Ответственность органов пенсионного фонда российской федерации

Информация об изменениях:

Статья 17 изменена с 31 июля 2020 г. - Федеральный закон от 20 июля 2020 г. N 237-ФЗ

Статья 17. Ответственность органов и должностных лиц Пенсионного фонда Российской Федерации и иных государственных внебюджетных фондов, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, страхователей, списание безнадежных долгов по штрафам

Руководители, а также другие должностные лица органов Пенсионного фонда Российской Федерации и иных государственных внебюджетных фондов, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, страхователей, участвующих в соответствии с настоящим Федеральным законом в сборе, хранении, передаче и использовании сведений, содержащихся в индивидуальных лицевых счетах, обязаны обеспечить соблюдение законодательства Российской Федерации по вопросам защиты информации, в отношении которой установлено требование об обеспечении конфиденциальности информации (персональных данных). Виновные в незаконном ограничении доступа к указанным сведениям или нарушении режима защиты информации несут ответственность в соответствии с уголовным, гражданским законодательством и законодательством об административных правонарушениях.

Страхователи, уклоняющиеся от представления предусмотренных настоящим Федеральным законом достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

За несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 1000 рублей.

При обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.

При выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом.

Акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.

Лицо, совершившее правонарушение, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения, в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также приложить к письменным возражениям документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации извещает лицо, совершившее правонарушение, о времени и месте рассмотрения акта. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации рассмотреть акт в отсутствие этого лица.

По результатам рассмотрения акта, а также приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации выносит решение:

о привлечении к ответственности за совершение правонарушения;

об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.

Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения в течение пяти дней после дня его вынесения может быть вручено лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления решения по почте заказным письмом датой вручения этого решения считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.

Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю).

Лицо, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, вправе в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, обжаловать это решение в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

В течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций. Требование об уплате финансовых санкций может быть передано страхователю (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.

Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании.

В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд с заявлением о взыскании сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, если общая сумма финансовых санкций, подлежащая взысканию, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного частью двадцатой настоящей статьи.

В случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций превысила 3 000 рублей, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

В случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций не превысила 3 000 рублей, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Формы документов, которые используются при реализации полномочий в отношениях, регулируемых настоящей статьей, а также требования к их составлению устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. Форматы, порядок и условия направления страхователю указанных документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации.

Страхователь не может быть привлечен к ответственности за совершение правонарушения, если со дня, когда территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации узнал или должен был узнать о правонарушении, и до дня вынесения решения о привлечении к ответственности истекло три года (срок давности).

Финансовые санкции, числящиеся за отдельными страхователями, взыскание которых оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признаются безнадежными и списываются в порядке, установленном Пенсионным фондом Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

За непредставление в установленный срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 6 настоящего Федерального закона, страхователь или его должностное лицо привлекается к административной ответственности за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 17 настоящего Федерального закона

Комментарий к статье 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете": Ответственность органов и должностных лиц Пенсионного фонда Российской Федерации, страхователей и застрахованных лиц

1. В положениях комментируемой статьи установлены общие нормы об ответственности всех участников правоотношений ИПУ за нарушение положений (своих обязанностей), определенных комментируемым Законом. Основные участники правоотношений ИПУ в рассматриваемом Законе: ПФ РФ и его территориальные подразделения (они же - страховщики), застрахованные лица, страхователи и лица, самостоятельно уплачивающие за себя страховые взносы, они в рассматриваемом Законе обладают статусом и застрахованного лица, и страхователя.
Поэтому вопросы ответственности будут рассматриваться для трех основных участников правоотношений ИПУ: застрахованного лица, страховщика, страхователя.
Страховщик несет ответственность в случае распространения информации, содержащейся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, иной информации, которая известна страховщику в связи с исполнением обязанностей ИПУ перед ним, страхователями и застрахованными лицами. Одним из принципов организации ИПУ, является использование информации, ставшей известной территориальным органам ПФ РФ, только в целях реализации пенсионных прав граждан и прав на обязательное медицинское страхование. ПФ РФ, его сотрудники не вправе разглашать не только персональные данные застрахованных лиц и страхователей, но и другие сведения о них любым другим третьим лицам, без согласия самого страхователя или застрахованного лица.
Информация, ставшая известной страховщику о застрахованном лице, страхователе, напрямую не отнесена законом к режиму коммерческой тайны. Часть сведений индивидуального лицевого счета застрахованного лица, некоторые сведения о страхователе содержат в себе персональные данные, которые в силу закона не могут ни кем разглашаться без согласия того лица, в отношении которого они и собраны. Часть информации (это касается страхователей) может быть отнесена самими страхователями к режиму коммерческой тайны, ее также нельзя разглашать без согласия того страхователя, в отношении которого такие данные собраны.
Данное вовсе не означает, что без согласия лиц, в отношении которых собрана информация, ее никто получить не может, кроме ПФ РФ. Также по запросу правоохранительных органов, в рамках расследования уголовного дела, информация должна быть представлена ПФ РФ правоохранительному органу, запросившему ее.
Согласно комментируемой статье, за нарушение режима неразглашения охраняемой законом информации (персональных данных физических лиц, коммерческой тайны страхователей) для должностных лиц ПФ РФ и для самого ПФ РФ как юридического лица могут наступать последствия в виде несения административной, гражданской и даже уголовной ответственности, что зависит от степени ущерба, нанесенного разглашением информации.
Например, ст. 5.39 КоАП РФ предусматривает административную ответственность для должностных лиц любых органов государственной власти, местного самоуправления и организаций всех форм собственности за отказ в предоставлении гражданину информации. Статьями 13.12 и 13.14 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил защиты информации и за разглашение информации с ограниченным доступом.
Уголовная ответственность для сотрудников ПФ РФ возможна лишь в случае использования информации о страхователе или застрахованном лице для похищения имущества обманным путем, уголовной ответственности за разглашение информации не будет. Что касается гражданско-правовой ответственности за разглашение информации, то в этом случае в суде необходимо будет доказывать, что разглашение определенной информации сотрудником ПФ РФ привело к реальным убыткам страхователя. Однако в последнее время все попытки взыскать с ПФ РФ какие-либо денежные средства (привлечь к гражданской ответственности) в суде встречают возражения со стороны ПФ РФ следующего содержания:
". согласно ст. 17 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" бюджет ПФ РФ формируется за счет страховых взносов, средств федерального бюджета и доходов от инвестирования временно свободных средств обязательного пенсионного страхования. Расходование этих средств осуществляется соответственно: страховых взносов - на выплату в дальнейшем страховой части трудовой пенсии лицам, уплатившим эти взносы; средств федерального бюджета - на выплату базовой части трудовой пенсии; доходов от инвестирования - на выплату накопительной части трудовой пенсии.
Таким образом, все поступившие в ПФ РФ средства являются индивидуально возмездными обязательными платежами, т.е. принадлежат и зачисляются на индивидуальный лицевой счет лиц, уплативших эти платежи. Следовательно, расходование средств бюджета ПФ РФ на выплату сумм, которые бюджетом не предусмотрены, фактически ведет к тому, что эти суммы органы ПФ РФ должны выплачивать за счет средств других граждан, уплаченных ими в бюджет ПФ РФ в счет страховых взносов и которые должны быть направлены на выплату пенсии этим гражданам.
Таким образом, в случае удовлетворения исковых требований органы пенсионного обеспечения должны выплатить взысканные по решению суммы за счет ущемления прав и законных интересов других лиц. В то же время, согласно Конституции РФ, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. "
Подобные возражения ПФ РФ на любые исковые требования о взыскании с него вполне обоснованны. Однако в тех случаях, когда это прямо предусмотрено законом, ПФ РФ должен нести имущественную ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей (за своих сотрудников).
2. Ответственность страхователей наступает за практически любое ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей по представлению сведений в ПФ РФ. В целом следует отметить, что ответственность страхователей в комментируемой статье регламентирована более подробно, чем ответственность самого ПФ РФ. В комментариях к ст. 8 - 11 Закона подробно рассматривались все основания для представления сведений страхователями и лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы (они также имеют статус страхователя), в территориальные подразделения ПФ РФ по месту своей постановки на учет в качестве страхователя. При наступлении различных оснований страхователями разово или периодически подаются сведения о застрахованных лицах, согласно ст. 6 комментируемого Закона, позволяющие вести индивидуальный лицевой счет каждого застрахованного лица.
Данные сведения позволяют достаточно точно вести учет пенсионных прав граждан, способствуют правильному расчету и начислению будущей трудовой пенсии по старости граждан (застрахованных лиц), что и является основной целью рассматриваемого Закона (ст. 3 комментируемого Закона).
Страхователи будут нести ответственность за несвоевременную подачу сведений, непредставление сведений, представление ложных сведений в отношении застрахованных лиц. Данное не означает, что страхователи будут нести ответственность в том случае, когда подали неточные сведения (ошибочные сведения) в отношении своих застрахованных лиц.
В комментарии к ст. 15 настоящего Закона говорилось о праве страхователей дополнять и уточнять сведения о своих застрахованных лицах по согласованию с органами ПФ РФ. На практике, когда после очередного переданного в ПФ РФ отчета страхователь самостоятельно выявляет ошибку и подает ту же форму, в которой ранее была ошибка с пометкой "уточненная", данное не вызывает оснований для привлечения страхователя к ответственности. В том случае, когда ошибка в сведениях выявляется в результате проверки ПФ РФ, а не самостоятельно страхователем, особенно если ошибка состоит в том, что сведения о размере заработной платы застрахованного лица были занижены, это влечет за собой наступление административной ответственности для страхователя.
Административная ответственность в таком случае заключается в том, что страхователь должен будет уплатить недоуплаченные размеры страховых взносов, а также уплатить штраф в размере 10% от причитающихся за отчетный год сумм страховых платежей. Такой вид административной ответственности установлен не КоАП РФ, а комментируемой статьей.
В случае непредставления отчета вообще или представления его позже сроков, установленных рассматриваемым Законом, страхователь понесет ответственность и на основании комментируемой статьи (т.е. 10% от суммы страховых платежей за год), и на основании КоАП РФ.
Статья 15.6 КоАП РФ предусматривает, что непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.
Таким образом, в случае непредставления или представления отчетности позже срока страхователь может быть привлечен к административной ответственности дважды. Первый раз на основании комментируемой статьи (но это не административная ответственность в ее прямом понимании, она налагается в данном случае не по основаниям КоАП РФ), и второй раз лицо привлекается к административной ответственности именно на основании КоАП РФ.
Несмотря на то, что застрахованные лица обладают определенными обязанностями на основании рассматриваемого Закона (например, обязаны своевременно сообщать страхователю о наступлении оснований для внесения изменений сведений подп. 1 - 5 ч. 2 ст. 6 рассматриваемого Закона), какой-либо ответственности для них на основании комментируемого Закона не предусмотрено.
Застрахованные лица могут понести административную ответственность на общих основаниях КоАП РФ. Например, на основании ст. 19.7 КоАП РФ (непредставление сведений, информации), ст. 19.23 КоАП РФ (подделка документов, печатей, штампов или бланков).

определены статьей 13 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

1. Права страховщика (Пенсионного фонда РФ) по обязательному пенсионному страхованию

Страховщик (Пенсионный фонд РФ) по обязательному пенсионному страхованию имеет право:

проводить у страхователей проверки правильности начисления и уплаты страховых взносов страхователем в Пенсионный фонд РФ, проверки документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц; требовать и получать у плательщиков страховых взносов необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством РФ порядке;

требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых организаций, а также от физических лиц, которые самостоятельно уплачивают обязательные страховые взносы, устранения выявленных нарушений законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании;

получать у налоговых органов информацию о налогоплательщиках, включая сведения о регистрации в едином государственном реестре юридических лиц и едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, и иные сведения, составляющие налоговую тайну, в целях выполнения функций страховщика в соответствии с законодательством РФ;

предоставлять налоговым органам по их запросам информацию о плательщиках страховых взносов для осуществления деятельности в соответствии с Налоговым кодексом РФ;

осуществлять управление средствами бюджета Пенсионного фонда РФ и контроль за их расходованием в соответствии с законодательством РФ;

представлять интересы застрахованных лиц перед страхователями;

осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные страховые взносы уплачены;

осуществлять обмен информацией с государственными органами, органами местного самоуправления и организациями, ведение документации в целях выполнения функций, возложенных на страховщика в соответствии с законодательством РФ, на бумажном носителе, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Порядок формирования, использования, хранения, приема и передачи документов в форме электронного документа устанавливается с учетом требований Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи", Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" в порядке, определяемом уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;

требовать и получать у государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" информацию о порядке, размерах и об условиях получения гарантийного возмещения в соответствии с Федеральным законом "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования РФ при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений";

получать у Агентства по страхованию вкладов гарантийное возмещение в интересах застрахованных лиц в случаях и в порядке, которые установлены Федеральным законом "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования РФ при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений".

2. Обязанности страховщика (Пенсионного фонда РФ) по обязательному пенсионному страхованию

Страховщик (Пенсионный фонд РФ) по обязательному пенсионному страхованию обязан:

осуществлять контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;

подготавливать обоснование размера тарифов страховых взносов;

назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать

страховые пенсии и накопительные пенсии на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, а также предусмотренные законодательством РФ другие виды пенсий, единовременные выплаты средств пенсионных накоплений,
срочные пенсионные выплаты, выплаты средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица, социальные пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти;

осуществлять контроль за обоснованностью представления документов для назначения (перерасчета) сумм обязательного страхового обеспечения, в том числе на льготных условиях в связи с особыми условиями труда;

составлять проект бюджета Пенсионного фонда РФ и обеспечивать исполнение указанного бюджета;

регулярно информировать в установленном порядке страхователей, застрахованных лиц, государственные, общественные организации о своем финансовом состоянии и принимать меры по обеспечению своей финансовой устойчивости;

обеспечивать целевое использование средств обязательного пенсионного страхования, а также осуществлять контроль за их использованием, в том числе на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета;

осуществлять учет средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;

осуществлять регистрацию и снятие с регистрационного учета страхователей;

вести учет страховых взносов физических лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию;

вести государственный банк данных по всем категориям страхователей, в том числе физических лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, индивидуальный (персонифицированный) учет сведений о всех категориях застрахованных лиц в соответствии с законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования;

обеспечивать режим ведения специальной части индивидуального лицевого счета в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом;

обеспечивать своевременный учет в соответствующих разделах специальной части индивидуального лицевого счета поступивших страховых взносов на накопительную пенсию,

а также дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, и взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, поступивших в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений",
размера назначенной пенсии и выплат за счет средств пенсионных накоплений;

обеспечивать организацию своевременного учета дохода от инвестирования средств обязательного пенсионного страхования в соответствующих специальных частях индивидуальных лицевых счетов;

бесплатно консультировать застрахованных лиц и страхователей по вопросам обязательного пенсионного страхования и информировать их о нормативных правовых актах об обязательном пенсионном страховании;

организовывать через свои территориальные органы бесплатные консультации застрахованным лицам по вопросам обязательного пенсионного страхования;

развивать международные связи в области обязательного пенсионного страхования в РФ;

принимать, рассматривать заявления лиц о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, в том числе в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", и вести их учет;

информировать застрахованных лиц об их праве на добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию и на получение государственной поддержки формирования пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" путем размещения информации на официальных сайтах Пенсионного фонда РФ и его территориальных органов и в средствах массовой информации, при личном обращении застрахованных лиц в территориальный орган Пенсионного фонда РФ,

а также путем направления застрахованным лицам информации в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг;

осуществлять функции оператора персональных данных в целях реализации полномочий, возложенных на страховщика законодательством РФ;

обращаться в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти с предложением о введении в соответствии с пунктом 3.1 статьи 34.1 Федерального закона от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" запрета на заключение новых договоров об обязательном пенсионном страховании в отношении негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию и совершившего административное правонарушение, предусмотренное частью 10.1 или 10.2 статьи 15.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

определять суммы страховых взносов, начисленных на страховую и накопительную пенсии, в соответствии с выбранным застрахованным лицом вариантом пенсионного обеспечения (0,0 или 6,0 процента индивидуальной части тарифа страхового взноса на финансирование накопительной пенсии);

учитывать сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поступившую на счет Пенсионного фонда РФ в последние три месяца отчетного периода, для расчета сумм уплаченных страховых взносов на накопительную пенсию за этот период;

уплачивать гарантийные взносы в фонд гарантирования пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования РФ при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений";

предоставлять страховщику по обязательному пенсионному страхованию, являющемуся негосударственным пенсионным фондом, при удовлетворении заявления застрахованного лица о переходе в негосударственный пенсионный фонд или в Пенсионный фонд РФ в целях определения факта наступления гарантийного случая

в соответствии с Федеральным законом "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования РФ при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" информацию о сумме гарантируемых средств, подлежащих учету в специальной части индивидуального лицевого счета указанного застрахованного лица за весь период формирования пенсионных накоплений в его пользу;

предоставлять страховщику по обязательному пенсионному страхованию, являющемуся негосударственным пенсионным фондом, при установлении застрахованному лицу накопительной части трудовой пенсии по старости и (или) срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты средств пенсионных накоплений в целях определения факта наступления гарантийного случая в соответствии с Федеральным законом "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" информацию о сумме гарантируемых средств, подлежащих учету в специальной части индивидуального лицевого счета указанного застрахованного лица за весь период формирования пенсионных накоплений в его пользу, в срок не позднее чем пять рабочих дней со дня получения запроса;

при наступлении гарантийного случая в соответствии с Федеральным законом "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" исполнять обязанности, установленные указанным Федеральным законом;

предоставлять Агентству по страхованию вкладов информацию о количестве застрахованных лиц, приобретающих право на установление выплат за счет средств пенсионных накоплений в следующем году, об объеме гарантируемых средств в соответствии с Федеральным законом "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования РФ при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" и о причитающихся им выплатах за счет средств пенсионных накоплений в целях прогнозирования сроков и сумм гарантийного возмещения.

Если сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поступившая на счет Пенсионного фонда РФ от плательщика страховых взносов в последние три месяца отчетного периода, меньше суммы начисленных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии за тот же период по всем застрахованным лицам, о которых представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета, сумма уплаченных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии по каждому застрахованному лицу отражается на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц пропорционально сумме начисленных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.

3. Ответственность страховщик (Пенсионного фонда РФ) по обязательному пенсионному страхованию

За нарушение положений настоящего Федерального закона и иных актов законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании страховщик (Пенсионный фонд РФ) несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.


Бесплатная горячая линия юридической помощи

Бесплатная консультация
Навигация
Федеральное законодательство
  • Конституция
  • Кодексы
  • Законы

Действия



Глава III. Права, обязанности и ответственность застрахованного лица, страхователя и органов Пенсионного Фонда Российской Федерации

Застрахованное лицо имеет право:

получить бесплатно один раз в год в органах Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства (в том числе в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг) или работы сведения, содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете;

получить бесплатно у страхователя копию сведений о себе, представленных страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации для индивидуального (персонифицированного) учета;

в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, включая его Правление, либо в суд.

Застрахованное лицо обязано:

пройти регистрацию в органах Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии со статьями 8 - 10 настоящего Федерального закона;

получить страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, хранить его и предъявлять по требованию страхователя, работников органов Пенсионного фонда Российской Федерации;

обращаться с заявлениями в установленном настоящим Федеральным законом порядке в случае изменения сведений, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете, а также при утрате указанного страхового свидетельства;

представлять по требованию органов Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие сведения, подлежащие включению в его индивидуальный лицевой счет согласно настоящему Федеральному закону.

Страхователь имеет право:

потребовать от застрахованных лиц при приеме их на работу предъявить страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования и представить ему сведения, определенные статьей 9 настоящего Федерального закона, для представления их в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации;

дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом;

получать в органах Пенсионного фонда Российской Федерации страховые свидетельства обязательного пенсионного страхования, а также дубликаты указанных страховых свидетельств и выдавать их под роспись застрахованным лицам, работающим у него по трудовому договору или заключившим договор гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;

передавать бесплатно каждому застрахованному лицу, работающему у него по трудовому договору или заключившему договор гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, копию сведений, представленных в орган Пенсионного фонда Российской Федерации для индивидуального (персонифицированного) учета для включения их в индивидуальный лицевой счет данного застрахованного лица;

контролировать соответствие реквизитов страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, выданного застрахованному лицу, реквизитам документов, удостоверяющих личность указанного лица, работающего у него по трудовому договору или заключившему договор гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

Органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право:

требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом;

в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу;

получать ежегодно от негосударственных пенсионных фондов сведения, касающиеся пенсионных прав застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию.

Органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны:

обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, а также надежное хранение этих сведений;

осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным;

бесплатно направлять один раз в год застрахованным лицам сведения, содержащиеся в их индивидуальных лицевых счетах, а также не позднее 1 сентября каждого года информацию о состоянии специальной части их индивидуальных лицевых счетов и о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений (указанные сведения могут быть представлены в форме электронного документа);

бесплатно предоставлять один раз в год любому застрахованному лицу по его обращению сведения, содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете, в течение 10 дней со дня обращения застрахованного лица (в случае представления такого обращения в форме электронного документа Пенсионный фонд Российской Федерации направляет указанные сведения в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг);

разъяснять застрахованным лицам и страхователям их права и обязанности, технологию индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения форм и представления сведений;

Абзац восьмой - Утратил силу.

обеспечить обособленный учет в специальной части индивидуального лицевого счета сведений о суммах страховых взносов, направляемых на обязательное накопительное финансирование трудовых пенсий, а также о суммах дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, суммах взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, и суммах взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, поступивших в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", а также о доходе от их инвестирования, сведений о сумме средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, включая доход от их инвестирования, а также сведений об отказе от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии и объеме указанных средств;

предоставлять в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования сведения о работающих застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, необходимые для обязательного медицинского страхования, в порядке, установленном соглашением между Пенсионным фондом Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.

Руководители, а также должностные лица органов Пенсионного фонда Российской Федерации, участвующие в соответствии с настоящим Федеральным законом в сборе, хранении, передаче и использовании сведений, содержащихся в индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, обязаны обеспечить исполнение законодательства Российской Федерации по вопросам защиты конфиденциальной информации (персональных данных). Виновные в незаконном ограничении доступа к указанным сведениям или нарушении режима защиты информации несут ответственность в соответствии с уголовным, гражданским законодательством и законодательством об административных правонарушениях.

Страхователи, в том числе физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, уклоняющиеся от представления предусмотренных настоящим Федеральным законом достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Читайте также: