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции страхователя в банке или наложен арест на его имущество.

Пени за каждый день просрочки определяются в про-центах от неуплаченной суммы страховых взносов. Ставка процента пеней принимается равной 1/3 0 0 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Сумма пеней уплачивается одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Порядок и сроки уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа. Страхователи уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ в виде фиксированного платежа. Его размер в расчете на месяц устанавливается, исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством РФ. Минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии устанавливается в размере 150 руб. в месяц и является обязательным. При этом 100 руб. направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, а 50 руб. — на финансирование накопительной части трудовой пенсии. Порядок и сроки исчисления и уплаты фиксированных платежей в размере, превышающем минимальный, определяются Правительством РФ.

Граждане Российской Федерации, работающие за пределами территории России, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ за себя. Физические лица вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем.

Уплаченные суммы страховых взносов учитываются при определении права граждан на получение обязательного страхового обеспечения на общих основаниях.

Пенсионная книжка застрахованного лица. Она выдается гражданам в порядке, определяемом Правительством РФ, и служит для отражения информации о состоянии специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица в Пенсионном фонде РФ. Застрахованное лицо самостоятельно пополняет содержание пенсион-ной книжки путем включения в нее ежегодных выписок о состоянии специальной части своего индивидуального лицевого счета, которые поступают из Пенсионного фон-да РФ в порядке, установленном российским законодательством.

Письменное заявление страхователя или застрахованного лица по спорным вопросам, возникающим в сфере обязательного пенсионного страхования, рассматривается органом страховщика в течение одного месяца со дня получения указанного заявления. О принятом решении орган страховщика сообщает заявителю в письменной форме в течение пяти рабочих дней после рассмотрения такого заявления.случае несогласия страхователя или застрахованного лица с принятым органом страховщика решением спор подлежит разрешению в вышестоящем органе страховщика или в судебном в порядке, установленном российским законодательством.

Обязательное пенсионное страхование — система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установле-ния обязательного страхового обеспечения.

Страховой риск — утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлени-ем страхового случая.

Страховой случай — достижение пенсионного воз-раста, наступление инвалидности, потеря кормильца.

Пенсионное страхование является разновидностью долгосрочного страхования, которое подразумевает, что гражданин на протяжении некоторого периода времени регулярно делает страховые взносы, а страховщик, в свою очередь, обязуется в будущем выплачивать пенсию. Обязательное пенсионное страхование представляет собой систему, на основании которой размер пенсии определяется трудовым стажем страхователя, а также размером пенсионных отчислений.



Система пенсионного страхования предполагает формирование у каждого гражданина страховой пенсии и пенсионных накоплений (последние являются добровольными). Вариант пенсионного обеспечения каждый гражданин выбирает для себя самостоятельно.

Закон, регулирующий обязательное пенсионное страхование

В настоящее время именно 167 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании», который был издан в декабре 2001 года, определяет существующую пенсионную систему. В соответствии с ним, начиная с 2002 года, была изменена система пенсионного обеспечения, а гражданам России необходимо было стать застрахованными лицами. Сейчас для учета пенсионных и социальных прав открывается лицевой счет и устанавливается страховой номер индивидуального лицевого счета, или СНИЛС. Именно на этот счет работодатель ежемесячно (одновременно с начислением заработной платы) переводит сумму обязательного страхового взноса, которая и формирует будущую пенсию.

Функции обязательного пенсионного страхования

Обязательное пенсионное страхование является способом защиты граждан от возникающих рисков, связанных с наступлением нетрудоспособного возраста. В роли страховщика в данной системе выступает Пенсионный фонд РФ.

Современная система пенсионного страхования, определенная 167 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании», выполняет две основные функции:

  • социальную функцию;
  • стимулирующую функцию.

Социальное предназначение системы состоит в том, чтобы обеспечить достойный уровень жизни нетрудоспособным гражданам. Эта функция реализовывается не только через выплату фиксированного пособия, но также через регулярное увеличение страховой пенсии и предусмотренные социальные надбавки нуждающимся.

Суть стимулирующей функции состоит в том, что гражданин может самостоятельно влиять на размер своей будущей пенсии. При ее расчете учитывается трудовой стаж, а также размеры страховых взносов, уплачиваемых в течение жизни.


Договор пенсионного страхования

Данный договор представляет собой соглашение между Пенсионным фондом и застрахованным гражданином, которое и устанавливает обязанность фонда выплачивать пенсию при наступлении страхового случая, а именно, по достижении гражданином пенсионного возраста.

Договор пенсионного страхования содержит следующую информацию:

  • Личную информацию о гражданине;
  • Права и обязанности обеих сторон (фонда и застрахованного лица);
  • Механизм и правила учета поступающих от гражданина взносов, а также регламент и порядок выплаты пособия в случае наступления страхового случая;
  • Порядок выплаты накоплений в случае смерти застрахованного лица его наследникам/правопреемникам;
  • Ответственность обеих сторон в случае несоблюдения обязательств;
  • Порядок внесения изменений и корректировок в подписанный договор.

Страховщиком может выступать как Пенсионный фонд, так и негосударственные фонды. Ежегодно гражданин имеет право сменить страховщика, написав заявление. Смена может быть осуществлена через пять лет либо в следующем году (досрочный переход). Второй вариант, как правило, предполагает определенные потери накоплений.

Таким образом, закон «Об обязательном пенсионном страховании» определил, что каждый гражданин имеет право обратиться в региональное подразделение Пенсионного фонда и получить страховое свидетельство с номером индивидуального лицевого счета. На данный счет производятся отчисления страховых взносов в размере 8–26 % от заработной платы. Изменяемый процент позволяет каждому гражданину самостоятельно определять особенности своего пенсионного обеспечения и влиять на размер будущей пенсии.

Читайте также: