Пенсии моряков в литве

Могу ли я добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию с пенсионным Фондом так чтобы оплатить взносы начиная с 2015 года? То есть задним числом.



Нет. задним числом нельзя заплатить. Закон не предусматривает этого.

См. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 11.12.2018) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", ст. 29


нет, к сожалению оплатить взносы задним числом без наличия документов в ПФР не получится.

Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 11.12.2018) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"

Статья 10. Страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации

(в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации, учитываются на его индивидуальном лицевом счете по нормативам, предусмотренным настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".

(в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 379-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Объект обложения страховыми взносами, база для начисления страховых взносов, суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов, порядок обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)


Нет, не можете так как не допустимо, оформить задним числом.

Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 11.12.2018) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"

Статья 29. Добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию

(в ред. Федерального закона от 30.04.2008 N 55-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию вправе:

1) граждане Российской Федерации, работающие за пределами территории Российской Федерации, в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за себя;

2) физические лица в целях уплаты страховых взносов за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

(пп. 2 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) застрахованные лица, осуществляющие в качестве страхователей уплату страховых взносов в фиксированном размере, в части, превышающей этот размер, но в общей сложности не более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного подпунктом 1 пункта 2 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации, увеличенное в 12 раз;

(пп. 3 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) физические лица в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений";

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) физические лица в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за себя, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации, на которых не распространяется обязательное пенсионное страхование, в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением лиц, указанных в подпункте 6 настоящего пункта;

(в ред. Федерального закона от 27.11.2018 N 425-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) физические лица в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за себя, применяющие специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации.

(пп. 6 введен Федеральным законом от 27.11.2018 N 425-ФЗ)

2. Лица, имеющие право на добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию по нескольким основаниям из числа перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию по каждому из оснований.

3. Лица, указанные в подпунктах 1, 2, 3, 5 и 6 пункта 1 настоящей статьи, вступают в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и прекращают правоотношения по обязательному пенсионному страхованию путем подачи заявления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по правилам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 27.11.2018 N 425-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Лица, указанные в подпункте 4 пункта 1 настоящей статьи, вступают в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в порядке, определенном Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Лица, указанные в подпунктах 1 - 3, 5 и 6 пункта 1 настоящей статьи, осуществляют уплату страховых взносов на соответствующие счета Федерального казначейства с применением кодов бюджетной классификации, предназначенных для учета страховых взносов, уплаченных в добровольном порядке.

Минимальный размер страховых взносов лиц, указанных в подпунктах 1 - 3 и 5 пункта 1 настоящей статьи, определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного подпунктом 1 пункта 2 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации, увеличенное в 12 раз.

Максимальный размер страховых взносов лиц, указанных в подпунктах 1 - 3, 5 и 6 настоящей статьи, не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного подпунктом 1 пункта 2 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации, увеличенное в 12 раз.

Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. При подаче заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию соответствующий расчетный период начинается со дня подачи указанного заявления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации. При подаче заявления о прекращении правоотношений по обязательному пенсионному страхованию расчетный период заканчивается в день подачи указанного заявления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Лица, указанные в подпунктах 1 - 3, 5 и 6 пункта 1 настоящей статьи, самостоятельно с учетом ограничений, установленных настоящим пунктом, определяют размер страховых взносов и исчисляют указанные страховые взносы, подлежащие уплате за расчетный период.

Суммы страховых взносов уплачиваются не позднее 31 декабря текущего календарного года.

Если заявление о добровольном вступлении в правоотношения (о прекращении правоотношений) по обязательному пенсионному страхованию подано в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в течение расчетного периода, размер страховых взносов, подлежащих уплате за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев, в течение которых лицо состояло в правоотношениях по обязательному пенсионному страхованию. За неполный месяц размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.

Периоды уплаты страховых взносов лицами, указанными в подпунктах 1 - 3, 5 и 6 пункта 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж. Продолжительность засчитываемых в страховой стаж периодов уплаты страховых взносов лицами, указанными в подпунктах 2 и 5 пункта 1 настоящей статьи, не может составлять более половины страхового стажа, требуемого для назначения страховой пенсии по старости.

Лицам, указанным в подпункте 6 пункта 1 настоящей статьи, если общая сумма уплаченных страховых взносов в течение календарного года составила не менее фиксированного размера страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, с учетом положений абзаца седьмого настоящего пункта, в страховой стаж засчитывается период, равный соответствующему расчетному периоду, определяемому согласно абзацу четвертому настоящего пункта. В случае, если общая сумма уплаченных страховых взносов в течение календарного года указанными лицами составляет менее фиксированного размера страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в страховой стаж засчитывается период, определяемый пропорционально уплаченным страховым взносам, но не более продолжительности соответствующего расчетного периода, определяемого согласно абзацу четвертому настоящего пункта.

(п. 5 в ред. Федерального закона от 27.11.2018 N 425-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Уплата дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию лицами, указанными в подпункте 4 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на условиях и в порядке, которые установлены Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Право лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, на страховое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию, в том числе с учетом дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, и взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", реализуется при соблюдении условий, установленных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О накопительной пенсии".

Прибалтийский регион еще со времен СССР считался одной из лидирующих областей по уровню жизни. На данный показатель особенно сильное влияние оказывает пенсионная система. Литва на сегодняшний день является полноценным членом Евросоюза и принадлежит к группе стран-участников шенгенского соглашения.


Зарплаты и пенсии в данном государстве существенно выше, нежели на территории РФ, а средняя стоимость продуктов питания и проживания соответствует российским показателям. Всё это делает эту страну крайне привлекательной для эмигрантов, желающих получать достойную пенсию.

Средняя пенсия в Литве в 2019 году составляет 374 евро.

Возраст выхода на пенсию

Несмотря на возможность получения пенсии достаточной для комфортной жизни, пенсионное законодательство Литвы предусматривает целый ряд требований, которым должен соответствовать кандидат. Пенсионный возраст здесь начинается с 62 лет и 9 месяцев, однако, правительство планирует постепенное его увеличение до 65 к окончанию 2025 года.


С 2018 года возраст выхода на пенсию мужчин в Литве — 63,67 года

Получить пенсионную выплату по старости можно лишь при условии, что гражданин был официально трудоустроен на протяжении 15 лет, в течение которых уплачивались взносы в Пенсионный фонд. Важно учитывать, что стаж работы в советский и постсоветский период не принимается при расчетах.


Для литовских женщин, возраст выхода на пенсию составляет 62,33 года

Существует ряд условий, который позволяет гражданам выйти на пенсию ранее, чем это предусмотрено законодательством. Это относится к следующим категориям населения:

  • Мужчины и женщины, получившие инвалидность, карлики, лилипуты, незрячие, а также работники, трудоустроенные на особо опасных производствах. Их трудовой стаж должен быть не менее 20 лет, иначе претендовать на получение пособий невозможно.
  • Многодетные матери, вырастившие ребенка-инвалида или 5 и более здоровых детей, при условии 20 лет официального трудоустройства.
  • Мужчины и женщины с пожизненной инвалидностью, а также лица, занятые тяжелым физическим трудом, при наличии стажа, превышающего 30 лет.
  • Ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС, при условии 15-летнего стажа.
  • Граждане, подвергшиеся репрессиям, могут рассчитывать на раннее получение пенсии при условии наличия 15 лет официальной выслуги.

Подобные категории граждан могут начать получать пособие на 2–7 лет раньше, чем это предусмотрено пенсионным законодательством страны. При этом возраст выхода на пенсию индивидуален для каждой категории. Если пенсионер не набрал должного стажа, то размер его выплаты составит порядка 150 евро.

Смотрите видео: Какие пенсии получают литовские пенсионеры.

Важно учитывать, что на получение пенсии могут рассчитывать исключительно граждане данного государства. Иммигранты, имеющие ВНЖ или ПМЖ, подобной возможности лишены.

Размер пенсии

Пенсионную систему в Литве в 2020 году сложно назвать идеальной. По мнению экспертов, уже через несколько лет количество пенсионеров значительно превысит количество работающих граждан Литвы.

Причина тому – ранний выход на пенсию полицейских, пожарников и военнослужащих. Обычно выход на пенсию данных категорий работников осуществляется за 5 – 7 лет раньше установленного срока.

Ранний выход на пенсию подобной категории граждан обуславливается опасными условиями труда. Если нормы выхода на пенсию военнослужащих, пожарников и полицейских не будут изменены, то уже к 2040 году неработающих пенсионеров, вышедших на пенсию раньше указанного срока, будет около 35 – 40 тысяч.


График относительного изменения продолжительности жизни и размера пенсии в некоторых странах ЕС

Ежегодно на выплату пенсионных пособий государство тратит более 15 миллионов евро. Средний размер пенсии в Литве равен 374 евро. Это почти 40 % от среднего ежемесячного оклада среднестатистического работника в Литве.

Размер пенсии в 2020 году напрямую зависит от специальности и рабочего стажа. Пенсию в размере более 1000 евро получает всего 80 человек в Литве. Пенсионные выплаты в размере от 800 до 1000 евро получает всего 1200 граждан Литвы, а пенсия от 700 до 800 евро полагается только 2500 жителям этой республики.

Пенсию в размере от 600 до 700 евро получает более 5000 человек. Около 14 000 граждан Литвы получают пенсию в размере от 400 до 500 евро. Среднюю пенсию от 300 до 400 евро в месяц получают около 190 000 литовских граждан, а остальные 230 000 пенсионеров могут рассчитывать только на выплаты от 200 до 300 евро.

Структура пенсионных накоплений

Граждане Литвы, ровно как Латвии и Эстонии, могут увеличить размер своих пенсионных выплат различными способами. Структура пенсионных фондов данного государства неравномерно распределена между тремя основными составляющими:

  • Государственный фонд. Используется для накопления основной части пенсии за счет отчислений, которые осуществляет работодатель на протяжении всего периода работы гражданина.
  • Закрытый фонд. Он предназначен для инвестирования средств самими гражданами Литвы, однако, существенно отличается от привычных частных фондов. Основным различием представляется тот факт, что надежность фонда и сохранность внесенных средств гарантирует государство, а общий доход при удачном варианте инвестирования, составляет около 20% ежегодно.
  • Частные фонды. Подобные фонды являются наиболее распространенным типом. Условия инвестирования существенно варьируются, в зависимости от конкретной компании.

Таким образом, гражданин может существенно увеличить сумму выплат даже при условии получения минимального размера пенсии. Для этого ему потребуется внести средства в один из фондов самостоятельно, что позволит получать ежегодный доход, зависящий от условий конкретного фонда.

Если иностранный гражданин, легально проживающий на территории Литвы, желает получать пособие, ему целесообразно обращаться исключительно в частные пенсионные фонды, которые будут выплачивать ему пенсию при условии наличия достаточного объема отчислений.

Смотрите видео: Как происходили пенсионные реформы в Литве.

Пособия в Литве

В 2020 году в Литве были увеличены пособия по уходу за детьми. Семьям, воспитывающим одного ребенка, полагается выплата в размере 60 евро в месяц, если в семье более двух детей, то государство будет выплачивать дополнительно по 40 евро семье.

В 2020 году правительство Литвы приняло решение об изменении порядка выплат пособий по безработице. Согласно нововведениям пособие по безработице смогут получать все без исключения граждане Литовской Республики независимо от стажа работы. Ранее получать пособие по безработице могли только люди, которые проработали до этого минимум 35 лет.

Пособие по безработице выплачивается на протяжении 9 месяцев. Согласно действующему законодательству оно не может превышать размера средней заработной платы в Литве, то есть быть более 802 евро.

Размер пособия по безработице рассчитывается индивидуально исходя из среднемесячного дохода работника (с прошлого места трудоустройства). В первые 3 месяца безработный получает 114 евро + 50% от оклада. С 4 по 6 месяц пособие выплачивается в размере 114 евро + 40 % от оклада. С 7 по 9 месяц пособие выплачивается в размере 114 евро + 30% от оклада.

О том как живется в Литве спустя год проживания можно узнать в видео.

С 2017 года в Литве было введено пособие по уходу за детьми. Данная выплата полагается только тем семьям, которые воспитывают более 3 детей и чей доход не превышает 153 евро на человека. Размер пособия равен 15.2 евро. Такая же сумма будет выплачиваться и семьям, которые усыновили или удочерили ребенка возрастом от 7 до 18 лет.

На государственное пособие могут также рассчитывать студенты, возрастом до 26 лет, которые обучаются в высших учебных учреждениях Литвы или профессиональных школах и имеют ребенка возрастом до одного года. Размер пособия равен 152 евро.

Пособие также имеют право получать лица, которые принимают участие в программе профессиональной реабилитации. Размер пособия в 2019 равен 240 евро.

Налоговая нагрузка

Рассматривая размер пенсии в Литве, крайне важно учитывать при расчетах среднестатистические расходы, основная доля которых, приходится на оплату коммунальных услуг и налоговых отчислений.

Размер пенсионных выплат в данном государстве считается одним из самых низких на территории Евросоюза, в то время как количество налоговых сборов вполне соответствует развитым странам Шенгенского соглашения:

  • НДС.
  • Подоходный налог, а также налог на прибыль.
  • Выплаты в пенсионный фонд.
  • Сбор за вред, нанесённый окружающей среде.
  • Социальный налог.
  • Налог на недвижимость.


Сколько денег остается у граждан Литвы после уплаты налоговых взносов

Подобная налоговая нагрузка довольно сильно бьет по бюджету среднестатистического пенсионера. Коммунальные услуги в среднем по стране обходятся в 100 евро. При этом значительную часть данной суммы составляет плата за отопление в зимние месяцы. Важно учитывать, что плата за коммуналку значительно выше в зданиях старой постройки и ниже в недавно возведенных строениях.

Поскольку большинство пенсионеров проживает в устаревшем жилом фонде, подобные платежи существенно бьют по их бюджету.


Размер коммунальных платежей в странах Балтии

Медицинские расходы

Изучая особенности пенсионной системы и размер пособий в Литве, крайне важно обратить внимание на типичные расходы людей пенсионного возраста. Одну из лидирующих позиций среди них, занимают медицинские услуги и различные медикаменты.

Для социально незащищенных категорий населения, включая пенсионеров, инвалидов и других граждан, предусмотрена возможность приобретения лекарственных средств по льготным ценам.

Подобная возможность позволяет существенно сэкономить, так как средняя стоимость лекарственных препаратов здесь значительно выше, нежели на территории Российской Федерации. Это компенсируется наличием редких медикаментов западного производства, что позволяет приобрести препараты всем нуждающимся.

При этом для приобретения большинства лекарственных средств, потребуется наличие рецепта от врача, получить который можно лишь при обращении в клинику. Медицина в Литве подразделяется на бесплатную и платную. Первую группу составляют государственные учреждения, а вторую — частные клиники.

Смотрите видео: Здравоохранение в странах Балтии.

Основным достоинством местных медицинских учреждений, является превосходное техническое оснащение, которое соответствует европейским и международным стандартам. К отрицательным особенностям следует отнести длительное ожидание приема, которое встречается повсеместно. Это компенсируется высокой квалификацией персонала, особенно специалистов в области хирургии и трансплантации.

Иностранные граждане, не имеющие гражданства Литвы, могут рассчитывать лишь на платные медицинские услуги, за исключением случаев, когда пациенту требуется неотложная медицинская помощь.

Любые дополнительные услуги должны быть оплачены отдельно с помощью наличных средств или банковской карточки.

Стоимость жилья

Другим важным фактором, влияющим на уровень жизни пенсионеров, является стоимость жилья. На территории Литвы она составляет порядка 1–2 миллионов за объект, что представляется сравнительно небольшой ценой, в сравнении со среднеевропейскими показателями.


Сравнение стоимости квадратного метра жилья в некоторых странах пост советского пространства

Подобная покупка позволяет владельцу претендовать на получение ВНЖ или ПМЖ в Литве на выгодных условиях, а также даёт возможность дальнейшего трудоустройства в любом государстве, входящем в Евросоюз.

Сравнивая подобную стоимость со среднестатистическими показателями пенсии и зарплаты, подобная покупка вполне по силам пенсионерам, пользующимся услугами частных пенсионных фондов.

Сегодня в Литве насчитывается всего 5-6 тысяч действующих, то есть регулярно работающих в море моряков. Казалось бы, Литовское государство, позиционирующее себя как морское, должно бережно относиться к людям этой уникальной профессии, связанной с рисками и лишениями. Моряков холят и лелеют и в таких признанных морских державах, как Англия, Норвегия, Голландия, и тем более в таких небольших государствах, как Эстония и Латвия.

И хотя у соседей счет морякам идет на десятки тысяч, их тем не менее не ставят в один ряд с людьми других профессий. Например, в Латвии для моряков существует особый режим в налоговом законодательстве, в Эстонии моряки уходят на пенсию в 58 лет и вообще освобождены от налогов. Социальные льготы существуют во многих странах Евросоюза для повышения престижа морской профессии. И только в Литве у моряков нет никаких прав на государственные льготы и лишь одна обязанность – платить налог на доходы. Как будто экономика страны рухнет без денег 5-6 тысяч человек. Чувствуя себя пасынками в своем государстве, многие моряки вместе с семьями навсегда уезжают из Литвы. Туда, где моряков ценят.

Чужие на собственном празднике

Впрочем, о каком престиже морской профессии в Литве можно говорить, если даже на Празднике моря моряки как будто посторонние? Прошлись на параде в красивой морской форме, посидели в первом ряду на концерте и – до свиданья! Традиционные вечера для моряков, которых они всегда так ждали и где могли пообщаться друг с другом, больше не проводятся. Якобы нет денег. На пышный прием у мэра города, на вечеринку для яхтенных капитанов международной парусной регаты деньги нашлись, а на своих не хватило. И это при бюджете в несколько сот тысяч литов.

В прошлом году члены Клуба капитанов скинулись и сами организовали себе праздник. В минувшую пятницу к ним на заседание пожаловал директор общества «Юрос швенте» Ремигиюс Моцкус. Рассказал, как будут проходить торжества: разумеется, честь возглавить праздничный парад будет предоставлена морским капитанам. На прямой вопрос о вечере для моряков ответил: денег нет - судоходные компании пожелали выкупить пригласительные билеты всего-то на 45 человек, места для проведения вечера в городе тоже не осталось (!). Правда, мэр Клайпеды Витаутас Грубляускас, узнав о таком конфузе, позвал Клуб капитанов в полном составе на свой прием. Шестеро согласились, остальные отказались.

«Пойти в гости на вечер к мэру в качестве морского антуража – себя не уважать. Капитан должен заботиться о своем экипаже, и Клуб капитанов настаивал на вечере для всех моряков, а не только для себя», - утверждает морской капитан Зенонас Каупас.

Кстати, о красивой морской форме. Ее шьет единственное ателье в городе и, имея на это монопольное право, нещадно поднимает цену. Стоимость кителя дошла уже до 850 литов, чуть дешевле стоит морская фуражка.

Президент против дискриминации моряков

Как это может быть в правовом государстве, чтобы законодатели в лице Сейма устанавливали законы, а исполнители в лице правительства их отменяли? В 2003 году Сейм принял закон о нулевом налоговом тарифе для моряков, который действовал с 2004 по 2008 годы. Волевым решением «ночного правительства» закон этот был отменен, и с 2009 года налоговая льгота действует только для моряков, работающих на судах, зарегистрированных в странах Европейского экономического сообщества, доходы остальных моряков облагаются 15-процентным налоговым тарифом.

«Международные морские конвенции предъявляют одинаковые требования к морякам, где бы они ни работали – на судах Евросоюза или под удобными флагами. Исходя из этого к ним так же одинаково должно относиться и государство. Разделяя моряков на своих и чужих, власти тем самым подвергают их дискриминации и нарушают Конституцию ЛР. Мы неоднократно указывали на это, обращаясь в Сейм и правительство с просьбой вернуть налоговые льготы всем морякам. Осенью прошлого года удалось добиться хотя бы того, чтобы нулевой налоговый тариф распространялся на моряков, отработавших в море 183 суток в календарном году. Однако президент Литвы наложила на него вето», - напомнил председатель Союза моряков Литвы Пятрас Бекежа.

Президент Литвы вернула принятый Сеймом закон на доработку. По ее мнению, условие для установления налоговой льготы дискриминирует тех моряков, которые по объективным причинам не могут находиться в море более полугода. Следовательно, глава государства в принципе не против осовобождения моряков от подоходного налога и явно указала на неправомерность дискриминации хотя бы небольшой части людей этой профессии.

Никто не помнит

Сразу после президентского вето Союз моряков Литвы направил в парламентскую комиссию по морским делам и рыбному хозяйству предложение по доработке отвергнутого закона. Суть его такова: налоговая льгота должна распространяться на всех моряков вне зависимости от места регистрации судна и времени нахождения в море. Как сообщалось, новый законопроект был зарегистрирован в канцелярии Сейма в конце ноября прошлого года. По информации парламентария-клайпедчанина Эвалдаса Юркявичюса, его представление Сейму состоялось 10 декабря. Затем слушание назначили на 22 декабря, поскольку законодатели пожелали узнать мнение правительства и Брюсселя. Правительство дало отрицательную оценку законопроекту, к тому же опоздав с ответом, поэтому вопрос был снят с повестки дня 22 декабря, а новая дата так и не назначена.

С тех пор много воды утекло. Напрасно моряки месяц за месяцем упорно искали на сайте Сейма информацию о «своем» законопроекте – похоже, парламентарии о нем забыли. По крайней мере, член Сейма Эвалдас Юркявичюс теперь даже сомневается, а был ли вообще проект зарегистрирован в канцелярии, хотя именно он представлял его своим коллегам 10 ноября.

«Я даже не помню, проходил ли проект процедуру регистрации. Кажется, мы его обсуждали в комиссии по морским делам и рыбному хозяйству. Но это вопрос не ко мне. Спросите лучше у председателя комиссии Аудрюса Эндзинаса, он должен знать», - признался Э.Юркявичюс «Литовскому курьеру», когда мы поинтересовались у него судьбой законопроекта. До председателя дозвониться не удалось – долгое время он болел, а теперь у парламентариев каникулы.

По словам П.Бекежи, после отрицательного отзыва правительства морской профсоюз направил в упомянутую парламентскую комиссию письмо с контраргументами. «Мы изложили в письме достаточно весомые аргументы, разбивающие позицию Минфина, на которой в основном и строился отрицательный отзыв правительства. Больше ничего сделать пока не удалось. К сожалению, интересы моряков в Сейме отстаивать некому. Там нет человека, которому были бы близки и понятны проблемы моряков. Единственный, кто еще помогает, это клайпедчанин Э.Юркявичюс», - с сожалением констатировал П.Бекежа.

Оно и понятно: политики вспоминают о моряках обычно перед выборами, а сейчас они никому не интересны.

Косвенные налоги

Года три-четыре назад члены Клуба капитанов подсчитали, во сколько литовскому судоводителю обходится обновление пакета документов, которое производится каждые пять лет. Получалось около 8 тысяч литов, включая оплату курсов и сами «корочки». Сейчас, пожалуй, еще дороже. Так, повторные курсы операторов GMDSS стоят 1200 лт (первичные 2200 лт), сам сертификат – 225 лт, RLS и ARPA – 1500 (капитанам и старпомам 1300 лт), SOLAS – 410 лт (первичные курсы 520 лт), борьбы с пожарами – 400 лт, по спасательным средствам – 280 лт (первичные курсы 640 лт). И так далее, всего более 10 сертификатов, каждый из которых, то есть «корочка», стоит 64 лт, если в срочном порядке – 96 лт.

«Интересно, кто устанавливает цены на «корочки» - всего лишь заламинированный листок бумаги стоимостью более полусотни литов? Зачем потребовалось вводить сертификаты нового образца, на которых печать такого низкого качества, что не разобрать букв? Судовладельцы отказываются их принимать, потому что невозможно ничего прочитать. Стыдно перед ними за свою страну», - возмущается капитан Евгений С.

Не понимают иностранные коллеги наших моряков, когда узнают от них о литовских правилах дипломирования. Во многих странах постоянно работающим морякам обмен морских документов производят автоматически. Морская администрация Литвы в начале года пообещала было, что тоже упростит процедуру обмена некоторых документов для моряков с определенным стажем работы в море, но обещанного, как говорится, три года ждут.

«Да не будут они ничего менять и тем более упрощать. Сама аттестация стоит 134 лита, причем часть этих денег идет членам аттестационной комиссии, состоящей из сотрудников Морской администрации Литвы, – кто же откажется от лишней тысячи в месяц к зарплате? Моряк в Литве – словно дойная корова, каждый норовит содрать побольше. В странах ЕС моряки проходят медкомиссию раз в два года – мы раз в год, а то и чаще выходит, если срок действия заканчивается через пару месяцев, а впереди 4-месячный рейс. Это еще 500 литов из кармана моряка. Так что те, кого злит наше желание иметь налоговые льготы, пусть успокоятся: дорогостоящий обмен морских документов каждые пять лет, медкомиссия раз в год – это и есть косвенные налоги, которые платят моряки. Мы еще и за медобслуживание платим в Больничную кассу в полном объеме, хотя не бываем на берегу по полгода и больше», - включается в разговор коллега Евгения Владимир.

По словам руководителя отдела подготовки и дипломирования моряков Морской администрации Литвы Витаутаса Браслаускаса, проект новых правил дипломирования уже готов, но будет ли с ним ознакомлен хотя бы Союз моряков Литвы, как того требует положение о трехстороннем партнерстве Кодекса о труде, неизвестно. «В нашей компетенции только подготовка проекта правил. Будет ли он представлен морскому профсоюзу и размещен в Интернете – это решает Министерство сообщений», - сказал В.Браслаускас.

Как сообщил заместитель директора Морской администрации Литвы Робертинас Тарасявичюс, новые правила дипломирования моряков будут утверждены лишь после того, как Сейм примет новый закон о судоходстве. На весенней сессии Сейма его рассмотрение было отложено, поскольку некоторые положения этого законопроекта противоречили другим действующим законам страны. Жалобы моряков на плохое качество новых сертификатов переданы в Минсообщений.

Для властей – пасынки

Возвращаясь домой в Литву после длительных рейсов, моряки испытывают бесправие и полное равнодушие к своим проблемам со стороны государства. Единственная инстанция, которая оживляется при их появлении, - это Государственная налоговая инспекция.

«Вернулся домой – на столе повестка из налоговой инспекции. Опять им что-то непонятно, хотя я подал декларацию как положено, представил все документы о том, что работаю в швейцарской компании, судно зарегистрировано в стране ЕС. Но их, оказывается, смутило то, что судно работает в водах Египта. Ну и что с того, спрашиваю, если по закону освобождение от уплаты налога зависит от регистрации судна? Вроде бы убедил, но через какое-то время получаю повестку уже из Вильнюса. И так они меня дергают весь год», - рассказывает о своих нескончаемых мытарствах капитан Евгений С.

У старшего механика Игоря К. ситуация еще смешнее, хотя ему было не до смеха. Работает в немецкой компании под немецким флагом, принес в налоговую все справки. Но инспектор, полистав его мореходную книжку, узрела в ней запись и печать китайского порта. В категоричной манере потребовала заплатить 15% с дохода. Еле доказал ей, что в китайском порту он просто менялся. Побежала куда-то, долго с кем-то консультировалась, пока не убедилась в своей неправоте. Как говорят моряки, вызов в налоговую – это лотерея, смотря к какому инспектору попадешь. Было даже так, что у одного моряка все прошло гладко, а коллегу с того же судна инспектор за соседним столом пыталась заставить заплатить налог.

«Чиновники для нас или мы для чиновников? Приходишь в Морскую администрацию – будь тише воды, ниже травы. Попытался высказать претензию по поводу низкого качества сертификатов – спокойно, вежливо, устроили форменный скандал и меня же объявили скандалистом. То же самое при прохождении медкомиссии, при сдаче аттестации: не смей возражать, иначе «зарубят» выход в море. Вступил два года назад в Союз моряков Литвы, рассчитывая хоть на какую-то защиту своих прав. Исправно плачу взносы, причем немаленькие с капитанской зарплаты. Толку от профсоюза никакого. Что он реально может, чем занимается – мне непонятно», - подытожил Евгений.

Работающие на литовском флоте моряки могут хотя бы рассчитывать на пенсионное обеспечение в будущем. Но какие пенсии они получат – крошечные, потому что судовладельцы платят за них взносы в «Содру» только с части зарплаты в литах, а так называемые командировочные в валюте взносом соцстраха не облагаются. Понятно, что судавладельцам это выгодно, а о моряках никто не думает.

Компания «Новиконтас» с 2005 года платит за своих моряков в «Содру» в полном объеме – 31% от их зарплаты, из нее же с 2009 года отчисляется еще 9%. Заработки у моряков, работающих от «Новиконтаса» на рыболовных судах Голландии, Бельгии, Англии, Германии, немаленькие, соответственно и взносы большие. Но что с того, если в Литве существует потолок и на размер пенсий, и на оплату бюллетеней по болезни.

«Проболев 4 месяца, один наш моряк получил по бюллетеню 11161 лт при среднемесячной зарплате 8 тысяч евро, потому что за 1-7 дни болезни «Содра» выплачивает 40%, с 8-го дня – 80%, а при несчастном случае существует потолок выплаты в размере четырехкратного установленного в Литве среднемесячного дохода. Голландский судовладелец никак не может взять в толк, почему при таких высоких взносах моряк в Литве получает по бюллетеню или инвалидности крохи, тогда как голландский моряк при зарплате 10 тыс. евро получает от тамошнего соцстраха 8 тысяч евро. И справедливо рассуждает, что если в Литве существует потолок на пенсии, то должен существовать и потолок на взносы. Моряки нам прямо говорят: не отдавайте наши деньги в «Содру», отдайте нам в руки. К примеру, при средней зарплате 5 тыс. евро на взносы «Содре» уходит 2 тыс., в год – примерно 16 тыс. евро, учитывая время между рейсами. Если бы моряк положил эти деньги в банк, то даже без процентов через десяток лет у него на счету скопилась бы внушительная сумма, причем в евро. Есть и еще один вариант, который обсуждался с голландскими судовладельцами: платить взносы соцстраха в странах регистрации судна. Вместе с ними мы встречались с руководством Клайпедского отделения «Содры», пытаясь убедить их, что Литве выгоднее получать наши взносы и обеспечивать моряков высоким социальным пакетом, чем вообще лишиться этих поступлений. Нам сказали, что все решается на уровне правительства, поэтому вопрос со взносами моряков мы оставили открытым», - рассказал еще об одной важной проблеме директор постинговой компании по трудоустройству моряков «Новиконтас» Дмитрий Витинович.

Моряки Литвы, работающие на судах под удобными флагами, вообще не обеспечены никакими социальными гарантиями ни со стороны государства, ни со стороны работодателей-судовладельцев. Желая в будущем получать пенсию, они сами должны платить взносы в «Содру», а полученную за полгода зарплату делить пополам, потому что полгода отпуска на берегу им никто не оплачивает. При таком положении дел требование государства платить 15% с дохода кажется им вопиющей несправедливостью.

По словам Евгения, многие его коллеги-моряки, кому надоело это бесправие, или уже уехали вместе с семьями из Литвы в Испанию, в Португалию, или подыскивают подходящую страну. «Один мой коллега-капитан получил вид на жительство в Англии. Командует ну очень солидным теплоходом. Налог платит, конечно, изрядный, но и получает – «вам и не снилось». Другой работает лоцманом на холодной реке Хамбер. Уже и пенсию зароботал, как у меня, только не в месяц, а в неделю, и не в литах, а в фунтах. Не пропадет! А здесь – пропал бы. Все они люди высшей морской квалификации. Какие же деньжищи теряет страна на этих «бегствах», подумать страшно», - размышляет капитан Станислав Р.

На фоне массовой эмиграции отток моряков, может, пока и незаметен. Но если учесть, что их всего-то 5-6 тысяч на всю Литву, эта тенденция должна насторожить власти, если они считают наше государство морским. Без моряков морского государства не бывает.

Читайте также: