Пенсии и инфляция в украине


С первого мая на Украине была проведена автоматическая индексация пенсий. Она позволяет частично или полностью возместить подорожание потребительских товаров и услуг. Впервые автоматическую индексацию пенсий на Украине провели в прошлом году, повысив тогда выплаты 10,3 млн пенсионеров.

Коэффициент индексации зависит от показателя инфляции и роста средней зарплаты по стране. В этом году Кабмин установил его на уровне 1,11. То есть при пересчете пенсий средний уровень зарплаты, по которому человек выходил на пенсию, повышен на 11%. Как пояснили в Пенсионном фонде, минимальная сумма повышения составляет 100 грн (260 руб.), даже если в результате перерасчета сумма доплаты получается меньше.

С 1 мая 2020 года общая сумма пенсионных выплат с учетом надбавок, повышений, дополнительных пенсий, целевой денежной помощи и сумм индексации не может быть меньше 2100 грн (5520 руб.). Это касается женщин, имеющих страховой стаж 30 лет, и мужчин, имеющих 35 лет страхового стажа. В то же время средняя пенсия на Украине составляет 2710 грн (7130 руб.).


Средняя сумма надбавки составила около 260 грн (680 руб.). Впрочем, почти у половины пенсионеров (45%) выплаты выросли лишь на 100 грн. Доплату от 100 до 400 грн (от 260 до 1050 руб.) получили 37,9% пенсионеров. У 6,1% пенсионеров пенсии повысились на сумму от 400 до 500 грн (от 1050 до 1320 руб.), у 5,6% — от 500 до 700 грн (от 1320 до 1840 руб.).

Надбавку в размере от 700 до 1000 грн (от 1840 до 2600 руб.) насчитали 3,1% пенсионеров. Наименьший процент (2,3%) составляют пенсионеры с самыми высокими доплатами — более 1000 грн.

Повысили не всем

Не попали под индексацию около 3,5 млн человек. Это госслужащие, люди, которые продолжают работать, те, кто получает специальные пенсии (бывшие прокуроры и судьи) и максимальные пенсии. Также перерасчет не коснулся тех, кто получает социальную пенсию (за неимением страхового стажа для выплаты пенсии по возрасту), и тех, кто вышел на пенсию в 2019-2020 гг.

Стоит заметить, что в конце апреля все пенсионеры, пенсии которых ниже 500 грн (1320 руб.), получили по 1000 грн одноразовой помощи в связи с карантином. Кроме того, с 1 апреля людям старше 80 лет установили ежемесячную надбавку в 500 гривен. Как отмечают власти, средства на индексацию и доплаты были взяты из Фонда борьбы с коронавирусом.

У некоторых пенсионеров сумма общих выплат после индексации не изменилась. Как пояснили в Пенсионном фонде, так может случиться, если предыдущая пенсия не дотягивала до минимальной. Разницу, которой не хватало, покрывало государство. Спекулянты наживаются за счет государства. Где брать деньги и что будет с пенсиями украинцев


Например, если основной размер пенсии по возрасту был 1640,78 грн (4316 руб.), то государство ранее доплачивало 248,42 грн (653 руб.) до минимального размера в 1889,20 грн (4969 руб). Вместе с надбавками за стаж конечная сумма составляла 2201,33 грн (5790 руб.).

После индексации пенсии основной ее размер вырос до 1821,26 грн (4791 руб.). Но, поскольку государство до сих пор доплачивает до "минималки", финальные выплаты не изменились — те же 2201,33 грн. В Министерстве социальной политики успокаивают, что до конца года будет еще два повышения пенсий.

Дотерпеть до конца года

С 1 июля повысят пенсии тем украинцам, которых обошла стороной майская индексация, и тех, кто получает минимальную пенсию. В частности, дополнительную 131 гривну (345 руб.) получат те пенсионеры, которые не наработали достаточно стажа до выхода на пенсию, но уже находятся в пенсионном возрасте. Также надбавку получат и женщины с трудовым стажем более 30 лет и мужчины при условии стажа более 35 лет.

Отметим, что ежегодно на Украине с 1 июля повышается размер минимальной зарплаты и прожиточного минимума. В связи с этим растет и размер пенсии. В Пенсионном фонде анонсировали, что размер минимальной пенсии в этом году вырастет на 74 гривны (195 руб.) до 1712 гривен (4503 руб.). Минимальную пенсию в стране сейчас получают около 80 тысяч пенсионеров.

Еще одна «волна» повышения ожидается в декабре. Зимой планируется повысить пенсии еще на 57 гривен (150 руб.) — до 1769 гривен (4653 руб.). Надбавку получат те же категории пенсионеров, что и в июле.

Каждый пенсионер, имеющий стаж более 35 лет, получит за каждый сверхнормативный год 1% надбавки от минимальной пенсии. С июля такая надбавка составит 17,12 грн (45 руб.), а с декабря 17,69 грн (47 руб.). В июле и в декабре выплаты повысят и тем гражданам, пенсия которых выше 4778 грн (12568 руб.).

Кроме того, на следующий год президент пообещал программу "75+", по которой будут повышены пенсии для людей старше 75 лет. Как пояснила министр социальной политики, люди старше 75 лет ежемесячно будут получать надбавки к пенсии в размере около 500 гривен. По словам министра социальной политики Украины Марины Лазебной, дата индексации пенсий должна быть определена законодательно, чтобы избежать спекуляций на этой теме.

Денег не хватает

По данным Министерства соцполитики, на конец мая дефицит Пенсионного фонда составляет 34 млрд грн (90 млрд руб.), тогда как в начале года он составлял 23 млрд грн (61 млрд руб.).


«Этот дефицит нужно было увеличивать в любом случае, поскольку изначально, когда утверждался бюджет Пенсионного фонда на 2020 год, исходили из того, что так называемая автоматическая индексация пенсий будет происходить с сентября, тогда как в прошлом году она была проведена с первого марта. То есть, хотели максимально отсрочить индексацию, но ввиду коронавируса и других политических соображений, все-таки сделали с 1 мая. Из-за смещения сроков дополнительно потребовалось 10-15 млрд гривен (26-40 млрд руб. — Ред.).

Хотели сэкономить на пенсионерах больше, но сэкономили чуть меньше. Плюс еще различные доплаты к пенсиям, поэтому и увеличилось финансирование дефицита ПФ на 30 млрд гривен.

Но и этих денег не будет хватать. За четыре месяца долг Пенсионного фонда перед Госказанчейством увеличился почти на 8 млрд гривен, из них на 3,6 млрд гривен только лишь в апреле. То есть, взяли больше кредитов от казначейства, чем вернули. Получается, что Пенсионному фонду не хватает денег уже сейчас», — сказал в эксклюзивном комментарии Украина.ру Виктор Скаршевский.

Аналитик объясняет нехватку средств резким проседанием поступлений от единого социального взноса: Пенсионный фонд с апреля недополучает 5-7 млрд гривен (13-18 млрд руб.) в месяц.

«Это связано с тем, что на время карантина освободили от уплаты ЕСВ физических лиц-предпринимателей, плюс безработица и снижение доходов. Уже сейчас, даже после такого большого увеличения дефицита, и то средств не хватает на выполнение даже текущих обязательств, которые есть у Пенсионного фонда перед пенсионерами», — подчеркнул Скаршевский.

Что касается предстоящих индексаций, то это ежегодная практика, которая не зависит от правительства. Повышения предусматриваются при принятии закона о государственном бюджете, в котором устанавливается индексация пенсий в привязке к прожиточному минимуму. Если подсчитать эти две индексации, то в общем получается 8%. Украинские пенсии для ДНР и ЛНР: Чиновница рассказала, как карантин повлияет на выплаты


«Была взята прогнозная инфляция в 6%, это тот показатель инфляции, который заложен в бюджет, и к ней добавлено еще 2%, чтобы немножко перекрывало инфляцию. Но опять же, так как это делается не сразу на 8% и не в начале года, а наоборот — последняя часть индексации будет только в декабре, то никакой инфляции оно не перекрывает. Это получается чисто формальная индексация. Эта индексация касается тех, кто получает минимальную пенсию, а это больше двух миллионов человек. И обратите внимание, что майское повышение на 11% как раз не коснулась тех пенсионеров, которые получают минимальную пенсию. В июле и декабре им увеличат выплаты всего на 2-3%.

Поэтому все инициативы, о которых говорит министр соцполитики, будь то "75+" и любые другие инициативы, будут финансироваться за счет увеличения дефицита Пенсионного фонда. Я больше чем уверен (и это уже практически обычная практика предыдущих годов), что осенью будут вноситься изменения в бюджет на 2020 год, чтобы увеличить дефицит ПФ. О какой сумме будет идти речь, зависит от творческих инициатив правительства — какие еще доплаты пенсионерам они хотят сделать.

Но что бы ни происходило, все равно средняя пенсия на Украине существенно ниже фактического прожиточного минимума, который рассчитывает Министерство социальной политики. Поэтому тяжело назвать украинские пенсии собственно пенсиями — это эквивалент социальной помощи, которой не хватает на нормальную жизнь даже по расчетам Минсоцполитики», — заключил Виктор Скаршевский.

  • Теги
  • пенсии,
  • дефицит,
  • Украина,
  • бюджет

В данной статье мы не будем касаться больных вопросов: " политического момента ", конфликта с Россией и напряженности внутри самой страны. Только экономика и только цифры.

Украина до и после Майдана

Революция в Украине началась еще с протестов 21 ноября 2013 года . Все мы знаем чем тогда закончились эти события. Но давайте посмотрим на экономику страны еще до волнений и самой " революции достоинства ".

Динамика изменения уровня ВВП

ВВП Украины за 2013 год был равен 1,465 трлн гривен , что составляло на то время 176,6 млрд долларов .

Номинально, за 2014-2017 ВВП в гривнах непрерывно рос и за 2017 год составлял отметку в 2,908 трлн гривен (рост почти в 2 раза). Но при пересчете в долларах США, он составил всего 109,3 млрд долларов .

То есть, ВВП в долларовом эквиваленте за 4 года упал на 38% по сравнению с показателем 2013 года. А связано это с падением курса национальной валюты Украины - Гривны более чем в 3 раза .

ВВП на душу населения показывает такую же корреляцию, рост в гривнах (с 31 988 до 70 224 гривен), но падение в долларовом эквиваленте (с 4030 до 2640 долларов).

Например, тот же показатель ВВП на душу населения в России составляет около 26 тысяч долларов , против 2,6 тысячи в Украине

А это значит, что сегодняшний уровень экономики Украины (2017 года) сейчас находится на стадии 2006-2007 года .

Забавный момент, на сайте Укрстата есть возможность перехода на русский и английский язык, но вкладка с русским - не активна.

Уровень заработных плат и инфляция

Номинально, средний уровень зарплат по Укрстат за ноябрь 2017 года составляла 8 777 гривен , что равно 328 долларов или 19 368 российских рублей .

Тот же показатель за ноябрь 2013 года был равен 3 268 гривен или 398,5 долларов . То есть, реально зарплаты " просели " на 18% .

Но это еще не всё, на что стоит обратить внимание, давайте посмотрим что с инфляцией в стране.

С 2014 по 2017 год, среднегодовая инфляция составляет 24,7% в год . То есть цены на потребительские товары относительно 2013 года, выросли в 2,3 раза .

То есть, если продисконтировать 3 268 гривен на ставку инфляции, мы получим 7 516 гривен, но данная сумма в долларах будет равна всего лишь 281,5, а не 398,5 в ценах 2013 года. Дефицит составит около 117 долларов, а это около 30% от " ценности денег ".

Дисконтирование - приведение стоимости денег разных периодов времени к единому (например, через ставку инфляции).

А это значит, что даже при номинальном росте средней ЗП с 3 268 гривен до 8 777 с 2013 по 2017 год , реальная покупательная способность национальной валюты упала примерно на треть .

А это лишь означает, что уровень цен внутри страны на импортные товары будет только расти.

Состав и объем госдолга

Если на конец 2013 года размер Госдолга составлял 550 млрд гривен ( 67,07 млрд. долл. ) то на ноябрь 2017 года, он уже номинально вырос до 2 трлн ( 74,9 млрд. долл. ), то есть реально вырос на 10,45% .

Что составляет уже 68,5% от ВВП 2017 года против объема долга 2013 года в размере 37,3% в 2013 году . А это уже прослеживается негативная тенденция роста доли госдолга страны к уровню реального ВВП.

Уровень безработицы за 4 квартал 2017 года составил 9,9% , против отметки в 7,7% за тот же квартал 2013 года.

Но самое страшное что я заметил, когда просматривал статистику по Украине - динамика объема населения страны .

Если на 2000 год в Украине проживало около 48,9 миллионов человек, то к 2013 году их уже стало 45,4 миллиона, а на 2017 год - 42,4 миллиона человек.

То есть, всего за 18 лет (по разным причинам) страна лишилась около 6,5 миллионов граждан . А это, на секундочку, 13,5% всего населения .

Вывод

На самом деле, какая оказалась польза для населения от " революции независимости " - не понятно. Судя по всем макроэкономическим показателям, страна находится в очень тяжелой ситуации .

Динамика по показателям не утешительная и не внушает веры в будущее и перспективы . Госдолг растет, экономика откатилась назад к показателям 2006-2007 года, т.е. на 10 лет назад.

Средняя пенсия сегодня равна 1828 гривен , что даже не дотягивает отметки 70 долларов варьируется в районе 4 500 тысяч рублей (против 1508 гривен в 2013 году - 184 доллара ).

Тарифы на ЖКХ растут и будут только расти, тем самым увеличивая нагрузку на простое население ( требование МВФ за кредиты ). А нужно еще выплачивать долг МВФ.

При полном отказе России от ГТС Украины , экономика потеряет около 3 миллиардов долларов в год от ВВП. Что обязательно отразиться на курсе национальной валюты.

При средней ЗП около 8 777 гривен, медиана будет около 7 000 гривен, что примерно 17 тысяч рублей (в России медиана около 31 т.р.) и цены будут только расти на импортную продукцию.

Ежегодный отток населения, а так же локальные конфликты в совокупности с вышеуказанными факторами, могут полностью уничтожить и без того нестабильную экономику страны .

И это аналитика только " по вершкам " для оценки текущего состояния экономики Украины. А что будет дальше - даже предполагать страшно.

Спасибо за внимание, оставляйте свои ко мментарии и подписывайтесь на канал , если статья была для вас интересной и полезной.


Пенсионеров с небольшим трудовым стажем уже со следующего года могут оставить вообще без денег.

На этапе запуска пенсионной реформы в 2017 году были обновлены нормы стажа для выхода на пенсию. Так, чтобы выйти на заслуженный отдых в 60 лет, нужно иметь не менее 27 лет стажа. Если вы можете подтвердить стаж в 17-27 лет, то время выхода на пенсию — в 63 года, если 15-17 лет - в 65 лет.

Но тогда же установили переходной период до 1 января 2021 года. Если стажа не хватало до выхода на заслуженный отдых в 60 лет, назначалась так называемая социальная пенсия. Ее человек получал до достижения 65 лет (если было хотя бы 15 лет стажа) или дольше (если стаж был меньше).

Со следующего года все эти выплаты отменяются.

"Человек, который за всю жизнь не заработал нужного стажа, рискует вообще остаться без денег и жить на улице, без средств к существованию", – говорит руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.

В Украине, по состоянию на 2020 год, социальные пенсии получают порядка 75,3 тысячи человек. То есть речь идет о десятках тысяч стариков, которые уже с нового года могут остаться без копейки.

"Но это только вершина айсберга. Многие украинцы сейчас работают без оформления, многие – за заработках за границей. Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ платят только 11 млн, то есть половина. Это значит, что в будущем уже миллионы граждан не будут получать пенсий", – отмечает Пендзин.

В целом же это тревожный звонок о грядущих проблемах с выплатами пенсий. Впервые в истории Украины люди остаются без права на выплаты на старости лет. Весьма многозначительное событие с учетом заявления Шмыгаля о том, что в будущем на пенсии денег не будет.

"Страна" разбиралась, почему в Украине появится армия пенсионеров без пенсий.

Как будут отменять социальную пенсию

В постановлении Кабмина №1098, принятом еще в 2017 году, когда запускалась пенсионная реформа, были изменены нормы страхового стажа для выхода на пенсию, а также прописано, что делать с гражданами, не имеющими нужного стажа.

Для них предусматривалась временная социальная пенсия.

Размеры таких пенсий – разные. Они привязаны к прожиточному минимуму для нетрудоспособных лиц (на сегодня – 1712 гривен в месяц, а с 1 декабря 2020 года будет 1769 гривен).

"Размер выплаты определяется следующим образом: берется средний доход семьи на человека и, если он меньше прожиточного минимума, то оплачивается разница. Скажем, если получается тысяча гривен в месяц, то пенсия - 712 гривен. Если дохода вообще нет, человек получает 1712 гривен. Эту сумму платят до тех пор, пока пенсионер не выйдет на "заработанную пенсию". К примеру, если есть стаж 15 лет, и человек ушел на заслуженный отдых в 60 лет (хотя, согласно нормам по стажу, имеет право выйти на пенсию лишь в 65 лет), ему платят социальную пенсию 5 лет. А при достижении им 65 лет начинают платить ту пенсию, которую человек заработал", – пояснил Пендзин.

Если человек не имеет стажа даже в 15 лет, он продолжает получать социальную пенсию.

При этом есть ограничения. Помощь не выплачивается, если средний доход семьи превышает прожиточный минимум на каждого, человек в течение 12 месяцев до обращения за выплатами приобрел земельный участок, квартиру, дом, авто, строительные материалы или оплатил услуги более чем на 50 тысяч гривен.

Не дают денег также, если пенсионер продолжает работать или по результатам "выборочного обследования" материально-технических условий обнаружилось, что он имеет дополнительные источники дохода, скажем сдает жилье, выращивает и продает скот или сельскохозяйственную продукцию и прочее.

Но это сейчас. С начала 2021 года схема меняется – вы будете получать лишь свою, заработанную и подтвержденную стажем пенсию.

"То есть, если человек с 15 годами стажа выйдет на пенсию в 60 лет, хотя имеет право на выплаты лишь с 65 лет, то пять лет ему ничего не будут платить. И только с 65 лет пойдут начисления", – пояснил Пендзин.

А если нет даже 15 лет стажа, то рассчитывать на пенсию вообще не приходится.

"В теории можно докупить стаж – 22 тысячи гривен за год. Но, во-первых, докупить реально год-два, а не десять. Во-вторых, если у вас есть такие деньги, зачем вообще пенсия", – отмечает Пендзин.

600 гривен в месяц или ничего

По словам заместителя главы Федерации профсоюзов Украины Александра Шубина, проблема заложена даже не в самом постановлении Кабмина №1098 – он прописывает лишь порядок начисления и выплаты временной помощи.

"Проблема – в законе о пенсионном обеспечении. Именно в нем обозначен переходной период до 31 декабря 2020 года. Чтобы решить этот вопрос, нужно либо еще продлевать переходной период, либо переписывать пенсионное законодательство, но на это власти вряд ли пойдут», – говорит Шубин. Он считает, что профсоюзы уже давно пытаются привлечь внимание властей к этой проблеме, и в правительстве обещали продлить переходной период. Но пока этого не сделали. "Мы понимаем, что до даты "Ч" осталось немногим больше месяца. Так что проблема, когда тысячи пенсионеров останутся без средств к существованию, вполне реальна", – отмечает Шубин.

В Минсоцполитики утверждают: люди без денег не останутся. Советник министра Николай Шамбир пояснял: социальные пенсии отменят, но вместо них тем, у кого нет необходимого минимального стажа, станут выплачивать государственную помощь.

Начисления будут проходить не через Пенсионный фонд, а через соцслужбу.

Но сумма такой помощи будет мизерной.

"Тем, кто старше 65 лет, предложат 30% от прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц, на сегодня это меньше 600 гривен в месяц. Прожить на такие деньги попросту нереально. Хуже всего придется пенсионерам до 65 лет – им вообще ничего не будут платить", – отмечает Шубин.

Пенсионеры без пенсий

На сегодняшний день социальные пенсии получают больше 75 тысяч украинцев. То есть вообще без средств к существованию могут остаться десятки тысяч граждан.

И с каждым годом проблема будет обостряться.

Во-первых, планируется повышение необходимого для пенсии страхового стажа. Если сейчас это 27 лет, то к 2028 году будет уже 35 лет. Заработать их, даже если всю жизнь честно трудиться, не так просто.

Во-вторых, многие украинцы работают без оформления – на родине или за границей. Следовательно, ЕСВ не отчисляют и стаж им не набегает.

"Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ перечисляют только 11 млн. Что будет с пенсиями остальных 11 млн человек – вопрос открытый", – говорит Пенздин.

"Те, кто сейчас работает неофициально, на пенсии вообще могут не рассчитывать", – полагает Шубин.

По его словам, в такой ситуации люди, чтобы выжить, будут вынуждены работать до последних дней жизни. "Или жить под мостами и побираться на свалках, если нет родственников, которые могут докормить", – добавил Пендзин.

По словам экономиста Алексея Куща, фактически "отменяя" пенсии для части населения, власти преследуют сразу несколько целей.

Во-первых, снять нагрузку с и без того дефицитного Пенсионного фонда. Во-вторых, примирить общество с тотальной фискализацией.

"Уже сейчас власти озвучивают идеи обложить налогом деньги заробитчан и ввести нулевые декларации для всех, чтобы люди заполняли декларации и платили налоги, если их реальные доходы не совпадают с официальными. Но пока все это вызывает резкий негатив среди украинцев. Если пенсии "десоциализируют", и мы увидим стариков, которые попросту окажутся на улице без средств к существованию, государство может вернуть социальные пенсии, и этим аргументировать жесткую фискализацию для всех остальных граждан", – считает Кущ.


МВФ не даст транш, пока Украина не выполнит три требования

Дефицит бюджета на 2021-й сократили, а наполнять казну планируют за счет инфляции

Новшества коснутся всех украинцев


В Украине Кабинет министров утвердил проект бюджета на 2021 год ко второму чтению: дефицит планируют снизить за счет роста доходов и незначительного снижения расходов. Эксперты считают, что один из источников такого роста – повышение инфляции.

О том, как и что изменится согласно предложению правительства – читайте в материале OBOZREVATEL.

дефицит сократили с 6% до 5,5% ВВП

В первом чтении бюджет Украины был рассчитан с учетом дефицита ВВП в размере около 6%. МВФ с такой цифрой не согласился. В результате расходную часть пришлось урезать.

Если до вмешательства главного кредитора планировали потратить 1,35 трл грн, то ко второму чтению аппетиты сократили уже до 1,32 трлн. Кроме того, увеличили и прогноз по доходам (на 21 млрд грн). В результате дефицит сократили с 6 до 5,5%.

"Доходы проекта госбюджета на 2021 год увеличились на 21 млрд грн и предусмотрены в сумме 1 трлн 92 млрд грн. Расходы проекта госбюджета на 2021 год предусмотрено в сумме 1 трлн 328 млрд грн. Сокращение по общему фонду составило 12,8 млрд грн. Это позволило уменьшить уровень дефицита на 23,7 млрд грн", – заявил на своем брифинге 26 ноября министр финансов Сергей Марченко.

"Нормальный дефицит госбюджета – это максимум 3% от ВВП", – утверждает руководитель Центра анализа публичных финансов и публичного управления Киевской школы экономики Дарина Марчак.

увеличили прожиточный минимум для определения должностного оклада для прокуроров до 1600 грн (+600 грн). Это привело к увеличению расходов на прокуратуру на 2 млрд гривен;

повышение минимальной зарплаты до 6500 грн перенесли на 31 декабря, до 6000 грн оставили с 1 января;

госпредприятия (предприятия с долей госсобственности) теперь обязаны выплачивать 90% дивидендов вместо 30%. За счет чего обновляться?

увеличили расходы на Верховную Раду Украины на 247 млн грн;

уменьшили расходы Министерству образования и науки на 4,2 млрд грн;

уменьшили расходы Минкультуры на 1,2 млрд грн;

уменьшили расходы на ДФРР на 4,9 млрд грн;

уменьшили дополнительную дотацию регионам на 2 млрд грн. Зато добавили субвенции на социально-экономическое развитие регионов в сумме 6 млрд грн.

сокращено финансирование ПФУ на 8,5 млрд грн.

Покрывать дефицит будут за счет новых долгов и высокой инфляции

Несколько лет Украина стремилась снизить уровень инфляции до 5%, и к этому показателю уже вплотную подошли. В 2021-м хотят поднять цены на 7,3%. Это позволит "разогнать" поступления в казну. Так, чем выше цены, тем больше обороты и налоговые поступления с ними.


"В бюджет заложен высокий показатель инфляции (на уровне 7,3%. – Авт.), выше других прогнозов. Это может быть сделано для того, чтобы получить большую доходную базу. Но если инфляция будет меньше, бюджет получит меньше доходов. Также в бюджете заложены некоторые предпосылки к улучшению администрирования налогов и соответственно поступлений", – сказал бывший и.о министра экономики Павел Кухта.

Вот основные показатели, которые нас коснутся:

цены вырастут до 7,3%;

доллар подорожает до 29,1 грн/$;

минималка увеличится до 6500 грн;

пенсия увеличится до 1934 грн.

Без МВФ денег ни на что не хватит, а конкретных перспектив до сих пор нет

В следующем году понадобится около 600 млрд грн на обслуживание и погашение кредитов. Это около 45% расходной части всех расходов. Это в разы больше, чем траты на пенсии, медицину. армию. Фактически, вся страна работает на то, чтобы выплачивать свои долги.

Старые долги погашаются за счет новых. Поэтому без кредита МВФ Украина не справится. Собеседники OBOZREVATEL в Кабинете министров рассказывают: сейчас есть три вопроса, без решения которых Фонд отказывается обсуждать конкретные даты:

Антикоррупционное законодательство. Конституционный суд отменил проверку деклараций, так как пришел к выводу, что действующая редакция закона нарушает права чиновников и политиков. И пока проверку не восстановят, МВФ денег не даст.

Ситуация вокруг Национального банка. Кредиторы обеспокоены ситуацией внутри НБУ, мол, война в правлении регулятора, давление со стороны других ветвей власти (в первую очередь Офиса президента) не может позитивно повлиять на финансовую стабильность. И именно в руках Нацбанка находятся ключи от эмиссии гривни.

Бюджет на 2021 год. В Кабинете министров говорят, что новую редакцию бюджета уже согласовали с Фондом. Но этого мало: документ должны рассмотреть в Верховной Раде и принять в таком виде. А с этим могут возникнуть проблемы.

"Ситуация в Раде не очень хорошая. Пока ни один важный законопроект провести не могут. Мы ушли на карантин, пытаются считать голоса. По моей информации, сейчас их не хватает. Сомневаюсь, что будет легко принять хоть какое-то решение", – рассказывают представители фракции "Слуга народа".

Согласия насчет бюджета нет даже в Кабмине. Министр здравоохранения Максим Степанов принципиально не поддержал переписанный документ, потому что финансирование медицины, как он просил ранее, не увеличили к достаточному уровню. Скорее всего, в этом году парламентарии вернутся к старой традиции голосования бюджета "под елочку", а за интересы конкретных сфер и финансирование отраслей депутаты еще поборются.

1 марта украинских пенсионеров ждет повышение пенсий за счет автоматической индексации. В 2019 году такой перерасчет произошел впервые. Тогда надбавку получили около 10,3 млн пенсионеров. 112.ua выяснил, кто из пенсионеров может рассчитывать на надбавку в этом году, кому не повезет и удастся ли индексации на самом деле увеличить покупательную способность украинских пенсионеров



Ирина Шостак


Ирина Шостак

1 марта украинских пенсионеров ждет повышение пенсий за счет автоматической индексации. В 2019 году такой перерасчет произошел впервые. Тогда надбавку получили около 10,3 млн пенсионеров. 112.ua выяснил, кто из пенсионеров может рассчитывать на надбавку в этом году, кому не повезет и удастся ли индексации на самом деле увеличить покупательную способность украинских пенсионеров

Важной составляющей пенсионной реформы является осовременивание пенсий, то есть их обязательный автоматический пересчет по инфляции и росту зарплат в стране. Это означает, что для перерасчета пенсий не нужно принимать отдельных решений правительства или парламента, а средства на такой перерасчет правительство должно предусматривать в государственном бюджете на следующий год.

Формула индексации

Согласно закону Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании", индексация пенсий рассчитывается по формуле, где 50-процентный коэффициент роста потребительских цен за предыдущий год прилагается к 50-процентному коэффициенту роста средней зарплаты в прошлом году по сравнению с позапрошлым годом". То есть уровень инфляции за 2019 год прибавляется к уровню роста средней зарплаты в 2019 году по сравнению с 2018 годом и делится на 2.

По данным Госслужбы статистики, уровень инфляции в Украине по итогам 2019 года сократился до 4,1%, а среднегодовая зарплата (январь-декабрь) в 2019 году по сравнению с 2018 годом возросла на 18,8%. Отсюда имеем: 4,1 + 18,8 = 22,9, а 22,9 : 2 = 11,45, где последнее число — примерный процент роста пенсий.

Такой показатель соответствует прогнозам главы парламентского комитета по вопросам соцполитики Галины Третьяковой, которая гласила о том, что в начале весны индексация пенсий приведет к повышению выплат в среднем на 12%.

Кто может рассчитывать на прибавку

В Министерстве социальной политики Украины отмечают, что на индексацию имеют право пенсионеры, которые получают пенсии:

  • по возрасту — 8,6 млн человек (75,4%);
  • по инвалидности — 1,4 млн человек (12,8%);
  • в связи с потерей кормильца — 0,63 млн человек (5,7%);
  • по выслуге лет (медработники и учителя, которые имеют не менее 30 лет стажа работы по профессии) — 0,619 млн человек (5,4%).

А также пенсионеры, которые являются:

  • военнослужащими срочной службы, уволенными с военной службы (назначения по закону "О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц").
  • чернобыльцы-ликвидаторы (выплаты, назначенные по закону "О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы"). До этого они рассчитывались исходя из показателя средней зарплаты за 2006 год – 928, 81 грн.

Кому следует ждать мартовской индексации

Пенсии не будут пересчитаны:

  • госслужащим;
  • ученым;
  • помощникам народных депутатов;
  • лицам, которые получают максимальные пенсии (по состоянию на 1 января 2020 года — 16 380 грн);
  • лицам, которые получают специальные пенсии или пожизненное содержание (судьи, прокуроры);
  • лицам, которые получают социальные пенсии, то есть не имеют необходимого трудового стажа для назначения даже минимальной пенсии (по состоянию на 1 января 2020 года —1638 грн).

По данным Пенсионного фонда, по состоянию на 1 января наименьшую пенсию (до 1400 грн) получают около 0,7% пенсионеров. При этом 2,3 % пенсионеров имеют пенсии свыше 10 тыс. грн.

  • Лицам, которые получают пенсию по возрасту, которые были назначены в 2019-2020 гг.
  • Работающим пенсионерам всех категорий.

В Пенсионном фонде подсчитали, что количество работающих пенсионеров составляет 2,6 млн (23%) из общей численности в 11,3 млн. Стоит заметить, что работающие пенсионеры также могут претендовать на автоматический перерасчет пенсий в 2020 году (но с 1 апреля).

Это произойдет в том случае, если пенсионер один раз уже подпадал под такой перерасчет (происходит каждые два года). То есть если в 2018 году вы вышли на пенсию, но продолжили работать и не попадали под индексацию, вам надо обратиться в территориальное отделение ПФУ. Сделать это стоит заранее, до наступления даты, с которой назначили пенсию.

С учетом других категорий пенсионеров, которым индексация законом не предусмотрена, повышение пенсий не коснется около 3,5 млн человек (30%).

Следует отметить, что если окажется, что после индексации пенсия госслужащего, ученого и других лиц, чья пенсия не будет пересчитана в марте, будет меньше, чем такая же "трудовая" по возрасту, ее автоматически пересчитают. Но пенсионер имеет право в любое время вернуться на пенсию, получаемую раньше.

У кого и на сколько вырастут пенсии?

По данным Пенсионного фонда, средняя пенсия по возрасту составляет 3064 грн. Таким образом, если учесть индексацию в 11%, пенсионеры, имеющие пенсии по возрасту, смогут получить на 306 грн больше (средняя пенсия составит 3370 грн).


Это же касается и других категорий, в частности после индексации вырастут:

  • пенсии по инвалидности — на 264 грн (рост с 2641 грн до 2905 грн);
  • пенсии в связи с потерей кормильца — на 291 грн (с 2916 грн до 3207 грн);
  • пенсии по выслуге лет — с 4500 грн до 4950 грн (прибавка в 450 грн).

Однако следует отметить, что весенняя индексация пенсий в некоторых случаях может даже не повлиять на их размер. В Пенсионном фонде это объясняют тем, что все зависит от срока назначения пенсии и еще от ряда факторов. В первую очередь от такого важного фактора, как уменьшение с 1 октября 2017 года величины оценки одного года страхового стажа с 1,35% до 1,0%.

Поэтому расчетный размер пенсии с 1 октября 2017 года у отдельных пенсионеров (в частности, которым пенсии назначены в 2015-2017 гг.) уменьшился, но эти пенсии продолжали выплачивать и дальше в ранее назначенном размере. Кроме того, многим пенсионерам осуществляется из Пенсионного фонда доплата к прожиточному минимуму. То есть может случиться так, что сумма пенсии увеличится, а сумма доплаты к ней уменьшится. Поэтому для пенсионера в результате ничего не изменится.

Ощутят ли пенсионеры улучшения?

Некоторые эксперты предостерегают, что подобный механизм индексации может быть нерелевантным, а рост цен на самом деле нивелирует любую надбавку к пенсии.

В частности, такое мнение высказывает финансовый аналитик, эксперт института GROWFORD Алексей Кущ: "Конечно, наличие индексации лучше ее отсутствия, но формула, по которой высчитывается размер этих доплат, зависит от показателей инфляции, которые в прошлом году резко замедлились, почти до 4%". По словам эксперта, индексация в условиях затухающей инфляции будет играть все меньшую и меньшую роль в плане наращивания социальных стандартов. "Официальный показатель инфляции низкий, при этом если брать сегментарный рост цен, то он достаточно высокий. То есть инфляция по стране низкая, а в некоторых сегментах социальных товаров рост цен достаточно ощутимый. Поэтому пенсионеры вынуждены будут жить в таком парадоксе, когда, с одной стороны, будут говорить о том, что индексация уменьшается, поскольку инфляция является низкой, а с другой стороны, приобретая определенные лекарства, которые вырастут в цене, или группы социальных товаров, которые увеличиваются в цене, они будут сталкиваться с высокой ценовой динамикой", — добавляет эксперт.

Согласен с мнением Куща и член Экономического дискуссионного клуба (ЕДК) Олег Пендзин, отмечая, что в 2020 году прогнозируемый Кабмином и НБУ рост цен составит 5%, а индексация пенсий окажется вдвое больше. По словам эксперта, это, вроде бы хорошо, но если учесть, что наиболее востребованные вещи для пенсионеров – еда и лекарства – дорожают за год на 10% и более, то это мало. "Конечно, даже такая индексация лучше, чем никакой. Но, по прогнозам ЕДК, например, хлеб подорожает в 2020 году на те же 11%, что и проиндексируют пенсии. То есть в буханках хлеба средняя пенсия после индексации не увеличится", — добавляет эксперт.

В конечном итоге весенний перерасчет пенсий не сможет существенно повлиять на положение вещей для всех пенсионеров. Ведь, по словам финансового аналитика Алексея Куща, если взять небольшую группу пенсионеров, которые получают 5 тыс. грн и выше, то для них индексация может принести более-менее ощутимые 500 грн. Чего нельзя сказать о группе пенсионеров, которые получают до 2 тыс. грн (индексация принесет надбавку в 150 грн).

Стоит напомнить, что с 1 июня 2020 года минимальная пенсия должна вырасти на 4,5% —74 грн (размер составит 1 712 грн). Следующее увеличение пенсионных выплат состоится 1 декабря, минимальная пенсия увеличится еще на 3,3% (на 57 грн).




В товремя, как у части пенсионеров могут забрать пенсию в 2021, с 1 декабря повысился прожиточный минимум. Для детей в возрасте до 6 лет он вырос с 1859 грн до 1 921 грн; для детей от 6 до 18 лет – с 2318 грн до 2 395 грн; для трудоспособных граждан – с 2197 грн до 2 270 грн; для лиц, утративших трудоспособность – с 1712 грн до 1 769 грн.

Как пишет АиФ, для пенсионеров интересно последнее – прибавка для тех, кто утратил трудоспособность. Вместе с увеличением прожиточного минимума для этой категории граждан растут и некоторые пенсии. В частности, минимальная увеличивается на 57 грн, а максимальная, для отдельной небольшой группы привилегированных пенсионеров, чья пенсия равна 10 прожиточным минимумам, - на 570 грн. К слову, эти спецпенсии с интересно продуманной схемой роста перестали начислять с 2016 года. Однако тех, кому дали такие пособия, лишать их не будут.

Ежемесячная прибавка за каждый год страхового стажа сверх нормы (у женщин норма - 30 лет, у мужчин - 35), тоже немного подросла: с 17,1 грн до 17,6 грн. Одинокие пенсионеры старше 80 лет получают по 500 грн в качестве добавки к пенсии, а тем из них, кому нужен уход, - дополнительно выдают еще чуть больше 700 грн/мес. Ожидается небольшая надбавка к пенсии и пенсионерам в возрасте старше 75 лет.

Прожиточный минимум останется на таком же уровне еще в течение 6 месяцев 2021 года. Соответственно, все пенсионные выплаты будут на том же уровне. В новом году его планируют увеличивать дважды, с теми же перерасчетами пенсий, о которых мы уже писали. Первый раз его увеличат 1 июля 2021 года, второй – 1 декабря.

Как вариант, о котором говорят чиновники, но, похоже, и сами не верят, что это реально – в следующем году прожиточный минимум могут увеличить до реального размера – до 3328 грн. Тогда, соответственно, вырастут и некоторые пенсии и пособия. Но, учитывая финансовое положение страны, это вряд ли выполнимо.

Изменения в новом году еще могут коснуться пенсионеров старше 65 лет с полным стажем (для женщин – 30 лет, для мужчин - 35 лет) и получающих пенсию не меньше 40% минимальной зарплаты - 2000 грн. Если с 1 января минимальная зарплата вырастет с 5000 грн до 6000 грн, то эти пенсии вырастут до 2400 грн. Пособия пенсионеров с большим стажем и большей зарплатой пересчитывать не будут. Правда, запланированное повышение минимальной зарплаты – пока под вопросом, и не исключено, что его отложат до конца 2021-го. Это станет известно, только когда будет принят госбюджет страны на 2021 год.

Еще один перерасчет 1 марта планируется в рамках ежегодной индексации. Высчитывается так: 50% роста зарплат в стране за предыдущий год и плюс уровень инфляции. По предварительным расчетам, индексация пенсий составит 11%.

Украинские пенсионеры неоднократно задаются вопросом: если мы во всем хотим быть, как Европа, когда же нам ждать европейских пенсий?

"Стоит ли ожидать, что пенсия сразу будет европейского уровня? – риторически спросил президент страны Владимир Зеленский во время посещения Львовской обл. - Я думаю, что ожидать этого не надо. Но в следующем бюджетном году она будет увеличена, и все равно, в любом случае, через несколько лет мы выйдем на нормальный человеческий уровень социалки".

По его словам, поставлена задача повышения зарплат ученым и учителям, медикам и, насколько это возможно, - рост пенсионных пособий.

"Пока, надо признать, экономика слабая, - сказал В. Зеленский, отвечая на вопросы СМИ. - Предпринимателей, которые вышли из тени, – мало, но выйдут. Мы же не просто так идем к электронному государству. А когда мы полностью отойдем от бумажных справок, от чиновника, будет меньше коррупции, и все будут платить налоги. Будет и социалка, и будет она равномерно расти в сравнении с количеством бизнеса и налогов".

А вот премьер-министр Денис Шмыгаль заявил, выступая с лекцией во Львовской политехнике, что уже через 15 лет Украина вообще не сможет выплачивать пенсии.

"Нация стареет. Есть проблема с человеческим капиталом, - объяснил он. –Украина, как часть старой Европы, не воспроизводит свое население. Это - обычная математика и экономическая демография".

Поэтому, подчеркнул премьер, необходимо вводить накопительную пенсионную систему в дополнение к существующей солидарной. Иного выхода нет. Каждый должен подумать о своей пенсии с молодого возраста. Правда, этот новый вид пенсионных накоплений коснется только тех, кому не больше 35 лет, иначе себе на пенсию не успеешь насобирать.

В Минсоцполитики говорят, что, по данным ООН, Украина входит в топ-15 стран мира с ускоренными темпами сокращения населения. Причем, в ближайшие десятилетия сокращение населения будет происходить за счет трудоспособных граждан. За пять лет население сократится на 18%, соотношение между пенсионерами и работающими вырастет почти вдвое. Взносов работающих и сейчас недостаточно для обеспечения необходимого уровня жизни пенсионеров, а в дальнейшем ситуация будет ухудшаться.


Инфографика. Фото: АиФ в Украине

Вопрос о введении накопительной пенсионной системы у нас зреет давно, с самого начала реформирования действующей системы пенсионного обеспечения. Но сначала, в 2011 году, приняли решение о повышении пенсионного возраста для женщин с 55 до 60 лет с постепенным ежегодным увеличением его на шесть месяцев. Это то, что уже практически стало фактом – пенсионный возраст женщин и мужчин в 2021-м уравняется до 60 лет. А дальше, с 2013 года, планировалось введение накопительной пенсионной системы. Но тогда этот шаг отложили. Вернулись к пенсионной реформе только в 2017-м. И сразу начали вводить ее первый уровень, который подразумевает усовершенствование солидарной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования. В этом плане сделано многое: отменены спецпенсии, повышены минимальные пенсии, внедрена ежегодная индексация и ежемесячные доплаты тем, кто старше 80 лет.

Второй уровень – введение накопительной системы пенсионного обеспечения. На пороге этого этапа мы находимся уже во второй раз. Откладывание его только усугубляет ситуацию, поскольку новая система коснется лишь украинцев в возрасте до 35 лет, и для накопления хорошей пенсии понадобятся многие годы. Поэтому еще достаточно долго после введения новой системы она будет сосуществовать параллельно с ныне действующей, солидарной. Которая, к слову, уже трещит по швам, и более-менее приличную пенсию заработать становится все сложнее.

"Введение накопительной системы необходимо, - утверждает министр соцполитики Марина ЛАЗЕБНАЯ. - Сегодня у нас падает коэффициент замещения. Он был 57%, сейчас - 29%, а в дальнейшем будет меньше 20%. То есть, в недалеком будущем человек, имея зарплату 10 тыс. гривен, получит солидарную пенсию на уровне не больше 2 тыс. гривен. Это мы все должны осознавать и честно об этом говорить".

Как еще можно изменить ситуацию? По мнению министра, повышать налоги, единый социальный взнос, забирать ресурс на выплату пенсий из других социальных расходов - не выход. Предлагают еще выводить из тени экономику и возвращать заробитчан. Все это нужно делать. Но реалии таковы, что государство и так этим больше 20 лет занимается, а эффект - небольшой.

"Если мы посмотрим на опыт других стран, то они создавали стимулы, при которых выгодно показывать всю свою заработную плату, это пенсионные накопления и медицинское страхование, - говорит М. Лазебная. – Поэтому, мы уверены, что необходимо до конца этого года принимать законопроект, который введет обязательные пенсионные накопления, чтобы в следующем году можно было подготовиться технически, а с 1 января 2022 начать вкладывать взносы (запустить накопительную систему. – Ред.)".

По словам министра, ни один из уровней пенсионной системы сам по себе не даст людям достойную жизнь в пожилом возрасте. Поэтому важно, чтобы введение второго уровня помогало укреплению других возможностей пенсионной системы – все того же ныне существующего солидарного и добровольных накоплений. Для этого правила работы должны быть одинаковы для добровольного и обязательного накопления, должна стимулироваться конкуренция, не должно быть монополий. Тогда человек сделает сознательный выбор, понимая, что пенсионные накопления – его собственность, которой он сам управляет.

Правда, министр упустила тот момент, что сами работники и сейчас не против того, чтобы их зарплата была чистой и светилась на все 100%. Не они создают теневые схемы, а их ставят в такие условия. Поэтому заинтересованность должна быть прежде всего - у работодателей. Возможно, она – в снижении налоговой нагрузки.

"Вопрос о введении накопительной пенсионной системы зреет давно, но его откладывали уже не один раз. Ведь на пути введения накопительных пенсий встает очень сложная проблема: как сделать так, чтобы деньги, которые люди будут откладывать себе на старость, не обесценились лет через 30, когда придет время получать пенсии, - говорит президент Украинского аналитического центра Александр ОХРИМЕНКО. - Пока что эта задача у нас не решена. На мой взгляд, ее решение - в том, чтобы принять соответствующие законы, которые позволяли бы 50% поступающих на накопительные счета средств переводить в иностранную валюту и инвестировать в государственные ценные бумаги таких надежных стран, как, например, США или Германия, где риск непогашения – не больше 2%. Если это будет сделано, то накопления наших граждан будут защищены. Если нет, то есть большой риск того, что все это окажется мыльным пузырем".

Заслуженный отдых за свой счет

Еще одно из пенсионных нововведений будет в том, что в 2021 году завершается поэтапное повышение пенсионного возраста для женщин. С 1 апреля этого года он уже составляет 59 лет и 6 месяцев, а с 1 апреля 2021-го - 60 лет. При этом, скрытое повышение пенсионного возраста, как для женщин, так и для мужчин, - продолжается.


В чем его секрет? Начиная с этого года, уйти на заслуженный отдых в 60 лет смогут только те, у кого страховой стаж составляет не меньше 27 лет. Те, у кого стаж от 17 до 27 лет, на пенсию смогут выйти не раньше 63 лет, а при стаже от 15 до 17 лет - не раньше 65 лет. И с каждым последующим годом требования к необходимому страховому стажу будут увеличиваться на один год – вплоть до 35 лет в 2028 году. Тем, у кого к своему 65-летию не будет даже 15-летнего стажа, дадут социальную пенсию, точнее – социальное пособие. И претендовать на него смогут не все, а только те, кто действительно нуждается в помощи государства. Ко всем, кто будет претендовать на получение соцпособия, будут применять процедуру верификации и финмониторинга. Тем, кому помогают родственники, кто с помощью каких-то источников неплохо материально обеспечен, вряд ли светит еще и помощь от государства. Поэтому с каждым годом тех, кто получает пенсии, будет оставаться у нас все меньше.

"Все продумано. При таких требованиях к стажу не надо и пенсионный возраст увеличивать, он и так будет расти, - говорит А. Охрименко. - Ведь сейчас многие работают нелегально, есть люди, которые и в 40 лет вообще не имеют трудовых книжек, о каком стаже в их случае можно говорить? Поэтому повышение пенсионного возраста уже идет и будет идти, но скрыто. То есть, не будут говорить, что мы повышаем пенсионный возраст, а просто будут требовать стаж. С каждым годом будет все больше тех, у кого требуемого стажа нет, поскольку люди у нас массово официально не трудоустроены".

Читайте также: