Пенсии гражданам литвы в россии

Прибалтийский регион еще со времен СССР считался одной из лидирующих областей по уровню жизни. На данный показатель особенно сильное влияние оказывает пенсионная система. Литва на сегодняшний день является полноценным членом Евросоюза и принадлежит к группе стран-участников шенгенского соглашения.


Зарплаты и пенсии в данном государстве существенно выше, нежели на территории РФ, а средняя стоимость продуктов питания и проживания соответствует российским показателям. Всё это делает эту страну крайне привлекательной для эмигрантов, желающих получать достойную пенсию.

Средняя пенсия в Литве в 2019 году составляет 374 евро.

Возраст выхода на пенсию

Несмотря на возможность получения пенсии достаточной для комфортной жизни, пенсионное законодательство Литвы предусматривает целый ряд требований, которым должен соответствовать кандидат. Пенсионный возраст здесь начинается с 62 лет и 9 месяцев, однако, правительство планирует постепенное его увеличение до 65 к окончанию 2025 года.


С 2018 года возраст выхода на пенсию мужчин в Литве — 63,67 года

Получить пенсионную выплату по старости можно лишь при условии, что гражданин был официально трудоустроен на протяжении 15 лет, в течение которых уплачивались взносы в Пенсионный фонд. Важно учитывать, что стаж работы в советский и постсоветский период не принимается при расчетах.


Для литовских женщин, возраст выхода на пенсию составляет 62,33 года

Существует ряд условий, который позволяет гражданам выйти на пенсию ранее, чем это предусмотрено законодательством. Это относится к следующим категориям населения:

  • Мужчины и женщины, получившие инвалидность, карлики, лилипуты, незрячие, а также работники, трудоустроенные на особо опасных производствах. Их трудовой стаж должен быть не менее 20 лет, иначе претендовать на получение пособий невозможно.
  • Многодетные матери, вырастившие ребенка-инвалида или 5 и более здоровых детей, при условии 20 лет официального трудоустройства.
  • Мужчины и женщины с пожизненной инвалидностью, а также лица, занятые тяжелым физическим трудом, при наличии стажа, превышающего 30 лет.
  • Ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС, при условии 15-летнего стажа.
  • Граждане, подвергшиеся репрессиям, могут рассчитывать на раннее получение пенсии при условии наличия 15 лет официальной выслуги.

Подобные категории граждан могут начать получать пособие на 2–7 лет раньше, чем это предусмотрено пенсионным законодательством страны. При этом возраст выхода на пенсию индивидуален для каждой категории. Если пенсионер не набрал должного стажа, то размер его выплаты составит порядка 150 евро.

Смотрите видео: Какие пенсии получают литовские пенсионеры.

Важно учитывать, что на получение пенсии могут рассчитывать исключительно граждане данного государства. Иммигранты, имеющие ВНЖ или ПМЖ, подобной возможности лишены.

Размер пенсии

Пенсионную систему в Литве в 2020 году сложно назвать идеальной. По мнению экспертов, уже через несколько лет количество пенсионеров значительно превысит количество работающих граждан Литвы.

Причина тому – ранний выход на пенсию полицейских, пожарников и военнослужащих. Обычно выход на пенсию данных категорий работников осуществляется за 5 – 7 лет раньше установленного срока.

Ранний выход на пенсию подобной категории граждан обуславливается опасными условиями труда. Если нормы выхода на пенсию военнослужащих, пожарников и полицейских не будут изменены, то уже к 2040 году неработающих пенсионеров, вышедших на пенсию раньше указанного срока, будет около 35 – 40 тысяч.


График относительного изменения продолжительности жизни и размера пенсии в некоторых странах ЕС

Ежегодно на выплату пенсионных пособий государство тратит более 15 миллионов евро. Средний размер пенсии в Литве равен 374 евро. Это почти 40 % от среднего ежемесячного оклада среднестатистического работника в Литве.

Размер пенсии в 2020 году напрямую зависит от специальности и рабочего стажа. Пенсию в размере более 1000 евро получает всего 80 человек в Литве. Пенсионные выплаты в размере от 800 до 1000 евро получает всего 1200 граждан Литвы, а пенсия от 700 до 800 евро полагается только 2500 жителям этой республики.

Пенсию в размере от 600 до 700 евро получает более 5000 человек. Около 14 000 граждан Литвы получают пенсию в размере от 400 до 500 евро. Среднюю пенсию от 300 до 400 евро в месяц получают около 190 000 литовских граждан, а остальные 230 000 пенсионеров могут рассчитывать только на выплаты от 200 до 300 евро.

Структура пенсионных накоплений

Граждане Литвы, ровно как Латвии и Эстонии, могут увеличить размер своих пенсионных выплат различными способами. Структура пенсионных фондов данного государства неравномерно распределена между тремя основными составляющими:

  • Государственный фонд. Используется для накопления основной части пенсии за счет отчислений, которые осуществляет работодатель на протяжении всего периода работы гражданина.
  • Закрытый фонд. Он предназначен для инвестирования средств самими гражданами Литвы, однако, существенно отличается от привычных частных фондов. Основным различием представляется тот факт, что надежность фонда и сохранность внесенных средств гарантирует государство, а общий доход при удачном варианте инвестирования, составляет около 20% ежегодно.
  • Частные фонды. Подобные фонды являются наиболее распространенным типом. Условия инвестирования существенно варьируются, в зависимости от конкретной компании.

Таким образом, гражданин может существенно увеличить сумму выплат даже при условии получения минимального размера пенсии. Для этого ему потребуется внести средства в один из фондов самостоятельно, что позволит получать ежегодный доход, зависящий от условий конкретного фонда.

Если иностранный гражданин, легально проживающий на территории Литвы, желает получать пособие, ему целесообразно обращаться исключительно в частные пенсионные фонды, которые будут выплачивать ему пенсию при условии наличия достаточного объема отчислений.

Смотрите видео: Как происходили пенсионные реформы в Литве.

Пособия в Литве

В 2020 году в Литве были увеличены пособия по уходу за детьми. Семьям, воспитывающим одного ребенка, полагается выплата в размере 60 евро в месяц, если в семье более двух детей, то государство будет выплачивать дополнительно по 40 евро семье.

В 2020 году правительство Литвы приняло решение об изменении порядка выплат пособий по безработице. Согласно нововведениям пособие по безработице смогут получать все без исключения граждане Литовской Республики независимо от стажа работы. Ранее получать пособие по безработице могли только люди, которые проработали до этого минимум 35 лет.

Пособие по безработице выплачивается на протяжении 9 месяцев. Согласно действующему законодательству оно не может превышать размера средней заработной платы в Литве, то есть быть более 802 евро.

Размер пособия по безработице рассчитывается индивидуально исходя из среднемесячного дохода работника (с прошлого места трудоустройства). В первые 3 месяца безработный получает 114 евро + 50% от оклада. С 4 по 6 месяц пособие выплачивается в размере 114 евро + 40 % от оклада. С 7 по 9 месяц пособие выплачивается в размере 114 евро + 30% от оклада.

О том как живется в Литве спустя год проживания можно узнать в видео.

С 2017 года в Литве было введено пособие по уходу за детьми. Данная выплата полагается только тем семьям, которые воспитывают более 3 детей и чей доход не превышает 153 евро на человека. Размер пособия равен 15.2 евро. Такая же сумма будет выплачиваться и семьям, которые усыновили или удочерили ребенка возрастом от 7 до 18 лет.

На государственное пособие могут также рассчитывать студенты, возрастом до 26 лет, которые обучаются в высших учебных учреждениях Литвы или профессиональных школах и имеют ребенка возрастом до одного года. Размер пособия равен 152 евро.

Пособие также имеют право получать лица, которые принимают участие в программе профессиональной реабилитации. Размер пособия в 2019 равен 240 евро.

Налоговая нагрузка

Рассматривая размер пенсии в Литве, крайне важно учитывать при расчетах среднестатистические расходы, основная доля которых, приходится на оплату коммунальных услуг и налоговых отчислений.

Размер пенсионных выплат в данном государстве считается одним из самых низких на территории Евросоюза, в то время как количество налоговых сборов вполне соответствует развитым странам Шенгенского соглашения:

  • НДС.
  • Подоходный налог, а также налог на прибыль.
  • Выплаты в пенсионный фонд.
  • Сбор за вред, нанесённый окружающей среде.
  • Социальный налог.
  • Налог на недвижимость.


Сколько денег остается у граждан Литвы после уплаты налоговых взносов

Подобная налоговая нагрузка довольно сильно бьет по бюджету среднестатистического пенсионера. Коммунальные услуги в среднем по стране обходятся в 100 евро. При этом значительную часть данной суммы составляет плата за отопление в зимние месяцы. Важно учитывать, что плата за коммуналку значительно выше в зданиях старой постройки и ниже в недавно возведенных строениях.

Поскольку большинство пенсионеров проживает в устаревшем жилом фонде, подобные платежи существенно бьют по их бюджету.


Размер коммунальных платежей в странах Балтии

Медицинские расходы

Изучая особенности пенсионной системы и размер пособий в Литве, крайне важно обратить внимание на типичные расходы людей пенсионного возраста. Одну из лидирующих позиций среди них, занимают медицинские услуги и различные медикаменты.

Для социально незащищенных категорий населения, включая пенсионеров, инвалидов и других граждан, предусмотрена возможность приобретения лекарственных средств по льготным ценам.

Подобная возможность позволяет существенно сэкономить, так как средняя стоимость лекарственных препаратов здесь значительно выше, нежели на территории Российской Федерации. Это компенсируется наличием редких медикаментов западного производства, что позволяет приобрести препараты всем нуждающимся.

При этом для приобретения большинства лекарственных средств, потребуется наличие рецепта от врача, получить который можно лишь при обращении в клинику. Медицина в Литве подразделяется на бесплатную и платную. Первую группу составляют государственные учреждения, а вторую — частные клиники.

Смотрите видео: Здравоохранение в странах Балтии.

Основным достоинством местных медицинских учреждений, является превосходное техническое оснащение, которое соответствует европейским и международным стандартам. К отрицательным особенностям следует отнести длительное ожидание приема, которое встречается повсеместно. Это компенсируется высокой квалификацией персонала, особенно специалистов в области хирургии и трансплантации.

Иностранные граждане, не имеющие гражданства Литвы, могут рассчитывать лишь на платные медицинские услуги, за исключением случаев, когда пациенту требуется неотложная медицинская помощь.

Любые дополнительные услуги должны быть оплачены отдельно с помощью наличных средств или банковской карточки.

Стоимость жилья

Другим важным фактором, влияющим на уровень жизни пенсионеров, является стоимость жилья. На территории Литвы она составляет порядка 1–2 миллионов за объект, что представляется сравнительно небольшой ценой, в сравнении со среднеевропейскими показателями.


Сравнение стоимости квадратного метра жилья в некоторых странах пост советского пространства

Подобная покупка позволяет владельцу претендовать на получение ВНЖ или ПМЖ в Литве на выгодных условиях, а также даёт возможность дальнейшего трудоустройства в любом государстве, входящем в Евросоюз.

Сравнивая подобную стоимость со среднестатистическими показателями пенсии и зарплаты, подобная покупка вполне по силам пенсионерам, пользующимся услугами частных пенсионных фондов.

Год рождения 1956. Гражданин РФ. Есть вид на жительство в Латвии. До 2012 г. работал в Латвии. С 2012 г. - в России. Собираюсь оформить пенсию в 2021 г. в Латвии. Как будет рассчитываться пенсия?

Ответы юристов ( 1 )


Год рождения 1956. Гражданин РФ. Есть вид на жительство в Латвии. До 2012 г. работал в Латвии. С 2012 г. — в России. Собираюсь оформить пенсию в 2021 г. в Латвии.

Нормативная правовая база применяется следующая согласно достигнутым договоренностям между Российской Федерацией и Латвийской Республикой.

Согласно положениям указанным в Соглашении между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством благосостояния Латвийской Республики о применении Договора между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 18 декабря 2007 года"

1.2. в Латвийской Республике:
а) Агентство государственного социального страхования — по вопросам социального обеспечения и обязательного (государственного) социального страхования. 6. В необходимых случаях до принятия решения о назначении пенсии на основании соответствующего заявления лица может быть осуществлен предварительный расчет размеров пенсий в соответствии со статьями 10, 11, абзацем первым статьи 25 либо абзацем четвертым статьи 25 Договора.
https://legalacts.ru/doc/sogla.

Согласно положениям Договора между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения также следует что:

1. При определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения.

Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. При этом подсчет и подтверждение страхового (трудового) стажа осуществляются в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 10 настоящего Договора.

Из чего следует что, вопросы пенсионного обеспечения лиц, прибывших из России на постоянное ме­сто жительства в Латвию регулируются договором от 18 декабря 2007 года и Соглашением от 20 декабря 2010 года о применении вышеуказанного договора.

При этом именно латвийскую пенсию могут назначить лицу имеющему не менее 15 лет латвийского страхового стажа, если это гражданин РФ, ему применяют положения приведенных выше положений и назначается латвийская пенсия, также в латвийский страховой стаж учитываются периоды работы и приравненные к ней периоды на территории России до 31 декабря 1990 года.

А если необходимой продолжительности недостаточно латвийского стажа, берется имеющийся латвийский стаж и суммируется со стажем в РФ после 1 января 1991 года, он должен быть подтвержден ПФР РФ, но при этом сама латвийская пенсия пенсия Латвийской Республики рассчитывается только за латвийский стаж.

Если же стаж только СССР и РФ, а гражданин РФ переехал в Латвию на ПМЖ, то у них имеется право запрашивать пенсию РФ, не ранее чем за 1 месяц как они достигли пенсионного возраста и получать пенсию РФ по условиям законодательства РФ, но проживая в Латвии.

Подробные разъяснения например также даны по официальной ссылке Агентства государственного социального страхования — по вопросам социального обеспечения и обязательного (государственного) социального страхования Латвийской Республики:

Применение Договора между Латвийской Республикой и Российской Федерацией

Вопросы пенсионного обеспечения лиц, прибывших из России на постоянное место жительства (ПМЖ) в Литву или вернувшихся в Россию из Литвы, регулируются подписанным правительствами Литовской Республики и Российской Федерации соглашением. Это соглашение было подписано в Москве 29 июня 1999 года и вступило в силу 29 мая 2001 года (?in., 2000, № 20-490).

Соглашение заключено по территориальному (интеграционному) принципу, суть которого - пенсии государственного социального страхования (по старости, утрате трудоспособности (инвалидности), вдов и сирот, в связи с утратой кормильца, за выслугу лет) в соответствии со своим законодательством назначает и выплачивает государство, на территории которого постоянно проживает получатель этих выплат.

Прибывшему из России человеку в Литве засчитывается приобретённый там трудовой стаж и назначается пенсия. Россия так же поступает с приехавшим из Литвы пенсионером.

В случае, если пенсионер переехал с территории одной страны в другое государство, выплаты пенсий в предыдущем месте жительства прекращаются с первого дня месяца, следующего за месяцем убытия. Компетентное учреждение страны, на территорию которого переехал пенсионер, в соответствии с национальным законодательством этой страны назначает и выплачивает пенсию со дня, с которого выплата пенсии была прекращена в прежнем месте жительства.

Назначение и выплата пенсий пенсионерам, прибывшим из России на постоянное место жительства(ПМЖ) в Литву

Пенсионер, который переехал из Российской Федерации на постоянное жительство в Литовскую Республику, по вопросу назначения и выплаты пенсии должен обратиться в территориальное отделение «Содры» по месту постоянного жительства. Заявитель должен представить документы, необходимые для назначения определённого вида пенсии:

заполненное прошение установленной формы о назначении пенсии;

документ, удостоверяющий личность (паспорт ЛР, удостоверение личности или вид на постоянное жительство в Литве);

справку из компетентного учреждения РФ, свидетельствующую о прекращении пенсионных выплат в этой стране;

документы, подтверждающие трудовой стаж (трудовую книжку, справки о стаже, выданные на прежних местах работы, архивные выписки и так далее);

справки о доходах, заработной плате.

Документы, выданные на русском языке, должны быть переведены на литовский язык.

Пенсионеру, переехавшему из России на проживание в Литву и не имеющему права на получение пенсии государственного социального страхования по той причине, что он не имеет статуса постоянного жителя, не имеет минимального трудового стажа, необходимого для назначения минимальной пенсии государственного социального страхования или по другим причинам, выплату пенсии должна продолжать Российская Федерация до тех пор, пока данное лицо не получит право на назначение пенсии в соответствии с Законом ЛР о пенсиях государственного социального страхования (станет постоянным жителем Литвы, приобретёт минимальный трудовой стаж для назначения определённого вида пенсии, и т.д.).

В этом случае человек должен обратиться в отдел социального страхования по месту жительства и представить:

прошение о возобновлении выплаты назначенной в России пенсии, адресованное на имя Пенсионного фонда Российской Федерации (заявление должно быть написано на русском языке, и в нём должно быть указано, по какому адресу человек проживал в России, какое территориальное управление Пенсионного фонда Российской Федерации выплачивало ему пенсию, реквизиты своего личного банковского счёта);

документ, удостоверяющий личность;

пенсионное удостоверение, выданное в России (если таковое у человека имеется).

Назначение и выплата пенсий пенсионерам, уехавшим из Литвы на ПМЖ в Россию

Пенсионерам, переехавшим на постоянное место жительства в Россию, пенсии государственного социального страхования выплачиваются за месяц выбытия (месяцем выбытия считается месяц, в котором в соответствии с данными Регистра населения ЛР выбывающий в Россию человек декларирует свой отъезд), и после этого ему прекращаются пенсионные выплаты в Литве. Из территориального отдела социального страхования необходимо взять справку о прекращении выплаты пенсии в Литве (должна быть указана дата, до которой пенсия выплачивалась). В России пенсия будет назначена в соответствии с действующим в этом государстве пенсионным законодательством. По вопросу назначения пенсии необходимо обратиться в местное пенсионное отделение по месту постоянного жительства в России.

(Окончание. Начало на стр. 4.)

Если переехавший из Литвы пенсионер не имеет права на получение пенсии согласно пенсионному законодательству России, то выплата назначенной ему в Литве пенсии государственного социального страхования продолжается, пока он не приобретёт право на получение пенсии согласно российскому закону о пенсионном обеспечении.

По вопросу возобновления выплаты назначенной в Литве пенсии следует обратиться в Службу зарубежных выплат фонда социального страхования «Содра» и представить:

* прошение о возобновлении пенсионных выплат с обязательным указанием подробных данных пенсионера: имени и фамилии, даты рождения, точного места жительства в России;

* копию документа, удостоверяющего личность, заверенную в установленном законом порядке;

* документ, подтверждающий место проживания данного лица;

* выданную компетентным учреждением - Пенсионным фондом РФ - справку, подтверждающую, что лицо по законам Российской Федерации не имеет права (с указанием причин) на получение пенсии.

Служба зарубежных выплат фонда социального страхования «Содра» перечисляет пенсии государственного социального страхования на банковский счёт получателя пенсии в Банке России или на его личный счёт в действующем на территории Литвы банке.

В Россию пенсия перечисляется в рублях по установленному Банком Литвы официальному обменному курсу рубля и лита. Расходы по переводу пенсионных средств пенсионеру из причитающейся ему пенсии не вычитаются, т.е. получатель не несёт никаких расходов, связанных с пенсионными выплатами.

Если в Литве назначена пенсия по утрате трудоспособности (инвалидности), то уехавшему на ПМЖ в Россию получателю пенсии её выплата в Литве будет прекращена, а пенсию назначит и будет выплачивать Россия.

Лицу, получавшему такую пенсию по утрате трудоспособности (инвалидности) в России и переехавшему жить в Литву, пенсия по инвалидности может быть назначена только в случае, если Служба по установлению нетрудоспособности подтвердит его уровень неработоспособности, а остальными документами будет подтверждено, что выплата ему пенсии в России прекращена.


В Россию каждый год приезжает все больше людей на постоянное место жительства, большинство из которых прибывают из стран СНГ. При выходе на пенсию кроме периода работы в России им может быть засчитан стаж работы и до приезда в Россию. Особые условия созданы для тех, кто приехал в Россию из Белоруссии – в некоторых случаях они получают пенсии сразу от двух стран.

Кто из иностранцев имеет право на российскую пенсию

Согласно российскому законодательству получать пенсию и некоторые другие социальные выплаты могут не только граждане Российской Федерации, но и граждане других стран.

Основное условие, которое нужно соблюдать для получения российской пенсии иностранцами – подтверждение факта постоянного проживания в России. Другими словами, иностранец может получать пенсию, имея вид на жительство в Российской Федерации.

Чтобы оформить страховую пенсию, иностранец должен соответствовать таким требованиям:

  • постоянно проживать в России на основании соответствующих документов (вида на жительство);
  • быть застрахованным в системе пенсионного страхования (это значит, что нужно получить СНИЛС – его выдают обладателям вида на жительство);
  • соответствовать требованиям Федерального закона 400-ФЗ «О страховых пенсиях» – то есть, иметь право на пенсию по критерию возраста, наличия стажа и пенсионных баллов.

Важно, что временно проживающий или пребывающий в России иностранец права на пенсию не получает. Другими словами, с разрешением на временное проживание (РВП) получить российскую пенсию нельзя.

Однако иметь статус застрахованного в системе обязательного пенсионного страхования России временно проживающие иностранцы могут при условии, что они официально работают в России.

Это нужно для того, чтобы иностранец в дальнейшем, если оформит вид на жительство или даже российское гражданство, имел право на страховую пенсию.

Стоит отметить, что если постоянно проживающий в России иностранец (то есть, имеющий вид на жительство) оформит пенсию, он будет ее получать даже, выезжая за пределы России. Но тут важно помнить, что при отсутствии в России определенный период времени вид на жительство может быть аннулирован.

Таким образом, граждане других стран, приехавшие в Россию на постоянное место жительства, при достижении пенсионного возраста получают право на пенсию. Однако исчисление ее размера зависит от того, гражданство какой страны есть у иностранца.

Наиболее лояльные условия для начисления пенсии есть у граждан Белоруссии, а также других стран СНГ (за исключением нескольких стран). Рассмотрим эти условия более подробно.

Учитывает ли Пенсионный фонд России стаж в странах СНГ

После распада СССР в 1991 году порядок начисления пенсий значительно усложнился. Каждая теперь уже независимая страна создала свое пенсионное законодательство.

Чтобы бывшие соотечественники могли без проблем перемещаться между странами и оформлять пенсию в стране проживания, 13 марта 1992 года было заключено Соглашение о гарантиях в области пенсионного обеспечения. Участниками Соглашения стали почти все страны бывшего СССР – за исключением Грузии, Азербайджана, Эстонии, Литвы и Латвии.

Соглашение подписали Правительства Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины. При этом представитель Молдовы тоже подписал соглашение, но с оговоркой, что Соглашение регулируется двусторонними соглашениями.

Основная суть Соглашения – пенсию выплачивает та страна, в которой проживает пенсионер, вне зависимости от того, в какой стране он заработал стаж. Между странами при этом не проводятся взаимные расчеты.

Соглашение касается всех пенсионеров и видов пенсий, за исключением назначения пенсий военнослужащим стран-участников соглашения. То есть, получать можно пенсию того вида, который есть в стране проживания.

Общие правила назначения пенсий гражданам стран, которые подписали Соглашение, включают следующие:

  • пенсия оформляется по месту жительства;
  • для назначения пенсий учитывается трудовой стаж, в том числе льготный, заработанный в любой стране из подписавших Соглашение;
  • размер пенсий рассчитывается, исходя из заработка в периоды работы. Если работа приходится на период, когда в стране уже введена национальная валюта, сумма заработка пересчитывается по курсу на момент назначения пенсии.

Эта норма фактически нивелирует заработанные пенсионные права граждан. В большинстве постсоветских стран с 1992 года (подписания Соглашения) были периоды с гиперинфляцией, так что к моменту оформления пенсии заработок сильно обесценился.

  • при переезде в другую страну пенсию человек оформляет уже по новому месту жительства;
  • справки, которые нужны для подтверждения стажа и зарплаты, принимаются без всяких процедур легализации.
  • Таким образом, при переезде в другую страну в пределах СНГ граждане имеют право оформлять пенсию в той стране, где они проживают фактически.

    Что касается лет, за которые учитывается стаж иностранных граждан в России, выделим такие периоды:

    • по 1 декабря 1991 года – стаж засчитывается как советский согласно законодательству РФ;
    • с 1 декабря 1991 по 31 декабря 2001 года – стаж засчитывается с учетом Соглашения и других двусторонних договоров между странами;
    • с 1 января 2002 года – стаж засчитывается только при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд России.

    С Молдовой у России действует новое соглашение – с 4 декабря 1995 года. С Грузией соглашение действует с 2002 года. Оба эти соглашения предполагают, что советский стаж учитывается по законам РФ, а стаж после 1991 года – по законам этих стран. Аналогичная ситуация действует и в отношении Литвы с 2001 года.

    На практике это означает, что Пенсионный фонд России признает трудовой стаж в Молдове, Грузии и Литве с 1991 по 2001 годы только если есть подтверждение уплаты взносов в бюджеты этих стран.

    С 1999 года действует соглашение России с Азербайджаном, с 2007 года – с Эстонией, а с 2011 года – с Латвией. Содержание соглашений отличаются в некоторых аспектах, но суть заключается в том, что Россия принимает стаж граждан этих стран как до 1991 года, так и после.

    Особая ситуация – отношения между Белоруссией и Россией в сфере пенсионной системы. В отличие от других стран, для граждан РБ, проживающих в России, предлагается больше прав.

    Назначение пенсий гражданам Белоруссии, проживающим в России

    С 29 марта 2007 года вступил в силу Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения. Документ определяет порядок выплаты не только пенсий, но и множества других социальных выплат гражданам Белоруссии в России и наоборот.

    Согласно Договору для граждан Белоруссии, проживающих в России, и наоборот, предоставляются на выбор 2 варианта начисления и выплаты пенсии:

      за стаж до 13 марта 1992 года пенсию платит страна, в которой живет пенсионер. За периоды после этой даты – та страна, в которой этот стаж заработан.

    Например, гражданин Белоруссии живет в России. У него есть стаж до 13.03.1992 года, а также 7 лет стажа в Белоруссии и 8 лет – в России. При выборе первого варианта: от России он будет получать часть пенсии за советский период (так как живет в России) и за 8 лет стажа в России. Белоруссия будет ему платить за 7 лет, которые он проработал там.

  • пенсия назначается и выплачивается только по законодательству страны, где проживает пенсионер.
  • Выбрать вариант можно только один раз, пересмотреть свой выбор не получится. При этом, выбрав первый вариант, нельзя будет за один и тот же период получать пенсию от двух стран сразу.

    Важно, что полную пенсию, рассчитанную согласно российскому законодательству, РФ будет платить гражданину Белоруссии только при наличии стажа на территории РФ не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин.

    Если такого стажа недостает, то рассчитанный размер пенсии делится на 240 или 300 месяцев соответственно и умножается на количество месяцев стажа в России. Другими словами, пенсия устанавливается пропорционально минимальному необходимому стажу.

    Суммарная выплата не может быть меньше минимального размера пенсии. В России это прожиточный минимум пенсионера. Если пенсия (даже от двух стран сразу) будет суммарно меньше минимальной, пенсионеру доплатят до минимального или базового размера (доплатит та страна, где он живет).

    Социальные пенсии выплачиваются только по законам той страны, где живет пенсионер. При выезде за пределы страны выплата прекращается, пока пенсионер не оформит пенсию по новому месту жительства.

    Таким образом, Договор между Россией и Белоруссией позволяет получать гражданам этих государств получать пенсию от двух стран сразу, если они успели поработать и в России, и в Белоруссии. Это позволяет не «терять» заработок на конвертации валют, что случается с гражданами других постсоветских стран.

    Жители обеих стран пользуются такой возможностью. По состоянию на 2017 год в Белоруссии российскую пенсию получали 22,7 тысяч человек, а в России пенсию по белорусским законам получали 1,8 тысячи человек.

    Как учитывается заработок в другой валюте

    Прежде всего, напомним, что заработок и страховые взносы, уплаченные в других странах, могут учитываться только до 1 января 2002 года, когда в России заработал Федеральный закон № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях». Согласно нему с 2002 года на размер пенсии влияют только страховые взносы в Пенсионный фонд России.

    Поэтому взносы, которые перечислялись в Пенсионные фонды стран СНГ после 2002 года, не учитываются при расчете российской пенсии. Расчет пенсионных прав на конец 2001 года по заработку за 2000-2001 годы тоже может проводиться только на основе данных персонифицированного учета на территории России.

    Следовательно, учесть можно только данные о зарплате из справки, содержащей информацию о заработке заявителя за любые 60 месяцев подряд.

    Однако данные о заработке нужно учитывать в российских рублях, тогда как после советского периода зарплату работники получали в национальной валюте страны, где жили. Поэтому принят такой порядок:

    • за периоды до момента введения национальной валюты заработок считается в советских рублях;
    • за периоды после введения национальной валюты сумма конвертируется в российские рубли по официальному курсу на 1 января 2002 года (то есть дату, когда пенсионные права конвертировались в пенсионный капитал). За периоды до 1 января 1998 года (деноминация в России) суммы умножаются в 1000 раз.

    По факту рассчитанные пенсии оказываются низкими – доходы в постсоветских странах (за исключением Прибалтики) были низкими, а курсы валюты – нестабильными. С учетом деноминации рубля рассчитанные пенсии граждан стран СНГ оказываются ниже, чем при работе на аналогичных должностях в России.

    На «горячую линию», (8 495.987 09 19), Главного управления Пенсионного фонда №5 , обслуживающего жителей, проживающих на территории САО г. Москвы и подмосковных городов Химки и Долгопрудный, в последнее время поступает много вопросов о праве на пенсию бывших граждан СНГ, живущих в России. На этот непростой вопрос отвечает начальник ГУ ПФР №5 Александр Акименко.



    Он сообщил, что механизм пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств бывшего СССР, подробно прописан в соответствующих международных договорах:

    - Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины) http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/sng.doc ;

    - Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 года http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/moldova.doc ;

    - Соглашение между Правительством РФ и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 года http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/gruzia.doc ;

    - Соглашение между Правительством РФ и Правительством Литовской Республики о пенсионном обеспечении от 29 июня 1999 года http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/litva.doc ;

    - Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/belarus.doc ;

    - Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 18 декабря 2007 года http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/latviya.doc ;

    - Договор между Российской Федерации и Эстонской Республикой в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 года http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/dogrosest.pdf.



    При этом он особо отметил, что для применения международных соглашений необходимым условием для назначения пенсии на территории РФ является постоянное проживание на территории России, которое подтверждается:

    - паспортом гражданина РФ с отметкой о регистрации по месту жительства, видом на жительство для иностранного гражданина либо лица без гражданства, в том числе с отметкой о регистрации по месту жительства

    Для применения международных договоров необходимым условием для назначения пенсии на территории России является законное проживание на территории России, которое подтверждается:

    - паспортом гражданина РФ с отметкой о регистрации по месту жительства; свидетельством о регистрации по месту пребывания;

    Для применения международных договоров необходимым условием для назначения пенсии на территории России является законное проживание на территории России, которое подтверждается:

    - видом на жительство для иностранного гражданина либо лица без гражданства, в том числе и с отметкой о регистрации по месту жительства

    Александр Акименко, также разъяснил и какие периоды работы или иной деятельности, включаемые в страховой стаж, дают право на страховую пенсию по старости.

    - Страховой стаж засчитывается, прежде всего, гражданам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, -говорит Александр Акименко.- Учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом стаж работы после 01.01.2002 года может быть включен в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

    Он также пояснил права граждан прибывшим из разных стран СНГ, при этом, трудовой стаж, заработанный в той или иной стране имеет свою специфику. Так, к примеру, гражданам, прибывшим из Республики Молдова и Республики Грузия, учитывается трудовой стаж, приобретенный в соответствии с законодательством РФ или Республик Молдова или Грузия, а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1990 года. Периоды работы на территории Республик Молдова и Грузия после 1 января 1991 года включаются в страховой стаж на основании справок компетентных органов названных государств об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование. Гражданам, прибывшим из Республики Литва, принимается во внимание страховой стаж, учитываемый при назначении пенсий согласно законодательству РФ и Республики Литва, в том числе и до вступления в силу настоящего соглашения между ними. Исчисление периодов работы за пределами территории Российской Федерации после 1 декабря 1991 года производится на основании справки о страховом стаже, выданной Отделом заграничных пенсий Управления фонда государственного социального страхования Литовской Республики.

    Гражданам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан), учитывается страховой стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 года, независимо от уплаты страховых взносов. Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

    При исчислении расчетного размера страховой пенсии гражданам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, с которыми не заключены международные соглашения в области пенсионного обеспечения, во внимание принимаются сведения о заработной плате в рублях за периоды работы на территории этих государств, предшествующие введению национальной валюты.

    При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Республики Беларусь учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Подсчет страхового (трудового) стажа для исчисления размера пенсии осуществляется согласно законодательству Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию.

    При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Эстонской Республики учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР. Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.

    При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Латвийской Республики учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства.

    Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

    Читайте также: