Пенсии и экономический суд снг

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУД
СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

от 20 января 2000 года N 01-1/5-99

Экономический Суд Содружества Независимых Государств в составе:

председательствующего - и.о.Председателя Экономического Суда Симоняна Г.В.,

судей Экономического Суда Апостола Д.Д., Вылкова И.К., Махмудовой Л.Ш., Мирошник В.И., Сарсенбаева А.О., Толибова Х.,

при секретаре Медведевой Т.Е.,

c участием Генерального советника Экономического Суда Прониной М.Г.,

представителя Совета министров обороны государств-участников Содружества Независимых Государств Стаховского С.Ю. и представителя Министерства обороны Российской Федерации Карпова И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по запросу Совета министров обороны государств-участников Содружества Независимых Государств о толковании, установил:

Совет министров обороны государств-участников Содружества Независимых Государств обратился в Экономический Суд Содружества Независимых Государств с запросом о толковании применения пункта 1 статьи 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года. В обоснование запроса Совет министров обороны государств-участников Содружества Независимых Государств указал на неоднозначное толкование государственными органами применения пункта 1 статьи 2 Соглашения при исчислении выслуги лет для назначения пенсии военнослужащим, проходившим ранее военную службу на территориях бывших союзных республик СССР. Разногласия касаются, в частности, вопроса о том, законодательство какого государства - места проживания военнослужащего (и, следовательно, назначения пенсии) либо места службы должно применяться при льготном исчислении выслуги лет:

1) военнослужащим за период службы в Вооруженных Силах СССР на территориях бывших союзных республик и уволенных из Вооруженных Сил СССР;

2) военнослужащим, проходившим службу в другом государстве и переведенным для продолжения службы в вооруженные силы государства по новому месту жительства и уволенных из указанных вооруженных сил. При этом ставится вопрос о возможности применения законодательства государства-участника по месту службы военнослужащего (а именно Республики Казахстан), если оно устанавливает основание для льготного исчисления выслуги лет, которое не было предусмотрено законодательством бывшего Союза ССР, в период действия которого проходил службу военнослужащий.

Заслушав судью-докладчика Апостола Д.Д., представителя Совета министров обороны государств-участников Содружества Независимых Государств Стаховского С.Ю. и представителя Министерства обороны Российской Федерации Карпова И.Г., обсудив заключение Генерального советника Экономического Суда Прониной М.Г., исследовав имеющиеся в деле документы, Экономический Суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 31 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года, толкование пункта 1 статьи 2 Соглашения от 15 мая 1992 года следует осуществлять исходя из обычного значения содержащихся в нем терминов в их контексте, охватывающем не только текст указанного Соглашения, но и иных взаимосвязанных с ним соглашений.

С этих позиций толкуемое Соглашение от 15 мая 1992 года является специальным Соглашением, заключение которого было предусмотрено статьей 2 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, установившим ряд общих принципов пенсионного обеспечения граждан, осуществление такого обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают, учет трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств-участников Соглашения, для установления права на пенсию и др. При этом государства-участники Соглашения от 13 марта 1992 года исходили из признания того, что государства-участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения.

Соглашение от 15 мая 1992 года основывалось также на Соглашении между государствами-участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года.

Принципы сотрудничества государств-участников указанных выше соглашений по существу были закреплены и конкретизированы в заключенном 15 мая 1992 года специальном Соглашении о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих.

При решении вопросов, касающихся социальных и правовых гарантий военнослужащих, в том числе их пенсионного обеспечения, государствами учитывалось право военнослужащих перевестись для прохождение военной службы или уволиться в запас (отставку) из одного государства Содружества в другое. Кроме того, Соглашение от 14 февраля 1992 года закрепляло за военнослужащими право сохранять гражданство государства-участника Содружества, которое они имели до призыва (поступления) на военную службу, и после увольнения с военной службы право принимать гражданство государства пребывания, остаться на постоянное жительство на его территории или избрать другое место жительства. Реализация указанных выше прав никакими временными рамками не ограничивалась и продолжается в настоящее время.

Соглашение от 15 мая 1992 года вступило в силу с момента подписания его государствами: Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Молдова, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Республикой Узбекистан, Украиной. 5 сентября 1994 года к Соглашению присоединился Туркменистан. Не подписано Соглашение Азербайджанской Республикой и Грузией.

Закрепив в статье 1 общий принцип пенсионного обеспечения военнослужащих на условиях, по нормам и в порядке, предусмотренных законодательством государства, на территории которого проживают военнослужащие, Соглашение в статье 2 установило: "В выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в вооруженных силах и других воинских формированиях, указанных в статье 1 настоящего Соглашения, в порядке, установленном законодательством государств-участников, на территории которых военнослужащие проходили службу". Таким образом, Соглашение установило обязанность государства-участника, осуществляющего назначение военнослужащему пенсии, не только зачислять в выслугу лет его службу в другом государстве, но и применять при этом законодательство этого государства.

Если же законодательство государства, в котором военнослужащий проходил службу, устанавливает льготный порядок исчисления выслуги лет за период службы в этом государстве, органы государства по месту жительства военнослужащего должны произвести соответствующее исчисление.

Проведенный Экономическим Судом анализ законодательства бывшего Союза ССР, а также законодательств государств-участников Соглашения от 15 мая 1992 года (Республики Беларусь, Российской Федерации, Республики Казахстан и других), принятого после создания вооруженных сил этих государств, показывает, что нормативные акты ряда государств устанавливают льготный порядок исчисления выслуги лет военнослужащим, проходившим службу в составе Вооруженных Сил бывшего Союза ССР на территории союзных республик, входивших в состав СССР, в особых условиях, в частности, в отдаленных, высокогорных местностях и местностях с неблагоприятными условиями, что соответствует требованиям международной договоренности государств, закрепленной в Соглашении от 15 мая 1992 года.

Вместе с тем Закон Республики Казахстан о социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне от 18 декабря 1992 года, вступивший в силу с 1 января 1993 года, установил новое основание для льготного исчисления выслуги лет, которое законодательством бывшего Союза ССР не предусматривалось - служба на территориях, пострадавших от воздействия ядерных испытаний в период с 29 августа 1949 года по 1 января 1992 года. При этом служба с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года засчитывается в выслугу лет в тройном размере, а с 6 июля 1963 года по 1 января 1992 года - в полуторном размере.

Статья 2 упомянутого Закона, кроме того, устанавливает, что "граждане, выехавшие из указанных районов и городов на другое место жительства, подпадающие под действие настоящего Закона и проживающие за пределами территории Республики Казахстан, пользуются льготами, предусмотренными настоящим Законом в соответствии с межгосударственными соглашениями", а статья 21 Закона предусматривает распространение его действия на основании международных соглашений и на иностранных граждан. Таким межгосударственным соглашением является толкуемое Соглашение от 15 мая 1992 года.

Статья 2 Соглашения от 15 мая 1992 года содержит лишь общую ссылку на законодательство государства места службы независимо от сроков его принятия. В период подписания государствами-участниками Содружества упомянутых выше соглашений от 14 февраля 1992 года, 13 марта 1992 года и 15 мая 1992 года соответствующее законодательство во многих государствах еще не было принято.

Несмотря на то, что статья 2 Соглашения от 15 мая 1992 года не содержит прямой отсылки к законодательству бывшего Союза СССР, именно оно подлежало применению при решении соответствующих вопросов в период отсутствия национального законодательства.

Экономический Суд считает, что этот вывод подтверждается системным толкованием норм Соглашения от 15 мая 1992 года, статья 1 которого прямо указывает на применение законодательства бывшего Союза ССР до принятия государствами законодательных актов по соответствующим вопросам. Такой вывод следует и из положений статьи 2 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, статей 1 и 4 Соглашения о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года, на которое опиралось Соглашение от 15 мая 1992 года.

Временные рамки принятия государствами соответствующих законодательных актов были определены Соглашением от 14 февраля 1992 года, статья 4 которого устанавливала, что государства-участники Содружества берут на себя обязательство в 1992 году разработать и принять взаимосогласованные законодательные акты о социальной защите военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей. Принятие же государствами актов по вопросам пенсионного обеспечения, льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии и т.д. фактически происходило в конце 1992 года, 1993 года и последующих годах.

Исходя из содержания части 1 статьи 2 Соглашения от 15 мая 1992 года, Суд констатирует, что: 1) принятие 18 декабря 1992 года Республикой Казахстан Закона, устанавливающего льготное исчисление выслуги лет военнослужащим по такому основанию как служба в местностях, пострадавших от воздействия ядерных испытаний в период с 29 августа 1949 года по 1 января 1992 года, влечет обязательство государств-участников Соглашения от 15 мая 1992 года применять указанный выше Закон при исчислении выслуги лет военнослужащим, служившим в указанный период на территории, подвергшейся воздействиям ядерных испытаний, и уволившимся из вооруженных сил после вступления в силу указанного Закона; 2) законодательство бывшего Союза ССР, касающееся исчисления выслуги лет военнослужащих, проходивших службу на территориях бывших союзных республик, подлежало применению только при условии отсутствия законодательства государства, в котором военнослужащий проходил службу. С учетом изложенного Экономический Суд констатирует несогласованность с положениями части 1 статьи 2 Соглашения от 15 мая 1992 года правила части 1 статьи 7 Постановления Совета Министров Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941, предусматривающего, что "служба военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в отдаленных, высокогорных местностях и в местностях с неблагоприятными условиями на территории республик, ранее входивших в состав СССР, до введения в действие настоящего Постановления засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на соответствующих льготных условиях, установленных законодательством бывшего Союза ССР".

Указанное Постановление было принято 22 сентября 1993 года, введено в действие с 1 февраля 1993 года, когда уже действовал Закон Республики Казахстан от 18 декабря 1992 года, и в силу части 1 статьи 2 Соглашения от 15 мая 1992 года выслуга лет военнослужащим, уволенным и реализующим право на пенсионное обеспечение после 1 января 1993 года и проходившим службу в Республике Казахстан, в том числе в указанный в законе период, подлежит исчислению на основе Закона Республики Казахстан.

Закон Республики Казахстан от 18 декабря 1992 года подлежит применению к лицам, проходившим службу в Вооруженных Силах бывшего Союза ССР на территории Республики Казахстан и продолжавшим служить в Вооруженных Силах Республики Казахстан после вступления в силу Закона от 18 декабря 1992 года, уволившимся из них в связи с переездом в другое государство-участник Соглашения либо переведенным на службу в вооруженные силы другого государства-участника.

Норма части 1 статьи 2 Соглашения является отсылочной. В ней идет речь о службе в вооруженных силах и других воинский формированиях, указанных в статье 1 Соглашения. Последняя распространяет установленный порядок пенсионного обеспечения на военнослужащих трех категорий вооруженных сил: 1) вооруженных сил государств-участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств; 2) объединенных вооруженных сил Содружества и 3) вооруженных сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР. Следовательно, при увольнении военнослужащего после 1 января 1993 года и назначении ему пенсии по месту постоянного жительства его служба в Вооруженных Силах Республики Казахстан, а также в Вооруженных Силах бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных силах Содружества на территории этой республики подлежит зачету в выслугу лет по законодательству Республики Казахстан.

С учетом изложенного Экономический Суд пришел к выводу, что служба на территории Республики Казахстан, в том числе в период вхождения ее в Союз ССР, должна была засчитываться государством, назначающим пенсию, в выслугу лет военнослужащим в порядке, установленном законодательством бывшего Союза ССР, лишь в случае, если военнослужащий был уволен из вооруженных сил в период с 15 мая 1992 года по 1 января 1993 года, то есть после подписания Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств и до вступления в силу Закона Республики Казахстан о социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, от 18 декабря 1992 года.

Соглашение от 15 мая 1992 года вступило в силу с момента подписания государствами-участниками, и его действие распространяется на отношения по пенсионному обеспечению военнослужащих, уволенных из вооруженных сил после вступления Соглашения в силу.

Поэтому Экономический Суд считает, что положения части 1 статьи 2 Соглашения о порядке исчисления выслуги лет не распространяются на военнослужащих, уволенных из Вооруженных Сил бывшего Союза ССР.

Особые основания для льготного исчисления выслуги лет устанавливаются и законодательством других государств-участников Соглашения (в частности, Республикой Беларусь, Молдовой), которое подлежит применению при назначении пенсии военнослужащим, переведенным в вооруженные силы других государств-участников.

Соглашение от 15 мая 1992 года создает обязательства по пенсионному обеспечению военнослужащих и исчислению при этом выслуги лет за период службы в другом государстве по законодательству последнего, где военнослужащий проходил службу за период такой службы, лишь для государств, подписавших это Соглашение.

Такое обязательство не возникает между государствами-участниками Соглашения и государствами, не подписавшими Соглашение, в частности, Азербайджанской Республикой и Грузией.

У государств-участников Соглашения от 15 мая 1992 года, с одной стороны, и государств, не являющихся участниками этого Соглашения, с другой, не возникает взаимного обязательства учитывать срок службы в вооруженных силах этих государств при назначении пенсии военнослужащему.

На основании изложенного, руководствуясь пунктами 5 и 16 Положения об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств и пунктами 143 и 148 Регламента Экономического Суда Содружества Независимых Государств, Экономический Суд решил:

дать по запросу Совета министров обороны государств - участников Содружества следующее толкование применения пункта 1 статьи 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года:

1. При назначении государством-участником Соглашения от 15 мая 1992 года пенсии военнослужащему его служба в другом государстве-участнике Соглашения засчитывается в выслугу лет, в том числе в льготном исчислении, на основании законодательства этого другого государства, принятого как до, так и после подписания Соглашения от 15 мая 1992 года.

2. Порядок исчисления выслуги лет, определенный частью 1 статьи 2 Соглашения от 15 мая 1992 года, применяется к военнослужащим, проходившим службу на территориях других государств-участников Соглашения от 15 мая 1992 года, в том числе в период их вхождения в состав Союза ССР, и реализующим право на пенсионное обеспечение после принятия государством места службы соответствующего законодательства.

3. Копию решения направить в Совет министров обороны государств-участников Содружества Независимых Государств, государствам-участникам Содружества Независимых Государств, министерствам обороны и министерствам юстиции государств-участников Содружества Независимых Государств, Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств, а также для сведения в Экономический совет Содружества Независимых Государств, Межпарламентскую Ассамблею государств-участников Содружества Независимых Государств, Совет командующих Пограничными войсками государств-участников Содружества Независимых Государств.

4. Настоящее решение является окончательным и обжалованию не подлежит.

5. Решение подлежит опубликованию в изданиях Содружества и средствах массовой информации государств-участников Соглашения о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года.

Текст документа сверен по:
рассылка

Максимова Е.А.

Старший преподаватель кафедры гражданского права Уральского филиала Российской академии правосудия г.Челябинск, Россия

Проблемы пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из стран СНГ

Аннотация

Анализируются некоторые проблемы пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из стран СНГ, основанные на примерах судебной практики по таким делам. Проблемы и выводы, изложенные автором, могут быть использованы в совершенствовании законодательства в данной сфере.

Ключевые слова: пенсия по старости, страны СНГ, трудовой стаж, иск.

Key words: old-age-pension, CIS countries, seniority, lawsuit.

Распад СССР и возникшие геополитические в связи с этим процессы значительно затруднили жизнь людей, особенно тем, кто вынужден по тем или иным причинам переезжать из одной страны СНГ в другую. Сложности возникают во многих сферах, в том числе и в области пенсионного обеспечения и реализации прав граждан по получение пенсии по старости. Российским судам нередко приходится разрешать пенсионные споры о назначении и выплате пенсий гражданам Российской Федерации и гражданам государств – участников СНГ, постоянно проживающим в Российской Федерации.

В регулировании данного вопроса большое значение имеет Соглашение «О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», заключенного 13 марта 1992 г. Правительствами Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины(1).

В соответствии со ст. 1 этого Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств – участников вышеуказанного Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

При назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств – участников Соглашения от 13.03.1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств – участников Соглашения от 13.03.1992 года.

Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах – участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

В случае, если в государствах – участниках Соглашения от 13.03.1992 года введена собственная валюта, размер заработка (дохода) определяется путем перевода иностранной валюты в рубли по текущему курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на день обращения за назначением пенсии – независимо от того, за какие периоды представляется заработок для исчисления пенсии. Курс валюты публикуется в “Российской газете”. (Письмо Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994 N 1-369-18 “О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР”)(2). При обращении за установлением пенсии после 1 января 2002 г. перевод национальной валюты осуществляется на дату конвертации пенсионных прав, то есть по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на 1 января 2002 г. (период выплаты заработной платы в переходной валюте заменяется другими месяцами, непосредственно предшествующими или следующими за ним (п. 11 Распоряжения Правления ПФ РФ от 22.06.2004 N 99р “О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР”(3).

При этом чаще всего размер пенсии в таких случаях для граждан, обращающихся за назначением пенсии в Российской Федерации, оказывается значительно ниже, чем для граждан, работавших в Российской Федерации. Дело в том, что, рассчитывая средний размер заработной платы, подразделения Пенсионного фонда РФ переводят его суммы в российскую валюту на дату конвертации, при этом ещё учитывают деноминацию в России в 1998г. деля сумму заработка до 1998г. на 1000. В связи с этим, естественно, размер пенсии оказывается унизительно маленьким.

Так, гражданка Ткачёва Н.В. обратилась в Тракторозаводский районный суд г. Челябинска с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Тракторозаводском районе г.Челябинска о включении периодов работы в страховой стаж, перерасчёте пенсии и взыскании невыплаченных сумм пенсии. Пенсионерка в своём заявлении ссылалась на то, что ответчиком был неправильно рассчитан размер заработка в период работы с 1994 г. по 1999г. в Белоруссии, так как он необоснованно применил деноминацию рубля в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 1997г. №1182 «О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен»(4), поделив суммы заработка на 1000 после перевода его из белорусской валюты в российскую по состоянию на 01 января 2002г. И это при том, что по состоянию на 01.01.2002 года Центральный банк РФ установил следующий курс белорусского рубля: 1000 Белорусских рублей – 18.7985 рублей российских. Однако, суд отказал в удовлетворении исковых требований гражданки(5). Аналогичное решение принял и вышестоящий суд, оставив решение районного суда в силе.

Существуют и иные проблемы, с которыми сталкивают граждане, прибывшие из стран СНГ. Министерство социальной защиты населения Российской Федерации своим указанием от 29 октября 1992 г. N 1-91-У разъяснило, что лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из республик, ранее входивших в состав СССР, органы социальной защиты населения производят назначение социальных выплат только в случаях их прописки на территории России или признания их в установленном порядке беженцами либо вынужденными переселенцами. Назначение социальных выплат производится при предъявлении заявителем подтверждающего соответствующий факт документа. В связи с принятием Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”(6) реализация права на пенсионное обеспечение по нормам международных соглашений граждан, снявшихся с регистрационного учета по прежнему месту жительства, стала затруднительной, так как возникли серьезные проблемы относительно сроков назначения и получения пенсии при переезде из одного государства так называемого ближнего зарубежья в другое. Естественно, что применение пенсионного законодательства с учетом норм о гражданстве привело к существенным нарушениям пенсионных прав и к массовым обращениям за их судебной защитой(7).

Так, гражданин Казахстана, переехавший на постоянное жительство к дочери в г. Ярославль, при выезде с прежнего места жительства был снят с учета в органах социального обеспечения. В том же месяце он был зарегистрирован по месту пребывания и обратился в орган Пенсионного фонда (ПФР), где ему объяснили, что иностранные граждане имеют право на трудовую пенсию при постоянном проживании на территории Российской Федерации, а признать их таковыми можно при получении вида на жительство, который выдается лишь по истечении одного года с момента получения разрешения на временное проживание. Разрешение же, в свою очередь, может быть выдано паспортно-визовой службой по истечении шести месяцев с момента обращения. Таким образом, с учетом правил и процедуры получения вида на жительство право на пенсионное обеспечение в России возникает не ранее чем через 25 – 27 месяцев после переезда.

Пенсионер обратился в районный суд г. Ярославля с иском к отделению ПФР о признании недействительным решения об отказе в назначении ему пенсии по старости. Суд, исследовав материалы дела, счел толкование пенсионного законодательства органами ПФР неправильным(8).

Однако нередко судами принимались и прямо противоположные решения. Так, В.А. Немцев, являясь гражданином Узбекистана, в октябре 2002 г. приехал в Ульяновскую область, где приобрел в собственность квартиру, зарегистрированную на имя жены, оформил регистрацию в данной квартире. Районный суд своим решением от 29 января 2003 г. обязал УПФР назначить ему пенсию с 26 ноября 2002 г. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда это решение было оставлено без изменения. По надзорной жалобе ответчика дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, который Определением от 4 октября 2005 г. передал его для рассмотрения по существу в Президиум Ульяновского областного суда на предмет отмены состоявшихся судебных постановлений. При этом Верховным Судом было отмечено, что на момент рассмотрения дела истец имел статус временно пребывающего в Российской Федерации, поэтому вывод суда о том, что он в соответствии с законодательством приобрел право на пенсию, являлся преждевременным(9).

Таким образом, по-прежнему, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, назначают и выплачивают пенсию и гражданам стран ближнего зарубежья лишь после получения ими вида на жительство или – в единичных случаях – при наличии решений судов, подтверждающих факт их постоянного проживания на территории России. При этом возможность обращения в суд за установлением такого факта органами ПФР не разъясняется.

При этом в ч. 3 ст. 3 Закона о трудовых пенсиях, прямо сказано, что наравне с гражданами Российской Федерации имеют право на трудовую пенсию иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, за исключением случаев, установленных международным договором Российской Федерации. Следовательно, приоритет отдается нормам международного договора. Ссылка на международный договор со всей очевидностью свидетельствует о том, что им может быть установлено и более льготное условие предоставления права на пенсию иностранным гражданам по сравнению с Законом, т.е. в данном случае и без факта их постоянного проживания в России.

Итак, судебная практика по пенсионным делам граждан СНГ довольно распространена и в то же время неоднозначна. Разумеется, что в суд за защитой своих пенсионных прав обращается лишь незначительная часть пенсионеров, переезжающих в Россию. Остальная же часть, как правило, мирится с низким размером пенсии либо с многомесячной невыплатой им пенсии. Становится очевидным, что законодатель должен своим волевым решением защитить права пенсионеров, приехавших их стран СНГ, урегулировав спорные вопросы в законодательстве Российской Федерации.

Литература

(1)Соглашение стран СНГ от 13.03.1992 “О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения”// Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ “Содружество”. – N 3. – 1992.

(2)Письмо Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994 N 1-369-18 “О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР” // Российские вести.- N 36. – 01.03.1994.

(3)Распоряжение Правления ПФ РФ от 22.06.2004 N 99р “О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР”// Пенсия. – N 10. – 2004.

(4)Постановление Правительства РФ от 18.09.1997 N 1182 “О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен” // Собрание законодательства РФ. – 22.09.1997. – N 38. – Ст. 4389.

(5)Решение Тракторозаводского районного суда г.Челябинска по делу №2-304/2010 от 16 декабря 2011г.// Архив Тракторозаводского районного суда г. Челябинска

(6)Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” // Собрание законодательства РФ. – 29.07.2002. – N 30. – Ст. 3032.

(7)Азарова Е.Г. Разрешение пенсионных споров граждан государств СНГ // Комментарий судебной практики. Вып. 15 / под ред. К.Б. Ярошенко. – М.: Юридическая литература, 2010. – С. 94 – 113.

(8)Судом защищены права пенсионера, прибывшего из ближнего зарубежья // Сайт Ярославского обл. суда: http://oblsud.yar.ni/lctynz, 1 сентября 2004 г.

(9)Судебный вестник Ульяновского областного суда. 2006.

46 комментариев

Здравствуйте!Сколько людей страдает от бездарности и черствости чиновников. Быть может покажется что они стоят на страже закона,но это ведь не так,они просто ненавидят нас русских,хотя сами являются таковыми зачастую,вот только не понятно за что,от них не убудет.140 миллионов на такую страну ну очень мало,может дойдет когда-то до кого-то,хотелось бы,хотя и мало в это верится.У меня однокашник инвалид войны 2 группы(Афганистан) с Украины,получил ВНЖ,а пенсию не переводит т.к.не знает сохранится ли его статус в России,может кто подскажет или здесь тоже действует Соглашение от 13.03.1992.Спасибо.

С 1 января 2012 года в ст. 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее – Закон РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-I) Федеральным законом от 8 ноября 2011 года № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"» (далее – Федеральный закон от 8 ноября 2011 года № 309) внесены изменения, снижающие процентный размер (объем) денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсии, со 100 процентов до 54 процентов.

30 марта 2012 года Экономический Суд СНГ в определении № 01-1/1-12 отказал в принятии Запроса Координационного совета Международного союза «Содружество общественных организаций ветеранов (пенсионеров) независимых государств» о толковании применения статьи 1 Соглашения от 15 мая 1992 года, в связи с тем, что вопросы, содержащиеся в запросе, требуют оценки правомерности принятия и применения национальных актов государств-участников Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств участников Содружества независимых государств от 15 мая 1992 года, а разъяснение актов национальных законодательств государств-участников Содружества Независимых Государств о пенсионном обеспечении военнослужащих не относится к компетенции Экономического Суда СНГ.

На сегодняшний день судебные органы Российской Федерации, в частности Конституционный Суд Российской Федерации, в своих судебных постановлениях и определениях применили новую редакцию Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и дали ей толкование. Однако данное толкование говорит о неоднозначном применении Российской Федерацией ст. 1 Соглашения между государствами-участниками Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года.

5 июня 2012 года Свердловский районный суд города Костромы пришел к убежденности в том, что снижение с 1 января 2012 года процентного размера (объема) денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсии, со 100 процентов до 54 процентов, предусмотренное ст. 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I, противоречит Соглашению от 15 мая 1992 года, и направил Запрос в Конституционный Суд Российской Федерации (приложение 1), в котором указал:
"Российской Федерацией, как государством-участником Содружества Независимых Государств, в сфере пенсионного обеспечения военнослужащих, заключены следующие международные договоры: Соглашение о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей от 14 февраля 1992 года (далее - Соглашение от 14 февраля 1992 года); Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-Участников СНГ от 15 мая 1992 года (далее - Соглашение от 15 мая 1992 года).
Российская Федерация» в числе других государств-участников Союза Независимых Государств (СНГ), ратифицировав Устав СНГ Постановлением ВС РФ от 15 апреля 1993 года № 4799-1, вступившим в силу для Российской Федерации 20 июля 1993 года, и Соглашение о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств, делегировала Экономическому Суду право официального толкования, носящего обязательный характер.
Из решения Экономического Суда СНГ от 6 февраля 2009 года № 01-1/2-08 следует, что в соответствии со статьей 1 Соглашения от 15 мая 1992 года пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств-участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сип Содружества, Вооруженных Сип и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи, а до принятия этими государствами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленных законодательством бывшего Союза ССР.
Экономический Суд СНГ отмечает, что в данной норме закреплен принцип территориальности, означающий осуществление пенсионного обеспечения военнослужащих по законодательству государства места постоянного жительства. В статье 1 Соглашения от 15 мая 1992 года, кроме того, предусмотрено: «при этом уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей, устанавливаемый законодательством государств-участников, не может быть ниже уровня, установленного ранее законодательными и другими нормативными актами бывшего Союза ССР».
Таким образом, указывает Экономический Суд СНГ, в указанной норме наряду с принципом территориальности зафиксировано требование, предъявляемое международным договором к правовым актам национального законодательства, - сохранение уровня прав и льгот, ранее предоставленных военнослужащим. лицам, уволенным с военной службы, и членам их семей законодательством бывшего Союза ССР.
Экономический Суд СНГ в решении от 6 февраля 2009 года № 01-1/2-08 отметил, что статья 1 Соглашения от 14 февраля 1992 года применима ко всему комплексу прав и льгот в области социальной защиты военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, включая право на пенсионное обеспечение.
Кроме того, в решении Экономического Суда СНГ от 20 января 2000 года № 01-1/5- 99 указывается, что Соглашение от 15 мая 1992 года вступило в силу с момента подписания государствами-участниками и его действие распространяется на отношения по пенсионному обеспечению военнослужащих, уволенных из вооруженных сил после вступления Соглашения в силу.
Экономический Суд СНГ в решении от 15 апреля 1999 года № 01-1/5-98 разъясняет, что термин «уровень прав и льгот», употребляемый в статье 1 Соглашения от14 февраля 1992 года, непосредственно относится к "объему и характеру получаемых управомоченными лицами материальных благ".
В решении от 6 февраля 2009 года N 01-1/2-08 Экономический Суд СНГ, исходя из положений статьи 1 Соглашения от 15 мая 1992 года, указал, что "для оценки уровня пенсионного обеспечения военнослужащих имеет значение качественное состояние их прав в сфере пенсионного обеспечения, для определения которого необходимо принимать во внимание условия, нормы и порядок назначения пенсии, установленные национальным законодательством.
Экономический Суд СНГ отмечает, что с учетом принципа сохранения уровня прав и льгот, ранее предоставленных военнослужащим законодательством бывшего Союза СССР, условия назначения пенсии за выслугу лет, предусмотренные национальным законодательством, не должны ухудшать правовое положение этой категории граждан по сравнению с условиями, установленными Законом СССР «О пенсионном обеспечении военнослужащих» от 28 апреля 1990 года № 1467-1.
Из вышеизложенного следует - поскольку исчисление пенсии входит в пенсионное обеспечение военнослужащих наряду с назначением пенсии, то для определения уровня пенсионного обеспечения военнослужащих необходимо принимать во внимание условия, нормы и порядок исчисления пенсии, установленные национальным законодательством.
Статьей 46 Закона СССР от 28 апреля 1990 года № 1467-1 «О пенсионном обеспечении военнослужащих» было установлено, что пенсии лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы и их семьям исчисляются из денежного довольствия этих военнослужащих. При этом для исчисления им пенсии учитываются соответствующие оклады по должности, воинскому или специальному званию и процентная надбавка за выслугу лет (непрерывную работу) в порядке и размерах, определяемых Советом Министров СССР.
Статья 46 Закона СССР от 28 апреля 1990 года № 1467-1 «О пенсионном обеспечении военнослужащих» по своему смыслу предусматривала, что денежное довольствие при исчислении пенсии учитывается в объеме (размере) 100 процентов.
Таким образом, из решения Экономического Суда СНГ от 6 февраля 2009 года N 01- 1/2-08 следует, что государства-участники должны руководствоваться принципом сохранения за военнослужащими уровня прав и льгот не ниже уровня, установленного ранее законодательством бывшего Союза ССР, и осуществлять исчисление пенсии за выслугу лет в порядке, равнозначном предусмотренному статьей 46 Закона СССР от 28 апреля 1990 года № 1467-1 «О пенсионном обеспечении военнослужащих».
В Решении Экономического Суда СНГ от 4 сентября 1996 года N С-1/11-96 указывается: «Суд полагает, что Соглашение от 14 февраля 1992 года и Соглашение от 15 мая 1992 года однозначно определяют, что уровень прав и льгот военнослужащих и членов их семей, в том числе права на пенсионное обеспечение, предоставляемых этим лицам государствами-участниками Содружества, не может быть ниже, нежели уровень, установленный ранее для соответствующих категорий лиц законодательством Союза ССР. Поэтому государства-участники упомянутых соглашений не вправе устанавливать в своём законодательстве правила, которые ухудшали бы положение военнослужащих и членов их семей в области пенсионного обеспечения по сравнению с положением, предусмотренным законодательными и иными актами бывшего СССР».
Данную позицию Экономический Суд СНГ подтвердил в определении от 30 марта 2012 года № 01-1/1-12 по запросу Координационного совета Международного союза «Содружество общественных организаций ветеранов (пенсионеров) независимых государств» о толковании применения статьи 1 Соглашения от 15 мая 1992 года, в котором Координационный совет попросил Экономический Суд СНГ дать разъяснение по вопросу: «Сохраняется ли за бывшими военнослужащими Вооружённых Сил СССР, Вооружённых Сил Российской Федерации, проживающими на территории Российской Федерации, право на исчисление пенсии, исходя из 100 процентов денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсии, как это предусмотрено статьёй 46 Закона СССР от 28 апреля 1990 года № 1467-1 «О пенсионном обеспечении военнослужащих"".

24 сентября 2012 года Конституционный Суд отказал в принятии Запроса Свердловского районного суда города Костромы. При этом сформулировал двойственную позицию по отношению к проверке соответствия части 2 ст. 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I Соглашению от 15 мая 1992 года. Так в Определении от 24 сентября 2012 года № 1696-О (приложение 2) Конституционный Суд РФ указал:
"Проверка соответствия норм законов положениям международных договоров Российской Федерации, равно как и разрешение иных вопросов, поставленных заявителем, к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, определенной в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», не относится".
А в определении от 24 сентября 2012 года №1800-О (приложение 3) Конституционный Суд РФ указал:
"Таким образом, оспариваемая норма – несмотря на снижение предусмотренного ею процентного размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий лицам, уволенным с военной службы и членам их семей, – направлена на увеличение с 1 января 2012 года абсолютного размера указанных пенсий в денежном выражении. Это в полной мере соответствует предусмотренному статьей 1 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств – участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года правилу о том, что уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей, устанавливаемый законодательством государств-участников в соответствии с Соглашением о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года, не может быть ниже уровня, установленного ранее законодательными и другими нормативными актами бывшего Союза ССР, а также толкованию приведенного положения, сформулированному Экономическим Судом Содружества Независимых Государств, который в решении № 01-1/2-08 от 6 февраля 2009 года указал, что для оценки уровня пенсионного обеспечения военнослужащих имеет значение качественное состояние их прав в сфере пенсионного обеспечения, для определения которого необходимо принимать во внимание условия, нормы и порядок назначения пенсии, установленные национальным законодательством.

Таким образом, практика судебных органов Российской Федерации показывает, что решение Экономического Суда СНГ № 01-1/2-08 от 6 февраля 2009 года о толковании применения статьи 1 Соглашения от 15 мая 1992 года, а также положения статьи 1 названного Соглашения, понимаются неоднозначно.

На основании вышеизложенного,
ПРОШУ:
Направить в Экономический Суд Содружества Независимых Государств запрос о толковании применения статьи 1 Соглашения «О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества независимых государств» от 15 мая 1992 года с просьбой дать разъяснение по вопросу: можно ли рассматривать снижение предусмотренного статьей 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-I процентного размера (объема) денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий лицам, уволенным с военной службы и членам их семей, равного процентному размеру (объему), предусмотренному статьёй 46 Закона СССР «О пенсионном обеспечении военнослужащих» от 28 апреля 1990 года № 1467-I, со 100 процентов до 54 процентов, как сохранение уровня прав и льгот, ранее предоставленных военнослужащим, лицам, уволенным с военной службы, и членам их семей законодательством бывшего Союза ССР.

Читайте также: