Пенсии повысили а денег нет

Число пожилых людей, которым отказали в пенсии, растет с каждым годом





Несмотря на повышение пенсионного возраста, материальное обеспечение российских стариков с каждым годом будет все хуже и хуже. А многие из них вообще не получат денежного содержания в старости.

Согласно прогнозу РАНХиГС, к 2050 году пенсия будет замещать только половину прежнего дохода для россиян, зарабатывающих на уровне МРОТ. Для них нынешний коэффициент замещения в 74% снизится до 53%. У получателей медианной зарплаты этот показатель сократится с 42 до 39%.

В свою очередь, получатели средних зарплат останутся при своих. В выигрыше же окажутся только представители высокодоходных групп работников. Для них коэффициент замещения возрастет с 22% до 31%. Пенсионная реформа проводится в интересах состоятельных россиян? Получается так.

А ведь средняя зарплата в России формируется с учетом крайне завышенных зарплат руководства. По этой причине, по данным Росстата, почти три четверти россиян (71,2%) получают официальную зарплату ниже средней по стране, которая в апреле текущего года составляла 47,6 тысячи рублей.

Таким образом, долгосрочный пенсионный прогноз для большинства сограждан негативен. Получаемая пенсия все в меньшей степени будет возмещать утраченный в связи с нетрудоспособностью заработок. Не говоря уже о том, что претендовать на пенсионные копейки теперь можно будет на пять лет позже.

При этом Россия подписала Конвенцию № 102 Международной организации труда (МОТ), устанавливающую минимальный коэффициент замещения пенсий на уровне в 40% от зарплаты. Обязательства власти на себя взяли, но выполнить их, судя по параметрам пенсионной реформы, не смогут.

Но еще более острая проблема заключается в том, что огромная часть общества вообще останется без средств к существованию. И не через 20−30 лет, а уже совсем скоро. Это те, кому в будущем государство откажет в пенсии по причине недостаточного трудового стажа и суммы выплаченных взносов.

Уже сейчас число отказов в назначении страховой пенсии по старости увеличивается с каждым годом. Если в 2017 году отказ получили 125 тысяч человек, то в 2018 году без пенсии оставили уже более 170 тысяч граждан. Очевидно, что число таких неприкаянных стариков и дальше будет только расти.

В настоящее время пенсионные взносы в ПФР не выплачивают 15 млн. человек. Скорее всего, это те, кто занят в «серой» экономике. По мере того, как они будут стареть, армия пожилых людей без средств к существованию станет многомиллионной. И после это власти и дальше будут утверждать, что Россия — социальное государство?

Интересы столь значительной части общества невозможно игнорировать. Чем дожидаться чрезвычайных социальных последствий, лучше уже сейчас отменить пенсионную реформу. Если Кремль не решится на такой шаг, часть голосов избирателей власти перетечет к левой оппозиции, выступающей против ограбления стариков.

Однако ничто не указывает на готовность власти не только отменить, но и даже скорректировать пенсионную реформу. Так, разумное предложение депутата Госдумы Николая Харитонова о возвращении прежнего пенсионного возраста на Севере и Дальнем Востоке для закрепления там местых жителей правительство отвергло.

Социальный психолог Алексей Рощин считает, что неплатежи россиян в ПФР имеют как объективную — экономическую, так и субъективную — психологическую причину.

— Цифра в 15 млн. россиян, которые не платят пенсионные взносы, коррелирует с тем, что говорила Ольга Голодец о масштабах теневой экономики в России. Там как раз говорилось о 15-ти, а то и 20 млн. неплательщиков. Это люди, занятые в так называемой гаражной экономике, которая никак не отражается в отчетности. Это всякого рода мастерские, лесопилки, шабашки , где люди работают чисто за «кэш», работают сезонно или вообще не работают, а живут с огородов.

К сожалению, многие плохо представляют себе, как живет реальная Россия. Ориентируются в основном на Москву и Петербург. Официальная экономика — это лишь часть экономики России.

«СП»: — Почему бы людям, раз они знают, что рискуют остаться без пенсии, не уволиться из «серой» компании и не устроиться в «белую»?

— Люди, может, и хотели бы официально зарегистрироваться, работать «в белую», отчислять, как положено в Пенсионный фонд, но для большой части населения просто нет такой возможности. Они могут либо работать неофициально у «серых» работодателей, либо вообще никак не работать. Это, кстати, касается и работодателей тоже. Они тоже порой живут на грани света и тьмы, и поэтому не могут и не хотят оформлять своих наемных работников официально, а значит, выплачивать взносы на них в ПФР. Они и сами часто не подпадают под пенсионное обеспечение.

Однажды, когда люди будут массово достигать пенсионного возраста, а оснований платить им пенсии не будет, эту проблему государству придется как-то решать.

«СП»: — Понятно, что подходящей работы порой нет, но значит, нужно искать, находить и все равно платить государству пенсионные взносы. Иначе, в 60−65 лет зубы на полку…

— Если оценивать эту ситуацию с психологической точки зрения, то тут, конечно, есть и надежда на русский авось. У многих наших людей очень низкий горизонт планирования. На Западе начинают копить на пенсию чуть ли не сразу после окончания университета — человеку еще только 22 года, а он уже прикидывает, какой у него будет пенсионный план и что будет делать на пенсии. И вообще там планируют и на 10, и на 15 лет вперед. А в России максимальный горизонт планирования — полгода. Дальше не загадывают. Причем, это уже у всех — и у тех, кто работает «в белую», и тех, кто работает «в серую».

«СП»: — Это что, люди сами виноваты?

— Наша история приучила людей, что в стране все порой меняется так внезапно и так быстро, что что-то планировать просто глупо. Есть даже поговорка: «Хочешь насмешить Бога, расскажи о своих планах». Поэтому люди не считают нужным даже когда они близко к пенсии, задумываться о том, на что они будут жить в старости.

Люди помнят историю с обнулением своих сбережений в 1991 году. Они копили-копили, верили, что у них масса денег, а это все превратилось в опилки. Потом, в 1990-е годы, примерно то же самое случилось и с пенсиями. В советский период была все-таки существенная дифференциация — пенсии повышенные, пониженные. А в 1990-е стали платить по минималке, да еще и с очень большой задержкой. Из последнего — заморозка накопительной части пенсий. Эта историческая память показывает людям, что нет смысла планировать надолго.

По мнению заместителя председателя комитета по социальной политике Госсовета Республики Татарстан Артема Прокофьева, отмена пенсионной реформы неизбежна, но для этого должна произойти смена власти в стране.

— У нас в республике я как раз занимаюсь социальным направлением. Когда говоришь с избирателями о пенсионной реформе, понимаешь, что люди чувствуют себя не просто обманутыми, но даже ограбленными государством. Это больше чем недоверие, которое и так было. Теперь все еще хуже. И это теперь долгосрочная история. Мы не знаем, как это в дальнейшем обернется для нашего государства.

«СП»: — К сожалению, теперь в отмену пенсионной реформы верится с трудом…

— Ничего подобного! Возвращение к показателям, которые у нас были — это абсолютно реальная вещь. Не менее реальная, чем смена правительства или другие изменения в стране. А то у нас порой все, что ни делает власть, начинает восприниматься как данность, которую нельзя изменить. Это абсолютно не так. Изменить можно и нужно и я уверен, что мы вернемся к прежним параметрам.

Однако отменить реформу властям тяжело и политически и морально, потому что это будет признанием собственной вины. Поэтому я думаю, что мы придем к отмене этой реформы, но это будет связано со сменой политического руководства нашей страны.

О подходах к вопросу пенсионного обеспечения в старости «СП» рассказала специалист по социальной защите Бюро Международной организации труда в Москве Ясмина Папа.

— Конвенция МОТ 1952 года устанавливает минимальные стандарты защиты на случай возникновения девяти видов социальных рисков, с которыми сталкивается человек на протяжении жизни. Среди этих рисков — старость. И Конвенция предполагает определенные обязательства стран с целью соблюдения ключевых принципов. Среди них: обеспечение финансовой, бюджетной и экономической устойчивости пенсионной системы, управление с участием всех заинтересованных сторон, предсказуемые и адекватные пособия и надлежащее управление.

«СП»: — Каков вообще международный опыт в определении размера пенсии?

— В качестве пособия по старости может быть минимальная доля прошлого заработка, либо минимальная доля заработной платы неквалифицированного работника (типичного получателя пособия).

Примеры из разных стран показывают, что заработная плата для расчета будущей пенсии определяется по-разному: это может быть средняя заработная плата за весь трудовой стаж работника (Германия) либо его/ее самая высокая заработная плата за определенный период (Бразилия и до последнего времени Австрия). Некоторые страны для расчета минимального размера пенсии в соответствии с Конвенцией № 102 используют заработную плату «стандартного получателя пособия» (неквалифицированного работника).

Другие (Германия, Нидерланды, Словения, Испания, Швеция, Румыния) для расчета пенсии работника берут сумму, равную 125% его/ее средней заработной платы. Такой подход является гендерно нейтральным. Решение о том, какой принцип использовать, принимается в ходе трехсторонних консультаций.

«СП»: — Помогла бы нам МОТ — вразумила бы наше правительство…

— МОТ готова поделиться опытом стран, которые прошли те же этапы, и предоставляет трехсторонним участникам (правительству, работодателям, работникам) технические консультации. Мы подготовили обзор состояния пенсионных систем в мире, где особое внимание уделено странам Латинской Америки и Центральной и Восточной Европы. Там приведены яркие примеры того, как реализация соответствующих мер влияет на пенсионную систему и жизнь конкретных людей.

Кроме того, МОТ ведет консультации с рядом стран на предмет внедрения предлагаемой МОТ многоуровневой пенсионной системы, которая ставит целью гарантировать всем гражданам минимальные пособия и обеспечить их постепенный рост.

«СП»: — Поскольку РФ подписала Конвенцию № 102, то хорошо бы с наших чиновников спрашивать построже за ее исполнение. В частности, за коэффициент замещения в 40% обещанный ими россиянам…

— В сентябре 2020 года Россия должна представить в Комитет экспертов МОТ по применению конвенций и рекомендаций отчет о применении Конвенции № 102. На разных стадиях подготовки отчет будет обсуждаться с трехсторонними участниками. Таким образом, все заинтересованные стороны смогут представить свои обоснованные комментации и дополнения. Мы готовы оказать техническое содействие своим трехсторонним участникам в подготовке доклада и поделиться примерами из других стран.

Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.

Экономист Владислав Жуковский раскрыл причины будущей реформы

Несправедливость стала идеологией нынешней власти


В России полностью довольны своими пенсиями разве что бывшие депутаты Госдумы и губернаторы. Остальные получают в среднем 14 тысяч рублей в месяц, а по факту огромное количество российских пенсионеров живут на прожиточный минимум в 9-10 тысяч рублей. Но пенсионное законодательство содержит несколько норм, которые позволяют увеличить сумму пенсии, и практически для каждого пенсионера найдется своя возможность. Мы собрали 8 способов увеличить пенсию, о которых кто-то может не знать.

Проверить свой стаж

Пенсия складывается из двух частей – стоимости индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов) и фиксированной выплаты. Обе эти части иногда можно увеличить – а сейчас поговорим о баллах. Это такие условные единицы, в которые пересчитываются все сделанные работником взносы на пенсионное обеспечение. С 2002 года все взносы учитываются в единой системе персонифицированного учета, и там «потерять» стаж сложно. Чего не сказать о периодах до 2001 года включительно.

Трудовой стаж, который у пенсионера накопился до 2002 года, тоже может влиять на сумму пенсии – через стажевый коэффициент. Влияет он, когда стаж по состоянию на 31 декабря 2001 года был больше 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин – тогда каждый дополнительный год увеличивает сумму расчетной пенсии, которая увеличивает пенсионный капитал, который, в свою очередь, затем пересчитывается снова в пенсию и в баллы.

При оформлении пенсии сотрудник Пенсионного фонда собирает информацию о стаже из нескольких источников:

  • трудовая книжка . Это главный документ пенсионера. Но записи из нее без подтверждения принимаются, только если к записям, подписям и печатям не возникнут претензии. Иначе…
  • справки о работе . Если запись в трудовой чем-то не устроит сотрудника, нужно предоставить соответствующую справку – с места работы или из архива (если место работы перестало существовать). Бывает, что и в архивах приказы не сохраняются, тогда остаются…
  • свидетельские показания . Нужно будет найти двоих бывших коллег с того же места работы, которые письменно подтвердят, что заявитель работал с ними в одно и то же время на одном и том же предприятии. Большая проблема – этим свидетелям тоже придется доказывать свое трудоустройство там, а проблема с документами может быть актуальна и для них.

И бывает так, что при подаче заявления человек подает все имеющиеся документы, а какой-то из них не приняли в расчет – хотя в нем может быть стажа лет на 10.

Проверить все это очень просто: нужно авторизоваться на Госуслугах, потом зайти в личный кабинет на сайте Пенсионного фонда и заказать там справку о назначенных пенсиях и социальных выплатах. В этой справке и будут указаны все засчитанные периоды работы – и будет достаточно сопоставить их с трудовой книжкой. Если что-то потерялось, то можно смело идти на прием в клиентскую службу ПФ и узнавать, почему. Возможно, это тот самый случай, когда придется искать свидетелей – но ради пенсии это стоит сделать.

Выбрать другой период до 2002 года

При расчете пенсии за периоды по 2001 год ключевой показатель – размер зарплаты будущего пенсионера. Но подтвердить его не так просто: если стаж до 2002 года подтверждается трудовой книжкой, справкой с места работы или архива, или же свидетельскими показаниями, то уровень зарплаты – только справкой. Еще одна проблема – справка должна включать в себя данные о зарплате за 60 месяцев непрерывного стажа, что тоже есть не у всех.

Дальше расчет идет по одному из двух вариантов:

  • средняя зарплата из справки сравнивается со средней на тот момент по стране (это коэффициент, который ограничен уровнем в 1,2);
  • в расчет идет сама средняя зарплата .

У большинства пенсионеров более выгодным оказывается первый вариант, так как там нет ограничения на максимальную сумму пенсии. Но здесь может быть другая проблема – если запросить справку о зарплате за не самый оптимальный период, пенсия окажется меньше, чем могла бы быть.

Каждый пенсионер, вероятно, помнит, сколько примерно зарабатывал в те годы, а данные о средней зарплате по стране можно найти на многих ресурсах, в том числе и на сайте Пенсионного фонда. Достаточно хотя бы примерно сопоставить свой заработок со средней зарплатой по стране и понять – правильный ли выбран период. Например, нет смысла выбирать просто период с самой высокой зарплатой – средний заработок в СССР за последнее десятилетие вырос со 174 до 303 рублей, и соотношение могло измениться в меньшую сторону.

Правда, тем, кто получал намного больше средней зарплаты, большого смысла в этом нет – все равно соотношение не может быть больше, чем 1,2 (за несколькими исключениями).

Еще один вариант – взять справку о зарплате с 2000 по 2001 год – это подойдет, если у пенсионера не было непрерывного периода в 60 месяцев до начала 2000-х годов.

Найти нестраховые периоды

В расчет пенсии могут включаться не только периоды занятости – законодательство допускает так называемые нестраховые периоды, которые могут включаться в стаж и даже давать право на доплаты. Таких периодов есть несколько:

  • военная и приравненная к ней служба – каждый год службы прибавляет 1,8 балла к пенсии;
  • уход за пожилым человеком, инвалидом I группы или ребенком-инвалидом – 1,8 балла в год;
  • проживание супруги военнослужащего в месте службы по контракту в отсутствие работы – 1,8 балла в год, но не более 5 лет в сумме;
  • проживание супругов дипломатических работников за границей без работы – 1,8 балла в год, но не более 5 лет в сумме;
  • отстранение от работы из-за несправедливого обвинения при условии реабилитации – 1,8 балла в год;
  • период ухода за ребенком до его полуторалетнего возраста – 1,8 балла в год для первого ребенка, 3,6 балла за второго и 5,4 за третьего. В сумме – не более 6 лет.

Нестраховые периоды начали давать пенсионные баллы только недавно – с 2015 года, когда Россия перешла на нынешнюю пенсионную систему. Поэтому все, кто выходил на пенсию до этого, должны проверить, нет ли у них дополнительных возможностей увеличить пенсию. Например, если при выходе на пенсию в Пенсионный фонд не попали документы на детей (свидетельства о рождении), их можно донести отдельно – это увеличит пенсию.

Вообще же нестраховых периодов больше – туда входят, например, периоды получения пособия по безработице, но они только включаются в стаж, а права на дополнительные баллы не дают.

Повысить фиксированную выплату за счет доплаты

До этого мы рассматривали варианты увеличения страховой части пенсии – но некоторые пенсионеры имеют возможность увеличить и фиксированную выплату. Для большинства пенсионеров она составляет 5 686,25 рублей.

В повышенном размере фиксированную выплату получают:

  • достигшие 80 лет или являющиеся инвалидами I группы – 11 372,5 рублей (то есть, в двукратном размере);
  • имеющие на иждивении нетрудоспособных лиц – дополнительно по 1 895,42‬ рублей (1/3 фиксированной выплаты) на каждого иждивенца, но не более чем на троих;
  • проработавшие не менее 15 лет в районах Крайнего Севера (при общем стаже не менее 25/20 лет) – 8 529,38 рублей (в полуторном размере), выплаты на иждивенцев тоже выше;
  • проработавшие не менее 30 лет в сфере сельского хозяйства – 7 107,81 рублей (на 25% больше).

Понятно, что работа в районах Крайнего Севера подтверждается еще при подаче документов на пенсию, как и инвалидность, но доплаты за иждивенцев или «сельские» доплаты, возможно, придется оформить отдельно. С иждивенцами все понятно – как правило, это несовершеннолетние дети или внуки (до 23 лет, если учатся очно), в случае с внуками факт нахождения на иждивении, возможно, придется доказывать.

«Сельские» доплаты появились недавно, в 2019 году. Получить их можно, проработав не менее 30 лет в сельском хозяйстве (согласно перечню профессий), при этом пенсионер должен и сейчас проживать в сельской местности и не иметь работы. Перечень профессий недавно расширили, поэтому при необходимости право на доплату можно проверить.

Оформить ветеранские и другие выплаты

Кроме пенсий, некоторые люди в России имеют право на дополнительные ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ). Это 2 группы – федеральные льготники (инвалиды, ветераны, «чернобыльцы» и некоторые другие) и региональные (ветераны труда).

С федеральными льготами все понятно – на сайте Пенсионного фонда есть список категорий и соответствующие им суммы ЕДВ. Например, ветераны боевых действий получают в месяц 3 062 рубля, инвалиды II группы – 2 782,67 рубля, а бывшие несовершеннолетние узники концлагерей – 5 565,32 рублей. Скорее всего, все, кто имеет право на эти выплаты, давно их оформили.

Но с региональными выплатами все не так просто. На уровне региона выплачиваются ЕДВ для ветеранов труда, но такие ветераны есть на федеральном уровне, а есть на региональном. Отличия – при федеральном статусе выплаты можно получать в любом регионе, где проживает человек, а региональный статус дает право на выплаты лишь в одном регионе.

Получают статус ветерана примерно по одним и тем же критериям – стаж работы 30-40 лет, из них 15-20 лет на территории соответствующего региона, иногда еще нужно иметь производственные награды.

Суммы выплат везде разные – обычно это около 500 рублей, в самых бедных регионах выплат может не быть совсем. В дополнение к выплатам можно получить право на 50%-ю компенсацию стоимости ЖКХ – то есть, можно будет не заниматься сбором справок для получения субсидии на общих основаниях.

Отказаться от ненужных льгот

С понятием ежемесячной денежной выплаты неразрывно связан набор социальных услуг (НСУ). То есть, все федеральные льготники, кто имеет право на ЕДВ, также имеют право на набор социальных услуг. Это набор услуг из обеспечения лекарствами, санаторно-курортным лечением и возможностью проехать к нему.

Главное, что нужно знать о НСУ – его можно получать в натуральной или денежной форме. Более того, можно оставить себе нужные услуги в натуральной форме, а остальные перевести в денежную. За весь набор 2020 году доплачивают 1155,06 рублей, и складывается эта сумма из следующего:

  • бесплатные лекарства , медицинские изделия и лечебное питание – 889,66 рублей в месяц;
  • путевки на санаторно-курортное лечение – 137,63 рублей;
  • проезд к месту лечения и обратно – 127,77 рублей.

Важно понимать, что, если льготник оставит себе право на бесплатные лекарства, он сможет получать их и на бОльшую сумму – ровно на столько, сколько ему выпишет лечащий врач. Поэтому тем, кому нужны дорогие лекарства по назначению, лучше от них не отказываться.

Получить же путевку гораздо сложнее (тоже нужно направление от врача), поэтому большинство льготников от них отказываются. В этом случае к ЕДВ прибавляется 265,4 рублей, что не так плохо, как для неиспользуемых услуг.

Кроме федеральных льгот, можно получить денежный эквивалент некоторых региональных. Например, московские пенсионеры могут получить в денежной форме стоимость бесплатного проезда в городском и пригородном транспорте – 400 и 199 рублей соответственно, в других регионах есть аналогичные возможности.

Оформить доплату за уход

Уже достаточно долго в России существует возможность оформить уход за нетрудоспособным человеком. Это касается таких категорий:

  • инвалиды I группы;
  • престарелые граждане, которые нуждаются в постоянном уходе (по заключению врача);
  • все, кто старше 80 лет.

Для того, кто будет ухаживать за пожилым человеком, есть только одно условие – он не должен работать (состоять на учете в центре занятости или получать пенсию). Никто не будет проверять, действительно ли он ухаживает за пожилым человеком, проживать вместе с ним тоже не требуется.

Доплата в размере 1 200 рублей приходит вместе с пенсией именно нетрудоспособному человеку. Что делать с деньгами дальше – решает он сам: может не отдавать, может отдать часть, полностью или даже доплатить из своих денег. Если выплату оформляют родители за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства I группы, сумма выплаты составит уже 10 000 рублей.

Тот, кто оформляет уход за пожилым человеком, тоже не остается без бонусов – для него это время засчитывается в страховой стаж, а за каждый год начисляется 1,8 пенсионных баллов.

Если выплату на уход оформляет пенсионер из местности, где есть районный коэффициент, выплата увеличивается на него.

Закрыть ИП и стать самозанятым

Это касается пенсионеров, которые параллельно с получением пенсии занимаются предпринимательской деятельностью. Согласно законодательству, с 2016 года они лишены права на индексацию пенсии и на социальную доплату до прожиточного минимума, так как считаются работающими.

Работающими их считают из-за того, что ИП обязаны вносить страховые взносы – фиксированный платеж, который затем отображается на индивидуальном лицевом счете и в конечном итоге увеличивает количество пенсионных баллов.

Но часто предпринимательская деятельность связана с оказанием какой-нибудь услуги или со сдачей квартиры в аренду – взносы ИП платят вне зависимости от того, каким видом деятельности занимаются.

Однако с 2019 года у тех, кто оказывает услуги, появилась возможность оформиться плательщиком налога на профессиональный доход – проще говоря, самозанятым. Сначала его ввели только в 4 регионах, с 2020 года режим распространили еще на 19 регионов, а с 1 июля каждый регион сможет вводить этот налоговый режим по своему усмотрению.

Главное преимущество НПД – низкие налоги (4 или 6% от суммы дохода), а также возможность вообще не платить страховые взносы. Кстати, ИП тоже может стать самозанятым – тогда он сможет не платить взносы, формально оставаясь при этом предпринимателем.

Соответственно, как только пенсионер станет плательщиком НПД и перестанет платить взносы в Пенсионный фонд, он будет считаться неработающим пенсионером и ему вернут индексацию и социальные доплаты (процесс займет до 3 месяцев, доплаты придут с месяца, следующего за увольнением).

Кстати, самозанятые получили неплохие бонусы от государства из-за ситуации с коронавирусом – им вернули уплаченный за 2019 год налог в полном объеме, а тем, кто зарегистрировался в 2020-м, выдали капитал в 12 130 рублей, который те могут пустить на уплату налога.

Правда, стоит учитывать ограничения по видам деятельности для регистрации самозанятым, а также ограничения по доходам (не более 2,4 миллионов рублей в год).

Пенсионный возраст повысили, а денег по-прежнему нет и не будет.

Почему пенсионный возраст повысили, а денег по-прежнему нет и не будет? Объясняет экономист Евгений Гонтмахер.
Два года назад в России состоялась финансовая спецоперация под названием «повышение пенсионного возраста». События разворачивались настолько стремительно, а пенсионная система столь запутанна, что многие не успели толком разобраться в происходящем. Сейчас пришло время для подведения предварительных итогов «реформы». Удалось ли властям снизить дефицит Пенсионного фонда и одновременно повысить размер выплат? Когда ждать очередного повышения пенсионного возраста? И на что может рассчитывать в старости поколение, которому сейчас 30–40 лет? Мы попросили доктора экономических наук Евгения Гонтмахера ответить на ключевые вопросы о российской пенсионной системе.

— В 2018 году власти обещали, что после повышения пенсионного возраста все станут жить немного лучше — бюджет получит дополнительные доходы, а пенсионеры — более высокую пенсию. Давайте начнем с бюджета: уменьшилась ли дыра в Пенсионном фонде за эти два года?

— Формально бюджет, конечно, некоторые деньги сэкономил, потому что общее число пенсионеров уменьшается. Если сейчас мы посмотрим на проектировки бюджета Пенсионного фонда, которые внесены в Госдуму на 2021–2023 годы, то увидим, что, по их таблицам, численность пенсионеров год от года снижается на 200–300 тысяч человек. Поэтому чисто механически расходы бюджетной системы, включая Пенсионный фонд, по крайней мере растут не так быстро, как они росли до того. Но не достигнута главная цель, которую перед собой ставило правительство, повышая пенсионный возраст. Проблема в том — об этом говорил и Путин, когда пытался обосновать необходимость пенсионной реформы, и Медведев, и другие официальные лица, — что нашему бюджету очень тяжело дотировать Пенсионный фонд. Он похож на дыру, куда сливаются деньги. И если мы дальше будем это делать, то бюджет «треснет». Конечно, это не совсем правда. Сейчас из бюджета в ПФР официально поступает более 3 триллионов рублей, и эта сумма будет увеличиваться, судя по проекту бюджета, до 4,5 трлн рублей в 2023 году. Но ведь ПФР выплачивает очень много разных пособий, которые к пенсиям не имеют никакого отношения, — например, материнский капитал. И на самом деле именно поэтому там возникает большая часть дефицита.

Если мы говорим про то, сколько денег нужно именно на пенсии и сколько на них собирается за счет страховых взносов в 22%, то дефицит небольшой: порядка половины триллиона рублей. Это к тому, что причина, которая была заявлена изначально для проведения реформы и тогда была не очень правильной, ну а сейчас — тем более. Если разгрузить ПФР от так называемых нестраховых выплат, то дефицит будет очень скромный, потому что

всего на выплату пенсий тратится порядка 7–8 триллионов рублей в год.

И на этом фоне 500 миллиардов не выглядит такой уж значительной цифрой.

Но глобально в пенсионной системе за два года ничего не поменялось. Ровно такая же ситуация была, когда все начиналось, — Пенсионный фонд так и не вышел в ноль со своим бюджетом.

— Это вообще был реалистичный план — вывести пенсионную систему на самообеспечение?

— Несмотря на то что сейчас идет процесс уменьшения численности пенсионеров за счет повышения пенсионного возраста до 60–65 лет, он скоро тоже остановится: пенсионный возраст дойдет до новых параметров. И надо помнить, что население стареет, а значит, затем количество людей пенсионного возраста будет опять увеличиваться. Поэтому решить проблему дефицита ПФР, я думаю, принципиально не удастся в обозримой перспективе.

Сейчас ситуация осложняется пандемией. Доходы ПФР — это производная от легальной заработной платы в нашей стране. В первой половине этого года номинальная зарплата упала (в августе она была меньше, чем в марте), и автоматически сумма пенсионных взносов тоже стала падать. И я боюсь, что сейчас наращивание ограничительных мер, переход к скрытому локдауну, опять нанесет существенный удар по экономике. В таких условиях доходы ПФР расти не будут, а возможно, даже будут уменьшаться. А вот расходы никуда не денутся. С другой стороны, дефицит бюджета Пенсионного фонда может быть чуть больше или чуть меньше, в целом ничего страшного в этом нет. Все-таки пенсии в нашей стране небольшие (и это известная проблема), но они исправно выплачиваются. Вот когда мы запустим экономику (если когда-нибудь это произойдет), тогда сможем поразмышлять о том, что будет с Пенсионным фондом и как он будет наполняться. А пока — что есть, то есть.

Федеральный бюджет все равно будет дотировать Пенсионный фонд по простой причине — это принципиальный политический вопрос. Пенсионеры — это особо охраняемая группа, это электорат. У нас впереди выборы в Госдуму, президентские выборы и прочее. В конце концов, есть Фонд национального благосостояния, который сейчас законсервирован, — сейчас в нем уже больше 13 триллионов рублей. Этот фонд в свое время был создан для балансировки пенсионной системы. Если наступит какая-то крайняя ситуация, то

ФНБ может быть «раскупорен», и этих 13 триллионов рублей даже с учетом дефицита бюджета ПФР хватит на пару-тройку лет для поддержания нынешнего состояния дел и выплату пенсий.

— С бюджетом понятно, а что насчет пенсионеров — стали ли они больше получать?

— Дмитрий Медведев, как вы помните, обещал, что после запуска реформы пенсии будут повышаться на 1000 рублей каждый год до 2024-го. Однако, по цифрам и по данным проектировок бюджета на ближайшие три года, размер пенсии повышается в среднем на 700 рублей в год, а не на 1000. И это важный момент. То есть, казалось бы, сэкономили средства на повышении пенсионного возраста — можно направить их на помощь пенсионерам. Но сэкономленные средства оказались совсем небольшие, поэтому зачем было говорить про эту тысячу? Людей заманили обещанием, а в результате ожидания не оправдались. К тому же до сих пор не восстановлена индексация пенсий работающим пенсионерам. Да, когда проводили пенсионную реформу, такого обещания не было. Но в соответствии с поправками в Конституцию, принятыми в этом году (фактически это была приманка, чтобы люди шли и голосовали нужным образом), должна проводиться регулярная индексация пенсий. Точка. Там нет оговорки об индексации только неработающим пенсионерам, сказано просто об индексации пенсий.

Если сейчас посмотреть на проекты бюджетов, то возникает впечатление, что Конституция — сама по себе, а пенсионеры, в том числе работающие, — сами по себе. И для работающих пенсионеров это колоссальная проблема. Так, в 2015 году, когда для них отменили индексацию пенсий, буквально за год с рынка труда ушла треть работающих пенсионеров: либо они ушли в тень, либо просто перестали работать. А это прямой ущерб экономике, так как, для начала, за них платили страховые взносы в Пенсионный фонд, работая, они отчасти «окупали» свои пенсии. К тому же у нас все говорят, что в стране не хватает рабочих рук, а тут взяли и несколько миллионов человек отправили непонятно куда.

Поэтому, если подводить итоги пенсионной реформы для людей, я могу сказать, что этот итог «психологический». История невероятно быстрого принятия реформы (в мае Медведев объявил о проекте, в Думе его тут же обсудили и приняли) нанесла колоссальный ущерб настроению, которое испытывало общество по отношению к правительству. Это проявилось во всех слоях социума, а не только среди тех, кому скоро на пенсию, — в том числе среди сегодняшних пенсионеров, к которым, казалось бы, повышение пенсионного возраста уже никак не относится.

Они переживают за своих детей, которым через 10–15 лет тоже выходить на пенсию. А молодые люди, которые только входят в трудовую жизнь, пронаблюдав на данном примере, как правительство обходится с населением, как ставит его перед фактом и не слышит никаких аргументов, для себя решили, что им не нужна никакая пенсионная система, и они не будут платить страховых взносов. Поэтому уход от страховых взносов, неверие в то, что эта пенсионная система может тебе что-то дать, стало массовым явлением.

И последнее, что я должен сказать в этой связи: если в России начнется настоящая политическая жизнь (не как сейчас), то, уверяю вас, одним из первых требований со стороны оппозиции или тех людей, кто будет претендовать на смену нынешней власти, будет отмена пенсионной реформы. Запуском этой реформы власти заложили очень хороший кирпичик в будущий политический процесс.

— Понятно, что прогнозировать сложно, но тем не менее: если мы берем людей моего возраста, между 30 и 40 годами, на какую пенсию мы можем рассчитывать в будущем?

— Если говорить о пенсиях, то вы ни на что существенное не можете рассчитывать. Ваше поколение, если правила исчисления пенсий не поменяются и вы, как полагается, выйдете на пенсию через 30–35 лет, при прочих равных будет получать меньше, чем те, кто выходит на пенсию сейчас. Это будет очень небольшая сумма. И, кстати говоря, в этом нет ничего трагического, хотя, конечно, это плохо. Дело в том, что у нас до сих пор держится иллюзия того, что, как только мы выходим на пенсию, государство должно нам платить какие-то приличные суммы за наши годы работы на него. На самом деле пенсия, чтобы быть достойной, должна складываться из трех частей, как это принято во всем развитом мире. Первая — это небольшая солидарная часть, то есть за вас платят взносы, и из этих взносов вы получаете очень скромный прожиточный минимум. Вторая часть складывается из того, что вы с вашим работодателем вместе откладываете в какой-нибудь частный пенсионный фонд: вы — из вашей зарплаты, он — из своих денег. И третья часть: вы лично, если у вас есть для этого деньги, как только начинаете работать, идете в банк и открываете личный пенсионный счет лет на 40, куда вы откладываете «копеечку» все эти годы из своей зарплаты (эта сумма вычитается из подоходного налога). И в итоге, когда вы выходите на пенсию, вы из этих трех источников получаете более-менее приличные деньги.

К сожалению, таково будущее пенсионных систем во всем мире. Старение населения, увеличение числа пожилых людей — все это не позволяет в будущем существовать той солидарной системе, которая есть сейчас, когда работающие за счет своих взносов оплачивают пенсии нынешним пенсионерам. Это следует из чистой арифметики. Сейчас в России пенсионеров, получающих страховые пенсии, где-то около 40 миллионов человек, а количество работников, за которых платят взносы, — 50 миллионов. И эти цифры сближаются. Лет через 15–20 это соотношение будет один к одному. Значит, мы должны либо поднять эти взносы, либо снизить пенсии. Но подъем взносов — это удар по бизнесу, а в этом году взносы даже частично снизили для малого бизнеса. В итоге будущее во всем мире за комбинированным вариантом из солидарной и накопительной пенсии, но это требует зрелости финансовых рынков, финансовой

грамотности самих людей и, самое главное, высоких зарплат. Одно дело, когда вы живете в Америке и получаете 5 тысяч долларов в месяц, вы можете отложить какие-то деньги и туда, и сюда. Другое дело, когда вы живете в России и получаете медианную зарплату около 40 тысяч рублей.

Это объективная картинка современного мира. Ваше поколение (30–40 лет) и более молодое поколение, сейчас только входящее в трудовую жизнь, должны немножко по-другому выстраивать стратегию своей жизни, чтобы обеспечить достойную старость. И кстати, жизнь в старости — это не только пенсия, но и недвижимость, за счет которой в развитых странах многие на пенсии живут. Когда человек неплохо зарабатывает в среднем возрасте, он покупает себе второй дом или квартиру в рассрочку, и потом выплачивает кредит много лет, но, когда он выходит на пенсию, он эту квартиру или дом либо сдает, либо продает и получает деньги, которые прибавляются к его пенсии. Еще вариант: человек является акционером и получает какие-то дивиденды — тоже прибавка. И таких вариантов улучшения материального положения в пожилом возрасте довольно много. Но, повторю, в основе всего этого — высокая зарплата основной части работников.

— Ждать ли нам очередного повышения пенсионного возраста в ближайшие годы?

— Я думаю, что в обозримой перспективе этого не будет. Во-первых, на этой пенсионной реформе власти уже политически обожглись, к тому же у нас еще не закончился переход на новый пенсионный возраст. Во-вторых, когда проводили эту реформу, ссылались на демографию. Один из аргументов был таким: наши женщины выходят в 55 лет на пенсию, а потом еще двадцать с чем-то лет благополучно живут, а мужчины, выходя в 60 лет, живут еще пятнадцать лет (правда, не говорили о том, что у нас треть мужчин не доживает до шестидесяти). Но боюсь, что со здравоохранением у нас в ближайшие годы будет очень плохая ситуация.

В проекте федерального бюджета на следующие три года снижаются государственные расходы на здравоохранение в доле ВВП из всех источников: федерального и бюджетов, ОМС, а у нас сейчас и так острый и хронический недостаток денег в здравоохранении. В этом году, учитывая расходы на пандемию, на здравоохранение будет потрачено около 4% ВВП, в следующем году будет уже 3,8%, потом — 3,7%, а в 2023 году 3,6%. В развитых странах государственные расходы на здравоохранение не менее 6–7%, а ВВП на душу населения у них, естественно, существенно выше, чем у нас.

Таким образом, из-за недостаточных расходов на здравоохранение у нас может остановиться рост ожидаемой продолжительности жизни,

на который и ссылались, когда проводили пенсионную реформу. И в этих условиях, если через несколько лет объявить обществу о том, что мужчины теперь будут выходить на пенсию не в 65, как установлено сейчас, а в 67, то боюсь, что это обернется «всероссийским Хабаровском» в лучшем случае. Поэтому чисто политически и чисто демографически такая инициатива не пройдет. Другое дело, что есть всякие тонкости и ухищрения, которые могут позволить немного сэкономить деньги ПФР — например, можно повысить минимальный стаж, который необходим для получения полной страховой пенсии: скоро этот срок будет 15 лет, а можно сделать 20.

Можно пересчитать коэффициент, по которому сейчас пересчитываются деньги, которые за вас платит работодатель, в некие баллы, которые учитываются при накоплении ваших пенсионных прав и начислении пенсии. Стоимость 1 балла каждый год устанавливается правительством. Это мелкие ухищрения, которые власти вполне могут себе позволить, но это все не решит глобальную проблему: чтобы что-то изменить в пенсионной системе, нам надо неспешно, не в течение месяца, начать общенациональную дискуссию, чтобы понять, что у нас происходит в здравоохранении, в экономике, которые и создают базис для пенсионной системы. В том случае, если у нас не будет всеобъемлющих реформ, включая политические, экономические, социальные, никаких разговоров о хорошей пенсионной системе у нас не будет. Она находится на обочине внимания государственной системы, и, скорее всего, это будет продолжаться до какого-то политического сдвига, который сделает эту тему приоритетной и «упакует» в правильные политические институты, когда решать, как нам жить, будут не отдельные личности в высоких кабинетах, а сами люди.

Читайте также: