Пенсии и пособия доклад

Введение 3
Глава 1. Общие правила выплаты пенсии 5
1.1 Правила выплаты и доставки пенсии 5
1.2 Приостановление, прекращение и возобновление выплаты пенсий 9
Глава 2. Правила выплаты пенсий в отдельных случаях 13
2.1 Выплата пенсий через третьих лиц 13
2.2 Выплата пенсий лицам, выезжающим на постоянное место жительства за пределы РФ 16
Заключение 20
Список используемых источников и литературы 21

Введение
Социальное обеспечение – одно из основных направлений развития любого демократического, правового государства. Именно институт социального обеспечения гарантирует гражданину и человеку пенсии и пособия, в том числе, по достижении определенного возраста.
Основной закон Российской Федерации - Конституция закрепляет гарантированное государством право каждого на социальное обеспечение по возрасту, инвалидности, потере кормильца (ч. 1 ст. 39).
Можно ли сказать в Российской Федерации сложилось пенсионное законодательство и надлежащая пенсионная система и обеспечение?
На протяжении уже более десяти лет и в настоящее время в нашей стране продолжается процесс формирования двух основных форм осуществления права человека на пенсию: обязательного пенсионного страхования и государственного пенсионного обеспечения.
В июне-октябре 2003 года было вновь реформировано законодательство о государственном пенсионном обеспечении. В частности реформа коснулась порядка и условий назначения и выплаты пенсии за выслугу лет.
С одной стороны реформирование должно нести положительные черты, т.к. совершенствуются ранее действующие нормы, но с другой стороны и определенные отрицательные моменты: как теоретики, так и практики, зачастую, не поспевают за сменой законодательства, а отсюда возникают ошибки на практике.
Совсем недавно велись споры о том, что необходимо отказаться от пенсии за выслугу лет, ввести иное понятие - пособие за выслугу лет. Между тем, законодатель не отказался от данной формулы, и действующее законодательство оперирует именно категорией «пенсия за выслугу лет».
Итак, какие нововведения принес нам очередной виток пенсионной реформы? Какие правила определения назначения пенсии за выслугу лет закрепляет действующее законодательство? Эти и другие вопросы вызывают многочисленные проблемы на практике.
В этой связи, на наш взгляд, приобретает актуальность исследование вопроса порядка и условий выплаты пенсии за выслугу лет, ее правовых основ.
Цели работы:
1. Изучить общие правила выплаты пенсий
2. Проанализировать правила выплаты пенсий в отдельных случаях
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы.

Глава 1. Общие правила выплаты пенсии
1.1 Правила выплаты и доставки пенсии

Пенсионный фонд РФ и Министерство труда и социального развития РФ совместным постановлением от 16 февраля 2004 года № 15п/18 утвердили Правила выплаты пенсии в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее — Правила).
Этими Правилами впервые четко определен порядок доставки и выплаты трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Кстати понятия «выплата» и «доставка» пенсии, которые зачастую понимают как синонимы, четко разграничены [10].
Так, под выплатой пенсии подразумевают ежемесячное перечисление территориальным органом Пенсионного фонда РФ начисленных к доставке сумм пенсии на счет организации, осуществляющей доставку. Доставка же пенсии — это передача начисленной суммы пенсии получателю путем ее вручения в кассе организации, осуществляющей доставку, либо на дому или путем зачисления суммы пенсии на счет пенсионера в кредитной организации.
Таким образом, процесс получения пенсии подразделяют на два этапа: перечисление денежных средств на счет организации, которая занимается доставкой пенсии, и непосредственное вручение (зачисление на персональный счет) этих денежных средств пенсионеру.
Выплата начисленной пенсии производится за текущий календарный месяц территориальным органом Пенсионного фонда РФ по месту нахождения пенсионного дела на основании заявления пенсионера.
Если пенсионер находится в доме престарелых, то выплату пенсии осуществляют по месту нахождения этого учреждения. В случае, когда пенсионер осужден к лишению свободы и отбывает наказание в исправительном учреждении, выплату ему пенсии производят по месту нахождения такого учреждения.

Не все люди предпенсионного возраста осведомлены о том, что такое страховая пенсия и когда она назначается. Ее назначение конкретному лицу в РФ допускается если:

  • у заявителя есть определенный трудовой стаж;
  • заявитель набрал требуемое число баллов (16,2 на 2019 г. и 30 на 2025 г.);
  • достиг пенсионного возраста.

Что такое страховая пенсия?

Под этим государственным пособиям понимаются страховые выплаты, которые начисляются каждый месяц гражданам РФ, которые подходят под определенные критерии их назначения. Выплаты такого типа призваны компенсировать зарплату и другие виды вознаграждений лицам, которые утратили свою трудоспособности (по возрасту, из-за получения инвалидности, из-за смерти кормильца).

Страховое пособие включает две основные составляющие: страховую и законодательно зафиксированную. Начисления в дальнейшем формируются на основе взносов, которые делаются предприятием, фирмой, муниципальным учреждением, где трудился нынешний пенсионер, в размере 22% от зарплаты. Назначение выплат выполняется на основе уплаченных организацией взносов за своего сотрудника.

Важно! С 2014 г. накопительную часть «заморозили», благодаря чему 22%, перечисляемых работодателем, пошли исключительно в страховую.

Льготная страховая пенсия по старости назначается определенным категориям граждан до того, как они достигнут пенсионного возраста. Для этого назначения требуется, чтобы человек обладал достаточным рабочим стажем в определенной сфере деятельности или имел социальный статус, позволяющий стать пенсионером по старости досрочно. Условия назначения страховой пенсии по старости прописаны в федеральном законодательстве.

Назначение льготной страховой досрочной пенсии по старости осуществляется в отношении следующих лиц:

  • лица, работающие в трудных, серьезных, опасных для здоровья и жизни условиях;
  • лица, работающие в северных регионах страны (в иных районах, профессиональная деятельность и жизнь в которых считается непростой);
  • лица, обладающие определенным социальным статусом.

Досрочное получение страховых выплат не отменяет возможности пенсионеру оставаться на рабочем месте и продолжать профессиональную деятельность.

В чем разница между трудовой и страховой пенсией?

Несколько лет в РФ действует обновленный порядок начисления страховых выплат по старости. Формируются они также по-новому.

  • Страховой стаж. Представлен общей продолжительностью профессиональной деятельности человекa. Регистрацией сроков, количества отработанного времени занимается Пенсионный фонд. Стаж включает в себя периоды, когда происходило начисление и уплата взносов в ПФР.
  • Трудовой стаж. Состоит из временных периодов, когда человек вел профессиональную рабочую деятельность, принимал участие в общественной деятельности до начала 2002 г. Им пользуются граждане, которые трудились до 2002 г.

Важно! Длительность страхового стажа законодатели изменили с 5-ти до 15-ти лет, а понятие «трудовой пенсии» из действующих актов и регламентов попросту убрали.

Разновидности страховых пенсий и условия их назначения

Ежемесячная денежная выплата закреплена в законодательстве. Она выплачивается ряду категорий граждан за счет средств ПФР. В понятие страховой пенсии входит несколько видов таких выплат. Их назначение осуществляется в определенных ситуациях.

Говоря о том, кому положена вторая страховая пенсия, то стоит выделить военнослужащих. Право на такую страховую пенсию имеют работники, состоящие в штате структур Минобороны РФ, МВД, ФСБ и других силовых ведомствах.

По старости

Пенсионные выплаты, начисляемые гражданам, из-за возраста утратившие свою работоспособность. Назначение возможно, если человек достиг нужного возраста, имеет минимальное число баллов, стаж. Это единственные условия получения пенсии по старости в России.

Начисления по старости на общих основаниях выплачиваются всем лицам, выполнившим описанные выше условиях.

По инвалидности

Ее назначение актуально для граждан, имеющих ограничения по работе из-за инвалидности (возраст значения не имеет).

Назначение выплат происходит вне зависимости от:

  • общей длительности стажа;
  • причин возникновения проблем со здоровьем.

Если у человека отсутствует стаж, то компетентные органы назначают выплаты по инвалидности на основании №166-ФЗ от 15.12.01. г. Величина выплат устанавливается в зависимости от категории инвалидности, возраста заявителя и других факторов, которые зачастую определяются региональными законодательными актами.

Важно! Пенсионные денежные средства также выплачиваются детям-инвалидам. Оформление начислений обычно происходит на мать ребенка. Интересно, что размер выплат выше, чем для взрослых людей с ограниченными возможностями.

По потере кормильца

Назначение страховых пенсионных начислений такого типа происходит в отношении близких погибшего кормильца, которые ранее состояли на его иждивении и являются нетрудоспособными на данный момент.

Если говорить о том, кому положена такая пенсия, стоит привести следующие условия, которые необходимо соблюсти для получения пенсионных начислений:

  • ранее состоять на иждивении погибшего кормильца (последний должен быть застрахован к моменту смерти);
  • доход умершего лица должен быть основным и постоянным источником содержания лиц, находящихся на иждивении.

Важно! Иждивение детей умерших родителей не нуждается в доказательстве, если они не достигли совершеннолетия. Совершеннолетние дети обязаны доказать, что находились на иждивении умерших родителей.

Если совершеннолетний потерял кормильца, на иждивении которого находился, он обязан представить в ПФ России документы, которые бы подтвердили, что умерший содержал его (справка об учебе в очной форме в образовательном заведении и т. д.).

Как определяется размер страховой пенсии?

С 2019 г. индексировали страховую часть на 7,05%. В итоге величина обязательной выплаты составила 5334 р. 19 коп.

Минимальный размер пенсионных начислений, которые должен получать каждый пенсионер, законодательно не закреплен, однако он не меньше, чем прожиточный минимум для людей пенсионного возраста (варьируется от одного региона к другому). Оформление документов на выплату страховой пенсии по старости осуществляется в ПФ России, куда нужно сдать пакет документации.

Максимальная пенсия по старости не имеет верхнего возможного порога. Величина пенсионных выплат находится в зависимости от следующих параметров:

  • возраст гражданина, когда он был отправлен на пенсию;
  • трудовой стаж;
  • величина оклада во время работы;
  • количество пенсионных отчислений от работодателя за всё время работы и т. д.

Говоря о том, что такое страховая пенсия для граждан РФ по старости, отдельно нужно сказать о калькуляторе, которым можно воспользоваться на веб-ресурсах Минтруда и ПФР . Посредством этого сервиса застрахованные лица имеют возможность выполнить расчет предполагаемых начислений.

Важно! Основной минус данного сервиса – его неточность (предполагается прогнозирование суммы с учетом различных параметров). Поэтому результаты расчетов и реальные показатели наверняка будут различаться.

Размер страховой части трудовой страховой пенсии по старости, по закону, определяется по следующей формуле:

Чтобы получить примерные значения будущих выплат, рекомендуется воспользоваться специальным калькулятором, который представлен на порталах ПФ России и Минтруда РФ.

Порядок оформления пособия

Министерство Труда РФ в 2019 г. выступило с заявлением, что люди пенсионного возраста, которые официально трудоустроены, не смогут рассчитывать на получение социальных выплат. Все начисления будут автоматически прекращены, начиная с 1-го числа месяца, который следует за тем, в котором человек была трудоустроен. Трудоустроенные пенсионеры не будут при этом лишены возможности получения страховой части.

Если говорить о том, кто имеет право на получение страховой пенсии по старости, стоит опираться на №3401-1 ФЗ, где подробный перечень подобных лиц не приведен. Это означает, что установление такого права на получение пенсионных начислений происходит в отношении всех лиц, которые располагают основаниями для их получения, вне зависимости от социального положения и иных факторов. К этой группе лиц относятся граждане России, иностранцы, лица без гражданства.

Где можно оформить?

По условиям назначения страховой пенсии по старости все лица, которые имеют права на ее получение, располагают возможностью в любой момент после получения права обратиться с заявлением в компетентные органы.

Заполненное заявление и документацию можно сдать:

  • в отделение Пенсионного фонда (в соответствии с регистрацией или фактическим местом жительства);
  • в многофункциональный центр (МФЦ).

Заявление с документами могут сдать: сам пенсионер, доверенный представитель, работодатель. Возможна и онлайн-подача заявки на назначение начислений по старости через сайт ПФ России.

Необходимые документы и заявление

Оформляя заявление на назначение пенсии по труду и по старости необходимо представить в МФЦ или ПФ России следующие документы:

  • удостоверение личности. нова начинает отсчитываться 10 рабочих дней;
  • документация, которая подтвердит рабочие периоды или иной деятельности;
  • бумаги о среднем заработке за 5 лет до 01.01.2002 г;
  • иная документация, которая требуется, чтобы подтвердить дополнительные обстоятельства.

После подачи заявления сотрудники ПФ России обязаны в течение 3-х месяцев дать разъяснения о необходимости предоставления всего необходимого пакета документов.

Сроки обращения и назначения

Чтобы после подачи заявления произошло назначение начислений по старости, требуется, чтобы были соблюдены некоторые условия:

  • достижение пенсионного возраста;
  • страховой стаж. В 2019 г. необходимо 10 лет стажа (его увеличат постепенно до 15-ти лет к 2024 г.);
  • наличие 30-ти коэффициентов (необходимо 16,2 в 2019 г.). Ежегодно этот показатель повышается на 2,4 балла, чтобы достигнуть максимума в 30 баллов к 2025 г.

ПФ России обязан рассмотреть заявление относительно назначения страховой пенсии по старости за 10 суток с момента подачи заявителем документов. Если от заявителя потребуется сдача дополнительной документации, сотрудники ПФР обязаны сразу уведомить его об этом. В этой ситуации, с момента подачи последнего документа, снова начинает отсчитываться 10 рабочих дней.

Пенсионный фонд (ПФ) – крупнейшая структура государства, занимающаяся социальными выплатами населению.

Пенсионный фонд создан в 1990 г. Его главными задачами являлись сбор страховых взносов, и выплаты пенсий по возрастным ограничениям, потери кормильца и утрате трудовых возможностей. В настоящее время сфера пенсионного фонда значительно расширилась, а также появились негосударственные структуры фонда.

Негосударственный пенсионный фонд – принадлежит частным лицам и независим от госбюджета. Его задачей является увеличение объема накопительной пенсии.

Государственный пенсионный фонд – относится к государственной структуре. Перед ним стоят четкие функции и задачи.

ПФ, как организация, выполняет три основных функции:

  1. Фискальную – сбор и накопление финансовых средств населения для пенсионного субсидирования.
  2. Перераспределительную – обеспечение нуждающегося населения материальной поддержкой в виде пенсионных выплат.
  3. Контрольную – отслеживание условий государственной пенсионной системы и уровень обеспечения граждан.

Также, за ПФ закреплены социально-значимые функции:

  • Ведение учета страховых взносов.
  • Работа над назначением и выплатой пенсий и пособий.
  • Учет граждан, получающих социальные выплаты.
  • Получение взносов от работодателей.
  • Работа с сертификатом материнского капитала.
  • Контроль средств пенсионной системы.
  • Исполнения контрольных действий над Программой государственного софинансирования пенсии.

Пенсионный фонд – государственный финансовый отдел, направленный, в первую очередь, на выплату пенсий. Трудовая пенсия – регулярные выплаты, компенсирующие заработную плату или иной доход граждан. Трудовая пенсия выплачивается в следующих случаях:

  • По возрастным ограничениям.
  • По потери кормильца.
  • По трудовой недееспособности.

Пенсия за трудовую деятельность начисляется при достижении необходимого возраста и пятилетнем страховом стаже.

Цели Пенсионного фонда.

Перед Пенсионным фондом стоят следующие цели:

  • Сбор взносов, их аккумуляция;
  • Взимание с работодателей и населения, причинивших вред здоровью гражданам, государственных выплат по нетрудоспособности;
  • обеспечение государственных выплат;
  • регулярное увеличение взносов в ПФ;
  • регулирование поступлений всех страховых взносов;
  • Учет застрахованных лиц;
  • Интернациональное сотрудничество по вопросам пенсионных перечислений;
  • Улучшение и совершенствование работы по страховым пенсиям;
  • Работа с населением.

В 2001г. введен единый социальный налог, часть которого передается в пенсионные структуры. Этот налог взымается с:

  1. Предприятий и организаций;
  2. Сельскохозяйственных предприятий;
  3. Индивидуальных предпринимателей.

Также, в Пенсионный фонд переводятся государственные средства, которые идут на выплаты военным, детские пособия, поддержку населения, пострадавшего от Чернобыльской АЭС. Все средства используются для выплат пенсий, пособий, помощи нуждающемуся населению, снабжение деятельности ПФ и другие нужды.

Пенсионный фонд – одна из крупных структур государства, которая регулярно расширяет и модернизирует свою деятельность во благо граждан.

Доклад №2

Каждый человек за свою жизнь проходит несколько важнейших этапов – от младенчества до пожилого возраста. Чтобы достойно встретить старость, нужно иметь гарантии для своей защиты со стороны государства. Тот гражданин, который заранее обеспокоен финансовой стабильностью для себя, имеет возможность увеличить будущую пенсию.

Пенсионный фонд – структура, в которой главное внимание уделяется нетрудоспособным гражданам, пенсионерам, а также тем, кто имеет группу инвалидности. Благодаря его программам люди имеют социальную защищенность. С появлением Пенсионного фонда изменилось многое. В силу вступила система своевременных сборов отчислений с работодателей и граждан, за счет которых и формируются выплаты пенсионерам. Эти накопления, которые представляют взносы, уплаченные работодателем, каждый может видеть на своем счету. Именно для этого создана система СНИЛС. Таким образом, каждый из нас вправе решать, какую схему оплаты труда выбрать. Пополнение лицевого счета будет происходить только в том случае, если работодатель честно делает отчисления, выплачивая «белую» зарплату.

Интересно и важно в этой системе то, что каждое последующее поколение взаимосвязано с предыдущим. Подобная солидарность имеет первостепенное значение. Это объясняется тем, что современный работодатель, делая отчисления в пенсионный фонд, зарабатывает себе будущую пенсию и помогает тем, кто уже нетрудоспособен. Такая закономерность, существующая в системе пенсионного обеспечения, способствует повышению уровня жизни людей.

Выплаты, которые производятся гражданам, застрахованным в системе пенсионного обеспечения, включают следующий список: это разные виды пенсий, которые имеют свои условия для назначения, денежные выплаты социального характера (например, это работа с материнским капиталом, пособия на погребения).

Таким образом, Пенсионный фонд - это организация, которая создает прочную материальную основу, имеющую место в определенном возрасте для человека. При этом в настоящее время данной системе выплат уделяется особое внимание. Это связано с тем, что преждевременное знакомство с ее принципами и условиями работы поможет в пенсионном возрасте быстро решить любые вопросы и получать достойную выплату. Система пенсионного фонда отвечает требованиям тем механизмам, которые отвечают требованиям государства.

Пенсионный фонд


Популярные темы сообщений

Лжедмитрий I представляет собой легендарную личность, способную силой убеждений склонить на свою сторону народ, поднять на востание и, будучи самозванцем, захватить царский престол.

Основным местом для проживания феодалов в Европе считался замок, который представлял прочное каменное строение. Известно, что строительство таких сооружений началось в X веке. Так как такое строение воздвигалось очень долгое время,

На сегодняшний день болезни щитовидной железы занимают лидирующие позиции. Кроме этого участились патологии щитовидной железы, а это пагубно сказывается на здоровье женщин. Заболевания этого органа приносят расстройства психики,

Виды трудовых пенсий: по старости, инвалидности и по случаю потери корьмильца. Обязательное пенсионное страхование. Право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов. Создание негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 21.10.2013
Размер файла 22,9 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Понятие и виды пенсий

трудовой пенсия страхование негосударственный

1. Понятие пенсии

2. Виды трудовых пенсий

3. Обязательное пенсионное страхование

4. Условия назначения трудовой пенсии

5. Структура трудовой пенсии

6. Право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов

7. Пенсия по государственному пенсионному обеспечению

8. Негосударственные пенсии

Список использованной литературы

1. Понятие пенсии

Пенсия (от латинского pensio - платёж) - регулярная и, как правило, пожизненная денежная выплата нетрудоспособным гражданам со стороны государства или иных субъектов в качестве основного источника средств существования, назначаемая в установленном законом случаях: при достижении ими определенного пенсионного возраста, при установлении инвалидности, в случае смерти кормильца, а также в связи с длительной профессиональной деятельностью. Является формой социальной защиты населения.

В ст. 2 Закона о трудовых пенсиях впервые в истории отечественного пенсионного законодательства дано правовое определение понятия "трудовая пенсия". Трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Законом о трудовых пенсиях.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Негосударственная пенсия - денежные средства, регулярно выплачиваемые участнику в соответствии с условиями пенсионного договора. Как правило, носит дополнительный характер по отношению к государственной пенсии, хотя в последнее время институт негосударственной пенсии все более обосабливается в отдельную категорию социальных выплат. В России институт негосударственной пенсии получил распространение сравнительно недавно, с 1993г.

2. Виды трудовых пенсий

Закон о трудовых пенсиях определяет три вида трудовых пенсий:

- трудовая пенсия по старости;

- трудовая пенсия по инвалидности;

- трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Ранее действовавший Закон о госпенсиях предусматривал также такие виды пенсий, как пенсии за выслугу лет и социальные пенсии. В Законе о трудовых пенсиях эти виды пенсий не предусматриваются. Пенсии за выслугу лет трансформировались в досрочные трудовые пенсии по старости (ст. 27 и 28 Закона о трудовых пенсиях), а социальные пенсии - это вид пенсии по государственному пенсионному обеспечению, который регулируется Законом о государственном пенсионном обеспечении.

3. Обязательное пенсионное страхование

Право на трудовую пенсию имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании, отвечающие условиям Закона о трудовых пенсиях.

Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:

1) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе:

2) индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты.

Если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, указанных в подпунктах 1 и 2, исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию.

К страхователям приравниваются физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии со статьей 29 Закона об обязательном пенсионном страховании.

Застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании.

Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства:

- работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;

- самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты);

- являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

- работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов в в случае уплаты страховых взносов в ПФ РФ в добровольном порядке, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

- являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

- иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Положение о возможности добровольной уплаты страховых взносов в ПФ РФ впервые введено в законодательство и закреплено в ст. 29 Закона об обязательном пенсионном страховании.

Ранее, в соответствии с Законом о госпенсиях, граждане России, работающие за границей, получали право на трудовую пенсию с учетом работы за границей без каких-либо условий, в т. ч. без условия уплаты страховых взносов в ПФ РФ за время работы за границей. Теперь с 01.01.2002 в соответствии с Законом о государственном пенсионном обеспечении граждане России, работающие за пределами ее территории, подлежат обязательному пенсионному страхованию только при условии уплаты страховых взносов в ПФ РФ

В том случае, если международный договор предусматривает иной порядок пенсионного страхования, то соответственно применяется порядок, предусмотренный международным договором.

Помимо вышеуказанных граждан РФ, право на трудовую пенсию имеют нетрудоспособные члены их семей. Речь идет о праве этой категории лиц на пенсию по случаю потери кормильца при соблюдении условий, предусмотренных Законом о трудовых пенсиях.

4. Условия назначения трудовой пенсии

Трудовая пенсия того или иного вида назначается при выполнении условий, установленных соответствующими статьями Закона о трудовых пенсиях.

Так, например, для назначения трудовой пенсии по старости мужчине требуется достижение возраста 60 лет, женщине - 55 лет, .а также наличие страхового стажа не менее 5 лет.

"Страховой стаж" - новый правовой институт, под которым согласно ст. 2 Закона о трудовых пенсиях понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Ранее для установления пенсии по старости требовался общий трудовой стаж 20 лет для женщин, 25 лет - для мужчин, а при наличии общего трудового стажа 5 лет и более могла быть установлена пенсия по старости при неполном стаже.

Право на досрочное назначение пенсии сохранено за всеми категориями граждан, которым оно предоставлялось ранее по законодательству, действовавшему по состоянию на 31 декабря 2001 г., на основании Закона о государственных пенсиях.

Статья 27 Закона о трудовых пенсиях предусматривает 15 категорий тружеников, имеющих право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста.

Право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с особыми условиями труда сохранено только за теми, кто на 1 января 2003 г. будет иметь не менее половины требуемого специального стажа.

Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается в случае наступления инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности III, II или I степени, определяемой по медицинским показаниям.

Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в подпункте 2 пункта 2 статьи 9, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке.

К числу нетрудоспособных членов семьи относятся:

- дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие 18 лет (если же они обучаются по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовых форм, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, то признаются нетрудоспособными до окончания ими такого обучения, но не более чем до достижения возраста 23 лет) или старше этого возраста, если они стали инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности до достижения 18 лет, при этом братья, сестры и внуки - при условии, если они не имеют трудоспособных родителей;

- один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца, независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, если они достигли возраста 18 лет и заняты уходом за другими детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на пенсию по случаю потери кормильца, и не работают;

- родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет либо являются инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности (если они не состояли на иждивении умершего кормильца, то имеют право на пенсию при условии, что они утратили источник средств к существованию независимо от времени, прошедшего после смерти кормильца);

- дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет либо являются инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности - при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством обязаны их содержать.

При невыполнении условий Закона о трудовых пенсиях (одного или всех одновременно) трудовая пенсия не устанавливается. Пунктом 4 ст. 5 Закона о трудовых пенсиях определяется, что гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия на условиях и в порядке, которые определены Законом о государственном пенсионном обеспечении.

5.Структура трудовой пенсии

Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности могут состоять из базовой, страховой и накопительной частей пенсии.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит из базовой и страховой частей.

Такая структура трудовых пенсий направлена на достижение трех целей пенсионного обеспечения: борьба с бедностью, компенсация утраченного заработка и обеспечение материальной достаточности.

Различные части трудовой пенсии имеют разные источники финансирования.

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 17:32, курсовая работа

Описание работы

В современной действительности, когда страна переживает экономические и политические кризисы, гражданам необходима стабильность, как в экономическом, так и в социальном плане. И наиболее уязвимыми в этом плане являются пенсионеры. Законы регулирующие пенсионное законодательство призваны защищать этих людей. Законы устанавливают единую систему республиканских государственных пенсии, обеспечивает стабильность достигаемого уровня пенсионного обеспечения и повышения его по мере роста благосостояния трудящихся. Основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения признается труд и его результаты.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Социальное обеспечение: понятие, виды,
принципы, источники. 5
Глава II. Государственные пенсии (виды, условия предоставления,
способы начисления) 11
2.1. Трудовые пенсии 11
2.1.1. Пенсии по старости 11
2.1.2. Пенсия по инвалидности 14
2.1.3. Пенсия по случаю потери кормильца 15
2.1.4. Пенсия за выслугу лет 17
2. 2. Социальные пенсии 18
Глава III. Пособия 19
3.1.Пособие по временной нетрудоспособности: условия
назначения, сроки выплаты, размеры пособия. 20
3.2. Пособие по беременности в родам. 22
3.3.Пособие на детей и по уходу за ребенком до
достижения им 1,5 лет. 23
3.4.Пособие по безработице 24
3.5.Социальное пособие на погребение 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30

Работа содержит 1 файл

«Государственные пенсии и.doc

АБХАЗСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Государственные пенсии и

социальные пособия»

Студентка III-ого курса

Спец.: «финансы и кредит»

Аргун Мадина Эдуардовна

Руководитель: Дбар Д. Ш.

Сухум – 2009г.

Глава I. Социальное обеспечение: понятие, виды,

принципы, источники. 5

Глава II. Государственные пенсии (виды, условия предоставления,

способы начисления) 11

2.1. Трудовые пенсии 11

2.1.1. Пенсии по старости 11

2.1.2. Пенсия по инвалидности 14

2.1.3. Пенсия по случаю потери кормильца 15

2.1.4. Пенсия за выслугу лет 17

2. 2. Социальные пенсии 18

3.1.Пособие по временной нетрудоспособности: условия

назначения, сроки выплаты, размеры пособия. 20

3.2. Пособие по беременности в родам. 22

3.3.Пособие на детей и по уходу за ребенком до

достижения им 1,5 лет. 23

3.4.Пособие по безработице 24

3.5.Социальное пособие на погребение 25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30

В современной действительности, когда страна переживает экономические и политические кризисы, гражданам необходима стабильность, как в экономическом, так и в социальном плане. И наиболее уязвимыми в этом плане являются пенсионеры. Законы регулирующие пенсионное законодательство призваны защищать этих людей. Законы устанавливают единую систему республиканских государственных пенсии, обеспечивает стабильность достигаемого уровня пенсионного обеспечения и повышения его по мере роста благосостояния трудящихся. Основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения признается труд и его результаты.

Основаниями для пенсионного обеспечения являются:

достижение соответствующего пенсионного возраста, наступление инвалидности, а для нетрудоспособных членов семьи кормильца - его смерть;

основанием для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся является длительное выполнение определенной профессиональной деятельности.

Отсутствие современной законодательной базы по пенсионному законодательству в РА не дает нам возможностей раскрыть данную тему в полном объеме, указать на ее преимущества и недостатки, как в сфере принимаемых документов для ее назначения, так и в сфере обеспечения и разграничения лиц, претендующих на тот или иной вид трудовой пенсии.

Единым для Законов о пенсионном обеспечении и для России и для Абхазии должны оставаться такие принципы как:

- право Граждан обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком и независимо от характера их занятий ко времени обращения.

- изменение размера пенсии, в связи с инфляционными изменениями в стране.

- выплачиваемая пенсия налогом не облагается.

Опираясь на изложенное, предлагаю в данной работе изучить адаптированное и измененное в соответствии с современностью законодательство пенсионного обеспечения РФ, и в заключение рассмотреть пути выхода из сложившейся, на сегодняшний день, ситуации в Абхазии.

Глава I. Социальное обеспечение: понятие, виды, принципы, источники.

Конституция Российской Федерации каждому гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Как экономическая категория социальное обеспечение – это система распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода, созданного трудоспособными гражданами и прошедшего затем перераспределение через бюджетную систему и внебюджетные фонды, образуются и используются общественные фонды денежных средств для материального обеспечения и обслуживания нетрудоспособных и престарелых граждан, а также для оказания материальной помощи отдельным группам населения (одиноким матерям, семьям, потерявшим кормильца), многодетным семьям и др.).

Основными видами расходов по социальному обеспечению являются выплаты денежных пенсий и пособий.

Пенсии – это периодические выплаты определенных денежных сумм для материального обеспечения граждан, связанные с наступлением установленных случаев. В соответствии с ФЗ – 173 от 17.12.01г. «О трудовых пенсиях», устанавливаются следующие виды пенсии:

  • трудовая пенсия по старости
  • трудовая пенсия по инвалидности
  • трудовая пенсия по случаю потери кормильца

Затрагивая вопрос о финансировании трудовых пенсий, необходимо учесть из каких частей состоят указанные виды. На основании п.2 ст.5 ФЗ-173 трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности, состоит из:

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит из:

Ссылаясь на ст.6, указанного закона, при использовании ФЗ-166,

Определяет, что финансирование выплаты базовая часть трудовой пении осуществляется за счет сумм единого соц.налога зачисляемого в федеральный бюджет.

Финансирование выплат страховой части трудовой пенсии осуществляется за счет части страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию. Необходимо отметить, что другая часть данного взноса обеспечивает финансирование выплаты накопительной части трудовых пенсий. Тариф и порядок уплаты страховых взносов по обязательному страхованию регулируется ФЗ-167.

В отличии от единого социального налога, включая его часть, направляемую на финансирование выплат базовой части трудовой пенсии, который входит в состав средств федерального бюджета РФ, страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию составляют средства бюджета ПФ.

Таким образом, основным финансовым инструментом национальной пенсионной системы является бюджет ПФ, представляющий собой форму образования и расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования.

Некоторым категориям граждан выплачиваются пенсии по государственному пенсионному обеспечению ФЗ-166 от 15.05.01г. «О гос.пенсионном обеспечении». Статья 5 настоящего закона предусматривает следующие виды пенсий:

  • «Финансирование пенсий по государственному пенсионному обеспечению производится за счет средств федерального бюджета».-ст.6 ФЗ-166.

Так же существует ряд пособий регулируемых действующим законодательством:

  • профессионально - техническое обучение
  • переобучение безработных
  • переобучение и трудоустройство инвалидов
  • бесплатное содержание нетрудоспособных в домах – интернатах для престарелых и инвалидов
  • протезирование и снабжение инвалидов мото- и вело - колясками, автомобилями
  • организация многих видов помощи на дому и т. д.

Важной особенностью социального обеспечения являются принципы его построения.

  1. Всеобщность – распространение социального обеспечения при наступлении нетрудоспособности по возрасту или вследствие инвалидности на всех трудящихся, без каких-либо исключений и независимо от пола, возраста, национальности, расы, характера и места работы, форм ее оплаты. Социальному обеспечению подлежат все нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца: несовершеннолетние дети, братья, сестры, внуки, престарелые или нетрудоспособные жены (мужья), отец, дед, бабушка и некоторые другие.

2.Общедоступность – условия, определяющие право на ту или иную пенсию, доступны для всех. Так, право на пенсию по старости у мужчин возникает в возрасте 60 лет, а у женщин в возрасте 55 лет, при наличии не менее 5 лет стажа ( ст.7 ФЗ-173 ). А для занятых на тяжелых видах труда пенсионный возраст для мужчин понижен до 50-55 лет, а для женщин до 45-50 лет. Стаж, необходимый для получения этой пенсии, регулируемых ст.28 ФЗ-173 установлен для мужчин 25 лет, а для женщин –20 лет, а занятых на тяжелых работах – еще ниже.

3.Установление зависимости размеров и форм обеспечения от прошлого труда: длительности стажа, условий работы, заработной платы и других факторов. Этот принцип находит свое отражение опосредованно через заработную плату.

4.Большое разнообразие предоставляемых видов обеспечения и услуг. Это пенсии и пособия, трудоустройство, разнообразные мероприятия по укреплению здоровья, предупреждению и снижению заболеваемости, помещение в дома – интернаты для инвалидов и престарелых и т. д.

5. Демократический характер организации и управления проявляется в решении всех вопросов социального обеспечения. Особенно велика в этом роль профессиональных союзов. Их представители участвуют в работе комиссий по назначению пенсий, они принимают непосредственное участие совместно с администрацией в оформлении документов уходящих на пенсию работников.

Социальное обеспечение способствует постоянному обновлению кадров, росту производительности труда. Пенсии по случаю потери кормильца создают детям возможность учиться и приобрести необходимую профессию.

Пенсионное законодательство, создавая преимущества для граждан, работающих в более тяжелых условиях труда, способствует закреплению кадров в ведущих отраслях народного хозяйства.

Осуществлять государству социальную политику позволяют денежные средства, мобилизуемые в бюджет и внебюджетные фонды.

Средства государственных целевых внебюджетных фондов, созданных в соответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР», являются финансовой гарантией конституционных прав граждан России на социальную защиту в случае старости, болезни, неблагоприятного социального и экономического положения некоторых групп населения.

В соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990г. был создан Пенсионный фонд РФ, цель которого – государственное управление пенсионным обеспечением граждан.

Концентрируемые в Пенсионном фонде средства используются для выплаты государственных трудовых пенсий, пенсий инвалидам, пособий для детей в возрасте от 1.5 – 6 лет, компенсаций пенсионерам и др. Расходы Пенсионного фонда в 2001г. составили 491123 млн. рублей.

Вторым по величине социальным внебюджетным фондом является Фонд Социального страхования РФ, образованный в соответствии с Указом Президента от 7 августа 1992 г. Цель его – финансирование выплат пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, уходу за ребенком до полутора лет, финансирование организации санаторно-курортного лечения и отдыха.

Читайте также: