Пенсии на донбассе за август


С 1 января 2020-го в непризнанной республике пенсионная «минималка» составляет 4800 рублей, в то время как на Украине — 4275 (в пересчете с гривен на рубли, разумеется).

И это не предел. Лидеры двух донбасских республик, Денис Пушилин и Леонид Пасечник, одновременно заявили о твердом намерении вывести уже в 2022 году зарплаты и пенсионные выплаты в своих государствах на уровень тех, что существуют в соседней Ростовской области. То есть если не вмешается в реальность какой-нибудь форс-мажор, самая маленькая пенсия в Донецке и Луганске выйдет на цифру 8846 рублей, надо полагать.

От «пенсионного туризма» к нормальной жизни

Учитывая, что в Донбассе последние тридцать-сорок лет пенсионеры составляли не меньше трети населения, новость обнадеживающая. Но кроме моральной стороны дела есть в этом сообщении, конечно же, и несколько не совсем приметных, но очень важных вещей, о которых надо сказать четко и однозначно, чтобы не было спекуляций.

Речь идет о так называемом пенсионном туризме, заниматься которым стариков Донбасса заставил режим Петра Порошенко, сначала осенью 2014 года устроивший транспортную блокаду мятежному региону, а затем принявший ряд подзаконных актов, максимально усложнивших жизнь и без того обездоленным войной старикам.


Примечательно, что первые годы донецкие, луганские, горловские, ровеньковские, енакиевские, макеевские, алчевские пенсионеры «с той стороны» везли продукты и вещи, это было хоть немного, но выгодно. Теперь, когда цены выровнялись, пенсионеры «украинского» Донбасса поглядывают на «республиканцев» с известной ревностью.

«Завидуют, чего там говорить, хотя завидовать вроде и нечему, — говорит 77-летний Леонтий Максимович, отправляющийся за своей украинской пенсией в родной Красноармейск, — во многом мы выровнялись, но у нас коммунальные услуги, они же знают, в разы меньше, и им все время их поднимают, хоть Порошенко был, хоть теперь Зеленский. Теперь бурчат, что вы, мол, получите все там русские паспорта, начнете жировать, три пенсии получать».

Сказка о «тройке»

Тема «третьей пенсии» активно обсуждается в обеих частях Донбасса. Говорят о ней и в Ростовский области, где после начала массового получения российского гражданства донбассовцами проблемы соседей стали знать значительно лучше. Там, понятное дело, насторожились — не повлияет ли процесс на размер пенсий?

Кстати, он в Ростовской области один из самых высоких в среднем по стране. Местные власти, начиная с губернатора Василия Голубева, давно успокаивают — донецких да луганских пенсионеров, получивших регистрацию в области, пока ничтожно мало. Без регистрации же «новые русские», как прозвали сами себя дончане, получившие заветные российские паспорта, рассчитывать на российскую же пенсию не могут.


Проще говоря, для пенсионера из Донецка ничего не изменилось в деле получения пенсии. Если не уезжает в РФ на постоянное место жительства, он как получал свою пенсию в ДНР, так и будет получать. Если ездил за украинской «за ленточку», то так и будет ездить.

Тут необходимо опровергнуть «страшилку», которую забросили в социальные сети украинские пропагандисты и которую некоторые недобросовестные российские журналисты распространяют сегодня в своих пабликах. Дескать, пенсионер, который получил паспорт РФ по упрощенной схеме, автоматически лишается права на донбасскую пенсию. Надо сказать, что к подобным фейковым новостям в Донбассе привыкли и на удочку слухов никто не попадается. В свое время точно так же муссировался слух о паспорте ДНР, без которого, мол, нельзя получить помощь от государства по старости.

Фейк про несчастных пенсионеров, решивших получить российский паспорт, вызывал негодование в ДНР. Специалисты успокаивают местное население, объясняют все буквально на пальцах:

«Оформив российский паспорт, пенсионер должен прописаться на территории РФ, оформить СНИЛС и все положенные документы, потом встать на учёт в ПФ РФ. Для этого он либо на руки (по заявлению) получает свое личное пенсионное дело, либо Пенсионный фонд России официальным запросом получает его от ПФ ДНР. С момента назначения пенсии в РФ пенсионер считается жителем (а не только гражданином) России со всеми вытекающими последствиями».

В ДНР у такого пенсионера нет пенсионного дела — оно в РФ, и пенсию он получает в России. Однако же, пока это дело гражданина (РФ ли, Украины ли — не важно) находится в ПФ ДНР, он обязательно получает пенсию ДНР.

По сути дела это и есть ответ на вопрос, можно ли пенсионеру из Донецка получать сразу три пенсии, будучи гражданином РФ. Нет — пенсий, как и прежде, последние годы, будет две или одна.

Правда, в отличие от официальной трактовки права на пенсию жизнь вносит свои коррективы. Военный пенсионер из РФ, уроженец Донецка Андрей Николаев много лет назад оставил службу в ВС РФ, живет в Донецке. При этом он зарегистрирован в Ростовской области, туда же ездит за пенсией. Говорит, что никаких проблем нет. Да, это нарушение российского законодательства, если следовать букве закона, но обычно на него смотрят сквозь пальцы. Тем более что такого рода пенсионеров Донбассе все-таки совсем немного, в основном это «оставники». И да, они живут только на российскую пенсию.

«Елей» и «сотрясание эфира»

Но есть в Донбассе категория пожилых людей, для которых установление республиканских пенсий на уровне ростовских значит очень много. Больше, чем для остальных пенсионеров. Это люди, которые по тем или иным причинам не могут (или не хотят, например, по идейным соображениям) ездить за украинской «добавкой» к скромному своему достатку. Многим просто не под силу дорога — болезни, более чем скромный кошелек не дают им возможности пополнять свой бюджет таких образом. И Украина, и Донецк с Луганском едва ли могут сказать, сколько таких людей точно. Но по некоторым подсчетом, это примерно треть от общего числа пенсионеров в республиках. Другие эксперты говорят о 25 процентах. Но в любом случае таких людей достаточно много. И вот для них новость о 2022 годе — елей на раны.

Но, конечно, в этой истории есть еще одна сторона — украинская. Конечно, пытаться понять ее действия в отношении пенсионеров Донбасса зачастую приводит к когнитивному диссонансу. Да, после прихода к власти в этой стране Владимира Зеленского его команда попыталась в свойственной ей манере бездумного стремления к пиару поговорить с бывшими согражданами из республик на языке обещаний. Кончилось все пшиком.


Закончить же эти заметки уместно будет вчерашними словами депутата Народного совета ДНР Марины Жейновой. Говоря о намерении руководства республики поднять зарплаты и пенсии через два года до уровня ростовских, она подчеркнула: «Такое решение руководства Республики доказывает, что интеграция с Российской Федерацией происходит не на словах, а на деле».

  • Теги
  • Олег Измайлов,
  • конфликт,
  • пенсии,
  • война,
  • Донбасс,
  • ДНР,
  • Украина



В связи с ограничительными мерами, принятыми украинским правительством в рамках карантина, материальное положение многих граждан ухудшилось. И если у работающих, возможно, есть некоторая «подушка безопасности», то многие люди старшего возраста живут от пенсии до пенсии. Поэтому для них предусмотрели дополнительную социальную помощь. Однако прибавка к пенсии вряд ли распространяется на стариков с неподконтрольных Киеву Донецкой и Луганской областей Украины. Таким решением украинская власть лишний раз расписалась в том, что Донбасс для нее — не Украина.

Президент Украины Владимир Зеленский пообещал, что малообеспеченные пенсионеры в апреле одноразово получат дополнительную тысячу гривен (примерно 37 долларов). Найдутся ли в прохудившемся украинском бюджете необходимые для этого средства и хватит ли их жителям Донбасса с неподконтрольных Киеву территорий?

Пенсионный фонд проинформировал, что анонсированную президентом тысячу гривен должны получить десять миллионов пенсионеров: именно столько граждан в Украине получают в месяц менее пяти тысяч гривен (103,8 доллара). Министерство социальной политики дополнило, что единоразовую выплату, кроме пенсионеров по возрасту, дадут инвалидам и получателям социальных пенсий.

Однако некоторые пенсионеры сообщают в соцсетях, что получили апрельскую пенсию в обычном размере, без президентской тысячи. В связи с этим, а также с проваленным 30 марта Верховной радой голосованием изменений в бюджет 2020, возникают сомнения в том, что обещание Зеленского будет выполнено.

Впрочем, экономический эксперт Украинского института будущего Даниил МОНИН уверен, что у пенсионеров все будет в порядке, так как Национальный банк заплатил в бюджет всю сумму дивидендов за 2019 год в начале апреля, а это 42,7 млрд гривен (1,57 млрд долларов). Так что на выплату дополнительной тысячи гривен требуемые десять миллиардов есть.

С коллегой согласен президент Украинского аналитического центра Александр ОХРИМЕНКО: «Для этого нужна не очень-то большая сумма — около 10 млрд гривен. Вот если бы эту доплату сделали регулярной, то она была бы действительно хорошим подспорьем для пенсионеров, а одноразово — это, скорее, шутка, нежели «прибавка к пенсии», как говорил МММ-шный Леня Голубков. Тем более что цены существенно выросли».

Что касается отдельных районов Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО), то в Киеве об этом просто забыли — эту амнезию можно списать на коронавирус. Поэтому о пенсионерах на неподконтрольных территориях Донбасса Зеленский не думает.

«То есть фактически теперь киевская власть может вообще прекратить выплату пенсий жителям ОРДЛО, сославшись на форс-мажор. Эпидемия — шикарная штука для того, чтобы все проблемы списать на нее и сопутствующий мировой кризис», — иронизирует Охрименко.

Впрочем, на словах киевские власти не отказываются от пенсионного обеспечения 630 тысяч жителей неподконтрольных регионов, но обставляют это многими условиями и требованиями. К примеру, вице-премьер прошлого правительства Павел Розенко заявил, что пенсии будут выплачиваться при условии выполнения Минских соглашений. Как пенсионеры должны или могут выполнять эти договоренности, осталось неясным.

В 2017 году посол США в Украине Мари Йованович и координатор системы ООН в Украине Нил Уокер потребовали от Киева восстановить социальные выплаты жителям ОРДЛО. В марте 2020 года в Киеве глава мониторинговой миссии ООН по правам человека в Украине Матильда Богнер еще раз призвала новое правительство Украины и парламент пересмотреть порядок выплаты пенсий гражданам на неподконтрольных Киеву территориях в соответствии с нормами прав человека.

Политолог и экономист Александр ДУДЧАК отметил, что называть «своими» Крым и Донбасс, но при этом пытаться максимально усложнять жизнь их жителям — обычная политика украинских властей.

«Хорошо, что есть отсрочка на время действия карантина "ходить на перекличку" каждые два месяца на территорию "материковой" Украины, но остается множество людей, физически неспособных пересечь границу по состоянию здоровья. Отказ от выплат пенсий жителям Донбасса был подлым шагом власти Порошенко, а Зеленский и в этом случае не прошел тест на отличие от своего предшественника», — подытожил эксперт.

Замдиректора Украинского центра социальной аналитики Валерий ПЕСЕЦКИЙ тоже согласен, что Зеленский следует примеру своего предшественника: обещать и не выполнять. Поэтому верить любому обещанию президента не приходится. Эксперт полагает, что пенсионеры вряд ли получат обещанную президентом тысячу. Пенсионный фонд (ПФ) в Украине финансируется из двух источников. Первый — отчисления работающих, и их давно не хватает для выплаты пенсий. Потому есть еще и второй — дотации госбюджета, которые в среднем покрывают треть потребностей фонда в деньгах.

Оба эти источника в условиях карантина не способны обеспечить средствами ПФ для выплаты положенных пенсий. Трудящиеся ничего не отчисляют, так как не работают.

«Госбюджет с конца прошлого года в дефиците. Невыполнение в январе текущего года минус 25%, в феврале минус 35%, по марту и апрелю ожидается до минус 50%, а то и более. Откуда взять деньги на пенсии и доплаты? В стране на январь 2020 года было 11,3 млн пенсионеров. Всем им по тысяче — значит, нужно найти в бюджете 11,3 млрд гривен. Где же их взять при такой ситуации? Разве что включить печатный станок. Вот если Зеленский пойдет на этот шаг, то деньги будут. Но, увы, обесцененные. Да и МВФ не позволит печатать.

Так что с апреля пойдут перебои с выплатами пенсий. Ну а тысяча останется пустым обещанием.

А жители ЛДНР станут первыми жертвами бюджетного коллапса — у них проблемы с выплатами пенсий начнутся раньше всех», — дал пессимистический прогноз Песецкий.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram и присоединяйтесь к нам в Facebook!


С начала 2019 года во время пересечения линии соприкосновения на Донбассе на контрольных пунктах въезда-выезда умерли 19 человек.

Все они — люди преклонного возраста, которые отправлялись за своими законными пенсиями и социальными выплатами на оккупированную Украиной территорию Донецкой области.


Но самый вопиющий случай произошел в январе этого года, когда всего только за один день — 10 января — в очереди между блокпостами на КПВВ «Майорск» от сердечного приступа умерли трое мужчин 1939, 1949 и 1959 годов рождения.

Наблюдатели Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ подтвердили эту информацию и тут же цинично добавили, что старики «…умерли в результате естественных причин…»

Однако так ли это? Давайте просто внимательно посмотрим на ситуацию непредвзято — и разберем все факты.

Естественно, что после подобного чрезвычайного происшествия украинские военные и гражданские чиновники тут же поспешили возложить вину на Донецкую Народную Республику и нагло заявили, что «…смерть мирных жителей непосредственно связана с искусственными препятствиями на блокпостах и КПВВ вдоль линии соприкосновения, которые устраивают пророссийские боевики…»

Однако украинская сторона, помимо всего прочего, почему-то «забыла» добавить, что тела скончавшихся были доставлены в морг на временно оккупированной Киевом территории Донецкой области — а это означает, что по факту умершие старики находились как раз в зоне украинской юрисдикции: иначе в противном случае их тела забрали бы «неотложки» из ДНР и доставили в Горловку, жителями которой они как раз и являлись.

Просто удивительно, что завравшиеся украинские чиновники при этом не заявили, будто старики погибли в результате «самообстрелов».

А всего же только за один январь 2019 г. в очередях на пунктах пропуска умерло 9 человек — первый месяц нынешнего года для многих семей Донбасса стал по-настоящему «черным»…


О случаях смерти пенсионеров сообщают в отчетах Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ и пресс-центрах различных правозащитных фондов, сотрудники которых следят за ситуацией на контрольных пунктах въезда-выезда.

По информации Управления по координации гуманитарных вопросов ООН, за весь прошлый — 2018-й — год во время пересечения линии разграничения на Донбассе умерли 50 человек. В этом году — еще 19 человек, из которых почти половина — только за первый месяц.

«В большинстве случаев пожилые люди умирают от заболеваний сердца, чаще всего это происходит летом или зимой, когда очень жарко или очень холодно…» — доверительно вещает менеджер программы «Советник по вопросам внутренне перемещенных лиц» Валерия Вершинина.

И тут же добавляет очередную банальность:

«Пересечение линии разграничения занимает от четырёх до восьми часов — и пенсионерам необходимо преодолевать эти препятствия, чтобы получить свои законные пенсии…»


Простите, как именно выразилась эта дамочка? Что пенсионерам необходимо преодолевать эти препятствия?

А, простите, кто эти самые препятствия воздвиг, загнав стариков в жуткие нечеловеческие условия? Уж не сама ли украинская власть, лишив пожилых людей средств к существованию?

Пенсии жителям, оставшимся на территории ДНР, киевские власти перестали платить с лета 2014 г. С неподконтрольных Украине территорий организованно выехали все государственные структуры — в т. ч. и подразделения Пенсионного фонда Украины, а также филиалы и отделения всех украинских банков. Таким образом, платить украинские пенсии оставшимся в ЛНР и ДНР старикам стало попросту некому.

Именно этот организованный выезд всех отделений ПФУ подводит к выводу, что вся операция по невыплате причитающихся жителям Донбасса социальных платежей была тщательно спланирована в Киеве заранее и стала внедряться поэтапно и неукоснительно.

Если в августе 2014 г. каждый пенсионер из ДНР и ЛНР мог приехать на подконтрольную Киеву территорию, обратиться в любое отделение Пенсионного фонда со своими документами и в течение буквально получаса восстановить свое пенсионное дело и пенсионные выплаты — то уже осенью того же 2014 г. для получения выплат необходимо было регистрироваться в качестве переселенца.

Естественно, что часть пенсионеров Донбасса попросту спасовала перед преднамеренно созданными препонами и перестала ездить на подконтрольную Киеву территорию.

Другая же часть, действительно, перебралась туда — и в самом деле стала «внутренне перемещенными лицами» (ВПЛ): так цинично Украина назвала своих сограждан, вынужденно бежавших от войны.

Однако была и третья часть, которая против своей воли, да еще на старости лет стала так называемыми пенсионными туристами — пенсионерами, которые декларировали, что стали ВПЛ, но на самом деле продолжали жить в ЛДНР и лишь время от времени пересекать линию разграничения, чтобы получить свою законно причитающуюся пенсию.


Но уже к середине 2015 г. вступило в действие людоедское постановление Кабинета министров № 365, которым выплату пенсии привязали к справке ВПЛ: каждого переселенца украинские власти обязали проходить регистрацию в паспортном столе и стали проверять по месту декларируемого жительства.

Следующий шаг Пенсионный фонд сделал в августе 2017 г., когда перестал выплачивать пенсии украинцам, отказавшимся по ряду причин от статуса переселенца. Например, если переселенец из ДНР и ЛНР прописывался на подконтрольной Украине территории на постоянной основе — у родственников или при покупке собственного жилья.

То есть куда ни кинь — всюду клин. Под разным соусом, под малейшим предлогом украинские власти отказывались выплачивать законные пенсии жителям Донбасса.

В сентябре 2017-го советник министра Украины по вопросам беженцев Олеся Цыбулько заявила, что лишенные Киевом выплат пенсионеры из ДНР и ЛНР могут массово подавать иски в Европейский суд по правам человека.

Однако уже в феврале 2018 г. этот самый Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) признал право Украины не выплачивать пенсии на неподконтрольных Киеву частях Донецкой и Луганской областей. Об этом радостно сообщил заместитель министра юстиции Украины по вопросам евроинтеграции Сергей Петухов.


На фоне этого вопиющего по своей преступной циничности отказа как-то совсем уж лицемерно выглядят причитания заместителя главы Агентства ООН по делам беженцев Ноель Калхун о необходимости обеспечить жителям Донбасса доступ к социальным выплатам наравне с другими гражданами Украины, и схожие заявления посла Евросоюза Яна Томбинского, и аналогичные выводы правозащитной организации Human Rights Watch…

Можно вспомнить письмо Еврокомиссара по вопросам расширения и европейской политики соседства Иоганнеса Хана с обращением к
правительству Украины — и даже заявление посла США на Украине Мари Йованович о необходимости прекращения дискриминации и возобновления выплат жителям неконтролируемых Киевом территорий.

Но пикантность ситуации заключается в том, что еще в декабре 2014 г. вице-президент США Джо Байден похвалил тогдашнего премьера Украины Арсения Яценюка как раз за «заморозку» пенсионных и социальных выплат жителям Донбасса!

То есть, получается, что именно позиция США и была с самого начала определяющей во всей этой людоедской и бесчеловечной политике по отношению к жителям ДНР и ЛНР! А правительство Украины по отношению к Донбассу попросту использовало уже обкатанный американцами опыт в Грузии — с прекращением всех социальных выплат жителям Абхазии и Южной Осетии…

Осенью 2018 г. и вовсе заработала так называемая «Система «Аркан» — база лиц, пересекающих линию разграничения на Донбассе, по которой сотрудники ПФУ сверяют списки переселенцев для выявления тех самых «пенсионных туристов». И к охоте на пенсионеров из ДНР и ЛНР при помощи «Аркана» подключились Служба безопасности Украины, Пограничная служба Украины и даже… Служба внешней разведки!

Определяющую роль США в отказе от выплат пенсий старикам Донбасса подтвердила и Глава мониторинговой миссии ООН по правам человека в Украине Фиона Фрейзер, которая в начале 2019 г. открыто заявила:

«Правительство Украины стремится экономить деньги Пенсионного фонда, что отражается на переселенцах и тех, кто проживает на оккупированной территории…»

А немногим ранее заместитель спикера Верховной Рады Ирина Геращенко выступила с откровенным заявлением, что правительство Украины не будет производить социальные выплаты жителям Донбасса, и при этом цинично назвала пенсионеров региона… «мертвыми душами»!


И после этого кто-то будет еще сомневаться в отсутствии фашизма на Украине и верить в гуманизм Соединенных Штатов?

Министр иностранных дел ДНР Наталья Никонорова на переговорной площадке в Минске озвучила следующую статистику — на начало февраля 2019 г. в ДНР проживало 672,2 тыс. пенсионеров, из которых более половины не могут ездить на Украину за пенсиями, а 93 тыс. человек относятся к категории малоподвижных граждан.

Общая сумма задолженности Украины пенсионерам, проживающим на территории Донецкой Народной Республики, составляет 71,6 млрд гривен, в том числе 5,4 млрд грн — малоподвижным.

В иностранной валюте эта цифра приближается к отметке почти 2,8 млрд долларов за 5 с лишним лет войны.

Украинский экономист Виктор Старшевский фактически подтвердил эти цифры, указав на задолженность более 2 млрд долларов перед пенсионерами Донбасса.

И здесь уместно задать вопрос — на какие преступления готов пойти незаконный киевский режим со своими американскими кураторами ради невыплаты по своим долгам 2 млрд долларов? Ответ, думается, напрашивается сам — на любые…

А в результате этой бесчеловечной «экономии» более 700 тысяч пенсионеров, зарегистрированных на территории ДНР и ЛНР, фактически приговорены США и их киевскими марионетками к смерти…


Так кто же все-таки убивает пенсионеров на блокпостах на линии разграничения в Донбассе? Почему практически единственной причиной смерти являются именно сердечные приступы у стариков? Насколько «естественные» эти причины? И причем тут якобы действия неких «боевиков» на КПВВ?

Люди пожилого возраста умирают на контрольных пунктах въезда-выезда прежде всего из-за постоянного стресса, который устроила им на старости лет преступная украинская власть своими издевательствами, унижениями, незаконными верификациями и даже… охотой с помощью «Аркана».

Настоящее имя убийцы пенсионеров — Украина. А заказчиком являются США…

Михаил Романенко, специально для «Русской Весны»

Пенсионеров с небольшим трудовым стажем уже со следующего года могут оставить вообще без денег. 1 января 2021 года заканчивается переходный период пенсионной реформы, при котором лицам, не имеющим нужного объема стажа, выплачивалась так называемая социальная пенсия. Со следующего года все эти выплаты отменяются. При этом в Украине сейчас социальные пенсии получают порядка 75,3 тыс. человек, передает «Страна.UA».

На этапе запуска пенсионной реформы в 2017 году были обновлены нормы стажа для выхода на пенсию. Так, чтобы выйти на заслуженный отдых в 60 лет, нужно иметь не менее 27 лет стажа. Если вы можете подтвердить стаж в 17-27 лет, то время выхода на пенсию – в 63 года, если 15-17 лет – в 65 лет.

Согласно постановлению КМУ от 27.12.2017№1098, до 1 января 2021 года установили переходный период. Если стажа не хватало до выхода на заслуженный отдых в 60 лет, назначалась так называемая социальная пенсия. Ее человек получал до достижения 65 лет (если было хотя бы 15 лет стажа) или позже (если стаж был меньше).

Размеры таких пенсий – разные. Они привязаны к прожиточному минимуму для нетрудоспособных лиц (на сегодня – 1 712 грн в месяц, а с 1 декабря 2020 года будет 1 769 грн).

«Размер выплаты определяется следующим образом: берется средний доход семьи на человека и, если он меньше прожиточного минимума, то оплачивается разница. Скажем, если получается 1000 грн в месяц, то пенсия – 712 грн. Если дохода вообще нет, человек получает 1 712 грн. Эту сумму платят до тех пор, пока пенсионер не выйдет на "заработанную пенсию". К примеру, если есть стаж 15 лет, и человек ушел на заслуженный отдых в 60 лет, ему платят социальную пенсию 5 лет. А при достижении им 65 лет, начинают платить ту пенсию, которую человек заработал», – поясняет руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.

Если человек не имеет стажа даже в 15 лет, он продолжает получать социальную пенсию.

Но с начала 2021 года схема меняется – человек будет получать лишь свою, заработанную и подтвержденную стажем пенсию.

«То есть, если человек с 15-ю годами стажа выйдет на пенсию в 60 лет, хотя имеет право на выплаты лишь с 65 лет, то 5 лет ему ничего не будут платить. И только с 65 лет пойдут начисления», — пояснил Пендзин.

А если нет даже 15 лет стажа, то рассчитывать на пенсию вообще не приходится.

«В теории можно докупить стаж – 22 тыс. грн за год. Но, во-первых, докупить реально год-два, а не 10. Во-вторых, если у вас есть такие деньги, зачем вообще пенсия», – считает Пендзин.

По словам заместителя главы Федерации профсоюзов Украины Александра Шубина, проблема заложена даже не в самом постановлении Кабмина №1098 – оно прописывает лишь порядок начисления и выплаты временной помощи.

«Проблема – в законе о пенсионном обеспечении. Именно в нем обозначен переходной период до 31 декабря 2020 года. Чтобы решить этот вопрос, нужно либо еще продлевать переходной период, либо переписывать пенсионное законодательство, но на это власти вряд ли пойдут», – говорит Шубин.

Он считает, что профсоюзы уже давно пытаются привлечь внимание властей к этой проблеме, и в правительстве обещали продлить переходной период. Но пока этого не сделали.

В Минсоцполитики утверждают: люди без денег не останутся. Советник министра Николай Шамбир пояснял: социальные пенсии отменят, но вместо них тем, у кого нет необходимого минимального стажа, станут выплачивать государственную помощь. Начисления будут проходить не через Пенсионный фонд, а через соцслужбу. Но сумма такой помощи будет мизерной.

«Тем, кто старше 65 лет, предложат 30% от прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц, на сегодня это меньше 600 грн в месяц. Прожить на такие деньги попросту нереально. Хуже всего придется пенсионерам до 65 лет – им вообще ничего не будут платить», – отмечает Шубин.

По словам экономиста Алексея Куща, фактически «отменяя» пенсии для части населения, власти преследуют сразу несколько целей. Во-первых, снять нагрузку с и без того дефицитного Пенсионного фонда. Во-вторых, примирить общество с тотальной фискализацией.

«Уже сейчас власти озвучивают идеи обложить налогом деньги заробитчан и ввести нулевые декларации для всех, чтобы люди заполняли декларации и платили налоги, если их реальные доходы не совпадают с официальными. Но пока все это вызывает резкий негатив среди украинцев. Если пенсии "десоциализируют", и мы увидим стариков, которые попросту окажутся на улице без средств к существованию, государство может вернуть социальные пенсии, и этим аргументировать жесткую фискализацию для всех остальных граждан», – считает Кущ.

Подпишись на наш Telegram и Facebook и следи за самым важным!


Власти объясняли, что повышение пенсионного возраста в России произошло из-за того, что денег на пенсии стало не хватать. Теперь же выясняется, что включение в пенсионную систему России пенсионеров Донбасса «не является большой нагрузкой».

Министр труда и социальной защиты России Максим Топилин заявил, что ПФР справится с возросшей нагрузкой.

«Не думаю, что это будет большой нагрузкой», — сказал он, отвечая на соответствующий вопрос.

В 2018 году правительство, премьер-министр Дмитрий Медведев, президент Владимир Путин дружно убеждали россиян, что российская пенсионная система не справляется с нагрузкой, что необходимо срочно поднимать пенсионный возраст («трудное решение»), чтобы сократить число пенсионеров.

В июне 2018 года Дмитрий Медведев уверял, что нынешняя демографическая ситуация и сложившаяся обстановка в пенсионной системе могут привести к ее разбалансировке. «Демографическая ситуация такова, что доля работающих людей становится все меньше, пенсионеров, соответственно, все больше. С каждым годом этот дисбаланс будет расти и, следовательно, нагрузка на тех, кто работает. Все это, если не принимать решений, может привести к разбалансировке пенсионной системы вплоть до того, что государство не сможет исполнять свои социальные обязательства. Для того, чтобы этого не произошло, мы должны принять дополнительные меры. Только так мы сможем обеспечить нормальный уровень жизни пенсионеров, причем на долгосрочный период», — объяснил он необходимость повышение пенсионного возраста.

В августе 2018 года Владимир Путин в обращении к россиянам объяснял повышение пенсионного возраста опасностью развала пенсионной системы.

Пенсионный фонд России 25 апреля рассказал об условиях получения пенсий жителями Донбасса, которые станут российскими гражданами. Они смогут получать российские страховые пенсии по старости только в случае переезда на постоянное жительство в Россию.

Это обусловлено тем, что между Россией и Украиной действует соглашение о пенсионном обеспечении, пояснил ПФР. «Согласно этому акту каждая из сторон по своему законодательству назначает и выплачивает пенсии постоянно проживающим на ее территории лицам независимо от гражданства», – говорится в комментарии.

«В связи с этим российские пенсии гражданам, постоянно проживающим на Украине, в том числе в Донецкой и Луганской областях, не назначаются», — пояснили в ПФР.

Однако, в аналогичной ситуации в Абхазии Россия взяла на себя обязательство доплачивать местным пенсионерам, если сама Абхазия устанавливала им пенсию ниже оговоренного минимума.

«После этого жители Абхазии, получив российские паспорта, дружно пошли и оформили себе российские пенсии, — рассказала изданию Ольга Чудиновских, заведующая лабораторией экономики народонаселения и демографии экономического факультета МГУ. — Пенсия гражданина Абхазии — около 500 рублей, российская — на уровне 8500 рублей. В Абхазии ее получают больше 30 тысяч человек, а в Донецке и Луганске их будет гораздо больше».

На выплаты 33 тысячам пенсионерам Абхазии и Южной Осетии, получившим российские паспорта, в Пенсионном фонде России заложено— 771 млн рублей в 2018 году, 810 млн — в 2019-м и 744 млн — в 2021-м.

По закону пенсия гражданина РФ не может быть меньше прожиточного минимума, установленного в регионе, где он прописан. Федеральный прожиточный минимум сейчас составляет 8846 рублей. Если предположить, что российские гражданство и прописку оформят все пенсионеры ДНР и ЛНР, то размер только пенсионных отчислений должен будет составить от 100 млрд рублей (при выплате минимальной пенсии) до 175 млрд рублей в год (исходя из среднего размера российской пенсии около 14 тысяч рублей), подсчитал ведущий аналитик компании «Пенсионные и актуарные консультации» Евгений Биезбардис. В ЛНР средняя пенсия в июне 2018 года была 4847 рублей.

В 2015-2016 году Reuters, Bloomberg и РБК выяснили, что финансирование пенсий в ЛНР и ДНР осуществляется за счет секретных статей российского бюджета.


Российские пенсии — только при переезде в Россию

Жители Донецкой и Луганской областей Украины, которые получат российское гражданство в упрощенном порядке после указа президента России Владимира Путина, смогут получать российские страховые пенсии по старости, но только если переедут на постоянное жительство в Россию, разъяснили РБК в Пенсионном фонде РФ.

Пенсии назначает и выплачивает государство постоянного проживания лица независимо от его гражданства — российского или украинского, пояснили в пресс-службе Пенсионного фонда. Поэтому получить российский паспорт, остаться жить в ДНР или ЛНР и при этом претендовать на российские пенсии не получится, следует из ответа ПФР.

«Пенсии назначает и выплачивает государство постоянного проживания лица независимо от его гражданства (России или Украины). В связи с этим российские пенсии гражданам, постоянно проживающим на Украине, в том числе в Донецкой и Луганской областях, не назначаются», — сообщил Пенсионный фонд.

В вопросах назначения и выплаты пенсий гражданам из ДНР и ЛНР Пенсионный фонд России руководствуется Соглашением о гарантиях прав граждан СНГ в области пенсионного обеспечения от 1992 года. Несмотря на то что Украина уже вышла из ряда договоров СНГ, из соглашения о пенсионном обеспечении она не выходила. «Пенсионное обеспечение граждан государств — участников настоящего соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают», — говорится в документе. То есть соглашение основано на территориальном принципе, отметили в ПФР.

Запросы в Пенсионный фонд Украины

«Гражданину РФ, переехавшему из Донецкой и Луганской областей на ПМЖ в Россию, пенсионное обеспечение будет осуществляться в общем порядке по нормам законодательства нашей страны», — подчеркнули в Пенсионном фонде.

Для назначения пенсии такому гражданину, переехавшему в Россию, нужно будет предоставить стандартный набор документов, включая паспорт гражданина России, трудовую книжку, при необходимости — справку о среднемесячном заработке за 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года (полный перечень документов — здесь).

«Пенсионный фонд России будет оказывать всяческое содействие для подтверждения стажа и заработка гражданина, в том числе путем запроса в Пенсионный фонд Украины или Пенсионные фонды Донецкой или Луганской республики», — указали в ПФР. «Таким образом, данная категория граждан будет иметь права, аналогичные с гражданами РФ», — подчеркнули в фонде. РБК направил запрос в Пенсионный фонд Украины.

По соглашению СНГ 1992 года государства-участники обязаны «принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера». Из этого следует, что при необходимости ПФР сначала направит официальный запрос в Пенсионный фонд Украины, а если тот откажется отвечать, то в пенсионные органы ДНР и ЛНР. При этом в пенсионных органах ДНР и ЛНР есть архив сведений о застрахованных лицах за периоды до 2014 года (в частности, у Пенсионного фонда ДНР есть отчетность работодателей за период с 2000 года по сентябрь 2013 года).

Из гривен в рубли

Размер заработка за период трудового стажа определяется исходя из официально установленного курса валют к моменту назначения пенсии, говорится в соглашении. Сейчас одна украинская гривна стоит 2,43 руб.

Для неработающих пенсионеров из ДНР и ЛНР будет устанавливаться федеральная или региональная доплата до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания, подчеркнули в ПФР.

При этом в России сейчас поэтапно повышается пенсионный возраст — с 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. В ДНР и ЛНР он составляет 55–60 лет, и этот фактор понадобится учитывать переезжающим пенсионерам.

В феврале 2019 года средний размер пенсий в России составил 14,1 тыс. руб., следует из данных Росстата. В ДНР и ЛНР средние пенсии составляют около 5 тыс. российских рублей, по данным местных СМИ.

Чисто гуманитарный указ

Президент Владимир Путин 24 апреля подписал указ об упрощенном предоставлении российского гражданства лицам, постоянно проживающим на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины. Рассмотрение заявлений о приеме в гражданство РФ займет не более трех месяцев, говорится в указе. МВД России уточнило, что при получении российских паспортов жителям ДНР и ЛНР не понадобится отказываться от украинского гражданства.

Путин назвал упрощенную выдачу российских паспортов вопросом «чисто гуманитарного характера», поскольку жители районов Донбасса не могут нормально перемещаться, реализовывать свои потребности и элементарные права. «У нас нет никакого желания создавать проблемы новой украинской власти, но терпеть ситуацию, при которой люди, проживающие на территории вот этих Донецкой и Луганской республик, вообще лишены каких бы то ни было гражданских прав, — это уже переходит границы с точки зрения прав человека», — сказал глава Российского государства.

На 1 марта 2019 года на территории ДНР и ЛНР официально проживают 3,73 млн человек, из них в ДНР — 2,28 млн человек, в ЛНР — 1,45 млн человек.

Для получения российского гражданства необходимо предоставить в территориальные органы МВД России следующие документы:

  • документ, удостоверяющий личность с отметкой о регистрации по месту жительства на территории соответствующего района Донецкой или Луганской области Украины. Отдельным указом президента России «до политического урегулирования ситуации в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины на основании минских соглашений» в России признаются действительными документы, выданные гражданам Украины и лицам без гражданства фактическими властями ДНР и ЛНР;
  • документ, свидетельствующий о перемене фамилии, имени и/или отчества;
  • документ о наличии гражданства иностранного государства (украинского);
  • документ о заключении (расторжении) брака;
  • свидетельство о рождении ребенка, включенного в заявление о приеме в гражданство РФ.

Планируется, что прием заявлений будет осуществляться «через уполномоченных лиц ДНР и ЛНР и рассматриваться на территории Ростовской области», указало МВД. Паспорта гражданина РФ будут выдаваться на территории Ростовской области.

Читайте также: